Одним из самых ярких представителем семейства Медичи был Козимо Старший («Иль Веккьо»), который правил Флоренцией с 1434 по 1464 годы. Считается основателем династии Медичи, достигшим политического могущества семейства во Флоренции.
Всю жизнь он соблюдал завет своего отца, Джованни Медичи: «Никогда не давай прямых советов, выражай свои взгляды с осторожностью, никогда не проявляй гордости, избегай судебных тяжб и политических споров и всегда оставайся в тени».
Все в городе очень хорошо знали этого маленького, скромно одетого, болезненного на вид человека, который охотно развязывал кошелек для нуждающегося простого люда, был очень сдержан, никогда не говорил дурно об отсутствующих, не любил, когда при нем злословили о других, всегда имел наготове острое слово, ни при каких обстоятельствах не терял головы и одинаково ловко и хорошо ухаживал за своим фруктовым садом на вилле Кареджи и заправлял делами своего банка, раскинувшегося по всей Европе.
Козимо Старший изображен на картине Боттичелли «Поклонение волхвов» из галереи Уффици.
Об этой картине Джорджо Вазари написал в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»: «В фигуру первого старца, целующего ногу Спасителя и растроганного до слез вложено столько чувства, что видишь, что вот он, наконец, достиг цели длиннейшего пути. Фигура же этого царя есть точный портрет Козимо Медичи Старшего, самый живой и самый похожий из всех имеющихся в наши дни».
Viktor-Viktor
Козимо получил блестящее по своему времени образование. Он учился латыни у гуманиста Роберто Росси, под руководством которого основательно изучил классиков и проникся к ним большим уважением. Козимо был практик и понимал, что в жизни человек, вооруженный наукой, стоит десятка обыкновенных.
Классики дисциплинировали мысль, давали массу сведений, представляли целую сокровищницу примеров, содержали необыкновенно ценные политические указания на все случаи.
Если Козимо сделался одним из лучших дипломатов своего времени и блестящим образом справлялся с самыми трудными задачами, то этим он в значительной степени обязан классикам.
Козимо Медичи Старший родился во Флоренции 27 сентября 1389 года и уже в 30 лет становится главой банковского дома Медичи.
К 40 годам, получив в наследство огромное состояние в 180 тысяч флоринов (не считая кредитов и недвижимого имущества) — один из богатейших людей Флоренции: владел шерстопрядильными фабриками, монополизировал добычу незаменимых в текстильной промышленности дубильных квасцов, вел многостороннюю коммерческую деятельность (помимо банковской).
Существовавшая во Флоренции тесная взаимозависимость между политикой и экономикой (как всегда и везде), вынудила Козимо активно заняться политикой.
Когда он еще только выходил на политическую сцену, во Флоренции доминировало семейство Альбицци.
Летом 1426 года Ринальдо Альбицци созвал с согласия покорной ему Синьории шестьдесят наиболее влиятельных граждан Флоренции на совещание в церковь Сан-Стефано.
Viktor-Viktor
В этом собрании он стал доказывать, что народное правление стало совершенно невыносимо, что младшие цехи терроризируют богатых граждан, налагают на них подати по своему усмотрению, что народ обнаглел и потерял всякий страх перед именитыми людьми.
Долго говорил в этом духе Ринальдо Альбицци и в заключение сказал следующее: «Есть только один способ помочь злу: нужно вернуть управление городом людям знатным и отнять власть у младших цехов, сократив число их с четырнадцати до семи.
Тогда народ потеряет большинство во всех советах, а представители старших цехов легко смогут парализовать его волю. Государственная мудрость заключается в том, чтобы пользоваться людьми согласно моменту.
Если наши отцы опирались на народ, чтобы сломить высокомерие знати, то теперь, когда знать унижена, было бы справедливо подавить наглость народа с ее помощью».
Свой главный удар партия аристократов направила на Козимо Медичи, главу народной партии, обвинив его в распространении ложных слухов и в подстрекательстве народа с намерением провести мятеж и сделаться правителем Флоренции.
Сеньория потребовала от Козимо объяснений, и он, не слушая предостережений друзей, явился во дворец, где его арестовали по обвинению «в возвеличивании себя выше, чем других» и заключили в тесную келью башни Палаццо Веккьо.
Viktor-Viktor
Сидя в башне, Козимо слышал внизу звон оружия и крики и, конечно, догадывался, что враги требуют от Синьории его головы. Для решения судьбы Козимо назначили комиссию с неограниченными полномочиями из 200 человек, называвшуюся балией.
Почти все члены комиссии принадлежали к партии аристократов, и поэтому Ринальдо Альбицци смело выступил с предложением казнить Козимо. Но прийти к согласию балии не удалось. Кто-то сочувствовал Медичи, кто-то боялся и молчал, так что принятие окончательного решения постоянно откладывалось.
И тогда Козимо через тюремщика подкупает гонфалоньера (выборного правителя) и тот за тысячу флоринов повел дело так, что Медичи, к великому огорчению Ринальдо Альбицци, отделался изгнанием из Флоренции.
