Шулеры, караваджо, 1596

Шулеры, Караваджо, 1596

Караваджо Микеланджело — известный итальянский художник конца XVI — начала XVII веков. Он знаменит своими монументальными произведениями на библейскую тематику, а также картинами бытового жанра, изображавших жизнь простых людей. В своём искусстве он достиг непревзойдённого реализма за счёт мастерского изображения человеческого тела, драматизма сюжета, контраста света и тени, и насыщенного колорита.

Самые знаменитые картины Караваджо

1

 Юноша с корзиной фруктов (1593-1594)

Шулеры, Караваджо, 1596

Это полотно написано в период становления молодого живописца. Картина выполнена маслом на холсте и имеет небольшой размер, всего 70×67 см. Она изображает уличного мальчишку с корзиной, наполненной спелыми итальянскими фруктами. Поза юноши слегка манерная и томная. Подобных юношей Караваджо много раз изображал на своих полотнах. Но эта картина заявила о Караваджо, как о непревзойдённом реалисте. Изображённый натюрморт превосходен, персики и виноград настолько реалистичны, что хочется протянуть руку и взять их.

???? Кстати, на TopCafe вы можете узнать о самых популярных фруктах, которые ошибочно принимают за овощи.

2

 Блаженство святого Франциска (1595)

Шулеры, Караваджо, 1596

Эпоха барокко, в которой жил художник, требовала определённых правил в изображении персонажей, в особенности если это были святые или ангелы. Святой Франциск, изображённый на картине, лежит в беспамятстве от изнурительного поста и бесконечных молитв. Его поддерживает Ангел, который явился в видениях святого. Ангел, изображённый Караваджо, как нельзя лучше передаёт черты эпохи. Его красота неземная, прекрасное тело окутано в белые одежды, а позади спины развиваются крылья. Тёмный фон прекрасно выделяет персонажей и делает их очень объёмными и реалистичными. Монах изображён босым в простой рясе, его руки расслаблены, а на лице блуждает улыбка. Всё говорит о блаженстве спящего монаха.

3

 Шулеры (1596)

Шулеры, Караваджо, 1596

Караваджо мастерски изобразил карточных игроков в покер, двое из трёх явно жульничают, пытаясь обыграть молодого недотёпу, который по неопытности не замечает, как старый игрок подглядывает ему в карты и даёт сигналы пальцами руки своему напарнику. Второй молодой шулер изображён к зрителю спиной. Он открыто наблюдает за противником, и готовится выбросить нужные карты, которые спрятаны у него за поясом штанов. Эту картину можно разглядывать часами и находить все новые интересные детали. Например, перчатки старого жулика с отрезанными кончиками пальцев — прекрасное средство для прощупывания краплёных карт. Эта картина — настоящая карикатура на проблемы общества того времени, когда процветали карточные игры, а с ними и жулики всех сортов и мастей.

4

 Гадалка (1596-1597)

Шулеры, Караваджо, 1596

Первые творческие годы Караваджо писал популярные сюжеты на заказ — молодых мальчиков с цветами, фруктами и музыкальными инструментами, но постепенно он стал изображать более интересных персонажей, таких как на картине «Гадалка». Караваджо привёл в свою мастерскую настоящую цыганку и писал её с натуры, поэтому, сцена на картине получилась очень достоверной. Гадалка предсказывает молодому человеку будущее по руке и внимательно всматривается ему в лицо, пытаясь попасть в точку. Явно она льстит и обманывает клиента.

5

 Лютнист (1596)

Шулеры, Караваджо, 1596

Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одним из лучших жанровых портретов Караваджо «Юноша с лютней». Молодой человек увлечённо играет на лютне, а перед ним лежат ноты, фрукты, скрипка, прописанные настолько реалистично, что можно прочитать мелодию, записанную нотами. Это самое гармоничное и прекрасное сочетание портрета и натюрморта.

Кстати, на нашем сайте topcafe.su вы можете познакомиться с самыми известными скульптурами Микеланджело Буонарроти.

