Портрет хрущовой и княжны хованской, левицкий — описание

Дмитрий Григорьевич Левицкий русский художник портретист, мастер парадного портрета. Его портретам свойственны интенсивность цвета и богатство оттенков, он точно подмечал позы и жесты натуры.

Родился на Украине в семье принадлежавшей старинному украинскому роду. Отец художника Григорий Кириллович занимался живописью и гравюрой, хотя он был священнослужителем из местечка Маячка, жил в Киеве.  Наверное, поэтому Дмитрий Левицкий продолжил увлечение отца и стал известным русским художником.

Большую роль в развитии художественных талантов юного художника сыграл А.П. Антропов художник того времени, расписавший в 1752-1755 годах собор Андрея Первозванного в Киеве. Дмитрий Левицкий с 1758 года учится у Алексея Антропова до 1762 года, в это же время он посещал классы Академии художеств, например, Дж Валериани. Д.Г.

Левицкого берут в «живописную команду» под руководством А.П. Антропова, И. Васильского и И. Вишнякова в подмастерье. Где Д.Г. Левицкий расписывал Триумфальные ворота, которые были выстроены в Москве по случаю коронации государыни Екатерины II.

После чего тут же в Москве для отстроенных новых церквей (Кира и Иоанна на Солянке и Великомученица Екатерина на Большой Ордынке) русский художник написал иконы.

В 1769 году Д.Г. Левицкий переезжает в Петербург, получает «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены, эта его работа не сохранилась.

В 1770 году картины Д.Г. Левицкого были представлены на летней академической выставке, что дало широкое признание художника в светском обществе. Получил звание академика за портреты ректора Академии и архитектора здания Академии художеств на Васильевском острое Александра Филипповича Кокоринова.

В 1771 году Д.Г. Левицкий начинает свою педагогическую деятельность, он вёл портретный класс Академии художеств на протяжении 17 лет. Помимо обучения художник выполнял заказы придворных особ и Академии.

В 1775 году становится советником Академии художеств.

Все лучшие работы Дмитрия Григорьевича Левицкого были написаны 1770-е годы. В это время русский художник написал портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инжерер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н.

Кречетникова (конец 1770-х). Интересная работа Д.Г. Левецкого – портрет П.А. Демидова (1773).

Парадный портрет этот отличается тем, что написан с долей иронии, но, однако, предполагается, что замысел портрета принадлежит портретируемому, который изображен в домашнем халате в колпаке, опирающийся на садовую лейку, с гордой осанкой, торжественным жестом руки, указывающий на горшки с цветами, что свидетельствует об увлечении садоводством. Одна из лучших работ – портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), жившего в Петербурге в период с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года.

В начале 1770-х годов Д.Г. Левицкий приступил к написанию серии портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. На картинах изображались девушки отличавшиеся какими-то особыми талантами или достижениями в науке и искусстве.

Среди них парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой  и Е.Н. Хованской (1773), а также Н.С. Борщова (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775). Таким образом Левицким был открыт новый жанр портретной живописи: «портрет в роли».

В 1780-е Левицким была создана уникальная галерея портретов выдающихся современников: А.В. Храповйцкого (1781), И.М. Долгорукова (1882), Е.А. Бакуниной (1782), М.А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н.А. Львова (1789).

Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агаши (1785), выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам.

Особое место среди лучших картин Левицкого занимает «Портрет Екатерины II – законодательницы» (1783). За свою жизнь Левицкий написал около 22 портретов государыни, однако, писал он их не с натуры, а с изображений других художников. Императрица не удостоила художника позированием.

В 1787 году художник оставляет Академию художеств, совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему ежегодное пособие в размере 200 рублей.

Во время преподавания Д.Г. Левицкий разработал трёхступенчатую модель образования. На первой ступени ученики должны были копировать известные художественные произведения художников – Рембрандта, Ван Дейка, Греза, и русских художников Никитина и Лосенко.

На втором этапе ученики обучались самостоятельному композиционному мышлению. И на третьем этапе ученик должен был решить задачу портрета: изучить натуру и выразить в изображении её характер, образ. Ученики Левицкого — Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д.

Камеженков, — оставили яркий след в истории русской живописи.

В 1790-х годах делает большое количество заказов – официальные портреты. Среди них прославленные полководцы, кавалеры ордена Св. Владимира: В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л.

Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын. Дипломаты, советники Екатерины II: П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин.

Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны.

В конце жизни художник теряет свои позиции первого художника, он испытывает большие материальные трудности, ему не выплачивается пособие. А ему надо было содержать большую семью. Здоровье Левицкого ухудшилось , он слепнет. Русский художник Дмитрий Григорьевич Левицкий похоронен на Смоленском кладбище, и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называют «Левицкой аллеей».