Изгнание длилось один год. В 1434 друзья Козимо завоевали большинство в правительстве и Медичи был приглашен обратно, а Альбицци и их приверженцы отправились в изгнание.
Козимо Медичи был встречен во Флоренции как триумфатор, а сами жители города вышли ему навстречу за городские ворота, приветствуя как отца народа.
Дата возвращения (1434 год) является началом правления династии Медичи во Флоренции.
Viktor-Viktor
Козимо никак внешне не подчеркивал своей ведущей роли в управлении Флоренцией, а оставался как бы рядовым гражданином. Он становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца; другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще.
Главным орудием политики Козимо Медичи, как внутренней, так и внешней, был капитал. Раздачей денег он привлекал к себе сторонников: людям среднего достатка он предлагал дешевый кредит, ремесленников и рабочих он ублажал непрерывными крупными постройками. Артистов он заваливал работою, книжные лавки — заказами.
Сознавая лучше, чем кто-нибудь, силу капитала, Козимо устроил такую систему налогообложения, при которой он мог свободно разорить богатого и влиятельного соперника или просто человека, который казался ему неудобным.
Также Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными финансами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы.
Капиталом действовал Козимо и против внешних врагов. За крупные деньги он покупал услуги хороших наемников-кондотьеров. Когда начиналась война между Флоренцией и другим государством, Козимо приводил в действие тайные пружины своего банкирского дома.
Из Венеции, из Неаполя, в то время, когда они воевали с Флоренцией и, следовательно, очень нуждались в средствах, вдруг по необъяснимой причине деньги начинали куда-то исчезать.
Пока там задумывались над причинами такого явления, от Козимо приходил посол и объявлял, что если там не перестанут воевать против Флоренции, то останутся совсем без денег. Козимо Старший сделал капитал силой, способной влиять на международные отношения.
Через десять лет после начала правления Медичи посчитал возможным расширить круг своих полномочий, совершенно оттеснив политических противников.
В 1441 году многие флорентийские фамилии были исключены из числа граждан, способных занимать государственные должности, или отправлены в изгнание.
Когда ему намекнули, что во Флоренции почти не осталось видных граждан, Козимо ответил, что при помощи двух локтей красного сукна можно наделать видных граждан в каком угодно количестве.
Он скрывал свои чувства, где нужно, притворялся, казался щедрым и расточительным, хотя был скуп, представлялся великодушным, в то время как был жесток, строил, чтобы подкупить ремесленников, интересовался литературой потому, что такова была мода, покровительствовал ученым, художникам и поэтам потому, что это увеличивало популярность, а одаряемые усердно воспевали его в стихах, в прозе и в красках. Так в галереи Уффици находится одна из самых ярких работ Понтормо «Портрет Козимо Медичи Старшего».
Viktor-Viktor
Стремясь сделать Флоренцию центром интеллектуальной жизни Италии, столицей западной культуры, Козимо Медичи широко покровительствовал гуманистам и людям искусства.
Он собирал художественные произведения и книги, которые составили основу первой со времен античности публичной библиотеки, щедро платил ученым, чтобы они переводили древнегреческие и древнеримские манускрипты, в том числе работы Платона и Цицерона.
Флоренция обязана Козимо весьма многими сооружениями: он воздвиг или обновил такие церковные строения как монастырь Святого Марка, дортуар монастыря Санта Кроче, а на строительство церкви Сан Лоренцо пожертвовал 40 тысяч золотых флоринов.
Viktor-Viktor
Тридцатилетние труды по управлению Флоренцией изнурили Козимо, который и без того не отличался крепким здоровьем. Когда наступила весна 1464 года, у него с новой силой разыгралась подагра. Козимо почувствовал, что он не вынесет болезни, и велел перевезти себя в свою любимую виллу Кареджи.
Там, окруженный семьей и друзьями, он доживал свои последние дни. «О чем ты все задумываешься?» — спрашивала его жена, а Козимо ей отвечал: «Чудная ты женщина, когда тебе нужно переезжать из города на дачу, ты начинаешь свои хлопоты за две недели.
Неужели мне не о чем подумать, когда я собираюсь переселиться в другой мир?».
В теплый летний день 1 августа 1464 года Козимо велел позвать к себе молодого ученого Фичино и просил в последний раз почитать ему Платона.
Фичино, который любил Козимо, как отца, стал тихо читать ему вдохновенные фантазии великого философа о бессмертии души, и под звуки его голоса, прерываемого сдержанными рыданиями членов семьи, Козимо Медичи Старший перешел в вечность.
На его надгробии в церкви Сан-Лоренцо начертано «Pater Patriae» (Отец Отечества) — выражение той признательности граждан Флоренции, которую Козимо снискал еще при своей жизни.
Viktor-Viktor
Источник: https://turbina.ru/guide/Florentsiya-Italiya-119590/Zametki/Lutchshie-iz-Meditchi-Kozimo-Starshiy-65971/
Джакопо Понтормо: жизнь и творчество художника
Понтормо (настоящее имя Jacopo Carucci; 24 мая 1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи — 2 января 1557, Флоренция) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художника
- Творчество
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Джакопо Понтормо
- Библиография
Якопо Каруччи, прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника. Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли; его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 — 1512).
Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного.
В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо.
В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини.
Это произведение, полное драматизма, знаменует разрыв с характерным для Возрождения гармоничным классическим типом композиции, основанной на законах перспективы.
В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521).
В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо со своим учеником Бронзино бежал из Флоренции, найдя приют в картезианской обители в Галлуццо. Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера.
В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI в., не смогли вынудить Якопо покинуть свой город.
В 1535 г. он поступил на службу к Медичи. Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении. После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены).
ТВОРЧЕСТВО
В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано).
Как и Пармиджанино, Понтормо стремился противопоставить эстетическим нормам Высокого Возрождения более сложное и подчеркнуто личное, с оттенком самовыражения, восприятие мира, противопоставить ренессансному принципу «подражания природе» некую «манеру».
У Понтормо «манера» не порождает столь же четкой и определенной совокупности стилистических приемов, как у Пармиджанино. В своих произведениях он реализует различные грани самовыражения, различные аспекты своего обостренно-личного восприятия мира; каждая его работа в то же время отмечена отпечатком неповторимой, яркой индивидуальности.
Эти особенности творческой личности Понтормо проявились уже в его ранних, еще вписывающихся в пределы эстетики Высокого Возрождения работах. Его первая значительная работа — монументальная фресковая композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата) — выдает влияние величественного стиля его учителя Андреа дель Сарто.
Понтормо усвоил у Андреа дель Сарто и обобщенную трактовку форм, вылепленных мягкими переходами светотени, и свободную пластику поз и жестов, он превосходно компонует многофигурную композицию — его персонажи расположены полукругом на фоне огромной ниши.
В то же время традиционное для Андреа дель Сарто спокойствие у Понтормо уступает место более ярко выраженному эмоциональному началу.
Полный контраст этой величественной композиции оставляет написанная всего двумя-тремя годами позже станковая картина «Иосиф в Египте» (1518, Лондон, Национальная галерея).
Понтормо вызывающе игнорирует в ней ренессансные изобразительные принципы и дает волю фантазии: огибая угол дворца, круто уходит вверх лестница с неправдоподобно высокими ступенями, фигуры поднимающихся по ней людей вопреки логике стремительно уменьшаются в размерах, в левом углу картины фигуры персонажей гораздо крупнее по масштабам, чем в правом, эффектно возносятся к небу статуи языческих кумиров, многочисленные персонажи, толпящиеся на первом плане и в глубине, изображены в эффектных динамичных позах, необычна красочная гамма картины, в которой преобладают различные оттенки красного тона. В этой картине молодой мастер впервые пытается создать свою неповторимую манеру, несколько вызывающе утрируя ее.
«Аллегория Осени» — не только самая гармоничная и полная высокой поэзии работа Понтормо.
Ни один другой художник флорентийской школы этого времени не создал ничего столь же совершенного и прекрасного. Изысканно прост главный мотив этой композиции, заполняющей поверхность люнета, прорезанную в центре большим круглым окном.
Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном.
У подножия парапета на земле справа сидят немолодой отдыхающий крестьянин с завязанной в узелок нехитрой поклажей и босоногий юноша в крестьянской одежде; между ними — настороженная чем-то собака.
Справа, где ветви лавра пригибает сидящая на парапете дама, на земле полулежа расположились еще две нарядные дамы. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти.
Эти восемь фигур объединяет поражающий своей легкостью, музыкальностью, гармонией, ритмический рисунок; столь же утонченна и красочная гамма, сочетания светлых розово-красных, сине-голубых, бледно-сиреневых, бледно-розовых, серо-голубых, белых тонов, свободен и изыскан очень легкий ритмический рисунок композиции.
Аллегория Осени, созданная в какой-то очень светлый момент жизни и мироощущения Понтормо, осталась исключением в его творчестве.
Уже в следующем фресковом цикле — пяти фресках на темы Страстей Христа во внутреннем дворе Чертозы (монастыря) в Валь д’Эма (ныне — часть «большой Флоренции»), выполненных в 1523—1524 годах и очень плохо сохранившихся, он берет за образец полные драматической экспрессии гравюры Дюрера.
Драматический пафос, резкость и напряженность ритма, резкость светотеневых контрастов, форсированность ярко-красных, синих, розово-красных, ярко-белых тонов, экстатичность образов отличают написанную для того же монастыря композицию «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Галерея Уффици).
«Христос в Эммаусе» 1525
«Положение во гроб» 1526—1527
Madonna with St. Francis and St. Jerome 1522
Через два года Понтормо вновь резко меняет свой стиль.
В алтарной картине «Положение во гроб» (1526—1527, Флоренция, церковь Санта Феличита, Капелла Каппони) господствует то утонченное произвольное начало, которое современники обозначали термином «манера», а в наши дни воспринимают как своеобразный манифест маньеризма.
Группа близких, поддерживающих тело Христа, превращенная в единое целое переплетением змеевидных линий, как бы парит на темном фоне; написанные очень светлыми красками, почти без теней фигуры кажутся почти бестелесными, лишенными земной тяжести и живого тепла.
В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».
Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици).
Облик основателя правящей династии, установившего в 1434 году единоличное правление во Флоренции, был, видимо, известен Понтормо по изображениям на медалях; тем более поразительна сила экспрессии этого профильного портрета, подчеркнутая красными тонами одеяния.
Острая выразительность, внутренняя напряженность отличает и другие портреты кисти Понтормо.
Таков «Портрет юноши» (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры, изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица, и скрытую напряженность его выражения.
Интересные факты из жизни художника
Последние двадцать лет жизни Понтормо были связаны с двором Козимо I, при котором Флоренция превратилась в маленькое абсолютистское княжество, всей своей жизнью, структурой общества, придворным укладом предвосхитившее европейские абсолютистские монархии XVII века.
Вазари рассказывает о странностях Понтормо, видимо, пережившего в эти годы тяжелый душевный кризис, об устроенной им в доме мастерской, куда было можно проникнуть только через люк по приставной лестнице, которую художник затем втаскивал наверх и, захлопнув люк, изолировал себя от остального мира.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Rearick J. С., The drawings of Pontormo, v. 1—2, Camb., 1964; Forster K. W., Pontormo, [Münch., 1966].
- Пономарева Татьяна «Итальянская живопись. XVI век» Издательство: «Белый город» (2014)
- Манфред Вундрам «Возрождение» Издательство: «Арт-Родник» (2007)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artifexdeco.com, dic.academic.ru, art-catalog.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Джакопо Понтормо: картины художника
Джакопо Понтормо — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Джакопо Понтормо: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/pontormo-dzhakopo.html
Якопо да Понтормо: художник «извне» и «изнутри»
Ревекка ФрумкинаВ издательстве Европейского университета в Петербурге вышла книга Аркадия Ипполитова об итальянском художнике XVI века Якопо да Понтормо с подзаголовком «Художник извне и изнутри» [1]. «Извне» в данном случае относится к жизнеописанию художника, составленному его младшим современником Джорджо Вазари, а «изнутри» — к дневнику самого Понтормо (последних лет его жизни).
Текст Вазари (который составляет основной массив книги) сопровождают подробные комментарии Ипполитова, причем они — к счастью и вопреки обыкновению — даны не в сносках и не в конце основного текста, а в подбор с сочинением Вазари; при этом комментарии четко выделены курсивом и расположением на странице. Дневник Понтормо (названный художником «Моя книга») невелик по объему, поэтому комментарии к нему расположены традиционно — в конце текста.
Вертумн и Помона (сюжет о любви юного бога и прекрасной нимфы)
Портрет Козимо Медичи-старшегоОткрывает книгу предисловие Ипполитова — изящное эссе на полторы книжные страницы, служащее, тем не менее, полноправным научным введением к двухсотстраничному тому.
Якопо Каруччи по прозвищу да Понтормо (1494−1557) среди молодых флорентийских художников Высокого Возрождения считался едва ли не самым одаренным. Признание — и, соответственно, заказы — он начал получать довольно рано. Когда ему было едва за двадцать, Понтормо, в частности, создал замечательную по гармоничности и мастерству стенную роспись «Вертумн и Помона» (1519−1521).
Понтормо — ученик Андреа дель Сарто, однако дель Сарто более «классичен»: зрелый Понтормо работал в манере куда более напряженно-страстной, и в этом смысле умиротворенная тональность фрески «Вертумн и Помона» остается несколько «в стороне» от избранного молодым художником пути.
Эволюция Понтормо как живописца обычно представляется в виде перехода от Высокого Возрождения к маньеризму. Принятая в академическом искусствоведении, эта категория довольно-таки условна — это уже не Высокое Возрождение, но еще не барокко.
Так или иначе, Понтормо — большой и своеобразный мастер, и многие его работы удивительны смелостью решений. Таков, например, «Портрет Козимо Медичи-старшего» (1530-е). Удивительный эффект создает здесь пылающий и тревожный красный цвет. Понтормо весьма обдуманно пользовался «открытым» красным — мы можем это видеть на примере его знаменитой картины «Мальчик с алебардой».
Мальчик с алебардойЖанры, в которых работал Понтормо, — многофигурные композиции (картоны и фрески) и портрет — определены эпохой: флорентийский художник середины XVI века писал то, что ему заказывали. Впрочем, в пределах избранной тематики Понтормо, как правило, чувствовал себя достаточно раскованно. Поэтому здесь мы находим работы на традиционные сюжеты, где художник, тем не менее, далек от канона и решает свои, собственно художественные задачи.
Такова, например, работа, сюжет которой традиционно называется «Снятие с креста» (Depositio; 1525−1528). Строго говоря, она должна была бы называться иначе, поскольку изображение креста здесь отсутствует, зато детально выписаны оплакивающие Христа — что характерно для сюжета, который называется «Оплакивание» (Lamentatio).
Фигуры несущих тело Христово у Понтормо исполнены в неожиданно светлых тонах и кажутся летящими по воздуху; в особенности это касается фигуры юноши слева в первом ряду. Справа на заднем плане видно лицо Иосифа Аримафейского, которому, как считается, Понтормо придал свои черты.
Снятие с крестаНе менее смело — при удивительной свободе композиции — написана «Встреча Марии с Елизаветой» (Visitatio Mariae, 1529−1530). Пластика персонажей поражает живостью и гармонией.
Последние одиннадцать лет жизни Понтормо посвятил созданию фресок в капелле Сан-Лоренцо. Фрески эти не имели успеха у современников, а в XVIII веке вообще были сбиты.
Вазари подчеркивает «странности» Понтормо — его замкнутость, необщительность. Ипполитов показывает, что Понтормо избегал обязанностей «светского» человека, предпочитая узкий круг друзей и учеников.
Книга Аркадия Ипполитова интересна не только текстом, но и художественным решением. В ней воспроизведены только четыре рисунка Понтормо (сепия) и его гравированный портрет из «Жизнеописаний» Вазари; макет лаконичен, а при этом книга оставляет впечатление ценного и тщательно исполненного изделия.
Ревекка Фрумкина
1. Ипполитов А. В. Якопо да Понтормо. Художник извне и изнутри. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связанные статьи
Источник: https://trv-science.ru/2016/09/20/jacopo-da-pontormo/
Биография Козимо Старого Медичи ???? родоначальник знаменитой династии из Флоренции
Козимо Медичи Старый (Cosimo di Giovanni de’ Medici, Cosimo il Vecchio) – один из самых выдающихся людей своей эпохи, обладавший незаурядным характером, и проживший яркую, интересную и долгую жизнь.
Его имя неразрывно связано с историей средневековой Италии и всей Европы.
Он был родоначальником знаменитой династии Медичи, отчего получил прозвище Старый (или Старший), богатейшим человеком, купцом, банкиром, финансистом, государственником, сумевшим грамотно использовав свое состояние, стать очень влиятельной фигурой, сыгравшей значимую роль в экономике, политике и культурной жизни Флорентийской республики.
Семья и образование
Козимо Медичи родился в 1389 году, во Флоренции. Он был старшим сыном в семье Джованни ди Биччи де Медичи (Giovanni di Bicci de’ Medici) и Пиккарды Буери (Piccarda Bueri). Глава семейства стал известным итальянским банкиром, пройдя непростой путь от обычного мелкого кредитора до создателя финансовой империи.
Благодаря своей предприимчивости, трудолюбию и приданному жены, в 1392 году основал Банк Медичи – одно из самых преуспевающих коммерческих предприятий во всей Европе.
Мать Козимо, Пиккарда Буери (Piccarda Bueri), была знатных кровей, происходила из старинного, аристократического рода, и считалась одной из первых красавиц Вероны.
Юноша получил блестящее всестороннее образование: обучался в школе монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli), где ему преподавали философию, историю искусств, точные науки и иностранные языки.
Он великолепно знал французский, немецкий, арабский и иврит.
Одним из его учителей, а потом и другом, был лучший знаток классической литературы, словесности, латинского и греческого языков, гуманист Роберто де Росси (Roberto de’ Rossi), прививший искреннюю любовь к античному наследию.
Огромную роль в воспитании сыграл отец, наставления которого повлияли на характер и судьбу Козимо Медичи. Джованни ди Биччи учил своего приемника скромности и умеренности, советовал остерегаться открыто выражать свои мысли, избегать судебных разбирательств и споров о политике, не проявлять гордыни и упрямства.
Родной брат
Всю жизнь Козимо Медичи чувствовал неразрывную связь с единственным, младшим братом Лоренцо (Lorenzo di Giovanni de’ Medici), родившимся на 6 лет позже. Сыновья Джованни ди Биччи никогда не терзались ревностью, не были конкурентами, и всегда оставались друг для друга мощной поддержкой и опорой.
Они оба участвовали в коммерческих (позднее и политических) делах семьи. Лоренцо был менее инициативен, но помогал брату во всех его начинаниях.
Он стал впоследствии родоначальником младшей ветви рода Медичи, потомком которой был Козимо I, провозглашенный в 1569 году первым правителем великого Тосканского герцогства.
Брак и дети
В 1416 году, в возрасте лет 27 лет, Козимо женился на итальянской аристократке Контессине де Барди, принадлежавшей к старинному и влиятельному роду флорентийских банкиров.
Этот брачный союз был заключен по настоянию Джованни ди Бичи, и усилил положение клана Медичи.
Известно, что Контессина участвовала в управлении финансовыми делами семьи, была очень скромной, рачительной и мудрой женщиной. Она пережила своего супруга на 9 лет.
В браке родилось двое детей: в 1416 году – Пьеро (Piero di Cosimo de’ Medici), получивший из-за болезни прозвище Подагрик (il Gottoso), и в 1421 году – Джованни (Giovanni di Cosimo de’ Medici).
Младший сын, на которого возлагались большие надежды, как на приемника семейного дела, умер в возрасте 42 лет, за год до смерти отца.
В 1469 году продолжателем великой династии Медичи станет сын Пьеро, 20-летний Лоренцо Великолепный (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico).
Финансы и банковское дело
Еще в молодости Козимо проявлял себя как гениальный делец, обладающий великолепным чутьем, острым умом и предпринимательской жилкой. К 30 годам он уже активно участвовал в коммерческих делах отца, и возглавлял семейный банк.
В 1429 году Джованни ди Биччи умер, оставив сыновьям огромное состояние.
Помимо земельных угодий и прочего имущества, Козимо получил в наследство почти 180 тысяч флоринов (золотых флорентийских монет), и стал одним из богатейших людей Флоренции.
Сфера его деловых интересов была очень широкой: вместе с братом он занимался не только расширением банковской сети (филиалы были открыты в разных частях Европы, Северной Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке), но и торговлей. Семейный бизнес Медичи монополизировал и охватывал следующие направления:
- производство и сбыт шерстяных и шелковых тканей;
- добыча квасцов, применяемых в текстильной и кожевенной промышленности;
- торговля ценными видами меха и дефицитными в Европе пряностями.
Ведение масштабной коммерческой деятельности диктовало необходимость выходить на политическую арену. Такая роль основателя клана Медичи оказалась очень значимой для Флоренции.
Политическая жизнь
Будучи умным, прозорливым и деятельным человеком, Козимо понимал, как важно участвовать в политической жизни.
Отец подготовил для него хорошую почву: Джованни ди Биччи имел определенное влияние во Флоренции, во многом способствовал снижению налогов для людей, благодаря чему семья Медичи приобрела сторонников из числа простых горожан.
Еще в 1415 и 1417 годах Козимо был избран на небольшие сроки членом флорентийской Синьории – высшего органа городского самоуправления. Позже стал главой партии народа, которая выступала как оппозиционная сила против местных патрициев.
Настоящая борьба за власть началась в 30-х годах 15 столетия. Противостояние происходило между аристократической и народной партиями, а точнее, между двумя влиятельными кланами: Альбиции и Медичи.
Наиболее острой и открытой вражда семей стала после того, как была проиграна война Флоренции с Луккой и Миланом.
Главе аристократической партии, Ринальдо Альбиции, путем интриг и ложных обвинений удалось добиться тюремного заключения Козимо.
Речь шла даже о вынесении смертного приговора, но после долгих переговоров городские власти приняли постановление об изгнании Медичи и его родственников из Флоренции на 10 лет.
В 1433 году семья уехала из родного города в Падую (Padova), позже перебралась в Венецию.
Примечательно, что когда Козимо покидал пределы Флорентийской республики, простые люди всячески оказывали ему поддержку, почет и уважение, а венецианцы встречали не как осужденного изгнанника, а как достойного государственного мужа. Находясь в Венеции Козимо продолжал вести бурную финансовую и политическую деятельность.
Клан Альбиции властвовал недолго. Ошибки во внешней политике и повышение налогов подорвали позиции аристократической партии.
В 1434 году во флорентийской Синьории прошли выборы, в результате которых руководящие должности в городе заняли противники патрициев. Для семьи Альбиции это был полный провал.
Козимо приехал во Флоренцию спустя год после своей «ссылки», и его возвращение было настоящим триумфом.
Власть в руках Медичи
В 1434 году началась тридцатилетняя «золотая» эпоха правления Козимо Медичи. Пока он находился у власти Флоренция переживала период политической стабильности, а также экономического и культурного расцвета. К основным достижениям относились:
- устранение противоречий между представителями разных слоев флорентийского общества;
- мудрая социальная политика по отношению к простым гражданам (снижение налогов, поддержка в неурожайные годы и прочее);
- установление мирных отношений с Миланом, Неаполем и Венецией;
- присоединение некоторых соседних территорий;
- увеличение престижа Флорентийской республики и ее превращение в центр международной политики;
- развитие финансовой системы, а также судоходства, торговли, земледелия, шелкопрядильного производства;
- ориентация на образование и культуру, привлечение во Флоренцию лучших представителей науки и искусства.
Интересно то, как Козимо Медичи управлял республикой: сосредоточив в своих руках фактическую и единоличную власть, он не имел высоких титулов, а пост гонфалоньера (главы Синьории) занимал всего три раза (сроком на два месяца), при этом до самой смерти оставался решающей фигурой, «серым кардиналом» в политической жизни Флоренции. Республиканская форма правления все больше приобретала номинальный характер. Ключевые государственные должности получали преданные и верные последователи, а сам Козимо предпочитал оставаться в тени. Осознавая силу капитала, он с легкостью разорял и уничтожал противников, или напротив, привлекал на свою сторону нужных людей. Деньги были его главным политическим оружием. Так, например, Медичи кредитовал самого Папу, короля Англии, герцога Бургундского и многих других высоких особ.
Меценатство
Козимо всегда покровительствовал гуманистам, людям искусства и литературы, стремясь сделать Флоренцию центром интеллектуальной жизни Италии.
Он был одним из самых щедрых меценатов в Европе, скупал ценные книги, древнегреческие и латинские рукописи, щедро оплачивая переводы античных классиков (в том числе работы Платона и Цицерона), приглашал и обеспечивал выгодными заказами известных скульпторов, архитекторов и живописцев. Козимо оказывал содействие многим великим творцам Возрождения. В их число входили:
- ученый, писатель и историк Леонардо Бруни;
- писатель, собиратель античных манускриптов Поджо Браччолини;
- теоретик искусства, архитектор Леон Баттиста Альберти;
- мыслитель-гуманист, знаток латыни Кристофоро Ландино;
- архитектор, скульптор Филиппо Брунеллески;
- художник Филиппо Липпи;
- скульптор Донателло;
- архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео.
В период его правления Флоренция преобразилась: значительные средства выделялись Медичи на возведение храмов, монастырей, приютов и больниц.
Деньги Козимо были вложены в строительство кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore), реконструкцию церкви Святого Марка (Basilica di San Marco), где была также основана публичная библиотека, обустройство дортуара монастыря Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce), обновление базилики Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo) и многие другие архитектурные сооружения.
В 1462 году по инициативе Медичи учредили Платоновскую академию, возглавил которую Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) – выдающийся философ, астролог, гуманист и знаток античного наследия.
В течение 30 лет на вилле Козимо в Кареджи, превратившейся в центр флорентийского неоплатонизма, проходили заседания лучших представителей науки и искусства эпохи Возрождения, изучались труды древних мыслителей, обсуждались вопросы философии, эстетики и религии.
На благотворительные цели и обустройство общественных организаций Козимо потратил более 400 тысяч флоринов, что почти в два раза превышало сумму наследства, оставленного им после смерти.
Последние годы жизни и смерть
На закате жизни на долю Козимо Медичи выпало немало испытаний. Он тяжело пережил смерть младшего сына и внука. Семейный бизнес пришлось передать в руки Пьеро, тяготевшего к уединенной, духовной жизни и далекого от коммерческих и государственных дел.
На политической арене Козимо тратил много сил, здоровья и времени на устранение недовольств оппонентов, восстававших против его единоличного управления республикой.
При этом нетитулованный глава государства продолжал пользоваться огромным авторитетом и уважением у простых граждан.
Козимо почувствовал приближение смерти весной 1464 года. Вместе с женой он переехал в свою любимую виллу в Кареджи, где тихо скончался 1 августа того же года. Погребение состоялось в церкви Святого Лаврентия, усыпальнице известных представителей клана Медичи.
Козимо завещал не устраивать пышных похорон, однако проститься с ним пришли все жители Флоренции.
По приказу правительства на надгробии были высечены слова: «Отец отечества» – свидетельство и выражение истинного уважения народа, которое мудрый правитель снискал при жизни.
Изображения в живописи
По свидетельствам современников, Козимо не отличался внешней привлекательностью и обладал заурядными физическими данными.
Он предпочитал скромную, для своего положения одежду, был худым, небольшого роста, с грубыми чертами лица и землистым цветом кожи; приобретенные с возрастом подагра и артрит изуродовали фигуру и походку.
Наиболее известное изображение Козимо – профильный портрет флорентийского художника Понтормо (настоящее имя – Якопо Каруччи (Jacopo Carucci)), написанный спустя более полвека после смерти основателя династии Медичи.
Увидеть картину можно в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), одном из самых старых художественных музеев не только Флоренции, но и всей Европы.
Казимо Старший изображен также в виде старца, жаждущего поцеловать маленького Христа, на картине «Поклонение волхвов», принадлежащей кисти знаменитого Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).
В «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) – главном источнике информации о творцах эпохи Возрождения, есть детальный анализ этой работы. Она считается одним из самых живых и точных портретов Козимо.
Сериал
К октябрю 2016 года был снят многосерийный фильм «Медичи: Повелители Флоренции» – совместная работа британских и итальянских кинематографистов, состоящая из 8 серий.
После сокрушительного успеха первого сезона в октябре 2018 на экраны вышло продолжение сериала. Роль Козимо сыграл шотландский актер Ричард Мэдден. Зрители в восторге от яркой, живой исторической драмы, красноречиво повествующей о средневековой Европе и хитросплетениях в судьбах представителей могущественного клана Медичи.
↘️???????? ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ????????↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Источник: https://Italy4.me/izvestnye-lyudi/cosimo-medici.html
11. Италия. Флоренция. Династия Медичи и великие творцы Ренессанса. Часть 1
Начало — здесь.
Предыдущая часть — здесь.
Я, кажется, еще нигде не давала справки о правителях и меценатах Флоренции, кроме многократно упомянутых Козимо Медичи Старшего и Козимо Медичи I, великого герцога Тосканского.
Да и вообще, исторический фон, сопровождавший зарождение и расцвет идей Ренессанса, заслуживает небольшого обзора.
Я начала делать этот «небольшой обзор», но в процессе он стал разрастаться как снежный ком, и, в итоге, вылился вот в такой опус, заслуживающий отдельного поста, а точнее трех))
Часть 1. 1115 – 1494. Становление республики и первые Медичи. Козимо Старший и Лоренцо Великолепный.
Самые ранние произведения искусства, упоминаемые здесь, принадлежат эпохе Проторенессанса, которая датируется второй половиной XIII – XIV вв. Это время Флорентийской республики, которая ведет свое начало аж с 1115 года.
За века в городе сложился механизм городского самоуправления, основанный на представительстве во власти различных страт тогдашнего общества – аристократии, богатых банкирских семей, ремесленных цехов, и даже рабочих – и противостоянии соответствующих партий.
Этот механизм на протяжении чрезвычайно долгого времени не давал возможности концентрации власти в одних руках. Я встречала мысль, что республиканская форма правления во Флоренции сыграла немаловажную роль в том, что именно здесь возникли первые ростки великой гуманистической культуры Ренессанса.
Флорентийцы очень гордились своим самоуправлением, и считали политическую свободу и независимость одними из важнейших ценностей, что вполне могло быть трансформировано в идеи свободы и независимости личности, мысли и творчества.
Флорентийская республика, меняя степень гражданских свобод и представительство во власти разных социальных групп, просуществовала на протяжении более чем четырех веков. Все это время внутри практически не прекращалась борьба партий, которые делились по двум основным осям – по происхождению и по внешнеполитической ориентации.
По первому признаку флорентийцы делились на «нобилей», то есть аристократов-землевладельцев, и «пополанов» — представителей торгово-банковско-ремесленных кланов (которые в свою очередь в зависимости от экономических факторов были «жирными» и «тощими»)). По второму признаку – на гвельфов и гибеллинов, а после изгнания гибеллинов – на черных и белых гвельфов.
Небольшое государство постоянно находилась на стыке интересов Святого престола и императора Священной Римской империи, и нуждалось в покровительстве кого-либо из этих титанов. Партия гвельфов выступала за альянс с папой, партия гибеллинов – за союз с императором.
Борьба гвельфов и гибеллинов продолжалась на протяжении всего XIII века, и победа той или иной партии сопровождалась репрессиями и изгнанием из города потерпевших поражение. В жернова этой борьбы попал Данте, который был изгнан из Флоренции в 1302 году и больше не вернулся на родину.
В городской общине огромный удельный вес имели состоятельные банкирские семьи и ремесленные цеха, они и являлись часто заказчиками архитектурных сооружений и произведений живописи и скульптуры. Также, вне зависимости от партии, верховенствующей в тот или иной отрезок времени, решения, касающиеся общегородской жизни, принимались коллегиально представительным органом республики.
Это касалось и решений о возведении и украшении муниципальных зданий и кафедрального собора. Так что за мастерами Проторенессанса, как правило, не стоит никаких покровителей или меценатов, их труд оплачен из казны города или состояния богатейших семей и цехов.
К этому периоду – конца XIII – начала XIV вв.
— относится строительство Барджелло, Палаццо Веккио и Палаццо Спини-Феррони, начало сооружения собора Санта-Мария-дель-Фьоре Арнольфо ди Камбио, церквей Санта-Кроче и Санта-Мария-Новелла. Джотто создает фрески в Санта-Кроче и Санта-Мария-Новелла и проектирует Кампаниллу. В следующем поколении, в середине XIV в., им на смену приходят Петрарка, Бокаччо, Андреа Орканья, Таддео Гадди, а ближе к концу века Спинелло Аретино, Аньоло Гадди
Ближе к концу XIV века произошла олигархизация власти, когда выборные законы были переписаны так, что увеличилось представительство состоятельных кланов. На рубеже веков большим весом обладала семья Альбицци, но уже не за горами было восхождение Медичи.
Семья Медичи жила во Флоренции предположительно уже в XII веке, на протяжении столетий она вела успешную коммерцию, наращивала капитал и играла все более существенную роль в городском управлении. В 1421 году гонфалоньером справедливости (выборная должность главы государства с конца XIII в.
) был избран Джованни ди Биччи из семьи Медичи, и хотя он был не первым представителем рода на этом посту, именно его принято считать основателем правящей династии Медичи во Флоренции. Нам надо запомнить двух его сыновей – Козимо и Лоренцо. Козимо – это тот самый, который здесь везде упоминается как Козимо Медичи Старший.
Козимо Медичи Старший (или Старый) пришел к власти во Флоренции в 1434 году и эту дату считают началом господства династии Медичи.
Источник: https://anna-g.livejournal.com/20963.html