Парнас, никола пуссен, 1630-1631

  • искусство франции
  • классицизм

Пейзаж со святым Иероним.1637-1638гг.

  • Холст, масло.
  • Размеры:155-234 см.
  • Из Королевских коллекций .
  • Инв.№Р02304
  • Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Это полотно было заказано художнику в Риме посланниками Филиппа IV для украшения мадридского дворца Буэн Ретиро. Оно входит в пейзажный цикл с фигурами отшельников, написанный различными художниками Вечного Города приблизительно в 1637 году.

Религиозный сюжет здесь отступает на второй план, а изображение природы выходит за рамки чисто декоративного. Суровый, волнующий пейзаж этого полотна не характерен для других работ художника именно потому, что призван выражать мистическое откровение св.

Иеронима, ищущего созерцательного уединения в дремучем лесу. Чередование света  и тени, формирующее композицию картины, прямо заимствовано из живописи Тициана, которым Пуссен восхищался.

Насчет личности изображенного святого также существуют предположения, что перед нами святой Павел- первый отшельник.

«Не прикасайся ко мне». Около 1657 г.

  1. Дерево, масло.
  2. Размеры:47-39 см.
  3. Из Королевских собраний.
  4. Инв.№Р02306
  5. Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Пейзаж с руинами.1642 г.

  • Холст, масло.
  • Размеры:72-98 см.
  • Из Королевских собраний.
  • Инв.№Р02308
  • Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Пейзаж с архитектурными постройками. 1648-1651 гг.

  1. Холст, масло.
  2. Размеры:120-187 см.
  3. Из Королевских собраний.
  4. Инв.№Р02310
  5. Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Этот пейзаж наглядно иллюстрирует художественные идеалы Пуссена. Фигуры людей даны в мельчайшем масштабе, и главным действующим лицом выступает широкая долина, прорезаемая рекой.

Все наполнено покоем и соразмерностью -от насыщенного светом колорита до уравновешенной в деталях композиции. Из общего фона выделяется лишь красное одеяние человека, беседующего с двумя путниками.

Пуссен предлагает идеализированный образ природы, а одежда людей и архитектура помещают это событие в античные времена.

Триумф Давида . Ок.1630г.

Холст, масло.

Размеры:100-130 см.

Приобр. ФилиппомV в 1724г. из коллекции Карло Маратта.

Инв.№Р02311

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Изображая этот не имеющий отношения к Древней Греции и Риму сюжет, Пуссен прибегнул к классической эстетике. Сказание о Давиде — эпизод из Ветхого Завета. однако здесь мы будто присутствуем на чествовании героя мифа.

Вместо поединка молодого пастуха с  Голиафом, художник придумал несуществующую в библейском тексте сцену, придав ей новый смысл, благодаря аллегорическим персонажам. Давид-победитель задумчиво смотрит на доспехи, брошенные рядом с останками его врага. На лбу гиганта зияет смертельная рана от пущенного из пращи камня, подтверждая библейский текст.

Однако изображенное здесь оружие больше пристало римскому воину, чем филистимлянину. К античному миру относится и фигура Виктории- языческого божества победы, коронующего Давида лавровым венком. 

Вакханалия.1625-1626 гг.

  • Холст, масло.
  • Размеры:122-169 см.
  • Из Королевских собраний.
  • Инв.№Р02312
  • Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Парнас. Около 1630 -1631 гг.

  1. Холст, масло.
  2. Размеры:145-197 см.
  3. Из Королевских собраний.
  4. Инв.№Р02313
  5. Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Гора Парнас служила обителью богу искусств Аполлону и девяти музам, покровительницам наук, театра и литературы. Пуссен изобразил это идиллическое место в тот момент, когда к воображаемому двору Аполлона, прибывают девять поэтов.

Источник вдохновения символизирован в образе нимфы Касталии, и путти из свиты Аполлона приглашают испить его влаги, протягивая чаши. Аполлон руководит встречей, на которой один из приглашенных удостаивается лаврового венка.

Лавровый лист -символ Аполлона, и лавровым венком венчали самых выдающися поэтов и художников. Предполагается, что награжденный — это поэт Торквато Тассо (1544-1595), автор эпической поэмы Освобожденный Иерусалим.

При написании полотна Пуссен использовал как образцы античную скульптуру и известную фреску Рафаэля на тот же сюжет. Нежный колорит и сбалансированная композиция — дань художника искусству Возрождения.

Святая Цецилия.1635 г.

  • Холст, масло.
  • Размеры:117,7-89 см.
  • Из Королевских собраний.
  • Инв.№Р02317
  • Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Сцена с вакхами. 1626-1628 гг.

  1. Холст, масло.
  2. Размеры:74-60 см.
  3. Из Королевских собраний.
  4. Инв.№Р02318
  5. Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Охота Мелеагра. 1634-1639 гг. 

  • Холст, масло.
  • Размеры:160-360 см.
  • Из Королевских собраний.
  • Инв.№Р02320
  • Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Источник: http://eguarwr.ru/index/prado_museum_nicolas_poussin/0-3869

Никола Пуссен картины

Никола Пуссен (Nicolas Poussin) — великий французский художник, известен как мастер живописи в стиле классицизм. Писал картины в историческом и мифологическом жанрах. Никола Пуссен родился в 1594 году в городе Лез-Андели в Нормандии. Стал увлекаться живописью ещё в юношестве.

Получил первоначальное художественное образование в Нормандии. После того, как ему исполнилось 18 лет, отправился в Париж, где продолжил изучать искусство живописи. Здесь его учителями были такие художники, как Фердинанд Ван Элле, Кетен Варен, Жорж Лаллеман.

Часто посещал Лувр, где копировал картины знаменитых художников, перенимал манеру письма, изучал тонкости и секреты живописного мастерства.

Искусство Николы Пуссена разделяют на первый и второй парижский периоды, а также на первый и второй итальянский периоды. Первый парижский период художника проходил с 1612 по 1623 годы. Это период изучения и становления художника. Единственными сохранившимися произведениями данного периода Пуссена являются рисунки пером и кистью к поэме Марино.

С 1623 по 1640 года начинается первый итальянский или первый римский период. Отправившись в 1623 году в Италию, он остаётся здесь на всю жизнь, лишь на два года возвратившись в Париж по указу короля Франции. Второй парижский период 1640-1642 гг.

закончился так скоро, потому что против его живописи, так отличавшейся от принятой во Франции, выступили многие местные художники, а также придворные. В результате враждебности к своей персоне, он был вынужден вернуться в Италию.

Второй итальянский период 1643-1665 — последняя часть жизни художника.

Великий художник, который внёс неоценимый вклад в развитие классицизма, умер 19 ноября 1665 года. В настоящее время его картины находятся в самых крупных музеях мира, в том числе в парижском Лувре, московском Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и петербургском Эрмитаже.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Автопортрет

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Вдохновение поэта

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Великодушие Сципиона

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Венера показывает Энею оружие

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Марк Фурий Камилл отпускает детей Фалерии с предавшим их учителем

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Мидас и Бахус

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Нарцисс и Эхо

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Парнас

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Пастухи Аркадии

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Поклонение золотому тельцу

Похищение сабинянок

Рождение Вакха

Спящая Венера и пастухи

Танец под музыку времени

Танкред и Эрминия

Триумф Вакха

Триумф Нептуна

Царство Флоры

Чума в Ашдоде

Любите заниматься творчеством и хотите создать собственное произведение для украшения или в подарок? Обратите внимание, что осуществить это вполне возможно, если купить картину по номерам. В «Art-Market» вы сможете найти большой выбор, а также картины стразами, скретч-картины и многое другое.

???? Блинцов | 2015-08-21, 11:16 | ???? 962

Источник: https://art-assorty.ru/9088-nikola-pussen-kartiny.html

Никола Пуссен. Царство Флоры

До 26.07.2015 в ГМИИ имени А.С.Пушкина.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне приурочен показ картины Никола Пуссена «Царство Флоры» из собрания Дрезденской галереи.

Аллегорическое полотно о происхождении цветов второй раз показывается в Москве, – в 1955 году эта картина вошла в экспозицию шедевров Дрезденской картинной галереи в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Ирина Антонова,  Президент ГМИИ им А.С. Пушкина:

«Мы благодарим директора Дрезденской галереи доктора Хартвига Фишера за его выбор картины Никола Пуссена «Царство Флоры» для показа на выставке, посвященной 70-детию со дня окончания Великой Отечественной Войны. Герои « Метаморфоз» римского поэта Овидия, трагически погибая, возвращаются к нам в образах прекрасных цветов. Какой возвышенный венок памяти».

*********

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Царство Флоры» Дрезденская картинная галерея

Полотно «Царство  Флоры» из   Картинной галереи старых мастеров в Дрездене – одно из центральных произведений в  художественном наследии  Никола Пуссена (1594-1665).

Картина относится к так называемому второму римскому периоду (1630-1640) творчества Пуссена, когда мастер создавал самые лирические и поэтические по своей природе произведения, и является одним из самых известных полотен художника того времени.

Пуссен закончил работу над «Царством Флоры» в апреле 1631 года.  Эта картина была вторым произведением, созданным по заказу знатного сицилийца  Фабрицио Вальгуарнеры. Вместе с  полотном  «Чума в Азоте» (1630-1631; Париж, Лувр) она составляла пару в собрании  Вальгуарнеры.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Чума в Азоте» Лувр, Париж

Работая над его заказом, Пуссен невольно стал заложником судебного процесса, связанного с продажей бриллиантов, похищенных заказчиком в Испании;  сицилиец вложил часть добытых средств в произведения живописи Ланфранко, Валантена и Пуссена.

В 1632 году Вальгуарнера умер в тюрьме. После  его смерти картина «Царство Флоры» проходила на нескольких аукционах, до  1686 года была известна во Франции только благодаря гравюре Одрана.  В 1716 году была приобретена в Париже бароном Раймоном Ле Пла для Августа II Сильного,  впоследствии вошла  в собрание Дрезденской галереи.

Флора  – древнеримская богиня цветов и весны. Она  почиталась при дворе Барберини, покровителей художника, была одним из центральных образов поэзии Марино.

В 1633 году вышел в свет иллюстрированный ботанический словарь «Флора», изданный иезуитом Джованни Феррари, близким двору Барберини и кругу Кассионо даль Поццо.

Ученые, друзья Пуссена, изучая мифы о метаморфозах, сами разводили «мифологические» цветы, встречающиеся в произведении Овидия «Метаморфозы».

Пуссен посвятил богине цветов два своих живописных произведения, наполненных поэтическим настроением: «Триумф Флоры» (Париж, Лувр) и «Царство Флоры» (Дрезден).

В полотне из Лувра, написанном около 1627 года,  процессия с восседающей на колеснице Флорой  движется на фоне полей и гор.

Богиня окружена героями мифа, превратившимися впоследствии в цветы — Аяксом, Нарциссом, Адонисом, Клитией, Смилакой,  которые будут представлены и в картине «Царство Флоры».

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Триумф Флоры» Лувр, Париж

Оба полотна были созданы  по мотивам  поэмы Овидия «Метаморфозы», которая включает и мифы о превращении богами людей в цветы.

Называются и другие литературные источники полотна  «Царство Флоры» – «Фасты» Овидия,  произведения Марино «Адонис», «Роза» и «Европа». В связи с этим в научной  литературе, посвященной дрезденскому шедевру, существует множество интерпретаций и различных иконографических теорий.

«Царство Флоры» – одна из самых загадочных картин в творчестве Пуссена. Показательным  является тот факт, что во время судебного процесса  в документах, в которых фигурировало дрезденское полотно, Вальгуарнера назвал картину «Весна», а сам Пуссен – «Садом цветов». Художник не следовал строго литературному источнику, создавая живописную  «поэму», по-новому трактуя миф.

Читайте также:  Монумент скульптура «родина-мать» в волгограде, описание, фото

Впервые к теме «сада цветов» живописец обратился около 1626 года.  Сохранился подготовительный рисунок к картине «Царство Флоры» (Виндзор, Королевская библиотека), где французский мастер наметил все основные элементы композиции будущего полотна.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Царство Флоры» Виндзор, Королевская библиотека

Пуссен в «Царстве Флоры» изображает своих героев в саду на фоне перголы   и фонтана, которые образуют сценическую площадку, на которой развивается действие.

Смысловым центром композиции является  танцующая Флора в пеплосе цвета зеленой травы. Золотистые волосы развеваются в ритме танца, голубая лента, украшающая одеяние, передает кружение Флоры. Фигура богини смещена немного вправо от центральной оси картины; взмах ееруки, рождающей  из пальцев цветы,  задает общее  внутреннее движение на полотне.

Слева изображен  могучий воин Аякс,  герой Троянской войны. Жертвами меча Аякса, обезумевшего по воле Афины, стало стадо скота, когда же к нему вернулся рассудок, он в отчаянии пронзает себя мечом, и из капель крови рождаются  белые гвоздики.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — танцующая Флора
Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Аякс

На переднем плане коленопреклоненный Нарцисс любуется своим отражением, напротив него нимфа, придерживает сосуд с водой (иногда ее идентифицируют с Эхо); скорее всего, перед нами нимфа водного источника, дающая жизнь цветам в природе.

За  фигурой  Нарцисса виднеется Клития, она обернулась, смотря вдаль на колесницу Аполлона. Клития, не добившись от бога солнца взаимности, впала в безумие, не в состоянии оторвать взгляда от Аполлона, так и приросла к земле, превратившись в подсолнечник, постоянно поворачивающий  свои лепестки вслед за солнцем.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Нарцисс, Эхо и Клития

Справа на переднем плане изображены возлюбленные, что  «малыми стали цветами» –  белокурый юноша Крокус и Смилака, переродившаяся во вьюнок. За ними – Адонис с собаками,  спутник Афродиты, опираясь на копье, взирает на кровоточащую рану. На охоте он был растерзан диким кабаном, из крови его расцвели анемоны.

Рядом с ним стоит Гиацинт, любимец Аполлона, касаясь смертельной раны на голове, нанесенной ему случайно богом солнца, любуется цветами, в которые он затем будет превращен своим покровителем.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Крокус, Смилака, Адонис и Гиацинт

Наконец, в небе, в облаках изображен сам Аполлон, он управляет квадригой лошадей, проносящихся через зодиакальное  кольцо, символизируя непрерывный ход времени.

Так на полотне Пуссена над смертными героями  царят три божества –  Флора, танцующая в кругу амуров, Аполлон и Приап  – бог плодоносящих сил природы,  бог сада и праздников. Последний представлен гермой, украшенной венками из цветов, за ним изображен алтарь со сценами вакханалий,    на котором располагается корзина с цветами, как приношение  Приапу.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Аполлон на колеснице

В зодиакальном кольце, сквозь которое пролетает колесница Аполлона, ярче всего горит знак тельца, обозначая  время года – весну. Вспомним и название картины, которое дал Вальгуарнера, – Primavera (Весна). Флора выступает на картине как богиня весеннего цветения, а ее танец — символ вечного обновления природы.

Несмотря на то, что Пуссен изобразил  трагические  моменты в жизни  мифологических героев, произведение  наполнено поэзией и радостью жизни.

В картине «Царство Флоры» художник избежал самой печальной развязки,как, например, в его произведениях «Нарцисс и Эхо» (Париж, Лувр), «Венера и Адонис» (Кан, Музей изобразительных искусств) с изображенными на земле  погибшими героями.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Никола Пуссен «Нарцисс и Эхо» Лувр, Париж

Все освещено улыбкой Флоры и лучезарным светом, исходящим от бога солнца Аполлона. Праздничное настроение создается светлой палитрой, построенной на сочетании  жемчужно-палевых,  зеленых, голубых, и охристых тонов.

Пуссен отказывается от темных, непрозрачных теней в изображении одежд и от темных фонов. В «Царстве Флоры» сохраняется поэзия и лирика, свойственная  работам, написанным под непосредственным влиянием Тициана, но композиция становится более выстроенной, не утрачивая при этом свободы и естественности.

Цветовое решение и уравновешенное расположение фигур в пространстве дает ощущение гармонии, красоты и  спокойствия. Главное новшество – высветление палитры. «Царство Флоры» – истинное наслаждение для глаз. Сложность интерпретаций не лишает это произведение легкости  восприятия.

История о происхождении цветов по воле художника стала живописной «поэмой» о рождении и смерти, перевоплощении и воскрешении, гимном мудрому устройству мироздания.

Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Флора

Выражаю благодарность пресс-службе ГМИИ имени А.С.Пушкина за предоставленные материалы.

Информация (на 29.04.2015):

Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – основное здание

  • Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
  • Время работы: вторник, среда, пятница – воскресенье – с 10:00 до 19:00, в четверг с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
  • Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

Источник: http://cultobzor.ru/2015/04/poussin-realm-of-flora/

Пуссен НиколаКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), знаменитый французский живописец и рисовальщик эпохи позднего барокко и классицизма. Учился у К. Варена и других французских художников; с 1624 года Пуссен избрал постоянным местом жительства – Рим (только в период 1640-1642-х годов жил в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. Художник также изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, серьезно занимался анатомией и математикой.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Похищение сабинянок, 1635, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Рождение Венеры, 1636, Музей искусств, Филадельфия

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Танкред и Эрминия, 1629-1631, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Разрушение Титусом храма Соломона 1635, Музей истории искусства, Вена

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Парнас, 1630-1631, Музей Прадо, Мадрид

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Пастухи в Аркадии, 1637-1638, Лувр, Париж

С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью мягко сгармонизированного, интенсивного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1631, Прадо, Мадрид).

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Ганнибал, пересекающий Альпы на слонах, 1626, частная коллекция

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Гелиос, Фаэтон с Сатурном и четыре сезона, 1635, Музей, Берлин

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Праздник Агонии (Танец к Янусу), 1635, Собрание Уоллеса, Лондон

Поклонение золотому тельцу, 1634, Национальная галерея, Лондон

Мидас и Бахус, 1624-1625 годы, Старая Пинакотека, Мюнхен

Вдохновение эпического поэта, 1629, Лувр, Париж

Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве французского живописца усиливается этико-философский пафос.

Пейзаж с вдовой Фокиона, 1648, Галерея Уокера, Ливерпуль

Подвиги Ринальдо, 1633, Метрополитен-музей

Царство Флоры, 1631, Картинная галерея, Дрезден

Триумф Флоры, 1631, Музей Лувр, Париж

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1648, Лувр, Париж

Смерть Германика, 1627, Институт искусств, Миннеаполис

Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, французский художник Никола Пуссен добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва).

Воспитание Бахуса, 1630, Музей Конде, Франция

Вакханалия у статуи Пана, 1633, Национальная галерея, Лондон

Марс и Венера, 1630, Музей искусств, Бостон

Аполлон и Дафна, 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен

Эхо и Нарцисс, 1628-1630, Лувр, Париж

Селена и Эндимион, 1628-1630, Институт искусств, Детройт

Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, – все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.

Источник: http://smallbay.ru/poussin.html

ПУССЕН, НИКОЛА

ПУССЕН, НИКОЛА (Poussin, Nicolas) (1594–1665) – знаменитый французский художник, основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Франция 17 в. была передовым европейским государством, что обеспечивало ей благоприятные условия для развития национальной культуры, которая стала преемницей Италии эпохи Возрождения. Распространенные в то время взгляды Декарта (1596–1650) повлияли на развитие науки, философии, литературы, искусства.

Декарт – математик, естествоиспытатель, творец философского рационализма – оторвал философию от религии и связал ее с природой, утверждая, что принципы философии извлекаются из природы. Декарт возводил в закон принцип главенства разума над чувством. Эта идея легла в основу классицизма в искусстве.

Теоретики нового стиля говорили, что «классицизм – это доктрина разума». Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство. Согласно доктрине классицизма, природа должна была показываться не такой, какая она есть, а прекрасной и разумной, классики одновременно объявляли прекрасным то, что правдиво, призывая учиться этой правде у природы.

Классицизм установил строгую иерархию жанров, деля их на «высокие», к которым относились исторический и мифологический, и «низкие» – бытовой.

Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631Парнас, Никола Пуссен, 1630-1631

Никола Пуссен родился в 1594 в Нормандии, около городка Ле Андели. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553–1610), дал сыну неплохое образование. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию. В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью.

Читайте также:  Антокольский марк матвеевич - скульптуры

Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический живописец Жорж Лалльман (1580–1636). Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников.

В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты их жизни св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия (не сохранились).

В 1624 Пуссен отправился в Рим. Там он изучает искусство античного мира, произведения мастеров эпохи Высокого Возрождения. В 1625–1626 он получил заказ написать картину Разрушение Иерусалима (не сохранилась), но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств).

В 1627 Пуссен написал картину Смерть Германика (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма; в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.

Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Идея картины – служение долгу. Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов.

В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок.

Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции.

Пуссен писал станковые картины главным образом среднего размера.

В 1627–1629 он выполнил ряд картин: Парнас (Мадрид, Прадо), Вдохновение поэта (Париж, Лувр), Спасение Моисея, Моисей, очищающий воды Мерры, Мадонна, являющаяся св.

Иакову Старшему (Мадонна на столбе) (1629, Париж, Лувр). В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое Снятие с креста (С.-Петербург, Эрмитаж).

В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. Нарцисс и Эхо (ок. 1629, Париж, Лувр), Диана и Эндимион (Детройт, Художественный институт).

Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо Освобожденный Иерусалим: Ринальдо и Армида (ок. 1634, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины Аркадские пастухи (1632–1635, Англия, Чезуорт, частное собрание), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). На полотне Спящая Венера (ок. 1630, Дрезден, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом.

Картина Царство Флоры (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанная по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины – Триумф Флоры (1632, Париж, Лувр).

В 1632 Пуссен был избран членом Академии св. Луки.

Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII (1601–1643), по приглашению которого Пуссен приехал работать в Париж. Художник получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене.

Осенью 1642 Пуссен снова уезжает в Рим. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина).

В своих полотнах он показывал совершенных героев, верных гражданскому долгу, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия.

Создавая идеальные образы на основе реальности, он сознательно исправлял природу, принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное.

Во второй половине 40-х Пуссен создал цикл Семь таинств, в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: Пейзаж с апостолом Матфеем, Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе (Чикаго, Институт искусств).

Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины Элиазар и Ревекка, Пейзаж с Диогеном, Пейзаж с большой дорогой, Суд Соломона, Экстаз св. Павла, Аркадские пастухи, второй автопортрет.

В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: Пейзаж с Полифемом (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: Весна, Лето, Осень, Зима.

Пейзажи Пуссена многоплановы, чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Последнее, незавершенное полотно мастера – Аполлон и Дафна (1664).

19 ноября 1665 Пуссен скончался.

Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма.

Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля.

Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.

Нина Байор

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/PUSSEN_NIKOLA.html

Пуссен Никола — Art-Salon

Никола Пуссен

(1594 — 1665)

Величайший французский художник XVII века Никола Пуссен говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. «Мое естество, — отмечал он, — влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету».

В этих словах отразились эстетические принципы классицизма, которым Пуссен не только следовал, но и был в живописи их создателем. Классицизм — художественное направление и стиль в литературе и пластических искусствах Франции XVII столетия — опирался на античное и ренессансное наследие и отражал идеи общественного долга, разума, возвышенного героизма и безупречной морали.

Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины. Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Его привлекала красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, тема поэтического творчества.

Особенно важное значение для философско-художественной концепции Пуссена имела тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии.

Никола Пуссен родился близ нормандского городка Андели. Молодым человеком, после нескольких лет странствий и недолгой работы в Париже, он поселился в Риме, где прожил всю свою жизнь.

Однажды ему пришлось по настоянию Людовика XIII на два года возвратиться во Францию, но его воззрения и работы не встретили там ни поддержки, ни понимания, а сама атмосфера придворной жизни вызвала брезгливое отвращение.

Искания Пуссена прошли сложный путь. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи.

Германик — мужественный и доблестный полководец, надежда римлян — был отравлен по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Но не личное горе, а гражданственный пафос — служение родине и долгу — составляет образный смысл этого полотна.

Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей. Все действующие лица расположены подобно рельефу.

Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности.

Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. 1627). При этом построение обеих картин, в которых пластически осязаемые фигуры включаются в общий ритм композиции, безупречно. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен.

В мюнхенском полотне господствуют различные оттенки серого, с которыми изысканно контрастируют сине-голубые и ярко-красные тона.

Пуссен редко изображал страдания Христа. Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами. Античная тема его ранних работ, в которых сказалось увлечение колоритом Тициана, утверждает светлую радость жизни.

Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела».

Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия, изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры.

Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения.

Струящаяся из головы Гиацинта кровь превращается в опадающие лепестки чудесных синих цветов, из крови Аякса вырастает красная гвоздика, Нарцисс любуется на свое отражение в вазе с водой, которую держит нимфа Эхо. Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, осыпающая их белыми цветами, и лучезарный свет бога Гелиоса, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках.

Драматическое начало, которое входит в произведения Пуссена, придает его образам возвышенный характер. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим.

Читайте также:  Музей пожарной техники города киева, украина

Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. Эрминия, только что сойдя с коня, устремляется к возлюбленному и взмахом сверкающего меча отсекает прядь своих белокурых волос, чтобы перевязать ему раны. Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу.

Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно.

Господствует язык строгих, чистых уравновешенных форм, совершенен линейный и цветовой ритм.

Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой.

В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии…» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце.

В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир.

Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией — увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии.

Идея картины — рождение прекрасного в искусстве, его торжество — воспринимается ярко и образно, без малейшей надуманности. Образы объединены общими строем чувств. Муза, стоящая рядом с Аполлоном — живое олицетворение прекрасного.

Композиционное построение картины, с его внешней простотой, в своем роде образцово для классицизма.

Тонко найденные смещения, повороты, движения фигур, отодвинутое в сторону дерево, летящий амур — все эти приемы, не лишая композицию ясности и равновесия, вносят в нее чувство жизни. Картина насыщена желто-золотистыми, синими и красными красками, что придает ей особую торжественность.

Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. Прогуливаясь в окрестностях Рима, он с присущей ему пытливостью изучал ландшафты Римской Кампаньи. Его живые впечатления переданы в чудесных пейзажных рисунках с натуры, полных свежести восприятия и тонкого лиризма.

Живописные пейзажи Пуссена лишены этого чувства непосредственности, в них сильнее выражено идеальное начало. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира.

Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста.

Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба, воды и теплых коричневатых тонов почвы и скал.

«Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. Циклоп Полифем, словно вырастающий из серых скал, играет на свирели песнь любви морской нимфе Галатее.

Звукам мелодии внимают теплое южное море, могучие горы, тенистые рощи и населяющие их божества, нимфы и сатиры, пахарь за плугом и пастух среди стада. Впечатление безграничности пространства усиливается тем, что Полифем, изображенный спиной к зрителю, смотрит вдаль.

Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками.

Могучее величие природы покоряет в «Пейзаже с Геркулесом и Какусом» (1649, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), где запечатлена победа Геркулеса над великаном Какусом. Хотя героем совершен подвиг, ничто не нарушает разлитого в картине ясного и строгого покоя.

Изображая Иоанна Богослова на острове Патмос, Пуссен отказывается от традиционного истолкования этого образа. Он создает редкий по красоте и настроению пейзаж — живое олицетворение прекрасной Эллады. В трактовке Пуссена образ Иоанна напоминает не христианского отшельника, а истинного мыслителя.

Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660—1664, Париж, Лувр). Каждый пейзаж имеет символическое значение. «Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) — это цветение мира, детство человечества.

«Лето», где представлена сцена жатвы, пора горячего труда, олицетворяет мысль о зрелости и полноте бытия. Зима изображает потоп, гибель жизни. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое. Нигде нет спасения.

Вспышки молнии прорезают ночную тьму, и природа, охваченная отчаянием, предстает оцепенелой и неподвижной. Трагическая «Зима» — последнее произведение художника.

Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь. В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр).

Время посеребрило темные волосы стареющего мастера, но не лишило твердости осанки, придало чеканную и мужественную строгость крупным чертам лица, проницательную зоркость взгляду, укрепило чувство мудрого самообладания и спокойного достоинства. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа.

Художник для Пуссена — прежде всего мыслитель, он видит ценность человека в силе его интеллекта, в творческой мощи. Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно.

Его истинными наследниками стали не французские академисты второй половины XVII века, исказившие традиции великого мастера, а представители революционного неоклассицизма XVIII столетия, сумевшие в формах этого искусства выразить новые идеи своей эпохи.

Источник: http://art.batato.ru/pussen-nikola/

Пуссен Никола (Nicolas Poussin)

Репродукции картин Никола Пуссена по доступным ценам в СПб

Мастерская «Арт Ария» предлагает своим клиентам натуральные и реалистичные репродукции картин Никола Пуссена в Санкт-Петербурге. Вас приятно удивит качество выполненной работы, поскольку мы используем уникальную технология объемного мазка. В результате получается высококачественная картина, которую не стыдно презентовать друзьям и коллегам.

Никола Пуссена (Nicolas Poussin)  — французский художник, известность которому принес «Вечный город». Биография мастера полностью посвящена его творчеству, а вот о личной жизни живописца известно мало. Критики не могут с точностью назвать дату его рождения. Единственное, о чем они с уверенностью говорят, — это то, что гений кисти родился в начале июля 1594 года в Андели, Нормандия.

Становление мастера

Событие, которое стало знаменующим в жизни Никола Пуссена, произошло в 1612 году. В Андели, где в то время проживал будущий художник, приехал Кантен Варен, которому было поручено создать алтарный образ. Именно он стал примером для юноши. И в возрасте восемнадцати лет будущий классик живописи отправился в Париж.

Дальнейшие двенадцать лет его жизни овеяны тайной. Вновь на страницах истории Никола Пуссен появляется в 1622 году, когда ему был сделан заказ на серию картин о жизни святых Франциска Ксаверия и Игнатия Лойолы.

Картины произвели впечатления на итальянского поэта Джованни Батиста Марино, который поручил художнику создать серию картин на мифологическую тему.

Именно этот заказ помог Никола Пуссену осуществить свою мечту, и в марте 1524 года он прибывает в Рим.

Римский расцвет

Марино продолжает покровительствовать Никола Пуссену и в Риме. Он знакомит молодого мастера с кардиналом Барберини, который в 1626 году заказывает полотно «Смерть Германика» (1626-28), ставшее первой признанной работой живописца. А вот картина «Мученичество святого Эразма» (1628-29) была холодно принята римской коллегией, что и подвигло Пуссена отказать от монументальных работ.

Там же, в Риме, Никола Пуссен женится на Анне-Марии Дюже в 1630 году. Это бракосочетание ознаменовало десятилетие плодотворной и успешной работы.

Картины Никола Пуссена – «Вдохновение поэта» (1630-35), «Ринальдо и Артемида» (1630), «Танец под музыку времени» (1638-40), «Царство флоры» (1631) – высоко оцениваются публикой и критиками.

Его слава настолько возросла, что им заинтересовался сам кардинал Ришелье. И в декабре 1640 года Пуссен вынужден вернуться на родину.

Для Никола Пуссена парижский период (1640-42) был очень тяжелый. Фактически творил он тогда мало, больше работал управляющим по окончательной отделке Длинной галереи в Лувре. Да и атмосфера интриг не давала спокойно писать. А потому Пуссен бежит из Парижа в Рим в сентябре 1642 года.

Рим снова вернул ему страсть творения. Картины Никола Пуссена, созданные им до середины 50 годов, поражают насыщенностью цветами и эмоциями. «Пепел Фокиона» (1648), «Рукоположение» (1647), «Пейзаж с человеком, умершим от укуса змеи» (1648), «Святое Семейство» (1655) – стали академическими картинами классицизма.

Начиная с середины 50-х годов, мастер не может писать. У него с ужасающей быстротой прогрессирует болезнь Паркинсона, при которой дрожат руки. Никола Пуссен с трудом удерживает кисть в руках. Но больше всего его подкосила смерть в 1664 году любимой жены. Он продержался всего год и 19 ноября 1665 года покинул мир.

Популярные художники

В нашей галерее представлено более 4000 картин известных художников. Вы можете заказать репродукцию, портрет, шарж, стилизацию под живопись, оформление в багет любой понравившейся картины (даже если ее нет в нашей галерее). Если Вы не нашли нужного Вам изображения, свяжитесь с нами по телефонам в рабочее время или в любое время отправьте онлайн заявку и менеджер обязательно перезвонит вам, мы сделаем все возможное, чтобы найти нужное изображение. Вы можете заказать картину, полностью соответствующую Вашим желания и стилю. Если Вы затрудняетесь с выбором произведения-основы — посоветуйтесь с нами, выбор огромен, мы всегда рады вам помочь, чтобы облегчить выбор — ниже представлены 10 художников чьи картины пользуються неизменным успехом у наших заказчиков. Ждем ваших звонков и заявок.

Источник: http://www.ArtAriya.ru/pussen-n/

Ссылка на основную публикацию