Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) ~ Карелин, Андрей Андреевич — Портрет митрополита Антония
Полный размер: 1144 х 1476 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:
Карл, Ж. -А. — Трубящий солдат
Карлеварис, Лука — Регата на Большом канале в Венеции в честь Фридриха IV Датского 4 марта 1710 г.
Карлеварис, Лука — Мол с Дворцом дожей
Кариани, — Искушение
Каролюс-Дюран, Шарль — Портрет Анны Александровны Оболенской
Каролюс-Дюран, Шарль — Портрет Н. М. Половцовой
Карото, Джованни Франческо — Мадонна с младенцем, св. Франциском и св. Екатериной
Карвахаль, Луис де — Обрезание Христа
Кардовский, Дмитрий Николаевич — Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года
Кардучо, Бартоломе — Бегство в Египет
Кардучо, Висенте — Видение св. Антония Падуанского
Карраччи, Аннибале — Автопортрет
Количество просмотров: 57 Количество комментариев: 0
© Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/hermitage/18845/
Читать онлайн Государственный Эрмитаж страница 20. Большая и бесплатная библиотека
Иван Николаевич Крамской (1837–1887) Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе 1880-е. Холст, масло. 55×47
Русский живописец и рисовальщик Иван Николаевич Крамской был разносторонне одарен. Он работал как мастер жанровой, исторической и портретной живописи, являлся видным художественным критиком.
Обучаясь в Императорской Академии художеств, Крамской возглавил «Бунт четырнадцати» художников, отказавшихся писать выпускную работу на тему скандинавской мифологии и просивших выбрать тему самостоятельно. Позже он стал одним из основателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок (Товарищества передвижников).
Талант Крамского-портретиста высоко ценили и монаршие особы. В 1880-е ему был заказан портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III.
Великолепный парадный портрет показывает еще достаточно молодую, хрупкую императрицу в жемчужном уборе. Восхитительные драгоценности не затмевают тонко прописанное волевое лицо правительницы, на долю которой выпали и годы семейного счастья, и страшные потрясения, связанные с гибелью детей и внуков в революционное время.
Константин Егорович Маковский (1839–1815) Портрет великой княжны Марии Николаевны 1905. Холст, масло. 133×84
Константин Егорович Маковский начинал свою художественную карьеру как участник Товарищества передвижников, выставляясь с картинами на тему повседневной жизни народа. Однако со временем его интересы поменялись, и с 1880-х он стал успешным салонным портретистом.
Образы детей, трогательные и нежные, — одна из наиболее сильных сторон творчества живописца. Мария Николаевна являлась третьей дочерью императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Четыре сестры были дружны между собой, но всеобщей любимицей считалась именно Мария.
Глядя на картину Маковского, кажется, что девочка в легком белом платье, прижимающая к себе куклу, лишь на минуту присела попозировать художнику. Еще мгновение — и она соскользнет с большого кресла и помчится играть к своим сестрам.
Воспитатель царских детей писал, что Мария отличалась крепким здоровьем и добросердечием, была красавицей, хотя немного крупной для своих лет, за что родственники в шутку называли ее «доброй толстой Туту». Однако княжна на них нисколько не обижалась.
Судьба юной девушки была трагична. В июле 1918 Мария вместе со всей императорской семьей была расстреляна большевиками в Екатеринбурге.
Андрей Андреевич Карелин (1866–1928) Портрет митрополита Антония 1911. Холст, масло. 140×108,5
Первые навыки рисунка, основы живописи и фотографии Андрей Андреевич Карелин получил у отца, всемирно известного фотографа, мастера светописи Андрея Осиповича Карелина. Творческое наследие художника составляют преимущественно исторические полотна и портреты.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, Антоний (в миру Александр Васильевич Вадковский) запечатлен художником в камерной, домашней обстановке, на религиозный статус модели намекает лишь мраморная голова Спасителя в терновом венце, стоящая в углу на колонне.
С фотографической точностью Карелин выписывает лицо и задумчивые глаза митрополита, тщательно прорисовывает каждый волосок седой бороды.
Светские и церковные награды — панагия, наперстный крест духовного лидера — свидетельствуют о признании и уважении его дел государством и церковью.
Владыка отличался скромностью и трудолюбием, он был терпеливым и незлопамятным человеком, расположенным ко всем страждущим. Известны его многочисленные духовные книги. Митрополит также занимался описанием рукописей и старопечатных книг Соловецкого монастыря.
Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) Композиция VI 1913. Холст, масло. 195×300
Чрезвычайно разнообразно творческое наследие Василия Васильевича Кандинского, основоположника абстракционизма, одного из создателей группы «Синий всадник». Он работал как живописец, график, оставил теоретические работы об изобразительном искусстве.
Композиция VI создана художником во время пребывания в Мюнхене, где он вместе с немецким живописцем Францем Марком основал упомянутое объединение. Кандинский хотел назвать картину «Потоп». Беспредметная живопись в этой работе раскрывается через драматическое воздействие линий и смягчается розовыми пятнами различных оттенков.
Им противостоят глубокие коричневые формы (слева вверху), напоминая о безнадежности и бренности всего земного. Клубящиеся массы материи бурлят, словно волны штормового моря. Зеленые и желтые цвета освещают полотно, как зарницы, создавая впечатление грандиозной катастрофы вселенского масштаба.
В полотне чередуются сочетания гладких и шероховатых участков.
Елена Никандровна Клокачева (1871 — после 1915) Портрет Г. Е. Распутина 1914. Картон серый, цветной карандаш, пастель. 81,5×56
Об авторе произведения — Елене Никандровне Клокачевой — известно немного: обучалась в Императорской Академии художеств, по окончании которой получила звание художника. Ее наследие известно в основном благодаря портрету «старца», Григория Ефимовича Распутина.
Распутин, происходивший из крестьян Тобольской губернии, имел неограниченное влияние на императрицу Александру Федоровну и Николая II, так как он, обладая силой внушения, единственный мог облегчить страдания наследника — цесаревича Алексея.
Разгульный образ жизни Распутина дискредитировал императорскую семью, способствовал снижению ее популярности среди подданных, а вмешательство Распутина в государственные дела привело к сговору против него.
Старец был убит в ночь на 18 декабря 1916 во дворце Юсуповых в Петербурге заговорщиками, среди которых были князь Феликс Юсупов и член императорской фамилии, великий князь Дмитрий Павлович.
Графический портрет работы Клокачевой помимо художественной ценности является редким документальным свидетельством эпохи, ведь облик Распутина известен в основном по фотографиям.
Искусство Дании
Карл Петер Леман. Скалы и водопад в Норвегии. Середина XIX века
Виргилиус Эриксен (1722–1782) Портрет Екатерины II перед зеркалом. Между 1762–1764. Холст, масло. 262,5×201,5
Датский художник Виргилиус Эриксен долго и плодотворно работал в России при дворе Екатерины II, создавая не только живописные и миниатюрные портреты, но и произведения в технике пастели.
Портрет Екатерины II необычен по своей композиции. Благодаря зеркалу императрица показана дважды: в трехчетвертном повороте и в профиль. Эриксен прекрасно обыграл натуру модели.
С одной стороны она показана как императрица, чей гордый профиль отражается в зеркале, с другой — она предстает красивой молодой женщиной в изысканном платье со знаками ордена Святого Андрея Первозванного. В руке Екатерины — веер, а не скипетр, хотя им она указывает на царские регалии.
Императрица как бы намекает, что нельзя быть правительницей и забыть при этом о своем женском начале.
Портрет был весьма благосклонно принят заказчицей. Об этом свидетельствуют его многочисленные повторения. Екатерина II даже приказала приобрести все ее портреты работы Эриксена, но полотна художника раскупались так быстро, что некоторая их часть все-таки осталась в частных собраниях.
Бертель (Альберт) Торвальдсен (1770–1844) Ганимед. После 1816. Мрамор. Высота 136
Крупнейший представитель классицизма в скульптуре, один из лучших скульпторов в мире, Бертель Торвальдсен старался воссоздать классическое искусство Греции и Рима.
Он черпал свое вдохновение в Италии, поэтому большую часть жизни провел в Риме, где возглавлял Академию святого Луки. Современники считали его наследником Кановы, называли «Датским Фидием».
Торвальдсен входит в считаное число мастеров, получивших в распоряжение собственный музей еще при жизни.
Скульптор много раз обращался к образу прекрасного Ганимеда, заимствованному из древнегреческого мифа. Верховный бог Зевс был так пленен красотой юноши, что повелел своему орлу похитить его и принести на Олимп, где тот вскоре стал любимцем богов и их виночерпием на пирах.
Представленная статуя как раз изображает момент, когда Ганимед из амфоры наполняет сосуд для кого-то из сонма богов. Его фигура отличается классической завершенностью и грациозностью, которые ей придают несколько вытянутые пропорции юношеского тела. Статуя выделяется холодной отвлеченностью и бесстрастной идеализацией образа, подчеркнутой виртуозной обработкой мрамора.
Произведения Торвальдсена были хорошо известны в России, для многих русских аристократических семей он создавал скульптуры или запечатлевал их в мраморе.
Источник: https://dom-knig.com/read_188631-20
А. Е. Карелин
Я встретился с Гапоном совершенно случайно весною 1903 года.
Работал я тогда на Васильевском Острове. У нас была небольшая, но хорошо спевшаяся группа рабочих-печатников, по большей части старых революционных работников. Все мы интересовались общественными делами, а особенно тем, что касалось рабочих.
В то время стали открываться чайные и столовые общества трезвости. В этих столовых и чайных духовенство и вело проповедь против пьянства.
Наша компания печатников приходила обычно по вечерам, занимала излюбленный столик, баловалась чайком и вступала в споры с попами.
И вот однажды появился новый священник. Замечательный это был священник: черный, стройный, голос у него был баритон, симпатичный, а главное глаза. Таких глаз я никогда больше не видал.
Священник мог смотреть так, что трудно было выдержать его взгляд, по получасу не спуская с вас своего взора, глаза его точно заглядывали в душу, в самую глубину души, будили совесть человеческую.
Замечательный был священник.
Это был Гапон.
Он изредка появлялся в чайной и выступал. Некоторые из нас просили слова и говорили, спорили с попами, духовенством. Гапон обратил на нас внимание. Среди нас был молодой горячий паренек, рабочий Егоров. Он особенно часто и резко выступал против духовенства, и за это его выслали в Архангельскую губернию. Эти выступления и обратили внимание Гапона на нас.
И вот как-то раз он подсел к нам. Завязался разговор. Из разговора этого мы убедились, что Гапон не такой, как все, священник. Познакомились поближе и 9-го мая сошлись на квартире Варнашова.
Гапон много говорил и высказал мнение, что нужно отвлечь рабочих от чайных трезвости, от дурного влияния попов. Говорил он и о том, что необходимо устроить свое рабочее общество, свой клуб и чайную.
В нашем кружке, кроме меня, были Варнашов, Кладовиков, еще один рабочий каретник, фамилии не помню.
Все, кроме меня, ухватились за мысль Гапона открыть чайную, я же был против. Однако чайную открыли еще до 1904 года на Васильевском острове. Вошло человек 70-80.
Собирались, пили чай, беседовали, но дело шло шатко так до марта 1904 года. В это время были уже Кузин, Васильев. Гапон не был доволен чайной.
На собрания приходили социал-демократы и социалисты-революционеры, выступали, громили Гапона и нашу чайную, называли нас зубатовцами.
Мы знали, что Гапон имеет какие-то связи с полицией, и держались осторожно. Я был большевиком и участвовал еще в организации Бруснева, имел большие связи с рабочими и с интеллигенцией, с Брусневым, Красиным, Пывинским, Александровым, умершим Голубевым. Николай Дементьевич Богданов, приятель детства, оба Афанасьевы, Мефодиев — вот те, что находились вместе со мной в Брусневской группе.
Эти старые связи и мешали как-то поверить Гапону, а когда поверил ему, то и пришлось порвать с интеллигенцией и партией, потому окрестили меня: зубатовец.
Познакомились поближе с Гапоном, узнали его, но все как-то не верилось, что из знакомства с ним выйдет что-нибудь хорошее для рабочих. Однако как же мы поверили в Гапона? Случилось это весною 1904 года в марте, так.
Собралась наша компания полиграфического производства на квартире у Гапона. Говорили, спорили. Он и открыл здесь основные требования своей петиции. «Распространяйте эти мысли, — говорил он нам, — стремитесь к завоеванию этих требований, но не говорите, откуда они».
Мы были поражены тогда. Ведь я все же был большевиком, с партией не порвал, помогал ей, разбирался; Кузин был меньшевиком. Варнашов и Васильев, хотя и были беспартийными, однако честные, преданные, хорошие, понимающие люди.
И вот все мы увидели, что то, что написал Гапон, шире социал-демократов. Мы и поняли тут, что Гапон честный человек, и поверили ему.
До этого мы нравственно как-то не могли помогать Гапону, как-то не верили ему. Он открылся нам; говорил, что знаком с Зубатовым, с градоначальником, с Плеве.
«Я хожу туда, к ним, — говорил он нам, когда мы спрашивали: «Зачем ходишь туда?» — для того, чтобы помочь делу, для организации».
Поэтому не верили ему сначала. Говорили себе: «Как же мы будем привлекать в наш клуб рабочих? А Зубатовщина? Боимся из-за Зубатовщины».
Но после этой беседы у него на квартире поверили ему.
«Какими же это путями вы, батюшка, думаете осуществить все это, петицию?» — спрашивали мы у него.
Гапон долго рассказывал нам. «Ежели мы, говорил он, устроим такие клубы, как в Петербурге, в Москве, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону, Иванове, то покроем постепенно такой сетью всю Россию. Объединим рабочих всей России. Может быть вспышка, всеобщая, экономическая, а мы предъявим требования политические».
Так и поверили мы в Гапона с марта 1904 года.
Да и как не поверить? Ложь все то, что говорили и сейчас говорят про Гапона. Грязь на него выливали, больше все интеллигенция разная, партийная и беспартийная, бесхребетная больше. А Гапон говорил нам, да и от других слышали мы, что еще в Полтаве Гапон привлекался по политическому делу, борцом за народ давно был.
После этого, после того как уверовали мы в Гапона, великим постом 1904 года мы начали действовать шире, повели открытую агитацию.
Гапон добился разрешения открыть общество.
В апреле выбрали правление. Председателем выбрали Васильева, секретарем Кузина, казначеем меня, Карелина, членами Варнашова, Кладовикова, каретника, фамилии не помню. Жена моя Вера Марковна Карелина тоже была допущена в правление с решающим голосом, вроде как бы кооптирована, тогда этого слова еще не было, а вышло вроде этого. Вера Марковна вошла для организации женщин.
Гапон часто говорил, что и женщин нужно привлекать. Они, мол, по темноте своей отвращают мужей от политики. Вот и работала Вера Марковна среди работниц.
Сам Гапон членом Правления не был, а считался как бы руководителем общества.
Первый отдел общества открыли на Выборгской стороне. Затем в мае на Васильевском острове.
Здесь очень скоро вошло до 2 тысяч народа, потому что и у меня и у других имелись обширные связи и знакомства с рабочими еще с давних времен.
В июне открылся третий отдел за Нарвской заставой. Тут тоже много народа вошло, потому что были у меня очень старые знакомые рабочие, влиятельные, еще с брусневских времен.
Дело было чистое. Народ и шел к нам. Говорили много нехорошего о Гапоне. Если бы это верно было, то ведь арестовали бы кого-нибудь. А то никто за все время не был арестован, никого не выследили, хотя, случалось, говорили открыто и очень резко и беспартийные и партийные социалисты, что приходили к нам на собрания.
Потом за Невской заставой открылся отдел. Здесь пришел к нам Петров, грязный, нехороший человек. Потом он книжку напечатал. Не сам он ее писал, а интеллигенция бесхребетная научила его.
Скоро союз наш перекинулся из города в Колпино, в Сестрорецк. Да и как не перекинуться?
Гапон ревностно относился к знаниям рабочих. Пригласил он Финкельштейна, присяжного поверенного, для чтения лекций, и тот еле поспевал, так много приходилось ему читать разных лекций и вести разговоров.
- К концу сентября открылся отдел за Московской заставой, потом в городе Коломенский, Петербургский (на Геслеровском переулке), Гаванский.
- И такая быстрота и успех происходили от того, что мы поверили ему.
- В начале ноября считалось членов тысяч до 9-ти.
- На собраниях бывала масса публики, приходили и так, из любопытства, посмотреть.
Я казначеем был. Сидишь, бывало, вечером на собрании, не успеваешь записывать желающих.
В это время к нам пристал и Павлов Иван Ильич, оперный артист. Супруга его, сестра профессора Юрьевского университета Кудрявского, большая приятельница моей жены.
У рабочих была страшная охота заниматься. И чем только они не занимались. Кто математикой, кто русским языком, а кто и иностранными языками. На что они были им, не знаю, а занимались и этим. Занимались музыкой и даже гимнастикой.
Финкельштейн много читал нам, геолог Преображенский. Лекции Преображенского особенно большую пользу приносили. Рабочие ведь ничего не знали, как и что и откуда земля, мир, а в лекциях все это разъяснялось и указывались причины.
Сначала у нас немного читало лекторов и выступало артистов. Придешь, бывало, к ним, просишь, просишь, отказываются.
Я и обратился к Павлову. Тот сначала запротестовал. «Как я пойду к рабочим, да притом к зубатовцам, — говорил он, — еще арестуют». А затем согласился, пришел к нам, сорганизовал музыкальную часть. Он давал письма, записочки к артистам, не так уж знаменитым, а средней руки, вот я и бегал по целым вечерам, больше все по субботам, упрашивал, приглашал их.
Сам Павлов значения в деле не имел, в правлении союза не состоял, да и от музыкальной части скоро отошел, потому что, как уж не знаю, делом этим занялась у нас Неметти. Она была в хороших отношениях с градоначальником.
К ноябрю у нас было уже 11 отделов и организовался двенадцатый, в Сестрорецке.
Выборгский, предс. Варнашов, бесп.; Василеостровский, предс. Белов, печатник, бесп.; секретарем здесь был печатник Усанов, бесп.; Невский, предс. Петров; Коломенский, предс. Харитонов, соц.
-революционер, а теперь коммунист; Гаванский, предс. Андрин, слесарь; Нарвский, предс. Иноземцев, металлист, бесп.; Петербургский, предс. Кладовиков, бесп.
(умер уже); Рождественский, Московский на Обводном канале (Дровяная улица) и Колпинский.
Для того, чтобы лучше провести в воскресенье собрание, мы все, председатели и секретари отделов, собирались накануне, чаще в субботу, либо в отделе на Выборгской (чаще всего здесь, потому что Гапон любил это место, как начало всему делу), либо на квартире у Гапона.
Тут мы читали что-нибудь, чаще всего нелегальное. В группе нашей был меньшевик Хадько, приносил он или я что-нибудь нелегальное, или статью в журнале, или просто рассказ какой-нибудь. Особенно, помню, большое значение имел рассказ один, под названием «В проходной».
- Вес прочитанное мы обсуждали, приходили к одному мнению, в субботу еще подготовлялись, а в воскресенье после лекции вступали в разговоры с рабочими, советовали, что прочитать нужно.
- В каждом отделе библиотеки хорошие имелись, потом их после 9-го в охранку увезли.
- Так мы очень хорошо прочищали мозги рабочим.
Большую пользу приносили, как я сказал, лекции Преображенского, но и сами мы хорошо проводили беседы и вечера. Особенно хорошо это делал Варнашов, рассказывал о рабочем движении, революциях, партиях.
С наступлением весны Святополка-Мирского забросили лекции и стали читать исключительно газеты. В это время начались земские петиции, мы читали их, обсуждали и стали говорить с Гапоном, не пора ли, мол, и нам, рабочим, выступить с петицией самостоятельно. Он отказывался.
Сошлись в это время мы с интеллигентами, — Прокоповичем, Кусковой, Богучарским и еще две каких-то женщины. Просили Кузина привести их. Он привел, и вот в начале ноября, в субботу, четверо нас, — я, Кузин, Варнашов и Васильев и эти интеллигенты, — сошлись у Гапона.
Мы и задали вопрос этой интеллигенции. «Что бы вы посоветовали делать рабочим, ведь земцы выступают с петициями, заявляют свои требования, а как быть рабочим?»
Прокопович в ответ на это произнес длинную речь; суть этой речи сводилась к тому, что правительство, мол, обманывает народ. Предложил он нам соц.-демократическую программу.
Мы ему говорили на это, что так нельзя, что народ, все рабочие не пойдут за соц.-демократической программой.
Вот тогда-то на этом собрании Гапон и объявил свою петицию.
Интеллигенты были очень сильно поражены и сознались, что это было лучше программы, шире.
Сами же они нам ничего не посоветовали, как и что делать нам, мы от них ничего не добились. Они оказались в нетях.
- У нас же было большое желание выступить с петицией.
- С ноября месяца идет глухая агитация: «предложить свое, с низов».
- Мы глухо внедряли идею выступления с петицией на каждом собрании, в каждом отделе.
Тут как раз случился расчет рабочих на Путиловском заводе, членов союза. Гапон первый, как наш руководитель, указал нам, что надо защищать уволенных рабочих. Мы поддерживали его и, в свою очередь, внушали это рабочим.
Рабочие подняли бучу. Первое порешили идти к директору завода Смирнову, второе к фабричному инспектору Чижову.
Смирнов встретил в колья, а Чижов советовал успокоиться, говорил, что мы не правы.
Тогда пошли к градоначальнику Фуллону. Это был хороший человек, сам сознавался, говорил: «Какой я градоначальник?» Он и раньше бывал у нас на собраниях. Встретил хорошо, за руку с нами поздоровался.
Выслушал и сказал, что надо стать на работы и что у нас нет права требовать приема уволенных.
Мы доложили это рабочим.
«Как нет права?» Загудели рабочие: «Искать права!»
Начинается забастовка. До Рождества шло вяло, наступили праздники, а после Рождества началась настоящая забастовка. Пятого января весь Петербург стал.
Гапон собрал еще на третий день Рождества 27-го декабря большое собрание правлений всех отделов. Собралось человек 80 должностных лиц, ответственных, были и некоторые партийные, был и Финкельштейн. Кто он — не знаю, партийный или нет, а просто хороший человек.
Гапон на этом собрании упорствовал, был против выступления с петицией; мы же, наоборот, думали, что наступил самый подходящий момент для выступления.
Источник: http://www.hrono.ru/libris/lib_k/krln_gpn.php
День в истории России! 12 января / 25 января
Татьянин день
Татьяна Крещенская, Бабий кут, Солныш, народное название дня мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235 гг.).
Мц. Татьяна. Роспись храма Петра и Павла в Ясеневе — московском подворье Введенской Оптиной пустыни. 2004 год.
В день памяти св. Татьяны был подписан Указ о создании первого русского университета в Москве, поэтому мц. Татьяна стала покровительницей Московского университета, а потом и всех студентов.
Студенты МГУ в Татьянин день
В самом университете была открыта церковь, которую посвятили св. Татьяне. Позднее день мц. Татьяны превратился во всеобщий и всеми любимый студенческий праздник, а девушки с именем Татьяна стали пользоваться в этот день особым почитанием как именинницы, принимая самые теплые поздравления.
1483 г. Преподобный Мартиниан Белозерский
Смущенный сидел в своей палате Великий Князь Василий II. «Судите бояре, что со мною наделал болотный чернец. Пришел ко мне во дворец и снял с меня благословение Божие».
Великий князь Василий II Васильевич. Портрет из «Царского титулярника».
Болотный чернец — это причисленный потом к лику святых подвижник Мартиниан, ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основываясь на обещании великого князя, он убедил одного отъехавшего в Тверь боярина вернуться в Москву. Василий II, однако, заключил боярина в темницу.
Разгневанный подвижник и лишил за это великого князя благословения. «Виноват я перед Богом,— продолжал свое слово к боярам Василий,— забыл свое слово и поступил несправедливо; пойдем к Святой Троице, к преподобному Сергию и блаженному Мартиниану, чтобы получить прощение».
Освободил он боярина, пошел в обитель, где праведник встретил его с радостью.
Преподобные Ферапонт и Мартиниан БелозерскиеИкона XVIII века. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Прп. Мартиниан оказал духовную поддержку великому князю Василию Васильевичу Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка.
Свидание Дмитрия Шемяки и Василия Темного. Худ. В. Муйжель
Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью Преподобного Сергия Радонежского.
1506 г. Преподобный Галактион Белозерский
Ученик и келейник прп. Мартиниана Белозерского. Жил вместе со своим наставником в Ферапонтовом монастыре.
Ферапонтов монастырь, носивший название «Мартемьяновского»
Видя духовное возрастание ученика, преподобный Мартиниан благословил преподобного Галактиона на трудный подвиг юродства. Тайными подвигами блаженный Галактион достиг высокого духовного совершенства, стяжав благодать прозрения.
Он предсказал, что Казань будет завоевана Царем Иоанном, когда последний еще не родился, предвидел свою кончину и кончину некоторых своих сподвижников, а также говорил о пожарах и других бедствиях, ожидавших Ферапонтов монастырь.
Блж. Галактион преставился в 1506 году и был погребен у ног своего наставника, преподобного Мартиниана, в Ферапонтовой обители.
1682 г. Отмена местничества
Под предлогом военного усовершенствования и искоренения «недружбы» между христианами Царь Федор Алексеевич с патриархом, Освященным собором и Боярской думой удовлетворил просьбу выборных и отменил местничество навечно; разрядные местнические книги были тут же сожжены, а Соборное деяние подписано всеми участниками мероприятия во главе с Государем.
Сожжение разрядных книг при царе Федоре Алексеевиче. Рисунок А. Шарлеманя
Царь произнес на соборе обширную пламенную речь в том духе, что честь и чины должны даваться людям по разуму и заслугам — и в то же время все должны занимать в обществе свои места, как органы единого дела: бояре — думать о славе и процветании государства, воеводы — бить врагов, воины — служить, земледельцы — платить оброк…
Царь Федор Алексеевич. С рисунка В. Верещагина
«Посему государь может жаловать новых людей в боярство, не унижая ни их, ни старые роды; родовитый же человек, погубивший «благородие» «за скудость ума или коею неправдою», не должен тем самым «низить» весь свой род; родственники не отвечают за преступление одного. В Соборном деянии сказано конкретно, что Федор Алексеевич обещал дворянству кодифицировать их родословные в пяти книгах по степеням знатности.
1722 г.
Император Петр I учредил новый государственный орган — прокуратуру. Первым генеральным прокурором России стал Павел Иванович Ягужинский.
Павел Иванович Ягужинский. Неизвестный русский художник XVIII в
С 1996 г. отмечается в России как День работника прокуратуры.
1733 г. Исследователь Арктики С.Г. Малыгин издал в Петербурге первое на русском языке руководство по навигации.
1755 г.
Основание первого в России Московского Университета, включавшего философский, юридический и медицинский факультеты. Императрица Елизавета Петровна утвердила проект Московского университета.
Репродукции Юон Константин Федорович — 1911 Московский университет
Св. мученица Татиана, отказавшаяся поклониться ложным богам и заслужившая за это нетленный венец, стала духовной покровительницей русского (и только русского!) студенчества.
1881 г. Взятие Геок-Тепе
Крепость защищал гарнизон под командованием Тыкма-Сердара, который сосредоточил в Геок-Тепе основные военные силы текинцев (до 25 тыс. чел.).
Для взятия крепости Скобелев велел рыть подкоп, чтобы взорвать укрепления.
Скобелев Михаил Дмитриевич. Источник иллюстрации: Иегер О. Новейшая история
Узнав об этом, осажденные не стали препятствовать подземной работе, поскольку не имели понятия о минно-взрывном деле. 12 января 1881 г., взорвав крепостную стену, русские штурмом овладели Геок-Тепе. Их потери во время приступа составили 398 чел. После взятия Геок-Тепе Ахалтекинский оазис был присоединен к России.
Картина Николая Каразина «Штурм Геок-Тепе».
Участники похода награждены специальной медалью «За взятие штурмом Геок-Тепе.
Медаль «За взятие штурмом Геок-Тепе.
1909 г.
Государь Император Николай II,
Портрет Николая II в 1896 году (художник Илья Репин)
глубоко почитавший Всероссийского пастыря Иоанна Кронштадтского, подписал высочайший рескрипт о его ежегодном молитвенном поминовении.
Царь Николай II в рескрипте на имя митрополита Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского)
Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский. Худож. А. А. Карелин. 1911 г.
писал: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник о. Иоанн Кронштадтский.
Всем сердцем, разделяя великую скорбь о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особым чувством обновляем в памяти Нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почившего Родителя Нашего, Императора Александра III, когда угасавший Царь пожелал молитв любимого народом молитвенника за Царя и Отечество.
Ныне вместе с народом Нашим, утратив возлюбленного молитвенника Нашего,
Единственный прижизненный портрет св. прав. о. Иоанна Кронштадского
мы проникаемся желанием, дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины о. Иоанна, а в нынешнем году приурочив ее к сороковому дню оплакиваемого события.
Будучи и по собственному духовному влечению Нашему и по силе Основных Законов первым блюстителем в Отечестве Нашем интересов и нужд Церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем, что Святейший Синод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе народное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей и предстателей алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания».
1920 г. Капель Владимир Оскарович
Участник Первой Мировой войны. Один из самых стойких, волевых и талантливых генералов-монархистов в белой армии.
Генерального штаба генерал-лейтенант В. О. Каппель
Родился 1883 г. в Тульской губернии в потомственной офицерской семье, происходившей из прибалтийских немцев.
2001 г. Кожинов Вадим Валерианович
Критик, литературовед, историк.
Кожинов В. В.
Родился 05.07.1930 в Москве.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592dd43e7ddde8b70fb1b3a5/5a62fabb168a916643afd490
АНТО́НИЙ
Авторы: В.А. Цыпин
АНТО́НИЙ (Вадковский Александр Васильевич) [3(15).8.1846, с. Царёвка (Гремячка) Тамбовской губ. – 2(15).11.1912., С.-Петербург], митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Родился в семье протоиерея. Окончил Казанскую духовную академию (1870). Магистр богословия (1871).
В звании доцента преподавал в академии гомилетику и пастырское богословие, редактировал (с 1874) академич. ж. «Православный собеседник». Работал в комиссии, возглавляемой П. В.
Знаменским, по описанию рукописных и старопечатных книг б-ки Соловецкого монастыря (ныне находящейся в РНБ).
Тяжело переживая смерть супруги (1879) и детей (1882), принял монашеский постриг (1883). Возведён в сан иеромонаха, затем архимандрита (1883). С 1887 ректор С.-Петерб. духовной академии. Пользовался благоволением царской семьи. Рукоположен во еп. Выборгского, викария С.-Петерб.
епархии (1887). Архиеп. Финляндский и Выборгский (1892), чл. Святейшего Синода. Активно поддерживал миссионерскую деятельность среди фин. населения. Д-р церковной истории (1895), поч. чл. Моск., С.-Петерб., Казанской и Киевской духовных академий.
Идеолог возрождения учёного монашества.
С 1898 митр. С.-Петербургский и Ладожский, с 1900 первенствующий чл. Святейшего Синода. Осуществлял просветительскую и благотворит. деятельность, основал Александро-Невское об-во трезвости, впервые в России ввёл электрич. освещение в храмах.
Подписав синодальное определение от 20–23.2.1901 «О графе Льве Толстом», А. продолжал надеяться на покаяние рус. писателя. В ответ на обвинения графини С. А. Толстой в адрес «карающих и отлучающих» церковных пастырей написал 2 письма (16.3.1901 и 11.2.1902), где разъяснил церковную позицию.
В 1905 поддержал предложенный С. Ю. Витте закон о веротерпимости, но высказался за ослабление контроля светской власти за церковной жизнью.
Возглавил церковное движение, направленное на возрождение соборности в РПЦ и восстановление патриаршества. В 1906 пред. Предсоборного Присутствия, учреждённого по указу имп.
Николая II для разработки церковных реформ и подготовки Всерос. Поместного собора.
Автор трудов по церковной истории, патрологии и гомилетике. Похоронен в Александро-Невской лавре.
Источник: https://bigenc.ru/religious_studies/text/701726
Рафаил (Карелин) архим. Как относится к абортам Антоний Блюм (текст)
Имя Антония Блюма пользуется авторитетом в определенных церковных кругах, поэтому некоторые православные деятели сразу не поверили, что покойный митрополит мог допустить совершение аборта при предполагаемой болезни плода, и предложили, чтобы я представил фактические доказательства. Эта небольшая статья является моим ответом.
В беседе с протоиереем Сергием Гаккелем митрополит Антоний проявляет, как и надо ожидать в таких случаях, непоследовательность. Он, в принципе, против абортов, но говорит о исключениях, и одним из таких исключений считает диагностирование ущербности и уродства будущего ребенка.
К сожалению, беседа, из понятных соображений, напечатана в интернете в «несколько сокращенном» виде, но и в таком виде, она вполне подтверждает то обвинение митрополиту Антонию, которое некоторые теологи посчитали клеветой на «блаженно почившего» иерарха.
Вот, что говорит митрополит в беседе с протоиереем отцом Сергием:
«Есть еще один вопрос: дети, которые родятся ущербными» – или физически изуродованными, или психически неполноценными… Вот тут вопрос очень сложный. Некоторые женщины настолько хотят ребенка, что готовы идти на то, чтобы родился ребенок, который заведомо будет всю жизнь страдать физически или психически.
Они идут на это потому только, что «хотят иметь ребенка». Это мне кажется чисто эгоистическим подходом; такие матери о ребенке не думают. Они думают о своем материнстве, о том, как они изольют на этого ребенка всю свою ласку и любовь.
Но многие из таких матерей не знают, способны ли они ласку и любовь проявить к ребенку, который у них вызывает физическое отвращение, ужас.
О.С. Тем не менее, урод тоже является человеком, а есть правило, что человека нельзя убивать. Как тогда подходить к этому вопросу?
М.А. Честно говоря, не знаю, как к нему подойти. Я думаю, что есть случаи, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться страшно изуродованным психически или физически. Когда думаешь: вот, родился ребенок…
Пока он еще малюсенький, это еле заметно, но этот человек вырастет, ему будет 20 лет, и 30, и еще не столько лет, и в течение всей жизни ничего, кроме физической или психической муки не будет.
Имеем ли мы право присуждать человека на десятилетия психического и физического страдания, потому только, что хотим, чтобы этот ребенок родился и был моим сыном, моей дочерью?…
Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, думаю, тут есть очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, даже верующему, в этом порядке. Я видел таких детей, которые рождались и были искалечены на всю жизнь; видел, что совершалось в результате с психикой матери, отца и их взаимными отношениями».
(«О медицинской этике». Запись бесед с руководителем религиозной программы Русской службы Би-Би-Си «Воскресение» отцом протоиереем Сергием Гаккелем /www.metropolit-anthony.orc.ru/.
Здесь говорится именно не о препятствии к зачатию, что само по себе безнравственно, а о препятствии к рождению, хотя сам митрополит согласен, что это убийство, однако считает убийство плода меньшим злом, чем жизнь урода или калеки.
Далее он говорит о «законности» противозачаточных средств, хотя почти все они представляют собой миниаборт, о чем митрополит умалчивает, но все противозачаточные средства являются противозаконным вторжением в ту область, где главной целью должно стать деторождение. Неужели митрополит считает законными средствами грех библейского Онании, который не хотел рождения ребенка и за свои «манипуляции» был наказан Богом смертью.
Почему митрополит считает детей – страдальцев несчастными? Только потому, что они мучились телесно и рано умерли? В перспективе вечной жизни они являются счастливыми детьми, подобными вифлеемским младенцам, а критерий счастья у митрополита оказывается гуманистическим, мы бы сказали, материалистическим. Один из любимейших святых для русского народа стал убиений царевич Алексей, страдавший гемофилией. Неужели было бы лучше для Православной Церкви, если двух царственных детей – Алексея и Димитрия не существовало бы?
Часто больные дети бывают любимыми у родителей, и через них спасаются сами родители. Знаменитый затворник Иоанн прямо сказал женщине, у которой был ребенок, страдающий падучей болезнью: ты спасешься через него.
Не слишком ли земля закрыла небо от глаз митрополита?
Далее митрополит положительно оценивает стерилизацию, которой, в свое время, подверг себя Ориген. Церковь, в противоположность скопческой секте, всегда считала самооскопление подобным самоубийству, и отлучала добровольных скопцов от церковного общения на годы.
Митрополит пишет:
«..если намерение верно, если цель достойная – стерилизация вполне законна».
У Оригена была весьма безупречная цель: предотвратить возможные искушения в общении с женщинами, когда он преподавал в катехизаторском училище, но средства были противозаконными: оскопление себя, что стало одной из причин его осуждения. Всякая стерилизация это частичное оскопление
В своих беседах на счет абортов митрополит Антоний не последователен. Он допускает противоположные высказывания в одной и той же беседе. То он говорит о «абсолютном запрещении абортов», то тут же добавляет: «…
разумеется, бывает случай, когда аборт неизбежен, но эти случаи только медицинского порядка.
Когда зачинается ребенок, который не может родиться, который будет уродом, который будет чудовищем, – да, в таком случае аборт допустим» (Митрополит Антоний Сурожский, «Таинство любви», Клин, 2004 г. Стр. 113).
То, что митрополит называет «чудовищем» жить не может, а погибает вскоре после рождения. Св.
Димитрий Ростовский повелевает тотчас крестить таковых, так что перед Богом это вовсе не чудовище, а человек, который воскреснет в преображенном теле.
А что касается уродов, то к ним можно, при желании, отнести блаженную Матрону, которая родилась слепой и всю жизнь провела в постели. Но для нас она, наряду с другими святыми женами, «невеста Христова прекрасная».
Первоначальный файл с Официального сайта архим. Рафаила (Карелина).
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.04.2012.
Источник: https://www.xpa-spb.ru/libr/Rafail-Karelin/kak-abortam.html