«пристань в гурзуфе», константин коровин — описание картины

А. В. Евтушок. В Гурзуфе.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Гурзуф, посёлок городского типа в Крымской области УССР. 5,9 тысяч жителей (1959). Приморско-климатический курорт на берегу Чёрного моря в 16 км к востоку от Ялты. Прекрасный пляж, старинный парк (в котором сохранился дом, где в 1820 году жил А. С. Пушкин). Лечебные средства – морские купания, климат, виноград.

Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». 1963 год.

А. В. Евтушок. Гурзуфская сюита.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

А. В. Евтушок. Гурзуфская улочка.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

А. П. Шадрин. Золото гурзуфских гор.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Виктор Степушов. Южный город. Гурзуф. 2007.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Виктор Степушов. Январский дождь в Гурзуфе. 2007.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Иван Иванович Шишкин. Гурзуф. 1879.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Иван Иванович Шишкин. Гурзуф. Скалы. 1879.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Иван Иванович Шишкин. Из окрестностей Гурзуфа. 1879.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Иван Иванович Шишкин. Пещера в Гурзуфе. 1879.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Иван Иванович Шишкин. Ручей в Гурзуфе. 1879.

Иван Иванович Шишкин. Скалы на берегу моря. Гурзуф. 1879.

Иван Иванович Шишкин. Гурзуф. 1885.

Иван Иванович Шишкин. В горах Гурзуфа.

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф. 1839.

Иван Константинович Айвазовский. Гурзуф ночью. 1849.

Иван Константинович Айвазовский. Гурзуф. 1859.

Иван Константинович Айвазовский. А. С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880.

Иван Константинович Айвазовский. Кораблекрушение у берегов Гурзуфа. 1898.

Иван Константинович Айвазовский. А. С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе.

Иван Константинович Айвазовский. Гурзуф.

Карло Боссоли. Пушкинский грот в Гурзуфе.

Константин Алексеевич Коровин. Гурзуф вечером. 1912.

Константин Алексеевич Коровин. Гурзуф. 1914.

Константин Алексеевич Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1914.

Константин Алексеевич Коровин. Гурзуф. 1915.

Константин Алексеевич Коровин. Гурзуф. 1915.

Константин Алексеевич Коровин. Гурзуф. Старый город. 1915.

Константин Алексеевич Коровин. Гурзуф. Корзина фруктов. 1916.

Константин Алексеевич Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1916.

Константин Алексеевич Коровин. Цветы. Гурзуф. 1916.

Константин Алексеевич Коровин. В Краснокаменке под Гурзуфом.

Олеся Юрьевна Лишаева. Гурзуф.

Олеся Юрьевна Лишаева. Набережная в Гурзуфе.

Олеся Юрьевна Лишаева. Причал в Гурзуфе.

Олеся Юрьевна Лишаева. Скалы в Гурзуфе.

Павел Шумов. Весна в Гурзуфе.

Источник: http://aria-art.ru/0/G/Gurzuf/0.html

Константин Коровин — «Моцарт живописи», вдохновлявшийся Крымом

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины«Моцарт живописи» — это образное определение закрепилось за блистательным русским живописцем Константином Коровиным с лёгкой руки его коллеги, педагога Бориса Иогансона. Второе — Шаляпина: «Паганини в живописи». Они вспоминаются в связи со 150-летием выдающегося живописца, жизнью и творчеством неразрывно связанного с Крымом, который он любил, который вдохновлял его на «пение за жизнь», дарил радость.

Яркий, самобытный и глубоко национальный художник, усвоивший заветы учителей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Алексея Саврасова и Василия Поленова, Коровин впитал импрессионистическую чистоту цвета, фактуры, умение передать на полотне световоздушную среду. Он первым из русских художников стал писать не только пейзажи, но и портреты, жанровые картины на пленэре. Личности и творчеству Коровина присущи особый артистизм, изящество и внутренняя свобода. Не случайно друзья-художники называли его «русским французом». А ещё говорили, что «ему улыбаются все краски мира». Он создавал красочную живописную симфонию, оживляя полотна своим поэтическим чувством. Каждым движением своей души он славил жизнь и человека. Искромётной радостью пронизаны его живописные холсты. За что ни брался — всё делал со вкусом, ярко и талантливо, был не только непревзойдённым живописцем, но и писателем, прекрасно понимал музыку и театр, хорошо пел. Его участие в выставках известнейших художественных объединений «Союз русских художников», «Мир искусства» становилось событием. Станковист, декоратор и монументалист, он разрабатывал эскизы для интерьеров, писал декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова, Большого и Мариинского театров. Когда открывался занавес на спектаклях «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Садко», половодье красок сверкало на сцене и вызывало бурные восторги публики.

История дома Коровина в Гурзуфе началась со встречи с Антоном Павловичем Чеховым. В своих воспоминаниях Константин Алексеевич живо воспроизвёл это событие в 1904 году на ялтинской Белой даче:
Я показал Антону Павловичу бывшие со мной только что написанные в Крыму свои вещи, думая его немножко развлечь… Это были ночью спящие большие корабли… Он попросил меня оставить их. Я сказал ему, что хочу купить в Крыму маленький кусочек земли и построить себе здесь мастерскую, но не в Ялте, а где-нибудь около. „Маша, — сказал он сестре, — знаешь что, отдадим ему свой участок… Хотите, в Гурзуфе, у самых скал?.. Я там жил два года, у самого моря. Слушай, Маша, я подарю эту землю Константину Алексеевичу. Хотите?.. Только там очень море шумит, „вечно“. Хотите?.. И там есть маленький домик. Я буду рад, что вы возьмёте его“. Я поблагодарил Антона Павловича, но и я у самого моря не смог бы жить, не могу спать так близко от него, и у меня всегда сердцебиение… После я жил в Гурзуфе и построил себе там мастерскую. И из окна моего был виден домик у скалы, где когда-то жил Антон Павлович. Этот домик я часто воспроизводил в своих картинах. Розы… и на фоне моря интимно выделялся домик Антона Павловича. Он давал настроение далёкого края, и море шумело около бедного домика, где жила душа великого писателя, плохо понятого своим временем.Константин Алексеевич купил кусочек земли в Гурзуфе чуть дальше от моря, чем чеховская дача, построил по собственному проекту виллу из четырнадцати комнат, которую назвал «Саламбо» — по роману о карфагенских страстях Густава Флобера и одноимённому балету в Большом, к которому написал декорации.

Гурзуфский период был недолгим — с 1911-го по 1917 год. Работы этого времени отличаются особой лёгкостью, артистизмом. «На берегу моря», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф вечером», «Базар цветов» «Рыбачья бухта» буквально завораживают. Именно на юге появляется интерес Коровина к натюрморту, недооцениваемому им ранее жанру.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
«На берегу моря»
«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
«Пристань в Гурзуфе»
«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
«Гурзуф вечером»
«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
«Рыбачья бухта»
Многие годы в Доме творчества им. К. А. Коровина, созданном на вилле «Саламбо», существовала мемориальная комната. Там хранились картины, мебель, вещи, принадлежавшие живописцу. Старожилы Дома творчества рассказывают, что в «лихие 90-е» она была безжалостно разграблена. Теперь перед окнами мастерской Коровина на террасе, знакомой нам по многим работам живописца, на которой десятки лет писали этюды гости Дома творчества, сооружена харчевня, заслонившая море, названная словно в знак торжества пошлости и издевательства над памятью хозяина дома, завещавшего его коллегам, ресторан «Саламбо»… И не увидеть теперь из окна чеховский домик у скалы, вдохновлявший Мастера. Из окон дома Коровина в его времена были видны и Адалары — две скалы, которые стали потом визитной карточкой «Артека». Они настолько пленили Шаляпина, что он мечтал их купить, строя грандиозные планы построить на них «Замок искусства», разбить сады на островках среди морской глади, к которым можно попасть через тоннель под водой. Проект остался неосуществлённым. В книге «Маска и душа» Фёдор Иванович писал:
Мечту свою я оставил в России разбитой, иногда люди говорят мне: ещё найдётся какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю: «А где он возьмёт Пушкинскую скалу?».Шаляпин уехал за границу в 1922-м, Коровин — в 1923 году. Задолго до этого между ними состоялся такой разговор. Фёдор Иванович пожаловался другу: «Меня сегодня обязали выступить перед конными матросами. Скажи мне ради Бога, что такое конные матросы?». «Не знаю, что такое конные матросы, — мрачно ответил Коровин, — но уезжать надо…». Они вернулись в Гурзуф в XXI веке… скульптурными памятниками из бронзы у входа в Дом творчества имени К. А. Коровина. Среди сотен работ, написанных Коровиным в Крыму, — знаменитый «Портрет Ф. И. Шаляпина», по которому созданы два памятника. Один — беломраморный — установлен после перезахоронения певца на Новодевичьем кладбище, второй — из бронзы — в Гурзуфе.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
Константин Коровин
Отъезд во Францию, где Коровин так и не вошёл в художественную жизнь, тоскуя по России, надолго сделал его имя запретным на любимой Родине. И вот теперь славное имя возвращается к нам. Творчество Мастера внимательно исследуют, в том числе и в Крыму. Среди влюблённых в палитру Коровина — искусствовед Севастопольского художественного музея имени Михаила Крошицкого Людмила Смирнова. — Произведения из коллекции нашего музея напоминают некоторые интересные страницы биографии мастера, — говорит Людмила Константиновна. — В художественной среде, у критиков и исследователей творчества Коровина, до сих пор сохранилось довольно устойчивое мнение о том, что маэстро практически не писал городские пейзажи. И только Париж со знаменитыми бульварами, улочками, кафе, активной ночной жизнью занимал исключительное место в душе художника, а потому и отражён в его работах. Однако Коровин писал Москву, и при более тщательном исследовании наследия мастера становится очевидным, что встреча ещё с одним городом — Севастополем — не была проходной, случайной, а стала важным событием и не прошла для него бесследно. Во многих музейных и частных коллекциях хранятся яркие, солнечные, но очень узнаваемые пейзажи: «Фаэтон в Севастополе», «Севастополь. Базарная площадь», «Севастопольский базар», «Севастополь зимой», «Севастополь вечером», «Севастополь. Рыбачья бухта».
«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
«Фаэтон в Севастополе»
«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
«Севастопольский базар»
«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
«Севастополь зимой»
«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины
«Севастополь вечером»
— Коровин ведь надолго не поселялся в Севастополе?

— Вначале он бывал в нашем городе только проездом, так как тогда многие маршруты крымских путешествий начинались отсюда. Случалось, задерживался, чтобы побродить по городу, порыбачить в Балаклаве. Актриса Н.

 Комаровская позднее вспоминала, как «ярко горевшая на солнце рыбина — морской петух, выловленная балаклавскими рыбаками, настолько поразила Коровина, что позже увиденное подсказало ему решение образа царя Додона для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о Золотом петушке».

А зимой 1915–1916 гг. в течение нескольких месяцев лечился в Романовском институте физических методов лечения, жил рядом в гостинице «Кист» на площади Нахимова.

Несмотря на тяжёлую болезнь, Коровин много работал, внимательно наблюдал за происходящим вокруг него, за бурлящей жизнью города и очень живо интересовался зрительской реакцией на созданные им полотна.

— Слышала, что ему, академику живописи, запретили писать в Севастополе. Почему?

— Об этом он горестно сообщал в письме директору Императорских театров В. А. Теляковскому:А знаешь ли, мне запретили в Севастополе заниматься живописью; не доктора, нет, а просто я спросил позволения у властей писать, а мне ответили: нельзя, военное время — честное слово… Я теперь больше не буду спрашивать — уж очень всё строго. И писать больше не буду картин, ну их к чёрту. И кто вскоре мне достал разрешение, кто бы ты подумал, — еврей Якобсон, музыкант, пианист, ныне солдат, вольноопределяющийся. «Вам, господин Коровин, разрешение сделано, завтра будет». И действительно я получил его. И потом всё хлопал меня по плечу и говорил: «Ничего, мы устроим, вы же знаменитый художник, но они же ничего не понимают».В этом же письме он грустно размышлял о «странном», выборочном отношении «властей» к деятельности художника:
Правда, в чём же дело? Севастополь — огромный город. Масса евреев, греков, татар, поляков, разных племён. Получает разрешение художник Ганзен. Разве нужно непременно носить немецкую фамилию, чтобы получить разрешение? Наконец подумай: у меня аттестат начальника Московского военного округа и министерства двора. Живопись — моя профессия.

Я учился в государственном учреждении… А всё же странная штука: и краски лежат у меня на столе, кисти, палитра, холст. А попробуйте-ка писать — запрещено. Но ведь я академик, старший профессор школы. Вот только фамилия, к сожалению, русская.

Читайте также:  Портрет сумасшедшей, теодор жерико, 1822

Позже, но в том же 1916 году, Коровин был командирован в Севастополь в действующую армию для устройства маскировки. Эту непривычную для художника работу очень высоко оценило командование.

И хотя шла Первая мировая война, его полотна оставались радостными и мажорными, ведь художник был уверен, что он всегда должен «дарить людям счастье», «передавать красоту и радость жизни».

— Чем севастопольские этюды Коровина отличаются от написанного в других местах?

— Они многокрасочны, наполнены солнцем и динамикой, суетой повседневной жизни, чем убедительно воссоздают образ южного приморского города начала XX века. Художник легко и артистично решает в них сложные задачи передачи изменчивой воздушной среды, и вместе с тем они точны и «видово-конкретны». Знаменитые программные натюрморты «Рыбы, вино и фрукты» и «Рыбы» написаны в нашем городе.
В них наглядно проявилась ещё одна характерная черта «русского импрессионизма» — декоративность. Коровин в противовес французским живописцам не растворяет предметы, а подчёркивает их материальность, как гурман «смакует» полнокровность, «осязаемость» их плоти, любуется интенсивным цветом и красотой мощно вылепленных объёмов. Отрадно, что Севастополь не оставил равнодушным такого прекрасного мастера и что именно севастопольские пейзажи, по утверждению известного искусствоведа Д. З. Коган, «являются теми произведениями, которые закрепили за Коровиным славу чародея, маэстро живописи».

— Мы отмечаем в этом году не только 150-летие со дня рождения Коровина, но и 100-летие дачи, 65-летие со дня основания Дома творчества им.

 Коровина, — говорит культорганизатор Дома творчества Марина Забродская.

— Мемориальная комната просто необходима, о ней постоянно спрашивают не только приезжающие на пленэры и отдых художники, но и экскурсанты, которые интересуются жизнью выдающихся людей.

В эти дни в Севастопольском художественном музее экспонируется выставка, объединившая шедевры Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника, Севастопольского, Симферопольского, Донецкого и Херсонского художественных музеев. Председатель Крымской организации Союза художников Украины Николай Моргун отметил: — Это в какой-то степени отдание нашего долга художнику, которому мы должны быть благодарны за внесённую им жизнерадостную нотку в живопись. Крымская живопись напрямую связана с Коровиным, она с него началась. Отличная от всех других, с собственным стержнем. Коровина надо поднимать на щит. Это — наш художник. Коровин писал:Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления и нет моды — нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого -изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость — это язычество. Оттого-то я люблю… искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму…
Плоды педагогической деятельности Коровина — мировая известность учеников, среди которых Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Александр Куприн, Александр Герасимов. Каждый из них, пройдя коровинскую «школу», не стал слепым подражателем учителю, нашёл свою индивидуальную манеру и самостоятельный путь в искусстве. В отличие от пейзажей левитановского направления, где природа была как бы резонатором настроения художника, для Коровина сама натура — носитель всей гаммы чувств, и свою задачу он сводит к созданию её цветового образа. В его этюдах с колористической изысканностью переданы приглушённые тона северных пейзажей, чарующие состояния ночных городов, ослепительные цвета залитых солнцем южных пейзажей.

Людмила Обуховская, «Крымская Правда»

Источник: https://crimeanblog.blogspot.com/2011/12/korovin.html

Презентация по русскому языку по картине К.А.Коровина "Пристань в Гурзуфе"

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по русскому языку по картине К.А.Коровина «Пристань в Гурзуфе»

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд «Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины Описание слайда:

Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] «Пристань в Гурзуфе. 1914»

2 слайд «Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины Описание слайда:

Русский художник Константин Коровин — ярчайший представитель русского импрессионизма Родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1861 года в Москве на Рогожской улице в семье купцов-старообрядцев.   Родители хорошо рисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы.

3 слайд «Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины Описание слайда:

Развитие таланта: В 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где в 1870-х годах преподавали В. Г. Перов и А. К. Саврасов. Его соучениками были И. И. Левитан, М. В. Нестеров, Н. А.

Касаткин, А. П. Рябушкин. Осенью 1882 года, будучи учеником натурного класса, юноша покинул Москву, перейдя в тот же класс Академии художеств в Петербурге. В.Д. Поленов много сделал для формирования будущего художника.

4 слайд «Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины Описание слайда:

С 1910 года Коровин занял пост главного декоратора и художника-консультанта императорских театров Москвы. 

5 слайд «Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины Описание слайда:

Импрессионизм Направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций.

6 слайд «Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины Описание слайда:

Русский импрессионизм: Говоря о русском импрессионизме, нельзя пройти мимо такой колоритной и мощной фигуры, как Константин Коровин. Пожалуй, он, наравне с Валентином Серовым, и является и по духу, и по художественным средствам настоящим импрессионистом, близким к французским коллегам. В живописи «русских импрессионистов» доминируют предметность, материальность.

7 слайд «Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины Описание слайда:

Русский импрессионизм: О красоте в русской живописи в то время мало было разговора, и даже совсем забыли о ее существовании. Картины Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного пятна, естественно, должны были смутить многих.

Этому способствовала еще и сама живопись Коровина, его техника письма: дерзко-небрежная, грубая и, как казалось многим, просто неумелая.

Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах — высокого достоинства, что автор их — настоящий живописец.

8 слайд

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po_russkomu_yazyku_po_kartine_k.a.korovina-193712.htm

Выставка Константина Коровина. Живопись, похожая на музыку

Мы продолжаем нашу экскурсию по обширной выставке Константина Коровина, которая сейчас открыта в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, и посвящена 150-летию художника.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин. В испанской таверне. 1888

В 1880-е годы у Коровина зарождается интерес к ночным сценам, свидетельством этому является небольшой этюд «В испанской таверне» (1888). Его привлекает возможность передать ощущение таинственности при свете зажженных фонарей. 

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин. Улица во Флоренции в дождь. 1888

Начиная с  городского пейзажа «Улица во Флоренции в дождь» (1888), Коровин пишет целую серию блестящих парижских видов. Это картины «Париж утром», «Париж. Бульвар Капуцинок» (1906).

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин. Париж утром.1906

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин. Париж. Бульвар капуцинок.1906

Коровин писал:

В пейзаже (должна быть) история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам – это трудно выразить словом, это так похоже на музыку.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887

Коровин считается основоположником «русского варианта» импрессионизма, но начинал он свое творчество из передвижнического реализма.

Первой его картиной, в которой он применил приемы, характерные для импрессионизма, считается «Портрет хористки». В то время Коровин еще не был достаточно знаком с полотнами французских художников.

Первая поездка во Францию состоялась в 1888 году вместе с С.И.Мамонтовым. С этого времени Коровин постоянно посещает выставки французских импрессионистов.

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин. На даче. 1895

Так же, как Огюст Ренуар и Клод Моне, Константин Алексеевич изображает фигуры против света, помещая их в проеме открытой двери или на фоне пейзажа как, например, на полотне «На даче».

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин. Порт в Марселе. 1890

По словам Е.Д.Поленовой, Коровин стал задумываться над тем, как сделать так, «чтобы выходила не живопись, а музыка». Именно поэтичности и музыкальности добивался Коровин, когда писал ночные жанровые композиции, получившие название «ноктюрны», или пейзажи с одинаковым названием «Порт в Марселе» (1890).

«Пристань в Гурзуфе», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1914

Коровин любил контрастные, яркие краски и не растворял контуры предметов в воздушном пространстве, как это делали импрессионисты. Картину «Пристань в Гурзуфе» (1914) по декоративным качествам можно сравнить  с полотнами А.Дерена и Р.Дюфи. Отвечая на вопрос, какого он придерживается направления в искусстве, Коровин говорил:

У меня нет направления, я далек от кубизма, импрессионизма, вообще всякого изма. Я певец природы, суть моих картин выявление Красоты и Радости жизни.

Продолжение рассказа о жизни и творчестве художника Константина Коровина следует…

Выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открыта до 12 августа.

Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/konstantin-korovin/vyistavka-konstantina-korovina-3-zhivopis-pohozhaya-na-muzyiku

Коровин

    
Масштаб экспозиции прекрасно иллюстрирует первая же строчка официального пресс-релиза: «Долгожданную и столь масштабную ретроспективу К.Коровина (представлено около 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций) Галерея проводит в своих залах спустя девяносто лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника». Двадцать два музея представили картины Мастера из своих фондов! В том числе, кстати, поделился и Тульский музей изобразительных искусств.

