1827 год. Еще не утихли страсти после декабрьского восстания. Свободный выезд из страны закрыт императором. Именно в этом 1827 году встречаются 4 одарённейших русских человека: В.А. Тропинин и величайший русский поэт; А.А. Дельвиг, О.А. Кипренский и блестящий создатель русского языка.
Домашний портрет
Василий Тропинин предположительно по заказу Соболевского, а, может быть, и самого Александра Сергеевича, изобразил Пушкина-поэта в свободной позе, в халате с небрежно повязанным шейным платком.
Эта одежда символична и означала в те времена стремление к вольности и свободе. На этом портрете поэт захвачен мыслью, он творит. Лицо одухотворено внутренним волнением. Рукопись на столе подсказывает, что лишь на минуту Александр Сергеевич оторвался от нее. Взгляд невольно останавливается на руке, которая лежит на ней. Два перстня украшают ее. Один из них – талисман, с которым поэт не расставался и посвятил ему стихотворение.
Этот портрет необыкновенно хорош, но далеко не полно характеризует сложную личность. В совершенно ином ключе создал в том же 1827 году Орест Кипренский портрет Пушкина.
Заказ Антона Дельвига
Какая буря волнений охватила блестящего портретиста, когда к нему обратился А. А. Дельвиг, никто не может достоверно сказать. Издатель и литератор хотел, чтобы написал О. Кипренский портрет Пушкина.
А. Дельвиг и А. Пушкин искренне дружили и сотрудничали вместе, издавая «Литературную газету». Просьба Дельвига не было случайностью. О. Кипренского уже знали как живописца, который не только отображает портретное сходство, но и глубоко проникает во внутренний мир своей модели.
Кипренский-портретист
Орест Адамович сразу смело вошел в русскую живопись и показал талант, сила которого была необычайна. С его полотен спала условность предшественников, которая покрывала их томной вуалью. Живописный язык О. Кипренского открывал в портретах современников напряженные духовные искания.
Великолепно представлял себе величие гения Кипренский. Портрет Пушкина, каким он должен стать? Как изобразить разноликость поэта, то веселого и смешливого, то резкого и вспыльчивого, то задумчивого и мягкого? Как разговорить его на сеансах, которые должны проходить в интересной беседе, а то нетерпеливый и подвижный Александр Сергеевич, не вынеся однообразия позы, просто сбежит?
Интересная, ответственная и трудная работа встала перед художником. Осознавал свой долг перед Отечеством Кипренский. Портрет Пушкина – это на века.
Надо отразить сложную, многогранную натуру человека, который поставил русскую словесность на новый путь, и которого все цитировали. Его эпиграммы и запрещенные цензурой стихотворения ходили по рукам в списках. Кто-то восхищался, кто-то негодовал. Равнодушных не было.
Такова история создания портрета Пушкина. Кипренский вполне осознавал меру своей ответственности перед современниками и потомками.
Работа над портретом
Приехав в Петербург из Москвы, поэт не собирался здесь жить. Он хотел съездить в Ревель к родителям. Но Дельвиг уговорил его позировать, тем более что цену Кипренский заявил невысокую – 1000 руб. Сеансы начались в доме Д. Н.Шереметьева. Дельвиг и Пушкин понимали, что писать будет портретист, которым восхищаются не только в России, но и в Европе.
Описание портрета Пушкина. Кипренский-психолог
Композиция портрета проста и естественна. Поэтому ясно, что она продумана от первой до последней детали. Корпус написан прямо, а голова чуть повернута вправо. Именно там стоит деталь, указывающая на занятие модели – муза поэзии Эрато с лирой в руке.
Из желтовато-зеленоватого фона четко проступает фигура Пушкина со сложенными на груди руками. Видны изящные ухоженные пальцы правой руки. Левая закрыта клетчатым пледом. Свет выделяет лицо с характерными чертами: чуть приплюснутым носом и полноватыми губами. Кудрявые волосы, не закрывая лицо, переходят в бакенбарды.
Поэт одет в черный сюртук. Слегка выступает белый воротник. Он подвязан платком темно-зеленого цвета. Живописец создал простой, изящный, элегантный облик.
Самое сложное в портрете – глаза. Они совершенно живые – ясные и чистые с голубоватым оттенком. Они наполнены чувством вдохновения. Выражение каждого из них, если внимательно вглядываться, различно.
Правый – спокойный с легкой грустью, в левом – ирония, насмешка, легкое удивление. Этот метод применял Т. Жерико. Зритель воспринимает глаза одновременно, и потому они выражают многообразие духовного мира.
Мимика лица сдержанна и спокойна, но готова к действию. Губы закрыты не жестко и плотно, а готовы открыться, но их изгиб печален. Мягко и ненапряженно обрисованы мускулы лица.
Поэт недавно вернулся из ссылки, переговорил с императором, встретился с друзьями. Облик полон достоинства, уверенности и прилива творческих сил. В образе прочитывается сложное политическое и общественное время.
Портрет понравился поэту. Об этом говорит поэтическое послание художнику.
Автопортрет 1828 года
Он написан, когда художник задумывался о том, чтобы навсегда покинуть Родину.
Кипренский изобразил себя в домашнем халате. Он всматривается в зрителя и не скрывает своих горьких дум о жестоком к талантам Отечестве. Он досказал в автопортрете все, что нельзя было сделать в портрете гениального поэта. Так дописывал Орест Кипренский портрет Пушкина, раскрывая аспекты своей личности.
Смерть художника
Летом 1836 года О.А. Кипренский женился на итальянке и, приняв католичество, переехал в Италию. Недолго длилось его счастье.
Через несколько месяцев он скончался осенью в Риме, заболев воспалением легких. Там, под чужим вечно голубым небом, похоронен великий русский портретист. А.С. Пушкин пережил его всего на четыре месяца.
Туманный Петербург простился со своим гением холодным февральским днем 1837 года.
Источник: https://www.syl.ru/article/286182/new_orest-kiprenskiy-portret-pushkina-sebya-kak-v-zerkale-ya-viju
Кипренский О. «Портрет А.С.Пушкина»
Блажен в златом кругу вельмож Пиит, внимаемый царями. Владея смехом и слезами,
Приправя горькой правдой ложь.
Произведения О. Кипренского, особенно его замечательные портреты, являются одной из самых больших жемчужин нашего художественно наследия.ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ (1782—1836)Орест Адамович Кипренский, внебрачный сын русского помещика, воспитывался в семье приёмного отца — Адама Карловича Швальбе, крепостного немецкого происхождения. Фамилия Кипренский вымышленная; возможно, она происходит от имени богини КипридыВыходец из крепостной среды, своим трудом добившийся всеевропейской славы, О. Кипренский написал лучший портрет А.С. Пушкина.
Кипренский Орест Адамович-АвтопортретУ Кипренского был счастливый дар портретировать выдающихся представителей русского общества в наиболее значительные минуты их жизни. И этот дар не изменил ему здесь. Он создал живописный портрет-памятник великого поэта. Полотно Кипренского стало самым известным из всех изображений Пушкина.
Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. Весной 1827 года художник возвратился из Италии, в мае этого же года в Петербург — проездом из Москвы в Михайловское — приехал и А.С. Пушкин. У них был общий круг знакомых и друзей, и, по преданию, в доме одного из них — Н.Д. Шереметева — и писался этот знаменитый портрет.
Один из современников так отозвался об этом Произведении О. Кипренского:
«Гений Поэта как будто бы воодушевил художника…
Пусть исследует художник движения собственной души в те минуты, когда он одушевлял полотно! Не составил ли себе сперва идеал характера Поэта, не ловил ли души его, не разглядывал ли тайн и порывов пламенной фантазии и не стремился ли потом выразить свои и его чувства в
- чертах видимых!»
На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные «арапские» черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно.Исходя из общего замысла, художник с гениальной уверенностью пренебрег некоторыми частностями, придал А.С. Пушкину лично ему не свойственную, но для портрета единственно необходимую, абсолютно точную позу.Образ поэта на портрете немыслим без этой позы со скрещенными на груди руками.Незадолго до 14 декабря 1825 года К. Рылеев в письме к А.С Пушкину писал:
«На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин!»
Орест Кипренский и увидел великого русского поэта глазами лучших людей России.Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный О. Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей «высшей типичности», как поэт серьезной и трагической музы. Потрясенный работой художника, А.С.
Пушкин на другой день вручил О. Кипренскому листок со стихами.
Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид…
В этот день между ними состоялся разговор об искусстве. Орест Кипренский признавался А.С. Пушкину, что всю жизнь не переставал искать высший идеал человеческой красоты и что в полной мере нашел его во время работы над пушкинским портретом. А.С.
Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей. Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг.
Портрет послужил исходным материалом для многих художников и скульпторов последующих поколений, известен во всем мире. Да и мы, когда хотим представить себе внешний облик великого поэта, почти неизменно вспоминаем его портрет кисти Кипренского.
После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин, несмотря на материальные затруднения, покупает этот портрет и
помещает в своем кабинете.
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/600444.html
Сочинение по картине Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс
Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг. Он хотел приобрести портрет для себя, поэтому, по его просьбе на заднем плане изображена статуэтка Музы.
Портрет удался на славу. Даже сам Пушкин признал этот факт. Кипренский рисовал поэта как-бы сбоку. Свет падает слева от зрителя, поэтому одна сторона лица светлая, а другая – в тени. Широко открытые глаза поэта смотрят вдаль. Он пребывает в состоянии мечтательности. Возможно, обдумывает своё будущее творение. Лицо какое-то немного несчастное, немного обиженное.
Руки сцеплены в замок. Это говорит о закрытости поэта. Не намерен он на данный момент раскрывать свои тайны и откровенничать. На картине видно, что у него длинные пальцы и длинные ногти, совсем как у барышни. Аристократ.
Это руки человека, который в них тяжелее пера и бумаги ничего держал. Вьющиеся чёрные волосы и без генетической экспертизы доказывают, что его предок был явно не славянского происхождения.
Мы точно знаем, что это был Ибрагим Ганнибал, арап Петра Великого.
Модные по тому времени бакенбарды обрамляют одухотворенное лицо. Высокий лоб прорезан морщинами. Это говорит об огромной работе ума.
Чтобы создавать такие шедевры, какие создавал поэт, надо ни один раз поморщить свой лоб. Видны начинающиеся залысины. Длинный тонкий нос передался ему явно не от африканского предка.
Выразительные полные губы, по-детски пухлые, ямочка над верхней губой, совсем как у девушки. Черные выразительные брови.
Видно, что это лицо совсем ещё молодого человека. Если произвести не сложные математические расчёты, то можно вычислить, что Пушкину на момент написания картины было 29 лет. Ещё нет морщин возле глаз, не выражены носогубные складки.
Пушкин одет по последней моде. На нём тёмный, судя по воротнику, домашний халат. Нижнюю часть одежды мы не видим. Поэтому, трудно сказать, что это – сюртук или домашний халат. За воротник белой рубашки завязан огромный шёлковый бант. Чтобы подчеркнуть образ аристократа, на правое плечо небрежно наброшен в красную клеточку шарф. Он добавляет немного яркости картине.
Фоном для написания картины служит обычная тёмная стена. На ней хорошо просматривается фигура поэта. Трудно сказать, сидит Пушкин или стоит.
Описание портрета Пушкина автора Кипренского
Передо мной портрет Пушкина, выполненный известным русским художником Орестом Кипренским. Пожалуй, это — одно из самых лучших и самых знаменитых прижизненных изображений поэта.
Наверное, то, что портрет вообще был создан, можно считать большой удачей. Ведь известно, что Александр Сергеевич, при всей своей веселости и общительности, был все-таки человеком достаточно закрытым, и позировать перед художниками не особенно любил.
Мне кажется, Кипренский очень хорошо смог уловить и передать эту его черту. На картине поэт изображен вполоборота к зрителю. Он задумчиво смотрит вдаль, скрестив на груди руки. Мы не можем встретиться с ним взглядом, заглянуть ему в глаза и проникнуть в тайны гениальной души поэта.
Через плечо Пушкина небрежно перекинут плед. Такая на первый взгляд незначительная деталь несет в себе глубокий смысл, ведь это прямая отсылка к образу лорда Байрона — английского поэта, творчество которого Александр Сергеевич очень высоко ценил и искренне любил.
Предельная внимательность к деталям — это вообще отличительная особенность картин Ореста Кипренского. И данная работа не исключение: в ней нет совершенно ничего лишнего, ее композиция продумана очень тщательно.
Так, в правом углу полотна мы видим статуэтку Музы, держащей в руках лиру. Я думаю, художник хотел таким образом показать неразрывную связь поэта и его вдохновения, творчества.
Больше на заднем фоне ничего нет, ничто не отвлекает наше внимание от значительности выраженной живописцем мысли.
Как уже было отмечено, Пушкин был человеком живым и энергичным, но до конца не открывался даже близким друзьям. Эту двойственность натуры поэта художник подчеркивает при помощи освещения: одна половина лица Пушкина освещена, другая же наоборот находится в тени.
Известно, что Александр Сергеевич высоко оценил портрет работы Кипренского. Он отблагодарил художника, посвятив ему стихотворение «Любимец моды легкокрылой».
9 класс
Другие сочинения:
← Портрет мальчика Челищева↑ Кипренский О.А.
- Сочинение на тему Рассвет (описание рассвета) 5, 6 класс
Рождение каждого нового дня начинается с рассвета. Это время, когда оживает природа. Некоторые люди уже проснулись, вышли на утреннюю пробежку, а есть и такие, которые трудятся по ночам и всякий раз могут наблюдать всю прелесть рассвета. - Анализ повести Толстого Детство
Толстому в повести Детство удается воссоздать семейный климат своего детства, именно поэтому повесть считается автобиографической - Сочинение Дуэль Онегина и Ленского
Циничный, пресыщенный Онегин, в глубине души презирающий людей, и возвышенный романтичный поэт Ленский так мало имели общего, что, казалось бы, об их дружбе не может быть и речи. Евгений относится к другу снисходительно - Сочинение на тему Описание природы утром
Картина утренней летней природы выглядит довольно завораживающе и привлекательно для человеческого глаза. Восходящее солнце освещает всё вокруг своими ласковыми и тёплыми лучами. - Образ Петербурга рассказах Достоевского сочинение
Образ Петербурга описан многими писателями, первым кто затронул тему северного города, был Пушкин. Именно он в своих произведениях описал Петербург, у которого две стороны с одной стороны это большой красивый город
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-kiprenskogo-o.a/portret-pushkina
О.А.Кипренский
Главная — Художники — О.A.Кипренский
Портрет Александра Сергеевича Пушкина
1827г, холст, масло, 68 x 54 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Перед нами погрудное статичное изображение поэта, одетого в модный сюртук, изображение, приближенное к зрителю и, казалось бы, камерное по своему характеру.
Но взгляд Пушкина, устремленный вдаль, покоряющая духовная сила, исходящая от него, подчеркивают небудничный, вдохновенный облик поэта.
Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность.
Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «…минута — и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент — момент творчества.
Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику.
Именно это особенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвящённом Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид…
Так писал поэт в послании О.А.Кипренскому.
Нимало не заблуждаясь относительно «арапского безобразия» своего лица, Пушкин отмечает здесь объективность, реалистически правдивую «зеркальность» портретной характеристики, данной Кипренским.
Из всех художников, творивших в пушкинское время, именно Кипренский наиболее популярен и в наши дни. И это прежде всего потому, что его кисть навечно сохранила облик величайшего русского поэта.
У Кипренского был счастливый дар портретировать выдающихся представителей русского общества в наиболее значительные минуты их жизни. И этот дар не изменил ему здесь. Он создал живописный портрет-памятник великого поэта. Полотно Кипренского стало самым известным из всех изображений Пушкина.
В 1827 году, когда Кипренский создал портрет Пушкина, поэт был автором не только романтических «Цыган», но и «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». Портрет был написан в доме Шереметевых на Фонтанке. Его заказал Дельвиг, «художников друг и советник».
Кипренский начал работу над ним, вероятно, в последних числах мая, вслед за Тропининым, написавшим поэта весной этого же года в Москве.
Уже в середине июля имеются отзывы о петербургском портрете как о «необычайно похожем», а увидевшие его осенью на выставке писали восторженно:
«…это живой Пушкин» — «…видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания..»
Это последнее высказывание словно отвечает одному из критиков, отозвавшемся о высоко ценимом им Тропинине, что он все же «не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».
Правда, критик оговаривался при этом: «…физиономия Пушкина …вместе с тем так изменчива, зыбка, что трудно предположить, что один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие».
Теперь, когда перед нами галерея пушкинских портретов, мы не можем не признать, что поразительный по емкости содержания, гармонии художественной формы образ, созданный Кипренским, совершенно воплощает наше представление о Пушкине.
Любопытно, что современники узнавали Пушкина именно по портрету Кипренского, впервые экспонированному на открывшейся 1 сентября 1827 года в Академии художеств в Петербурге выставке, где живописцу был предоставлен целый зал. Вот что произошло, по рассказу П.А.Вяземского (в письме к жене), когда он вместе с Пушкиным совершал прогулку по Неве:
«Мы садились с Пушкиным в лодочку, две дамы сходят, и одна по-французски просит у нас позволения ехать с нами, от страха ехать одним. Мы, разумеется, позволяем».
И, как пишет далее Вяземский, одна из этих дам «узнала Пушкина по портрету его, выставленному в Академии».
Да и мы, когда хотим представить себе внешний облик великого поэта, почти неизменно вспоминаем его портрет кисти Кипренского.
Он создал живописный портрет-памятник великого поэта. Все элементы художественного строя: виртуозная линейная проработка, почти монохромный сдержанно-напряженный колорит, точно выдержанное сочетание остроиндивидуальных неповторимых черт и качеств непреходящей ценности — прекрасно служат этой цели.
Портрет послужил исходным материалом для многих художников и скульпторов последующих поколений, известен во всем мире. После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин, несмотря на материальные затруднения, покупает этот портрет и помещает в своем кабинете.
Рассказ о картине
Картины Третьяковской галереи
Источник: https://nearyou.ru/kiprensk/27Pushkin.html
Кипренский Орест Адамович
Вызванный из Михайловского, из ссылки в сентябре 1826 года, Пушкин явился перед Николаем I в Москве, был «прощен» и получил разрешение проживать в столицах. В первые месяцы 1827 года в Москве его портрет написал Василий Тропинин.
В конце мая он приехал в Петербург, где не был семь лет, а первого сентября в Академии художеств открылась выставка, на которой можно было видеть портрет Пушкина работы Кипренского.
Его заказал для себя Антон Дельвиг, ближайший лицейский друг Пушкина.
Тропинину замечательно удалось передать не столько «поэтический пыл», не то, как «мысли в голове волнуются в отваге», сколько предшествующее «лирическое забытье»:
И забываю мир – и в сладкой тишинеЯ сладко усыплен моим воображеньем.
Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом»,– заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник. Хотя это суждение не совсем справедливо, здесь уловлен, так сказать, петербургский тон в облике и повадке Пушкина на портрете Кипренского – это не домашний, а светский облик поэта.
Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности.
Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт; не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии).
Эти черты классицистической нормы соединены с таким внешне сугубо романтическим предметом, как ткань накидки – шотландская клетка вошла в моду в связи с увлечением романами Вальтера Скотта. Но она необходима здесь и для оживления цветовой монохромности, и для выявления, по контрасту, изгиба упругой, словно оковывающей силуэт линии.
Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей».
Тщательность письма как бы предостерегает нас от небрежности рассеянного внимания, призывая к чуткой пристальности, с которой мы, повторяя взгляд художника, должны всмотреться в черты Пушкина.
Автору этих строк довелось, во время подготовки выставки Кипренского, изучать живописную фактуру портрета, разглядывая ее в микроскоп. Тонкослойная живопись с мастерски точными касаниями кисти особенно сильное впечатление производит тем, как выписаны глаза.
Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного, и золотистого теплого оттенка. Схвачен и эффект ярких белков, заставляющих не столько видеть, сколько ощущать смуглоту лица.
Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским».
Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели.
Этот поздний Пушкин, естественно,– за пределами даты, обозначенной на портрете Кипренского.
Однако трудно отделаться от чувства, что здесь перед нами – весь Пушкин: образ этого портрета вполне адекватен тому представлению о зрелом и позднем Пушкине, каким оно возникает из воспоминаний современников, да и, собственно, из самого творчества поэта.
Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». Уже одно то, что создание Кипренского оказалось способным выдержать натиск ревнивого любопытства потомков, есть удостоверенное временем свидетельство мудрого мастерства, одновременно с высокой человеческой отзывчивостью и полнотой художественной ответственности, каковой, судя по всему, сам себя облек Кипренский, создавая этот портрет.
Пушкину портрет очень нравился. Вослед написанию портрета поэт сочинил стихотворное послание Кипренскому. Хотя и потрясенный «ужасным известием» о смерти Дельвига (январь 1831), он через Плетнева приобрел портрет у вдовы Дельвига на деньги из гонорара за Бориса Годунова. С тех пор портрет обитал в его доме, затем в семье, пока внук поэта не передал его в 1916 году в Третьяковскую галерею.
Источник: http://art.liim.ru/hr/hr02_09.html
Описание картины Кипренского «Портрет А. С. Пушкина»
По историческим данным известно, что Орест Адамович Кипренский был в списке лиц, кому должны были поставить памятник в знак победы в Октябрьской революции.
Очень жаль, что памятник так и не был поставлен, но тот факт, что он был в этом списке, говорит о многом. Это показывает его значение для русского народа.
Также к таким большим значениям относятся его знаменитые портреты. Одним из таких есть “Портрет А. С. Пушкина”.
И хотя Пушкин Александр Сергеевич не любил позировать, но правдивость и выразительность портретов О. Кипренского импонировала
поэту. Плюс ко всему они еще были знакомы, поэтому во время работы они вели дружескую беседу.
На холсте поэт изображен по пояс со слегка повернутой головой. За ним темно-серый, однотонный фон и только с левой стороны от него стоит статуэтка женщины с арфой. Сам Пушкин был одет в темные одежды. На нем был черный пиджак. Из повязанной на шее черно-атласной шали виднеется белая рубашка. Руки перекрещены в районе груди, а с плеча свисает шотландский плед в красную клетку.
Среди всех этих темных тонов очень хорошо прорисовано светлое лицо поэта. У него высокий лоб, слегка прикрыт кудрями волос. Большие глаза, которые
смотрят куда-то вдаль. Пухлые губы, сомкнуты вместе. Все его выражение слегка задуманное и очень сосредоточенное.
Портрет вызывал очень расхожие мнения. Одни были в восторге от изображения поэта в серьезном виде, другие же, которые знали Пушкина, не могли поверить, что это он, такой строгий и задумчивый. Его друзья говорили, что он никогда так не скрещивал руки, но многие даже не представляют поэта без этого движения. И, хотя портрет и до сих пор вызывает споры, картина безупречна и достойна похвалы.
Loading…
Осенняя береза.
Описание картины Кипренского «Портрет А. С. Пушкина»
Categories: Сочинения по картинам
Источник: https://ege-essay.ru/opisanie-kartiny-kiprenskogo-portret-a-s-pushkina/
Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского
(сочинение по картине)
Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIX века. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кипренского принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
История знаменитого портрета Пушкина, написанного Орестом Кипренским, очень интересна. Он был заказан художнику другом великого поэта — Антоном Дельвигом.
Кипренскому удалось создать образ поэта, по отзывам современников, очень близкий к реальному. Пушкин изображен в сюртуке и плаще, накинутом на одно плечо, то есть одетым по моде того времени. Художник подобрал такое освещение, при котором особенно чётко видна голова* поэта. На смуглом лице Пушкина лежит печать вдохновения.
Можно подумать, что поэт обдумывает очередное стихотворение. Обращает на себя внимание то, что поэт невесел. В его взгляде читается настороженность, губы напряженно сжаты, и их излом свидетельствует о богатом жизненном опыте Пушкина.
Однако изящные руки поэта спокойно сложены на груди, словно Пушкин в торжественном спокойствии грусти ждет исполнения своей судьбы.
В правом верхнем углу полотна изображена бронзовая фигура музы с лирой в руках. Именно эта деталь подчеркивает главное, что хотел выразить художник, — Пушкин и вдохновение неразделимы, а муза, которую поэт нередко упоминал в своих произведениях, — неразлучная спутница автора гениальных стихов и великой прозы.
Портрет А. С. Пушкина кисти Ореста Кипренского признан одним из лучших, созданных при жизни поэта. Поэт высоко оценил работу художника, однако считал, что Кипренский приукрасил его внешность.
- Сегодня мы можем составить впечатление о внешности Александра Сергеевича Пушкина только по существующим портретам поэта. Мне кажется, Орест Кипренский ближе дру-
- гих художников подошел к решению, казалось бы, неразрешимой проблемы — показать душу великого русского поэта средствами живописи.
- В, Пукирев. «Неравный брак»
- (сочинение по картине)
Василий Владимирович Пукирев — известный русский живописец, прославившийся жанровой картиной «Неравный брак», написанной в 1862 году. В те времена проблема бесправия женщины стояла очень остро. В российском обществе все чаще раздавались голоса в защиту женского равноправия. Эту тему в своем творчестве развил и художник Пукирев.
Сюжет картины — нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза.
Невеста бледна, вероятно, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать.
Судьбу девушки легко предугадать: она станет игрушкой в доме богатого и властного старика.
Художник с большой силой изобразил второстепенные персонажи картины. Все эти люди, явившиеся в церковь на обряд венчания, считают подобный брак делом само собой разумеющимся: их лица выражают равнодушие или холодное любопытство.
Невесте, которая, скорее всего, от всей души ненавидит и боится своего будущего мужа, неоткуда ждать помощи: на стороне жениха закон не только земной, но и небесный — ведь обряд благословляется церковью.
Лишь один из присутствующих — молодой человек — своим видом выражает молчаливый протест: на его лице читается укоризна, его руки скрещены на груди.
- Василий Владимирович Пукирев с непревзойденным талантом художника-реалиста запечатлел на полотне драму обездоленного юного существа.
- Помогите найти!
- (сочинение-описание, объявление)
- Jвариант
Пропала девочка 13 лет, рост 153 см, худощавая, лицо овальное, волосы длинные, до плеч, русые, волнистые. Глаза голубые, брови темные, ресницы длинные. Нос прямой, губы тонкие, ярко-розовые. На щеках ямочки.
Была одета: розовый свитер с белым воротником и белая шерстяная юбка.
Л вариант
Разыскивается мальчик 13 лет, рост 155 см, коренастый, крепкого телосложения. Волосы коротко подстриженные, черные. Ушные раковины маленькие, мочки закругленные.
Глаза карие, близко посаженные. Нос курносый, губы пухлые, на подбородке ямочка.
- Был одет: спортивные брюки синего цвета с белыми полосками, красная трикотажная футболка и черная бейсболка.
- Пропала собака
- (объявление)
Пропала собака 2 лет, беспородная дворняжка. Небольшая, около 25 см в холке, коричневого окраса с белым пятном на спине в виде восьмерки. Уши треугольные, стоячие, небольшие. Глаза карие, умные. На морде растут «усы» и «борода». Хвост загнут кольцом на спину.
- Особая примета: на носу белое пятно.
- Скворечник
- (сочинение-описание процесса труда)
В нашей школе уроки труда всегда проходят очень интересно, поэтому время пролетает незаметно. Так было и на этотраз, когда учитель объявил конкурс на лучший скворечник.
Как всегда, Андрей Викторович очень понятно объяснил, что, в каком порядке и как делать. Убедившись, что мы прекрасно поняли, что от нас требуется, он разрешил приступить к работе.
Моментально заработали станки, в мастерской раздался стук и скрежет. Каждый хотел справиться с заданием быстрее и лучше. Сначала лидировал Максим. Он быстро и точно нанес нужные размеры на дощечку и вырезал отдельные детали.
Но оказалось, что одной детали недостает, а дощечки больше не было. Поэтому, к сожалению, он выбыл из соревнований. А Сергей, хотя и работал не очень быстро, но все продумал и взвесил.
Ему не пришлось что-то переделывать или поправлять, поэтому его работу посчитали лучшей, хотя он завершил ее одновременно с Володей.
- Андрей Викторович внимательно осмотрел изделие, похвалил Сергея и поставил в журнал отличную оценку.
- Как пекут куличи
- (сочинение-описание процесса труда)
Во все времена народ очень любил праздники. Но с какой-то особой надеждой, трепетом и любовью люди ждали Пасху. Именно в эти дни начинается настоящая весна, с ее буйными красками и благоуханием.
К этому празднику во всех домах бабушки и мамы пекут куличи, делают творожные пасхи и красят яйца. С детства я всегда жду с нетерпением Рождество и Пасху, как самые главные, великие праздники.
Мне нравится наблюдать, как рождается праздник, как пекут куличи. Ароматные, румяные, необыкновенно вкусные и завораживающие своей красотой.
Начинают их печь в чистый четверг. В доме должен быть идеальный порядок. Как только мама выкладывает на стол муку, изюм, масло, яйца, ванилин, в дом приходит праздничное настроение.
Хороший, вкусный кулич — гордость каждой хозяйки. Существует примета: если куличи выйдут на славу, то и год будет удачным.
Мама уже колдует над тестом. Сначала хороню вымешивает, а затем следит, чтобы тесто не убежало. Пока куличи подходят, готовят специальные формы, смазывают их маслом и выставляют на столе, чтобы они были под рукой.
Когда тесто хорошо подойдет, его выкладывают в формы. Но заполняют формы тестом лишь на треть, чтобы оно подходило.
Украшает куличи каждая хозяйка по-своему. Моя мама смазывает взбитым с сахаром белком и посыпает цветным сахарным горошком.
Куличи делают большие, средние и совсем маленькие — для детей. Пробовать или есть куличи можно только в воскресенье, после того как их освятят в церкви.
В воскресенье, когда вся наша семья собирается за столом, мама разрезает самый большой освященный кулич, и на душе становится очень радостно и светло. Я думаю, что все ребята любят этот праздник и с удовольствием едят ароматные куличи.
Человек, цивилизация, земля
(сочинение-рассуждение)
Человек — это часть природы. В результате развития цивилизации человек стал сильнее и поставил себя выше природы.
Вправе ли он так делать? Ведь питается он плодами земными: опустошает недра земли; вырубывает леса — фильтры воздуха; дышит кислородом, выбрасывая в атмосферу тонны вредных химических веществ; пьет воду, в которую сливаются заводские отходы; питается продуктами, выращенными на отравленной земле.
Часто ли кто-нибудь из нас задумывается, а надолго ли хватит земных ресурсов при таком их беспорядочном и интенсивном использовании? Каждый думает: «А, на мой век хватит!'* И очень удивляется, когда в его стране, в его городе, на его улице происходят катастрофы: мощные ливни сносят дома или же они уходят под землю; рвутся трубы канализации, и зловонные потоки уносятся в реку, озеро или в море, курорты закрываются, и пить воду еще долго нельзя; взрываются АЭС, и земля дарит нам мутантов.
Люди в погоне за престижностью и деньгами истребили многих животных, некоторые виды которых уже невозможно восстановить, или же остались единицы у некоторых энтузи-астов-природников.
Неужели трудно понять, что есть хищник и травоядное животное? Хищник, преследуя животное, хочет одного — наесться. Он не убьет больше, чем ему нужно. И в этом есть гармония, равновесие.
Человек же уничтожает все, что видит, ему нужно все больше и больше, он идет семимильными шагами к своей гибели.
- Оглянитесь вокруг, посмотрите на мир, поймите, что наша планета существует не для одноразового использования.
- Кем быть?
- (сочинение-рассуждение)
Мама мне часто задает вопрос — кем я хочу быть? Я знаю ответ на этот вопрос, я уже определился в выборе, но маме не рассказываю. Почему? Потому что я хочу быть автогонщиком, как Шумахер! А маме я не рассказываю, потому что берегу ее. Она будет постоянно волноваться и нервничать из-за меня, а мне этого не хочется.
Я люблю скорость, когда ветер врывается в салон машины, хлещет по лицу и пытается навязать мне свое представление о стильной прическе.
Я люблю запах бензина, без которого машина просто пахнет нерабочим металлом. Бензин — кровь автомобиля.
Мне нравится, когда руль слушается любого движения рук, он является посредником между водителем и машиной. Ведь это настолько удивительно, что человек может
управлять таким железным конем. Да, содержать настоящую лошадь очень сложно, и не каждый может это позволить себе. Для лошади не нужно закатывать дороги в асфальт, в нее не нужно заливать бензин, который, сгорая, выделяет вредные газы. Она — живая, она — друг. Но если честно, я приходил в школу верховой езды и понял, что слишком трепетно отношусь к этому животному.
Мне кажется, что я неплохо чувствую и знаю машину. Мне часто снятся сны, где я сижу за рулем, а будущее с невероятной скоростью летит навстречу. И мама уже, кажется, начала догадываться, что я хожу после уроков заниматься в секцию юного картингиста.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s38453t1.html