Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) — великий художник прошлого из Нидерландов. Известен также как Брейгель «Мужицкий«. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, Питер Брейгель Младший — сын или Ян Брейгель Старший, но именно он явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство.
Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Этому мастерству Питер обучался в Антверпене в мастерской у Питера Кука ван Альста, который был известным придворным художником того времени. После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Искусство стало его работой.
Тогда он впервые увидел картины Иеронима Босха, которые произвели на него неизгладимое впечатление. После этого он создал несколько вариантов на темы полотен художника и даже стал подражать ему в своей живописи, учиться технике Босха.
Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.
Его картины — это правда и вымысел. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара.
Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Поэтому он, как и некоторые другие, предпочитали выражать своё несогласие, внутренний бунт через символизм. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы.
Может быть, поэтому при жизни его считали «немым». Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Он не писал портреты своих жён, детей и самого себя и поэтому о нём практически ничего неизвестно.
До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.
Питер Брейгель Старший умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Был захоронен в церкви Богородицы. В настоящее время Питер Брейгель старший является одним из самых известных художников прошлого. Его картины находятся во многих музеях мира, около трети из которых — в музее истории искусств в Вене. К сожалению, в Российских музеях его полотна отсутствуют.
Художник Питер Брейгель Старший (Мужицкий) картины:
Алхимик
Безумная Грета
Вавилонская башня
Возвращение стада
Гордыня
Жатва
Игры детей
Избиение младенцев
Калеки
Крестьянская свадьба
Крестьянский танец
Малая Вавилонская башня
Мизантроп
На пути в Египет
Обращение Савла
Охотники на снегу
Падение ангелов
Падение Икара
Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц
Перепись в Вифлееме
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Притча о слепых
Путь на Голгофу
Сенокос
Сорока на виселице
Страна лентяев
Сумрачный день
Триумф смерти
Фламандские пословицы
Чревоугодие
Если вы хотите украсить свой дом прекрасной живописью, то к вашим услугам http://www.artkartina.ru АртКартина в СПб. Здесь вы можете купить или заказать картину маслом на любой вкус.
???? Блинцов | 2013-07-4, 11:57 | ???? 1 596
Источник: https://art-assorty.ru/3599-piter-breygel-starshiy-kartiny.html
Читать онлайн Брейгель, или Мастерская сновидений страница 77. Большая и бесплатная библиотека
D'Aubarede G. La Revolution des Saints, 1520–1536. Paris, 1946.
Eekhoud G. Les Libertins d'Anvers. Paris, 1912.
Febvre L. Philippe II et la Franche-Comte. Paris, 1970.
Forneron H. Histoire de Philippe II. Paris, 1881–1882.
Gossan E. L'Etablissement du regime espagnol dans les Pays-Bas et l'Insurrection, Bruxelles, 1905.
Jacquot J. et Koningson E. (editeurs). Les Fetes de la Renaissance. Paris, 1973, 1975. Vol. I, II, III.
Lesure F. (editeur). La Renaissance dans les Provinces du Nord. Pans, 1956.
Madariaga S. Charles Quint. Paris, 1969.
Saunders J.B. and O'Malley Ch. D. The Illustrations from the Works of Andreas Vesalius of Brussels. New York, 1973.
Verheyden A. Le Conseil des Troubles. Flavion-Florennes, 1981. Wedgwood С. V. Guillaume le Taciturne. Paris, 1978.
Я цитировал Гвиччардини по брюссельскому изданию 1943 года, Ван Мандера — по парижскому изданию 1965 года.
Редакция позволила себе дополнить библиографию, представленную К. А. Роке, списком литературы о Питере Брейгеле на русском языке.
Алпатов М. В. Питер Брейгель Мужицкий. М., 1933.
Алпатов М. В. «Слепые» Брейгеля // Этюды по истории западноевропейского искусства. М.-Л., 1939; М., 1963.
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
Ван Мандер К. Книга о художниках. М.-Л., 1946.
Виппер Б.Р. Становление голландской живописи XVII в. М., 1957.
Герси Т. Брейгель и нидерландская живопись его века. Будапешт, 1970.
Гершензон-Чегодаева Я. М. Брейгель. М., 1983.
Грегори М. Брейгель. М., 1992.
Дворжак М. Питер Брейгель Старший // Очерки по истории средневековья. М., 1934.
Золотой век нидерландской живописи: Альбом / Авт. — сост Н. Н. Никулин. М., 1981.
Картина А., Лумисте М., Пихлак Э. Нидерландская живопись XV–XVII вв. Таллин, 1978.
Климов Р. Б. Питер Брейгель. М, 1954.
Котельникова Т. А. Брейгель. М., 2006.
Львов С. Питер Брейгель Старший. М., 1971.
Никулин Н. Н. Заметки о творчестве Питера Брейгеля Старшего // Труды Гос. Эрмитажа. Л., 1961. Т. 6. С. 5–21.
Питер Брейгель: Альбом. М., 1995.
Фехнер Е. Ю. Нидерландская живопись XVI в. Л., 1949.
Шедевры Фландрии и Голландии: Альбом / Авт. — сост. Ю. И. Кузнецов // Рисунки старых мастеров. Вып. 4. М., 1981.
Иллюстрации
«Художник и знаток». Рисунок (предположительно, автопортрет).
«Не хлебом единым жив человек». Гравюра.
«Весна».
«Корабль и галеры». Гравюра.
«Корабль между двумя галерами и падение Фаэтона». Гравюра.
«Большие рыбы поедают малых». 1556 г.
«Башни и ворота Амстердама». 1562 г. Рисунок.
«Встреча Медвежонка и Валентина». 1566 г. Ксилография.
«Война сундуков и копилок». 1568 г. Гравюра.
«Я есмь пастырь добрый…». Около 1564 г. Гравюра.
Христос и грешница. 1565 г.
Воскресение Христа.1565 г.
Триумф Смерти. 1562 г. Мадрид, Прадо.
Триумф Смерти. Фрагмент.
Триумф Смерти. Фрагмент.
Триумф Смерти. Фрагмент.
Триумф Смерти. Фрагмент.
Триумф Смерти. Фрагмент.
Успение богоматери. 1564–1565.
Эльк. 1558 г. Гравюра.
Терпение (Святая Пациенция). Гравюра.
Обезьяны. 1562. Берлин-Далем, Музей.
Вавилонская башня. 1563. Вена. Историко-художественный музей.
Падение ангелов. 1562. Брюссель, Королевский музей изящных искусств.
Безумная Грета. 1562. Антверпен, Музей Майер ван дер Берг.
Притча о слепых. 1568. Неаполь, Музей Каподимонте.
Калеки. 1568. Париж, Лувр.
Падение Икара. 1555–1558. Брюссель, Королевский музей изящных искусств.
Перепись в Вифлееме. 1566. Брюссель, Королевский музей изящных искусств.
Перепись в Вифлееме. Фрагмент.
Избиение младенцев. 1565–1567. Вена. Историко-художественный музей.
Несение креста. 1564. Вена. Историко-художественный музей.
Несение креста. Фрагмент.
Зимний пейзаж с ловушкой для птиц. 1565. Брюссель, собрание Дельпорт.
Источник: https://dom-knig.com/read_179571-77
Брейгель старший, питер
БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах.
Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.
Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.
Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550).
Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.
1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега.
Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.
Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади.
Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.
Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516).
Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558).
Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).
Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.
Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок.
1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое.
В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.
Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.
Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года, или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы.
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину.
Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали.
На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.
Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека.
На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием.
Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.
Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/BREGEL_PITER.html
Сочинение-описание картины Брейгеля «Падение ангелов»
Брейгель создал это полотно под воздействием на него другого художника Босха. Фактически немного спародировал его. Как известно, Босх всё устрашал – у него лица были уродливы, чудовища были страшны, всё было как-то жутковатое.Брейгель создал точно такое же жуткое представление на полотне. Только тут старая история, точнее легенда о падении ангелов из рая. Падение белых и благородных в самую жуть, в самое пекло.Сверху мы видим яркий круг – это видимо рай, оттуда летят тени. И мы видим, как крылатые ангелы трубят в трубы и сражаются с нечестью. И уж тут художник постарался на славу – кого только тут нет. Причём примитивного чёрта с копытцами вы вряд ли найдёте в этом месиве чудовищ. Но вот жаб, рыб и прочее смешанное с чем-то другим навалом. И всё это наступает на ангелов.Всё это их одолевает и захватывает. Из распоротых брюх чудовищ выползают, вылетают, выходят новые чудовища. Это не прекращающийся процесс. Война идёт такая, что крылья у ангелов уже не белого цвета, а почти кровавого – бледно-розовые, тёмно-красные. Кто-то из ангелов уже погиб и превратился в чудовище, кому-то предстоит таковыми стать, но сражение идёт.Зачем Брейгелю надо было создавать такое полотно? Наверняка, это заказ от священнослужителя. И скорее всего, это было сделано для устрашения неграмотных крестьян. Да тут любой убоится нарушать десять заповедей и попасть в ад, если там живёт такое. Что до страха перед грехом – то художник добился своей цели. Что, правда, то, правда. Но если судить чисто за работу, то и тут он не подкачал.
Хоть и попытался работать немного не в своём стиле, но всё же чувствуется его умение, его подача. У него, кстати, не так много подобных работ, но порой иногда он обращается к теме смерти. Правда, в иной форме – рисуя натюрморт с черепом, как напоминание о короткой жизни человека.
-
- Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом…
- Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали…
- Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,…
- Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с…
- Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может…
- И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были…
- Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах….
- Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают…
- Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в творчество…
- Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескучном под…
Источник: https://shollklass.ru/sochineniya-po-kartinam/4728-sochinenie-opisanie-kartiny-brejgelya-padenie-angelov
Брейгель старший, Питер (Род. между 1525 и 1530 гг. – ум. в 1569 г.)
Брейгель старший, Питер
(Род. между 1525 и 1530 гг. – ум. в 1569 г.)
Выдающийся нидерландский живописец и рисовальщик, автор пейзажей, жанровых сцен, картин религиозного содержания.
О Брейгеле Старшем, поистине великом художнике XVI в., сохранилось до обидного мало сведений. Собственно, документально подтвержденных фактов его биографии всего три. Известна запись о том, что он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.
Его бракосочетание зарегистрировано в книгах церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе, в которой он был и похоронен. Дата смерти на могильной плите – это третий неоспоримый документ.
Кроме того, существует несколько письменных свидетельств, лишь упоминающих имя мастера или его работы, а также немногие воспоминания современников, в том числе и жизнеописание, составленное нидерландским художником, ученым и литератором Карелем ван Мандером.
Все остальное – догадки и гипотезы, предложенные многочисленными исследователями в результате анализа косвенных сведений. Поэтому, дабы не спотыкаться на каждом шагу о всякие «вероятно» и «возможно», примем биографические данные Питера Брейгеля как достоверные, не забывая, однако, что они предположительны.
Питер родился между 1525 и 1530 гг. в деревне Брейгель, расположенной неподалеку от города Бре, иначе называвшегося Бреда, в нидерландской провинции Лимбург. В те времена страна славилась обилием начальных, или приготовительных, школ, которые были чуть ли не в каждой деревушке.
В одной из них будущий художник обучился письму, чтению и счету, а также получил обязательные познания в религии. Далее судьба привела его в Антверпен, город славный и преуспевающий, ставший в XVI в. «складом, морской гаванью, рынком и ярмаркой для всей Европы». Процветание торговли подразумевает процветание науки и искусства.
Действительно, многие известные художники нашли приют в Антверпене и добавили славы этому городу.
Среди них был и Питер Кук ван Альст, придворный живописец Карла V, глава местной гильдии Святого Луки, человек разносторонних интересов, путешественник и предприниматель, знаменитый не только своими картинами и гравюрами, но и переводами сочинений по архитектуре античного ученого Витрувия и своего современника, итальянца Серлио. Именно к нему то ли в 1540, то ли в 1544–1545 гг. поступил в ученики юный Брейгель.
В мастерской ван Альста Питер не только постигал тайны живописи, рисунка, гравюры – он очутился в мире, где искусство было самим воздухом, которым дышали его обитатели.
Сюда заходили многие антверпенские и заезжие художники побеседовать о традициях своего ремесла, сюда приносили новости и книги – множество книг на латинском, греческом, итальянском языках. Здесь Брейгель из юноши превратился во взрослого человека.
Он не перенял живописной манеры и отношения к искусству своего учителя, но в совершенстве овладел всеми техниками, в которых работал ван Альст, соприкоснулся с высокими достижениями культуры и успел получить разносторонние знания, позволившие ему прослыть широко образованным человеком.
Когда в 1550 г. Питер Кук ван Альст умер, а его вдова с детьми переехала в Брюссель, молодой художник остался в Антверпене. В 1551 г.
он был принят в гильдию живописцев и тогда же поступил на работу к Иерониму Коку, опытному графику и удачливому предпринимателю, державшему мастерскую и лавку «На четырех ветрах», которая заказывала, печатала и продавала гравюры. Вскоре Брейгель собрался в далекое странствие.
Путь его лежал через Францию в Италию, куда вот уже целый век традиционно стремились нидерландские художники. Был и еще один повод для такой поездки: предложение Кока сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре.
Питер посетил Дижон, Лион, Авиньон, затем из Марселя морем добрался до Неаполя, а оттуда – до самой южной точки Апеннинского полуострова – Реджоди-Калабрии. Наконец, в 1553 г. он задержался на какое-то время в Риме и вернулся через Альпы в Антверпен. Трудно переоценить значение этого путешествия для молодого мастера.
В итальянской столице он работал у Джулио Кловио, прославленного миниатюриста, в Болонье встречался с учеными, в том числе с известным географом Сципио Фабио.
И конечно же повсюду в пути художник рисовал: пройденная им школа мастерства основной своей заповедью считала обязательное ежедневное упражнение в рисовании, ибо «только таким образом врожденная склонность превращается в большую опытность».
Но самым сильным впечатлением для Брейгеля стало непосредственное, можно даже сказать, интимное общение с природой, этим лучшим учителем гармонии и красоты.
Бескрайние ландшафты южной страны, величие альпийских склонов оставили глубокий след в чуткой душе художника и навсегда определили его отношение к пейзажу как отражению согласия и совершенства окружающего мира в противовес царящим в нем человеческим страстям. Несмотря на то что ожидаемого альбома гравюр сразу по возвращении не получилось, переживания этого путешествия еще долго отражались мастером в его работах. Так возникли серии «Больших» (1555–1559 гг.) и «Малых» (1559–1562 гг.) пейзажей – это были гравюры, изданные Иеронимом Коком по рисункам Питера.
Каких бы сфер деятельности Брейгеля ни касалось перо его биографов, везде можно встретить больше отрицаний, чем утверждений.
Он никому не подражал и не следовал ничьей манере, не писал трактатов, не оставил переписки и портретов близких ему людей, не обольщался насчет человеческой натуры, не стремился в своих картинах приукрасить окружающую действительность и еще много чего «не».
Но зато этот гениальный художник, намного опередивший свое время, сумел отобразить мир во всей многогранности реального бытия, преподнести жизнь со всеми ее проявлениями как естественный процесс, как некий акт матери-природы – непредвзято и сверхличностно. Он смотрел на людей как бы со стороны, отделившись от человечества, словно пришелец с другой планеты или наблюдатель.
В картине «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.), написанной на тему одной из самых глубоких по смыслу легенд, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не обращает внимания на тонущего в море Икара, на его беспомощно бьющие по воде ноги.
Выходит, для того чтобы оставаться равнодушным наблюдателем, совсем не обязательно быть пришельцем. Что это? Иллюстрация нидерландской пословицы «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает» или попытка воззвать к беспробудно уснувшему милосердию человеческому? Брейгель изобразил главный персонаж картины на втором плане.
Чтобы отыскать его, приходится внимательно осмотреть все полотно. Такой прием художник использовал и в произведениях, созданных им на библейские сюжеты: «Самоубийство Саула» (1562 г.), «Несение креста» (1564 г.), «Перепись в Вифлееме» (1566 г.), «Обращение Савла» (1567 г.
), «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» и других, нарочито подчеркивая всякое отсутствие интереса у обывателей к происходящему, причем тем больше, чем значительней разворачивающиеся события.
Чувство горечи за род людской, которое мастер вложил в свои работы, настолько велико, что и сегодня мы можем ощутить его, стоит только подольше вглядеться практически в любую картину Брейгеля.
Потому не так уж и удивляют адские существа – полурыбы-полунасекомые, полузвери-полулюди, полуптицы-полузмеи, населяющие рисунки для серий гравюр «Семь смертных грехов» (1556–1558 гг.) и «Семь добродетелей» (1559–1561 гг.), – увы, и добродетелей тоже, – а также исполненные в 1562 г. живописные полотна «Падение ангелов», «Безумная Грета», «Триумф смерти».
Воскрешая образы Иеронима Босха – своего замечательного предшественника и духовного наставника, в творчестве которого Брейгель если не искал сюжеты, то наверняка черпал вдохновение, – он стремился наглядно показать, до каких невероятных глубин способна опуститься душа человека, слепо следующего своим страстям, и что Ад начинается в человеческом сердце.
Горькой иронией звучит в брейгелевской трактовке и тема Вавилонской башни, к которой художник обращался как минимум трижды. Впервые – еще в Италии, в мастерской Кловио – им была написана миниатюра на слоновой кости, которая не сохранилась. Около 1563 г. мастер вновь возвращается к этому сюжету.
В двух очень схожих по композиции картинах библейская башня – символ гордыни людей, возомнивших себя равными Богу, – занимает почти все пространство. Ее недостроенная вершина скрывается в облаках, показывая размер неразумности человеческой.
Притом, что Брейгеля зачастую считали певцом безликой толпы, в его работах нет второстепенных персонажей. Сколь ни велико количество фигур, изображенных художником, среди них нет ни одной, даже самой маленькой, существующей только для заполнения свободного места.
При рассматривании таких произведений, как «Битва Поста и Масленицы» (1559 г.), «Детские игры» (1560 г.) и других, композиция довольно быстро распадается на отдельные сюжетные группы, каждая из которых вполне могла бы претендовать на звание самостоятельной картины.
В знаменитых «Пословицах» (1559 г.
) – своеобразной энциклопедии нидерландского фольклора – герои бьются головой о стену, водят друг друга за нос, висят между небом и землей, садятся меж двух стульев… Причем делают это с такими серьезными лицами, что композиция воспринимается не только как собрание иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам, но и как гимн человеческой глупости. Многочисленные детали быта выписаны художником с достоверностью, не позволяющей усомниться в том, что сделаны они были с натурных зарисовок. Нередко Брейгель с одним из своих антверпенских друзей, среднего достатка купцом Гансом Франкертом, бродил по окрестным деревням, переодевшись в крестьянское платье. Наброски фигур селян, нищих и просто прохожих легли в основу написанных позднее картин из серии «Месяцы» (1565 г.): «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Хмурый день», «Сенокос» и «Жатва», изображающих фламандскую сельскую природу в разное время года. По сути, это жанровые сцены, и большую роль в них играет пейзаж, рассматриваемый художником не просто как декорация, но арена, на которой разворачивается зрелище человеческого бытия. Удивительно чутко мастер сумел уловить настроение того или иного времени года. Так, «Охотники на снегу» – один из первых зимних пейзажей в мировой живописи – заставляет зрителей почувствовать свежесть морозного воздуха, радость от чистоты недавно выпавшего снега. В его композиции использован типичный для Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу долину. По склону заснеженного холма крестьянские домики с островерхими крышами как бы «стекают» туда, где на больших замерзших прудах чернеют фигурки катающихся на коньках и санках детей. Очень мирная и по-своему даже уютная картина деревенской жизни, и вполне понятно нетерпение спускающихся с холма охотников со сворой собак – они возвращаются домой. В «Жатве» (из этой же серии) изображено залитое солнцем поле и крестьяне, прервавшие свою работу для полуденной трапезы. Здесь, напротив, возникает ощущение зноя, душного летнего дня.
Печальна судьба серии «Месяцы».
Созданная по заказу антверпенского финансиста Николоса Ионгелинка, она вместе с некоторыми другими брейгелевскими полотнами была передана городской казне в обеспечение крупного денежного займа и оказалась запертой в казнохранилище на долгие десятилетия.
Картинам серии созвучны слова философа и писателя Эразма Роттердамского, жившего незадолго до Брейгеля: «Бог способен явить любые чудеса в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса намного бо?льшие – эти чудеса в естественном ходе вещей, то есть в самих законах природы, которые нам привычны, и поэтому мы не замечаем их чудесности». Эти и другие полотна, такие как «Крестьянская свадьба», «Деревенский танец» (обе в 1568 г.), о сюжетах которых нетрудно догадаться по их названиям, закрепили за Питером Брейгелем Старшим прозвище Мужицкий.
В 1563 г. уже далеко не юный художник посватался к 18-летней Майкен Кук, дочери своего учителя, которую он, если верить К. ван Мандеру, «в детстве часто носил на руках». Предложение было принято, однако вдова ван Альста поставила условием этого брака переселение Брейгеля в Брюссель – крупный город, где она сама жила в то время.
Причиной такой категорич ности ван Мандер называет близкие отношения Питера со своей антверпенской служанкой, на которой он даже собирался жениться, но, не выдержав патологической лживости девушки, разорвал брачный контракт. Так это или нет, но мастер покинул уже ставший почти родным Антверпен, чтобы на новом месте начать жизнь семейного человека.
Молодожены поселились в доме на улице От, где увидели свет их два сына и дочь. Позже рано осиротевших детей (супруга Брейгеля лишь на 9 лет пережила его и умерла в 1578 г.) воспитывала бабушка, художница-миниатюристка Майкен Верхюльст.
Впоследствии сыновья продолжили фамильную традицию и вошли в историю живописи под именами Питер Брейгель Младший (Адский) и Ян Брейгель Бархатный (Райский).
Очень хочется верить, что то недолгое время, которое мастеру оставалось жить, он был счастлив. Во всяком случае, из картин, написанных им в последние годы, исчезли монстры и чудовища и их место заняли библейские персонажи и деревенские жители – «Поклонение волхвов» (1564 г.), «Свадебный танец» (1566 г.), «Неверный пастух» и др.
А может, многоопытному и мудрому художнику просто стали не нужны эти мрачные аллегории, чтобы выразить боль за свою родную страну, терзаемую войнами и инквизицией, за «слепых» и оглупленных ее жителей, бестолково суетящихся в безумном «перевернутом мире», не способных увидеть истинный смысл вещей и событий.
Так, тема одной из последних картин художника «Притча о слепых» (1568 г.
), созвучная нидерландской поговорке «Слепой ведет слепого» или, если хотите, евангельскому вопросу: «Может ли слепой водить слепого, не оба ли они упадут в яму?», была использована автором для воплощения идеи о духовно незрячем человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой.
Это лучшее произведение, созданное мастером. Оно же и самое страшное. Шесть жутких калек, одиноких, бесприютных, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредут, держась друг за друга, на зрителя. Взгляд от последнего по фигурам, головам, рукам и палкам переходит к первому – и вместе с ним оказывается в канаве…
Фламандский картограф Абрахам Ортелиус говорил о человеке, с которым долгое время был дружен, что он «писал много такого, что написать попросту невозможно. Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено». Эдакая «шкатулка с двойным дном».
Перед самой смертью художник пересмотрел свои рисунки и некоторые велел сжечь, опасаясь за судьбу близких, – слишком едки и насмешливы были надписи к ним. А завещанную жене картину «Сорока на виселице» (1568 г.
) – острую сатиру на правительство, поощряющее слухи и доносы, – во всеуслышанье объявил означающей сплетниц, которых ему хотелось бы видеть повешенными.
Зиму, весну и лето своего последнего года жизни Брейгель тяжело болел, совсем не работал. 5 сентября 1569 г. великий мастер покинул этот мир. Говорят, что он умер от охватившей его печали, когда понял, как безнадежно плохо устроена человеческая жизнь…
И сегодня, по прошествии более 400 лет, искусство Брейгеля по-прежнему актуально. Его работы можно смотреть много и подолгу и вновь возвращаться к ним, каждый раз находя для себя что-то новое. Эти многофигурные, пестрые, совсем не «красивые» картины заставляют задуматься. Недаром и в наши дни его творчество вдохновляет не только художников, но и поэтов:
- «Прозренья его беспощадны,
- сужденья его непреложны.
- Его дураки безупречны,
- его богомольцы – безбожны,
- его отношения с вечной
- бессмертной Гармонией – сложны».
Такую замечательную характеристику дала мастеру Новелла Матвеева в своей поэме «Питер Брейгель Старший». И к этому трудно что-либо добавить.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/202052
Демоны Питера Брейгеля Старшего
Век Брейгеля отмечен исследованиями земной поверхности, новым этапом в наблюдениях за Небом, практическим изучением анатомии человеческого тела, классификациями флоры и фауны.
Люди обратились к тому, что сегодня мы назвали бы реальностью. В то время, однако, и демонов большинство воспринимали существами не менее реальными, чем животные.
Научные достижения в ту эпоху еще были бессильны опровергать веками существующие народные верования.
Многие небесные явления, физические уродства, моры и эпидемии были пока необъяснимы, и люди считали это кознями чертей и демонов вместе с их тайными соучастниками — ведьмами и колдунами.
Вот почему инквизиция объявила «охоту на ведьм» — это было одним из орудий Контрреформации.
Тысячи женщин, подозревавшихся в сговоре с силами зла, подвергали пыткам, объявляли виновными и сжигали на кострах.
В хрониках того времени, написанных в основном монахами, мы можем прочитать, как овладевали дьявольские силы душами людей. Бесы, черти, демоны насылали «мор и глад», участвовали во всей «грешной» земной жизни людей.
В изобразительном искусстве их ярко живописал Иероним Босх. Брейгель, его соотечественник, воспринял эту традицию и, используя свой дар воображения, обогатил ее.
По заказу своего издателя Кока художник создал оригиналы для серии гравюр «Семь смертных грехов» (1558).
СЛАДОСТРАСТИЕ — Luxuria
В дупле-пещере аллегорическая фигура Сладострастия позволяет себя ласкать демону, похожему на рептилию. Петух, гордо стоящий на спинке кресла, — это атрибут Сладострастия.
Оконная решетка из ивовой лозы, которая называется «hor», намекает — по созвучию слов — на проституцию («hoer»).
Персонаж в митре, едущий во главе кортежа из орущих монстров, служит указанием на отнюдь не образцовое поведение высшего духовенства — не случайно на гравюре митру заменили чепчиком, дабы избежать трений с церковными властями.
Лень — DESIDIA
Сон, в который погружена аллегорическая фигура, связан с распространенным выражением «Лень — подушка дьявола»; ее атрибут — осёл, известный символ глупости. В нидерландском издании «Все пословицы» (1480) есть и такая: «Многие сами готовят прут для своей задницы».
Гротескная сцена с гигантом иллюстрирует или ее, или другую непристойную поговорку, вроде «Он слишком ленив, чтобы дойти до отхожего места».
Игральные кости относятся к гулякам, убивающим время в таверне; о лени напоминают фигуры спящих и часы без стрелок; остальные мотивы загадочны.
Тревожный, ирреальный мир, предстающий в этих гравюрах, заселен чудовищными тварями, отчасти причудливо-фантастическими, смешными, а порою — попросту жуткими. Возможно, именно сочетание элементов игры и жути с примесью возбуждения, рожденного страхом, делает эти гравюры притягательными и по сей день.
По сравнению с фантасмагорией гравюр в своей живописи Брейгель пока еще более сдержан, хотя и ее он населяет удивительными созданиями. В картине на библейский сюжет Падение ангелов (1562) Брейгель изображает, как восставшие против Бога ангелы, низвергаясь в Ад, преображаются в чертей и демонов.
Низ и верх картины отличаются по цвету. Сияющий вверху полукруг светел — это Небо, там обиталище Бога и архангелов. Небеса на картине более четко скомпонованы, здесь есть воздух, пространство, красивые лица трубящих ангелов и сражающихся с нечистью архангелов.
Зато ближе к преисподней краски темнеют, это хаос, куда беспорядочно низвергаются уродливые твари.
Ангелы в широких развевающихся одеяниях, оставляющих открытыми только лица и руки, являют собою яркий контраст демонам, в большинстве своем не одетым, разевающим рты, разрывающим свои собственные тела, а в некоторых случаях повернутым к зрителю голыми задами. Брейгель написал их просто как груду монстров, подчеркнув пропасть, разделяющую порождения Ада и служителей Рая, демонов и ангелов.
Падение мятежных ангелов
Падение мятежных ангелов. Фрагмент
Обитателей преисподней художник собрал также вокруг Безумной Греты (ок. 1562), традиционной для Фландрии фигуры, известной также как «Грета Брюзга», вечно ссорящаяся со своим мужем, или же, как «Черная Грета», которая назвалась королевой вместо собственной госпожи. Брейгель сделал ее воплощением воинствующей скаредности.
С мечом в руке она собирает тарелки, горшки и кастрюли. В этой картине Брейгель опрокидывает все каноны изображения женщин в живописи: ни намека на улыбку, ни локонов, которыми играет ветерок. У Греты — тусклая кожа, беззубый разинутый рот, рваная юбка. На груди блестят латы, на голове — подобие шлема. Безумие во взоре, в этом разинутом рте.
Тяжело ступая, бродит Грета, ищет, куда бы сложить свои награбленные «сокровища».
Безумная Грета
И все же она не перестает быть человеком, как и те женщины позади нее, что сражаются с демонами. Картину Брейгеля настолько сложно рассматривать и разгадывать, что она кажется не просто фантасмагоричной — но и сюрреалистичной. Такое нагромождение ирреального можно увидеть разве что в кошмарном сне.
Все в этой картине не так, как должно быть. У головы, служащей входом в Ад, вместо ресниц — доски; кожа ее сложена из камня; из уха растет дерево — художник настойчиво смешивает растительное, животное и человеческое, органические и неорганические элементы.
Зев Ада — это часть живого организма и в то же время замкнутое пространство; корона, венчающая Ад, служит также зубчатой стеной с бойницами; брови сделаны из кувшинов. Это мир, где все наоборот, где разрушен божественный порядок.
На заднем плане справа вздымается стена адского пламени.
Приводя сведения о главном персонаже, первый биограф Брейгеля ничего не сообщает о том, хотел ли художник таким образом выразить свое отношение к положению женщины в тогдашнем обществе. В сравнении с современностью права женщины в XVI веке были чрезвычайно ограниченными.
Отец и муж распоряжались ее собственностью, важное традиционное поле деятельности — народную медицину у нее отняли университетские медики мужского пола. Знахарки, целительницы считались ведьмами, их судили и сжигали на кострах инквизиторы.
Церковь требовала от женщин покорности и молчаливого послушания более совершенным творениям Господа — мужчинам (как известно, Бог создал их первыми) и всем им :- меняла в вину грех Евы вечной соблазнительницы.
Женские персонажи у Брейгеля оказываются сильнее мужчин-полузверей, хотя они не побеждают и даже не вызывают симпатии. Вряд ли Брейгель имел в виду нечто большее, нежели создание враждебной, демонической среды для известного всем персонажа.
Триумф смерти
Третья картина из этой серии вошла в историю искусства под названием Триумф Смерти (ок. 1562).
Здесь не звероподобные демоны со своими злыми проделками, но скелеты с косами выходят косить всех живых, будь то король или карточный игрок, схватившийся за меч, наемник или музицирующая влюбленная парочка, не подозревающая о том, что творится вокруг, на этом поле смерти, с засохшей травой и мертвыми деревьями.
И вновь на заднем плане полыхает адское пламя. Живые пытаются проскользнуть в ящик с крестом на дверях; но, судя по тому, что он изображен с дверцей, захлопывающейся сверху, — это ловушка вроде мышеловки. Бога же нигде не видно. Ни малейшего намека на воскрешение и
искупление.
Эта картина была создана
не для предостережения и назидания прихожан в церкви. Брейгель вовсе не следует здесь христианскому учению. Вероятно, эти три картины, одинаковые по формату, были выполнены по частному заказу в 1562 году. Точно выдержанное настроение и безудержная, бьющая через край, фантазия, присущие им, свидетельствуют, что художнику не чужд мир демонов.
И даже более того, временами кажется, Брейгель допускает демонов не только в метафизические владения ужаса и жутких созданий тьмы, но и в подлинные нидерландские деревни, в гущу людской толпы, в реальные пейзажи.
Демоны среди нас? Демоны в нас самих — утверждает Брейгель.
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43418596943/prev
Читать
Сергей Львович Львов
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ
Художник Питер Брейгель Старший, называемый иногда, согласно старинной традиции, Питером Брейгелем Мужицким, жил в Нидерландах в XVI веке. Большинство современников, как это часто бывает, не считало его великим мастером, ближайшие потомки — за редкими исключениями — либо вовсе забыли его, либо оценивали неполно и неточно. Так продолжалось долгие десятилетия, если не века.
Эта несправедливость отчасти объясняется тем, что многие картины Брейгеля, притом едва ли не самые замечательные, оказались при его жизни за прочными запорами и остались неизвестны его современникам, а впоследствии превратностями европейской истории рассеялись по многим странам.
Составить себе целостное представление обо всем его творчестве долгое время было очень затруднительно.
Однако чем ближе к нашему времени, тем чаще и решительнее Брейгеля Старшего справедливо называют великим художником, признают, что творчество его обогнало свое время, определило эпоху в развитии нидерландского и всего европейского искусства.
С конца прошлого века и до наших дней на многих языках появляются книги, посвященные Брейгелю. Ныне они составляют целую библиотеку, огромную и противоречивую. Специальная литература возникла не только вокруг наследия Брейгеля в целом, но и вокруг отдельных его картин.
Многолетними кропотливейшими изысканиями с достаточной надежностью установлено, какие картины, рисунки, гравюры, традиционно считавшиеся работами Брейгеля, действительно принадлежат ему.
Определена их хронология, отчасти их творческая история, и последующая судьба. Впрочем, споры о принадлежности Брейгелю некоторых работ и о датировках тех, которые признаются подлинными, продолжаются.
Существует, наконец, немало трудов, посвященных философским и стилистическим проблемам, связанным с творчеством художника.
Чем внимательнее мы изучаем эту богатую библиотеку, тем явственнее и с тем большим огорчением видим, что жизнь художника остается в тени. О ней рассказано мало и скудно.
Неужели же биография и личность мастера, которого по значению ныне уже единодушно ставят между ван Эйком, с одной стороны, Рембрандтом и Рубенсом — с другой, чье творчество считают одной из вершин великой цепи, соединяющей искусство Нидерландов XVI века с искусством Фландрии и Голландии XVII века, не заслужили внимания, не вызвали интереса?
Разумеется, заслужили. Разумеется, вызвали. Но интерес этот и это внимание возникли тогда, когда на вопросы, связанные с жизнью художника, уже никто не мог ответить.
Питер Брейгель не вел дневника — во всяком случае, такого дневника не сохранилось. Он не писал воспоминаний, быть может потому, что не дожил до возраста, когда в душе человека возникает такое побуждение. Он не оставил даже путевых записок, хотя совершил далекое путешествие, достаточно продолжительное и опасное для своего времени. Его завещание потеряно.
В отличие от своих итальянских собратьев он не записывал ни своих мыслей об искусстве, ни секретов своего мастерства, ни сумм, которые ему платили за картины.
У него были добрые друзья, которые ценили его общество при жизни и горько оплакивали его после смерти. Но и они не сохранили для нас высказываний мастера.
Правда, Брейгель, как говорит его первый биограф, был немногоречив. Словом, ни о Брейгеле, ни от Брейгеля не осталось почти никаких письменных документов.
Только краткие обозначения цветов на полях набросков, сделанных с натуры, да подписи к немногочисленным рисункам.
Некоторые рисунки с подписями Брейгель, тяжко заболев, уничтожил. Он хотел избавить свою жену от возможных опасностей. Поступок позволяет догадываться, что эти рисунки, видимо, представляли собой отклик на трагические события последних лет его жизни. Он раскрывает черту характера художника — заботу о близких, но нас лишает важных данных об его образе мыслей.
Погибли не только рисунки, уничтоженные самим Брейгелем. Не сохранились и многие его картины, особенно те, что были написаны не маслом на дереве, а темперой на холсте и недостаточно ценились владельцами.
У Питера Брейгеля было двое сыновей — Питер и Ян — и одна дочь, имени которой семейная хроника не сообщает. Сыновья тоже стали художниками, притом известными и более преуспевающими, чем был их отец.
Они чтили его память, копировали его работы, варьировали его темы.
О некоторых картинах Питера Брейгеля Старшего, о некоторых сюжетах, которые он впервые ввел в искусство, мы узнаем только по их повторениям и вариациям, принадлежащим его сыновьям.
Сыновья могли бы рассказать об отце, но о его характере, о его склонностях и взглядах они сами мало что знали. Отец умер, когда старшему — Питеру было пять лет, младшему — Яну исполнился год.
Мать могла бы сделать образ отца живым для детей, но сама она тоже умерла очень рано, когда Питеру Брейгелю Младшему было четырнадцать, а Яну Брейгелю — десять лет. Об отце они могли узнать только от бабушки по матери.
Она пережила и своего зятя и свою дочь и воспитывала их детей, которые остались круглыми сиротами. Теща Брейгеля сыграла немалую роль в его жизни: и в юности, когда он был учеником ее мужа, и в зрелости, когда он женился на ее дочери.
Но когда подросли сыновья Питера Брейгеля и начали расспрашивать об отце, она была уже стара и многое забыла. А может быть, то, что рассказывала им, не казалось сыновьям существенным — семейные воспоминания, интересные только близким, — и они никому не передали ее рассказов.
Первым биографом Брейгеля стал нидерландский художник, ученый и литератор Карель ван Мандер.
Свой знаменитый густо населенный труд «Книгу о художниках» он посвятил жизнеописаниям множества нидерландских и немецких живописцев и графиков, что и принесло ему заслуженную славу северного Вазари. Брейгеля он ценил высоко.
Это делает честь его проницательности — ведь важнейших его работ Карель ван Мандер не видел. Но Брейгель не был центральным персонажем его книги, а лишь одним из множества ее героев.
И все-таки мы можем сказать, что если мы знаем о жизни Питера Брейгеля огорчительно немного, то без страниц, посвященных ему ван Мандером, не знали бы, пожалуй, почти ничего.
Иногда, отчаявшись получить желанные сведения, ван Мандер восклицал: «Мне охотно, из сострадания, простили бы, что я, добывая сведения о жизни знаменитых живописцев, достиг меньшего, чем хотел, если бы только знали, как много прилежания и труда, даже превышавшего мои силы, я употребил на то, чтобы их получить».
Это относится и к тем усилиям, которые он приложил, чтобы рассказать о жизни Брейгеля. К его и нашему великому сожалению, он смог узнать о ней не так уж много.
Между тем временем, когда жил Брейгель, и тем временем, когда ван Мандер принялся за свой труд, прошли десятилетия. Когда Брейгель умер, ван Мандеру был двадцать один год. Он мог бы познакомиться с художником, но он тогда был еще молод и не помышлял о своей книге.
Его книга была впервые издана тридцать пять лет спустя после смерти Брейгеля, и многие драгоценные сведения были к этому времени безвозвратно утрачены.
Годы после смерти художника, едва ли не самые драматические в истории Нидерландов, мало способствовали сохранению документов и памяти о мастере, которого при жизни считали лишь одним из многих.
Вот почему биография, написанная Карелем ван Мандером, коротка и содержит много пробелов. На краткость этой биографии сетовали многие, но, кажется, никто не отметил, что сама ее фрагментарность служит косвенной порукой добросовестности автора.
В пору, когда он писал, представления о документальной точности были очень зыбкими, источниковедения как науки вообще не существовало. Ван Мандеру легко было бы, как делали авторы многих жизнеописании той эпохи, заполнить лакуны в очерках вольными догадками.
Такая биография Брейгеля выиграла бы в полноте, но проиграла бы в достоверности.
Заметим, что даже те современные исследователи, которые строги к ван Мандеру и придирчиво уточняют или настойчиво оспаривают то, что он написал о Брейгеле, в своих построениях отталкиваются от него. Без сведений ван Мандера жизнеописание Брейгеля, даже самое гипотетическое, было бы вовсе невозможно.
Ван Мандер дает основу, и покуда она не опровергнута другими источниками (поиски таких источников ведутся давно, но не привели к успеху), все пишущие о Брейгеле так или иначе строят свои гипотезы на этой основе.
Не забудем же в начале нашей работа воздать заслуженную благодарность тому, без кого она была бы немыслимой!
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=165015&p=39