Поклонение волхвов, сандро боттичелли

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли

Наша кнопка

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли

Скачать материал

В марте 1481 года монахи флорентийского монастыря Сан Донато а Скопетто обратились к нотариусу Пьетро из Винчи с просьбой найти художника, который бы мог написать алтарную картину для собора.

Пьетро сразу же предложил услуги своего сына Леонардо, недавно окончившего обучение у Верроккьо. Тогда же был заключен и договор, где определялись условия работы.

Перед художником ставилась задача – за два – два с половиной года написать маслом на доске картину размером 2, 5×2, 5 м. Сюжет «Поклонения волхвов» – один из эпизодов евангельской легенды.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочетов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали ее как знак появления на свет необыкновенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию.

Преклоняясь перед чудесным младенцем, волхвы поднесли дары – золото, ладан и смирну (благовонную смолу). К теме «Поклонения волхвов» обращались многие художники.

В богословских трудах нет единого мнения о том, кто такие волхвы, как они выглядели, откуда пришли: из Аравии, Древнего Вавилона или загадочной Индии? Все это позволяло художникам давать собственную интерпретацию сюжета.

В конце XV века, когда Леонардо начинал свой творческий путь, центром культурной жизни Флоренции стала так называемая «Платоновская академия». Она объединяла ученых, литераторов и философов того времени.

Покровителем академии был негласный правитель города Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Переводы и толкования сочинений античных авторов, которыми занимались флорентийские академики, повлияли на их отношение к изобразительному искусству.

Живопись казалась им не более чем иллюстрацией философских идей и поэтических сочинений. Это отразилось на творчестве художника, наиболее близкого к академии, – Сандро Боттичелли.

Следуя указаниям наставников, он создал несколько произведений, которые представляли собой реконструкции картин античных художников или служили истолкованием стихов поэта Анджело Полициано.

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет.

Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерных для почерка Боттичелли.

Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей.

С. Боттичелли. «Поклонение волхвов». Темпера. 1475–1478.

Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Известно, что картина выполнялась на заказ. В правой ее части Боттичелли старался представить персонажей, которые явно не вмещались в композицию. Он запечатлел их профили наложенными друг на друга, подобно изображениям на египетских рельефах.

Зрителю оказалась видна при этом лишь небольшая часть лица, самим же фигурам не хватило места.

Правомерен вопрос, зачем столь искусному мастеру, как Боттичелли, понадобилось перегружать и без того неглубокое пространство произведения, нарушая тем самым его целостность? Не проще ли вообще исключить лишние фигуры? По-видимому, Боттичелли получил от заказчика точные указания, кого и как необходимо изобразить на картине и что она должна говорить зрителям. А зрителей было очень много, чуть ли не вся Флоренция, так как произведение предназначалось для церкви Санта Мария Новелла, одной из самых почитаемых в городе.

Понять причины подобного построения композиции и точнее датировать «Поклонение волхвов» поможет знание истории Флоренции конца XV века. Исследователи искусства относят время создания произведения к 1475–1478 годам. И можно предположить, что только одно значительное событие, происшедшее в конце этого периода, могло найти отражение в картине.

В апреле 1478 года группа заговорщиков, возглавляемая семьей Пацци, напала на братьев Медичи, чтобы захватить власть в городе. Одного из них, Джулиано, им удалось убить, но правитель города Лоренцо Великолепный спасся благодаря помощи поэта Анджело Полициано.

Заговор был подавлен с необыкновенной жестокостью, и в последующем противники Медичи подвергались постоянным преследованиям.

Видимо, после этого знатный флорентиец Гаспаре ди Дзаноби дель Лама и заказал Боттичелли картину на тему «Поклонение волхвов». Но не только благочестивое желание украсить церковь Санта Мария Новелла руководило заказчиком, а намерение выразить приверженность политике Лоренцо Медичи.

Исследования историков искусства и иконографические данные творческого наследия А. Верроккьо, Д. Гирландайо и учеников Боттичелли позволяют утверждать, что изображенный у ног Марии с младенцем старик в черной с золотом одежде – основатель династии Медичи, Козимо-старший.

Двое коленопреклоненных волхвов в красной и белой одеждах – его сыновья Пьетро и Джованни. В левой части композиции обращает на себя внимание фигура молодого человека с надменным выражением лица – это Лоренцо Великолепный, внук Козимо. Он опирается на меч, символ расправы с заговорщиками.

Сзади обнимает его спаситель Анджело Полициано, как бы прикрывая Лоренцо своим телом. В правой части среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в черном. Это брат Лоренцо – Джулиано, изображенный с закрытыми глазами. На языке символов XV века подобное означало, что человека уже нет в живых.

Остальные персонажи картины – портреты деятелей Платоновской академии, друзья и соратники Медичи. К сожалению, мы не располагаем достаточным материалом, чтобы точно назвать каждого по имени. Но среди них выделяются трое, они смотрят прямо на зрителя. На первом плане справа изображен молодой человек в желтом плаще.

Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли. За ним старик, в котором можно предположить заказчика картины. Слева запечатлен, видимо, его сын или близкий родственник.

Таким образом, можно сделать вывод – сюжет «Поклонения» послужил Боттичелли поводом для прославления семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции. Кроме того, картина явно намекала на недавние события – подавление заговора Пацци – и служила доказательством того, что заказчики ее, семья Лама, – союзники Медичи.

Подобно автору рассмотренного произведения мог бы поступить и молодой Леонардо. Достаточно было в заказной работе прославить правителя города, чтобы попасть в число его приближенных, как это и произошло с Боттичелли. Но такое отношение к творчеству было неприемлемо для Леонардо, считавшего искусство формой художественного познания мира.

Эту позицию он определил во вступлении к своему «Трактату», поставив живопись выше скульптуры, музыки и поэзии. До нас дошли записи художника, где тот полемизирует с Боттичелли. Одна из них посвящена проблеме построения пространства в картине.

Во второй Леонардо гневно обрушивается на Сандро, который считал, что пейзаж имеет лишь декоративное значение в композиции.

И вот удача! Заказ монахов Сан Донато дает ему возможность не на словах, а на деле доказать правильность собственного подхода к живописи. Попробуем проследить, как же Леонардо решал поставленные задачи. Рождение художественного образа – сложный творческий процесс. Он связан со способностью воображать и цельно видеть.

Исходя из понимания содержания, художник мысленно представляет композицию, ее пропорциональные членения, пространство, расположение персонажей, цветовую гамму, соотношения тонов.

И только впоследствии, когда общий замысел найден, зафиксирован в композиционном эскизе, начинается внимательная проработка отдельных деталей, поиски наиболее выразительных лиц, поз, жестов, уточнение линейной перспективы.

Леонардо Да Винчи. Перспективная разработка к картине «Поклонение волхвов». Перо, бистр, серебряный штифт, белила. 1481.

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме.

И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов.

Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.

Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры.

Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно.

Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажется вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана.

Леонардо Да Винчи. «Поклонение волхвов». Масло. 1481–1482.

Второй план произведения – пейзажный фон с развалинами и сражающимися всадниками. В отличие от первого он создает в сочетании с высоким горизонтом иллюзию углубленного пространства.

Но точка схода перспективных линий оказывается не на центральной оси картины, а несколько сдвинутой вправо, переключая внимание зрителя на группу сражающихся всадников.

Это подчеркнуто также нарочитым смещением от центральной линии в правую сторону ствола дерева, направлением лестницы из левого верхнего угла к всадникам.

Если внимательно приглядеться к картине, то нетрудно заметить, что она точно делится по горизонтали на три равные части: дальний план, группа коленопреклоненных волхвов и центральная часть с поясным изображением Марии, младенцем Христом и группой персонажей за ними.

Тот же принцип прослеживается и по вертикали. Если мысленно провести линии от колонны, венчающей развалины, и вершины ближнего дерева до нижнего края картины, то получится аналогичное трехчастное деление.

Этот прием дал возможность Леонардо гармонически соединить все части композиции.

Каждый фрагмент составляет одну девятую часть картины и несет смысловую нагрузку. Зачем же художнику потребовалось столь сложное построение? Казалось бы, сюжет «Поклонения волхвов» раскрыт полностью, а Леонардо акцентирует внимание на группе сражающихся всадников, не имеющих отношения к евангельской истории.

Изучение подготовительных рисунков позволяет утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее, глубинное содержание произведения. Попробуем проследить за мыслью Леонардо.

Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил еще одну сцену «поклонения».

Но как она отличается от центральной! Вместо спокойного, сосредоточенного созерцания персонажи второго плана в порыве экстаза буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник с отвисшим животом и звериной мордой вместо лица. Поистине страшное воплощение мирового зла!

Ближе к центру – еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника и как бы удивленно вопрошают, кто это? Другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Итак, мир разделился. Часть людей поклоняется Злу, другие – Добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные же сомневаются.

Где же выход, что предсказывает человечеству художник? Ответ дает изображение группы сражающихся всадников. Недаром Леонардо да Винчи самой композицией подчеркивает значение этой сцены. Прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага – страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над Злом – вот главная идея произведения.

Обращает внимание то, какое значение Леонардо придавал жесту. В «Трактате о живописи» он говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.

Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела».

Именно этим приемом, отработанным в подготовительных рисунках, он смог выразить всю гамму переживаний персонажей произведения.

«Поклонение волхвов» не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой, более углубленной трактовкой содержания. Необходимы стали композиционные построения, не перегруженные многочисленными персонажами.

Слишком литературными оказались аллегорические фигуры, недостаточным представлялось и точное следование натуре при изображении человека. Леонардовский подход к содержанию требовал иного художественного выражения идеи произведения и максимально выразительной формы.

Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр «Мадонна в скалах».

Читайте также:  «август», бен николсон — описание картины

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи может служить условным рубежом, отделяющим искусство Раннего и Высокого Возрождения. Эта картина послужила высоким примером для многих художников. Уже в 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции. Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из «Поклонения волхвов».

Заказчики картины – монахи монастыря Сан Донато, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли – Филиппино Липни, который и написал новое «Поклонение».

Он также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы.

Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории художественная культура:

Источник: https://doc4web.ru/mkh/poklonenie-volhvov-sandro-botichelli-i-leonardo-da-vinchi.html

Реферат: «Поклонение волхвов» Сандро Ботичелли и Леонардо Да Винчи

Главная / Рефераты / Культура и искусство Скачать .docx Скачать .pdf

В марте 1481 года монахи флорентийского монастыря Сан Донато а Скопетто обратились к нотариусу Пьетро из Винчи с просьбой найти художника, который бы мог написать алтарную картину для собора.

Пьетро сразу же предложил услуги своего сына Леонардо, недавно окончившего обучение у Верроккьо. Тогда же был заключен и договор, где определялись условия работы. Перед художником ставилась задача – за два – два с половиной года написать маслом на доске картину размером 2, 5×2, 5 м.

Сюжет «Поклонения волхвов» – один из эпизодов евангельской легенды.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочетов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали ее как знак появления на свет необыкновенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию.

Преклоняясь перед чудесным младенцем, волхвы поднесли дары – золото, ладан и смирну (благовонную смолу). К теме «Поклонения волхвов» обращались многие художники.

В богословских трудах нет единого мнения о том, кто такие волхвы, как они выглядели, откуда пришли: из Аравии, Древнего Вавилона или загадочной Индии? Все это позволяло художникам давать собственную интерпретацию сюжета.

В конце XV века, когда Леонардо начинал свой творческий путь, центром культурной жизни Флоренции стала так называемая «Платоновская академия». Она объединяла ученых, литераторов и философов того времени.

Покровителем академии был негласный правитель города Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Переводы и толкования сочинений античных авторов, которыми занимались флорентийские академики, повлияли на их отношение к изобразительному искусству.

Живопись казалась им не более чем иллюстрацией философских идей и поэтических сочинений. Это отразилось на творчестве художника, наиболее близкого к академии, – Сандро Боттичелли.

Следуя указаниям наставников, он создал несколько произведений, которые представляли собой реконструкции картин античных художников или служили истолкованием стихов поэта Анджело Полициано.

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет.

Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерных для почерка Боттичелли.

Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей.

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли

С. Боттичелли. «Поклонение волхвов». Темпера. 1475–1478.

Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Известно, что картина выполнялась на заказ. В правой ее части Боттичелли старался представить персонажей, которые явно не вмещались в композицию. Он запечатлел их профили наложенными друг на друга, подобно изображениям на египетских рельефах.

Зрителю оказалась видна при этом лишь небольшая часть лица, самим же фигурам не хватило места.

Правомерен вопрос, зачем столь искусному мастеру, как Боттичелли, понадобилось перегружать и без того неглубокое пространство произведения, нарушая тем самым его целостность? Не проще ли вообще исключить лишние фигуры? По-видимому, Боттичелли получил от заказчика точные указания, кого и как необходимо изобразить на картине и что она должна говорить зрителям. А зрителей было очень много, чуть ли не вся Флоренция, так как произведение предназначалось для церкви Санта Мария Новелла, одной из самых почитаемых в городе.

Понять причины подобного построения композиции и точнее датировать «Поклонение волхвов» поможет знание истории Флоренции конца XV века. Исследователи искусства относят время создания произведения к 1475–1478 годам. И можно предположить, что только одно значительное событие, происшедшее в конце этого периода, могло найти отражение в картине.

В апреле 1478 года группа заговорщиков, возглавляемая семьей Пацци, напала на братьев Медичи, чтобы захватить власть в городе. Одного из них, Джулиано, им удалось убить, но правитель города Лоренцо Великолепный спасся благодаря помощи поэта Анджело Полициано.

Заговор был подавлен с необыкновенной жестокостью, и в последующем противники Медичи подвергались постоянным преследованиям.

Видимо, после этого знатный флорентиец Гаспаре ди Дзаноби дель Лама и заказал Боттичелли картину на тему «Поклонение волхвов». Но не только благочестивое желание украсить церковь Санта Мария Новелла руководило заказчиком, а намерение выразить приверженность политике Лоренцо Медичи.

Исследования историков искусства и иконографические данные творческого наследия А. Верроккьо, Д. Гирландайо и учеников Боттичелли позволяют утверждать, что изображенный у ног Марии с младенцем старик в черной с золотом одежде – основатель династии Медичи, Козимо-старший.

Двое коленопреклоненных волхвов в красной и белой одеждах – его сыновья Пьетро и Джованни. В левой части композиции обращает на себя внимание фигура молодого человека с надменным выражением лица – это Лоренцо Великолепный, внук Козимо. Он опирается на меч, символ расправы с заговорщиками.

Сзади обнимает его спаситель Анджело Полициано, как бы прикрывая Лоренцо своим телом. В правой части среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в черном. Это брат Лоренцо – Джулиано, изображенный с закрытыми глазами. На языке символов XV века подобное означало, что человека уже нет в живых.

Остальные персонажи картины – портреты деятелей Платоновской академии, друзья и соратники Медичи. К сожалению, мы не располагаем достаточным материалом, чтобы точно назвать каждого по имени. Но среди них выделяются трое, они смотрят прямо на зрителя. На первом плане справа изображен молодой человек в желтом плаще.

Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли. За ним старик, в котором можно предположить заказчика картины. Слева запечатлен, видимо, его сын или близкий родственник.

Таким образом, можно сделать вывод – сюжет «Поклонения» послужил Боттичелли поводом для прославления семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции. Кроме того, картина явно намекала на недавние события – подавление заговора Пацци – и служила доказательством того, что заказчики ее, семья Лама, – союзники Медичи.

Подобно автору рассмотренного произведения мог бы поступить и молодой Леонардо. Достаточно было в заказной работе прославить правителя города, чтобы попасть в число его приближенных, как это и произошло с Боттичелли. Но такое отношение к творчеству было неприемлемо для Леонардо, считавшего искусство формой художественного познания мира.

Эту позицию он определил во вступлении к своему «Трактату», поставив живопись выше скульптуры, музыки и поэзии. До нас дошли записи художника, где тот полемизирует с Боттичелли. Одна из них посвящена проблеме построения пространства в картине.

Во второй Леонардо гневно обрушивается на Сандро, который считал, что пейзаж имеет лишь декоративное значение в композиции.

И вот удача! Заказ монахов Сан Донато дает ему возможность не на словах, а на деле доказать правильность собственного подхода к живописи. Попробуем проследить, как же Леонардо решал поставленные задачи. Рождение художественного образа – сложный творческий процесс. Он связан со способностью воображать и цельно видеть.

Исходя из понимания содержания, художник мысленно представляет композицию, ее пропорциональные членения, пространство, расположение персонажей, цветовую гамму, соотношения тонов.

И только впоследствии, когда общий замысел найден, зафиксирован в композиционном эскизе, начинается внимательная проработка отдельных деталей, поиски наиболее выразительных лиц, поз, жестов, уточнение линейной перспективы.

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли

Леонардо Да Винчи. Перспективная разработка к картине «Поклонение волхвов». Перо, бистр, серебряный штифт, белила. 1481.

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме.

И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов.

Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.

Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры.

Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно.

Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажется вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана.

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли

Леонардо Да Винчи. «Поклонение волхвов». Масло. 1481–1482.

Второй план произведения – пейзажный фон с развалинами и сражающимися всадниками. В отличие от первого он создает в сочетании с высоким горизонтом иллюзию углубленного пространства.

Но точка схода перспективных линий оказывается не на центральной оси картины, а несколько сдвинутой вправо, переключая внимание зрителя на группу сражающихся всадников.

Это подчеркнуто также нарочитым смещением от центральной линии в правую сторону ствола дерева, направлением лестницы из левого верхнего угла к всадникам.

Если внимательно приглядеться к картине, то нетрудно заметить, что она точно делится по горизонтали на три равные части: дальний план, группа коленопреклоненных волхвов и центральная часть с поясным изображением Марии, младенцем Христом и группой персонажей за ними.

Тот же принцип прослеживается и по вертикали. Если мысленно провести линии от колонны, венчающей развалины, и вершины ближнего дерева до нижнего края картины, то получится аналогичное трехчастное деление.

Этот прием дал возможность Леонардо гармонически соединить все части композиции.

Каждый фрагмент составляет одну девятую часть картины и несет смысловую нагрузку. Зачем же художнику потребовалось столь сложное построение? Казалось бы, сюжет «Поклонения волхвов» раскрыт полностью, а Леонардо акцентирует внимание на группе сражающихся всадников, не имеющих отношения к евангельской истории.

Изучение подготовительных рисунков позволяет утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее, глубинное содержание произведения. Попробуем проследить за мыслью Леонардо.

Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил еще одну сцену «поклонения».

Но как она отличается от центральной! Вместо спокойного, сосредоточенного созерцания персонажи второго плана в порыве экстаза буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник с отвисшим животом и звериной мордой вместо лица. Поистине страшное воплощение мирового зла!

Ближе к центру – еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника и как бы удивленно вопрошают, кто это? Другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Итак, мир разделился. Часть людей поклоняется Злу, другие – Добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные же сомневаются.

Где же выход, что предсказывает человечеству художник? Ответ дает изображение группы сражающихся всадников. Недаром Леонардо да Винчи самой композицией подчеркивает значение этой сцены. Прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага – страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над Злом – вот главная идея произведения.

Обращает внимание то, какое значение Леонардо придавал жесту. В «Трактате о живописи» он говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.

Читайте также:  Картинная галерея брера в милане - хранилище живописи и скульптуры

Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела».

Именно этим приемом, отработанным в подготовительных рисунках, он смог выразить всю гамму переживаний персонажей произведения.

«Поклонение волхвов» не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой, более углубленной трактовкой содержания. Необходимы стали композиционные построения, не перегруженные многочисленными персонажами.

Слишком литературными оказались аллегорические фигуры, недостаточным представлялось и точное следование натуре при изображении человека. Леонардовский подход к содержанию требовал иного художественного выражения идеи произведения и максимально выразительной формы.

Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр «Мадонна в скалах».

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи может служить условным рубежом, отделяющим искусство Раннего и Высокого Возрождения. Эта картина послужила высоким примером для многих художников. Уже в 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции. Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из «Поклонения волхвов».

Заказчики картины – монахи монастыря Сан Донато, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли – Филиппино Липни, который и написал новое «Поклонение».

Он также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы.

Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

Источник: http://www.referatmix.ru/referats/47/referatmix_45199.htm

Поклонение волхвов

Искусство Италии 15 века. Возрождение. Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов», заказчик алтаря банкир Джованни ди Заноби дель Лама, первоначально картина находилась в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Размер картины 111 x 134 см, дерево, темпера. Этот сюжет был распространен в живописи Раннего Возрождения.

Художники стремились подробно передать обстоятельства евангельского рассказа о чудесном рождении Христа и трех восточных царях, пришедших со своими свитами поклониться Ему.

Беноццо Гоццоли, предшественник Боттичелли в трактовке темы, за 16 лет до него выполнивший роспись в домовой капелле Медичи, представил зрелище, развертывающееся почти со сказочной пышностью. Боттичелли создал целую серию картин на тему Поклонения волхвов.

Этот сюжет появляется в его творчестве с начала 1470-х годов; самая ранняя работа включала архаические элементы и была переполнена фигурами. Разрабатывая тему, Сандро приходит к построению картины «Поклонение волхвов» 1475 года, лучшей картины этой тематики.

Сандро Боттичелли показывает евангельское событие как некое таинство. В глубине композиции – Святое семейство. Младенец, сидящий на коленях Марии, вызывает у собравшихся чувство глубочайшего благоговения. Художник использует в компоновке сцены разнообразие поз, движений, поворотов и наклонов головы. И подчеркивает это изменчивым, но внутренне связным течением линии.

Место, где совершается действо, – это мир древности: в отдалении видны руины античного храма. Но всюду вокруг пробивается новая жизнь, среди камней растут первые побеги – своего рода символ новой эры, которую знаменует рождение Христа. В картине присутствует современность, ибо участники действа – люди, известные тогда всей Флоренции.

Многие входили в Братство волхвов; облекаясь в праздник Поклонения волхвов в великолепные одежды, они и на самом деле шествовали верхом через улицы города к месту поклонения. Отзвук этого ритуала преобразился в картине Боттичелли в фантастическое зрелище.

В мягком рассеянном сиянии, переданном золотыми линиями и игрой золотых бликов и узоров на одеждах, представители элиты Флоренции созерцают явление божества или Истинного Света.

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли

«Поклонение волхвов» было заказано банкиром Заноби дель Лама, близким к семье Медичи. Оно предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта-Мария Новелла.

Одна из отличительных черт картины – многочисленные портреты семьи Медичи и их окружения.

Художник Сандро Боттичелли выявляет портретное сходство каждого из персонажей, но и идеализирует их, объединяя в акте возвышенного созерцания.

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли

В левой части картины представлены Лоренцо Медичи, держащийся с некоторой надменностью, на его плечо склонился поэт Анджело Полициано; следующим стоит юный философ граф Пико делла Мирандола, указывающий жестом на чудесное явление Младенца.

Продолжим описание картины словами Джорджо Вазари: «И особую выразительность мы видим в старце, который, целуя ноги Господа нашего и тая от нежности, отменнейшим образом показывает, что он достиг цели длиннейшего своего путешествия.

Фигура этого царя представляет собой точный портрет Козимо Старшего ди Медичи».

В правой стороне композиции, начиная от центра, изображены сыновья Козимо Старшего, Пьеро и Джованни, уже умершие к моменту написания картины, вблизи от них в черном одеянии с красной отделкой меланхоличный Джулиано Медичи, за ним – философ Джованни Аргиропуло.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/artreness/botticelli1.html

Картина С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (описание) и библейский сюжет

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

И. А. Бродский

Сюжет Рождества Хри­стова в мировом искусстве постепенно заменила сцена поклонения волхвов (пастухов). Какова же его библей­ская основа?

Три мудреца-предсказателя (волхвы — так на Руси называли звездочётов) заметили на небе новую звезду и истолковали её как знак появления на свет необык­новенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию. Каспар в знак уваже­ния царству Христа преподнёс золотые дары.

Балтазар и Мельхиор преподнесли ладан (знак признания бо­жественности Христа) и благовонную смолу — смирну (пророческий знак его смерти).

До настоящего времени у исследователей нет единого мнения о том, кто такие волхвы: маги, жрецы, учёные, астрологи? Как они вы­глядели? Откуда пришли: из Аравии, Древнего Вави­лона или загадочной Индии? Все эти обстоятельства позволили художникам показать собственное вос­приятие сюжета.

Поклонение волхвов, Сандро Боттичелли
С. Боттичелли. Поклонение волхвов. 1475—1478 гг. Галерея Уффици, Флоренция

В духе времени воплощена библейская легенда в картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов». В отличие от предшественников, стремившихся к точ­ному воплощению евангельского текста, Боттичелли передаёт значимость и важность события.

Вершиной композиции являются Мария с младен­цем, изображённые на фоне полуразрушенных каменных стен с ветхим деревянным навесом. Из неглубоко­го пространства наш взгляд переносится на группу пышно разодетых волхвов. Многочисленные зрите­ли — это люди, принадлежавшие к светскому обще­ству, среди которых художник изобразил немало сво­их современников.

И всё-таки, зачем Боттичелли включает в композицию более тридцати персонажей? Не проще ли было исключить некоторые фигуры? Сей­час трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Из­вестно только, что эта картина выполнялась по заказу церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. По-види­мому, заказчик точно указал художнику, кого и как изобразить на картине.

Материал с сайта http://worldofschool.ru

Не каждого из них мы можем назвать, но имена не­которых нам известны точно. Изображённый у ног Ма­рии человек в чёрной с золотом одежде — основатель одной из самых известных династий Медичи, Козимо Старший. Двое коленопреклонённых волхвов в крас­ной и белой одеждах — его сыновья — Пьетро и Джо­ванни.

В левой части композиции — фигура молодого человека с надменным выражением лица — это Лорен­цо Великолепный, внук Козимо, опирающийся на меч, что символизирует победу над заговорщиками. В пра­вой части картины среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в чёрном. Это брат Лоренцо — Джулиано, изображённый с закрыты­ми глазами.

В XV в. на языке символов это означало, что человека нет в живых. И ещё один молодой чело­век в жёлтом плаще на первом плане справа привлека­ет наше внимание. Большинство исследователей счи­тает, что это автопортрет Боттичелли. Испытующе, немного задумчиво глядят на нас грустные глаза ху­дожника.

Он словно всматривается в будущее, пытаясь прочитать судьбу каждого из изображённых современ­ников.

Да, современники, как, впрочем, и заказчики, вполне могли быть довольны. Многочисленные посети­тели одной из самых почитаемых церквей во Флорен­ции увидели на ней своих соотечественников. Таким образом, сюжет поклонения волхвов послужил для художника поводом для прославления знаменитой семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Источник: http://WorldOfSchool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/iisus/rozhdestvo/kartina-s.-bottichelli-poklonenie-volhvov-opisanie-i-biblejskij-syuzhet

Поклонение волхвов

  • Поклонение волхвов (Adoration of the Magi) — Сандро Боттичелли.
  • Картина известного итальянского художника
  • Годы создания: 1475-78 гг.
  • Темпера на панели,
  • Оригинальный размер: 111 x 134cм,
  • галерея Уффици, Флоренция, Италия.
  • В этой многофигурной композиции мастер кватроченто Сандро Боттичелли (1445-1510) представил в образе волхвов, поклоняющихся Младенцу Христу, членов семейства Медичи, банкиров и купцов, правителей Флоренции, и приближенных к ним, в числе которых был и он сам.
  • Описание картины «Поклонение волхвов» Сандро Боттичелли

Художники времен Возрождения всегда любили писать картины по сюжетам Библии. Величайший мастер, талантливый художник пятнадцатого века – Сандро Боттичели – не исключение.

Полотно «Поклонение волхвов» написано по мотивам известной библейской истории. Волхвы поклоняются рожденному Иисусу, одаривают его. Огромное количество народа пришло посмотреть на будущего спасителя. Среди них встречаются банкиры и многие другие влиятельные люди, то есть все понимают колоссальное значение младенца Иисуса.

Мать новорожденного Иисуса – Мадонна – нежно обнимает его, пытается уберечь от чужих взглядов. Но при этом заметно, что она гордится своим сыном. Мадонна и ребенок сидят среди развалин и абсолютного хаоса. Сандро Боттичелли вкладывает в эту часть картины огромный смысл: старое следует оставить позади, так как впереди нас ожидает светлое и счастливое будущее, которое придется принять.

Писатели, музыканты, художники, философы – все преклоняются перед новорожденным, хоть и с осторожностью. Все семейство Медичи пришло посмотреть на младенца-спасителя. Любопытный факт, что именно Медичи являются учредителями Братства Волхвов.

Попасть в данное общество было невероятно сложно. Известно, что Сандро Боттичелли любил изображать себя на своих же картинах. Он присутствует и на этой работе.

Художник обладал невероятным талантом – рисовать себя на картинах, но при этом оставаться незамеченным.

Обратим внимание на цвета и краски, используемые автором картины «Поклонение волхвов». Цвета насыщенные и яркие. Они, безусловно, передают всю праздничность и торжественность момента. Картина «Поклонение волхвов» является невероятно актуальной и популярной по сей день. 

Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов» (1482). Темпера, дерево, масло. 68×102 см Национальная галерея искусства, Вашингтон

«Поклонение волхвов» была продана из Эрмитажа в июле 1930 — феврале 1931 года Эндрю Меллону за 838 тыс. долл. США. В этой многофигурной композиции мастер кватроченто Сандро Боттичелли представил в образе волхвов, поклоняющихся Младенцу Христу, членов семейства Медичи, банкиров и купцов, правителей Флоренции, и приближенных к ним, в числе которых был и он сам. 

Среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского, восседает Мадонна. Она держит на коленях Младенца, позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на новорожденного. Перед Христом опустился на колени Козимо Старший Медичи. 

Ближе к переднему краю картины изображены сыновья Козимо, Пьеро и Джованни. К моменту написания произведения они и их отец уже умерли, но Боттичелли включил их в круг семьи как неразрывно связанных с ней.

В черном с красным одеянии стоит, задумавшись, Джулиано, сын Пьеро, позади него с бородой и в шапке — философ Джованни Аргиропуло, перед ним в голубом — заказчик работы, Дзаноби дель Лама. Слева в горделивой позе стоит брат Джулиано, Лоренцо Великолепный, рядом с ним — поэт Анджело Полициано, им что-то рассказывает гуманист и философ Пико делла Мирандола.

Наконец в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения. 

Медичи учредили во Флоренции так называемое Братство волхвов, куда входили они сами и их приближенные. Братство устраивало костюмированные шествия: его члены, переодевшись волхвами, шли пешком и ехали верхом на конях по улицам города. Вероятно, эти мистерии также нашли свой отзвук в картине Боттичелли.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Poklonenie_volhvov/

Поклонение волхвов

Питер Пауль Рубенс Поклонение волхвов

Поклонение волхвов часто воспринимается как сюжет, замещающий сцену Рождества Христова. И являющуюся ее синонимом.

Художники Средневековья и Возрождения очень любили его за многозначность, неопределенность, хронологическую расплывчатость и множественность интерпретаций, дающих простор фантазии и воображению.

Читайте также:  Центр искусств королевы софии, испания, мадрид

Некоторые  говорят о некой тайне волхвов, имея в виду в том числе и фигуру самого младшего звездочета, образ которого действительно двоится
— то ли юная девушка, то ли молодой отрок. Глядя на картины некоторых мастеров действительно есть повод для двойного толкования.

Галерея картин на сюжет Поклонения волхвов поразительна: сотни, начиная от художников средней руки и не таких известных, и кончая гениальными творениями Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Дюрера, Джотто, Питера Брейгеля Старшего, Иеронима Босха, Веласкеса и других.

Каждый художник по-своему интерпретировал евангельский сюжет, не стремясь к точности деталей и соответствия богословским и экзегетическим выкладкам.

Мантенья. Дары волхвов

В Евангелии от Матфея рассказывается, что когда родился БогоМладенец, к Ироду-царю пришли волхвы с востока и спросили:

«Где родившийся царь Иудейский, мы видели Его звезду на Востоке?»

Когда волхвы узнали, где должен был родиться мессия-царь, они удаляются в Вифлеем и, приблизившись к дому Марии с Младенцем, увидели звезду. Обрадовавшись, маги зашли в дом, поклонились Иисусу и принесли Ему дары.

Сколько было волхвов, как их звали, из каких стран прибыли, сколько времени добирались до Иерусалима и потом до Вифлеема, в Евангелии ничего не сказано. Поэтому очень рано начали складываться множественные толкования святых отцов Церкви и богословов (Оригена, Тертуллиана, Иустина Мученика, Иоанна Златоуста и др.), народные легенды и сказания.

Тиссо. Путешествие волхвов на верблюдах

Словом «волхвы» были переведены на церковно-славянский язык с греческого «маги». В православной традиции сюжету с волхвами уделяется очень мало внимания, редко выделяя их поклонение в отдельную икону. Обычно эту сцену помещают в икону «Рождество Христово» вместе с ангелами, пастухами, пещерой, звездой, яслями с БогоМладенцем, Иосифом и Девой Марией.

Отчасти это связано с тем, что волхвы были звездочетами и астрологами, т.е. языческими мудрецами, гадателями и колдунами, к которым еще с ветхозаветных времен было негативное отношение: они предсказывали, что будет с тем, кто родится под той или иной звездой, ограничивая свободу воли человека, которой он наделялся Богом.

Веласкес. Поклонение волхвам

Но на западе, особенно в Испании, сложилась развитая культурная традиция волхвов, которая включала в себя легенды и детальную разработку сюжета, уточняющую число и имена магов, их титулы, национальность, страны, откуда прибыли, цвет кожи и на чем путешествовали. Существуют книги с историей путешествия волхвов в Иудею. Одна из последних – роман «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» французского писателя Мишеля Турнье.

Поклонение волхвов в западных странах  отмечается как день трех царей в день Богоявления (6 января). В этот день принято дарить подарки, подобно тому, как волхвы принесли дары БогоМладенцу.

В православии считается, что поклонение волхвов произошло через двенадцать дней после Рождества, тоже совпадает с днем Богоявления, но отдельного дня, посвященного волхвам, в церковном календаре нет.

Дары волхвов: золото, ладан и смирна

В соответствии с западными легендами и сказаниями, волхвов было трое — по числу даров, которые они поднесли Иисусу: ладан – как первосвященнику, золото – как царю, смирну — как смертному человеку. Впервые это предположение высказал Ориген. Число три – сакральное и олицетворяет Святую троицу.

Волхвы были разными по возрасту: старший, среднего возраста и младший – отрок. Их имена в разное время были разными, но в западной традиции закрепились имена: Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (Каспар), но кому они принадлежат, в разных сказаниях говорится по-разному. Обычно старшего называют Мельхиором, среднего – Бальтазаром, младшего Каспаром, но может быть и другой порядок.

Беноццо Гоццоли. Мельхиор — старший из волхвов. Представитель Европы, потомок Иафета

Все трое олицетворяют народы, которые произошли от сыновей Ноя: Иафета, Сифа и Хама, соответственно, представляя Европу, Восток (Азию) и Африку, отличаясь по цвету кожи: Каспар – черный, Бальтазар – желтый, Мельхиор белый, но м.б. и по-другому: Бальтазар – черный (Африка), Каспар – с желтой кожей (Восток, семитские народы и Азия) и Мельхиор – с белой кожей (Европа). Идея в том, что волхвы – представители всех языческих народов.

Вышли они по легенде из разных стран, среди которых чаще всего называют Персию, Аравию и Эфиопию, а встретились вместе уже потом. Путешествовали на верблюдах, что тоже имеет ветхозаветное основание в пророчестве Исайи:

«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа…».

Беноццо Гоццоли. Бальтазар — средний из волхвов, потомок Хама с темной кожей лица.

Спорным остается вопрос о времени Поклонения волхвов: некоторые считают, что это произошло вскоре или даже сразу после рождения Младенца и потому поклонение произошло в пещере и является заключительным актом Рождества. Однако из Евангелия от Луки известно, что еще было обрезание Иисуса (на восьмой день) и принесение его в Иерусалимский храм – через сорок дней после рождения (Сретение).

А судя по тому, что Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, Поклонение волхвов произошла значительно позднее, когда Богомладенцу было два или три года. Отсюда на разных картинах Иисус Христос  изображается то как Младенец, лежащий в пещере, то как двух-трехлетний малыш, играющий с волхвами или Девой Марией.

Беноццо Гоццоли. Гаспар — младший их волхвов, потомок Сифа

Существовала неопределенность и в том, кто окружал Деву Марию в момент Поклонения, кто был его свидетелем? Это позволяло художникам населять картины разными лицами, прежде всего, современниками, выходцами из богатых семейств.

Это соответствовало знатности магов-царей, в отличие от традиции изображать поклонение пастухов выходцами из низших слоев народа. Так Боттичелли изобразил на картине Поклонение волхвов семейство Медичи и богатых заказчиков картины, а также и себя в числе свидетелей.

Сандро Боттичелли Поклонение волхвов (крайний справа — Боттичелли)

Другими словами, Евангельская история о Поклонении волхвов в силу своей пустотности стала своеобразной матрицей, словоформой, которая постепенно наполнялась вполне реальными персонажами, узнаваемыми современниками, мифами и легендами, соответствующими взглядам того времени.

Наиболее интересными картинами со сценой Поклонения волхвов можно назвать картину Леонародо да Винчи, которая хоть и не была закончена, но выглядит вполне цельной и показывает художника уже как вполне сформировавшегося мастера.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов

К числу шедевров относятся картины «Поклонение волхвов» Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего, фрески Джотто, Гоццоли, Карло Веронезе и Веласкеса.

Питер Брейгель Старший

Джотто. Фреска Поклонение волхвов

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/poklonenie-volxvov/

Сандро Боттичелли 1445–1510 Поклонение волхвов. Фрагмент. 1475. — презентация

1 Сандро Боттичелли 1445–1510 Поклонение волхвов. Фрагмент. 1475

2 Искусство Сандро Боттичелли по сей день остается неразрешимой загадкой для исследователей, пытающихся понять причину его притягательности.

Ученые мужи недоумевают, как может художник, «часто неправильный в рисунке и редко приятный по колориту, с болезненными образами и мучительно взвинченными чувствами» обладать такой силой воздействия на зрителя? Человек, стоящий перед картиной Боттичелли, меньше всего думает о каких-то неправильностях и несообразностях, сразу же целиком и полностью попадая под власть этого чарующего и лиричного мастера. Даже имя его Сандро Боттичелли звучит как-то особенно легко и звонко, подобно нежному звону колокольчика, и почти невозможно поверить в его настоящий смысл: в переводе с итальянского «боттичелли» означает всего-навсего «бочонок». Во Флоренции, родном городе живописца, в конце XV в. сложилась совершенно особая культура, причудливым образом сочетавшая в себе земную радость бытия и неподдельный интерес к античной философии. Благовещение (?)

3 1445. Алессандро Филипепи (таково настоящее имя Сандро Боттичелли) родился во Флоренции в семье кожевника Учится ювелирному мастерству Учится у живописца фра Филиппо Липпи Переходит в мастерскую Андреа Вероккьо Заводит собственную мастерскую.

Впервые упоминается как самостоятельный художник в связи с созданием «Аллегории силы» для здания торгового суда во Флоренции. Сводит знакомство с Лоренцо и Джулиано Медичи.

Даты жизни и творчества Аллегория силы Портрет Джулиано Медичи 1478–1480 Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи 1475

4 1475. Пишет «Поклонение волхвов» с большим количеством скрытых портретов, в том числе членов семейства Медичи Едет в Рим, где работает над фресками Сикстинской капеллы в Ватикане Возвращается во Флоренцию. Для дворца Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи создает картину «Весна» («Примавера») Пишет «Рождение Венеры» Во Флоренцию приезжает Джиролано Савонарола.

Попав под влияние Савонаролы, Боттичелли полностью отказывается от своих прежних «греховных» произведений, обращаясь исключительно к религиозной тематике Создает «Мистическое Рождество», единственное подписанное самим Боттичелли и датированное произведение Умирает в возрасте 65 лет. Поклонение волхвов Наказание левитов. Фрагмент. Роспись Сикстинской капеллы.

1481–1483

5 Именно линия, а не объем, является главным средством формообразования в живописи Боттичелли. Как в готическом искусстве, фигуры его героев вытянуты, их пропорции кажутся удлиненными.

Так возникает неповторимый «эффект Боттичелли», когда внимание зрителя полностью растворяется в виртуозном сплетении изящных извивов линий.

Первые признаки самобытного стиля Боттичелли проявились в картине «Святой Себастьян», где воин-мученик изображается почти фронтально, без всякого намека на ракурс. Святой Себастьян Около 1473 В «Рождении Венеры» Боттичелли даже не пытается изобразить хотя бы подобие реальности.

Морские волны – и те обозначены галочками, будто на детском рисунке. Но картина не производит плоскостного впечатления. Объемность и глубина пространства достигаются благодаря тонкому линейному ритму, создающему иллюзию движения формы. Линия

  • 6 Рождение Венеры. 1482–1486
  • 7 Великолепное владение линией особенно заметно в серии иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1492–1500). Портрет Данте Рай Чистилище
  • 8 Ад «Божественная комедия» Данте

9 Еще более важной стала роль линеарности в позднем творчестве мастера, отражающая трагическую дисгармонию его душевного состояния. Картины наполнились угловатыми фигурами, изгибающимися от наполняющего их внутреннего напряжения. Мистическое Рождество Клевета Апеллеса. 1494

10 Странный синтез. Новое звучание старых мифов Боттичелли стал едва ли не первым художником, обратившимся в своей живописи к мифологическим сюжетам, став истинным предвестников возрождения Античности.

Картины Боттичелли по стилю исполнения близки готическим традициям, тогда как по духу, силе выражения идеи являются квинтэссенцией раннего Возрождения. Венера и Марс.

Около 1483 Одним из первых чисто светских произведений Боттичелли стала картина «Венера и Марс».

11 Мифологическая тема нашла продолжение в «Примавере», причем преломилась в ней в соответствии с философией неоплатонизма. Весна (Примавера). 1482

12 Обращение к Античности позволяло воплощать не только мысли неоплатоников, но и отношение художника к политическим событиям.

Так, картина «Паллада и кентавр», при всем многообразии трактовок, скорее всего является аллегорией победы Лоренцо Медичи над недругами.

В этом контексте кентавр воплощает дух распри, тогда как Афина выступает в качестве носительницы разумного начала. Афина Паллада и кентавр 1483

13 Декоративность Декоративность – одна из главных отличительных особенностей живописного стиля Боттичелли.

Художник пренебрегает проработкой объемов, используя яркие пятна чистого цвета и прибегая к теням только в случае крайней необходимости (эти охристые тени станут характерной чертой его живописи). ).

Высокой декоративностью отличаются даже религиозные произведения Боттичелли. Мадонна Магнификат 1482–1483

14 Мадонна Евхаристии е Мадонна на троне, Иоанн Креститель, Иоанн Евангелист. Алтарь Барди 1484–1485

15 Вечная женственность Героини Боттичелли – олицетворение подлинной красоты. Все его картины пронизаны мягким лиризмом, женские образы кажутся нежными и хрупкими, даже если это суровая Афина или Юдифь. Возвращение Юдифи. 1472–1473 Юдифь, покидающая палатку Олоферна. 1485–1490

16 Теоретически почти все женские образы Боттичелли являются отражением его представления о неоплатонической Венере Гуманитас, в которой внешняя красота всегда является отражением красоты внутренней.

Практически эта идея нашла воплощение в образе обычной земной девушки по имени Симонетта Веспуччи, возлюбленной Джулиано Медичи, любимице всей Флоренции и Прекрасной даме самого Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи.

Около 1480

17 «Оплакивание» относится к числу самых глубоких произведений не только Боттичелли, но и всего мирового искусства.

Оплакивание Христа В последние годы жизни разочарованный Боттичелли впал в глубокую меланхолию, о чем свидетельствуют его поздние работы, и особенно – «Оплакивание Христа». Художник по-прежнему не считается с реальной действительностью ни в пропорциях, ни в позах.

Все свои силы он отдает созданию потока бесконечных линий, связывающих фигуры воедино, заставляя почувствовать в поворотах голов и сплетении рук беспредельную скорбь.

18 Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Я. Белошапкиной Журнал «Искусство» 7-8/2013 Портрет молодого человека 1469

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1149770/

Ссылка на основную публикацию