Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон
Отсутствие необходимого высокоточного оборудования, с помощью которого могли быть созданы многочисленные древнеегипетские артефакты, а также отсутствие следов промышленной инфраструктуры для его производства в самом Египте и за его пределами свидетельствуют о том, что высокие технологии были привнесены извне. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».
На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок.
Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов — гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…
Содержание
- 1 СТРАННОЕ СОСЕДСТВО
- 2 ГЛАЗА СТАТУИ
- 3 КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?
СТРАННОЕ СОСЕДСТВО
Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения.
С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой — отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения.
Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.
- Саркофаги разного качества обработки
Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита.
Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.
) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.
Но вот незадача — в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.
Диоритовая статуя Хафра. Египетский музей
И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, — это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн.
К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки.
Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.
Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта.
Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II.
Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн.
Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.
Гранитная статуя в Рамессеуме
А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.
Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями — необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.
Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.
Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.
ГЛАЗА СТАТУИ
С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.
Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.
Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э.
После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе.
Единственное разумное объяснение — кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».
КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал’ со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее 5 тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов.
Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с III тысячелетия до н. э.
в Египте стали всплывать артефакты, оставшиеся от первых божественных династий.
Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.
О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона.
Первое, что бросается в глаза, — неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона.
Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается.
Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?
Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона — абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение.
Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре.
Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».Алексей КОМОГОРЦЕВ
Источник: https://nlo-mir.ru/civilizacia/26781-tajny-drevneegipetskih-statuj-12-foto.html
Скульптура Древнего Египта Египетская скульптура строго
фараон – Тутмос 3
фараона Тутмоса 3 современные египтологи считают – первым известным завоевателем и военным гением в мировой истории, именуя его «Наполеоном Древнего Мира» Он создал грандиозную державу, охватывающую, кроме самого Египта, весь Ближний Восток, часть Ливии и Нубии.
Амарнский период Царствовавший в начале XIV века до н. э. фараон Аменхотеп IV решил именоваться Эхнатоном, что значит «Дух Атона» , и перенес столицу из древних Фив в построенный им город Ахетатон, что значит «Горизонт Атона»
Рельеф. Эхнатон и его семья Искусство Амарны отличает большая подвижность фигур, подчеркнутую правдивость изображения, живость отдельных образов и всей композиции, внесение в искусство вместе с неведомым дотоле динамизмом таких мотивов, как лирика, задушевность, даже интимность, при еще возросшем стремление к изяществу, изысканности.
Фрагмент росписи дворца в Ахетатоне. Роспись, изображающая обнаженных маленьких царевен, дочерей Эхнатона, играющих, сидя на мягких подушках у ног родителей. Уют и тихая радость, которыми согрета эта композиция, непринужденность поз, проглядывающая сквозь их стилистическую условность, — нечто дотоле неведомое величавому искусству Египта.
Голова царицы Нефертити. Начало XIV века до н. э. Берлин. Музей
Бюст Тутанхамона Преемником фараона – реформатора стал Тутанхамон. В ноябре 1922 г. английскому археологу Картеру удалось после долгих поисков обнаружить в «Долине царей» тщательно скрытую усыпальницу фараона Тутанхамона, в которой оказались несметные художественные сокровища.
Рельеф на спинке золотого трона Тутанхамона. Каир. Музей На спинке золотого трона мы видим поэтическое изображение царя и царицы с инкрустациями из золота и стекла.
Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Сохраняя исконный стиль, египетское искусство украсилось грацией, изяществом.
Золотая маска Тутанхамона. XIV век до н. э Изумительна по своему совершенству золотая маска царя со вставками из лазурита.
Ушебти – погребальная статуэтка , которая по представлению древних египтян должна была работать вместо покойного в загробном мире Дуат. Обычно количество ушебти колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Все зависело от их хозяина.
Женщина, готовящая пиво. Раскрашенная статуэтка из Саккара. Флоренция. Археологический музей Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные, эти статуэтки изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров.
Статуэтка, найденная в усыпальнице Рамсеса II Из покоренных стран египтяне пригоняли к себе на родину тысячи рабов. Эта статуэтка изображает пленного нубийского воина.
Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа. Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина Парные статуэтки из черного дерева жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, изображенные в рост. Поступь обоих легка, а весь облик исполнен благородства и грации, их фигуры изящны и в то же время царственно величавы.
Ювелирное и декоративно – прикладное искусство
Плывущая девушка. Туалетная ложечка. Конец XV века до н. э. Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Туалетная ложечка. Конец XV века до н. э. Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина А в другой ложечке, столь же бесконечно изящной, — ручка в виде смуглой обнаженной девушки, осторожно ступающей среди цветов лотоса, а над ней — сама ложечка в форме кувшина, поддерживаемого головами газелей.
Браслеты эпохи царствования Рамсеса II Браслет из золота и лазурита, относящийся к эпохе царствования фараона Рамсеса II, был найден в дельте Нила, где некогда стоял город Пер – Рамсес.
На другом браслете удачи изображено око – уаджет: считалось, что этот амулет в виде глаза оберегал тех, кто его носит. Многие драгоценности таким образом делались, таким образом, как в декоративных, так и в магических целях.
Некоторые ожерелья и серьги изготавливались в виде амулетов, уберегающих от змеиных укусов или других напастей.
Ларец. Каир. Музей Роспись одного из ларцов показывает фараона на колеснице, охотящегося на львов или поражающего врагов; эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма.
Колесница Тутанхамона. Каир. Музей А вот и сама парадная колесница царя с остро реалистическим рельефным изображением коленопреклоненных врагов.
Украшения мумии Тутанхамона. Каир. Музей На мумии царя насчитали сотни украшений. На каждый палец покойника был надет золотой футляр.
Фаянсовые сосуды Совершенны яркие фаянсовые сосуды и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись.
Источник: https://present5.com/skulptura-drevnego-egipta-egipetskaya-skulptura-strogo/
Скульптура Древнего Египта — Энциклопедия Древнего Египта
Статуи Хатшепсут и Тутмоса III. Карнак.
кульптура Древнего Египта — одна из-за наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились.
Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов.
Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром.
Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя «встретиться взглядом».
Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала.
Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
1. Скульптура Раннего Царства
Статуя фараона Хасехемуи. Ашмольский музей Искусств и Археологии. Оксфорд. Великобритания.
Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы — Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» — ритуалом обновления физической мощи фараона.
К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега — характерное исключительно для композиций в рельефе.
К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована.
Здесь уже выявлены основные черты стиля — монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства.
К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.
Новые черты появились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Здесь художник нашел простые и емкие по значению изобразительные средства.
Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным сооружениям, контрастирует в стеле Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.
В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно рамки стелы и центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения».
2. Скульптура Древнего Царства
Статуя Каапера («Сельский староста»). Каирский музей. Египет.
От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших — ка, в которых сложились портретного искусства Египта.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца.
В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах.
Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом.
Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.
3. Скульптура Среднего Царства
Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон
Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада.
Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона).
Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками.
Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.
Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность.
Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III.
Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.
Искусство Среднего Царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.).
Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего Царства).
4. Скульптура Нового Царства
Искусство Нового Царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.
В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах.
В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением.
Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.
4.1. Амарнский период
Бюст Нефертити. Берлинский музей.
Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке.
В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству.
Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях.
Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном.
Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии.
Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями.
5. Скульптура Позднего Царства
Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают — так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными.
Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области.
Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально.
Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.
В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.
Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм.
- Сайт «Wikipedia — Свободная Энциклопедия»
Источник: http://egyptopedia.info/s/668-skulptura-drevnego-egipta
Скульптура
Искусство скульптуры в Древнем Египте было тесно связано с похоронным культом: в каждой из найденных гробниц обнаружены многочисленные статуи, изображающие не только умершего — для его статуи была специально отведена отдельная комната, но и его челяди — слуг, обязанных также заботливо и трепетно ухаживать за своим господином и в потустороннем мире.
