Роскошь, покой и наслаждение, анри матисс, 1904

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

Жорж Брак (1882 -1963) «Порт в Ла-Сьота » • Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Они использовали яркие цвета и свободные структуры формы для захвата наиболее интенсивной эмоциональной реакции. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В том же году, стиль Брака начал медленную эволюцию, как он попал под сильное влияние Поля Сезанна, который умер в 1906 году, и чьи работы были выставлены в Париже в первый раз в больших масштабах. Ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем салоне значительно повлияла на направление авангарда в Париже, что привело к появлению кубизма.

Анри Фриез (1879 -1949) • С 12 лет он начал учиться в Муниципальной школе изящных искусств. Учителем Фриеза стал тот самый Шарль Луйе, у которого брали первые уроки живописи и рисунка Рауль Дюфи и Жорж Брак. Уже в Гавре у Фриеза появились товарищи по искусству, вместе с которыми он вошел позже в круг «диких» .

Кеес ван Донген (1877 -1968) • Нидерландск ий художник, один из основоположн иков фовизма. С 1899 г. ван Донген жил в Париже, участвуя в различных выставках, в том числе в знаменитом О сеннем салоне 1905 г.

• Со временем фовисты поделились на две группы: «необузданные» и «дисциплинированные» . «Необузданные» подчиняли свое творчество только инстинкту, «умеренные» были более склонны к размышлению и раздумью. К первым можно отнести творчество Мориса Вламинка, ко вторым – Анри Матиса.

Анри Матисс Биография • Анри Мати сс— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Обучался живописи у салонного художника А. В. Буро, работал в школе изящных искусств в мастерской Г.

Моро восхищался своим учеником, особенно, его, поражало умение Матисса соединять цвета в своих работах. Чувство цвета у него было развито на интуитивном уровне, он мастерски сочетал основные цвета и их оттенки.

• Матисс изучал творчество великих мастеров живописи, писал копии произведений Гойи, Шардена, Коро и других признанных мэтров. Особенное влияние на его творчество оказали работы импрессионистов и постимпрессионистов – Мане, Писсаро, Ренуара и Сезана.

Поэтому не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю.

Этапы творчества «Вид Коллиура» 1906 • В 1902 -1904 гг. манера письма и стиль художника сильно меняются. Колорит стал более насыщенным и светлым. Он мечтает создать свое направление в искусстве, поэтому много экспериментирует в поисках своего колористического решения.

Использует различные манеры письма. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма. Но в отличие от других мастеров, работающих в этой манере, он клал на полотно неровные мазки, создающие ощущение наслаждения жизнью.

Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму.

1904 Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе, изпод кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» .

Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольши ми точками из чистых Несмешанных красок) в пользу широких, энергич ных штрихов.

«Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905)

1905 • Формы он растворял в цветовых плоскостях, из бегая какой бы то ни было пространственной иллюзии.

Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художник ами, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк, их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику, и один из критиков дал худ ожникам ироничное прозвище «Fauws» ( «дикие» ).

1906: Обращение к декоративному искусству. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок. «Накрытый стол — красная гармония» , 1908

1909 -1910 Его представление о монументальном, декоративном «Танец» (1909/1910) искусстве нашло высшую форму отражения в двух больших настенных картинах, написанных в доме русского коллекционера Сергея Щукина: «Танец» (1909/1910) и «Музыка» (1910) — на обеих изображены красные тела. «Музыка» (1910)

1911 • Матисс неоднократно обращался к данному мотиву, но среди всех его картин с плещущимися рыбами данная композиция является лучшей.

Исключив светотеневую моделировку и усилив декоративную роль цвета, художник подчеркивает общий декоративный эффект композиции, плоскостной, как ковер.

Особую остроту композиционному построению полотна придают использованные Матиссом законы обратной перспективы, что говорит об изучении художником средневековой живописи, персидских миниатюр и увиденных в России, где он побывал в 1911 году, древнерусских икон и фресок. «Красные рыбы»

1911 -1913 Результатом двух путешествий в Марокко (1911 -1913) стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом. «Вид из окна. Танжер»

1915 К 1915 г. Матисс уже сложился как художник фовист. В начале первой мировой войны 44 летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В картинах, созданных межд у 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам. «Сидящий Риффиан»

1917 -1929 После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его н а создание чувственной с ерии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. «Одалиска в красных шароварах» 1917

«Одалиски» 1928 г. «Одалиска на софе» 1928 г.

1930 -1940 • В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. «Пляж Ниццы»

1941 -1947 40 е годы: Синтез противопол ожностей. В 1941 Матисс перенес тяжелую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль.

Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги , которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета.

В 1943 он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуа шью обрезков (закончена в 1947).

«Джаз»

1946 -1948 В период 1946— 1948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. «Египетский занавес» (1948)

Витраж «Древо жизни» В конце 40 х Матисс создавал витражи для часовни Розового Венца в Вансе, которая была спроектирована и построена на его деньги. В 1954 художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

• Анри Матисс разработал свой собственный стиль в искусстве, который отличался лаконичностью и гибкостью линий, сочетание ярких контрастов и ровного колорита больших масс, что делало его полотна чувственными и выразительными. В поисках естественной гармонии художник пришел к своеобразному виденью окружающей действительности и выразил это в живописи. Своим творчеством он внес огромный вклад в изобразительное искусство.

Источник: https://present5.com/fovizm-anri-matiss-1869-1954-fovizm/

Анри Матисс

Анри Матисс (Heni Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. 

Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.

 В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. «Автопортрет» 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. 

Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

 В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. 

В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 «Посуда и фрукты» 1901 Эрмитаж

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

«Женщина в шляпе» (Портрет жены) 1904 — Представлена в Салоне 1905 года.

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

«Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами» 1903-1906 Эрмитаж Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 «Площадь в Сен-Тропе» 1904 Музей искусств, Копенгаген Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 «Окно» 1916 Институт искусства, Детройт

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

«Поднятое колено» 1922, Частное собрание После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Ранние натюрморты Матисса

Читайте также:  Геракл и деянира, адриан ван дер верфф, 1699

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 «Натюрморт» 189

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 «Читающая женщина» 1894 «Служанка» 1896 «Голубой горшок и лимон» 1897. Холст, масло. Эрмитаж «Обеденный стол» 1897 «Автопортрет» «Натюрморт с апельсинами 1899

    «Мастерская на чердаке» 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания «Счастье существования (Радость жизни)» 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания «Матрос» 1906 Необычные портреты Матисса «Автопортрет» 1900 Цента им. Жоржа Помпиду «Огюст Пеллерен» (II) 1916 «Грета Молл» 1908, Национальная галерея, Лондон «Автопортрет в полосатой майке» 1906 ГМИ Копенгагена «Портрет жены художника» 1912-13 Эрмитаж «Итальянка» 1916 «Айша и Лоурет» (Aicha and Lorette) 1917 «Белое Перо» 1919 «Портрет Сары Стайн» 1916 В 1914 году лучшие работы Матисса, которые принадлежали Майклу и Саре Стайн, исчезли в Германии, когда принимали участие в выставке в Берлине незадолго до начала Первой мировой войны. Два года спустя Матисс осуществил парные портреты Майкла и Сары Стайн, своих самых преданных ранних коллекционеров, компенсируя потерянные ими произведения в Берлине. «Портрет Майкла Стайна» 1916 «Чаепитие в саду» 1919 «Lorette with Cup of Coffee» 1917

      «Фигура на фоне орнамента» 1925-26. Центр Помпиду, Париж «Лауретт в белом тюрбане» 1916 Ч.к «Балерина, гармония в зелёном» 1927. Ч.к «Грета Прозор» 1916 Андре Дерен «Портрет Анри Матисса» 1905 «Мадам Матисс» 1907 «Сон» 1935 Ещё натюрморты Матисса «Голубая скатерть» 1909 «Греческий торс с цветами» 1919 «Ваза с апельсинами» 1916. Ч.к. «Натюрморт с зеркалом» «Интерьер со скрипкой» 1917-18 ГМИ Копенгагена И снова портреты «Женщина в шляпке с цветами» 1919 «Балерина» 1927 Коллекция Отто Кребса, Холцдорф. Сейчас в Эрмитаже «Девушка в голубой блузке» (Портрет Лидии Делекторской, помошницы художника). 1939 Эрмитаж «Девушка в розовом» 1942 «Девушка в зелёном с гвоздикой» 1909. Эрмитаж «Портрет Маргариты» 1906-1907 «Девочка с зелеными глазами» 1908 «Три сестры» 1916 «Урок музыки» 1917 Фонд Барнса, Линкольнский университет «Лоурет в красном платье» 1917 «Ивонна Ландсберг» 1914. Офорт Филадельфийский музей искусства «Лоретт в зеленом платье, на черном фоне» 1916 Восточные темы в живописи Матисса «Гармония в красных тонах» 1908. Х, м. Эрмитаж «Жительница Цоры на террасе» 1912 ГМИИ им. А.С.Пушкина «Мавританская комната» 1923 «Одалиска в красных шароварах» 1917 «Марокканский сад» 1912 «Марокканец в Грециии» 1912-13. Эрмитаж «Одалиска с магнолией» 1924 «Разговор» 1909 «Азия» 1946 «Синяя обнаженная с волосами на ветру» 1952 «Голубая обнаженная. Воспоминание о Бискре» 1907 Данная картина была написана после визита в Алжир. В своем непонятном исполнении, жестокой конфигурации и закрученной позе эта картина является одной из ключевых работ в его карьере и в западном искусстве в целом. «Женщина с зонтиком» 1905 «Две девушки» 1941 «Очертания Нотр-Дам ночью» 1902 «Роскошь, покой и наслаждение» 1904 Центр Жоржа Помпиду, Париж Рисунки Матисса

      1. Henri Matisse

      «Женский портрет» 1945 «Портрет Ильи Эренбурга» «Портрет женщины с распущенными волосами» «Женщина в профиль» Галина(Пчёлка Майя) просветленный

      Источник: https://obiskusstve.com/1137741272359635300/anri-matiss/

      Роскошь, покой и наслаждение | Великие художники

      10.09.2016

      • Анри Матисс «Роскошь, покой и наслаждение», 1904
      • Музей Орсе, Париж
      • Пуантилизм

      Раннее полотно Матисса «Роскошь, покой и наслаждение» является знаковым для всего последующего творчества автора. Здесь виден поиск стиля, эксперименты в технике, а также смелое использование цветовой палитры, которая приведёт к возникновению фовизма, как течения в живописи.

      Название полотна отсылает нас к известному стихотворению Бодлера, а технические особенности написания заставляют припомнить Синьяка с его пуантилизмом. И действительно, в 1804 году 34-летний Матисс отправляется в летнюю поездку к морю вместе с Полем Синьяком.

      Восхищённый живописной природой, Матисс пишет полотно, изображающее морской берег с вальяжными купальщицами. Позы героинь напоминают некоторым образом классические примеры на данный сюжет, однако, цветовое решение придаёт фигурам и динамику, и напряжённость.

      Зрителю, невольно хочется сравнить это работу с выдающимися произведениями, написанными в стилистике пуантилизма, например, того же Синьяка, однако, делать этого не нужно.

      Несмотря на очень короткие, почти точечные мазки, Матисс не прорабатывал картину как пуантилисты, заботясь, чтобы крохотные локальные точки в глазах зрителя сливались в цветовую палитру.

      Скорее, автор здесь экспериментировал, пробовал на вкус манеру дивизионизма, создав при этом работу с активным пространством, где краски, кажется, постоянно перемещаются по полотну.

      Примечательным является скатерть, разостланная на песке, в левом нижнем углу картины – этот элемент Матисс позаимствовал из скандальной картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Остальную композицию автор придумал сам, без цитат и сторонних лейтмотивов.

      Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

      • Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Эйфелева башня
      • Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Цирк
      • Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Рю Сан-Винсент Весной
      • Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Открытое окно в Коллиуре

      Источник: https://greatartists.ru/roskosh-pokoj-i-naslazhdenie/

      Анри Матисс (31 декабря 1869 — 3 ноября 1954) , французский художник

      Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

      Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/3336/

      Главная страница / Персоны / Анри Матисс

      Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904 Анри Матисс

      Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като во Франции. В 23 года он уезжает в Париж для обучения. В столице посещает различные художественные школы, студии и салоны, даже попадает в ученики в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств. В 1904 году пишет свой первый шедевр: «Роскошь, покой и наслаждение». Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

      Гармония в красном

      В начале своего творческого пути использует технику пуантилизма, при которой изображение формируется из точек красок чистых цветов. Позднее отказывается от этой техники живописи в пользу экспериментальной техники широких динамичных мазков. В 1905 году он выставляет свои работы в Париже в «Осеннем салоне». Выставка пользуется большой популярностью, критики прозвали Матисса и художников, с которыми он организовал выставку, «Fauws» – «Дикие». Постепенно утверждается его неповторимый стиль, сочетающий фирменный мазок с экспрессией цвета, отход от традиционных форм и перспективы. На следующий год Матисс увлекается декором в мусульманской традиции. Его привлекают линейный орнамент, яркость цветов и загадка Востока. В 1912 году Матисс уезжает в Марокко, где проводит две зимы. Результатом этих поездок стали картины, наполненные необычными красками и высоким контрастом света, например: «Бербер». В 1921 году художник переселяется в Ниццу, где создает знаменитую серию «Одалиски». Там же он увлекается рисованием интерьеров, применяет куски раскрашенной бумаги для выстраивания художественного эффекта. Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

      Танец II

      Фирменной чертой его картин того времени является прием расширения внутреннего пространства полотна. Типичные примеры — «Музыка», написанная в 1939 году, и «Румынская блуза», созданная в 1940 году.
      В конце жизни полотна Матисса вновь становятся насыщенными цветом, он уделяет внимание проработке границ света и тьмы, внутренних пространств полотна и внешних: «Красный интерьер, натюрморт на синем столе», «Египетский занавес». В эти годы он также работает над витражами часовни Розового Венца в Вансе, спонсором строительства которой был он сам.

      3 ноября 1954 года в возрасте 84 лет художник умер недалеко от Ниццы в местечке Симеизе.

      Источник: https://www.calend.ru/persons/3336/

      Матисс Анри

      Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904Анри-Эмиль Бенуа Матисс родился в 1869 году в Ле Като-Камбресис (Le Cateau-Cambrésis), на севере Франции, он вырос в Пикардия (Picardie), Франции, где его родители держали семейный бизнес. Он был их первый сын. В 1887 году он отправился в Париж изучать право, работая как администратор суда в Ле Като-Камбресис после обретения квалификации. Он начал писать в 1889 году, когда его мать принесла ему художественные принадлежности, в период выздоровления после приступа аппендицита. Он обнаружил, «своего рода рай», как он позже описал про это, и решил стать художником, глубоко разочаровав своего отца. В 1891 году он вернулся в Париж для изучения искусства в Академии Джулиана и стал студентом Вильяма Бугро Адольфа и Гюстава Моро. Первоначально он писал натюрморты и пейзажи в традиционном фламандском стиле, в котором он достиг больших успехов. Шарден был одним из наиболее почитаемых художников Матисса; когда он учился искусству, он сделал копии четырех картин Шардена в Лувре. В 1896 году он выставил 5 картин в салоне «Сосьете насьональ» (Société Nationale), и государство купило две его картины. В 1897 и 1898 году он посетил художника Джона Питера Рассела (John Peter Russell) на острове Белл (Belle) у берегов Бретани. Рассел познакомил его с импрессионизмом и с работами Ван Гога (который был хорошим другом Рассела, но совершенно неизвестным в то время). Стиль Матисса после этого полностью изменился, и он будет потом говорить, что: «Рассел был мои учителем, и Рассел объяснил теорию цвета для меня».

      Матисс находился под влиянием работ Пуссена, Антуана Ватто, Жан-Батиста Симеона Шардена, Эдуарда Мане, и пост-импрессионистов Сезанна, Гогена, Ван Гога, и Синьяка, а также Огюст Родена, и японского искусства. Матисс создал работу, которую он повесил в его доме в которую были включены гипсовый бюст Родена, картины Гогена, рисунок Ван Гога, и, самое главное, картина Сезанна «Три купальщика». В живописной структуре и цвете Сезанна Матисса нашел своё основное вдохновение. Многие из его картин с 1899 по 1905 года были созданы при помощи пуантилистской техники, которую он перенял от Синьяка. В 1898 году он отправился в Лондон изучать картины Тернера, а затем отправился в поездку на Корсику.

      Матисс начал встречаться с моделью Каролин Джоблау (Caroline Joblau), от него она родила дочь, Маргариту, появившейся на свет в 1894 году. В 1898 году он женился на Амели Ноэли Парауа, его дочь жила вместе с ними, и у них ещё было два общих сына.Одного звали Жан (год рождения 1899) и Пьер (год рождения 1900). Маргарита часто служила в качестве модели для Матисса.

      Фовизм

      Его первая персональная выставка была в галерее Воллара прошла в 1904 г., без особого успеха. Его любовь к ярким и выразительным цветам стали более выраженными, после того, как он переехал на юг в 1905 году и провел время во Французском Ривьере. Для картины этого периода характерны плоские формы и контролируемые зоны.

      В 1905 году, Матисса и группу художников стали называть «Фовистами», когда они вместе выставляли свои работы в комнате на Осеннем салоне. Картины выражали чувства, с дикими, часто диссонирующими цветами, без учета естественного цвета лица.

      Читайте также:  Картина «лаокоон», эль греко — описание

      Матисс показал, открытое окно и женщину со шляпой в Салоне. Критик Луи Восель описал работу с фразой «Донателло среды Фовистов!». Его комментарий был опубликован 17 октября 1905 года в ежедневной газете Хиль Блас.

      Фотография опубликованная там ,приобрела значительный осуждение, и о ней говорили так: «Горшок с краской были брошены перед лицом общественности» от критика Камиля Мауклаира, но было и некоторое благоприятное внимание.

      Картина, которая была выделена для обсуждений, женщина в шляпе, была куплена Гертрудой и Лео Штейнами: это произвело очень положительный эффект на Матисса, который страдал от деморализации к его работам.

      Матисс был признан в качестве руководителя группы, наряду с Андре Дереном (André Derain); двое друзей-соперников, каждый со своими последователями.

      Другие члены группы Фавистов были Жорж Брак (Georges Braque), Рауль Дюфи (Raoul Dufy) и Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck). Художник символист Гюстав Моро был вдохновляющим учителем движения, и он многое сделал для той эпохи.

      Работая профессором в Школе Изящных Искусств в Париже, он подталкивал своих студентов мыслить за пределами линии формальности и следовать их видениям.

      timematisse

      В 1907 году Аполлинер, комментируя Матисса в статье, опубликованной в «La Falange», сказал: «Искусство Матисса не является экстравагантным и экстремистским, оно в высшей степени разумно».

      Но на работы Матисса встречаются и яростные критики, и из-за этого ему было трудно обеспечить свою семью. Был даже случай в 1913 году, когда на его картину «Nu Bleu» (1907 год) сделали чучело и сожгли его в Чикаго.

      Снижение популярности движения фовизма, произошло после 1906 года, которое совсем не повлияло на Матисса, так как многие из его лучших работ были созданы между 1906 и 1917 годов, когда он был активным участником сбора художников в районе Монпарнас.

      Матисс имел давние связи с русским коллекционером Сергеем Щукиным. Он создал одну из своих основных работ «La Danse» специально для Щукина, как часть картины состоящей из двух частей, другая называется «Music» (1910). Ранняя версия «Танца» «La Danse» (1909) находится в коллекции Музея Современного Искусства в Нью-Йорке.

      В 1917 году Матисс переехал в Симиез, во французскую Ривьеру, в пригороде города Ницца. Его работы того времени показывают релаксацию и смягчение его подхода к своей технике.

      Это «возвращение к порядку» является характерной чертой большого искусства в период после Первой мировой войны, в период, который может быть сопоставлен с неоклассицизмом Пикассо и Стравинского (Stravinsky), и возвращение к традиционализму Дерена (Derain).

      После 1930 года, к нему пришли новые силы и смелые упрощения начинают появляться в его работах. Американский коллекционер Альберт C. Бэрнес (Albert C. Barnes) убедил его производить его работы для фонда Барнса, под этим влиянием появилась картина Танец II («The Dance II»), которая была завершена в 1932 году. Фонд владеет несколькими десятками других картин Матисса.

      Он и его сорока однолетняя жена развелись в 1939 году. В 1941 году ему была сделана операция, во время которой делалась колостома. После этого он начал пользоваться инвалидной коляской. До самой смерти за ним ухаживала русская женщина, Лидия Делекторская, которая являлась бывшей его моделью.

      С помощью помощников он приступил к созданию бумажных коллажей, часто в больших масштабах. Его «Blue Nudes» серия, функционирует ярким примером этого метода, он называл это: «Картина с ножницами».

      Они демонстрируют возможности довести свои глаза к цвету и геометрии при помощи новых простых средств, с игривой и восхитительной силой.

      В 1947 году он опубликовал «Джаз», ограниченное издание книги, содержащей отпечатки его красочных коллажей, в сопровождении своей письменной мысли. В 1940-е годы он также работал в качестве художника-графика по производству черно-белых иллюстрации для нескольких книг и более ста оригинальных литографий для знаменитой студии Моарлот в Париже.

      Матисс был шокирован, когда услышал, что его дочка Маргарита, которая была активным участником сопротивления во время войны, была подвергнута пыткам и тюремному заключению в концентрационном лагере Равенсбрюк.

      В 1951 году он закончил четырехлетнюю работу по проектированию интерьера, стекла окон и украшения для «Chapelle du Rosaire de Vence». Этот проект стал результатом тесной дружбы между Матиссом и сестрой Жак-Мари.

      Матисс создан музей, посвященный его работам в 1952 году, в своём родном городе, и музей в настоящее время является третьим по количеству работ Матисса во Франции.

      Матисс умер от сердечного приступа в возрасте 84 лет в 1954 году. Он похоронен на кладбище Монастыря Нотр-Дам-де-Симиз, возле Ниццы.

      Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

      Картину «Роскошь, покой и наслаждение» Анри Матисс написал под впечатлением творчества поэта –

      символиста Шарля Бодлера. Этот автор был преданно любим французским художником Анри Матиссом и именно это стихотворение вдохновило мастера на создание этого произведения . Полотно покрыто множеством цветных точек, раздельные точечные мазки передают замысел художника и переносят зрителя в атмосферу неги и красоты.

      «Я мечтаю достигнуть в своей живописи гармонии, чистоты и прозрачности, признавался Анри Матисс — Я мечтаю о картинах, которые станут успокаивать, а не будоражить зрителя; о картинах, уютных, как кожаное кресло, в котором можно отдохнуть от груза забот».

      Художнику надоело слепое копирование реальности. Появилась потребность не «отобразить» реалии, а выразить свое отношение к миру.

      Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года, и он находился под очевидным влиянием пуантилизма. Техника этого направления заключалась в нанесении точечных мазков чистых несмешанных красок очень близко один к другому, в расчете на их оптическое смешение при взгляде с расстояния.

      Мотивом этого полотна стали популярные в художественных кругах купальщицы. Матисс решает чисто художественные задачи, создавая подчеркнуто декоративную работу в яркой цветовой гамме.

      Работа, выставленная в Салоне независимых 1905 года, произвела большое впечатление на зрителей.

      Матисс на короткое время превратился в «пуантилиста» и создал настоящий шедевр «Роскошь, покой и наслаждение». Довольно скоро художник отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.

      Картина находится в Париже, в Национальном музее современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.

      «Танец»

      слушать: Embed Embed this video on your site

      Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

      «Музыка»

      Роскошь, покой и наслаждение, Анри Матисс, 1904

      Источник: http://www.radiopobeda.ru/mprogramms/mvkluchi/110-2011-03-13-18-40-43

      Анри Матисс — мастер цвета

      Елизавета Аминова, преподаватель МХК школы № 616 «Динамика»для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, Санкт-Петербург

      Анри Матисс. Танец. 1909–1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

      Цели и задачи: 1. формирование у учащихся понимания значения цвета как средства создания художественного образа; 2. выявление влияния различных факторов на восприятие цвета в художественном произведении; 3. формирование навыков анализа живописных произведений с точки зрения цветовых характеристик; 4. понимание проблематики художественных поисков начала XX века;5. знакомство с творчеством Анри Матисса в контексте заявленной темы.

      Эпиграф к уроку «Краски в живописи лишь тогда обладают силой и выразительностью, когда ими пользуются в чистом виде и когда яркость и чистота не замутнены и не задавлены смешениями, противоречащими их природе» (А. Матисс. Заметки о цвете).

      Анри Матисс. Красные рыбки. 1911. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

      Этапы урока

      Первый этап

      Учитель. Проблема восприятия и использования цвета в изобразительном искусстве принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики. Чтобы понять значение цвета как средства создания художественного образа, необходимо разобраться в его природе.

      Отношение человека к цвету формируется под влиянием разнообразных факторов: времени, возраста, пола, национальности и т.д. Вопрос классу: Приведите примеры собственных цветовых приоритетов: какие цвета вам нравятся и почему? (например: цвета любимой футбольной команды, музыкальной группы, окружающего ландшафта, «модные» цвета в одежде.) Учитель.

      Но существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, которые могут быть ослаблены или усилены вышеназванными факторами, но не способны снять его полностью.

      Например, физиологическое воздействие: красный активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания; желтый стимулирует зрение и нервную деятельность; зеленый понижает кровяное давление и расширяет капилляры; синий стабилизирует пульс, замедляет ритм дыхания и пр.

      К наиболее объективным оценкам качества цвета относятся: температурные (теплые — холодные), весовые (легкие — тяжелые) и акустические (глухие — звонкие) ассоциации. К самым неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные. Задание классу: Попробуем сравнить наши ассоциации и реакции на различные цвета.

      Что вы чувствуете, глядя на эти цвета? (Для этого задания потребуются цветные карточки различной степени яркости, насыщенности и светлоты. Сравнение можно провести устно, записывая результаты на доске, или каждый запишет у себя на листочках, а затем устно сравнит.) Учитель.

      Взаимодействие различных цветов также несет определенные эмоциональные характеристики, которые воздействуют на зрителя: конфликт и гармония контрастов, противостояние силы и слабости, любовь и ненависть и пр. Задание классу: Составьте небольшие диалоги между цветами. В каких отношениях они состоят? Что они могут говорить друг другу (не символически и аллегорически, но художественно)? Прочитайте самые интересные диалоги вслух. Вывод:

      Возможности цвета как средства выражения художественного образа в произведении искусства широки и разнообразны, но глубина восприятия и понимания их зависит от богатства эмоциональной культуры и внутренней жизни человека.

      Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью. 1909

      Второй этап

      (Во время рассказа можно использовать репродукции или слайды.) Учитель. Отношение художников и зрителей к роли цвета в живописи менялось в различные исторические эпохи. Наиболее остро этот вопрос встает на рубеже XIX–XX вв. Разнообразные группы зачастую формировались в зависимости от отношения художников к цвету и к форме как к выразительным средствам.

      Так, в 1905 г. в Осеннем Салоне в Париже несколько художников (Альбер Марке, Андре Дерен, Жорж Руо и др.) были объединены критиками в одну художественную группу и названы фовистами, то есть «дикими». Они были разными, сходясь лишь в одном — отношении к цвету. Фовизм утверждал преобладание цвета над формой.

      Во главе этой группы художников стоял Анри Матисс, который уже пережил в своем творчестве влияние импрессионистов («Корсиканский пейзаж. Оливы», 1898) и даже стал на какое-то время пуантилистом («Роскошь, покой и наслаждение», 1904). Увлечению фовизмом художник отдал около двух лет. Сам он позже писал: «Фовизм был кратковременным течением.

      Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них». И еще: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств» («Гармония в голубом», «Гармония в красном», 1908).

      Поворотным пунктом в его творчестве стало создание в 1909 г. двух панно по заказу промышленника и коллекционера Сергея Ивановича Щукина. Тема была обозначена самим заказчиком: в аллегорической форме изобразить музыку и танец. Главная задача, которую ставит перед собой Матисс, — достижение цветовой гармонии.

      Рассматривание и обсуждение репродукций панно «Музыка» и «Танец» (1909). Примерные вопросы (их количество и порядок зависят от хода беседы): — Какие цвета использует художник? Сколько их? — Каковы взаимоотношения синего и зеленого? — Как чувствует себя красный в зеленом, как в синем? Сравните на обоих полотнах.

      — Как количество и качество цвета влияет на восприятие статики и динамики в картине? И т.п. Рассматривание и обсуждение репродукции картины «Разговор» (1909).

      Примерные вопросы: — Каково общее впечатление от картины? Чем оно вызвано? — Как на это впечатление влияет цвет? — Сравните, какое ощущение дает разбеленный голубой (одежда мужчины) и черный (одежда женщины) на синем фоне? — Какую роль играют зеленый и красный цвета, расположенные между фигурами? — Как вы думаете: о чем говорят эти люди? — Если попробовать мысленно изменить только цвет картины, изменится ли содержание их разговора? И т.п. Рассматривание и обсуждение репродукции картины «Красные рыбки» (1911). Примерные вопросы: — Какое настроение создает эта работа? — Сколько здесь цветов? Какие они? — Попробуйте дать характеристику каждого цвета (по тону, насыщенности, светлоте, эмоциональной окраске и пр.). — Что является смысловым и композиционным центром картины? Как это подчеркивается цветом?

      — Сколько в картине количественно красного цвета? А качественно? Каким образом это достигается? (Вспомним эпиграф.)

      Анри Матисс. Красная комната (Десерт. Гармония в красном). 1908. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

      Третий этап

      Итог. Цвет в руках художника — удивительный инструмент, с помощью которого он может создавать неповторимые произведения искусства. Это язык, на котором говорит с нами творец, и освоение этого языка — трудное, но увлекательное занятие. Домашнее задание.

      Создайте небольшие цветовые эскизы, в которых бы цветом были выражены ассоциации, вызванные словами «коррида», «ярмарка», «одиночество», словосочетаниями «хмурый день», «счастливое детство», музыкальными (Моцарт, Рахманинов, Равель и др.) или поэтическими (Маяковский, Тютчев, Лорка) произведениями. Желательно делать их легко, быстро, не стремясь к излишней тщательности и конкретности.

      Важно добиться удачного колористического решения, убедительных пропорциональных цветовых отношений, не обращая внимания на форму.

      Альбер Марке. Порт Онфлер. 1911. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

      Анри Матисс. Музыка. 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

      Андре Дерен. Рыбачьи лодки. Просушка парусов. 1905. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

      Андре Дерен. Танцующие. 1906–1907. Частная коллекция, Париж

      Анри Матисс. Разговор. 1909. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

      Жорж Руо. Христос и грешники. 1932. Частная коллекция, Женева

      Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200701614

      Родился Анри Матисс (1869-1954)

      Родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции.

      В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу. С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально.

      После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии.

      Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки, их финансовое положение оставляло желать лучшего.

      Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе, из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов.

      Формы он растворял в цветовых плоскостях, избегая какой бы то ни было пространственной иллюзии. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк, их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику, и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauws» («дикие»).

      Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908).

      Его представление о монументальном, декоративном искусстве нашло высшую форму отражения в двух больших настенных картинах, написанных в доме русского коллекционера Сергея Щукина: «Танец» (1909/1910) и «Музыка» (1910) — на обеих изображены красные тела.

      Результатом двух путешествий в Марокко (1911-1913) стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913).

      В начале Первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам.

      После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно.

      Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.

      В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.

      В 1930 американец Элберт Барнз, известный коллекционер работ Матисса, заказал настенную декорацию для своего частного музея.

      При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы.

      В середине 30-х в своих многочисленных работах маслом и книжных иллюстрациях Матисс раздвигал границы картин — формы уходили в пространство за рамкой. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940).

      В 1941 Матисс перенес тяжелую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль.

      Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета.

      В 1943 он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). В 1944 его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.

      В период 1946-1948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными.

      Такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.

      В конце 40-х Матисс создавал витражи для часовни Розового Венца, которая была спроектирована и построена на его деньги. В 1954 художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

      Жми! Подписывайся! Читай только лучшее!

      Источник: https://www.obozrevatel.com/tech/news/2008/12/22/275871.htm

      Читать онлайн "Матисс" автора Сперлинг Хилари — RuLit — Страница 48

      Меньше чем за год Матисс дойдет в своих живописных экспериментах до того, что цвет покажется ему динамитом. В тот момент он будет готов согласиться с анархистским видением земного рая, в котором моральное и физическое уродство исчезало само собой.

      У Кросса эти утопические представления выражались в изображениях полуодетых или обнаженных нимф, лежащих на траве, купающихся или расчесывающих волосы на фоне моря; что-то он позаимствовал у Пюви де Шаванна, что-то — у Пуссена, но более всего в этих идиллических сценах отразился восторг северянина, открывшего для себя Средиземноморье.

      Кросс говорил, что его восхитила «сказочность и декоративность» Лазурного Берега, — это произошло совсем незадолго до того, как сказочные и декоративные элементы наводнили матиссовские виды побережья.

      Вернувшись в Париж осенью 1904 года, Матисс написал по мотивам «Залива в Сен-Тропезе» большую по размеру и композиционно более сложную картину: мадам Матисс в своей модной шляпке и костюме для прогулок «председательствует» на пикнике, устроенном прямо на пляже, окруженная обнаженными нимфами, приплывшими сюда словно из другого мира.

      Картина «Роскошь, покой и наслаждение» была первой попыткой Матисса соединить реалистические детали — фигуру жены, чайные чашки и скатерть, сосну и залив в Сен-Тропезе — с анархистской фантазией. Этой работой Матисс открыто бросал вызов дивизионизму.

      «Роскошь» стала самой крупной (по своими размерам) и наиболее амбициозной картиной художника за восемь лет, прошедших со времени появления «Десертного стола».

      Идею новой картины он специально подчеркнул названием, позаимствованным у любимого им и Синьяком поэта: «Здесь всё порядок и красота, роскошь, покой и наслаждение» («Là, tout n'est qu'ordre et beauté, luxe, calme et volupté»), рефрена из «Приглашения к путешествию» Шарля Бодлера. Кросс, взглянув на обилие вопиющих неправильностей, наличествовавших в этой загадочной картине, сразу предсказал, что ее автор недолго будет хранить верность дивизионизму[70].

      Хотя в последние дни в Сен-Тропезе Матисс и чувствовал неудовлетворенность и какое-то беспокойство, он твердо решил вернуться на побережье на следующий год.

      Но это будет уже не Сен-Тропез, а рыбацкий порт Кольюр у самой границы с Испанией, где случайно оказались Анри и Амели, поехавшие навестить сестру Берту, работавшую в школе для девочек в Перпиньяне.

      У Матиссов оставалось пятьдесят франков на двоих (плюс еще пятьдесят, отложенных на обратную дорогу в Париж), и в поисках гостиницы подешевле они набрели на Коль-юр. Кроме Синьяка, побывавшего здесь в первую свою поездку на юг двенадцать лет назад, в Кольюре не останавливался ни один художник, и Матиссы решили вернуться сюда летом 1905 года.

      В октябре 1904 года на втором Осеннем Салоне Матисс выставил четырнадцать довольно консервативных полотен.

      Зима оказалась сезоном интриг и ожесточенной закулисной борьбы артистических группировок, сражавшихся за поддержку всевозможных комитетов, которые определяли, что и как будет показываться в следующем году.

      Матисс участвовал в подготовке двух ведущих салонов: он был не только помощником секретаря Салона Независимых, но еще и членом отборочного комитета Осеннего Салона. Как помощник Синьяка, он помогал организовывать первую выставку Винсента Ван Гога.

      Для ретроспективы из сорока пяти картин, представленной в рамках Салона Независимых в марте 1905 года, Матисс собирал работы из частных коллекций (принадлежавшие ему рисунки он тоже взял). Именно Ван Гог (вместе с Гогеном), говорил он, помог ему покончить с дивизионизмом, нормативность которого стала ему невыносима.

      Тем временем тридцатипятилетний Матисс набирал все больший вес в авангардных кругах во Франции и за границей. В конце 1904 года петербургский журнал «Мир искусства» поместил на своих страницах репродукцию «Десертного стола».

      В Париже Воллар активно покупал Марке и Мангена и по рекомендации Матисса скупил содержимое мастерских Дерена и Жана Пюи (Дерен говорил, что дилер даже не удосужился познакомиться с содержимым ящиков с холстами, купленными по настоянию Матисса).

      Однако для широкой публики современная живопись была не более чем яркое, причудливое шоу, и поэтому последние живописные эксперименты Матисса и его друзей, показанные у Независимых в 1905 году, были встречены совсем не так, как те того ожидали.

      «От одного конца зала до другого… слышатся безудержный смех и издевки, переходящие в откровенную ругань», — писала Берта Вейль, которая в апреле организовала у себя групповую выставку Матисса, Марке, Мангена и Камуэна.

      Сам Матисс показал у Независимых восемь картин, произведя фурор «Роскошью, покоем и наслаждением». Неоимпрессионисты встретили Матисса как самого выдающегося последователя их доктрины после Писсарро.

      Синьяк выразил свое восхищение «Роскошью», купив этот живописный манифест Матисса еще в конце лета, а государство приобрело «Вид Сен-Тропеза». Критики отметили и остальные работы.

      «Этот молодой художник, ушедший из студии Моро и свободно достигший высот Сезанна, теперь занимает, нравится это ему или нет, положение главы школы», — написал Луи Воксель. Художники постарше встретили выскочку недовольным ворчанием, но молодое поколение им восхищалось.

      «Это было для меня величайшим откровением, — говорил Рауль Дюфи, которому было двадцать шесть лет, когда в 1905 году он увидел «Роскошь, покой и наслаждение». — Я сразу понял механику новой живописи».

      вернуться

      «Уловив доминирующий цвет, я не мог удержаться и делал контрастный цвет таким же сильным… когда я придерживался правил (дивизионизма), у меня никак не выходил мой световой аккорд… Кроме того, я не мог сдержать своего рисунка и делал на него слишком большой упор… Кросс, наблюдавший мои попытки, увидел, что в моих холстах контрасты в доминанте были такими же сильными, как и она сама, и сказал мне, что я ненадолго останусь с импрессионистами. И действительно, уже несколько месяцев спустя, работая над волнующим меня пейзажем, я хотел только одного: чтобы мой цвет пел, не считаясь ни с какими правилами и запретами. С тех пор я компоновал рисунок вместе с цветом в одном движении арабески», — рассказывал Матисс в мае 1943 года Гастону Дилю.

      Источник: https://www.rulit.me/books/matiss-read-241529-48.html

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector