Портрет струйской, рокотов — описание

Портрет Струйской, Рокотов - описание Портрет Н.Е. Струйского. Рокотов Ф.С. Портрет Струйской, Рокотов - описание Портрет Александры Струйской. Рокотов Ф.С.

В 1903 году в московский  Императорский исторический музей имени императора Александра III  пришла посетительница, которая предложила купить у нее два фамильных портрета, ее прадедушки и прабабушки, помещиков Пензенской губернии Струйских.

Фамилия эта ничего не говорила экспертам исторического музея. И предложение дамы не вызвало бы особого интереса, если бы она не добавила, что эти портреты написаны художником Ф.С. Рокотовым. Сотрудники музея мгновенно  стали слушать посетительницу совершенно иначе.

  В то же время, приди она даже двумя годами раньше, эта фамилия не вызвала бы  почти шок. 

После смерти великого русского художника-портретиста Федора Степановича Рокотова прошло  около ста лет. При жизни он был знаменит, все знатные дамы и господа империи жаждали иметь написанный им  свой  портрет. Писал он и саму государыню императрицу Екатерину Великую, и близких ей людей: графа Г.А.

Орлова, великого князя Павла Петровича — наследника престола, министров и всесильных вельмож. Знаком особого благоволения и доверия императрицы можно было считать разрешение художнику написать портрет одного мальчика, даже существование которого тщательно скрывалось. Это был сын императрицы и графа Орлова, маленький князь Бобринский.

Но умерла великая императрица, появились новые властители и модные художники. О Рокотове забыли…

Сам Рокотов, будучи очень скромным человеком, каким и подобает быть православному, практически сделал все, чтобы, как мы сказали бы сейчас, не рекламировать себя и не заботиться о славе земной: он не подписывался под своими великолепными работами, не писал автопортретов, не оставил никаких воспоминаний, не написал и свою автобиографию.

Однако в 1902 году замечательный знаток и пропагандист русского искусства Сергей Павлович Дягилев организовал выставку работ Ф.С. Рокотова. Выставка имела оглушительный успех. Рокотов вновь стал знаменит, его работы вызывали восторженные отзывы критиков и  ажиотаж у зрителей.

Поэтому  взволнованные эксперты исторического музея  тут же  поехали по адресу, оставленному посетительницей. Подумать только — они  могут увидеть два неизвестных портрета  великого художника. И они увидели…

Это были два живописных шедевра, совершенных не только по живописи, но и по какому-то неимоверному проникновению в самую суть души и психологию своих героев. Художнику удалось передать нечто такое, что вызывало жгучий интерес к этим людям. Женский портрет тут же стали называть «русская Джоконда».

Но кем  они были, эти Струйские, которые не оставили в истории никакого следа? Когда  написал их великий Рокотов, волшебник  кисти? Почему художник изобразил именно их? Во всяком случае, к тому времени ни о  Струйских, ни об истории создания их портретов  ничего  известно не было.

При более тщательном осмотре нашлась  единственная зацепка — надпись на оборотной стороне одного холста: «Привез в Рузаевку в 1772 году. Рокотов». Графологическая экспертиза подтвердила подлинность «руки» Рокотова  и в живописи полотен, и в надписи.

Надо было  начинать захватывающие  поиски!  И отправились сотрудники музея проводить исследование, чтобы найти какие-либо сведения в самых разных  многочисленных архивах, в воспоминаниях и письмах современников, в записях церковных книг.

Они успели за четырнадцать лет до начала кровавой революции и жестокого террора новой власти  воссоздать удивительную историю найденных портретов. Для  нашей культуры это было необыкновенное  везение, ведь, как известно, ни русская культура, ни русское искусство, ни русская история большевиков совершенно не интересовали. Тем более, когда дело касалось дворян.                                                                                                                                         

А выяснили тогда факты, достойные памяти. На портретах   были изображены глава семьи Николай Еремеевич Струйский и его жена — Александра Петровна. Ко времени написания портретов они только что поженились. Жениху было 23 года. Его очаровательной невесте  — 17. Упомянутая Рузаевка —  одно из их  поместий, где находилась главная усадьба.

Ко времени написания портретов Николай Еремеевич  стал очень богатым человеком. Дело в том, в 1771-72 гг Россию терзали две напасти — полыхал пугачевский бунт и свирепствовала чума. Пострадали все родственники Струйского. Он остался единственным наследником и богатых имений, и немалых капиталов. К его чести он распоряжался ими очень толково.

Для того, чтобы навеки запечатлеть необыкновенную красоту своей молоденькой жены, он повез ее в Москву, где тогда жил Рокотов. Там художник, видимо, и написал  оба портрета, которые потом привез к Струйским в имение. Исследователи считали, что Николай Еремеевич хорошо знал Рокотова.

С большой долей вероятности можно предположить, что они вместе  служили в  одном гвардейском полку. По документам Струйского известно, где и в какие годы он служил, а на одном единственном портрете, который исследователи считают автопортретом Рокотова, автор изобразил себя в мундире именно этого полка и относящемуся  к тому же времени.

Подтверждал  данный факт и редкий документ — воспоминания Струйского о Рокотове. Молодой помещик был поклонником русского изобразительного искусства. В те годы он и стал собирать ставшую потом известной великолепную коллекцию работ русских художников. Не менее страстно Николай Еремеевич  увлекалсяв русской литературой и, особенно, поэзией.

Он был знаком со многими   известными литераторами того времени. Его богатство позволяло ему быть щедрым хозяином, и у него в Рузаевке гостили многие знаменитости. Но быть просто сторонним наблюдателем ему было мало. Он тщательно записывал, все, что слышал от своих гостей.

Хозяин Рузаевки и сам пописывал вирши, однако, несмотря на весь пафос и  романтическую экзальтацию, эти стихи не были высокой поэзией. И все же свой след в русской культуре и литературе он оставил.

Кроме увлеченного коллекционирования произведений искусства, написания бесценных свидетельств — воспоминаний о своем общении   с самыми прославленными  авторами, он создал замечательную типографию, оснащенную всеми техническими новинками книгопечатания того времени. Книги печатались на великолепной дорогой бумаге.

Его издания  на религиозные темы, по изобразительному искусству и литературе были столь высокого качества, что выигрывали в сравнении с продукцией знаменитого во всем мире скандинавского издательства «Ашетт». Книги, изданные рузаевской типографией, любила дарить своим иностранным гостям, государям и послам, императрица. Естественно, они были и в ее личной библиотеке.

Струйский основательно готовился к своей новой семейной жизни. Он мечтал о многочисленной семье. Поэтому  у себя в Рузаевке выстроил большой четырехэтажный дворец по проекту самого Растрелли — архитектора царского Зимнего дворца.

Своей молоденькой жене он сделал   к свадьбе уникальный подарок. Это не были ни дорогие бриллианты, ни бесценные шубы, ни парижские наряды.

Он подарил своей любимой  великолепный храм Пресвятой Троицы, большой,  светлый, под высоким куполом. Значит, знал, что храм  для нее был важнее, чем богатства материальные. Проект храма  сделал другой знаменитый архитектор — Баженов.

Ни одна женщина за всю историю человечества не получила столь великий и возвышенный дар.

Сравнивая два созданных Рокотовым  портрета Струйских, нельзя не прийти к выводу, что изображены очень разные люди.

Красавица Александра Петровна поражает еще и  гармонией своей души, видна не только ее доброта, но и сильный характер, серьезность и способность к самопожертвованию и в то же время очень естественная скромность. А эти качества никак не традиционны для светских красавиц XVIII века.

Почему она не стремилась к жизни беспечной и легкой, с балами, флиртом и поклонением ей, как богине? Что таится за умным, тронутым печалью, но уверенным взором? Какая ей доступна тайна бытия? За этот ее  «неразгаданный» взгляд исследователи и назвали ее русской Джокондой.

У  итальянки Моны Лизы  Леонардо да Винчи запечатлел ее таинственную непонятную полуулыбку. У русской красавицы вся тайна мироздания спрятана в чуть раскосых глазах необыкновенного цвета. Видимо, все же ответ был в том, что она  верила в Господа и поэтому знала истину.

У ее супруга — заостренные черты не вполне симметричного лица, взлохмаченные как будто сильным порывом ветра волосы. Взгляд — фанатичен. И весь он  такой, что, кажется,  сейчас вскочит и убежит. Ему, явно, не чужды капризы, некая взбалмошность, осознание своей власти богатого человека.

Несмотря на это кажущееся, внешнее несоответствие супруги прожили спокойную, достойную семейную жизнь. Александра Петровна родила восемнадцать детей. Но десять из них умерло в младенчестве, а четыре пары близнецов — семь сыновей и дочь благополучно выросли. Муж нередко писал посвященные своей супруге стихи.

Сейчас они кажутся громоздкими и  без меры торжественными. Но одно в этих произведениях было прекрасно: Струйский придумал своей жене изумительное лирическое имя. Он называл ее Сапфирой.  Сколько в этом прекрасных ассоциаций! Сапфир — дорогой и редкий драгоценный камень синего цвета.

Возможно,  в этом проявилось представление о каком-то необыкновенном цвете ее глаз. Кроме того, сапфир — символ верности и высоких душевных качеств. И с годами он не стал называть ее иначе.

Но было в  как будто бы блестящей характеристике Струйского одно темное пятно: при всей своей просвещенности и тонкости восприятия прекрасного он оставался  жестким  крепостником.

Он считал себя знатоком законов и сам судил своих крестьян, подчас  несправедливо и жестоко. Супруги прожили вместе 24 года, до самой смерти Николая Еремеевича. И смерть его была тоже неординарной.

Узнав о кончине императрицы Екатерины Великой, которой он был бесконечно предан, осознавая ее предназначенность Господом быть матерью народа русского и защитницей государства, он вбежал в гостиную, где висел ее портрет, тоже выполненный Рокотовым, и рухнул рядом бездыханным.

Он умер от инсульта  в один день с императрицей. Вряд ли можно представить себе более преданного поданного! Интересно, что у него во дворце висела  единственная  авторская копия портрета царицы. Оригинал находился в Зимнем дворце.

Этот портрет так нравился Екатерине Великой, что она на  русских ассигнациях повелела печатать именно такой свой профиль.

Александра Петровна пережила мужа на 43 года, она умерла в 1838 году  на восемьдесят четвертом году жизни. По воспоминаниям современников она до последних дней сохраняла следы былой красоты. Александра Петровна мудро правила семейным  состоянием. Оставила детям большое наследство.

Было известно и о том, что она не разделяла убеждений своего мужа по  обращению  с крепостными. При ней им жилось значительно легче. Своим детям она была мудрым советчиком. Известно, что она оживленно переписывалась и со своими внуками. Кстати,  один из них — Андрей Полежаев — стал довольно известным поэтом.

В Пензе существует его музей.

Как и ее умерший супруг, Струйская была гостеприимной хозяйкой, у нее даже бывал в гостях А.С. Пушкин.

Искусствоведы назвали ее самой красивой русской женщиной ХVIII века. Конечно, ее судьба была удивительной. Воспитала восьмерых детей. Вела большое хозяйство. Жила во дворце Растрелли. Молилась в храме Святой Троицы Баженова. Ее красоту запечатлел Рокотов.

Чудеса продолжались и после ее кончины: через 125 лет после этого у нее появился восхищенный поклонник — известный поэт Николай Заболоцкий. В 1953 году он написал ставшее знаменитым стихотворение «К портрету Струйской».

Говорят, что он часто приходил в Третьяковскую галерею (где теперь выставлен портрет) и останавливался, любуясь таинственной красавицей. Но и он мало что отгадал. В его стихотворении  больше  вопросов, чем ответов.

  • Любите живопись, поэты!
  • Лишь ей, единственной, дано
  • Души таинственной приметы
  • Переносить на полотно. 
  • Ты помнишь, как из тьмы былого,
  • Едва закутана в атлас,
  • С портрета Рокотова снова
  • Смотрела Струйская на нас?
  • Ее глаза, как два обмана-
  • Полуулыбка, полуплач.
  • Ее глаза, как два тумана,
  • Покрытых мглою неудач.
  • Соединенье двух загадок-
  • Полувосторг, полуиспуг,
  • Безумной нежности припадок,
  • Предвосхищенье смертных мук.
  • Когда потемки наступают
  • И начинается гроза,
  • Со дна души моей мерцают
  • Ее прекрасные глаза.
Читайте также:  Рерих николай константинович, картины и биография

А к  памяти о ней время оказалось жестоким. Остался только ее портрет в музее, но все остальное, ее окружавшее, исчезло.

Во время революции сожгли дворец  великого Растрелли вместе с коллекцией бесценных картин (по преданию там был еще один рокотовский портрет Александры Петровны), разрушили храм Святой Троицы Баженова и уникальную типографию.

Бессмысленно и бездарно. Наверное, так получается всегда, когда властвует зло и хочет уничтожить память о святом и прекрасном.

Портрет Струйской, Рокотов - описание

Портрет Екатерины II.

Рокотов Ф.С.

Алла Тагиева

Другие статьи этого автора

Источник: http://www.pafnuty-abbey.ru/publishing/7692/

Портрет Струйской кисти Рокотова

Категория: Искусство.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.44 [8 Голоса (ов)]

Портрет Александры Петровны Струйской, созданный великим художником Фёдором Степановичем Рокотовым, некоторые искусствоведы называют «русской Джокондой». Лицо этой женщины настолько одухотворено, так притягательно, что остаться к нему равнодушным невозможно.

Портрет Струйской, Рокотов - описаниеЭтот шедевр был создан по заказу супруга Александры Петровны, Николая Еремеевича, талантливого издателя и ценителя искусства.

История художника Рокотова примечательна. По происхождению он был обычным крепостным крестьянином, принадлежавшим князю Репнину. Как-то картины юного безродного художника увидел И. И. Шувалов – основатель Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Он сразу же понял, что имеет дело с настоящим гением и настоял на том, чтобы юношу взяли учиться в Академию. Позже портреты Рокотова стали очень модными. Сама императрица Екатерина Вторая позволила Фёдору Степановичу написать её портрет.

Он был дружен со Струйским, который, словно предчувствуя великую славу Рокотова, собрал у себя целую коллекцию его картин, среди которых были и семейные портреты…

Александра Петровна Струйская была необычно хороша собой. Но Рокотов, как талантливый художник, в её портрете сумел передать не столько внешнюю, сколько внутреннюю красоту.

Современники говорили, что эта женщина была образцом духовного совершенства. Когда богатый жених предложил юной Александре выбрать свадебный подарок, она попросила его построить в имении храм.

В итоге в Рузаевке вырос храм Пресвятой Троицы, просторный и светлый.

В браке с Николаем Еремеевичем она родила 18 детей, 10 из которых похоронила во младенчестве. Супруги вели очень замкнутую жизнь, редко покидая родовое имение. В их семейной жизни нельзя найти каких-то особенных, удивительных фактов. В этом и состояла их главная особенность: они были настоящей русской патриархальной семьёй, внутри которой царили покой, согласие и любовь.

В 1903 году Московский исторический музей приобрёл портреты супругов Струйских у их потомков. Изображение Александры Петровны было признано настоящим шедевром, одним из лучших произведений художника Рокотова. Поэт Николай Заболоцкий, заворожённый взглядом этой женщины, посвятил портрету целое стихотворение:

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. 1953Портрет Струйской, Рокотов - описание

Источник: https://xn--80apgbqx8a.xn--p1ai/portret-strujskoj-kisti-rokotova

Сочинение по картине Рокотова Портрет А.П. Струйской 8, 9 класс

Портрет Струйской, Рокотов - описание

В 18 веке, в одном из княжеских имений, родился Рокотов Фёдор Степанович. Первая его работа, человека в мундире, стала своего рода, автопортретом художника. В 1755 году, увольнение с воинской службы, направляет художника, творить свои работы и он поступает в художественную академию. Благодаря великим наставникам, художник, стал известной личностью. Наиболее популярные его картины, стали классикой русской культуры и художества.

Данная работа, является эпохой 19 века. В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.

Целеустремлённый взгляд девушки, может говорить только о том, что это жена помещика, которая знает своё место в обществе, и уверена в своих мыслях. На первое место, «бросается» в глаза, её шикарное одеяние, подчёркнутое мелкой брошью.

Это ещё раз говорит об её статусе в обществе.

Очень симпатичным и очень строгим, кажется силуэт её лица, а нежная кожа без морщин, напоминает духовность лица Моно Лизы. В то время, такие причёски как у этой прекрасной дамы, считались, довольно оригинальными и стильными причёсками. Волосы, кокетливо закинуты назад, это признак того, что девушка молода, и полна сил.

А длина волос, говорит о её строгом воспитании. Происхождением такие девушки могли лишь быть в зажиточных семьях.  Не каждая дама, могла позволить себе, таким образом украсить свою голову. Чёрные угольки глаз, пронизывают своим взглядом всю картину.

Добрая, но в то же время строгая улыбка, говорит о том, что девушка люблена и наивна.

Фигура, типичной русской девушки. Широкие плечи, яркое выражение декольте, с румяным оттенком кожи. Очень интересной чертой лица, является, её нос. Греческая форма носа, это говорит об упрямстве и независимости.

Если говорить в общем, о данной работе художника, то картина представляет очень юную особу, аристократической внешности. С твёрдым взглядом на жизнь.

Несмотря на то, что картина не имеет ярких красок, благодаря невинной улыбке этой девушки, картина принимает добрый и приятный оттенок. Сама цветовая гамма, сотворят чудесный нимб, вокруг полного силуэта девушки.

Автор, пытался выразить те качества, которые были присущи таким дамам общества. Пережив те времена, художник, видимо полностью осознавал социальные уровни людей и их быт и существование.

8 класс, 9 класс

Описание настроения картины Рокотов — Портрет А.П. Струйской

Портрет Струйской, Рокотов - описание

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Зимний вечер Крымова 6 класс описание
    Рассматривая картину художника Н.П.Крымова «Зимний вечер» можно не только насладиться зимней природой, но и почувствовать, как мороз щиплет за нос, и щеки горят от холода.
  • Сочинение по картине Поповича Не взяли на рыбалку 5 класс
    Сегодня, я увидела картину очень талантливого художника, Олега Владимировича Попович. Полотно называется «Не взяли на рыбалку».
  • Сочинение по картине Русская Зима Крылова 3 класс
    На картине известного знаменитого живописца изображена окраина села в зимний период.
  • Сочинение по картине Айвазовского Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами
    Одна из выдающихся композиций И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» была задумана еще в далеком детстве, которое прошло в окружении, будоражившем фантазию художника
  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье 5 класс
    Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/rokotov-portret-a-p-strujskoj-8-9-klass

Сочинение по картине рокотова портрет а.п. струйской 8, 9 класс описание — Лучшие Сочинения

Портрет Струйской, Рокотов - описание

При взгляде на портрет охотно веришь, что это «Ангел, сошедший на землю”. Рокотов оставил нам портрет красавицы, с немного грустным взором, она как бы «ушла в себя» и о чем-то думает. все в этом портрете гармонично – и черные, задумчивые глаза, линия бровей, спокойная улыбка.

Один из лучших портретистов восемнадцатого века, Рокотов был загадочным человеком. Загадка уже его происхождение: рожденный в семье крепостных князя Репнин, по метрической записи он числится “свободнорожденным” У князя Репнина было несколько незаконнорожденных детей, но им он давал фамилию Пнин.

Рокотов довольно быстро получил известность как великолепный портретист, был вхож в круги интеллектуальной элиты того времени – дружил с Ломоносовым, с графом Шуваловым – президентом Академии наук. Ломоносов и представил художникаЕлизавете Петровне. Шувалов приказал принять Рокотова на обучение в Академию художеств в Петербурге.

Как великолепный портретист Рокотов написал множество портретов, как парадных, например портреты Елизаветы Петровны, портрет Екатерины II в парадном коронационном одеянии, портрет Петра III, так и “интимных”. Портреты поэта Майкова В. И. и портрет Струйской А. П. относятся к числу “интимных”.

На портрете изображена восемнадцатилетняя женщина, вторая жена пензенского помещика Н. Е. Струйского. Помещик обожал свою жену, написал и посвятил ей множество стихов, что, однако не мешало ему заниматься рукоприкладством. Впрочем он лично порол крепостных, которых потом лечила его жена “Ангел, сошедший на землю” – так говорили о ней. Всего в этой семье родилось восемнадцать детей.

При взгляде на портрет охотно веришь, что это “Ангел, сошедший на землю”. Рокотов оставил нам портрет красавицы, с немного грустным взором, она как бы “ушла в себя” и о чем-то думает.

все в этом портрете гармонично – и черные, задумчивые глаза, линия бровей, спокойная улыбка. Тяжелая коса сбегает на плечо, шея и самый верх груди обнажены.

Платье из легкой ткани, драгоценные подвески и застежки довершают наряд.

Высоко взбитые впереди темные волосы образуют вокруг лица некий ореол, румяные щеки полны прелести. Существует портрет Струйской в старости.

Но этот портрет рисовал уже другой художник и на нем изображена совершенно другая, усталая женщина с потухшим взглядом и безжизненным лицом.

Через какие испытания пришлось пройти “Ангелу, сошедшему на землю”, чтобы так измениться? К счастью, мы этого не узнаем.

Источник: https://school-10.ru/na-temu/sochinenie-po-kartine-rokotova-portret-a-p-strujskoj-8-9-klass-opisanie.html

Сочинение-описание по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова

А.С. Рокотов – без преувеличения лучший портретист России восемнадцатого века. Он жил во времена, когда мало фактов из его жизни фиксировались, поэтому на сегодняшний день о нём известно очень мало. На данный момент его жизнь закрыта тайной, и нельзя сказать наверняка ничего конкретного о нём.

Другое дело — его работы. Суда по ним он является одним из лучших представителей живописи всех времён. Одной из самых известных работ является «Портрет А.П. Струйской», написанный в 1772 году. Это один из лучших женских портретов данного художника.

Портрет сделан в тусклых тонах, однако это ни чуточку не портит впечатление о ней и не портит настроения зрителю. Даже наоборот, данная картина написана очень своеобразно и позволяет лучше сосредоточиться на основных деталях нужной части картины.

На картине нарисована молодая женщина возрастом 25-35 лет. Она достаточно прилично одета, но говорить о цене её одежды не приходится, так как при таком внешнем виде очень тяжело определить цену одежды.

Одно дело если бы на одежде были пятна, дыры, тогда сразу же можно было бы определить материальный статус женщины. Здесь же всё опрятно и даже приятно глазу. Женщина на картине в достаточно хорошем юморе, однако при этом она не является жизнерадостной по жизни.

Всё дело в том, что её, судя по всему, мучают разного рода проблемы, которые нужно решать каждый день и не просто отдавать какие-то приказы, а хорошенько думать. На лице мы не видим никаких серьёзных изменений, связанных со старением, что свидетельствует о здоровом образе жизни и не нуждается в само необходимом.

Это довольно значимый факт как на то время, так как разные бывают обстоятельства, но лицо этой женщины совсем не потеряло свою структуру под влиянием времени.

Читайте также:  Картина пророки царь соломон и иезекииль, неизвестный художник

Сколько людей – столько мнений. Однако, судя по мнению множества знатоков искусствоведов , женщина всё-таки не из бедной, а из богатой семьи. Данная женщина не выглядит как та, которая каждый день заботится о выживании себя и своей семьи. Судя по всему, она просто на картине изображена девушка, смотрящая в зеркало без препон.

В целом картина очень красивая. Она завораживает зрителя с первого взгляда и заставляет задержаться на довольно продолжительное время, что бы рассмотреть её до конца. Однозначно, стоит заострить внимание на эмоции, которые передаёт данная картина, а также попытаться понять смысл этой картины и насладится ею сполна.

Вариант 2

Мастерство и филигранность Фёдора Степановича Рокотова во всей красе в невероятно мощном концентрате запечатлено в его картине «Портрет А.П. Струйской. Его одарённость послужила многим последующим художникам самым лучшим примером. Очаровательное детище его кисти следует разобрать поподробнее.

  На холсте зафиксирована молодая девушка, принадлежащая к культурному и богатому сословию. Ей всего лишь 18 лет, но божественная красота играет со зрителем немыслимые аферы. Хочется с ней познакомится, разузнать её поближе. Её самобытная красота дурманит, вводя в исступление.

Сколько писем в день она получает от ухажёров, сколько наивных сердец разбивает, сколько стихов и песен сочиняют про её неземную красоту — точными данными, к сожалению, не располагаем. Одно ясно — от её томного взгляда сходят с ума, ею пылают и восхищаются.

Она частенько пребывает в центре внимания, поражая всех своими талантами, коих не сосчитать на пальцах. Такие ассоциации возникают при первом же соприкосновении с этим портретом.

Природа не обделила её стройной фигурой, утончёнными чертами лица. Дворянское воспитание выпестило в ней уважение к старшим, любовь к природе и ненависть к низменным порокам человеческой души. Её глаза чёрные, как ночь, и неизвестно, что таят они.

Боль и разлуку, страстную любовь и чувство умиротворённости — вероятно, это решает персонально каждый. Мягким взглядом окутывает она простолюдина, слегка пренебрежительно, демонстрируя тем самым иерархический порядок и свою в нём ступень.

Пленителен её наряд, изобилующий дорогостоящей материей и кропотливой работой швеи. Всё на  картине идеально — не к чему придраться. Задумка автора на весь мир выставить эту эстетику процветающей девушки осуществлена им как нельзя лучше.

Почил автор картины очень давно, но память о нём материализовалась в его творческом наследии.

Другие темы:

← Русская Зима Крылова↑ РазныеНовая Москва Пименова →

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/raznye/portret-a-p-strujskoj-rokotova

Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)

Рокотов Федор Степанович. Автопортрет

Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову.

По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию художеств. Ранние портреты художника нельзя было назвать удачными, он много уделял внимания внешним аксессуарам, одежде.

Позднее его портреты все более приобретают черты камерности, душевности.

Портрет поэта Майкова (1765 )

В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия.

Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.

Портрет неизвестной в розовом платье ( 1770г.)

Здесь запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-белых тонов придает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица девушки — полуулыбка, скользящая на губах, загадочный взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая — то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна.

Портрет Александры Петровны Струйской (1772г. )

Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.

Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. На губах едва заметная полуулыбка. Духовный мир ее богат и сложен. Судьба Струйской была не очень удачной.

Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.

Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас,С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас?Ее глаза — как два тумана: полуулыбка, полуплач, ее глаза — как два обмана,Покрытых мглою неудач…Соединение двух загадок, полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок, предвосхищение смертных мук.Когда потемки наступают, и приближается гроза,

Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза

.( Николай Заболоцкий )

Портрет Николая Струйского

Это второй портрет из парного портрета четы Струйских — супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком.

Он был помещиком-крепостником и фанатично любил поэзию, искусство; он был графоманом и устроил в своем имении даже типографию.
Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры Струйского.

Темные глаза кажутся горящими по контрасту с приглушенными бледно-розовыми, а где-то пепельными тонами лица; губы кривятся в странной полуулыбке.

Мерцающая, тончайших полутонов живопись придает образу некоторую недосказанность, даже загадочность.Портрет плохо сохранился, красочный слой частично смылся, но это придает портрету еще больше загадочности.

Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой (1780 )

На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно.

Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее — сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое понимающего человека. Особую же прелесть портрету придает мерцание легких, прозрачных, чуть холодноватых красок.
Если мы внимательно вглядимся в портреты Рокотова, то увидим, что загадочная полуулыбка, таинственный взгляд миндалевидных глаз переходят из портрета в портрет. Рокотов не психолог, он не стремится нам раскрыть душу и чувства натуры, но он поэт и , наделяя свои модели одухотворенностью, изяществом, таинственностью, предлагает нам самим попытаться разгадать скрытую в человеке натуру.

Портрет неизвестного в треуголке (1770)

В доме Струйских хранился портрет молодого человека с приятными, женственными чертами лица, жабо и накидкой, драпировавшей фигуру. Образ неизвестного в треуголке полон обаяния беспечной юности.

Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным, свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность, как и все портреты Рокотова.

Искрится бриллиантами аграф (заколка) треуголки, сквозь черное, прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкая пена кружевного жабо.

Долго не могли определить, кто этот знатный юноша? На обратной стороне портрета была загадочная зашифрованная надпись. Какое-то время считалось, что молодой человек — сын Екатерины II и графа Григория Орлова.

Но с помощью исследований удалось выяснить, что под портретом была первая живопись — молодая женщина с татарскими чертами лица, а поверх нее написан «Неизвестный в треуголке». Удалось также выяснить, что и первый, и второй портреты — изображение первой жены Николая Струйского Олимпиады, умершей при родах.

Скорее всего, Струйский, желая жениться повторно, не хотел возбуждать ревность молодой жены и велел переписать его в мужской.

Портрет графини П.А.Воронцовой в детстве (1790)

В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях.
Прасковья Артемьевна Воронцова (1786-1842) — графиня , младшая дочь графа А.И.

https://www.youtube.com/watch?v=VVB55QFmYA0

Воронцова и Прасковьи Федоровны , урожденной Квашниной — Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А.У.

Тимофеева — сына богатого откупщика.

Портрет Екатерины II

Екатерина представлена на этой картине Рокотова в расцвете своих лет и власти, Она изображена в профиль, со всеми регалиями императорской власти. Это апогей ее величия и славы…Парики иноземных послов, склонявшихся перед престолом, почти касались буклями драгоценных паркетов. Она была более русской, чем многие другие русские. В восхищении она называла Россию Вселенной.

Портрет В.Н.Суровцевой

На портрете Варвара Николаевна Суровцева, урожденная Пашкова. Она не красавица, но привлекает своей одухотворенностью и тонкой задушевностью образа.

Художник дает зрителю представление, что духовная красота полна высокого достоинства и глубины чувств.

Художник создает удивительную благородную гармонию серебристых и пепельных тонов прозрачной ткани, нежно-розового распустившегося цветка, фисташкового оттенка лент, теплого тона напудренных волос и лица молодой женщины.

Портрет создает настроение легкой задумчивости, мечтательности.

Портрет Е.Н.Орловой

Евдокия Николаевна Орлова-Чесменская, урожденная Лопухина. В 21 год вышла замуж за 48-летнего графа Орлова-Чесменского. Свадьба состоялась в имении Остров Московской губернии.

Почти вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней. Сама Екатерина II благословила этот брак.
Но супруги прожили в браке всего три года.

За этот период Евдокия родила дочь, а возрасте 24 лет родила сына и в тот же день скончалась. Сын умер через год.

Молодая графиня Евдокия Орлова была тихой и скромной женщиной, отличалась красотой и приятной внешностью. При этом обладала добрым характером, была набожной. Не любила нарядов и никогда не надевала драгоценности.

Портрет императрицы Екатерины II (1780)

Портрет написан на основе портрета шведского художника Александра Рослина. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте.

У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным на нем девизом «Начатое совершает «.

Эти регалии, колонна, торжественно красные портьеры указывают на особое положение и статус модели.

Портрет написан в гамме серебристых розово-сиреневых тонов платья императрицы и сочных тонов красного бархата , которые подчеркивают белизну и свежесть ее лица.

Портрет князя И.И.Барятинского

Иван Иванович Барятинский — сын знаменитого дипломата И.С.Барятинского. В свое время известный англоман и агроном, крупный землевладелец. Был русским послом при дворе короля Баварии в Мюнхене. Женат был на немецкой графине Марии Келлер и прожил с нею всю жизнь.

После отзыва его из Баварии поселился в своем имении, селе Ивановском, в центре его обширных владений. Всю оставшуюся жизнь он посвятил устройству имений и применению на практике агрономических познаний. В своем любимом Ивановском он построил великолепный дворец, названный в честь жены Марьиным, где богатство органично соединилось с утонченным вкусом.

У Барятинского был свой театр и оркестр. Он очень увлекался музыкой, устраивал в своем имении концерты.

Барятинский отличался остроумием, подчас довольно колким. Это был видный мужчина, высокий, стройный, с правильными чертами лица, с коротко подстриженными волосами с проседью.

Читайте также:  Биография и картины антонио каналетто

Источник: http://cvetamira.ru/rokotov-fedor-stepanovich-1736-1808-ili-1809

Портреты женщин XVIII века художника Рокотова

Фёдор Степанович Рокотов, обладающий редким даром художника, принадлежит к числу портретистов восемнадцатого столетия. Его неповторимое чувство цвета, виртуозное владение кистью передавать «души изменчивой приметы» были оценены современниками и продолжают восхищать и пленять зрителей, приходящих в музейные залы сегодня.

Фёдор Степанович родился примерно в 1735 – 1736 году, происходил из крепостных князя П.И. Репнина. Детство Рокотова прошло в усадьбе князя, в селе Воронцово.

Исследователи жизни Рокотова, о котором крайне мало известно, обнаружили, что ещё в раннем возрасте Рокотов был освобождён от крепостной зависимости, занимал в доме князя особое положение, получил для того времени весьма приличное образование.

Возможно, он был незаконным ребёнком из семейства Репниных?? Скорее всего, это так, поэтому у него с раннего возраста были покровители среди придворного круга. Благодаря графу И.И. Шувалову Рокотов был зачислен в Академию художеств, куда он попал уже подготовленным мастером живописи.

Стремительный успех Рокотова в дальнейшем объясняется его участием в коронационных торжествах по случаю восхождения на императорский трон Екатерины II. Композиция его парадных портретов знатных особ, в том числе и царицы Екатерины II, совершенно не похожи на предшествующие царские изображения.

В портрете Рокотова Екатерина II сидит свободно, слегка повернувшись в кресле, будто ведёт с кем-то доброжелательную беседу. В этом портрете Екатерина II воспринималась зрителями того времени как надежда просвещённых людей, идеал правосудия. Ведь в начале своего царствования сама Екатерина поддерживала идеи просветительства и свободолюбия. Этот портрет принёс художнику славу.

В рокотовских портретах запечатлены многие просвещённые люди его времени. Он был знаком с М. В. Ломоносовым, архитектором В.И. Баженовым, А.П. Сумароковым, В.И. Майковым. Свои изображения стремились заказать талантливому художнику многие знатные люди того времени.

Прочные дружеские связи установились у Рокотова с семействами Обресковых, Воронцовых, Струйских, его опекали со стороны Репниных, Голицыных, Юсуповых.

Заказов у него всегда было много. Он создавал буквально картинные галереи портретов представителей одного рода, среди которых были персонажи разных поколений. Художник нарисовал почти всю дворянскую Москву.

Картина сверху и картина снизу — портрет неизвестнойХудожник Фёдор Степанович Рокотов

Под многими портретами Рокотова стоят надписи «неизвестный» или «неизвестная», но все они привлекают своим обаянием, внутренним миром, загадочностью, в которой ощущаются затаённые чувства и переживания. По-видимому, эти люди были для Рокотова близкими по духу.

Одним из интереснейших портретов можно назвать парный портрет Струйских. Николай Еремеевич Струйский с огромным уважением относился к Рокотову. На портрете мы видим человека немного напряжённого, с лихорадочным горящим взглядом и кривой улыбкой. В нём сочетались благородство, жестокость и страсть до фанатизма к поэзии.

В 1771 году он вышел в отставку и поселился в своём имении Рузаевка, где полностью предался сочинению стихов. Писал он «денно и нощно», даже завёл собственную типографию, в которой печатал свои стихи. Но в том же зале искусства, где он восторгался литературой и поэзией, подчас собственной, происходили жестокие судилища над своими крепостными, порой с применением пыток.

Струйский восхищался талантом Рокотова. В 1772 году он заказал два портрета – свой собственный и любимой жены Александры. Сашеньке было в ту пору 18 лет.

Ее глаза — как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Портрет А. Струйской восхищает своей красотой, сдержанностью, гармонией. Сквозь дымку рокотовской кисти перед нами открывается волшебное видение с нежным взглядом, с полуулыбкой и печалью.

Александра Петровна Струйская вдохновила на поэтические строки не только своего мужа, но благодаря живописному мастерству Рокотова, и других поэтов своего времени. Она стала воплощением женского очарования, которым любовались и современники художника, и его потомки. А спустя почти два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий написал:

…Ты помнишь, как «из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С пopтpeтa Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Эта женщина своей красотой и загадочностью пленяла поэтов. Была ли счастлива она? Этим вопросом невольно задаёшься, когда смотришь на портрет Струйской. Одни современники утверждали, что брак был их счастливым, другие отрицали это. Среди друзей и знакомых Струйский прослыл не только чудаком и оригиналом, но и самодуром.

Его первая жена прожила недолго и умерла от родов, через некоторое время он потерял и двух дочек-близняшек, родившихся в этом браке. Струйский был безутешен в своём горе и уехал в свое поместье Рузаевку, где и произошла встреча с юной Александрой.

Сашенька еще не успела выйти в свет, когда в поместье ее отца, помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, заехал богатый сосед. Увидев Сашеньку, Струйский позабыл о своей скорби и немедленно посватался. Помещик Озеров даже и не смел мечтать о таком богатом женихе, поэтому согласие на брак не замедлило.

Портрет А.П. Струйской

Поженились они в 1772 году. В этом же году и заказал Н. Е. Струйский портреты – свой и любимой жены. Рокотов, изображая свои модели, не старался приукрасить ни душевные качества, ни внешность. И поэтому мы замечаем, какие же они разные – Струйский и Александра Петровна. В отличие от неврастеничного и лихорадочного Струйского портрет его жены поражает своей сдержанностью и гармонией.

Несомненно, Рокотов находился под влиянием красоты и обаяния её личности. Задумчивые, выразительные и грустные глаза, взгляд направлен куда-то вдаль, будто она всматривается в своё будущее. Именно полуулыбка» и «полуплач» заставляет нас думать — а было ли оно это счастье?

Современники утверждали, что жила она в созерцании красоты, которую создал вокруг неё Струйский. Для неё он построил дворец в поместье, похожий на шкатулку для драгоценностей, посвящал ей свои поэтические оды. В его стихах, где она звалась Сапфирой, он выражал свою любовь и поклонение. В их браке родилось восемнадцать сыновей и дочерей, из которых десять умерли в младенчестве.

Красота и загадочность портрета пленяет нас до сих пор. Возможно, по причине влюблённости художника в свою модель. А может быть, Рокотов изобразил Александру Струйскую, наделив её душевными качествами своего идеала?

Портрет, написанный великим живописцем, сохранил для нас красоту и является одним из лучших женских портретов XVIII века.

Художник прожил свою жизнь в полном одиночестве, не испытывая нужды или недостатка в чём-то. Фёдор Степанович помогал своим племянникам, выкупив их из крепостной зависимости, и покидая свою земную жизнь, оставил им наследство.

Художник умер 12 декабря 1808 года и был похоронен в Новоспасском монастыре, но время не сохранило его могилу.

Однако сохранились его портреты, перед которыми мы стоим задумчиво, вглядываясь в лица давно ушедших и оставшихся известными или неизвестными.

Поместье в Рузаевке не сохранилось до наших дней и исчезло, как и многие сотни других дворянских гнёзд в пламени революции. Но память о нём осталась благодаря тому, что в Рузаевке жила одна из самых красивых женщин XVIII века – Александра Струйская. Её портрет кисти Рокотова до сих пор притягивает посетителей Третьяковской галереи.

Источник: https://mylitta.ru/2377-rokotov.html

Фёдор РокотовПортрет Александры Петровны Струйской

  • Её глаза, как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач.
    Её глаза, как два обмана,
  • Покрытых мглою неудач.
  • Предвосхищенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок,
  • Предвосхищенье смертных мук.
  • Когда потёмки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
  • Её прекрасные глаза…
  • Николай Заболоцкий

Этот портрет — напоминание о школьном курсе отечественной истории.

Не знаю, как сейчас, но 40 лет назад он неизменно присутствовал на цветной вклейке учебника.

Не помню, какое именно впечатление на меня производил он тогда. Но чуть позже в каком-то календаре я увидела чёрно-белую репродукцию той же картины и плюс — чудные стихи Заболоцкого.

Скажу честно, стихи произвели большее впечатление, чем сама живопись. Наверно потому, что создавали какое-то зыбкое ощущение именно «полувосторга». Очень легли на душу. Мне всё время хотелось понять, что именно увидел поэт в этом образе.

Значительно позже, когда я в первый раз попала в Третьяковку, я сознательно искала именно эти знакомые лица и события. Хотелось «живьём» прикоснуться к источнику вдохновения.

Скажу сразу: портрет Струйской меня разочаровал. Я тогда даже не поняла, почему. А сейчас могу точно назвать причины этого неудовлетворения:

Я была в шоке, да, буквально в шоке, от «Троицы» Андрея Рублёва. Всё остальное воспринималось через призму этого гениального образа. И милое лицо Александры Петровны показалось каким-то слишком простым, обыденным.

А ещё я не ожидала, что портрет будет таким тёмным. На репродукциях лицо модели притягивает, кажется светящимся, выступающим из жемчужной дымки. На деле это была старая картина, вся в кракелюрах (трещинках) и очень-очень тёмная. Да ещё и висящая в дальнем, плохо освещённом углу.

Понимаю, что это всего лишь мои субъективные впечатления…

А что сама прекрасная дама? Каково ей жилось? Почему художник увековечил именно её черты?

Из исторических источников достоверно известно, что она была второй женой пензенского помещика Николая Струйского, проживавшего в Нижне-Ломовском уезде (для меня это оказалось очень знаковым фактом, т.к. именно из тех краёв происходит род Разумовых — моих предков).

Николай Струйский был известной фигурой на культурном небосклоне России XVIII века: он увлекался рифмоплётством, и для того, чтобы печатать все свои стихотворные «шедевры», организовал в имении типографию, причём очень хорошего качества. Состоял в переписке с самой матушкой-императрицей Екатериной II. Дружил с художниками, например, с Фёдором Рокотовым. В общем, слыл просвещённым меценатом.

В то же время есть и свидетельства его жестокого обращения с крепостными и даже домочадцами. Известно, что как-то раз он проиграл свою супругу в карты…

Юная Сашенька, впрочем, жила в счастливом браке целых 24 года. Выйдя замуж в 18 лет, она родила мужу 18 детей, из которых выжили только 8. Представляете, она практически каждый год ждала очередного ребёнка, или очередную двойню…

При всём этом супруг постоянно писал в её честь стихи, воспевая её красоту. Он так был поглощён своими поэтическими промыслами, что мало вникал в хозяйственные заботы по имению, которые целиком легли на плечи жены.

Александра Петровна ловко управлялась с большим хозяйством. А когда супруг внезапно умер, ещё целых 44 года была главой большого семейства.

Уйдя из жизни в 86 лет, она оставила по себе воспоминания, как о настоящей благородной даме, красивой и умной…

А пока ей всего лишь 18. И она вместе с мужем проводит медовый месяц в Москве, где позирует известному художнику Рокотову. Вряд ли юная красавица видела знаменитую «Мону Лизу» Леонардо, но тот полный достоинства и слегка отрешённый взгляд в себя, та «полуулыбка», тот нежный румянец… невольно заставляют называть её «русской Джокондой»!

Созданный Рокотовым образ как бы соткан из переливов цвета — настолько тонких, что колорит кажется монохромным, легчайших нюансов пепельно-серых, золотистых, зеленоватых и розоватых тонов, создающих ощущение дымки, будто мы заглядываем в глубину туманного зеркала…

Любите живопись, поэты!..

08.04.2013

Алла Разумова

Источник: https://krasa-club.com/fyodor-rokotov-portret-a-p-strujskoj/

Ссылка на основную публикацию