Скульптура «девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото

К началу второго месяца лета мне хотелось подобрать что-нибудь лёгкое и немного из детства. А детство — это путешествие в Парк Культуры по выходным на пароходике от Киевского вокзала, много солнца, улыбающихся людей и белые силуэты среди деревьев…

Когда собирался этот материал, я нашла настолько противоречивые сведения, что разгадать где истина, а где вымысел с каждым шагом становилось всё сложнее и сложнее. Но факт остаётся фактом.

В 30-е годы ХХ столетия было создано произведение, которое стало источником критики и вдохновения не только для современников, но и для потомков. А многочисленное копирование породило термин в создании художественного произведения.Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото

Девушка с весломИмя нарицательное для безликой, гипсовой скульптуры («гипсового соцреализма»), которыми в советское время обычно украшали Парки культуры и отдыха. Первое произведение было создано советским скульптором Иваном Дмитриевичем Шадром (1887—1941).

Но сам оригинал не дает повода для иронии — это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой.

(Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.) «Скульптура должна не экспонироваться — жить!» — говорил Иван Шадр.

И, как вспоминала его натурщица, Зоя Дмитриевна Бедринская (по мужу — Белоручева), скульптор относился к своей готовой работе, как к собственному ребенку, — ходил в парк смотреть на нее почти каждый день. 

  • Немного истории:
  • Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фотоИван Шадр за работой

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке.

Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха Луганска.

Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра отлили в бронзе.К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская.

Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее. В статье о выставке 1937 года один из рецензентов отмечал:

Показанный новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы.

 Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.

Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р.

Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка Водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадринской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

 

  1. Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фотоСкульптура Р.Иодко
  2. Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото

В 1935 году Ромуальд Иодко выполнил скульптуру «Женщина с веслом» для фонтана. Первоначально её установили на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Фигура женщины опирается на левую ногу, её правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперёд.

Правой рукой женщина опирается на весло, её левая рука опущена и касается бедра; на женщине надеты плавки и футболка. Эта скульптура и послужила прототипом для тиражирования.Первоначально «Женщина с веслом» (1935) была установлена — без фонтана — на московском стадионе «Электрик» в Черкизово.

Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:

«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана . Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши»…

Пара трагических фактов об оригинале и натурщице:Первая натурщица — спортсменка Вера Волошина, в годы войны сражалась в том же отряде, что и Зоя Космодемьянская. Погибла примерно в те же дни, что и Зоя, казнена через повешение. Скульптура Ивана Шадра, стоявшая в Парке культуры, в 41 году была разбомблена.

 

Ушли из жизни люди, утеряны произведения, но сама идея живет до сих пор. И не важно в ироничном контексте вспоминают сейчас «девушку с веслом» или желают обидеть, давая оценку произведению. Она трансформируется и развивается уже своим непредсказуемым путём, воплощаясь в творчестве многих художников.

Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фотоВторая скульптура И.Шадра, погибшая в бомбежке 1941 года

Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото«Девушка с веслом» Р.Иодко, г.Железноводск

  • Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото
  • Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото
  • Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фотоМозаика станции метро Маяковская
  • Такой видят Девушку наши современники.
  • Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фотоОлеся Судзиловская в фотопроекте Влада Локтева «Девушка с веслом»
  • Подстаканник «Девушка с веслом»
  • Скульптура Геннадия ТитоваСкульптура Геннадия Титова
  • Скульптура из текстиля «Девушка с веслом», автор Наталья Вельчинская
  • Видео материал об открытии выставки, посвященной созданию первой скульптуры «Девушка с веслом»
  • Рублев Анатолий Дмитриевич  «Парк Горького (Партер)» 

Источник: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/128253-tirazhirovannaya-krasota-ili-istochnik-vdohnoveniya

Девушка с веслом и юноша с жезлом


Девушка с веслом и юноша с жезломsarmata wrote in history_of_artSeptember 24th, 2007В своем журнале я уже писал о творческом использовании известными советскими скульпторами, такими, как Вера Мухина и Евгений Вучетич, античных образцов. См., например: http://sarmata.livejournal.com/13337.htmlПожалуй, самая известная советская парковая скульптура 1930-х годов «Девушка с веслом» Ивана Шадра также имеет античные прототипы. Скульптор работал над ней в 1934-1936 гг. В 1937 г. 8-метровая статуя из тонированного бетона была установлена в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО им. Горького в Москве.

«Девушка с веслом» в Парке культуры и отдыха им. Горького. Фото конца 1930-х гг. На заднем плане справа видна парашютная вышка со спиралевидной лестницей, частично разобранная во время войны.

Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фотоКомпозиция «Девушки с веслом» восходит к бронзовой статуе эллинистического правителя (так называемый «Диадох»). Правитель представлен обнаженным, опирающимся на огромный жезл. Поза «Девушки с веслом» почти повторяет «Диадоха», только в зеркальном отражении.

Статуя эллинистического правителя, т.н. «Диадох». III-IV вв. до н.э. Музей Терм в Риме.

Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фотоВ греческой вазописи также можно встретить изображения, удивительно напоминающие «Девушку с веслом». Например, этот юноша с копьем с аттического краснофигурного сосуда V вв. до н.э.

Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фотоСкульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото

В 1930-е годы аллеи Парка культуры им. Горького украшали многочисленные гипсовые копии древнегреческих статуй («Дискобол», «Дорифор», «Диадумен», «Афродита Милосская» и другие), служившие «эстетическому воспитанию трудящихся». (Такие же статуи стояли и в парках других советских городов, например, Таганрога.

) Обнаженные фигуры греческих атлетов и богинь вызывали нередко возмущение посетителей, не привыкших к такой демонстрации наготы. Однако создателям парка удалось их отстоять, ссылаясь на высказывания классиков марксизма-ленинизма, подвергавших критике «ханжескую буржуазную мораль».

Времена чопорного «викторианства» сталинской эпохи еще не наступили. Удлиненные пропорции «Девушки с веслом» Шадра не соответствовали эстетическому идеалу эпохи, оставившей образы мускулистых спортсменок и крепких, коренастых работниц.

Вызывал нарекания и неприкрытый эротизм, присутствующий в скульптуре, и «изящная» «нарциссическая» поза спортсменки.»Девушка с веслом» была растиражирована во множестве гипсовых копий, стоявших в парках по всему СССР, но в основу была положена не скульптура И.Шадра, а работа Р.Р.Иодко с тем же названием (1936).

В отличие от шадринской, «Девушка с веслом» Иодко одета в купальник, да и формы ее далеки от холодной сексапильности фигуры Шадра.

Скульптура Шадра была разрушена в 1941 г. при бомбежке.

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/156813.html

Парк Горького как дом для "Девушки с веслом"

В московском Парке культуры и отдыха имени Горького 30 августа установлена скульптура «Девушка с веслом» — уменьшенная копия работы советского скульптора Ивана Шадра. Торжественное открытие состоится 3 сентября в рамках международной регаты «Золотая ладья».

Оригинал высотой почти 12 метров был установлен в центре паркового фонтана в 1935 году, однако в том же году после общественной дискуссии скульптуру переместили в парк культуры и отдыха Ворошиловграда (Луганска).

Еще через год Шадр создал новую скульптуру из тонированного бетона, которая заменила в парке имени Горького старую. В годы войны эта скульптура была утрачена.

О новой копии «Девушки с веслом» говорит директор департамента по связям с общественностью российской Ассоциации любителей гребного спорта Екатерина Беляева:

— Этот проект полностью задуман и реализован Ассоциацией любителей гребного спорта — общественной организацией, которая занимается проведением крупных гребных соревнований в России и развитием гребного спорта. Собственно, у нас возникла идея, что необходимо привлечь как можно более широкое внимание общественности к этому прекрасному виду спорта, безусловно, очень красивому, поэтому вспомнили про такой символ — девушка с веслом. И она у нас стала олицетворять наши крупнейшие спортивные соревнования.

Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото
Иван Шадр работает над скульптурой в своей студии в Москве

— Речь идет о копии работы скульптора Ивана Шадра? — Безусловно. И мы, узнав, что единственный авторский экземпляр сохранился в запасниках Третьяковки, обратились к музею с просьбой дать нам эту скульптуру, для того чтобы снять с нее мерки для изготовления копии.

— Где она будет установлена? Прямо посередине большого фонтана в ЦПКиО?

— Тот фонтан у входа в парк, где стояла «Девушка с веслом», не сохранился. Фонтан, который есть, — 60-х годов. Поэтому мы решили делать копию, во-первых, не 8-метровую, — это все-таки не такой имперский стиль, она у нас будет 3 метра 20 сантиметров вместе с постаментом, и установлена она будет у Новоандреевского моста.

— Она навсегда будет установлена?

— В Парке Горького идут слушания по проекту реконструкции парка, и до окончания этих слушаний скульптура будет стоять временно. Может быть принято решение о том, что она переместится в какое-то другое место, но наиболее вероятно, что она там и останется.

— А какие чувства у вас вызвала эта девушка с веслом?

— Мне кажется, это многогранный символ. Безусловно, это символ женской красоты. С другой стороны, это символ спортивных побед и вообще человеческого духа, символ эпохи великих побед, символ истории. * * *

Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили образцами для создания дешевых гипсовых копий девушек с веслами — произведений так называемого гипсового соцреализма — которые устанавливались в парках культуры и отдыха по всему СССР.

Иван Шадр — его настоящая фамилия Иванов — художник-самородок, крупнейший скульптор довоенного периода, автор многочисленных монументальных проектов и памятников, некоторые из которых — идеологической направленности. Многие работы Шадра утрачены, многие свои проекты он не смог воплотить в жизнь.

Читайте также:  Картина «водяные лилии», клод моне — описание

Известны, в частности, скульптуры Шадра «Булыжник — оружие пролетариата»; скульптуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, выполненные по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах; демонтированный в 1990-е годы

Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото
Вера Волошина в студенческом общежитии Московского кооперативного института.

памятник Ленину для одной из гидроэлектростанций в Грузии. Моделью для первого варианта «Девушки с веслом», как считают, стала комсомолка Вера Волошина, замученная в годы Второй мировой войны фашистами, второго — гимнастка Ольга Бедринская. О творчестве Ивана Шадра говорит заведующая отделом скульптуры XX — начала XXI века Государственной Третьяковской галереи, член-корреспондент Российской Академии художеств Людмила Марц. — Шадр по своему складу был монументалистом, но поставить ему фактически ничего не удалось, хотя замыслов было очень много. Скульптор он необычнайно интересный, это большой художник, очень самобытный, ни на кого не похожий. Остались в основноми станковые вещи Шадра, в нашем собрании, в Третьяковской галерее. Но замыслы у него были грандиозные — например, «Памятник мировому страданию» или памятник Амундсену, который он собирался установить где-то на Северном полюсе. Он был идеалистом, искренним человеком, был готов мечтать о чем угодно. Но реальность оказалась такой, что ему удалось установить фактически только «Девушку с веслом», даже два варианта, но не удалось, скажем, закончить памятник Горькому, который потом стоял у Белорусского вокзала в Москве и был закончен Верой Мухиной.

— Но Шадр — автор полутора десятков памятников и скульптур Ленина. Их-то устанавливали?

— Да, но не все. Только выполненные в традиционной манере.

— Проекты Шадра, связанные с Первой мировой войной — «Памятник мировому страданию» или «Памятник человечеству» — для России вещь не характерная…

— Первая мировая война переросла в России в революцию, время было не то, чтобы ставить большие памятники. Шадр замыслил сложнейшую монументальную композицию, многофигурную. Вообще он прославлял величие человека. его мужество. высокие порывы. Среди всех наших художников он был исключением — взволнованный романтик, экспрессивный, в чем-то наивный, поэтический. Вспомните его «Булыжник — оружие пролетариата»… Он все время повторял Пушкина: «Есть упоение в бою…» А «Памятник мировому страданию» просто не мог быть поставлен — ни по времени. ни по замыслу… Например, памятник Колумбу, который Шадр делал, был значительно более сложно задуман, чем памятник работы Зураба Церетели — там был сад радости, сад слез… Он был невероятный фантазер.

— Работу над скульптурой «Девушка с веслом» Шадр начал в 1934-м году, и вскоре вокруг нее развернулась общественная дискуссия. Скульптура многим не понравилась.

— Я не смотрела литературные материалы, но не верю, что она многим не понравилась. Тогда все было неожиданным. Это была еще такая послереволюционная Россия, и вдруг — обнаженная фигура девушки, сильной, мужественной, мускулистой спортсменки. Кому-то нравилось, кому-то нет. Первая фигура вообще интереснее была, чем сделанная позже Шадром вторая версия. Но был и политический заказ, и когда началось обсуждение, думаю, включились руководящие органы. Ну — обнаженная девушка, совершенно классический вариант, прекрасная фигура… Шадр позже сделал вторую скульптуру, которая, с моей точки зрения, тоже очень хороша, но более изящная, более изысканная, что ли, более тонкая. Чуть-чуть другое решение, хотя композиционно все было то же самое.

  • — Такая откровенная эротика не могла в 1930-е годы вызвать замечания у партийных товарищей, как вы думаете?
  • — Да, конечно.
  • — Мне кажется, что это для советского искусства чрезвычайно эротизированная скульптура.

— Вы видели фотографии этой скульптуры?
— И вы увидели там эротику?
— Дело в том, что слово «эротика» вообще в то время не употреблялось. Девушка, ставшая моделью для скульптуры — спортсменка, комсомолка Вера Волошина, которая, когда немцы ее казнили, пела «Интернационал» с петлей на шее. Убежденный человек! Какая в ней была эротика?

— Есть разночтения о судьбе второй скульптуры Шадра, то ли она была разрушена в годы войны, то ли еще что-то произошло… Вам известна ее судьба?

— Только то, что вы сейчас сказали. И никому ничего точно неизвестно.

— В Третьяковской галерее ведь выставлена бронзовая копия скульптуры Шадра?

— Это не копия скульптуры, а модель памятника, модель фигуры, выполненная Шадром, которую он потом увеличивал. Подлинная авторская вещь, она была отлита в бронзе несколько позже.

— В советское время в парках культуры было установлено множество девушек с веслами. Верно ли с именем Ивана Шадра связывать «гипсовый соцреализм»?

— Знаете, нынешняя волна внимания к Шадру полезна хотя бы тем, что она покажет: никакого отношения к этим гипсовым скульптурам он не имел. Нигде и ни разу не было повторов его работы. Одновременно с ним получил заказ скульптор Ромуальд Иодко — сделать девушку с веслом для стадионов «Энергетик» и «Динамо». Две вещи, совсем другие: уже в купальничках, не обнаженные. Они были двухметровые и просто тиражировались, отливались в бетоне и гипсе и рассылались по разным городам страны. К этому приложили руку, я предполагаю, и самодеятельные художники. Почему девушка с веслом стала так популярна? Ну вот в Москве, в центральном парке стоит фигура — и жителям провинции. видимо, тоже захотелось…

  1. — Скульптура работы Шадра в Третьяковской галерее привлекает повышенное внимание посетителей?
  2. Вы пойдете в ЦПКиО взглянуть на новую скульптуру?
  3. Этот и другие важные материалы итггового выпуска программы «Время Свободы» читайте нак странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

— Сейчас она не стоит в зале, она только что была в Петербурге, на регате. Но чаще всего она стоит в экспозиции и привлекает внимание не больше, чем другие работы Шадра. Рядом с ней стоят «Девушка с факелом» и «Юноша со звездой». Я упомянула, что Шадр был скульптором монументального мышления, так вот эти фигуры он задумал для Нью-йоркской Всемирной выставки 1939 года, но этот проект не был осуществлен. «Булыжник — оружие пролетариата» — великолепная вещь, стоит в том же зале. «Девушку с веслом» нельзя назвать самой выдающейся работой Шадра. Это хорошая, очень качественная работа с ориентацией на античные мотивы.
— Ну, наверное, пойду. Ко мне, кстати, никто за консультацией по поводу новой скульптуры не обратился. Те скульпторы, которые сделали копию, неизвестны никому. Я видела фотографию, мне не понравилось — такая девушка с бедрышками аппетитными. Но о скульптуре нельзя судить по фотографиям. Скульптуру нужно судить в объеме. Я зайду в Парк культуры, работаю все-таки напротив… Я считаю, что было бы корректным — коль уж работа наша, и увезли ее в Русский музей, где делали фотографии со всех точек, от нас — обратиться к нам за консультацией.

Источник: https://www.svoboda.org/a/24312875.html

«Девушка с веслом»: что не так было с этой скульптурой

Куратор и историк искусства Екатерина Деготь отмечает: «Само выражение «девушка с веслом» стало идиомой, обозначающей советский китч. Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

Статуи Ивана Шадра

В далеком 1934 году, когда в столице проходила реконструкция парка имени Горького, архитектору Власову пришла в голову идея интересной скульптуры, которую он хотел разместить в бассейне рядом с фонтанами.

Фигура обнаженной женщины, как предполагалось, должна была стать символом равноправия женщин и мужчин в Советском Союзе. Дирекция парка идею архитектора одобрила, а ее реализацию доверили скульптору Ивану Шадру.

Моделью для статуи, стала студентка физкультурного института Вера Волошина.

В итоге в 1935 году на главной аллее Парка имени Горького в Москве, в центре бассейна была установлена двенадцатиметровая статуя, изображающая обнаженную молодую спортсменку с веслом в руке.

Такие габариты были продиктованы соотношением с площадью бассейна, однако комиссии не понравились столь внушительные размеры и чрезмерная чувственность, достигнутая благодаря динамике и пластике форм.

В связи с этим центральный элемент Парка Горького вскоре был перемещен в один из парков в Луганск. Ивану Шадру пришлось сделать второй вариант скульптуры, не такой габаритный и не такой чувственный. Он представлял собой восьмиметровую статую, моделью для которой на этот раз стала гимнастка Зоя Бедринская.

Теперь фигура стала более женственной и романтичной, ее образ перестал восприниматься как чувственный и был принят критикой достаточно благосклонно, поскольку соответствовал принципам социалистического реализма гораздо больше, нежели предыдущая версия. Статуя осталась в столице, однако была уничтожена немцами в 1941 году.

Скульптуры Ромуальда Иодко и их бесчисленные копии

Коллега Шадра Ромуальд Иодко ещё в 1935 году создал скульптуру, которая и стала прототипом для тиражирования, вопреки распространенному мнению о том, что копировались преимущественно статуи Шадра. Скульптура изображает женщину в купальнике, опирающуюся на весло.

Можно сказать, что вариант «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко, выполненный из гипса, и послужил прототипом для множества образцов так называемого гипсового соцреализма, которые буквально заполонили парки культуры и отдыха по всей территории Советского Союза.

Это легко объясняется кампанией по поощрению советского спорта, в рамках которой многочисленные скульпторы со всей страны старались проявить себя.

Кроме того, скульптура Иодко была более «спортивной» и на ней присутствовала одежда, а ваять такие фигуры было куда безопаснее, чем следовать примеру Шадра.

Заведующая отделом скульптуры 20-го века Третьяковской галереи Людмила Марц поясняет: «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную «Девушку с веслом».

Идеальные женские фигуры, сотворенные Шадром и Иодко, в новых воплощениях стали тяжеловесными и мужеподобными.

Таким образом, символ активной жизненной позиции, здоровья, нового прекрасного времени и коммунизма после многократного копирования бездарными скульпторами превратился в символ безвкусицы и посредственности.

Тем не менее, в 2011 году в Парке Горького в Москве была установлена обнаженная фигура «Девушка с веслом», которая является копией исходной статуи Ивана Шадра. Благо, сохранилась ее уменьшенная версия из гипса, которая в 1950-х годах была переведена в бронзу и находится в Третьяковской галерее.

Именно она послужила основой для воссоздания первоначального творения Шадра, украшавшего парк в течение всего полугода.

Советская чемпионка по гребле Юлия Аникеева, автор идеи о возвращении скульпторы, считает восстановленную «Девушку с веслом» одновременно напоминанием о советской спортивной доблести и укором коммунистическим нравам.

Лилит Саркисян

Источник: https://kramtp.info/novosti/interesnoe/full/69920

"Девушка с веслом": вопреки идеологии, войне и времени

2011-09-03T14:00Z

2011-09-03T13:21Z

https://ria.ru/20110903/429315200.html

https://cdn22.img.ria.ru/images/42932/93/429329343_0:0:3005:1701_1036x0_80_0_0_983f28890ad55c7254b6c96c052683cc.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

«Девушка с веслом», которая была слишком сексуальной для Иосифа Сталина, вернулась из небытия вопреки идеологии, войне и времени. Обнаженная фигура — символ восхищения красотой и атлетизмом советского человека — вновь, как и 70 лет назад, заняла почетное место на пьедестале в Парке Горького.

Подготовлено редакцией ИноСМИ для проекта «Weekend РИА Новости»

Девушка, которая была слишком сексуальной для Иосифа Сталина, вернулась из небытия и встала на пьедестале, обнаженная, как в день своего создания, на набережной в Парке Горького.

Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя «Девушка с веслом», дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка.

Читайте также:  Любительница абсента, пабло пикассо, 1901

Однако сталинские дуболомы вскоре передумали и сослали 23-футовую статую обнаженной девушки на Украину, где она и пропала. Для парка скульптор создал менее чувственную версию, по-прежнему обнаженную, но больше соответствующую канонам социалистического реализма.Во время Второй мировой войны немцы разнесли ее на кусочки.

Новое открытие и реабилитация исходной версии скульптуры, копия которой, будет открыта в субботу рядом с финишной чертой международной регаты, — часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.

Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов. Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр.

Дело в том, что с конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами – невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.

«Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, — рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. – Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

Юлия Аникеева, дважды чемпион Советского Союза по гребле и исполнительный директор Ассоциации любителей гребного спорта России, выросла среди шуток на эту тему, что не помешало ей счесть «Девушку с веслом» подходящим символом для начинающейся на этой неделе регаты.

Поэтому она начала поиск оригинальной версии статуи, отправив своих подчиненных рыться в архивах бурной эпохи военных потерь и менявшихся стандартов.

В целом в России поиск символов и идентичности нередко приводит обратно в СССР. Это можно считать реакцией на внутренние трудности и упадок мощи на внешнеполитической арене, с которыми страна столкнулась в 1991 году после распада Советского Союза.

Сейчас россияне поют несколько видоизмененный вариант советского национального гимна, смотрят телеканалы, транслирующие исключительно программы советских времен, и ходят в рестораны и бары, оформленные в стиле советского шика. Над Кремлем в ночи по-прежнему горят красные звезды, а почти в любом городе можно увидеть памятник Ленину.

Парк Горького, открытый в 1928 году и бывший в советские времена местом культурного отдыха для пролетариата, сейчас тратит миллионы долларов на обновление, восстанавливая свое былое лицо.

Руководство парка убрало из него ненадежные аттракционы и сомнительные кафе, процветавшие в 1990-х годах.

Сгоревший театр отстраивается заново, восстанавливаются обветшавшие сооружения, оборудуется доступ к Wi-Fi.

В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.

Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета «Вечерняя Москва», ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей».

Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур модернистской.

Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической. Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе.

«Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, — объясняет г-жа Деготь. – Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной».

Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее.

Это стало очевидным, после того как более сексуальная «Девушка с веслом» г-на Шадра была сослана на Украину, в Луганск, и установлена там в парке.

Скульптор посетил город в 1936 году и одобрил это, утверждает Татьяна Шеремет, дочь главного городского архитектора того времени. Однако к 1937 году, по ее словам, работа г-на Шадра исчезла.

Ее заменила изваянная кем-то другим статуя девушки с веслом в купальном костюме.

  • Что произошло с оригиналом – «большая загадка», говорит г-жа Шеремет, ведшая бесплодные поиски в городских архивах.
  • В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.
  • «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную «Девушку с веслом»», — говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста — гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.

Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.

«Никто не знал, как она будет выглядеть, — говорит бывшая чемпионка по гребле. – Я помнила статую одетой девушки. Поэтому я действительно удивилась, как и мы все, когда выяснилось, что она обнажена».

Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется — как символ возрождения парка.

«Она очень красивая», — считает г-жа Аникеева. По ее словам, «Девушка с веслом» — это одновременно напоминание о советской спортивной доблести и укор коммунистическим нравам.

«Очернять наше прошлое, наши победы было бы губительно, — говорит она. – Но мы хотим показать, что теперь мы живем в другой стране. Идея о то, что она должна быть одетой – это ушло в прошлое».

Эта перемена отразилась и в более пикантной стороне регаты, которая каждый год проходит на Москве-реке.

Чтобы привлечь внимание к событию и повлиять на современную российскую публику, гребная ассоциация наняла фотографа из журнала Playboy и устроила выставку фотографий. Семь длинноногих российских актрис и прочих знаменитостей сфотографировались с веслами в различных позах. На снимках все модели одеты, но некоторые весьма скудно.

«Это вульгарно, — замечает г-жа Марц, рассматривая фотографии в своем кабинете в Третьяковской галерее. – Мне жаль Шадра».

Оригинал публикации: The Oar Girl Returns to Moscow, in Her Natural State 

Источник: https://ria.ru/20110903/429315200.html

Девушка с веслом: статуя и человеческая судьба

?

СТРАННИК: СТРАНИЧКИ ИЗ ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА 0_stranger 2012-06-11 01:07:00 Оригинал взят у varjag_2007 в Жизнь и смерть боевой подруги Зои Космодемьянской

Расскажу жизненную историю девушки, которая была моделью для статуи «Девушка с веслом» скульптора Шадра, прославившегося до этого на весь мир скульптурой «Булыжник».

«Девушку с веслом» среди других скульптур Шадр лепил для ЦПКиО имени Горького в Москве. Прообразом для нее стала Волошина Вера Даниловна. Русская. Родилась в 1919 году в Кемерово. Отец — шахтер, мать — учительница. С начальных классов школы Вера сильно увлеклась спортом: занималась гимнастикой и легкой атлетикой. В Москве она поступила в Центральный, ордена Ленина, институт физкультуры. Параллельно с институтом записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолетом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого она всерьез увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.В 1935 году во время тренировки по прыжкам в воду с 5-метрового бассейна Волошину заметил скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Как раз в то время он получил госзаказ на создание серии скульптур для строящегося парка культуры и отдыха имени Горького в Москве и в поисках моделей посещал спортивные площадки Столицы. Скульптуры должны были олицетворять красоту, молодость и спорт.Для Парка Горького было сделано более пятидесяти скульптур, а венцом этой спортивной армии грации стала скульптура «Девушка с веслом». Высота ее была порядка 11 метров. Установили ее в 1936 году у главного входа в окружении фонтанов. Она стала символом своего времени, эталоном советской женщины. Так вот «Девушка с веслом» — это и есть Вера Волошина. Именно она, 17-летняя девушка стала моделью этой фигуры!На первом курсе Волошина в числе других студентов отправилась в зимний спортивный лагерь под Серпуховом. Там девушка серьёзно простудилась, грипп дал серьёзные осложнения на ноги. Она долго лечилась, но, в итоге, всё равно была вынуждена бросить учёбу в спортивном институте. Однако Вера нашла в себе силы начать всё сначала: вернулась в Москву, и вместе с друзьями из родного города поступила в Московский институт советской кооперативной торговли.

Летом 1941 года Вера сдала экзамены за третий курс и отправилась в подмосковный Загорск для прохождения производственной практики. 22 июня она вместе с однокурсницами решила посетить музей Троице-Сергиевой лавры.

По дороге девушки зашли в универмаг и купили Вере белое шёлковое платье. В следующем году она собиралась замуж: Юрий Двужильный сделал ей предложение. В этот же день студентка Волошина узнала, что началась война.

Война

Сразу после началаВеликой Отечественной войны она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве.

В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага.

На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

21 ноября 1941 в тыл немецких войск уходили две группы разведчиков. Первой руководил Борис Крайнов. Командиром второй был назначен Павел Проворов, комсоргом — Волошина. Зоя Космодемьянская входила в состав второй группы. После перехода фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно.

Однако случилось непредвиденное: объединённый отряд попал под огонь неприятеля и распался на две случайные по составу группы. Так разошлись пути Зои и Веры. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево. Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами.

Но между деревнями Якшино и Головково группа партизан снова попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, но её не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из группы попытались найти Веру или её труп, но не смогли. Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших.

Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г. Н. Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.

Гибель

Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:

Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита — висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.- Я, — говорит, — не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.- «Интернационал»?- Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: «Прощайте, товарищи!» Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит.
Читайте также:  Композиция vi, василий васильевич кандинский, 1913

Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.

В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево была повешена ее боевая подруга  — Зоя Космодемьянская. Не пережил войну и любимый человек Веры — Герой Советского Союза Юрий Двужильный, погибший в бою в ходе Могилевской операции.

27 января 1966 в газете «Правда» вышел очерк Геннадия Фролова «Орден дочери». В сентябре, когда начались торжественные мероприятия, посвящённые московскому сражению, секретарь Президиума ВС СССР М. П. Георгадзе вручил в Кремле матери В. Д. Волошиной орден Отечественной войны I степени.С 6 мая 1994 года Вера Волошина — Герой России. Посмертно.

Show media Loading…

Документальный фильм «Вера Волошина. Убитая дважды» можно скачать здесь.

Источник: https://0-stranger.livejournal.com/299918.html

Девушка с веслом — Скульптура и физкультура!

Девушка с веслом!

Все началось со скульптуры «Девушка с веслом», которую в 1934 году создал Иван Дмитриевич Шадр (1887—1941).

В свое время эту работу посчитали слишком развратной и отправили из Москвы в Луганск, «в культурную ссылку».

Зато ее копия благодаря Ассоциации любителей гребного спорта России сейчас есть в Санкт-Петербурге. Обращали внимание? Она того стоит 🙂 Крупным планом – только на КаноэСпорт.

«Для художника, достойного этого имени, все прекрасно в природе; его глаз, смело воспринимая реальную правду, читает в ней, как в открытой книге,

всю внутреннюю правду… Но только уметь видеть»

Огюст Роден

На острове реки Крестовки в ЦКПиО, около тренировочной базы Петербурга по гребным видам спорта с 10 июня 2011 года стоит скульптура «Девушка с веслом». Нет, нет, не та, в купальнике, которая растиражирована по всем городам страны как символ «гипсового соцреализма». Речь о девушке с веслом, которая оказалась слишком сексуальной для Иосифа Сталина.

С фотоаппаратом по Питеру: «Девушка с веслом»

История вопроса

12 июня 2011 года в северной столице состоялась ежегодная международная регата «Золотые весла Санкт-Петербурга». Это уникальное соревнование по академической гребле мирового уровня, которое проводится с 1968 года. Символом культурно-спортивного проекта была выбрана скульптура Ивана Шадра «Девушка с веслом».

Талантливый скульптор вылепил ее в 1934 году по гос. заказу для центрального фонтана ЦПКиО им. Горького в г. Москва. Натурщицей стала Вера Волошина – однополчанка Зои Космодемьянской. О трагической судьбе натурщицы – чуть позже.

Итак, в те годы массовая установка скульптур на спортивные темы во многих советских парках культуры и отдыха была одной из мер привлечения граждан к физкультуре. Получившаяся скульптура обнаженной девушки-гребца была названа аморальной и отправлена в Луганск (тогда Ворошиловград).

Статуя стоила 23 000 руб., была выполнена из железобетона и имела высоту 4,6 м – согласно Прейскуранту 1937 года. Чересчур чувственная, слишком вульгарная, по мнению советской общественности.

Получить представление об оригинале скульптуры можно по единственному сохранившемуся снимку, который вы видите слева. Его автор, Александр Гринберг, сфотографировал скульптора за работой в его мастерской.

На фото – первая «Девушка», и именно ее копия сейчас стоит в парке Санкт-Петербурга.

Немногим позже Иван Шадр вылепил свою вторую статую, сделав ее более целомудренной, но так и не прикрыв наготу своей второй натурщицы – Зои Бердинской. Эта скульптура была принята обществом благосклоннее, хотя криминальный для того времени эротический ореол вокруг статуи остался.

Учитывая размеры (12 м – сравнимо с 3-этажным домом) и публичность (парк Горького, центральная аллея), работа Ивана Шадра звучала, как сексуальный вызов обществу. Вторая скульптура не смогла избежать драматической судьбы: в 41-ом «Девушку с веслом» уничтожили во время бомбежки фашисты.

Параллельно с Шадром тему женской гребли в искусстве развивал другой скульптор: Ромуальд Ромуальдович Иодко. На фото вы видите его гипсовую скульптуру высотой 2,5 м, выполненную в 1936 году для парка водного стадиона «Динамо». Примечательно, что девушка одета в купальник. Именно работы Иодко ассоциируются с «парковыми девицами», установленными по всему Советскому Союзу.

  • Краткая справка:
  • Ромуальд Ромуальдович Иодко (1894-1974):
  • — мастер монументально-декоративной скульптуры;
  • — заслуженный скульптор РСФСР;
  • — активный и талантливый педагог;
  • — профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское)
  • Крупным планом: скульптор Иван Шадр
  • В биографии скульптора, который сумел своим творением взволновать советскую общественность, много любопытных фактов. Вы можете сами убедиться в этом, кликнув на ссылку:
  • Краткая датированная биография Ивана Шадра.

Заметим для возбуждения вашего интереса, что в возрасте 23 лет Иван после многочисленных приключений отправился в Париж, на стажировку к великому скульптору Огюсту Родену.

За это стоит благодарить его друзей и Николая Рериха, по ходатайству которых удалось заставить городскую управу города Шадринска финансово поддержать молодого скульптора.

Город согласился выделить деньги для его заграничного художественного образования. Позже Шадру довелось учиться и в Риме, в Институте изящных искусств.

Словом, это был один из образованнейших людей своего времени. Вернувшись в СССР, он создал немало талантливых работ, среди которых и наша «Девушка с веслом». Так что же эта за красотка, которая оказалась так хороша, что кружила головы советских мужчин в течение целого века?

Крупным планом: натурщица и разведчица Вера Волошина

Знакомьтесь: Вера Волошина – «спортсменка, комсомолка и просто красавица», как сказал бы герой советской кинокомедии и был бы абсолютно прав. Кстати, история жизни натурщицы наполнена не иронией, а трагедией и настоящими подвигами.

Сделав из произведения искусства символ регаты, спортсмены попытались восстановить историческую справедливость и воздать память Вере Волошиной.«Хороший скульптурный портрет, – говорил Роден, учитель Ивана Шадра, – равносилен целой биографии… Эпоха… индивидуальный характер – все в нем указано».

  1. Краткая справка:
  2. Вера Даниловна Волошина (1919-1941)
  3. — советская разведчица, Герой Российской Федерации (1994);
  4. — будучи семиклассницей, стала чемпионкой г. Кемерово по прыжкам в высоту;

— после 10-го класса уехала в столицу, с первого раза поступила в Центральный институт физкультуры ордена Ленина. В Москве параллельно с институтом посещала аэроклуб, где прыгала с парашютом и освоила пилотирование самолёта И-153 «Чайка».

  • — в 17 лет изъявила желание участвовать в гражданской войне в Испании, но ей было отказано;
  • — в начале Великой Отечественной войны рыла противотанковые рвы и окопы на подступах к Москве;
  • — 7 раз в качестве разведчицы успешно выполняла задания в тылу врага, сражалась в одном полку с Зоей Космодемьянской, погибла в те же дни, что и Зоя, через повешение.
  • Крупным планом: спортсмен и скульптор Юрий Тюкалов
  • «Девушку с веслом», которая установлена в Санкт-Петербурге, создавала творческая группа под руководством Юрия Сергеевича Тюкалова – скульптора, двукратного олимпийского чемпиона по академической гребле.

На хельсинкских Олимпийских играх 1952 года успех Тюкалова в гонках одиночек стал сенсацией. Вместе с золотой медалью чемпиона он получил и высшую награду гребного клуба Финляндии. Подробную биографию этого удивительного человека можно прочитать по этой ссылке:

  1. Статья о Ю. Тюкалове на сайте Международного Объединенного Биографического Центра
  2. Краткая справка:
  3. Юрий Сергеевич Тюкалов (4 июля 1930, Ленинград)
  4. — первый советский Олимпийский чемпион, к тому же двукратный;
  5. — 13-кратный чемпион СССР;
  6. — почетный гражданин города Санкт-Петербурга;
  7. — заслуженный мастер спорта (1952;
  8. — заслуженный тренер по академической гребле;
  9. — художник, архитектор, скульптор.
  10. Именно благодаря этому человеку и его команде в парке Санкт-Петербурга мы видим белоснежную скульптуру, о которой сам Юрий Сергеевич отзывается так:

«Островок этот – жемчужина. Красивее места в городе нет. Сама природа фон создает этой барышне. Она очень изящная. Я предупредил, что рядом с ней полицейского нужно ставить».

А ниже – комментарий Натальи Муромцевой, скульптора:

«Оригинал работы был очень экспрессивным. Еще в процессе изучения шедевра я поняла, что Иван Шадр был очень впечатлен моделью Верой Волошиной, его переполняли чувства, он работал на одном дыхании. Наш вариант суше. У нас получился более академический вариант «Девушки». Более сухой и спокойный».

О старте культурно-спортивного проекта, символом которого стала знаменитая скульптура «Девушка с веслом», было объявлено в статье на сайте Государственной третьяковской галереи. При желании вы можете перейти на сайт галереи и прочитать эту статью.

Особое мнение

Вот что думает обо всем этом Людмила Марц, заведующая отделом скульптуры XX — XXI вв.. Третьяковской галереи:

«Нельзя путать уникальную работу Шадра с растиражированными по паркам всего Союза «Девушками с веслами». Они были скопированы с работы другого скульптора – Ромуальда Иодко, никак не связанной с творчеством Шадра.

«Девушка с веслом» – вовсе не секс-символ эпохи. В СССР, как известно, секса не было (смеется). Скорее, наша героиня воплощает энергичную, смелую, уравненную в правах с мужчиной представительницу эпохи.

Ее прототипом была студентка Вера Волошина, героически погибшая на войне».Источник

Итак, у жителей Питера перед глазами – копия работы Шадра, той, которую в 1936 году раскритиковали за излишнюю сексапильность. Изящный комплимент комсоргу Зои Космодемьянской, не правда ли?

А любопытнее всего было бы узнать, что стало с той самой первой скульптурой Шадра, которая украшала Луганск? Канула ли она в Лету или радует горожан до сих пор?

КаноэСпорт выражает признательность всем участникам истории «Девушка с веслом» за вклад в культурно-спортивную жизнь страны 🙂

Специально для КаноэСпорт. Нужно взяться за весло! 🙂

Источник: https://canoesport.ru/stati/416-devushka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector