РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ. А.П.АНТРОПОВ
АНТРОПОВ Алексей Петрович (17.03.1716, Санкт-Петербург, 12.06.1795, там же)
Живописец, портретист, монументалист, декоратор, иконописец.
1732-1733 – обучение живописи у Л.Каравака и А.М.Матвеева
1733-1739 – обучение живописи у М.А.Захарова
1739 – определен в штат живописной команды Канцелярии от строений к И.Я.Вишнякову
1745 – 1750 – работал в Петербурге как живописец (настенная живопись), декоратор, иконописец.
1750-1755 – работал в Киеве как живописец , портретист, иконописец. Соприкосновение с полнокровным и жизнерадостным искусством украинского барокко, с распространенной в это время на Украине парсунной живописью оказало влияние на творчество Антропова, тяготевшего к народным традициям.
1753 – поясные портреты великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.
1758 – возвращение в Петербург. Уроки у модного итальянского живописца П.А.Ротари.
1759 – «Портрет статс-дамы А.М.Измайловой». Одно из лучших классических произведений художника. Поясное изображение фигуры и поза характерны для Ротари, но при этом присутствует оригинальная манера письма Антропова – изображение лишено психологической глубины, акцент на физическую природу человека.
В портрете Измайловой показаны классический тип русской барыни, определенная трактовка формы, использование насыщенной, контрастной цветовой гаммы. Таких портретов русское искусство ещё не знало.
Портрет Измайловой открывает целое направление в творчестве Антропова, связанное с созданием галереи камерных образов современников.
1760 – портрет петербургского архиепископа С.Кулебяки
1761 – изображения княгини Т.А.Трубецкой, графа И.Лобковича; портрет генерал-майора Краснощёкова; портрет протоиерея Ф.Я.Дубянского
1762 – парадный портрет в полный рост императора Петра III. Лучший среди больших портретов – картин. Портрет носит сугубо официальный характер. Безупречное композиционное, пластическое и цветовое решение полотна, последовательно выдержанного в барочных традициях. Известно несколько авторских повторений этого портрета.
Осень 1762 – Антропов с подмастерьями, один из которых Д.Г.Левицкий, пишут восемь коронационных портретов Екатерины II для триумфальных ворот. Портреты не сохранились. Представление о них дает небольшой эскиз (1762, ГТГ).
1763 – изображение графини А.К.Воронцовой, парные портреты представителей двух поколений семьи Бутурлиных.
1764 и 1766 – копии с портрета Екатерины II Ф.С.Рокотова
1766 – вариант коронационного портрета Екатерины II кисти С.Торелли
1766 – парадный портрет в полный рост императрицы Екатерины II
1766 – портрет князя А.М.Голицына
1768 – портрет А.И.Колычевой
- 1770 – посмертный портрет Петра I
- 1772 – нагрудный портрет цесаревны Анны Петровны
- 1774 — портрет архиепископа Г.Петрова
1787 – портрет графа П.И.Панина
1780-е – портрет неизвестного в черном кафтане
Главные работы:
«Портрет статс-дамы А.М.Измайловой (1759, ГТГ)
«Портрет архиепископа Сильвестра Кулебяки» (1760, ГРМ)
«Портрет протоиерея Ф.Я.Дубянского» (1761, ГЭ)
«Портрет Ф.И.Краснощёкова» (1761, ГРМ)
«Портрет Петра III» (1762, ГРМ; эскиз 1762 – ГТГ; вариант, 1762 – ГТГ)
«Портрет Екатерины II» (эскиз, 1762, ГТГ)
«Портрет графини А.К.Воронцовой» (1763, ГРМ)
«Портрет А.В.Бутурлиной» (1763, ГТГ)
«Портрет Д.И.Бутурлина» (1763, ГТГ)
«Портрет М.Д.Бутурлина» (1763, ГТГ)
«Портрет графини М.А.Румянцевой» (1764, ГРМ; копия – ГИМ)
- «Портрет Екатерины II» (копия – вариант коронационного портрета работы С.Торелли (между 1763 и 1766), 1766, ГРМ; подготовительный вариант, до 1766 – ГЭ)
- «Портрет Петра I» (1770, ГРМ)
- «Портрет архиепископа Гавриила Петрова» (1774, ГРМ)
- _________________________________________________________________________
Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008
Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.
см. в сообществе «Реставрация»: АЛЬБОМ «РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)
Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.
Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/razvitie_portretnogo_zhanra_v_zhivopisi_a_p_antropov/14-1-0-65
Антропов Алексей ПетровичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Антропов Алексей Петрович – главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской академии художеств. Родился 17 марта 1716 года. Антропов был предпоследним ревизором иконописания при Святейшем Синоде; ученик Андрея Матвеева (Кобылина), учитель знаменитого художника Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Портрет Екатерины II, 1766, Тверская картинная галерея
Портрет А.М. Измайловой, 1759, Третьяковская галерея
Портрет Анны Карловны Воронцовой, 1763, Русский музей
Уже с пятнадцати лет Антропов учился живописи у разных мастеров и в 1739 году был принят учеником в Канцелярию строений; в 1752 послан в Киев для исполнения живописных работ в отстраивавшейся по проекту графа Растрелли церкви Андрея Первозванного, причем как образа для иконостаса, так купол и стены были писаны им самим без всякой посторонней помощи.
Успев окончить работу за четыре года (1752–1756), Антропов из Киева явился в Москву и там выполнил в месяц 2 плафона в Головинском дворце, где жила государыня. Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи.
В портретах Алексей Петрович Антропов следовал манере Ротари.
Портрет посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма удачно написанный, составил Антропову хорошую репутацию в Петербурге, где к нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать.
Портрет Анны Васильевны Бутурлиной, Третьяковская галерея
Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой, 1764, ГРМ
Портрет графа Д.И. Бутурлина, 1763, Третьяковская галерея
Заслужив известность, Антропов был приглашен Шуваловым в Москву на службу в университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова Антропов определен был в 1761 году в Синод живописцем, на обязанности которого лежало наблюдение за копировщиками икон, с жалованьем по 600 рублей в год, для того времени очень большим.
Портрет императора Петра III, 1762, Третьяковская галерея
Портрет императора Петра I, 1770, Русский музей
К коронации Екатерины II Антропов в числе других живописцев был отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в писании эпизодов коронования. Тогда он написал портрет императрицы в белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне.
Оригинал сохраняется в Синоде в числе восьми произведений Антропова, который до конца своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и портреты. Антропов Алексей Петрович умер 23 июля 1795 года. Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.
А. и Ефрона И.А.
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/antropov.html
Кавалерственные дамы Алексея Антропова
![]() |
А. АнтроповАвтопортрет |
Антропову выпало работать в особенный век,
когда новизна входила в русское искусство семимильными шагами и, в то же время,
новое приспосабливалось к старине. В первой половине XVIII столетия рождалась русская
портретная школа, сохраняя лучшие свои особенности в сплаве с модным стилем
рококо. Поскольку мастера не желали порывать с парсунным письмом, это придавало
портретам некоторую наивность и скованность. Антропов, ученик Матвеева и
Вишнякова, до конца оставался представителем национальной школы. В то же время,
его привлекало мастерство французских и итальянских художников. Он учился у Луи
Каравакка и Пьетро Ротари, постепенно овладевая искусством оживить модель. Не
стремясь к разнообразию композиции, Антропов вполне лаконичен. Он пишет
погрудные портреты на нейтральном фоне. Модели малоподвижны, трактовка образов
кажется грубоватой, без аристократической утонченности и психологизма парадных
портретов, но цветовая гамма отличается декоративностью. Все, даже самые
мельчайшие делали, старательно выписаны. Антропов смело сопоставляет цвета,
создавая насыщенные контрасты. Декоративность идёт от парсун XVII века, тонкая наблюдательность и
правдивая передача характеров – шаг вперёд. В обязанности главного живописца Святейшего Синода, коим являлся
Антропов с 1761 года, входило написание портретов представителей русского
духовенства. Мастер усердно прилагает к этому руку, пишет официальные
портреты и камерные изображения. Работает много, однако из массы портретов
особенно выделяются два женских, на которых представлены знатные матроны. Обе далеко не молоды и много пережили и повидали на своём веку, начав придворную карьеру ещё при Петре Великом и закончив её при Елизавете Петровне и Екатерине II. Итак, представьте, как одна за другой, перед художником позируют две
кавалерственные дамы, когда-то замечательные красавицы, а ныне — влиятельные
персоны, наперсницы и советчицы императриц. Безусловно, проникнутый почтением,
Антропов честно следует натуре, и под его кистью на полотне оживают непростые
характеры его моделей.
- Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой,
- урожденной Нарышкиной.
- 1759 г. ГТГ
В 1758 году Антропов пишет портрет
статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной. Троюродная
сестра и близкая подруга императрицы Елизаветы Петровны предстаёт уже пожилой,
умудренной годами женщиной. Ей 56 лет. Она шестью годами старше Елизаветы и с
юных лет обеих связывает доверительная дружба.
Анастасия Михайловна родилась в
1703 году в семье Михайлы Нарышкина и всю жизнь провела при дворе. Во времена
Петра I его племянницы
считались почти принцессами крови, и государь имел на них матримониальные виды.
Вероятно, по сей причине его двоюродные сестры, дочери дядюшки Льва Кирилловича и племянницы,
засиживались в девицах. Настя Нарышкина в молодости слыла красавицей.
Весёлая,
бойкая, своенравная, умная, славящаяся остым языком, она, как магнитом,
притягивала к себе маленькую Елизавету Петровну. Во времена Анны Иоанновны
Нарышкина поддерживала опальную цесаревну.
Если довериться сплетнику маркизу де
Шетарди, именно ей Елизавета обязана знакомством с Алексеем Разумовским,
который затем становится самой большой любовью цесаревны и позже
морганатическим супругом императрицы.
Шетарди в 1742 году доносит в Версаль:
«Некая Нарышкина, вышедшая с тех пор замуж, женщина, обладающая большими
аппетитами и приятельница цесаревны Елизаветы, была поражена лицом
Разумовского, случайно попавшегося ей на глаза. Нарышкина так искусно повела
дело, что Разумовский от неё не ускользнул». Случайно встретив подругу,
Елизавета выведала её тайну и тотчас приняла решение «привязать к себе этого
жестокосердного человека, недоступного чувству сострадания».
Впоследствии Анастасия Михайловна вышла
замуж за генерала Василия Васильевича Измайлова, способствовала восшествию на
престол Елизаветы и заняла при ней прочное место. Во дворцах государыни у неё
были собственные апартаменты.
Ко времени создания Алексеем Антроповым её
портрета, статс-дама уже основательно постарела, но по-прежнему пользовалась
влиянием при дворе.
Красавица погрузнела и во всех её движениях появилась вальяжность,
чопорность, строгость, что, в целом, не мешало ей по-свойски обращаться с супругом
Елизаветы.
Во время карточной игры, когда граф Разумовский приказывал ставить
перед каждым игроком червонцы столбиками, — это чтобы никто не стеснялся
принимать участие в игре, его старая приятельница взмахом руки сгребала золото
себе в ридикюль, конечно, зная благодушный характер фаворита.
Антропов без прикрас передал и грузную
фигуру, и расплывшееся лицо Измайловой. По моде статс-дама набелена, щеки густо
нарумянены, широкие брови насурмлены. Лицо и глаза – зеркало души.
Антропов
проницателен, и живописует острый, насмешливый ум и властный характер своей
модели. Взгляд карих глаз очень живой, тонкие губы язвительно поджаты.
Измайлова, какой была в молодости, такой
и осталась.
Образ пожилой дамы, созданный Антроповым,
можно считать примером перехода от парадного к камерному портрету. Фигура по
пояс написана на тёмном нейтральном фоне. Измайлова гладко причесана и одета в
синее закрытое платье с бледной розой на широкой груди. Грудь дамы скрыта под
белой кофтой, с воротом, завязанным под шеей красной лентой.
Самая выдающаяся
деталь её костюма – это портрет
императрицы Елизаветы Петровны в бриллиантовой оправе на синем орденском
банте, пожалованный любимице в награду за годы преданного служения.
Художник
виртуозно пишет холодный блеск бриллиантов, предмет гордости Измайловой,
которая гордится своим родством с российской императрицей, всегдашней милостью
к ней монархини и, конечно же, тем, что и сама во всём под стать государыне
Елизавете.
Портрет А.М. Измайловой хранится в
Государственной Третьяковской галерее.
- Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой,
- урожденной графини Матвеевой
- 1764 г. ГРМ
Портрет графини Марии Матвеевны Румянцевой
был принесён в дар Русскому музею В.И. Толстым в 1902 году. Ещё одна
неординарная женщина «безумного и мудрого столетия». Антропов вдохновенно
передаёт открытое лицо, твёрдый ясный взгляд карих глаз властной и умной статс-дамы.
Во всём облике видна порода и, вместе с тем, русская простота, доброжелательность
и общительность. Какая необыкновенно русская женщина перед нами, дорогой
зритель! Впечатляет, в первую очередь то, что она, явившись на свет в канун
нового века, при Петре I,
прожила почти до конца царствования Екатерины II.
Была отмечена всеми высочайшими
почестями и при этом никогда не позволяла себе кичиться высоким положением,
заслугами предков и собственной близостью к императору Петру Алексеевичу,
отличавшему её особо. Такой изображает её Антропов.
Если бы не бриллиантовый
орден с портретом императрицы Елизаветы Петровны на груди Румянцевой, её можно
бы принять за добрую русскую барыню.
Мария Румянцева, (1699 –
1788) была внучкой Артамона Сергеевича Матвеева, опекуна царицы Натальи
Кирилловны, убитого во время стрелецкого бунта 1682 года. Отец, граф Андрей
Артамонович – один из лучших дипломатов Петра I, человек передовых взглядов. Мария получила европейское образование за
границей, когда жила с отцом в Лондоне и Париже.
Красивая, живая, острая на
язык, боярышня, вернувшись на родину, пленила царя Петра. Будучи уже женатым на
Екатерине, Пётр часто не мог устоять против прелестей её фрейлин. Марии
пришлось принять его ухаживания, хотя она впоследствии признавалась, что не
искала любви царя.
Не раз грозный Пётр заставал шалунью в компании
какого-нибудь красавца, и однажды решил выдать замуж, дабы супруг держал её в
ежовых рукавицах. В женихи красавице он выбрал своего любимого денщика Александра
Ивановича Румянцева. За невестой дал богатое
приданое. Жених получил чин бригадира. Однако супруги редко бывали вместе.
Румянцев постоянно находился в далёких краях
по заданию государя. Александр Иванович не сыскал в истории такую славу, как
А.Д. Меншиков, зато был вернейшим из самых верных птенцов гнезда Петрова. Царь
мог всецело доверять ему, и знал, что Румянцев пойдёт за него в огонь и в воду.
Самое трудное и отнюдь, не славное поручение Александру Ивановичу пришлось
выполнить совместно с Петром Андреевичем Толстым. Угрозами и посулами, они
выманили и привезли из-за границы царевича Алексея Петровича.
Царь продолжал любить и замужнюю Марию Румянцеву.
Чувство сохранялось до конца жизни царя, и даже Екатерина испытывала к Марии
ревность. В 1724 году Александр Румянцев был послан в Константинополь, и оттуда
— в Персию.
В январе 1725 года умер царь Пётр, а вскоре Мария Андреевна выехала
навстречу мужу. Она была беременна и родила сына в молдавском селе Строенцы. Мальчика
назвали Петром. Императрица Екатерина I милостиво крестила ребёнка.
Этот чудесный младенец,
впоследствии фельдмаршал Румянцев-Задунайский, при Екатерине II станет соперничать славой и талантами
с самим Суворовым.
При Анне Иоанновне генерал-аншеф Александр
Румянцев ненадолго попал в опалу. Особую же благосклонность к семье Румянцевых
проявляла Елизавета Петровна. В 1744 году она возвела Александра Ивановича в
графское достоинство. Марию Андреевну пожаловала в статс-дамы и проучила ей
заведование двором невесты наследника – юной Цербстской принцессы
Софии-Фредерики.
Мария Андреевна так усердно выполняла обязанности, что при
дворе принцессы её боялись как чумы, том числе и сама Екатерина. Строгая, но
любившая поговорить, графиня охотно докладывала Елизавете обо всех промашках
наследника и его невесты. Несмотря на это императрица Екатерина II оказала графине Румянцевой
особое благоволение, сделав её гофмейстериной.
После Кючук-Кайнарджийского
мира, героем которого был сын Марии Андреевны, Пётр Александрович, получивший
титул Задунайского, алмазами украшенные фельдмаршальский жезл, шпагу, лавровый
венок, масличную ветвь и бриллиантовые знаки ордена св. Андрея Первозванного, а
также в честь его была выбита медаль с его изображением, ей пожаловали орден
св. Екатерины.
Мария Андреевна почти на сорок лет пережила мужа (1749) и сама
скончалась в глубокой старости 4 мая 1788 года.
Итак, европейски
образованная, в душе графиня Мария Андреевна Румянцева оставалась простой
русской барыней, интересовавшейся домашним хозяйством, любившей посудачить и
посплетничать.
В глубокой старости она с удовольствие пересказывала интимные
подробности грехов собственной юности. Французский посланник граф Сегюр находил
её беседу «пленительной и поучительной, как хорошо написанную историю».
Гаврила
Романович Державин откликнулся на её смерть одой:
- … Она блистала
-
Умом, породой,
красотой, -
И в старости любовь
снискала - У всех любезною душой;
Графиня Мария Андреевна
Румянцева служила восьмерым монархам. Её портреты писали иноземные художники,
бывшие в особой чести у Екатерины II, но лучший её портрет, безусловно, принадлежит кисти Алексея
Антропова, сумевшего создать убедительный образ умной и властной, образованной
и мягкой нравом талантливой женщины – представительницы блестящего века.
Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2016/01/blog-post.html
Антропов Алексей Петрович (1716–1795) Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой
Антропов Алексей Петрович (1716–1795)
Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой
В портрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, подчеркнута значительность ее социального статуса: полы накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны.
Антропов, по собственному признанию, особенно любил писать лица пожилых людей, в которых он не боялся подчеркнуть признаки прожитой жизни, молодые же лица казались ему невыразительными. Как пишет критик А.
Эфрос, Антропов «не смеет, да и не хочет смеяться над этим слоем румян, который обязателен даже на лицах знатных старух, над тяжеловесностью их нарядов и украшений, он даже убежден, что барам так и надо рядиться, но он не испытывает ни холопьего трепета перед знатностью, ни услужливой потребности льстить богатству».
Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой. 1764. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Следующая глава
Месть «Белой дамы»
И что его потянуло на ту проклятую выставку к юбилею Шагала со своими пятью картинами? Хотел доказать, что его работы не хуже великого мэтра?!Вот и доказал, идиот. Чуть на полицию не нарвался! Хорошо, что сумел выкрутиться. Покойный Матисс помог, царство
Павел Петрович Чистяков
(1832–1919)
Чистяков, почти всю свою жизнь работавший над исторической композицией «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», в 1870 году писал: «Маленькие Боткины говорят, что я, когда 70 лет буду, и все еще не кончу Мессалины. А что,
Андрей Петрович Рябушкин
(1861–1904)
Программное полотно Рябушкина на Большую золотую медаль «Снятие с креста» («Голгофа») получилось удачным и сильным по живописному мастерству. Но совет Академии художеств не присудил художнику медали, мотивировав свое решение тем, что
Портрет дамы в голубом
Конец 1770-х. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургС середины XVIII века английская живопись выдвинулась на ведущие позиции в европейском искусстве. Гейнсборо принадлежит к числу величайших мастеров Англии этой эпохи. Один из лучших в творчестве
Федор Петрович Толстой
1783–1873
Толстой родился в Петербурге в семье графа П. А Толстого, начальника кригс-комиссариата – ведомства, занимавшегося хозяйственными делами армии, провиантом и обмундированием. Его предшественники на этой должности наживали миллионы.
Карл Петрович Беггров
1799–1875
Беггров закончил пейзажный класс Петербургской Императорской академии художеств. Он учился у знаменитого пейзажиста М. Н. Воробьева.Беггров занимался литографированием и состоял в должности литографа при Главном управлении путей
Евгений Петрович Житнев
1809–1860
Житнев – ученик А. Г. Венецианова. Был крепостным, но получил вольную, учился вольноприходящим в Петербургской Императорской академии художеств. В 1835 году получил звание свободного художника, в 1856 году стал академиком
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
Была поздняя осень сорок третьего года. Снег еще не выпал, но туманы заволокли землю. Вылет был назначен на предрассветный час, но аэродромная метеостанция не давала погоды. К утру туман едва размыло ветром, и самолет поднялся, взяв курс на Харьков. В
Аргунов Иван Петрович (1721–1802)
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность
Рябушкин Андрей Петрович (1861–1904) Московская девушка XVII века
В своих картинах Рябушкин рассказывает о минувшем так, словно оно ему хорошо знакомо. В них нет напыщенной театральности и постановочных эффектов, а есть любование виртуозного стилиста «седой стариной»,
Кончаловский Петр Петрович (1876–1956)
Сухие краски
Как и все последователи художественной системы П. Сезанна, Кончаловский смотрит на изображенные предметы сверху, подчеркивая их весомость, объем. Но в отличие от французского живописца в натюрморте Кончаловского
Источник: https://design.wikireading.ru/989
Сочинение по картине Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой — Алексей Антропов
Мария Андреевна Румянцева, некогда миловидная, грациозная девушка с живым и веселым нравом, была любимицей Петра I. Ходили слухи, что у девицы была связь с императором; во всяком случае, она сама любила об этом рассказывать в старости. Государь по своей доброте выдал ее за своего денщика, впоследствии генерал-аншефа и графа Румянцева. Когда император умирал, Мария Андреевна была беременна сыном, ставшим впоследствии знаменитым полководцем П. А. Румянцевым-Задунайским, внешне похожим на Петра I. Графиня М. А. Румянцева прожила долгую жизнь и умерла на девяностом году, дожив до времен Екатерины Великой.
Отмеченная высочайшими почестями при царском дворе, она до глубокой старости обладала живым умом, острой памятью и мягким нравом.
Современники отзывались о ней как об интересной и живой женщине и отличной собеседнице. На портрете М. А. Румянцева — пожилая, уверенная в себе статс-дама, состоящая в свите государыни императрицы. Она полна чувства собственного достоинства, ее не тяготит груз прожитых лет.
Мария Андреевна на склоне лет говаривала о себе не без намека, что она «vielle comme les rues» , что в определенном смысле можно считать натяжкой, ибо она была старее петербургских «прошпектов».
Художник пишет энергичное, полнокровное лицо пожилой женщины с двойным подбородком, озаренное живостью характера: рот чуть-чуть насмешлив и одновременно тверд.
Выразительны глаза портретируемой с характерным для Антропова бликом — яркие, блестящие, чуть навыкате.
Складки накидки ложатся явно не по форме тела, а правая пола раскрыта неестественно широко, и это сделано намеренно. Смысловым центром портрета является наградной бриллиантовый знак императрицы. Фрейлинский знак на груди М. А.
Румянцевой непропорционально велик и развернут в плоскости, чтобы лучше быть видным зрителям, которые должны по достоинству оценить высокое положение графини — старейшей придворной дамы, награжденной орденом Святой Екатерины 1-й степени, обер-гофмейстерины Высочайшего Двора.
Возвышенной характеристике М. А. Румянцевой соответствует и колорит ее костюма — серые шелка, синие муаровые ленты и серебро. В портрете есть одна особенность, которая связывает его с иконным и парсунным писанием. «Лично е» написано мелкими сплавленными и неразличимыми мазками, а «доличное» — на темном, нейтральном фоне широкой и свободной кистью.
Сочинение по картине Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой — Алексей Антропов« Деревенский праздник — КустодиевПоследние — Майкл Паркес »
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/antropov-aleksej/portret-stats-damy-marii-andreevny-rumyancevoj-aleksej-antropov/
Читать
100 шедевров русских художников
© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013
* * *
От издателя
В альбоме представлены замечательные произведения русской живописи – от бесценных шедевров древнерусских иконописцев до новаторских работ мастеров начала XX столетия. Они являются неотъемлемой частью не только отечественного, но и мирового исторического и культурного наследия человечества.
Воочию познакомиться со славными страницами русского изобразительного искусства вам помогут вошедшие в наше издание репродукции картин, созданных выдающимися мастерами. Пояснительные тексты, сопровождающие каждую репродукцию, помогут лучше понять, в чем заключается художественная ценность каждой из работ.
Надеемся, что этот альбом подарит вам приятное и полезное путешествие в мир русской живописи!
Неизвестный мастер
Спас Нерукотворный
Согласно преданию, царь малоазийского города Эдессы Авгарь, страдавший неизлечимой болезнью, отправил к Христу художника, чтобы тот изобразил лик Спасителя, который поможет ему излечиться.
Однако чудотворное сияние вокруг Христа помешало художнику запечатлеть его облик, и тогда Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором чудесным образом отпечатался его лик – Нерукотворный Образ.
Царь Авгарь исцелился от Образа Спаса Нерукотворного, после чего Образ был помещен на городской стене для защиты Эдессы от врагов, а в 944 году перенесен в Константинополь и стал основой для иконографического типа – Спас Нерукотворный.
На иконе лик Спаса строгий и суровый, почти идеально симметричный. Сдержанный колорит построен на тонких сочетаниях охристых тонов. Первоначально икона выглядела более нарядной: утрачен яркий орнамент ветвей креста на нимбе.
Спас Нерукотворный. Вторая половина XII в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неизвестный мастер
Благовещение устюжское
В основе сюжета лежит событие, изложенное в Евангелии от Луки, – архангел явился Деве Марии с благой вестью о том, что у нее родится дитя, которое наречется Сыном Божьим. Мария склонила голову в знак повиновения Божьей воле.
В иконе есть редкая иконографическая подробность: в лоне Богоматери представлен воплотившийся Младенец Христос. В верхнем сегменте изображен Христос Ветхий Деньми (Ветхий Днями) – особый иконографический тип, который считается ветхозаветным прообразом Христа.
От его руки исходил луч (не сохранился), проникающий в лоно Богородицы.
По легенде, в момент благовещения Мария пряла из пурпурной пряжи завесу для Иерусалимского храма, которая символически отождествлялась с плотью Христа, то есть пряжа в руках Богоматери напоминает о том, что от ее непорочной плоти Спаситель получил свою человеческую природу.
Благовещение устюжское. XII в. Новгород. Государственная Третъяковская галерея, Москва
Неизвестный мастер
Богоматерь Владимирская
С 1155 года эта икона хранилась в Успенском соборе Владимира, где она прославилась многочисленными чудесами, уцелела во время монголо-татарского разорения. Во время нашествия Тамерлана 26 августа 1395 года икону торжественно перенесли в Москву, и в этот же день Тамерлан из-за охватившего его страха и трепета отказался от сражения и ушел за пределы России.
Владимирская Богоматерь – один из самых совершенных образцов иконографического типа «Умиление». Мария бережно поддерживает Младенца Иисуса правой рукой, а Он льнет к матери, обнимая ее за шею и прижимаясь к ее щеке.
Их объятия – прообраз полноты Божественной любви, высшим воплощением которой является жертва, принесенная Христом для спасения людей.
Огромные проникновенные глаза Богоматери полны «нездешней» любви и вечной, «надмирной» скорби, они устремлены к людям, ждущим помощи, защиты, спасения.
Богоматерь Владимирская. Первая треть XII в. Константинополь. Государственная Третъяковская галерея, Москва
Феофан Грек Ок. 1340 – ок. 1410)
Богоматерь Донская
Исследователи полагают, что эта икона исполнена Феофаном Греком – выдающимся византийским мастером, много работавшим на Руси. В облике Богоматери и льнущего к ней Младенца смягчена традиционная византийская суровость.
Энергия световых бликов на лике Богоматери преображает живопись, создавая образ совершенной духовной красоты, наполненной сиянием Божественной славы.
Образ преображенного горнего мира усиливался утраченным золотым фоном и сверкающими золотыми нимбами.
По церковному преданию, перед этой иконой молился Дмитрий Донской в преддверии Куликовской битвы, отсюда и ее название.
Сегодня многие исследователи полагают, что икона была написана для Успенского собора Коломны позднее, около 1392 года. По историческим источникам, к иконе обращался Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань.
С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591 году.
Богоматерь Донская. 1380–1390‑е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неизвестный мастер
Чудо от иконы «Богоматерь Знамение». (Битва новгородцев с суздальцами)
Здесь русская иконопись впервые обращается к батальному жанру, который не встречается в византийской живописи. В основе сюжета лежит реальное историческое событие – 25 февраля 1170 года новгородцы победили суздальское войско во главе с князем Мстиславом, сыном Андрея Боголюбского. По легенде, победа была одержана благодаря чуду, явленному этой иконой.
В верхнем регистре иконы святыню торжественно переносят к главному храму Новгорода – Софийскому собору.
В среднем встречаются послы враждующих сторон, и тут же начинается бой – стрелы летят в защитников Новгорода, поражая и чудотворную икону на крепостной стене.
«Богоматерь Знамение» «отвернулась» от суздальцев, испустила слезу, и на войско завоевателей средь бела дня напала тьма. Внизу мы видим итог чуда, явленного Небесной заступницей.
Чудо от иконы «Богоматерь Знамение». (Битва новгородцев с суздальцами). Вторая половина XV в. Новгород. Государственная Третъяковская галерея, Москва
Рублев Андрей Ок. 1360 – ок. 1430)
Спас
Три потемневшие, полуразрушенные иконы были найдены в 1918 году экспедицией реставраторов в дровяном сарае недалеко от собора Успенского собора на Городке в Звенигороде.
После расчистки и реставрации было установлено, что «Звенигородский чин» – это, возможно, часть иконостаса этого собора и самое раннее из дошедших до нас произведений Андрея Рублева.
По сравнению с византийскими прототипами образ Христа у Рублева лишен суровости и холодной отстраненности, он предстает как воплощение мягкости и задушевности, как сосредоточие Божественного света горнего мира, как самый совершенный образец предвечной гармонии и любви.
Его философски-сосредоточенный и одновременно кроткий лик словно устремлен в душу молящегося – при соприкосновении с ним сияние Божественной славы становится явным, непосредственно проникающим в нас.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=252371&p=3
Читать онлайн "500 сокровищ русской живописи" автора Евстратова Елена Николаевна — RuLit — Страница 17
АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ. Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой. 1764. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В портрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А.
Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны.
Антропов, по собственному признанию, особенно любил писать лица пожилых людей, в которых он не боялся подчеркнуть признаки прожитой жизни, молодые же лица казались ему невыразительно-кукольными. Как пишет выдающийся критик А.
Эфрос, Антропов «не смеет, да и не хочет смеяться над этим слоем румян, который обязателен даже на лицах знатных старух, над тяжеловесностью их нарядов и украшений, он даже убежден, что барам так и надо рядиться, но он не испытывает ни холопьего трепета перед знатностью, ни услужливой потребности льстить богатству».
АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ. Портрет Петра III. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр III замер в горделивой позе, эффектно оперев руку с маршальским жезлом на столик с императорскими регалиями. Но желаемого им эффекта величия не получилось – театральная напыщенность позы вступает в противоречие с нелепой фигурой, безжизненным взглядом бледного лица… Антропов, как и все художники XVIII века, не писал сатиру, а старался трезво и объективно передать облик модели.
В итоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно и ненадолго попала в интерьер с императорскими регалиями. Действительно, Петр III правил всего полгода и был свергнут с престола собственной супругой – будущей императрицей Екатериной II.
Тем не менее известно, что сам Петр III остался доволен этим портретом и пожаловал художника драгоценным подарком.
ИВАН АРГУНОВ. Портрет графа П. Б. Шереметева. 1760. Музей-усадьба «Останкино», Москва
Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина – Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино». Этот портрет можно отнести к полупарадным.
Художник не скрывает физического недостатка модели – легкой косины его глаз, но умело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного и красной ордена св. Анны.
ИВАН АРГУНОВ. Портрет графини В. А. Шереметевой. 1760‑е. Музей-усадьба «Останкино», Москва
Портрет был написан как парный к портрету графа Шереметева. Правдивая кисть крепостного художника фактически обличает чванливый облик Варвары Алексеевны.
Аргунов не скрывает ни следы старения на ее некогда красивом, сильно нарумяненном лице, ни короткой шеи и грузного стана.
Виртуозно написаны воздушные воланы драгоценного кружева, сверкающая бриллиантовая оправа императорского нагрудного знака, жесткая мерцающая парча платья, нежные лепестки розы на груди.
ИВАН АРГУНОВ. Портрет Хрипуновой. 1757. Музей-усадьба «Останкино», Москва
На портрете изображена супруга переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел К. А. Хрипунова. Семья жила в доходном доме Шереметева, управляющим которого был Иван Аргунов.
Хрипунова позирует художнику в домашней обстановке, с книгой – что большая редкость для портретов этого времени. Но главное и самое поразительное в портрете – лицо Хрипуновой. В нем читаются и ее интеллектуальные интересы, и твердость характера.
В реалистической передаче характера модели художник значительно опередил свое время.
ИВАН АРГУНОВ. Портрет калмычки Аннушки. 1767. Музей-усадьба «Кусково», Москва
На портрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых. Она демонстрирует гравюру с портретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны. В середине XVIII века в домах знати было принято держать слуг и шутов экзотической, неславянской внешности.
Художник виртуозно передает живой и непосредственный образ маленькой калмычки. Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица и сверкающие, устремленные на зрителя карие глаза-«таракашки», как называла их ее благодетельница.
Источник: https://www.rulit.me/books/500-sokrovishch-russkoj-zhivopisi-read-393852-17.html