Портрет джиневры де бенчи, леонардо да винчи

Шедевр в деталях | Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519, Italian) — Портрет Джиневры Бенчи

lomovolga

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

«Портрет Джиневры Бенчи» — ранняя картина Леонардо да Винчи, написанная около 1474—1476 годов, образец флорентийской портретной живописи позднего кватроченто (эпохи Раннего Возрождения).

Leonardo da Vinci, Portrait of Ginevra de’ Benci c.1474/78, oil on panel, 38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,

National Gallery of Art, Washington DC

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Это женский портрет, на котором, как выяснили в XX веке, изображена Джиневра д’Америго де Бенчи, флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века, платоническая возлюбленная венецианца Бернардо Бембо, который, скорее всего, и заказал этот портрет художнику.

Это единственная картина Леонардо да Винчи, находящаяся за пределами Европы и выставлявшаяся на продажу в послевоенное время; в настоящий момент она находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, до этого несколько веков она находилась в коллекции князей Лихтенштейна.

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

  • Национальная галерея искусства, Вашингтон
  • «>

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Картина почти квадратного формата изображает молодую девушку в платье терракотового цвета с тёмно-синей шнуровкой на груди. На плечи наброшен тёмно-коричневый шарф. Вопреки обыкновению портретистов того времени, наряд девушки лишён каких-либо украшений, лишь одна маленькая жемчужина стягивает у ворота края прозрачной рубашки, выступающей из-под низкого выреза платья.

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Leonardo da Vinci, Portrait of Ginevra de’ Benci c.1474/78, oil on panel, 38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,

National Gallery of Art, Washington DC

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Beethoven *Pathetique Sonata, Movement #2*

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

Национальная галерея искусства, Вашингтон

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

У девушки характерная для данного периода флорентийской моды причёска — гладко зачёсанные волосы с прямым пробором и двумя вьющимися локонами, обрамляющими лоб. На затылке волосы закреплены белым головным убором или лентой.

Leonardo da Vinci, Portrait of Ginevra de’ Benci c.1474/78, oil on panel, 38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,

  1. National Gallery of Art, Washington DC

Leonardo da Vinci, Portrait of Ginevra de’ Benci c.1474/78, oil on panel, 38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,

  • National Gallery of Art, Washington DC

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

  1. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Модель изображена в три четверти в погрудном обрезе на фоне гористого пейзажа.

Нижняя часть портрета (вероятно, 1⁄3 или же около 9 см), предположительно, изображавшая руки модели, утрачена, из-за чего формат картины изменился с поясного на погрудный.

Композиция портрета, по указаниям различных искусствоведов, сходна со скульптурой наставника Леонардо — Верроккьо, известной под названием «Дамы с букетом (Флора)» и созданной примерно в те же годы.

Андреа Вероккио, т. н. «Дама с букетом, или Флора (Dama del mazzolino)» — предполагаемый портрет возлюбленной Лоренцо Великолепного Лукреции Донати,

  • ок. 1480, Национальный музей, Флоренция

Бледное лицо девушки с широкими скулами и узким разрезом глаз выделяется на фоне вечернего сумеречного ландшафта с тёмным кустом можжевельника на среднем плане и прудом с бликами света на воде — на заднем. У модели большая голова на узких плечах и круглое лицо.

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

  1. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

  • Национальная галерея искусства, Вашингтон

 Структура её гладких волос продуманно изображена в контрасте к жёстким и колким веткам можжевельника, окружающим её лицо своеобразным нимбом, а также прозрачной, зыбкой листве деревьев заднего плана. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, а благодаря приёмам кьяроскуро на портрете резко контрастируют области света и тени.

Leonardo da Vinci, Portrait of Ginevra de’ Benci c.1474/78, oil on panel, 38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,

  1. National Gallery of Art, Washington DC

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

  • Национальная галерея искусства, Вашингтон

В нарушение ренессансной портретной традиции Леонардо изобразил девушку повернувшейся не влево, а вправо, соответственно расположив источник света. Такой зеркальный поворот привычной композиции вносит в изображение некоторую непринуждённость.

Тонкая игра светотени на её лице создает впечатление жизни.

Гамма картины приглушённая и чуть холодноватая, типичная для мастера: она достаточно ограничена и состоит из золотистых, коричневатых, тёмно-зелёных, оливковых и голубоватых тонов

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

  1. Национальная галерея искусства, Вашингтон
  2. На обороте, как это изредка бывало в портретном жанре того периода, изображена эмблема: вертикальная ветвь можжевельника в обрамлении венка из лавровой (символ поэтического занятия) и пальмовой (символ нравственности и христианского сострадания) ветвей.

Leonardo da Vinci, Portrait of Ginevra de’ Benci, c.1474/78, oil on panel, 38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,

  • National Gallery of Art, Washington DC
  •  Ветви перевиты лентой (так называемой cartiglio) с латинским motto (изречением): «Virtutem forma decorat» («Красота — украшение добродетели; она украшает свою добродетель красотой»).

Leonardo da Vinci, Portrait of Ginevra de’ Benci, c.1474/78, oil on panel, 38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,

  1. National Gallery of Art, Washington DC

Лавр и пальмовая ветвь символизируют идею триумфа добродетели, изобразительно продолжая начальные слова латинского гекзаметра, приведённого в изречении.

Фон оборотной стороны визуально имитирует плиту из порфира (камня, который ценили за его вечность, твёрдость и редкостность, он являлся символом редкого и неизменного совершенства).

Изучение картины и её расчистка в 1990 году показали, что венок и лента на обороте, возможно, были добавлены позднее, хотя окончательно это предположение не доказано.

В отличие от лицевой стороны, где утрата нижней трети картины не так очевидна, на обороте хорошо видно, что рисунок триумфального венка грубо обрезан внизу; утрата красочного слоя видна также под вертикальной ветвью можжевельника. В правом верхнем углу оборота сохранилась красная сургучная печать, поставленная на картину в XVIII веке его очередными владельцами

Leonardo da Vinci, Portrait of Ginevra de’ Benci, c.1474/78, oil on panel, 38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,

  • National Gallery of Art, Washington DC

На лицевой стороне при внимательном изучении видны отпечатки пальцев художника, свидетельствующие о том, что растушёвка краски проводилась пальцами. Картина является одним из самых ранних экспериментов итальянских художников с привезённой из Нидерландов манерой писать маслом, и некоторые складки на живописной поверхности показывают, что автор ещё не в совершенстве владеет этой техникой.

По указаниям учёных (например, В. Н. Гращенкова), то, что в портрете отсутствуют руки, идёт вразрез с тезисом Леонардо из его «Трактата о живописи», где он советовал писать портреты с руками, так как они не менее красноречиво характеризуют человека, чем лицо, причём руки «лучше всего располагать так, чтобы одна покоилась на другой».

Этот факт являлся единственным серьёзным возражением против атрибуции данной картины кисти Леонардо. Но он сразу же опровергается тем, что картина, очевидно, была обрезана (вероятно, потому, что её низ был повреждён огнём, влагой или чем-то другим).

Доказательство этому даёт обратная сторона картины: ветки на ней первоначально образовывали венок, теперь же явно, что нижняя часть утрачена, и если мысленно дополнить не хватающую для полного круга часть эмблемы, то выходит как раз достаточное для изображения рук пространство.

  1. Реконструкция возможного первоначального вида картины Collage of Leonardo's portrait of Ginevra Benci with missing hands known from drawing

Кроме того, сохранился рисунок Леонардо серебряным карандашом (коллекция Виндзорского замка) этого же периода, где изображены женские руки, по своим пропорциям и структуре поразительно соответствующие данному портрету.

Рисунок, видимо, являлся этюдом к портрету. Набросок позволяет предполагать, что модель могла держать в руках цветок или украшение.

Гращенков соглашается с тем, что эти зарисовки с полным основанием можно считать этюдами к данной картине.

  • Leonardo da Vinci, Study of Hands, c. 1474, Silverpoint and white highlights on pink prepared paper, 214 x 150 mm,
  • Windsor Castle, Royal Collection
  • Состоятельная семья Бенчи была тесно связана с родом Медичи своей финансовой деятельностью и занимала достаточно видное положение во Флоренции того времени.

Архивные изыскания показали, что Джиневра Бенчи, известный и одарённый интеллектуал своего времени, родилась в 1456 или 1457 году. Она вышла замуж за вдового Луиджи Никколини 15 января 1474 года в возрасте 16—17 лет; жених был в два раза старше.

Она принесла ему значительное приданое в 14 тыс. флоринов. Луиджи Никколини принадлежал к известной флорентийской семье, которая, как и род Бенчи, была сторонницей Медичи. Супруги детей не имели.

Луиджи стал испытывать серьёзные финансовые затруднения — уже в 1480-м году его долги превысили всё его состояние.

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

  1. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Джиневра была образованной женщиной, хорошо известной во Флоренции и Риме благодаря своей красоте и добродетелям, а также интересу к музыке и поэзии.

Современники называли её уменьшительным именем — La Bencina, которое было прозвищем, образованным от фамилии и намекающим при этом на её миниатюрное телосложение. Они высоко ценили её благочестие, добродетель, красоту и интеллект.

Лоренцо Великолепный посвятил ей два сонета (например, Io son quella pecorella / che il pastor suo ha smarrito…); она и сама писала стихи, но из её произведений сохранилась единственная строчка:

«Vi chiedo perdono; io sono una tigre di montagna.» (Прошу у вас прощенья, я лишь горный тигр.)

Умерла Джиневра в 1521 или же в 1530 году бездетной вдовой, предположительно от туберкулёза.

Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» (мой коллаж из фрагментов) ок. 1474—1476 Ritratto di Ginevra de' Benci Доска, масло. 38,8 × 36,7 см

  • Национальная галерея искусства, Вашингтон
Читайте также:  Суриков: картины, биография. работы василия ивановича сурикова

Обстоятельства создания портрета являются предметом научной дискуссии. Женщин в эпоху Ренессанса писали обычно по трём поводам — в случае помолвки, в случае свадьбы или же в случае смерти.

Если портрет являлся свадебным, то обычно он был парным к портрету мужа, и женщина в таком случае изображалась в правом повороте «Портрет Джиневры Бенчи» очень часто считали имеющим отношение к свадьбе или помолвке модели, поскольку толковали изображённый на ней можжевельник как аллегорию целомудрия.

Поскольку Леонардо написал девушку обращённой лицом в «неправильную» сторону, предполагали, что портрет, скорее всего, имел отношение не к свадьбе, а к помолвке

Впрочем, в таком случае вызывало удивление, что изображение, как это бывало обычно, не было наполнено демонстрацией богатого приданого невесты — ювелирными украшениями и платьем из драгоценной парчи, что подчёркивало бы состояние её семьи. Версия о том, что портрет был написан по случаю свадьбы или помолвки Джиневры, является (при изучении литературы XX века) наиболее распространённой, но исследования последних десятилетий доказывают, что она, скорее всего, ошибочна.

Портрет, вероятней всего, был заказан венецианским послом во Флоренции Бернардо Бембо, близким другом и платоническим поклонником Джиневры; их отношения известны из множества письменных источников.

Ганс Мемлинг (около 1433–1494) «Портрет мужчины с монетой императора Нерона (Бернардо Бембо?)»  до 1480.

  1. Королевский музей изящных искусств (Антверпен)

 На верность этой версии указывает изображение на обороте картины.

Написанный там венок из пальмы и лавра является персональной эмблемой Бембо, которую он использовал в качестве «экслибриса» для рукописей в своем собрании, а затем при реставрации гробницы Данте, которую он заказал в 1483 году Пьетро Ломбардо, и в ряде других мест.

Но в данной картине к его эмблеме из двух растений в центре присоединяется третье — можжевельник, эмблема Джиневры. Таким образом, изображение на обороте портрета представляет собой сплетение геральдических растений двух влюблённых, что находится в русле ренессансной символики.

Более того, если сейчас эмблема украшена девизом «Красота украшает добродетель», то ранее, как показала инфракрасная съемка, надпись гласила Virtus et honor («Добродетель и честь»), что является личным девизом Бембо.

Эмблема Бернардо Бембо — венок из пальмовой и лавровой ветвей, внутри девиз «Добродетель и честь».

Крайне вероятная связь заказа портрета с поклонником Джиневры выводит эту картину из цикла «свадебных» произведений и делает её уникальным с точки зрения заказа памятником среди женских флорентийских портретов этой эпохи, поскольку он оказывается не связанным с событиями семейного характера и не заказан членами её семьи. Он является лишь памятником любви, причём платонической.

  • источник текста

Серия сообщений «Шедевр в деталях «: Часть 1 — Шедевр в деталях | Ян ван Хейсум (Jan van Huysum, 1682 — 1749, Dutch) — Букет цветов в терракотовой вазе.Часть 2 — Шедевры в деталях | Дворцовая архитектура в живописи голландских художников XVI — XVII вв. …

Часть 18 — Шедевры в деталях | Anthony van Dyck (1599-1641, Flemish) & Daniel Mytens (1590-1647, Dutch) — Роберт Рич (1587-1658), второй граф Уорик

https://www.youtube.com/watch?v=3D3smjTPWHs

Часть 19 — Шедевр в деталях | Peter Paul Rubens (1577–1640) & Jan Brueghel the Elder (1568–1625) — The garden of Eden with the fall of manЧасть 20 — Шедевр в деталях | Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519, Italian) — Портрет Джиневры Бенчи

kolybanov.livejournal.com

Источник: https://govza.ru/2016/06/15/shedevr-v-detalyah-leonardo-da-vinchi-leonardo-da-vinci/

«Красота — украшение добродетели».Леонардо.Дженевра Бенчи. | Волшебная сила искусства

 Наверное, пока держится мир, человечество всегда будет разгадывать тайну одного из своих величайших гениев — Леонардо да Винчи. Как бы не менялись века, стиль жизни или пристрастия, магнит Леонардо неизменно притягивает всех и вся. 

           После того,как мы с вами обсудили картину Потерянной принцесы Леонардо,захотелось вновь вернуться в мир этого мага эпохи Возрождения.Присмотреться к его женским портретам и мадоннам,побольше узнать о тех,кого  он изобразил.Многие из этих картин вы видели в х,но так интересно разобраться подробнее.

Начнём с портрета ДЖЕНЕВРЫ БЕНЧИ.

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи Пртрет Дженевры  де Бенчи. 1474-1476г( Масло.Доска 38см -36см)

  •                       Это женский портрет, на котором, как выяснили в XX веке, изображена Джиневра д’Америго де Бенчи, флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века,платоническая возлюбленная венецианца Бернардо Бембо, который, скорее всего, и заказал этот портрет художнику.
  •                 Это единственная картина Леонардо да Винчи, находящаяся за пределами Европы и выставлявшаяся на продажу в послевоенное время; в настоящий момент она находится в  Национальной галерее искусства в Вашингтоне, до этого несколько веков она находилась в коллекции князей Лихтенштейна.
  •           АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ

 пишет о своем впечатлении от этого лица: «Невозможно выразить то окончательное впечатление, которое производит на нас этот портрет. Невозможным оказывается даже определённо сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна. Она и привлекает, и отталкивает.

            В ней есть что-то невыразимо прекрасное и одновременно отталкивающее, точно дьявольское. Но дьявольское — отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Просто — лежащее по ту сторону добра и зла. Это обаяние с отрицательным знаком: в нём есть что-то почти дегенеративное и… прекрасное»

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

 ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

                      Картина почти квадратного формата изображает молодую девушку в платье терракотового цвета с тёмно-синей шнуровкой на груди. На плечи наброшен тёмно-коричневый шарф.

         Вопреки обыкновению портретистов того времени, наряд девушки лишён каких-либо украшений, лишь одна маленькая жемчужина стягивает у ворота края прозрачной рубашки, выступающей из-под низкого выреза платья.

У девушки характерная для данного периода флорентийской моды причёска — гладко зачёсанные волосы с прямым пробором и двумя вьющимися локонами, обрамляющими лоб. На затылке волосы закреплены белым головным убором или лентой.

                      Бледное лицо девушки с широкими скулами и узким разрезом глаз выделяется на фоне вечернего сумеречного ландшафта с тёмным кустом можжевельника на среднем плане и прудом с бликами света на воде — на заднем.

У модели большая голова на узких плечах и круглое лицо.

Структура её гладких волос продуманно изображена в контрасте к жёстким и колким веткам можжевельника, окружающим её лицо своеобразным нимбом, а также прозрачной, зыбкой листве деревьев заднего плана.

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Оборот портрета.*( Здесь видно,что картина была обрезана,нет законченности венка.)

                На обороте, как это изредка бывало в портретном жанре того периода, изображена эмблема: вертикальная ветвь можжевельника в обрамлении венка из лавровой (символ поэтического занятия) и пальмовой (символ нравственности и христианского сострадания) ветвей. Ветви перевиты лентой с латинским motto (изречением): «Virtutem forma decorat» («Красота — украшение добродетели; она украшает свою добродетель красотой»)

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

                По указаниям учёных (например, В. Н. Гращенкова), то, что в портрете отсутствуют руки, идёт вразрез с тезисом Леонардо из его «Трактата о живописи», где он советовал писать портреты с руками, так как они не менее красноречиво характеризуют человека, чем лицо, причём руки «лучше всего располагать так, чтобы одна покоилась на другой».

            Этот факт являлся единственным серьёзным возражением против атрибуции данной картины кисти Леонардо. Но он сразу же опровергается тем, что картина очевидно была обрезана (вероятно, потому, что её низ был повреждён огнём, влагой или чем-то другим).

Доказательство этому даёт обратная сторона картины: ветки на ней первоначально образовывали венок, теперь же явно, что нижняя часть утрачена, и если мысленно дополнить не хватающую для полного круга часть эмблемы, то выходит как раз достаточное для изображения рук пространство.

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Набросок рук из Виндзорского замка, считающийся подготовительным к «Джиневре Бенчи».

              Кроме того, сохранился рисунок Леонардо серебряным карандашом (коллекция Виндзорского замка) этого же периода, где изображены женские руки, по своим пропорциям и структуре поразительно соответствующие данному портрету.

Рисунок, видимо, являлся этюдом к портрету. Набросок позволяет предполагать, что модель могла держать в руках цветок или украшение. Гращенков соглашается с тем, что эти зарисовки с полным основанием можно считать этюдами к данной картине.

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

           Портрет Джиневры Бенчи» входит в число работ, с помощью которых исследователи Леонардо восстанавливают картину его ранней художественной деятельности. Б. Р. Виппер пишет:

…всякого, кто подойдёт к этому портрету после знакомства со знаменитым портретом «Моны Лизы», невольно оттолкнёт некоторая сухость линий, мелочный рисунок волос, гладко, до лощёности, полированная поверхность.

Но не нужно забывать, что портрет «Моны Лизы» принадлежит к самому зениту творчества Леонардо, тогда как здесь мы имеем перед собой начинающего мастера, наполовину ещё кватрочентиста, притом сильно связанного жёсткими рисовальными приёмами своего учителя

КТО ОНА-ДЖЕНЕВРА БЕНЧИ?

             Состоятельная семья Бенчи была тесно связана с родом Медичи своей финансовой деятельностью и занимала достаточно видное положение во Флоренции того времени. Отец Джиневры, Америго Бенчи был гуманистом, коллекционером греческих и римских авторов, патроном и другом литераторов, философов и художников.

              Архивные изыскания показали, что Джиневра Бенчи, известный и одарённый интеллектуал своего времени, родилась в 1456 или 1457 году. Она вышла замуж за вдового Луиджи Никколини 15 января 1474 года в возрасте 16—17 лет; жених был в два раза старше.

Она принесла ему значительное приданое в 14 тыс.флоринов. Луиджи Никколини принадлежал к известной флорентийской семье, которая, как и род Бенчи, была сторонницей Медичи. Супруги детей не имели.

Луиджи стал испытывать серьёзные финансовые затруднения — уже в 1480-м году его долги превысили всё его состояние.

              Джиневра была образованной женщиной, хорошо известной во Флоренции и Риме благодаря своей красоте и добродетелям, а также интересу к музыке и поэзии.

Современники называли её уменьшительным именем — La Bencina, которое было прозвищем, образованным от фамилии и намекающим при этом на её миниатюрное телосложение. Они высоко ценили её благочестие, добродетель, красоту и интеллект.

 Лоренцо Великолепный посвятил ей два сонета (например, Io son quella pecorella / che il pastor suo ha smarrito…); она и сама писала стихи, но из её произведений сохранилась единственная строчка:

  1.    Vi chiedo perdono; io sono una tigre di montagna
  2.     (Прошу у вас прощенья, я лишь горный тигр.)
  3. Поэт Алессандро Браччези, который написал о том, как собрал фиалки, которые упали с одеяния Джиневры, и тайком отнёс их Бернардо Бембо, также восхваляет её «пальцы, белые как слоновая кость
  4. Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи
Читайте также:  Скульптуры лувра: фото и описание

Ганс Мемлинг. «Портрет мужчины с монетой императора Нерона(Бернардо Бембо?)», до 1480.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЗАКАЗА ПОРТРЕТА:

                       Портрет, вероятней всего, был заказан венецианским послом во Флоренции Бернардо Бембо, близким другом и платоническим поклонником Джиневры; их отношения известны из множества письменных источников.

На верность этой версии указывает изображение на обороте картины.

 Написанный там венок из пальмы и лавра является персональной эмблемой Бембо, которую он использовал в качестве «экслибриса» для рукописей в своем собрании, а затем при реставрации гробницы Данте, которую он заказал в 1483 году Пьетро Ломбардо, и в ряде других мест.

            Но в данной картине к его эмблеме из двух растений в центре присоединяется третье — можжевельник, эмблема Джиневры.

Таким образом, изображение на обороте портрета представляет собой сплетение геральдических растений двух влюблённых, что находится в русле ренессансной символики.

Более того, если сейчас эмблема украшена девизом «Красота украшает добродетель», то ранее, как показала инфракрасная съемка, надпись гласила Virtus et honor («Добродетель и честь»), что является личным девизом Бембо.

                       Джиневра и Бернардо расстались не по-доброму. Современники свидетельствуют, что она была разбита его внезапным исчезновением из своей жизни. Ландино указывает, что это сподвигло её углубиться в литературную деятельность.

В окончательный год отъезда Бембо (1480) её муж пишет, что она была серьёзно больна.

На некоторое время Джиневра избрала добровольное изгнание в сельском поместье, о чём в своем сонете пишет Лоренцо Медичи, сравнивая её с заблудшим агнцем и упоминая всеобщее недовольство её отсутствием. 

Умерла Джиневра в 1521 или же в 1530 году бездетной вдовой, предположительно от туберкулёза.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

                               В Новое время полотно находилось в Лихтенштейнской галерее в Вене. Позже портрет был вывезен Лихтенштейнами из Вены в замок Вадуц.

Картина была приобретена в 1967 году вашингтонской Национальной галереей искусства (Ailsa Mellon Bruce Fund) у Франца Иосифа II, владетельного князя Лихтенштейна, попавшего в весьма трудное финансовое положение после войны, за рекордную по тем временам сумму в 5 млн долларов США.

Источники.

http://otvet.mail.ru/question/82052738/

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0124/p0124.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%​​B5%D0%B2%D1%80%D1%8B_%D0%B4%D0%B5_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B8

http://popova-art.livejournal.com/45787.html

http://www.liveinternet.ru/tags/%AB%EF%EE%F0%F2%F0%E5%F2+%E4%E6%E8%ED%E5%E2%F0%FB+%E4%E5+%E1%E5%ED%​​F7%E8%BB/

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/2441638

Картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием

Искусство и развлечения 3 апреля 2015

Леонардо да Винчи родился в 1452 году, 15 апреля. Умер он в 1519-м, 2 мая. Этого человека, безусловно, можно отнести к уникальным дарованиям нашей планеты.

Он известен не только как один из самых великих скульпторов и художников Италии, но также как поэт, музыкант, философ, ботаник, анатом, химик, инженер, исследователь, ученый. Его открытия и творения опередили время не на одну эпоху.

Основные картины Леонардо да Винчи с названиями мы опишем в этой статье.

«Портрет Джиневры де Бенчи»

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Выполнено данное произведение примерно в период с 1474-го по 1478 год. Эта ранняя работа изображает флорентийскую поэтессу, жившую в 15-м веке. С нее мы начнем представлять вам картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием.

Вероятно, произведение это можно считать первым психологическим портретом в истории живописи. На нем выражено отчетливо настроение грусти, связанное, возможно, с разрывом отношений этой девушки с Бернардо Бембо, венецианским послом, ее возлюбленным.

Бледное лицо Джиневры с узким разрезом глаз и широкими скулами выделяется контрастно на фоне природы — вечернего ландшафта. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Это тонкий намек на имя девушки.

Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. При этом автором была нарушена существовавшая в то время ренессансная традиция в изображении портретов.

Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света.

Эмблема находится на обороте этого произведения — ветвь можжевельника, помещенная внутрь венка из пальмовой и лавровой ветвей. «Красота — украшение добродетели», — гласит выполненная на обвивающей их ленте латинская надпись.

«Святой Иероним»

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Продолжаем описывать картины Леонардо да Винчи с названиями. Следующая работа была выполнена художником в 1482 году. Хранится она в музее Ватикана. К сожалению, некоторые картины этого великого художника, мыслителя, ученого эпохи Возрождения не были закончены. К ним принадлежит и интересующее нас полотно. Однако оно является произведением, в котором виден уже целиком авторский замысел. Картина «Святой Иероним» выполнена была на уровне подмалевка.

Описание картины

На ней представлен святой Иероним — переводчик на латинский язык Библии, религиозный мыслитель, подвижник и аскет, который удалился в пустыню, где провел несколько лет. Этот человек изображен кающимся. Полны мольбы его глаза.

Он отодвигает одной рукой плащ, перекинутый через плечо, а другую отводит назад, размахиваясь, чтобы ударить себя в грудь камнем. Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. Сплошным воплем о прощении является Иероним.

На переднем плане мы видим льва, который сопровождал, по легенде, этого святого с тех пор, как он, встретив его в пустыне, вылечил зверя. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима.

«Мадонна с младенцем и святой Анной»

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Эта хранящаяся сегодня в Лувре работа выполнена была примерно в 1510 году на популярный сюжет. На ней изображен младенец Христос со святой Девой и Анной, ее матерью. От более ранних композиций, которые являлись статическими, отличается расположение фигур в этой группе. Леонардо да Винчи все первые годы 16-го века работал над различными вариантами данного сюжета. Так, например, сохранился рисунок, на котором представлена несколько иная трактовка, включающая Иоанна Крестителя в младенческие годы.

Хотя изображена св. Анна на месте, обычном для нее, то есть позади святой Девы, очень реалистичны и живы все три фигуры.

Леонардо да Винчи, отойдя от существовавшей в то время традиции изображать Анну в виде пожилой матроны, написал ее неожиданно привлекательной и молодой. Она при виде младенца едва сдерживает ликование.

Аллюзией на будущую роль невинной жертвы, агнца божьего во искупление грехов является ягненок в объятиях Христа.

«Мадонна с младенцем»

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Эта картина выставлена в Эрмитаже. Годы ее создания — 1490-1491. Она имеет также второе название — «Мадонна Лита» по фамилии одного из владельцев этого полотна Леонардо да Винчи. Название картины «Мадонна с младенцем» подсказывает нам сюжет. У всякого человека, который смотрит на полотно, возникает ощущение возвышенного покоя, созерцательной одухотворенной тишины. В образе Мадонны да Винчи объединил земное, чувственное, духовное и высокое в один непоколебимый гармоничный образ красоты. Ее лицо безмятежно, и, несмотря на то, что нет улыбки на губах, поза и наклон головы выражают по отношению к ребенку бесконечную нежность. Мадонна кормит младенца грудью. Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души.

«Мадонна Бенуа» («Мадонна с младенцем»)

Существует две картины Леонардо да Винчи с названиями (фото одной из них было представлено выше), похожими друг на друга. «Мадонна с младенцем» — это и «Мадонна Бенуа», и «Мадонна Лита». С последней мы уже познакомились. Расскажем вам о первой. Работа эта также хранится в Эрмитаже. Выполнил ее художник в 1478 году.

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Эта картина является одной из знаковых в его творчестве. Центром композиции служит цветок в руках Марии, к которому тянется Иисус.

Мастер помещает одетую по флорентийской моде, существовавшей в 15-м веке, Мадонну, а также младенца в комнату, освещенную лишь окном, находящимся в глубине помещения. Но мягкий, иной свет льется сверху. Он игрой светотени оживляет полотно.

Это придает объемность фигурам, выявляет моделировку формы. Картина имеет чуть приглушенный, неяркий колорит.

«Мона Лиза»

Продолжаем описывать картины Леонардо да Винчи с названиями и годом. Следующая интересующая нас работа находится сейчас в Лувре. Написана она была в период с 1503-го по 1505 год. В записях самого художника не находится ни одного упоминания об этой работе. Речь идет, пожалуй, о самом известном полотне Леонардо да Винчи — картине «Мона Лиза».

Кто же изображен на этой картине?

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Есть много версий того, кто на самом деле изображен на картине. Высказывались предположения, что это автопортрет самого художника или его ученика, изображение его матери или же просто собирательный женский образ. По официальному мнению, представлена на картине жена одного флорентийского купца. На губах этой женщины застыла придающая ее лицу очарование и загадку знаменитая улыбка. Создается впечатление, что не зритель на нее смотрит, а она за ним наблюдает все понимающим, глубоким взглядом.

Необычайно тонкими, почти прозрачными слоями выполнена картина. Кажется, что она живая, а не написана красками. Настолько мелкими являются мазки, что ни лучи рентгена, ни микроскоп не обнаруживают следов работы художника и не могут определить количество слоев на картине. Необычайно воздушна «Джоконда». Легкой дымкой наполнено пространство картины. Оно пропускает рассеянный свет.

«Благовещение»

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Основные картины Леонардо да Винчи с названиями, которые мы представили в данной статье, завершаются описанием следующего полотна. Этой работой можно полюбоваться в галерее Уффици. Написана она была в 1472 году.

Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо. Художник должен был довести до конца это полотно, начатое другими учениками, а также исправить их ошибки. Леонардо выполнил несколько эскизов, на которых был изображен плащ Марии, а также одеяния архангела Гавриила. Он переписал драпировки на основании этих рисунков.

Они легли в результате объемными складками. После этого мастер заново написал голову Гавриила, немного наклонив ее, однако в изображение Марии изменения внести не успел. Поза ее выглядит не вполне естественно. Вероятно, тот, кто работал над полотном до Леонардо, не очень хорошо знал законы перспективы.

Однако неожиданным образом все эти ошибки показывают, насколько непростым было овладение реалистической живописью.

Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием. Мы постарались вкратце рассказать о них. Конечно, название картин Леонардо да Винчи на английском языке звучит иначе, как и на итальянском, языке самого художника.

Однако каждый человек, независимо от национальности, способен проникнуться этими великими работами. Многим англичанам, например, совсем необязательно видеть название картин Леонардо да Винчи на английском языке. Они и так знают, что это за работа.

Произведения великого художника настолько популярны, что зачастую не нуждаются в представлении.

Читайте также:  Голубятник, перов, 1874

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128405/

Портрет Джиневры деи Бенчи — 1474-1476 Леонардо да Винчи

Ноябрь 09, 2012

„Чтобы добиться максимально точного воспроизведения природы и заодно соответствовать самым разным вкусам, ты, художник, должен делать так, чтобы в одной и той же композиции находились как предметы, погруженные в почти непроницаемый мрак, так и те, которые ярко освещены, — чтобы появился повод вдоволь поиграть тенями” Леонардо да Винчи

Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Портрет Джиневры деи Бенчи

1474-1476; 42х37 см; дерево, маслоНациональная галерея, Вашингтон Во время учебы в мастерской Верроккио Леонардо да Винчи знакомится с одним из самых состоятельных людей Флоренции Америго ди Джованни Бенчи и часто бывает в его доме, где время от времени собирается прогрессивная флорентийская молодежь — ученые, литераторы, художники…

Молодой Леонардо с большим интересом посещает эти вечеринки, где принимает активное участие в различного рода дискуссиях, делится с присутствующими своими планами, обсуждает новые проекты и, конечно, много рисует.

Портрет дочери гостеприимного хозяина этого дома Джиневры Бенчи был написан именно в этот период по случаю ее замужества. Картина, к сожалению, была сильно повреждена: часть доски снизу обрезана, и теперь мы можем лишь догадываться, что руки дамы были изображены, очевидно, в том же положении, какое тридцать лет спустя примут руки Моны Лизы…

Возможно Джиневра была по натуре холодна и надменна, или же житейские обстоятельства заставляли ее вступить в брак не по любви — во всяком случае, при взгляде на этот портрет становится ясно, что Леонардо не питал к модели никаких теплых чувств. Картина пронизана меланхоличным настроением, написана в довольно мрачных, сумеречных тонах.

Бледное лицо Джиневры резко выделяется на фоне темной массы листвы у нее за спиной — это ветви можжевельника, который является гербовым знаком семьи Бенчи и по-итальянски называется «джинепро», что созвучно имени девушки.

Пейзаж на дальнем плане окутан дымкой — это знаменитое «сфумато» (дословно: «погруженный в туман», «затуманенный»): при помощи многочисленных прозрачных лессировок художник добивался смягчения контуров предметов, плавности их очертаний. И хотя «сфумато», как и «кьяроскуро» (светотень), были изобретены задолго до Леонардо, все же именно он добился в использовании этих приемов потрясающих результатов.

Учитывая тот факт, что Леонардо в этот период продолжал учебу в мастерской Верроккио и, естественно, находился под влиянием стиля своего учителя, не удивительно, что источником вдохновения в работе над «Портретом Джиневры деи Бенчи» для Леонардо послужили мраморные фигуры Верроккио — в частности, столь характерные для них женские лица с отсутствующим взглядом.

На обороте портрета Джиневры Леонардо изобразил герб семьи Бенчи, на котором ветвь можжевельника в обрамлении лавровой и пальмовой ветвей была перевита лентой с латинским изречением: «Virtutem forma decorat» («Красота — украшение добродетели»).

(1452-1519) Леонардо да Винчи

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания и делитесь ими!

Знаете ли вы … …что такое «ДЖИП»?Портрет Джиневры де Бенчи, Леонардо да Винчи

Название этих автомобилей произошло от английской аббревиатуры G.P. (Джи-Пи) — General Purpose, то есть, всего-навсего, «транспортное средство общего назначения». Написание «Jeep» появилось значительно позже.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/portret-dzhinevry.php

Портрет Джиневры де Бенчи, Святой Иероним и другие самые знаменитые работы Леонардо да Винчи

Полотно относится к ранним работам художника. Оно написано где-то между 1474-м и 1478 годами. На этом холсте мастер создал один из первых психологических портретов в истории мирового искусства.

Мы видим поэтессу и интеллектуалку из Флоренции, современницу художника, одну из самых знаменитых женщин. И в композиции, и в выражении лица девушки чувствуется печаль. Ее любовником (возможно, платоническим) был венецианский посол Бернардо Бембо.

Говорят, даже портрет был заказан им. Но пока картина писалась, возлюбленным волею судеб пришлось расстаться.

https://www.youtube.com/watch?v=KuNUi6JwbcI

Джиневра бледна, она грустно смотрит вдаль своими суженными глазами. Ее портрет контрастирует с мягкими тонами вечернего пейзажа. На картине изображен можжевельник, название которого на итальянском языке созвучно с именем поэтессы.

На этом холсте художник демонстрирует зрителям высокий уровень мастерства. С помощью знаменитой техники затушевавания – сфумато – контуры фигуры смягчены. В то же время автор нарушил ренессансную традицию, применявшуюся в то время при написании портретов.

Модель повернутая вправо, а не влево, является также источником света.

На обороте этой работы изображена эмблема – ветвь можжевельника, помещенная внутри венка из пальмовых и лавровых веток. «Она украшает добродетель красотой» – украшение добродетели», – говорит латинская надпись на ленте, которая обвивает их.

Эта работа была создана художником в 1482 году. Она хранится в Ватиканском музее и относится к незавершенным произведениям великого художника эпохи Возрождения. Тем не менее в ней прекрасно видны намерения автора.

На холсте изображен Святой Иероним – известный тем, что перевел Библию на латынь, а также как религиозный мыслитель и аскет. Он жил несколько лет в пустынной местности, где предавался покаянию. Будущий святой изображен с умоляющим взглядом, обращенным к Богу. Одной рукой он оттягивает плащ, а другой держит камень.

У него изможденное лицо, а все его мышцы, особенно рук и плеч, напряжены. Он словно весь – воплощенная мольба о прощении. На переднем плане – лев, который, согласно легенде, сопровождал этого святого, так как тот, встретив зверя в пустыне, исцелил его.

Этот дикий зверь был привлечен добротой и любовью святого и стал ему служить.

Эта работа, хранящаяся в Лувре, была выполнена около 1510 года. На ней изображены младенец Христос со Святой Богородицей и Анной, ее матерью. Леонардо да Винчи в течение первых лет 16-го века работал над различными версиями этой истории. Так, например, есть еще картина на эту тему, фигуры которой изображены иначе.

Хотя изображена св. Анна на традиционном для нее месте, то есть позади Пресвятой Богородицы, картина очень реалистична, и все три фигуры как живые.

Леонардо да Винчи порывает с обычаем изображать святую Анну пожилой матроной. Он написал ее молодой и привлекательной женщиной. Она едва сдерживает радость при виде ребенка.

Агнец в объятиях Христа символизирует будущую роль Спасителя как агнца Божьего во искупление грехов.

Эта картина находится в Эрмитаже. Она написана художником в начале 90-х годов пятнадцатого века. Ее также называют «Мадонна Литта» по имени одного из людей, которые были первыми владельцами картины Леонардо. Когда мы смотрим на это полотно, то у нас возникает чувство возвышенного спокойствия, созерцания, нам хочется раствориться в молчании.

Этот образ Мадонны воплотил множество противоречий, которые казались несовместимыми. Чувственность и духовность, земное и небесное, телесность и религиозность — все это слилось в одно гармоничное ощущение красоты.

Лицо Святой Девы безмятежно, и несмотря на то что она не улыбается, но наклоняет голову так, что мы словно чувствуем ее бесконечную нежность по отношению к ребенку. Мадонна кормит ребенка грудью, держится за грудь матери, едва бросая взгляд на зрителей. Слева от Мадонны изображен щегол.

Эта птица в христианской иконографии чаще всего символизировала человеческую душу, стремящуюся к Христу.

Есть две картины Леонардо да Винчи, названия которых похожи друг на друга. Первая из них – это описанная выше «Мадонна Литта», и вторая – «Мадонна Бенуа» Эта работа также хранится в Эрмитаже. Художник завершил ее в 1478 году.

Эта картина является знаковой в творчестве художника. Центром композиции является цветок в руках Марии, к которому тянется Иисус. Мадонна одета по флорентийской моде 15 века.

Она и ребенок находятся в комнате, освещенной только окном, расположенным в задней части помещения. Но другой, мягкий свет льется сверху. Мастер оживляет холст с помощью техники кьяроскуро.

Это возможность с помощью цветовых оттенков придавать двумерным изображениям объемность и моделировать их форму. Цвета на картине – мягкие, слегка приглушенные.

Эта самая загадочная картина художника находится в Лувре. Она был написана между 1503 и 1505 годами. В записях художника нет ни одного упоминания об этой работе. Это, пожалуй, самое известное полотно Леонардо да Винчи

Кто изображен на картине? По этому поводу ходит много различных версий. Есть даже предположения, что это автопортрет художника или его ученика, портрет его матери или просто коллективный женский образ.

Согласно официальной версии, на фотографии изображена жена флорентийского купца — Джоконда. Так написал знаменитый историк живописи Вазари. Но потом оказалось, что всю эту историю он выдумал. На устах женщины застыла знаменитая загадочная улыбка, известная на весь мир.

Кажется, что не зритель смотрит на нее, а она смотрит на него понимающим глубоким взглядом.

Картина выполнена в чрезвычайно тонкой технике. Кажется, что портрет живой, а не нарисованный. Мазки настолько тонкие, что ни рентгеновские лучи, ни микроскоп не могут обнаружить следов работы художника, и в состоянии определить количество слоев на картине. «Мона Лиза» чрезвычайно воздушна. Пространство заполнено легкой дымкой, словно испускающей рассеянный свет.

Картина находится во Флоренции, в музее Уфицци. Она была написана в 1472 году. Леонардо да Винчи писал ее, работая у Андреа Верроккьо. Живописцу пришлось закончить эту картину, которую начали другие, да еще и исправлять их погрешности.

Леонардо да Винчи вначале сделал наброски – плаща Марии, одежд архангела Гавриила. Он создал объемные складки их одеяний. После этого мастер переписал голову Гавриила, но не внес изменений в образ Марии.

Все это демонстрирует, насколько сложно было овладеть реалистичной живописью.

Эта картина находится в Кракове, в музее Чарторыйских. На полотне изображена любовница герцога Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани. Считается, что в момент написания картины (около 1490 г.) этой девушке было всего 17. Женщина, портрет которой написал гениальный художник, словно воплощает всю сложность эпохи Ренессанса.

Она одновременно раскована и стыдлива, статична и будто сейчас двинется. Ее одежда и роскошная, и строгая. Она словно лукавая хищница, подобно горностаю, которого держит на руках. И в то же время это одухотворенная интеллектуалка. Она не может похвастаться целомудрием. Но ее поза и осанка преисполнены достоинства.

Источник: https://homsk.com/martin/portret-dzhinevry-de-benchi-svyatoy-ieronim-i-drugie-samye-znamenitye-raboty-leonardo-da-vinchi

Ссылка на основную публикацию