В рамках проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» сегодня мы побываем в одном из самых посещаемых туристами мест в Витебске. Это Арт-центр Марка Шагала.
![]() |
Арт-центр Марка Шагала в Витебске |
Напомним, в Витебске два шагаловских музея. Про один из них — мемориальный родительский дом художника на улице Покровской — мы уже рассказали раньше. Теперь совершим экскурсию в арт-центр.Музей находится в здании XIX века. Известно, что в конце позапрошлого столетия строение возвел для своей семьи прусский подданный, слесарь (!) Ленгенфельд. Наверное, в то время представители этой профессии неплохо зарабатывали, раз он мог позволить себе красивый двухэтажный особняк в центре города.
Перед революцией дом принадлежал уже новой владелице — жене полковника Марии Нефедьевой. Ее обездомила революция. Потом особняк отдали под коммунальные квартиры. В коммуналках здесь жили и после войны. К 1991 году здание освободилось, и власти передали его музею.
На здании арт-центра находится барельеф с изображением Марка Шагала.
Интересно, что именно это здание из красного кирпича Марк Шагал изобразил на своей известной картине «Над городом».
![]() |
Марк Шагал. «Над городом», 1914-1918 |
Так случилось, что с недавних пор это витебское учреждение культуры не имеет руководителя. Но мы попросили, чтобы нашим гидом выступила бывший директор Музея Марка Шагала, историк искусства Людмила Хмельницкая. Она находилась на этой должности 16 лет из 22 лет существования музея. — Музей открылся в 1992 году. Первые несколько лет сотрудники занимались тем, что проводили выставки современного искусства, так как собственная коллекция еще только формировалась. В 1998 году открыли первую постоянную экспозицию работ Марка Шагала. Выставили все, что у нас тогда было, — 78 литографий. Казалось, долго придется ждать, пока появится что-то новое. Но уже через год нам подарили серию иллюстраций к поэме Николая Гоголя «Мертвые души». И коллекция стала стремительно пополняться, — рассказывает Людмила Хмельницкая.
![]() |
Портрет Марка Шагала в музее |
В Беларуси работы Шагала есть только в двух местах — Национальном художественном музее в Минске и в витебском арт-центре. В собрании последнего — около 300 подлинных работ художника! Среди них ксилографии (гравюры на дереве), офорты (гравюры на металле), литографии (рисунки, созданные печатанием с камня), акватинты (гравюры, полученные травлением кислотой металлической пластины).
![]() |
«Солнце с красной лошадью», 1977. Цветная литография. Дар Генриха Манделя |
![]() |
«Видение Парижа», 1952. Цветная литография. Дар Генриха Манделя |
![]() |
«Деревня», 1977. Цветная литография. Дар Генриха Манделя |
Первые работы арт-центру подарил «Круг содействия «Дому-музею Шагала в Витебске» из немецкого Нинбурга. В 1994 году дочь художника Ида Шагал презентовала музею три цветные акватинты с подписью отца. Внучки мастера авангарда Белла и Мерет Мейер передали в дар музею 96 уникальных офортов — цикл иллюстраций к поэме Николая Гоголя «Мертвые души», а также иллюстрации художника к Библии.
Неоценимую помощь в формировании собрания оказал коллекционер, хирург из Германии Генрих Мандель. Он подарил арт-центру большое количество работ Шагала, а также около двух тысяч книг по творчеству художника и искусству классического авангарда.
![]() |
Генрих Мандель |
Кроме работ Шагала, в музее находятся произведения других художников европейского авангарда. Среди них работы тиражной графики Пабло Пикассо, Хуана Миро, Анри Матисса и других. За всю жизнь Шагал создал около тысячи графических листов. В арт-центре находится треть этого наследия — от самых первых офортов до последней работы. Это позволяет проследить эволюцию его творчества, техники, тем.
- — Наша коллекция — это национальное достояние, — подчеркивает Людмила Хмельницкая.
- — А есть ли надежда, что когда-либо в Витебске появится живопись Марка Шагала?
— Живописные работы требуют других условий экспонирования. Нужен постоянный температурно-влажностный контроль, который мы пока в течение всего года обеспечить не можем.
Туристический сезон в музее проходит с мая по октябрь. В это время все два этажа отдают под экспозицию работ Шагала. Зимой, когда посетителей меньше, второй этаж отводится под выставки современного искусства.
Сейчас в музее экспонируются работы художника Мариса Чачки (Латвия) |
— Но первый этаж обязательно остается для работ Шагала. В республике должно быть хоть одно место, где всегда можно познакомиться с его творчеством, — говорит Людмила Владимировна.
«Чичиков и Манилов перед дверями гостиной», 1923. «Коробочка», 1923-1925. Офорты. Дар внучек Марка Шагала |
Реакция посетителей бывает разная. Но больше всего Людмиле Хмельницкой запомнился визит композитора Александры Пахмутовой и ее мужа, поэта Николая Добронравова:
— Они смотрели офорты к «Мертвым душам». И Добронравов стал цитировать фрагменты из этого произведения наизусть. То есть, глядя на определенную иллюстрацию, зачитывал по памяти соответствующий отрывок. Есть люди, которые заучивают «Евгения Онегина», другие поэтические вещи, но чтобы знать наизусть такое крупное прозаическое произведение, как «Мертвые души»… Такое я увидела впервые!
Шагал делал иллюстрации к «Мертвым душам» в 1920-е годы по заказу Амбруаза Воллара для французского издания. Но книгу издали лишь в 1948 году, она получила приз Венецианской биеннале. Специально для этого издания «Мертвые души» перевели на французский язык. После этого иллюстрации увидели во всем мире.
Замечательные зрители — дети. Они видят в шагаловских работах то, что не замечают (или не понимают?) взрослые. Но и взрослые уходят потрясенными. Одна женщина поделилась с работниками музея: «Я ничего в работах художника не поняла. Но какая это энергетика!». То есть Шагала можно не понимать, его надо чувствовать.
В специализированной научной библиотеке арт-центра находится почти 7 тысяч изданий по творчеству Шагала и художников русского и европейского авангарда. Библиотека открылась в 2002 году на основе книжной коллекции, подаренной доктором Манделем.
Среди изданий есть весьма редкие — например, публикации начала ХХ века в немецких журналах Der Sturm, Kunst und Künstler.
— Библиотека доступна для всех желающих. Мы, конечно, не выдаем книги на дом, но читать их можно тут, оставив документ.
И для этого не обязательно быть доцентом, аспирантом, — говорит Людмила Хмельницкая.
Собеседница с гордостью показывает каталог «Марк Шагал. Эстампы. 1922-1985», который вышел в этом году в издательстве «Вита Нова» в Санкт-Петербурге тиражом 3 тысячи экземпляров.
В нем находятся все 300 репродукций работ художника, которые хранятся в арт-центре.
— Текст под работами максимально приближает читателя к пониманию творчества Шагала. В каталоге минимальное количество английского языка.
Потому что на английском — тьма книг о Марке Шагале, а на русском — почти ничего, — поясняет Людмила Хмельницкая.
На первом этаже музея находится небольшой магазин. Здесь туристы могут купить сувениры: открытки, магниты, календари, репродукции работ Шагала и т.д. Все это издано легально, с разрешения Международного Шагаловского комитета в Париже.
Кроме того, в магазине есть выбор книг по истории Витебска и литературы по искусству.
— Людмила Владимировна, по-вашему, Витебск в мире больше знают благодаря Шагалу или «Славянскому базару»? — спрашиваю на прощание.
— Благодаря Шагалу. «Славянский базар» в мире не знают. Это вообще разные вещи — поп-культура и культура классическая. Кстати, пик посещаемости в музее приходится не на дни фестиваля, когда в городе 5 тысяч гостей и еще столько же участников. Это вообще не наш зритель.
Самый активный пик — лето, когда приезжают так называемые культурные туристы. Эти люди специально едут на родину великих художников, от нас они направляются к Репину в «Здравнево».
Еще в наш музей активно наведываются в дни больших каникул в России — после Нового года и на майские праздники.
- В год Музей Марка Шагала посещает около 30 тысяч туристов, это немало.
- Арт-центр Марка Шагала находится в Витебске по адресу: улица Советская, 25 (иногда пишут: улица Путна, 2 — дом находится на пересечении двух улиц).
- Как добраться до Арт-центра Марка Шагала:
В Арт-центре Марка Шагала проводятся не только выставки, но и другие публичные мероприятия: научная конференция, международные Шагаловские чтения, лекции, кинопоказы, концерты классической музыки, встречи с интересными собеседниками – писателями, кинорежиссерами, актерами. Посещение Арт-центра Марка Шагала и дома-музея художника включено во многие тематические туры по Беларуси и экскурсионные туры по Витебску. от железнодорожного вокзала идти или ехать по улице Кирова, пересечь Кировский мост. Свернуть налево — на улицу Ленина, возле ратуши повернуть на улицу Суворова, дойти до ее пересечения с улицей Советской, повернуть в сквер.
Контактный телефон:
+375-212-36-03-87+375-212-36-03-87. Официальный сайт: chagal-vitebsk.com Музей работает с 11.00 до 18.30. Выходные дни: с 1 октября по 1 марта — понедельник, вторник; с 1 марта по 1 октября — понедельник.
Стоимость входного билета:
для взрослых — 15 000 белорусских рублей, для школьников и студентов — 10 000 белорусских рублей. Стоимость экскурсии для группы — 70 000 белорусских рублей. Справка о проекте:
Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» >>>
Источник: https://news.tut.by/culture/428277.html
Пять знаменитых картин Марка Шагала о Витебске
Витебск — город, подаривший миру талантливого живописца, графика, яркого представителя авангарда прошлого столетия Марка Шагала. Художника, которому удалось покорить мир своим особенным стилем и неповторимостью взгляда на жизнь.
Мастер прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Необычайно плодовитый, Марк Шагал не только написал несколько тысяч картин, но занимался также сценографией и сложением стихов на идише. И все же миф Витебска — один из самых запоминающихся образов творчества Шагала.
1. «Над городом» 141 х 197. Холст, масло
Картина создана в 1914-1918 годах и хранится в Третьяковской галерее (Москва, Россия).
Сказочная картина, яркий и красивый сон, полет над Витебском в обнимку с любимой Беллой. А город внизу маленький, нереальный. Художник не детализирует объекты картины, это лишь мир воспоминаний. Нет ни законов физики, ни логики, только парящие души в своем романтическом мире.
В картине лишь внимательный зритель заметит пасущегося козла и одну повседневную, даже пикантную деталь. Человека со спущенными штанами на переднем плане, который «примостился уютно», поскольку у него неотложная нужда. И в этом весь Шагал…
2. «Над Витебском» 70,3 x 9. Масло, холст, натянутый на картон
Картина создана в 1914 году, хранится в Центре Жоржа Помпиду (Париж, Франция).
Прямые улицы города, заметенные снегом, низкие домики с ровными крышами, аккуратные заборы. Лишь православная церковь выделяется на фоне этого выверенного пейзажа. А из-за этих стен мы видим фигуру странника — длинная борода, изогнутая палка в руках и мешок за спиной.
Искусствоведы отмечают, что таким образом Марк Шагал изобразил самого себя. Художнику довелось жить и работать в разных странах, но мыслями он всегда был в родном городе.
3. «Прогулка» 169,6×163,4. Холст, масло
Картина создана в 1917-1918 годах, хранится в Русском музее (Санкт-Петербург, Россия).
Художник изобразил себя уверенно стоящим на земле и крепко держащим за руку любимую женщину, взмывшую ввысь в порыве чувств. В его правой руке смирно сидит птица — таким образом Шагал словно говорит зрителю, что бывают моменты, когда человеку не нужно делать выбор между синицей и журавлем из известной пословицы: он может взять от жизни все.
4. «Скрипач» 188×158. Холст, масло
Картина создана в 1912-1913 годах, хранится в Музее Стеделек (Амстердам, Нидерланды).
Шагал был вынужден довольно часто отвечать на вопрос, почему же в его картине нередко встречается скрипач, танцующий на крыше, при этом живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить.
Однако если говорить серьезно, в жизни евреев скрипач всегда был важен. Ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни.
5. «Синий дом» 66×96,8. Холст, масло
Картина создана в 1917 году, хранится в Музее изобразительных искусств (Льеж, Франция).
Шагала можно назвать сказочным художником, истоки его творчества – в детстве, когда кажется, что все возможно. И коза может быть зеленой, и люди могут парить в облаках, и город — золотым, а дом, как тоска по родине, синим. Это особенные авторские мироощущения, где обыденность окрашивается в яркие цвета посредством чувств, эмоций и любви.
«Париж, ты мой Витебск!» — говорил Марк Шагал, и не было комплимента выше.
Кстати, в Беларуси по-прежнему есть лишь считанные работы художника. Это литографии из Арт-центра Марка Шагала в Витебске, а также 2 литографии и 4 произведения живописи в корпоративной коллекции «Белгазпромбанка».
Это «Влюбленные», купленные в 2012 году на Christie’s за 650 тысяч долларов.
Год спустя более миллиона долларов банк отдал за три работы мастера на Sotheby’s: «Лунатик» (1912 года), а также картины 1940-х — «Часы на пылающем небе» и «Зеленый пейзаж».
Источник: https://planetabelarus.by/publications/pyat-znamenitykh-kartin-marka-shagala-o-vitebske/
К 130-летию марка шагала: «нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей покровской улицы в витебске»
07 Июля 2017 года / Текст: Нина КАТАЕВА
7 июля в родном городе Шагала, как и во всем мире, отметят 130-летие художника-авангардиста, живописца, графика, декоратора и иллюстратора
Фото Александра Хитрова/ БЕЛТА Витебск – центр Вселенной Шагала. Здесь он родился и провел почти треть своей долгой жизни – 33 года. Окрестности города появлялись на полотнах Шагала и тогда, когда мир узнал его как французского художника, именно здесь он «обрел краску своего искусства».
ОТ ВИТЕБСКА ДО ПАРИЖА
Марк Шагал прожил очень долгую жизнь – пары лет не хватило до века (1887-1985). Родился в Витебске, окончил Витебское городское училище, обучался в частной Школе живописи и рисунка художника Пэна, где впервые была отмечена его «дерзкая» работа с цветом. Из Беларуси путь лежал в Санкт-Петербург, где была учеба у Николая Рериха, в школе Общества поощрения художеств, в частной студии Зайденберга, в школе Званцевой, под руководством Бакста и Добужинского. Чем сильнее были художественные «влияния», тем более яркий и своеобразный стиль формировался у молодого художника. Весной 1910 года состоялась его первая выставка в редакции «Аполлона», впереди были четыре года жизни в Париже, вблизи Ван Гога, Сезанна, Курбе, Гогена, персональная выставка в Берлине. Именно в эти годы в его жизнь вошла Белла, которая навсегда стала музой и вдохновительницей художника. В июле 1915 года молодые поженились, а через год у них родилась дочь Ида. Из Витебска в 1920-м Шагал с семьей уехал в Москву, а в 1922-м из Москвы — в эмиграцию. В Париже навсегда он оказался в 1923 году, получил французское гражданство, и в 1985 году на 98-м году жизни умер в своем доме в Сен-Поль-де-Вансе, в Провансе. Отмечен наградами Франции. В Ницце расположен знаменитый музей «Библейское послание Марка Шагала».
МУЗЕЙ НА РОДИНЕ
На родине, конечно, тоже помнят и чтят великого художника. Хотя Музей Марка Шагала в Витебске появился лишь в 1991 году, тогда же прошла первая выставка его работ. Мемориальная экспозиция в родительском доме Марка открылась в 1997-м. В музее ежегодно проводятся международные Шагаловские чтения, на которых много говорят о том, что именно витебские мотивы всю жизнь питали творчество живописца. До открытия музея, в советское время, более полувека Шагал считался во всем мире французским художником. О том, что в Витебске существует мемориальный дом семьи Шагалов, в городе стали говорить лишь в восьмидесятых годах. Благодаря усилиям витебской общественности, в частности, председателя Шагаловского комитета, поэта Давида Симановича, помощи писателей Василя Быкова, Рыгора Бородулина, Андрея Вознесенского, вопрос с открытием музея удалось решить. Письмо о необходимости создать музей художника отправлял еще в ЦК КПБ академик Лихачев. Сейчас у сотрудников самые тесные связи с внучками Марка Шагала – Мерет и Беллой. Работы художника в экспозиции – в основном, их дары. Мемориальных вещей немного, но все это подлинные вещи рубежа эпох. Создавать экспозицию помогали рисунки Шагала, уже в Париже по памяти он рисовал столы, стулья, лампы и коврики из своего детства. В 1990-х во дворе дома провели раскопки и обнаружили осколки посуды. Отец Шагала был простым рабочим, семья не бедствовала, но жила очень скромно. Западные туристы уезжают растроганными – они ведь знают Шагала как очень богатого человека, всемирно признанного, обласканного славой, и удивляются, что в детстве он жил так бедно. Ежегодно в музее бывает до 20 тысяч посетителей. Марк Шагал. «Над городом» (1918)
«ВСЕ ПАМЯТНИКИ ШАГАЛУ БУДУТ ПАМЯТНИКАМИ И МНЕ»
Откуда взялись летающие люди на картинах Шагала, спрашиваю у экскурсовода музея. — Из фольклора, с которым в детстве знакомят всех еврейских детей. Но только в его голове эти сказки сварились в какую-то субстанцию, особенно после того, как он стал впитывать светскую культуру, вначале русскую – в Витебске и Петербурге, а потом – европейскую во Франции. Эти слои ассимилировались, и этот симбиоз мы получили в живописи художника. Летал над Витебском Марк Шагал исключительно с Беллой. Искусствоведы утверждают, что личность Беллы (она умерла в 1944 году в США, потом Шагал женился во второй раз на Валентине Бродской) – таинственна, еще многое предстоит исследовать ее биографам. Шагал всегда подчеркивал, что Белла была его музой. Дочка богатых родителей, она влюбилась в Марка в 1909 году, когда он в первый раз собирался ехать в Париж. Белла отказывала всем женихам, пошла против воли родителей, выбрав Марка. Сознательно ушла в тень мужа и очень многое сделала для него. Друзья Шагала вспоминали: когда стали прочить Марку мировую славу и говорить, что когда-нибудь ему поставят памятник, Белла говорила: «Все памятники, которые поставят Шагалу, будут памятниками и мне». Марк Шагал с женой Беллой Розенфельд. (1934)
ВИТЕБСКИЙ РЕНЕССАНС
В 1918 году по инициативе Марка Шагала в Витебске было открыто художественное училище, в котором собралось созвездие выдающихся художников — Добужинский, Пуни, Богуславская, Ермолаева, Коган, Лисицкий, Малевич. Это время – называют «Витебским Ренессансом». Художники занимались с молодыми людьми. Именно здесь Казимир Малевич сформулировал свою философскую теорию – супрематизм, которая родилась у него еще до приезда в Витебск, когда он сделал «Черный квадрат» своим знаменем. Две брошюры с изложением теории литографским способом издали в Витебске. Много говорят о борьбе амбиций Шагала и Малевича в это время. Александр Митта даже посвятил этому свой фильм. Исследователи творчества Шагала свидетельствуют: Малевич с семьей жил в училище, ставил с учениками спектакли, рисовал вывески для города — молодежь тянулась к нему. А Шагал был «скучным комиссаром», который сидел на заседаниях, постоянно ездил в Москву «выбивать деньги на училище». Забот оказалось больше, чем он ожидал. Времени, чтобы реализоваться самому как художнику, не оставалось и он принял решение уехать.
ГОГОЛЕВСКАЯ СЮИТА
В Музее Шагала в Витебске нельзя пройти мимо серии иллюстраций к гоголевским «Мертвым душам». Подарок внучек художника от имени Фонда Иды и Марка Шагалов. Иллюстрации эти по заказу издателя Амбруаза Воллара художник сделал еще в двадцатые годы, но книга вышла в свет лишь в 1948-м. Специально для этого издания «Мертвые души» перевели на французский язык. Оно отмечено призом Венецианской биеннале. После этого началось триумфальное шествие иллюстраций по миру. В начале 2000-х книга вышла и в России. В 1960-е годы Шагал увлекся созданием фресок и витражей, шпалер и получил множество заказов на оформление храмов и синагог в Европе, Америке и Израиле. В 1964-м расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля. В 1966 году создал два панно для Метрополитен Опера в Нью-Йорке. В 1972-м в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года». В 1973 году Шагал побывал на своей персональной выставке в Москве, передал в дар Музею имени А.С. Пушкина 75 своих литографий. Съездил в Ленинград, а до Витебска не доехал: «Сильное эмоциональное волнение опасно для людей моего возраста. Но у меня нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы». В 1977-м Шагал удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почетного легиона, а в 1977-1978 годах, в честь 90-летия, была устроена его выставка в Лувре. Еще при жизни автора – вопреки правилам. Марк Шагал. «Над Витебском» (1914)
КАК ОТМЕТЯТ ЮБИЛЕЙ ШАГАЛА В ВИТЕБСКЕ
«Марк Шагал. Нереальная реальность» – с демонстрации этого документального фильма в Доме кино начнутся торжества. Покровская улица, на которой расположен Дом-музей Шагала, заметно преобразилась. На заборах и фасадах появились цитаты художника, которые говорят о его любви к родному городу. Особый акцент сделан на шагаловской росписи «К моему городу Витебску». В Художественном музее откроется выставка фотодокументов из фондов краеведческого музея. Зрители увидят спектакль Виталия Барковского «Шагал. Шагал…» Национального драмтеатра имени Якуба Коласа.
В 16:00 после возложения цветов к памятнику Шагалу на Покровской улице начнется театрализованное шествие. Музыканты, художники, танцоры, акробаты – к Марку Шагалу придут все. Да и он сам вместе с Беллой проедет в бричке к своему дому. Дому-музею, во дворе которого начнутся народные гуляния. Коллектив «Шалом» из Лиды устроит концерт клезмерской (уличной еврейской) музыки.
На этой же площадке впервые под открытым небом покажут спектакль «Шагал. Исход» белорусского театра «Лялька». Арт-перформанс «Васильковое небо» ожидает тех, кто придет в 19.00 в культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина».
Обещают, что перед зрителями оживут картины Шагала – и скрипачи на крыше, и влюбленные над городом, обещают даже тушение пожара показать.
Ключевые слова: шагалкультураобщество
Версия для печати Добавить в закладки Постоянная ссылка
Источник: https://www.souzveche.ru/articles/culture/37992/
О «сюрреализме» марка шагала
Номер журнала:
Специальный выпуск. Марк Шагал «ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА!»
Картины, которые Шагал создает в период с 1923 по 1941 год, до отъезда в Америку, отмечены двойственностью. Иные из этих произведений кажутся настоящими сюрреалистическими полотнами, но на самом деле ими все же не являются.
Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. Обнаженная написана в манере, близкой французской художественной стилистике начала 1920-х годов.
По гладкости фактуры, красоте и выписанности модели картину можно было бы счесть безупречным академическим упражнением в русле долгой живописной традиции изображения обнаженной натуры со спины, если бы только не произвольность, с какой фигура помещена над городским пейзажем.
Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года).
В действительности Шагал говорит о себе. Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. Витебск внизу— он возник из детства и принадлежит прошлому. Белла вверху — она царит в памяти и принадлежит настоящему.
А в букете цветов, обособленном, как бы разрывающем своими красками серый фон, можно увидеть образ самого Шагала, его эмблему, подпись. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты.
Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно — как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия. Такая трактовка подходит для картины «Невеста с двойным лицом» (1927).
Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). Осел и невеста, составляющие влюбленную пару, на первый взгляд и в самом деле предстают как нечто абсолютно сюрреалистическое и уж точно фантастическое.
Но название произведения отсылает к одной из самых совершенных комедий Шекспира, где в центре действия — любовь царицы фей Титании к ткачу Основе, который волшебством превращен в осла.
У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона; волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов; метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами.
Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе — эльф и он же домовой или Добрый малый Робин).
Подобное смешение позволяет Шекспиру переплести в пьесе несколько историй, в которых при свете луны, в волшебной ночной атмосфере встречаются красавица и чудовище, возникают гримасы и улыбки, желания и сновидения. Совершенно очевидно, что Шагалу доставляет удовольствие постоянное веселое вторжение чего-то сказочного, ирреального, знаменующего победу воображения над рассудком.