    
Впечатление от выставки можно передать одним словом — восторг! Лена выразилась ещё эмоциональнее — «просто вынос мозга!» Оно и понятно, если для простого обывателя эта выставка — праздник, яркое и красочное путешествие во времени и пространстве, то для художника — ещё и таинство приобщения к технологии.

Где ещё можно понять, как из совершенно неожиданных красок, казалось бы небрежно набросанных на холст, рождается совершенно фантастический эффект материальности – вплоть до осязаемости – внутрихолстового мира.

Речь идёт, конечно же, не столько о ранних сдержанных по цвету работах художника, сколько о тех, где ярко и смело использованы приемы нашего любимого импрессионизма.

И в этой смелости и виртуозности Коровину, пожалуй, не было равных среди прочих — тоже любимых нами, но других — мастеров Союза русских художников, в составе которого, кстати, блистали такие имена как И. Я. Билибин, А. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих.

    
Не будем здесь пересказывать биографию Константина Коровина — тем, кто с ней, а также (вдруг) с его творчеством не знаком, настоятельно рекомендуем к посещению специальный сайт этого проекта Третьяковской галереи.

Правда, перед этим хочется предупредить таких зрителей о неадекватном качестве интернет-версий картин. На сайте есть также «Виртуальная экскурсия по выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр.

К 150-летию со дня рождения» — там картинки поменьше, но зато цветопередача гораздо ближе к действительности, чем в «Галерее».

    
Несмотря на то, что у нас дома уже есть два альбома Коровина, мы очень обрадовались, увидев в продаже специально изданный к выставке альбом-каталог, превосходящий по количеству произведений даже состав представленной экспозиции — в него вошли работы из сорока семи музейных собраний России и музеев ближнего зарубежья. Даже не посетив выставку, мы решили непременно приобрести каталог, но, покидая Галерею, решили ещё раз его полистать перед покупкой. Нас ждало страшное, просто ужасное разочарование! Организовав такую масштабную выставку, Третьяковская галерея даже не удосужилась потрудиться сделать качественное репродуцирование! Репродукции в каталоге все убиты! Убиты просто в хлам!!! Ни на йоту не соответствуют тому, что мы только что видели! Уже дома мы пересмотрели наши старые альбомы — тот же кошмар, и чуть ли не те же ужасные репродукции. «Напечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета» — оправдывается ОАО «Ярославский полиграфкомбинат», печатавший серию «Великие художники». А в тексте читаем про игру перламутра на платье в знаменитом портрете Т. С. Любатович, который в книге напечатан сплошь оттенками грязно-зелёного и бурого, «перламутр» же безнадёжно провалился в радикально белый…

Читайте также:  Женщина в полосатом платье, жан эдуар вюйар, 1895

    
Вместо альбома мы решили купить электронный каталог «Константин Коровин. Живопись. Театр», в надежде, что файлы хотя бы можно поправить в редакторе по свежей памяти. Да и увеличить их для разглядывания можно всё покрупнее, чем в книге.

Но, к сожалению, на диске оказались всё те же кошмарные репродукции, что и в каталоге, и в Интернете, на сайте выставки.

Судя по файлам, складывается впечатление, что какой-то вредитель прогнал репродукции картин через какой-либо автоулучшатель изображений — на некоторых потери в светах или тенях таковы, что представить по ним, как выглядят оригиналы, уже невозможно. Хорошо хоть с размером не очень пожадничали… И хоть что-то более-менее уцелело.

    
Совершенно непонятен подобный подход Галереи к сохранению и популяризации творческого наследия такого художника как Коровин, у которого все полотна выстроены на филигранно выверенных соотношениях цветов, убрав которые (плохой репродукцией), так легко создать совершенно ложное впечатление об авторе и его картинах.

Впрочем, глядя на наши альбомы Врубеля, думается, что это система — и если тут не заговор, то налицо банальные разгильдяйство и лень.

Ну вот как так можно? В первый раз за столько десятков лет такая масштабная выставка Коровина — и такой подход, а? Работники культуры, искусствоведы, редакторы, ау! Неужели таких бешеных миллионов стоит сделать качественное репродуцирование? Судя по тому, что открытки к выставке печатались в одной хорошо знакомой тульской типографии а не где-то в Москве, (открытки, кстати, отпечатаны на порядок лучше каталога), бюджет либо сильно экономили, либо… А Третьяковка ещё и деньги за фотографирование берёт! Причём соразмерно стоимости билета: хочешь снимать — плати двойную цену. Нормально? Это что, услуга такая — право на фотографирование? Лучше б, если сами не могут, дали бы людям поснимать, да «спасибо» бы сказали, скачивая потом наши фотки из Интернета. Глядишь, хоть на сайте нормальные репродукции появились бы. Ан нет — в залах выставки царит полный запрет на фото!

    
Но вернёмся в зал. Там всё-таки праздник, который ни одна ложка дёгтя испортить не сможет.

Огромная площадь экспозиции поделена на две зоны: театральные декорации и эскизы и — основа выставки — станковая живопись, которая в свою очередь разнесена по разделам «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».

    
Собранные из картин разных лет, такие не похожие друг на друга разделы «Париж» и «Север» производят одинаково мощное эмоциональное воздействие на зрителя. Монументальные, кажущиеся неброскими на фоне цветов и ноктюрнов, полотна русского севера при ближайшем рассмотрении оказываются наполнены цветом. Например, надолго заворожившее нас «Северное сияние».

Издали почти монохромное, такое цветное вблизи! Ну а Париж!.. Париж поражает и затягивает игрой цветов, фантазией и видением Художника! Все эти виды из окон на ночные улочки заставляют задерживаться перед картинами как перед настоящими окнами, и, отринув существующую где-то в боковом зрении реальность, погружаться в суету парижских бульваров.

Как же это красиво!

Константин Коровин. Париж. 1912.

    
Но нас, конечно, чуть ли не сильнее всего манил раздел с родным и зовущим названием — «Крым». И то, что крымские пейзажи даже выделяют в особую веху творчества Константина Коровина, не может не греть наши крымофильские души. Кажется, что мы только вчера были у его памятника в Гурзуфе!

    
Художник приехал в Ялту в 1904 году навестить тяжело болевшего А. П. Чехова, а чуть позже сам приобрёл участок земли на берегу гурзуфского залива.

Сам разработал проект четырнадцатикомнатной виллы «Саламбо», законченной в 1910 году, сам придумал и выполнил красочное убранство интерьеров, которое отразил потом на картине «У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.

Шаляпина», и, наконец, создал там целую коллекцию несомненных живописных шедевров!

Константин Коровин. У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.Шаляпина. 1916.

    
В заключение хочется опубликовать на страничках своего дневника несколько наших попыток приблизить не слишком удачные репродукции с диска-каталога к нашему восприятию увиденных на выставке картин. Надеемся, что не сильно нарушим чьи-либо права. А чуть позже расскажем о других увиденных нами в Третьяковке экспозициях.

Константин Коровин. Кафе в Ялте. 1905.

Константин Коровин. На берегу моря в Крыму. 1909.

Константин Коровин. Балкон в Крыму. 1910.

Константин Коровин. На берегу моря. 1910.

Константин Коровин. Крым. Фруктовая лавка. 1911.

Константин Коровин. Гурзуф вечером. 1912.

Константин Коровин. Гурзуф. 1914.

Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1914.
Константин Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1914.
Константин Коровин. Высокий берег. 1916.

Константин Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1916.

Источник: https://crimeaphile.livejournal.com/67993.html

Коровин в Гурзуфе

На страницах нашего сайта мы уже рассказывали о связи курортного поселка Гурзуф с величайшим русским поэтом А.С. Пушкиным. 

Наш очередной материал будет посвящен еще одному творческому гению, чье имя неразрывно связано с Южным берегом Крыма и Гурзуфом. Речь пойдет об известном русском художнике Константине Алексеевиче Коровине (1861-1939). 

Этот выдающийся русский живописец-импрессионист родился в 1861 году в Москве, в зажиточной купеческой семье. 

Остановив свой выбор на Гурзуфе, Коровин в 1910-1912 годах построил здесь по собственному проекту двухэтажную дачу-мастерскую «Саламбо», где подолгу жил и работал, принимая у себя многочисленных друзей. Среди тех, кто посещал гостеприимную виллу «Саламбо» были Илья Репин, Максим Горький, Александр Куприн, Федор Шаляпин, Василий Суриков, Дмитрий Мамин-Сибиряк. 

Название своей виллы Коровин позаимствовал у Гюстава Флобера, чей исторический роман «Саламбо» он очень ценил и работал в Большого театре над декорациями к спектаклю по произведению французского писателя. 

В своем гурзуфском гнездышке Коровин проводил очень много времени. На определенном этапе своей жизни он провел здесь целых два года подряд, никуда не выезжая. 

Крым был интересен Коровину и с точки зрения искусства. Яркие краски Южного берега будоражили воображение художника, побуждая творить. Здесь из-под кисти Коровина вышли такие его знаменитые картины, как «На берегу моря» (1910), «Гурзуф вечером» (1912), «Пристань в Гурзуфе» (1914), «Рыбачья бухта» (1916), «Базар цветов» (1917) и десятки других произведений. 

Большинство «крымских» картин были написаны Коровиным именно в Гурзуфе, где он проводил очень много времени. Помимо Гурзуфа, Коровин писал в Ялте, Алупке, Севастополе, Бахчисарае, Симферополе. Именно к крымскому периоду творчества художника относятся его самые яркие и красочные картины. 

Помимо живописи, Константин Алексеевич известен также и как писатель. Среди наиболее известных его литературных трудов следует назвать книгу «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», в которой он увлекательно описывает историю своего знакомства и дружбы с великим певцом. 

Последним годом пребывания Коровина в Гурзуфе стал роковой 1917-й. С началом революции художник уехал в Москву, а в 1923 году покинул Россию и больше никогда не возвращался на родину. Одной из причин, обусловивших его решение уехать, стало отношение большевистской власти к его искусству. 

«Ваше искусство вместе с царизмом ушло в прошлое. Для пролетарского государства оно не может представлять ни ценности, ни интереса…» — именно такие слова услышал  в свой адрес Коровин от Давида Штеренберга, который в те годы был одним из главных идеологов новой советской живописи. 

В эмиграции Коровин жил во Франции, где очень бедствовал, но занятия живописью не оставил. Скончался художник 11 сентября 1939 года от сердечного приступа, который случился прямо на парижских улицах, во время объявления воздушной тревоги. Выдающийся русский импрессионист похоронен на известном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. 

Живописное наследие Константина Коровина оказалось поистине огромным. Только лишь в одной Крымской художественной галерее насчитывается более 200 его картин. 

Так, имя живописца носит популярный местный пансионат, который называется весьма необычно для такого рода объекта: Дом Творчества Художников имени К.А. Коровина, работающий с 1947 года. Это место имеет историческое значение, поскольку, именно здесь в начале 20 века располагалась знаменитая дача «Саламбо», где Коровин устроил свою выездную мастерскую. 

Читайте также:  Картина герника, пабло пикассо, 1937

Сегодня у входа в один из корпусов пансионата установлена бронзовая фигура Константина Коровина в полный рост. Здесь же расположена и комната-музей художника, в которой собраны подлинные предметы, относящиеся к эпохе Коровина. 

Адрес музея: Гурзуф, ул. Чехова, 1.

Источник: https://krym-sea.ru/news/korovin-v-gurzufe.html

Описание картины Пристань в Гурзуве – Константин Коровин

Творчество, посвященное Крыму – отдельная страница в творчестве Константина Коровина. Художник приобрел участок на берегу Гурзуфского залива, где выстроил двухэтажную виллу по своему собственному проекту в стиле конструктивизма.

Одна из самых ярких работ, посвященных великолепному живописному краю на Черном море, картина “Пристань в Гурзуфе”.

Живописец искал в ней утешение и спокойствие – совсем недавно произошел несчастный случай с его младшим сыном, угодив под трамвай, тот лишился ног.

Коровин тяжело переживал семейную трагедию и удалился в 1914 году в свое имение, погрузившийся в творчество, где он и черпал положительные эмоции.

Как сильно хотел мастер защитить свое творчество от минорных нот и печали, как старался он не допустить на холст мрак, царивший в его душе! Только этим объясняется столь яркая палитра полотна, пронизанная светом и оптимизмом. Это жизнеутверждающая песнь знойной южной природе, такой торжественной и многокрасочной.

На открытой пристани сидит девушка в шляпе с широкими полями. Всю скромную обстановку кафе заливает солнечный свет, который щедро играет в мелких всплесках волн Черного моря, которое вопреки названию переливается всеми оттенками бирюзовой краски.

С точки зрения техники, картина также примечательна – Коровин выбрал здесь широкие локальные цветовые пятна, грубоватые мазки, достаточно контрастные по цвету, чтобы говорить о некой декоративности. Многие искусствоведы любят сравнивать картину с некой волшебной декорацией.

Что касается стиля, то данная работа Коровина отсылает нас к аналогичным картинам Моне и Ренуара. Игра цвета и света призвана изобразить красоту и эксклюзивность сиюминутности. Красота вокруг нас – твердит зрителю Коровин.

Здесь она в переливе воды, важно плывущем паруснике с белоснежными парусами, цветущих деревьях, россыпи разноцветных домиков, примостившихся густо на склонах гористой местности Гурзуфа, в летнем зное крымского воздуха, который так явственно льется к нам с полотна.

Художник очень любил Гурзуф с его живописным ландшафтом, утопающим в зелени, и картина “Пристань в Гурзуфе” еще одно тому подтверждение.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Северная идиллия – Константин Коровин 1885 год стал важной вехой в творчестве Коровина – художник знакомится со знаменитым меценатом Саввой Мамоновым и становится вхож в……
  2. Крым. Гурзуф – Константин Коровин Картина замечательного русского импрессиониста Константина Коровина “Крым. Гурзуф” относится к так называемому “крымскому” периоду творчества художника. Он очень любил бывать……
  3. Весна – Константин Коровин Константин Коровин по праву считается одним из основателей русского импрессионизма. Любимый ученик Саврасова, последователь Нестерова и Левитана, он создавал настолько……
  4. Париж. Бульвар Капуцинок – Константин Коровин Движение и жизнь света – тема полотна “Париж. Бульвар Капуцинок”. Колористическая доминанта композиции – витрина, пылающая как огненная печь. Она……
  5. Париж. Кафе де ля Пэ – Константин Коровин “Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления……
  6. Париж. Сен-Дени – Константин Коровин И вместе с тем при всей декоративности Парижских огней они подлинно импрессионистичны в стремлении художника зафиксировать быстрое впечатление от увиденных……
  7. Ручей Святого Трифона в Печенге – Константин Коровин Несмотря на суровость, Север не безлюден. Во всех северных работах Коровин изображает или людей, или следы человеческой деятельности. И в……
  8. На миру – Константин Коровин В картине впервые в нашей живописи показан острый конфликт, типичный для русской деревни того времени: на сельской сходке крестьянин-бедняк, бывший……
  9. Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью – Максим Воробьев Максим Воробьев прожил долгую жизнь, много путешествовал, очень много работал, сделал удачную академическую карьеру, прославился среди современников как художник-пейзажист и……
  10. Вечер – Константин Сомов Стилистически завершенной предстает сомовская “реальность” в картине “Вечер” . Все здесь отвечает единому стройному и церемонному ритму: повторы аркад, чередование……
  11. Шевченко с кобзой над Днепром – Константин Трутовский Трутовский Константин Александрович талантливый русский поэт, всей душой любивший Украину. Его детство прошло на Харьковщине, там он получил начальное образование…….
  12. Солнце – Константин Богаевский Известное полотно Константина Богаевского “Солнце” отображает тему земли, на которой живут грешники, и неба, что способно покарать злодеяния. Художник изобразил……
  13. На войну – Константин Аполлонович Савицкий Показ драматических событий крестьянской жизни, тяготение к созданию больших картин-эпопей, эмоциональная напряженность сцен отличают творчество Савицкого, мастера сложных многофигурных композиции…….
  14. Эхо прошедшего времени – Константин Сомов “Эхо прошедшего времени” – одна из самых значительных работ этого жанра. Здесь, как и в портрете “Дамы в голубом”, художник……
  15. Феодосия – Константин Богаевский Невысокие феодосийские холмы, генуэзские стены со сторожевыми башнями, залив, силуэт Лысой горы, низенькие домишки-все это, плавно чередуясь, расположилось на длинном……
  16. Святочные гадания – Константин Маковский Тема обращения к жизни простого народа находила широкий отклик в творчестве художников-передвижников. Каждый из них писал образы крестьянского сословия по-своему,……
  17. Крах банка – Константин Маковский Владимир Маковский – непревзойденный мастер живописи, которому не было равных в написании картин бытового жанра. Редкий художник мог с такой……
  18. Бой Добрыни со Змеем – Константин Васильев Константин Алексеевич Васильев – известный русский художник, который творил в различных жанрах. Родился он на юге, в городе Майкопе, а……
  19. Встреча иконы – Константин Савицкий Одна из значительных работ в творчестве художника. В 1880-1890 гг. он совершал многочисленные поездки по России в поисках сюжетов из……
  20. Сени. Лигачево – Константин Юон Сени – это холодный пристроенный коридор перед входом в деревенскую избу. Художник изобразил сени и босую молодую девушку с ведрами……

Описание картины Пристань в Гурзуве – Константин Коровин.

Источник: https://art.goldsoch.info/pristan-v-gurzuve-konstantin-korovin/

Моя искусствотека. Русский импрессионизм. Н. Коровин "Пристань в Гурзуфе" (1914)

esdra

Говоря о русском импрессионизме, нельзя пройти мимо такой колоритной и мощной фигуры, как Константин Коровин. Пожалуй, он, наравне с Валентином Серовым, и является и по духу, и по художественным средствам настоящим импрессионистом, близким к французским коллегам. Сегодня в моей виртуальной галерее картина Константина Коровина «Пристань в Гурзуфе», написанная в 1914 году.

Импрессионизм русской школы имеет ярко выраженную национальную специфику и во многом не совпадает с хрестоматийными представлениями об импрессионизме классическом, рожденном во Франции XIX века. В живописи «русских импрессионистов» доминируют предметность, материальность.

Большинство из «русских импрессионистов» были выпускники не Императорской Академии художеств в Петербурге, а Московского Училища живописи, ваяния и зодчества — более вольного и жизнерадостного учебного заведения.

Для русского импрессионизма характерна большая нагруженность смыслом и меньшая по сравнению с французским городским вариантом динамизация, что определяет его «деревенский» характер и т. н. «культ этюда». Очевидно генетическое родство импрессионизма с реализмом.

Французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили и отображение внутреннего состояния художника. Работа должна была быть завершена за один сеанс.

Картины Коровина появились в тот самый момент, когда понятие красоты в русской живописи было наглухо и безоговорочно забыто — забыто под натиском темной и нравоучительной живописи передвижников. Пожалуй, один лишь Левитан еще помнил о красоте, но красота его была столь «грустна и полна печали», что была доступна пониманию немногих. Репин также дал несколько примеров отличных в колористическом отношении работ, по большей части этюдов с натуры, но редко кто любовался этими его произведениями. И даже его поклонники больше изумлялись верности передачи натуры, нежели красоте, получившейся благодаря этой верности.

О красоте вообще мало было разговора, и даже совсем забыли о ее существовании. Картины Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного пятна, естественно, должны были смутить многих.

Этому способствовала еще и сама живопись Коровина, его техника письма: дерзко-небрежная, грубая и, как казалось многим, просто неумелая.

Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах — высокого достоинства, что автор их — настоящий живописец.

Посмотрите сколько света и красок в картине Коровина.

Здесь есть все, что специфично для картин французским импрессионистов — игра света, яркие краски, грубые мазки, словно художник пытался остановить время и успеть за движением света, но при этом в картине нет той скоротечности и сиюминутности, что свойственны Моне и Ренуару. Каждая фигура, каждый штрих — от фигуры женщины в центре композиции, до парусника и цветущих деревьев на берегу словно говорят нам о том, что наполняет мир вокруг нас.

Коровин учился в пейзажном классе сначала у Алексея Саврасова, затем у Василия Поленова. Коровин учился у Саврасова находить во внешне незаметных уголках природы скрытую поэзию, лирику, учился верно схватывать и эмоционально передавать ощущение жизни в пейзаже.

Это очень ясно видно в картине. Коровин — удивительный, прирожденный стилист.

Не хуже японцев и вовсе не подражая им, с удивительным остроумием, с удивительным пониманием сокращает он средства выражения до минимума и тем самым достигает необыкновенной силы в своем творчестве.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://esdra.livejournal.com/1737982.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector