Николай Рерих великий русский художник, не просто художник,но ещё и путешественник и духовный учитель для многих. Рерих стал первым человеком в семье кто оправдал свою фамилию, в переводе с скандинафского языка она означает- богатый славой. Отец Николая Константин Федорович Рерих принадлежал к древнему шведскому роду проживавшему на территории современной Латвии, работал он нотариусом в Санкт-Петербурге и имел очень активную гражданскую позицию, осуждая крепостное право и принимая активное участие в подготовке реформы по освобождению крепостных крестьян. Мать же Николая Рериха, Мария Васильевна Коркунова-Калашникова принадлежала к купеческому сословию. Первое образование Николай Рерих получил в частной гимназии Карла Мая, известной тем что преподаватели относились там к своим ученикам как к равным. Рисовать и писать он начал уже в семилетнем возрасте и это были его основные и любимые занятия. Его рассказы даже издавались в таких журналах как «Русский охотник», «Природа и охота». Также юный Николай увлекался весьма необычным хобби, археологичесскими раскопками.
Отец считал Николая самым способным из всех своих трёх сыновей, он мечтал что сможет передать ему семейное дело, нотариальную контору, но сам Николай грезил о призвании художника. Понимая чаяния своего отца Николай предпринял очень мудрый шаг, который позволил ему исполнить собственную мечту и не огорчать отца.
В 1893 году Николай поступил в императорскую Академию художеств и в то же время стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Николай успешно учился по обоим направлениям, успевая по вечерам заниматься ещё и самообразованием.
Важно отметить что живописи Николай учился у самого Архипа Ивановича Куинджи, известного русского художника, знаменитого своими работами основанными на световых контрастах и мотивах родной природы.
Во время учёбы Николай Рерих организовал кружок по самообразованию среди своих сокурсников, в кружке студенты изучали философию, западное, древнерусское и славянское искусство, религиоведение, историю, поэзию и литературу.
Николай Рерих отличался очень подвижным характером, эмоциональностью и экспрессивностью, его было легко обидеть, огорчить, равно как и поднять настроение.
Начинающий художник Николай Рерих стремительно взлетел в художественных кругах, он очень успешно завершил образование в Академии художеств, а на дипломной выставке сам П.М. Третьяков выбрал картину Рериха «Гонец» для своего музея.
Рерих очень много писал и его картины часто становились предметом внимания многих тогдашних ценителей живописи, очень часто проводились выставки его работ в «Союзе Русских художников», Академии художеств, и в «Мире искусства», и даже — за границей.
С 1904 по 1908 год на международной выставке в Милане Рерих был удостоен почетным дипломом и избран членом Национальной академии Реймса и членом Осеннего салона в Париже.
«Княжья охота», «Древняя жизнь», «Поход Владимира на Корсунь», «Заповедные места»… Список всех его работ впечатляет.
«Молодой да ранний», — судачили завистники за спиной у молодого успешного Художника. Очень многие считали Рериха весьма посредственным художником, зато заядлым и успешным карьеристом, что было не очень престижно в те годы.
Действительно карьера Рериха складывалась на удивление удачно для его возраста.
Всего в 30 лет Николая Рериха назначают директором школы Общества поощрения художеств, а уже в 1909 году возводят в действительные члены императорской Академии художеств, и он подписываться в своих письмах не иначе как «Академик «Рерих»..
Кто знает как могла бы сложиться судьба Николая Рериха, если бы не главная пожалуй в его жизни встреча. Встреча с человеком который стал для него другом, опорой, неизменным партнёром в духовных исканиях и верным спутником жизни. Встреча С Еленой Шапошниковой стала поворотным моментом в жизни Николая Рериха.Впервые увидев Елену, Николай весь вечер не мог отвести от неё восторженного взгляда.
Елена Ивановна была дочерью известного петербургского архитектора, а также двоюродной правнучкой русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Прадед Елены Ивановны служил бургомистром Риги и в свое время преподнес оказавшемуся в городе Петру Великому шапку Мономаха. Император был очень доволен подарку и пожаловал дарителю русское подданство и новую фамилию — Шапошников..
С первой встречи Николай и Елена поняли что между ними есть некая духовная связь и родство, они полюбили друг друга и не смотря на сопротивление родственников Елены Обвенчались.
Родственники со стороны Елены считали род Рериха недостаточно знатным для них.
Но Елена ещё в юные годы приняла решение что её избранником станет человек талантливый с пытливым умом, высокой духовностью и абсолютно любым происхождением.
- Многим поклонникам и именитым женихам успела отказать Елена прежде чем встретила Николая, как буд то предчуствуя будущую встречу со своей судьбой.
- В 1901 году Николай и Елена были обвенчаны в церкви Академии художеств.
- Елена стала для Николая не только женой и верным другом, но и помощником во всех его начинаниях, «Другиня», так ласково и нежно называл Николай свою супругу.
Постепенно Николай и Елены стали всё больше интересоваться Индией и буддизмом, как и многие известные их современники. Николай был в восторге от буддистких статуэток привезённых будущим императором Николаем вторым из своего путешествия по Индии.
Ум молодого художника захватила новая тогда неизвестная восточная философия, он с упоением принялся изучать свежеизданные «БхагаватГиту», Провозвестие Рамакришны», книги его учеников Упанишады и Вивеканады.
В это же время появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Пржевальского, и Потанина. К 1914 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII — Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым.
Основной темой в картинах и литературных произведениях Рериха становится непознанная,а потому особенно притягательная Индия.
Тем временем грянула великая революция, Рерих не принял новый режим, пришло время семье Рерихов покинуть Родину. И николай с семьёй принимает решение переместиться в Индию. Путь в Индию оказался долгим, но очень продуктивным если можно так сказать.
Рерихи сначала переезжают в Англию надеясь оттуда перебраться в одну из английских колоний в Индии. Но неожиданно возникают проблемы с паспортами и вдобавок ко всему не оказывается средств на переезд. Тогда Рерих вынужденно принимает предложение директора чикагского Института искусств Роберта Харше провести выставочное турне по Америке.
В течение трёх лет Рерих посетил 29 городов Америки со своими работами, он участвовал в экспозициях читая лекции. Его пребывание в Америки не осталось бесследным для мирового наследия Рерих организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, под названием — «Пылающее сердце».
И в 1922 году, благодаря его стараниям, был создан Международный культурный центр «Венец мира», где трудились деятели науки и искусства различных стран.
С 1923 года Рерихи наконец перебираются в Индию, домом они выбрали Талай Пхо Бранг в небольшом княжестве Сикким, неподалеку от города Дарджилинг, здесь же неподалёку в маленьком храме происходит долгожданная встреча Рерихов с духвными учителями,»Махатмами,так их впоследствии называл Николай Рерих.
С декабря 1923 года по октябрь 1924 Рерих путешествует по Индии и одновременно пишет серию картин «Зарождение тайн». Осенью 1924 года Николай Рерих возвращается в соединённые штаты что бы организовать выставку археологических находок и картин в Нью-Йоркском музее.
А уже в декабре 1924 года он возвращается в Индию.
В 1925 году начинается знаменитая ЦентральноАзиатская экспедиция семьи Рерихов. Путь экспедиции пролегает через Индию по древнему маршруту всторону границы с СССР: от Шринагара до Леха, потом через Маульбек,Ламаюр, Базгу, Саспул прошли в Хотан и Кашгар.
В Хотане во время непридвиденной стоянки Рерих создаёт серию картин «Майтрейя». В планы маршрута также входило и путешествие по Алтаю и поэтому в 1926 году семье Рерихов приходится посетить Москву.
В москве Николай Дарит несколько своих картин из серии Майтрейя.
Находясь в России Рерих начал движение в защиту памятников искусства и истории, он же разработал проект «Пакт» призванный защитить культурные и научные памятники во время военных действий. Он как буд то предвидел какие страшные грядут времена и как много надо будет сохранить для будущих потомков в тяжёлые годы войны.
Экспедиция Рериха посетила такие места и города как Новосибирск, Алтай, Барнаул, Иркутск, Улан-Удэ, Улан-Батор. В августе 1927 года по горам Тибета караван Рериха устремился на Нагчу. Экспедиция преодолевала горные вершины, участники экспедиции нередко падали без сознания с лошадей не в силах дышать разреженным горным воздухом.
Путь Рериха пролегал прямиком в столицу Тибета Лхасу, но на границе ему преградили путь, заявив что двигаться дальше экспедиции нельзя . Деньги и лекарства были на исходе.
Уже погибло несколько членов экспедиции: , монгольский лама, затем харчинский,тибетец Чампа. Ламы-буряты требовали у Рериха отпустить их.
Но Николай Константинович проявил невиданное упорство, требуя от вдастей пропуска в Лхасу и терпеливо продолжал ждать положительного решения.
Он выполнял своё предназначение, ему нельзя было свернуть с пути.
Рерих искал земную Шамбалу искренне веря что там за вершинами гималайских гор скрывается легендарный центр мира, в окружении восьми снежных гор, похожих на цветок лотоса.
По легендам у нашедших путь в Шамбалу открывается космическиу «центры мудрости». В Лхасу Рерихов так и не пустили, Шамбалу найти так и не удалось. Экспедиция была вынуждена вернуться в Индию.
Рерих с сыновьями у дома в Кулу.
В 1929 году Рерих возвращается в Нью-Йорк,где его встречают с невероятными почестями и открывают в его честь музей «Рериха», расположенный в 29-этажном небоскрёбе, на первом этаже которого непосредственно располагались картины самого художника,далее верхние этажи занимали все организованные им учреждения искусства и квартиры сотрудников. В Америке Рерих встречается также с президентом Гувером, но все эти земные почести не приносят Николаю Рериху радости, он чувствует что не выполнил своего предназначения, не исполнил завет его учителей.
Больше двух лет Николай не мог увидеться с Еленой Рерих, приехав в Америку ему оказалось не так просто вернуться в Индию, долгое время он не мог получить долгожданную визу в Индию, Николаю так же как и на пути в Лхассу мешала Английская разведка, считавшая Рериха советским шпионом.
Дело с Визой Николая Рериха достигло уровня мирового скандала, ему пришлось просить помощи у самой королевы Англии и даже у Папы Римского. И наконец Рерих возвращается в Индию.
Новый дом Рерихов располагался в Кулу, где рядом с домом был создан гималайский институт научных исследований «Урусвати» в переводе с тибетского означающий- Свет утренней звезды.
В 1935 году Рерих в возрасте 62 лет Рерих предпринимает свою вторую экспедицию. На этот раз путь его пролегает из Маньчжурии в пустыню Гоби.
Но и эту спонсированную американцами экспедицию не удалось довести до конца, американцы прекратили экспедицию и приказали немедленно возвращаться .
Услышав эту печальную весть, Рерих отошел как можно дальше от от лагеря и выпустил в воздух несколько выстрелов из револьвера, Николая мучило мучило разочарование.
Тогда пришло осознание что это его последний поход здоровье и возраст не позволяли больше предпринимать подобных экспедиций.
С 1936 года Николай Рерих вместе с семьёй живёт и работает в своём доме в Кулу. Рерих все эти годы монго работал, вставал он с первыми лучами солнца в пять утра, с утра работал в мастерской, по вечерам писал свои книги. Бушевала вторая мировая война, Индия же изо всех сил пыталась сбросить с себя британское господство.
В конечном итоге Индия победила и обрела долгожданную независимость. Начались междоусобные войны среди религиозных групп, раздиравшие страну.
В своём доме семья Рериха отчётно слышала выстрелы, мирная жизнь подошла к концу, в музее «Шах Манзил» в городе Хайдарабаде мусульмане устроили погром и пожар, в результате которого сгорело 11 картин Рериха и его сына Святослава.
К 1947 году Николай Рерих после многолетних скитаний принимает решение вернуться на Родину, чему не суждено было случиться, 13 декабря 1947 года Николая Рериха не стало. Не смогла вернуться в Россию и Елена Рерих. Только старшему сыну Рерихов дали разрешение на проезд в СССР.
Николай Рерих оставил после себя невероятно огромное материальное и духовное наследие. Множество художественных работ, авторских изданий. Создатель более семи тысяч картин, автор множества книг и очерков. Защитник памятников искусства, человек мира .
- «Когда я думаю о Николае Рерихе, — говорил Президент Индии Джавахарлал Неру, — я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения».
Памятный мемориал Елене и Николаю Рерихам возле Музея имени Н.Рериха (Международного Центра Рерихов) в Москве.
- Памятник Рериху на Алтае.
- В завершении хочу представить небольшую подборку прекрасных работ Николая Константиновича Рериха.
Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!
Источник: https://izent.ru/posts/tvorcheskoe/hudozhniki/886/Biografija_Nikolaja_Reriha
Рерих Николай КонстантиновичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholay Konstantinovich), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.
На зов колоколов, 1897, Музей Рериха, Нью-Йорк
Заморские гости, 1901, Третьяковская галерея
Баян, 1910, Русский музей
В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков художник написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания).
Витязь, 1910, Русский музей
Ангел Последний, 1912, Музей Рериха, Нью-Йорк
Великая жертва, 1912 год, Эскиз к балету «Весна священная»
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов в картинах художника нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г.
Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П. Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П.
Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914).
Святой остров, 1917, Русский музей
Жемчуг исканий, 1924, Музей Рериха, Нью-Йорк
Матерь мира, 1924, Музей Рериха, Москва
Сергий Строитель, 1924
Знаки Христа, 1924
Дозор Гималаев, 1925
Эти три картины находятся в Международном Центре-музее имени Н.К. Рериха в Москве
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.
В 1920 переехав в США, художник основал там вместе с женой Еленой Ивановной Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии.
Мадонна Орифламма, 1932
Святой Сергий Радонежский, 1932
Святой Франциск, 1932
Эти три картины находятся в Музее Николая Константиновича Рериха в Нью-Йорке
В 1923 году Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.
Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким.
Постоянной резиденцией художника и общественного деятеля становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929 году.
Странник Светлого Града, 1933
Лотос, 1933
Великий дух Гималаев, 1934
Эти три картины находятся в Музее Николая Константиновича Рериха в Нью-Йорке
Духовным итогом путешествий Рериха явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов.
Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).
Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение.
Весть Шамбалы, 1933, Аллахабадский музей, Индия
Христос в пустыне, 1933, Музей Рериха, Москва
Оттуда, 1936 год, Музей Рериха, Нью-Йорк
Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации.
Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 году.
Армагеддон, 1935-1936, Музей Востока, Москва
Сострадание, 1936, Государственный музей, Рига
Земля Славянская, 1943, Музей Рериха, Москва
В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947).
Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий (1902–1960) и художник Святослав (1904–1993). Умер художник в Кулу 13 декабря 1947 года. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.
Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.
Источник: http://smallbay.ru/roerich.html
Николай Рерих: жизнь и творчество художника
Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, писатель, путешественник, археолог.
Содержание
- Биография Николая Рериха
- Творчество Рериха
- Мировое признание художника
- Картины Николая Рериха
- Библиография
Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.
С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к древней Руси. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.
В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.
С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.
В 1900–1910 гг. Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.
В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.
В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.
Творчество Рериха
Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.
Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.
Знание истории, многочисленные археологические раскопки, «хождения по русской старине» помогли Рериху по-новому отобразить в своем творчестве образ родной природы и ступени развития тысячелетней истории русского народа.
Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».
Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».
Тзонг-Ка-Па
Настасья Микулична
Ростов Великий
В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.
Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.
Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.
- В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.
- Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.
- В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.
В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор.
Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи.
Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.
Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.
Мировое признание художника
Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры.
О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.
Награды:
- Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира;
- Кавалер югославского ордена Святого Саввы;
- Кавалер ордена Почетного Легиона Франции;
- Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.
Список организаций, членом которых состоял Н.К. Рерих:
- Действительный член Российской академии художеств.
- Основатель Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке (CША).
- Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
- Почетный директор Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
- Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
- Действительный член Португальской академии (Коимбра).
- Действительный член Реймской академии (Франция).
- Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
- Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
- Вице-президент Общества Марка Твена (США).
- Вице-президент Американского института археологии (США).
- Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
- Почетный член Общества Мора (Франция).
- Член Красного Креста (Франция).
- Член Общества по изучению древностей (Франция).
- Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
- Член Осеннего салона (Париж).
- Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
- Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
- Почетный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
- Почетный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
- Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
- Почетный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
- Почетный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
- Почетный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
- Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
- Почетный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
- Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
- Почетный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
- Член Института Джагадиcа Боше (Индия).
- Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
- Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
- Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
- Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
- Почетный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
- Почетный член Общества Люзас (Париж).
- Почетный член Лиги в защиту искусства (Париж).
- Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
- Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
- Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
- Почетный член Общества Браурведа (Ява).
- Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
- Почетный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
- Президент Лиги культуры (США).
- Почетный президент Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
- Вице-президент Американского института археологии (США) и многих других организаций и обществ.
Библиография
- Эрнст С. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Общины Св. Евгении, 1918. — 127 с.: [35] л. ил. — (Рус. художники).
- Ростиславов А. А. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Н. И. Бутковской. 1918. — 72 с.: ил.
- Бурлюк Д. Д. Рерих: черты его жизни и творчества (1918—1930). — Нью-Йорк: Изд-во М. Н. Бурлюк, 1930. — 31 с.: ил.
- Князева В. П. Николай Константинович Рерих. 1874—1947: [монография]. — Л.: М.: Искусство, 1963. — 112 с.: ил.
- Алёхин, А. Д. Живопись раннего периода творчества Н. К. Рериха (до 1916 г.). Автореферат диссертации. — М., 1970.
- Полякова Е. И. Николай Рерих.— М.: Искусство, 1973, 1985. — 303 с.: ил.
- Живкова Л. Т. Делото на Николай Рьорих : [предговор] // Богомил Райнов. Николай Рьорих : [албум]. София, 1978. С. 5-10. — Болгар. яз.
- Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. — Л.: Лениздат. — 1985. — 224 с.: ил. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в
- Петербурге-Петрограде-Ленинграде).
- Беликов П. Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих / Серия: Жизнь замечательных людей.— М.: Молодая гвардия. — 1973. — 2-е
- изд.
- Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии).— Новосибирск, 1994; М., 2011.
- Башкова Н. В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э.
- Циолковский): автореф. дис. … канд. филос. наук / Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. — Тула, 2004. — 22 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: icr.su, bibliotekar.ru, sibro.ru, omen-center.
ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Николай Рерих: картины художника
Николай Рерих — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Николай Рерих: жизнь и творчество художника
4.5 (90.34%) 29 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/rerih-nikolaj.html
Николай Константинович Рерих, картины и биография
Николай Константинович Рерих – это настоящее явление в российской и мировой культуре. Человек уникальных способностей, художник, писатель, археолог, ученый, философ, сценограф и мистик, духовный учитель нескольких поколений людей – все эти характеристики относятся к одному человеку.
За свою не слишком долгую жизнь, а прожил Рерих 73 заполненных постоянными трудами года, мастер создал более 7 000 картин, написал более 30 книг, две из которых стихотворные труды. В число его достижений входит основание международных культурных движений «Знамя мира» и «Мир через культуру».
Рерих подал идею и основал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, ставший известным как Пакт Рериха. В Индии он основал Институт Гималайских исследований «Урусвати», а также множество других обществ и учреждений образования.
Родился Николай Константинович в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье нотариуса и общественного деятеля. Его мать была родом из купеческой семьи. Кроме Николая, в семье было еще двое сыновей – Борис и Владимир.
С ранних лет маленький Николай интересовался искусством, археологией и живописью. Его привлекало не только российское историческое наследие, но и материальная и духовная культура Востока.
После окончания в 1893 году гимназии Рерих одновременно учится в университете Санкт-Петербурга на юридическом факультете и в Императорской Академии художеств.
Еще через два года он проходит обучение у известного художника Архипа Куинджи. В это же время Рерих организует самостоятельные археологические экспедиции.
Ему удается найти большое количество памятников разных эпох и собрать коллекцию орудий эпохи неолита.
В 1897 году он завершает обучение в Академии художеств. Его полотна исполнены в русском стиле на историческую и легендарную тематику. Они были высоко оценены выдающимися людьми той эпохи, включая Льва Толстого, а дипломную работу купил сам Третьяков.
Через два года талантливый художник женится на Елене Ивановне Шапошниковой, с которой проживет жизнь в полной гармонии. У них родится двое сыновей, оба станут известными и талантливыми людьми.
Этот период жизни ознаменовался для него множеством достижений и работ. Ему довелось потрудиться в разных жанрах, писать фрески в церквях, создавать монументальные художественные полотна, работать для оформления спектаклей.
Революция застала Рериха в Финляндии, где он поправлял здоровье. Вернуться в Россию ему не было суждено. Только в советское время он будет навещать свою родину по делам.
В 1919 – 1920 годах он проживает в Лондоне, где принимает участие в знаменитых балетных постановках Сергея Дягилева. Здесь же вместе с женой он становится членом теософского общества, основанного Еленой Блаватской. После этого его ожидает трехлетнее турне по Америке. Туда ему еще трижды предстоит возвращаться, но на весьма непродолжительный срок.
Его всегда привлекала Индия с ее древней философией и особым отношением к жизни. В поисках духовного просветления Рерих с семьей попадает в Гималаи, где находит свою вторую родину. Под его руководством организуется Центрально-Азиатская экспедиция. Она пыталась попасть в запретный тогда Тибет, но этому так и не было суждено случиться.
Индийский период Рериха ознаменовался созданием множества картин, которые отличались необыкновенной экспрессией и узнаваемым стилем изображения. В эти годы ученому и художнику, общественному деятелю удалось сделать так много, что хватило бы на десяток человеческих жизней. Скончался он в 1947 году, так и не узнав, что ему отказали в возвращении на горячо любимую им родину.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2471-nikolay-konstantinovich-rerih.html
Николай Константинович Рерих. Краткая биография и интересные факты из жизни художника | Николай Рерих
Скачать презентацию
Сегодня Рерих один из самых знаменитых художников мира. А его философское наследие распространено на всех континентах.
Детство
* Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.* В семье Рерихов было четверо детей.
Их детство проходило традиционно: летом — усадьба с её деревенским привольем, зимой — учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.
* Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.
* Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.
Увлечение археологией
* Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.
* «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» — писал впоследствии Николай Константинович.
Увлечение археологией* Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.
* Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.
Юность
* В 1891 году Николаю Рериху исполнилось 17 лет. В это время друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности юноши и стал первым учителем будущего художника.
* После окончания гимназии в 1893 году Николай Рерих поступает в Академию художеств и одновременно, по просьбе отца, на юридический факультет Петербургского университета.
В университете он посещает лекции и на историческом факультете.
Учёба в Академии художеств и Петербургском университете
* В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.* В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.
* Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.* Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам.
* После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно — помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».
* Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.
* Он создаёт серию архитектурных этюдов, которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.
Семья
* В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой — Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба.
* В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.* «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.
* Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.
* Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».
Начало творческой деятельности
* С 1902 года Н.К.Рерих получает широкую известность. Он принимает участие в крупных выставках России и Европы, где его работы часто занимают призовые места.* С 1905 года Н.К.
Рерих начинает сотрудничество с театрами и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников мира.
Его декорации вызывают восторг у публики, а эскизы костюмов находят отражение даже в модной одежде того времени.
Отъезд из России
* В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.* Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.* Н.К.
Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.* За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.
* В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».
* Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.* Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.
* В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.
Центрально-азиатская экспедиция
* В 1924-1928 годах Н.К.Рериху удалось осуществить свою давнюю мечту — экспедицию по труднодоступным районам Центральной Азии. Она прошла по маршруту: Индия — Китай — Алтай — Монголия -Тибет — Индия.
* Экспедиция дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты.
* Во время Центрально-азиатской экспедиции было пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни — Такла-Макан и Гоби. Н.К.Рерихом написано более 500 картин, этюдов и рисунков. Были написаны книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи».
Пакт Рериха
* Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей.
Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.
* Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.
* В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры.
Это было «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.
* 15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — Пакт Рериха.
* По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.
Институт «Урусвати»
* Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».
* Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.* Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.
* Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.* Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.
* Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.* В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.* Работой института руководил старший сын Н.К.
Рериха — Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.
* Младший сын Н.К.Рериха — Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.
Великая отечественная война
* С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.* Н.К.
Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.* «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!».
Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».
* В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.
Последние годы
* Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К.Рериха никогда. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт — России.* Сразу по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз и стал готовится к переезду.
* 13 декабря 1947 года он ушёл из жизни, работая над новым вариантом картины «Приказ Учителя», так и не вернувшись на Родину.
Источник: https://rerih.org/er/biography
Николай Константинович Рерих, Альбомов: 6
Альбом содержит 2680 картин и рисунков Николая Рериха, собран в хронологической последовательности и разбит на 6 частей.
Краткая биография
Николай Константинович Рерих, художник, археолог, писатель, юрист и посланник мира родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Уже в раннем возрасте у него проявился талант к археологии и рисованию. В возрасте шестнадцати лет он хотел поступить в Академию художеств, чтобы продолжить карьеру художника, но его отец настаивал на том, чтобы он стал адвокатом. Был достигнут компромисс и в 1893 году Николай поступил одновременно в Академию искусств и в Петербургский университет.
Ранние года
В конце 1890-х произошёл расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангард формировал группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который занимался с Рерихом в юридическом училище и был одним из первых, кто оценил его художественный талант. Молодой художник познакомился со многими композиторами и художниками того времени – Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. Позднее он разрабатывал дизайн нотных наборов для этих композиторов.
После окончания университета Рерих женился на Елене, дочери архитектора Шапошникова и племяннице композитора Мусоргского. У них родились два сына: Святослав и Георгий.
Рерих занял пост секретаря Школы Общества поощрения искусства, став впоследствии его главой, первой из многих позиций, которые Рерих займёт в качестве учителя и деятеля искусств.
Объединение искусств, которое поощрял Рерих, свидетельствовало о его способности гармонизировать и находить соответствия между кажущимися конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни.
Его талант к синтезу позволил ему соотнести субъективные ощущения с объективной, философской, научной, восточной мудростью с западными знаниями и построить мосты понимания между такими очевидными противоречиями.
Художник и дизайнер
Летом 1903 и 1904 годов Рерихи путешествовали по России и посетили, в общей сложности, около 40 городов. Цель заключалась в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русских древних памятников, церквей, городских стен и замков.
Оказалось, что во многих случаях им пренебрегали столетиями. Будучи археологом и искусствоведом, Николай придавал этому ключевое значение в культурной истории России.
Он решил обратить внимание на ситуацию и как-то организовать защиту и сохранение древних памятников, с этой целью он написал серию из семидесяти пяти работ.
Впечатления от этого путешествия имели длительный эффект, поскольку по возвращении в 1904 году Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, будет способствовать повсеместной защите таких культурных ценностей, план, изложенный тридцать один год спустя в «Пакте Рериха». Такое мышление не было обычным явлением в те дни, оно подчёркивало важность того, чем сегодня большинство стран мира занимаются в рамках сохранения своего культурного наследия.
В 1906 году Сергей Дягилев организовал выставку русских картин в Париже. Там были представлены шестнадцать работ Николая Рериха.
А в 1909 году он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и нарядами, созданными Рерихом.
В половских танцах из «Короля Игоря» Бородина, также оформленного Рерихом и в других балетах Дягилев представил корпус русских танцоров, который позже стал известен как «Русские балеты», в который вошли Павлова, Фокин и Нижинский.
Николай Рерих активно работал вместе с Игорем Стравинским над балетом «Le Sacre du Printemps» («Весенний обряд»).
В 1915-1917 годах семья Рерихов жила в Финляндии. В России разбушевалась революция и возвращение было бы опасным. В 1918-м Николай провёл выставку живописи в Стокгольме и оттуда семья отправилась в Лондон. Сэр Томас Бичем пригласил художника оформить новое производство «Принца Игоря» для оперного театра Ковент-Гарден.
Позже Рерих принял приглашение Чикагского института искусств приехать в Америку. Экскурсия открылась успешной выставкой в Нью-Йорке в 1920 году.
Кроме показа более своих 400 картин в американских городах, Рерих работал над декорациями и костюмами к спектаклям «Снегурочка» и «Тристан и Изольда» для Чикагской оперной труппы. Во время своих путешествий по Америке он написал серию картин в Нью-Мексико и в Монхегане, штат Мэн.
Его впечатлил дух предпринимательства, царивший в Америке, и Николай описал положительное влияние, которое это развивающееся явление оказало на мир.
В 1921 году он основал Иинститут объединённого искусства в Нью-Йорке, в котором планировал реализовать образовательные концепции, включённые в учебную программу в Санкт-Петербурге. Институт процветал, но не выжил после 1937 года из-за Великой депрессии. Фонды закончились и это вызвало полный крах организации, которую Рерих и его сторонники пытались построить.
В 1949 году институт возродился как Музей Николая Рериха в здании из коричневого камня на 107-й Западной улице, где он работает и по сей день. В нём находится одна из самых обширных коллекций работ художника в мире.
Вера и Дух
В мае 1923 года Рерихи отправились в Индию, где на этой нестареющей земле, среди снегов Гималайского хребта, они стремились объединить свои мысли с вечностью.
Они обосновались в Бомбее в декабре 1923 года и оттуда начали путешествовать по культурным центрам и историческим местам, где встречались с индийскими мыслителями, учёными, художниками и писателями.
К концу декабря в Сиккиме на южных склонах Гималаев, они начали тяжелый поход через тридцать пять горных перевалов от четырёх до шести с половиной километров в высоту.
Рерих считал, что горы помогают обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, куда бы они ни пошли, вера Рерихов в существенную благость жизни и духовность человека только усиливалась.
Шедевры Рериха из Восточной серии девятнадцати картин, изображающих религиозных учителей мира, Мохаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, индийских и христианских святых и мудрецов, свидетельствовали о единстве религиозного стремления и общих корнях человеческой веры.
В конце этой масштабной экспедиции, в 1928 году семья обосновалась в долине Куллу на высоте 2000 метров в предгорьях Гималаев.
Там они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов уже проведённых и будущих исследований.
Деятельность Института включала ботанические, этнологические, лингвистические исследования и исследования археологических объектов.
Знамя мира
По возвращении в Нью-Йорк, Николай Рерих предложил заключить договор о защите культурных ценностей в периоды войны и мира. Используя в качестве примера Красный Крест, он подготовил Пакт, в котором предполагалось, что флагом, «Знаменем Мира», будут отмечены все места, находящиеся под его защитой.
В дизайне этого флага использованы три сферы, окружённые кругом пурпурного цвета на белом фоне.
В основе интерпретации этого символа – союз религии, искусства и науки, которые являются аспектами культуры, изображённой в виде окружности или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности.
Пакт Рериха был согласован двадцатью странами Северной и Южной Америки и подписан 15 мая 1935 года в Белом доме президентом Рузвельтом, позднее к нему присоединились и другие страны. Этот договор по-прежнему остаётся в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и их основополагающие принципы.
Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира за работу, проделанную им в области сохранения культурного наследия человечества.
Следование изысканности и красоте мира было священным для Рериха.
Он считал, что, хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, мысль, воплощённая в них, не умирает, а является частью вечного потока сознания – стремлений людей, питаемых их направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является главной предпосылкой для выживания человечества и непрерывного процесса духовной эволюции.
Николай Рерих умер в Куллу 13 декабря 1947 года и его пепел был захоронен под горами, которые он так любил и изображал во большинстве из своих почти семи тысяч работ.
Источник: https://gallerix.ru/album/Roerich