«портрет жуковского», орест адамович кипренский — описание

Русский художник Орест Кипренский, картины которого будоражили российскую общественность всю первую половину 19-го века, родился в 24 марта 1782 года в усадьбе небогатого помещика Ораниенбаумского уезда А. Дьяконова. Мать — крепостная Анна Гаврилова — родила ребенка вне брака.

Отцовство приписывают самому помещику, который не гнушался общением со своими крепостными девками. Год спустя после рождения будущего художника Дьяконов дал ему имя Орест и хоть не признал сыном, но всячески опекал мальчика, дал ему вольную и позаботился о будущем.

А чтобы у Ореста было отчество, помещик выдал его мать замуж за своего дворового мужика Адама Швальбе.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Первые шаги

В возрасте шести лет рано проявивший свои способности Орест был отдан в обучение в училище при Академии художеств Петербурга. В дальнейшем всему он был обязан своему природному дарованию. Академию Кипренский окончил в 1803 году и продолжил изучать искусство живописи под руководством известного русского художника Г.И. Угрюмова.

Последующие несколько лет Орест Адамович Кипренский провел в тяжелых условиях, жил фактически в казарме, подвергался унижениям, его муштровали, ограничивали свободу.

Но как ни странно, лишения и бытовая неустроенность не отняли у художника желания заниматься искусством, наоборот, нелегкая судьба стала стимулом для дальнейшего творческого развития. Друзья прозвали молодого Кипренского «сумасбродным Орестом».

Художник постоянно носил с собой альбом с рисунками, которые он создавал буквально на ходу.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Неуверенность

Орест Кипренский, картины которого однозначно представляли собой новое слово в живописи, старался не выделяться из общего числа мастеров кисти. Он считал свои работы достаточно посредственными, чтобы выставлять их напоказ. Однако постепенно друзьям Кипренского удалось убедить его в неординарности полотен, которые он писал очень быстро, что называется на одном дыхании.

Признание

В конце концов Кипренский, картины которого уже обсуждались тайно и явно в Москве, решился на демонстрацию полотен «Мадонна с младенцем» и «Портрет отца Адама Швальбе». Немного позже художник получает большую золотую медаль за полотно «Князь Донской после Куликовской битвы».

После этого Орест Кипренский, картины которого были признаны и получили высокую оценку, стал участвовать в оформлении Казанского собора архитектора Воронихина.

Однако этот вид творчества не стал для художника возможностью полной реализации своего таланта, и он решил обратиться к жанру портрета.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Орест Адамович Кипренский быстро выдвинулся на передний план как всесторонне одаренный живописец. Портреты, написанные им, поражали новизной и точностью изображения. Художнику каким-то непостижимым образом удавалось ухватить самую суть и уже не упускать ее до конца работы.

Одной из самых значительных работ Кипренского является портрет, на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин. Картина Кипренского, посвященная светочу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Орест Адамович успел написать еще 59 портретов, на двух из которых изображены во весь рост полковник Е.В.

Давыдов и граф Д.Н. Шереметев. Остальные писались в полроста.

Орест Кипренский, картины которого уверенно завоевывали Петербург и Москву, в одночасье становится выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811-1813 годах, живописец получил звание академика живописи.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Реноме

Однако в судьбе художника не все было так гладко и безмятежно, его одолевали амбиции. Портреты Орест Адамович писал в основном для заработка, а своим призванием он считал историческую живопись и постоянно порывался создать какое-либо монументальное полотно, отражающее великие события из прошлого русского народа.

Тем не менее художник продолжал творить в доступном ему жанре и стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для галереи Уффици, известной своим собранием изображений лучших художников с мировым именем. Будучи столь известным, художник Кипренский, картины которого по мере появления становились предметом вожделения для многих коллекционеров мира, вдруг оказался в опале.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Римские неприятности

В то время Орест Адамович находился в русской колонии в Риме, где посланником от российского государства был назначен некто А. Италинский, очень далекий от искусства и в общем-то достаточно невежественный человек.

К художникам наместник относился непочтительно, считая их бездельниками. Кто-то распространил слух о преступных намерениях Кипренского, о его связях с итальянскими карбонариями.

В результате наветов и заведомо ложных обвинений Орест Адамович вынужден был покинуть Италию.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художникКипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой-либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое-то время ушел в себя и забросил работу. Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Финансовые проблемы

Орест Адамович уже получал меньше заказов и стал нуждаться в деньгах. К тому же как раз в то время художник надумал жениться, а это, как известно, – дорогое удовольствие. Однако вскоре судьба повернулась к Кипренскому лицом, он удачно продал несколько картин, сумел расплатиться с кредиторами, и жизнь для него вновь обрела смысл.

Кончина

Для того чтобы жениться на своей избраннице, художник принял католическую веру. Молодые тихо обвенчались в небольшой церквушке, а спустя некоторое время Орест Адамович Кипренский простудился и умер от воспаления легких. Это произошло 5 октября 1836 года. Спустя четыре месяца у вдовы Кипренского родилась дочь, которую назвали Клотильдой. Ее след потерялся во времени.

Немногочисленные друзья художника вскладчину установили на его могиле скромный памятник. Ни в одной газете на было сообщения о кончине живописца, благодаря которому Европа узнала, что в России есть великое искусство и великие художники.

Dijelite na društvenim mrežama:

  • «Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описаниеКартина `Итальянский полдень` Брюллова: описание и фото
  • «Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описаниеЛеонид Афремов, картины, написанные в технике мастихин
  • «Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описаниеГлазунов Илья. Картины, способные потрясать
  • «Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описаниеА.М. Герасимов `После дождя`: описание картины, средства художественной…
  • Франсуа Буше: картины знаменитого живописца
  • Кипренский, портрет Пушкина. `Себя как в зеркале я вижу…`
  • Перов, картина `Охотники на привале`: описание, интересные факты
  • Кандинский Василий Васильевич. Картины и биография
  • Портрет Пришвина, написанный Г. С. Верейским
  • Илья Репин. Картины художника как своеобразная художественная летопись эпохи
  • Великие портретисты. Художники-портретисты
  • Портрет Крылова в творчестве русских художников. Портрет И. Крылова работы К. Брюллова
  • Картины Маяковского. Малоизвестные грани таланта
  • Картины Брейгеля Старшего. Жизнь и творчество художника
  • Отто Дикс, художник-экспрессионист. Биография, творчество, известные картины
  • Портрет Жуковского кисти Кипренского и других русских художников
  • Картины Александра Шилова с названиями, описание полотен
  • Замечательный русский пейзажист Шишкин Иван Иванович. Картины, наполненные любовью к Родине
  • Портрет Горького Максима. Валентин Серов
  • Билл Стоунхэм: картины, наводящие ужас
  • Иван Константинович Айвазовский. Картины с названиями морских пейзажей

Источник: https://nsokote.ru/iskusstvo-i-razvlechenija/89969-orest-kiprenskij-kartiny-i-ih-opisanie-hudozhnik.html

Василий Андреевич Жуковский: биография

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

О. Кипренский «Портрет Жуковского»

В.А. Жуковский по силе и богатству дарования представляет собой самую яркую фигуру допушкинского периода развития русской литературы. С его именем связан расцвет русской романтической поэзии первой трети XIX века.  Эстетический мир его произведений необозримо богат.

Для Жуковского характерен интерес к нравственным, психологическим, философским проблемам.

Поэта особенно привлекают состояния души человека, нравственные категории совести, чести, добросердечия и отзывчивости, дружбы и любви, преступления и неизбежного возмездия, нравственного падения и моральной чистоты, мужества и патриотизма, счастья и смыла жизни.

Многие произведения Жуковского являлись вольными поэтическими переводами зарубежных писателей различных эпох и различных народов, но при этом поэт всегда проявлял самобытность и оригинальность.

Жуковский создал свою школу в русской поэзии, он был старшим наставником и молодого Пушкина. Белинский так сказал об этом: «…без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Творчество Жуковского оказало большое влияние на развитие жанров элегии, баллады, песни, послания, повести в стихах.

Начало жизненного пути

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Василий Андреевич Жуковский

Жуковский родился 9 февраля 1783 г. в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Отцом его был дворянин  Афанасий Иванович Бунин, матерью – пленная турчанка Сальха, привезенная из-под турецкой крепости Бендеры. Их незаконнорожденный сын Василий был усыновлен обедневшим белорусским дворянином  Андреем Жуковским, который был его крестным отцом.

Учился сначала в Туле, в частном пансионе, а четырнадцати лет  был определен в Московский Благородный пансион, где стал одним из лучших учеников и получил хорошее гуманитарное образование. Там же начинает писать, в основном это были подражательные произведения современных ему Державину и Хераскову, а также переводы.

Отечественная война 1812 года

10 августа 1812 Жуковский был принят в Московское ополчение поручиком. В день Бородинской битвы он находился в резерве; затем, будучи прикомандирован к штабу М. И. Кутузова, составляет в военной типографии листовки, бюллетени, ставшие важной страницей истории русской публицистики.

Но его главным словом об Отечественной войне стало стихотворение «Певец во стане русских воинов». Своего рода продолжением идей и мотивов «героической кантаты» станут послания «Вождю победителей», посвященного Кутузову (ноябрь 1812), «Императору Александру» (1814) и стихотворение «Певец в Кремле» (1816).

 Жуковский, награжденный чином штабс-капитана и орденом Св. Анны, в январе 1813 г. Жуковский был  награжден чином штабс-капитана и орденом Св. Анны. Патриотические стихи приносят поэту широкую популярность; после «Сельского кладбища» Жуковский стал известен литературной элите, после «Людмилы» — всем читателям, после «Певца во стане…» — всей России.

На Жуковского обращает внимание двор. К 1815 году, когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим русским поэтом.

Любовь

Жуковский безнадежно на всю жизнь влюбился в дочь своей сводной сестры Екатерины Буниной (Протасовой) — Машу, она тоже готова была ответить взаимностью, но ее глубоко верующая мать категорически запретила дочери даже мечтать о браке с Жуковским, который помимо отдаленного родства с девушкой являлся и учителем ее.

В итоге Маша вышла замуж за друга великого композитора Бетховена — профессора Мойера, накануне испросив у самого Жуковского разрешения на брак со знаменитым хирургом. Поэт согласился. Вскоре после бракосочетания Маша умерла во время родов.

Переживания поэта, связанные с любовью к Маше Протасовой, воплотились в романтических песнях Жуковского, представляющих лирический дневник его драматической любви.

  • Мой друг, хранитель-ангел мой,
  • О ты, с которой нет сравненья,
  • Люблю тебя, дышу тобой;
  • Но где для страсти выраженья?
  • Во всех природы красотах
  • Твой образ милый я встречаю;
  • Прелестных вижу – в их чертах
  • Одну тебя воображаю.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Маша Протасова. Рисунок В. Жуковского

Когда в 1810 году молодой, но уже знаменитый литератор Жуковский был приглашен в семью своей сестры, Екатерины Афанасьевны, давать уроки общей истории и истории искусств ее дочерям, Марии и Александре — он сразу же обратил внимание на старшую, совсем юную, 13-летнюю Марию.

Читайте также:  «девушки на берегу сены», гюстав курбе — описание картины

Девочка была необыкновенно милой, общительной, веселой, вся сияла радостью жизни и женственным лукавством. Чувство зарождалось постепенно.

Когда лет через 20 Василий Андреевич пробовал коротко и доходчиво объяснить его друзьям, он сказал так: «Маша была своя, с ней было очень легко».

Казалось, все было против них. В 1815 году Жуковский, к тому времени уже признанный первый русский поэт, был вынужден, не настаивая на своих планах женитьбы на Маше, просить лишь об одном: иметь право хоть иногда видеть ее. Протасова-старшая фактически отказала влюбленным даже в возможности свиданий.

Ситуация становилась все более безвыходной: было ясно, что несмотря на взаимность, несмотря на то, что Жуковский лихорадочно искал выход, все же обрести счастье им обоим не дано.

И поэт делает выбор: освобождает Машу от всяких обязательств перед ним и просит ее думать прежде всего о себе, заботясь о своем счастье.

Апрель 1815 г. Жуковский пишет любимой: «Как ранее я от тебя одной ждал и утешения, и твердости, так и теперь жду твердости в добре. Нам надо знать и осуществить то, на что мы отважились.

Речь идет не только о том, чтобы быть вместе, но и о том, чтобы быть этого достойными… Чего я желал? Быть счастливым с тобой! Из этого теперь должен выбросить только одно слово, чтобы все изменить. Пусть буду счастлив тобою! Возьми себе за правило все ограничивать только собой, поверь, что тогда все будешь делать и для меня.

Моя склонность к тебе теперь словно бы без примеси собственного «я», и от этого она живее и прекраснее. Думай беззаботно о себе, все делай для себя — чего мне больше? Я буду знать, что я участник этого милого счтастья…».

Вынужденное замужество Маши, а затем и ее ранняя смерть в 1823 г. определяют трагизм мироощущения поэта. Последней встрече с Машей Жуковский посвятил стихотворение «9 марта 1823 г.»

Ты предо мною Стояла тихо. Твой взор унылый Был полон чувства. Он мне напомнил

О милом прошлом…

  • Он был последний На здешнем свете.
  • Ты удалилась, 10 Как тихий ангел; Твоя могила, Как рай, спокойна! Там все земные Воспоминанья, Там все святые
  • О небе мысли.

Звезды небес, Тихая ночь!..

Придворный воспитатель

Талант, образованность, культура, личное обаяние поэта обратили на себя внимание царской семьи.

Жуковский более 25 лет был связан с семьей императора, начав с должности чтеца еще при вдове Павла I, потом был учителем русского языка жены великого князя Николая (будущего Николая I), затем был наставником их сына Александра — впоследствии императора Александра II (потому тот и стал царем-освободителем, отменившим крепостное право!). При этом Жуковский всегда оставался заступником великих вольнолюбцев, обеляя их проступки перед царями,  — Пушкина, ЛермонтоваГерценаБаратынского, декабристов. Он содействовал освобождению от крепостной неволи поэта Т.Г. Шевченко. И вот как это было. Он вместе с Карлом Брюлловым организовал лотерею-акцию по сбору средств для того, чтобы выкупить из крепостной неволи у помещика Энгельгардта украинского Кобзаря. Как известно, Брюллов написал портрет Жуковского, который разыграли в лотерею, и собранные таким образом 2500 рублей пошли на дело освобождения поэта. После этого Брюллов взял Шевченко-художника к себе в мастерскую. В советские годы об этом эпизоде, конечно, упоминали, хотя скрывали на всякий случай, что в лотерее активно участвовала царская фамилия.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

К. Брюллов «Портрет Жуковского»

Придворное положение Жуковского вызывало не­довольство свободомыслящих его друзей, но оно не сделало его верноподданным поэтом самодержавия и человеком, ото­рванным от прогрессивных интересов общества.

Он осуждал крепостничество как зло, противоречившее нравственно­му достоинству человека и общественной справедливости, выступал в защиту про­свещения, против самодержавного произ­вола и охранительной реакционной ли­тературы, которой стремился противопоставить литературу просвещенного дворянства, объединить лучших писателей страны (Пушкин, Гоголь, Вяземский, Ба­ратынский,  Д. Давыдов, В. Одоевский, Н. Языков и другие). Он добивался смягче­ния участи Пушкина, освобождения от солдатчины Баратынского, освобожде­ния из ссылки Герцена, освободил своих крестьян от крепостной зависимости. Все это вызывало у придворной клики и са­мого Николая I недоверие к поэту, в кото­ром он видел главу либеральной партии в России. Известно, что Николай I в ответ на готовность Жуковского поручиться за И. Киреевского, издававшего журнал «Европеец», ответил: «А кто за тебя поручится?»

После путешествий с наследником сначала по России он в 1839 вышел в отставку, которая была принята под тем предлогом, что «возложенные на него педагогические за­дачи» окончились с достижением наслед­ником совершеннолетия.

На самом деле Николай I был недоволен его ролью воспитателя, его заступничеством за осуж­денных и его резким письмом царице, в котором осуждалась грубость наслед­ника.

Поэтому царь поспешил дать поэту почет­ную отставку и тем положил конец его придворной карьере.

Жуковский был автором романтических стихов, песен и баллад  «Светлана», «Людмила», «Адельстан», «Ивиковы журавли», «Алина и Альсим», «Эльвина и Эвин», «Эолова арфа», «Теон и Эсхин», «Двенадцать спящих дев» и других. Жуковский – автор стихов гимна «Боже, царя храни!»

Жуковский и Пушкин

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Братья Чернецовы «Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду»

В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными.

С маленьким же курчавым Александром Сергеевичем пока что обыкновенное знакомство 20-летнего начинающего поэта с 4-летним ребенком. А в 1816 г. 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и заново знакомится с 17-летним Пушкиным.

Буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные.

Вскоре с единомышленниками они уже заседают в знаменитом литературном обществе «Арзамас», где не было проблемы отцов и детей, где все были дети и 17-летний Пушкин, и вдвое старшие Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, и даже 50-летний гость Карамзин: шуточки на равных, обмен стихами, никто никого не поучает.

В 1820 году Жуковский подарил молодому Пушкину — тому не было и 21 года — свой портрет работы Эстеррейха со знаменитой надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя. В тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 Марта 26. Великая пятница».

  1. На этом же портрете Пушкин написал свой экспромт, адресованный Жуковскому:
  2. Его стихов пленительная сладость
  3. Пройдет веков завистливую даль,
  4. И, внемля им, вздохнет о славе младость,
  5. Утешится безмолвная печаль
  6. И резвая задумается радость.

Портрет, подаренный Жуковским, был очень дорог Пушкину, он никогда с ним не расставался. Эта гравюра и сейчас висит над рабочим столом в кабинете последней пушкинской квартиры на Мойке. И дарственная надпись Жуковского, и пророческие строки «победителя-ученика» давно стали хрестоматийными.

Пушкин и умер на руках у Жуковского. Вот как пишет об этом он сам: «Жизнь кончена!» — повторил он внятно и положительно, «Тяжело дышать, давит!» — были последние слова его.

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали.

Минуты через две я спросил: «Что он? — «Кончилось»,—отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда.

Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание.

Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить:

«Что видишь, друг?»

Так простился Василий Андреевич Жуковский с Александром Сергеевичем Пушкиным…

К числу самых известных изображений Жуковского относятся портреты работы О. Кипренского, К. Брюллова, П. Соколова, Н. Чернецова, О. Эстеррейха, Т. Гильдебрандта, Ф. Крюгера, Е. Рейтерна.

В 1841 г. Жуковский подает в отставку, уезжает в Германию и женится на Елизавете Рейтерн, дочери его друга, немецкого художника.

Жена его, более чем на 30 лет моложе его, была женщиной болезненной, поэтому Жуковский по семейным обстоятельствам  до конца жизни оставался в Германии. Умер он 12 апреля 1852 г.

, был похоронен в Баден-Бадене, но вскоре прах его перевезли в Петербург и захоронили в Александро-Невской лавре рядом с могилой Н.М. Карамзина.

Афоризмы Жуковского

Кто втерся в чин лисой, Тот в чине будет волком. * При мысли великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою.

* Скатившись с горной высоты, Лежал на прахе дуб, перунами разбитый; А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый… О Дружба, это ты! * Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает.

* К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. * Сколь неизбежна власть твоя, Гроза преступников, невинных утешитель, О совесть, наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья.

* Человек таков, каково его представление о счастье. *

Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызений совести после греха.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Памятник В.А. Жуковскому в Александровском саду Санкт-Петербурга

Источник: https://www.rosimperija.info/post/73

Портрет Жуковского кисти Кипренского и других русских художников

Искусство и развлечения 21 апреля 2015

Русская поэзия – явление чрезвычайно яркое, выразительное, многообразное. Формировали ее, определяя духовную направленность и эстетические критерии, Тредиаковский и Сумароков, Ломоносов и Державин.

Они, так сказать, подготовили почву для появления Пушкина, Лермонтова и других корифеев стиха. Но то, что было сделано для отечественной литературы Василием Андреевичем Жуковским, переоценить трудно.

Недаром великий Пушкин всю жизнь называл Жуковского своим учителем.

Романтик в литературе и в жизни

Поэт, переводчик, литературный критик, мемуарист, Василий Андреевич был личностью, разносторонне одаренной. Особое происхождение, неудавшаяся личная жизнь наложили драматический отпечаток на его судьбу.

Читайте также:  Колизей в риме - италия. адрес и видео колизея

И романтиком он стал не только в силу близости этого направления его собственным движениям души, но и под влиянием внешних обстоятельств.

О незаурядном внешнем облике еще молодого поэта, о его напряженной душевной работе довольно полное представление дает нам портрет Жуковского кисти знаменитого Кипренского (1816 год), а затем и более поздний, написанный художником Соколовым в 20-е годы.

На обоих мы видим чрезвычайно выразительное лицо, исполненное вдохновения и тревожных дум. Кажется, что поэт погружен в себя, но в то же время старается прислушиваться к скрытым от обычного глаза движениям жизни. И другой известный портрет Жуковского, написанный Карлом Брюлловым, тоже передает эту особенность характера.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Незаконченная работа

Когда два мастера, два чрезвычайно талантливых человека объединяются по той или иной причине, этот тандем может дать удивительные результаты. Портрет Жуковского в исполнении Кипренского – лучшее тому подтверждение. Написан он был за довольно короткий срок, перед отъездом художника в солнечную Италию. Заказал картину граф Уваров.

Знатоки живописи знают об одной особенности: оказывается, известнейший портрет Жуковского не закончен! Кипренский не дописал по просьбе заказчика левую руку поэта – чтобы сохранить эффект творческого порыва, вдохновения.

Изображен поэт-романтик в близкой ему самому и художнику стихии, на фоне таинственного ночного пейзажа с разрушенной башней, силуэт которой проступает из мрака. Волосы Жуковского развеваются на ветру. Взгляд великолепных задумчивых глаз устремлен вперед и углублен в себя. Поза вдохновенного мечтателя, старающегося уловить загадочную «музыку сфер».

Чувствуется, что писал портрет Жуковского Кипренский с удовольствием, вкладывая в работу не только талант и мастерство, но и искренние симпатии к модели. И сам поэт был чрезвычайно доволен результатом.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

«Воспоминания и я – одно и то же…»

Многим живописцам посчастливилось запечатлеть образ Василия Андреевича в разные годы его жизни. Однако наиболее удачным современники и критики признавали изображение, написанное Карлом Брюлловым. Прошли порывы мятежной юности, утихли страсти, смягчилось сердце, помудрели мысли.

Перед нами уже немолодой человек, много переживший, понявший, осмысливший, прочувствовавший. Годы оставили на нем свой отпечаток, особенно если сопоставить этот и предыдущий портрет Жуковского. Кипренский нарисовал юношу, Брюллов – почти пожилого (по меркам 19-го века) мужчину.

Но в обоих образах кроме внешнего сходства есть другие общие черты. Это сосредоточенность, вдумчивость, природная доброта, глубина натуры. А столик с книгами подчеркивает круг интересов поэта, его насыщенную духовную жизнь, интеллектуальный труд.

Умиротворением исполнена и поза поэта, сидящего спокойно в удобном, уютном кресле, ведущего неторопливый, размеренный образ жизни.

«Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Жуковского за Шевченко

Картина Брюллова настолько понравилась поэту, что он посвятил своему портрету стихотворное послание. Сыграл он особую роль и в судьбе Тараса Шевченко. Портрет Василия Жуковского был разыгран в лотерею между представителями царской семьи. Вырученные средства, а также доложенные личные деньги Брюллова и Василия Андреевича пошли на выкуп Шевченко из крепостной неволи.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128158/

К. Брюллов (1794-1881)

Главная — Художники — Карл Брюллов «Портрет Жуковского», Орест Адамович Кипренский — описание

Портрет В.А.Жуковского

(1783-1852)

1838г, холст, масло,110 x 83см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Жуковский Василий Андреевич(1783-1852) — знаменитый поэт. Родился в селе Мишенском, в 3 верстах от города Белева, Тульской губернии. Отцом его был помещик Аф. Ив. Бунин, матерью — пленная турецкая девушка.

От восприемника своего, бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, друга Буниных, новорожденный получил свое отчество и фамилию. Как раз перед его рождением в семье Бунина из одиннадцати детей в короткое время умерло шестеро, и в том числе единственный сын, студент Лейпцигского университета.

Жена Бунина, Мария Григорьевна, в память об умершем сыне, решила взять в свою семью новорожденного ребенка и воспитать его как родного сына.

У портрета Василия Андреевича Жуковского, кисти К.Брюллова, совершенно особая судьба: сумма, вырученная от его продажи, пошла на выкуп Т. Г. Шевченко из крепостных. Вспоминая об этом, Шевченко писал в своей биографии:

«Жуковский, предварительно узнавши цену от помещика, просил К.П.Брюллова написать его, В.А.Жуковского, портрет с целью разыграть его в лотерею… Великий Брюллов охотно согласился. Портрет написан. В.А.Жуковский с помощью графа М.Ю.Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей ассигнациями, и этою ценою была куплена моя свобода…»

Портрет Жуковского был написан в петербургской квартире Брюллова, создавшей, по контрасту с его большой мастерской, уютную, почти семейную обстановку. Со свойственной ему аккуратностью, Жуковский приходил для позирования в назначенное художником время. Нередко Брюллов посылал к поэту своих учеников с приглашением на сеанс. Одну из таких неудачно исполненных миссий шутливо описал Мокрицкий.

«Поутру,— писал он,—…пошел я к Жуковскому и передал ему приглашение Брюллова — вместо завтрего, я пригласил его сегодня к трем часам. Досталось же мне от Брюллова; ментор мой в красных штанах взьелся на меня так, что я думал побьет «.

Работать над портретом поэта Брюллову пришлось с перерывами, так как Жуковский должен был сопровождать наследника в его путешествии по России.

Образ поэта-романтика проникнут тихой сосредоточенностью и умиротворением. Наклонив слегка голову к плечу и сложив на коленях руки, Жуковский присел к столу с книгами, спокойно и сердечно внимая собеседнику. Гармоничны и плавны линии, очерчивающие голову и фигуру. Глубок и мягок красновато-коричневый колорит, соответствующий общему облику поэта.

Современники считали этот портрет Жуковского одним из лучших «как по сходству, так и по выражению характера целого». Облик поэта полон тихого лиризма, серьезности и доброты. Сдержанность исполнительской манеры, отсутствие какой-либо внешней аффектации характеризуют это замечательное произведение.

подробнее

Источник: https://nearyou.ru/kbrullov/5Zhukovsk.html

Описание картины Ореста Кипренского «Портрет Жуковского»

Описание картины Ореста Кипренского «Портрет Жуковского»

Кипренский написал этот портрет достаточно быстро. В это время Жуковский как раз собирался уезжать в залитую солнцем Италию. Исследователи говорят о том, что картина эта не была завершена. Заказчик попросил специально не дописывать левую руку. Это было сделано для того, чтобы передать вдохновение и творческий порыв.

Живописец изображает Жуковского на излюбленном фоне. Мы видим таинственную ночь, разрушенную башню, сказочный силуэт. Поэт смотрит куда-то вперед, но при этом чувствуется его погруженность в собственные мысли.

Кипренский изображает поэта в позе, которая выдает в нем мечтателя, который стремится, во что бы то ни стало уловить чудесную музыку различных сфер. Жуковский стоит над привычной жизнью. Он был связан с чудесным.

Это можно почувствовать, если детально рассматривать портрет Кипренского. Создается впечатление, что поэт слушает сказочные голоса самой природы. Кажется, что все тайны этого причудливого мира подвластны только ему.

На этой картине преобладают коричневые и пастельные тона. Художник выделяет лицо Жуковского. Оно словно озарено солнцем. Весь портрет впечатляет не буйством красок, а силой передачи характера поэта и его мыслей. Художнику удалось понять этого человека и создать по-настоящему одухотворенную картину. Полотно настолько живо и глубоко, что остается лишь удивляться такому мастерству Кипренского.

Мы можем почувствовать, что художнику очень нравилось писать этот портрет. В свою грандиозную по силе работу он вложил невероятный талант и подлинное мастерство. При этом видно, что живописец испытывал симпатию к Жуковскому. Самому поэту картина тоже очень понравилась. Благодаря картине Кипренского, мы можем представить не только, как выглядел Жуковский, но и понять многие его произведения.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-oresta-kiprenskogo-portret-zhukovskogo/

Кипренский Орест Адамович (1782-1836), художник :

Кипренский гениален, пока он в России, где и пока его окружает умственная, интеллектуальная, да и проще, человеческая среда, имевшая и умевшая с неподражаемой грацией и достоинством нести и соблюдать «осанку благородства»

Кипренский Орест Адамович русский художник, учился в Академии художеств в Петербурге, с 1788 года в Воспитательном училище Академии, затем в классе исторической живописи у Г.-Ф. Дуайена и Г.И. Угрюмова. В 1803 году окончил Академию и был оставлен при ней пенсионером.

В 1805-м за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» (ГРМ) получил большую золотую медаль и право поездки за границу. В 1809–1810 годах жил в Москве, в 1811-м в Твери.

В марте 1812 года возвратился в Петербург, в том же году за живописные и графические портреты получил звание академика.

Искусство Кипренского – первая версия романтизма в истории русской живописи. Особенно богат художественными открытиями ранний период, до отъезда художника в 1816 году в Италию. С самого начала ведущим жанром его творчества становится портрет.

Кипренский выступил обновителем портретной традиции, обращаясь к опыту европейской живописи XVII века, изучая в Эрмитаже произведения Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка.

Портретный образ в искусстве Кипренского полностью освобождается из-под власти сословной этикетности, которая во многом определяла своеобразие и нормы портретной репрезентации в живописи XVIII века. Герои портретов Кипренского не позируют, а действительно живут естественной жизнью в забвении зрителя.

По принадлежности различным сословиям, служебным, придворным рангам, профессиям круг портретных моделей Кипренского необычайно широк. Но и в этой почти всеохватности выделяется галерея поэтических личностей: Жуковского, Батюшкова, Крылова, Вяземского, Гете.

Отдельную значительную тему, в контексте наполеоновских войн и эпопеи 1812 года, составляют воины и люди в военных мундирах – «Портрет Е.В. Давыдова», «Портрет Г. Ольденбургского», графические портреты П.А. Оленина (1813, ГТГ), А.Р. Томилова, Е.И. Чаплица и др.

В портрете Евграфа Владимировича Давыдова взят любимый и богато разработанный XVIII веком тип так называемого парадного портрета.

Но момент позирования, торжественного явления свету преображается в ситуацию одинокого ожидания; в полумрак ночного уединения как бы привнесена атмосфера бала, но герой предается мечтам и прихотливому течению своих мыслей. Здесь хорошо видно, как умел Кипренский писать обращенный внутрь, как бы прислушивающийся взгляд.

Рассматривание этой по-своему элегантной картины позволяет живее, чем исторические комментарии, понять, как в тех людях была поразительно сплавлена военная доблесть, светское изящество и «дум высокое стремленье».

Шедевром в ряду ранних портретов 1808–1809 годов является «Портрет А.А. Челищева». Его тему можно было бы определить как пробуждение и обнаружение человеком того, что называется внутренним миром.

Собственно, внутренний мир – это универсальная для Кипренского тема, но в детском портрете она приобретает особенный смысл. Изображено мгновение, относящееся к разряду потаенных, принципиально не имеющих зрителя, это предельное воплощение интимности в портретном искусстве.

Отношение модель-зритель у Кипренского воссоздает атмосферу доверия и дружеского участия. В этом и состояло главное художественное открытие Кипренского.

По композиционной изобретательности, вариативности приемов и содержательности стилистической эволюции Кипренский, будучи одним из создателей жанра, остается, безусловно, и самым значительным мастером карандашного портрета в русском искусстве XIX века.

В графических портретах особенно разнообразно представлена тема юности, совершенно иначе прозвучавшая у Кипренского сравнительно с XVIII веком. В романтизме детство и юность приобрели статус самостоятельных миров, независимых и не обязанных соизмерять себя с «взрослостью» как нормой. Это было одно из открытий и завоеваний романтизма.

Читайте также:  Картина «водяные лилии», клод моне — описание

Открытость «всем впечатленьям бытия» в случае детской и юношеской модели есть сама сущность, смысл существования. Поэтому именно здесь – своего рода камертон портретного искусства Кипренского, настроенного «слушать музыку своего времени».

Менялся стиль рисования от 1810-х к 1820-м годам, спокойнее и беспристрастнее становился взгляд на модель, соотносительно тому, как остывал в самом художнике энтузиазм молодости, но неизменно сохранялись пленительные приметы отзывчивости, восприимчивости юношеской натуры, начиная с «Портрета Наташи Кочубей» (1813), заканчивая «Портретом неизвестного (Из семьи Орловых-Давыдовых)» 1828 года. Кочубей словно обернулась на некий голос, зов – это любимая мизансцена, своего рода пластический лейтмотив портретного искусства Кипренского.

В «Портрете Д.Н. Хвостовой» (1814) взгляд художника, не утрачивая прежней проникновенной внимательности, заметно меняется, обращаясь как бы во взгляд со стороны – не изнутри мира «романтических очарований», а извне его. В «Портрете С.С.

Уварова» (1816) художник становится наблюдателем тех метаморфоз, которые претерпевает собственно сам романтизм, оказавшись модой, позой, стилем поведения в самой жизни. Написанный по заказу Уварова «Портрет Жуковского» (1816) – сгусток внешних примет романтизированного изображения.

Атмосфера его баллад, особенно такой как «Эолова арфа», образует программу изображения. Портретность в смысле физиономического сходства здесь как бы побочная, само собой разумеющаяся, она есть задача, разрешаемая, так сказать, автоматически.

Условный пейзаж со «средневековым» замком и «ночным» колоритом призван соединить погруженного в меланхолическую мечтательность поэта и образы его поэзии.

С 1816 до 1822 художник находится в Италии, в 1822–1823 – в Париже, где в Салоне 1822 года экспонирует ряд произведений. В Италии стиль Кипренского заметно меняется под воздействием старых мастеров.

Вместе с печатью эстетизма он приобретает специфически музейный оттенок, стилизаторскую изысканность, холодноватую отточенность («Портрет Е.С. Авдулиной»).

В 1823 Кипренский вернулся в Петербург, где прожил до 1828 года, когда вновь переселился в Италию.

Поздний Кипренский уже не энтузиаст и человеколюбец, он теперь знает о людях то, что лишает его былых «очарований». Юная красотка Аннет Оленина (1828, ГТГ) думает, что может уберечь от света тайные движения души, она пишет в дневнике о себе словами поэта «…

в мятежном пламени страстей как страшно ты перегорела!», наивно применяя строки Е.А. Баратынского к своим девическим чувствованиям. А художник в это время видит всего лишь прелестную кокетку. Его раннее искусство имеет тонус молодости и солидарности с юными моделями.

А теперь охлажденная проницательность, распространяется и на мир юности: это обретение возраста, умудренного опытом и разочарованиями.

Но то был возраст самого поколения, прощавшегося в конце 1820-х годов с волнениями и идеалами своей молодости и вступавшего в осень и зиму последекабристского, николаевского времени.

Самое знаменитое произведение и безусловный шедевр мастера – «Портрет А.С. Пушкина». Вызванный из Михайловского в сентябре 1826 года Пушкин явился перед Николаем I в Москве, был «прощен» и получил разрешение проживать в столицах.

В конце мая 1827 года он приезжает в Петербург, где не был семь лет, а 1 сентября в Академии художеств открылась выставка, на которой можно было видеть портрет Пушкина работы Кипренского. Его заказал для себя Антон Дельвиг, ближайший лицейский друг Пушкина.

Кроме того, Дельвиг следил за успехами русского изобразительного искусства, это о нем строка Пушкина «художников друг и советник».

По видимости простой композиционный прием: как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности.

Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт; не говоря уже о своего роде рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии).

Эти черты классицистической нормы соединены с таким внешне сугубо романтическим предметом, каким является ткань накидки – шотландская клетка вошла в моду в связи с увлечением романами Вальтера Скотта.

Но она так необходима здесь и для оживления цветовой монохромности, и для выявления, по контрасту, изгиба упругой, словно оковывающей силуэт линии. Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». 

Тщательность письма как бы оберегает нас от небрежности рассеянного внимания, призывая к чуткой пристальности, с которой мы, повторяя взгляд художника, должны всмотреться в черты Пушкина. Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. Например, А.В.

Никитенко, посетивший выставку в Академии художеств, записывает в дневнике: «Вот поэт Пушкин. Не смотрите на подпись: видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания.» Отец поэта, С.Л.

Пушкин, признавал, что «лучший портрет сына моего, суть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным».

Выполненная Н.И. Уткиным гравюра с этого портрета была приложена к альманаху «Северные цветы» и к изданию «Руслана и Людмилы» в 1828 году и вызвала новую волну откликов на изображение Пушкина.

В одном из них Федор Глинка пишет Пушкину: «У меня есть Ваш портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем.

Ужели это следствие печалей жизни?» Именно эта, подмеченная Глинкой, нота «пасмурности» или, точнее, смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». Вослед написанию портрета Пушкин сочинил стихотворное послание «Кипренскому». Пушкину портрет очень нравился. Хотя и потрясенный «ужасным известием» о смерти Дельвига (январь 1831 года), он через Плетнева приобретает портрет у вдовы Дельвига на деньги из гонорара за «Бориса Годунова». С тех пор портрет обитает в его доме, затем в семье, пока внук поэта не передал его в 1916 года в Третьяковскую галерею.

Кипренский был первым из русских художников, чей автопортрет был включен в знаменитую коллекцию автопортретов европейских мастеров в музее Уффици. А в Третьяковской галерее экспонируется приобретенный еще П.М. Третьяковым «Автопортрет», написанный в 1828-м, последнем году пребывания Кипренского в России.

Он изобразил себя с кистью в руке, одетым в полосатый восточный халат, или архалук, как его называли в те годы. Сличая оба эти изображения, любой человек скажет, что это одно и то же лицо, тем более что взят одинаковый поворот анфас. В уффицианском автопортрете поражает ясность, с которой формулируется его идея, «сюжет».

Художник завороженно глядится в зеркало, каким оказывается его искусство, ремесло, способное порождать целый мир – мир, которым встретила его Италия в творениях ее прославленных мастеров. Он видит себя в их свете, он причастен этому цеху избранных.

Если по жанру это портрет, то по сюжету – это картина о том, как человек несет свой, дар, талант, свое призвание. Поэтому – овал, еще раз напоминающий о зеркале, почти монохромная гамма и изгнание развлекающего многоцветия; и эта застылость в лучах льющегося сверху света, вызывающая ассоциации об уподоблении полному сосуду.

И, наконец, жест: указующий перст в сочетании с оттенком удивления в лице образует вечный возглас самоидентификации, самопознания – «это я?!» Именно в Италии, в Риме, в плотно окутавшей его атмосфере искусства, куда Кипренский приехал не робким учеником, а опытным и признанным мастером, мог зародиться подобный замысел и, верный своей стезе портретиста, он естественно нашел подходящим для его воплощения автопортрет. Самозабвенный энтузиазм, с которым ранний Кипренский «верстал» лица и образы своих современников, как будто прояснился ему в Италии, и он направил взгляд на себя.

Портрет воплощает образцово – романтическое понимание художника как избранного носителя творческой энергии. С бытовой точки зрения его поза может быть названа манерной и выделанной, а взгляд слишком напряженным, чуть ли не исступленным.

Но речь вовсе не о том, каков художник «в миру», когда он, к примеру, в дружеской компании «прескверно» поет и играет на гитаре, как писал один из мемуаристов.

В концепции этого портрета скрыто присутствует антитеза биографически-бытового облика его образу как художника, «взятого не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условием также своего собственного личного характера».

Последний восьмилетний отрезок биографии Кипренского можно в целом представить как постепенное творческое угасание. Художник продолжает работать, создавать произведения, в которых он по-своему отзывается на новые веяния, неведомые искусству 1800–1810-х годов.

Он сочиняет в соответствии с уже проявившимися штампами романтизма «Ворожею при свече» и «Сивиллу Тибуртинскую», с мотивами гадания, пророчества. Изображение света огня – свечи, лампады, луны – это как раз то, чего избегал классицизм, но предпочитали романтики (а еще раньше разрабатывали караваджисты XVII века).

В 1830-е это стало частым мотивом, особенно после «Помпеи» с ее вулканным огнем, молниями и т. п.

Он обращается к групповому портрету, то смешивая его с жанровой сценой в «Читателях газет» (1831, ГТГ), где, так сказать, «физическое» слушание отдает самопародией на столь тонко разработанный в его ранних портретах мотив чуткого, внутреннего, душевного прислушивания, одухотворяющего лица его портретов. В «Портрете графини М.А. Потоцкой, ее сестры графини С.А. Шуваловой с эфиопкой» (Киевский музей русского искусства) он прямо пытается конкурировать с парадными групповыми портретами К.П. Брюллова начала 1830-х годов.

Кипренский гениален, пока он в России, где и пока его окружает умственная, интеллектуальная, да и проще, человеческая среда, имевшая и умевшая с неподражаемой грацией и достоинством нести и соблюдать «осанку благородства». Но, кроме всего прочего, тогда он был молод.

«Святая молодость, где жило упованье», как назвал это состояние Жуковский в стихотворении того самого года, когда Кипренский написал его портрет. Шуман как-то сказал о Шуберте: «Он всегда был и будет избранником молодости». Но то же можно сказать и о самом Шумане, и вообще обо всех романтиках.

Романтизм не обязательно «искусство молодых», но в идее, в историко-художественном «замысле» – это искусство молодости. Уехав в Италию, Кипренский якобы был погублен «гордыней мастерства», соревновательности.

Он оказывается как бы виноватым в том смысле, что «зарыл свой талант в землю» в погоне за химерической славой «живого классика», заведомо творящего произведения, достойные на музейной стене выдерживать соседство с шедеврами великих.

И все же такой приговор – всего лишь мыслительная аберрация, следствие влюбленности в юного Кипренского. Ибо не столько плох поздний «итальянский» Кипренский, сколько изумительно хорош Кипренский молодой.

Источник: http://www.zdravrussia.ru/painting/xixvekpervajapolovina/?nnew=679&sview=4

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector