Портрет хуана де пареха, диего веласкес — описание

Даешь каждому деятелю искусства по хорошей книжке для детей и подростков!

У меня странные взаимоотношения с искусством. Для меня не существует художника, пока я не прочитаю какой-нибудь интересной книжки о нем. Поэтому я люблю Микеланджело (Ирвинг Стоун “Муки и радости”), Бенвенуто Челлини (Александр Дюма “Асканио”), Эль Греко (Сомерсет Моэм “Бремя страстей человеческих”), Альбрехта Дюрера (Элис Броуч “Шедевр”). И вот теперь новое открытие.

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

Благодаря автору Элизабет Бортон де Тревиньо и издательству “Розовый жираф”, которое выпустило просто потрясающую книгу, я прониклась творчеством Диего Веласкеса, а заодно узнала еще об одном художнике, Хуане де Пареха. От его лица ведется рассказ, и он сначала был рабом испанского гения, а затем и близким другом. Кстати, и об известном художнике Мурильо мы узнаем много нового и интересного.

Вот так, одна книжка средней толщины, а сколько всего рассказывает. И показывает. Текст щедро иллюстрирован картинами Веласкеса. Причем, они очень хорошо напечатаны. И вообще, книга очень тактильная. Приятный переплет, красивый шрифт, текстильная закладочка. Мммм! Прелесть!

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

Книга про Диего Веласкеса

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

Я не считаю себя знатоком живописи, и в музее “Прадо”, где хранится большинство полотен дона Диего, не была. Но кто такой Веласкес, знаю, разумеется. Листаю книгу и вижу, что многие картины визуально мне знакомы. А вот наши дети совсем не в курсе его творчества. Про Веласкеса нет ни блокбастера, ни мультфильма, ни сериала. Так что прочитать про одного из самых выдающихся художников в мире весьма полезно.

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

К тому же книга Элизабет де Тревино – не занудное исследование творчества, не заумный трактат о причинах, следствиях, течениях, направлениях и особенностях наложения красок, а увлекательный рассказ.

Хотя ничего такого уж сверхъестественного в жизни художника не происходило. Если сравнить с романом “Асканио”, например, Александра нашего Дюма, то там одни амурные дела и бряцание шпаг чего стоят.

А тут – нет.

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

Счастливо женат, две дочки, востребованный при дворе, то есть удачная карьера, заказчики, общение с самым титулованным клиентом, королем Филиппом IV, ну пара поездок в Италию. Ну заболел по дороге. С кем не бывает!

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

“Я, Хуан де Пареха”

Вот жизнь его слуги, мавра Хуана де Пареха, намного более яркая. Какую огромную внутреннюю работу он проделал от состояния раба до того, чтобы почувствовать себя личностью и художником! От маленького мальчика, который ходит со своей сеньорой в церковь и играет с собачкой, до того, чтобы сказать о себе: “Я, Хуан де Пареха”.

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

А происходит это благодаря творческому развитию. Хуан захотел стать художником и долгие годы практиковался в живописи и подражал своему мастеру, Веласкесу. Но делал он это втайне. Дело в том, что в Испании рабам было запрещено заниматься живописью. Видимо, все знали, что это приводит к повышению самооценки и осознанию себя личностью.

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

А знаете, кто помог Хуану обрести свободу? Сам испанский король Филипп IV. Вот такую интересную историю рассказывает нам автор.

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

Посмотрите на портрет Хуана работы Мастера. Не правда ли, это человек с достоинством, умный, добрый, великодушный, и … с какой-то тайной во взгляде. Неординарный человек, нет сомнений. А мне сразу приходит на ум, как он искал котенка, чтобы порадовать дочек художника. И нашел, судя по описанию, персидской породы))

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

Книга о живописи

Но не думайте, дорогие родители, что дети прям ничего не узнают именно о творчестве Диего Веласкеса. Узнают. И очень много. Автор вводит нас, читателей, в мир искусства.

Не очень-то он легкий, скажем прямо. Особенно для подмастерья. Правильно отгрунтовать холст, правильно растереть краски, следить за тем, чтобы на модель все время падал нужный свет. Держать отражатель, как скажут сейчас. А держать приходится долго и очень долго. Или вот еще, подобрать фон для портрета. Заметили, что у Веласкеса, как правило, однотонный темный фон?

– Мастер, а когда вы пишете портрет… эту истинную сущность людей трудно передать? И они на вас не сердятся? – осмелился спросить я.

– Не сердятся. Ведь людям-то их истинная сущность все равно неведома, и на портрете им ее не разглядеть.

А кому ведома? Неужели нам, зрителям?!

P.S. Посоветуйте, пожалуйста, хорошие романы про художников в х к статье. Хочу продолжить свое образование. Спасибо.

Текст и фото: Таня Белкина 

(3)(0)

Источник: http://kaknado.su/blog/dosug/deti-3-6/elizabet-borton-de-trevinjo-ya-huan-de-pareha/

6 июня родился Диего Веласкес

6 июня 1599г. родился испанский художник Диего Веласкес. Вместе с творческой студией «Летал и Шагал» на основе книги Элизабет Бортон де Тревиньо «Я, Хуан де Пареха» мы решили немного рассказать о жизни художника и нескольких его работах.

Этот материал можно использовать дома и на уроке, показывая слайды знаменитых шедевров Веласкеса. Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание
Хуан де Пареха, 1650г.
Книга «Я, Хуан де Пареха» Элизабет Бортон де Тревиньо – это история жизни Диего Веласкеса, рассказанная его рабом Хуаном де Парехой, которому хозяин даровал свободу. Бывший слуга сам стал талантливым художником, и на этом портрете нельзя не обратить внимание на его независимое, открытое и гордое лицо.

«Я, Хуан де Пареха, родился рабом в самом начале семнадцатого века. Год я точно не знаю. Мою мать, красивую темнокожую рабыню, звали Зулема. Она никогда не рассказывала мне про отца, но подозреваю, что он был испанцем, то есть белым, и служил у нашего хозяина – присматривал за одним из многочисленных складов с товарами. У отца просто не хватило денег, чтобы выкупить мою маму. Но я точно знаю, что он подарил ей золотой браслет и два золотых обруча, которые вставляются в уши как серьги».

Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание Хуан де Пареха, 1650г.

«Поставив меня перед собой, Мастер велел глядеть прямо на него и набросить плащ так, чтобы он ниспадал с левого плеча. Это совсем не сложно. Дома, в Мадриде, мне иногда приходилось позировать для подмастерьев так долго и в таких неудобных положениях, что я падал от усталости уже к первому перерыву.

Но сейчас я просто стоял, и это было легко. Зато с выражением лица пришлось помучиться. Мастер требовал, чтобы я смотрел на него как на незнакомца, на совсем чужого человека! Например, как на прохожего на улице.

Он хотел видеть в моем взгляде одновременно и опаску, и сдержанность, и чувство собственного достоинства».

Юность Веласкеса прошла в Севилье, в мастерской художника Франциско Пачеко. Его учитель считал главным в картине рисунок. Веласкес тоже много времени уделял наброскам. Вот один из них. Мы не знаем, кто изображен на этом рисунке, но можно предположить, что это жена художника Хуана Миранда, дочь его учителя Пачеко. Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание«Он любил утренний, словно подсвеченный росою свет и чистые лучи солнца, в которых еще не пляшут дневные пылинки. В мастерской он оставался до заката, но не писал все это время красками, а часто сидел и делал наброски – много, очень много. Он их не хранил, не дорожил ими, а выбрасывал почем зря (по счастью, мне удалось кое-что сохранить). Мастер рисовал щедро, легко и еще на этом этапе работы доводил образ до совершенства. А потом, встав к мольберту с кусочком угля, он мгновенно проводил буквально несколько линий – и человек, чей портрет он писал, представал на загрунтованном, подготовленном к работе холсте как живой». Оценив по достоинству талант своего зятя и ученика, Пачеко решил составить ему протекцию при дворе испанского монарха Филлипа IV. И они отправились в Мадрид. На этом старинном рисунке мы видим Реаль Алькасар де Мадрид — здание, в котором долгое время находилась резиденция испанских монархов. Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описаниеКоролевский дворец Алькасар, Мадрид, XVIIв. Первоначально Алькасар был возведен как мусульманская крепость в IX веке, в XVI веке стал использоваться в качестве королевского дворца. Реаль Алькасар де Мадрид был знаменит как своими богатыми художественными коллекциями, собранными монархами, так и своей трагической гибелью в пожаре во времена Филиппа V. Во дворце хранилось огромное количество произведений искусства, сведения о которых дошли до нас благодаря описям. Считается, что к моменту пожара в Алькасаре находилось около двух тысяч объектов, из которых безвозвратно утеряно около пятисот. Среди сгоревших картин было несколько шедевров мирового значения: «Изгнание морисков» Диего Веласкеса, конный портрет Филиппа IV его же кисти, «Похищение сабинянок» Рубенса, изображения двенадцати цезарей Тициана, работы Тинторетто, Веронезе, Риберы, Босха, Брейгеля, Ван Дейка, Эль Греко, Каррачо, Леонардо да Винчи, Рафаэля и многих других.

«С первыми лучами солнца мы, уже плотно позавтракав, пересекали площадь и направлялись к королевскому дворцу. Стражники вскоре начали нас узнавать и без лишних расспросов разводили скрещенные мечи, пропуская нас во внутренние покои.

Мы шли по длинным тихим, всегда холодным коридорам: развешенные по каменным стенам гобелены и стоявшие вдоль стен знамена тепла не добавляли. Потом поднимались по широкой лестнице и через анфиладу комнат попадали в мастерскую, где нас неизменно ожидал один из королевских стражников.

Отныне дон Диего Веласкес служил Филиппу IV, королю Испании».

Художника радушно приняли при дворе, свои портреты ему заказывал граф-герцог Оливарес, могущественный фаворит Филиппа IV. Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание
Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описаниеГаспар де Гусман-и-Пименталь, граф-герцог Оливарес, 1634г. После череды придворных сам король заказал Веласкесу свой портрет. Постепенно между королем и художником возникала крепкая немногословная дружба. И когда Веласкес получил мастерскую в королевском дворце, Филипп часто приходил туда, любил сидеть в тишине и наблюдать за работой художника и подмастерьев.
Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описаниеФилипп IV, 1628г. Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание Филипп IV, 1656г.

«Я отчетливо помню, как Его Величество пришел на первый сеанс. Стояла осень, мастерскую заливал бледно-золотистый, освежающий свет. Сначала у порога встали два пажа-герольда и затрубили, возвещая о предстоящем появлении короля.

Еще два пажа внесли штандарты — знамена, которые должны сопровождать короля везде и всюду как знак королевской власти. Ну а потом вошел сам король. И все вокруг пали ниц на оба колена. Он смотрел на Мастера и смущенно улыбался, словно говоря: » Уж примите таким, какой есть» .

Читайте также:  Над витебском, марк шагал - описание картины

Несмотря на пышные одежды и штандарты, я почувствовал, что этот человек в себе не очень-то уверен и ищет дружбы с Мастером. И тут я мысленно пожалел короля. Бедный, он просто не знает, с кем имеет дело.

Однако немногословность Мастера и его сдержанность в эмоциях и жестах, похоже, привлекали короля, и он начал часто приходить в мастерскую. Наверно, он отдыхал здесь от бесконечной болтовни, подчас легкомысленной и пустой, и от лести, которой его потчевали придворные и которой он наверняка не доверял».

Веласкес писал с натуры не только короля, но и обеих его жен. На первом портрете первая жена короля Изабелла Бурбонская (Французская), скончавшаяся в 1644г. На другом портрете вторая жена Филиппа IV, его родная племянница королева Мария-Анна Испанская, (1634, Вена — 1696, Мадрид), австрийская эрцгерцогиня из династии австрийских Габсбургов, дочь императора Священной Римской империи Фердинанда III, мать короля Испании Карла II и императрицы Священной Римской империи Маргариты-Терезы. Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описаниеПервая жена Филиппа IV Королева Изабелла Бурбонская, 1631-1632гг. Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание Вторая жена Филиппа IV Королева Марианна Австрийская, 1652-1653 Веласкес любил писать детей. На портрете маленького Бальтазара, наследника испанского престола, есть еще карлик – слуга инфанта, который выглядит гораздо более непосредственно и живо, чем сам инфант. К тому же в руках у слуги игрушечные символы власти. Бальтазар Карлос, 1631г. Бальтазар Карлос, 1635-1636гг.

«С превеликой нежностью писал дон Диего портреты королевских детей: инфанты Марии Терезы, инфанты Маргариты и наследных принцев – Балтазара Карлоса и Фелипе Просперо. Младший рос слабым, болезненным ребенком и часто плакал, но Мастер всегда находил с ним общий язык, и малыш, повеселев, радостно играл с художником и слушался его беспрекословно».

Любимой моделью Веласкеса была Инфанта Маргарита Тереза Испанская, дочь Филиппа IV и его второй жены Марианны Австрийской.
Инфанта Маргарита, 1653г. Инфанта Маргарита, 1654г. Инфанта Маргарита, 1660г. При дворе всегда жили актеры, шуты и карлики, развлекавшие придворных. Веласкес написал целую серию портретов лилипутов. Художник относился к своим моделям с большим уважением и смог передать их достоинство, ум и благородство. На портрете Дель Морры бросается в глаза умный проницательный взгляд карлика. На Эль Примо одежда дворянина, ведь этот человек, помимо своих шутовских обязанностей, был хорошо образован и нес службу в королевской канцелярии.
Дон Себастьян дель Мора, 1624г. Эль Примо, 1644г.

«Долгое время я не мог примириться с тем, как тщательно изображал мастер уродства этих людей. Но он оставался верен себе: писал то, что видел, так, как видел, и неустанно твердил, что правда – и есть главный закон искусства.

Я же внутренне сопротивлялся его хладнокровности и даже некоторой, как мне казалось, жестокости. Но взглянув на эти портреты годы спустя, я понял, что ему удалось сделать для этих несчастных то, чего не достигнешь никаким украшательством.

Он написал их души».

Веласкес никогда не смеялся над недостатками своих моделей. Лескано у него открыт и непосредственен, как маленький ребенок. А Эль Бобо изображен рядом с высохшими тыквами (калабасасами), символами глупости. Но так ли прост этот «дурак», как хочет казаться?
Франсиско Лескано, 1643г. Хуан де Калабасас (Эль Бобо), 1637-1639гг.

«Помню слабоумного мальчика по имени Эль-Бобо. Он не умел членораздельно разговаривать, зато постоянно смеялся и был незлоблив.

Во дворце его очень любили, называли «Божьим чадом», а принц Балтазар Карлос норовил вскарабкаться ему на руки и прокатиться по всем залам дворца, прильнув к его плечу.

Мастер написал Эль-Бобо, а потом и карлика Эль-Ниньо де Вальекаса, всегдашнего товарища принца по играм – человека взрослого, но крошечного, ростом с трехлетнего ребенка».

Одна из самых известных картин Веласкеса – «Менины», на которой изображена мастерская художника, куда только что вошла маленькая инфанта Маргарита вместе со свитой. Подробнее об истории создания и секретах картины рассказывает программа Паолы Волковой «Мост над бездной»?.

«Менины», 1656г. В зеркале отражаются Филипп IV и Марианна Австрийская. Это единственный парный портрет короля и королевы.

    В центре картины инфанта Маргарита Тереза Испанская, а рядом с ней фрейлина, подающая принцессе сосуд.

    Помимо фрейлин, на картине изображены карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии и гофмаршал двора Хосе Нието Веласкес, дворецкий королевы, родственник художника.
    У мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец испанского монарха и один из первых художников Европы. Ему 57 лет. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес — к тому же и апосентадор, то есть управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сантьяго. Правда, он был добавлен на картину позднее.

    «Человеческий глаз устроен хитро, — добавил он, — глаз смешивает краски. А художник должен разъять их и наложить на холст по отдельности, оттенок за оттенком, тогда глаз зрителя сможет снова их смешать и получить искомое».

    А вот современные «Менины».
    «Менины», Испанская художница Ирма Грюнхольц

    Источник: https://pgbooks.ru/archive/blog/about_all/6-iyunya-rodilsya-diego-velaskes/

    Картины Веласкеса

    Диего Родригеса де Сильва Веласкес (1599-1660).

    Живопись великого испанского художника Диего Веласкеса всегда притягивают взгляд. Картины Веласкеса сочетает свободу письма и осознанность, продуманность композиции, глубину цвета и лаконичность его полотен. Художник творил в эпоху барокко, но как всякий гений он перешел границы своего времени.

    Родился Веласкес в Севилье – в то время, богатейшем испанском городе. Здесь художник вырос и обучался живописи. С двадцати четырех лет у Веласкеса начинается служба в качестве придворного художника.

    Он переезжает в Мадрид и покидает город всего два раза за все годы карьеры, и обе поездки в Италию.

    По приказу короля он едет оттачивать мастерство в живописи, а также для приобретения предметов искусства для коллекции короля.

    Веласкес творил в разных жанрах живописи. Это и портреты, религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сценки. Отношение к живописи как творчеству художника, появилось лишь в ХХ веке. Во времена Веласкеса все обстояло по-другому, художников приравнивали к ремесленникам. Сюжеты были строго регламентированы, как и техники исполнения.

    Более всего были распространены религиозные и мифологические сюжеты, потом портреты, и только потом пейзаж, жанровая картина и натюрморт. Моду в живописи диктовала Италия, образцом живописной манеры мастеров Высокого Возрождения. Учитель Веласкеса с 1611 г.

    , был испанский художник Франсиско Пачеко, в мастерскую которого, после недолгого ученичества у Франсиско Эрреры, поступил юный художник.

    На творчество Веласкеса повлияла живопись итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Драматичная манера исполнения, упор на контраст света и тени.

    Все это было способом воздействия на эмоции зрителя. Подобные картины оказывали на современников почти шоковый эффект.

    Не избежал влияния искусства Караваджо и Веласкес, как и его учитель ГIачеко считал Караваджо «великим подражателем природе».

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    • Веласкес. Портрет папы Иннокентия Х

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    • Веласкес. Венера перед зеркалом

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    • Веласкес. Портрет Хуана де Парехи

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    • Веласкес. Коронование Марии

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    • Веласкес. Портрет инфанты Маргариты

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    • Диего Веласкес. Автопортрет

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    • Веласкес. Христос в Эммаусе

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    • Веласкес. Скульптор Мартинес Монтаньес

    Веласкес. Биография

    После шестилетнего обучения у Пачеко, Веласкес сдает экзамен на мастера, что дает ему возможность вступить в гильдию художников и получать заказы. От художника того времени требовалось умение писать религиозные сцены. Но подлинную славу Диего Веласкесу принесли жанровые сюжеты, и портреты.

    Веласкес, формулируя свои идеи в живописи, находит настолько совершенную изобразительную форму, что зритель способен всегда понять содержание картины. Излюбленные жанровые сцены художника, с водоносом или кухаркой, исполнены столь же величественно, как мифологические сюжеты того времени.

    И наоборот, исторические, мифологические сцены, Диего Веласкес пишет по-другому, не как было принято до него. Бог виноделия Вакх и его окружение представлены не как ожившие античные статуи, а как развеселая компания.

    В этом проявляется изобретательность его как живописца, и демонстрируется легкая насмешка над современными ему мифологическими картинами, утратившими былое величие и убедительность Возрождения, но все еще весьма претенциозными.

    Картины Веласкеса отличает цельность воплощения задуманного, на уровне построения композиции, колорита и техники живописи. Веласкес иногда использует готовые формы, заимствуя у других художников композиционные приемы, обогащая их своим, новым смыслом. В религиозных сюжетах он всегда четко следует иконографии.

    С поступлением Веласкеса на королевскую службу, портрет становится главным жанром в творчестве художника. Современники отмечали необычайное сходство портретов царственных особ и придворных, с портретируемыми. Помимо точности, портреты Веласкеса отличает внутреннее содержание, пронизывающая хороший портрет, отражая отношение художника к модели и к создаваемому образу.

    Портреты короля, кисти Веласкеса — это образы, подразумевающие дистанцию и требующие благоговения и предстояния, ведь во время отсутствия монарха портреты выполняли функцию его заместителей. За службу, король пожалует ему дворянское звание, и титул рыцаря ордена Сант-Яго.

    Со временем техника мастера меняется, мазки становятся более смелым и открытым. При ближайшем рассмотрении, картины представляют собой хаотичные штрихи и пятна, а на расстоянии поражают точностью и достоверностью. Кажущаяся легкость и непринужденность живописной манеры, обусловлена мастерством и вкусом Веласкеса.

    На светлом платье инфанты может неожиданно появиться одинокий штрих синего, заметный только при ближайшем рассмотрении, но несомненно значимый в общем колористическом решении картины. Художник экспериментирует с техническими возможностями живописи, как искусства создания видимости, иллюзии. Живопись для него — отражение реальности.

    Картина — результат размышлений художника, ее воплощение, и способ анализа и познания мира по средствам живописи.

    Веласкес был удостоен признания еще при жизни: современники называли его «Живописцем Истины». Но, как часто бывает, позднее, творчество Веласкеса было практически забыто, его живопись была доступна только обитателям испанских королевских дворцов.

    Искусство Веласкеса художника, заново открывает для себя ХIХ век: Мане восхищается его техникой, Ренуар использует его портреты в качестве образца. В ХХ веке Пикассо пытается подвергнуть деконструкции знаменитые «Менины», а Дали включает в свои композиции отдельные мотивы из произведений мастера.

    Читайте также:  Голубая комната (ванна), пабло пикассо - анализ картины

    Прекрасные живописные формулы Веласкеса используются как готовые находки, но уже в отрыве от того содержания, которое вкладывал и воплощал в них сам мастер.

    Искусство жило в душе Веласкеса. Величие творчества связано с его духовной свободой, способностью понять и принять окружающий мир, совершенное владение техникой и возможностями живописи, что позволяло художнику всегда достигать идеальной формы для задуманного содержания.

    Биография Веласкеса составлена с использованием материалов книги «Галерея гениев. Веласкес», М.Ю.Торопыгина.

    Источник: https://panovgallery.ru/velaskes

    Диего Веласкес: биография и творчество, видео

    ???? Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео»- о жизни художника и описание нескольких его картин.

    Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи. Придворный живописец короля Филиппа IV. Среди его учеников — Эстебан Мурильо и Хуан де Пареха.

    Веласкес: биография

    Диего Веласкес появился на свет летом 1599 г. в испанской Севилье, в семье эмигрантов из Португалии. Диего был первенцем в семье, после него родилось еще семеро ребятишек.

    Талант мальчика был заметен родителями с детства. Когда ему исполнилось 10 лет, его отдали на обучение к художнику Франсиско Эррере. Однако Диего пробыл там менее года. Затем отец определил подростка к Франсиско Пачеко на целых 6 лет.

    Пачеко был образованным человеком и преклонялся перед талантом великих итальянских мастеров эпохи Возрождения. Кроме того, он был цензором по живописи при городском отделении инквизиции. Здесь Диего усвоил технику рисунка и обрел хороших друзей в лице живописца Алонсо Кано и художника Франсиско де Сурбарана.

    В 1618 г. 19-летний Диего вступает в брак с 15-летней дочерью своего учителя — Хуаной Мирандой.

    Первые картины

    Первые работы Веласкеса исполнены в жанре бодегонес, они изображали бытовые сценки. На этом этапе творчества молодого мастера чувствуется явное влияние караваджизма — подчеркнутый реализм в изображении и контрастное освещение первого плана.

    Стоит отметить, что своего рода аллегорией является и сюжет, изображенный на известной картине мастера «Продавец воды из Севильи». Пожилой водонос подает молодому человеку стакан с водой. На дне стакана можно заметить инжир, который часто служит символом эротики.

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    «Продавец воды из Севильи» 1619-1622. Музей Веллингтона, Лондон

    Художник отправился в Мадрид, чтобы познакомиться с шедеврами живописи в одном из королевских дворцов, Эскориале. Это была поистине богатейшая коллекция, где были представлены полотна Тициана, Веронезе…

    Посещение этой галереи оказало огромное влияние на молодого живописца. В своих последующих произведениях он перемещает акцент к ярким тонам.

    Придворный художник

    Через два месяца, после возвращения на родину, Веласкес получает известие о кончине придворного художника Родриго де Вильяндрандо. Он вновь едет в столицу.

    Когда принцу было представлено несколько работ Веласкеса, он заказывает ему свой портрет. Однако Филипп IV уже ознакомился с изображением поэта Луиса де Гонгора и принял решение позировать первым.

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    «Портрет Филиппа IV с прошением» (около 1623—1628). Прадо, Мадрид

    Первая картина, созданная мастером в качестве кандидата на место придворного живописца, «Портрет Филиппа IV с прошением», была встречена с огромным восторгом. Король был еще очень молод и всего на 6 лет младше Веласкеса. Он увлекался искусством и литературой и даже брал уроки живописи у Х. Б. Майно.

    Весной 1627 г. Диего получил должность придворного художника. В качестве придворного живописца Веласкес несколько раз писал портреты Филиппа IV. Известны два портрета властителя: конный (1634-35 гг.) и полотно, созданное в 1655 г., представляющее уже зрелого, пятидесятилетнего короля.

    Среди творений великого мастера, который смог отразить на своих картинах тончайшие цветовые тона. Не было недостатка и в изображениях женщин великой династии.

    Портреты второй жены Филиппа IV Марианны Австрийской, а также инфанты Маргариты Терезии представляют собой удачное сочетание тонкой колористики с композицией, полной размаха.

    На полотнах придворного художника не могло не быть и королевских детей. Инфант Бальтазар Карлос гордо галопировал на коне или красовался с ружьем в руках в образе молодого охотника.

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    «Портрет инфанты Маргариты в белом платье», 1656. Музей истории искусств, Вена

    Инфант Фелипе Просперо позировал, опершись о кресло, в компании маленькой собачки. Инфанта Маргарита с серьезным личиком в возрасте трех лет, другой портрет когда она была восьмилетним ребенком.

    Италия

    Летом 1629 г. художник отправился в Италию, чтобы «совершенствовать мастерство» и сделать зарисовки итальянского пейзажа.

    В 1631 г. Диего Веласкесу поручено оформление внутренних интерьеров в недавно возведенном величественном дворце в Буэн Ретиро. Мастер также пишет несколько полотен о победах Филиппа IV («Сдача Бреды»). В 1642 — 44 гг. он сопровождает монарха в военном походе на Арагон.

    В декабре 1648 г. художник посетил Ватикан. Иннокентий X заказал ему свой портрет.

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    «Портрет папы Иннокентия Х» 1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим

    Веласкес писал это произведение около трех месяцев. Когда оно было представлено на обозрение, то буквально ошеломило всех. Папа, увидев его, не сдержавшись, воскликнул «Слишком правдиво!» и наградил автора медалью, подарив ему массивную цепь из золота.

    Веласкес пишет необычное для Испании тех лет произведение «Венера c зеркалом». На картине перед нами предстает красивая, но простая земная женщина. Искусствоведы выдвигают гипотезу, что мастеру позировала Фламиния Тривио.

    Существует также мнение, что между двумя художниками был роман. Но Веласкес уехал на родину, а Фламиния родила сына.

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    «Венера с зеркалом» (1647—1651). Лондонская Национальная галерея

    Последние годы жизни

    В мае 1651 г. Диего возвращается в Мадрид. Он создает картины, которые считаются вершиной его творчества — «Менины» и «Пряхи». За четыре года до смерти Веласкес написал знаменитое полотно «Менины». Это произведение и сегодня восхищает и порождает различные интерпретации сюжета у начинающих живописцев.

    Портрет Хуана де Пареха, Диего Веласкес — описание

    «Менины»  1656. Прадо, Мадрид

    На картине мы видим пятилетнюю инфанту Маргариту-Терезу, дочь Филиппа IV и его супруги Марианны, в окружении дворян. По левую сторону, с палитрой и кистью в руке, стоит сам Веласкес.

    В подобных портретных произведениях персоны, находящиеся на картине, обычно рассматриваются с точки зрения художника. Тут же мастер сам оказался на полотне и смотрит на королевскую пару. Ее отражение видно в зеркале, висящем в задней части комнаты.

    В 1659 г. Веласкес произведен в рыцари Ордена Сантьяго. Мастер пожизненно исполнял обязанности придворного художника Филиппа IV.

    Художник принял участие в бракосочетании Людовика XIV и дочери Филиппа IV Марии Терезы. Торжество проводилось на живописнейшем островке, расположенном посередине реки Бидасоа летом 1660 г.

    Когда он возвратился домой, то почувствовал лихорадку. 6 августа 1660 г. Диего Веласкес отошел в мир иной. С рыцарскими почестями он был упокоен в церкви Иоанна Крестителя. Его верная жена, пережила своего обожаемого супруга всего на 8 дней и была похоронена рядом со своим знаменитым мужем.

    В 1811 г. церковь полностью уничтожили солдаты армии Наполеона. За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин.

    В данном видео дополнительная информация «Диего Веласкес: биография»

    Совет:

    К сожалению, в этой небольшой статье нет возможности показать все картины великого мастера живописи. Но есть прекрасный выход! Наберите в интернете запрос «Список картин Диего Веласкеса». Перед Вами откроются все работы художника в хронологии плюс информация по теме «Диего Веласкес: биография и творчество»

    ???? Если вам понравилась статья «Диего Веласкес: биография и творчество», поделитесь с друзьями в социальных сетях.

    МирТесен

    Источник: https://damy-gospoda.ru/diego-velaskes-biografiya/

    Портрет Хуана де Парехи

    Диего Веласкес

    Портрет Хуана де Парехи

    1650, 81.3×69.9 см • Масло, Холст

    Описание картины «Портрет Хуана де Парехи»

    История портрета слуги Веласкеса Хуана де Парехи – пример успешнейшей для XVII века пиар-акции для продвижения художника на международной арене. 

    В 50 лет Диего Веласкес во второй раз в своей жизни оказался в Риме. Все его заграничные путешествия ограничивались двумя не особо продолжительными визитами в Италию. Испанский король Филипп IV (1, 2, 3) упорно не хотел отпускать от себя своего любимого художника, исполнявшего по совместительству обязанности интенданта королевского дворца.

    Мы не знаем до конца мотивов Филиппа IV, но факт в том, что Веласкес, первый художник у себя на родине, за её пределами оставался практически неизвестен. Первая поездка в Италию, к которой молодого Веласкеса склонил приезжавший в Испанию с дипломатической миссией Рубенс, не принесла испанцу особой славы.

    Вернее, принесла, но совсем не ту, на которую он мог бы рассчитывать. Тогда 30-летний Веласкес приезжал в Италию в качестве королевского камергера, его сопровождал генерал Амбросио Спинола (его мы можем увидеть на знаменитой исторической картине Веласкеса «Сдача Бреды»), и итальянцы чуть не приняли Веласкеса за испанского шпиона.

    Во всяком случае, он воспринимался не как художник, а как функционер испанского двора, и отношение к нему было настороженным.

    Между первым и вторым визитами Веласкеса в Италию «утекло много воды». Испанское искусство переживало свой «золотой век», а Веласкес стал его «фронтменом», его центральной фигурой.

    Вот только итальянцы, провозгласив свою землю обителью богов и колыбелью искусства, не очень-то интересовались чужаками.

    Им льстило, что за художественными впечатлениями весь мир съезжается к ним – в Венецию и Флоренцию, в Сиену и Падую, Верону и Рим, а что могут предложить миру заграничные «варвары»?

    Согласно легенде, самолюбие Веласкеса было глубоко уязвлено. За несколько дней он выполнил замечательный портрет своего слуги – мавра, сопровождавшего его в Италии, по имени Хуан де Пареха.

    Как только просохла краска, Пареха был отправлен кочевать по резиденциям знатных римлян в столице и её окрестностях вместе со своим портретом. В Испании Веласкеса называли «художник истины».

    Он никогда не приукрашивал действительность (чем часто грешили итальянцы), но зато и в людях низкого звания – слугах, придворных шутах и карликах (1, 2, 3, 4) – умел видеть высокое человеческое достоинство.

    Читайте также:  Сегодня исполняется 100 лет гмии им. а.с. пушкина » музеи мира и картины известных художников

    Портрет Парехи имел такое разительное сходство с оригиналом и вместе с тем показывал его в таком лестном – истинном! — свете, что «римская крепость» пала. Итальянцы признали великое мастерство Веласкеса, к нему потянулись заказчики, а главным подтверждением его успеха стало приглашение написать самого влиятельного человека Италии (а возможно, и Европы) – Папу Иннокентия Х.

    А что же герой Веласкеса? Что сталось с Хуаном де Парехой? Эта история не менее удивительна! По возвращении в Испанию хозяин дал ему вольную, и мавр, много времени проводивший в мастерской Веласкеса, наблюдая за его работой, тоже стал серьёзным художником. Он известен как один из виртуознейших копиистов работ Веласкеса, а его собственные картины экспонируются в Прадо («Призвание св. Матфея») и Эрмитаже («Портрет монаха»).

    Источник: https://8-poster.ru/pictures/Portret_Huana_de_Parehi/

    Диего Родригес де Сильва и Веласкес, Изображений: 127

    Диего де Веласкес – знаменитый испанский живописец эпохи барокко, придворный художник и дипломат. Он прожил насыщенную и плодотворную жизнь, участвовал во многих исторических событиях своего времени и общался со многими государственными деятелями.

    Его работы получили признание ещё при жизни художника и всегда были гордостью испанского искусства. Мировую известность они получили во времена французского импрессионизма – конец XIX – начало XX веков.

    Эдуард Мане называл Веласкеса величайшим из когда-либо живших художников, а Сальвадор Дали и Пабло Пикассо создавали свои интерпретации его знаменитых полотен.

    Биографическая справка

    Диего Родригес де Сильва и Веласкес родился в Севилье (Андалусия), в семье местной уроженки Жеронимы Веласкес и наследника португальских обедневших дворян (по другой версии – крещёных евреев) – Хуана де Сильва. О дате рождения художника можно судить лишь по записи в церковной книге о его крещении, датированной 6 июня 1599 года.

    Он рано проявил интерес к живописи и в десятилетнем возрасте был отдан в ученики к известному в то время художнику Франсиско Эррере Старшему. Обучение длилось всего год. Не выдержав тяжелого нрава учителя, юный Диего покинул его студию. Однако Эррера обладал несомненным талантом, и его влияние, по мнению специалистов, прослеживается в ранних работах Веласкеса.

    Следующим учителем будущего художника был Франциско Пачеко, который на долгие годы стал не только наставником, но и другом, а позднее родственником, выдав за него свою дочь Хуану Миранду.

    Пачеко был разносторонне образован, имел обширные связи, как в творческой среде, так и среди духовенства и знати Севильи.

    При его протекции в 1623 году Веласкес отправился в столицу, где, написав несколько портретов придворных, привлек внимание короля Филиппа IV.

    Государь заказал талантливому живописцу свой портрет и остался так доволен результатом, что принял Веласкеса на должность придворного художника.

    Его обязанности заключались в создании портретов короля и его родственников, а также полотен для интерьеров королевских резиденций.

    В следующие годы, несмотря на козни завистливых коллег по ремеслу, его положение при дворе упрочилось, а жалование выросло.

    В 1629-1630 годах Веласкес впервые поехал в Италию. Целью поездки сам он называл окончание своего обучения. Посланнику испанского короля открывались двери дворцов и галерей, давая возможность знакомиться с образцами античного искусства и работами итальянских мастеров.

    30-е годы XVII столетия были весьма плодотворными для Веласкеса и в творчестве, и в карьере. Он получил должности гофмейстера и хранителя королевского гардероба, а позже должности королевского камердинера и смотрителя работ.

    Он создал целый ряд замечательных полотен, среди которых: Сдача Бреды, Серия портретов придворных шутов, Марс отдыхает, Несколько портретов королевских особ династии Габсбургов.

    Треть всех сохранившихся работ мастера принадлежит именно к этому периоду.

    Следующее десятилетие, напротив, характеризуется затишьем в творчестве Веласкеса, которое, возможно, объясняется сильной занятостью при дворе и чередой трагических событий в стране и личной жизни художника.

    В период с 1648 по 1651 годы состоялось вторая поездка в Италию. На этот раз Веласкес имел конкретное задание по приобретению античных статуй и картин для королевской коллекции, а также должен был нанять мастеров для росписи потолков дворца. В Риме он был удостоен аудиенции Папы Иннокентия X и написал его портрет и ряд портретов римской знати.

    В Мадриде художника ждала новая должность главного администратора двора и новые придворным обязанностям, которые включали в себя теперь не только живопись, но и различные организационные мероприятия.

    Наиболее важным из них стала организация в 1660 году брака между испанской инфантой Марией Терезией и французским королем Людовиком XIV. Веласкес лично сопровождал кортеж принцессы во Францию, занимался организацией всех торжеств, посвященных этому событию.

    Однако эти хлопоты подорвали здоровье 61-летнего мастера, по возвращении он слёг с лихорадкой и умер 6 августа 1660 года, несмотря на все усилия придворных врачей.

    Знаменитые картины

    Творчество художника с самого начала отличает смелость, реалистичность, стремление к использованию новых приемов, переосмыслению обыденных сюжетов.

    Если в ранних работах чувствуется влияние известных художественных школ при сохранении индивидуального почерка, то в поздних полотнах виден уже полностью самостоятельный уникальный стиль Веласкеса, новый и даже слишком передовой для его времени. Стиль, который найдет понимание только через 200 лет.

    «Старая кухарка» (1618)

    Один из ярких примеров раннего «севильского» периода в творчестве Диего де Веласкеса. 9 из 20 сохранившихся работ того времени относятся к жанру бодегонес (от исп. bodegon – трактир).

    Натюрморт в этом жанре сочетается с бытовой сценой с участием нескольких фигур. Обычно действие происходит в харчевне, на кухне, в лавке.

    Во всех таких работах чувствуется влияние стиля Караваджо – реалистичность в изображении людей и предметов, яркое освещение объектов переднего плана и тёмный плоский фон.

    «Христос в доме Марии и Марфы» (1620)

    Здесь бытовая сцена сочетается с религиозной. Художник использует свой любимый приём «картина в картине», который можно будет наблюдать и в более поздних его работах.

    Пожилая служанка призывает молодую оторваться от работы, возможно приводя в пример евангельский сюжет, на изображение которого она указывает: Иисус приходит в дом к двум благочестивым женщинам, и они слушают его проповедь оторвавшись от дел.

    «Портрет герцога Оливареса» (1624)

    Один из первых известных парадных портретов кисти Веласкеса, выполненный с соблюдением всех канонов того времени, но при этом точно отражающий индивидуальность, характер модели.

    По некоторым данным, именно этот портрет стал для молодого художника «пропуском» ко двору испанского короля.

    А изображённый на нём могущественный вельможа, длительное время был покровителем придворного живописца.

    «Сдача Бреды» (1634-1635)

    Единственное, сохранившееся до нашего времени историческое полотно мастера. На нём изображён момент триумфа испанского оружия – передача побежденными голландцами символического ключа от города Бреда испанскому полководцу. Обе стороны показаны мастером с симпатией и сочувствием. Как обычно, великолепно проработаны детали от лиц до тканей костюмов.

    «Портрет карлика Эль Примо» (1644)

    Серия портретов королевских карликов позволяет оценить мастерство Веласкеса в передаче психологизма, настроения через портрет.

    На этих картинах, в отличии от портретов царственных особ, художник мог позволить себе изображать людей без прикрас и в естественных позах. В лице Эль Примо читается неожиданная для шута мудрость и затаенная печаль.

    Известно, что этот человек имел благородное происхождение и был достаточно образован, что добавляет трагизма его образу.

    «Венера перед зеркалом» (1648)

    Под влиянием творчества итальянских и фламандских мастеров, с которым он смог познакомиться во Время поездки по Италии, Веласкес заинтересовался изображением обнажённой натуры – направлением, не свойственным чопорному испанскому обществу того времени. До наших дней дошла только одна такая картина – загадочная «Венера».

    Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Однако отражение это темно и неясно.

    Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио – итальянская художница и возлюбленная Веласкеса.

    «Портрет папы Иннокентия X» (1650)

    К созданию портрета главы святого Престола Веласкес отнёсся с большей тщательностью, чем даже к изображению королевских особ, ведь его соперниками были лучшие художники знаменитой итальянской школы, изображавшие образы предыдущих пап. И портрет удался.

    Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника.

    Детально прорисованная одежда не отвлекает внимание зрителя от мастерски переданного лица, на котором отражены, кажется, все пороки, добродетели и даже тайные мысли этого государственного мужа.

    «Менины» (1656)

    Последняя крупная работа великого мастера и одно из самых таинственных произведений мировой живописи. Исследователи спорят о том, что именно изображено на картине, ищут и находят сотни тайных смыслов и загадочных посланий.

    «Менины» действительно содержат несколько планов и обладает необычайной притягательностью.

    Юная инфанта – главная героиня картины стала своего рода «брэндом» испанского искусства, при упоминании имени Диего Веласкеса, большинству приходит в голову именно эта картина.

    Маленькая принцесса Маргарита в окружении своей свиты то ли позирует художнику, который тоже изображён на холсте, то ли приостановилась, увидев своих родителей. Царственная чета, по замыслу Веласкеса, находится по эту сторону холста, их отражение можно увидеть в зеркале на заднем плане картины.

    По словам одного из исследователей, «Менины» изображают последний счастливый день в жизни Габсбургов.

    Действительно, не имея наследников, могущественная некогда королевская династия обречена на угасание, вместе с ней уходит и золотой век Испании, на смену могуществу и процветанию приходит упадок, потеря завоеванных ранее земель и политического влияния в мире.

    Сохранились лишь 125 работ Диего де Веласкеса. Большая часть хранится в музее Прадо в Мадриде. В России в Государственном Эрмитаже можно увидеть две его картины: «Портрет графа-герцога Оливареса» и «Обед».

    Источник: https://gallerix.ru/album/Velazquez

    Ссылка на основную публикацию