Пьеро ди Козимо, 1462-1522, (Флоренция) — итальянский живописец флорентийской школы.
Ученик Козимо Росселли — именно поэтому его и называли ди Козимо, ибо как повествует Вазари » поистине не меньшим обязаны мы тому и не меньше должны почитать настоящим отцом того, кто обучает нас мастерству и обеспечивает нам благополучное бытие, чем родившего нас и просто давшего нам бытие.»Родился Пьеро в 1462 во Флоренции. Годы творчества художника пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 году вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы — редкая удача для молодого художника!
Когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после многолетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и знаменитое сфумато. Он перешел от смешанной техники – темперой и маслом – к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений.
Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Первая красавица флорентийского Ренессанса, ее прозвали Несравненной, Бесподобной и Прекрасной Симонеттой.
Именно она была моделью для знаменитейшего полотна Боттичелли «Рождение Венеры», и она же — на полотне Пьеро ди Козимо «Смерть Прокриды».передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.
Произведения Пьеро ди Козимо одухотворены внутренним светом и окутаны ощущением любви к окружающему миру. Такие переживания,наверное были где-то глубоко в сердце художника. Ведь его образ жизни открытым не назовешь. Во время работы,мастер никогда и никого не пускал в свою мастерскую,так что почти всю жизнь прожил взаперти,один на один со своими полотнами.
Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Пьеро ди Козимо. Государственные музеи, Берлин.
- Пьеро ди Козимо.Смерть Прокриды ,1500-е
- Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества – Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея).
На картине изображена полуобнажённая молодая женщина с кровоточащими ранами, лежащая среди травы и цветов. Над ней склонился фавн, а у ног женщины сидит большой охотничий пёс, Лелап.
Вдали видны птицы и собаки на берегу, за которым простирается умиротворяющая водная гладь. Где-то встаёт невидимое на картине солнце, начинается новый день.
Доподлинно неизвестно, когда Пьеро ди Козимо написал эту картину. Некоторые исследователи считают её ранней работой, другие — поздней. Разногласия вызывает и тема картины. В Лондонской Национальной галерее она была выставлена под названием «Мифологический сюжет» (A Mythological Subject), а в настоящее время под заголовком «Сатир, оплакивающий нимфу»
Лелап сидит справа на картине, как отдельный и важный персонаж — удивительное выражение морды собаки — оно и отрешенное и очень сочувственное, она сильнее жалеет свою хозяйку, чем кто бы то ни было. Собака полноправный, очень важный персонаж на этом полотне.
Персей и Андромеда.ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.
В представленной картине, написанной в поздний период творчества, мастер использовал древнегреческий миф о Персее, спасающем Андромеду. Возвращаясь после победы над горгоной Медузой, герой увидел девушку, привязанную к скале.
Это была Андромеда, которую жители ее родной страны принесли в жертву морскому чудовищу, пожиравшему людей, ради избавления от него.
Персей в своих крылатых сандалиях и волшебном шлеме, делавшем его невидимым, изображен на картине дважды — летящим над морем и стоящим на спине чудовища, замахивающимся мечом.
Меня прежде всего поразило это мистическое существо.
Эта картина считается одной из лучших в его творчестве. В свое время она украшала роскошную гардеробную герцога Козимо ди Медичи.
Портрет Джулиано да Сангалло. Пьеро ди Козимо.
Джулиано да Сангалло — флорентийский инженер, архитектор, участвовавший, кроме многочисленных фортификаций, также в строительстве гражданских и религиозных зданий Тосканы и Рима — его род деятельности можно определить по лежащим на переднем плане, уже даже несколько в «плоскости зрителя», перу и циркулю. Зрительного контакта с изображенным нет — он там, в своем времени, в своем тосканском пейзаже, со своими мыслями, и именно эти выложенные орудия труда являются странным мостиком для взаимодействия «его» и «нас».
Святая Мария Магдалина. (Портрет женщины, одетой как Магдалина») 1490-е. Пьеро ди Козимо. Темпера. Национальная галерея античного искусства, Рим.
- Вот более возвышенный и в то же время«земной» образ: Мария Магдалина в трактовке мастера прекрасна. Но и подтекст читается: светящееся во мраке лицо и каноническая поза,однако — легкая улыбка и кокетливо разбросанные волосы… И снова красноречивые детали стали к
- лючевыми для восприятия произведения великого флорентийца.
- Портрет Франческо Джамберти», около 1500 г.
Взор старика обращён вдаль. Это мебельных дел мастер и музыкант Франческо Джамберти-основоположник династии зодчих и ваятелей да Сангалло. Ноты — символ его занятия.
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ.
Мадонна с младенцем, ангелами и святыми. 1493. Музей Оспедале дельи Инноченти
- Зачатие Марии, после 1505. Уффици, Флоренция
Посещение Богоматери со святыми Николаем и Антонием. 1489-90 гг. Пьеро ди Козимо. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Пьеро ди Козимо. Промах Силена. Ок. 1500 г
ПЬЕРО ДИ КОЗИМО Мадонна с младенцем и с голубем
В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц, и всякие другие малоправдоподобные истории.
Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий.
В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность.
Но художники подобного типа, утратившие духовную цельность, уже не могли занимать в это время заметного положения, и во Флоренции окончательно возобладало искусство великих мастеров Высокого Возрождения.
Источники
http://smallbay.ru/artitaly/pierocos.html
http://www.abc-people.com/data/vozrozdenie/lippi-txt.htm
http://das-gift.livejournal.com/26654.html
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/5130285
Адромеда и спаситель её Персей (мифы древней Греции в живописи)
anastgalНесомый крылатыми сандалиями Гермеса, достиг Персей Эфиопии, страны на далеком юге. Теперь ему надо было держать путь к северу вдоль береговых утесов. Но что это? На одной из скал, у самого моря, увидел Персей дивное изваяние: беломраморный образ прикованной девушки. Спустился Персей, подошел ближе, и понял, что не скульптор создал это чудо красоты. Живая дева смотрела на него так жалостно, так умоляюще, что дрогнуло сердце героя.»Кто ты? — спросил Персей. И почему прикована к этой пустынной скале?»»Зовут меня Андромедой, — ответила дева, — я дочь Кефея, царя этой страны. Моя мать Кассиопея похвалялась, что она красотой првосходит Нереид. Разгневались нимфы морских волн на эти слова, вывели из глубин моря самое страшное из всех морских чудовищ и наслали его на нашу страну. Великое множество бед сотворило оно: убивало людей, пожирало скот, уничтожало посевы. послал отец мой вопросить оракул Зевса-Амона в оазисе ливийской пустыни, и ответил оракул, что успокоится чудовище не раньше, чем ему отдадут меня на съеденье. Как только произнесла Андромеда эти слова, послышался шум разбивающихся о берег волн и глухой, зловещий рев, точно целого стада разъяренных быков. Огромная волна бросилась на скалистый берег, и когда она отхлынула, на берегу остался исполинский змей.На крылатых сандалиях Гермеса взмыл Персей в воздух, и бросился с высоты на чудовище. Глубоко вонзился изогнутый меч героя в спину змея. Кровь и вода хлынули из оскаленной пасти чудовища, но намокли крылатые сандалии, не может Персей снова взлететь. Тогда могучий сын Данаи обхватил левой рукой скалу, что возвышалась над морем, и трижды погрузил меч свой в широкую грудь змея.
Окончен ужасный бой. Радостные крики несутся с берега. Все славят героя. Сняты оковы с прекрасной Андромеды, и, торжествуя победу, ведет Персей спасенную им деву во дворец Кефея. (с)
Теперь, когда все вспомнили этот древнегреческий миф, я могу представить вам собрание репродукций картин разных художников, по большей части великих — на всех изображёно, как всё было на самом деле.«Андромеда и Персей, Санкт-Петербург, Летний дворец»
«Берн Джонс, Прикованная Андромеда»«Прикованная Андромеда», законченная в 1888 г. Тут скорее показана сцена знакомства, чем освобождения. Персей снял шлем, но кажется, что он отстранил его от лица, выражающего смесь смущения и любопытства. Очень хороша Андромеда – чуть потупив взор, она будто оценивает юношу, нисколько не стыдясь. Замечательный фон создает фантастический арабский город на заднем плане (по легенде, дело было в Эфиопии).(с)
«Берн Джонс, Битва Персея с драконом»«Битва Персея с драконом», написана в 1878 г. Сразу отмечаю непривычный ракурс Андромеды. Изумителен цветовой контраст между ее нежным и хрупким телом и жесткой, угловатой схваткой Персея с драконом. Это и контраст между покоем и движением. Художник придал фантастический вид зверю, чтобы подчеркнуть бессвязность и неразбериху клубка сражающихся тел.(с)
«Энгр, Руджьер и Анжелика»Несмотря на такое название. лично у меня не вызывает сомнения тот факт,что сюжет картины навеян автору мифом именно об Андромеде и Персее.
