Посмотрите на портрет художника. Что сразу привлекает ваше внимание? Глаза и рука. Для того чтобы добиться большей выразительности он отказывается от локальных цветов и использует основные, но также он отказывается от реалистичной передачи фона.
Пространство, в которое помещена фигура художника, словно вырастает из некой бездны. Четко выписанные лицо и рука, противопоставлены почти абстрактному воспроизведению окружающей обстановки, что делает картину очень выразительной.
Обратите внимание на этот факт, он важен для понимания личности художника и его творческого метода.
Особое видение мира сформировалось под влиянием происходивших, в его жизни событий. Болезни и потеря близких оставили неизгладимый след в душе художника. Особенно на него повлияла смерть сестры Софии, с которой он был очень близок. Страдания сестры, семьи и его собственные он передал в картине «Больная девочка».
В пятилетнем возрасте его мать умерла от чахотки, у второй сестры Лауры была диагностирована Шизофрения. Отец Мунка был религиозен настолько, что иногда доходил до психонервоза. Вполне возможно, что нервные болезни передавались по наследству, ведь сам Мунк страдал от сильной депрессии, приступов страха и нервозов.
Основными темами творчества художника стали: — одиночество, болезни, смерть. В своих дневниках он писал: «Без страха и болезней моя жизни была бы лодкой без руля».
Еще одной отличительной характеристикой всех работ Мунка было то, что они выглядели как бы незаконченными. На выставке в октябре 1886 года картина «Больная девочка» вызвала скандал.
Собратья по кисти посчитали наглостью, послать на выставку «набросок». Сам же Мунк называл свою картину «эскизом».
Он работал жидкими масляными красками. Глубокие бороздки свидетельствуют о нервной манере письма. Благодаря этому приему в картине чувствуется мощная внутренняя сила. Это не натуралистическая передача индивидуального сходства, не анатомически правильная моделировка с применением светотени, а эмоция. Многие критики поносили Мунка за «беспорядочные красочные мазки».
Мунк написал работу «Летняя ночь», она стала неким переходом от 19 века к 20. Мунк как-то сказал: «Я пишу не то, что вижу, я пишу то, что видел».
В этой картине, сцена представшая перед нами извлечена из памяти художника и воплощенная в живописи, стала образом человеческого существования.
В этой работе заложена суть творчества Мунка: композиция базируется на горизонталях и вертикалях, тема же демонстрирует тяготение художника к передачи грусти, одиночества и экзистенциальной тоски.
Художник отправился в Париж изучать новое французское искусство и постигал живопись Тулуз-Лотрека, Моне, Ван Гога и Писсаро.
Работа «Весенний день на Карла-Юнгас-гате» написанная в 1890 г, говорит о влиянии импрессионистов, также как «Улица Лафайет», созданная после возвращения из Парижа.
Обе картины пронизаны сверкающим светом благодаря наложению красок раздельными четкими мазками в виде точек или мелких параллельных штрихов. Стилистически — это импрессионистические работы, но композиционные принципы своей работы Мунк сохранил.
Работа «Ночь в Сен Клу» возможно была написана под воздействием «Ноктюрнов» Уистлера. Принято считать, что мужчина в цилиндре – друг Мунка – Эмануэль Гольдстейн. Но невольно возникает мысль, что на картине изображен сам художник.
Мунк был меланхоликом, тем, кто считает, что смерть всегда рядом. Во всех работах Мунка пространство превращается в витрину за которой протекает жизнь узника (Ночь в Сен Клу), или заперты за штрихованными решетками (Больная девочка).
В Германии выставка Мунка с треском провалилась, критики разнесли его в пух и прах. Но шумиха как водится, вызвала интерес к новому Норвежскому художнику. Повторная выставка 1892 года позволила Мунку обеспечить себя на ближайшее время.
Мунк неустанно работал, стремясь создать произведение, которое вобрало бы все аспекты человеческого существования.
С натурализмом художник простился на родине, с импрессионизмом в Париже, и вот тогда на новую почву упало зерно его художественного языка.
Этот язык более выразительный, чем любые художественные приемы, был способен воплотить замысле Мунка, сказать все самое важное о жизни, любви и смерти. Особое его достоинство – простота.
В работах Мунка периодически повторяются образы лунного столба, водяной глади, горизонтального берега и вертикальных стволов (символы мужчины и женщины). Пейзажи Мунка пронизаны внутренним напряжением, наделены индивидуальными характеристиками.
В 1893 году Мунк написал картину, которая сегодня известна под названием «Мадонна». По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона.
О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью.
Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка. Как отмечает исследователь творчества Э.
