Портрет архиепископа гавриила петрова, антропов — описание

  • Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание
  • Автопортрет
  • Антропов Алексей Петрович (1716—1795) — русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты.
  • В истории русского искусства Антропов остался прежде всего как замечательный портретист, творчество которого исходило из национальной традиции XVII века и портретного канона петровского времени, олицетворяя следующий этап в развитии русской портретной живописи XVIII века.

Родился 14 (25) марта 1716 г. в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений.

В 1742 г. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве.

В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе. Также участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

В 1752 г. Антропов получил заманчивое предложение ехать в Киев для исполнения живописных работ в построенном по проекту Ф. Растрелли архитектором И. Мичуриным Андреевском соборе.

Помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря».

Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 г. Московского университета. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера».

Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству».

В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий.

Антропов скончался 12 (23) июня 1795 г. в Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Портрет графини М. А. Румянцевой

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Портрет Петра I

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

«Портрет неизвестного в красном комзоле»

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Портрет неизвестной

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

«Портрет тверского архиепископа Платона Левшина»

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

«Портрет Петра Андреевича Колычева»

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

«Портрет Анны Ивановны Колычевой»

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

«Портрет Д.И.Бутурлина»

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

  1. «Портрет Екатерины II»
  2. «Портрет Екатерины II»

«Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова»

  • «Портрет архиепископа С.Кулябки»
  • «Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли»
  • «Портрет неизвестной»
  • «Портрет Анны Карловны Воронцовой»

Источник: https://obiskusstve.com/292606856547011012/antropov-aleksej-petrovich-russkij-portretist/

Антропов Алексей Петрович – знаменитый русский художник

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Родился 25 марта  1716 года в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича.

С 1739 г.

Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.

В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.

) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе.

Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.

Художник Антропов картины

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Апостол Андрей

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Апостол

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Тайная вечеря. Заалтарный образ

В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства.

Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода.

В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеПортрет метрополита Гавриила (Петрова) Новгородского и Сакнт-ПетербургскогоПортрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеПортрет Платона II (Левшина), митрополита МосковскогоПортрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры

Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеПортрет Анны Ивановны КолычевойПортрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеПортрет Великого Князя Павла Петровича в детствеПортрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II ВеликойПортрет Главнокомандующего графа Уильяма В.ФермораПортрет графа Ивана Симоновича ГендриковаПортрет графа Михаила Дмитриевича БутурлинаПортрет графини Агриппины Леонтьевны АпраксинойПортрет графини Елизаветы ВоронцовойПортрет графини Елизаветы Францевны БутурлинойПортрет графини Марии Андреевны РумянцевойПортрет графини Татьяны Алексеевны ТрубецкойПортрет графины Анны ВоронцовойПортрет детей австрийской Императрицы Марии-ТерезыПортрет Дмитрия Ивановича БутурлинаПортрет Екатерины II ВеликойПортрет Императора Петра I ВеликогоПортрет Императора Петра I ВеликогоПортрет Императора Петра IIIПортрет Императрицы Екатерины II ВеликойПортрет Императрицы Екатерины II ВеликойПортрет Императрицы Екатерины II ВеликойПортрет Императрицы Елизаветы ПетровныПортрет неизвестной женщиныПортрет правительницы Софьи АлексеевныПортрет статс-дамы Анастасии Михайловны ИзмайловойПортрет Федора Дубянского

25.03.2016 в 06:44

Источник: http://bianki.mypage.ru/iskusstvo/antropov_aleksey_petrovich__znamenitiy_russkiy_hudojnik_1_1.html

Алексей петрович антропов | вспомним забытые имена..

  • Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание
  • Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

25.03.1716—23.06.1795

                А. П. Антропов  — несомнено лучший мастер-портретист в русской живописи18 века.

         Он родился в семье работника Оружейной палаты. Свой долгий творческий путь в искусстве начал при Анне Иоанновне, что не очень благоприятствовало развитию русского таланта. Учился у Луи Каравакка, а также петровских пенсионеров А. Матвеева и М. Захарова.

              Начиная с 1732 года он долгое время состоял на службе в «живописной команде» Канцелярии от строений. Многие годы А. П. Антропов провел под началом известного художника Ивана Вишнякова и только в 1749 году он получил звание живописного подмастерья, а в конце 50-х годов — звание живописного мастера.

               В команде И. Я. Вишнякова начинающий художник работал над декорированием дворцов и соборов, принимал участие в росписи Летнего, Зимнего, Аничкова, Петергофского и Екатерининского дворцов.

                 В 1752 году А. П. Антропова послали в Киев для исполнения живописных работ в отстраивавшемся по проекту Ф. Б. Растрелли соборе Андрея Первозванного.

               Ранние станковые произведения А. П. Антропова докиевского и киевского периодов, к сожалению, сохранились в очень небольшом количестве.

               Антропов копировал  парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны  работы своего учителя Луи Каравакка, парные портреты великого князя Петра Федоровича (1753, ГРМ) и великой княгини Екатерины Алексеевны (1753, ГРМ) А. П.

Антропов писал с «живописных образцов» Г.-Х. Грота, что согласно традициям русского XVIII века не умаляло авторского достоинства копииста.   И он подписывал работу своим именем.  Художник мог предложить новую интерпретацию классического образа.

  1.             В России копирование  было  школой изучения приемов живописного мастерства.
  2.               Портретному искусству Антропов начал в у Пьетро Ротари — итальянского художника при дворе Елизаветы Петровны.
  3.        Ротари был доволен своим учеником и даже называл его «лучшим живописцем России».(с)

 По рекомендации Шувалова А. П. Антропов был в 1761 году определен в Святейший Синод живописцем и ревизором иконного писания с жалованьем 600 рублей в год.

           А. П. Антропов  не стал придворным живописцем, так получилось из-за политических коллизий.

        Но  Екатерина II привлекла А. П. Антропова к  оформлению коронации в Москве.

  •         Дмитрий Левицкий, в будущем отличный отечественный портретист, был там его подмастерьем.
  •        Антропов становится живописцем петербургского дворянства и высшего духовенства.
  •               В последние годы жизни Антропов занимается в основном иконописью.
Читайте также:  Музей "киевская крепость" - фото и описание, украина, киев

         

           Алексей Петрович Антропов,  русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в России художников, начавших писать светские портреты.

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеПетр 1, 1770Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеПортрет Петра III. 1762

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Портрет графини Анны Карловны Воронцовой. 1763

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой. 1764 Екатерина II, 1760Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеПортрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова, 1761 Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеPortrait of Father Fyodor Dubyansky, 1761Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описаниеПортрет Анны Васильевна Бутурлина, 1763Портрет В.В.Фермора , 1765Портрет архиепископа Гавриила Петрова, 1774По материалам интернетаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%​D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Источник: https://maxpark.com/community/5920/content/3372827

А.П.Антропов

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание

Портрет архиепископа Гавриила Петрова

(1730 -1801г.)

1774г, xолст, масло. 106,5 х 46,5 cм Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Митрополит Гавриил (в миру Петр Петрович Петров) родился 18 мая 1730 г. в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником. В 1753 г. П.П.

Петров окончил Московскую славяно-греко-латинскую Духовную Академию, после чего в 1754 г. назначен справщиком (корректором) Московской Синодальной типографии, в 1757 г.- учителем Славяно-греко-латинской Духовной Академии, в 1758 г.

— учителем риторики Лаврской Троицкой Духовной Семинарии.

28 июня 1758 г. П. П. Петров стал монахом Гавриилом и вскоре — иеродиаконом и иеромонахом. Осенью 1758 г. иеромонах Гавриил был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Троицкой Духовной Семинарии и наместником Троице-Сергиевой Лавры.

8 августа 1761 г. архимандрит Гавриил назначен ректором Московской Славяно-греко-латинской Духовной Академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

6 декабря 1763 г. архимандрит Гавриил возведен в сан епископа Тверского.

В 1765 г. епископ Гавриил назначен членом комиссии по составлению проекта Устава Нового Уложения, 27 сентября 1769 г.- членом Святейшего Синода. 2 сентября 1770 г.

Преосвященный Гавриил стал архиепископом С.-Петербургским и Ревельским и священноархимандритом Александро-Невской Лавры, 1 января 1775 г.- архиепископом Новгородским и С.-Петербургским, 22 сентября 1783 г.- митрополитом, с 21 октября 1783 г. -действительным членом Российской Академии. 16 декабря 1799 г. Высокопреосвященный Гавриил назначен митрополитом Новгородским и Олонецким.