Искусство скульптуры в Древнем Египте было тесно связано с похоронным культом
Статуи в усыпальнице находились не просто «для красоты»: согласно верованиям древних египтян, в высеченные из камня статуи после смерти вселяется душа усопшего человека.
В этой связи древние скульпторы должны были как можно более точно и правдоподобно изобразить людей для того, чтобы душа, оторвавшись от тела, наверняка знала, куда именно ей возвращаться.
В связи с этим статуи слуг и рабов всегда «занимались» тем делом, которым в жизни занимался приближенный к фараону человек.
Уже раннее время — в эпоху Древнего царства — египетские скульптуры отличает удивительная пропорциональность, гармоничность и четкость.
Надо заметить, что наибольшее распространение получили две, ставшие впоследствии традиционными, позы, в которых древние скульпторы изображали людей: или стоя с выдвинутой вперед левой ногой, или сидя с руками, положенными на колени.
В этих положениях, дающих ощущение спокойствия и сдержанности, чаще всего изображали властителей.
Широкое распространение именно этих поз, а также свойственной царским сыновьям позы «писца», когда человек изображается сидящим на скрещенных ногах, связано с удобством расположения древних скульптур в традиционных местах — у стен или в нишах. Именно поэтому древнеегипетские статуи раннего времени всегда фронтальны.
Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь — посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека-«модели». Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины — в желтый.
В Древнем Египте сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь — посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой
Многих удивляет тот факт, что древние египтяне поразительно точно передавали черты лица, иными словами, прекрасно владели портретным искусством. Оказывается, этому факту есть объяснение: очень часто, дабы защитить тело умершего от разложения, его, в т.ч.
и лицо, покрывали слоем гипса.
Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память.
Однако было бы неправильно полагать, что древнеегипетские статуи играли роль, связанную исключительно с похоронным культом. Очень часто огромные статуи, выполненные не так тщательно и детально, как в иных случаях, имели декоративное значение: использовались для украшения и оформления храмов.
Довольно часто фараоны помещали свои статуи в храм для того, чтобы навеки заручиться поддержкой того божества, которому посвящен данный храм.
Как правило, скульпторы в этом случае не только старались добиться идеального портретного сходства, но и дополнительно высекали на статуях многочисленные молитвы от лица фараона не только с восхвалениями божеству, но также и с просьбами, зачастую частного характера.
Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением).
С окончанием эпохи Древнего царства в искусстве скульптуры намечается некоторый переворот: теперь статуи, изготовленные в разных областях государства, существенным образом отличаются друг от друга.
Например, скульпторы Сиута предпочитают изображать несколько удлиненные фигуры, миерские мастера, напротив, считают красивыми только мускулистые тела, а абидосские умельцы склонны к мягким линиям и нерезким формам.
Поворотным этапом в развитии скульптуры стало время правления фараонов XVIII династии — период расцвета и подъема всего древнеегипетского искусства. В это время вырабатывается новый скульптурный принцип, согласно которому мастера чрезмерно усиливают, преувеличивают и подчеркивают характерные черты того человека, скульптуру которого они изготавливают (примером могут служить знаменитые портреты фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выполненные скульптором Джехутимесу). Однако с воцарением на престоле властителей следующей — XIX -династии происходит возвращение «на круги своя», и ставшие основными «северные» мастерские провозглашают свой скульптурный канон — усиление торса, утолщение конечностей и уплощение лиц.
Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_egipet/skulptura.html
Развитие скульптуры в Древнем Египте (стр. 1 из 3)
- Содержание
- Введение 3
- 1. Скульптура древнего царства 6
- 2. Скульптура среднего царства 8
- 3. Скульптура нового царства 11
- Заключение
14 - Список использованной литературы
16 - Введение
В древности Египет был очень сильным и стабильным государством.
