|
![]() |
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
|
М.В.Нестеров, как и Ф.М.Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его», и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском — основателе Троице — Сергиева монастыря, великом подвижнике, чудотворце, собирателе и заступнике земли русской.
Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.
Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою. Первой в этой серии была картина Видение отроку Варфоломею.
Далее следовали «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899).
Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.
Сергий для художника — не схимник, не подвижник, а исторический деятель — «игумен земли русской». Его деяния М.В. Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы.
Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью».
Сергий — Духотворец! Сергий — живая связь с Миром Высшим!
Если пламенный Облик его общечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизречённая мощь Преподобного и твердыня духовной Культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.
Мы видели, как на протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую.
Но история повторяется, и кто может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и кощунственного разрушения святынь снова не сменятся великим, ещё небывалым духовным подъёмом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги?
«Одним из отличительных признаков великого народа, — говорит Ключевский, — служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу».
Яровская Н. (Рерих Е.И.). Знамя Преподобного Сергия Радонежского
Триптих «Труды преподобного Сергия».
|
Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov17more.html
Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь
Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова (к 150-летнему юбилею со дня рождения художника)
М.В. Нестеров. Пустынник. 1888–1889. Холст, масло. 144,5 x 126,4
Абрамцево. Под этим поэтическим названием скрывается поистине зачарованное место. Старинная барская усадьба, взятая в кольцо вековыми деревьями и пологими холмами, склоны которых густо поросли кустарником.
Сказочные деревянные домики с фигурными коньками и наличниками в русском стиле, будто детской рукой разбросанные в живописном беспорядке.
Чудесная белокаменная церковка с нарядными цветными изразцами и затейливой резьбой по фасаду, словно вышедшая из туманных времен Владимирской Руси…
А дальше, сколько хватает глаз, тянется какой-то очень русский пейзаж. Пейзаж, вынесенный за пределы времени: его чарующая красота существует сейчас – и она же существовала сто, двести, триста лет назад. Светлые леса со стройными березками и пылкою рябью рябин.
Тёмные еловые чащобы, то и дело уступающие место солнечным полянам, перелескам, овражкам. Озерца с прозрачной водой, затейливые речушки и ручейки.
Подернутые ряской болотца, на памяти которых и непроходимое медвежье царство, и первые деревянные храмы, и святой благоверный князь Дмитрий Донской, едущий за благословением на защиту земли Русской.
Абрамцево – одно из тех мест, где с особой силой чувствуется связь между человеком и Богом, между мирским и божественным. Отсюда рукой подать до Троицкой обители на горе Маковец, где святой преподобный Сергий Радонежский жил в непрестанных молитвах и трудах, откуда выросло, век за веком, великолепие Лавры.
У художника, попавшего в окрестности Абрамцева, открывается внутреннее, духовное зрение, позволяющее не только увидеть, что происходит сейчас, но и постичь то, что происходило на этой земле столетия назад.
Конечно, от того, кто хочет душою увидеть события давних дней, требуются немалые усилия: умственные, духовные, душевные… Он должен вглядываться в глубь веков очами сердца, должен, созерцая природу, суметь заглянуть и в собственную душу.
Тогда полученный результат вознаградит его за все творческие усилия. Так было с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, Василием Поленовым и многими другими живописцами, попадавшими в Абрамцево. Так случилось и с Михаилом Васильевичем Нестеровым.
Для него Абрамцево стало животворным источником творческой силы и вдохновения, к которому художник приникал, берясь за работу над очередным творением.
К святому преподобному Сергию Радонежскому (до пострижения – Варфоломею) Михаил Васильевич относился так бережно и любовно, как, пожалуй, ни к одному другому русскому святому. Для него Радонежский чудотворец стал живой драгоценностью. Тепло, ею рожденное, следовало бережно извлечь из потаенных недр души и подарить людям.
Все помнят нестеровское «Видение отроку Варфоломею». На картине запечатлен один из ключевых эпизодов жития преподобного Сергия – его встреча с черноризцем, предсказавшим великую будущность святого. Эта картина – быть может, лучшая из всех вещей Нестерова. На ней художник в полной мере отразил собственное христианское чувство, свою живую веру.
Но мало кто знает: это полотно, безусловно, ярчайшее, не было единственным в своем роде. На протяжении многих лет Нестеров упорно стремился воссоздать облик преподобного, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь, – и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами.
В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу.
В 1888 году Нестеров, еще молодой, ищущий собственный путь художник, впервые посещает лесную страну близ Абрамцева. Позже он станет возвращаться сюда снова и снова. Именно здесь, на берегах затейливой речки с красивым именем Воря, художник наконец найдет свое призвание.
Первую славу Нестерову принесли две картины – «Пустынник» (1889) и знаменитое «Видение отроку Варфоломею» (1890). Оба полотна написаны под влиянием абрамцевских пейзажей. Оба были приобретены крупнейшим коллекционером русской живописи П.М. Третьяковым. Вместе с тем, судьба у этих картин разная.
«Пустынника» хорошо приняли и молодые художники, и старые мастера-передвижники, и даже пресса. А вот «Видение отроку Варфоломею» вызвало среди современников Михаила Васильевича яростные споры. Полотно подверглось нападкам со стороны таких корифеев передвижничества, как художник Г.Г. Мясоедов и художественный критик В.В. Стасов.
Разница между двумя картинами, написанными с промежутком в один год, сильна, но не очевидна современному зрителю. В чем же она состояла?
Чтобы понять это, следует со вниманием приглядеться к картинам.
Нестеровский «Пустынник» написан предельно просто и реалистично. Скупой серенький свет. Узкая полоса низкого, набухшего от сырости неба над буровато-серым лесом, над гладким свинцом озерных вод. Первый снег, зацепившийся за жёсткую щетину жухнущей травы. Одинокая молодая ёлочка на переднем плане.
И – две жгуче-красных рябиновых грозди, словно подчеркивающих холодную невзрачность красок поздней осени. Нестеров вывел на полотне типичный, ничем не приукрашенный пейзаж средней полосы России. Каким контрастом на этом унылом фоне смотрится фигура старца! Краски те же: серый, бурый, черный.
Но какое внутреннее сияние исходит от лица отшельника, какой теплой улыбкой озарено его доброе лицо, как светится приглушенное золото его бороды, лежащей на простой черной рясе!
Художник «нащупал» ту единственно верную грань между реальностью и мистикой, которую могли простить ему старшие коллеги-передвижники. Всё, что изображено на картине, – реально. Такие пейзажи, таких стариков, казалось, можно было случайно встретить в любом уголке России-матушки.
Лишь то, что прячется между «строками» нестеровского послания – особое, торжественно-радостное настроение, разлитое по всей картине, – выдает христианский посыл художника. Да еще глаза старца, говорящие о внутренней работе души, – глаза, смотрящие и видящие нездешние предметы, – свидетельствуют о крепкой связи пустынника с Богом.
Товарищи и коллеги Нестерова, ярко выраженные реалисты, подобное принять могли.
М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890. Холст, масло.
Не таков «отрок Варфоломей». Вроде бы те же любопытные ёлочки выглядывают из лиственного леса. Вроде бы то же белёсое небо – только не низкое и тяжелое, а высокое, лишенное малейшего намека на дождь – широкой полосой покоится над землей. Но это уже не тот скорбный русский пейзаж, который так часто можно увидеть в ненастное время года.
Золото и багрянец ранней осени явственно проступают на полотне. Но лето еще не сдает своих позиций, еще радует зеленью, еще расшивает золотое убранство луга мелкими голубыми и желтыми цветами. Широким охристым прямоугольником лежит на заднем плане поле. Вдоль неугомонной змейки серебристой реки, повторяя ее затейливые изгибы, тянется дорога.
Природа замерла в ожидании чуда… и это чудо происходит на глазах у зрителя.
Апологеты передвижничества обсуждали между собой «Видение отроку Варфоломею». Они говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах.
«Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной».
И дело не в одном только «неверно» изображенном нимбе.
«Пустынник» – это изображение земного, тленного мира. «Варфоломей» же – отражение мира небесного. Высшая, мистическая реальность прорывается в мир земной, наполняет его до краев, преображает зрителя, делая его чище и совершеннее.
«Видение отроку Варфоломею» – больше чем картина. Это полотно тёплое, нарядное, глубоко символичное… как икона допетровских времен.
На картине нет ничего случайного, ничего лишнего. Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно – это прообраз будущей Лавры.
Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества.
Как это похоже на традиции иконописи – изображать на одной доске события прошлого, настоящего и будущего в столь тесном единстве, будто происходят они в один и тот же миг! Приближает картину к иконе и выбранная художником цветовая палитра.
Охристо-желтый и нарядный багряный, голубовато-зеленый и богатый золотой в сочетании с беловато-бежевым фоном и коричнево-черным акцентом. Это нарядное сочетание красок было одним из излюбленных у древнерусских иконописцев. И оно ох как отличается от привычного вседневного колорита Северо-Восточной Руси!
Столь вольного обращения с реальностью собратья-передвижники Михаилу Васильевичу простить не смогли.
По сути, Нестеров передал на полотне эпизод из жития преподобного Сергия. Передал, не пожертвовав ни единой деталью. Вековой дуб посреди поляны. Инок, достающий просфору. Варфоломей, юная душа которого томится в ожидании неведомого чуда.
И в то же время… так гармонично, так красочно это послание, будто сама природа вызвалась передать его в наш мир. Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда.
Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую.
«Пустынник» стал важной ступенью в творчестве Нестерова. Поднявшись на нее и приникнув духовным зрением к окну в горний мир, художник сумел написать «Варфоломея» – заглянуть так высоко, как никогда ему больше не удавалось. Нестеров создал шедевр, подлинное значение которого поняли весьма немногие его современники.
Не сразу осознал масштаб своего творения и сам художник. Снова и снова старался он превзойти «Варфоломея» или хотя бы написать нечто равное по силе, но это ему так и не удалось.
М.В. Нестеров. Юность Преподобного Сергия. 1892–1897. Холст, масло. 247 х 229
Так, на протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899).
В 1899 году на Савву Мамонтова, хозяина Абрамцева, обрушивается несчастье: финансовый крах и арест. Это событие отдаляет Нестерова от абрамцевских просторов, от мира сказочной русской природы, а вместе с ними – и от Сергия.
Масштабное полотно «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», к которому уже было создано несколько эскизов, художник так и оставляет неоконченным. Но личность святого продолжает занимать ум живописца.
Так, уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.
М.В. Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. 1896–1897.
Каждое из «сергиевских» полотен, появившихся на свет после «Видения отроку Варфоломею», написано добротно и основательно. Все-таки Нестеров был настоящий мастер своего дела. Но – мастер, пошедший у своей эпохи на поводу и отказавшийся от дарованного ему прозрения.
Это хорошо видно на примере триптиха «Труды Преподобного Сергия». Протоптанная в снегу тропинка, курящийся над избами дымок, окраина смешанного леса. Разлитый в воздухе блаженный покой, не зависящий от смены времен года.
Как и в «Пустыннике», фоном для трудов святого здесь служит привычный русский пейзаж.
Первое слово, которое хочется применить к картинам – публицистичность. Это попытка образованного и тонко чувствующего художника подстроиться под понимание «простого человека». Под каждым из «Трудов» можно написать несколько слов, в которых исчерпается все содержание картины.
Вот Сергий носит воду, вот рубит избу, а там просто стоит, задумавшись о чем-то; подвиг физический он неизменно сочетает с подвигом молитвенным и… всё. Каждое из трех полотен без труда может быть «рассказано», оно понятно неискушенному зрителю, и в то же время эта внешняя простота лишает картины острой силы «видения», проникающего в самую душу.
В «Трудах», равно как и в других полотнах цикла, нет того живого чувства единения двух миров, которое есть в «Варфоломее». В них нет чуда.
«Видение отроку Варфоломею» не зря считается едва ли не лучшим из произведений Нестерова. Картина настоящая, она словно дышит, на нее завороженно смотришь и не можешь сформулировать словами всю глубину смыслов, в ней сокрытых. Слова лишь выхватывают то тут кусочек, то там – а всей полноты объять не могут. Да и не нужны тут слова, без них всё понятно – картина сама вливается в душу.
На протяжении долгих лет жизни Нестеров сумел в полной мере реализовать полученный от Бога живописный дар. «Пустынник» стал первым, еще робким шагом Михаила Васильевича по выбранному им для себя пути: изображения живой связи, соединяющей человека и Бога.
Первой попыткой нащупать в своей душе что-то важное – и передать на полотне ощущения от увиденного. Двигаясь по этому пути, художник встречал постоянное сопротивление – как внешнее, так и внутреннее.
Художнику мешало собственное образование, вернее – те штампы, которые он приобрел на студенческой скамье наряду с необходимыми навыками. Излишек знаний сковывал его творческий порыв, мешал передать на полотне интуитивно прочувствованную грань между реальностью и христианской мистикой.
Наконец, самая среда, в которой бытовал художник – отрицательное отношение коллег-реалистов, непонимание со стороны коллекционеров, неготовность общества принять картину – нередко препятствовала реализации живописных замыслов.
Когда Нестеров нашел в себе силы преодолеть сопротивление среды, подчиниться божественной интуиции и показать на полотне чудо – ему удалось создать шедевр. Впоследствии художник пошел на поводу у эпохи.
Создавая полотна «Сергиевского цикла», Нестеров попробовал примирить два варианта – чудесный и реалистический, «Варфоломея» и «Пустынника». В итоге ему не удалось в полной мере ни то, ни другое.
Нестеров-публицист, Нестеров-проповедник так и не сумел подняться до высот Нестерова-художника от Бога.
Федорец А. И.
31 мая 2012 г.
Богослов.Ru
Назад к списку
Источник: http://cspp.prihod.ru/articles/view/id/1172616
Описание картины Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»
Описание картины Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»
«Преподобный Сергий Радонежский» – одна из картин религиозного цикла Михаила Нестерова, посвященного этому святому. Художник начал работать над полотном в 1891 году, еще не закончив другие картины цикла. Однако, несмотря на кажущуюся простоту композиции, написание образа Сергия Радонежского заняло более 7 лет, и завершил работу Нестеров только в 1899 г.
Композиция действительно проста: на фоне увядающей, осенней русской природы изображена иконоподобная фигура святого. Но это только первое впечатление. Картина привлекает внимание. Такое же ощущение вызывает еле слышный звук, который все усиливаясь и усиливаясь, заставляет остановиться и прислушаться.
В самом деле, благодаря грамотно выстроенной композиции, картина будто звучит.
Возвышающиеся друг над другом планы придали полотну необычайную глубину и доминирующая над ними фигура Преподобного Сергия, практически поднимается над всеми этими просторами. Этот эффект придает полотну некоторую монументальность.
Сразу становится понятен и символизм, с помощью которого художник хотел донести до зрителя весь свой эмоциональный порыв, вызванный образом великого человека.
Образ Святого Сергия прописан Нестеровым также в необычной манере. Святой не изображен седобородым старцем. С полотна смотрит на зрителя волне молодой, полный сил человек. Именно таким хотел показать художник Сергия Радонежского, тем самым утверждая, что святость – это не возраст, а деяния людские.
Полотно «Преподобный Сергий Радонежский» несколько отличается от остальных работ цикла, являясь его апофеозом. И, может быть, поэтому не так страшно, что вопреки желаниям художника, увидеть все картины цикла вместе – невозможно. Три из них находятся в Третьяковской галерее, и только финальное полотно «Преподобный Сергий Радонежский» экспонируется в Русском музее.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-nesterova-prepodobnyj-sergij-radonezhskij/
Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников
Чтобы узнать о жизни, трудах и чудесах Сергия Радонежского, можно обратиться к Житию святого, написанному Епифанием Премудрым, или к «Слову похвальному преподобному отцу нашему Сергию», принадлежащему перу того же автора.
Эти произведения показывают, как относились к Сергию его современники. Увидеть Сергия воочию позволяют многочисленные иконописные изображения.
Живописные же полотна, отражают то влияние, которое оказал образ святого на людей, живших через много столетий после его смерти, а также на людей, живущих сейчас.
Самым известным полотном, посвященным Сергию, является картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Нестерова. Художника вдохновил случай, произошедший с Преподобным в детстве, когда он еще носил имя Варфоломей. Мальчику не давалась грамота, но он усердно учился и молился.
Однажды перед ним явился чудесный старец, который предсказал, что Всевышний дарует отроку способность читать. Таким образом, Сергий получил знание Священного Писания не от людей, а от самого Бога. Художник постарался передать на своей картине атмосферу чуда. Живописец долго не мог определиться с композицией картины.
На одном из ранних эскизов в центре находятся изображения старца и отрока. Доминирует фигура чернеца, но он не выглядит чудесным и таинственным. Пейзаж на этом эскизе не несет смысловой нагрузки. Но, в конце концов, Нестеров существенно изменил композицию. Фигуру старца он сдвинул к краю, скрыв его лицо черным капюшоном.
Нимб, окружающий голову чудесного монаха, похож на таинственное сияние. Художник также «развернул» фигуру Варфоломея, и теперь зритель сразу обращает внимание на тонкое, одухотворенное лицо мальчика, сложившего руки в молитве.
Ведение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.
Интересно, что голову и руки отрока Нестеров писал с 10-летней крестьянской девочки. Вот как об этом вспоминает сам живописец: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно.
Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками.
Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его».
Наконец, все сложилось: чудо воплотилось в таинственной фигуре старца и в тонком, одухотворенном лице мальчика. Бескрайняя даль за спиной отрока символизирует величие свершений, предстоящих ему.
Сам Нестеров считал эту картину самой главной в своем творчестве: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я», — писал художник.
Юность Сергия тоже нашла отражение в живописи. Многие художники изображали святого с медведем. Это еще один яркий эпизод «Жития»: еще до основания обители молодой монах жил в чаще леса, где от диких зверей его оберегала лишь горячая вера и молитва.
К нему приходил огромный медведь, с которым Преподобный делил свой последний кусок хлеба.
Сравним две картины, изображающие этот сюжет: настроение и колорит их разные. На картине современного художника Сергея Ефошкина лес залит ярким солнечным светом, а сквозь вершины деревьев проглядывает голубое небо.
Михаил Нестеров изобразил более мрачный пейзаж: на фоне темной, мрачной чащобы выделяются деревянная церковь и фигура молодого отшельника.
Но роднит эти картины образ Сергия, излучающий доброту и любовь, которые способны усмирить даже самого лютого зверя.
Благословение отрока Варфоломея. Ефошкин С.Н.
Среди художников XIX — первой половины XX в. особой популярностью пользовалось изображение трудов Преподобного. Ведь Сергий создал монастырский общежитийный устав, по которому монахи, помимо молитвы, должны трудиться на благо Господа. Этому сюжету посвящен триптих Нестерова и цикл картин Ефошкина.
Полотна показывают нам игумена Троицкого монастыря в разном возрасте, в разное время года, но всегда занятого тяжелым физическим трудом. Они ярко иллюстрируют слова «Жития»: «…он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».
Говоря о Сергии-труженике, необходимо упомянуть и картину Аполлинария Васнецова «Троице-Сергиева лавра». На полотне изображена повседневная жизнь и труды монахов.
Глядя на картину, мы не можем догадаться, кто из них игумен монастыря, и это соответствует исторической правде.
В «Житии» приводится случай, когда поселянин, пришедший поклониться «великому святому», не признал его в бедно одетом старце, работающем в огороде.
- Троице-Сергиева Лавра. Апполинарий Васнецов
- Еще одной темой, широко освещенной живописцами являются чудеса, явленные Богом через Преподобного.
- Очень популярен сюжет об источнике, который появился близ обители по молитве Святого.
Одним из самых красивых и поэтичных сюжетов, связанных с преподобным Сергием, является «Чудо о птицах». Вот как увидел его современный художник Сергей Ефошкин.
Эта картина передаёт чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.
Этих прекрасных птиц Сергий увидел, когда поздно ночь™ по своему обыкновению, бодрствовал и молился о братии.
Чудо о птицах. Ефошкин С.Н.
Самым трогательным чудом Сергия является «Воскрешение отрока молитвами Святого». Современная художница Наталья Климова посвятила свою картину именно ему.
У одного крестьянина тяжело заболел единственный сын. Отец решил отправиться с ним в обитель преподобного Сергия, так как очень верил в силу его молитвы. Однако по дороге мальчик перестал дышать.
Безутешный отец оставил тело сына в келье Сергия и отправился готовиться к похоронам. Преподобный же, преклонив колени, начал молиться. И мальчик вдруг ожил, душа вернулась к нему.
Этот эпизод свидетельствует о великой скромности Сергия, который стал убеждать вернувшегося отца, что никакого чуда не было: ребенок просто ослабел на морозе, а в келье согрелся.
Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика. Наталья Климова
Мы решили остановиться именно на этих чудесах, потому что они характеризуют все главные черты преподобного Сергия: его веру и стремление служить Господу; его заботу обо всех окружающих и его скромность.
Заботился Сергий не только о своей братии, но и обо всей Русской земле, обо всем русском народе. Он стал одним из главных помощников для Московского князя Дмитрия Ивановича в деле объединения русских земель и борьбе против иноземного ига. Рассмотрим две из множества картин, посвященных благословению Сергием князя Дмитрия накануне Куликовской битвы.
Работа Ю. Пантюхина более монументальна и торжественна. Мы видим необычного Сергия — грозного и сурового. Совсем другое настроение царит на картине Ю. Ракши. Но мне ближе именно такое представление об этом событии: прекрасный русский пейзаж, деревни и церкви.
По полю бредут старушки, а к Сергию прижались двое детей — крестьянские мальчик и девочка. Русская земля, ее прошлое и будущее — это и есть Родина, которую предстоит защитить князю Дмитрию. На память сразу приходят слова: «Не в силе Бог, а в правде…
» Особо следует отметить работы Виктора Васнецова, посвященные образу преподобного Сергия. Ведь он писал не только картины, но и иконы.
На Куликово поле. Сергий Радонежский и Димитрий Донской
Ю.П. Пантюхин
Благодаря мастерству художника, образ Сергия на иконе, несмотря на соблюдение всех канонов, не выглядит плоским и застывшим. А глядя на картину, зритель сразу понимает, что на ней изображена не просто бытовая сцена, а Чудо, свершившееся по молитве Преподобного.
Очень своеобразны, ни на что не похожи, полотна Николая Константиновича Рериха, изображающие Сергия. Приверженец восточной философии и основатель нового направления буддизма не остался равнодушным к образу русского святого.
Художник ставит русского святого в один ряд с великими учителями человечества. Он подчеркивает единство всех великих Учителей человечества: не важно, где они жили, важно, что все они учили людей добру и справедливости, вели их по пути духовного совершенствования.
Таким образом, Николай Константинович Рерих показывает значение подвига Преподобного не только для России, но и для всего человечества.
Что же привлекало и привлекает живописцев в этом образе? На наш взгляд, вдохновение они черпали в «Житии Преподобного Сергия» Епифания Премудрого, а там Преподобный изображен не абстрактным святым, недосягаемым в своем величии, а живым человеком.
Как все мы, он испытывал трудности в обучении, чувствовал страх и голод, страдал от лишений. Но благодаря своей вере и силе духа он смог преодолеть все человеческие слабости. Своим примером Сергий доказывал, что человек может вынести любые лишения и преодолеть любые трудности.
При этом Преподобный прощал слабости тем, кто не имел силы их преодолеть, проявлял терпение и доброту даже к тем, кто обижал его.
Образ Сергия столь многогранен, что большинство художников, написав одну картину, возвращались к «Житию» Преподобного снова и снова.
Неослабевающий интерес художников к образу этого святого показывает, что величие и значение деяний Сергия не померкло со столетиями, отделяющими наше время от 14 века. Он по-прежнему является Заступником и Покровителем России и указывает нам путь.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
STSL.Ru
5 Декабря 2014
Источник: http://www.stsl.ru/news/all/obraz-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov
Образ преподобного Сергия Радонежского в жизни и творчестве художника Михаила Васильевича Нестерова
Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе. Из 12 детей его родителей 10 умерли в младенчестве. Выжили будущий художник и его сестра. Согласно семейной истории, Миша был на грани гибели в раннем детстве.
Многими медицинскими народными средствами пробовали поднять его на ноги, а Михаил оставался хилым, «дышащим на ладан ребенком». Однажды его матери показалось, что сын умирает. И его обрядили и положили под образ, а на грудь положили икону Тихона Задонского. С тех пор мать заметила, что её сын пошел на поправку.
Она благодарила Бога, Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался в семье особой любовью и почитанием.
Семья Нестеровых была верующей, и детство Михаила Васильевича во многом связано с молитвой, богослужениями. Церковь и православное семейственное воспитание оказали на мальчика большое положительное влияние, с годами проявлялись его художественные наклонности.
В возрасте пятнадцати лет Михаил Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, ныне это Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В течения обучения были поиски себя, своего стиля.
Любимым преподавателем был Василий Григорьевич Перов (его знаменитое произведение «Охотники на привале»), способствовавший формированию его исторических взглядов.
Но еще большую роль в воспитании будущего художника сыграли крепкие православные традиции.
Много работ М. В. Нестерова посвящено Сергию Радонежскому, идеалу русской святости, почитаемому во всем христианском мире
1.2 Произведение Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890).
Житие святого Сергия привлекло внимание Михаила Васильевича неслучайно. В это время было 500 лет со дня его смерти. В России обновлялась русская душа и с образом Сергия была связана надежда на духовное возрождение. В памяти поколений хранились предания о временах Куликовской битвы, когда жил святой.
Именно он первым начал возрождение монастырской жизни на Руси. За ним последовали многие. Монастыри в ту пору стали центрами культуры. В них возродили храмы, переписывали книги, создавали иконы.
Во время работы над картиной Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, посещал места, связанные с деятельностью Сергия Радонежского.
С школьных лет нам всем известно произведение Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Этот шедевр был написан именно там – в окрестностях Лавры. Хочется рассказать, что же там изображено. В семилетнем возрасте Варфоломея, в будущем преподобного Сергия Радонежского, отдали учиться вместе с двумя его братьями.
Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Родители бранили ребенка, учитель наказывал. Тогда Варфоломей со слезами взмолился Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге Он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву.
Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту».
Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг.
С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения, внимательно читал Евангелие. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
С этой картиной связана очень интересная история. Найти мальчика, с которого бы можно было написать голову отрока, художнику никак не удавалось.
Он смотрел и смотрел на детей, но не было среди них ребенка с таким лицом, которое, как представлялось Нестерову, должно быть у его героя. И вот, наконец, удача.
Как-то, гуляя по деревне, он увидел коротко остриженную девочку болезненного вида с огромными голубыми глазами.
На картине «Видение отроку Варфоломею», отражено собственное христианское чувство художника, его живая вера. Но не все знают, что эта живописная работа Нестерова, яркая, но не единственная в его творчестве. На протяжении многих лет Михаил Васильевич упорно стремился создать облик Сергия, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь.
В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу.
1.3 Картина «Преподобный Сергий Радонежский» (1890 – 1899).
Картина «Юность преподобного Сергия Радонежского». Это вторая работа Нестерова из цикла, посвященного Преподобному. Здесь изображен одинокий монах Сергий среди леса и зверей. Ведь в юности он оставался совсем один, так как старший брат Стефан не выдержал таких условий и ушел в монастырь в Москву. Молодой инок Сергий уже тогда отличался терпением и смелостью.
На картине среднерусский пейзаж с величественным лесом и тихой речкой полон спокойствия и умиротворения. Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни. Светлая радость и наивная чистота образа преподобного созвучна весеннему состоянию родной природы. В 1897 году Нестеров принес картину в дар Третьяковской галерее.
1.4 Триптих «Труды преподобного Сергия» (1890 – 1899).
Это моменты жизни, когда Святой жил вместе с братией. Главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, всегда показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты — создать образ совершенного человека, доброго, близкого родной земле.
Первое слово, которое хочется применить к этим полотнам, это «публицистичность». Это – попытка художника, человека образованного, человека тонко чувствующего, подстроится под понимание простого человека.
Под каждым из «Трудов» можно написать несколько слов, и в этих словах исчерпается содержание картины. Вот Сергий носит воду, вот рубит избу. А там – просто стоит, задумавшись о чем-то.
Подвиг физический он неизменно сочетает с подвигом молитвенным. И, пожалуй, что, все.
Каждое из трех полотен может быть без труда рассказано, оно понятно неискушенному зрителю. Но внешняя простота лишает его той силы, той мощи, которая была присуща «Видению». Эти картины не проникают в душу. В «Трудах», а также и в других полотнах цикла, нет того живого чувства единения двух миров, которое есть в «Варфоломее», в них нет чуда.
1.5 «Пустынник» (1889).
Хочется рассмотреть также картину Михаила Васильевича «Пустынник» (1889). Его старик-монах — простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, — это и делает его таким счастливым. Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни.
Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой.
Были мысли у Нестерова создать полотно под названием «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899), но, к сожалению, идея не была воплощена в жизнь.
Заключение
Живопись Михаила Нестерова не ярка, она скромна, изящна и стройна по исполнению. Художник уловил стремление человеческой души к великому чувству — к доброте и правде.
Он говорил: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью». Бесконечно любящий Родину, православие, глубину души русского человека, Михаил Нестеров был поистине талантлив.
Он обладал Божьим даром, который до сих пор служит выражению добрых и прекрасных чувств, живущих в святом Сергии Радонежском, а это самое драгоценное в искусстве.
Остальные полотна Сергиевского цикла стали компромиссом между двумя сообществами, между передвижниками и между купечеством, стали своего рода попыткой примирить реалистическое и мистическое. Как это часто бывает с компромиссами, холодный трезвый ум подавил творческую стихию.
Может быть, один единственный раз услышав глас с небес, уловив его, подчинившись его звучанию, Нестеров возвысился до гениальности и стал одной из крупнейших фигур христианского возрождения в России.
На уровне более приземленном художник просто выполнил невероятно важную работу. Купец по крови и живописец по призванию, Нестеров передал на полотне то живое христианское чувство, ту веру, которая была столь необходима обществу в его время, да, пожалуй, и в наши дни.
Нестеров оказался в числе отцов-основателей эстетики православного ренессанса.
Считаю, что цель моего исследования – показать отражение образа Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Михаила Нестерова – достигнута, задачи решены.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/04/07/obraz-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-zhizni-i
Сочинение по картине Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»
Тема русской святости является одно из центральных тем, которые в своем творчестве затрагивает художник Михаил Васильевич Нестеров.
Обозревая пройденный жизненный путь, Михаил Васильевич говорил так: «В своем творчестве я избегал изображать страсти, овладевающие человеком, предпочитая вместо этого писать скромный пейзаж людей, живущих полной внутренней духовной жизнью».
Именно это стремление- стремление передать суть жизни человеческой, его неразрывную связь с Богом и отразилось в череде полотен Нестерова, изображающих жизнь русских святых.
Сергий Радонежский стал для Михаила Васильевича некой живой драгоценностью, с таким теплом, любовью и почитанием относился художник к этому святому. Михаил Васильевич верил, что русскому народу для его спасения необходима глубинная вера.
Художник часто посещал Троице-Сергиевскую лавру, где и вошел в мир преданий, различных верований, прочно связанных с именем Сергия Радонежского.
Образ этого святого был пронесен художником через всю его жизнь: он создал 15 произведений, посвященных своему любимому герою.
Удивителен и тот факт, что деяния Сергия Радонежского художник предпочитал узнавать не из житийной литературы, а из хроник и летописей, которые он изучал.
Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За художником, осталась только в эскизах.
Он говорил, что не писал историю в красках, а писал жизнь русского человека, который действительно любил свою родину и стремился к правде.
Художник с любовью и особым трепетом передал нам с вами легенду, которая была сложена о великих людях, творивших великие деяния.
Михаил Васильевич Нестеров старался доподлинно изобразить даже самые казалось бы незначительные детали. Он долго искал подходящий дуб для первого плана, и, когда уже написал его, увидел с террасы дома настоящую русскую осень. Розоватые дали, дымок, золотистую рощу- все это художник мастерски изобразил на своем полотне.
Изобразив то, что видел, Нестеров испытал чувство «подлинности», некой историчности написанного.
Целая серия так называемых «сергиевских полотен» рассказывает нам о жизни святого, отображает мир души самого художника, который с особой любовью показал обществу то, что чувствовал, то, что ему казалось важным и нужным, то, чем он хотел поделиться с ценителями прекрасного- мир великого человека, человека, о котором слагают предания и легенды.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-nesterova-prepodobnyj-sergij-radonezhskij.html
Сергий Радонежский в работах Михаила Васильевича Нестерова
1. Сергий Радонежский в работах Михаила Васильевича Нестерова.
Михаила Васильевича Нестерова называют живописцем православной души, поскольку излюбленным героем своих картин Николай Васильевич выбрал Сергия Радонежского.
За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвященных Преподобному Сергию. Сам Михаил Васильевич говорил так: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде.
Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Обращаясь к житиям святым, Нестеров решал непростую творческую задачу — как показать невидимую связь между человеком и Богом и осторожно рассматривал образ Преподобного Сергия со всех сторон — как драгоценный живой бриллиант.
Не зря, видимо, на полотнах Михаила Нестерова Радонежский чудотворец предстает во всех возрастах: и ребенком, и юношей, и зрелым мужчиной, и пожилым человеком. В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу.
Одной из самых известных работ Нестерова является картина «Видение отроку Варфоломею», написанная в 1890 году. М. В. Нестеров иллюстрирует на этом полотне один из удивительных эпизодов жизни Преподобного Сергия – момент его встречи со странником, предсказавшим великое будущее святого.
По мнению многих, на этой картине, быть может, лучшей из всех вещей Нестерова, художник в полной мере отразил собственное христианское чувство, свою живую веру. По словам очевидцев, картина произвела ошеломляющий успех, когда была впервые представлена на выставке.
«Однажды в поле, куда Варфоломей (мирское имя Сергия Радонежского) пошёл по приказанию отца отыскивать коней, он увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. Старец молился, отрок подошёл к нему и поведал скорбь своей души (ему никак не давалась грамота хоть он и очень старался учиться).
Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания».
» С этого момента Варфоломей читал уже любую книгу без запинки и даже обогнал товарищей в учении».
Картина «Юность преподобного Сергия Радонежского» — это вторая работа Нестерова из цикла, посвященного преподобному, написанная в 1897 году. Здесь изображен одинокий монах Сергий среди леса и зверей, потому что старший брат Стефан не выдержал тяжелых условий и ушел в монастырь в Москву.
Молодой инок Сергий уже тогда отличался смелостью и смирением, ведь он живет верой в то, что человек и природа равны и объединены возвышенным молитвенным созерцанием. Сюжет для картины Нестеров взял из Жития Преподобного Сергия, которое было написано его учеником Епифанием Премудрым. Пейзаж с величественным лесом и тихой речкой полон спокойствия и умиротворения.
Фигура Преподобного Сергия изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни, среди птиц и зверей. Светлая радость и наивная чистота образа Преподобного Сергия созвучна чистоте природы. Особого внимания заслуживает триптих «Труды Сергия Радонежского» написанный в 1897 году. Как и на предыдущих картинах, особую роль играет пейзаж, причем разных времен года.
Эта работа показывает нам пример смиренного трудолюбия Преподобного Сергия. На центральном полотне триптиха Нестерова показаны преподобный Сергий и его сподвижники. Они заняты возведением храма. Погруженные в себя, свой труд люди и безмолвие картины поражают.
Но особую силу имеет то, что на картине видна не только внешняя, но и внутренняя работа: герои картины сосредоточены на работе мыслей и чувств. И мы понимаем, что строительство храма превращается в построение храма души, и это является главной заповедью Сергия Радонежского.
В более поздней работе «Преподобный Сергий Радонежский», которая была написана в 1899 году, Михаил Васильевич повторяет пейзаж «Видения отроку Варфоломею», но в несколько упрощенном «весеннем» варианте.
Один из главных смыслов картины – уединенность. Уединение трактуется Нестеровым как образ жизни, как стремление человека познать самого себя и познать Бога внутри себя.
Художник пытался передать смысл духовного величия Сергия – естественное единение человека, природы и Бога.
Во всех своих работах Михаил Васильевич Нестеров старается решить непростую творческую задачу: показать прочную духовную связь человека и Бога, и облик Сергия Радонежского всецело решал эту важнейшую для художника задачу.
Михаил Васильевич снова и снова обращался к личности и деяниям Преподобного Сергия.
Сам художник так отзывался о своих работах: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы.»
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: https://nashuch.ru/esli-este-u-rossii-narodnij-bogatire-kotorij-vsego-luchshe-vir.html?page=2