«Гюстав Моро, Андромеда»На символическом полотне Гюстава Моро (1867) Персей выглядывает откуда-то сбоку, но это вызывает удивление лишь у небольшой змеюки в низу картины, а сама виновница назревающего конфликта пребывает в экстазе. (с)
«Эдуард Пойнтер, Андромеда»У Эдуарда Пойнтера (1869) сверхэротичной Андромеде вообще нет дела ни до дракона, ни до Персея. (с)
«Гюстав Доре, Андромеда»«Пьер Минар, 1679, Персей и Андромеда»«Эохим Эйтевал, 1611, Персей и Андромеда»«Рубенс, 1621, Персей и Андромеда»«Рубенс, 1640, Персей освобождает Андромеду» «Персей и Андромеда (фреска из дома Диоскуров в Помпеях, 65-70 гг.)»«Тамара де Лемпицка, Андромеда (портрет мадам Бокард,1931)»«Фредерик Лейтон, Perseus and Adromeda»«Теодор Чёсер, Андромеда»«Андромеда»«Тициан Вечеллио, Персей и Андромеда»«Андромеда и морское чудовище, Пьер Этьен Монно, 1700-04»«Андромеда, Питер Пауль Рубенс, ок. 1638 г.Берлин, Государственные музеи»«Персей и Андромеда, Франсуа Лемуан, 1723 г.Лондон, собрание Уоллеса»«Андромеда, Борис Валледжо, 1991 г.»«Персей и Андромеда, Пьер Пюже, 1678-84 гг.Париж, Лувр»«Персей, освобождающий Андромеду, Франческо Маффеи, 1657-58 гг.Венеция, собрание венецианского сеттеченто, дворец Редзонико» «Персей и Андромеда, Джорджо Вазари, 1570-72 гг.Флоренция, палаццо Веттио»«Персей освобождает Андромеду, Пьеро ди Козимо, ок. 1510 г.Флоренция, галерея Уффици»«Vanloo Charles (Carle) — Perseus and Andromeda»«Андромеда, Эжен Делакруа (Delacroix) франц.1852»«Персей и Андромеда, Мораццоне.10-е гг. XVII века.Флоренция, галерея Уффици»«Персей и Андромеда, Менгс Антон Рафаэль (Megs)»«Perseus, Andromeda and Ketos, Altes Museum, Berlin»«Гюстав Доре, Андромеда»«Персей и Андромеда, Gustav Schwab, фрагмент»Raffaello Sanzio «St George Fighting the Dragon», 1505Г. фон Кюгельген. АндромедаК. Брюллов. Персей и Андромеда. 1820Рембрандт. Андромеда, прикованная к скалеСафронов ВладимирУ. ЭттиЗа дополнения спасибо:
http://pheonae.livejournal.com/84292.html
Источник: https://anastgal.livejournal.com/1051686.html
Персей и Андромеда. Описание картины Рубенса
- Рубенс
- «Персей и Андромеда»
- 1620-21 гг
- Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Персей и Андромеда» бесспорный шедевр Рубенса, написанный им в 1620-21 годах.
Основой сюжета картины является миф Древней Греции о сыне Зевса Персее, который поверг вселяющую всем ужас Горгону Медузу, и о прекрасной дочери царя Кефея — Андромеде, обречённой быть принесенной в жертву морскому чудовищу.
В каждой картине помимо движения и покоя фигур может быть еще движение и покой в самих живописных формах. Симметрия дает впечатление покоя, ее нарушение вносит в картину движение. Про многие картины трудно сказать, что в них преобладает: движение или покой. В них есть и то и другое, и поэтому ощущается вся полнота жизни.
В эрмитажной картине Рубенса представлен момент, когда победитель чудовища приближается к прекрасной девушке, что бы даровать ей свободу. Крылатый конь Пегас нетерпеливо бьет копытом, развевается красный плащ, к герою подлетает богиня Победы Ника, что бы увенчать его короной, на земле извивается поверженный дракон — все это элементы движения, следы разыгравшейся драмы.
Держащая над головой Персея лавровый венок, богиня Ника, аллегорически символизирует торжественность действия полотна. Это один из любимых приемов Рубенса. На полотне противопоставлены два центральных движения: уверенный и решительный порыв героя Персея и стыдливый, смущенный, очень женственный ответный порыв к Персею принцессы Андромеды.
Этим достигается тонкая и, вместе с тем, очень откровенная игра чувств, которые только зарождаются. Андромеда далеко не античная красавица с идеальными пропорциями тела. Рубенс наделил ее, так любимыми им самим пышными формами дородной фламандской девушки с золотистым цветом волос и пылающим от стыдливости румянцем на щеках.
Благодаря очень воздушным, светлым, лессирующим краскам, её обнаженное тело, резко контрастирует со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом и прибитой к нему головой Медузы Горгоны, с могучей фигурой молодого героя.
Обнаженной фигуре Андромеды Рубенс противопоставляет фигуру Персея с множеством деталей: крылатые сандалии на ногах, венок над головой и шлем-невидимку, который несет в руках Амур.
В картине, прежде всего, увековечен торжественный миг апофеоза героя. И соответственно этому она симметрично делится на две равные части.
Щит Персея с головой Горгоны находится в точке пересечения диагоналей картины.
Колористика в построении картины играет большую роль. Цвета красок определенным образом строят картину, участвуют в создании композиции. В картине красный плащ героя занимает центральную часть картины, ему противостоит синий плащ женщины с венком. От красного, как искры, падают рефлексы на обнаженное тело Андромеды и на красные подпалины Пегаса.
Автор сочинения: Рыженко Елена
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/persej-i-andromeda-opisanie-kartiny-rubensa.html
Картины, описание картин — Персей и Андромеда. 1612-1621 — Музей Арт-Рисунок
Рубенс, которому сила вдохновения открыла как будто все тайны гармоничного сочетания красок и все могущество рисунка, — один из величайших живописцев не только своего времени, но и веков позднейших.
Художественная плодовитость его была баснословной, исчерпывающий каталог его произведений составить просто невозможно. Его творчество не оставляет никого равнодушным вот уже около 400 лет.
У него столько же страстных поклонников, сколько и хулителей, которые обычно видят в нем лишь певца чувственных радостей и наслаждений, увлеченного только цветущей красотой обнаженного женского тела.Видное место в творчестве Рубенса занимают картины на мифологические и аллегорические сюжеты.
Здесь он почти не знал себе равных. Рубенс в одном из писем говорил: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравняться с которым я даже не смел и помыслить».
В представлении великого живописца античное божество — это вечно юная и непобедимая сила, античная богиня — это воплощение изящества и красоты пышных, чувственных форм.
Около 1620-1621 годов Рубенс создает картину «Персей и Андромеда».
Художник заимствовал сюжет из древнегреческог о мифа о прикованной к скале красавице Андромеде, которую должно было растерзать выплывающее из моря чудовище. На этой скале ее увидел юный герой Персей, сын Данаи, и убил чудовище. Но в сюжет античного мифа Рубенс внес некоторое изменение: он ввел крылатого коня Пегаса, на котором прилетел Персей. Рубенса занимал не сам подвиг Персея, не борьба и сопротивление, а ликование по поводу уже свершившейся победы.
В этой картине Персей выступает как триумфатор, крылатая богиня Виктория (Слава) с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках венчает победителя. Апофеоз Персея становится торжеством жизни, уже ничем не омрачаемой, прекрасной и радостной.
Напряженная внутренняя динамика каждой линии, каждой формы, их нарастающий ритм достигают здесь исключительной выразительности .
И гордый конь, дугой выгнувший шею, широко разметавший свои крылья и еле сдерживаемый маленьким амуром, и стремительно летящая богиня Славы в своих развевающихся одеждах, и шагнувший вперед Персей — все они как бы притягиваются фигурой Андромеды, склонившейся навстречу своему спасителю. Светлое пятно ее тела — доминирующий центр всей картины.
Эту картину Рубенс писал густыми красками. Но основной целью художника в «Персее и Андромеде» было достигнуть воздушности и светящейся прозрачности, поэтому иногда прямо по светлому теплому грунту он накладывает жидкие краски, оставляя просвечивать и грунт, и подмалевок.
Человеческая фигура, окутанная этой живой атмосферой, теряет свою определенность и резкость очертаний. Даже немного грузная фигура Андромеды дана в таком чарующем обаянии цветущей молодости, что изображение этого обнаженного тела может служить непревзойденным образцом живописного мастерства.
Картина «Персей и Андромеда», изученная многими искусствоведами , тем не менее во многом остается загадочной. По сей день «творческая история» ее остается неизвестной. Что именно послужило Рубенсу толчком к возникновению самого ее замысла: было ли естественное желание самого художника написать данное полотно или это результат какого-то специального заказа? Х.Г.
Эверс считал это изображение свадебным (правда, он исходит из неверной датировки картины -1609-1611 годы) и связывал его с женитьбой Рубенса или его брата Филиппа.
Рубенс написал две картины на этот сюжет. Второй вариант, исполненный им почти одновременно с первым, сейчас находится в Берлинском музее. Кроме того, та же самая композиция была повторена им, в увеличенном виде, на фасаде его дома в Антверпене.
Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/753-rubens-peter-paul/detail/5877-rubens-peter-paul14
Персей и Андромеда. Главные герои и символы картины Рубенса
Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Миф о Персее и Андромеде – один из самых известных. Все знают о чудовище, которое хотело сожрать прекрасную деву. И о смелом герое, который победил исчадие ада и спас красавицу.
Но вот подробности мы вряд ли помним. А ведь детали этого мифа – одна вкусней другой.
И предыстория о том, почему родители Андромеды покорно отдали дочь на съедение чудищу. И неожиданное появление Персея на крылатом коне. А уж легенда о происхождении его непарнокопытного питомца и вовсе завораживает.
На картине Рубенса мы видим зарождение чувств спасителя и спасённой. Но поженятся ли они? Будет ли им счастье?
Забегая вперёд – да, этих двоих ждёт хэппи-энд. Но достигнуть его окажется непросто: на их пути ещё будут препятствия не только в виде чудища морского…
Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
1. Андромеда
Андромеда – девушка непростая. Как-никак царская дочь. Её отец правил Йоппой (в наше время – город Яффа в Израиле). А по матери она немножко богиня. Ее прадедом был сам Гермес.
Но Андромеда героиня ещё и трагическая. Она была вынуждена расплачиваться за грехи родителей.
Ее мать неосмотрительно возгордилась своей красотой. И нет, чтобы гордиться в одиночестве перед зеркалом. Она умудрилась это сделать в присутствии нираид, богинь водной стихии.
А как мы знаем, божества Древней Греции всепрощением не отличались. Если бесит что-то, то сразу – наказание.
Нираиды нажаловались Посейдону, и тот наслал чудище морское на Йоппу. Долгие годы оно разоряло прибрежные селения. Пока царь не узнал от Оракула, что остановить его можно, принеся в жертву его дочь Андромеду.
Так красавица и оказалась прикованной к скале.
Называю я её красавицей лишь потому, что так было написано у античных авторов.
Рубеновская же интерпретация её красоты своеобразна. Девушка с телом мягкой сдобы, золотыми волосами и ярким румянцем на всю щеку.
Она далека, очень далека от канонов классической красоты. Чтобы вы понимали, о чем я, сравните её с Андромедой Рафаэля Менгса.
Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1778 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
2. Персей
Персей – один из самых известных героев мифологии. По популярности уступает разве что Гераклу. Между прочим, они братья по отцу.
Земная мать Персея, Даная, родила его от Зевса. Помните девушку, к которой Громовержец явился в виде золотого дождя?
Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США
Персея Вы легко можете узнать на любой картине по крылатым сандалиям. Они достались ему от трёх сестёр-старух. У них был один зуб и один глаз на троих. Персей похитил их и обменял на всякие волшебные штучки, в том числе и эти сандалии.
Персей, как и Геракл, совершал подвиги. Вот однажды он и летел с очередного задания. Только что он победил Горгону Медузу. Пролетая над побережьем близ Йоппы, он и увидел несчастную Андромеду.
Его сердце учащенно забилось. Сражённый красотой Андромеды, он решил её спасти. Когда чудище приблизилось к девушке, Персей показал ему голову Горгоны. И то обратилось в камень.
Думаю, это был самый простой бой с чудищем в истории мифов и сказок.
Перед боем Персей осмотрительно выпросил у отца разрешение жениться на Андромеде. Тот дал обещание, умолчав, что у дочери уже был жених, его родной брат Финей.
Жених оскорбления не стерпел. Ворвался на свадебный пир, чтобы убить наглого Персея. Но был обращён в камень.
Аннибале Карраччи. Персей и Финей. 1597 г. Палаццо Фарнезе, Рим
В итоге пара все же поженилась. И жили они долго и счастливо, родив нескольких детей.
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
3. Чудище Кето
Кето было настоящим чудовищем. Которое ещё и неплохо плодилось. Все драконы и змееподобные Девы – дети Кето. В том числе Горгона Медуза. Да-да, получается мать погибла от взгляда дочери.
На картине Рубенса Кето уже повержено. Поэтому мы его даже не сразу замечаем. Оно цвета камня, в самом низу полотна.
Питер-Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь)
Из произведений античных авторов не до конца ясно, как было побеждено чудище. То ли оно погибло от меча Персея, то ли от взгляда отрубленной головы Горгоны.
Рубенс явно выбрал второй вариант.
Однако у него есть ещё одна картина на тот же сюжет, где голова Горгоны отсутствует. Видимо чудище было здесь повержено мечом.
Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Государственный музей Берлина
4. Голова Горгоны
Медуза была самой младшей сестрой из трёх Горгон. И к тому же смертной. Она родилась с обычными волосами.
Но однажды возжелал её Посейдон. Медуза скрылась от него в храме Афины. Он её там все равно нашёл и овладел ею прямо в храме.
Афине, конечно, это очень не понравилось. И она наколдовала бедной девице шевелюру из змей.
Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы Горгоны. 1618 г.
Медуза обращала своим взглядом все живое в камень. Но Персей смог эту напасть преодолеть. Во время сражения с Горгоной, он смотрел на её отражение в щите. В какой-то момент ему удалось нанести удар и обезглавить Медузу.
5. Пегас
Когда Персей убил Медузу, она была беременна от Посейдона. Из её головы вышли их дети. Воин Хрисаор … и крылатый конь Пегас. Его взял с собой Персей.
Эдвард Коли Берн-Джонс. Рождение Пегаса и Хрисаора. 1885 г. Городская художественная галерея Саутгемптон, Великобритания
А ещё из головы медузы разбежались змеи по окрестностям и убили все живое. А вытекшая кровь попала в море и так образовались кораллы.
6. Богиня победы Ника
Персей только совершил свой подвиг, а богиня победы Ника уже тут как тут. С венком для победителя. Она тоже крылататая. Да уж, немало крыльев для одной картины.
Почему не Афина? Эта могущественная богиня отвечала за всепобеждающую силу, мудрость и войну. Ника же скорее была покровительницей триумфа. Так сказать, с более узкой специализацией.
7. Амуры
Так как мы видим зарождение любви между двумя героями, то амуры просто наводнили картину.
Трое амуров помогают Андромеде одеться. Ещё один держит золотой шлем Персея. Другой – щит с головой Горгоны. И ещё один оседлал Пегаса.
Они пухленькие дальше некуда, как и полагается всем героям Рубенса. Удивительный факт, что сам художник был худощав, следил за своим питанием и физической формой. Жены его были тоже не особо пышными.
Чем так хорош Рубенс со своими «Персеем и Андромедой»
Картина «Персей и Андромеда» написана в стиле барокко. На ней много героев, каждый из которых занят своим делом.
Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.
А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).
Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.
Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.
И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.
Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.
Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.
Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.
Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.
Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь). 1622 г.
Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.
Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса: динамика, эмоции и роскошь в одном флаконе.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Оксана Копенкина
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Англоязычная версия статьи
Источник: https://arts-dnevnik.ru/persei-andromeda-rubens/