6

 Юдифь, убивающая Олоферна (1597-1598)

Шулеры, Караваджо, 1596

Здесь художник обращается к известному библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне. Олоферн, воевода царя Навуходоносора руководит войском, которое осадило город Втилуя. Его соблазняет иудейская вдова Юдифь и заманивает к себе в дом, где с помощью служанки убивает. Отрезанную голову Юдифь отправляет в стан врага, что приводит к панике в войсках. Иудеи воспользовались этим и одержали победу над войском Навуходоносора. Караваджо изображает момент обезглавливания Олоферна настолько реалистично, что кажется кровь вот-вот хлынет за пределы картины. Лица женщин напряжены и чувства, которые их обуяли, передаются зрителю.

7

 Медуза Горгона (1598-1599)

Шулеры, Караваджо, 1596

Согласно древнегреческой мифологии Медуза Горгона — чудовище из царства Аида, с женской головой, у которой вместо волос вились змеи. Этот Гомеровский персонаж часто будоражил фантазию художников. Горгона убивала одним взглядом. С ней сразился Персей и победил при помощи зеркального щита, на который впоследствии прикрепил отрубленную голову Медузы Горгоны. Сначала её изображали ужасным чудовищем, но впоследствии её искажённому лицу стали придавать прекрасные женские черты. Такой и написал свою Медузу Караваджо по заказу кардинала Франческо Мария дель Монте, который позже преподнёс картину в подарок герцогу Тосканскому. «Медуза Горгона» Караваджо считается лучшей среди подобных картин.

8

 Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608)

Шулеры, Караваджо, 1596

Это единственная картина Караваджо, где есть его явная подпись художника — в луже крови. На картине изображается отсечение головы Крестителя Иоанна. Все персонажи изображены в натуральную величину. Предполагается, что подпись художника «f. Michelang.o» означает «Я, Караваджо, сделал это». Возможно, Караваджо таким образом признался в совершенном убийстве во время драки в Риме в 1606 году, из-за чего ему пришлось бежать и скитаться.

9

 Се человек (1605)

Шулеры, Караваджо, 1596

Картина посвящена страстям Христовым. На переднем плане человек в чёрном (Понтий Пилат) показывает на Иисуса в терновом венке и, обращаясь к зрителю, как бы говорит свою знаменитую фразу: «Се — человек! Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в нём вины».

Самые необычные религии в мире.

10

 Положение во гроб (1602-1604)

Передний план картины занимает образ Христа, которого кладут во гроб Никодим и Иоанн. Тело Христа — тело молодого мёртвого человека, запрокинувшего голову, уже теряет тепло. Губы Христа посинели и рот приоткрыт. Это добавляет трагизма в его мученической смерти.

Позади Иоанна и Никодима — три Марии в своём безутешном горе. Мать Христа состарилась от горя, Мария Магдалина печально опустила голову и ушла в себя. Третья Мария кричит, подняв к небу руки.

Ракурс картины очень революционный — угол каменной плиты, на которую кладут Христа и локоть Никодима как бы вырываются за рамки картины. У зрителя возникает впечатления реальности происходящего.

До этого, ни одна картина, изображавшая «положение во гроб Христа», не была такой впечатляющей. Смерть, скорбь и горе сквозит с полотна. Могильный холод веет из-под плиты.

Послесловие

Святой Иероним за книгой, 1606.

Последние годы жизни Микеланджело Караваджо прошли в бедности, скитаниях и гонениях из-за его непростого характера и сюжетов его «простонародных» картин, которые не поощрялись церковью и знатью.

Но его творчество обрело огромное количество поклонников и подражателей, которые назывались караваджистами. TopCafe хочет узнать ваше личное мнение о работах этого художника.

Просим делиться вашими мыслями в х.

Источник: https://topcafe.su/otdyh/iskusstvo/kartiny-karavadzho.html

Караваджо — великий художник эпохи барокко

  • Шулеры, Караваджо, 1596Мне не смешно, когда маляр негодныйМне пачкает Мадонну Рафаэля,Мне не смешно, когда фигляр презренный
  • Пародией бесчестит Алигьери.

Пушкин. Моцарт и Сальери

Как говорят, гениев не судят. Но кто они, эти великие люди, которые родившись однажды, прожив недолгую, но яркую жизнь, заставляют потомков спорить и говорить о них много веков спустя? Что было в них такого, что заставляет нас снова и снова возвращаться к их судьбам?

Попробуем разобраться. Об одном великом итальянском художнике, имя которого Караваджо, наш рассказ.

Детство и юношество Караваджо

Шулеры, Караваджо, 1596Этот человек родился 29 сентября 1571 года в небольшом городке Караваджо, что близь Милана, в день святого Архангела Михаила и потому имя ему дали — Микель Анджело. У его родителей — Фермо Меризи и Лючии Аратори было пять детей, но этот факт не тревожил их, ведь Фермо служил архитектором и управляющим у знатной аристократической семьи Сфорца, а Лючия была дочерью землевладельца.

Микеланджело Меризи было всего шесть лет, когда в Милане и его окрестностях началась ужасная эпидемия чумы. Она унесла тысячи жизней, среди которых — отца и деда будущего гения. Скорбящая мать нанялась на службу гувернанткой в аристократическую семью Колонна, а ее маленький сын Микеланджело мог жить с ней, учиться и играть вместе с детьми знатного дома.

О его детстве и юношестве мало что известно. В архивах Милана были найдены документы о том, что в возрасте 13 лет Микеланджело Меризи поступил на обучение живописи к художнику Симоне Петерцано сроком на 4 года. 

Какими путями художник попал в Рим, неизвестно, но предполагается, что в Милане у него появились проблемы с полицией из-за драки. Буйная головушка еще не раз попадет под пристальное внимание недремлющего ока правопорядка.

Доподлинно известно, что с 1592 года Микеланджело живет в Риме. Папский Рим того времени насчитывает около 100.000 жителей, полным ходом идет обновление города: появляются новые улицы и дворцы, коллекционеры живописи заказывают для своих домов полотна и фрески, не жалея средств, а архитекторы возводят соборы и церкви.

https://www.youtube.com/watch?v=mZhXYA7VzIU

Роскошь и нищета, святость и лицемерие разврата, консерватизм и новые науки — все это смешалось в гигантском “бурлящем котле” Вечного города. В обстановке тайной вседозволенности и роскоши проживает высший свет и духовенство. Во дворцах, на ночных приемах поют кастраты, (тогда это было очень модно), туда вхожи куртизанки, и вместе с тем — в почете новые учения Галилея и Джордано Бруно.

Запрещено ношение оружия, но время от времени на улицах возникают вооруженные стычки на шпагах, которые плачевно заканчиваются. Простой люд прожигает свою жизнь в трактирах, в азартных играх, но каждое воскресение все должны явится в церковь и, по возможности, покаяться в содеянном. 

В итальянской живописи того времени главенствует маньеризм и академизм, поэтому Меризи пишет свои первые маленькие полотна на бытовые темы. Бунтарский гений еще дремлет.

Его работы раннего периода продаются в лавках за довольно низкую цену. Именно в этот период Микеланджело Меризи и получает имя Караваджо, по месту его происхождения.

Это стало уже традицией в Риме со времен Возрождения, вспомним, Корреджо или Веронезе.

Читайте также:  «страшный суд», иероним босх — описание картины

Начало творческого пути Караваджо

Никому не известный Караваджо поступает на службу в мастерскую художника Джузеппе Чезаре по прозвищу Кавальер Д’Арпино. В этот период он знакомится с юношей Марио Миннитти, который становится его близким другом, учеником и моделью для картин.

Шулеры, Караваджо, 1596

“Юноша с корзиной фруктов” (1593 -1594), Галерея Боргезе.

Шулеры, Караваджо, 1596В 1593 году Караваджо серьезно болен римской лихорадкой. Вернувшись после продолжительной болезни из больницы, мастер пишет полотно ”Больной Вакх“ (1594), Галерея Боргезе. Он изображает себя в образе бога вина и веселья, которому он все чаще и чаще будет поклоняться. Правда, на полотне Вакх не весел…

Что произошло в мастерской Кавальер Д’Арпино — никто сказать уже не может, но известно, что живописцы остались недругами и что впоследствии этот факт послужил предметом стычки и глубокой обиды.

В эти дни скитаний, пьянства и хулиганства Караваджо попадает в тюрьму за драку и там знакомится с Джордано Бруно. Позже, в 1600 году, Бруно будет заживо сожжен инквизицией на римской окраине (ныне площадь Кампо деи Фиори), а для Караваджо это будет еще одним серьезным ударом судьбы.

Шулеры, Караваджо, 1596Шулеры, Караваджо, 1596

Но судьбе было угодно, чтобы о нем узнали. Первым, кто выделяет мастера, стал Антиведуто Грамматика, он приглашает в свой дом бездомного художника. Так рождаются полотна ”Шулеры” и ”Гадалка” (1594), Капитолийские музеи.

Вскоре кардинал Дель Монте замечает работы живописца и приглашает Караваджо поселиться в его дворец Мадама, куда художник переезжает со своим другом Марио Меннитти. Здесь Микеланджело знакомится с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта и многими другими прогрессивными и известными в интеллектуальных кругах людьми.

Шулеры, Караваджо, 1596Шулеры, Караваджо, 1596Этот период жизни стал очень плодотворным для молодого мастера.

Он пишет картину “Музыканты”, где изображает в центре Марио Миннитти и себя рядом. Считается, что в этой картине есть эротический намек на связь между ними.

Марио Mиннитти появляется и на полотне “Мальчик, укушенный ящерицей” (1596), Лондон.

Шулеры, Караваджо, 1596На полотне “Лютнист” (1596, Эрмитаж) удалось прочитать партитуру: это известный в то время мадригал Якоба Аркадельта ”Вы знаете, что я люблю Вас”.  Кому предназначено это послание?

Шулеры, Караваджо, 1596Тогда же, в 1596 году, Караваджо пишет полотно “Корзина с фруктами”, которое считается абсолютным шедевром и является первым натюрмортом в истории итальянской живописи.

Проживая в доме своего покровителя кардинала Дель Монте, Караваджо создает такие полотна, как “Голова Медузы” (1597), “Куртизанка Филлида” (1597) — это полотно сгорело во время Второй мировой войны в Берлине, “Портрет Маффео Барберини” и прекрасный “Нарцисс”, (1599), Рим, Дворец Барберини.

Благодаря заказу Дель Монте, в 1597 году появилась на свет уникальная работа Караваджо — роспись потолка маслом по штукатурке. Она была сделана в пригородном доме кардинала, в кабинете алхимии.

Новая по своему построению композиция располагает обнаженных богов Юпитера, Нептуна и Плутона прямо над головой входящего. Эта работа оказалась смелой и скандальной.

Считается, что мастер писал ее с натуры, глядя на себя обнаженного в зеркало, лежащее на полу.

Полезно: полная экскурсия по работам и местам Караваджо в Риме

Начало славы

Истинную славу Караваджо принесла картина “Отдых на пути в Египет” (1597, Рим, Галерея Дория-Памфили). Она является новаторской по своему решению и исполнению. Утомленные долгой дорогой, дева Мария и Младенец спят, слушая божественную музыку, которую исполняет для них Ангел на скрипке. Святой Иосиф держит ноты, но не слышит музыки, он старается, но у бедняги ничего не выходит.

https://www.youtube.com/watch?v=jVzLb2vcsh8

Что было главным? Караваджо демонстрирует всем, что он способен, (и еще как!) изобразить пейзаж, мягкую атмосферу покоя и блаженства, а важнее всего — состояние человека. Это был вызов с последствиями.

Несмотря на рекомендации известных живописцев того времени, Караваджо было отказано в приеме в Академию Святого Луки в Риме.

Возражал сам президент академии — Федерико Дзуккари, говоря: “Вместо пейзажа, Караваджо напускает черный дым…”

О Караваджо говорят все больше и чаще, он становится известен. В это время ему поступает заказ от коллекционера и очень влиятельного человека — Винченцо Джустиниани, друга кардинала Дель Монте.

Мастер создает прекрасный женский образ, (первый святой женский образ) в полотне “Кающаяся Мария Магдалина” (1597), Рим, Галерея Дория-Памфили.

Художник уловил тонкую, трагичную и поэтическую окраску образа.

И вот, из-под кисти мастера выходит “Юдифь, обезглавливающая Олоферна,” (1598), Рим, Дворец Барберини. В творчестве Караваджо наступает переломный момент: он должен выдержать испытание славой и побороть врага в себе — неуемную страсть, буйство и презрение.

Узнайте что происходит потом…

Источник: http://www.rivitalia.com/content/karavadzho-velikii-khudozhnik-epokhi-barok

Караваджо: биография и интересные факты

Сентябрь 29, 2018

Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе.

 Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.

Шулеры, Караваджо, 1596

Караваджо. Автопортрет

Биография Караваджо

Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было.

Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день.

У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.

В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.

После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.

Шулеры, Караваджо, 1596

Картины Караваджо в Палаццо Барберини

В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим.

Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше.

Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.

Шулеры, Караваджо, 1596

Юноша с корзиной фруктов. Караваджо. 1593-1594 г.

Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы.

Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов.

А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Это подтверждает тот факт, что уже в 94-ом году Меризи остался совершенно без денег и без крыши над головой.

В Риме Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемый выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев. В этот период Караваджо помогал расписывать одну из капелл в базилике Сан Прасседе. Взаимоотношения с Чезари были прерваны после внезапной болезни и госпитализации Караваджо.

В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, известный деятель культуры и страстный поклонник искусств. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу.

С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции.

Читайте также:  Музей люфтваффе в берлине

Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Шулеры, Караваджо, 1596

Отдых на пути в Египет. Караваджо. 1596-1597г.

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Шулеры, Караваджо, 1596

Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

Шулеры, Караваджо, 1596

Распятие св. Петра. Караваджо. 1601 г.

Шулеры, Караваджо, 1596

Обращение Савла. Караваджо. 1601 г.

Провокатор и гений Караваджо

Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.

Шулеры, Караваджо, 1596

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо. 1607 г.

Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения.

Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.

Где остановиться в историческом центре Рима

Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Караваджо многократно арестовывали по причине его возмутительного поведения, участия в драках и разгромах, незаконного ношения оружия и т.д.

А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне.

В 1605 году Меризи был вынужден бежать из Рима в Геную на несколько недель, потому что исполосовал ножом известного нотариуса, с которым он поругался из-за своей возлюбленной.

От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Но так продолжалось не всегда.

Шулеры, Караваджо, 1596

Святое семейство с Иоаном Крестителем. Караваджо. Около 1603 г.

28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал.

Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит.

Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.

Филиппо I Колонна. Гравюра.

На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришли на помощь. Филиппо I Колонна.

Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где он пробыл почти целый год.

За это время мастер успел создать множество произведений, среди которых:

  • «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем» (1607), на данный момент хранится в частной коллекции;
  • «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), находящаяся в фонде Национальной галереи в Лондоне;
  • «Мадонна Розария», написанная по заказу семьи Карафа-Колонна — одна  из самых значимых работ данного периода.

Мадонна Розария. Караваджо. 1607 г.

После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры.

Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.

Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.

Возможно Вас заинтересует:

Последние годы жизни Караваджо

Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, в Неаполе, Меризи проживал у маркизы Констанции Колонны почти год, пока из Рима не пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании.

Папа Павел V. Караваджо. Дата неизвестна

В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так.

Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа.

Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.

Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)

Обессиленный внезапной болезнью Караваджо остался в Порто Эрколе, где его тщетно пытались поднять на ноги. Микеланджело Меризи да Караваджо скончался 18 июля 1610 года предположительно от кишечной инфекции.

Смерть Караваджо, на самом деле, окутана тайнами и до сих пор нет единого мнения о реальной причине смерти великого художника.

