«распятие», тинторетто — описание картины

«Распятие», Тинторетто — описание картины

Якопо Тинторетто (Robusti). Сусанна и старцы. Лувр

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Tintoretto; ) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Тинторетто — живописец венецианской школы позднего Ренессанса (сентябрь-октябрь 1518 (1519) – 31 мая 1594).

Искусство Тинторетто — как бы эпилог Возрождения, страстное, патетическое, подчас с мистической экзальтацией и маньеристской изощренностью форм. «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — такой девиз мог прочесть каждый над дверями мастерской Тинторетто. Но время диктовало свои законы, и мятущийся дух трудно было воплотить в классической гармонии красок и линий.

Знаменитый живописец родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторет­то, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.

Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Как гласит предание, Тициан не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника.

После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело.

Но подготовка любой кар­тины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит. И его законченные полотна отличал особый блеск совер­шенства.

О ранних работах художника достоверных сведений ма­ло. Известность ему принесла картина «Чудо святого Марка», где изображено, как спускается с неба святой, чтобы защи­тить от палачей раба-христианина. С тех пор недостатка в заказах не было, у художника. Венецианские церкви, Дво­рец дожей, цеховые организации и филантропические брат­ства становятся его главными заказчиками.

«Распятие», Тинторетто — описание картиныЧудо святого Марка

В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль худож­ника.

Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты, изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или востор­га, — все это не только не страшило Тинторетто слож­ностью исполнения, а стало, так сказать, основной его спе­циализацией. Больше всего удивляет эмоциональная глу­бина бурных, можно сказать, театральных композиций художника.

В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Рох в госпитале».

Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св. Рох во славе».

В том же году художник становится членом братства.

  • «Распятие», Тинторетто — описание картины«Св. Рох во славе»
  • В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7×22 метра).
  • «Распятие», Тинторетто — описание картины«Распятие» 1565

«Распятие», Тинторетто — описание картины«Брак в Кане», 1561

  1. «Распятие», Тинторетто — описание картины«Похищение тела св. Марка»
  2. «Распятие», Тинторетто — описание картины«Введение Марии во храм», ок. 1551 —1556 гг
  3. «Распятие», Тинторетто — описание картины«Нахождение тела св. Марка», 1562—1566
  4. «Распятие», Тинторетто — описание картины«Тайная вечеря», 1547)

Усиливающиеся с годами драма­тизм и психологическая разработанность образов вызывают изменения в колорите, переход от чистых сияющих красок к глубоким контрастирующим напряженным тонам. Неко­торые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои» (1555) по силе романтической взвол­нованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников.

«Распятие», Тинторетто — описание картины«Спасение Арсинои» (1555)

В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы раство­ряющему в своей безграничности человека. Краски приглу­шаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью.

Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капиталь­ном труде художника — десятках огромных панно для фи­лантропического братства — скуола ди Сан Рокко.

Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.

К 90-м годам относится последний вариант «Тайной ве­чери» Тинторетто. Эта знаменитая картина поражает преж­де всего феерическими световыми эффектами. Свет выхва­тывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале, играет яркими бликами.

Настроение беспокойства, напряженности в тре­вожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы.

Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанро­вые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов вопло­щения этого очень распространенного евангельского сю­жета.

В таком же остродраматическом духе решены баталь­ные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В превосходных реалистических портре­тах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рем­брандта, проникновенно внимая душевным движениям сво­их моделей.

«Тайная вечеря», 1591 – 1594. Венеция. Церковь Сан-Джорджо Маджоре.

Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».

Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом.

Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. В этом жанре он, как правило, использовал теплую цветовую гамму.

С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.

Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира  преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.

«Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Полотно, созвучное со знаменитыми автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время.От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.

Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.

Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.

С помощью сетки эти рисунки переносились затем в увеличенном виде на холст и там фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. Только после того как композиция подмалевка проверялась в своем воздействии на месте, мастер переходил к детальной моделировке фигур и к окончательной колористической разработке картины.Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.

Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта-Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. В заказах, в которых у него не было недостатка, его привлекала не столько выгода, сколько самая работа, и работал он всегда с огромным увлечением, не заботясь о размерах гонорара.

Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан-Марко Джузеппе Царлино и другие.

Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-драматические инсценировки.Умер художник 31 мая 1594 года.

Вся жизнь Тинторетто – это  пример самозабвенного творчества, бескорыстной преданности искусству, христианской вере и любимому городу, на украшение которого не жалел сил его выдающийся гражданин. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто делают его творчество грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.Заметный след оставило искусство Тинторетто в веках. Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказыва­ниях и живописных исканиях.

Источник

Источник

Источник: https://amour4ka.livejournal.com/154714.html

Тинторетто Якопо. Картины и биография. Tintoretto Jacopo

Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто «Распятие», Тинторетто — описание картины Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». Из источников известно об участии молодого Тинторетто Якопо в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.

Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства.

Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.

Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав.

К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие.

Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки. «Распятие», Тинторетто — описание картины Чудо святого Марка, 1548 Галерея Академии, ВенецияВведение Марии во храм, 1555 Церковь Санта Мария дель Орто «Распятие», Тинторетто — описание картины «Распятие», Тинторетто — описание картины Венера, Вулкан и Марс, 1551 Старая Пинакотека, МюнхенПроисхождение Млечного Пути 1570, Национальная галерея, Лондон «Распятие», Тинторетто — описание картины «Распятие», Тинторетто — описание картины Сотворение животных 1552, Галерея Академии, ВенецияБлаговещение, 1576-1581 Скуола Сан Рокко, Венеция В 1545-1546 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя.

Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».

Пребывание Тинторетто в мастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней после вступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас же предписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской.

Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.

Читайте также:  Картина «лаокоон», эль греко — описание

Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку.

Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.

«Распятие», Тинторетто — описание картины«Распятие», Тинторетто — описание картины«Распятие», Тинторетто — описание картины«Распятие», Тинторетто — описание картиныИскушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когда святой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого.

«Чудо святого Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм.

Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело.

Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии. Христос перед Пилатом, 15-17Несение креста 15-17Распятие, 15 Аббатство Скуола ди Сан РоккоПохищение тела святого Марка, 16Портрет Якопо Сансовино, 1571 В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена).

Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса.

Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто.

Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.

Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.

В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан).

Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). В 16 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка.

В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).

В 10-е годы происходит сближение художника с Веронезе — отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон).

Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).

Даная 1580Портрет женщины с обнаженной грудьюМинерва отстраняет Марса от Мира, 1577Поклонение пастухов 1576-1581Тайная вечеря 1594 Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — картин. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.

В 14 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно.

С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.

В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий».

В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением — обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-1581 годах живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»).

Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице.

На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий».

Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587).

Тогда же, в 1588-1590 годах, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной». К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).

Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547; Сан Симионе, около 10; Сан Тровазо, около 15; Сан Поло, 1578 и др.).

Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).

Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Примечание. 1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.

2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции.

Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

Источник: http://www.nitpa.org/tintoretto-yakopo-kartiny-i-biografiya-tintoretto-jacopo/

Тинторетто: «Рождество» или «Распятие»?

  • ARTinvestment.RU
  • Новости искусства
  • Тинторетто: «Рождество» или «Распятие»?

Работники Бостонского музея изящных искусств в результате рентгеноструктурного анализа выяснили, что картина Тинторетто «Рождество» представляет собой «трансформированное» «Распятие»

Работники Бостонского музея изящных искусств (Boston Museum of Fine Art, MFA) недавно сделали удивительное открытие. Для подготовки к предстоящей выставке был проведен рентгеноструктурный анализ картины итальянского ренессансного художника Якопо Тинторетто «Рождество», в результате которого выяснилось, что данное произведение представляет собой нечто вроде «паззла», составленного из нескольких фрагментов совершенно другой работы. Полотно, которое сейчас расположено горизонтально и изображает сцену Рождества, первоначально было вертикальным и изображало сцену… Распятия! Судя по всему, художник решил изменить тему, вырезал и переставил фрагменты холста, которые ему не понравились. Затем (предположительно, через два десятилетия) он продолжил работу, нанес новый живописный слой и создал совершенно новую композицию.

«Не так уж редко случается, что при помощи рентгена мы обнаруживаем под верхним красочным слоем картину на совершенно другую тему.

Однако растерзать собственную картину — в европейском искусстве это все-таки нечастое явление», — рассказал Фредерик Илчмен (Frederick Ilchman), ассистент куратора, который занимается подготовкой выставки в MFA, посвященной Тициану, Тинторетто и Веронезе. По его словам, эта работа, композиция которой раньше казалась несколько неуклюжей, теперь предстала в новом свете.

Даже неискушенный зритель может заметить, что в этой картине, шириной почти 4 метра, что-то не так. Святая Анна, которая простерла руки, словно в порыве отчаяния, смотрит на ягненка, а не на младенца.

Взгляд пастуха с бородой, чье присутствие в сцене Рождества вообще довольно странно, устремлен куда-то ввысь. Фигура сидящей Марии слишком крупная, и если представить, что она встала в полный рост, кажется, что она просто вывалится за пределы полотна.

А фигура Иосифа, наоборот, слишком плоская и как будто сжатая.

Работники музея были буквально шокированы, когда при помощи сканирования рентгеновскими лучами увидели, что картина сшита из пяти частей, а некоторые фрагменты, включая пастухов и волхвов, были написаны позднее и другой рукой — возможно, помощниками из мастерской художника.

Под верхним слоем краски, над головой Девы Марии они увидели две ступни и нечто напоминающее вертикальную деревянную доску. Тогда стало ясно, что сшитые фрагменты первоначально были написаны для «Распятия».

Читайте также:  Картина "пан", михаил врубель, 1899

При помощи компьютера специалисты соединили их и получили практически завершенную симметричную композицию.

Остается непонятным только одно: где находится недостающая часть картины с изображением Иисуса на кресте? Фредерик Илчмен предполагает, что бережливый Тинторетто не потратил впустую ни кусочка холста, и сейчас фрагмент этого «Распятия», скорее всего, находится под какой-то другой картиной в одной из венецианских церквей.

Что же касается причин, побудивших художника столь радикально «трансформировать» свое произведение, то теорий на этот счет у Илчмена множество. Возможно, клиент Тинторетто отказался от заказа или не стал за него платить. Возможно, законченное полотно было повреждено. А возможно, автору картина просто не понравилась, и он решил переделать ее, чтобы заработать на этом деньги.

С удивительными результатами этого исследования можно будет ознакомиться на выставке «Тициан, Тинторетто, Веронезе: соперники в Венеции эпохи Ренессанса», которая откроется в Бостонском музее изящных искусств 15 марта 2009 года.

Материал подготовила Екатерина Онучина

Источники: boston.com, artinvestment.ru

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
«Распятие», Тинторетто — описание картины «Распятие», Тинторетто — описание картины «Распятие», Тинторетто — описание картины «Распятие», Тинторетто — описание картины «Распятие», Тинторетто — описание картины «Распятие», Тинторетто — описание картины «Распятие», Тинторетто — описание картины

  • 22.10.2019 25–26 октября 2019 года Sotheby's покажет в Москве топ-лоты осенних русских торгов Холст Клюна из коллекции Костаки, масло Юона и другие ценные лоты ноябрьского каталога выставят в Музее архитектуры на Воздвиженке, 5/25

Источник: https://artinvestment.ru/news/artnews/20081228_tintoretto_nativity.html

Тинторетто Якопо

ngasanova

December 7th, 2012

«Распятие», Тинторетто — описание картиныТинторетто Якопо -Тайная вечеря 1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.

«Распятие», Тинторетто — описание картины

Тинторетто Якопо — Распятие 1565. Скуола Сан Рокко, Венеция.

«Распятие», Тинторетто — описание картины

Тинторетто Якопо — Сотворение животных 1551-1552. Галерея Академии, Венеция.Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti)(29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы.

Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик)Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие.

Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки.

Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи.

Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию.

С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре.

Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного

кредо художника, его завещанием.

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/652389.html

Распятие

Искусство Италии 16 века. Позднее Возрождение и Маньеризм. Картина Якопо Тинторетто «Распятие». Размер картины 536 x 1224 см, холст, масло.

Трагические конфликты времени, скорбь и страдания людей выражены художником Якопо Тинторетто с особой силой, хотя, как это было свойственно эпохе, в косвенной форме, в картине «Распятие», созданной для аббатства Скуолы ди Сан Рокко и характерной для второго периода творчества Тинторетто.

Картина заполняет всю стену большого квадратного в плане помещения (так называемого Альберто), примыкающего к огромному верхнему залу. Эта композиция, охватывающая не только сцену распятия Христа и двух разбойников, включает учеников, приникших к кресту, и окружающие их людские толпы.

Она производит почти панорамное впечатление благодаря той точке зрения, с которой она рассматривается, так как свет, льющийся через окна обеих боковых стен, как бы раздвигает вширь все помещение. Переплетение двух противоположных потоков света, изменяющихся по мере движения солнца, оживляет картину с ее красками, то тлеющими, то вспыхивающими, то гаснущими.

Эта религиозно-мистическая композиция венецианского художника в церкви Скуола Сан Рокко не сразу предстает перед зрителем во всей своей цельности.

Когда зритель находится в большом зале, то в просвете двери видны сначала только подножье креста и объятая скорбью группа учеников распятого. Одни с заботой и печалью склоняются над сломленной горем матерью; другие в страстном отчаянии обращают взоры к казненному учителю.

Он же, вознесенный крестом высоко над людьми, еще не виден. Группа образует законченную, четко ограниченную и замкнутую в себе композицию.

«Распятие», Тинторетто — описание картины

Но взгляд Иоанна и уходящее вверх древко креста указывают, что это только часть более широкой и всеобъемлющей композиции.

Зритель подходит к двери, и ему уже виден истомленный страданиями Христос, прекрасный и сильный человек, с нежной грустью склонивший свое лицо к родным и близким.

Еще шаг – и перед вступившим в помещение зрителем развертывается во всю свою ширь огромная картина, населенная толпами людей, смятенных, любопытствующих, торжествующих и сострадающих. Среди этого волнующегося людского моря одинокая группа людей прижалась к подножью креста.

«Распятие», Тинторетто — описание картины

Христос окружен непередаваемым сиянием красок, фосфоресцирующих на фоне сумрачного неба. Его распростертые руки, пригвожденные к перекладине креста, как бы охватывают в широком объятии весь этот беспокойный шумный мир, благословляя и прощая его. Картина «Распятие» – это действительно целый мир. Его нельзя исчерпать в одном описании.

Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души.

С жестокой правдивостью лепит художник и образ бородатого начальника на коне, с чванным самодовольством взирающего на казнь, и старца, с грустной нежностью склонившегося над обессиленной Марией, и юного Иоанна, в скорбном экстазе обратившего свой взор к умирающему учителю.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/artreness/tintoretto14.html

Художник tintoretto jacopo

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2018-08-27 09:37:00 kolybanov kolybanov 2018-08-27 09:37:00 Автор — алла_разумикина. Это цитата этого сообщенияХудожник tintoretto jacopo

Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) — итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы.

Якопо Робусти  — венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) — говаривал часто, что «изучения живописи утомительно, и чем больше в него углубляться… тем глубже это море».

Живший в одно столетие с крупнейшими венецианскими живописцами, среди которых возвышались Тициан и Веронезе, Тинторетто многое воспринял от них, и его творчество неразрывно связано с искусством Высокого Возрождения. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров».

Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите.

Биография Тинторетто, довольно противоречива, наиболее достоверным и полным источником его жизни является книга Карло Ридольфи,в которой говорится что автор большинсто сведений получил у сына художника.

Про детство Тинторетто изветсно довольно мало, молодой художник наблюдал за работой отца, будучи подростокм он решил обучаться живописи у Тициана, но обучение длилоьс не долго, скорее всего два настоящих художника не смогли найти общий язык, произошел так называемый конфликт характеров.

Период становления Тинторетто как мастера не особо изучен, известно что он долгое время  занимался в основном росписью фасадов, пока не получил заказ от братства св. Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо св.

Марка», а разногласия с заказчиком, пораженным непривычной композицией и динамикой картины, привлекли к нему внимание новых клиентов.

Известность и популярность не заставили себя ждать, и братство переменило свое мнение, приняв работу Якопо Робусти Тинторетто.

После были написаны такие шедевры как «Св. Рох, исцеляющий чумных» (в 1549), цикл картин «Страшный суд» (с 1550 по 1553). Окончательное признание он получил после приглашения расписывать в Венеции Дворец дожей в 1553 году.

Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.

«Распятие», Тинторетто — описание картины

Tintoretto

Tintoretto

Битва при Таро. Якопо Тинторетто

Блоговещение. Якопо Тинторетто

Портрет дворянина

Сарнцо приносит победу Венецианцам над Арджентой

Св. Георгий и дракон

Спасение Арсинои

Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.

Тинторетто уделял также много внимания портрету. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью.

Высокий лоб, седая борода, обрамляющая суровое лицо с худыми впалыми щеками, горящий проницательный взгляд сближают этот проникновенный психологический образ с портретами великого Рембрандта.

Таков был Тинторетто — один из крупнейших мастеров эпохи Высокого и позднего Возрождения в Италии.

В т 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. Ридольфи описывает жену художника особой прагматичной и в чем-то даже жесткой, но, видимо, он сумела стать доброй спутницей жизни и хорошей матерью.

Умер Тинторетто в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Отдать последние почести пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и просто близкие люди.

Вакх и Ариадна. Якопо Тинторетто

Вознесение Христа. Якопо Тинторетто

Иосиф и жена Потифара. Якопо Тинторетто

Крещение Христа. Якопо Тинторетто

Мариэтта Робусти. Жена художника

Нахождение тела св.Марка

http://design-kmv.ru/zhivopis-2/zarubezhnaya-zhivo…po-italyanskij-zhivopisec.html

  • Описание картин Якопо Тинторетто (ЖМИТЕ ЧУТЬ НИЖЕ НА ЗАГОЛОВКИ)
  • Автопортрет.
  • Благовещение
  • Введение Марии во храм.
  • Венера, Вулкан и Марс
  • Даная
  • Искушение Адама
  • Крещение Христа
  • Леда и лебедь
  • Несение креста
  • Портрет Альвизе Корнаро
  • Происхождение Млечного Пути
  • Распятие
  • Сотворение животных
  • Тайная вечеря
  • Чудо святого Марка

http://design-kmv.ru/zhivopis-2/zarubezhnaya-zhivo…po-italyanskij-zhivopisec.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/20134963.html

Распятие. Описание картины Тинторетто

Распятие. Размер картины 536 x 1224 см, холст, масло.

Картина находится в аббатстве Скуолы ди Сан Рокко. Полотно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур.

Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие.

Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных.

«Не поддающаяся анализу, и превыше всех похвал», — так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко. Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами, что, к сожалению, затрудняет его восприятие в репродукции.

Читайте также:  «ночь в сен-клу», эдвард мунк — описание картины

Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур. Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях. В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак.

Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы.

Распятие. Якопо Тинторетто

«Распятие» Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом. Все элементы картины привязаны к центральной фигуре распятого на кресте Христа, определяющей центральную ось и оси симметрии композиции и не позволяющей изображению рассыпаться на отдельные фрагменты. Куда бы мы ни смотрели, наш взгляд неизменно будет возвращаться к центральной фигуре.

Художник тщательно продумал наклон головы Христа, а вытянутые руки Спасителя расположил параллельно верхнему краю картины. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии).

Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа.

Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. Источник божественного света, заливающего тело Христа контрастной светотенью, находится сзади.

Само тело, контрастируя с окружающими крест яркими фигурами, выглядит невещественным и почти прозрачным.

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Распятие (Фрагмент). Якопо Тинторетто

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/raspyatie-opisanie-kartiny-tintoretto.html

Якопо Тинторетто (1518–1594)

studiapriz

Оригинал взят у about_artart в Якопо Тинторетто (1518–1594)

 

Якопо Тинторетто Автопортрет, 1588

Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик».

Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома.

Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что‑нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». 

Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности учиться у великих предшественников. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана».

  В 1539 Тинторетто открыл собственную мастерскую. В 1545 он выполнил по заказу Аретино две мифологические картины для плафона. В 1547 написана «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Маркуола.

«…манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера, – отмечает Сусленков. – В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, – прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность».

Чудо святого Марка

  В 1545–1546 Якопо Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1548 по заказу Скуола ди Сан‑Марко он написал картина «Чудо св. Марка». Тинторетто использовал легенду об александрийском рабе, которого подвергают пытке за то, что он ослушался своего хозяина и ушел молиться на могилу св. Марка.

Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. Тинторетто получает официальные заказы, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианцев и государственных деятелей, сближается с цехами и филантропическими братствами.

  В 1550 Тинторетто женился на Фаустине деи Вескови. У них родилось трое детей. Дочь Мариэтта умерла рано. Сын Доменико помогал отцу в мастерской и оставил самостоятельные работы. Младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассерио, продолжавшим традиции мастерской после смерти учителя.

Спасение Арсиной

Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. В 1550–1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни.

В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы».

С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи.

«Введение во храм» в церкви Санта‑Мария дель Орто (1555) открывает нового Тинторетто. «Драматизация рассказа, смещение логического центра, подчеркнутая асимметрия композиции – все было ново и непривычно в этой картине, – пишет Нессельштраус. Одни видели в этой картине новое слово искусства, другие – дерзкое нарушение освященных традицией законов».

  В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Марке («Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Марка»). В «Спасении св.

Марка» (1562–1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого.

Чистые, сияющие краски, характерные для его ранних работ, приобретают холодные изысканные оттенки, обретают большую эмоциональную напряженность.

Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты.

В эти годы Тинторетто создает картины, проникнутые стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки и мечты.

Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини.

Возникновение Млечного пути

В некоторых аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».

Тинторетто написал для братства св. Роха (Скуола ди Сан‑Рокко) в 1549 огромную картину «Св. Рох в госпитале».

Последние тридцать лет жизни художник создал 56 карти для братства, которое было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно картину «Св.

Рох во славе». В этом же году он становится членом братства. В 1565 он пишет для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7×22 метра).

Распятие

«Живопись Тинторетто изумительна. Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами, ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов.

Как точно заметил Суриков, «он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только охватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной». Но линия такой толщины уже не линия. Размашиста и могуча кисть Тинторетто.

Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). «Распятие» – это действительно целый мир.

Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души.

«В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан‑Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона – «Медный змий».

В 1577 году он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578–1581 годы живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице». (Сусленков)

Среди картин этого периода «пронизанная стремительным драматизмом «Тайная вечеря»; проникнутая тонким чувством слияния человеческой души с миром природы и элегической мечтательностью «Мария Египетская в пустыне» (нижний зал); полное скрытого напряжения и беспокойства «Искушение Христа»; грозно‑величественное «Иссечение Моисеем воды из камня», показывающее напряженную борьбу титана со стихийными силами природы» (Колпинский).

В период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан‑Рокко Тинторетто пишет ряд исторических картин: «цикл Гонзага» (1580), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце дожей (1581–1584), «Битву при Заре» (1584–1587). В 1588–1590 годах мастер создает шедевр «Битва архангела Михаила с сатаной».

Тайная вечеря

В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Мария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для Сан‑Маркуоло (1547), Сан‑Симионе (около 1560), Сан‑Тровазо (около 1565), Сан‑Поло (1578). Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).

Волнение апостолов, вызванное словами Христа, тени ангелов, возникающие в мерцающем зеленовато‑золотистом свете люстры, ощущение безграничности пространства составляют разительный контраст с жизненной убедительностью бытовой сцены. В этой попытке объединения реального и мистического Тинторетто приближается к противоречивой сложности формирующегося искусства барокко.

Портрет двух мужчин

  Тинторетто написал много портретов. Поздние полотнам: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер» присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения. Вершиной его портретного творчества стал автопортрет, исполненный около 1588 года. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира человека преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.

От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения.

Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.

Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. С помощью сетки рисунки переносились на холст в увеличенном виде и фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. После проверки на месте воздействия композиции-подмалевки мастер переходил к детальному моделированию фигур и к колористической разработке картины.

Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта‑Мария дель Орто его семья занимала скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Заказы он выполнял с увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан‑Марко Джузеппе Царлино. Известно, что Тинторетто был музыкально одарен, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать музыкально‑драматические инсценировки.

  • ohudognikah.ru›content/tintorett
  • Христос с Марией и Марфой
  • Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://to-priz.livejournal.com/61835.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector