- Любуясь красочным натюрмортом, мы порой и не подозреваем, что он наполнен скрытыми символами (особенно это касается средневековых картин).
- Что же это за символы?
- Реставрация картин
- Он в коллекцию мою попадать не хочет
Срезанные цветы на картине Амброзиуса Босхарта означают быстротечность жизни и эфемерную красоту, обреченную на погибель.
Стрекоз в Средние века относили к обычным мухам, и их изображение несло негативное значение – они олицетворяли дьявольское начало. Бабочки же, напротив, благодаря своей способности вылетать из кокона перерожденными, были символами избавления от мук и воскрешения души. Бабочка и стрекоза символизировали извечную борьбу добра и зла.
Чтобы правдоподобно изобразить в одной композиции цветы, произрастающие в разные времена года, художники пользовались «флориджели» – подборками цветочных изображений, сделанных по ботаническим гербариям, которые были популярны в Европе с конца XVI столетия.
Различные цветы несут в натюрморте Якоба ван Вальскэпла и различное значение:мак – символ сна и смерти, гиацинт означает траур, а в сочетании с розой и гвоздикой олицетворяет любовь и саму жизнь, а также вечный цикл жизни и смерти.
В нижнем правом углу натюрморта на зеленом листке можно заметить ползущую улитку, которая в своей ракушке может пережить как холод, так и жару. Улитка – также символ воскрешения. Ползущая муха-символ зла.
Два речных божества на вазе – Тритон и речной бог – напоминают о воде, как источнике жизни.
Образ кошки, нападающей на мышь в мышеловке на картине Абрахама Миньона, предостерегает от опасностей романтических связей. Кошка – символ чувственной страсти. Одновременное присутствие этих объектов на натюрморте с цветами говорит о ловушке, таящейся в любовной страсти и плотских утехах (правда, в анатомии кошек живописец, судя по всему, был несилен).
Ящерицы и мухи в другом натюрморте Миньона так же олицетворяют зло и противостоят бабочке – т.е. добру. Мышь – символ дьявола. Пожирающего корень жизни.Пшеница и виноград – символы Святого причастия, олицетворяющие плоть и кровь Христа. Щегол символизирует страсть, а также человеческую душу.
Птичье гнездышко является отсылкой к библейскому тексту: «И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих».
В том же столетии сформировалось новое течение в натюрморте – «Ванитас» (букв. «суета»). Очень многие картины разных мастеров тех лет носят название «Суета сует». Чтобы усилить ощущение хрупкости человеческого бытия вместе с букетами изображался череп – символ бессмысленности суеты и тщеславия. Песочные часы – тоже символ мимолетности жизни.
На картине Яна Дэвидса деХэма также присутствует виноград как символ Святого причастия, а также пустая ракушка, олицетворяющая пустю гробницы Христа, т.е. символ воскрешения. На то же указывает и лангуст, т.к. может сбрасывать панцирь, т.е. перерождается.
На картине Андриса Бенедетти мартышка, выглядывающая из-за занавеси, призвана напоминать о дьяволе: образ обезьяны в Средневековье означал зло, ересь дьявольские происки. Часы – опять же, символ мимолетности всей той роскоши,что находится на столе.
Лангуст и виноград – уже знакомые нам символы Христа – здесь также не забыты. Музыкальные инструменты тоже несут религиозное послание: как писал Святой Августин, музыка ниспослана людям самим Богом.
В целом, картина призвана убедить людей не искушаться роскошью и богатством, а помнить о словах и деяниях Христа, который умер во спасение человеческого рода.
На картине Бальтазара ван дер Аста ящерица, мухи, стрекозы – все также символы зла, а бабочка — добра и воскрешения. Есть тут и гроздья винограда – символ Причастия. В целом, эта картина – отсылка к библейскому мифу о пророке, которого Бог призвал к себе и показал корзину спелых фруктов как знак приближающегося конца.
Драгоценная дичь (натюрморт Хуана Санчеса Котана) в Средневековье была самой популярной пищей высшего общества и являлась синонимом благосостояния. Охотничьи трофеи контрастируют с простыми дарами земли: зеленью,овощами и фруктами.
Это противопоставление означает бессмысленность роскоши и нестабильность человеческого бытия.
Композиция из мертвых животных и растений также отражает средневековое представление о красоте, опирающееся на библейское: «…но Ты все расположил мерою, числом и весом».
На картине Осиаса Беерста чаша с вином – это кровь Христа, хлеб – Христова плоть. Как обычно, присутвуют и стрекоза с бабочкой. Вишня – напоминание о Страстях Христовых, а клубника – образ Рая.
Натюрморт Флориса ван Дейка содержит уже знакомые нам вино, хлеб и виноград. Яблоко – символ первородного греха. Сыр – у протестантов пища, разрешенная во время Великого Поста. Грецкий орех, если верить Святому Августину – символ самого Христа. Согласно этой интерпретации, орех означает плоть, скорлупка – вознесение, а ядро – божественное естество Иисуса.
- Сами богатые букеты, кроме очередного напоминания о тщетности бытия, олицетворяют и вполне приземленный ботанический интерес 🙂
- Вольный перевод, оригинал статьи можно прочитать здесь: http://viola.bz/still-life-painting-secret-signs/
- Перевела с английского Н. Окунева-Раракина
Источник: https://masterkrasok.ru/posts/other/simvolizm-natyurmorta
Натюрморт С Овощами И Фруктами
Учтите, что самым светлым местом в виноградинках должна быть середина, а также края. Достаточно острого ножа с тонким и гибким лезвием и немного терпения если же вы планируете всерьез заняться карвингом, стоит запастись набором специальных инструментов. К примеру, сделать карбовочный нож можно с помощью тонкой крышки из-под оливок. Как все понимают, чтобы начать работать, первоначально необходимо создать композицию. Хризантема из пекинской капусты. Но сделать его нужно только у краев и верхней части листа.
В принципе, большого отличия между данными картинами нет. Совет. Пиратский корабль. Заготовки из сырого картофеля можно пожарить во фритюре. Совет. Здесь просто фиксируют расстановку предметов, не прорисовывая их полностью.
Для этого с помощью самого мягкого карандаша (8 М) круговыми движениями прорисовывайте каждый кружочек. При создании и того и другого рисунка необходимо изображать каждую деталь. Так вы сможете передать фактуру апельсина.
Как нарисовать натюрморт с фруктами поэтапно гуашью для начинающих
Розочки из арбуза и дыни тропический сад цветочная клумба. Штриховку эскиза целесообразно начать с винограда. Конечно, съесть его после покрытия лаком будет уже нельзя. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. С этой целью карандашом ТМ наносим на его поверхность штрихи (без нажима).
Во время рисования не стоит слишком сильно надавливать на карандаш. Натюрморт с фруктами карандашом начинают создавать с эскиза. Вот таким образом вначале изготавливают фигурки, а затем отваривают их на пару.
Это делается для того чтобы ягоды не сливались между собой. Карандашом Т от точки схождения прожилок наносим штриховые линии к концам элемента. любите всем сердцем натюрморты из фруктов.
Морские деликатесы превосходно гармонируют с лимоном.
Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии. Осваивать карвинг овощей и фруктов лучше по фото или видео. Достаточно острого ножа с тонким и гибким лезвием и немного терпения. Готовые работы можно отваривать или жарить.
Натюрморт с фруктами, овощами, ягодами, грибами
Многолепестковый цветок из редиса. Следует знать, что художники для отдельных линий используют карандаши различной мягкости. Так передадим фактуру настоящего фрукта. Следует научиться передавать блики, тени и фактуру. Полностью согласна, я не художник, но вижу.
Для начала заштрихуем кожуру. Совет. Когда же эскиз будет готов, можно приступать к изображению элементов на основном полотне.
Натюрморт с фруктами, овощами, цветами и двумя ящерицами
Итак, на этом мастер-классе вы поменяете отношение к цветным карандашам вовсе. Из тонких краев листвы краснокачанной капусты и огуречных «чашечек» можно изготовить необычные цветы.
Для карвинга используют практические любые овощи: болгарский и острый перец, редиску, огурцы, тыкву, капусту, картофель, помидоры и пр. В то время как обычная фотография основана на фиксации движения, фото натюрморт основан на абсолютно иных факторах, отличных от движения.
Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии.
Чем они будут расположены чаще, тем нарядней получится цветок. Картина с изображением неодушевленных предметов (не суть важно, одного или нескольких) носит название натюрморта. Дольки фрукта прорисовываем карандашом Т. Продвигаемся при этом от центра к краям. После чего нанесем пятнышки и точки. Пышные цветы из редисавторая редиска нарезается тонкими кружочками-лепестками.
Сделайте четкими все детали, контуры и удалите вспомогательные линии. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ ФС 77 — 58841. Пришло время изобразить киви.
Натюрморт Фрукты и ягоды в живописи
Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/natyurmort-s-ovoshami-i-fruktami/
Abraham Mignon (1640-1679)
Abraham Mignon (1640-1679).
Abraham Mignon or Minjon (21 June 1640 — 27 March 1679) — немецкий живописец, мастер цветочного натюрморта, работавший в Голландии, в Утрехте. Abraham Mignon родился во Франкфурте-на-Майне и считается, что как художник, сформировался там же. Его отец, купец, поместил сына под опеку уже знаменитого к тому времени художника Jacob Marrel в семилетнем возрасте. Marrel специализировался на цветочной живописи и спустя некоторое время обнаружил большие способности у Миньона, ставшего его лучшим учеником. Marrel сопровождал Миньона, когда тот переехал в Нидерланды около 1660г., где работал и учился в мастерской у Jan Davidszoon de Heem (1606 – 1684) в Утрехте. В 1675 году Миньон поселился там постоянно и женился на дочери художника Cornelis Willaerts (внучка Adam Willaerts ). Mignon посвятил себя почти исключительно натюрмортам с цветами, фруктами, птицами, рыбой, хотя время от времени он также пытался заниматься портретной живописью. В 1669г. в Утрехте вступил в гильдию Св. Луки. Работал также в Ветцларе, Амстердаме, Франкфурте-на-Майне. Писал натюрморты с цветами и плодами в традиции северных мастеров. Художник любил изображать пышное изобилие природы . Утонченная живописная манера, продуманность композиции придают его натюрмортам особую изысканность.Множество своих картин Миньон посвятил роскошным садовым цветам.В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство . Декоративные и яркие полотна с их эмалевой живописной поверхностью вызывали восторг публики.
Ваза с цветами. Далее… «>
Интересный факт хитросплетений судеб художников и их окружения: у Marrel была падчерица Maria Sibylla Merian .Мария Сибилла Мериан ( 1647 — 1717) — немецкая художница и гравёр времён барокко, энтомолог.Дочь швейцарского гравёра Маттеуса Мериана Старшего — Matthew Merian , работавшего в Германии .
От отца девочка унаследовала незаурядные способности к рисованию, но сам он ничему не мог ее научить.Маттеус Мериан умер, когда Марии Сибилле было всего два года. Первым учителем её стал отчим, второй муж Иоганны Сибиллы, Якоб Маррель. Он был профессиональным художником, учился живописи у голландских мастеров Утрехтской «цветочной» школы и у знаменитого Георга Флегеля.
Якоб первым заметил склонность Марии Сибиллы к рисованию. .Три страны считают Мериан своей соотечественницей: она была дочерью голландки, училась у художников утрехтской школы и провела в Нидерландах двадцать пять лет жизни. Швейцарские искусствоведы и историки, не сомневаясь, называют её своей художницей: ведь её отец — выходец из Швейцарии. Но родилась Мария Сибилла, как и наш герой, в немецком городе Франкфурте-на-Майне, за два года до смерти отца, который скончался в весьма почтенном возрасте, оставив после себя многочисленное потомство от двух браков и славу одного из лучших книгоиздателей и граверов Германии. Каких только книг с собственными иллюстрациями не выпустил в свет Маттеус Мериан! Это и гравюры на исторические и библейские темы, и объёмные фолианты с картами вновь открытых земель, и ботанические энциклопедии, и любимые Маттеусом архитектурные своды. До сего времени старинные тома со знаменитым «мериановым аистом» — эмблемой издательства — представляют собой непреходящую художественную и культурную ценность .Фактически воспитанием и образованием Марии Сибиллы занимался Марель. Нидерланды середины XVII века с ума сходили по всему, что касалось цветов; луковицы редких тюльпанов ценились так же высоко, как чистые бриллианты, мастерицы самых лучших фамилий соревновались в вышивании композиций по флористике, а у художников в чести были цветочные натюрморты. Отчим Марии Сибиллы слыл в Германии едва ли не лучшим представителем «заморского» увлечения «цветочными картинками», и потому неудивительно, что наша героиня весьма успешно овладевала мастерством писания красочных букетов. Мария Сибилла, живя у отчима, переняла не только его уроки живописи, но и училась у его лучшего ученика Mиньона. Кроме Мериан, другим его учеником был Ernst Stuven .
- Натюрморт с крабами на оловянной тарелке
- Тот же натюрморт, в другой тональности — здесь лучше виден стеклянный причудливой формы сосуд.
- Натюрморт с фруктами и устрицами
Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это “зрелище, в котором можно многое открыть”. Знакомые, обыденные образы природы отступали перед экзотикой и пышной яркостью.
Его любимая схема была ввести красные или белые розы в центр холста и установить целую группу цветов на темном фоне. Работы Миньона ценились немецкими коллекционерами и стали образцами для мастеров бидермейера в XIX столетии . Наряду с С. Штоскопфом в родной Германии Абрахам Миньон был видным мастером живописи натюрморта в XVII столетии .
Миньон умер в Утрехте, довольно в молодом возрасте, причина его смерти неизвестна, он оставил двух дочерей, и жену Анну — Катарину. Нигде его работ нельзя увидеть больше, чем в Дрезденской галерее, которая содержит пятнадцать из его картин, двенадцать из которых подписаны.
Шесть его картин в Лувре, четыре в Эрмитаже, другие можно найти в музеях Амстердама, Гааги, Роттердама, Брюсселе, Мюнхене, Карлсруэ, Брауншвейге, Касселе, Шверин, Копенгагена, Варшавы, Лиона, Флоренции и Турина.
- Букет цветов 1665/70
- Гирлянда из фруктов.
- Цветочная гирлянда.
-
- Букет цветов и фруктов.
- Виноград. Museum Mayer van den Bergh, Antwerp
Фруктовый натюрморт. Мертвая птица.
- Натюрморт с фруктами.
Натюрморт с рыбой и рыболовными снастями. Натюрморт с удодом.
- Натюрморт с фруктами и щеглом.
- Натюрморт с фруктами. 1663/64Städel Museum, Frankfurt am Main
- Натюрморт в интерьере. The Ashmolean Museum, Oxford
- Натюрморт с фруктами, рыбой и гнездом National Gallery of Art, Washington
- Натюрморт с устрицами.
- Венок в нише.
- Дичь, рыба, а также гнездо на этажах леса Musée du Louvre, Paris
- Натюрморт с фруктами, устрицами на оловянном блюде и фарфоровой миской 1660-1679
- Натюрморт с фруктами и чашей на подставке в виде лапки петуха. 1660-1679
- Натюрморт с цветами.
- Натюрморт с цветами в вазе.
- Ваза с цветами.
- Натюрморт — подлесок.
- Натюрморт — подлесок. Musйe du Louvre, Paris
- Натюрморт.1660s Private collection
- Стеклянная ваза с цветами и оранжевым плодом на веточке.1660s Gemäldegalerie, Dresden
- Природа как символ Vanitas 1665-79 Hessisches Landesmuseum, Darmstadt
- Натюрморт с рыбой и с птичьим гнездом. 1670
- Натюрморт с фруктами, белкой и щеглом. Staatliche Museen, Kassel
- Натюрморт с фруктами.1660 Staatliche Kunsthalle, Karlsruhe
- Натюрморт. 1672 Wallraf-Richartz-Museum, Cologne
- Натюрморт с лесными орехами и виноградом.
- Ваза с цветами в нише. The Ashmolean Museum, Oxford
- Графин с цветами и ежевикой. The Ashmolean Museum, Oxford
- Цветы, животные и насекомые Musées royeux des beaux-arts de Belgique, Brussels
- Натюрморт с фруктами.
- Натюрморт с фруктами, овощами, ящерицами и мышами.
Натюрморт с цветами, кошкой и мышеловкой. 1670-80 (Интересный сюжет натюрморта, на первый взгляд не замечаемый: кошка бросилась на мышку, попавшую в мышеловку, но не смогла схватить её, однако при этом задела вазу с цветами, которая начинает падать и проливать воду…Кошка в испуге и в ярости…
Текущая вода есть неумолимый ход времени. Она аллегорически связывалась с забвением. В то же время это — символ женского начала, чистоты, здоровья. …Мышеловка — символ ловушки, где охотником являются другие люди, а зверьком — Вы сами.
Эти сюжеты художник заимствовал у своего учителя Я.Морреля)
Ваза с цветами. The Hermitage, St. Petersburg (Почти тот же сюжет: белка обмотала своей цепочкой ножку вазы, при этом хочет попасть в свой домик, цепочка натягивается, ваза кренится и почти падает в противоположную белки сторону…).
Подпись художника: Абрахам Миньон исполнил. Иногда подписывался просто монограммой : А.М.
***
http://fotki.yandex.ru/users/natali…w/740829?page=0
http://www.topofart.com/artists/Abr…7692/Fruits.php
http://www.topofart.com/artists/Abraham_Mignon/
http://gluedideas.com/Encyclopedia-…lower-Pain.html http://gluedideas.com/Encyclopedia-…lower-Pain.html
http://www.wga.hu/frames-e.html?/ht…gnon/index.html
http://www.pubhist.com/work/5159/ab…ont-of-a-grotto
http://www.artcyclopedia.com/artist…on_abraham.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Abraham_Mignon
http://commons.wikimedia.org/wiki/C…_Abraham_Mignon
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6447619.html
Натюрморт "Фрукты"
III. Анализ образца.
- 1. Анализ формы
- 2. Изучение цвета фруктов
- Физкультминутка (игра – танец «Разноцветные флажки»)
3. Анализ композиции рисунка.
— Рассмотрите форму каждого из фруктов.
— Какую форму имеет яблоко? (Круглую).
— Правильно, яблоко круглое, его силуэт имеет форму круга.
— Груша имеет такую же форму, что и яблоко? (Нет, груша имеет форму треугольника). Посмотрите, как она сужается вверху.
— На какую геометрическую фигуру похожа слива? (Слива имеет форму овальную форму).
— Зная форму предметов, мы можем нарисовать очертания наших фруктов? Как мы будем раскрашивать нарисованные фрукты?
- — Посмотрите на яблоко, какого оно цвета?
- — Цветовая гамма яблока состоит из двух цветов – жёлтого и красного. Послушайте описания яблока в загадке:
- Родились у матушки
- Сто четыре дочки:
- У каждой дочки –
- Румяные щёчки,
- На косе – листочки.
— Какое название цвета подобрал автор В. Толоконников для этого фрукта? Почему? В какую гамму цвета входит «румяный» цвет?
— А какого цвета груша? (Груша жёлтого цвета). Но жёлтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. Какой цвет мы выберем для нашей груши?
— Хорошо, грушу раскрасим краской светлого – жёлтого цвета. Но лучше, если в этот жёлтый цвет добавить немного светло – коричневого. Попробуйте смешать эти краски. Что получилось? Как стала смотреться груша?
А какого цвета слива? (Слива имеет светло – фиолетовую окраску).
— Послушайте и скажите, о каком фрукте В. Толоконников загадал загадку.
- Сорвали детишки
- Синие шишки.
- Шишки гладенькие,
- Внутри сладенькие.
- (Сливы).
— С чем сравнил поэт сливы? Почему? Как вы думаете, прав ли он, назвав цвет сливы?
- — Теперь, зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка?
- Жёлтый, жёлтый, ярко – жёлтый
- У меня в руке флажок.
- С жёлтым, жёлтым, ярко- жёлтым
- Потанцую хорошо.
- Разноцветные флажки
- У ребят у наших.
- С разноцветными флажками
- Весело попляшем.
- Высоко подняв флажки, дети размахивают ими над головой, кружатся на месте.
- С разноцветными флажками
- Весело шагаем (шаг на месте).
- Красный, жёлтый, голубой,
Все цвета мы знаем. (Машут флажками над головой, потом останавливаются).
Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре, то есть слива никак не может быть по размеру больше яблока. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, то рисунок получается ярким и выразительным. Давайте посмотрим, как лучше разместить наши фрукты на листе.
- — Выбрав лучший вариант, приступаем к размещению предметов на плоскости листа.
- 1) проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов;
- 2) определяем положение центрального предмета и относительного него положение двух других.
2. Построение формы предметов.
1) обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, слива – овал.
2) прорисовываем детали.
3. Заливка контура цветом.
Раскрашиваем фрукты в основные цвета.
Груша – светло – жёлтого цвета. Для получения такого оттенка жёлтую краску наносим на палитру и разводим её водой.
Яблоко раскрашиваем в жёлтый цвет, а сливу – в фиолетовый.
4. Прорисовывание деталей.
Прорисуем каждый фрукт более детально. В рисунок груши можно внести оттенок светло-коричневого цвета. В яблоке пропишем розовый бочок. Для получения розового цвета наносим на палитру жёлтую и красную краски, смешиваем их и разводим водой до нужного оттенка.
- В сливу, чтобы придать ей более естественный цвет окраски, можно добавить немного синей краски.
- Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листики.
- Рисунок готов.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/natiurmort_frukty_1
Мдк 03.02. основы выполнения живописных работ
Каждый цвет изображаемых предметов надо рассматривать как составной цвет, полученный из множества оттенков, появляющихся в результате воздействия световых лучей. Свет, падающий из окна, придаёт освещённым частям холодноватый оттенок.
Сама освещённая поверхность по мере перехода от света к тени имеет целый ряд тонких градаций — переходов. Наиболее открытый предметный цвет будет присутствовать в полутоне. Вся теневая часть вместе с рефлексами, падающими тенями будет значительно теплее световой части.
Чем определённее будет выражена тепло-холодность в работе, тем энергичнее и выразительнее будет живопись.
Вначале следует определить общее световое и цветовое состояние постановки, выявить по натуре и раскрыть на плоскости основные отношения. Делать это надо легко и свободно, не забивая поверхность бумаги.
Уже на начальной стадии следует приучаться прописывать большие плоскости большими кистями, используя лессировочные и корпусные свойства красок.
Хорошо сгармонированная по цвету живопись должна передавать не только цвет и форму предмета, но и его материал, освещение, то есть создавать целостный образ натуры.
Внимание должно быть обращено на явление воздушной перспективы. В натюрморте, как правило, предметы расположены на различных расстояниях друг от друга. Между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха, который смягчает яркость окраски дальних предметов.
Ближайшие предметы, поэтому кажутся ярче, рисунок их определеннее ярче и отчетливее по сравнению с дальними. Вот почему ближайшие к нам предметы изображаются в более определенных контурах и красках, чем расположенные на втором плане. Контуры дальних предметов как бы сливаются с фоном, благодаря чему достигается впечатление пространства.
Если не смягчить краски задних предметов, то последние будут «выпирать» на передний план.
Влияние воздушной перспективы при изображении натюрморта не всегда легко подметить в натуре, в особенности студентам. Тем не менее, им нужно знать о нем и уметь «удалять» на рисунке один предмет и «приближать» другой.
Работая над формой, деталями, не следует упускать из виду общий тон натуры. Надо все время согласовывать с ним живопись отдельных предметов и деталей.
Иначе возможны ошибки в колористическом решении этюда, ведущие к потере цельности изображения.
Внимательно следите за наличием теплых и холодных оттенков на его поверхности. Особенно важно не упускать из виду общую тоновую и цветовую гамму. При изображении бликов на предметах нельзя ограничиваться передачей только их светлоты, забывая об их цветовых оттенках.
Цвет блика зависит от цвета подающего на предмет света и цвета самого предмета: его оттенок будет противоположным цвету поверхности, на которой лежит блик. Особого внимания требует живопись первого плана натюрморта.
Первый план надо четко строить в пластическом отношении, внимательно лепить цветом форму, выявлять освещенность, чтобы он служил активным вводом в композицию, воспринимался устойчиво, материально «поддерживал» предметы последующих планов. Очень часто в работах учащихся первый план остается пустым, плохо проработанным.
В результате возникает ощущение, что он как бы проваливается, опускается, а предметы второго и последующего планов воспринимаются подвешенными или падающими на зрителя.
На завершающей стадии работы над натюрмортом необходимо вновь вернуться к уточнению общего тонально-цветового и пластического решения и подчинить ему частности — проверить, нет ли излишне ярких или резких пятен, контрастов, разрушающих цельность, или, напротив, не потеряны ли звучность, насыщенность цвета, контрастность деталей, что снижает выразительность натюрморта.
От общего к частному и от частного к обогащенному деталями общему — таков путь поиска наибольшей выразительности, выявления предметных характеристик: формы, материальности, цветовой и тональной гармонии, освещенности, пространства, живописно-пластической цельности изображения.
Источник: http://asu.zpk74.ru/mod/page/view.php?id=1519