После периода смут и раздробленности фараонам удалось объединить страну и создать мощную и богатую империю, распространившую свое влияние далеко за первоначальные границы. Вместе с экономическим процветанием пришла и высокая художественная культура, нашедшая отражение в первую очередь в культе фараона, которого древние египтяне почитали как живого бога.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древний период египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков.
Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Искусство было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии.
Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.
Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства.
Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми.
Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.
Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила подчеркнутость геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов.
Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Важнейшие памятники египетской скульптуры — статуи богов и людей; встречаются также фигуры животных.
Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах.
Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками.
Другие требования к скульпторам — изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим канонами египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Статуи играли большую роль и в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, меньше акцентируя внимание на деталях.
Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Поэтому в рельефе, на рисунке или скульптуре изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее подходящим для счастливой и вечной загробной жизни.
На мой взгляд, Древний Египет – “дар Нила” и страна пирамид – государство не просто уникальное, а великое и могущественное не только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня, через пять тысячелетий после ее создания. В реферате мы познакомимся с искусством Древнего Египта, выделим его характерные черты, исследуем этапы развития скульптуры Древнего Египта?
1.
Скульптура древнего царства
(300 — около 2300 годы до н.э.)
Столицей Египта в эпоху Древнего царства был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира.
Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство.
Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства.
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
В этот период в большей степени, чем в рельефе, устанавливаются в круглой скульптуре строгие каноны определенных типов композиции, удержавшихся затем на всем протяжении развития египетской пластики.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).
В египетской скульптуре встречаются также целые группы человеческих фигур, и в них-то именно выказывается особенно сильно закон фронтальности. Если изображалась фигура на троне с ребенком на руках, то последний, обращенный прямо лицом к зрителю, составлял прямой угол с главной фигурой.
Если группа состояла из двух или трех фигур, то они всегда изображались вытянутыми в одну линию, если смотреть на них спереди. При этом главная фигура своим размером вдвое или втрое превосходила величину остальных, в особенности когда эти последние представляли его жену или детей.
Правило, по которому такое лицо — в большинстве случаев царь — изображалось гигантом в сравнении с окружающими его фигурами, соблюдалось и в египетских изображениях на плоскости.
Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Многочисленные колоссальные статуи исполнялись из гранита, базальта или диорита; статуи в натуральную человеческую величину — из песчаника или известняка; более мелкие — из дерева или бронзы.
Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски, изваяния же из твердого цветного камня получали раскраску лишь иногда или только в некоторых своих частях. О высокой, например, технике обработки мягкого известняка можно судить по статуям Нофрет, Хемона.
Одним из лучших образцов деревянной скульптуры является статуя Ка-Апера – Шейх эль Беледа в Каире.
Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур — красновато-коричневого цвета, женских — желтого, волосы — черного, одежды — белого цвета.
Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника.
Лицо в статуе должно было быть портретным, чтобы эта жизненная сила человека нашла свою земную оболочку. Из этих идей анимизма, идей дублирования в статуе действительно существующего лица, рождается реалистический скульптурный портрет. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента.
Портрет, напротив, типизирован. Основной характер — торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих — портретные черты в передаче лица.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.
2.
Скульптура среднего царства
(21 век до н. э. – начало 18 века до н.э.)
Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.
Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры, рельефов и росписей.
Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.
Источник: https://mirznanii.com/a/133503/razvitie-skulptury-v-drevnem-egipte
Скульптура Древнего Египта. Важнейшей особенностью религиозных представлений египтян было то, что необходимой предпосылкой благополучного существования. — презентация
1 Скульптура Древнего Египта
2 Важнейшей особенностью религиозных представлений египтян было то, что необходимой предпосылкой благополучного существования души покойного в загробном мире являлась сохранность его «материальной оболочки», его тела. Это привело к появлению гробниц и возникновению мумификации трупов. Мумия царицы Хатшепсут
3 В ту отдаленную эпоху возник обычай устанавливать в гробницах портретные статуи усопших: они должны были стать своего рода «дубликатами» тела человека.
Подлинными шедеврами древней египетской скульптуры являются портретные статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт, найденные в гробнице Рахотепа в Медуме.
Портретные заупокойные статуи царевича Рахотепа и его супруги Неферт из их гробницы в Медуме. Начало XXVI в. до н. э.
4 Глаза статуй инкрустированы: в серебряные орбиты вставлены белки из белого алебастра и зрачки из горного хрусталя.
5
6 Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов.
Это проявляется в более свободных позах и жестах,; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, внешность, прическа, одежда, украшения. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти.
Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Поверх казалириса накинут легкий плащ.
7 Одежду мужчин и женщин эпохи Древнего царства передает и другая скульптурная группа статуэтка, изображающая Тенти и его жену. Тенти одет в набедренник, украшенный плиссировкой. На его супруге традиционный казалирис, плотно облегающий тело. Тенти и его жена. Статуэтка эпохи Древнего царства. Ок г. до н. э.
8 Одежду египтян-мужчин составлял набедренник. Простолюдины и рабы довольствовались простой повязкой из грубой ткани, то схенти высокопоставленных персон, а тем более фараона, имели очень изысканную форму. Они делались из плиссированной ткани и поддерживались кожаным поясом. статуя Аменхотепа III в Луксорском храме (XIV век до н. э.
9 Триада Микерина: богиня Хатор, фараон Микерин, богиня-покровительница нома Диосполис Парва
10 Вельможа Птаххенуи занимал пост «начальника дворцовых слуг» и был погребен в гробнице, расположенной в Гизе неподалеку от пирамид фараонов. В этой гробнице и была найдена парная скульптурная группа, запечатлевшая Птаххенуи и его супругу. Вельможа Птаххенуи и его супруга. Скульптура из гробницы в Гизе. Время правления 5-й династии
11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа, изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э.)
12 Носительница даров. Статуэтка эпохи Среднего царства из гробницы в Фивах. Начало XX в. до н. э. К тому же периоду Среднего царства относится статуэтка «носительницы даров», которая хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Датируется периодом правления Двенадцатой династии. Предполагается, что эта статуэтка изображает одну из служительниц храма Исиды.
13 Существует большое количество статуй и барельефов, на которых фараон изображен в особом ритуальном полосатом платке, концы которого опускаются на плечи. Этот платок назывался «немесе». Самое известное изображение фараона в немесе это знаменитый Большой Сфинкс, голова которого повторяет черты лица фараона Четвертой династии Хефрена.
14 Огромная статуя Великого сфинкса, полу льва – получеловека, в Гизе недалеко от современного Каира на западном берегу реки Нил. На заднем плане Сфинкса видна пирамида Хефрена (Хафра). Великий сфинкс – это самая большая монолитная статуя на Земле, высеченная, как принято считать, древними египтянами в III тысячелетии до н.э., где-то между 2520 и 2494 годами до н.э..
15
16 Имеются и такие статуи, у которых голова фараона украшена и немесом, и надетой поверх него короной. Именно такие уборы красуются на головах тех гранитных сфинксов, стоящих на набережной Невы в Петербурге, которые изображают фараона Восемнадцатой династии Аменхотепа III, жившего в XIV веке до н. э.
17 «Западного» сфинкс Аменхотеп III из Ком эль-Хеттан. Гранит. Санкт- Петербург.
18 Аменхотеп III тот самый, чьи изображения в виде гранитных сфинксов ныне украшают набережную Невы напротив здания Академии художеств, был страстным и умелым охотником и за десять лет застрелил из лука 102 льва.
19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность.
Монументальны и сравнительно небольшие статуи, а порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, совершенно небольших по размеру. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета.Конец Среднего царства, ок. XVIII в. до н.э. Музей им. А.С.Пушкина Зал Древнего Египта.Статуя писца счета зерна Маа-ни- амона.Сер.XV века до н.э., Эрмитаж.
20 Огромные каменные статуи Аменхотепа III входят в композицию пилона, построенного в его правление в храме Амона-Ра в Луксоре. Фараон восседает на троне, а его главная жена, Тия, изображенная совсем в другом масштабе, стоит рядом, ласково прикасаясь к голени своего повелителя.
21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения.
В композициях колоссальных статуй фараонов, украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе, что ее голова едва достигала колен статуи фараона.
В уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, красавица Нефертари, у ног статуй фараона, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, который был возведен в правление Рамзеса II
22 Очень традиционными были позы писцов. В таких же сидячих позах иногда изображали и наиболее знаменитых архитекторов, портретные статуи которых удостаивались чести быть помещенными в построенных ими храмах. Архитектор Аменхотеп сын Хапу строитель храма Амона-Ра в Карнаке. XIV в. до н. э. Архитектор Сенмут в роли воспитателя царской дочери. Начало XV в. до н. э.
23 У осирических статуй фараонов, установленных вдоль стен храмов, ноги всегда параллельны и пятки сдвинуты вместе.
В таких же позах стоят заупокойные статуи в нишах и вдоль стен в гробнице вельможи Ирукаптаха: они изображают усопшего в традиционной одежде египетских мужчин той эпохи.
Позы изваяний статичны и напоминают солдат, стоящих в строю по команде «смирно!». Осирические статуи фараона Рамзеса III в храме Амона-Ра в Карнаке. XII в. до н. э.
24 Искусство периода Раннего царства.
В глубокой древности в Египте существовал малоприятный для вождей ритуал: постаревший, но все еще полный сил и энергии царь должен был, благополучно процарствовав определенный срок (обычно тридцать лет), доказать, что он еще вполне дееспособен.
А о том, что правитель, как и любой человек, все-таки старел, нам напоминает уникальная и очень трогательная костяная статуэтка фараона в высокой короне Южного Египта. Статуэтка постаревшего фараона. Кость. Раннее царство
25 А в ритуальных статуях сидящий фараон оставался навсегда молодым и сильным, о чем свидетельствует, например, хорошо сохранившаяся статуя фараона Второй династии Хасекема (XXIX в. до н. э.), высеченная из темного камня- шифера.
Это едва ли не самый древний пример монументальной портретной статуи такого типа. Статуя фараона Второй династии Хасехема была найдена в Иераконполе. Считается одной из древнейших статуй, изображающих царскую особу тунисской эпохи.
26 . Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). В известном списке фараонов, составленном Манефоном, Джосер обозначен как родоначальник Третьей династии.
Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями: они выломали лаза, сделанные из горного хрусталя и алебастра. Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами, что придает лицу фараона еще более суровое выражение. Портретная статуя фараона Джосера. XXVII в. до н. э.
27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Его имя записано иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите, оставшейся от статуи фараона.
Это была большая честь для архитектора, и такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера — его ближайшим советником.
Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти.
28 Скульптура Египта Древнего царства.
Один из самых прекрасных образцов деревянной скульптуры Древнего Царства, фигура жреца Каапера, начальника над чтецами или церемониалом (высота 109 см), которая в настоящее время хранится в Египетском музее в Каире.
Обнаруженная в его собственном мастабе в Саккаре, эта скульптура, созданная в конце IV или начале V династии, известна под общераспространенным названием Шейх-эль-Белед, что означает «сельский староста».
29 Сидящие писцы представляют собой скульптурные изображения, воплощающие в себе большой реализм. Несомненно, двумя из наиболее важных являются писцы, датируемые временем V династии. Глазница — медь.
Белок — алебастр. Радужка — горный хрусталь. В хрустале выточен конус, заполненный сажей, который имитирует зрачок и сам взгляд. «Сидящий писец» — древнеегипетская ( гг. до н.э) статуя писаря в Лувре.
30 В фигурах фараонов и знатных лиц подчеркивалась физическая мощь.
Сохраняя некоторые, несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела.
Но наиболее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений. Бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств)
31 Статуя Хемиуна, Пельзауеский музей, Германия. Голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) Статуя V династии вельможи Ранофера (Каирский музей)
32 Скульптура Египта Среднего царства. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи.
К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками..