С 20 декабря 1800 г. митрополит Гавриил пребывал на покое, проживая до своей кончины в Новгородском Архиерейском Доме. Митрополит Гавриил в разное время получил высокие церковные и гражданские награды.

Начиная с конца 1776 г. митрополит Гавриил принимал активное участие в жизни и деятельности отечественной Академии наук, занимая некоторое время (неофициально) даже посты вице-президента и президента Академии наук.

По поручению Академии наук митрополит Гавриил являлся председателем ученой комиссии по составлению словаря русского языка. Кроме того, митрополит Гавриил известен еще и как крупный ученыйй богослов, философ, церковный историк, археолог, филолог и «Открыватель памятников древней русской письменности. Почетным членом Академии Наук избран 29 декабря 1776 г.

Источник: https://nearyou.ru/antropov/antr-petrov.html

Гавриил (петров) — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, Антропов — описание
Портрет архиепископа Гавриила Петрова работы Алексея Антропова (1774)

Гавриил (Петров-Шапошников) (1730 — 1801), митрополит Новгородский и Олонецкий.

В миру Петров-Шапошников Петр Петрович, родился 18 мая 1730 года в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником московской Космо-Дамианской церкви.

В 1753 году окончил курс Славяно-греко-латинской академии с «отличным успехом». Как лучшему студенту, по тогдашнему обычаю, ему сразу стали советовать принять монашество, но он решительно отказался. За это он лишился должности учителя и поступил корректором в Московскую синодальную типографию.

В 1757 году Св. Синод опять приглашал его к пострижению для занятия в академии вакантной кафедры пиитики, но он и на этот раз отказался. Трудно объяснить это упорное с его стороны уклонение от монашества.

Еще студентом Петр отличался искренним религиозным направлением, об одном только и мечтал, чтобы быть на церковной службе и постоянно находиться в храме Божием, хотя бы в самой низкой должности.

Так, до поступления корректором, во время довольно продолжительного пребывания без должности в доме отца, он серьезно думал найти для себя где-нибудь просвирническое место, чтобы только иметь, как он сам выражался, маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви.

Настоятель Троицкой Лавры Гедеон (Криновский) заметил талантливого корректора и насильно привлек Петра на ученую службу, определив его учителем риторики в Лаврской семинарии с условием, что Петр примет монашество. Но он снова отказался, несмотря на синодальный указ об обязательном пострижении. Только сильное влияние на него архим. Гедеона и второй указ Синода склонили его к принятию монашества.

В 1759 году был пострижен в монашество архим. Гедеоном, вскоре рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Троицкой семинарии и наместником Троице-Сергиевской Лавры.

Деятельный человек теперь имел возможность проявить свои разнообразные способности. Он принялся за работу с изумительным рвением, едва выбирая время принять один раз в день свой скудный обед, состоявший из одной кашицы с сухарями.

  • 20 сентября 1761 года [1] назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.
  • 6 декабря 1763 года хиротонисан во епископа Тверского в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе.
  • За два года епископства он приобрел еще большую известность, так что в 1765 году был вызван в Санкт-Петербург для участия в комиссии о преобразовании духовных училищ.
  • В 1768 году избран депутатом Комиссии о составлении проекта Устава Нового Уложения.

С 27 сентября 1769 года — член Св. Синода.

С 22 сентября 1770 года — архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры.

С 1 января 1775 года — архиепископ Новгородский и С.-Петербургский.

22 сентября 1783 года возведен в сан митрополита. В том же году избран членом академии наук.

С 16 октября 1799 года — митрополит Новгородский и Олонецкий.

19 декабря 1800 года уволен на покой и помещен в Новгородском архиерейском доме.

Скончался 26 января 1801 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе, в Предтеченском приделе.

Оценки

Он был чист сердцем и целомудрен до наивности. Будучи истинным монахом, он прежде всего заботился о том, чтобы привести современное ему распущенное монашество к «жизни трезвенной, целомудренной, кроткой и благочестивой». Всюду искал учительных старцев, которые послужили бы спасению других. При себе имел особого специалиста, знавшего наперечет всех русских пустынников.

Глубоко чувствовал свою ответственность пред Богом за свою паству. Его стараниями духовенство было освобождено от телесных наказаний и выделено в особый привилегированный класс.

Строго относился к расколу и всеми силами содействовал учреждению единоверия. Он много заботился о миссионерском деле.

Сдержанный, молчаливый, серьезный, суровый к себе и требовательный к другим, осторожный, он был врагом всякой пышности и блеска, любя во всем простоту. Но дух времени восставал против этой простоты.

И Гавриил, суровый аскет, питавшийся одной капустой с сухарями, в публике и при дворе являлся в богатой одежде, в знаках своего сана, усыпанных жемчугом и алмазами, давал дорогие обеды частым гостям и даже отступал иногда от строго хранимых им правил церкви, вкушал в пост рыбу.

Не увлекаясь окружавшим его духом времени, он до конца дней своих сохранил монашескую простоту обращения, был доступен для всех и под суровой наружностью таил доброе и любящее сердце, отзывчивое на всякую нужду. Отличался широкой благотворительностью.

Был строгим блюстителем уставов церковных. Деятельно заботился об охране церковной старины. В 1775 году приказал собрать по епархии все древние книги и рукописи до ХVII века.

Усердно трудился он и на литературном поприще. Содействовал изданию «Добротолюбия» в русском переводе и редактировал некоторые произведения и статьи.

Почти ежедневно он готовился к христианской кончине. В потомстве сохранилась память о прозорливости митрополита.

При переделке Новгородского Софийского собора в первой половине XIX века тело его было найдено нетленным.

Современники дают лестные отзывы о способностях и учености митр. Гавриила. «Муж высокого ума, строгого понятия, здравого рассуждения и великого просвещения, искусный в некоторых европейских языках и совершенный в своем природном, отличный в богословии, философии и красноречии», — так отзывается о нем Н.И. Новиков.

Труды

  • Толкования на соборные апостольские послания (кроме 1-го Петрова). М., 1794.
  • Лекции по догматическому богословию (в рукописи).
  • О служении и чинопоследованиях Православной Греко-Российской Церкви. СПб., 1792; М., 1795.
  • Последование и посещение болящих. Чин исповедания кающихся. М., 1766.
  • Последование в неделю Православия. М., 1761.
  • Краткое христианское нравоучение. П.-М., 1769.
  • Церковные поучения. 1763, 1770, 1773, 1775 гг.
  • Собрание поучений на все воскресные и праздничные дни. В 3-х частях. Пг., 1775; М., 1776.
  • Краткие поучения на каждый день года. М., 1781.
  • Слово при начатии открытия С.-Петербургской губернии. 1780.
  • Слово на открытие Выборгского наместничества. СПб., 1784.
  • Устав Валаамскому монастырю.
Читайте также:  «портрет жуковского», орест адамович кипренский — описание

Литература

  • Дашков Н.А. Материалы ддя биографии Гавриила, митрополита Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1913.
  • Макарий, архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857.
  • Его же. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. с. 178, 179, 189, 191.
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники ХVIII века. СПб., 1905. с. 198-219.
  • Его же. На молитве. СПб., 1916. с. 471.
  • Его же. Русские праведники последних веков. СПб., 1917.
  • Его же. Минувшие судьбы Петербургского края: Митр. Гавриил (Петров). с. 104-111.
  • Рункевич С.Г. История Минской архиепископии [епархии ?] (1793-1832). СПб., 1893. с. 48, 168, 169, 177, 209, 210, 234, 235, 252, 272, 331, 379, 395, 398, 433, 434, 452.
  • Его же. Александро-Невская Лавра 1713-1913. СПб., 1913. с. 604-611, 826, 827.
  • Онатович С., свящ. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. VIII. с. 1-15.
  • Здравомыслов. Иерархии Новгородской епархии. с. 105-112.
  • Смирнов. История Православной христианской Церкви. с. 281.
  • Евгений (Болховитинов), митр. Словарь духовных писателей. т. I. с. 81-85.
  • Титлинов Б.В. Гавриил Петров, митр. Новгородский и С.-Петербургский: Его жизнь и деятельность. Пг., 1916. 1197 с., 1 порт.
  • Голубинский Е.Е. с. 320, 572.
  • Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 130.
  • Булгаков. с. 1407, 1411, 1414.
  • Денисов. с. 403.
  • Строев. стб. 37, 159, 265, 444.
  • Толстой Ю. № 115.
  • Летопись Е.А. с. 763.
  • Геннади. Справочный словарь. т. 1, с. 190.
  • Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. СПб., 1907, т. 1, с. 679.
  • Обзор русской духовной литературы. ч. II. с. 143-145.
  • Русские портреты ХVIII и XIX столетия, изд. в. кн. Николая Михайловича. т. IV. № 72.
  • Старческие советы подвижников благочестия ХVIII-ХIХ вв. М., 1913. с. 10, 101, 197, 208, 212, 214, 215, 217, 221-223, 249.
  • Чтен. общ. ист. и древн. Рос. 1902. ч. I. отд. 2. с. 1-50.
  • Приб. к «ЦВ». 1901. № 3. с. 76-82; № 11. с. 384-393.
  • Самарские епархиальные ведомости. 1867. № 20. с. 484.
  • Р. Пр. Нкр. т. I. с. 178.
  • Юбилейный сборник. с. 587.
  • ЖПБ. т. I. с. 136-148.
  • Странник. 1862. № 2 (дневник келейника Феофана).
  • Православный собеседник. 1874. май. с. 26; июнь. с. 93.
  • -«- -«- 1875. ч. I. с. 106-110.
  • -«- -«- 1898. окт. с. 407.
  • -«- -«- 1912. окт. с. 575.
  • -«- -«- 1914. янв. с. 60.
  • Христианское чтение. 1873. февр. с. 340-344.
  • -«- -«- 1901. № 10 и 11 (статья Покровского).
  • -«- -«- 1914. нояб.
  • Православное обозрение. 1864. июнь. с. 111-112.
  • -«- -«- 1867. май. с. 39-40.
  • -«- -«- 1875. нояб. с. 430-434.
  • -«- -«- 1876. март. с. 473-506.
  • Известия Казанской епархии. 1903. № 13. с. 40, п/с.
  • Труды КДА. 1870. авг. с. 489.
  • -«- -«- 1881. авг. с. 379.
  • Русский паломник. 1912. № 42. с. 654.
  • ЖМП. 1945. № 1-2. с. 42.
  • -«- 1954. № 10. с. 58.
  • -«- 1958. № 9. с. 12.
  • -«- 1959. № 11. с. 36, 49.
  • Вестник Европы. 1873. т. 6. с. 235-237.
  • Исторический вестник. 1886. февр. с. 394.
  • -«- -«- 1888. янв. с. 239.
  • -«- -«- 1890. авг. с. 400-401, 403-405, 407-408.
  • -«- -«- 1893. май. с. 467.
  • -«- -«- 1894. июль. с. 141.
  • -«- -«- 1896. апр. с. 157-160, 163; нояб. с. 92; дек. с. 236, 928.
  • -«- -«- 1904. окт. с. 882-883, 890.
  • -«- -«- 1906. авг. с. 526.
  • Русская старина. 1872. янв. с. 80.
  • -«- -«- 1873, т. 7. апр. с. 497; т. 8. с. 47, 189.
  • -«- -«- 1874. март. с. 136, 515, 516; апр. с. 685; июль. с. 646.
  • -«- -«- 1875. янв. с. 157-158.
  • -«- -«- 1876. май. с. 13, 49.
  • -«- -«- 1877. янв. с. 12 и т. 19. с. 252.
  • -«- -«- 1878. май. с. 41-42.
  • -«- -«- 1879. авг. с. 607; окт. с. 181-182.
  • -«- -«- 1881. май. с. 84.
  • -«- -«- 1882. авг. с. 235 п/с.
  • -«- -«- 1904. сент. с. 632, 699, 700; окт. с. 107.
  • -«- -«- 1910. май. с. 405.
  • Русский архив. 1870. № 4 и 5. с. 755 п/с., 790.
  • -«- -«- 1871. № 12. с. 2066; № 7 и 8. с. 1110; № 6. с. 306.
  • -«- -«- 1875. кн. 1. № 3. с. 289-312, 308 п/с.; кн. 2. № 5. с. 10.
  • -«- -«- 1889. кн. 3. с. 203 («Импер. Мария Федоровна»), с. 495 («Рассказы из недавней истории»), с. 587 («Расск. м. Фил., запис. А.В. Горским»).
  • -«- -«- 1897. кн. 1. с. 468-469 («Из дневника М.С. Ребелинского»).
  • -«- -«- 1904. кн. 1. № 2. с. 206, 210, 214, 217-219; кн. 2. № 7. с. 394.
  • -«- -«- 1910. кн. 1. № 3. с. 428-431, 468-469.
  • Н.Д. с. 19, 21, 42.
  • БЭЛ. т. IV. с. 16-18; т. ХII. с. 158.
  • БЭС. т. I. с. 602-603; т. II. с. 1676, 2108, 2149, 2178.
  • БЭЮ. т. V. с. 784.
  • ЭС. т. VII-а. с. 764.
  • РБС. т. IV. с. 43-47.
  • Душеполезные собеседования. 1905. с. 315.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы

  • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2821

[1]  См.: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. — СПб., 1877, стб. 159. По другим сведениям, в 1760 году или 8 августа 1761 года.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15663.html

Гавриил (Петров) — это… Что такое Гавриил (Петров)?

Митрополи́т Гаврии́л (в миру Пётр Петрович Петров-Шапошников; 18 мая 1730, Москва — 26 января 1801, Новгород) — епископ Православной Российской Церкви; с 22 сентября 1770 года — архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский, с 22 сентября 1783 года митрополит; член Святейшего Правительствующего Синода с 27 сентября 1769 года. Богослов и проповедник; член Российской Академии (1783). Брат архиепископа Тобольского Варлаама (Петрова-Лавровского).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Труды
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • Родился в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником московской Косьмо-Дамианской церкви; младший брат архиепископа Тобольского Варлаама I (Петрова-Лавровского).
  • В 1753 году окончил Славяно-латинскую академию; определен справщиком в московскую типографию.
  • С апреля 1758 года — учитель риторики в семинарии при Троице-Сергиевой Лавре.
  • В 1759 году принял монашеский постриг, вскоре рукоположен во иеромонаха архиепископом Новгородским Димитрием (Сеченовым) и назначен ректором Троицкой семинарии и наместником Троице-Сергиевой лавры.
  • В 1760 году назначен ректором Московской академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря с произведением в архимандриты.
  • 6 декабря 1763 году в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Тверского (прибыл в Тверь 6 января 1764 года).

Как архиерей уделял много внимания развитию духовного образования в своей епархии; при нём было открыто духовное училище в Кашине (1768 год). Гавриил считается одним из основателей института благочинных, возлагал на них обязанности не только адм. надзора, но и пастырского руководства; составил для благочинных особые инструкции.

С 27 сентября 1769 года — член Святейшего Синода.

С 22 сентября 1770 года — архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский и священноархимандрит Александро-Невского монастыря (с 1797 года — Лавра). Под его руководством в 1776—1790 годах в монастыре был воздвигнут грандиозный Троицкий собор.

C 1 января 1775 года — архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

22 сентября 1783 года возведён в сан митрополита. В том же году избран членом академии наук.

Известно, что благодаря митрополиту Гавриилу были сохранены многие памятники древней письменности Новгорода; причастен он и к открытию фресковой живописи в древней церкви св. Георгия в Старой Ладоге в 1780 г.

В 1780 году по указу новгородского владыки Гавриила в церквах его епархии выявляли и фиксировали древние надписи, и в ходе этого поиска в Георгиевской церкви была обнаружена и раскрыта на значительных площадях фресковая роспись XII века.[1].

В 1788 году образовал «Главную семинарию», объединившую Санкт-Петербургскую и Новгородскую, где преподавался расширенный курс наук; в 1797 году эта семинария была преобразована в Александро-Невскую академию.

Член Императорской Академии наук и художеств, председательствовал, как «первенствующий член» на заседаниях при отсутствии директора Дашковой. При его участии и руководстве была начата работа по составлению Словаря Академии Российской; он редактировал статьи на «И», «I», «К».

  1. Был одним из составителей чина коронования Павла I.
  2. В 1796 году стал первым иерархом Российской Церкви, сопричисленным к высшему ордену империи — Святого апостола Андрея Первозванного — императором Павлом I (ввёл тогда же саму практику гражданских наград для духовенства).
  3. Отличался щедрой благотворительностью и воздержанием.
Читайте также:  Портрет статс-дамы м. а. румянцевой, антропов — описание

У преосвященного Гавриила положено было раздавать нищим каждый день 50 руб., — это медных только, а ассигнациями и золотом сам раздавал, да по 300 руб. каждый месяц на тюрьмы. Медные деньги раздавал я, и по всем тюрьмам я же развозил.

А как воздержан был преосвященный, то это видно из следующего: когда он кушал один, то всегда было только два блюда — кусок свежепросольной осетрины и уха; а когда архимандриты обедали, то четыре блюда и не более. В каждый постный день ел только однажды.

После ранней обедни никогда не кушал, в 9 часов уедет в Синод, а 3-м приедет. К вечерне и утрене всегда ходил. Он любил строиться, — Троицкий собор при нем украшен… Когда в дворец езжал, то прежде всего молился Богу все в землю.

Источник: Подвижнические записки архимандрита Феофана Новозерского. Опубликованы в журнале «Странник», февраль 1862 г.

  • С 16 октября 1799 года — митрополит Новгородский и Олонецкий.
  • 19 декабря 1800 года уволен на покой и помещён в Новгородском архиерейском доме.
  • Скончался 26 января 1801 года; погребён в Новгородском Софийском соборе, в Предтеченском приделе.
  • Исследователь истории русской богословской мысли протоиерей Георгий Флоровский (XX) так оценивал его облик и роль в русском духовном просвещении:

великолепный и важный Екатерининский архиерей (которому сама императрица посвятила свой перевод Мармонтелева «Велисария») про себя был строгим постником, молитвенником и аскетом, и не только в замысле, но и в жизни.

И его именно тщанием было издано славяно-российское Добротолюбие, в переводе старца Паисия и его учеников (первое издание в Москве, 1793; перевод сделан с греческого Венецианского издания 1782-го года и был пересмотрен в Александро-Невской Академии и в Троицкой лавре)[2].

Труды

  • Толкования на соборные апостольские послания (кроме 1-го Петрова). М., 1794.
  • Лекции по догматическому богословию (в рукописи).
  • О служении и чинопоследованиях Православной Греко-Российской Церкви. СПб., 1792; М., 1795.
  • Последование и посещение болящих. Чин исповедания кающихся. М., 1766.
  • Последование в неделю Православия. М., 1761.
  • Краткое христианское нравоучение. П.-М., 1769.
  • Церковные поучения. 1763, 1770, 1773, 1775 гг.
  • Собрание поучений на все воскресные и праздничные дни. В 3-х частях. Пг., 1775; М., 1776.
  • Краткие поучения на каждый день года. М., 1781.

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1291367

Антропов Алексей Петрович (1716-1795)

Антропов Алексей Петрович

Художник середины 18-го века, главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской Академии художеств. Вошел в историю искусства как портретист оригинального склада.

Среди его работ — живой портрет императрицы Елизаветы Петровны (1755г.), парадный портрет Петра III (1762г.). Его полотна отличаются ярким локальным (чистым) цветом.

Часто его портреты сочетают серьезность, порой, грубоватую, с едва заметной галантностью или приятной задумчивостью.

Портрет Елизаветы Петровны (1755)

Елизавета Петровна — русская императрица, за неимением детей передавшая трон своему племяннику, Петру III, супругу будущей Великой Екатерины II. Елизавета была красивой, полной женщиной, как и все императрицы, любившая драгоценности. Умела быть щедрой.

Она сама, дабы сохранить корону для России, изолировала претендента на престол Иоанна Антоновича и нашла голштинского племянника для этой цели, и супругу ему тоже выбрала она, несмотря даже на то, что та была нищей, из захудалого рода немецких князей.

Но Елизавета быстро определила, что маленькая Фике умна, а племянник отличался не только вздорным характером, но и врожденной глупостью.
Иностранцы времен Елизаветы описывали Россию как пустынную территорию, не имеющую ничего интересного, ценного. Однако.

они не знали, что при Елизавете русские уже полностью обеспечивали армию и флот отечественным вооружением. Промышленников, фабрикантов и кустарей-самоучек правительство всячески поддерживало. На далекой Печоре в правление Елизаветы наладили первую перегонку нефти, а нефть уже экспортировали в Европу.

Елизавета поддерживала выращивание подмосковными крестьянами лимонов, апельсинов, винограда…Избалованная модница, Елизавета требовала, чтобы вологодские кружева были не хуже брюссельских, чтобы дамские туфли были изящнее варшавских…

Портрет Петра III (1762)

Антропов сумел передать в этой картине несоответствие между пышностью дворцовой обстановки и запечатленным на ее фоне человеком. Маленькая головка, узенькие плечики и несоразмерно длинные ноги усиливают это впечатление.

Глядя на портрет, невольно веришь рассказам жены Петра III, будущей императрицы Екатерины II. В «записках» она сообщает, что супруг обожал детскую игру в солдатики.

Кстати, Петр III изображен в военном мундире, с фельдмаршальским жезлом, а в глубине картины представлена батальная сцена.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица (1760)

Здесь Екатерина изображена художником еще не будучи императрицей, в расцвете своей молодости и красоты.

Бывшая принцесса ангальтская Фике бала крещена в православной церкви и приняла имя Екатерины Алексеевны, и всегда старалась изо всех сил соответствовать новому имени и новой религии.

Бледненькая, тощенькая в ранней юности, к двадцати годам она превратилась в статную, крепкую женщину с сильными мышцами рук и ног. Внешностью она пошла в мать: удлиненное лицо с выступающим подбородком, продолговатый прямой нос и крохотный рот.

Екатерина быстро освоилась с суровым климатом России. Отличавшаяся крепким здоровьем, ей пришлись по вкусу трескучие морозы, бурные весенние ливни и летняя истомляющая теплынь. Ее видели скачущей на коне в окрестностях Петербурга — как лихой гусар по 13 часов в сутки она проводила в седле.

Екатерина была умна, много читала, приобщилась к чтению Вольтера. А еще она любила беседовать с самыми разными людьми, за что ее любили, поддерживали.

Надо сказать, что как раз в это время она почувствовала себя настоящей женщиной, увидела, что многим нравится и довольно часто увлекалась новыми мужчинами.

Все эти качества очень живо, естественно передал художник в портрете будущей императрицы.

Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой (1764)

Мария Андреевна Румянцева — мать известного полководца Румянцева-Задунайского. По слухам, он был рожден от Петра Великого. Статс-дама, гофмейстерина. Она из дворянского рода, дочь действительного тайного советника графа Андрея Матвеева.

Девушка получила европейское образование, свободно говорила по-французски, танцевала. Она была очень красива, была общительной и живой. И конечно, она привлекла внимание императора Петра.
Петр был очень привязан к Марии Андреевне, и даже ревновал ее, что не было характерно для императора.

Однажды даже собственноручно наказал ее, пригрозив, что выдаст замуж за того, кто будет держать девушку «в ежовых рукавицах».
Среди других любовниц Петра Мария занимала первое место, великий император любил ее до конца жизни.

Петр все-таки сдержал свое слово и выдал 19-летнюю Марию замуж за своего денщика Александра Ивановича Румянцева. Император щедро одарил молодых, покровительствовал бывшему денщику и по службе.

Мария родила троих дочерей и одного сына, названного в честь императора Петром. Петр был и крестным отцом будущего полководца.

Екатерина II, Великая, в профиль

Екатерина представлена здесь уже в зрелом возрасте, в профиль. Императрица изображена в гордом сознании своего достоинства и величия. У нее строгое лицо, поджатые в скупой полуулыбке губы, чуть подрумяненные щеки.
В напудренную прическу императрицы вплетены нити жемчуга, в ушах бриллиантовые серьги. На груди императрицы орден, на плечи накинута императорская мантия, подбитая горностаем.

Портрет Екатерины II

Портрет Петра Андреевича Колычева (1762)

Портрет Федора Дубянского (1761)

Федор Яковлевич Дубянский — протоирей Русской церкви, духовник императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Имел значительный вес при дворе и в Святейшем Синоде. Владелец Керстовской вотчины и Богословской мызы, родоначальник Дубянских.

Елизавета Петровна благоволила к Федору Дубянскому, и он пользовался большим влиянием при дворе. Императрица щедро награждала своего духовника. Специальным указом Дубянский был введен в потомственное дворянство.

Он даже часто вмешивался в политику, покровительствовал запорожским казакам.

При Екатерине II Федор Дубянский тоже вначале сохранил свое влияние . Михаил, сын Федора, учавствовал в перевороте 1762 года, который возвел на престол Екатерину. Позже Екатерина императрица охладела к Дубянскому, его материальное положение ухудшилось. Охладел и Синод, мстя ему за прошлое влияние при Елизавете.

Портрет архиепскопа Сильвестра Кулебяки (1760)

Портрет Петра I (1772)

Петр I (1770)

Источник: http://cvetamira.ru/antropov-aleksey-petrovich-1716-1795

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector