Портрет шаляпина, 1922, кустодиев — описание картины

Еще со со студенческого возраста произведения Кустодиева частенько привлекали внимание современников не совсем обычным подходом художника к картинам. Он много работал но жизнь сложилась трагически: серьезные проблемы с позвоночником, а затем паралич ног.Великий мастер оказался в инвалидной коляске. Но это не сломило живописца, он умел наблюдать и обладал необычной зрительной памятью.

Не смотря на свое здоровье Кустодиев продолжает изображать Россию в разноцветье красок и нарядных узорах. Этот невероятные зимние пейзажи с разудалым праздничным гулянием и весельем русского народа, противопоставленные скучным будням.

Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г., и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. Знаменитого певца России живописец любил и уважал еще с юности. Шаляпин с взаимностью называл его полотна «замечательными шедеврами».

Певец довольно часто навещал своего друга, а когда они вспоминали родную матушку-Волгу, Шаляпин начинал какую-нибудь протяжную русскую старинную песню, то Кустодиев подпевал ему — и они пели в унисон. Оба любили эту великую русскую реку, которая дарила им вдохновение.

Певец позировал в маленькой комнатушке, а художник, находясь в инвалидном кресле, работал, глядя вверх, не видя всей картины, а лишь ее отдельные части. Талант и мастерство помогли Кустодиеву создать этот шедевр, хотя он так и не увидел портрета целиком. Вскоре Шаляпин покинул Россию и взял картину с собой.

По словам сына Кустодиева, смешно было наблюдать, как «позировал» белый мопс в «черных очках» Ройка. На высокий шкаф усаживали кота, дабы отвлечь эту милую собачку взглядом вверх, и певец старался сделать так, чтобы пес не сводил с него глаз.

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев - описание картиныВ композиции картины с Шаляпиным Кустодиев создает свою любимую композицию. Он укрупнено изображает первый план, а где-то там внизу большое пространство. Холмы все еще занесены снегом, но народ уже празднует встречу долгожданной весны.

Группы людей, мчащиеся по улице провинциального городка сани, лотки, множество ярмарочных балаганов. А над ними величественно возвышается фигура Федора Шаляпина в шапке и шубе нараспашку. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли.

Внизу картины даже изображена афиша, возвещающая о таком большом событии для этого городка. Певец, прогуливается в этот праздничный день, он уверен, что эти люди также будут покорены его голосом и народными песнями.

Борис Михайлович со свойственным ему лукавством отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Дорогая шуба не застегнута, хотя на улице и легкий морозец. Зато все могут заметить, что не только воротник и богатая шапка сшиты из бобра, но и вся шуба на таком меху.

Придерживая полу своей шубы, певец отставил мизинец, выставляя напоказ великолепный перстень. Он обут в ботинки по последней моде из серой замши. Для зимней прогулки такая обувь явно не предназначена, поэтому певец опирается на трость из дорогого дерева.

На втором плане картины изображены дочери Шаляпина — Марина и Марфа и и его друг и секретарь И. Дворищин.

Великого русского певца изображали многие художники, но полотно Кустодиева, без сомнения занимает в этом списке первое место. Образ волжанина, который начинал свой путь на провинциальных ярмарках, выглядит на этом портрете словно олицетворение мощи и духа русского народа.

Отзывы о портрете Шаляпина, конечно быля самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру, и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева.

Свое восхищение выразил писатель и революционер Луначарский, Анатолий Васильевич, написав очередную статью по искусству. Он отметил, что картина прямо таки получилась сверх реалистичная, живая, сочные краски дополняют великолепное восприятие, сам характер Шаляпина передан в портрете довольно очень правдоподобно.

Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге.

Источник: https://www.art-portrets.ru/art20veka/kartina-kustodieva-portret-shalyapina.html

Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина»

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев - описание картины

Кустодиев пишет множество портретов, среди которых отдельного внимания заслуживает портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году.

Интересна история создания этой картины. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила».

Эскизы декораций решено было заказать Кустодиеву, и, поскольку, сам художник уже не мог ходить, Федор Шаляпин отправился к нему домой договариваться о работе.

На Шаляпине была надета роскошная теплая шуба, которой с ним недавно расплатились за один из концертов и которая, как подозревал сам Шаляпин, была, вероятнее всего, краденая. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе.

Шаляпин приходил на сеансы позирования в петроградскую квартиру Кустодиева, туда же с собой он приводил и любимую собаку — французского мопса. При этом, по воспоминаниям сына Кустодиева, чтобы собака замирала в нужной позе, глядя вверх, на шкаф сажали кошку.

Картина написана в характерной для художника манере — Шаляпин изображен на фоне ярмарки, массовых гуляний, в атмосфере традиционного русского праздника. Писать этот щедрый, красочный праздник с натуры Кустодиев уже не мог — ушедшая Русь теперь осталась только в воспоминаниях художника, но из этих воспоминаний он создает удивительно целостный, убедительный образ.

Это огромное, бескрайнее пространство разворачивается на заднем плане, а впереди над праздничным балаганом возвышается фигура великого русского артиста в концертном костюме, лакированных туфлях и с модной в те годы тростью, которая уходит за край холста — певцу будто тесно в рамках изображения. В левом нижнем углу изображены прогуливающиеся дочери Шаляпина, а рядом с ними — театральная афиша, возвещающая о выступлении певца.

Комната-мастерская, где работал художник, была настолько маленькой, что картину Кустодиев писал по частям, практически наугад, перемещая холст с помощью системы противовесов, и увидеть работу целиком, с расстояния, художнику так и не довелось. Уезжая в эмиграцию, Шаляпин увез картину с собой.

  • Год написания картины: 1921.
  • Размеры картины: нет данных.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: портрет.
  • Стиль: модерн.
  • Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/kustodiev-boris/portret-shalyapina/

Сочинение по картине «Портрет Шаляпина» Кустодиева

В творчестве русского художника Кустодиева довольно рано показала себя склонность к изображению зарисовок народной жизни.

Художник жил в Петербурге, часто бывал в Москве, а душа всегда звала его в провинциальные города, такие как Кострома или Нижний Новгород. Любил бывать Кустодиев и в маленьких деревушках и селах, расположенных вдоль реки Волги.

Здесь он заряжался положительной энергией, отдыхал от столичной суеты, а главное находил новые сюжеты для своих картин.

Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев - описание картины

Портрет Шаляпина кисти Кустодиева как раз относится к данному периоду. Интересно, что художник, берущий вдохновение из вековых традиций, показал образ человека, дар которого тоже был крепчайшим образом связан с народом. Ведь и сам Шаляпин вышел из низших слоев — его предки произошли от крестьян.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Работа написана в 1922 году, за несколько месяцев до того, как русский талант покинул пределы России и никогда сюда уже не вернулся после.

Задним планом картины является народное гуляние в одном из маленьких городков. Он очень напоминает один из вариантов картины «Масленица» этого же автора. На белом снегу видны расставленные то тут, то там яркие балаганы, мчаться куда-то тройки лошадей, ярмарка собрала десятки людей. Кажется, что отчетливо слышен гул и хохот — все веселятся.

На первый план картины выведена большая фигура Шаляпина, стоящего в полуобороте на снежном пригорке. Он создает впечатление серьезного, степенного человека. Одет Шаляпин в широкое тёмного оттенка пальто с рыжим воротником и в дорогой шапке из бобра.

Шаляпин не застегнул пальто, от чего зритель видит белоснежный воротничок рубашки, бабочку и яркий шарф. Словно показывая свое высокомерие, герой отстранил мизинец на правой руке, на котором надето большое кольцо с драгоценным камнем. На ногах певца —начищенная обувь, которая будто противопоставлена белому снегу.

Весь наряд Шаляпина говорит о том, что он любит отнюдь не дешевые вещи.

Правую руку певец небрежно приложил к пальто, в другой руке он держит трость. Герой стоит, но все его положение выдает скрытое стремление вперед.

У ног Шаляпина автор изобразил маленькую светлую собачку с темным пятном вокруг глаза. Это французский бульдог Ройка, любимый питомец певца, которого он всегда и всюду брал с собой. Хозяина. Собака преданно смотрит на хозяина, словно ожидая его ответа на некий немой вопрос.

Если внимательно приглядеться к заднему фону, то можно заметить вдалеке афишу, которая оповещает жителей городка о начале гастролей Шаляпина.

Можно предположить, что певец посетил некий провинциальный город, чтобы дать концерт.

Занимательно, что слева в отдалении среди множества фигур Кустодиев изобразил дочек Шаляпина, гуляющих в сопровождении друга отца и его секретаря по совместительству.

Создается впечатление, что в судьбе этого талантливого человека все стабильно хорошо. Он уверенно идет вперед, его любят и ждут, им восхищаются. У него есть семья и поклонники, у него есть Россия.

Но в действительности вскоре после написания этой картины все кардинально изменилось как в жизни Шаляпина, так и в стране.

В этом же году появилось СССР, искоренившее многие устои прошлого, давшее начало новому мировоззрению человека, где не было место Масленице, а Шаляпин уедет за границу, где так любимые им русские народные гуляния на долгие годы останутся лишь в его памяти.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret-shaljapina.html

Б. Кустодиев (1878-1927)

Главная — Художники — Б. Кустодиев Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев - описание картины

Портрет Ф.И.Шаляпина

1922г., холст, масло, 99×80 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Портрет Ф. И. Шаляпина» (авторские названия — «Новый город», «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе»; также — «Ф. И. Шаляпин на ярмарке», «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде») — картина русского художника Бориса Кустодиева, написанная в 1922 году.

Художник Борис Кустодиев и оперный певец Фёдор Шаляпин высоко оценивали творчество друг друга ещё до своего личного знакомства, состоявшегося по инициативе писателя Максима Горького в 1919 году, уже после октябрьской революции.

Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Кустодиев согласился, хотя к тому времени передвигался только в инвалидной коляске из-за паралича ног вследствие тяжёлой болезни.

При этом он условился с Шаляпиным о написании его портрета, для которого ещё во время работы над оперой сделал множество рисунков и набросков.

Портрет создавался эпизодически в период с 1920 по 1922 год в трудных для Кустодиева условиях: чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения.

На полотне Шаляпин изображён в богатой барской шубе и шапке на фоне зимнего пейзажа и народного празднования масленицы. У ног певца — любимец, бульдог Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца Исаем Дворищиным.

Несмотря на всю парадность портрета, он отличается выражением самой сущности Шаляпина, демонстрацией его поистине народного духа, того, что став знаменитым артистом, Шаляпин остался русским человеком.

Кустодиев так и не смог увидеть портрета при нужном отдалении, так как Шаляпин выкупил его и в 1922 году увёз за границу, в эмиграцию во Францию. Сам он высоко оценивал данную работу и дорожил портретом, ставя его выше всех прочих из своей большой коллекции картин русских художников.

В том же году Кустодиев создал для себя уменьшенную копию-повторение портрета, которая впоследствии активно выставлялась по всему миру, тогда как оригинал хранился в личной квартире Шаляпина в Париже. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.

Авторский вариант некоторое время хранился в Третьяковской галерее, а затем был передан в Русский музей, где и находится в настоящее время.

Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Однако для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты.

Наугад и ощупью Кустодиев создал удивительное полотно, по сути не видя ни разу его целиком при достаточном отдалении.

Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева.

На первом плане, на заснеженном пригорке величественно возвышается, высится, стоит в эффектной, нарочно театральной позе статная исполинская фигура солидного, богатырского сложения мужчины — седовласого Шаляпина в бобровой шапке, роскошной, богатой и дорогой шубе, не только подбитой, но и сшитой из бобрового меха, да вместе с воротником. Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку — под нею виден строгий концертный костюм. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. Левой рукой же, чтобы не поскользнуться на дороге, он опирается на трость из ценного дерева. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках — по последней моде, да явно не по погоде. Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль. В нижнем правом углу у ног Шаляпина сидит его любимый пёс — белый с чёрной отметиной французский бульдог Ройка, изображённый в натуральную величину и смотрящий преданно на своего хозяина, который держит его на поводке. В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным. На руках у Марины обезьянка. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина.

Читайте также:  Описание картины "малая мадонна каупера", рафаэль санти

Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».

Фон портрета — залитый солнцем ясный утренний день, зимний пейзаж, голубые и розовые тени на сверкающем снегу, холмы в сугробах, покрытые инеем кроны деревьев, ветви их облеплены снегом.

За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны — масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе».

Лубочный пейзаж населён по-брейгелевски, заполнен множеством фигурок — зритель может долго наслаждаться кипением праздника, феерией развлечений, разнообразными сценами пёстрой городской жизни — мчащимися конями, весёлыми извозчиками, гармонистами, подвыпившими мастеровыми, уличными скоморохами, певцами, артистами, акробатами, фокусниками и прочими затейниками, с любовью выписанными Кустодиевым.

На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.

Рядом — церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. У входа на ярмарку — столб, на котором афиша с именем Шаляпина, возвещающая о таком большом событии для провинции — приезде великого певца, и свидетельствующая о том, что его здесь ценят, любят и ждут.

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.

Певец оглядывает горы с высоты своего роста и прогуливается по улице в этот праздничный день в полной уверенности в том, что люди будут покорены его талантом, а сам он покорит этот город.

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен — он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». В этом довольно парадном портрете Кустодиев со свойственной себе долей лукавства отметил некоторую самовлюблённость Шаляпина, его стремление щегольнуть дорогими нарядами, создав поистине хрестоматийный образ артиста, этакого вальяжного русского барина или зажиточного купца.

Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны[46].

Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина, исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира.

Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа.

Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка. Неразрывно связанный с народом, олицетворяющий его дух и мощь, широту и размах, Шаляпин остался в душе русским человеком, он плоть от плоти этих широких просторов, чего не заслоняет даже показное барство.

Именно творческая натура Шаляпина, несмотря на весь красочный и декоративный накал полотна, дала Кустодиеву неисчерпаемые возможности для художественных исканий при решении такой сложной живописной задачи, как образ человека в пленэре, который он не пытался опростить, а наоборот по обыкновению своему усложнял, чтобы полнее выразить творческий замысел.

Рассказ о картине

Источник: https://nearyou.ru/kustodiev/22shaliapin.html

Описание картины «Портрет Шаляпина» Б. Кустодиева

Художник: Борис Михайлович Кустодиев Название картины: «Портрет Ф. И. Шаляпина» Картина написана: 1922 г. Холст, масло.

Размер: 99,5 × 81 см

Вы, конечно же, знаете о Борисе Кустодиеве как о художнике, который вывел жанр лубочных картин на новый уровень, а еще – как человека величайшей силы воли, рисовавшего даже в инвалидном кресле.

Болезнь позвоночника постигла художника в 1911 году, и буквально через 5 лет он стал инвалидом.

Просто поразительно, как в состоянии ежедневной боли этот человек мог творить и радоваться жизни, писать красочные и живые полотна.

У Кустодиева нет места народным страданиям или философским размышлениям – вы видите ясно-морозные зимы с веселым людом на санях, балаганы, карусели, красочные чаепития, трактиры, торговые ряды.

Его Россия – это Россия бубенцов и маслениц, гуляний и пышнотелых купчих, купцов в роскошных шубах, лихих молодцев и воспоминаний детства.

При одном лишь взгляде на кустодиевские произведения у каждого возникнет ассоциация с чем-то сочным и аппетитным, с крепким сладким чаем и сдобными булочками, с яркими женскими платками и торжеством жизни.

Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город».

Странно, но название этого холста, появившегося в маленькой мастерской при свете плафонов, не прижилось – БСЭ говорит, что он зовется «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».

Но, как бы ни называли эту картину, история ее появления сама по себе уникальна.

1921 год, зима. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Послевоенное время и разруха не внушали оптимизм, поэтому декорации к спектаклю решили заказать Кустодиеву, ведь артист испытывал наслаждение от картин художника, называя его человеком с необычайной силой духа.

Кустодиев был прикован к креслу, так что Шаляпин приходил к нему домой, а однажды явился в шикарной бобровой шубе, которую получил в качестве гонорара. Тогда художника осенило – нужно нарисовать гениального певца именно в ней!

Стилистика появившейся в результате сотрудничества двух волжанинов картины – традиционная для полотен Кустодиева: празднично-балаганная толпа на масленичной ярмарке. Мчатся тройки, жарятся блины, веселиться молодежь, разрываются гармошки и баяны, а над всей этой красочной толпой возвышается фигура Ф. Шаляпина.

Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест! – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. На ногах артиста концертные туфли из лакированной кожи, а весь его классический стиль дополнен модными в 20-е года аксессуарами: рубиновым перстнем и тростью.

Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой.

На певца направлен взгляд его домашнего любимца – французского бульдога Ройки. Говорят, что он никак не хотел смотреть на хозяина, так что пришлось садить на шкаф кошку, и пес следил за ней неотрывно.

В левом нижнем углу картины прогуливаются дочери тенора – Марфа и Мария в компании с другом семьи И. Дворищиным. Там же виднеется театральная афиша, вещающая о скором концерте Ф. Шаляпина.

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Правда, она сидела и пила чай, а Шаляпин выделяется своей шубой и фигурой на фоне голубизны снега и деревьев, укрытых инеем.

Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние. Если вы внимательно присмотритесь к выражению лица тенора, то увидите, что Новгород ему близок – по своей народной среде, по массовости масленичных гуляний, по быту россиян.

Так что барин в роскошной шубе он только внешне, внутренне он тот же крестьянский мальчишка, который начал петь из-за побоев отца.

Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Она по-прежнему феерична и раскована, что делает ее действо похожим на Венецианский карнавал. Правда, люди тут не носят маски, они живые и гуляют с размахом на заснеженной площади, окруженной березами в нарядах из инея.

Эти деревья – еще один объект на картине, который возвышается над миром, потому что он всегда символизировал русскую душу. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно.

Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп.

Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.

Ярмарка на полотне Кустодиева – не только самостоятельное событие, она рассказывает еще и о биографии артиста, который когда-то пел на сельских ярмарках, а потом выступал на лучших сценах мира – в Италии и Метрополитен Опере.

Шаляпин связан со своим народом – он хоть и осматривается по сторонам, но находится в своей стихии.

Вы можете увидеть на холсте и современные нравы, и старинный роскошный декор, и ироничность барской шубы, и пафос рубинового перстня с тростью, и философские мотивы, и жизнерадостность лубочного жанра.

Шаляпин, правда, несколько мистифицирован художником, поскольку находится на вершине его концепции мира. Но если вы хоть раз услышите голос, то поймете, что «Портрет Шаляпина» — ни что иное, как памятник величайшему таланту.

Говорят, что в мир артистической среды Шаляпин попал совершенно случайно – заменил в опере «Галька» заболевшего певца. Через 9 лет произошла еще одна случайность – знакомство с Саввой Мамонтовым, который принял певца в свою частную труппу.

Тем не менее, случайности никогда не случайны – еще при жизни тенор стал легендой, которую рисовали и Репин, и Серов, и Пастернак. Самая уникальная работа все же у Б. Кустодиева – в ней показан не только внешний вид гения, а и его душа.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-kustodieva-portret-shalyapina/

Сочинение по картине Кустодиева «Портрет Шаляпина»

Борис Кустодиев — автор картины Портрет Шаляпина, с которой мы познакомились на уроке. Теперь нам нужно написать сочинение по картине, сделав небольшой очерк по портрету, выполняя задание номер 107.

Кустодиев: Портрет Шаляпина

Борис Михайлович Кустодиев, народный художник, который в отличие от передвижников, не любил изображать на своих холстах тяжелую жизнь крестьян. В основном, он демонстрировал светлые стороны их жизни, поэтому часто на его полотнах можно увидеть тему ярмарок и крестьянских гуляний.

Да, это художник, который писал пейзажи, был иллюстратором, но наибольший свой талант проявил в портретном искусстве. Его заказчиками были зажиточные семьи, известные люди, дворяне. Самое интересное, что даже во время создания портрета, Кустодиев Борис Михайлович использует фон разных гуляний.

Тому примером является картина Портрет Шляпина, чье описание по картине мы представим в нашем сочинении.

Описание картины

Если посмотреть на картину Портрет Шаляпина Кустодиева, мы увидим не только главного героя — Шаляпина, но и народные гулянья, посвященные празднику Масленицы.

На снегу установлены яркие шатры, длинные лавки с товаром, по дороге бежит тройка запряженных лошадей, а между рядами снуют жители деревни или небольшого городка. Все они изображены сзади слегка размытыми штрихами, ведь это лишь фон работы Кустодиева.

Читайте также:  «старые сосны», ларс хертервиг — описание картины

Этот фон привносит картине яркости, веселья, простоты. Все жители вышли на улицу, чтобы весело провести время.

Однако главным героем полотна остается Шаляпин — оперный певец, родом из простого народа. Он изображен на переднем фоне в полный рост.

Одет Шаляпин в теплое пальто с меховым воротником, в меховую шапку и разноцветный шарф. Из-под пальто выглядывает костюм, белая рубашка и бабочка.

Наверное автор нарисовал певца сразу после концерта, который тот давал на празднике Масленицы, развлекая своим репертуаром собравшийся народ.

Одной рукой на портрете Шаляпин придерживает воротник пальто, второй опирается на трость. Певец стоит на какой-то возвышенности и слегка повернул свое лицо. Может кто-то обратил на себя его внимание, а может просто всматривается вдаль, погрузившись в свои фантазии и грезы.

Рядом с Шаляпиным на картине изображен белый пес, который стоит у его ног и верным взглядом всматривается в стоящего перед ним барина.

Работа художника изображена в светлых и ярких цветах, от нее веет доброжелательностью и оптимизмом. К тому же картина является доказательством того, что и простые люди могут стать знаменитыми и популярными. Главное, оставаться в душе человеком и не забывать своих корней, как это делал Шаляпин.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret-shalyapina.html

Сочинение-описание картины Портрет Ф. И. Шаляпина Кустодиева (8 класс)

Рассматривая портрет Шаляпина Федора Ивановича, понимаешь, что писал его великий художник. Только мастер своего дела мог передать всю мощь и красоту знаменитого баса. Портрет был написан в период с 1920-1922 года.

Шаляпина и Кустодиева познакомил не менее известный нам писатель Горький. Федор Иванович обратился с просьбой к Борису Михайловичу помочь в создании постановки «Вражья сила». Во время зарисовок декораций и костюмов художник и певец разговорились, и Кустодиев спросил разрешения написать картину-портрет Шаляпина, тот ответил согласием. Картину пришлось писать эпизодически.

Картина большая. На переднем плане изображен знаменитый бас. Такое впечатление, что он возвышается над всеми, но это обманчивое впечатление. Несмотря на то, что Шаляпин был знаменитым он никогда и ни перед кем не показывал своего превосходства. Это был настоящий русский человек.

Шаляпин изображен на фоне ярмарки, которая проходит в зимнее время, все вокруг покрыто бело-голубым снегом. Там далеко на площади ярмарка, музыка, веселье.

Он стоит на возвышенности и осматривает заснеженный город. Сюда он приехал не ради праздного любопытства, а на гастроли, о чем говорит афиша, расположенная на заднем плане картины. На Федоре Ивановиче надета дорогая шуба. Несмотря на зимний холод, она распахнута, под ней виднеется шикарный театральный костюм, белая сорочка с галстуком — бантик.

Шаляпин всегда отличался богатырским здоровьем. На голове его не менее роскошная меховая шапка. Шарф развевается на ветру. Лаковые туфли не соответствуют наряду. Создается такое впечатление, что великий бас вышел из театра, накинув на себя шубу и шапку специально позировать. В руках его тросточка на мизинце правой руки перстень с красным камнем.

Сколько величия и силы излучает весь вид Шаляпина.

Рядом стоит бульдог Ройка — это любимец Федора Ивановича. Несмотря на то, что пес старается показать, что он такой же величественный, как и его хозяин, весь его вид показывает, как трепетно и нежно он любит Шаляпина. Сколько преданности в его взгляде, обращенном на хозяина.

С левой стороны позади певца стоят его взрослые дочери и его секретарь. Все веселятся и только Шаляпин серьезен, скорее всего, он торопится в театр, где ему предстоит выступление. Никакой суеты и волнения только сосредоточенность и спокойствие. Так могут держаться только великие артисты, знающие себе цену.

2 вариант

Федор Шаляпин и Кустодиев дружили и восхищались, увлекались творчеством друг друга. После знакомства этих людей Кустодиев решил создать портрет оперного певца. В итоге этот портрет стал практически хрестоматийным и сейчас он используется во многих учебниках и книгах.

Данная работа является характерным примером того как при помощи художественных образов возможно передавать внутреннее содержание личности, создавать целый рассказ и историю, которую мы можем буквально считывать, рассматривая полотно. Конечно, в подобном ключе легче работать, когда в распоряжении довольно колоритная и фактурная личность, а Шаляпин, безусловно, был обладателем яркого образа.

С самого начала впечатляют выбранные художником пропорции, на переднем фоне изображается собственно Шаляпин. Большой, массивный, он закрывает собой большую часть полотна и пропорционально он сопоставим со всем остальным фоном, даже немного больше. Совсем поблизости располагаются другие люди, которые поднимаются в горку, но они значительно меньше.

Таким образом, автор подчеркивает масштаб изображаемой фигуры, которая может как бы затмевать все остальное, становиться центром внимания. Как известно, Шаляпин обладал мощнейшим голосом, который, по свидетельствам очевидцев, как бы обволакивал весь зал. Вполне возможно, тут художник намекает и на этот факт, как бы подчеркивая, через фигуру, роскошный и мощный голос героя.

Помимо этого фон также имеет и другую функцию, он описывает пространство существования главного героя. За его спиной идет ярмарка, карнавал, гуляния. Именно в этой среде и существовал Шаляпин, он был своеобразным выразителем этого пласта русской культуры: щедрого, богатого, опять-таки мощного, свободного, общительного.

На картине сам Шаляпин похож на какого-то зажиточного купца или богача, но развевающийся шарф и смокинг с бабочкой выдают в нем творческую личность. Герой смотрит в сторону, будто отрешенный от внешнего мира, куда-то в сторону своих мыслей. При этом его пальто раскрыто, оно указывает на душу, сердечную радость, которая вырывается наружу и несется к слушателям.

Другие темы:

← Сирень↑ КустодиевЗемская школа в Московской Руси →

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/kustodiev/portret-shalyapina

Картина Б. Кустодиева "Портрет Ф. И. Шаляпина" учебно-методический материал по развитию речи ( группа) на тему

Слайд 1

Б . Кустодиев «Портрет Федора Ивановича Шаляпина» П едагог: Шайдуко Екатерина Александровна Санкт-Петербург

Слайд 2

Борис Михайлович Кустодиев (1828 — 1927) Родился в Астрахани. Отец умер рано. Семья снимала квартиру во флигеле особняка богатых астраханских купцов. Весь день во дворе суетились повара, прислуга, кучера, приезжие и т.д.. Кустодиев воспринял здесь первые свои впечатления о быте и типах провинциального купечества, которые впоследствии стали персонажами его картин.

Слайд 3

Борис Кустодиев окончил Академию Художеств. Его учителем был И. Репин. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого». Кустодиев увлекался народным лубком, отличающимся простотой своих образов и нарядностью цвета.

Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника. Уехал в Швейцарию. Болезнь прогрессировала. После операции ему было запрещено рисовать. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице. Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу.

  • Слайд 4
  • Портрет Федора Шаляпина 1922 год, 90х80 см, холст, масло Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Слайд 5

Портрет — эскиз Федора Шаляпина. 1921 год, акварель, цветные карандаши.

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра.

Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Слайд 6

Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу. Он не выходил из дома. В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника. Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника. Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой.

На первом плане картины изображен артист Шаляпин, за его спиной , зимний пейзаж — яркий, лубочный, условно изображающий ярмарку . На белом фоне яркими красками написаны мелкие фигурки, карусели, сани, воздушные шары и яркие наряды. На втором плане изображены дочери Шаляпина – Марфа и Марина, а также его друг И.

Дворищев в традиционной русской зимней одежде.

Слайд 7

Артист стоит в театральной позе. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Внизу картины даже изображена афиша, возвещающая о таком большом событии для этого городка.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху; мизинец руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки — серая замша и черный лак . Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость.

У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. Борис Михайлович отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Шаляпин становится центром , вершиной этого русского мира. Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Сейчас кустодиевский «Портрет Ф.И. Шаляпина» находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

Слайд 8

50 шедевров русской живописи. – М.: Эксмо , 2014. Артемов В. В. Русские художники. – М.: « Росмэн -Пресс», 2003. Сергеев А. А. Русские живописцы . Серия История России. — М .: Белый город, 2014. Рассказы о шедеврах живописи//Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина »// Иoнина Н.A.

» Сто великих картин«. издательство «Вече», 2002. URL : http :// nearyou.ru/100kartin/100karrt_90.html ( 21.12.2015 ) Циклопедия //Портрет Шаляпина (картина Кустодиева ) URL : http:// cyclowiki.org/wiki (22.12.2015) ПОРТАЛ ИСКУССТВ// Русская живопись //Борис Михайлович Кустодиев // Портрет Шаляпина URL : http:// artlibrary.ru/picture/430 (21.12.2015) Кустодиев Борис Михайлович. Сайт о жизни и творчестве художника URL : http://kustodiev-art.ru/? page=a80227c7-b3ce-4c1d-83ad-668719484623&item=ee8120c1-8343-429d-b36b-e367e3e8122b&type=page (21.12.2015) Использованная литература и интернет-ресурсы

Слайд 9

Словарь Фли́гель (от нем. Flügel , основное значение — крыло) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания .

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик ) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/04/07/kartina-b-kustodieva-portret-f-i-shalyapina

Кустодиев Борис Михайлович (1878 — 1927)

Этого художника высоко ценили современники — Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, — широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.

Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.

Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники — все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.

Художник любил Россию — и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.

Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось «круто в финансовом отношении», обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.

Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.

К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой).

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Читайте также:  Музей хоккея в москве, зал хоккейной славы - открытие в 2015

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали «Терем».

Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции…

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.

Кустодиев — верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.

Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу.

За «лубочность» его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.

Кустодиев принимал активное участие в объединении «Мир искусства», выставлял свои картины в выставках объединения.

На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.

В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.

Источник: http://cvetamira.ru/kustodiev-boris-mihaylovich-1878-1927

Картина известного художника бориса кустодиева портрет шаляпина — философия

Глядя на картину русского художника Бориса Кустодиева Портрет Шаляпина, никогда не подумаешь, что большую часть своей недолгой жизни он проводил в кресле-каталке и писал свои работы, пользуясь своим воображением, уникальной памятью и сложной системой рычагов.

Живописец, хоть и был учеником великого реалиста Ильи Репина и дружил со многими передвижниками, не изображал нищие, унылые деревни и мрачные пейзажи. Он выбрал другую живопись – с яркими красками, зрелищную, праздничную, вызывающую радостные чувства.

Будучи уже неизлечимо больным, во время великих потрясений – войны, революция, разруха, – известный русский художник Б.

Кустодиев пишет беззаботные, почти лубочные, бытовые сценки из жизни маленьких провинциальных городов, будто взятых из пьес Островского, с гуляниями, чаепитиями, ярмарками и красивыми людьми, пышущими здоровьем. И появляется ощущение, что это произведения абсолютно счастливого человека, он создавал портрет-идеал на фоне картины-идеала.

Таким портретом является картина — Портрет Шаляпина, написанная в 1921 году.

Идея написания портрета у художника возникла, когда знаменитый русский бас Федор Шаляпин посетил его с предложением работы над декорациями к новому спектаклю.

  Авантажный певец в роскошнейшей бобровой шубе являлся олицетворением той национальной русской жизни, которую изображал художник, и так и просился на полотно.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Великий живописец создавал картину Портрет Шаляпина по фрагментам, не имея возможности даже увидеть ее целиком.

Огромный портрет (3х4) купил сам Шаляпин и увез его в эмиграцию в Париж, а в 1922 году было написано повторение полотна Портрет Шаляпина, но уже меньшего размера.

Известная картина Кустодиева Портрет Шаляпина

Певец изображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. За спиной певца мы видим горки, балаганы, чайные палатки с пряниками,  зазывал и катания на санях. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах.

Импозантный Шаляпин смотрится на этом фоне органично, являя собой образ эдакого русского барина, похваляющегося своей богатой шубой и почти кокетливо отставившего мизинец с дорогим перстнем. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление.

В то же время, следуя своему излюбленному приему, живописец изобразил главного героя огромным по сравнению с остальным людом на фоне картины, подчеркнув  этим величие и мощь гениального национального певца, которого очень любил.

Смотреть на видео про портреты Бориса Кустодиева

Источник: https://filosofia.ru/kartina-izvestnogo-xudozhnika-borisa-kustodieva-portret-shalyapina/

Портрет федора шаляпина борис кустодиев

ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА

Борис Кустодиев

Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Его «Портрет художника И.Я. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. В 1916 году у него случился паралич ног, и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу.

Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника, и он продолжал работать.

Природа наделила Бориса Кустодиева необыкновенно острой наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью. Когда болезнь лишила его возможности передвигаться, неиссякаемым источником для творчества стал драгоценный запас жизненных впечатлений. 

Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников.

В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников.

Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни, изображенная им Русь — радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры. 

На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Недаром Федор Шаляпин говорил, «…

его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой… его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы — вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника…

такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». 

Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Да она такая, может быть, и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое.

Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи.

Но в купеческом быте, долгое время только осмеиваемом, Б Кустодиев открыл глубокие национальные черты, характерные не только для их сословия.

Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин — он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Нельзя без волнения думать о величии нравственной сили, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».

Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника, и, вспоминая родную Волгу, они запевали вдвоем — сначала Шаляпин, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев — и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали. Они поклонялись Волге, она была для них и предметом поклонения, и местом, из которого каждый черпал свое вдохновение.

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.

С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Таким образом, Б.

Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна.

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов.

Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. «Любопытно было смотреть, как «позировала» любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс.

Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ.

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф.И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.

На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак… Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.

Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.

В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина.

Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров…

Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу… А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина.

И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Может быть, нигде размышления Бориса Кустодиева о национальном своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения, как в портрете Федора Шаляпина.

Знаменитого артиста рисовали часто (В.А. Серов, Л.О. Пастернак, К.А. Коровин, И.Е. Репин и др.), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.

Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух».

Сейчас кустодиевский «Портрет Ф.И. Шаляпина» находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/45529

Ссылка на основную публикацию