Один из современных исследователей жизни и творчества Микеланджело Меризи, ссылаясь на архивные документы Ватикана, заявил, что последним пристанищем великого художника стал Ладисполи, а скончался он вовсе не от какой-то там инфекции, а от рук кавалеров Мальтийского Ордена.

Источник: http://39rim.ru/karavadzho-velikiy-hudozhnik-i-skandalnyiy-buntar.html

Микеланджело Меризи да Караваджо, Изображений: 82

На долю великого художника Микеланджело Меризи, известного нам как Караваджо, выпало много бед и злоключений. Судьба не была к нему благосклонна. То ли в силу его темперамента, вспыльчивого нрава, образа жизни, то ли из-за таланта, задатки которого были уже заметны к одиннадцати годам.

Родился он, по некоторым данным, 28 сентября 1571 года в Ломбардии, на севере Италии в небольшом городке Караваджо, в семье вполне обеспеченного архитектора местных маркизов синьора Фермо Меризи.

В 1577 году он умирает от чумы.

В 1584 году мальчика отправляют в Милан для обучения искусству к достаточно известному тогда художнику Симоне Петерцано из Бергамо, который обещает обучить его к пятнадцати годам.

В 1590 году умирает его мать. Поделив с братом, оставшееся после смерти родителей наследство, которое позволило Микеланджело несколько лет прожить безбедно, в 1592 году он покидает родной город.

Пристрастие к азартным играм, шумным хмельным компаниям вскоре пошатнуло его благосостояние, и в Рим он попадает уже без денег, голодным и оборванным.

Изо дня в день он перебивается работой над непритязательными поделками в мастерской некого Лоренцо

Сичилиано. Конечно, молодого художника уже проявившего способности делать нечто лучшее, такое положение дел не могло устроить. Разочарования, нищета, приводят Караваджо к болезни, он попадает в госпиталь для бедняков.

После выздоровления его берет в свою мастерскую Джузеппе Чезари д’Арпино. Он хорошо разбирается в пристрастиях заказчиков, знает коньюктуру рынка, достаточно оборотлив и у него всегда есть клиенты.

Нужда ненадолго отступает от Караваджо.

Но тут опять случается беда. Художника ударяет лошадь, и он вновь попадает в больницу. После выздоровления Караваджо решает работать самостоятельно. В это время одна за другой возникают самые известные картины его первого периода творчества. «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей».

Но, несмотря на то, что этими работами он заявил о себе, как о талантливом художнике, публика остается к нему безразлична. И лишь волею судеб несколько работ попадают к знатоку живописи кардиналу Франческо дель Монте, который берет его себе на службу с вполне приличным заработком.

По свидетельству современников покровитель художника не отличался благочестием и целомудрием. На его пиры «никогда не приглашали женщин, зато там танцевали молодые мальчики, одетые в женское платье». Ну а поскольку Караваджо напрямую зависел от желания заказчика, постольку в эго картинах появлялась и эротика с гомосексуальной наклонностью.

Читайте также:  Картина троица, эль греко

К сожалению, о Караваджо сохранилось очень мало достоверной информации. Он не был женат, но к женскому полу был не безразличен.

«Шалунья, живущая в районе Банки», «Лаура и её дочь и её дочь Изабелла, из-за которых возник процесс», «Маддалена, жена Микеланджело, живущего неподалёку от площади Навоны», разбитые окна ревнивого мужа – всё это лишь из небольших заметок биографов, осведомителей наблюдающих по распоряжению инквизиции за прогрессивными течениями художественной жизни тех лет.

Благодаря кардиналу дель Монте Караваджо получает первый крупный заказ для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Это непременно отразилось на его авторитете, художник начинает получать престижные заказы.

Караваджо в своих работах всегда испытывал пристрастие к живописи с натуры. Он тщательно прописывал каждую деталь, пытаясь приблизить её к оригиналу. Именно Караваджо ввел новый для Рима жанр – натюрморт как таковой.

Если из его жанровых работ убрать будь то фигуры людей, фрукты, приборы, остатки ужина, музыкальные инструменты, все эти детали все равно продолжают жить своей жизнью, являя собой почти самостоятельный центр притяжения.

В склонности Караваджо к натурализму было только одно желание – как можно более точно отразить предмет, обстановку, героев вплоть до применения зеркала как независимого от сетчатки глаз экрана передачи изображения и мощного светового потока в моделирование объектов.

При помощи резких светотеней, которые ранее не приветствовались мастерами эпохи возрождения, Караваджо добивается необычайного напряжения в стоп кадре своих работ.

При этом очень сложно определить, что важнее зеркало или свет, который бьёт словно прожектор, на наиболее значимые участки тела точно указывая зрителю на суть идеи, ради которой было задумано полотно. Натурализм Караваджо это не бездушный клон, а зрительная передача внутренних эмоций происходящих здесь и сейчас. Образы его героев не вписываются в идеализированные стандарты главенствующих тогда направлений маньеризма и академизма. Он пишет их с реальных простых людей из толпы независимо от сюжета картины.

Но в Риме требовалось не сходство с натурой, а возвышенность и благочестие сюжетов, действий, и уж никак не приземленность святых персонажей. Поэтому церковь очень часто не принимала работы Караваджо. Он делал новые работы исходя из канонов заказчика.

А отвергнутые полотна приобретали знающие в живописи толк коллекционеры. Церковные функционеры довольно часто отказывались от его полотен. Караваджо становился скандальным художником. Популярность Микеланджело росла.

И в 1604 году слух о нём распространился уже по всей Северной Европе.

Наряду со славой художника увеличивались и случаи участия его в скандальных происшествиях. Все больше проявлялись черты его характера как вспыльчивого, эгоцентричного человека, живущего одним днем.

Один из осведомителей, наблюдающих за тенденциями художественной жизни тех лет, писал о Караваджо: «Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской – проработав две недели, он предается месячному безделью.

Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что ходить с ним весьма небезопасно».

Частые походы в харчевню с друзьями, швыряние подноса в лицо официанту, шумные выходки по ночам, столкновения с соперниками, разбитые окна у ревнивого хозяина дома, ношение оружия без разрешения, оскорбление полиции, дни, поведенные в кутузке – все это создавало ему репутацию в глазах властей как человека неблагонадежного.

В мае 1606 года во время ссоры Караваджо убил Рануччио Томмазони. Сам художник был ранен и вывезен друзьями из Рима. Суд приговорил его к смертной казни, а за его поимку было назначено вознаграждение.

В 1607 году он перебирается жить на Мальту. Там в 1608 году художник становится рыцарем Мальтийского ордена. И снова возникает ссора со знатным рыцарем, которого он ранил. Затем тюрьма, побег, исключение из рыцарского ордена, Сицилия.

Караваджо становится известно, что раненный им рыцарь подослал к нему убийц. Художник возвращается в Неаполь, его преследует страх, он даже спит с кинжалом.

Но осенью 1609 года наемники, настигнув Караваджо на пороге харчевни, нанесли ему удары кинжалами в лицо.

Устав от всех злоключений художник мечтает вернуться в Рим. Но там ещё не отменен смертный приговор. До него доходят слухи, что благодаря влиятельным покровителям, в том числе и кардиналу Гонзаго, отмена смертного приговора скоро будет подписана. Из Неаполя он отправляется в Порт Эрколе, что бы там дождаться более определенных известий.

Но и тут, уже в последний раз, на его голову обрушиваются злоключения. По ошибке его принимают за бандита и арестовывают, но затем отпускают.

Что бы вернуть свои вещи, оставленные во флюгере, он возвращается на берег, зараженный малярией, заболевает, и 18 июля 1610 года в возрасте 37 лет умирает, так и не узнав, что 31 июля папским рескриптом Караваджо объявлено об амнистии.

Автор текста: Елена Ичетовкина, искусствовед

Караваджо — биография

Великий итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 г. в Милане. В 1576 г. от чумы умер его отец, а мать с детьми переезжает в Караваджо – городок невдалеке от Милана. Здесь Микеланджело прожил до 1591 года. Первые написанные в Милане жанровые сценки и портреты не сохранились.

Микеланджело имел вспыльчивый характер. Драки и тюремные заключения стали спутниками его жизни. В 1591 году художник вынужден бежать из Милана в Венецию, а затем в Рим.

Здесь Караваджо (так его стали называть, как было принято у художников, по месту рождения) знакомится с видными художниками и меценатами, например с Яном Брейгелем Бархатным, а также изучает работы Леонардо, Джорджоне и Тициана. Первая из дошедших до нас картин самого Караваджо – «Мальчик, чистящий фрукты» (1593).

Едва не умерев от лихорадки (1593) Караваджо создает, возможно, автобиографическую картину «Больной Вакх». В том же году пишет свои первые многофигурные картины, противопоставляя вырождающемуся маньеризму и зарождающемуся академизму живой реализм.

Герои Караваджо – люди из уличной толпы, красивые и жизнерадостные.

В 1594-96 гг Караваджо переживает плодотворный период, работая для своего покровителя просвещенного кардинала Франческо дель Монти на его вилле (многие картины того времени сохранились до наших дней).

Несмотря на выдающиеся успехи в 1596 Караваджо было отказано в принятии академию святого Луки. В том же году он создал первый чистый натюрморт в истории итальянской живописи «Корзинка с фруктами».

В последующие годы художник получает много заказов на украшение церквей, однако не всех заказчиков удовлетворяют выполненные работы.

В 1601 году Караваджо, наконец, снимает собственную мастерскую, у него появляются ученики. Его «Положение во гроб» (1603) копировали многие художники (включая великого Рубенса).

Создание шедевров перемежалось у Караваджо разгульной жизнью, драками, заключениями. 26 мая 1606 г Караваджо обвинили в убийстве в драке человека. Объявленный вне закона, художник бежит в Неаполь, затем на Мальту и продолжает писать картины.

Жизнь его и здесь полна приключений (в 1608 г. он даже становится кавалером Мальтийского ордена), однако здоровье его уже было подорвано. В городке Порто д»Эрколе Караваджо умирает от лихорадки 18 июля 1610 года.

Папский указ о помиловании был опубликован уже после его смерти.

Караваджо – великий реформатор европейской живописи, основатель реализма 17 века. Для его метода характерно резкое противопоставление света и тени.

Значение Караваджо оказалось неслыханным, потому что никто иной, как он первым в истории европейского искусства провозгласил сутью художественных образов жизненно конкретные явления, людей за свойственными им занятиями, вещи, которые их окружают в действительности.

Новаторство концепции Караваджо заключалась в той жёсткой прямоте, с какой живопись стала буквальным воспроизведением жизни.

Причём творческие установки мастера, как и его многочисленных последователей в разных европейских странах, так называемых «караваджистов», не менялись даже и тогда, когда они обращались к религиозным сюжетам.

Влияние Караваджо на всё последующее искусство столь огромно, что его просто не с чем сравнить: даже влияние Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Микеланджело не было таким всеобъемлющим.

Если назвать хотя бы несколько имен тех, кто испытал его существенное или даже решающее влияние, комментарии уже окажутся излишни: Рибера, Сурбаран, Веласкес и Мурильо в Испании, Рубенс и Йорданс во Фландрии, Рембрандт и Вермеер в Голландии, Жорж де Ла Тур, братья Ленен, отчасти даже Пуссен во Франции.

В самой же Италии 17 века не было, похоже, ни одного живописца, не ставшего в той или иной степени «караваджистом».

Искусство отныне не было зациклено преимущественно на идеале, но усматривало в природе, как и в самой жизни, одновременное присутствие противоположных начал.

В этом смысле весьма показательной стала упомянутая «Корзинка с фруктами» Караваджо, где наряду со спелыми и сочными плодами и листьями присутствуют также гнилые и увядшие, в результате чего картина становится не гордым утверждением природы и жизни, но печальным раздумьем над сущностью нашего бытия…

Автор текста: Дмитрий Панкратов

Источник: https://gallerix.ru/album/Caravaggio

Ссылка на основную публикацию