Портрет мадам бержере, франсуа буше, 1766

Картины Франсуа Буше современники называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь. Он был любимым художником Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, но позже его критиковали за «легкомысленность и фривольность».

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

2. Франсуа Буше. Автопортрет

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

3. Франсуа Буше. Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

4. Франсуа Буше. Мельница в Шератоне

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

5. Франсуа Буше. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

6. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

7. Франсуа-Юбер Друэ. Маркиза де Помпадур

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

8. Франсуа Буше. Дама за туалетом

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

9. Франсуа Буше. Леда и лебедь

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

10. Франсуа Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

11. Франсуа Буше. Светловолосая одалиска

Дидро был в чем-то прав: нравы при дворе не отличались особенной строгостью. Для картины «Светловолосая одалиска» Буше позировала любовница Людовика XV, которой было лет пятнадцать. Существует легенда, что Буше в качестве натурщиц приглашал маркиз и графинь, которые находили особое удовольствие в позировании обнаженными.

12. Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше

Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.

Источник: bigpicture.

Источник: https://cameralabs.org/9567-frivolnye-kartiny-fransua-bushe-lyubimogo-khudozhnika-lyudovika-xv

Франсуа Буше картины

Франсуа Буше (François Boucher) — великий французский художник, живописец, гравёр. Один из ярчайших представителей жанра рококо.

Кроме создания потрясающих картин и живописных полотен, занимался декорацией театров, росписью фарфора, гравюрой, а также иллюстрировал книги писателей-классиков.

В числе авторов, книги которых проиллюстрировал Франсуа Буше, такие, как: Мольер, Джованни Боккаччо, Овидий.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет. Его отец был профессиональным художником и гравёром, и молодой Франсуа помогал ему в его мастерской.

Впоследствии у него открылся настоящий талант, который прославил его на всю Францию, а потом и на весь мир. Его работы совершенны и совершенно очаровательны. Большая часть работ художника посвящена мифологическим сюжетам, а также аллегориям, портретам, жанровым сценам, пейзажам, пасторалям.

За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен.

Франсуа Буше был удостоен звания придворного художника, был директором Королевской академии живописи и скульптуры, считался Первым живописцем короля.

Поклонницей его искусства была сама маркиза де Помпадур (Жанна-Антуанетта Пуассон).

Он занимался росписью королевских апартаментов и других интерьеров королевских зданий и жилищ, что считалось верхом достижения для художника его времени.

Многие современные критики считают, что его искусство было чересчур слащавым, чересчур открытым и от того наивным, однако картины, рисунки и роспись этого художника до сих пор знамениты на весь мир и хранятся в самых известных музеях, среди которых: Лувр, Музей изобразительных искусств им. А. С.

Пушкина, Национальная галерея в Лондоне, Музей Шарлоттенбурга, Метрополитен-музей, Музей Прадо, Эрмитаж и многие другие. Одним из самых известных учеников Франсуа Буше, был Жан Оноре Фрагонар, который не только блестяще перенял все секреты мастерства художника, но и сумел развить это направление, добавив в него собственный почерк.

Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года.

Любите узнавать новое и проводить время на увлекательных сайтах? Вся правда о Б. Дюсупове и Во имя жизни. Большое количество интересного и полезного материала в блоге Наталии Юшковой.

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Аврора и Кефал

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Автопортрет в студии

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Аллегория живописи

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Аллегория музыки

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Аллегория скульптуры

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Амуры — аллегория живописи

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Аполлон и пастушка из Иссы

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Брак Амура и Психеи

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Вакх и Эригона

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Вакханки

Венера и Вулкан

Венера и Купидон

Венера обезоруживает Купидона

Возвращение с рынка

Вулкан передает Венере оружие для Энея

Гадалка

Гении искусств

Гнездо

Голова девушки

Диана после охоты

Зима

Кузница Вулкана

Лесной пейзаж с солдатами

Мадам Бержере

Мадам де Помпадур

Мишень любви

Пастушок, играющий на волынке

Пейзаж в окрестностях Бове

???? Блинцов | 2014-07-13, 08:54 | ???? 1 118

Источник: https://art-assorty.ru/6374-fransua-bushe-kartiny.html

​Чувственные мифы Франсуа Буше

29 Сентября 2015

Доведись вам попасть во Францию времен короля Людовика XV, и вы поинтересовались бы у просвещённой публики, чьи полотна из числа художников-современников будоражат их думы и заставляют лица пылать эмоциями более остальных — вам наверняка назвали бы имя Франсуа Буше.

В середине XVIII века он почитался как один из наиболее выдающихся художников своего времени, а к концу жизни, когда зенит мастерства уже был преодолен, художник был удостоен всяческих почестей официального толка, включая должность директора Королевской академии живописи и скульптуры и неофициальный титул «первого художника короля». Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766 Современные критики, на то они и критики, не слишком высоко котируют работы Буше — им подавай чего-нибудь эдакого, про что можно кричать «гениально», а Франсуа, будучи хоть и большим мастером, но шедшим, по большей части, по тропе эпигонства, под характеристику «гений» не подходит. Что, впрочем, не умаляет его живописных талантов, тонкого, особенно в период творческого расцвета, чувства цвета, мастерства исполнения, трудолюбия и разнообразия как используемых техник, так и жанров, в которых работал художник. Будучи ярким представителем стиля рококо, Франсуа Буше придерживался канонов академического искусства: изображал библейские и мифологические сюжеты, писал пейзажи и портреты, занимался росписью помещений, создавал гравюры и офорты, с большим мастерством переносил на холст жанровые сцены, делал карандашные зарисовки быта простого люда. Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

La Toilette Date, 1742

Особо захватывают его полотна, изображающие богов и богинь древнегреческого пантеона, которые в окружении свиты из крылатых купидонов, муз и прочих сказочных созданий, вершат дела, увековеченные в легендах и мифах. В плане композиции его работы однообразны, но очень детализированы. Правдивость и реалистичность уступают место волшебству и легкости, эффект которых достигается благодаря обилию светлых и жемчужных тонов, окутывающих, словно дымкой, весь сюжет картины. Другие его полотна исполнены нежно-голубых и розовых тонов. Сложно сочетающиеся между собой изгибы, линии и объемы фигур композиционно дополняются плавными переходами теней и контрастов. Мастерски владея приемами драпировки и экспериментируя с различными ракурсами освещения, Буше умело использовал пространство, одинаково выделяя и героев, и предметы с декорациями. Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Брак Амура и Психеи, 1744

Картины Франсуа Буше удивляют своей чувственной раскованностью, даже некой чрезмерной «слащавостью», которую сегодня часто ставят в укор художнику. Однако, он именно это и изображал — обнаженная натура, любовные и романтические сцены — более чем популярные мотивы его полотен. Впрочем, тут вновь уместно вспомнить, что Франсуа был ремесленником и лишь удовлетворял запросы современного ему общества, благодаря чему (в том числе) и снискал популярность. Так что можно сыпать высокопарными замечаниями, можно стыдливо восклицать «о времена, о нравы!», а можно просто любоваться замечательными картинами выдающегося живописца. Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Гении искусств, 1761

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Аполлон и пастушка из Иссы, 1750

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Аллегория музыки, 1764

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Вертумнус и Помона, 1749

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Влюбленные в парке, 1758

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Венера утешает Амура, 1751

Возвращение Дианы с охоты, 1745

Источник: https://estetico.me/posts/view/chuvstvennye-mify-fransua-bushe

Франсуа Буше "Одалиска". Правдивые фантазии о Красавице

lomovolga
Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766
Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

 «Я дал шесть луидоров одному немецкому художнику, чтобы он написал её с натуры обнаженной, и она вышла как живая. Он изобразил её лежащей на животе, опираясь руками и грудью на подушку и держа голову так, словно лежала на спине. Искусный художник нарисовал ноги её и бедра так, что глаз не мог и желать большего. Внизу я велел написать: O-Morphi. Слово это не из Гомера, но вполне греческое; означает оно Красавица. «

Джакомо Джироламо Казанова

«История моей жизни»

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

  • Франсуа Буше
  • Портрет Мари-Луизы О'Мерфи (Обнаженная на кушетке) 1752
  •  галерея «Старая Пинакотека», Мюнхен

 — Я больше не интересна королю! — маркиза де Помпадур закрыла лицо руками.Мадам Оссе нежно обняла ее за плечи.- Все обойдется, мадам.- Мне скоро сорок, мой организм уже не выдерживает ни любовных возлияний, ни абортов. Людовику нравятся молодые женщины, а здесь в Версале любая девица норовит прыгнуть к королю в постель!Неужели мне стоит воплотить мою давнюю задумку, Олений парк?- Олений парк? — спросила мадам Оссе удивленно. — Я что-то о нем не слышала.

— Королю надо развлекаться. — ответила Помпадур.

Jean-Baptiste Lully * Menuet*

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

 Франсуа Буше

Портрет маркизы де Помпадур,1759

Дамский угодник и сибарит Людовик XV теперь действительно сильно скучал даже на балах и в театральной ложе.Отдав все политические дела верной маркизе, чьими чарами король уже успел изрядно пресытиться за много лет их головокружительного романа, он жаждал разнообразия в своей пышной, ленивой и праздной жизни….

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Мадам Бержере
(ок.1766) (143.5 x 105.4) (Вашингтон, Национ. галерея)

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Мадам Бержере
(ок.1766) (143.5 x 105.4) (Вашингтон, Национ. галерея) (деталь)

Превратив скромную красавицу мадам Этиоль во всесильную маркизу де Помпадур, разлучив ее с законным мужем и сделав любимой наложницей, король считал, что сделал все, что мог, и должен был — кем была бы Помпадур без Версаля и любви короля,несмотря на ее ум, шарм, способности?

