«Это начало совершенно нового искусства, призванного спасти мир»
Андре Сальмона
Пабло Пикассо «Три музыканта» 1921г.
Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности.
Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности.
Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства является то, что он не основан на имитации.
Жорж Брак «Дома в Эстаке» 1908г.
Термин «Кубизм» появился в 1908г., мне известны две версии его появления. По первой, термин появился после того как Анри Матисс увидев пейзажи «Дома в Эстаке», написанные Жоржем Браком, воскликнул: «Что за кубики» (фр.
bizarreries cubiques); по второй — после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами».
Насмешливое название вошло в обиход, но, акцентируя внимание на внешних признаках, оно уводило от подлинной новизны метода и художественного мышления.
- «Когда кубисты, в свою очередь, показали условный характер пространства, как его понимал Ренессанс, так же как импрессионисты в свое время показали условный характер цвета предметов, — их встретило такое же непонимание и такие же оскорбления»
- Роже Гароди
- Сезановский кубизм Аналитический кубизм Синтетический кубизм
Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана-1885
Сезановский кубизм 1907-1909г
Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов.
По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона, кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире.
Роль художника, таким образом, состоит в том, чтобы создавать символические формы для воплощения идей, а не имитировать изменчивый облик вещей.
Поль Сезанн. «Гора Сент Виктуар». 1906г.
К первой стадии кубизма относятся произведения искусства, созданные под влиянием французского художника Поля Сезанна.
Сезанн подчеркиваем устойчивость и предметность мира: граненые объемы образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем.
Сезанн говорил своему другу Иоахиму Гаске (Гаше), указывая на свою любимую гору Сент-Виктуар: «Какой взлет, какая властная жажда солнца и какая печаль, особенно вечером, когда вся тяжеловесность как бы опадает. Эти гигантские глыбы образовались из огня. В них до сих пор бушует огонь…»
Пабло Пикассо «Фабрика в Хорта де Эбро», 1909г.
Жорж Брак «Замок Ла-Рош-Гюйон» 1909 г.
Призматические постройки теснятся и громоздятся друг над другом, плоскости начинают раскачиваться и разворачиваться в разных направлениях. Геометрический костяг, не поддерживает а разрушает её промахами линий и произвольными переносами плоскостей.
Отличительная черта Сезановского кубизма, это упрощение объемов на основе пейзажей, фигур, натюрмортов, написанных непосредственно с натуры. В композициях этого периода, созданных Пабло Пикассо и Жоржем Браком, большие граненые объемы плотно раскладывались на плоскости полотна, что создавало ощущение рельефности в изображении.
Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем.
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907г.
Осенью 1907 произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо. Лето 1907 Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. С конца 1907 Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле.
В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику Пабло Пикассо рассматривать нитуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы нужно держать в сознании как организующее начало куртины, но Пикассо и Брак восприняли совет буквально.
Пабло Пикассо. «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г.
Аналитический кубизм 1909-1912г
Различия между пространством и формой стираются. Исчезают образы предметов. Кубизм переходит в следующую фазу — аналитического кубизма. Этот период характеризуется появлением переливчатых цветов полупрозрачных пересекающихся плоскостей.
Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции, и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной.
Построение усложняется, и последовательно проводится единый принцип.
Пабло Пикассо «Портрет Даниэля-Анри Канвайлера» 1910 г.
Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга. Таким образом художник пытается представить объект вне времени и пространства, игнорируя привычные законы восприятия. В результате полотна приобретали разнообразные стереометрические эффекты: объем превращался в плоскость, передняя грань – в боковую, линии внезапно разрывались, формы смешивались.
То есть на аналитической стадии предмет полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие грани, отделенные друг от друга. Р.
Делоне по этому поводу говорил: «Элементы объемов еще более распадаются, палитра сводится к черному, белому, к их распаду на промежуточные тона и к землистым краскам.
Линии становятся более ломанными, формы являющегося мира – менее артикулированными… Перед нами эпоха аналитического кубизма».
Пабло Пикассо «Девушка, играющая на мандолине» 1910 г.
Альбер Глез «Две женщины сидящие у окна»
Перспектива окончательно сломана. Вместо предмета, изображенного в ракурсе, художник стремится перенести на полотно его след, геометрическое место точек, плоский отпечаток, и притом с разных сторон одновременно. Таким образом, картина становится коллекцией отдельных аспектов формы, разрезанной на мелкие куски.
Аналитический кубизм развили авторы из художественного объединения «Золотое сечение»: Альбер Глез, Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон, Жан Метценже и Жак Вийон.
Жорж Брак. Газета, бутылка, пачка табака («Курьер»). 1914 г
Синтетический кубизм 1912-1914 г
Синтетическим называют эту фазу кубизма из-за того, что формы в этом случае воссоздаются заново.
Но есть и другое название — «коллажный кубизм», от французского слова «collage» — техники склеивания, с которой все началось.
В течение года Пикассо и Брак создавали натюрморты, почти полностью составленные из приклеенных кусочков разных материалов, с последующим приданием композиции завершенности всего несколькими линиями.
Характерной особенностью синтетического кубизма является отрицание третьего измерения в живописи и акцент на живописной поверхности. Фактура поверхности, линия и узор – все используется для того, чтобы сконструировать новый объект.
Пабло Пикассо «Гитара». 1920 г.
Картины становятся более декоративными и красочными. Когда разложение форм достигает максимума, угрожая перейти в абстракцию, появляются графические знаки — надписи, цыфры, ноты, буквы, а так же газеты, цветная бумага.
Французский критик Ален Жуфруа заметил, что они заимствованы из типичного антуража кафе — ценники, этикетки, меню, вывески, газеты на столе. Картина становится похожей на коллаж.
Нередко художники не составляли коллажи из дополнительных материалов, а полностью рисовали его.
Пабло Пикассо — «Бутылка Басса, кларнет, гитара» 1913 г.
Пикассо любил играть со словами, превращая, например livre fleur (книга-цветок) в ivre fleur (пьяный цветок); или этикетку со словами Bass (марка вина) в Pass (ставка, ход).
Жорж Брак «Ария Баха» 1913 г.
- В картинах Брака чаще встречаются надписи из сферы музыки — «Моцарт», «Концерт», «Соната», «Этюд», «Вальс», «Ария Баха».
- Считая традиционную живопись исчерпавшей свои возможности, кубисты взялись за каждый из элементов, образующих словарь этого искусства, — форму, пространство, цвет, технику исполнения — и заменили традиционное их применение своей собственной интерпретацией. «Системе перспективы, — пишет Голдинг, — которая господствовала в европейской живописи со времен Ренессанса, кубисты противопоставили право художника двигаться вокруг его предмета, включая в его облик информацию, почерпнутую из предшествующего опыта или знания…»
- «Время -форма», пишет католический мистик Глез, становится на место «пространства-формы».
Х. Грис. Рюмки, газета и бутылки вина, 1913
Хуан Грис испанский декоратор, живописец иллюстратор, скульптор в 1913 году создает натюрморты в стиле синтетического кубизма, отказавшись от монохромности. Подражая Ж.Браку и П.Пикассо он использовал прием коллажа – аппликации из газетных вырезок, кусочков обоев или разбитого стекла.
Источник: http://solla.site/2016/kubizm/
Хуан Грис
Мы вам уже рассказывали о Жоане Миро, и упомянули также имя другого испанского художника Хуана Гриса. Сегодня мы хотим немного рассказать о нём.
Стол и кафе
Поначалу, ещё не умея толком рисовать, Грис подрабатывал в различных юмористических журналах, параллельно Грис занимался самостоятельным изучением рисунка и живописи. На родине его первым учителем был академический художник Хосе Морено Карбонеро. Его консерватизм отталкивал Гриса; в Париже под влиянием своих новых друзей он стал писать в стиле кубизма и много экспериментировать.
В 1911 Грис разорвал все контракты с сатирическими изданиями; тогда же появились первые серьёзные картины, выдержанные в духе аналитического кубизма (термин был позже придуман им самим): «Стол и кафе», «Натюрморт», «Гитара и цветы». На начальном этапе его цветовая гамма была строгой и ограниченной; доминировали оттенки серого и голубого.
Первой большой удачей Гриса стала работа «Портрет Пикассо», она была продемонстрирована в 1912 году. В том же году художник начинает активно выставляться на выставках. Грис сдружился со знаменитой писательницей Гертрудой Стайн, и та приобрела несколько его картин.
По мнению некоторых исследователей, именно ей принадлежит заслуга открытия таланта Гриса. Стайн полагала Пикассо основателем кубизма, а Грис, с её точки зрения. «пропитал кубизм ясностью и экзальтацией». Очень скоро Грис стал знаменитостью во Франции, а затем и во всей Европе.
Его стали называть «третьим кубистом», уступающим лишь Пикассо и Браку.
Портрет Пикассо
В 1913-1914 Грис приходит к синтетическому кубизму (снова его собственный термин): отказывается от совмещения различных ракурсов, изображает предметы схематично, интересуясь в большей степени сутью вещей, нежели их архитектоникой, в большом количестве создаёт коллажи и наклеивает кусочки газет прямо на холст.
Если под аналитическим кубизмом им подразумевалось дробление и анализ форм, то синтетический был полной его противоположностью. Теперь предметы всегда были узнаваемы. Художник стремился отыскать их универсальные составляющие. Свою манеру художник определил как «вариант плоскостной, цветной архитектуры».
Грис писал: «Сезанн из бутылки сделал цилиндр, я из цилиндра делаю особый индивидуум: из цилиндра я делаю бутылку». Сезанн был любимым художником Гриса.
Целью и смыслом живописи Грис полагал активное взаимодействие с окружающим миром. В отличие от Пикассо и Брака, чьи работы отличались монохромностью, Грис пришёл к использованию насыщенных гармонических цветов, его палитра напоминала о полотнах его друга Матисса.
Тем не менее, несмотря на это радикальное отличие, Грис стремительно заполучил репутацию одного из наиболее последовательных и ортодоксальных последователей кубизма – во многом благодаря своим фирменным «решётчатым» композициям, в которых детали предметов были вписаны в ячейки расчерченной плоскости.
«По натуре я немного консерватор, — признавался Грис, — поэтому не могу заставить себя загрязнить голубизну или искривить прямую». Наконец, излюбленным жанром Гриса был натюрморт; объекты волновали его намного больше, чем люди.
Скрипка и гитара
На протяжении двадцатых годов Грис активно развивал «утончённую и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своём творчестве». Работы, в которых отсутствует изобразительное начало, он называл «ущербным техническим упражнением». Он оставался верен кубизму даже после развала объединения кубистов.
После 1925 года Грис много болел и страдал от проблем с сердцем и уремии. Он проводил большую часть времени на юге, в пригороде Тулона, пытаясь поправить здоровье. Врачи рекомендовали ему отдых в гористой местности, поскольку средиземноморский климат был ему противопоказан. Однако Грис продолжал ездить к морю. Здоровье Гриса стремительно ухудшалось.
В 1926 году он стал кашлять кровью. К началу 1927 года стало ясно, что он обречён.
Художник скончался 11 мая 1927 года из-за почечной недостаточности в парижском пригороде Булонь-Бийанкур. Ему было всего 40 лет. Последние годы он был вынужден провести в страшной нищете.
- Натюрморт со скатертью в клетку
В наши дни работы Гриса ставят рекорды на крупнейших аукционах. Так, любимая картина самого автора «Скрипка и гитара» (1913) ушла с молотка Christies за 28 642 500 долларов при эстимейте 18-25 млн. На аукционе 2014 года «Натюрморт со скатертью в клетку» был продан за 56 658 470 долларов.
При составлении статьи использовались материалы сайта Современное Искусство
Источник: https://ichebnik.ru/ispanskij-intensiv/540-den-19-khuan-gris
Кубизм: приоритет формы
«Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм.» К. С. Малевич
В начале ХХ века в связи с затянувшимся кризисом «классики» искусство находилось в непрерывном поиске новых, оригинальных форм отображения чувств и эмоций. Одной из таких форм стал кубизм. Кубисты попытались пересмотреть все принципы и методы, созданные художниками ранее.
Манипуляции с геометрией
Кубизм зародился в первой четверти XX века во Франции и в основном проявился в живописи.
Художники-кубисты отказались от перспективы — классической техники изображения объемных тел на плоском полотне, при которой стараются воспроизвести кажущееся уменьшение отдаленных объектов, свойственное реальности.
Вместо этого приверженцы кубизма представляли пространство и все объекты внутри него как сумму плоскостей. Реальные фигуры при этом изображались в виде некоего «каркаса».
Можно ли так представить, например, живое существо? С точки зрения кубистов — да! На их полотнах объекты и персонажи представляют собой соединение отдельных геометрических фрагментов: кубов, овалов, треугольников и так далее. Только так, по мнению кубистов, можно было постичь суть изображаемых людей и предметов: разбивая их на части и анализируя.
Некоторые искусствоведы считают предшественником, даже отцом кубизма постимпрессиониста Поля Сезанна.
Они называют периодом «сезанновского кубизма» конец XIX — начало ХХ века, когда художник написал «Гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе». На этих картинах действительно можно заметить игру с цветовыми плоскостями и некоторую мозаичность.
Кроме того, именно Сезанн рекомендовал молодому испанцу Пабло Пикассо рассматривать натуру как единство, состоящее из множества геометрических форм.
Поль Сезанн «Горы в Провансе» (ок. 1890). В этой картине ряд искусствоведов находят зачатки кубизма
«Кубические причуды»
Первой картиной в жанре кубизма принято считать «Авиньонских девиц» Пикассо, а временем зарождения этого нового стиля — 1906–1907 годы, когда Пикассо начал экспериментировать с геометрией, изображая объекты реальности в виде соединения абстрактных фигур. Предположительно, на эту идею его натолкнуло увлечение традиционной африканской культурой.
Окончательно сформироваться новому стилю помогло знакомство Пикассо с художником Жоржем Браком. Позже к двум соавторам присоединились и другие единомышленники.
Слово «кубизм», как водится, появилось случайно: в 1908 году критик Луи Воссель назвал картины Брака и Пикассо «кубическими причудами», и этот термин прижился.
«Цель не в воспроизведении повествовательного факта, а в произведении акта живописного. Сюжет не является объектом» (Ж. Брак)
Аналитический и синтетический кубизм:1909–1914 годы
Художники-кубисты — Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис — постепенно продвигались в своих экспериментах все дальше. На ранних картинах кубистов связь с действительностью еще не утрачена: на них вполне возможно разглядеть предметы и лица сквозь геометрические формы.
Хуан Грис «Портрет Пабло Пикассо» (1912). Именно Пикассо считают отцом кубизма
Хуан Грис «Жалюзи» (1914). Образец «синтетического» кубизма
«Кубизм есть только новый способ представления вещей» (Х. Грис)
По мере развития стиля росла и степень «кубичности» объектов и фигур: они всё меньше напоминали реальные прототипы. Грань между пространством и формой практически исчезла. Даже цветовую палитру кубисты стали использовать бледную, приглушенную — чтобы зритель, созерцая картину, не отвлекался от познания сути вещей через форму. Этот период называют аналитическим кубизмом.
На этом, однако, история развития кубизма не закончилась: творцы продолжали свои игры с объемом и формой, окончательно отдаляясь от традиционного изобразительного искусства. Пикассо и его соратники наклеивали на холсты куски газет и вырезанные из бумаги фигуры, спички и другие мелкие предметы, пытаясь создавать из них некие целостные образы, вызывающие определенное впечатление у зрителя.
Но вскоре они прекратили подобные опыты. Художники пришли к выводу, что истинному мастеру все эти дополнения ни к чему, достаточно лишь красок и кистей. И хотя в 1920-е годы начался постепенный закат кубизма, его влияние ощущалось в живописи еще долгие годы.
«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (П. Пикассо)
Русский кубизм
В России кубизм как самостоятельный стиль не получил распространения, однако существовал как переходная стадия к другим новаторским течениям в живописи, в частности к кубофутуризму. Элементы кубизма обнаруживаются на картинах Н. И. Альтмана (1889–1970), А. В. Лентулова (1882–1943), Р. Р. Фалька (1886–1958).
В некотором смысле близок кубизму советский конструктивизм в архитектуре, предполагавший использование строгих геометрических функциональных схем и полный отказ от украшательства.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/kubizm_prioritet_formy.html
Хуан Грис
Местом рождения выдающегося скульптора и художника Хуана Гриса является испанская столица, где он появился на свет 23 марта 1887 года. Его отец был состоятельным торговцем. В детстве Хуан рос со своими двенадцатью братьями и сестрами.
Учеба
Талантливый мальчик заинтересовался рисованием в семилетнем возрасте. Тогда же Грис-старший оказался на грани банкротства и Хуан начал зарабатывать деньги, чтобы помочь родителям. Его графику в то время можно было увидеть в местных газетах.
Мальчик поступил в Школу промышленности, но долго там не проучился, так как решил овладеть живописью. Он занимался у известного портретиста Хосе Морено Карбонеро, у которого была своя частная школа в испанской столице.
Переезд в Париж
Девятнадцатилетний художник решил жить в Париже, откуда уже никуда не уезжал до своих последних дней. Все дело в том, что парень не хотел служить в армии и сбежал из Испании, оставив свои документы дома. У Гриса до конца жизни отсутствовал паспорт, поэтому он никогда не выезжал за пределы Франции.
Первое время Хуан отдавал предпочтение модернизму. Позже, когда он учился в одной из парижских художественных школ, Гриса заинтересовал символизм, но живописец быстро охладел к этому стилю.
В своем творчестве Хуан никогда не был консерватором, по сравнению с его учителем Карбонеро. Он постоянно находился в поиске своего особого стиля.
В итоге художник придумал новое направление – синтетический кубизм.
Его наследие невозможно себе представить без «Бутылки и ножа», «Гитары на стуле», «Мужчины в кафе», «Портрета Пикассо», «Скрипки и стакана» и «Жалюзи». Также Грис рисовал иллюстрации к произведениям чилийского писателя Висенте Уидобро, Пьера Риверди и французского авангардиста Гийома Аполлинера.
Поиск собственного стиля
На Монмартре Хуан познакомился с местными живописцами, что изменило его подход к собственному творчеству. Он перестал рисовать иллюстрации и отказался от сатирических карикатур на острые политические темы.
В то время самым уважаемым Хуаном художником был Сезанн. Но постепенно он и сам становится мастером. Грис отказывается от экспрессионизма и постимпрессионизма, начинает писать абстрактную живопись в стиле Леже и Пикассо. Кроме того, его интересует кубизм.
Авторитетом для испанского художника в этом жанре в то время был Жорж Брак. Все эти увлечения Гриса нашли отражение в его творчестве. Он начал писать картины в придуманном им стиле аналитического кубизма с расплывчатыми предметами, форма которых сливается с их окружением.
Все объекты на картинах Гриса того периода расположены хаотично. Они выделяются переливающимися цветами и многочисленными пересекающимися гранями. Стоит лишь обратить внимание на его «Гитару и цветы», которая является ярким примером аналитического кубизма.
В такой манере Грис писал картины до 1912 года. Затем он начал эволюционировать.
Постепенно испанский художник вырабатывает свой собственный, более материальный стиль. На его картинах появляются пластичные и объемные предметы, похожие на здания и скульптуры. В это время Гриса интересовала архитектура. Он начал писать декоративные полотна.
В подобной манере тогда работали Брак и Пикассо. Его произведения стали более реалистичными. В первую очередь речь идет о «Фруктовой чаше», «Шахматной доске» и «Бокале и газете».
В двадцатых годах Грис стал отдавать предпочтение обширным поверхностям и крупным формам.
Источник: http://spain-dream.ru/huan-gris/
Хуан Грис: «Кубизм — это только новый способ представления вещей»
За свою недолгую жизнь – всего 40 лет – невероятно талантливый испанский живописец Хуан Грис успел не только оставить по себе уникальное художественное наследие, но и стать одном из основоположников кубической живописи, а именно – «синтетического кубизма».
Его творчество отличается небывалой экспрессией и смелостью, неимоверным чувством свободы и, при этом лиричностью и завершенностью, за что его любят почитатели кубизма по всему миру, а в особенности, его соотечественники испанцы и жители Франции, где он провел большую часть жизни и окончил свой жизненный путь.
Биография Хуана Гриса
Родился Хосе Викториано Гонсалес-Перес, а именно таково его настоящее имя (исп. José Victoriano González-Pérez), в 1902 году в испанской столице – Мадриде. Здесь же он и начал свое становление, как художник. Так, он поступил на обучение в мадридскую Школу искусств и ремесел в 1902 году, которую успешно кончил в 1904-ом.
После этого он почти два года трудился как иллюстратор журналов, при этом создавал рисунки в модернистском стиле. К слову, эта работа не только дала ему колоссальный опыт, но привила ему страсть к изобразительному искусство и желание совершенствоваться в этом направлении.
Кстати, мало кто знает, что его становлению способствовал Хосе Карбонеро, у которого Грис обучался в частном порядке.
1906 год ознаменовался переездом художника в Париж, а новым местом его жительства стал Монмартр. С этого момента и до конца своих дней Грис больше никогда не уезжал из Франции. В это время в Париже свою популярность набирал кубизм, под влияние которого попал и Грис.
Сначала живописец увлекся изучением работ Сезанна, а потому его первые работы написаны в творческой манере этого художника. А вот позже Хуан Грис завел знакомство писателями и художниками – представителями авангардизма, в числе которых был и Пабло Пикассо.
Именно это судьбоносное знакомство, а также вступление в ряды «Бато Лавуар», объединения, созданного Пикассо, окончательно определила испанского художника, как кубиста.
К слову, долгое время Гриса воспринимали только как последователя Пикассо, однако в 1912 году прошли две выставки представителей жанра кубизма, в апреле и октябре, после которых его стали воспринимать, как полноценную самостоятельную единицу живописи. Позже его работы экспонировались также в Берлине и Дюссельдорфе – 1923 и 1925 гг. соответственно.
Стоит отметить, что Хуан Грис реализовался не только, как художник. Помимо того, что он с 1922 по 1924 годы был оформителем нескольких балетных спектаклей, поставленных С. Дягилевым, он читал множество лекций по истории живописи и был автором многочисленных статей, главным предметом которых была базисная математическая структура изобразительного искусства.
Последние годы жизни художника отмечены тяжелым недугом – болезнью легких, от которой он и умер в 1927 году, 11 мая, во французском городе Булонь-Бийанкур.
Источник: http://newsspain.ru/xuan-gris-kubizm-eto-tolko-novyj-sposob-predstavleniya-veshhej/
Пикассо Пабло. Биография, названия, описание картин
Пабло Пикассо (25.10.1881, Малага, Испания — 8.04.1973, Мужен, Франция) — полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо — испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер.
Биография Пабло Пикассо.
Испанец по происхождению, Пикассо родился 25 октября 1881 г. в Малаге (Испания).
Живописи учился сначала у своего отца X. Руиса, затем в школах изящных искусств: в Ла-Корунье, Барселоне и Мадриде. С 1904 г. Пикассо почти постоянно жил в Париже.
Первые его значительные произведения относятся к 10-м гг. XX в. Картины «голубого периода» (1901—1904 гг.) написаны в сумрачной гамме голубых, синих и зелёных тонов.
В работах «розового периода» (1905—1906 гг.) преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки. Оба цикла посвящены теме трагического одиночества слепых, нищих, бродяг, романтической жизни странствующих комедиантов («Старый нищий с мальчиком», «Девочка на шаре»).
В 1907 г. Пикассо создал полотно «Авиньонские девушки», ознаменовавшее решительный разрыв с реалистической традицией и переход в лагерь художников, исповедующих авангардизм.
Увлечение африканской скульптурой приводит его к основанию нового направления — кубизма. Пикассо разлагает предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, превращая реальность в игру отвлечённых деталей («Дама с веером», портрет А. Воллара).
С середины 10-х гг. XX вв. он начинает экспериментировать с фактурами, используя в произведениях обрывки газет, кусок скрипки и т. д.
Коллаж «Бутылка аперитива» и композиция «Три музыканта» завершают период кубизма, и в творчестве Пикассо возникают неоклассические тенденции.
Это нашло отражение в таких работах, как «Три женщины у источника», «Мать и дитя», иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, серия «Мастерская скульптора». В неоклассицизме Пикассо преобладают настроения сказочной идиллии и графическое изящество линий.
В 10—20-х гг. XX в. Пикассо создаёт также множество рисунков, на которых представлены образы людей из народа («Рыбак», «Отдыхающие крестьяне»).
Со второй половины 30-х гг. его творчество всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий («Плачущая женщина», «Кот и птица»). В 1936—1939 гг.
Пикассо становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с режимом Франко. В это время рождается серия «Мечты и ложь генерала Франко».
Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно «Герника».
В годы Второй мировой войны Пикассо оставался в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимал участие в движении Сопротивления. В 1944 г. художник вступил в ряды Французской коммунистической партии. В работах послевоенного времени преобладают антивоенные сюжеты («Голубь мира», панно «Мир» и «Война»).
Со второй половины 40-х гг. творчество Пикассо становится наиболее разнообразным. Помимо станковых живописных произведений, в которых художник возвращается к античным мотивам или пародирует картины старых мастеров (например, «Менины» Д. Веласкеса), он работает и как скульптор («Человек с ягнёнком»), керамист (около 2000 изделий), график.
В 1950 г. Пикассо был избран во Всемирный совет мира.
Умер 8 апреля 1973 г. в Мужене.
Описание картин Пабло Пикассо:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/pikasso-pablo/
Пабло Пикассо «Герника». Описание картины
Самое эпичное и гневное произведение Пабло Пикассо – полотно «Герника».
Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. 26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стёрта с лица земли немецкой авиацией, легионом «Кондор».
На город было сброшено более 1000 бомб, и те участки города, которые не разрушили снаряды, в течение 3 дней попросту сгорели.
Погибших было очень много, более чем треть всего населения, выжившие остались без крова, под руинами погибло множество памятников старины и культурных артефактов.
Как ни странно, сам художник никогда не был в Гернике, однако, весть о трагедии впечатлила Пикассо чрезвычайно, впрочем, никто их испанцев не смог остаться равнодушным к новости об уничтожении целого мирного города.
Свой гнев и гражданскую позицию мастер воплотил в масштабном полотне, которое было представлено на Всемирной выставке в Париже. Сегодня можно только диву даваться – картина три на восемь метров была написана всего за месяц. Сохранились свидетельства, что автор мог проводить за работой по 12 часов в сутки.
Своим внушительным форматом и композиционным строением картина напоминает триптих – среди всеобщего хауса фигур и эмоций, можно выделить три чётких фрагмента.
Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим самым напоминает монохромную хронику страшных событий. Горе, страдание, ужас, отчаяние пронизывают полотно. Это, несомненно, трагедия общечеловеческая – вне места, вне времени, вне реализма. Именно такой эту трагедию и изобразил Пикассо.
Действие происходит в тесном подвале, где «замкнуты» люди, звери и птицы. Набросочно представлен скупой, но характерный интерьер – потолочные балки подвала, плиты на полу, проёмы окон и дверей. Передний план как бы подсвечен треугольником, охватывая главные персонажи. Свет идёт от символического глаза-лампы.
В центре треугольника изображена агонизирующая лошадь, к голове которой тянется чья-то рука со светильником. Под копытами умирающего скакуна лежит мужчина-солдат, тело которого разнято или разрублено на отдельные части.
Колоссальное впечатление на зрителя оказывает зажатый в руке цветок, символ невинности, в сочетании с широко открытыми, но уже мёртвыми глазами. На руках мужчины можно рассмотреть стигматы, как подтверждение невинного убиенного человека.
Единственный вооружённый воин на картине уже не может никого защитить – он убит, «съеден» изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча. К мёртвому мужчине устремилась женщина, нога её почти оторвана, а глаза устремлены к лампе.
Ещё одним сильным по эмоциональному накалу героем является мать, вопящая над умершим ребёнком, обвисшим на руках. Её взор обращён к небесам, а рот застыл в нечеловеческом крике. Крохотные ножки и ручки, маленькие пальчики, запрокинутое личико – самый душераздирающий образ на полотне, квинтэссенция ужаса происходящего.
В картине преобладает необычная линейная перспектива. Кроме линейного построения, полотно, безусловно, обладает неким объёмом и глубиной. В стилистическом плане также достаточно просто найти разночтения — откровенный кубизм сочетается здесь с элементами реализма (подкованное копыто лошади).
Разглядывая полотно, неизбежно приходишь к ощущению того, что передний план разглядываешь как будто через прозрачную стеклянную стену – этакий аквариум, где в замкнутом пространстве разворачивается трагедия.
При первом «прочтении» работы сразу замечаешь быка и он тоже здесь неспроста. Минотавр, бык – это расхожий символ войны в Испании.
Если агония и страдания в картине проиллюстрированы явно и понятно, то главной загадкой остаётся причины всеобщего хаоса. Кто убил ребёнка, изувечил мужчину, ранил лошадь, устроил пожар? Враг невидим, незрим, но неизбежен и неуловим. Не понятно кому нужно противостоять, от кого бежать и спасаться – именно это и вселяет ужас.
Феномен Пикассо в работе – удивительное реальное ощущение ужаса, даже апокалипсиса при весьма условной технике, далёкой от реалистичности.
Картину общество приняло неоднозначно. Некоторые свидетели утверждают, что к полотну были чаще повёрнуты спинами, однако, признание оно всё же снискало. Так, например, Долорес Ибарурри Гомес была впечатлена увиденным, и заявила, что работа является громким обвинением фашизму и режиму Франко.
«Герника» принесла известность Пикассо на весь мир. К ней снова обратились после трагических событий в Нагасаки и Хиросиме.
Полотно долго находилось в музее Прадо, как и хотел того сам Пабло Пикассо, но в 90-х её перевезли в Мадрид.
И как полстолетия назад картина привлекает внимание и вызывает сильнейшие эмоции, возле неё можно стоять очень долго, находя в каждой её части новые элементы и их прочтения, пронизанные болью и страданиями человеческими.
Картина испанского художника Пабло Пикассо «Герника» 1937 г. Холст, масло. 349,3 x 776,6 см. Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания
Источник: http://picasso-picasso.ru/pablo-pikasso-gernika/
File:Juan Gris — Portrait of Pablo Picasso — Google Art Project.jpg
English:
Paris, Société des Artistes Indépendants, 28th Exposition, March 20-May 16, 1912, p. 145, cat. 1426, as Figure.
Dresden, Internationale Kunstausstellung, June-September 1926, cat. 378.
Paris, Galerie Simon, Exposition Retrospective Juan Gris, June 4-16, 1928, cat. 4.
Berlin, Galerie Alfred Flechtheim, In Memoriam: Juan Gris, February 1930, cat. 2.
Paris, Galerie Georges Petit, Cent ans de Peinture Française, June 15-30, 1930, n.p., cat. 41, as Hommage à Picasso.
Amsterdam, Gemeentemuseum, Tentoonstelling van Fransche Kunst: Ecole de Paris, April 1932, cat. 103.
Zurich, Kunsthaus Zurich, Juan Gris, April 2-26, 1933, p. 5, cat. 33 (ill.), as from «M. Etienne Bignou, Paris.»
Buffalo Fine Arts Academy, Albright Art Gallery, The Art of Today, January 3-31, 1936, p. 7, cat. 47, as «Collection Etienne Bignou Gallery.»
New York, Museum of Modern Art, Cubism and Abstract Art, March 2-April 19, 1936, pp. 29, 42, 48, and 211, cat. 94, fig. 33.
London, Alex Reid and Lefevre, L'Ecole de Paris, November 1938, cat. 21 (ill.), as Hommage à Picasso.
Freiburg im Breisgau, Friedrichsbau, Die Meister Französischer Malerei der Gegenwart, October 20-November 23, 1947, p. 48, cat. 13 (ill.).
Basel, Kunsthalle, Juan Gris, Georges Braque, Pablo Picasso, February 26-March 24, 1948, cat. 5.
Bern, Kunsthalle, Georges Braque, Juan Gris, Pablo Picasso, April 2-29, 1948, cat. 41.
New York, Buchholz Gallery, Cubism, April 5-30, 1949, cat. 7 (ill.), as Hommage à Pablo Picasso, 1911.
New York, Sidney Janis Gallery, Cubism 1910-1912, January 3-February 4, 1956, cat. 15 (ill.).
New York, Saidenberg Gallery, Hommage à Kahnweiler, May 13-June 8, 1957, no. cat..
New York, Museum of Modern Art, Juan Gris, April 9-June 1, 1958, pp. 18, 20, 28, and 117 (ill.); traveled to the Minneapolis Institute of Arts, June 24-July 24, 1958; San Francisco Museum of Art, August 11-September 14, 1958; and Los Angeles County Museum, September 29-October 26, 1958.
Boston, Institute of Contemporary Art, The Image Lost and Found, May 14-August 28, 1960, p. 48, cat. 9 (ill.).
Dortmund, Germany, Museum am Ostwall, Juan Gris, October 23-December 4, 1965, n.p., cat. 7 (ill.); traveled Cologne, Wallraf-Richartz Museum, December 28, 1965-February 13, 1966, as 1911/12.
Buffalo, Albright-Knox Art Gallery, Painters of the Section d'Or: The Alternatives to Cubism, September 27-October 22, 1967, pp. 13, 24, 25, 27, and 45, cat. 9 (ill.), as 1911-12.
Los Angeles County Museum of Modern Art, The Cubist Epoch, December 15, 1970-February 2, 1971, pp. 200_201, no. 108, pl. 225; traveled to New York, Metropolitan Museum of Art, April 7-June 7, 1971.
Paris, Orangerie des Tuileries, Juan Gris, March 14_July 1, 1974, pp. 11, 21, and 76, cat. 8 (ill.).
University Art Museum, University of California, Berkeley, Juan Gris, February 7-April 8, 1983, pp. 24-25, 152, and 177, cat. 6 (ill.); traveled to Washington D. C., National Gallery of Art, October 15-December 31, 1983; and New York, Solomon R. Guggenheim Museum, May 18-July 15, 1984.
Madrid, Spain, Ministry of Culture, Juan Gris [1887-1927], September 20-November 24, 1985, pp. 26, 94, fig. 4, and 122-123, cat. 8 (ill.).
Paris, Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris, L'Ecole de Paris, 1904-1929: la part de l'Autre, November 30, 2000-March 11, 2001, pp. 198-199 and 341 (ill.), as Hommage à Pablo Picasso.
Madrid, Museo Nacional del Prado, The Spanish Portrait: From El Greco to Picasso, October 20, 2004-February 6, 2005, pp. 306, 320, and 379_380, cat. 85 (ill.), as Homage to Pablo Picasso.
Paris, Centre national d'art et de culture Georges Pompidou, Le Futurisme et Paris, October 15, 2008-January 26, 2009.
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Juan_Gris_-_Portrait_of_Pablo_Picasso_-_Google_Art_Project.jpg
Пикассо, Пабло — это… Что такое Пикассо, Пабло?
Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Мáртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (принят также вариант Пикассо́[1][2], исп.
Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso; 25 октября 1881, Мáлага, Испания — 8 апреля 1973, Мужен, Франция) — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.
Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором трёхплоскостное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т.
д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ[3].
Эксперты назвали Пикассо самым «дорогим» художником — в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долл[4]. 4 мая 2010 года картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст», проданная на аукционе Кристис за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным в мире[5].
По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Его полотна стоят на первом месте по «популярности» среди похитителей[6].
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Согласно испанской традиции, он получил две фамилии, по первым фамилиям родителей: отца — Руис и матери — Пикассо.
Полное имя, которое будущий художник получил при крещении — Па́бло Дие́го Хосе́ Франци́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.
В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.
Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца — учителя рисования Хосе Руиса Бласко, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он пишет свою первую серьёзную картину маслом, Пикадор, с которой он не расставался в течение всей жизни.
В 1891 году дон Хосе получает должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и юный Пабло вместе с семьёй переезжает на север Испании. Здесь он учится в местной школе искусств (1894—1895).
Потом семья переезжает в Барселону, и в 1895 год Пикассо поступает в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху.
Но по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдаёт все экзамены и поступает в Ла-Лонху.
Сначала он подписывается своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбирает фамилию матери — Picasso.
В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо.
В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года, там он вступил в художественное общество «Els Quatre Gats», по названию богемного кафе с круглыми столами. В этом кафе пройдёт его первая выставка. В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Карлосом Касахемасом и Жаиме Субартесом, которые впоследствии стали персонажами его полотен.
«Голубой» и «розовый» периоды
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко подействовало на молодого Пикассо.
При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом». Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903—1904 годах.
В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903; Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Женщина с шиньоном», 1901 г; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Трагедия», 1903). В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их бледные, отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.
Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).
В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка.
Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).
Кубизм
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1094215