Портрет отца, альбрехт дюрер, 1497

Будущий отец художника приехал в Германию из небольшой венгерской деревни Эйтас в 1455 году.  Он решил осесть в прогрессивном, деловом и богатом городе Германии того времени – Нюрнберге, входившем в состав Баварии. 

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497Вид Нюрнберга. Всемирная хроника Шеделя, 1493 г.

В 1467 году, когда ему было уже около 40 лет, он взял в жены юную дочь золотых дел мастера Иеронима Хольпера. На тот момент Барбаре было всего 15.

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497Портреты отца – Альбрехта Дюрера Старшего, 1490 и 1497 гг.

Их гениальный сын родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года и был третьим ребенком в семье. Всего Барбара Дюрер за время своего замужества родила 18 детей. Альбрехту повезло – он был одним из тех трех мальчиков, что дожили до совершеннолетия. Своих детей у него не было вовсе, как и у двух его братьев Эндреса и Ханса. 

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497

Отец будущего художника работал ювелирным мастером. Его тоже звали Альбрехт Дюрер (1427– 1502). Мать занималась домашним хозяйством, усердно посещала церковь, много рожала и часто болела.

Через некоторое время после смерти отца Барбара Дюрер перебралась жить к Альбрехту Младшему. Она помогала в реализации работ сына. Умерла в его доме 17 мая 1514 года на 63-м году жизни.

О своих родителях Дюрер почтительно отзывался как о больших тружениках и благочестивых людях.

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497Портреты матери – Барбары Дюрер (в девичестве Хольпер), 1490 и 1514 гг.

Альбрехт Дюрер –  крупнейший живописец и непревзойденный гравер не только Германии, но и всего западноевропейского искусства эпохи Возрождения в Северной Европе. Он обладал уникальной техникой резной гравюры на меди.

Каким был путь, который привёл Дюрера к столь высокому признанию?

Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и стал ювелиром. С одиннадцати лет Дюрер Младший учился в мастерской отца, но мальчика влекла живопись. Тринадцатилетним подростком он создал свой первый автопортрет при помощи серебряного карандаша.

Техника работы таким карандашом очень трудна. Линии, прочерченные им, невозможно исправить. Дюрер гордился этой работой и позже надписал: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».

Причем надпись он сделал в зеркальном отражении. 

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1484 г.

Дюреру Старшему пришлось уступить интересам сына. В пятнадцатилетнем возрасте юноша по договору между отцом и потомственным нюрнбергским художником Микаэлем Вольгемутом поступил на обучение в его мастерскую. У Вольгемута он учился как живописи, так и гравировке по дереву, помогал создавать витражи и алтарные изображения.

По окончании обучения Дюрер отправился в странствие в качестве подмастерья для знакомства с опытом мастеров из других регионов, совершенствования своих навыков и расширения кругозора. Поездка длилась с 1490 по 1494 год – в его так называемые «чудесные годы» становления молодого художника.

За это время он посетил такие города как Страсбург, Кольмар и Базель.

Он ищет свой собственный художественный стиль. С середины 1490-х годов Альбрехт Дюрер обозначает свои работы инициалами «AD». 

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497Инициалы Альбрехта Дюрера

Технику гравюры на меди он совершенствовал в Кольмаре у трёх братьев знаменитого мастера Мартина Шонгауэра. Самого его уже не было в живых. Затем Дюрер переехал к четвёртому брату Шонгауэра в Базель –  один из тогдашних центров печатания книг.

В 1493 году во время своего ученического странствия Дюрер Младший создал очередной автопортрет, на этот раз написанный маслом, и отослал его в Нюрнберг. Он изобразил себя с чертополохом в руке.

По одной из версий это растение символизировало верность Христу, по другой мужскую верность. Возможно этим портретом он презентовал себя будущей жене и давал понять, что будет верным мужем.

Некоторые искусствоведы считают, что этот портрет был подарком невесте.

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497

После этого Альбрехт вернулся в Нюрнберг для женитьбы. Отец организовал бракосочетание с дочерью богатого местного торговца. 7 июля 1494 года состоялось свадьба Альбрехта Дюрера и Агнес Фрей.

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497Портрет жены Дюрера, «Моя Агнес», 1494 г.

Через некоторое время после заключения брака последовала еще одна поездка по более дальнему маршруту. На этот раз через Альпы в Венецию и Падую. Там он знакомится с творчеством выдающихся итальянских художников.

Делает копии с гравюр Андреа Мантеньи и Антонио Поллайоло. Также на Альбрехта производит впечатление то, что в Италии художники уже не считаются простыми ремесленниками, а имеют в обществе более высокий статус.

 

В 1495 Дюрер пускается в обратный путь. По дороге он рисует акварелью пейзажи. 

Вернувшись домой из Италии он наконец может позволить себе заиметь собственную мастерскую.

Следующие нескольких лет его стиль живописи отражает влияние итальянских живописцев. В 1504 году он пишет полотно «Поклонение волхвов». Эта картина сегодня считается одной из самых выдающихся живописных работ Альбрехта Дюрера периода 1494 – 1505 гг.

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497Поклонение волхвов, 1504 г. 

С 1505 и до середины 1507 года он ещё раз побывал в Италии. Посетил Болонью, Рим и Венецию. 

В 1509 году Альбрехт Дюрер приобретает большой дом в Нюрнберге и проводит в нём почти двадцать лет своей жизни.

В июле 1520 года художник едет в Нидерланды, прихватив с собой жену Агнес. Он посещает старинные центры нидерландской живописи – Брюгге, Брюссель, Гент. Повсюду делает архитектурные зарисовки, а также наброски людей и животных. Встречается с другими художниками, знакомится с крупнейшим ученым Эразмом Ротердамским. Дюрер уже давно знаменит и его всюду принимают с почтением и почестями.

В Аахене он становится свидетелем коронации императора Карла V. Позже встречается с ним, чтобы  продлить действие привилегий, полученных ранее от предыдущего императора Максимилиана I, заказы которого он выполнял.

К несчастью, во время нидерландского путешествия Дюрер подхватывает «удивительную болезнь», предположительно малярию. Его мучают приступы и однажды он отправляет врачу рисунок со своим изображением, где он пальцем указывает на болезненное место. Рисунок сопроводил пояснением. 

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497Автопортрет, 1521 г. 

Среди своих современников Альбрехт Дюрер делает себе имя прежде всего на создании гравюр. Его виртуозные работы отличаются большим размером, тонким и точным рисунком, схватыванием характеров, сложной композицией. Дюрер превосходно освоил технику гравировки как на дереве так и на меди. От начала и до конца все работы по созданию гравюр мастер выполняет сам, в т.ч.

резьбу с беспрецедентной детальностью и тонкостью линий. При этом использует инструменты, изготовленные по собственным рисункам. Делает многочисленные оттиски, тиражи которых широко распространяются по Европе. Так он стал издателем своих произведений. Его гравюры были широко известны, очень популярны и хорошо раскупались.

Значительно укрепила его престиж серия гравюр «Апокалипсис» 1498 года издания.

Шедеврами Дюрера признаются «Мастерские гравюры»: в 1513 году он вырезал гравюру на меди «Рыцарь, смерть и дьявол», а в 1514 целых две: «Святого Иеронима в келье» и «Меланхолию».

Пожалуй, самое знаменитое изображение носорога так называемый «Носорог Дюрера», созданный в 1515 году. Сам он не видел это диковинное для Германии животное. Художник вообразил его облик по описаниям и чужим рисункам.

«Носорог Дюрера», 1515 г.

В 1514 году, как указано выше, мастер создал гравюру «Меланхолия» – одно из самых таинственных своих произведений. Изображение наполнено массой символических деталей, до сих пор дающих простор для интерпретаций.

В верхнем правом углу Дюрер вырезал квадрат с цифрами. Его особенность в том, что если плюсовать числа в любом направлении, то полученные суммы будут всегда равняться 34-м.

Эта же цифра получается при подсчёте чисел в каждой из четырёх четвертей; в среднем четырехугольнике и при сложении чисел из клеток в углах большого квадрата.

  А в две центральные клетки нижнего ряда художник вписал год создания гравюры – 1514 .

Гравюра «Меланхолия» и магичкский квадрат Дюрера, 1514 г.

На одной из ранних пейзажных акварелей Дюрер изобразил на берегу реки Пегниц мельницу и волочильную мастерскую, в которой изготавливалась медная проволока. За рекой расположились деревни в окрестностях Нюрнберга, вдали синеют горы.

Волочильня на реке Пегниц, 1498 г.

Один из самых известных рисунков «Молодой заяц» нарисован в 1502 году. Художник обозначил дату его создания и поставил свои инициалы «AD» прямо под изображением животного.

Молодой заяц, 1502 г.

В 1508 году он нарисовал белилами на синей бумаге собственные руки, сложенные в молитве. Это изображение доныне наиболее часто тиражируется и даже переведено в скульптурную версию.

Руки в молении, 1508 г.

По подсчетам специалистов, до наших дней охранилось более 900 рисунков Альбрехта Дюрера.

Дюрера увлекает желание найти идеальные пропорции фигуры человека. Он тщательно исследует обнаженные тела людей. В 1504 году создаёт выдающуюся  гравюру на меди «Адам и Ева».

Читайте также:  Женский портрет, робер кампен, около 1435

Для изображения Адама художник берёт за образец позу и пропорции мраморной статуи Аполлона Бельведерского. Это античное изваяние было найдено в конце XV века в Риме. Идеализация пропорций отличает работу Дюрера от принятых тогда средневековых канонов.

В дальнейшем он всё же предпочитал изображать реальные формы в их разнообразии.

  • Адам и Ева, 1504 г. 
  • В 1507-м пишет живописный диптих на эту же тему. 
  • Адам и Ева, 1508 г. 

Он стал первым немецким художником, который изобразил нагих людей. В Веймарском замке хранится портрет Дюрера, на котором он максимально откровенно совершенно обнаженным изобразил и себя.

Автопортрет обнаженного Дюрера, 1509 г.

Автопортреты Альбрехт Дюрер писал с мальчишеского возраста и до старости. В каждом из них есть своя изюминка, а зачастую и новшество.  Автопортрет, который шокировал современную художнику публику, написан в 1500 году. На нём 28-летний Альбрехт предстаёт в дерзком образе, потому что напоминает изображение самого Христа.

Автопортрет, 1500 г. Дюреру 28 лет.

К тому же портрет написан в анфас. В то время такую позу использовали для написания изображений святых, а светские портреты в Северной Европе создавали в повороте модели в три четверти. Также в этом портрете прослеживаются продолжающиеся поиски художником идеальных пропорций.

Художник умер в своем нюрнбергском доме 6 апреля 1528 года, не дожив полтора месяца до своего 57-летия. Его уход стал огромной потерей не только для Германии, Альбрехта Дюрера оплакивали все великие умы Европы того времени. 

Его похоронили на нюрнбергском кладбище Святого Иоанна. Друг всей его жизни немецкий гуманист Виллибальд Пиркгеймер написал для надгробия: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».

  1. Надгробие Альбрехта Дюрера
  2. В доме Дюрера с 1828 года функционирует музей Albrecht-Dürer-Haus.
  3. Дом Альбрехта Дюрера в Нюрнберге 
  4. В родном городе, на площади Альбрехт Дюрер Плац установлен памятник великому земляку.
  5. Памятник Дюреру в Нюрнберге
  6. В реликварии Академии художеств Вены находится прядь волос Дюрера.

Альбрехт Дюрер – выдающийся немецкий художник экстраординарного таланта, график, гравёр, рисовальщик, гуманист, ученый и теоретик искусства. Его разносторонняя творческая мысль охватывает широкое поле изысканий: он занимался архитектурой, математикой, механикой, скульптурой, музыкой, словесностью, изучал строительство и сооружение оборонительных укреплений.

В свои последние годы этот выдающийся творец больше писал об искусстве, чем создавал новые произведения. Последняя его работа, написанная маслом, –  «Четыре апостола» (или «Четверо святых»). Она закончена в 1526 году и преподнесена Дюрером в подарок Совету города Нюрнберга. 

Четыре апостола, 1526 г. 

Он создал и сохранил обширный литературный архив: автобиографические записки, письма, «Дневник путешествия в Нидерланды». Перу и мысли Дюрера принадлежат трактаты: 1525 год – «Руководство к измерению», 1527 год – «Наставление к укреплению городов», 1528 год – «Четыре книги о пропорциях».

В собрании ГМИИ им. Пушкина хранится 215 листов с оттисками гравюр Дюрера. Их можно увидеть на специально созданном сайте «Немецкая гравюра».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-953899-albreht-dyurer-biografiya-i-tvorchestvo—

Ренессанс

=> Художники Ренессанса => Альбрехт Дюрер

Портреты Альбрехта Дюрера старшего (1427–1502) и Барбары Дюрер (ок. 1451–1514) были созданы в начале 1490-х годов. В это время художник закончил своё ученичество у Михаэля Вогельмута и собирался, завершая своё образование, совершить путешествие.

Портреты известны тем, что художник, не приукрашивая облик своих родителей, показал признаки старения человека. Автобиографические заметки Дюрера, оставившие сведения о нелёгкой жизни отца и матери, свидетельствуют о любви и уважении, которые художник питал к ним.

Портреты были созданы Дюрером или для того, чтобы показать мастерство художника родителям, или в качестве подарка, перед тем, как отправиться в поездку для завершения обучения.

В настоящее время портрет Дюрера старшего находится в галерее Уффици (Флоренция). Портрет Барбары Дюрер с 1925 года хранится в Немецком национальном музее (Нюрнберг).

Связь между двумя работами была установлена в 1977 году на основании одинаковых размеров картин, того, что они обе имеют один инвентарный номер (19 — номер, под которым был зарегистрирован диптих в 1573/74 году в инвентаре Имгофа), схожести в композиционном построении, колорите. Однако, возможно, что картина из Нюрнберга — ранняя копия утраченного оригинала.

Портрет Альбрехта Дюрера старшего, 1490

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497

Отец Альбрехта Дюрера, 1497

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497

Портрет отца в этом диптихе считается работой более высокого качества и признан «свидетельством удивительной глубины психологизма» восемнадцатилетнего художника. На флорентийской картине плохо сохранилась оригинальная авторская живопись, она подвергалась поновлениям. Портрет подписан и датирован с обеих сторон, это первая по времени подпись Дюрера монограммой AD. Однако, вероятно, даты и монограмма были добавлены позже, и, возможно, не самим Дюрером. На обороте портрета отца нарисованы гербы семейств Дюреров (открытая дверь — Дюрер старший родился в венгерском селении Ajto, что по-немецки означает «дверь») и Хольперов (олень, значение герба неясно), под крылатым мавром в красном одеянии.

Барбара была дочерью нюрнбергского ювелира Иеронима Хольпера, у которого служил Дюрер старший. Двое мужчин подружились, а позднее сорокалетний Дюрер женился на Барбаре, которой было 15 лет. Супруги, судя по всему, жили в добром согласии.

Привлекательная, по свидетельству сына, в молодости, к моменту написания портрета Барбара выглядела болезненной женщиной старше 40 лет. Она изображена в повороте три четверти на зелёном фоне.

Наряд Барбары: красное платье и белый головной убор замужней женщины с длинным «хвостом», перекинутым через плечо, контрастирует со скромным тёмным костюмом мужа. Картина была обрезана слева, при этом нарушено равновесие композиции и удалена часть чепца женщины.

Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер. Приписывается Альбрехту Дюреру, ок. 1490

(Дубовая доска, масло, 47 см x 36 см. Немецкий национальный музей, Нюрнберг)

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497

Портрет матери. 1514

Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497

До 1977 года этот портрет не связывался с матерью Дюрера. Исследователь жизни и творчества художника Федя Анцелевский отметил сходство женщины на портрете с рисунком 1514 года — единственным подписанным портретом Барбары Дюрер, где мать художника нарисована им в возрасте 63 лет. Сравнив зеркально перевёрнутый портрет 1490 года и рисунок 1514 Анцелевский счёл их изображениями одной и той же женщины.

Искусствовед Юлиан фон Фиркс отмечает, что Дюрер мог быть знаком с портретом графа Георга фон Левенштейна работы Ганса Плейденвурфа через своего учителя Михаэля Вольгемута. Этот портрет, один из примеров изображения пожилого человека, в свою очередь, вероятно, был создан под влиянием портрета кардинала Николо Альбергати (1438), приписываемого Ван Эйку.

По предположению Анцелевского, портреты, вероятно, были разделены где-то между 1588 и 1628 годом, возможно, для продажи портрета отца Дюрера императору Священной Римской империи Рудольфу II.

Весной 1513 года мать Дюрера Барбара, которая последние годы жила постоянно только в его доме, заболела. Обычно она просыпалась первой и вставала раньше всех, сколько невестка пи уговаривала ее не делать этого. Но старая Барбара совсем не умела быть праздной.

А в это апрельское утро она в обычный час не вышла из комнаты. В доме все давно поднялись, миновал час завтрака, а она еще не показывалась. Велели служанке разбудить ее. Барбора не отозвалась на стук. Встревоженная Агнес послала за Дюрером.

Перепрыгивая через две ступени скрипучей лестницы, он вбежал на верхний этаж и, когда мать не откликнулась, взломал дверь. Барбара лежала на постели без сознания. Ее осторожно перенесли в нижнюю комнату. Послали за священником, чтобы он причастил ее. За врачом посылать не стали.

Барбара в последние годы так много хворала и на сей раз была так плоха, что все были уверены, она умрет сию минуту. Однако мать оправилась.

Барбара Дюрер прожила еще год с лишним, все время болея. В один из дней этого последнего года ее жизни, бесконечно мучительного, Дюрер нарисовал ее портрет. Он работал углем, спешил Долго позировать Барбаре было трудно. Он нарисовал ее по грудь. На худое высохшее тело наброшена домашняя кофта.

В вырезе рубахи резко выступают ребра, ключицы, жилистая шея. Лицо обтянуто кожей. Лоб в глубоких резких морщинах. Рот плотно сжат. Кажется, что Барбара старается сдержать стон. Углы губ печально опущены. Большие пристальные глаза смотрят мимо и сквозь сына, который ее рисует.

Дюрер работает стремительно, торопливыми резкими штрихами. Он боится утомить мать, ему страшно что она упадет, пока он ее рисует, да и сам не в силах долго вглядываться в ее лицо, па нем ясно написано, что дни ее сочтены. Дюрер знает: мать непременно захочет посмотреть на рисунок.

Заставить уголь солгать? Смягчить то, что прорисовано на этом лице резцом времени и болезней? Когда он рисует, он не умеет кривить душой. Рисунок закончен. Мать молча протягивает за ним руку, смотрит на него, молча обнимает сына. Она знает: ему труднее, чем ей. Рисунок сохранился.

Читайте также:  Купидон жалуется венере, лукас кранах - описание картины

Он — шедевр графического искусства и один из самых проникновенных портретов в истории графики.

Барбара Дюрер скончалась в 1514 году теплым майским вечером. Перед смертью у нее хватило сил для последнего разговора со старшим сыном. Она наставляла его, а он почтительно и покорно слушал.

Около смертного ложа матери Дюрер с потрясением заметил: она, прожив такую благочестивую жизнь, боится смерти. Неужели усомнилась в том, что ей будет даровано загробное блаженство? Похоронив мать, Дюрер сделал запись в своей «Памятной книжке».

Запись дышит беспредельным уважением и глубокой любовью к матери. Он, давно уже взрослый, самостоятельный, знаменитый, терпеливо принимал материнские советы и наставления. «Она всегда мне выговаривала, если я нехорошо поступал».

Дюрер и его братья доставляли матери много тревог своими жизнелюбивыми характерами. «Она постоянно имела много забот со мною и моими братьями из-за наших грехов».

Однако в этой записи есть что — то недоговоренное. Дюрер пишет: «Моя бедная страждущая мать, которую я взял себе па попечение через два года после смерти моего отца и которая была совсем бедна…

» Если вдова почтенного ремесленника, каким был Дюрер — старший, оказывается через два года после его смерти совсем бедной, не значит ли это, что тот в последние годы жизни разорился? И далее: «Она прошла через большую бедность, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, много страха и неприязни, но она не стала мстительной». Строки эти написаны проникновенно и не могут быть сочтены надгробной риторикой. В них содержится намек на серьезное неблагополучие в семье Дюреров, но они не раскрывают, какое именно. Если мать знаменитого художника, которую он взял на свое попечение, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, не значит ли это, что в доме сына ей жилось не сладко? Мы можем только догадываться, какая домашняя драма скрывается за этими горькими словами. Не станем договаривать того, чего не договорил Дюрер. Вот еще несколько строк о смерти матери. Такой художник, как Дюрер,- художник всегда и прежде всего художник, видящий все в жизни через призму своего творчества. Даже в минуты страшных потрясений он не перестает наблюдать.

«Она сильно боялась смерти, но говорила, что но боится предстать перед богом. Она тяжело умерла, и я заметил, что она видела что-то страшное. Ибо она потребовала святой воды, хотя до этого долго не хотела говорить.

Вслед за тем ее глаза закрылись. Я видел также, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце и как она закрыла рот и отошла в мучениях. Я молился за нее. Я испытывал такую боль, что не могу этого высказать…» * (*Дюрер А. Дневники…

, т. 1, с. 88, 90.).

Дюрер молит, чтобы бог и ему послал блаженный конец и вечную жизнь. Но в общепринятых ритуальных словах прорывается смятение.

Чувствуется, что его мучает мысль: справедлива ли была судьба к матери? Почему столь тяжкой оказалась такая благочестивая жизнь и таким мучительным конец? Чтобы утешить себя, чтобы убедить себя, что мать все — таки обрела посмертное блаженство, Дюрер, когда уже все сказано, приписывает к странице, полной любви, раскаяния и горя, такие слова: «И мертвая она выглядела еще милее, чем когда она была жива». Портрет Барбары Дюрер трагичен. Это горький и мужественный рассказ о матери художника. И о художнике, призвание которого заставляет его быть зорким и правдивым даже тогда, когда слезы застилают глаза, а скорбь сжимает сердце.

Воспоминанием о тяжелой болезни и смерти матери и многими другими потрясениями, а более всего неустанной, иногда непосильной работой были окрашены в жизни Дюрера 1514 и 1515 годы. Однако именно в эту пору он создал три свои самые знаменитые гравюры на меди: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия». Они вошли в историю под именем «Мастерские гравюры».

  • Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497 Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
  • Портрет отца, Альбрехт Дюрер, 1497 Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Источник: https://renesans.ru/renaissance/01_albrecht-durer/05.shtml

Описание картины Альбрехта Дюрера «Отец Альбрехта Дюрера (Портрет отца)»

Описание картины Альбрехта Дюрера «Отец Альбрехта Дюрера (Портрет отца)»

Немецкий художник Альбрехт Дюрер считается одним из самых ярких представителей европейского Ренессанса. Его талант был весьма многогранен – так, помимо живописи, Дюрер увлекался ксилографией, и стал первым, кто возвел ее в ранг искусства. После женитьбы он открыл собственную мастерскую, при которой была открыта продажа оттисков. Многие книги того времени выходили с гравюрами Дюрера в качестве иллюстраций. Также живописец создал первое в Северной Европе практическое руководство по рисованию. Большое влияние на творчество мастера оказала поездка в Италию и общение с итальянскими художниками; покидал он эту страну неохотно, о чем писал в письмах своим друзьям.

Дюрер считался одним из лучших портретистов своего времени. Во всех своих работах он стремился к абсолюту и точности передачи натуры; современники считали, что художник рисовал свои модели невероятно похожими, лишь только в автопортретах слегка утрируя красоту и благородство собственного лица.

Отец Альбрехта был ювелиром. В его семье было восемнадцать детей, но до взрослого возраста дожили только трое – художник и два его младших брата.

Полотно «Портрет отца», написанное за пять лет до смерти Дюрера-старшего, являет зрителю изборожденное морщинами лицо пожилого мужчины, на котором отразились все его утраты и потери.

Красноватые проницательные глаза слегка слезятся, На мужчине – черная шапка «по старой венгерской моде», кисти рук спрятаны в широкие рукава темно-желтого платья.

Картина осталась незаконченной – в отличие от большинства работ Дюрера, фон не проработан, а просто загрунтован красноватой краской, которая со временем потрескалась. Несмотря на то, что художник не скрывает признаки старения отца и тщательно прописывает все складки старческой кожи, картина написана с большой любовью и теплотой к пожилому родителю.

(3 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-albrexta-dyurera-otec-albrexta-dyurera-portret-otca/

Художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) Durer, Albrecht. Часть 4

Художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) Durer, Albrecht. Часть 4.

Поклонение Святой Троице

Художественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien). 1511.

Произведение имеет второе название, «Алтарь Ландауэра», по имени заказчика, купца Маттиаса Ландауэра. Предназначалось для приюта престарелых членов гильдий ремесленников, для капеллы Всех Святых, располагавшейся в нём.

Задумывался и разрабатывался алтарный образ как часть декоративного оформления капеллы. Картина, резной портал для неё и окна капеллы были решены в едином стиле, по замыслу они должны были составлять целостный комплекс. Здесь Дюрер выступает не только как художник, но и как декоратор.

Сюжет – обращение к трактату Августина «О граде Божьем», визуализация событий после Страшного Суда. Картина наполнена торжественными нотами, считается самой пафосной в творчестве Дюрера. Центральная ось отдана Святой Троице: распятье с Христом, которое поддерживает Бог-Отец, и парящий над ними голубь – Святой Дух.

Поклоняющиеся разделены на четыре группы: внизу справа – миряне, слева – церковнослужители, вверху справа – пророки с Иоанном-Крестителем во главе, слева – Богоматерь и мученики. Среди мирян узнаваемые реальные фигуры, старик в тёмном плаще – Маттиас Ландауэр.

Картина была названа «шекспировской галереей» за многообразие представленных человеческих типажей.

Внизу – очаровательный и наполненный неброской поэтичной красотой пейзаж. Холмы, в которых скрывается гладь озера, возможно, списаны с воспоминаний об итальянской Гарде, приводившей Дюрера в восхищение. Маленькая фигура на его берегу, возле картуша с надписью на латыни, – сам художник, земной созерцатель происходящего.

Картина хранится в Вене, в Музее истории искусств, оригинальный портал – в Немецком национальном музее.

Альбрехт Дюрер: Святой Иероним

Национальный музей старинного искусства, Лиссабон (Museu Nacional de Arte Antiga, Lisboa). 1521.

Святой Иероним написан в марте 1521 года в Антверпене и подарен другу Родриго Фернандесу Альмада, главе португальской торговой миссии в Нидерландах.

Панель была перевезена хозяином на родину и оставалась в семейной коллекции до передачи в музей в 1880 году. Подготовительный рисунок к картине находится в коллекции Альбертина в Вене.

Для написания образа святого Иеронима Дюрер использовал натурщика — антверпенского старика в возрасте 93 лет.

Портрет молодого человека

Палаццо Россо, Генуя (Palazzo Rosso, Genova). 1506.

Отец художника

Национальная галерея, Лондон (National Gallery, London). 1497.

Читайте также:  Антокольский марк матвеевич - скульптуры

Принадлежит ли картина кисти Дюрера, или выполнена одним из его учеников, или это удачная копия – доподлинно неизвестно. В пользу авторства говорит манера изображения лица и тщательная прорисовка индивидуальных черт.

Тонкие губы, старческие морщинки, пряди волос, редеющие и седеющие, – портрет отличает реалистичная подача внешности. Хорошо передан общий характер человека: тяжёлая жизнь наложила свой отпечаток, но, не лишила живости и добросердечности, которые ощущаются во взгляде, остром и проницательном.

«За» принадлежность Дюреру-младшему и то, что портрет отца написан как парный к автопортрету художника от 1498 года.

Сомнения в авторстве подтверждаются манерой исполнения работы. Небрежность нанесения фона и его розоватый оттенок нехарактерны для Дюрера. Также надпись вверху, выполненная аквамарином не встречается в картинах, признанных подлинниками.

Глубокие трещины, проявившиеся со временем, усугубляют колебания экспертов в том, что над произведением трудился Дюрер.

Особенность его полотен – скрупулёзное и тщательное нанесение каждого слоя краски, с обязательным достижением максимальной гладкости.

Экспонируемый в Национальной галерее Лондона портрет атрибутирован как «приписываемый Альбрехту Дюреру». Но, даже если эта работа – копия, она одна из наиболее удачных воссозданий образа отца художника, ювелира Альбрехта Дюрера-старшего.

Святой Иероним

Национальная галерея, Лондон (National Gallery, London). 1495-96.

Работа была приписана Дюреру в 1957 году, на основании сходства изображения льва на этой картине со львом на рисунке из гамбургского графического кабинета. До приобретения лондонской национальной галереей находилась в музее Фицуильяма, в Кембридже.

Изображение природы характерно для Северного Возрождения, с многочисленными деталями, такими как маленькие птички и бабочка в нижнем правом углу. На оборотной стороне картины изображена комета.

Праздник венков из роз

Национальная галерея, Прага (Národní Galerie, Praha). 1506. 162×194

Картина – значимая веха в творчестве художника. Её создание стало доказательством мастерства Дюрера-живописца, которого ранее коллеги по цеху считали только успешным гравёром. В произведении ощущается сильное влияние венецианской школы, но собственная манера молодого немца просматривается очень чётко. Написана во время итальянского путешествия под впечатлением от работ местных мастеров.

Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом. Распространённое на территории Европы братство чёток, по легенде основанное св. Домиником, традиционно устраивало праздник, корни которого уходили к явлению Девы Марии пред святым.

Чётки для членов братства были не просто молитвенным инструментом, они считали, что каждая белая бусина – это роза, символ невинности Богоматери, а красная – цветок-символ крови Христовой.

На картине изображено действо, где раздаются венки: Мария возлагает на голову папы римского Юлия II, младенец-Иисус – на чело Максимилиану I.

Есть на картине и миряне. Рядом с Мадонной и младенцем, а также со св. Домиником, раздающими венки, находятся Иероним, знаменитый архитектор из Аугсбурга, Гримани, кардинал Венеции, немецкие купцы, выступавшие заказчиками произведения.

В «Празднике чёток», как ещё называют эту картину, есть два интересных персонажа. Нехарактерный для Дюрера, но традиционный для итальянской школы живописи, херувим с лютней – дань тому, что художник почерпнул за время работы в стране. И фигура позади справа – молодой человек в изящных одеждах, сам Дюрер.

Пройдя путь в более чем полтысячи лет, перенеся множество повреждений и восстановлений, сегодня произведение хранится в Праге, в Национальной галерее.

Барбара Дюрер, мать художника

Германский национальный музей, Нюрнберг (Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg). 1490.

Два портрета составляют диптих, объединённый не только тематикой, на левой части изображена мать художника, Барбара, на правой отец – Альбрехт Дюрер-старший, но и единым колоритом, композиционным построением. Общность обеих картин установлена в 1977 году, до этого части не связывались.

Время создания – приблизительно 1490 год, период, когда художник подошёл к завершающему этапу обучения и собирался в путешествие, традиционное, в котором подмастерье должен был ознакомиться с методами работы мастеров в других местностях.

Картины, вероятно, написаны Дюрером в качестве подарка родителям, и могли служить доказательством высокого уровня его умений.

Ведь отец не без сожалений уступил просьбам сына, пожелавшего учиться живописи, изначально Альбрехту-младшему готовилось будущее ювелира.

Оба портрета пронизаны сыновней нежностью и любовью. Нет, художник не прибегает к приукрашиванию или идеализации образов. Он передаёт их с неимоверной точностью, показывая всю губительную работу времени, не скрывая признаки старения и отпечатки, накладываемые лишениями, невзгодами и болезнями.

Портрет Дюрера-старшего признан работой, где художник проявил своё мастерство и умение передавать посредством кистей и красок глубокие человеческие чувства и характеры. На картине есть авторская монограмма, AD, возможно, это первая подпись такого рода. Изображение матери по цветовой гамме резко контрастирует с портретом отца, фон намного светлее, нарядная одежда ярче и выглядит богаче.

Картины хранятся отдельно, портрет Барбары Дюрер – часть коллекции Немецкого национального музея в Нюрнберге, портрет Альбрехта Дюрера-старшего – во Флоренции, в галерее Уффици.

Автопортрет в перчатках

Прадо, Мадрид (Prado, Madrid). 1498. 52×41

Картина создана в период восхождения Дюрера в зенит европейской славы, которую принесли ему ксилографии для «Апокалипсиса», книги, впоследствии названной «Библией для бедных». Через его изображения смысл церковных богослужений, проводящихся на латыни, стал доступен всем, кто не получил образования и не знал этого языка.

На автопортрете Дюреру 27 лет, в его позе сквозят уверенность, спокойствие, внутреннее достоинство. Интересен визуальный приём – на переднем плане руки художника, лежащие на постаменте. Этим достигается своеобразная близость героя картины и зрителя.

Изысканные перчатки возможно дань моде, но, есть предположение, что они закрывают некрасивые язвы на пальцах.

Дюрер считал, что художник сродни учёному, постоянно экспериментировал с красками и химикатами, стараясь добиться неувядающего с годами цвета и прозрачности лака, для покрытия своих творений, чтобы сохранить их на века.

Элегантная одежда подчёркивает социальный статус художника. Он всегда гордился тем, что достиг его не по происхождению, а собственными усилиями и трудом.

На заднем плане арка и окно, за которым горная цепь, уходящая за горизонт.

Пейзаж, дань итальянским воспоминаниям, – намёк на то, что Дюрер вырвался за пределы Нюрнберга, своего родного города, и статуса ремесленника, ведь в Германии живопись не приравнивалась к искусству.

Приобретённое Карлом I, королём Англии, а затем королём Испании Филиппом IV, сегодня полотно хранится в Мадриде, в Музее Прадо.

  • Император Максимилиан I
  • Мадонна с грушей
  • Портрет женщины с заплетёнными волосами
  • Муж скорбей
  • Государственный художественный музей, Карлсруэ (Staatliche Kunsthalle, Karlsruhe, Karlsruhe). 1493-94
  • Портрет женщины с распущенными волосами

Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main). 1497. 

«Портрет женщины с распущенными волосами» и «Портрет женщины с заплетёнными волосами» являются диптихом. Сегодня считается, что на них изображены младшие сестры нюрнбергского знатного семейства Фюрлегеров. В 17 веке диптих принадлежал по очереди графу Арунделу и епископу Ольмюца.

  1. Эльсбет Тухер
  2. Святой Себастьян со стрелой

Академия Каррара, Бергамо (Accademia Carrara, Bergamo).1498-00. 

Первоначально это был портрет мужчины в берете. Позднее он был переписан в Святого Себастьяна. Практически от прежней живописи остался лишь пейзаж с озером и замком.

Четыре апостола — Иоанн Богослов и Петр, Марк и Павел

Старая Пинакотека, Мюнхен (Alte Pinakothek, Munich). 1526. 

Этой картине Дюрер отдал все свои силы, она – последнее крупное творение мастера, заключительный жизненный аккорд, в котором он выразил всё, что понял и желал передать потомкам. Это недосягаемый образец и своеобразное надгробие на могиле великого художника.

Четверо, изображённые на диптихе, – те, кто обрёл истину. Уверенно стоящий на земле Павел, Иоанн, в поисках важной мысли склонившийся над Священным Писанием, Пётр, помогающий ему, Марк, ожидающий указаний, ведь он – больше исполнитель, чем мыслитель…

Образы наделены невероятной силой, они объединены единой компоновкой и смысловой нагрузкой. Трактовок символизма картины несколько. Четыре этапа достижения миром истины через образы и их характеры: Иоанн – искатель, Пётр – толкователь, Марк – деятель и Павел – борец с несогласными.

Четыре человеческих темперамента: сангвиник (Иоанн), холерик (Павел), меланхолик (Марк) и флегматик (Пётр). Было предположение, что художник отразил четыре возраста человека или же времена года.

Есть осовремененная версия трактования, показывающая путь продвижения в жизнь идеи: за Иоанном – духовное лидерство, за Петром – методология, за Марком – менеджмент, за Павлом – политика.

Надпись Дюрера, которой он снабдил своё произведение, и четыре цитаты из Священного Писания явно предназначались его современникам, жителям Нюрнберга, в дар которым художник передал картину. Это своеобразное завещание и призыв к примирению.

Сегодня шедевр Дюрера экспонируется в Старой Пинакотеке и его расценивают как напутствие всем грядущим поколениям: искать высший смысл и устремляться к духовно богатой жизни.

Источник: https://eva-k2.livejournal.com/1753840.html

Ссылка на основную публикацию