«раздолье», александр александрович дейнека, 1944 год — описание картины

Дейнека Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск – 12.6.1969, Москва], российский живописец, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947; вице-президент в 1962-1966). Герой Социалистического Труда (1969).

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И.

Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). С 1920-х гг. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др.), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922; кн. «В огне» А.

Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. П. обязан прежде всего Фаворскому.

В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация, индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ; «Текстильщицы», 1927, ГРМ); в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

Александр Александрович Дейнека. На стройке новых цехов. 1926.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Александр Александрович Дейнека. Текстильщицы. 1927.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Александр Александрович Дейнека. Оборона Петрограда. 1928.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск; «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ; «Бег», 1934, ГРМ и др.); в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ, и др.).

Александр Александрович Дейнека. В воздухе. 1932.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Александр Александрович Дейнека. Будущие лётчики. 1938.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Александр Александрович Дейнека. Бег. 1934.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Александр Александрович Дейнека. Игра в мяч. 1932.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х гг. («Мать», 1932, ГТГ; «Девушка с книгой», 1934, ГРМ; «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ).

Александр Александрович Дейнека. Мать. 1932.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Александр Александрович Дейнека. Девушка с книгой. 1934.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Александр Александрович Дейнека. Колхозница на велосипеде. 1935.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

В 1934-1935 посетил Францию, Италию и США, выполнив на основе путевых впечатлений ряд графических и живописных произведений.

Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.

; графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).

Александр Александрович Дейнека. Оборона Севастополя. 1942.

Александр Александрович Дейнека. Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года. 1941.

Александр Александрович Дейнека. Сгоревшая деревня. 1942.

Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х гг. («Раздолье», 1944, ГРМ; «Эстафета по кольцу «Б»», 1947, ГТГ).

Александр Александрович Дейнека. Раздолье. 1944.

Александр Александрович Дейнека. Эстафета по кольцу «Б». 1947.

В позднем творчестве Дейнека повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно.

Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дейнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов№ для станции «Маяковская» (1938-39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Московского метрополитена; фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951-52) и др.

Александр Александрович Дейнека. Мозаичное панно станции метро «Маяковская». Прыжок в воду. 1938.

Александр Александрович Дейнека. Мозаичное панно Станция метро «Новокузнецкая».

Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в моск. Театре им. В. Э. Мейерхольда, 1930, и др.), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Творчество Дейнеки оказало значительное влияние на формирование сурового стиля в советском искусстве.

В 1970 году имя Дейнеки присвоено Курской картинной галерее. Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928-30), Полиграфическом институте (1928-1934), МХИ (1934-46 и 1957-63; профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-52, директор в 1945-48), МАРХИ (1953-57).

Ленинская премия (1964).

Сочинения: Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974. Литература: KuhirtU. A. Deineka. Dresden, 1974; Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-е – нач. 1930-х гг. М., 1979; Барабанова Н. Дейнека. М., 1980; A. Deineka. (Kat.). Düsseldorf, 1982; Сысоев В. П. А. Дейнека. М., 1989. Т. 1-2. (А. М. Муратов).

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899-1969)

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Источник: http://aria-art.ru/0/D/Dejneka%20A.%20BRJe/1.html

Любимые художники. Александр Дейнека

Первые десятилетия XX века в России царили революционные настроения: и в искусстве, и в политике. Русский авангард и русская революция нашли друг друга, и после победы последней в России сложилась уникальная ситуация: художественный авангард стал фактически официальным государственным искусством.

Но длился этот роман недолго. Новая власть укоренилась, вчерашние революционеры превратились в новую элиту, и ожидания от искусства изменились: революции остались в прошлом, теперь художникам предписывалось живописать счастливый трудовой быт советского народа.

Так в 1930-х годах возник так называемый «социалистический реализм». Потом, после краха СССР к нему было принято относиться со снисходительной усмешкой — что, на мой взгляд, совершенно напрасно. Соцреализм — не стиль, а скорее  — жанр.

Он ограничивал сюжет и тему, но оставлял художнику достаточно свободы в выборе художественных средств: всё мировое художественное наследие к твоим услугам — от античности до импрессионизма. Главное пиши не графьёв, а сталеваров.И в официальном советском изобразительном искусстве было немало интересного.

Не говоря уж про таких мастеров, как Бродский, Решетников, Яблонская, Пластов… И, конечно же, мой сегодняшний герой:Александр Дейнека (1899 — 1969)»Будущие лётчики» (1938, Третьяковка)

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е. В архитектуре — сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. А в живописи — идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее. И Дейнека, на мой взгляд, наиболее яркий представитель этой эстетики.

Родился в Курске, там же учился рисовать. Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе. Вот так вот — Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. Работает в РОСТе, общается с Маяковским.

«Физкультурница» (1933, Российская государственная библиотека, Москва)

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

«Работать, строить и не ныть!»  Да и живопись у Дейнеки как плакат — лаконична, выразительна и, пожалуй, несколько прямолинейена.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картиныО, вот сверхактуальное:»Вратарь» (1934, Третьяковка)«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины«Бегуны» (1934, Русский музей)«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картиныС формой Дейнека очень интересно работает. Не хватает мне образования, чтобы описать… Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма. Ну это на мой дилетантский взгляд…»Игра в мяч»  (1932, Третьяковка)«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картиныА потом — война. Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:»Оборона Севастополя» (1942, Руский музей)«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины«Сбитый ас» (1943, Русский музей)«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картиныОчень пронзительная… к сожалению, не нашёл в большом размере:»В оккупации» (1944. Курская областная картинная галерея им. Дейнеки)«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картиныПро следующую картину я всегда думал, что она довоенная, а оказывается — 1944 год.»Раздолье» (1944. Русский музей)

  • Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы.

После войны манера художника слегка изменилась — Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично.»Женский портрет» (1944, Симферопольский художественный музей)»У моря» (1957, Русский музей)»Купальщицы» (1952, частная коллекция)»Натурщица» (1952, Курская областная картинная галерея им. Дейнеки)Монументальный стиль Дейнеки находит применение и в крупных формах: он создаёт панно, витражи и мозаики для станций метро «Маяковская» и «Новокузнецкая», для МГУ, Кремлёвского Дворца съездов и т.д. После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Удостаивается и множества других регалий. Умер Дейнека в возрасте 70 лет.Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Кажется, это иллюстрация к какой-то детской книжке: трогательная и совсем немонументальная.»Девочка у окна. Зима» (1931, частная коллекция)

В следующий раз будет мастер, которого тоже относят к соцреализму, но уже не «СОЦиалистическому», а «СОЦиальному». На смену счастливым жителям Страны Советов придут грустные жители Североамериканских Соединённых Штатов.

  • Казимир Малевич (1879 — 1935) История европейского изобразительного искусства одним абзацем. Долгое время главным заказчиком живописи была…
  • Один из ярчайших и интереснейших художников всех времён. Его биография окутана огромным количеством мифов и легенд, многократно растиражированных в…
  • Аркадий Пластов (1893 — 1972) «Весна. В бане» (1954, Третьяковка, Москва) Всё-таки показывать картины — тоже надо уметь. В Новой…

Источник: https://savin-andrey.livejournal.com/98543.html

Александр Александрович Дейнека (1899–1969)

Александр Александрович Дейнека

(1899–1969)

В маленькой комнатке обычной московской коммуналки молодой художник Александр Дейнека писал картину «Оборона Петрограда». Роль мольберта выполнял старый чемодан, прислоненный к стене.

Но неудобства и трудности не пугали мастера, он слышал лишь ритм шагов вооруженных бойцов, видел их стройные шеренги. Позднее известный мастер М. В.

 Нестеров, не часто хваливший картины других художников, назвал «Оборону Петрограда» «новым словом в искусстве».

Русский художник Александр Дейнека родился в Курске. Рисовать он начал рано и первые свои произведения, изображавшие скачущих лошадей, дам под зонтиками, женщин с ведрами на коромыслах, марширующих солдат, наклеивал на сундучок матери.

В возрасте 16 лет Александр поступил в Харьковское художественное училище, а в 1920 году стал студентом Вхутемаса в Москве (Высшие художественно-технические мастерские), где его учителями были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский.

Жизнь в послевоенной Москве была трудной, голодной и холодной, но Дейнека, как и многие его товарищи, с надеждой смотрел в будущее.

В мастерских стоял холод, топили старыми подрамниками, а если их не было, студенты вместе с профессорами отправлялись в лес и привозили дрова на санях.

О временах своего студенчества художник писал: «Учимся в библиотеках, музеях, выставках, на диспутах, у Маяковского и Черемных. Учусь у В. А. Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста.

Несмотря на некоторый дикий характер вуза в период моей учебы, несмотря на проклятый голод и холод (я жил зимой при 5 градусах холода и зарабатывал ночью на жизнь), там велась большая, серьезная работа над формой, композицией».

Читайте также:  Биография и картины антонио каналетто

В 1925 году Дейнека оставил Вхутемас, не защитив диплом. В этом же году он стал одним из основателей ОСТа (Общества станковистов) и начал сотрудничать с различными печатными изданиями.

К этому времени относятся многочисленные работы молодого художника в области графики.

Уже тогда его работы отличались такой самобытностью и неповторимым стилем, что не умевшая читать мать, которой Александр привез в Курск несколько журналов со своими рисунками, сразу же узнала иллюстрации сына.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

А. А. Дейнека. «Оборона Петрограда», 1927, Музей Вооруженных сил, Москва

В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.

Дейнека подолгу изучал произведения мировой живописи, просматривал свои старые рисунки, посещал исторические места Ленинграда, знакомился с рабочими Путиловского завода. К огромному холсту, занимавшему все свободное пространство восьмиметровой комнатушки, он даже не подходил.

Шли месяцы, близилось время окончания работы, а полотно по-прежнему оставалось девственно чистым.

Однажды к художнику пришел работник Совнаркома, проверявший, как исполняются заказы. Увидев пустой холст, он возмутился, но Дейнека уверил, что картина будет готова точно в срок. И действительно, полотно с изображением рабочих, вставших на защиту Петрограда от армии Юденича, было написано вовремя (Дейнека всегда долго готовился, но писал необыкновенно быстро).

«Оборона Петрограда» очень лаконична и проста по композиции. В ней нет никаких внешних эффектов (ярких флагов, стрельбы и взрывов), да и вообще ничего лишнего.

Большинство критиков и художников встретило появление картины Дейнеки положительно, но все же нашлись такие, что обвиняли мастера в излишней графичности. Их возмущала цветовая гамма, скупая, тяготеющая к черным оттенкам.

Прием двухъярусного построения, использованный в «Обороне Петрограда», Дейнека увидел в произведениях мирового искусства (ассирийские росписи, русская иконопись, живопись раннего Возрождения и, наконец, фреска Ф. Ходлера «Выступление Йенских студентов в 1813 году»). Старинный композиционный прием русский художник использовал совершенно по-новому.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

А. А. Дейнека. «Никитка — первый русский летун», 1940, Третьяковская галерея, Москва

В 1928 году Дейнека покинул ряды ОСТа, с которым у него уже давно начались расхождения во взглядах на искусство.

В конце 1920-х годов художник практически перестал заниматься живописью, создавая лишь графические работы для журналов (в те годы он сотрудничал со «Сменой» и «Даешь»).

Чувствуя творческую неудовлетворенность, Дейнека обратился к плакату, а затем к книжной иллюстрации, создав в 1934 году рисунки к роману А. Барбюса «Огонь». К этому же времени относятся и его иллюстрации к детским книгам.

В 1930-е годы мастер вновь обратился к живописи. Его интересовали проблемы передачи световоздушной среды.

В начале 1930-х появились очень лиричные, полные света и воздуха картины «На балконе» (1931, частное собрание, Москва), «Спящий ребенок с васильками» (1932, частное собрание), «Портрет девушки с книгой» (1934, Русский музей, Санкт-Петербург). Краски этих полотен звучны и ясны, и трудно поверить, что создал их автор сдержанной и графичной «Обороны Петрограда».

Своим творчеством Дейнека старался откликаться на все важнейшие события современной ему жизни. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Чтобы поближе познакомиться с авиацией, художник совершал полеты в кабине пилота, встречался с летчиками. С М. Громовым и В.

 Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Свои впечатления об авиации, достижения советских летчиков мастер стремился отразить в живописи. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва).

Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Прыжок с колокольни».

Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва).

Дейнека старался точно передать реалии Руси XVI столетия: архитектурные сооружения, костюмы людей, наблюдающих за полетом. В то же время для художника главное — показать связь истории с современностью.

В 1934 году Дейнека совершил свое первое путешествие за границу, посетив США, Францию и Италию.

Америка поразила художника. Знакомясь со страной, он не забывал о работе, делая рисунки, акварели, картины, записывая свои мысли и впечатления в блокнот. Особенно заинтересовала мастера негритянская тема («Портрет молодого негра», «Негритянский концерт»).

11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Его картины понравились публике, которая была, правда, удивлена тематикой американских работ художника: сплошные негры, унылые придорожные пейзажи. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы.

Очень скоро внимание зрителей, беседы, приемы, ленчи стали утомлять Дейнеку, но приходилось терпеть бремя славы. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом».

Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня „московским медведем“».

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

А. А. Дейнека. «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941, Третьяковская галерея, Москва

В Нью-Йорке и Филадельфии Дейнека посещал музеи и книжные магазины, изучал архитектурные памятники.

Из США художник отправился во Францию. Париж, слишком тихий, наполненный духом прошлого, не похожий на шумные, динамичные и живые американские города, не понравился русскому живописцу.

Вскоре Дейнека отправился в Лувр и простил Парижу его узкие кривые улочки и старые дома.

Художник часами бродил по залам Лувра, подолгу стоял возле полотен знаменитых мастеров. Огромное впечатление произвели на него картины Микеланджело, П. Уччелло, Д. Веласкеса, О. Домье, импрессионистов. А вот современные французские художники, с которыми Дейнека встретился в Париже, не понравились ему. Главное их занятие, по словам русского живописца, — делать «пакостные копии для продажи».

Прямолинейный и правдивый, на своей парижской выставке Дейнека высказал все, что думает о творчестве современных французских художников. К счастью, присутствующие плохо понимали по-русски, а Дейнека — по-французски, и переводчик, как мог, смягчил обидные выражения русского живописца.

В Париже Дейнека непрерывно работал, создав множество прекрасных акварельных пейзажей с видами Франции.

Из Парижа художник отправился в Италию. Красота Рима поразила его. Мастер внимательно изучал памятники архитектуры, скульптуру, посещал музеи и картинные галереи, любовался яркой и солнечной природой. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии.

Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели.

В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями.

Во второй половине 1930-х годов Дейнека увлекся монументальным творчеством. В 1938 году он выполнил несколько мозаичных плафонов для станции «Маяковская» Московского метрополитена им В. И. Ленина. В 1939 году появились панно для Дома Красной Армии в Минске, плафон в Театре Красной Армии в Москве, фрески для Всесоюзной хозяйственной выставки.

В период Великой Отечественной войны Дейнека остался в Москве, хотя многие художники эвакуировались в Ташкент. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Любовь художника к столице, его тревога за нее отразились в появившейся в 1941 году картине «Окраина Москвы.

Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва).

В зимнем пейзаже городской окраины, обезображенной стальными противотанковыми сооружениями, кажется, нет ничего необычного, но синевато-серый колорит картины передает напряженность, угрозу, которая затаилась в тишине мрачного зимнего утра.

В феврале 1942 года вместе с художником Г. Нисским Дейнека отправился в район фронтовых действий. Результатом поездки стала серия графических работ «По дорогам войны».

Вернувшись в столицу, художник начал работать над серией акварелей «Москва военная». В этот период он руководил плакатной мастерской, сотрудничал в «Окнах ТАСС».

Дейнека мечтал о создании большого эпического полотна, посвященного защитникам Отечества. Замысел нового полотна появился случайно, когда мастер увидел немецкую газету со снимком Севастополя, сделанным с самолета.

Дейнека не узнал любимый им город: фашисты превратили его в руины.

Предварительно художник сделал карандашный эскиз, изображавший бой на севастопольской набережной. Набросок передавал лишь общую композицию, но перед глазами мастера уже стояла его будущая картина.

Замысел так захватил живописца, что он не мог думать ни о чем другом до тех пор, пока не сделал последний штрих.

Позднее Дейнека вспоминал: «Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце».

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942, Русский музей, Санкт-Петербург

Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом.

Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Его сильная фигура, твердо стоящая на земле, и волевое лицо выражают стремление сражаться до конца, ценой собственной жизни защитить Родину. Красное зарево огня, черный пороховой дым в небе и сложный ритм человеческих фигур усиливают драматическую напряженность изображения.

«Оборона Севастополя» была создана воображением художника; возможно, такой схватки не было на севастопольской набережной в действительности. Соединив в себе всю героику Великой Отечественной войны, картина Дейнеки воспевает мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества.

Дейнека завершил «Оборону Севастополя» осенью 1942 года к выставке «Великая Отечественная война».

В 1943 году было написано полотно «Сбитый ас» (1943, Русский музей, Санкт-Петербург), названное современниками символом возмездия.

Художник изобразил падающего на землю фашистского летчика с нераскрывшимся парашютом. Он летит прямо на противотанковые сооружения, напрасным движением пытаясь защитить голову рукой.

В смерти врага мастер видит справедливое возмездие за гибель людей и разрушенные авиабомбами русские города.

В 1944 году, когда исход войны стал ясен, Дейнека вернулся к работам, посвященным мирной жизни («Раздолье», 1944, Третьяковская галерея, Москва).

В 1945 году художник находился в Берлине в творческой командировке. Под впечатлением от увиденного он создал серию акварелей «Берлин».

В 1947 году живописец побывал с выставкой советской живописи в Австрии. Он изучал архитектуру Вены, посетил картинные галереи и выставки, делал зарисовки.

Читайте также:  В мире наизнанку, ян стен, около 1663

Путешествовал Дейнека и по России. Впечатления от поездок отразились в его послевоенных работах («В Донбассе»). Станковые картины и монументальные работы последнего периода жизни художника показывают послевоенную жизнь страны («На открытии колхозной электростанции», 1952; «У моря. Рыбачки», 1956, Русский музей, Санкт-Петербург; мозаика «Хоккеисты», 1959–1960, Третьяковская галерея, Москва).

Замечательный художник Дейнека обладал педагогическим даром. С 1928 года преподавал во Вхутеине (Высший художественно-технический институт), Московском полиграфическом институте, с 1934 — в МГХИ имени В. И.

 Сурикова (Московский государственный художественный институт), с 1945 — в МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства), а с 1953 — в МАРХИ (Московский архитектурный институт).

Хотя Дейнека был очень требовательным учителем, все его воспитанники с удовольствием работали с ним.

Следующая глава

Источник: https://design.wikireading.ru/13793

Художник А. А. Дейнека: картины, творчество

«…Сколько бы искусство ни раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое, несмотря ни на какие технические неполадки и почерки авторов.

Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».

Эти мысли принадлежат замечательному советскому художнику — живописцу и графику, монументалисту, плакатисту и скульптору Александру Александровичу Дейнеке.

Если попытаться охарактеризовать одним словом творчество А. Дейнеки, то словом этим будет — современность. Обостренное чувство своего времени, своей эпохи, новизна и свежесть восприятия их художником — характернейшая черта его творчества.

Утверждение новой эры, наступившей после Великой Октябрьской революции, Дейнека — выходец из рабочей семьи — встретил с большим воодушевлением. Он воспевает трудовой энтузиазм, пафос созидательной энергии масс. Его привлекают динамика и новые ритмы жизни большого города, восхищает пластическая красота облика нового, советского человека, его физическая сила и ловкость, спортивная сноровка.

Но наряду с этим из памяти Дейнеки не ушли, не изгладились впечатления, пережитые им в годы гражданской войны, участником которой он был.

Настойчиво зреет в его сознании желание воплотить, выразить их в философски-продуманной обобщенной форме большого многофигурного полотна.

Так возникает картина «Оборона Петрограда», впервые показанная художником в 1928 году на выставке, посвященной десятилетию Красной Армии.

Картина А. Дейнеки «Оборона Петрограда»

Это одно из лучших и значительных произведений советской живописи первого послереволюционного десятилетия.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича.

Двухъярусная композиция, избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат.

Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. Он не показывает непосредственно боя с противником.

Но зритель чувствует всю трудность и серьезность положения не только благодаря введенному Дейнекой мотиву раненых, но еще в большей степени благодаря нарастающему мужественному ритму марша уходящих на фронт бойцов и выражению строгой сосредоточенности и подтянутости, которые видны в их лицах.

И вместе с тем картина оптимистична. В единстве, сплоченности рядов, где вместе с мужчинами идут защищать завоевания революции и женщины-работницы, символизируя образ всего народа, вставшего на борьбу, — видны воля, энергия, революционный напор. Выражению этого героико-волевого начала подчинены все изобразительные средства художника.

Дейнека выделяет крупным планом фигуры красногвардейцев, самой масштабностью подчеркивая их значение. Этой же цели служит и ритм.

В бодром шаге новых пополнений, в ритмическом повторе вскинутых на плечо винтовок — сила и решительность, готовность к бою и целеустремленность, рождающие уверенность в победе.

У зрителя возникает суровое и гордое восприятие гражданской войны как героической эпопеи народа.

В «Обороне Петрограда» наше внимание не отвлекают никакие частности. Мы ощущаем самый ритм, движение масс. Резкий контраст движущихся фигур.

Наверху, на мосту, — вялые, медленно бредущие с позиций раненые: спрятанные в воротники головы, опущенные плечи, неуверенные шаги. И чеканящие шаг, монолитные ряды красногвардейцев внизу, как будто слившиеся в нашем восприятии в единую массу.

Этот контраст западает в душу зрителя, пронизывает его мыслью о неиссякаемости, неизбывности сил революции.

Дейнека смотрел на события недавнего революционного прошлого глазами своего современника — советского человека двадцатых годов. Он сумел выразить это чувство революционной гордости в яркой и убедительной форме.

В этом — главный смысл «Обороны Петрограда», ее историческая и художественная ценность.

История создания знаменитой картины «Оборона Петрограда» — социальный заказ. Тема не вынашивалась художником, она была «выделена» Реввоенсоветом, сроки написания тоже были определены, и довольно жасткие.

А между тем в картине нас поражает пафос подлинности и свободы, с поразительной точностью здесь найдена та пластическая форма, которая передавала самую поступь времени, его характер, дух.

Недаром картина стала символом, эмблемой революции.

Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом.

Картина «Будущие летчики» пера А. Дейнеки родилась в предвоенные годы.

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Это было сложное и противоречивое время. Люди не могли не чувствовать, что близится час, когда над полями Европы тишина взорвется орудийными выстрелами.

Строя мирную жизнь, советские люди не могли не думать о том, что будет, «если завтра война». Отсюда сплетение мечты о подвиге, о героизме с пафосом мирной стройки. Героями страны были Чкалов и Стаханов.

Молодежь записывалась в Осоавиахим и шла на строительство московского метро.

Искусство предвоенных лет очень точно передает это мироощущение.

Мальчишки, живущие в южном городе, смотрят в голубое небо. Радуются солнечному дню, мягкому морю, но они мечтают не о спокойной безмятежной жизни.

Хотя зритель видит только спины и затылки мальчиков, ему полностью передаются их горячая заинтересованность самолетом, их живая реакция, даже в какой-то мере индивидуальность каждого из них.

Плывущий в небе гидроплан врывается тревожной нотой в картину, где даже белокаменная балюстрада призвана подчеркнуть и подкрепить представление о спокойной, надежно устроенной жизни. Он как бы разрушает идилличность и безмятежность настроения картины.

Александр Александрович Дейнека, лауреат Ленинской премии, хорошо известен нашему зрителю.

В Дейнеке всегда привлекала не только и не столько своеобразная манера письма, умение создать особый ритм полотна, способность показать свой, ни у кого не заимствованный мир сильных и здоровых людей, в движении слитых с природой, удивительно пластичных, динамичных, задорных, но прежде всего то, что картины его чудесным образом хранят на себе отпечаток времени.

Прекрасная в трагичности и оптимизме «Оборона Петрограда», уверенные и мощные, твердо стоящие на своей земле «Текстильщицы». И вот эти «Будущие летчики» — мальчишки, жизнь которых могла бы быть мирной и радостной, но в которую непременно ворвется буря 20 века.

Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Это была не просто черта характера, хотя до последних дней он оставался бодр, энергичен, жизнерадостен. Это была особенность его мироощущения.

Известные полотна художника — «На стройке новых цехов» (1926), «Будущие летчики» (1937), «Раздолье» (1944). В каждой из этих картин живет задор, напористость, окрыленность — бездумная, не омраченная сомнениями, — пафос молодого здорового тела, ощущение легкости, преодолимости всех препятствий.

Дейнека на был одинок — этот же настрой можно ощутить в кинохронике Дзиги Вертова, в песнях братьев Покрасс и Дунаевского, в стихотворениях Маяковского — во многих созданиях этих и других современников Дейнеки. Все они так чувствовали, воспринимали свое время, именно так, с большей или меньшей силой выражали его в своем творчестве.

По материалам старинного журнала…

Источник: http://mamotvet.ru/xudozhnik-a-a-dejneka-kartiny-tvorchestvo/

Описание картины Александра Дейнеки «Раздолье»

Описание картины Александра Дейнеки «Раздолье»

Жаркое солнечное лето, радость молодости, буйство красок – все это запечатлел Александр Александрович Дейнека в этой картине. На ней он изобразил группу девушек, бегущих вверх на пригорок после купания. Картина выглядит очень динамичной благодаря фотографическому эффекту.

Художник уловил один момент из бурлящей действительности и во всех деталях передал его через свою работу. Все в картине имеет свое движение. Стремительно плывут облака, покачиваются ветви старой ели и березы, перекатываются по реке широкие волны, быстро бегут юные спортсменки.

Если присмотреться, движения каждого объекта направлены в одну сторону – слева направо. Природа словно разделяет радость девушек и подбадривает их энергичный бег. Создается впечатление всепоглощающей энергии.

Хочется поддаться порыву молодости и вслед за спортсменками побежать куда-то вдаль.

Сюжет, изображенный на картине, близок каждому советскому человеку. Пейзаж характерен для природы средней полосы России.

Образы девушек, начиная от типажа и заканчивая видом их одежды, можно было повстречать и в обычной жизни.

Через картину Александр Александрович стремился передать счастье молодости, когда хочется стремглав бежать куда глаза глядят, а от переполняющей радости так и тянет взмыться ввысь.

Характерно, что девушки движутся именно вверх, а не спускаются вниз по склону.

Аллегорически художник изображает через их образ советский народ, отдающийся идее быстрого развития государства и уверенно и стремительно следующий к светлому будущему.

В это верил и сам Александр Александрович, поэтому его картина «Раздолье» пропитана коммунистическим пафосом и метафорическим призывом зрителя разделить с ним радость построения нового мира.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-aleksandra-dejneki-razdole/

Раздолье

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Александра Дейнеки на натуральном холсте.

Александр Дейнека родился в 1899 году в семье железнодорожника в Курске. С детства увлекался техникой и любил рисовать. Поступив в Курское железнодорожное училище, он одновременно занимался в художественной студии. С 16 лет обучался в Харьковском художественном училище.

По его окончании в 1918 году устраивается на работу фотографом в Угрозыск, оформляет агитпоезда, рисует плакаты. Революционные события во многом определили судьбу Дейнеки.

В 1919-1920 гг он был мобилизован в Красную Армию: принимал участие в обороне Курска от белых войск, неоднократно выезжал на фронт в качестве художника агитационного театра, но и во время службы оставался руководителем художественной студии при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске.

После службы в армии его командируют в Москву, рекомендуя продолжить обучение во ВХУТЕМАСЕ, на полиграфическом отделении.

Его учителями были известный живописец, график и театральный декоратор Игнатий Нивинский и сценограф, книжный иллюстратор, основатель ксилографии, теоретик живописи Владимир Фаворский.

Читайте также:  «страшный суд», иероним босх — описание картины

Также на формирование живописной манеры Дейнеки оказывают влияние европейские мастера: неизгладимое впечатление производит творчество Матисса, Фердинанда Ходлера.

Огромное воздействие на мировосприятие Дейнеки оказали встречи с Владимиром Маяковским.

Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в шахтерский Донбасс.

В 1924 году он принимает участие в «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» в составе «Группы трёх», совместно с Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают «Общество станковистов» (ОСТ).

Живописцы нового общества совмещают новейшие европейские течения с советской тематикой. Множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению «примет XX столетия», воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта.

  • Основополагающими событиями в карьере Дейнеки сам он считал сотрудничество с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная Нива».
  • Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, «снайперское» искусство — вот черты, характеризующие раннего Дейнеку.
  • В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт «своей любимой вещью» — полотно «Оборона Петрограда» с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем.

В 1929 году Дейнека уходит из «Общества станковистов», некоторое время занимается плакатным творчеством. Вдохновившись идеями революции, проникшись любовью к пролетариату, восхищаясь физической силой и здоровьем советских людей, Дейнека считает своим долгом отразить все это в рекламных и агитационных плакатах.

Также в конце 20-х годов Дейнека иллюстрирует детские книги и журналы.

Важной вехой в творчестве Александра Дейнеки можно считать 1932 год. Этим годом датируется его одна из самых значительных картин «Мать», которую Сысоев, биограф художника, называл советским вариантом Мадонны.

В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее.

Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка — заграничная. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов.

В тридцатые Александр Александрович снова сливает воедино две свои давние страсти — живопись и технику, пишет картины на тему авиации.

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки — настенная роспись. В течение двух лет (1937-1939) в строящемся Театре Красной Армии он работает над декоративным панно.

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом «Сутки советского неба» (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена «Маяковская», всего за шесть месяцев до её открытия. Мозаичные панно по сей день украшают станцию.

В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей.

В 1937 году панно «Знатные люди Страны Советов» приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.

А в 1939 архитектурный проект станции «Маяковская» (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции «Метрокомната») берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.

  1. В 1941 году Дейнека создаёт картину «Левый марш», мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта («Владимир Маяковский в РОСТА», 1941).
  2. В 1943 году откроется станция «Новокузнецкая» с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей.
  3. Но в основном во время Великой Отечественной войны мирные темы заменяет военная тематика.
  4. С глубоким страданием художник запечатлевает изуродованную землю родной страны.

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека создает батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города.

Чтобы собрать материал, он едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои.

Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно «Оборона Севастополя» (1942).

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.

За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, он получает звание героя Социалистического Труда.

Помимо живописи Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И.

Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957).

Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968).

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Александра Дейнеки не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/deyneka-aleksandr/razdole

Дейнека. Из книги Л. Мочалова «Неповторимость таланта», страница 8 :: Артпоиск — русские художники

По пути монументального обобщения идет Дейнека и в картине «Купальщицы» (1933).

Плавные линии ограничивают крупно увиденную форму, фресковые тона образуют спокойные, но в то же время определенные сочетания.

Теплотой и человечностью отличается образ женщины, на которой художник сосредоточивает главное внимание. Кажется, от ее застенчивой улыбки на всю картину распространяется мягкий матовый свет.

Улыбка, озарившая искусство мастера, преображается в более активное чувство радости в его работах «черноморского» цикла. Творческое зрение Дейнеки распахивается навстречу солнцу, простору, ветру («На балконе», 1931, «На курорте.

Балаклава», 1931, акварель «Севастополь. Динамо», 1934 и др.).

Глядя на эти работы, испытываешь ощущение свежести, душевной легкости, хочется пережить то юное чувство полета, которое переживают герои художника — спортсмены, прыгающие с вышки в море и на секунду повисающие над водой.

Традиционные для художника индустриальные мотивы также эмоционально обогащаются. В картины на темы Донбасса врывается солнце, их наполняет воздух. Характерен «Полдень» 1932 года.

Дейнека по-прежнему увлечен эстетикой нового, он подчеркивает прямизну линии железнодорожного полотна, стремительность поезда, движение которого направлено перпендикулярно движению выбегающих из воды девушек. По-прежнему картина живет единым, графически обостренным ритмом.

Однако весь пейзаж — с пропыленной зеленью деревьев, выжженными солнцем склонами холмов, с небом, испачканным черным паровозным дымом, — наполнен ощущением радости и полноты бытия. Солнечные блики пляшут на воде; смуглые фигуры контрастно выделяются на светлом фоне воды, среди белых фонтанов брызг.

Изображая молодость, художник и мир воспринимает с юношеской свежестью и эмоциональной энергией.

Вообще тема молодости, тема подрастающего поколения в середине 1930-х годов занимает существенное место в творчестве Дейнеки. С доброй улыбкой смотрит он на загорелые, «обкатанные» водой и ветром, гибкие, хотя и по-щенячьи непропорциональные фигуры ребят («Крымские пионеры», 1934).

Мальчики растут, мечтают. И художник желает юному поколению счастливого будущего, он открывает перед ним широкий солнечный простор, в котором, как бы подтверждая глубину пространства, парят самолеты («Будущие лётчики», 1937).

Восприятие советской действительности у Дейнеки бодрое, мажорное. Художник жаден до впечатлений, он спешит увидеть — осмыслить же увиденное ему удается не всегда. Порой Дейнека может быть легковесен, глубинный смысл явлений, сложная жизнь человеческого интеллекта остаются вне пределов достигаемости его творчества.

В немногочисленных портретах художника пленяет обаяние молодости и красоты («Портрет девушки с книгой», 1934, «Парижанка», 1935 и др.). Свое непосредственное впечатление Дейнека закрепляет изобразительно лаконичной формой. От этого его портрет не перестает быть лиричным, овеянным романтикой.

Лирическая линия в творчестве художника получает развитие и в годы Великой Отечественной войны. Новые ноты начинают звучать в произведениях Дейнеки. Чувством скорби пронизан пейзаж «Сгоревшая деревня» (1942). Война своим огнем словно бы выгрызла половину одной из хат. Памятниками горю вздымаются в тусклое серое небо черные обугленные столбы.

Как суровый лирический дневник воспринимаются работы цикла «Москва военная».

Интересно, что в прежних своих работах художник предпочитал изображать новое — новые здания, заводские корпуса. Теперь ему стало дорого и «старое» — купола и башни Новодевичьего монастыря, неказистые домишки на Чистых прудах, на окраине Москвы. В небе повисла слепая тупоносая рыбина — аэростат воздушного заграждения, а на замерзшем льду ребятишки играют в хоккей.

Все — прошлое, настоящее и будущее — слилось воедино и вошло в понятие «Родина».

И если в некоторых прежних работах художник был склонен видеть некую конструктивную схему в живом человеке, то теперь обыкновенные дома, телеграфные столбы, противотанковые «ежи» стали под его кистью очеловеченными, почти одушевленными. В живой «неправильности» своей формы они как будто бы таят всю боль сурового времени.

«Оборона Петрограда» — законченная монументальная формула уже отстоявшихся событий истории. «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — непосредственное свидетельство современника.

В 1944 году художник создает картину «Раздолье» — обобщенный образ Родины, в котором эпическая тема родной природы сливается с лирической темой юности. Написанная в преддверии Победы, картина Дейнеки — мечта о солнечном — довоенном! — мире.

Свежий романтический ветер развевает полотенца бегущих девушек. По облегченности своих типологических характеристик это те девушки, которых мы привыкли видеть на картинах середины и конца 1930-х годов.

И ветер, вызывающий поверхностную рябь реки, это ветер из другой исторической полосы, отдаленной от нас событиями войны и послевоенных лет.

В послевоенных своих картинах художник не достигает той образной интенсивности, которая характерна для его более ранних работ. Основные черты творчества Дейнеки определились в конце 1920-х — начале 1930-х годов.

Для художника это было время наиболее смелых поисков и открытий. Он сумел разработать интересные и перспективные возможности живописи, обогатил арсенал ее изобразительных средств.

Он сумел выразить свое отношение к современной ему действительности, сказать о ней свое неповторимое слово.

Источник: http://ArtPoisk.info/article/deyneka_iz_knigi_l_mochalova_nepovtorimost_talanta/page/8/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector