Саломея, танцующая перед иродом, гюстав моро

Многие наслышаны о танце Саломеи или «Танце семи покрывал». Даже не читавшие Библию. Образ Саломеи веками служил источником вдохновения художников, поэтов, драматургов… Почему? Начнем с краткого описанию сюжета Нового Завета.

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Ирод Антипа царствовал в Иудее, которая в 6-7гг н.э. стала римской провинцией. Когда Ироду было 50 лет, он фактически отобрал у своего родного брата жену Иродиаду и женился на ней.

Иоанн Креститель, когда известность и популярность в народе достигла апогея, критиковал такой союз. Иродиада была дамой властной и мстительной. Когда Ирод в честь своего дня рождения устроил пир, Иродиада послала свою дочь Саломею исполнить зажигательный сирийский танец.

Гости были прямо-таки околдованы ее танцем, просили станцевать еще и еще, а, когда она закончила, пьяный Ирод сказал: «Проси, что хочешь!» Саломея посоветовалась с матерью и та подсказала ей просить голову Иоанна Крестителя.

Антипа не смог отвертеться от данного обещания и голову принесли на большом блестящем блюде. Саломея отнесла страшный дар матери.

Откроем замечательную и увлекательную книгу известного польского библеиста Зенона Косидовского «Сказания евангелистов». Библеистика — научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы, изучая ее не с позиции веры или религии, а с чисто научной позиции.

Применяются методы: археологии, филологии, логики, сравнение разнообразных копий одних и тех же текстов, изучение трудов историков — современников описываемых в Библии событий и пр. Зенон пишет, что в Евангелиях дочь Ирода не названа по имени, лишь из внеевангельских источников мы узнаем, что ее звали Саломеей.

Косидовский анализирует произведения историков, живших в то время. Еврейский историк Иосий Флавий (родился в 37г.н.э.) объясняет казнь Ирода совсем не по-библейски. По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего с лаву нового пророка, мессии.

Тревогу вызывали толпы экзальтированных людей, осаждавшие Иоанна. Могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением.

Так что у Ирода были все основания желать смерти новому пророку, что не исключает и дополнительный мотив личной мести, в связи с резкой критикой со стороны бывшего отшельника. Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной романтической истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя.

«Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его». (З.Косидовский «Сказания библеистов»,М.1981,стр.180-181).

Если мы вспомним, что, прежде чем быть записанной, Библия десятилетиями передавалась от поколения к поколению в устной традиции, и даже когда ее зафиксировали, результат получился, так скажем, слишком разнообразным.

То собрание книг, которое мы сейчас имеем, — результат значительно более позднего сознательного отбора церковью в соответствие с интересами этой организации в 16 веке. Первый, документально подтверждённый канон установлен лишь с Тридентского собора, созванного во время Реформации в 1545 году и длившегося до 1563 года.

А что бывает с историями пусть и о реально существующих людях, какими были Иоанн Креститель и царь Ирод Антипа, после многократной передачи? Сказатели, рассказчики любят приукрасить истории, сделать их красивее и драматичнее.

Сомнительно, что при всех «домостроевских» с Вашего позволения сказать нравах евреев той поры, незамужняя дочь царицы, пускай даже и падчерица для царя, могла публично танцевать, соблазняя всем присутствующих пьяных мужчин. Не те были порядочки тогда. Женщины были практически за железным забором.

Тогда как элементарная логика подсказывает, что Ирод имел свои причины для устранения главы новой религиозной секты. Сейчас в наше довольно стабильное время среди населения, где доля атеистов огромна, сектанты, закапываясь группой под землю доставляют, хлопоты лишь МЧС.

Но в смутное время религиозные секты, новые религиозные движения, имеющие харизматичного лидера, вполне могут создать беспорядки в стране с «верующим большинством».

Конечно, никто не может абсолютно точно сказать, что эта история с танцем — вымысел, но никто и не может ее подтвердить. Если отстраненно взвешивать доводы «за» и «против», то чаша с выводом «вымысел» явно перевешивает.

Но эта история так привлекательна для деятелей искусств, что вряд ли о ней когда-нибудь перестанут упоминать и перестанут эксплуатировать этот образ. На фоне благолепных положительных и поэтому, увы, мало запоминающихся образов Нового завета, Саломея с Иродиадой привлекают внимание.

Представьте: женщина сексуально танцует, взволновывая мужчину так, что он готов на все. И результат — выплеск кровожадности и смерть связаны с сексуальностью кровавыми узами.

Можно сказать, первый образ женщин-вамп, роковых женщин, тем более, что еще и мать плюс дочь — то есть преемственная коварность женщин, которые завлекают, чтобы убить все святое. Сексуальная привлекательность, лишающая мужчину воли, ведущая к кровопролитию.

Какое богатое поле для творчества! Во времена, когда изображение библейских сюжетов было нормой и поощряемой церковью и обществом тенденцией, понятно, почему этот сюжет стал популярен. Вроде и из Библии, но и «клубничка» в некотором смысле.

Художественные картины на тему этого сюжета

Невозможно описать и даже перечислить все художественные картины на тему Саломеи, их слишком много. Часть сосредоточена на обворожительном танце, часть — на кровавом финале — получение головы на подносе, а часть — на решающем моменте, где сразу после танца Саломея ждет «приз», а Ирод думает, можно ли отвертеться. Нас будет интересовать те, где она все-таки танцует.

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Самой старинной из рассматриваемых нами картин будет произведение Беноццио Гоццоли «Танец Саломеи» (1472г.). Пред нами смешение частей истории, можно сказать ее конспект: тут и Саломея танцует, и над Иоанном уже замахнулись, а на заднем плане еще одна фигурка Саломеи предъявляет матери трофей.

Реализм тогда еще не был в цене, такое вот изображение разных фрагментов события было в порядке вещей, тем более, что все были в курсе сюжетов.

Читайте также:  Эдвард мунк, "вампир", 1893

В позе танцующей Саломеи есть удивительное продуманное противоречение, ярко очерчивающее суть истории: в изящно отведенной ноге и летящих складках платья — сама грация, изящество и гармония, тогда как от руки и головы исходит угроза.

Самым популярным иллюстратором Библии был Гюстав Доре.

Здесь приведены три иллюстрации Саломеи: на одной (1976г) она одета дорого и красиво, как царская дочь, на другой (1874г) — практически нагая, ее одежда — почти как узор боди арта, на третьей (1876г) завлекательно расходятся полы юбки, обнажая стройные ноги.

Везде позы исполнены грации, но практически статичны, хотя подразумевается, что это танец. Сказывается манера художника изображать сюжеты благообразно, задумчиво, словно все участники действия задумались и решили позировать художнику. Что не лишает особого очарования его иллюстраций.

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

На картине Готтлиба «Танец Саломеи» (1879г) перед нами явно очень энергичный танец, еще и топлесс. Фигура танцовщицы просто таки излучает животную сексуальность, ее тело светится, а в каждом движении — искрящаяся радость жизни. А праздник похож на разгульную вечеринку. Пожалуй, это — самая танцевальная Саломея в нашей подборке картин.

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав МороСаломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Картина Альфонса Муха «Саломея» (1897г.) рисует нам девушку в современных художнику одеждах. Ее изображение условно, ничто не напоминает нам о коварной роковой женщине. Как будто Саломея — это просто повод нарисовать полуголую танцовщицу. Столь же отстраненная и даже меланхоличная Саломея В.Суриньянца (1907).

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав МороЗато на картине Франца фон Штука «Танцующая Саломея» (1906г) мы видим волнующие изгибы тела в танце, жар страсти, исходящий от танцовщицы. Здесь представлена картина целиком и ее фрагмент.

Интересные работы на эту тему попадаются и сейчас. Вот два примера: Андрей Лидмиц «Танец Саломеи» (2008) — черно-белая картина, на которой танцовщица запечатлена в напряженной позе и охваченным страстью лицом. Яркая цветная картина Виктории Тенета «Танец семи покрывал» (изображение — в самом начале статьи) напоминает отчасти картины Врубеля.

Поза танцовщицы наполнена негой, изяществом и грацией. Кстати «танец семи покрывал» как танцевальный номер разработали танцовщицы 19 века., когда в моду вошло увлечение востоком. В процессе танца от одежды отделяются по очереди семь покрывал. С каждой отделяемой вуалью танцовщица обращается, проявляя свою фантазию. В конце она остается в минимальном костюме.

Кроме картин, есть еще пьеса Оскара Уальда «Саломея». А сколько различных танцев и танцевальных постановок используют это имя и сейчас?! История все еще будоражит людей…

Источник:

Елена Стеценко

www.divadance.ru

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4128336/

​Саломея и голова Иоанна Крестителя

26 января 2015

Саломея, дочь Иродиады, будущая царица Халкиды и Малой Армении. История с ее участием описывается в Библии, в Евангелие от Матфея (14: 1-12) и Марка (6: 14-29). Согласно преданию, Иоанн Креститель осуждал Ирода Антипу, бывшего тетрархом Галилеи, за то, что он увел у собственного брата жену, Иродиаду, нарушив традиционные обычаи еврейского народа. Тетрарх заключил проповедника в темницу, но не убивал, боясь возмущения народа. На одном из праздников Саломея, подготовленная матерью, танцевала перед Иродом Антипа и настолько очаровала его своим танцем, что тот предложил исполнить любое ее желание. Саломея, как научила ее мать, попросила голову Иоанна Крестителя, которую Ирод принес ей на блюдечке. Других сведений о жизни Саломеи практически не сохранилось, но библейский сюжет приобрел большую популярность. Среди прочих творческих деятелей, к нему обращались многие именитые живописцы: Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Собственно, именно живописной интерпретации истории Саломеи и посвящена наша статья, так что узрите! Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

  Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

  Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462

  Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

  Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1515

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530

  Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

  Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

  • Леопольд-Анри Леви, Голова Иоанна для Иродиады
  •   Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876
  • Гюстав Моро, Саломея, 1876 
  • Ф.фон Штук, Саломея, 1906

     

Источник: https://estetico.me/posts/view/salomeja-i-golova-ioanna-krestitelja

О, пляши для меня, Саломея…

В истории есть три девушки, бьющие все мыслимые-немыслимые рекорды популярности. Саломея, Клеопатра, Кармен. Клеопатру и Кармен тревожить пока не будем. Поговорим о Саломее.

Какие такие великие подвиги и деяния она совершила? Никаких. В Библии Саломея появляется всего лишь один раз. И после этого о ней ни слова. Как будто ее и вовсе не было. Вся история вкратце заключалась в том, что Ирод Антипа женился на жене брата, Иродиаде.

Когда Иоанн Креститель осудил этот противозаконный союз, Ирод Антипа заключил его в тюрьму. На торжестве, устроенном в честь дня рождения Ирода, Саломея исполняет перед ним некий танец. Что это был за танец неизвестно. Утвердилась версия, что Танец семи покрывал. Но это только версия.

Что было в действительности, никто сказать не может. Танец Саломеи так понравился Ироду, что тот пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По просьбе матери Саломея потребовала у Ирода голову его самого известного пленника, причем на блюде.

Ирод выполнил пожелание Саломеи и приказал обезглавить Иоанна Крестителя. Вот и все достижения.

Однако только ленивый не обращался к роковому образу Саломеи – художники и поэты, писатели и композиторы, режиссеры драмы, кинорежиссеры и, конечно, артисты…

Обратимся к Саломее и мы, поскольку не ленивые. Про отрубленную голову, конечно, ничего писать не будем, хотя на картинах множества художников голова станет главным аксессуаром, а попытаемся рассказать о танце Саломеи.

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1472

Читайте также:  Натюрморт с фруктами, овощами, цветами и двумя ящерицами

Первым, кто изобразил танцующую Саломею, стал итальянский художник Беноццо Гоццоли (1420 – 1497). На его картине «Танец Саломеи» (1472) предстают все, кто имеет отношение к сюжету. И Саломея танцует, и над Иоанном замахнулись, и уже на заднем плане Саломея преподносит матери подарок – кровоточащую голову.

Саломея на переднем плане – это мягкие, легкие, летящие складки платья, грациозность, изящество позы. Здесь предстает не сам танец, а некий намек на него. Все довольно трогательно, но в противоречие с этой трогательностью вступают резкость откинутой назад руки, и та злость, что читается в лице девушки.

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Гюстав Моро. Саломея, танцующая перед Иродом.

Впечатляют изображения Саломеи и в иллюстрациях французского художника Гюстава Моро (1826 – 1898). На той, что датируется 1874 годом – роскошь, нега, сладкая соблазнительность позы. Саломея почти обнажена.

Почти, поскольку все самое соблазнительное изобретательно прикрыто пышной, дорогой тканью, тяжелыми, массивными украшениями с драгоценными камнями. Они скрывают ее грудь, низ живота, действительно нагими остаются изумительной красоты ноги и руки Саломеи.

Саломея здесь – соблазн, чувственность, эротика.

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Мауриций Готтлиб. Танец Саломеи. 1879

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Источник: https://musicseasons.org/o-plyashi-dlya-menya-salomeya/

Саломея — иудейская принцесса, дочь иродиады, падчерица ирода антипы

?

deligentkname (deligent) wrote, 2015-11-28 15:03:00 deligentkname deligent 2015-11-28 15:03:00 Categories: Автор — valniko77. Это цитата этого сообщенияСаломея — иудейская принцесса, дочь иродиады, падчерица ирода антипы. Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Ирод Антипа

Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530″>

***

ЗАВЯЗКА.

Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость.

Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.

***

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320 КУЛЬМИНАЦИЯ.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи.

Ирод просит станцевать дочь Иродиады — Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после.

Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику. Гости, как околдованные смотрели за нею — так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще. 

А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь — все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!»

Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны. Саломея решила посоветоваться с матерью. Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала : «Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»

Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»

И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни.  Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение.

Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна.

Саломея отнесла страшный дар матери.

***

  Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530 ЭПИЛОГ.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св.

Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение.

Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.

***

  Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462 Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро «Salome»  Gaston Bussiere (1862-1929) ***

Танец-обнажение  появился в глубокой древности, и тогда к нему относились с благоговейным уважением. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Месть семи покрывал. Танцы с раздеваниями. Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей.

Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица Саломея.

После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея — может быть, впервые в истории — использовала стриптиз как орудие мести.

Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.

***

  Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479 Саломея. Бартоломео Венето

Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Читайте также:  Турчанка, карл павлович брюллов - описание картины

Первоначально, Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

***

В искусстве образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноимённая пьеса, пост. 1896) и Рихарда Штрауса (одноимённая опера 1905 — по пьесе О. Уайльда). Балет (1907, а позднее симфоническую поэму) Трагедия Саломеи написал Флоран Шмитт. Известна картина Л. Антокольского «Саломея на пиру у Ирода».

Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510 Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1515 Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода   Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605 Леопольд-Анри Леви, Голова Иоанна для Иродиады   Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876 Гюстав Моро, Саломея, 1876  Люсьен Леви-Дюрмер Саломея 1896 г. Ф.фон Штук, Саломея, 1906 Ханс  Хассентойфель(Hans Hassenteufel) (1887-1943)

В античные времена была куда более известная Саломея, которую чтили многие века. Она была настолько уважаема, что поколениями матери, и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь.

Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей.

Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта.

Ее имя Царица Саломея Александра .Свитки Мертвого моря впервые за более, чем 2000 лет, открыли ее настоящее имя: Шломцион (Shelamzion). Краткая форма этого имени — Саломея).

Саломея Александра (ивр. שְׁלוֹמְצִיּוֹן אלכסנדרה, Shelomtzion или Shlom Tzion, 140 до н. э. (?) — 67 до н. э.) — царица Иудеи с 76 по 67 годы до н. э. Жена и преемница царя Александра Янная.

***

 http://estetico.me/posts/view/salomeja-i-golova-ioanna-krestitelja

Источник: https://deligent.livejournal.com/15279197.html

Саломея

Библейские страсти — Саломея — тайны любви и смерти (часть 1)

Каминская Тамара

«>

Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро

Саломея — древнееврейское имя, которое означает спокойная, мирная. Существует библейский миф об одной из царевен динистии Иродиадов Саломее, которая как персонаж исторический ничем особым не знаменита.

Как случилось, что имя этой мирной и в прямом, и в переносном смыслах слова женщины стало именем нарицательным и ассоциируется с кровожадностью и пороком, чей образ тиражировался и продолжает тиражироваться в разнообразных произведениях искусства?

Гастон Бессьер — Саломея (1914) Гастон Бюссьер (Gaston Bussiere),(1862-1929) -французский художник-символист, иллюстратор книг и график.  Саломея (5 или 14 год н.э. — между 62 и 71 годами н.э.) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы — тетрарха (правителя) Галилеи; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета, однако там её даже не называют по имени — она упомянута лишь как дочь Иродиады (Мф. 14:6). Её имя мы узнаём из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Иосиф Флавий (около 37 н.э. — около 100 н.э.) — знаменитый еврейский историк и военачальник. Согласно библейскому мифу, тетрарх Ирод заключил пророка Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал Ирода, отнявшего у своего брата жену Иродиаду и грубо нарушившего этим иудейские обычаи. Но казнить Иоанна Крестителя Ирод не решался, страшась его популярности среди народа (Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха падчерица настолько угождает отчиму своим танцем, что тот обещает исполнить любую ее просьбу, вплоть до того, что он готов отдать ей полцарства. Саломея обращается к матери за советом, чего просить в награду за танец. Иродиада, которая люто ненавидела Иоанна Крестителя за то, что он возмущал народ против неё, как против прелюбодейки, велит дочери просить голову пророка.Потворствуя матери, Саломея просит у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод в ужасе от выбора своей падчерицы, но данное привселюдно царское слово заставляет его выполнить эту страшную прихоть девушки.

Источник: https://borisliebkind.livejournal.com/599718.html

Саломея и голова иоанна крестителя

lera_komor

Саломея, дочь Иродиады, будущая царица Халкиды и Малой Армении. История с ее участием описывается в Библии, в Евангелие от Матфея (14: 1-12) и Марка (6: 14-29).

Согласно преданию, Иоанн Креститель осуждал Ирода Антипу, бывшего тетрархом Галилеи, за то, что он увел у собственного брата жену, Иродиаду, нарушив традиционные обычаи еврейского народа. Тетрарх заключил проповедника в темницу, но не убивал, боясь возмущения народа.

На одном из праздников Саломея, подготовленная матерью, танцевала перед Иродом Антипа и настолько очаровала его своим танцем, что тот предложил исполнить любое ее желание. Саломея, как научила ее мать, попросила голову Иоанна Крестителя, которую Ирод принес ей на блюдечке.

Других сведений о жизни Саломеи практически не сохранилось, но библейский сюжет приобрел большую популярность. Среди прочих творческих деятелей, к нему обращались многие именитые живописцы: Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Караваджо и многие другие.

Собственно, именно живописной интерпретации истории Саломеи и посвящена наша статья, так что узрите!

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320

  Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530

  •   Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462
  •  
  •   Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479

Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510

Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1515

Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530

 

Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода

  1.   Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605
  2. Леопольд-Анри Леви, Голова Иоанна для Иродиады
  3.   Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876
  4. Гюстав Моро, Саломея, 1876 
  5. Ф.фон Штук, Саломея, 1906
  6.    ЭСТЕТИКА
  7. Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://lera-komor.livejournal.com/1190498.html

Ссылка на основную публикацию