Картина иллюстрирует одну из тем пьесы: пародирование романтической любви. Даже нежность, с которой он изображает своих персонажей, и отсутствие животной грубости созвучны пьесе Шекспира, мастерски умеющего раскрыть всю полноту любви, поднимая ее над буффонадой.
У Шекспира нет желчи в подшучивании над «нежными чувствами», нет ее и у Шагала. Ну, а столь необычный для художника красный ангел в небесах — это, скорее всего, шекспировский добрый эльф Пэк.
Итак, Шагал и тут рассказывает о себе самом, точнее, делится с нами своим восхищением шекспировской пьесой.
По возвращении во Францию после войны Шагал и в других произведениях использует «сюрреалистическую» образность для иллюстрации чего-то, не имеющего никакого отношения к сюрреализму. Пример тому — «Часы с синим крылом» (1949).
Маятник с птичьим крылом в центре картины, кажется, доминирует над заснеженной деревней; еще выше в воздухе — петух; внизу на переднем плане — брошенный букет; поверх часов — обнявшиеся влюбленные; силуэт бредущего еврея — все это в сочетании с загадочным названием напоминает композиции Магрита.
Действительно, в этом произведении много странного. Однако его можно расшифровать как закодированное послание. Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Но это разные рассказы. Один — о детстве, другой — об изгнании, третий — о тоске. Так на театральной сцене могут одновременно находиться несколько персонажей, не вступающих в общение друг с другом.
Они объединены пространством, и каждый произносит свой монолог, не слыша того, что говорят другие. Если бы действительно все описанное происходило в театре, это была бы некая специально поставленная режиссером какофония.
В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов.
Но по существу все исполнители в этой картине нам знакомы. Часы появлялись и прежде (в первый раз в работе 1914 года, а затем — на всем протяжении творчества Шагала, например в «Черной перчатке» (1923-1948) или в «Автопортрете с часами» 1947 года).
Встречался нам и петух — один из любимейших образов шагаловского бестиария, и, разумеется, витебский пейзаж, откуда родом и часы, и петух, и еврей-скиталец. В этих образах воплощены воспоминания детства или юности.
А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры, и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма.
Деформация, которой Шагал подвергает классическую композицию (разномасштабность, несообразные сближения и др.
), не несет в себе разрушительного для картины заряда и не отсылает к подсознанию, как это происходит у сюрреалистов.
Просто он применяет в построении картины особую логику чувства, которая по своему усмотрению играет перспективой, сходством и разумом, устанавливает собственные эстетические правила.
Вернуться назад
Источник: https://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-mark-shagal-zdravstvui-rodina/o-syurrealizme-marka-shagala
«Над городом» Марка Шагала. О самой счастливой картине
Марк Шагал. Над городом. 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.
Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).
Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.
Предыстория картины
Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.
Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.
Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.
Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.
Главные герои картины
С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.
Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.
Марк Шагал. Над городом (фрагмент). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.
Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.
А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.
Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Образ города
Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.
Марк Шагал. Над городом (деталь). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.
Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.
Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.
Почему коза зелёная
Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».
Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.
Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.
Марк Шагал. Фрагмент с зеленой козой на картине «Над городом».
На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.
Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».
И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.
Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция
Почему так много заборов
Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.
В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.
Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.
Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.
И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.
Марк Шагал. Деталь картины «Над городом».
Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?
Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.
И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.
Почему Шагал так неповторим
Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.
Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.
И у него действительно получалось быть счастливым.
Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.
Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).
Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.
В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.
Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.
Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США
Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».
* Супрематизм – направление живописи, отвергающее изображение реалистичных образов (человека и предметов). Картина превращается в набор абстрактных форм (квадратов, кругов и линий). Самое известное супрематическое произведение – «Чёрный квадрат» Малевича.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Оксана Копенкина
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Источник: https://arts-dnevnik.ru/nad-gorodom-mark-shagal/
Описание картины «Над городом» Марка Шагала
Художник: Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал Название картины: «Над городом» Картина написана: 1914—1918 г. Холст, масло.
Размер: 45 x 56 см
Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.
До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.
Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.
Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.
Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста.
Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку.
Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.
Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.
Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы.
Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.
Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.
Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.
Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.
Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.
Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке.
Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием.
Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.
Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.
Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу.
Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит.
Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь.
М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего.
Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъяснимо и в то же время просто такое чувство, как настоящая любовь?
Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-shagala-nad-gorodom/