Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств.
Обучившись успешно в Академии, Андрей Иванов заслужил пенсионерскую поездку за границу для дальнейшего обучения, но взамен предпочёл остаться в России, чтобы жениться на дочери немецкого мастера позументного цеха Екатерине Ивановне Деммерт.
Стоит также отметить, что три брата Екатерины Деммерт были выпускниками Академии художеств. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Вся семья жила художественными интересами. Александр Иванов был старшим ребёнком. Его обучала мать и для него нанимали учителей.
В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года.
Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», — и отходил в сторону.
В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени.
А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Однако, поездка чуть не сорвалась. Сын повторял судьбу отца.
Влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, Иванов решил жениться на ней, но отец отговорил его от этого шага.
Иванов так и не женился. Хотя были сведения, что 1831 году в Италии он был увлечён Витторией Кальдони, которая предпочла Иванову его друга Григория Лапченко и вышла за последнего замуж.
Около восьми лет (с 1836 года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть упоминания в его переписке. В 1844 году он расстался с Терезой, которая трижды обворовывала его и устраивала сцены.
В 1847 году Александр Иванов снова влюбляется, его любовью стала графиня Мария Апраксина. Но его любимую «Машеньку» отдали замуж за князя Мещерского.
- Я обрёк себя умирать на пути к пользе отечества
- А. Иванов
- Картина заменила ему семью
- Современник о картине «Явление Христа народу»
Летом 1830 года Александр Иванов сначала совершил путешествие по Германии и Австрии, а в ноябре этого же года он оказывается в Риме. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы.
Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» — эта работа продолжалась 20 лет. Приехав в Италию, Иванов лишился материальной поддержки отца, который из-за интриг в Академии вынужден был покинуть её, лишившись жалования и казенной квартиры.
Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге.
С 1834 года по 1836 Общество поощрения художников продлило командировку русского художника. В 1838 году, в мастерскую Иванова заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову 3-х летнее содержание. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н.
Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев.
Наконец в 1857 году императрица, узнав о том, что Иванов в кропотливой работе над картиной почти загубил глаза, отправила художника на свои средства на лечение в Германию.
В Италии Иванов вёл замкнутый образ жизни, у него не было друзей. Сложились лишь приятельские отношения с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. С интересом общался Иванов с лидером «назарейцев» Ф. Овербеком и датским скульптором Б. Торвальдсеном. Проявлялись странные черты характера, похожие на психическое заболевание.
Единственным равным по дарованию художником был Брюллов. Но он назвал Иванова «кропателем». А «кропатели», по его мнению, не могли быть гениями. Иванов, в свою очередь, говорил о подлости и честолюбии Брюллова. В кружок Иванова вошли Гоголь, Иордан и Ф. Моллер. Дружба с Гоголем распалась, не выдержав испытание временем.
Окончательно закрывшись, Иванов больше не пускает никого в свою мастерскую. Его преследует навязчивая идея, что его хотят отравить.
В 1858 году Иванов везёт картину «Явление Христа народу» в Петербург. Картину выставили в Зимнем дворце, а затем в Академии художеств. В хлопотах по продаже шедевра императору Иванов получил серьёзное нервное потрясение. Вдруг ему стало плохо, так его настигла смерть.
Известные произведения Иванова Александра Андреевича
Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была написана в Обществу поощрения художников.
Дело в том, что выдавая командировочные художникам, Общество поощрения требовало ежемесячные отчёты о работе, а затем в срок художники представляли законченные работы. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Сам Иванов любил эту картину. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля.
Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Картина говорит зрителю о прекрасном. Однако, известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».
На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. В мифологии судьба Гиацинта была трагична, он был убит, по случайным обстаятельствам, Аполлоном, когда тот метал диск. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины.
Аполлон, бог, покровительствующий искусству, в картине Иванова олицетворяет музыку, одухотворяющую мир. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса, исполнено печалью. Если обратиться к мифам, то из них известно, что по легенде Кипарис случайно убил своего любимого оленя. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.
Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина тоже является отчётной работой перед Обществом поощрения художников, за продлённую командировку.
Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Сюжет картины взят из евангельского писания, в нём Христос явился Марии Макдалине после смерти, сначала принявшей его за садовника.
Для того чтобы как можно правдоподобнее написать Марию Макдалину, Иванов заставил натурщицу вспомнить все несчастья, постигшие её в жизни, позируя она держала лук в руках, чтобы плакать.
Постараюсь окончить картину некоторым родом полутемно; впрочем, это сделать без черноты
А. Иванов в письме отцу
Лицо Христа на картине бесстрастно и полно величия, тогда как лицо Макдалины меняется на глазах, источая любовь. Красное одеяние женщины передаёт её беспокойстве, а белая одежда Христа олицетворяет небесный покой. Руки Макдалины, направленные к Христу, «усмиряются» царственным жестом Христа.
Картина «Ave Maria» написана в 1839 году, хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Эта картина представляет собой первую акварельную работу Иванова. Позднее он написал поэту В.
Жуковскому, призывая в письме молодых художников к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения».
Русский художник использовал всё это только в техническом исполнения. Картину Иванов подарил В. Жуковскому.
Разноликую толпу людей в картине объединяет в единое целое благословение. Здесь удачно сочетаются мертвенно-белый свет луны и живой свет свечей. Действие происходит в Риме, об этом говорит зрителю пейзаж на заднем плане.
Обыкновение римское собираться на улице, в час после сумерек, у каждого образа Богородицы и хором петь ей похвальные песни…
А. Иванов
Картина «Аппиева дорога при закате солнца» написана художником в 1845 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Из истории известно, что дорога была проложена из Рима в Капую в конце IV века до н.э. по всем правилам инженерного искусства под присмотром цензора Аппия Клавдия.
Дорогу нарекли титулом: «Дорога всех дорог». На дороге появлялись дома и захоронения. В Риме запрещалось хоронить, поэтому состоятельные жители устраивали здесь соревнования по пышности захоронений.
По ней уходили завоёвывать мир древнеримские легионы, по ней брели в священный Рим средневековые паломники, по ней маршировали солдаты Наполеона…
Небо поражает световыми эффектами, которые можно сравнить с фантасмагорией света, прославившей Тёрнера. В построении пространства картины свет играет не меньшую роль, чем законы перспективы. Силуэт собора святого Петра утонет в туманной дымке.
Всё это великолепие находится при закате солнца, а зритель видит на горизонте горы Севера, где решится, наконец, судьба человечества
А. Иванов
Шедевр Иванова А.А. – картина «Явление Христа народу»
Картина была исполнена русским художником в период с 1837 по 1857 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Основной смысл картины заключается в различной реакции её героев на слова Спасителя.
Сюжет сей никем не замечен из великих мастеров
А. Иванов в письме президенту академии А.Н. Аленину
Конечно же, на протяжении многих веков сюжет крещения Христа пользовался необыкновенной популярностью среди европейских художников.
Поэтому слова Иванова следует понимать, как желание изобразить Христа так, чтобы в нём узнавался Бог-Спаситель. Основа композиции – это диалог жестов и мимических выражений.
Когда были написаны этюды и сформировался окончательно замысел картины, Иванов переехал в другую мастерскую, в которой можно было уместить огромный холст.
«Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твёрдой стопой уже приближается к людям»
Н. Гоголь о Христе в картине Иванова
Прототипом ближайшего к Христу сомневающегося мужчины был сам Гоголь. Кающиеся, воздев руки, передвигаются к вершине холма, как бы замыкая собой «кривую» линию общего движения.
В 1858 году, когда картина была привезена в Петербург, молодой император Александр II интересовался у автора, какая роль отведена рабу.
Ответ Иванова нам не известен, но мы знаем, что этот образ самый «откомментированный» в советском «классовом» искусствоведении.
- Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой
- Аппиева дорога на закате солнца
- Явление Христа Марии Макдалине после воскресения
- Беллерофонт собирается в поход против Химеры
- Девушка из Альбано, стоящая в дверях
- Жених, выбирающий серьги для невесты
- Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем
- Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
- Портрет Виттории Кальдони
- Наружное дерево в парке Киджи
- Оливы у кладбища Альбано. Молодой месяц
- Вода и камни под Паланцциола
Источник: http://rus-artist.ru/2013-10-26-12-35-38.html
Иванов александр андреевич – галерея произведений (420 изображений)
В истории русского искусства есть имя, которое невозможно вместить в какие бы то ни было рамки. в этом художнике многое необычно; прежде всего – уровень его дарования. не отказываясь ни от одной из художественных систем, существовавших в его время, он наполнил жизнью уходящий классицизм, соединив его с романтизмом и реализмом.
В его работах мы встречаем черты разных жанров, которые он соединял так же естественно, как краски на холсте. Он оставил большое творческое наследие, хотя в сознании широкой публики он известен как автор одной картины.
Речь идет об Александре Андреевиче Иванове.
«Явление Христа народу» — одно из величайших произведений в мировой живописи. Его тайна раскрывается перед зрителем постепенно – вот перед нами разноликая толпа, люди разных возрастов и сословий, которых, кажется, ничто не объединяет.
Только смятение… и жест Иоанна Крестителя. Мы следуем за этим жестом – и вздрагиваем, пораженные Чудом. Чудом явления истины, добра, света. Не обещающим немедленного счастья, но требующим тяжелых трудов на пути к себе.
Таким тяжелым трудом и веры был исполнен и жизненный путь художника. Задумав грандиозное полотно, он напишет не одну сотню этюдов, совершит прорыв в пейзажной живописи, создаст целую галерею портретов. Он вложит в эту картину свои самые важные, самые выстраданные мысли о мире и человек.
Александр Иванов считал, что долг художника – показать дорогу к свету. Приблизить своим творчеством золотой век человечества. Ответственность этой миссии не подавляла его, но погружала в работу, в которой только и состояла для него настоящая жизнь.
Работая над своей главной картиной, Иванов все тверже укреплялся в мысли, что художник должен непосредственно участвовать в жизни общества. Ища наиболее действенные приёмы просвещения и воспитания, он задумал большой цикл росписей на библейские темы, исполнив сотни эскизов, стремясь (как было всегда для него характерно) достичь наибольшей исторической достоверности.
Библейские эскизы Александра Иванова исследователи называют теперь новым словом в мировом искусстве. Трудно даже представить, произведения какой художественной силы мы могли бы увидеть, если бы художнику удалось осуществить свой замысел.
Кем он булл, этот человек? Строителем новой Вавилонской башни, чьим дерзким замыслам сами небеса поставили предел? Благим вестником, который ушел, сказав своё слово?
Он был величайшим художником – об остальном мы можем только предугадывать.
Александр Андреевич Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в С.-Петербурге. Сын художника академика живописи А.И.Иванова. Состоял «посторонним» учеником ИАХ (1817-1828) в историческом классе. Награжден малой и большой золотой медалями и в 1828 получил звание классного художника.
В 1830 году Иванов был отправлен в Италию пенсионером Общества Поощрения Художников. По дороге в Рим посетил Германию, Австрию, города Северной Италии, Флоренцию. Неоднократно совершал поездки по Италии, с целью изучения искусства Возрождения и эпохи барокко.
В 1836 за картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (ГРМ) удостоен звания академика. В 1837 после четырехлетней разработки в эскизах Иванов приступил к работе над картиной «Явление Христа народу» (ГТГ), длившейся с перерывами до конца 1840-х – начала 1850-х. В этот период художник создал более 400 этюдов для картины.
Иванов был знаком со многими выдающимися людьми своего времени, приезжавшими в Рим, в их числе с Ф.Овербеком – главой немецких художников-назарейцев. В 1838 состоялось его знакомство с Н.В.Гоголем, перешедшее в тесную дружбу. В 1847 познакомился с А.И.Герценом, посвятившему художнику главу в своих «Былое и думы.
В 1851 Иванов ознакомился с книгой Д.Штрауса «Жизнь Христа», послужившую основополагающим источником в разработке плана и системы росписей на библейские сюжеты на стенах задуманного им особого храма. Разработка этого замысла получила воплощение в грандиозной серии «библейских эскизов» (ГТГ).
В конце мая 1858 Иванов возвратился в С.-Петербург, где состоялась выставка его картины «Явление Христа народу» вместе с этюдами. 3 (15) июля 1858 художник скоропостижно скончался.
1. Иванов Александр «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» 1824 Холст, масло 119х124,7 Государственная Третьяковская галерея
2. Иванов Александр «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» 1827 Холст, масло 178,5х213 Государственный Русский музей
3. Иванов Александр «Автопортрет» 1828 Бумага, масло 43,2х33,2 Государственная Третьяковская галерея
4. Иванов Александр «Портрет мальчика» Конец 1820-х Бумага на холсте, масло 40,2х30,9 Государственная Третьяковская галерея
5. Иванов Александр «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры. Первоначальный эскиз» 1829 Холст, масло 39,2х30 Государственный Русский музей
6. Иванов Александр «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» 1829 Холст, масло 130,5х113 Государственный Русский музей
7. Иванов Александр «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. Эскиз неосуществленной картины» 1831-1833 Холст, масло 49,5х62,7 Государственная Третьяковская галерея
8. Иванов Александр «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. Окончательный эскиз неосуществленной картины» 1831-1833 Холст, масло 36х55 Государственная Третьяковская галерея
9. Иванов Александр «Иосиф открывается братьям. Эскиз» 1831-1833 Картон, масло 23х38,5 Государственная Третьяковская галерея
10. Иванов Александр «Давид играет на арфе перед Саулом. Эскиз» 1831 Бумага на картоне, масло 8,5х13,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Иванов Александр «Две сидящие натурщицы на фоне зелени. Этюд» Начало 1830-х Холст, масло 74х61,5 Государственный Русский музей 12. Иванов Александр «Полулежащая обнаженная женщина. Этюд» Начало 1830-х Бумага на холсте, масло 61,5х57,3 Государственная Третьяковская галерея 13. Иванов Александр «Портрет Виттории Кальдони» 1834 Холст, масло 25,2х23,2 Государственный Русский музей 14. Иванов Александр «Сон Иакова. Эскиз» Начало 1830-х Бумага на картоне, масло 20,5х32,5 Государственная Третьяковская галерея 15. Иванов Александр «Девочка-альбанка в дверях» Начало 1830-х Холст, масло 43х31 Государственная Третьяковская галерея 16. Иванов Александр «Убиение Петра Мученика. Уменьшенная копия с картины Тициана» 1839(?) Бумага на холсте, масло 75х76 Государственный Русский музей 17. Иванов Александр «Голова Апостола с книгой. Копия фрагмента картины Рафаэля «Преображение» 1830-е Бумага на холсте, масло 36,3х45,8 Государственный Русский музей 18. Иванов Александр «Меркурий и три Грации. Уменьшенная копия картины Тинторетто» 1839(?) Бумага на холсте, масло 31,5х36,5 Государственный Русский музей 19. Иванов Александр «Головы бесноватого и женщины. Копия фрагмента картины Рафаэля «Преображение» 1830-е Бумага на холсте, масло 36х46 Государственный Русский музей 20. Иванов Александр «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» 1831-1834 Холст, масло 100х139,9 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Источник: http://cultobzor.ru/2015/01/aleksandr-ivanov-gallery/
Александр Иванов.Явление Христа народу. | Волшебная сила искусства
- Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
- Сюжет картины основывается на третьей главе Евангелия от Матфея.
Иванов.Явление Христа народу.540 на 750 см
ЗАМЫСЕЛ
Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837, художник приступил к созданию «Явления Христа народу»
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине,1834г
Духовной родиной Иванова стала Италия, куда он приехал для продолжения учебы и работы. Здесь он тщательно обдумывал тему своего будущего полотна, которое хотел посвятить переломному моменту в жизни человечества — явлению в мир Спасителя.
В истории он ищет совершенный образ, способный потрясти душу неискушённого зрителя, стать импульсом его духовного перерождения. В отличие от Брюллова, воспевшего гимн прекрасному человеку Античности, Иванов погружается в мир Нового Завета, изучает историю духовного прозрения и становления человечества, свободно делающего свой нравственный выбор.