Так же отступление от отступление от канона Древнего царства выражается в более стройных пропорциях человеческого тела.
33 В творчестве фиванцев наблюдается и совершенно иное, более реалистическое направление. Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии.
Голова Сенусерта III, фараона XII династии, из бывшей коллекции Мак-Грегора (теперь коллекция Гюльбенкяна) Скульптурный портрет Аменемхета III. Один из самых известных паямтников из собрания В.С.
Голенищева. XII дин.
34 Статуя Аменемхета III из черного гранита в Государственном Эрмитаже.
35 Скульптура Египта Нового Царства. Во времена Нового Царства Египет на основе военных завоеваний втягивается в отношения с азиатским миром.
Эти отношение привели к налаживанию тесных культурных связей, которые обогащают художественные произведения. В скульптуре создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов.
Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков называются «Колоссами Мемнона».
36 Они являются частью храма Аменхотепа III, однако преемники этого фараона разрушили храм, и колоссы остались обособленными.
37 Все четыре колосса, которые стоят по сторонам у входа в спео Рамзеса II в Абу-Симбеле (на границе с Нубией), высечены в скалистом склоне. Они составляют гигантский фасад высотой 20 м, на котором сидящий фараон сторожит вход.
38 Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле (Нубия) по распоряжению Рамзеса II в честь царицы Нефертари, главной его супруги в молодости, и в честь богини Хатхор.
В этом высеченном в скале фасаде имеются семь контрфорсов, центральный из которых обеспечивает доступ внутрь храма, между тем как остальные вписаны в шесть ниш, в которых помещены четыре стоящие статуи этого фараона и две Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор.
39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей).
Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве, которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами.
Так, удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, подобно новым символам божественности, его внутреннюю духовную силу
40 Бюст царицы Нефертити (раскрашенный известняк высотой 48 см). Это творение хранится в Археологическом музее Флоренции (Италия) и считается одним из наиболее совершенных художественных выражений в мировом искусстве.
Нефертити разделяла с Эхна-тоном, своим супругом, глубокое преклонение перед Атоном.
Как и в других изображениях супруги монарха- еретика, в этой скульптуре подчеркивается длина шеи и другие черты лица, чтобы представить ее в соответствии с восточным идеалом сладострастия.
41 Древний Египет. XVIII династия. XIV в. до н.э. Оригинал: песчаник. Берлин, Египетский музей
42 Скульптура Позднего периода В Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира. Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э.
не составляет единого целого, общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй, присущие канону скульптуры более ранних эпох. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки ( гг. до н. э.) Н. Д.
Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и частного портрета во время XXV, эфиопской династии.
43 Статуя Осириса. Черный гранит. Выс. 0,52 м.
Статуя производит впечатление незаконченной работы; перемычка между искусственной бородкой и шеей оставлена такой же ширины, что и бородка, тогда как она должна быть уже. Контуры плетки, жезла и рук не четкие.
Фигуры богинь и иероглифы намечены рельефом, но не закончены. Вся поверхность статуи оставлена шероховатой и не подверглась окончательной обработке.
44 Группа — Птах и Сохмет. Черный базальт. Подобно многим культовым статуям божеств, эта скульптурная группа стояла в храме и служила объектом почитания.
45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Коричневый кварц. Выс. 0,205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу ногами и сложенными на коленях руками. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни.
Такие статуи, передающие обычную позу, в которой любят сидеть египетские феллахи, напоминающие «пакет с головкой», по выражению Масперо, характерны только для Египта.
Они появляются в Среднем царстве, но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода
46 Часть статуи мужчины. Базальт. Выс. 0,098 м. Черты лица даны мягко, даже несколько нечетко, без резких линий и чрезмерно выделяющихся деталей. Лицо несколько асимметрично: левый глаз помещен выше правого и посажен немного глубже. Небольшие уши прилегают к черепу плотнее, чем это обычно бывает на египетских статуях.
47 Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всехИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ
Источник: http://www.myshared.ru/slide/937399