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описание

  • Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеПортрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеПортрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеПортрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описание

  • Портрет А.Я. Левицкой, жены художника

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описание

  • Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) — дочери художника

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описание

  • Екатерина II — законодательница в храме

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описание

  • Портрет В.И. Митрофанова и его жены М.А. Митрофановой

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описание

  • Портрет А.А. Ворошиловой в детстве

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описание

  • Портрет А.П. Храповицкого
  • Портрет Е.К. Ворошиловой в детстве
  • Портрет графа А.И. Воронцова
  • Портрет графини А.С. Протасовой
  • Портрет графини М.А. Варашиловой в детстве
  • Портрет Ф.С. Ржевской и княжны Н.М. Довыдовой
  • Портрет М.Ф. Полторацкого
  • Портрет Просковьи Воронцовой

Источник: http://rus-artist.ru/2012-12-14-14-47-48.html

Смолянки Левицкого

smolnyksushaaa

Так называемые «Смолянки» – цикл из семи портретов воспитанниц Смольного института, из первых выпусков, выполненных художником Дмитрием Левицким в 1772–76 годах по заказу императрицы Екатерины II. Сейчас картины цикла выставлены в корпусе Бенуа Русского музея.

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеФ. С. Ржевская и Н. М. Давыдова

Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста. Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста.

Феодосия Степановна Ржевская происходила из прославленной и соcтоятельной семьи. Ее отец – генерал-поручик С. М. Ржевский, мать – урожденная баронесса Строганова. В институт она поступила вместе с сестрой, Прасковьей. Феодосия в числе шести лучших выпускниц была пожалована золотым шифром. В 26 лет Феодосия вышла замуж за князя Голицына.

Княжна Настасья Михайловна Давыдова. Настасья, как и Феодосия, отличилась декламацией на экзамене, потому и была выбрана для первого портрета Левицкого. Происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор Михаил Михаилович Давыдов, в 1780-х был губернатором в Тамбове.

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеЕ. И. Нелидова

Девушка изображена в сценическом костюме, танцующей менуэт на фоне театральной декорации во время одного из спектаклей, которые часто ставили в Смольном в то время.

Дочь поручика Нелидова, одна из первых выпускниц института. По воспоминаниям, Нелидова отличалась остроумием и веселым нравом, была изящна и хорошо сложена, но весьма дурна лицом. Это, впрочем, не помешало ей впоследствии стать камер-фрейлиной и фавориткой Павла I. Окончила свою жизнь в Смольном, где помогала императрице Марии Федоровне в управлении женскими институтами.

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеЕ. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская

Девочки также изображены в сценических образах. Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль и одета в соответствующий костюм – в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа.

Екатерина Николаевна Хрущева, в замужестве фон Ломан. Дочь генерал-майора Николая Васильевича Хрущева и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской. Окончила институт с отличием. Ее успех в занятиях был отмечен Екатериной II и королем Швеции Густавом III, который наградил девочку драгоценностями – прислал ей в подарок бриллиантовое сердечко.

Княжна Екатерина Николаевна Хованская, в замужестве Нелединская-Мелецкая. Дочь полковника князя Николя Васильевича Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. Окончила институт с шифром Екатерины II. С 1786 года – супруга Ю. А. Нелединского-Мелецкого, поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Петербургского Воспитательного дома.

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеА. П. Левшина

Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.

Александра Петровна Левшина – любимица императрицы Екатерины II. Закончила институт с золотой медалью и пожизненной пенсией, после чего стала фрейлиной императрицы. Впоследствии вышла замуж за капитана Измайловского полка князя П. А. Черкасского, но брак был недолгим – Александра рано скончалась.

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеЕ. И. Молчанова

Изображена в белом шелковом платье, установленном в то время для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.

Справа на столе – антлия (вакуумный насос), использовавшийся как учебное пособие. В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).

Эта картина, вместе с двумя следующими, судя по всему, экспонировались в интерьере как триптих.

Екатерина Ивановна Молчанова происходила из старинной, но обедневшей московской семьи.

В Смольном отличалась серьезностью, сосредоточенностью, выделялась среди воспитанниц любовью к наукам, любила больше читать, чем участвовать в играх и развлечениях, хотя не раз выступала на сцене устроенного в институте театра. Окончила курс второй, с медалью и шифром, после чего была представлена ко двору фрейлиной.

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеГ. И. Алымова

Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает ее и Аллегорией Музыки.

Читайте также:  Картина "пан", михаил врубель, 1899

Она одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса). Подол юбки украшен фалбалой, а лиф – пышными бантами.

Глафира Ивановна Алымова входила в первый выпуск института 1776 года, закончила воспитание «первою» и была награждена золотой медалью первой величины и шифром. По окончании института стала фрейлиной императрицы. Она же впоследствии написала первые воспоминания о Смольном институте.

Портрет Хрущовой и княжны Хованской, Левицкий — описаниеН. С. Борщова

Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет ее представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. Любопытно, что в ее правой руке присутствует анатомическая ошибка.

Борщова Наталья Семеновна также происходила из небогатой семьи. Закончила Смольный в первом выпуске с золотой медалью и шифром, фрейлина великой княгини Марии Феодоровны, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (малого креста). Прожила дольше всех своих подруг по первому выпуску в Смольном.

Источник: https://smolny.livejournal.com/4417.html

Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской

Д.Г. Левицкий

  • Портрет Екатерины Николаевны Хрущевой, в замужестве фон Ломан и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой»
  • 1773 год
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В семидесятые годы 18-го века императрица Екатерина II заказала Левицкому серию портретов смолянок. Эти картины едва ли не лучшее, что было создано в русской живописи XVIII столетия.

Семь портретов связаны между собою общим декоративным замыслом: есть предположение, что они предназначались для украшения одного из дворцовых залов Петергофа.

Местом пребывания готовых портретов стала, так называемая «Куропаточная гостиная», являвшая будуаром. Она открывала ряд, следующих одна за другой женских комнат.

Сейчас там экспонируются копии картин. Эксперты сходятся во мнении, что картины являлись частью большой дворцовой сцены, где в центре находился портрет Левшиной.

На портретах изображены ученицы Смольного института благородных девиц, который в XVIII-XIX веке был учебным заведением для привилегированного сословия.

Открыт институт был в Петербурге в 1764 году. Дочери дворян там готовились для службы при дворе и жизни в светском обществе. В воспитанницах раскрывали таланты, «приятные в обществе», — их учили французскому и немецкому языку, изяществу манер, а также танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах.

В институте часто устраивали представления, где воспитанницы играли французские комедии, «оперы комик», «пьесы с ариями», танцевали балет.

Хрущева и Хованская изображены представляющими театральную сцену из комической оперы. «Пастушок» заигрывает с «пастушкой», которая кокетливо и смущенно улыбается в ответ. Хрущева, старшая по возрасту (ей тогда было двенадцать лет), смелее по характеру, и ей больше подходит мужская роль.

Девочка одета в длинный кафтан, широкополую шляпу и черные башмачки; ее энергичный жест, смуглое лицо, густые темные волосы, живой взгляд и веселая улыбка отвечают роли предприимчивого кавалера. Одиннадцатилетняя Хованская одета пастушкой. На ней платье со шнуровкой и прозрачный фартучек. Она застенчива и робка, ее смущенная улыбка и неловкие движения подростка полны прелести.

Автор статьи: Рыженко Елена

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/levickij-portret-xrushhevoj-i-xovanskoj.html

Девять шедевров левицкого

   4 августа 1764 года над Петербургом палили пушки. Сто один залп раздался в честь торжества: в Смольном монастыре открывалось учебно-воспитательное заведение для девушек. Позднее его назовут Институтом благородных девиц.

   Сначала в новое заведение решили принимать только дочерей богатых дворянских фамилий. Но вскоре положение изменилось. Жесткие условия жизни, определенные Екатериной II, — строгая изоляция от внешнего мира, обязательность двенадцатилетней непрерывной разлуки детей с родными — расхолаживали богатых родителей. Зато неимущих дворянских семей, мечтавших отдать девочек в новое училище, оказалось много. Для них благотворительный характер заведения (содержание на полном государственном обеспечении) выглядел особенно заманчивым. Вскоре пятьдесят девочек в возрасте от четырех до шести лет были зачислены в Смольный институт.

  Д. Левицкий. Портрет Екатерины II

   Учиться им предстояло многому.

Девочки изучали «правила воспитания, благонравия, обхождения и чистоты, российский и четыре иностранных языка, рисование, арифметику, танцевание, а также надлежащие особливо женскому полу упражнения и рукоделия».

Затем прибавились история, география, физика, архитектура, токарное ремесло и «приучение к домостроительству». Девушки должны были стать самыми образованными людьми среди современниц.

   Дни были похожи один на другой.

Как большого праздника девочки ждали «собраний»: в те дни к ним приезжали именитые гости и даже иностранцы, чтобы взглянуть, как воспитываются будущие «первые дамы» России.

Эти «собрания» устраивались для того, чтобы «придать девицам надлежащую и приличную смелость в поведении». А потом «собрания» стали еще интереснее: в такие вечера давались концерты и спектакли.

   «Виновником» таких развлечений оказался… Вольтер. Переписываясь с Екатериной, он давал ей различные советы, среди них о том, как лучше просвещать народ. Здесь важную роль он отводил сценическому искусству.

  1. Морис Кантен де Латур (1704-1788) Портрет Вольтера
  2.    Тогда в Смольном монастыре стали появляться новые люди — одним из первых оказался здесь Иван Афанасьевич Дмитревский, руководитель и актер первого русского публичного театра, талантливый театральный педагог.
  3. Иван Афанасьевич Дмитревский
  4. О его артистических успехах за границей, куда он был направлен, чтобы набрать актеров для французской труппы в Петербурге, ходили легенды.

— Слышали, как Иван-то Афанасьич в Лондоне самого великого Гаррика победил? — шептались воспитанницы.

  • Уильям Хогарт.Дэвид Гаррик в роли Ричарда III

   — Говорят, будто однажды на обеде у знаменитого английского артиста речь зашла о сценическом притворчестве: сам-то Гаррик мог краснеть и бледнеть по желанию, а то вдруг, во время смеха, залиться обильными слезами.

Дмитревский сидел, слушал, да вдруг как задрожит, залепечет какие-то слова невнятные, да и упади бледный, как покойник, в глубокое кресло.

Все, конечно, вскочили, кинулись помогать, кто с водой тянется, кто с нюхательной солью, а Иван Афанасьич поднялся, как ни в чем не бывало, засмеялся и весело уселся за стол!

   — А сказывали, как он Дмитрия Самозванца играет или в «Мизантропе» господина Мольера! Чудо!..  Одним словом, девочек обучал первый в России учитель сценической игры.

И хоть самим-то воспитанницам предстояло играть на французском языке, они все же воспринимали у Дмитревского русскую школу сценического искусства: их воспитатель был соратником Федора Волкова, учителем плеяды первых русских артистов.

Пышные спектакли готовились воспитанницами в 1772 — 1773 годах — первые питомицы Смольного монастыря подросли. Французские комедии и комические оперы ставились на широкую ногу.

Роли из музыкальных спектаклей репетировал с девочками Пьетро Чезарио, танцам обучали лучшие балетмейстеры столичных трупп, костюмы шились придворного театра портным Жераром, даже театральный парикмахер Иозеф Жервье трогал ловкой гребенкой девичьи волосы.  В большом двухсветном зале готовили сцену.

   И вот начался спектакль — комическая опера Киампи «Капризы   любви,   или   Нинетта   при   дворе».   Нинетта — воспитанница Хованская, ее возлюбленный Кола — воспитанница Хрущева.    После представления Екатерина II подозвала к себе художника Левицкого.

    — Дмитрий Григорьевич, понравились тебе наши воспитанницы?    — Они превосходные артистки, — ответил Левицкий с  поклоном.   Он  чувствовал,  что  вопрос  задан  неспроста.    — Нам бы хотелось, — продолжала Екатерина, — чтобы ты сделал портреты лучших из них, которые особенно преуспели в танцах и пении.

Список отмеченных нами воспитанниц передаст Иван Иванович Бецкой.    И художник приступил к работе.

  1. Автопортрет
  2.    Незадолго перед этими событиями Дмитрий Григорьевич Левицкий удостоился звания академика — за исполненный им портрет Александра Филипповича Кокоринова, видного русского архитектора, ректора Академии художеств, руководителя ее архитектурного класса. 
  3.   Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова

   Портрет этот вместе со «смолянками» находится в зале Русского музея, посвященном Левицкому. Современники вспоминают о Кокоринове как о добром, просвещенном и гуманном человеке. Правой рукой Кокоринов указывает на лежащий на столе план Академии художеств, на лучший свой проект. В лице героя портрета нет официальности, скорее — усталость и задумчивость.

   Смолянок Левицкий видел и прежде чем побывал на их спектаклях — в Эрмитаже, куда они приезжали по Неве на шлюпках. Девушки судили о картинах с несомненным пониманием искусства.

Художник встречал их и в Летнем саду во время прогулки, когда они, охотно отвечая на вопросы гуляющих дам и господ, толковали об установленной в саду скульптуре, о мифологии. Началом серии портретов смолянок надо считать портрет Ф. Ржевской и А. Давыдовой, написанный в 1771 — 1772 годах.

Девочки изображены не в театральных, а в форменных платьях. Это еще не театральная сюита художника — только как бы пробный портрет.

  • Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой

   Через год после создания этого первого портрета он получил список девушек, наиболее преуспевших в танцах, пении, прочих занятиях, и начал писать их. Левицкий мог, как поступали иные из его предшественников, ограничить свою задачу внешним сходством, передачей лиц и костюмов.

Он стремился достичь и достиг большего: показал девушек в движении. в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке. Живописец пошел дальше: в чертах девушек видны характеры, элементы личности и то незримое, тонкое, неуловимое качество человека, которое мы зовем обаянием.

С картин-портретов Левицкого говорит эпоха.

  1.    Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой

   Девушек обучали «танцеванию», драматической игре, изящным манерам. Все это запечатлено художником в портрете Екатерины Нелидовой. Современники утверждают, что Нелидова была яркой, талантливой танцовщицей, а в жизни — обаятельной, остроумной девушкой. Именно такой и предстает она на портрете. Жизнерадостность, кокетливая  веселость  придают   портрету  особенное  очарование. 

  •    Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, в замужестве фон Ломан, и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой
Читайте также:  Балаганы, кустодиев, 1917

   Е. Хованская и Е. Хрущева разыгрывают комическую пастораль. Хрущева запечатлена в мужской роли — девушка славилась среди подруг умением перевоплощаться в мужское обличье. Художник не скрывает ее некрасивых черт, некоторой скованности и робости Хованской, но портрет пленителен свежестью запечатленной в нем юности.

  1.    Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой

   Глафира Алымова уверенно играет на арфе. Она улыбается. Позируя, она не думала о том, что ее улыбка перешагнет века и встретится с нашими взглядами.

Кажется, будто звучит старинная музыка Рамо, потрескивают свечи в серебряных подсвечниках и дамы в пышных кринолинах вступают в медленное течение танца. Алымова улыбается.

И руки ее, едва прикасаясь к струнам, замерли в своем неторопливом взлете.

  •    Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой

   На другом портрете — Екатерина Молчанова. Левицкий написал девушку в кресле с книгой в руках, а перед ней — физические приборы. Молчанова чувствует себя среди них уверенно и спокойно. Она читает их сигналы, робкие послания еще не раскрытой науки будущего. Горделивое ощущение знаний сквозит в ее улыбке.

   Современница Кулибина, читательница Ломоносова, эта девушка могла бы — кто знает? — еще двести лет назад явиться предшественницей Софьи Ковалевской. Но Молчанова не стала ученым: ее готовили во фрейлины. Физические приборы остаются на портрете в тени.

Художник запечатлел одну из ласточек Смольного монастыря, которая еще не знает, как невысок будет ее жизненный полет.

  1. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной

   Девушки на полотнах Левицкого танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, обращаются к зрителям или просто улыбаются, радуясь своей весне. Художник виртуозно передает ткань и шитье платьев, воздушный передничек Хованской.  С удивительным искусством  воспроизведен на холсте костюм Нелидовой.

Художник владеет богатейшей гаммой зеленого цвета и его оттенков: изумрудного, серо-зеленоватого, зеленовато-палевого. Портретисту дороги в картине не только каждая черточка лица, поворот фигуры, но и любая мелочь, свет и тени, переливы тканей, различимые на заднем плане наивные театральные декорации.

Все это слагается в изобразительную оду красоте, юности, свежести, человеческой весне.

  • Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семёновны Борщовой

   Левицкий писал портреты смолянок около пяти лет. Сегодня   они — драгоценнейшие   полотна   Русского   музея.

   Раньше портреты смолянок находились в Большом Петергофском дворце. Здесь в самом начале XX века увидела их недавняя выпускница Академии художеств Анна Остроумова-Лебедева. Прежде она знала эти картины лишь в репродукциях — они были малодоступны даже для профессиональных художников, широкая же публика не могла их видеть совсем.

   Первое знакомство с Левицким потрясло молодую художницу. Она даже начала писать портрет своей сестры Лили, во всем следуя великому живописцу. Сестра мужественно и долго позировала, подражая танцующей смолянке… Остроумова-Лебедева считала работу неудавшейся и никогда не выставляла ее. Но впечатление от встречи с великим мастером восемнадцатого века сохранилось на всю жизнь.

   В 1905 году в Петербурге открылась выставка русского портрета, и полотнами Левицкого восхищенно любовался Валентин Александрович Серов. Он долго стоял перед «смолянками», пораженный, взволнованный. «Ни перед одним произведением не испытывал я такого потрясения, — сказал Серов. — Это лучшие русские портреты, для нас, художников, — откровение…».

Понадобилось сто тридцать лет, чтобы полотна Левицкого встретились с подлинными ценителями — художниками. И полтора столетия — чтобы радость встречи с картинами могли испытать миллионы зрителей.

Юрий Алянский. Рассказы о Русском музее

http://www.artpoisk.info/artist/levickiy_dmitriy_grigor_evich_1735/gallery

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43826367112/DEVYAT-SHEDEVROV-LEVITSKOGO

"Смолянки" Дмитрия Левицкого

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
7 портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«СМОЛЯНКИ» — это портреты девушек, воспитанниц Смольного института благородных девиц. Серия написана в 1773—1776 годах. Состоит она из семи больших портретов — 

Е. И. Нелидовой (1773), Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773), Г. И. Алымовой (1776), Е. И. Молчановой, Н. С. Борщевой (1776), А. П. Левшиной (1775), Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1773). 

Девушки большей частью изображены в полный рост на фоне условного декоративного пейзажа или пышных театральных занавесей, ниспадающих тяжелыми прямыми складками.

Своеобразие этих произведений заключается в том, что перед нами не просто парадные портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины, в которые введен элемент действия. Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли.

Несмотря на отличие одной картины от другой, их объединяет тема юности, красоты и радости жизни. В полотнах утверждается светлое, оптимистическое мироощущение художника, его искренняя влюбленность в людей.

Серия картин Д. Левицкого «Смолянки» в Русском музее.

«Смолянки» были заказаны художнику Екатериной II, которая хотела иметь портреты лучших воспитанниц Смольного института, созданного ею в 1764 году.

Здесь девушки получали «высоконравственное» воспитание, приобретали изящные манеры. Основное внимание уделялось обучению музыке, танцам, пению. Воспитанницы разыгрывали целые пьесы, ставили оперы и балеты.

На спектаклях присутствовала высшая знать екатерининского двора, иностранные дипломаты, именитое купечество.

Особенно большой успех спектакли имели в сезоне 1772—1773 годов. Со страниц газет не сходили восторженные статьи о таланте молодых исполнительниц, о блеске их дарования. Отмечалась великолепная игра Хованской, Хрущовой и Нелидовой.

Портреты этих воспитанниц и были заказаны художнику в 1773 году.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская. 1773
Холст, масло. 164×127 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вот портрет Хованской и Хрущовой. Перед нами две девушки. Одна из них исполняет роль пастушка, другая — пастушки. Юноша приглашает к танцу подругу, нежно касаясь рукой ее подбородка.

Она приготовилась к танцу, старательно повторяя заученное движение. В их позах есть нарочитость, некоторая скованность, в жестах — театральность. Но при этом художник с большой теплотой и тонкостью подмечает угловатость и робость, свойственные подросткам, смущение и взволнованность, охватившие их во время выступления.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская. 1773
Фрагмент

Лица девушек лишены идеализации и приукрашивания. Левицкий не боится показать некрасивое, широкоскулое с коротким и толстым носом лицо Хрущовой. Но сколько в нем лукавства, живости и огня! Хованская, напротив, скромна и застенчива.

А с каким неподражаемым мастерством строит Левицкий живописную гамму этого портрета, призванную выразить ощущение радости жизни, неповторимую прелесть юности! Цвет в его портретах был всегда средством характеристики персонажей, основой решения образа.

Платье Хованской написано нежно-розовыми и серебристыми красками, создающими впечатление воздушности, легкости.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская. 1773
Фрагмент
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская. 1773
Фрагмент

Красив серовато-розовый тон рукавов, построенный на сочетании жемчужно-серых и блекло-розовых оттенков. В нижней части платья основным является серебристый цвет, оживляемый лишь полосами розовой отделки.

Близок к этой работе портрет пятнадцатилетней Е. И. Нелидовой. Она изображена в театральном костюме во время исполнения роли Сербины из оперы итальянского композитора Перголезе «Служанка-госпожа». Образ пленяет свежестью юности, искренним молодым задором.

Улыбающееся лицо Нелидовой с живыми глазами обращено к зрителю и словно призывает его разделить охватившее ее чувство радости. В кокетливой театральности ее позы художник увидел черты непосредственности, выразил неподдельное юное веселье, подлинное увлечение. Портрет Нелидовой кажется самым радостным и светлым произведением.

Когда будете в Русском музее, подойдите поближе к картине и посмотрите, как написал ее художник. Какое неистощимое богатство цвета вы в ней обнаружите! Платье и фон написаны почти одинаковыми красками, но цвет фона несколько приглушен, в то время как цвет платья искрится, сверкает, и поэтому фигура кажется более объемной, рельефной.

Затененная сторона фигуры Нелидовой дана на наиболее светлом участке фона, в то время как освещенная контрастно вырисовывается на темных облаках и листве. Такое решение помогает художнику добиться воздушности, естественности изображения.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет Екатерины Нелидовой. 1773
Холст, масло. 164×106 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет Екатерины Нелидовой. 1773
Фрагмент
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет Екатерины Нелидовой. 1773
Фрагмент

А как написано лицо Нелидовой с ее нежно-розовым цветом кожи, с ослепительно сверкающими глазами! Это самая яркая по цвету часть портрета, однако она не выпадает из общей цветовой гармонии. По яркости образной характеристики, по тонкости колорита портрет Нелидовой — одно из величайших созданий в творчестве Левицкого.

Смолянки Н. С. Борщова и А. П. Левшина изображены танцующими, Г. И. Алымова — играющей на арфе. Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова выступают на экзамене. В каждом из портретов художник воспроизводит эмоциональное состояние девушек.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет Н. С. Борщевой (1776)
Холст, масло. 197×135 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Стремительная, темпераментная, полная огня и живости Борщова, кажется, лишь на мгновение остановилась перед нами. Легкость ее движений, увлечение танцем гармонируют с открытым улыбающимся лицом. Она смотрит на зрителя весело, ничуть не смущаясь, словно сознавая свою прелесть. 

Читайте также:  Самый большой музей в мире » музеи мира и картины известных художников

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет А. П. Левшиной (1775)
Холст, масло. 213×140 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иной предстает в портрете Левшина — более взрослой, более спокойной. Этому впечатлению соответствует ее поза, плавные жесты. 

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова. 1773
Холст, масло. 161×103 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Простотой и естественностью композиции отмечен и портрет двух девочек — Ржевской и Давыдовой. Образному содержанию портретов всецело соответствует и колористическое решение.

Правда, в них нет того цветового богатства и разнообразия красочных сочетаний, которыми отличались портреты Нелидовой, Хованской и Хрущовой.

В портрете Ржевской и Давыдовой Левицкий прибегает к лаконичному и сдержанному решению, основанному на сочетаниях серого, оливкового и желтого цветов, представленных в многочисленных оттенках.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет Г. И. Алымовой. 1776.
Холст, масло. 222×166 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Основу цветовой композиции портретов Борщовой, Левшиной и Алымовой составляет огромное пятно однотонного платья, занимающее центральное место в холсте. Фон, драпировки, предметы обстановки своей окраской перекликаются с этим главным пятном, зрительно поддерживая его.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет Г. И. Алымовой. 1776.
Фрагмент

«Смолянок» Д. Г. Левицкого можно считать высшим достижением русского портретного искусства XVIII века.

В них с очевидной наглядностью проявились лучшие черты дарования художника, его острая и меткая наблюдательность, блестящий колористический талант, богатство фантазии.

По силе поэтического чувства, искренней задушевности образов эти портреты не имеют себе равных в русском искусстве XVIII века.

Кузнецова Э.В. Беседы о русском искусстве XVIII — начала XIX века. Пособие для учителей. Издательство «Просвещение». Москва. 1972

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/24840.html

Русский портрет: конспект

Недавно прочла работу А.А. Сидорова о русском портрете. Тоненькая книга оказалась полезной: нигде больше я пока не встречала такого последовательного изложения по теме.

А.А. Сидоров — хранитель гравюрного кабинета ГМИИ им. ПушкинаАлексей Алексеевич Сидоров (13 июня 1891 — 30 июня 1978) — советский искусствовед, библиофил и коллекционер, историк искусства, специалист по книговедению и истории рисунка. Википедия

Книга «Русские портретисты XVIII века» написана в 1923 году и с тех пор больше не переиздавалась. К этому моменту Сидоров был профессором МГУ и успел поучиться в Мюнхене у Вельфлина. Но это ранний этап его научной карьеры. Чувствуется эмоциональность автора и горячая кровь, а также его приверженность идеям революции, которую, однако, легко игнорировать.

Ниже вы найдете краткий конспект 62-страничного издания.

Вводная часть

Автор задается вопросом, почему искусство России XVIII века — это в первую очередь искусство портрета. Он видит причину в петровских реформах, в результате которых русские художники начинают уезжать учиться в Европу, а европейские живописцы чаще приезжают работать в Россию.

XVIII век — утверждение нового общества, еще не прочно сформированного, но уже влюбленного в себя. Отсюда и своеобразное самолюбование, и желание зафиксировать непрочный момент жизни. Но русский портрет, несмотря на западные ориентиры, сохраняет собственный стиль.

Его истоки — в парсуне, а также влиянии Украины и Польши на художественный язык предыдущего столетия.

Петровские портретисты (1700-1725)

Среди портретистов времени правления Петра I Сидоров выделяет Ивана и Романа Никитиных и Андрея Матвеева.

Иван и Роман Никитины — первые пенсионеры Петра в Италии (1716-1719 гг.). Еще до отправки за границу Иван был сложившимся мастером. Он писал в наивно-процинциальной, но выразительной манере. Роман, по мнению автора, менее выдающийся портретист, и Сидоров о нем ничего больше не говорит.

Иван Никитин. Портрет напольного гетмана, 1720-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Иван Матвеев. Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.

Андрей Матвеев учился в Голландии и стал первым мастером иноземного толка. У него расплывчатая живопись, сдержанный колорит. При тоновом единстве живописи, он проигрывает Ивану Никитину в мастерстве колориста.

Андрей Матвеев. Княгиня Анастасия Петровна Голицына, 1728, Частное собраниеАндрей Матвеев. Автопортрет с женой Ириной Степановной, 1729, Русский музей

Вывод автора. Портретное искусство петровского времени малочисленно и недостаточно ясно для обобщения. А вот ко времени правления Елизаветы стилистика русского портрета уже вполне сформировалась.

Елизаветинские портретисты (1741-1761)

Среди портретистов времени правления Елизаветы Сидоров выделяет А. Антропова, И. Аргунова, И. Титова, И. Вишнякова и ряд малоизвестных и сегодня портретистов: семью Вельских, Махаева и Иконникова. Подробно останавливается только на первых двух.

«Эпоха Елисаветы — это и есть становление российского рококо, — Формы и тела, увесистые и тяжкие, размещенные в пространстве картины кое-как все наследие «парсунного письма» в живописи начала столетия, теперь пересозданные, и выявляющиеся в своеобразном синтезе с маскарадной грацией, привезенной с Запада, как нечто небывалое и примечательное». Прим.: как видите, язык у автора не самый легкий

Алексей Антропов (1716 — 1795) — ученик Матвеева. Много подражает западным художникам: Каравакку и Ротари, но при этом сохраняет ту самую парсунность анатомическую неточность, крупность форм и некоторую неловкость в теле и лице. Типажи тоже выразительные, типично русские, бровастые и презабавные. Видно, что вот он уже в Европах не учился. Художник, чей «глаз сильнее руки».

Портреты Антропова были, должно быть, очень похожи.

Так как они бесповоротно честны, их приходится считать великолепными документами, времени; и в самом деле: не типично ли исконно-русское грубоватое лицо «бабы» этой, накрашенной вовсю, для всей той давней, забавной, нелепой культуры?Алексей Антропов. Портрет графини Воронцовой, 1761, ГТГАлексей Антропов. Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой, 1764, ГРМАлексей Антропов. Портрет Петра III, 1762, ГТГ

Иван Аргунов (1729—1802) — крепостной мастер Шереметьевых. Ученик немецкого живописца Гроота.

Художник вполне реалистического склада, честный и — скучный, важный.Портрет кн. М. М. Голицына в Русском музее в Петербурге дает новые композиционные комбинации, новые эффекты колористического порядка (яркие рефлекты панцыря), новое широкое пространство.

Иван Аргунов. Портрет князя И.П.Голицына, 1760-е гг., Самарский художественный музей

Екатерининские портретисты (1762-1796)

В эпоху Елисаветы русское искусство впервые обрело стиль.

Сидоров имеет в виду стилистическое единство русского портрета этого времени, портрета эпохи рококо. Искусство становится цельным.

Из портретистов этого периода автор выделяет Рокотова, Левицкого и Боровиковского; слегка касается Лосенко, после которого осталось всего два портрета, а также упоминает двух неизвестных портретистов, Головачевского и Саблукова.

По ним очень мало атрибуций.

Федор Рокотов (1730—1808), ученик ле Лорена, Ротари и Ивана Аргунова.

Один из тех, к которому будет еще долго влечь странное очарование посетителя галлерей и исследователя. Чрезвычайно не похожий сам на себя в разных .

вариантах живописи своей , то мертвенный и неприятно деревянный по формам при весьма однообразной к тому же манере письма, он порою выявляется совершенно изумительным колористом.»Вторая манера» Рокотова: портрет графини Анны Петровны Кутайсовой, 1780-е. Серебристая гамма, безукоризненный лепщик форм.

Антон Павлович Лосенко (1737— 1773) — мастер академической живописи. Умер рано, оставил всего два портрета. Один из них, предположительно, автопортрет.

Лосенко, как и Рокотов, ученик Ивана Аргунова, чудесный портретист, портретист именно „картинного» склада, портретист тем паче необычный, что модели, его — деятели только что зарождающегося театра, не вельможи или придворные особы. Лосенко в отношении к героям своей живописи, может быть, самый свободный из всех портретистов русских XVIII векаА. Лосенко. АвтопортретА. Лосенко.

Портрет Хлюстиной, ГРМ

Дмитрий Левицкий (17351822) — по мнению Сидорова, величайший русский портретист. Учился у Антропова ( 1762 г.), испытал влияние двух иностранных мастеров — Валериани и Лагренэ. Начинает с мужских портретов большого формата, но постепенно пишет все больше камерных женских портретов. Создает серию портретов «смолянок» — студентов Смольного.

Из всех предшественников Левицкий здесь берет у Антропова его густоту колорита, плавкое и крепкое письмо, и, пожалуй, у Рокотова — общую тональную сдержанность.Дмитрий Левицкий. Портрет купца Сеземова, 1770 г.Дмитрий Левицкий. Портрет НелидовойПортрет Екатерины Хрущевой и княжны Екатерины Хованской, 1773 г., ГРМ

На этих портретах, все же, не изображается индивидуальность, скорее типаж.

Они ненастоящие — все эти очаровательные некрасивые красавицы с их ужимками на милых неправильных лицах, в их заученных позах нелепого танца на песком усыпанных дорожках парка.

Портретопись при Павле I

Главный портретист этого периода Владимир Боровиковский. Его живопись относится уже не к рококо, а к сентиментализму. В 90-х годах Боровиковский в Петербурге учится у Левицкого и Лампи. Он прибегает к похожим схемам в поясных женских портретах, а пространство из раза в раз трактует как декорацию, даже если это пейзаж.

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной, 1797, ГТГВладимир Боровиковский. Портрет сестер Гагариных, 1802 г.Владимир Боровиковский. Портрет Нарышкиной, 1799,

Боровиковский — последний значимый портретист XVIII века.

Кажется, Сидоров его немного недолюбливает на фоне Левицкого. Но это обусловлено тем, что Сидоров в портрете ищет не хорошую живопись, а хороший рисунок, который превалирует у Левицкого.

Графика всегда интересовала автора несравнимо больше.

Осторожно

Специфика искусствоведческих работ Сидорова в том, что он очень субъективен в оценках и не стесняется выражать свое мнение. Если вы готовитесь к экзамену или семинару, учтите это, и не используйте оценочные суждения автора.

Кроме того, Сидоров ничего не пишет о портрете времени Анны Иоановны (1730-1740 гг.). Восполнить знания по этому периоду придется в другой литературе. Не помешает проверить и некоторые атрибуции его портретов.

Они могли изменится за прошедшее столетие.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a76ceede86a9ebfce7c255b/5a7820701410c3a71c98b4d1

Ссылка на основную публикацию