Он очень надеялся, что будущее произведение сможет также дать ответы на многие вопросы современности. Величественная картина «Явление Христа народу (Явление Мессии)»стала главным итогом его творческой биографии.
Двадцать лет понадобилось художнику для осуществления непростого замысла. Настойчивые поиски композиции, упорная и постоянная работа над натурой были вызваны желанием достигнуть максимальной убедительности.
Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобретал эскизы, поскольку саму картину приобрести было невозможно — она писалась по заказу Академии художеств и была уже куплена ею.
ЭСКИЗЫ И ЗАРИСОВКИ
Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.
- Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности
- ОПИСАНИЕ
Содержательным центром его полотна становятся не поступки героев, а их причины, не нарочитая демонстрация идеального и героического, а едва заметные движения и переходы чувств (от удивления, любопытства и недоверия до благоговения и восторга). Объединяя в картине два разновремённых евангельских события — проповедь Иоанна Крестителя и явление Христа, — он добивается удивительной целостности восприятия знаменательного события.
Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю.
На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему.
Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!
Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.
Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию.
Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.
Одни с радостью готовы поверить вдохновенным словам пророка, возвестившего о пришествии Спасителя, другие остаются к ним равнодушны, третьи преисполнены надежд на избавление от страданий. Несмотря на то что каждый находится на определённой ступени своего духовно-нравственного развития, все вместе они выражают общечеловеческую мечту об обретении истины.
По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются.
На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии.
Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.
Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины.
Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам.
Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.
Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине.
На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга.
Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.
В сторону Христа направлены крест в руках Иоанна и копьё римского всадника. Обратим внимание и на то, что Иисус идёт не к праведным (группе Иоанна), а к фарисеям, сопровождаемым римскими всадниками.
Одну из фигур купающихся, ближайшую к Христу, Иванов рисовал со своего друга Николая Гоголя. Сходство особенно заметно на этюдах к картине, на самом же большом полотне оно сглажено.
Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно.
Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось.
Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.
СУДЬБА КАРТИНЫ
В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевоз картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
Александр Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил императорАлександр II за 15 тысяч рублей. Император принёс его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Были обсуждения, куда поместить картину.
В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но все же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.
Зал был готов к 1932 году, тогда полотно и заняло свое место, где находится и сейчас.
В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранятся три эскиза к картине и многочисленные этюды.
Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.
Источники.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%
http://cherenova.ru/html/mhk/mhk_22.htm
http://www.art-portrets.ru/artists/yavlenie-hrista-narodu.html
http://www.akmar.info/art/k-istorii-odnogo-shedevra/
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3692850
А. Иванов. "Портрет Н. В. Гоголя". 1841
В ноябре 1843 года в одиннадцатом номере журнала «Москвитянин» М. П. Погодин напечатал литографию, представляющую автора «Мертвых душ» по портрету Иванова.
Гоголь, который подарил эту картину своему гостеприимному хозяину в Москве в знак дружеского расположения, задохнулся от гнева, увидев, что тот воспользовался ею без его ведома. В его сознании этот портрет должен был оставаться в тайне до завершения его главного произведения.
Выставить ее сейчас на обозрение толпы значило предать и выставить писателя на посмешище. Тем более что Иванов изобразил его в халате и с растрепанными волосами. Раздраженно, с ругательствами на кончике пера, Гоголь жалуется Языкову:
«Такой степени отсутствия чутья, всякого приличия и до такой степени неимения деликатности, я думаю, не было еще ни в одном человеке испокон веку.
Написал ли ты в молодости своей какую-нибудь дрянь, которую и не мыслил напечатать, он чуть где увидел ее, хвать в журнал свой, без начала, без конца, ни к селу ни к городу, без спросу, без позволения.
Точно чушка, которая не даст… порядочному человеку: как только завидит, что он присел где-нибудь под забор, она сует под самую… свою морду, чтобы схватить первое… Ей хватишь камнем по хрюкалу изо всей силы — ей это нипочем. Она чихнет слегка и вновь сует хрюкало под…» (*Письмо Н. М. Языкову от 26-14 октября 1844 г.)
Затем, немного позже, Шевыреву:
«Рассуди сам, полезно ли выставить меня в свет неряхой в халате, с длинными взъерошенными волосами, усами? Разве ты сам не знаешь, какое всему этому дают значение? Но не для себя мне прискорбно, что выставляли меня забулдыгой.
Но, друг мой, ведь я знал, что меня будут выдирать из журналов. Поверь мне, молодежь глупа. У многих из них бывают чистые стремления; но у них всегда бывает потребность создать себе каких-нибудь идолов». (*Письмо С. П.
Шевыреву от 14-2 декабря 1844 г.)
Однако, думал Гоголь, еще никто не видел «идола», выставленного для потомков в таком невыгодном свете. Вместо того чтобы поднять на пьедестал, Погодин уронил его в грязь лицом. Если на то пошло, он предпочел бы, чтобы напечатали аккуратный прилизанный портрет Моллера, чем грубый в своей правдивости портрет Иванова.
Анри Труайя. «Николай Гоголь».
АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ (1806-1858)
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Источник: http://aria-art.ru/0/I/Ivanov%20A.%20Portret%20N.%20V.%20Gogolja.%201841/1.html
Александр Иванов: картины, биография
Портрет художника Александра Андреевича Иванова кисти Постникова Сергея Петровича
Едва ли не полжизни Александра Андреевича Иванова связано с Академией художеств, где он жил, где отец, где он сам учился двенадцать лет. По окончании (1828) — традиционная пенсионерская командировка в Италию (правда, за счет Общества поощрения художеств), которая непредвиденно затягивается. Наконец, почти через три десятка лет, — возвращение на родину, с тем чтобы умереть.
В ряду этих скудных данных затворнической жизни Иванова неожиданны лишь сообщения о встречах с писателями, философами, учеными. Что они не случайны, подтверждается той целеустремленной настойчивостью, с какой художник искал этих встреч. Перед нами свидетельство определенной программности поведения.
На это же указывает и важнейшая проблема, стоявшая перед художественным сознанием Иванова, — соединение «рафаэлевой техники» с идеями современной цивилизации. В этой формулировке, выраженной с характерным для Иванова своеобразием, заключено все содержание его творческой эволюции.
«Рафаэлева техника» подразумевала ориентированность художника на пластическое совершенство и предельную отточенность исполнительского мастерства, присущие гению итальянского Возрождения. В Италии Иванов насыщает свою художническую память подлинным античным и классическим искусством. Но Иванову было свойственно «живое употребление» великого наследия, и к этому он стремился уже в ученические годы.
Так, он наделяет героев повышенной чувствительностью («Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора», 1824), вводит подчеркнутый психологический аффект («Иосиф, толкующий сны», 1827), усиливает цвето-световую динамику (эскиз к картине «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829).
И попытки расшатать жесткие академические догмы приводят Иванова к созданию собственной живописной системы, включающей в качестве исходных начал не только классические традиции. В процессе работы над большой картиной «Явления Христа народу» (Явление Мессии) он изучает древнеегипетское, восточное, византийское искусство.
Но живоносной основой его творчества являлась работа с натуры.
Для «Явления Христа народу» Ивановым были написаны сотни этюдов, где он точнейшим образом запечатлел прекрасную итальянскую природу, создал галерею образов людей из народа — мальчишек, женщин и умудренных старцев, познавших нужду и лишения простых тружеников. Его этюдный метод говорит о том решающем значении, какое он придавал «сличению» своих «сочиненных» образов с правдой жизни.
Вместе с тем работа с натуры не была для него, отрицавшего бытовой жанр, самоцелью. Она представлялась ему лишь ступенью к осуществлению широкой, общечеловеческой по своим задачам художественной программы. И здесь взгляды Иванова сообщаются с кругом насущных социальных, эстетических и философских проблем его времени.
Еще в Академии дружба с образованнейшим живописцем К. И. Рабусом приобщила его к идеям художественного романтизма, что нашло отражение в раннем творчестве Иванова. У него вызревает тема героя, которому открыт «план» истории, героя-пророка, героя-борца.
В Италии Иванов не только изучает памятники искусства, его впервые глубоко увлекает проблема нравственного и эстетического совершенствования человеческой природы, он задумывается о путях его достижения. Н. М.
Рожалин, представитель русского «любомудрия» (питавшегося идеями немецкого романтизма и прежде всего Шеллинга) в долгих беседах с художником пробудил в нем неослабевавшее на протяжении всей жизни стремление своим трудом приблизить человечество к «золотому веку».
В картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831—1834) Иванов проводит мысль о преображающей силе искусства, которое способно само создать совершенного человека Однако утопичность этой эстетической программы оказалась слишком очевидной для живописца, и он оставляет картину незавершенной.
Знакомство с главой немецкой художественной группировки назарейцев Ф. Овербеком способствовало тому, что размышления Иванова целиком переключаются на морально-этические проблемы. (Назарейцы в своем творчестве пытались реконструировать средневековое религиозное мировоззрение и обращались к художественным традициям довозрожденческой эпохи).
Начиная творческую деятельность, Иванов кратко определил программу всей своей жизни, сказав, что «в занятиях умственных и практических» он должен показать себя «благодетелем рода человеческого».
Столь многозначительные слова в устах незаметного и немногоречивого человека (чья биография умещается в одной строчке: «он писал картины») кажутся неожиданными.
Но какая преданность искусству звучит в них, какое осознанное принятие на себя нелегкой миссии художника, цель которой — «деяние блага» для человечества! Слова эти высвечивают вдруг ту интенсивную и сосредоточенную духовную работу, которая бывает незаметна на поверхности скупых биографических фактов. Эта духовная работа сообщила искусству Иванова силу активного гуманизма, а его художественному языку — высокую меру духовной и пластической убедительности.
Галерея картин Александра Иванова
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2828-ivanov.html
Иванов Александр Андреевич (Alexander Ivanov)
Имя: Иванов Александр Андреевич (Alexander Ivanov)
Годы жизни: 1806-1858 годы
Направление: Академизм
Биография: Русский художник Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге. Его отец, Андрей Иванович, также был художником — профессором Петербургской Академии художеств. Он не обладал выдающимся художественным талантом, но благодаря ответственному отношению к учебе и работе с отличием окончил Академию и дослужился до звания профессора. Отец хотел видеть Александра художником; именно он дал сыну первоначальную подготовку в живописи и впоследствии имел большое влияние на формирование его творческого метода и мировоззрения. Мать Александра Андреевича занималась хозяйственными делами.
В 1817 году Александр поступает в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Поначалу Иванов мало выделялся своими успехами.
Мальчик отличался неповоротливостью и медлительностью, бросалась в глаза его неспособность быстро соображать, плохая память при заучивании наизусть, отсутствие способностей к словесным наукам. Если Александр и достигал каких-нибудь успехов в учебе, то только благодаря усердной работе.
Подавляла творческую инициативу юного художника обстановка, царившая в Академии. Здесь в то время поощрялись доносы и шпионство, проводились обыски среди учеников. Поэтому у мальчика возникло отвращение к академическим порядкам.
Позднее Александр был зачислен в мастерскую профессора Егорова. Художественные успехи юноши по академическим работам давали основание профессору подозревать, что Иванов выполнял их с помощью отца.
Александр чувствовал недостаточность академического образования, поэтому чтобы расширить свой кругозор, он принялся за чтение книг по истории, искусству, западной и русской литературы.
Из ранних произведений Александра Андреевича следует отметить картину «Минин и Пожарский», а также великолепно исполненное полотно «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», написанное в 1824 году. Созданное начинающим, восемнадцатилетним живописцем, это совершенное произведение покоряет зрелостью психологического анализа, тонким пониманием нравственной коллизии.
В 1827 году Иванов выставляет картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Однако академическое начальство неожиданно усмотрело в этом произведении политические намеки, в результате художника обвинили в «сочувствии мятежникам и безбожии».
Над Ивановым нависла угроза ссылки, но из-за отсутствия доказательств эпизод был замят. В 1829 году художник пишет картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры».
В 1830 году Александр Андреевич, получив за свои великолепные картины Большую золотую медаль, отправляется в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Вернулся в Россию художник только в 1858 году.
Через некоторое время после приезда в Италию художник получает от родных известие о том, что по воле императора отца уволили из Академии: разрушились его карьера и благополучие семьи. После этого Иванов впадает в длительную депрессию, ощущая свое бессилие помочь горю близких; художник долго не может начать творческую работу.
Вдобавок ко всему Александр Андреевич вскоре тяжело заболел. Он подхватил малярию и долгое время не мог избавиться от нее, затем появились признаки легочного заболевания, кровохарканье. Однако все же молодость взяла свое: переболев телесными и душевными недугами, Иванов взялся за работу.
Он стал много путешествовать по стране, изучал местные памятники искусства, очень много читал, общался с передовой интеллигенцией.
В 1833 году художник заканчивает работу над произведением «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». В этом полотне Иванов воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы.
Следующая картина «итальянского» периода творчества живописца — «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», над которой он работал с с 1834 по 1836 год. Это полотно было отослано в Петербург в качестве пенсионерского отчета, и получила положительные отзывы. Через некоторое время картина была помещена в картинную галерею Эрмитажа.
Совет Академии оценил творчество художника, которое строго соответствовало классическим канонам, и присвоил ему звание академика.
В 1833 году у Александра Андреевича возник замысел новой монументальной картины — «Явление Христа народу». Эта всемирно известная картина стала апогеем его творчества, в ней раскрылся в полной мере могучий талант художника. В 1835 году живописец начал писать картину на холсте размером 172 х 147 см.
Однако в 1837 году, когда работа уже была близка к завершению, он взял другой холст, в семь раз больший (540 х 750 см). Работа над картиной занимала все мысли и время художника; было выполнено более трехсот подготовительных этюдов с натуры и альбомных зарисовок, многие из которых стали самостоятельными произведениями.
За время работы над картиной Иванов перечитывал литературу по истории, философии, религиозным учениям, несколько раз переосмысливал замысел и сюжет.
В перерывах в работе над «Явлением Христа народу» художник пишет несколько акварельных пейзажей Италии, среди которых «Дерево в парке Гиджи», «Аппиева дорога», «Понтийские болота».
Из жанровых композиций можно отметить композиции «Жених, покупающий кольцо невесте», а также несколько сцен октябрьского праздника в Риме. В 1841 году Иванов написал портрет Н.В.
Гоголя, с которым живописца связывала тесная дружба.
После того, как срок пенсионерства подошел к концу, художник оказался в тяжелом материальном положении. Иванов жил на пособия, которые ему удавалось выхлопотать у разных учреждений или меценатов. Он экономил на каждой мелочи; доходило до того, что художник утолял голод хлебом и водой.
Почти все деньги, которые ему удавалось достать, Александр Андреевич тратил на содержание громадной мастерской, покупку художественных материалов и оплату натурщиков. В обществе стали появляться слухи о психическом расстройстве художника, которые постоянно приходилось опровергать Гоголю.
Вскоре художник перестал понимать цену деньгам, которые получал на исполнение картин, своими отсрочками он создавал себе дурную репутацию. Он плохо разбирался в людях и фактически жил своими иллюзиями.
В начале 1850-х годов Иванов на время бросил работу над «Явлением Христа народу». У живописца появился новый замысел, еще более грандиозный, но откровенно несбыточный. Художник задумал серию росписей на стенах специально сооруженного здания, вроде храма. Это должно было стать своего рода современным истолкованием Библии.
В процессе работы Иванов создает огромное количество набросков, подготовительных рисунков, схем размещения росписей. Центральное место среди них занимают так называемые библейские эскизы – более двухсот акварельных композиций, которые долгое время после смерти художника оставались никому не известными и произвели сенсацию.
В 1858 году художник возвращается из Италии в Петербург. Иванов надеялся получить за картину всей своей жизни серьезную сумму, совершить поездку на Восток, а затем спокойно жить в Москве.
Но картина «Явление Христа народу», показанная сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, была встречена довольно сдержанно.
3 июля 1858 года, немногим более месяца спустя после возвращения из Италии, художник Александр Андреевич Иванов умер от холеры.
art19.info
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=771