Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817, Феодосия, Крым — 2.05.1900, Феодосия, Крым) — настоящее имя Ованнес Айвазян (Гайвазян) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века.
Биография Ивана Айвазовского.
Детство Ивана Айвазовского прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена очень скоро. В школе в Симферополе он показал замечательные успехи в рисовании, его рекомендовали к поступлению в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.
Там он многому научился у замечательного французского пейзажиста Филиппа Таннера. Осенью 1836 года Айвазовский показал на выставке пять своих морских пейзажей, которые были высоко оценены и даже были упомянуты в прессе.
А уже в 1837 году получил признание как состоявшегося художника за полотна «Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте».
В 1840-1844 годах Айвазовский много путешествовал по Европе, плодотворно писал, выставлялся, непременно с большим успехом.
В 1846 году художник организовал просторную мастерскую в Феодосии, где много работал. Мастер оставил большое художественное наследие — около 6000 картин. Некоторые из них не представляют большой художественной ценности, но есть и картины, попавшие в историю — такие как «Девятый вал» или «Черное море».
За свою жизнь Айвазовский организовал более 120 выставок своих работ во многих странах мира. Успех художника, по пятам преследовавший его всю жизнь, отзывается громким эхом и в наше время: трудно найти человека, который был бы равнодушен к грандиозным морским пейзажам мастера.
Описание картин Ивана Айвазовского:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/ajvazovskij-ivan/
Айвазовский Иван
Создана в 1848 г., материалы: холст, масло; размер: вписанный в прямоугольник 40 на 51 см овал. Хранится в Русском музее, Санкт-Петербург, Россия. На картине изображена достаточно редкая для Ильи Константиновича тема – […]
Написана маслом по холсту в 1847 г. Имеет размер 42 на 60 см. Хранится в Тверской областной картинной галерее, Тверь, Россия. Невероятно плодотворными были для художника 40-е гг. XIX в. В то […]
Выполнена в 1894 г. маслом по холсту, размер – 212,5 на 318 см. Хранится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия, Крым. Вполне логичным кажется выбор такого эпического сюжета для […]
Год создания – 1893, использованы холст и масло, размер: 71 на 84 см. Находится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия, Крым. Созданию этой картины посвящена интересная история, написанная известным […]
Создана в 1877 г., материалы – холст, масло; размеры – 46 на 62 см. Экспонируется в Художественном музее имени В. П. Сукачева, Иркутск, Россия. Впечатленный художник посвятил данной теме несколько работ, наиболее […]
Год создания – 1885, материалы: масло, холст; размеры: 23 на 34 см. Принадлежит Музею армянской конгрегации Мхитаристов, Венеция, Италия. Возвышенность, в честь которой названа картина, сегодня находится на территории Турции. Однако во […]
Другое название: «Буря на море ночью». Год создания – 1895, использованы холст и масло. Размер – 47 на 75 см. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия. Тревожная и будоражащая картина выдающегося […]
Написана маслом по холсту в 1848 г., размеры: 123,5 на 190 см. Экспонируется в Михайловском дворце (Русский музей), Санкт-Петербург, Россия. На полотне известного художника изображено возвращение «Меркурия» под командованием А. И. Казарского […]
Создана в 1864 г., использованы холст и масло, размеры – 208 на 149 см. Располагается в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия, Крым. В 1840 г. Ивана Константинович уехал в […]
Написана маслом по холсту в 1852 г. (по другой версии в 1870-х гг.), имеет размер – 121,5 на 195 см. После продажи на лондонском аукционе Christie’s в 2006 г. за более чем […]
Источник: https://opisanie-kartin.com/ajvazovskij-ivan/
Иван Айвазовский: биография, картины моря
Иван Айвазовский (Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), – русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского — “Радуга” (1873 г.), “Чёрное море” (1881 г.), “Волна” (1889 г.), “Девятый вал” (1850 г.). В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным. Своеобразие творчества Айвазовского — в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей. Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков («Чесменский бой«, «Наварринский бой«, обе — 1848 г.). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880 г.). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.
Внимание |
Изображения в синей рамочке кликабельны. |
Коллеги-художники об Айвазовском
Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.
Биография Айвазовского, особенности творчества
Статья Екатерины Деготь из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г.
Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского.
Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма.
Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы.
В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света».
Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского. Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь.
Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи.
Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского».
Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон… Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».
Особенности творчества Айвазовского
Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи).
Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома.
Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже.
«Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений».
Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».
Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы.
В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.
В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу».
Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения. Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет».
Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта. Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.
«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.
Однако творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды.
Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности». Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе».
Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю».
Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому.
Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».
Картины Айвазовского
- Девятый вал 1850.
- Черное море 1881.
- Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848.
- Радуга 1873.
- Наполи
Аул Гуниб в Дагестане. 1869.
- Баржи у морского берега.
Башня. Кораблекрушение 1847.
Берег моря ночью. У маяка. 1837.
- Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848.
- Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года 1877.
- Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.
- Бурное море ночью 1853.
- Буря на море 1850.
Буря у мыса Айя. 1875.
Бухта Золотой Рог. Турция 1845.
Вдоль крымского берега. 1872.
Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо 1844.
- Венеция 1844.
- Вид на венецианскую лагуну 1841
- Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.
- Всемирный потоп 1864.
- Гондольер на море ночью 1843.
Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839
Золотой рог. Босфор. 1872.
Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог с автопортретом рисующего художника. 1880.
- Кораблекрушение 1843.
- Кораблекрушение у Афонской горы 1856.
Лазоревый грот. Неаполь 1841.
Лунная ночь в Константинополе. 1862.
Лунная ночь на Босфоре. 1894.
- Лунная ночь на Капри 1841.
Море. Коктебель. 1853.
- Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846.
- Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года 1846.
- Морской вид с часовней на берегу 1845.
- Морской пролив с маяком 1841.
- Неаполитанский залив в лунную ночь 1842.
Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий 1840.
- Неаполитанский залив в туманное утро. 1874
- Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846.
Побережье в Амальфи. 1841.
Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.
- Пристань в Феодосии 1840.
- Сигнал бури 1851.
Синопский бой. Ночь после боя 1853.
Хаос. Сотворение мира 1841.
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/612-ivan-ayvazovskiy.html
Иван Айвазовский: биография и творчество легендарного живописца
Среди знаменитых художников-маринистов всех времен и народов сложно найти того, кому бы удалось точнее, чем Айвазовскому, передать величественную силу и притягательное очарование моря.
Этот величайший живописец ХIХ века оставил нам уникальное наследие полотен, способных привить любовь к Крыму и страсть к путешествиям любому, кто даже не бывал на морских берегах.
Во многом, секрет таит биография Айвазовского, он родился и вырос в среде, нераздельно связанной с морем.
Юность в биографии Айвазовского
Описывая биографию Ивана Константиновича Айвазовского, нужно сначала отметить, что родился он в Феодосии, 17 июля 1817 г. в купеческой семье армянского происхождения.
![]() |
![]() |
![]() |
Отец – Геворк (в русском варианте Константин) Айвазян; И. К. Айвазовский. Портрет отца |
Мать – Рипсиме Айвазян. И. К. Айвазовский. Портрет матери | Айвазовский изобразил себя мальчиком, рисующим родной город. 1825 год. |
При рождении мальчика назвали Ованес (это армянская словоформа мужского имени Иоанн), а видоизмененная фамилия будущему знаменитому художнику досталась благодаря отцу, который переселившись в юности из Галиции в Молдавию, а затем – в Феодосию, записал её на польский манер «Гайвазовский».
Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы.
С ранних лет мальчику посчастливилось видеть море в разных его характерах (добрым и грозным), наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями. Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности.
Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в биографии Ивана Айвазовского.
Начало биографии Айвазовского как легендарного художника
Самая первая в биографии Айвазовского, художника, выставка, принесшая славу молодому на то время дарованию, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две работы, и одна – «Этюд воздуха над морем» — была отмечена серебряной медалью.
Дальше живописец все больше посвящает себя новым работам, и уже в 1837 г. знаменитое полотно «Штиль» принесло Айвазовскому Большую золотую медаль. В ближайшие годы его биографии картины красуются в Академии художеств.
Айвазовский: биография в рассвете творчества
С 1840 г. молодого художника командируют в Италию, это один из особых периодов в биографии и творчестве Айвазовского: он несколько лет совершенствует мастерство, изучает мировое искусство, активно выставляет свои работы на местных и европейских выставках. После получения золотой медали от Парижского Совета Академий возвращается на Родину, где, получил звание «академик» и направление в Главный морской штаб с заданием написать несколько картин с разными балтийскими видами. Участие в батальных операциях помогло уже ставшему известным художником, написать один из самых знаменитых шедевров – «Чесменский бой» в 1848 г.
Спустя два года появилось полотно «Девятый вал» – самое яркое событие, которое невозможно пропустить, даже описывая самую краткую биографию Айвазовского.
Пятидесятые и семидесятые годы ХIХ века стали самыми яркими и плодотворными в карьере живописца, достаточно обширно этот период биографии Айвазовского описывает Википедия. Кроме того, за свою жизнь Иван Константинович успел прослыть как меценат, занимающийся благотворительностью, и внёс огромный вклад в развитие родного города.
При первой же возможности он возвращается в Феодосию, где построил особняк в стиле итальянского палаццо и выставлял на суд зрителей свои полотна.
1 октября 1888-го заработал фонтан Айвазовского
Айвазовский Феодосия
Иван Константинович на заре своей творческой жизни пренебрег возможностью быть приближенным ко двору царя.
На парижской всемирной выставке его работы были отмечены золотой медалью, в Голландии − присвоили звание академика.
Это не осталось незамеченным в России − двадцатилетнего Айвазовского назначили художником Главного морского штаба, и он получил правительственный заказ − написать панорамы прибалтийских крепостей.
Лестный заказ Айвазовский выполнил, но после этого попрощался с Петербургом и вернулся в Феодосию. Все чиновники и столичный живописцы решили, что он чудак. Но Иван Константинович не собирался менять свою свободу на мундир и карусель петербургских балов. Ему нужны море, солнечный пляж, улицы, ему нужен был морской воздух для творчества.
Одной из достопримечательностей города является фонтан Айвазовского в Феодосии в Кировском районе, к которому проведен водопровод. Фонтан был построен на деньги художника и по его проекту, а после подарен жителям.
Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника.
Феодосию любил художник неистово. И горожане отвечали ему добрыми чувствами: они звали Ивана Константиновича «отцом города». Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.
Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом.
Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу. А еще стал крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов.
В жизни Ивана Константиновича было много противоречий, которые не усложняли его жизнь, а делали ее оригинальной. Он был турком по происхождению, армянином по воспитанию, а стал русским художником. Он общался с Берилловым и его братией, но сам никогда не ездил на их вечеринки и не понимал богемный образ жизни. Любил дарить свои работы, а в обыденной жизни слыл прагматичным человеком.
Музей древностей, построенный Иваном Константиновичем Айвазовским
Музей Айвазовского в Феодосии
Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г.
Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему. Эта комната предназначена для показа его полотен, прежде чем картины отправлялись на выставки в другие города и за рубеж. 1880 считается годом официального основания музея.
Феодосия галерея Айвазовского адрес: ул. Голерейная, д. 2.
Время войны здание было разрушено — от попадания корабельного снаряда.
Во времена художника место было знаменито далеко за границей и являлось уникальным культурным центром в городе. После смерти живописца, галерея продолжала работать. По воле художника, она стала собственностью города, но местные власти мало заботились о ней. 1921 год можно по праву считать вторым рождением галереи.
В 19-м веке, картинная галерея Айвазовского в Феодосии выделялась среди других архитектурных сооружений местности. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу.
Это впечатление еще сильнее, когда становится заметна темно-красная краска на стенах, скульптуры древних богов в бухтах, а также пилястры из серого мрамора, идущие вокруг фасада.
Такие особенности здания необычны для Крыма.
Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей
При проектировании дома, художник продумана цель каждой комнаты. Именно поэтому комнаты приема не примыкают к жилой секции дома, в то время как комната художника и студия были соединены с выставочным залом. Возвышенные потолки, паркетные полы на втором этаже и бухты Феодосии, виднеющиеся из окон, создают атмосферу романтизма.
Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.
Центром Феодосии в картинной галереи являются 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1922 г, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только эти 49 холстов. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже прибыли работы Л. Лагорио и А. Фесслер.
Скончался легендарный живописец 19 апреля (по старому стилю) 1900 г. Был похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
Источник: http://Ayvazovskiy.su/biography/
Иван Айвазовский: биография кратко. Жизнь и творчество
Иван Константинович Айвазовский. Годы жизни: 1817-1900.
Факты биографии. Детство
Вдохновенный поэт моря, «певец волны», Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Детство его было нелегким. В десять лет он стал работать «мальчиком» в кофейне.
Первым его учителем рисования был городской архитектор, который однажды застал его рисующим эскадру кораблей на стене дома одной почтенной горожанки.
С помощью богатых покровителей Айвазовский поступает в Симферопольскую гимназию, а в 1833 году в Петербургскую академию художеств.
Учеба и первое творчество
Началась новая жизнь. Принятый на казенный счет в академию, талантливый юноша сразу же обратил на себя внимание. В 1835 году на академическую выставку он представил картину «Этюд воздуха над морем», которая привлекла к себе многочисленных зрителей.
Судьба свела молодого художника с выдающимися современниками — художником К. П. Брюлловым, композитором М. И. Глинкой, баснописцем И. А. Крыловым. На академической выставке 1836 года Айвазовский встретился с Пушкиным. Образ великого поэта на всю жизнь запечатлелся в душе художника. Картина «Берег моря ночью» — первая дань Айвазовского памяти поэта.
Академия художеств посылает его в Крым для создания картин, изображающих крымские приморские города. И Айвазовский возвращается к морю. Он пишет виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи. Во время поездки в Крым сближается с командирами Черноморского флота — Лазаревым, Корниловым, Нахимовым.
Слава художника
Весной 1840 года Академия художеств отправила одаренного юношу в Италию для усовершенствования в живописи. Здесь, в Италии, к Айвазовскому приходит слава. На художественной выставке в Риме были его картины: «Неаполитанская ночь», «Буря», «Хаос» («Сотворение мира»). О талантливом художнике заговорили газеты. Ему посвящали стихи.
В 1843 году Айвазовский с выставкой своих картин путешествует по Европе. Морская живопись в середине XIX века была мало распространена, и уже это привлекало всеобщее внимание к работам Айвазовского. По предложению французского правительства на выставку в Лувр художник представил три картины «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии».
Один критик в своем хвалебном отзыве о картинах Айвазовского написал, что, по слухам, художник собирается навсегда остаться в Париже и принять французское подданство. Это сообщение настолько оскорбило Айвазовского, что он запросил у Академии художеств разрешения на два года раньше срока вернуться на родину.
И вот он опять в России. Совет Академии художеств присвоил Айвазовскому звание академика. За выдающиеся заслуги в области морской живописи художник был причислен к Главному Морскому штабу.
Ему присвоили звание первого живописца и право носить морской мундир. Поручили написать виды русских первоклассных портов и приморских городов: Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Гангута, Ревеля.
Художник полностью отдался этой работе и за короткий срок выполнил этот заказ.
Белинский о творчестве художника
Айвазовский в это время писал много и других картин. Петербургские аристократы в погоне за модой завалили Айвазовского бесчисленными заказами. Художника наперебой приглашали в великосветские салоны. В доме князя Одоевского Айвазовский познакомился с Белинским. Эта встреча очень помогла художнику.
Белинский сказал, что картины Айвазовского, совершенные по форме, полны такой безмятежности, что усыпляют у зрителя чувство общественного долга. Айвазовский закрылся у себя в мастерской. Он забыл обо всем — о заказах знатных вельмож, о светских салонах. И вскоре он принес Белинскому свою новую картину.
Художник изобразил людей, спасающихся после кораблекрушения. Грозное море не утихает и в любую минуту готово поглотить этих мужественных людей. Но воля к жизни победит, стихия отступит перед бесстрашием человека.
Белинский был в восторге от картины.
Возвращение в Феодосию
Ранней весной 1845 года Айвазовский по совету Белинского уезжает в родную Феодосию, к морю, без которого немыслимо было его творчество.
Почти ежегодно Айвазовский приезжал с выставкой своих картин в Петербург. Каждая поездка приносила новый успех художнику. В 1850 году Айвазовский написал свою самую значительную картину «Девятый вал».
До конца жизни он жил в Феодосии, Много энергии вложил художник в экономическое развитие и благоустройство города. Айвазовский мечтал, что в его городе будет создана школа для начинающих художников.
Он даже разработал проект такой школы и обращался к царю, но поддержки не получил.
Тогда он решил на свои деньги построить художественную галерею, куда будут приходить молодые художники, которым он передаст свое умение и опыт.
Галерея была построена. Слава о ней распространилась по всей России. В Феодосию приезжали любители со всей страны, чтобы увидеть его новые картины: «Радуга», «Солнечный день», «Черное мере», «Среди волн».
Последние годы жизни
В последние годы жизни Айвазовский вместе с Репиным пишет картину «Пушкин на берегу Черного моря». Уже глубоким стариком он создает картину «Среди волн». Десять дней писал эту картину художник. Она была так велика, что не помещалась в мастерской.
До последнего дня художник не расставался с кистью. Смерть наступила неожиданно. 2 мая 1900 года утром Айвазовский еще работал, а ночью перестало биться сердце великого художника моря.
Т. Яковлева, кратко о биографии, жизни и творчестве великого художника Ивана Константиновича Айвазовского
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Метки биография, картины, творчество, художники. Закладка постоянная ссылка.
Источник: http://mamotvet.ru/ajvazovskij-biografiya-kratko-zhizn-i-tvorchestvo/
Краткая биография Айвазовского и его творчество
Знакомясь с биографией Айвазовского, можно отметить интереснейшие события, происходящие в его жизни. Это был очень творческий и одаренный человек. На его пути встретилось множество уникальных людей. Сам художник восхищает своим трудолюбием и верой в собственный талант.
Местом рождения величайшего художника является Феодосия. Айвазовский родился в небогатой семье, его отец много работал, чтобы содержать семью. Несмотря на жизненные трудности, мальчик был очень талантливым. Он сумел научиться игре на скрипке без посторонней помощи.
Уже с детства Иван был творческим учеником. Он отличался интересом к музыке. Очень любил рисовать. Первым учителем был знаменитый архитектор Я.Х.Кохом.
После того как Иван Константинович окончил училище, еще ждет обучение в симферопольской гимназии, а после Императорская Академия художеств. Айвазовскому представилась честь учиться у потрясающих творческих мастеров.
Все его картины привлекали, особое, внимание, а многие из них удостоились получить серебряную медаль. Благодаря своему таланту, юное дарование смогло окончить обучение на 2 года раньше положенного срока.
Перед тем как продолжить свой путь в Европе, Иван Константинович отличился своим талантом пребывая в военных действиях. Художник зарисовал кровопролитную схватку около кавказского побережья. Затем, молодой талант в 1840-44 г. объезжал Европу, для того чтобы усовершенствовать свое мастерство.
Сначала ему было трудно с финансами. Большую часть своего дохода он отправлял матери. Какое-то время Айвазовский проживал и обучался в Италии. Там он смог создать свой уникальный творческий метод творить шедевры.
Картины, которые были созданы в Венеции и Флоренции сделали его еще более знаменитым и принесли ему огромный успех.
Его финансовое состояние становилось все лучше и он смог реализовать путешествие в Англию, Швейцарию, Германию. Во время поездки, судно на котором находился Айвазовский, попало в страшный шторм. Пароход считали разрушенным, а газеты описывали трагедию и гибель художника. Однако, Иван Константинович выжил и триумфально вернулся в Россию.
Карьера талантливого художника шла вверх. В 1845 году, он совершил поездку по берегам Азии, затем путешествовал по Осетии и Армении. В этот период он создал удивительные картины с красивыми и завораживающими горными пейзажами. Еще одна его поездка связана с Египтом. Туда он отправился на открытие Суэцеого канала.
После того как Айвазовский смог заработать приличную сумму денег, он вернулся к себе на родину. Там он купил участок земли и построил на нем большой дом. Там он женился на гувернантке Грейвз, и у них родилось 4 дочери. Смерть Ивана Константиновича наступила в 82 года.
Биография 2
Иван Айвазовский — русский художник-маринист. Появился на свет 17 июля 1817 года в армянской семье под именем Ованнес. Иван с малых лет начал увлекаться музыкой, рисованием и даже сам обучился игре на скрипке. Известный архитектор Яков Кох является одним из первых, кто заметил одаренность Айвазовского, дал ему основные уроки и всячески помогал в развитии способностей.
Иван переехал в Петербург в возрасте 16 лет и начал обучение в академии у живописца Воробьева. Уже тогда он показывал невообразимые результаты своего труда, а позже стал помощником французского мариниста Филиппа Таннера.
Художник запрещал Айвазовскому писать картины самостоятельно, но тот все же ослушался наставника. Его работы получали очень хорошие комментарии. Но вскоре Таннер пожаловался царю Николаю I и все произведения молодого художника убрали с выставки.
Только спустя полгода он заслужил прощение и занялся изображением морских баталий. Всего через несколько месяцев он получил награду за картину «Штиль». Вскоре художественная академия приняла решение закончить обучение Айвазовского на пару лет раньше положенного за его успехи.
Вместо учебы он должен был самостоятельно работать в Крыму, а потом отправиться в командировку за границу 6 лет.
В Крыму художник занимался не только морскими пейзажами, но и изображением военных действий. Затем Айвазовский уехал в Венецию, а потом в Рим. Иван очень много проработал в Италии, где получал в основном только положительные отзывы местных критиков. Затем он посетил еще несколько стран и в 1844 году вернулся в Россию, где гулял слух, что художник погиб при кораблекрушении.
Айвазовский продолжал путешествовать и стал знаменит почти во всем мире. Сейчас он известен больше всего как маринист, но Иван также писал крымские пейзажи и исторические события.
За всю жизнь он создал более 6 тысяч произведений, среди которых известные всем «Девятый вал» и «Наполеон на острове Святой Елены».
Айвазовский также стал первым почетным гражданином Феодосии и завещал городу выставку картин, находящуюся в его собственном доме.
Иван Айвазовский закончил свой жизненный путь в 1900 году на родине и похоронен около средневековой армянской церкви.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
- Елена Исинбаева
Елена Гаджиевна Исинбаева появилась на свет 3 июня 1982 года. Маленькой девочкой посещала спортивную секцию по спортивной гимнастике. Одновременно с физкультурной школой получает образование в лицее с техническим уклоном - Сальвадор Дали
Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком. - Чуковский Корней Иванович
Настоящее имя мальчика, родившегося 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге, было Николай Корнейчуков, а отчество Васильевич он получил благодаря крестному отцу. Мать его, крестьянка из Полтавы, позднее переехала с сыном в Одессу - Погорельский Антоний
Антоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой - Иван Данилович Калита
Иван Данилович Калита. С этим именем связывают период становления града Московского как духовного и экономического центра Руси.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/ajvazovskij