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766 

Луи Мишель ван Лоо

Портрет короля Людовика XV, 1763 

Долгие годы она как могла скрашивала досуг короля, не позволяя ему даже зевнуть, хотя рядом с ней королю явно не спалось — эти бесконечные остроумные театральные постановки, маскарады, супы, сваренные лично маркизой из овощей ее собственного огородика….

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

François Boucher (18th century)
Madame de Pompadour (detail)

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

François Boucher
Madame de Pompadour

Ее фантазия поистине неисчерпаема, но молодые женщины — это тот лакомый кусочек, от которого трудно отказаться, даже обладая незаурядной Помпадур!И она знала это…

Читайте также:  Центр искусств королевы софии, испания, мадрид

Критерии отбора девушек для развлечений короля были таковы : красота и полное отсутствие ума.

François Boucher
Figura de Moça

Маркиза знала, что государь любит остроумных и интересных, а если она еще и красива, то это опасно — он может увлечься серьезно, надолго, и тогда….

Отныне в зону внимания Помпадур попадали юные эффектные, аппетитные пустышки и дурочки, желательно дворянского происхождения, но позволялось и рангом ниже, незамужние, со склонностью барышни — » наживки » к любовным авантюрам.

Boucher Francois

«Олений парк» располагался в окрестностях Версаля, и представлял собой красивый особняк, утопающий в зелени, ухоженный и привлекательный.Маркиза позаботилась и о богатой роскошной обстановке, и бесшумных и молчаливых слугах, и появляющихся из большого люка деликатесах с охлажденным шампанским и ароматными цветами, и о широком удобном любовном ложе….

 

Заинтригованной прелестнице говорили, что ею заинтересовался некий высокопоставленный польский вельможа, и за ночь любви она получит солидненькую сумму — выгодная сделка!

Девушке закрывали глаза, и везли в особняк, где она находила и дорогие платья. и вкусные кушанья, и пенную душистую ванну с травами, и любые развлечения.

Madame de Pompadour (1750)

А ночью пред девушкой представал высокий, статный незнакомец в маске, которую он мог снять по своему желанию, и дать себя узнать.Утром одалиска получала обещанные деньги, подарки и ее возвращали обратно — возможно, до следующего визита, это зависело от короля.

В любом случае девушка не оставалась в убытке, ведь потом ее выдавали замуж, маркиза через своих агентов подыскивала женихов, чтоб девушка осталась довольной, счастливой, и с подарками.

Francois Boucher Toaleta, 1742

Позже, девушек одевали согласно фантазиям короля — это тоже было плодом усилий маркизы, и хотя поползли слухи, что в загадочном парке тратятся огромные суммы, в том числе и казенные, а также растлевают малолеток, трудяга — маркиза обращала внимания на это мало.

  1. Франсуа Буше 
  2.  Завтрак, 1739
  3. Однажды ее агенты показали ей картину » Одалиска», выполненную любимцем Франции Франсуа Буше, изображающую юную девушку красивого и соблазнительного сложения.

Говорили, что романтичный, тонко чувствующий Буше выбирает для своих Диан и Венер простых девушек, которых видит в церквях или на рыночных площадях…

  • Франсуа Буше
  • Девушка с букетом роз 
  • Его известная мастерская, где рождались шедевры, была наполнена хорошенькими гризетками, которым знаменитый художник помогал делать хорошую карьеру, являя миру на своих полотнах.

  1. Франсуа Буше
  2. Одалиска на синей софе,1745 Лувр
  3. Маркиза навела справки — Мария Луиза О, Мерфи, ирландского происхождения, натурщица, 15 лет от роду, приехала в Париж с родней из Руана, одна из сестер подает надежды как артистка.

Голова девушки в профиль

Она соответствовала критериям — обладала миловидной наружностью, пикантным телом, спокойным нравом, и ее не опекали родные.

François Boucher

La Odalisca (фрагмент)

Отец, Даниэль О, Мерфи, бывший солдат, некогда явившийся во Францию за лучшей долей, скончался в Руане, а оставшаяся без средств мать с остальными дочерьми, приехала в Париж, и сразу поняла, что ее красавицам дочкам здесь найдется место, и пятеро барышень О, Мерфи работали актрисами и натурщицами, помогая матери, торгующей подержанными вещами, но не слишком следящей за тем, как ее дочки проводят свой досуг.

Francois Boucher (1703-1770)
Shephers girl

Одна из сестер, Виктуар, впоследствии стала ведущей актрисой парижской Комической оперы.Семье требовались деньги, и когда Мария Луиза получила предложение нанести визит в » Олений парк», раздумывала недолго.

François Boucher
The Four Seasons: Summer ,1755

Но все сразу пошло не так.Ирландская болтушка оказалась слишком интересной и веселой для короля — давно он так не смеялся над ее шуточками и россказнями!

Маркиза каждый день выслушивала тайные донесения о том, что Людовику больше не нужны новые девушки, он вовсю развлекается с Луизой О, Мерфи под носом у всесильной маркизы!

PICOT, Franзois-Edouard
Brown Odalisque. 

Помпадур приходилось уходить с головой в работу, дабы не сойти с ума от ревности, и она постоянно ловила себя на мысли, что слушая донесения послов, или танцуя на маскараде, думает об этой ирландской нахалке.

Francois Boucher
Vertumnus and Pomona (detail ), 1749

А потом весь двор заговорил о том, что у новой любовницы короля будет ребенок.Сама маркиза так и не смогла осчастливить Людовика плодом их любви, у нее была лишь дочка Александрина от мужа Ленормана Этиоль.

  •  Франсуа Буше 
  •  Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога,1750, Лувр
  • Вопреки злорадному желанию маркизы, Луиза вовсе не оказалась неповоротливой, грубой и безвкусно одетой » девкой», которой в пору торговать селедками.

 François Boucher
Hermitage Museum

Новые дорогие шикарные платья сидели на Луизе, как влитые, а ее мягкая и несколько фривольная улыбка, ясные глазки, свежая кожа молочного цвета, и детская непосредственность были ее лучшей рекламой.

Francois Boucher

И хотя красотка не стремилась в политику, мало интересовалась делами страны, и не представляла угрозу для маркизы, все ждали развязки, Людовик не был верным и постоянным влюбленным.Маркиза проигрывала Луизе в молодости.

 François Boucher Léda et le Cygne.

Людовик все реже заходил к маркизе, она оказалась словно в вакууме, и по привычке с полнейшим спокойствием воспринимала разговоры о родившемся ангелочке Агате Луизе, юной маме, и потерявшем голову от счастья, стареющем монархе — ей не привыкать к жестокости двора!

Потом Луиза забеременела, и хотя двор сомневался в отцовстве Людовика, его страсть к ирландской натурщице великого Франсуа Буше не угасла, он два года держал маркизу на расстоянии, деля ложе с Луизой, с присутствием которой в жизни мужа смирилась и добрая королева Мария Лещинская, хотя с большей симпатией относившаяся к маркизе де Помпадур.

Франсуа Буше

Купание Дианы, 1742, Лувр

  1. Франсуа Буше
  2.  Диана после охоты. Обучение Купидона, 1742
  3. Но Луиза сама погубила себя.
  4. Привыкнув к вседозволенности, она захотела все таки большего — выгнать маркизу де Помпадур из Версаля.

Отвыкший от важных государственных дел, которыми занималась маркиза, и питавший нежность и благодарность к ней Людовик на этот раз не выполнил просьбу молодой наложницы.Двор загудел о переменах, о новом возвращении забытой де Помпадур, о новых фаворитках, более осторожных…

 

Маркиза вернулась победительницей — король без нее не мог!Но и Луиза не осталась в накладе, ее сосватали богатому дворянину при условии удалиться подальше от двора.

Ей пришлось подчиниться.

Впоследствии она выходила замуж еще два раза.Одним из них был Жак де Бофранше, граф де Айя, видный и популярный человек. С Луизой у них был сын.

Пережив и Людовика XV, и маркизу, Буше, и многих своих друзей и злопыхателей, Луиза вновь оказалась при дворе, возобновила прежние связи, и активно вела светскую жизнь — от былой натурщицы остались лишь воспоминания, Луиза была настоящей » львицей», праздной и величавой….

Рисунок.Спящая женщина

Этюд обнажённой женской фигуры

Дама с судном («Озорные картинки»- мое.примеч.)

  •  François Boucher (French, Rococo , 1703-1770)
  • La Gonna Solleveta
  • Распробовав шикарную жизнь, Луиза уже не смогла приобщиться к новой, вне Версаля.

С приходом к власти Робеспьера, Луизу неожиданно арестовали за роялистские убеждения, жалость к королевской молодой чете, и прочим » подозрительным».Но удача пока еще была на стороне О, Мерфи. Она получила свободу, пережила годы потрясений, не покидая Францию, и когда к власти пришел Наполеон Бонапарт, возобновила свои выходы в свет.

В Париже все знали молодую душой, гостеприимную и веселую Луизу…

Она умерла в 1814 году, в Париже.

Ее сын от брака с Жаком де Бофранше де Айя, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерала.Его сестра Агата Луиза, внебрачная дочка короля Людовика XV, возможно, посвятила себя церкви, но данные сомнительны. Скорее всего, она прожила незаметную жизнь, не оставила заметного следа в истории….

Франсуа Буше

Ринальдо и Армида, 1734 

Франсуа Буше

Аллегория живописи, 1760

«Portrait of Marie-Louise O'Murphy — Ruhendes Mädchen.»
Boucher 1751,
oil on canvas

(59.5 x 73.5 cm)

http://www.liveinternet.ru/users/lomovolga/post310627548#

Источник: http://markfrm.blogspot.com/2014/08/blog-post_390.html

Портрет маркизы де Помпадур

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма Картина французского живописца Франсуа Буше «Портрет маркизы де Помпадур». Размер портрета 201 x 157 см, холст, масло.

Буше не был увлеченным портретистом, но достаточно много писал свою покровительницу и, вместе с тем, поклонницу его таланта, фаворитку Людовика XV маркизу де Помпадур.

Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон.

Помпадур Жанна Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д'Этиоль) (29 декабря 1721, Париж – 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона, оказывавшая большое влияние на государственные дела.

Будущая маркиза была дочерью финансиста, тесно связанного с семьей влиятельных банкиров Пари. После бегства отца вследствие финансового скандала вместе с братом Абелем она воспитывалась в семье друга своей матери, богатого откупщика Нормаль де Турнема.

Девушка получила домашнее образование, принятое в высших кругах третьего сословия.

Жанна (в семье ее звали Ренетт – «королевна»), помимо актерских и музыкальных способностей, любви к литературе и живописи, увлекалась резьбой по драгоценным камням, отличалась знанием естественной истории, любовью к растениям и птицам.

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

В 1741 году господин де Турнем выдал ее замуж за своего племянника. Молодая госпожа д'Этиоль получила известность в свете как замечательная непрофессиональная актриса, муж организовал для нее театр в имении. Ее салон посещали многие известные люди Франции, в том числе Вольтер и Монтескье.

Молодая красавица стала известной в Версале, получила приглашение бывать при дворе. Пиком карьеры для молодой француженки 18 века могло быть только положение королевской фаворитки. Ренетт лелеяла надежду покорить сердце короля Людовика XV и неуклонно шла к своей цели.

С февраля 1745 года она стала королевской любовницей и навсегда рассталась с мужем. Современники единодушно считали ее чувство к королю вполне искренним. Король даровал ей титул маркизы, а впоследствии и герцогини.

Несмотря на краткие периоды охлаждения, вызванные в основном попытками иезуитов принудить короля к публичному покаянию за развратное поведение, их связь не прекращалась до самой смерти.

Портрет мадам Бержере, Франсуа Буше, 1766

Маркиза стремилась окружить короля удобствами, предоставить ему возможность в узком кругу встречаться с интересными людьми (в противоположность тому обществу, что собирала вокруг себя его жена). Обладая большим тактом, она сумела расположить к себе и королеву.

Большим увлечением маркизы была постройка и отделка домов и дворцов. С тонким вкусом она заботилась об интерьерах, мебели, безделушках, прекрасно разбиралась в садоводстве.

Для нее был построен Малый Трианон, ансамбль площади Людовика XV в Париже, а также множество других зданий, часть из которых сохранилась. В проектировании и строительстве маркизе де Помпадур много помогал брат.

Помпадур покровительствовала всем видам изящных искусств: живописи и скульптуре, мебельному мастерству, выделке тканей и гобеленов и особенно изготовлению фарфора и фаянса. Благодаря маркизе появились и развивались фарфоровые мануфактуры в Венсенне и затем Севре.

Пользуясь королевским, почти неограниченным кредитом, маркиза де Помпадур в отличие от многих дворян исправно и щедро расплачивалась с художниками и мастерами. Именно Жанна Антуанетта де Помпадур утвердила в Европе стиль рококо как эталон хорошего вкуса.

Ее покровительством пользовались многие французские энциклопедисты, но преодолеть нелюбовь короля к литературе и философии ей не удалось, хотя финансовую поддержку литераторам маркиза де Помпадур оказывала. Вмешательство Помпадур в политику было гораздо менее удачным.

Ее креатурой был герцог Шуазель. Современники приписывали мадам Помпадур решающую роль во вступлении Франции неудачную Семилетнюю войну. Помпадур не отличалась крепким здоровьем. Умерла она, вероятно, от рака, сгубившего в том же возрасте и ее мать.

Детей от короля у нее не было, а дети от мужа умерли в раннем возрасте.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/boucher_30.html

Буше Франсуа (1703 — 1770)

Подлинный представитель французского рококо. Буше официально именовался «Первым художником короля», был директором Академии, обладал почетным правом занимать квартиру в Лувре. И пожалуй всей Франции было известно о благоволении к нему всесильной фаворитки короля Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур.

И он был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Станковые картины у него похожи на панно, панно могут смотреться и как самостоятельные произведения. Однако наибольшей известностью пользуются его картины. Увлекшись в юности масляной живописью, художник уже никогда не изменял этой технике.

И все это — галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзаж — все разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня — богиня Флора, а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка, и неважно, Венера она или пастушка. Везде художник изображал юную модель с лучистыми глазами, с как бы случайной, но обольстительной небрежностью закутанные в нежные ткани, окруженные цветами, порхающими эротами. Типичные сюжеты — «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром» (с Вулканом, с Марсом), «Купанье Дианы» и т.п.

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, который видел в художнике порождение всего, с чем боролись просветители. Однако он не отказывал ему в профессионализме. И несмотря на эту критику произведения Буше пользовались огромной популярностью. Их покупали короли и императоры, герцоги и графы, богатые буржуа.

Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Здесь развилось умение «мыслить красками», видеть замысел в больших цветовых отношениях.

Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Благодаря ему Буше познакомился с творчеством Ватто, которого Кара-отец очень почитал; и сам Буше писал всегда в стиле рококо, как и Ватто.

Всю жизнь он писал «взахлеб», оставил невероятно большое количество картин, гобеленов, рисунков, гравюр и других работ. И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал.

Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта.

Буше пользовался большой популярностью в России. Его даже пригласили на место профессора русской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и Буше принял приглашение, однако смерть художника не позволила осуществиться этим планам.

Чем больше всматриваешься сегодня в полотна Буше, в эту сияющую светом, трепещущую нежными цветовыми оттенками радостную живопись, осознаешь его поразительную даровитость, тем большн чувствуешь подлинно цельное, эстетически полнокровное искусство.

Сегодня картины Буше украшают залы виднейших музеев мира. Эти работы несут ощущение полноты жизни, чаруют радостным даром цветовой гармонии, свободным и ликующе-светлым мастерством. Недаром критиковавший его Дени Дидро, отдавая должное его таланту, не мог не сказать:»В нем столько воображения, эффекта, волшебства и легкости!».

Источник: http://cvetamira.ru/bushe-fransua-1703-1770

Читать онлайн "Национальная галерея искусства Вашингтон" автора Пуликова Л. — RuLit — Страница 14

Мэри Кассат. Девушка, укладывающая волосы. 1886

Никола Пуссен (1594–1665) Святое семейство на лестнице 1648. Холст, масло. 68,7×97,8

Основоположник классицизма во французской живописи XVII столетия, Никола Пуссен вдохновлялся античностью, искусством Рафаэля и Тициана.

Своими произведениями он старался привнести в господствовавший парадный барочный стиль классическую, строгую сдержанность, чистый, сияющий свет.

Лестница, на которой расположилось Святое семейство, нереальна, она существует в другом, внеземном пространстве, а образы излучают гармонию и спокойную, созерцательную красоту. В самом центре композиции — акцент на яблоко, протянутое Младенцу Иисусу маленьким Иоанном.

Мария держит Сына, одновременно демонстрируя и оберегая Его, она — священная опора и преграда. Христос тянется к двоюродному брату, Иоанну Крестителю, мать которого, святая Елизавета, созерцает Его.

Фигуру Мадонны уравновешивает сидящий в тени святой Иосиф, яркий свет падает лишь на ступню его выпрямленной ноги.

В картине много иносказательных элементов, на первый взгляд кажущихся случайными: поднесенная Святому семейству корзина с фруктами символизирует земное плодородие, апельсиновые деревца — искупление грехов и начало новой жизни.

Рядом со святым Иосифом — классическая ваза, напоминающая об античной Греции, ларец — намек на драгоценные дары восточных волхвов.

Композиция устремляется ввысь благодаря настойчивым вертикалям и подчеркнутым горизонталям каменных ступеней — от первых к колоннам и балюстраде портика, открытого в бесконечное небо.

Жан Антуан Ватто (1684–1721) Итальянские комедианты. Около 1720. Холст, масло. 63,8×76,2

Художественное наследие Ватто, создателя жанра «галантных праздников», невозможно представить без театральных сценок с персонажами комедии дель арте. Вероятно, эта картина — одна из самых поздних композиций с актерами, исполненных живописцем.

Она немного перегружена фигурами, в ней не ощущается строгая сдержанность «Жиля» и «Мецетена». Но эта работа в какой-то степени — групповой портрет комедиантов. Посередине маленькой сцены стоит Жиль, у ног которого лежит гирлянда роз.

Чувствуется, что этот большеротый и носатый герой реален, он только что сбросил простодушное выражение своего персонажа и явил публике естественное, усталое лицо. Он привлекает внимание товарищей по группе, на него также указывает рука актера, исполняющего роль Арлекина.

Вокруг Жиля строится все действие, теснятся другие артисты. В картине пятнадцать фигур, представляющих все маски — тут и Мецетен, и Коломбина, и Панталоне.

Это торжественный и прощальный выход на бис комедиантов, которых Ватто вызвал из глубины своих воспоминаний, чтобы показать благодарным ценителям искусства и навсегда проститься с ними. В тесной группе старающихся казаться веселыми лицедеев есть что-то бесконечно печальное. Будто они разделяют грусть, которую испытывает зритель, знающий, что перед ним — последняя театральная композиция мастера.

Франсуа Буше (1703–1770) Портрет мадам Бержере 1766. Холст, масло. 143,5×105,4

Придворный художник французского короля Людовика XV и любимый живописец его фаворитки маркизы де Помпадур, Буше с изящной грацией изображал мифологические и аллегорические сцены с богинями и амурами, столь ценимыми в эпоху рококо.

«Портрет мадам Бержере» — один из интереснейших в творчестве мастера. Точно не установлено, кто изображен на холсте.

Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура — коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше, или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал.

Знатная заказчица позирует живописцу в богатом, переливающемся светлом шелковом платье, лиф украшают букет цветов и объемный голубой бант, цвет которого перекликается с лентами на широкополой соломенной шляпе в ее руке. Произведение построено на сочетании мягких серебристо-оливковых тонов, характерных для живописи XVIII века.

Источник: https://www.rulit.me/books/nacionalnaya-galereya-iskusstva-vashington-read-435740-14.html

Франсуа Буше (29.09.1703 — 30.05.1770) — французский живописец

  • Портрет Карла Густава Тессена, 1740
  • Портрет жены художника, 1743
  • Портрет мадам Буше, 1744-1745
  • Девушка с цветами в волосах (иногда неправильно называют Портрет мадам Буше)
  • Портрет Луи-Филиппа Орлеанского, 1750

Мадам Бержере, 1766

Портрет дамы с муфтой

Туалет Венеры, 1751

Венера утешает Амура

Гении искусства, 1761

Закат солнца, 1752

Восход солнца, 1753

Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1756

Похищение Европы, 1732-1734

Рождение и триумф Венеры, 1740

Диана выходит из купели, 1742

Юпитер и Калистро, 1744

Свадьба Амура и Психеи, 1744

Похищение Европы, 1747

Аполлон, раскрывающий свое божественное происхождение пастушке Иссе, 1750

Венера в кузнице Вулкана 1769. Музей Кимбелл, Форт Уорт, Техас.

Свет миру 1750

Поклонение волхвов, 1755-1760

Иисус учит Петра ходить по воде, 1766

Отдых на пути в Египет

китайский сад

  1. Туалет
  2. Модистка
  3. Завтрак
  4. Прекрасная кухарка
  5. Дама с зонтиком
  6. Ринальдо и Армида, 1734 (ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИВОПИСЬ)
  7. Ловцы птиц 1748
  8. Очарование сельской жизни, 1737
  9. Фонтан любви, 1748
  10. Пастух и пастушка на отдыхе, 1761
  11. Летняя пастораль, 1749
  12. Осенняя пастораль, 1749
  13. Пейзаж с собирательницей вишен, 1768
  14. Мысли о винограде, 1747
  15. Прерванный сон, 1750
  16. Зачарованный дом. Пасторальный пейзаж, увенчанный Амуром
  17. Пейзаж близ Бове, 1740

Автопортрет (1730-1735) Сын художника, разрабатывающего рисунки для кружев, Франсуа Буше был учеником Ф. Лемуана, затем гравера Ж. Ф. Кара: он занимался в его мастерской оформлением книг и изучал искусство гравюры. Участие в 1722-1723 в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения А. Ватто, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы. Получив в 1723 первую премию в Академии художеств, Буше едет в Италию, где остается до начала 1730-х гг. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали. По возвращении из Италии Буше с конца 1730-х гг. работает в театральной декорации и на мануфактуре Бове, где создает картоны для ковров. Написанные им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна. Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Утро в деревне», 1740-е гг., Старая пинакотека, Мюнхен; «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). С темой сельских пейзажей связаны и пасторали Буше, тоже строящиеся по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами и уподобленным играющим на сцене молодым миловидным поселянам, занятым отдыхом или выяснением любовных отношений («Вознагражденная покорность», Музей искусств, Ним; «Прекрасная кухарка», 1738, Музей Коньяк Же; «Отдых крестьян», частное собрание, Флорида). Декоративный талант и фантазия художника проявились и мифологических сценах. Они изображались на фоне воображаемых античных построек. Сцены эффектны по композиции, написаны в свободной живописной манере и яркой серебрящейся красочной гамме, в чем проявилось увлечение художника манерой Дж. Б. Тьеполо («Аврора и Кефал», Музей искусств, Нанси; «Геркулес и Омфала», 1730-е гг., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея», Лувр). Излюбленной темой Буше были сцены из истории Юпитера («Юпитер и Каллисто», 1744, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Леда и лебедь», Национальная галерея, Стокгольм) с изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров. Со столь же великолепным мастерством выписаны тела богинь и аксессуары в полотнах «Купание Дианы» (1742, Лувр) и «Туалет Венеры» (Метрополитен-музей). Яркие краски приведены в них к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру венецианских мастеров. В жанровых сценах в интерьере Буше с большим мастерством не только передает детали изображаемых будуаров, костюмы персонажей — дам, занятых туалетом и беседой со служанками, расположившихся за столом матерей или гувернанток с детьми, — но и умеет придать сцене занимательность, объединить всех общим настроением («Утро», 1745, Национальная галерея, Стокгольм; «Завтрак», Лувр). В духе академической традиции художник пишет и библейские сцены («Жертвоприношение Гидеона», Лувр; «Иосиф, представляемый отцом и братьями фараону», Художественный музей, Колумбия); отсутствие внутреннего драматизма восполняется в них эмоциональной живописной манерой и ярким колоритом. В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями, или над зеркалами). У него постепенно вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требуют повторения работ. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур. В ее первом портрете (1756, частное собрание) и недатированном портрете из собрания Лувра она изображена в зеленом шелковом платье с книгой и у фортепьяно на фоне изысканно, по моде обставленного будуара в своем замке в Бельвю. В портретах мадам де Помпадур передано сходство, но в целом художник следует, как и в других своих «женских головках» (в живописи и в пастели), воспроизведению модного идеала красоты с кукольным личиком, миндалевидными глазами, маленьким носиком и ртом-сердечком — это «портреты состояния», распространенные в 18 столетии («Женская головка», или «Пробуждение», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Пикантны и не лишены эротики образы двух одалисок («Темноволосая одалиска», Лувр; «Светловолосая одалиска», Старая пинакотека, Мюнхен). В обоих полотнах, по словам Дидро, художник по-прежнему обнаруживает «сильный и верный цвет», но и «распутство, пленяющее щеголей и молодежь».

Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши; любил сочетать черный и белый мел с сангиной, т. е. исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты.

Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др.).

Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже). Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Его самый талантливый ученик Ж. О.

Фрагонар унаследовал от него внешнее изящество, свободу композиции и смелость колорита, но он попытается соединить их с большей эмоциональной внутренней углубленностью в передаче образов и сюжетов.

 http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=618571

Источник: https://tomaovsjnka.livejournal.com/102872.html

Художник Франсуа Буше (1703-1770) Boucher, Francois. Ч.2

?

Category:

  • Ойстрах Давид (скрипка) — Глиэр — Романс для скрипки с фортепиано Ре Мажор, Соч. 3н
  • Франсуа Буше: Мадам Бержере
  1. Франсуа Буше: Мадам де Помпадур
  2. Франсуа Буше: Письмо
  3. Франсуа Буше: Мадам де Помпадур (1721-64)
  4. Франсуа Буше: Мадам де Помпадур за туалетом
  • Франсуа Буше: Мадонна с младенцем
  • Франсуа Буше: Мадонна с младенцем и маленьким
  • Иоанном Крестителем
  1. Франсуа Буше: Мадонна с младенцем, маленьким
  2. Иоанном Крестителем и ангелами
  3. Франсуа Буше: Маленькая путешественница
  4. Франсуа Буше: Маркиза де Помпадур, метресса Людовика XV
  5. Франсуа Буше: Муза Эрато
  6. Франсуа Буше: Обнажённая на софе (Луиза О Мерфи)
  7. Франсуа Буше: Пастораль
  8. Франсуа Буше: Пастух, играющий на свирели пастушке
  9. Франсуа Буше: Пастушок, играющий на волынке

Художник в мастерской, автопортрет, около 1720

Франсуа Буше (Boucher, 29 сентября 1703 Париж –30 мая 1770 Париж) — французский живописец, рисовальщик, декоратор и гравер, яркий представитель художественной культуры рококо.

Франсуа Буше создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Боккаччо, Мольера, Овидия. Буше работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для театральных представлений, картоны для королевских шпалерных мануфактур. Художник выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, исполнял миниатюры, расписывал веера и т.п. Творчество Буше-живописца исключительно многогранно; он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал фешенебельную парижскую жизнь и деревенские ярмарки, писал жанровые сцены, пейзажи, пасторали, портреты. Активно привлекался Франсуа Буше к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа.

С 1734 Буше член, а с 1765 директор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже и «первый живописец короля». Художник сложился под влиянием А. Ватто, ( начинал с гравирования его картин). В тёплых и насыщенных по колориту картинах Буше 1720—30-х гг.

заметны отзвуки фламандского искусства («Геркулес и Омфала», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

Позднее в его работах, с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов, усиливаются свойственные рококо декоративность, эротика, жеманная грация, фарфоровость фигур.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://eva-k2.livejournal.com/1162464.html

Ссылка на основную публикацию