«Воображаемый музей» пополнился двумя шедеврами благодаря музею Орсэ в Париже. Музей Орсэ – один из самых молодых французских музеев. В 1900 году, когда в Париже проходила Всемирная выставка, на набережной Сены был построен Орлеанский вокзал. Архитектором этого здания был Виктор Лалу. Теперь в помещении бывшего вокзала размещается всемирно известный музей Орсэ.
Музей Орсэ открылся в 1986 году. Его коллекции начинаются с 50-х годов XIX столетия до 1910 года. Вся художественная жизнь Франции предстает перед посетителями музея. Своеобразие музейных экспозиций в том, что наряду со знаменитыми художниками зрители могут посмотреть «второстепенные» работы малоизвестных скульптуров и живописцев.
Итак, одним из шедевров, предоставленных музеем Орсэ, является картина «Раненый» художника-реалиста первой половины XIX века Гюстава Курбе (1819-1877).
С его именем связано становление нового мощного направления в искусстве. Гюстав Курбе создал Декларацию, вошедший в историю как программный документ реализма.
В нем мастер сформулировал задачу: передавая идеи, нравы, облик эпохи, быть не только живописцем, но и гражданином.
Гюстав Курбе. Раненый. 1844-1854
Гюстав Курбе — творческий путь
После демонстрации в парижском Салоне картин «Похороны в Орнане» (эту картину вы можете увидеть в конце статьи), «Дробильщики камня» произведения Курбе отвергались салонным официальным жюри.
Несмотря ни на что, Гюстав Курбе искал новые возможности в трактовке образов простых людей. Художник писал портреты и сцены из жизни жителей своего родного Орнана, деревень местности Франш-Конте.
Славу живописцу принесли картины, возвеличивающие обыденные темы.
Гюстав Курбе присоединился к Парижской коммуне в 1871 году. Ему было поручено управлять общественными музеями. На дальнейшую судьбу его повлияло и то, что он руководил низвержением Вандомской колонны. Его посадили в тюрьму на полгода, после падения Коммуны, и художник вкладывал свои средства для восстановления Колонны. В полном безденежье художник удалился в Швейцарию, где и умер в нищете.
Начиная свою карьеру, Гюстав Курбе обратился к жанру портрета. Но задачи этого жанра он решал по-своему. В картине «Раненый» (1844-1854) художник предлагает смелое для своего времени композиционное решение.
Он пишет своего героя, как будто расположившись у его ног. Раненый заключен в столь тесное пространство, что зритель ясно ощущает его обреченность.
Тем не менее, видны сохраняемые им достоинство, сила воли, спокойствие.
Теперь посмотрите на другие картины известного художника.
Гюстав Курбе. Похороны в Орнане. 1849-50
Гюстав Курбе. Мастерская художника. 1855
Гюстав Курбе. Порыв ветра. Ок. 1865
Спящие. 1866
Цветы в двух горшках. 1863
Уснувшая пряха. 1853
Портрет Жульетты Курбе. 1874
Все картины кликабельны.
О втором шедевре из Музея Орсэ вы узнаете в следующей статье.
Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/voobragaemi-muzey/voobrazhaemyiy-muzey-gyustav-kurbe-ranenyiy-muzey-orse-parizh
Гюстав Курбе. "Похороны в Орнане"
Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, — на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно было выставлено в Салоне.
Недоумение и непонимание вызвали сами его размеры. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должны быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут нас растрогать… Но не следует настолько локализовать это событие».
Однако для реалистов крайне важна была именно такая «локализация». Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени.
Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти.
Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.
Социальный документ
1. Фигуры с обнаженными головами, расположенные по краям композиции, — это два деда Курбе, к тому времени уже покойные. Они наблюдают за похоронами с видом доброжелательных хозяев. | |
2. Четыре человека в широкополых шляпах, стоящие слева, только что принесли гроб. Личность каждого из них можно установить. Ближним к нам, например, изображен скрипач, знакомый по картине «Послеобеденный отдых в Орнане». | |
3. В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур мы можем отыскать мать Курбе и трех его сестер. | |
![]() |
4. Многие критики полагали, что красные лица двух церковных сторожей свидетельствуют об их пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание картины. |
По материалам «Художественная галерея. Гюстав Курбе». №17, 2004.
Источник: http://impressionnisme.narod.ru/COURBET/courbet29_about.htm
Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»
Описание картины Гюстава Курбе «Похороны в Орнане»
Работа Гюстава Курбе посвящена его деду, после похорон которого, художника и осеняет мысль запечатлеть это событие на холсте. Многие из присутствующих горели желанием оказаться на картине. Так оно и произошло. Как говорил после художник, было очень трудно разместить такое количество народу в своей маленькой мастерской. Ему позировали и викарий, который проводил обряд, и мэр города, присутствующий на похоронах, а также обычный люд, воспевавший покойного. Многие, кого Курбе забыл пригласить, обижались на него, требуя своего участия.
Мрачную атмосферу похорон подчеркивают, как гримасы на лицах присутствующих, так и фон неба. Многие не выдерживая, прятали свои лица под платками, другие же проводили обряд с безмятежными лицами.
Учитывая, что большинство работ Курбе потемнели со временем, то можно предположить, что действие разворачивается среди белого дня.
Также эта догадка кажется справедливой, если учесть белые облака в правом краю картины.
Слева мы можем наблюдать людей в шляпах, которые несут гроб. Их лица опущены вниз, что подчеркивает значимость покойного при жизни. Грусть заметна и на почетных гостях.
К примеру, мэр в своей черной треуголке. Он находится возле погребальной ямы и протягивает руку. Рядом с ним находится, по сей видимости, близкий родственник Курбе.
Присев на одно колено, он дожидается, когда гроб будет опущен.
Особенно бросается в глаза крест с распятым человеком. Поначалу это вызывает недоумение, ведь откуда взяться такому явлению посреди французских земель. Да и времена, судя по одеждам присутствующих, близки к 18-ому веку. Однако если присмотреться получше, то становится ясно, что это крест с распятием, который держит в руке служитель церкви. Тогда все встает на свои места.
(6 votes, average: 4.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-gyustava-kurbe-poxorony-v-ornane/
«Похороны в Орнане» от Гюстава Курбе: почему реализм этой картины вызвал возмущение среди буржуазной общественности
«Картина вызывает одно желание — не быть никогда похороненным в Орнане. Я не знаю, лучше ли там родиться, среди этого безобразного народа» — так резко высказался критик Куртуа.
Художник оправдывался: «Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми».
Реализм картины Гюстова Курбе «Похороны в Орнане» (в родном городке художника) вызвал возмущение буржуазной общественности. Живописец был «как блогер» Франции XIX века.
Для сцены «Похорон» позировали родственники и знакомые художника, как рассказывал сам Курбе:«Уже позировал мэр, весящий сто шестьдесят килограммов, мировой судья, крестоносец, нотариус, помощник мэра Марле, мои друзья, отец, мальчики-служки, могильщик, два старика — современники революции… собака, покойник и те, кто несет гроб, церковные сторожа (у одного из них нос, как вишня, но длиной в тринадцать сантиметров и соответственной толщины), мои сестры, другие женщины и т. д. Я, правда, хотел обойтись без причетников, но ничего не вышло: меня предупредили, что они обижаются — мол, из всех, кто связан с церковью, я обошел только их. Они горько жаловались, уверяя, что не сделали мне ничего худого и не заслуживают такого пренебрежения».
Курбе написал бытовую городскую сцену без прикрас, что вызвало недовольство общественности.
Группы персонажей: официальные лица, мужчины, женщины.
Персонажи картины:Священник (10): Читает заупокойные молитвы. Он стоит напротив революционера на другой стороне ямы.
Могильщик (13): Антуан Джозеф Кассард, сын сапожника, положил куртку и шерстяную шапочку на края ямы, которую он только что вырыл, что видно по цвету земли. Он ждет гроб, стоя на коленях.
Четыре носильщика: в черных нарядах и большими шляпами с круглыми краями. Они поддерживают гроб, окруженный белой тканью, и поворачивают лица от мертвых (в сельской местности тело было выставлено за несколько дней до захоронения). Среди них — ремесленник-сапожник (1), владелец фермы-рантье (2), музыкант (3) и землевладелец (4). Двое последних были друзьями Курбе.
Пять «крестоносцев»: они стоят за священником, слева от гроба и одеты в белое. Один из них — крестоносец; это винодел (7). Два других в (5) и (6) являются музыкантом и сапожником.
В крайнем левом углу холста за носильщиками может быть представлен дед Курбе, который умер годом ранее (он здесь не виден). Группа крестоносцев «связана» с небом крестом, который возвышается над толпой на заднем плане.
Два мальчика-алтарника: первый (8) поднимает голову к землевладельцу, чей шляпы он только что коснулся своей свечой. Второй (9) на переднем плане несет сосуд святой воды.
Два служащих при церкви, они обеспечивают проведение религиозных обрядов. Один слева (11) — богатый винодел, а справа (12) — скромный сапожник.
Группа людей: на переднем плане буржуа (14), мэр Орнана Просперса (15), бывший жандарм с платком в руке (17), богатый мельник (19) и адвокат (20), друг Курбе. На заднем плане находятся два друга детства художника: состоятельные горожане (16) и (18).
Два революционера: они изображены в одежде, которую носили революционеры в 1792 и 1793 годах (во времена Первой республики) или полвека назад. Мы находимся в 1849 году, и Курбе жил при Второй Республике в 1848 году.
Первый герой (21) носит белые гетры, а второй на переднем плане (22) голубые чулки. Его рука простирается до могилы.
Этот образ между Республикой и Церковью связан с политическими взглядами Курбе, который станет сторонником Парижской коммуны в 1871 году.
Женская группа: во главе процессии на переднем плане находятся женщины из семьи Курбе. Его мать (23) и три его сестры (24) — (25) — (26). Маленькая девочка на правом краю картины (27) — маленькая кузина художника.
Композиция картины.
Теофиль Готье иронично заметил:
«Неясно, следует плакать или смеяться. Что хотел сделать автор — карикатуру или серьезную картину?..
Фигуры женщин как будто настраивают на серьезный лад, но два причетника с пылающими рожами, пьяным видом, красными мантиями и расширяющимися кверху колпаками столь комичны, что им может позавидовать Домье… Есть еще головы, напоминающие своим странным рисунком и цветом вывески табачных лавок и зверинцев…»
Критик Виньон писал:
«Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание… В самом деле, это удивительно безобразно.
Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации.
Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями…»
«Никогда еще подобное безобразие не возводилось в культ настолько откровенно!»
— возмущались ценители изящных искусств.
Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки.
Сам Курбе отвечал критикам:
«Уверяю Вас, я взираю на людей с любопытством, как на лошадь, дерево или какой-нибудь иной объект природы — не больше. Поэтому я уже давно перестал сердиться в этом смысле: уверяю Вас, я обрел спокойствие.
Более того: этим людям суждено сделать меня счастливым, ибо, внимательно изучая их я все больше различаю среди них всевозможные разновидности, и это наполняет меня радостью, ибо означает их превосходство над лошадьми».
Каменотесы
Критики слагали эпиграммы о творчестве художника. Для реалиста правда мало значит.Уродство — реализма суть, иначе:
Моя мазня — такая жуть! Пишу и плачу…
После обеда в Орнане
Художник спорил с критикам, утверждая, что вещи нужно любить такими, какие они есть.
«Я нашел совершенное счастье; скука мне неизвестна. Я люблю вещи такими, каковы они есть, и заставляю их служить мне. К чему искать в мире то, чего в нем нет, и силой воображения менять то, что в нем есть?»
Мастерская художника AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!
Источник: https://homsk.com/martin/pokhorony-v-ornane-ot-gyustava-kurbe-pochemu-realizm-etoy-kartiny-vyzval-vozmushchenie-sredi-burzhuaznoy-obshchestvennosti
Шокирующий реализм Гюстава Курбе: почему Наполеон ІІІ ударил хлыстом скандальных «Купальщиц»
vsegda_tvoj10 июня 1819 г. родился знаменитый французский художник, один из основателей реализма Гюстав Курбе. Выставки его картин постоянно сопровождались громкими скандалами: стремление художника максимально правдиво изображать жизнь во всей ее неприглядной наготе приводило к обвинениям Курбе в излишнем натурализме и прославлении безобразного. Его стиль называли ню-реализмом, реалистичной эротикой и т. п. Живопись Курбе вызывала возмущение и рядовых горожан, и даже императора.
Предупреждение!
Содержание этого материала предназначено только для совершеннолетних (18 и более лет).
Гюстав Курбе. После обеда в Орнане, 1849
Л. Вентури писал, что ни один художник не вызывал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но ни один не оказал такого влияния на живопись ХІХ в., как он.
Гюстав нарушал все традиционные каноны искусства, возвеличивая обыденные темы.
Так, картина «После обеда в Орнане» показалась публике дерзостью, так как изображала повседневную сцену, не заслуживающую того, чтобы стать увековеченной: на ней художник, его отец и другие два земляка слушают музыку, сидя за столом.
Гюстав Курбе. Похороны в Орнане, 1850. Фрагмент
Бурю негодования вызвала и картина «Похороны в Орнане», на которой изображены 47 фигур жителей Орнана в натуральную величину.
Эту работу назвали клеветой на провинциальное общество и обвинили автора в прославлении безобразного: «Этот человек переходит все допустимые границы, обрушиваясь в «Похоронах в Орнане» на устои семьи, религии, общества. Он швыряет картину вам в лицо, да так, что невозможно уклониться.
Подумайте только – 20 метров густо записанного полотна, 50 пьяных рож, гигантизм безобразия!». А Курбе всего лишь изобразил людей такими, какими он их видел: «Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми», – объяснял он.
Гюстав Курбе. Купальщицы, 1853
Но настоящий скандал разразился в 1853 г., когда в Салоне была представлена работа Курбе «Купальщицы». За день до открытия Салона его посетил император Наполеон ІІІ.
Когда он увидел эту картину, его возмущению не было предела: объемы и пропорции изображенной на ней нагой женщины выходили за рамки приличия. Разгневанный император в сердцах ударил по «Купальщицам» хлыстом.
Что же так рассердило Наполеона ІІІ?
Гюстав Курбе. Виолончелист. Автопортрет, 1847
Гюстав Курбе. Женщина в волнах, 1868
Дело в том, что «Купальщицы» нарушили сразу несколько общепринятых правил. Нагая женщина выглядела чересчур реалистично.
Учитывая то, что до этого обнаженная натура могла появляться лишь в картинах на мифологические темы, а нагота и позы персонажей должны были быть мотивированы сюжетом, нагота купальщицы показалась вульгарной, грубой и ничем не оправданной.
Кроме того, ее поза напоминала позу, характерную для Марии Магдалины, когда ее изображали в момент встречи с воскресшим Христом. В таком контексте трактовка Курбе выглядит просто кощунственной.
К тому же вытянутая рука женщины подразумевала какой-то диалог, ответное действие, но на картине ничего не происходило, создавалось впечатление, что сюжет в ней вообще отсутствует, и зрители чувствовали себя обманутыми.
Гюстав Курбе. Слева – Молодая купальщица, 1866. Справа – Источник, 1868.
Шокирующий реализм Курбе проявлялся и в натуралистичности деталей: многих посетителей выставки возмутила не очень чистая накидка на бедрах купальщицы и грязные ноги сидящей женщины. После этого на виртуозно написанный пейзаж уже никто не обращал внимания, равно как и на другие достоинства картины.
Гюстав Курбе. Спящая обнаженная, 1862Ну и главное, что возмутило Наполеона ІІІ: обнаженная женская фигура должна была обладать классическими пропорциями, искажение которых воспринималось как гротеск. А Курбе был поклонником очень пышного женского тела.
Один из критиков написал, что при виде такой красоты даже крокодил лишился бы аппетита, а Проспер Мериме заявил, что вид столь вульгарной плоти полностью отвращает его от любви.
Гюстав Курбе. Женщина с белыми чулками, ок. 1861
Императрица Евгения перед этим рассматривала картину Р. Бонер «Лошадиная ярмарка», на которой был изображен конь-тяжеловоз першеронской породы.
Увидев обнаженную купальщицу, она воскликнула: «Это тоже першеронка?». Наутро публика штурмовала двери галереи – все хотели увидеть «першеронку», которую со скандалом отхлестал император.
Ежедневно около 200 человек посещали выставку только ради этой картины.
Гюстав Курбе. Спящие, 1866И сегодня работы Курбе не теряют своей популярности.
источник
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂
Источник: https://vsegda-tvoj.livejournal.com/21212199.html