Мунка, «дабы подчеркнуть, что на картине речь идет именно о моменте зачатия, по одну сторону женской фигуры Мунк нарисовал две фигурки, похожие на зародыши, а по другую — изображения легко узнаваемых сперматозоидов».
«Вампир» Мунка — попеременно под названием Любовь и Боль — фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего. Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих.
Это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена. И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращается в ужас. От этой картины исходит какой-то сверхъестественный, едва ли не болезненный магнетизм, который неизменно приковывает внимание.
Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, Мунк как бы отрицает саму возможность какого-либо их преодоления.
Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил «крик природы». «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей.
Дрожа от страха, я услышал крик природы», — эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.
Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический — вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками — чтобы защитить себя от «крика», реального или вымышленного.
Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. В его картинах часто есть что-то от мира мечтаний.
В них все на грани фантазии и действительности.Также портретная живопись занимала большое значение в жизни Мунка. Но заказчиков не всегда удовлетворяли их портреты.
Портрет Госпожи Барт, или Женщина в синем был написан в 1921 году по заказу друга Мунка, доктора Петера Барта.
В этом портрете Мунк достигает максимальной выразительности психологического состояния модели, делающей ее не только дамой из общества. Синий, не просто цвет платья, он указывает на состояние ума и духа.
Мунк подчеркивает это видением того же синего в волосы натурщицы. Господа Барт осталась недовольна своим портретом и выкупать его не стала.
Но он экспонировался в Гамбурге, откуда был изъят нацистами как произведение дегенеративного искусства.
- Подробнее познакомиться с жизнью и творчеством Эдварда Мунка можно в книге Ульриха Бишоффа – «Эдвард Мунк: Картины жизни и смерти».
- Анфиса Кочнева,Специально для http://kreativ-magazine.ru
Источник: http://kreativ-magazine.ru/edvard-munk-zhizn-i-hudozhestvennaja-koncepcija/
Невозможно оторваться: 12 пугающих картин Эдварда Мунка
В день рождения Эдварду Мунка, норвежского художника, стоявшего у истоков течения экспрессионизма в живописи, редакция Fancy Journal публикует 12 его наиболее известных работ, вызывающих сильные чувства даже у тех, кто фамилию автора видит впервые в жизни.
Автопортрет, 1886
Причина такой «заряженности» картин Мунка заключается в том самом экспрессионизме, жанре в котором работал художник. В его основе – выражение художественными способами эмоционального состояния и внутренних переживаний автора.
В случае Мунка, страдавшего всю жизнь от маниакально-депрессивного психоза, то были постоянно его сопровождавшее мрачное ощущение одиночества, тревоги и страха, служившие неиссякаемым источником вдохновения.
Отсюда – искаженные отчаянием лица и драматичные сюжеты, для передачи которых художник использовал яркие краски и нечеткие контуры, напоминающие многоцветную гамму эмоций, случайно вылившихся на холст.
«Ночь в Сен-Клу», 1890
«Вечер на улице Карла Юхана», 1892
«Крик», 1893
«У смертного одра», 1893
«Мадонна», 1894
«Тревога», 1894
«Пепел», 1894
«Созревание», 1895
- «Расставание», 1896
- «Две женщины на берегу», 1898
- «Танец жизни», 1900
- «Убийца», 1910
Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/iskusstvo-i-dizajn/20725-nevozmozhno-otorvatsya-12-pugayushchikh-kartin-edvarda-munka
Любимые художники. Эдвард Мунк
Пам-пара-па-пам. Изобразительное искусство по пятницам.Эдвард Мунк (1863 — 1944)Норвежский художник. Хотя бы одну его картину, наверняка, знают все. Вот она:»Крик» (1893, 91 х 73 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Правда, этой одной картиной, для многих знакомство с Мунком и ограничивается. И совершенно зря — я считаю Мунка одним из самых интересных художников, оказавших влияние на всё дальнейшее развите изобразительного искусства.
На мой взгляд, он был первым из больших художников, который научился рисовать не натуру, но эмоцию. На том же «Крике» Мунку удалось нарисовать не кричащего человека, а сам крик — звенящий, искривляющий пространство вокруг и наполняющий его красками отчаяния.
Образ получился настолько простым и запоминающимся (я бы даже сказал «иконическим»), что был расхватан на цитаты массовой культурой.
Ну, первое, что на поверхности — маска злодея из фильма «Крик»(!).Или вот:
Мунк нарисовал несколько «криков» — это вообще было для него характерно, ко многим совим работам он возвращался, рисавал и копии, и вариации.Но Мунк гораздо разнообразнее и интереснее, чем «Крик». Пожалуй, моя любимая его работа — вот эта:»Ночь в Сен-Клу» (1890, 64 х 54 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Энциклопедии нам расскажут, что картина написана под впечатлением от смерти отца, и что изображен на ней то ли друг Мунка, то ли сам Мунк, то ли его отец… Но мы не будем уподобляться плохой учительнице литературы и задвавться вопросом «что хотел сказать автор?» Гораздо интереснее, что мы сами тут увидим.
Тёмная комната, освещённая только лунным светом из окна. Мужчина в цилиндре сидит на диване и смотрит в окно.
Почему он не снял цилиндр, не включил свет (художник услужливо пририсовал нам лампу под потолком)? Откуда-то пришёл, и не хватило душевных сил чтобы раздеться и зажечь светильник? Или наоборот — собрался уходить, но не может решиться? Черт его знает, может он просто потерян и сам в таком же замешательстве, как я, когда смотрю на эту картину?Ещё одна.»Больной ребёнок» (1886, 119 х 118 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Учительница с энциклопедией подсказывает, что она написана под впечатлением от смерти сестры Софи. Интересно, что самое светлое и даже солнечное пятно на этой мрачной картине — сама больная девочка. Картина эта, говорят, оскандалилась при первом показе: Мунка обвиняли, что он выставил неоконченную работу. Ещё одна депрессивная вещица. Какой здесь красный! Мунк вообще умел найти болезненные цвета.»У смертного одра» (1893, 60 x 80 см, Музей Мунка)Ну, давайте что-нибудь менее трагическое. Вот эта мне нравится. Прямо сухость во рту ощущается :)»Следующий день» (1895, 115 х 152 см, Национальная Галерея, Осло, Норвегия)
Источник: https://savin-andrey.livejournal.com/84027.html
Мунк: отношение к живописи
baci1Эдвард Мунк как-то написал:
«Я не боюсь фотографии, если ее нельзя использовать ни в раю, ни в аду. Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви».
Выше — одна из известнейших работ художника — «Больная девочка» (1885-1886). Это полотно вызвало ярое неприятие после первой выставки в Христиании в 1886 году. Скандал, главным образом в художественных кругах, вызвало то, как художник посмел послать на выставку работу, передний план которой казался незавершенным наброском. Но для Мунка, видно, не это было главным.
Многие его работы имеют вид эскизов.Здесь хотелось бы привести несколько эпизодов, отражающих и отношение художника к картинам. Они взяты из книги Рольфа Стенерсена о художнике.
«Все дома Мунка — в Осгорстранде, Рамме и Экелю — были заполнены холстами и картинами. Вряд ли какой-либо другой великий художник с таким рвением собирал свои собственные картины.
Мунк очень неохотно продавал картину, которую любил, и еще более неохотно, которая ему не нравилась. Если он ради денег продавал картину, которую считал хорошей, он часто не находил себе покоя, пока не создавал картину заново. Он хотел наиболее значительные картины иметь в своем собственном собрании.— У меня нет других детей, кроме моих картин.
Они должны быть около меня, чтобы я был в состоянии работать. Только глядя на свои картины, я начинаю работать. Вдали от моих детей я могу самое большее делать наброски. Когда отправляю их на большие выставки, я теряю покой и становлюсь глупым читателем газет. Я не могу не читать того, что пишут о моих картинах. Хотя и знаю, что это опасно. В особенности опасно, когда тебя хвалят.
Я знаю, что мне нужно продолжать работать, а похвалы действуют парализующе».
Ночь в Сен-Клу. 1890
«Все силы, все способности. Мунк отдавал одному — живописи. Поверь он, что будет писать лучше, если ежедневно будет стоять на руках, он бы делал и это. Он создавал не прекрасные произведения, не изысканные рисунки, не картины, похожие на действительность.Его картины — отражения состояния его духа».
Волны. 1921
«Как художник Мунк был прежде всего великим искателем. Он пробовал все, даже обрызгивание холста красками. Проработав долгое время над картиной, он мог сказать:— Берегись, а то я тебя, обрызгаю.
Хуже этого было только одно наказание. Если он был недоволен картиной, он на недели выставлял ее на солнце и дождь. Называл это «лошадиным лечением».
Таким образом получалась новая игра красок, что вызывало в нем желание продолжать работать.
— Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи, дожде. Получается лучшая гармония красок».
«Недовольство готовыми картинами было, несомненно, одной из причин того, что он часто их переделывал. Некоторые из них, например, «Мать-Землю», одну из главных картин в актовом зале университета, он переделывал двадцать раз.Однажды я предложил ему две тысячи крон за эскиз, стоявший у него в Экелю.
— Хорошая цена за несколько штрихов, но я не могу продать. Я должен продолжать работать над ними. Опасно продавать эскизы. Не следует сдаваться слишком рано».
История
«Мунк часто очень небрежно обращался со своими картинами. Случалось, ходил по ним, когда они лежали на полу.— Хорошая картина может многое вынести. Только плохие картины обязательно должны быть целыми и вставлены в тяжелые дорогие рамы». «Один бергенский судовладелец заказал портрет дочери.Мунк написал ее, но судовладелец не захотел брать портрет.— Она выглядит ужасно, — сказал он.
— Да, — ответил Мунк. — Она и некрасивая и злая. Но разве картина не хороша?»
Солнце. 1909-1911
Продолжение следует.
Источник: https://baci1.livejournal.com/28879.html
Эдвард Мунк «Крик» | Капля света
Главная » История одной картины » Эдвард Мунк «Крик»
Рубрика «История одной картины»
Евгений Сусманович
Масло, темпера, пастель, картон, 91 x 73,5 см
Картина «Крик» самая известная картина норвежского художника Эдварда Мунка (1863 – 1944), одно из самых выразительных полотен экспрессионизма. Такую картину современные издатели массовой литературы могли бы уверенно поместить в подборку с названием типа «Десять самых ужасающих картин в истории».
Произведение выполнено художником, как минимум, в пяти версиях (два варианта – масляная живопись, два варианта – пастель, один вариант – литография) и являет собой хрестоматийный пример понятности живописи широкому кругу зрителей.
Живопись сложного эмоционального клубка, живопись не внешних форм и цветов, а внутренний выплеск, переданный кистью и красками, ясно и недвусмысленно ощущается людьми.
Что хотел сказать Эдвард Мунк? По-моему, вот прямо, что хотел, то и сказал! И все услышали: множество отсылок в массовой культуре, ажиотаж среди коллекционеров, обращения к «Крику» других художников, масса интерпретаций искусствоведов, психиатров, социологов, просто большие деньги на аукционах, и, как справедливо отмечается, деньги платятся не столько за имя живописца, сколько именно за само произведение. И всё это одна сторона дела…
Ко времени написания первого варианта картины (1893 год) жизнь тридцатилетнего Мунка наполнена опытом боли и отчаяния. Даже читать пересказы о том, как умирала его сестра, когда ему было четырнадцать лет, нечаянно представлять, как она молила о спасении и понимать при этом бессилие отца и брата, даже читать это трудно. Что уж говорить о его переживаниях. С 1880 года Эдвард Мунк начинает делиться своими эмоциями, рисуя первые серьёзные картины. И получает жёсткий отказ от норвежского общества. Молодой художник ссорится с отцом-католиком (а его мама умерла, ещё когда ему было пять лет) и уезжает из Норвегии.
Эдвард Мунк «Больной ребёнок», холст, масло, 119,5 x 118,5 см (1886), изображение увеличивается
Мунк выставляется с переменным успехом во Франции, Германии, снова в Норвегии. Бедность, одиночество, меланхолия… В 1890 году, находясь в Сен Клу под Парижем, Мунк получает известие о смерти отца.
Эдвард Мунк «Ночь в Сен Клу», холст, масло, 64,5 x 54 см (1890)
1893 год.
Мунк снова в Норвегии, Осло (тогда этот город назывался Христианией), обычная прогулка… «я шёл…», «вдруг…», «неожиданно…», «приостановился, почувствовав…», «дрожа от волнения…» — в этом весь экспрессионизм и для Мунка такие неожиданные спотыкания об реальность тоже типичны.
Исследователи отмечают пристрастие Эдварда Мунка к дневниковым записям. Даже рама недавно проданного на Сотбисе одного из вариантов «Крика», содержит авторскую надпись – «историю» создания произведения. В одном из переводов фрагмента дневника читаем:
Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и всё небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу.
И всё это – другая сторона дела. «Крик» узнаваем, но узнаваем ли при этом крик?
Выше приведена репродукция картины маслом, хранящейся в Национальном музее города Осло. Ещё две версии находятся в музее Мунка. И вот вариант (пастель) из частной коллекции, проданный на Сотбисе
При подготовке статьи использована работа Анджея Кобоса в переводе Андрея Евпланова, автора интересного сайта
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».
Источник: http://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/edvard-munk-krik.html
Мунк Эдвард (Munch Edward)
Имя: Мунк Эдвард (Munch Edward)
Годы жизни: 1863-1944 годы
Направление: Экспрессионизм, Символизм
Биография: На грандиозной парижской выставке «Истоки XX века» имя Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и ван Гогом. Его признали одним из ведущих европейских художников двадцатого века.
Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу.
Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто, особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда – Софи.
Позднее он посвятит ей трогательную картину «Больная девочка».
- Эти тяжелые потери не могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет: «Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».
- Смерть самых близких людей Эдвард принял за предначертание собственного пути.
- 8 ноября 1888 года Эдвард написал в дневнике: «Отныне я решился стать художником».
Ранее по настоянию отца он поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать живопись под руководством Кристиана Крога.
Его ранние работы, такие как «Автопортрет» (1873) и «Портрет Ингер» (1884), не позволяют сделать какие-нибудь выводы о дальнейшем развитии творчества молодого художника.
В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины «Танцевальный вечер» (1885) и «Портрет живописца Енсена-Хьеля» (1885).
Однако для первой знаменитой картины художника – «Больная девочка» – характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал: «Работа над картиной «Больная девочка» открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине».
В последующие годы Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества. Смерти, угасания.
В 1889 году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ.
Преобладают картины, где художник анализирует отношения фигуры с окружением, будь то интерьер или пейзаж: «Весна», «Вечерняя беседа», «Ингер на берегу».
В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу.
Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение картин старых мастеров, а главное современных мастеров: Писсарро, Мане, Гогена, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона.
Он пишет несколько пуантилистских картин – «Английская набережная в Ницце» (1891), «Улица Лафайет» (1891). Дань импрессионизму он отдает в картинах «Зрелость» (около 1893), «Тоска» (1894), «На следующий день» (1895).
Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина «Ночь в Сен-Клу» (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение, предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля художника.
Своеобразным подведением итогов пребывания во Франции можно считать запись в дневнике, сделанную в Сен-Клу: «Больше не появятся интерьеры с читающими мужчинами или вяжущими женщинами. Должны быть живые существа, которые дышат, чувствуют, страдают и любят. Я буду писать такие картины. Люди осознают свою святость; как в церкви, в них обнажится главное».
В 1892 году по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. Здесь он познакомился с интеллектуалами, поэтами, художниками, в частности, с Августом Стриндбергом, Густавом Вигеландом, историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и Пшибышевскими. Выставка Мунка, открытая лишь на несколько дней, оказала значительное влияние на формирование берлинского Сецессиона.
Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину «Крик». Мунк так рассказывал об истории ее создания: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы – солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет – и меня охватило чувство меланхолии.
Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха.
Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
Как пишет Ж.
Сельц: «Крик заполняет собой всю картину: он рвется из глаз, через открытый рот, образующий центр композиции; фигура на переднем плане, сжимая голову руками, движется навстречу зрителю, повторяя движение бегущих линий улицы, а за ее спиной, в пейзаже, мрачная темно-голубая плоскость воды резко контрастирует с пронизанным красными полосами желтым небом. Возможно, крик объятого неизвестным ужасом человека не производил бы столь сильного впечатления, если бы художнику не удалось передать – даже чисто техническими средствами – внутреннее напряжение, соответствующее крику как выражению крайней подавленности. Пейзаж по ту сторону перил изображен с помощью извивающихся линий; бесконтурные, неопределенные разводы краски символизируют неточность и неопределенность мятущейся мысли, которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей удушливой силой».
«Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата – 1888–1889 годы.
Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
В этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали».
На рубеже веков Мунк пишет также пейзажи в стиле модерн: «Зима» (1899), «Береза под снегом» (1901), он создает символистские гравюры, литографии и ксилографии.
Мунк получает признание – меценаты заказывают ему портреты или росписи в своих домах. Так, Мунк исполнил великолепный посмертный портрет Фридриха Ницше на фоне мрачного пейзажа (1905–1906).
Декорации, выполненные Мунком к постановке Максом Рейнхардтом драмы Ибсена «Привидения», получили международный резонанс.
С 1900 по 1907 год Мунк живет в основном в Германии: Берлин, Варнемюнде, Гамбург, Любек и Веймар. Художник создал своеобразную сюиту видов этих городов. Один из них – офорт «Любек» (1903). В этом офорте город похож на средневековую крепость, безлюдную и отрешенную от жизни.
«В 1909 году Мунк после пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину, – пишет М.И. Безрукова.
– В поисках тишины и покоя он стремится к уединению – некоторое время живет в Осгорстранне, Крагере, Витстене, на небольшом острове Иелэйя, а затем, в 1916 году, приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. Черты нового сказались в работах, относящихся к разным жанрам.
Особенно они проявились в портрете, который становится после 1900 года одним из ведущих жанров в творчестве художника… Он создает галерею острых по характеристике и запоминающихся образов современников, будь то большие заказные портреты, портреты друзей и знакомых или норвежских рыбаков и моряков.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника – исследование человеческой души. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы, среди них были Август Стриндберг, Ханс Йегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии.
Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».
Начиная с 1910 года все чаще Мунк обращается к теме труда. Он пишет картины – «Весенние работы. Крагере» (1910), «Лесоруб» (1913), «Весенняя пахота» (1916), «Мужчина на капустном поле» (1916), «Разгрузка судна» (около 1920), гравюры «Рабочие, убирающие снег» (1912), «Землекопы» (1920).
Важное место в графических работах Мунка занимает северный пейзаж. Ярким примером служат ксилографии «Скалы в море» (1912) и «Дом на берегу моря» (1915). В этих листах мастер показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта.
Поздний период творчества художника не самое лучшее время для художника, считает Ж. Сельц: «Несмотря на свойственную картинам позднего периода эстетическую неопределенность, они образуют самую спонтанную, непосредственную его часть.
Кроме того, Мунк выполнил в это время большие стенные росписи, первоначально созданные в Крагере и предназначенные для актового зала университета в Осло.
В 1916 году они были туда доставлены, и художник должен был преодолеть многочисленные препятствия, чтобы добиться их одобрения…
Результат долгих подготовительных работ оказался разочаровывающим. Дикость уступила место настойчивости и упорству: чувствуется тщательная работа в мастерской, но даже самые интересные философские идеи не могут скрыть художественной слабости произведений.
Фрески, написанные в 1922 году для столовой шоколадной фабрики «Фрейя» в Осло, также очень слабы. В скупой, почти карикатурной форме воссоздает Мунк некоторые темы своих лучших картин.
Еще более разочаровывают композиции фресок для ратуши в Осло, над которыми он работал с 1928 года до своей смерти в 1944 году.
Правда, он страдал глазным заболеванием, которое вынудило его на много лет почти полностью отказаться от работы художника».
Умер Мунк 23 января 1944 года в местечке Экели близ Осло.
www.bibliotekar.ru
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=1032
Художник Эдвард Мунк: жизнь, полная нелепости (часть I)
Друзья и наши уважаемые подписчики, небольшое отступление: прежде чем мы начнем рассказывать о замечательном художнике, хотим представить нового автора канала «Живопись». Нашей дружной компании прибыло. Надеемся, Вам понравится рассказ молодого талантливого человека, имеющего свое мнение о происходящем в мире изобразительного искусства.
Итак,… доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы рассмотрим и обсудим жизнь великого (или не очень?) творца, художника и просто человека – Эдварда Мунка.
Э.Мунк. «Автопортрет»,1886
Немного о детстве.
Родился в семье военного врача, и, по воспоминаниям художника, детство у него было безрадостно. Это понятно, ведь в возрасте пяти лет, у него умерла мать, а отец ударился в религию.
Читая проповеди, он не раз пугал своих детей, да так, что маленький Эдвард часто не мог уснуть, живо представляя себе все картинки. Когда парнишке было пятнадцать, умирает его сестра, она была очень близка с юным дарованием.
Естественно, печальное событие оставило свой отпечаток на личности творца. В довершение к этому, беда случается и с младшей сестрой – она заболевает шизофренией. Вы только представьте атмосферу в их доме.
Умирающие от туберкулеза люди, дети с шизофренией и над всем этим богобоязненный отец, яростно читающий свои проповеди, в красках описывающий муки грешников в адском пламени. Теперь картины Мунка приобретают больший смысл?
Э. Мунк, «Больная девочка» ,1886
После неудачной попытки стать инженером, Эдвард поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Это было несомненно правильным решением, ведь, еще с детства, у него проявилась тяга к рисованию. Можно смело сказать, что именно с этого момента времени Мунк начинает свой путь в реализации себя, как художника.
Э. Мунк, «Три стадии женщины», 1894
История творчества.
Теперь, когда мы знаем пути становления живописца, становятся понятны его желания выразить свои чувства по поводу этого мира в первых произведениях. Интересным здесь будет произведение «Больная девочка»(1886).
Даже слепому дилетанту, будет понятно, что в картине описывается то, что видел сам, а именно, кончина сестры от болезни.
Авторитетные критики того времени, стряхнув плесень с плеч, разнесли произведение Мунка в пух и прах.
Э. Мунк, «Тревога», 1894
Художника очень обидело, то что богемная тусовка, того времени не выкупает его стиль, и следующие картины он пишет в более классическом виде.
Да, мастер прогнулся, но не спешите кидать в него камнями, ему было всего двадцать три года, он не имел никакого веса в кругу почтенной интеллигенции. Кроме этого, он терпит неудачи и на любовном фронте.
Будучи совсем зеленым солдатиком, он проигрывает битву за битвой в войне за сердце с Милли Таулов, которая слывет кокеткой и при этом остается замужем.
Э. Мунк, «Ревность», 1895
Сей факт напрягал юного художника. Но Мунк не отчаивается и продолжает писать свои работы. Из–под его кисти выходит «Весна»(1889) картина с тем же сюжетом, что и «Больная девочка», но в импрессионистской манере. Здесь явно прослеживается влияние критиков искусствоведов.
Эю Мунк, «Весна», 1889
Вскоре Мунк, в поисках знаний и навыков, начинает посещать уроки французского живописца Леона Бонна, который уже был достаточно известным и авторитетным. Тот оценил работы Мунка, дал пару советов, и наставил Эдварда на путь классического импрессионизма и пуантилизма.
э.Мунк, «Пейзаж. Маридален близ Осло», 1881
Душевное здоровье Эдварда поправляется, что сразу сказывается на адекватности его полотен. Но череда счастливого творчества прерывается смертью отца семейства.
Э.Мунк, «На смертном одре», 1890
Мунку было сложно пережить эту трагедию. Даже с учетом того, что в последние годы отношения были у них напряженные, это был страшный удар. Эдвард начал пить, буянить. Перестал заниматься с Леоном, и отошел от своего окружения.
Э. Мунк, «Отчаяние», 1892
Реабилитацией для него послужило творчество. Именно в эти годы автор создает одно из самых известных своих произведений — «Ночь в Сен-Клу»(1890). Не сложно догадаться, о чем рассказывает полотно, поэтому мы не будем дотошно анализировать, а двинемся дальше.
Э. Мунк, «Ночь в Сен-Клу», 1890Э.Мунк, «Девушка на берегу», 1896Э.Мунк, «Роза и Амели», 1893
Читайте продолжение о великом маэстро кисти в следующей части на канале «Живопись».
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b56ff56050fd400a9295af2/5bf778cb5184cc00a99045e7
Читать
Д. К. САМИН
100 ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
«Искусство любит многообразие, как с исторической, так и национальной точки зрения, – отмечал художник Мартирос Сарьян. – Динамика истории человечества заключена в ее многогранности.
Этим определяется и содержание мира и лицо всемирного искусства. Один художник работает в России, другой – в Италии, третий – во Франции, четвертый – в Бельгии.
В работах каждого живет национальный стиль, национальный характер, они дышат своим временем, они передают думы, мысли и чаяния народа.
Художник живет атмосферой своей страны, живет в окружении своих соотечественников, в своей родной природе. Каждый народ представляется мне могучим деревом. Корни этого дерева уходят в родную почву, а усыпанные цветами и плодами ветви принадлежат миру».
Го Си, Рублёв, Веронезе, Гойя, ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт – это художники разных времен и разного стиля… Но их всех, как истинных мастеров, объединяет вечное горение, вечное вдохновение, вечно одержимая любовь к искусству.
Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей.
Искусство не самоцель.
Оно создается для того, чтобы закрепить в материале произведения жизненно ценное, выразить то, что волнует современников, что сам пережил в моменты наивысшего подъема своего духа, разума.
Леонардо да Винчи назвал живопись «немой поэзией». Картина безмолвна. Звуки и слова лишь предполагаются зрителем. Картина неподвижна. Люди, события, предметы предстают в определенном, раз и навсегда данном состоянии и виде. Не в силах художника показать, что было до запечатленного момента и что случится после него.
«Живопись – не болтливое искусство, – писал французский художник девятнадцатого столетия Делакруа, – и в этом, по-моему, ее немалое достоинство… Живопись вызывает совершенно особые эмоции, которые не может вызвать никакое другое искусство. Эти впечатления создаются определенным расположением цвета, игрой света и тени – словом, тем, что можно было бы назвать музыкой картины».
Настоящий художник никогда не копирует действительность, а по-своему воспроизводит ее и толкует. Для этого он прибегает к различным приемам, условным по своей сути.
Язык живописи – цвет! Замысел художника, тема, которую он избрал, и идея, которую он хотел донести до зрителя, получают жизнь благодаря живописной форме. Цвет в живописи – средство эмоциональной выразительности, всю гамму чувств и настроений можно выявить им.
Цветом дается характеристика образов. Цвет действует на зрителя, именно цвет в первую очередь вызывает у него определенное отношение к изображенному.
Но в основе настоящего произведения искусства лежит идея, мысль. Идея диктует выбор композиции и колорита, рисунка и пропорции. Рождение настоящего произведения искусства невозможно без таланта.
«Счастлив ты, – писал Гете, – родившийся со зрением, зорко улавливающим пропорции, которые ты обостряешь, воспроизводя всевозможные образы.
И когда вокруг тебя мало-помалу пробудится радость жизни и ты познаешь ликующее человеческое счастье после трудов, надежд и страха, когда поймешь счастливый возглас виноградаря, которому щедрая осень наполнила вином его сосуды, поймешь оживленную песню жнеца, высоко на стене повесившего свой праздный серп, когда позднее уже с более мужественной силой забьется в твоей песне могучий нерв страстей и страданий, когда ты довольно стремился и страдал, довольно наслаждался земной красотой и теперь стал достоин отдыха в объятиях богини, достоин изведать на ее груди то, что возродило богоравного Геракла, – тогда прими его, небесная красота, ты, посредница между богами и людьми, но и он – не лучше ль Прометея? – сведет с небес блаженство бессмертных».
Эти слова в полной мере можно отнести к Рафаэлю, Кустодиеву, Малевичу, ван Дейку, Дега, Пуссену, Тёрнеру и другим живописцам, представленным в данном издании.
Среди них нет двух одинаковых мастеров – это художники разные по манере письма, творческому подходу, колору и темпераменту, наконец. Но всех их объединяет благодарность и любовь настоящих поклонников живописи.
Благодаря им и живо искусство мастеров прошлого и настоящего. Им собственно и предназначена эта книга.
ГО СИ
(ок. 1020–1090)
Наивысшего расцвета китайская средневековая культура достигла в VII–XIII веках во времена образования двух крупных государств – Тан (618–907) и Сун (960–1279). А высшим достижением искусства стала живопись, охватившая многообразный круг жизненных явлений, отразившая преклонение людей перед красотой природы.
Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651–716), Ли Чжаодао (670–730) и Ван Вэй (699–759).
«Их творчество показывает, насколько разнообразными были пути пейзажной живописи, – пишет Н.А. Виноградова. – Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао ярки и насыщены по цвету. Синие и малахитово-зеленые горы обведены золотой каймой, которая делает картину похожей на драгоценность.
Пейзажи Ван Вэя, написанные черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане, а вся природа кажется спокойной и тихой.
Его картины были так поэтичны, что современники говорили: «Его стихи – картина, его картины – стих»».
Манеру Ван Вэя восприняли как основную сунские живописцы, которые главным образом стремились к передаче лирической красоты и гармонии природы.
Разработанные еще в танское время своеобразные законы перспективы, построения пространства и колорита достигают высокого совершенства в пейзажах Го Си, вошедшего в историю искусства завершителем традиции монументального пейзажа X–XI веков.
Художник продолжал творчески развивать черты, присущие пейзажам Цзин Хао и Дун Юаня, Ли Чэна и Сюй Даонина. Го Си подчеркивал вред слепого копирования: «Великие люди и ученые не ограничиваются одной школой, а непременно совмещают, сравнивают, широко обсуждают, тщательно изучают (все существующее), чтобы создать свою собственную школу, и только тогда достигают нужного».
О жизни Го Си известно немного. По всей вероятности, он родился между 1020–1025 годами и умер до 1100 года. Вот что сообщает современник художника Го Жо-сгой, закончивший свои «Записки о живописи» в 1082 году:
«Го Си родом из уезда Вэпь в Хэяне. Ныне занимает должность наставника в искусстве в Императорском ведомстве Шу-юань. Пишет пейзажи зимнего леса.
Картины его искусны и разнообразны, композиции – пространственно глубоки. Хотя он изучал и восхищался Ин-цю, но смог выразить свои собственные чувства.
Огромные ширмы и высокие стены (с его росписями) намного сильнее (чем у предшественников). В нынешнем поколении он – единственный».
Другие источники мало что добавляют: все сходятся на том, что Го Си учился у Ли Чэна, превзошел его, «создал свой стиль», что кисть его была «свободной».
Известно, что между 1078 и 1085 годами Го Си расписывал двенадцать больших ширм для даосского храма и что, несмотря на преклонный возраст, сила его кисти не ослабла. В старости он особенно любил делать стенные росписи.
Дэн Чунь, автор «Записок о живописи» XII века, рассказывает, что однажды Го Си увидел выполненные на рельефе росписи одного мастера VIII века, в которых были использованы неровности стены. Го Си самому захотелось написать «рельефный» пейзаж.
Он попросил не заглаживать штукатурку на стене строящегося здания и по непросохшей поверхности руками наметил план будущей росписи, используя выпуклости и впадины. Когда стена высохла, он расписал ее тушью и красками, и пейзаж выглядел будто «созданный самой природой».
О творческом методе художника рассказал его сын Го Сы: «В те дни, когда мой отец брался за кисть, он непременно садился у светлого окна, за чистый стол, зажигал благовония, брал тонкую кисть и превосходную тушь, мыл руки, чистил тушечницу. Словно встречал большого гостя. Дух его был спокойный, мысли сосредоточенными. Потом начинал работать».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=24067&p=120