Новая выставка художников послевоенного времени в русском музее » музеи мира и картины известных художников

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников
Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

Древнейшая икона в собрании музея. Была написана предположительно в XII веке. Автор её неизвестен, считается, что написали её в Новгороде. Название своё получила из-за того, что каждый волос на изображении был пропитан сусальным золотом. В Русском музее появилась в 1934 году, до того кочевала из Румянцевского музея — в Исторический, оттуда — в Третьяковскую галерею.

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

Самая известная картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учёбе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай I повесил в Академии художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

Иван Айвазовский нарисовал сотни картин с морем, эта — самая знаменитая. Величественная морская стихия, буря, море и на фоне всего этого — беспомощные жертвы кораблекрушения, пытающиеся спастись на корабельной мачте.

Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всём мире, его картины нет-нет да и появятся на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищённый нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова (наряду с «Алёнушкой» или «Иваном-царевичем»). Своего витязя художник писал несколько раз. Сперва была видна вся надпись — он её убрал. Поначалу рыцарь стоял лицом к зрителю — он его развернул, получилось более монументально. Кроме того, на картине была дорога — Васнецов убрал и её, для большей безысходности.

И по сей день «Витязь» считается одной из лучших российских картин на сказочные сюжеты и каноническим образом нашей живописи второй половины XIX века наряду с полотнами Репина и Сурикова.

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти.

Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» — именно таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану.

Текст его дошёл до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в XVII веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.

Копию нашёл екатеринославский историк Новицкий, который передал её своему коллеге Яворницкому, а тот, в свою очередь, прочитал своим знакомым, среди которых был и художник Илья Репин.

Тот так заинтересовался сюжетом, что вскоре решил написать по его мотивам картину. Сам Яворницкий позировал Репину в качестве модели для писаря. Атамана Сирко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова.

А толстый смеющийся казак в красном кафтане и белой папахе — это писатель Гиляровский.

Картину потом признавали исторически недостоверной (да и к самому письму было немало претензий), но в итоге её успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромным, что полотно в итоге купил сам император Александр III для размещения в Русском музее.

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.

Получился госзаказ невзначай: художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю II, что тот её приобрёл для Русского музея.

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

Одна из ключевых картин в творчестве художника Верещагина, одна из немногих, выставленных в Русском музее (большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее).

Художник — как всегда, с немыслимой по тем временам фотографической точностью — создал настоящий сюжет, достойный лучших фоторепортёров нашего времени.

Роскошные двери среднеазиатской мечети, а перед ними — бедняки, для которых этот богатый мир закрыт навеки.

Это, кстати, одна из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился прежде всего как баталист, с репортёрским хладнокровием вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб Верещагин тоже на войне: на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

Удивительная стилизация античного сюжета художником эпохи модерна. Валентин Серов, вдохновлённый раскопками на острове Крит (куда, по легенде, Зевс в образе быка и увёз Европу), написал не просто картину, а большое декоративное панно.

В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской галерее.

Новая выставка художников послевоенного времени в Русском музее » Музеи мира и картины известных художников

Одна из самых сильных картин, посвящённых Гражданской войне. У Петрова-Водкина смерть лишена всякого пафоса, какой-либо патетики. У умирающего комиссара и держащего его солдата нет выражения боли и гнева на лице: только усталость, безразличие, отсутствие воли к дальнейшему движению, в то время как остальные бойцы бегут под звуки барабанов вперёд в бой.

Александр Дейнека написал эту картину ещё в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась немного пафосная, но эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадёжность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.

 Павел Каравашкин, annaorion.com, echo.msk.ru, ttweak.livejournal.com, HelloPiter.ru, rusmuseumvrm.ru, kraeved1147.ru

Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/10-shedevrov-russkogo-muzeya/

В париже открылась выставка «шедевры нового искусства» — собрание картин из лучших музеев россии. новости. первый канал

Желающих осмотреть экспозицию — сотни тысяч.

Парижане терпеливо отстаивают несколько очередей: в сам музей, за билетами, в гардероб и самую длинную — перед входом на экспозицию. Мировой бестселлер. Лучшие полотна импрессионистов собраны в одном музее.

«Таких выставок, как правило, не посылают, потому что вся коллекция, понимаете. В данном случае приняли такое решение, и выставка ушла. Она здесь производит, конечно, грандиозное впечатление», — сказала президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова.

Встречает гостей «Сергей Щукин» — портрет московского коллекционера кисти Матисса. Они дружили. Картины художника текстильный магнат начал покупать, когда мир искусства от них презрительно отворачивался.

А еще у Пикассо, Ван Гога, Сезанна. Так Щукин собрал лучшую коллекцию их работ. После революции ее национализировали и поделили между музеями.

Впервые она воссоединилась в Париже — там, где эти картины и писали.

В особняке Сергея Ивановича Щукина картины висели вплотную друг к другу — в два, порою в три ряда. На этой выставке кураторы сделали принципиально по-другому: отдалили картины как можно дальше друг от друга. Чтобы у каждой работы появилось личное пространства, чтобы посетитель мог с каждым полотном остаться наедине, потому что каждая картина достойна отдельного разговора.

Четыре этажа выставочного комплекса заполнены шедеврами под крышу. 13 залов, как 13 глав романа — разные периоды страсти коллекционера. У Пикассо, Матисса и Ван Гога — монографические залы. Сезанн, как и в особняке Щукина, поделен и приставлен к каждому художнику. Для коллекционера его работы были мерилом.

Пейзажи, портреты, натюрморты. 130 лучших полотен из Эрмитажа и Пушкинского музея. Через картины — их цвет, силу, начинаешь чувствовать коллекционера. Только чувствовать — объяснить феномен Щукина исследователи пока не могут.

Правда, известно, что у него было правило: покупать картины против вкусов своего времени, друзей, и даже своих собственных. Для всех желающих он водил экскурсии по своему дому, как по музею.

Под впечатлением молодые художники Малевич, Родченко, Ларионов скоро совершат революцию и в русском искусстве.

«Мы говорим о личности абсолютно уникальной, о человеке, который, как мне кажется, недополучил славы, мы говорим о великом коллекционере», — говорит директор ГМИИ Пушкина. Марина Лошак.

Приблизительную стоимость коллекции Щукина сегодня оценивают в восемь миллиардов евро. Требования по безопасности к выставочному залу, как к бункеру. Известно, чтобы перевезти шедевры, их разделили на партии, понадобилось несколько рейсов. И даже реставрация.

«Считалось, что «Розовую мастерскую » Матисса перевозить нельзя, но нам так хотелось ее здесь увидеть, что мы провели дополнительную экспертизу и отреставрировали ее.

Кстати, впервые каталог выставки выпущен не только на французском и английском, но еще и на русском — в благодарность нашим друзьям за этот великолепный подарок Парижу и Франции», — сказал советник организатора выставки Жан-Поль Клавери.

«Это невероятно! Потрясающе! Здесь собраны работы, которые я никогда до этого не видела. Я из Австралии и безумно рада, что мне выпала такая возможность, побывать на этой выставке», — говорит посетительница выставки.

«Это историческое событие! Впервые в Париже такая грандиозная выставка. Спасибо России за такой подарок. Это говорит об особых отношениях между нашими странами», — отметил Пьер Деро.

Что чувствует внук Сергея Щукина, Андре-Марк, можно только догадываться. Картины были страстью его деда, коллекция — душой. Спустя век полотна вновь вместе на четыре месяца.

«После этих четырех месяцев мир будет разделен пополам: те, которые смогли увидеть выставку, и другие», — сказал Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина.

В Париже ожидают рекордный миллион посетителей. Электронные билеты до конца декабря уже раскуплены.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2016-10-22/312486-v_parizhe_otkrylas_vystavka_shedevry_novogo_iskusstva_sobranie_kartin_iz_luchshih_muzeev_rossii

Картины Русского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть Третьяковская галерея. Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых  людей. И нам не так печально.

О картине читайте также в статье “Последний день Помпеи” Брюллова. Почему это шедевр”.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг

Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

О картине читайте подробнее в статье “Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой”.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

Но вы можете полюбоваться авторскими, более яркими копиями в Третьяковской галерее или Симферопольском музее.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

  • Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.
  • “Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.
  • “Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.
  • “Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.
  • “Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.
  • “Лунная ночь на Днепре” – про душу света.
  • “Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.
  • “Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах.

Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/kartiny-russkiy-muzey/

Коллекции Русского музея

Среди живописных работ, переданных в Русский музей в момент его основания, заметную и значимую в художественном отношении часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX в. (И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков).

Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования был несколько ограничен консервативными вкусами Совета Академии художеств, диапазон представленной в коллекции живописи постоянно расширялся.

Читайте также:  Диана и каллисто, себастьяно риччи

В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Бенуа и Александр Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др. Важные шаги были предприняты для комплектования собрания картин современных художников. Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок И.И.Левитана (в 1901 г.

— посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 г. — посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 г. — посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.

Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев («Трапеза» В.Г.Перова, «Портрет О.К.Орловой» В.А.Серова и др.).

Заметным вкладом в собрание живописи стали переданные музею в 1918 г. эскизы М.А.Врубеля и картины К.А.Сомова из обширной коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова. Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М.Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX — начала XX в. (в том числе «Богатырь» и «Шестикрылый серафим» М.А.

Врубеля), собрание А.А.Коровина, где были полотна кисти В.А.Серова, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, а также представителей художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет». Пополнение коллекции живописи второй половины XIX — начала XX вв. не прекращалось и в 1930-е гг.

В это время из Музея революции среди других работ было передано «Торжественное заседание Государственного совета» кисти И.Е.Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в собрании последнего («Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» В.Г.Перова, «Автопортрет» Н.В.

Неврева, «Курсистка» Н.А.Ярошенко, «Летящий демон» М.А.Врубеля и «Бабы» Ф.А.Малявина).

За последние двадцать лет в музей поступило около двухсот произведений живописи второй половины XIX — начала XX в. Большая часть их этих работ была подарена в 1998 г. братьями И.А. и Я.А.Ржевскими. Обширное собрание картин русских художников, включающее полотна И.К.Айвазовского, И.И.Шишкина, Н.Н.Дубовского, Б.Н.Кустодиева, К.Я.

Крыжицкого м многих других мастеров, сейчас представляет постоянную экспозицию музея в здании Мраморного дворца. Также необходимо отметить несколько этюдов и картин отечественных художников конца XIX — XX в. (С.Ю.Жуковский, Е.И.Столица, А.Б.Лаховский и др.), переданных в дар в 2009 г. от Н.П.Ивашкевич. Заметным приобретением последних лет стала картина И.Е.

Репина «Портрет военного», ранее принадлежащая одной из североамериканских компаний.

В 1926 г. в дополнение к Художественному отделу Русского музея было создано Отделение новейших течений.

Его фонды начали целенаправленно пополняться произведениями авангардных художественных направлений и творческих объединений первой четверти ХХ в., в том числе работами Н.С.Гончаровой, В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, П.В.

Кузнецова, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова, К.С.Малевича, Л.С.Поповой, В.Е.Татлина, Р.Р.Фалька, П.Н.Филонова, М.З.Шагала и многих других.

К 1927 г. в экспозиции Русского музея были последовательно представлены многочисленные новейшие течения от постимпрессионизма до беспредметничества. Отделение новейших течений просуществовало всего три года, однако оно, по существу, положило начало Отделу советской живописи ГРМ (1932-1991гг.

), который на данный момент (в составе Отдела живописи 2-й половины XIX-XXI вв.) обладает постоянно пополняющимися фондами. Эти фонды, превышающие 6000 единиц хранения, охватывают практически все направления, школы, тенденции, основные виды и жанры развития русского искусства ХХ — начала XXI вв.

Русский музей располагает одной из крупнейших коллекций произведений раннего русского авангарда и его ведущих мастеров. В живописном собрании представлены основные новаторские течения середины 1910-х гг.: абстракционизм (В.В.Кандинский) и его сугубо русская ветвь — лучизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.

Гончарова), неопримитивизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, А.В.Шевченко, К.С.Малевич), кубофутуризм (Д.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, И.А.Пуни, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер и др.), супрематизм (К.С.Малевич, И.А.Пуни, О.В.Розанова, И.В.Клюн), конструктивизм (В.Е.Татлин, А.М.Родченко, А.А.Экстер, Л.В.

Попова), аналитическое искусство (П.Н.Филонов). Уникальны по своей полноте коллекции произведений мастеров, создавших новаторские художественные системы (К.С.Малевич, П.Н.Филонов, К.С.

Петров-Водкин), а также отдельных крупных живописцев, в том числе тех, чей творческий путь начинался уже в советское время (С.В.Герасимов, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, Б.М.Кустодиев, В.В.Лебедев, А.А.Рылов, А.В.Шевченко, Н.М.Ромадин).

Также в коллекции музея представлены работы художников — представителей значительных школ, существовавших в советское время (например, ленинградская школа пейзажной живописи 1930-х — 1950-х гг.).

Искусство социалистического реализма, демонстрирующее высокие художественные достоинства, сюжетную ясность, программную склонность к «большому стилю», отражено в полотнах А.А.Дейнеки, А.Н.Самохвалова, А.А.Пластова, Ю.И.

Пименова и многих других советских художников, продолжавших работать в годы Великой Отечественной войны, и во второй половине ХХ в.

В золотой фонд советского искусства вошли также находящиеся в собрании Русского музея произведения представителей «сурового стиля» и соприкасавшихся с ним направлений поисков советских живописи 1960-х-1970-х гг. В собрании музея находятся работы таких мастеров послевоенного искусства, как Н.И.Андронов, В.В.

Ватенин, Д.Д.Жилинский, В.И.Иванов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, П.Ф.Никонов, П.П.Оссовский, В.Е.Попков, В.М.Сидоров, В.Ф.Стожаров, братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.С.Угаров, П.Т.Фомин и другие, созданные в широком жанровом диапазоне — от исторической картины до натюрморта.

Имевшая место в 1970–1980-е гг. актуализация отвергавшегося ранее художественного опыта породила в недрах официального искусства плеяду мастеров, работавших в русле «картины идей», связанной с метафорическим, многоплановым осмыслением окружающего мира и человеческой жизни (О.В.Булгакова, Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова, И.В.

Правдин, А.А.Сундуков и др.). В период «перестройки» (1985-1991гг.) собрание Русского музея пополнил ряд имен художников, работавших в рамках андеграунда. Ныне коллекция современной живописи — весьма мобильная и быстрорастущая часть фондов ХХ — начала ХХI вв.

, но продолжается и всестороннее формирование всего живописного собрания.

Источник: http://www.rusmuseum.ru/collections/painting-of-the-second-half-of-the-xix-century-beginning-of-xxi-century/

Выставки: Гастроли. Музей Людвига – собрание Русского музея в МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва)

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА И РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ:

«ГАСТРОЛИ. МУЗЕЙ ЛЮДВИГА – СОБРАНИЕ РУССКОГО МУЗЕЯ В МАММ»

В экспозицию вошли 38 произведений всемирно известных художников ХХ века: Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга, Йозефа Бойса, Класа Олденбурга, Джонатана Борофски, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Йорга Иммендорфа, Джаспера Джонса, Сая Твомбли, Тома Вессельмана, Ансельма Кифера, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Михаила Рогинского, Игоря Макаревича, Виктора Пивоварова, Сергея Мироненко, Николая Овчинникова, Эдуарда Штейнберга, Инспекции «Медицинская Герменевтика» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн), Игоря Ганиковского, Ивана Чуйкова и др.

В 1994 году легендарные коллекционеры Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею собрание произведений выдающихся художников второй половины ХХ века. Этот дар стал основой постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее», который открылся для публики 10 марта 1995 года в залах Мраморного дворца.

Согласно договоренностям, новая институция получила особый статус «музея в музее». Экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» на сегодняшний день является единственным в России крупным собранием произведений современного актуального искусства с послевоенного времени до начала XXI века.

В коллекцию музея Людвига вошли также работы звезд российского современного искусства.

По условиям договора с супругами Людвиг собрание «Музея Людвига в Русском музее» продолжает постоянно пополняться.

Новые работы поступают в коллекцию двумя путями – это дары зарубежных и отечественных художников (или их наследников), участвующих в интенсивно развивающейся выставочной программе «Музея Людвига в Русском музее», а также приобретения, в основном обеспеченные средствами фонда Людвига. Сегодня в состав собрания входят произведения 150 авторов.

Коллекция, собранная супругами Людвиг, включает прекрасные образцы античности, средневековья, барокко и рококо, искусства доколумбовой Америки, Африки, Китая и Индии, но наибольшую известность она получила благодаря произведениям художников-авангардистов, работам Пабло Пикассо, объектам американского поп-арта (с которого и началось собрание современного искусства Людвига) и произведениям немецкого неоэкспрессионизма.

В 1976 году Петер и Ирена Людвиг впервые подарили 300 произведений из своей коллекции городу Кельну, открыв в нем первый музей Людвига. Сегодня работы из собрания семьи Людвиг представлены во многих мировых музеях и фондах, носящих их имя.

Благодаря безупречному вкусу, тонкому чутью, интересу к современному искусству, бесстрашию и умению оценить творческие перспективы художника задолго до того, как он получил всеобщее признание, супруги Людвиг создали впечатляющую коллекцию и способствовали продвижению современного искусства, в том числе творчества русских авангардистов и нон-конформистов, на мировой художественной сцене.

Перечень работ, переданных в дар Русскому музею, был определен семьей Людвиг совместно с представителями музея. Коллекция, предназначенная для Русского музея, отражает основные художественные направления и стратегии, знакомя зрителя со знаковыми произведениями поп-арта («Руины» Роя Лихтенштейна, «Портрет П.

Людвига» Энди Уорхола, «Банановое мороженое на дегустации» Класа Олденбурга и др.

) и гиперреализма («Закусочная» Ральфа Гоингса), немецкого неоэкспрессионизма («Бутылка и орел» Георга Базелица, «Стиль: Эвридика» Маркуса Люперца, «Стулья» Йорга Иммендорфа, «Большой железный кулак Германии» Ансельма Кифера) и концептуального искусства («Сад» Ильи Кабакова, работы Сергея Мироненко, группы «Медгерменевтика»).

Кроме того, коллекция демонстрирует развитие новейших тенденций, видов и жанров, методов и технологий в современном искусстве: «Человек в пространстве Y 2589394» Джонатана Борофски — живопись, написанная на холсте нетрадиционной формы, «Моника» Тома Вессельмана — монументальный рисунок из стали, выполненный при помощи лазера, «Шкаф Ильи» Игоря Макаревича — ассамбляж, объединяющий реальные бытовые вещи (так называемые «найденные объекты» – found objects) и живопись.

Произведения из «Музея Людвига в Русском музее» постоянно принимают участие в крупных международных проектах по всему миру.

В 2014 году Русский музей организовал масштабный показ этого собрания в Бразилии: выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро вышла на второе место в мире по посещаемости: за два месяца ее посмотрело 530 088 человек, а всего в трех городах страны выставку посетило более одного миллиона зрителей.

Источник: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/gastroli-muzey-lyudviga—sobranie-russkogo-muzeya-v-mamm

Новая выставка в Историческом музее

?

je_nny (je_nny) wrote, 2016-02-02 18:59:00 je_nny je_nny 2016-02-02 18:59:00 Это не шутка и не фотошоп!Эта картина действительно будет представлена на выставке в Историческом музее:

«Александр Герасимов. К 135-летию со дня рождения»

10 февраля — 11 апреля 2016 Юбилейная выставка выдающегося русского, советского художника, первого президента Академии художеств СССР. Произведения А. Герасимова из собрания Исторического музея, российских и зарубежных частных коллекций, охватывающие практически весь творческий путь художника.Часть произведений 1930-1950 годов будет показана впервые.

http://www.shm.ru/shows/765/

Художники на даче у Сталина 1951Холст, масло. 123 х 142

Частное собрание, Италия

Только на этой выставке вы узнаете, что это за полотно, на котором товарищи Сталин и Ворошилов представлены в виде гигантов на фоне коровьего стада, и увидите, что Александр Герасимов писал не только вождей, но и, например, такое:Половецкие пляски 1955Холст, масло. 199 х 399

Частное собрание, Москва

А также прекрасные натюрморты и портреты:Натюрморт с букетами роз 1947Холст, масло. 85 х 90

Частное собрание, Франция

Портрет дочери 1951Холст, масло. 122 х 90

Частное собрание, Москва

Источник: https://je-nny.livejournal.com/6045682.html

5 выставок русского искусства в лучших музеях мира

Афиша

7 Декабря 2016 ОБНОВЛЕНО 5 Июня 2018

Плакат «Конечно, крем-сода!», 1926

Россия всегда была предметом особого интереса на Западе, и одна из главных причин этому — самобытное и зачастую новаторское русское искусство. В этом году на весь мир прогремела коллекция купца Щукина, показанная в Фонде Louis Vuitton, а к 2020 году Музей Виктории и Альберта совместно с Третьяковской галереей и Vogue Россия готовит выставку «Россия в моде: вчера, сегодня, завтра». Судя по афишам музеев по всему миру, кураторов сегодня особенно интересует русское искусство прошлого века, а это значит, что для отечественного искусства следующий год будет важным. Что именно покажут западной публике — рассказываем ниже.
A Revolutionary Impulse: The Rise of the Russian Avant-GardeМетрополитен-музей, Нью-Йорк. 3 декабря — 12 марта Хотя выставка A Revolutionary Impulse: The Rise of the Russian Avant-Garde в Метрополитен-музее уже открылась пару дней назад, мы решили, что несколько недель до Нового года не считаются, ведь идти она будет еще долго — до 12 марта. Экспозиция рассказывает о периоде с 1912 по 1935 годы и включает в себя 260 работ русских художников из собрания MoMA, по которым можно проследить историю развития русского авангарда, зарождения супрематизма и конструктивизма через работы Александры Экстер, Натальи Гончаровой, Эля Лисицкого, Казимира Малевича, Владимира Маяковского, Любови Поповой, Александра Родченко, Ольги Розановой и многих других. Богатое собрание абстрактной живописи, гравюр и чертежей революционных лет, коллекция постреволюционных фотографий и фильмов, утилитарных предметов и графических плакатов 1920-х годов — все это доказательства того, что революция может отображаться в предмете.
Читайте также:  Портрет мамонтова, врубель, 1897
  • Revolution: Russian Art 19171932
  • Королевская академия художеств, Лондон. 11 февраля — 17 апреля

К столетию революции подготовились и в британской Королевской академии художеств: в Берлингтон-хаус 11 февраля откроется выставка Revolution: Russian Art 1917–1932. Синонимично с Метрополитен-музеем, Академия изучает, как роковой момент не только в российской, но и в мировой истории переживала творческая интеллигенция. Целью кураторов было показать переход от радостных настроений сразу после революции и надежд художников на формирование нового «народного» искусства до полного подавления Сталиным творческой свободы к началу 1930-х, как из инновационных и динамичных работ Шагала, Малевича, Кандинского и Родченко родился социалистический реализм и как определялись каноны для коммунистического искусства. Здесь также будут представлены фотографии, первые фильмы Эйзенштейна, агитационные плакаты и предметы повседневного пользования, например, советский фарфор, текстиль и даже талоны на питание.

  1. Илья и Эмилия Кабаковы
  2. Tate Modern, Лондон. 18 октября — 28 января

Осенью в галерее Tate Modern на примере ярчайшего дуэта в современном русском концептуализме покажут, к чему русское искусство пришло к концу такого тяжелого века. Кураторы Tate в сотрудничестве со специалистами из Эрмитажа и Третьяковской галереи рассматривают, какое отражение нашла в творчестве Ильи и Эмилии Кабаковых очень знаковая для всего советского искусства тема утопии. В Tate покажут ранние картины, рисунки, альбомы и инсталляции Ильи Кабакова, созданные им еще до имиграции в Америку в 1987 году, и совместные проекты с Эмилией — архитектурные модели и иммерсивные инсталляции. Все они через вымышленных персонажей передают всю меланхолию и мрачный юмор времени.Посетить ретроспективу можно будет с 18 октября 2017 года до 28 января 2018 года.

  • Red Star Over Russia
  • Tate Modern, Лондон. 8 ноября — 18 февраля

Вслед за выставкой Ильи и Эмилии Кабаковых в Tate Modern откроется экспозиция о главном союзном символе — красной звезде. На революционной волне повсеместных изменений в России началась золотая эра графического дизайна, в это время красная звезда стала настоящим воплощением национальной идентичности. Выставка Tate Modern исследует искусство русских и советских художников, их эксперименты с визуальной культурой, начиная с первой революции 1905 года и заканчивая смертью Сталина в 1953 году.В программе Red Star Over Russia — работы Эля Лисицкого, Густава Клуциса, Дмитрия Орлова (Мура), Александра Дейнеки, Нины Ватолиной и Евгения Халдея. Любоваться отправляйтесь с 8 ноября 2017 года до 18 февраля 2018 года.

Roma AeternaМузеи Ватикана, Ватикан. Даты неизвестныПо случаю приезда в Москву большой части коллекции Пинакотеки Ватикана в Третьяковскую галерею ожидаемо выстроились огроменные очереди, а билеты оказались выкуплены на месяц вперед. Об ответной выставке большого проекта Roma Aeterna («Вечный Рим») пока известно немного: следующей осенью в Ватикане покажут произведения русской живописи на библийские сюжеты. Значительную часть экспозиции составят шедевры из собрания Третьяковской галереи, какие именно — итальянские и русские эксперты еще определяются. Так как кураторы проекта Roma Aeterna делают акцент на связи творчества Рафаэля и Александра Иванова, ожидается, что в Ватикан поедут его этюды, а также «Христос в пустыне» Ивана Крамского и «Голгофа» Николая Ге.

Источник: https://www.vogue.ru/peopleparties/afisha/5_vystavok_russkogo_iskusstva_v_luchshikh_muzeyakh_mira/

Коллекция живописи, графики и скульптуры

Фонд  живописи, графики и скульптуры Новгородского музея-заповедника включает в себя 358 произведений русской живописи, 1062 – современной живописи, более 3000 графических листов, 160 произведений скульптуры.

  Формирование собрания началось в первые послереволюционные годы на основе национализированных коллекций бывших дворянский усадеб. Были расформированы музеи-усадьбы «Марьино», «Грузино», «Выбити», а также из ликвидированного частного музея краеведа  В.В. Передольского. В 1919 г.

в состав собрания вошла коллекция живописи семьи Струговщиковых, обогатив его уникальными  произведениями И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова,  В.Я. Родчева, авторским повторением «Портрета А.Н. Струговщикова» К.П. Брюллова.   В 1925 году в Новгороде  был открыт Музей нового русского искусства (картинная галерея).

1920-1930-е  годы отмечены стремительным ростом музейного собрания. Из Русского музея поступали  партии картин русских живописцев, часть собрания рисунков и акварелей, скульптура. В Новгородском музее появились полотна Д. Г. Левицкого, А.Е. Егорова, Ф.А. Бруни, К.Д. Флавитского, А.Г. Варнека,  А.В. Маковского, Ф.М. Матвеева, И. К.

Айвазовского, К. А. Коровина,  К.С. Петрова-Водкина, И.А. Пуни, графические работы  Г.И. Семирадского, Н.К. Рериха, А.Н. Бенуа, Б.Г. Григорьева, А.П. Остроумовой-Лебедевой, скульптурные портреты работы Н.Ф. Жилле,  М.М. Антокольского.

Самое крупное и наиболее значимое поступление из Русского музея состоялось в 1930 году. В Новгород была передана уникальная коллекция живописи, в составе которой  портрет известного итальянского дискобола — Доменико Марини, написанный К.

Брюлловым в 1829 году в Италии, за год до начала работы над «Последним днем Помпеи», «Портрет графа Кушелева с сыновьями Александром и Григорием» кисти В.Л. Боровиковского,  «Потрет Великого князя Александра Павловича» Ф.С. Рокотова, «Портрет А.Ф. Монахтиной» Д.С.

Левицкого, «Портрет И.М. Муравьева-Апостола с дочерью Елизаветой» Ж.Л. Монье, работы В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, В.А. Серова, А.П. Рябушкина, И.И. Левитана.

Существенно пополнили коллекцию вещи, поступившие из Ленинградского отделения государственного музейного фонда, из расформированного музея Академии художеств, из Третьяковской галереи.

В целом Новгородская картинная галерея стала обладателем превосходного живописного собрания, насчитывающего более 400 произведений.

К сожалению, новгородская коллекция не избежала потерь в годы Великой Отечественной войны, утратив более 200 произведений, среди них такие значимые, как «Вид Босфора ночью» Айвазовского, «Портрет княжны Щербатовой» Кипренского, «Базар в деревне» и «Портрет графини Голенищевой-Кутузовой»  Кустодиева, картины Верещагина, Куинджи, Кончаловского, Кандинского, Альтмана,  Лентулова.

Эвакуированная часть коллекции возвратилась в Новгород в 1945 году из города Советска Кировской области. С  этого же времени собрание вновь стало пополняться.

Уже в  первые послевоенные годы были приобретены полотна Л.К. Плахова, Г.Г. Гагарина, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, скульптурные этюды М.М. Антокольского «Иван Грозный» и «Мефистофель», «Иуда» М.О.

Микешина, автора знаменитого памятника 1000-летия России.

В последующие годы формирование собрания русского искусства продолжалось, в основном, за счет передачи музею картин из Центрального хранилища музейных фондов. Коллекция пополнилась парсунными портретами русских правителей, портретными сериями военных и  священнослужителей,  графическими  работами Головина, Добужинского.

В ряду единичных поступлений последнего времени выделяются «Морской вид»  И.К. Айвазовского, «Портрет М.М. Шаховской» Ф.А. Тулова, «Потрет офицера» Ромбауера,  портреты боровичских купцов  работы А.С. Валялова, акварельный «Женский портрет» Е.П. Житнева, литографированный «Портрет Ц.А. Кюи» И. Е. Репина, скульптурная композиция «Портрет графа С.Ю.

Витте с сеттером» работы П.П. Трубецкого.  Среди частных даров наиболее значимым стал дар  новгородского мецената А.Н. Одинокова, пополнивший  коллекцию графики XVIII-XX вв.  более чем  на 600 единиц.   В состав коллекции вошли произведения печатной графики известнейших мастеров Н.И. Уткина, И.И. Шишкина, В.В.

Матэ, офорты итальянских мастеров гравюры XVIII-XIX вв. Джованни Батиста Пиранези и Луиджи Россини.

Сравнительно небольшая, но интересная коллекция русского изобразительного искусства середины ХVIII — начала ХХ века позволяет с достаточной полнотой представить основные пути развития отечественного искусства.

В художественном фонде значительное количество составляет собрание произведений советского периода. Это работы мастеров Москвы, Ленинграда,  новгородских живописцев, графиков и  скульпторов, поступившие в музей через государственные музейные фонды, с выставок, из мастерских художников.

Пейзажи, портреты, натюрморты исполнены в разных техниках – живопись (масло, темпера, смешанная техника), графика (акварель, пастель, карандашный рисунок, сангина, линогравюра, офорт, ксилография).  В фонде представлены работы известных художников: П.В. Кузнецова, И.А. Пуни, П.П. Кончаловского, Р.Р. Фалька, Г.Г.

Нисского, Д.А. Налбандяна.

Довоенные рисунки и акварели П.П. Кончаловского, Н.Я.  Симонович-Ефимовой, Н.Ф. Лапшина и А.М. Романова, выполненные просто и выразительно,  позволяют увидеть Новгород и его окрестности, еще не тронутые войной.

Приоритетным направлением в комплектовании фонда было и остается собирание произведений, посвященных новгородской тематике. Особый интерес представляют работы художников – реставраторов Г.М. Штендера, Л.Е. Красноречьева, В.М. Чехонадского, И.И. Кушнира, А.М. Мантейфель.

  Их акварельные и живописные работы, выполненные в жанре архитектурного пейзажа, имеют не только художественную, но и историческую ценность, наглядно иллюстрируя этапы развитие города на протяжении ряда десятилетий. Природа родного края и изображение памятников архитектуры древнего Новгорода находят свое отражение в живописных пейзажах Д.В.

Журавлева, А.А. Варенцова, Б.М. Яманова, Е. В. Сущени, Ю.И. Ерышева.

Заслуженной известностью пользуется раздел графики. В составе коллекции произведения признанных мастеров В.А. Фаворского, И.В. Голицына,  А.А. Ушина, А.Д.  Шмаринова, Б.Г.  Крейцера, К.Н. Рудакова, новгородских художников  С.И. Пустовойтова, Б.Л. Непомнящего, Э.Н. Иванова, Н.М. Локотькова.

Скульптура представлена произведениями И. Я. Гинсбурга, М. Г. Манизера, В.В. Журавлева, Т.А. Гавриловой, наиболее полно представлено творчество Н.В. Томского.

Произведения живописи, графики и скульптуры, собранные в Новгородском музее, дают возможность расширить представление о художественной жизни Новгорода, древнейшего культурного центра северо-запада России.

Коллекция портретной миниатюры середины XVIII – начала ХХ вв. представляет большую художественную ценность. В ее состав входят произведения ведущих русских и иностранных мастеров, таких как  А.-Х. Ритт,   Ф. Дюбуа, Д. Босси, Ж-У. Герен, А. Молинари, Ж.-А. Беннер, И.А. Винберг, Л.-Х. Брамсон, И.Г. Григорьев, Д.И. Жерновой, В.И.

Зуев, уникальные сохранившиеся в нескольких экземплярах миниатюры А.И. Чернова,  интересные образцы неизвестных художников и художников-монограммистов.

Охватывая все время расцвета миниатюрной живописи, коллекция отличается широкой типологией портретных изображений, исполненных в самых разнообразных техниках – эмаль, акварель и гуашь на кости, эгломизе.

Историческая  значимость коллекции определяется кругом известных государственных деятелей, военных, придворных и прочих лиц, изображенных на портретах, в числе которых И.И. Шувалов, А.Г. Орлов-Чесменский, Г.Г. Орлов, Ф.А. Остерман, Н.И. Новиков, А.Д. Ланской, П.А. Зубов, М.И. Кутузов, А.А. Аракчеев, А.А. Закревский.

В настоящее время коллекция насчитывает 140 произведений.  Начало ее формирования относится к середине 1930-х гг., когда в картинную галерею поступили первые двадцать произведений из собраний графини А.А. Орловой-Чесменской и известного новгородского краеведа В.С.

Передольского. Основная группа –  более ста  миниатюр – была приобретена в 1979 году у московских коллекционеров М.М. Башковой и Е.М. Залкинда, и продолжает пополняться за счет даров и приобретений.

Более 90 миниатюрных портретов экспонируется в Музее изобразительных искусств.

Источник: http://novgorodmuseum.ru/kollektsii/fond-zhivopisi-grafiki-i-skulptury.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector