Над городом, марк захарович шагал — описание

Эта картина создана в период признания и наивысшего расцвета творчества Шагала. Она возникла как отражение любви к жене, Белле. Она предстает как муза, гармоничная и изящная. В отличие от изображения мужской фигуры, женская нисколько не кубизирована, напротив, плавна и тонка.

Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Его взгляд устремлен мечтательно в небо, тогда как другая половина его души воплощена в Белле и шлет привет земле.

Последняя предстает в живом разнообразии витебского ландшафта и быта, и поэтический строй картины не нарушают низменные детали, такие как человек, отправляющий естественные потребности. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.

Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.

Однако сила, которая решительно отрывает влюбленных от земли – не просто сила любви и искусства. Картина писалась в годы революции. Позже Шагал скажет, что она взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв и помог взлететь шагаловским персонажам и придал монументальный размах его полотнам.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

1914–1918 г. 141 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея.

Марк Шагал. Картины

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание Над городом, Марк Захарович Шагал - описание Над городом, Марк Захарович Шагал - описание Над городом, Марк Захарович Шагал - описание
Над городом, Марк Захарович Шагал - описание Над городом, Марк Захарович Шагал - описание Над городом, Марк Захарович Шагал - описание Над городом, Марк Захарович Шагал - описание
Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Пред. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. Картины След. стр.: Александр Шевченко. Биография и картины.

Источник: http://www.avangardism.ru/mark-shagal-nad-gorodom.html

Марк шагал по небу — Православный журнал "Фома"

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Марк Шагал. 1920. Париж

«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать».

Эти слова принадлежат Марку Шагалу (1887–1985) — автору известной каждому картины «Над городом».

К 130-летию со дня рождения знаменитого художника «Фоме» о значении Библии в жизни и творчестве Шагала рассказал искусствовед, кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Над городом. Марк Шагал. 1914–1918 г.

«Библейское послание»

«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию.

К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг.

Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию.

Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956

Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет.

А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику.

В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

Можно сказать, что все творчество Шагала было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданных Богом на радость людям.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67

Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью.

Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963

Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.

«Почему корова зеленая, а лошадь летает»

Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование.

В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина.

Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком, и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Над Витебском. Марк Шагал. 1914

Его ранние работы хорошо передают быт Витебска и жизнь его жителей: портрет отца, мытье ребенка, парикмахерская, ворота еврейского кладбища, ландыши на подоконнике, лес за окном и т. д. При этом привычные вещи и явления обретают по рукой художника иное, духовное, измерение. Довольно скоро Шагал уходит от И. Пэна и начинает самостоятельный художественный поиск.

В 1906 г. Марк Шагал едет в Петербург, ему всего 19 лет, но самые знаменитые художники признают в нем собрата по кисти. В 1910 г. Шагал попадает в Париж, и здесь тоже оказывается в гуще художественной жизни.

Целое десятилетие он живет между Петербургом, Парижем и Витебском. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Это случилось в 1922 г.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911

Правда, до этого он успел послужить в Витебске комиссаром искусств. К первой годовщине Октября он разукрасил город так, что даже привыкшие к левацкому искусству комиссары были шокированы — на плакатах демонстрантов летали крылатые быки, белоснежные ангелы, райские птицы и обнявшиеся влюбленные.

Шагал понимал революцию как преодоление всего косного, тяжелого, закрепощающего, в том числе и силы земного притяжения. Большевикам не понравилось его искусство:

«Начальство не понимало, почему корова зеленая, а лошадь летает, и какое все это имеет отношение к Марксу»,

— писал художник в книге «Моя жизнь».

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Художник над Витебском. Марк Шагал. 1982-1983

Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь — он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Между этими датами без малого сто лет, и практически до последнего дня художника не покидало ощущение чуда, происходящего с ним и вокруг него.

В Советском Союзе его имя долго замалчивалось, ведь он был эмигрантом.

Только в 1973 г., будучи уже всемирно известным художником, он посетил в Москву, подарив семьдесят своих графических листов Третьяковской галерее. А первая выставка Шагала в России состоялась после его смерти, в 1987 году, когда мир отмечал столетие мастера.

Очарованный Библией

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Песнь Песней. Марк Шагал. 1958

Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией, даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.

Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», — говорит Екклезиаст).

Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно.

Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета.

На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание

Влюбленные. Марк Шагал. 1929

Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.

Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.

Белое распятие. Марк Шагал. 1938

Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).

Да, для Шагала Христос — это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Но невозможно не видеть здесь образ Того, Кто берет на себя грех мира, Кто разделяет с нами наши скорби, тем самым скрепляя мир и не давая ему окончательно погибнуть.

Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.

Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979

Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии.

Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни.

Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.

На заставке: Ангел коснулся Илии (фрагмент). Марк Шагал

Читайте по теме:

Чем закончилось купание красного коня?

Источник: https://foma.ru/mark-shagal-po-nebu.html

Шагал Марк Захарович

Русский живописец и график, гротескный художник, так же многие его считают французским художником, авангардистом. Писал иллюстрации в стиле экспрессионизма к театральным постановкам. Ирреальные произведения художника колоритны и выразительны.

Марк Шагал выходец из бедной еврейской семьи. Отец работал складским грузчиком. С самого детства мальчик обладал неуёмной фантазией и в возрасте 15 лет твёрдо решил стать живописцем, что не приветствовали родители. Будучи глубоко верующими, они следовали законам иудаизма, в котором изобразительное искусство считается грехом и неподобающим ремеслом.

В 1900 году Марк Шагал зачисляется в Витебское училище, рассчитанное на четыре года обучения. В 1906 году учится в витебской художественной школе Ю.М. Пэна. Юный художник вознамерился продолжить учёбу в Петербурге, куда и отправляется с приятелем. Отец был против, но дал ему на художественное образование 27 рублей.

В Петербурге Марк Шагал обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поступив без экзаменов он попал в третий класс. Школу возглавлял Н.К. Рерих. Приятель Виктор Меклер и Тая Брахман, дочь витебского врача помогли Шагалу войти в круг молодой интеллигенции. С 1909 по 1911 год русский художник учился в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, под руководством Л.С. Бакста.

Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. Об этой встрече художник пишет позднее в своей книге «Моя жизнь».

Читайте также:  Балаганы, кустодиев, 1917

В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства.

В 1914 году молодой художник возвращается на Родину, к близким и родным людям. Начало Первой Мировой войны препятствовало возвращению Шагала в Европу. В 1915 году Марк Шагал жениться на Белле.

Год спустя у них родилась дочь Ида, посвятившая в дальнейшем свою жизнь исследованию творчества отца.

В 1915 году Шагал в Петрограде поступает на службу в военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал становится членом Еврейского общества поощрения художеств. Когда революция окончилась русский художник со своей семьёй едет в Витебск, где его учредили уполномоченным комиссаром по делам искусств.

С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию.

И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет.

Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства.

После смерти Беллы Резенфельд Марк Шагал женился на Валентине Бротской. Этот брак также послужил взлёту в искусстве.

В это время художник получил всемирное признание, высокие награды, множество выставок работ: картин, графики, витражей, скульптур, керамики и мозаики… По масштабности с Марком Шагалом не может сравниться не один художник 20 века. Марк Шагал расписывает Гранд Оперу, витражи средневековых соборов.

Известные произведения Марка Шагала

Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке. Над городом в небе летят мужчина и женщина.

Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.

Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.

kulturologia.ru/news/5024/

Над городом, Марк Захарович Шагал - описаниеНад городом, Марк Захарович Шагал - описаниеНад городом, Марк Захарович Шагал - описаниеНад городом, Марк Захарович Шагал - описаниеНад городом, Марк Захарович Шагал - описаниеНад городом, Марк Захарович Шагал - описаниеНад городом, Марк Захарович Шагал - описание

Источник: http://rus-artist.ru/shagal-mz.html

История одного шедевра: «Над городом» Шагала

О любви немало песен сложено, да и картин написано предостаточно. Казалось бы, еще одну — полотно «Над городом» — нам представляет Марк Шагал, художник с тонкой душевной организацией, преданностью первой жене и нежным взглядом на мир. Но не тут-то было.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание «Над городом» Марка Шагала, 1918 год. (wikipedia.com)

Сюжет

Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).

Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Макс и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.

Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами.

Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи.

Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание Витебск в первой четверти XX века. (wikipedia.com)

О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.

Контекст

Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание Шагал пишет Беллу. (m-chagall.ru)

Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже.

Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза.

Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.

Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание «Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. (wikipedia.com)

Судьба художника

Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог добиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.

А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может.

Для молодого амбициозного Марка и этого было достаточно, чтобы очертя голову броситься в круговерть петербургской богемной жизни.

Надо сказать, что где бы он не жил, никогда не терял времени даром: учился, знакомился с тусовкой, одним словом — нетворкинг. Даже со своей первой женой он познакомился на одной из таких вечеринок «для своих».

На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии».

Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Образы и объекты на холсте не детализированы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики — вот основные принципы творчества художника.

Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.

Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде. Нравилось художнику наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями.

Над городом, Марк Захарович Шагал - описание «Еврейская свадьба», Марк Шагал, 1910 год. (wikipedia.com)

В начале 1920-х он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жен после смерти незабвенной Беллы.

Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был ее гражданином 62 года (из 97-ми прожитых).

Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое. Шагал не тот и не другой. Его больше беспокоили еврейские корни, культура.

Сюжет большинства его картин — переведенный на язык живописи еврейский фольклор.

В одном из эссе он говорит: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

Источник: https://diletant.media/articles/29060436/

Марк Захарович Шагал Над городом: Описание произведения

«Над городом» — одна из самых знаменитых картин Марка Шагала. На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись.

Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.

Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полет влюбленных.

В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».

В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».

Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека.

Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнаженной женщине или еврее, пролетающем над Витебском.

Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.

Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу. Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду.

Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы.

Если фигура самого художника кубизирована, то Белла написала мягкими округлыми линиями.

Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/marcchagall/works/366251~Nad_gorodom

Описание картины «Над городом» Марка Шагала

Художник: Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал Название картины: «Над городом» Картина написана: 1914—1918 г. Холст, масло.

Размер: 45 x 56 см

Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.

До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.

Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.

Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.

Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста.

Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку.

Читайте также:  Снежная буря, уильям тернер - описание картины

Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.

Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.

Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.

Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы.

Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.

Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.

Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.

Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.

Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.

Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.

Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке.

Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием.

Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.

Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.

Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке.

Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу.

Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит.

Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.

Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь.

М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего.

Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъяснимо и в то же время просто такое чувство, как настоящая любовь?

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-shagala-nad-gorodom/

Шагал Марк (1887 — 1985) (сюрреализм)

Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.

В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке.

У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.

Марк Захарович Шагал — один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в «местечковой» семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.

Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами.

Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма.

Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не «с натуры», а из собственного духовного мира.

Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало.

Так, в картине «Я и деревня» энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.

Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера — радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.

В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.

Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции — красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы.

С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом.

Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.

В 1933 году пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией — все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души.

Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное «мифотворчество». Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность.

Общая окраска искусства Шагала — жизнеутверждающая.

Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.

В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Источник: http://cvetamira.ru/shagal-mark-1887-1985-syurrealizm

Шагал Марк Захарович

Шагал Марк Захарович (1889-1985) — художник, сценограф, эмигрант. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и в школе Званцевой Петербурге. С 1910 г. жил в Париже. Выставлялся в салоне Независимых и в Осеннем салон. В 1914 г. прошла персональная выставка Шагала в Берлине. В 1914 г. вернулся в родной Витебск. В 1915 г.

призван в армию, службу проходил в Петрограде. С 1917 г. жил в Витебске, где стал народным комиссаром губернского отдела народного образования. В 1919 г. организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, к преподаванию в которой привлёк М.В. Добужинского, И.А. Пуни, К.С. Малевича и др. В 1919 г. уехал в Москву где до 1922 г.

работал в Государственном еврейском Камерном театре. С 1922 г в эмиграции, первоначально в Берлине, затем в Париже. В 1937 г. принял французское гражданство. В 1941 г. выехал в США. Вернулся во Францию в 1947 г. и поселился в Оражевале под Парижем. В 1950 г. купил виллу в Ницце. С 1966 г. жил в Сен-Поль-де-Ванс. В 1973 г.

по приглашению министерства культуры СССР побывал в Ленинграде и Москве.

Использован материал с сайта «Русское зарубежье» — http://russians.rin.ru

Европейский художник

Шагал Марк (Chagall, Marc) (1887–1985), европейский художник, график, театральный художник. Родился 7 июля 1887 в Витебске, где начал учиться живописи в мастерской И.Пэна, позже учился в Петербурге у Л.Бакста.

С 1910 до 1914 жил в Париже, затем до 1922 – в России, после чего уехал через Берлин в Париж.

В 1941 Шагал эмигрировал в США, 1942 провел в Мексике, создавал декорации для балета Леонида Мясина Алеко, в 1948 вернулся во Францию.

Уже в 1908 он познакомился с работами постимпрессионистов и фовистов, а позже – с творчеством Пикассо. Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита.

В произведениях Шагала реальные формы часто оказываются в фантастических сочетаниях и ситуациях, противоречащих логике и равновесию; поэтому его творчество иногда сближают с сюрреализмом, однако художник никогда не принадлежал ни к какой группе.

Его произведения – это создания впечатлительного и чувственного творческого воображения, склонного к чудесному, магическому и иррациональному.

Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930–1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Шагал работал в разных областях искусства; в частности, он создал 12 витражей, изображающих колена Израилевы. В 1961 они были установлены в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима.

В 1964 он расписал плафон Парижской оперы, в 1966 сделал два больших панно для оперного театра Нью-Йорка. Шагал иллюстрировал несколько книг, в том числе Басни Лафонтена, Библию, Мертвые души Гоголя.

Умер Шагал в Сен-Поль де Ванс (Франция) 28 марта 1985.

Читайте также:  «раздолье», александр александрович дейнека, 1944 год — описание картины

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Российский живописец

ШАГАЛ (Chagall) Марк (1887—1985) — российский живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства.

Началом своей художнической биографии считал картины «Покойник (Смерть)» (1908), «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. В 1910—1914 гг. жил в Париже, испытал влияние кубизма. В 1912 г.

впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913).

Центральные работы первого парижского периода: «Я и деревня» (1911), «России, ослам и другим» (1911—1912), «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку» (все — 1912), «Молящийся еврей» (1912—1913) — выведшие его в художественные лидеры еврейской культуры. В июне 1914 г. в Берлине организовал первую персональную выставку.

Летом 1914 г. вернулся в родной Витебск, с осени 1915 по ноябрь 1917 г. жил в Петрограде. Создал серию из 70 работ, включающую пейзажи и жанровые сцены, эпически типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все — 1914; «Красный еврей», 1915) и цикл («Голубые любовники», 1914; «Зеленые любовники», 1914—1915; «Розовые любовники», 1916).

После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Витебск, получив мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище. Под его руководством в 1918— 1920 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска; написал полотна «Над городом» (1914—1918), «Венчание» (1918), «Прогулка» (1918) и др. Из-за конфликта с К. С.

Малевичем ушел из училища и уехал в Москву (июнь 1920). Здесь исполнил семь монументально-декоративных панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, изготовил декорации для нескольких спектаклей; работал учителем в колонии для малолетних беспризорников; выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 г. имел персональную выставку в Еврейском Камерном театре.

Летом 1922 г. уехал в Берлин. Там обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; создал серию офортов — иллюстраций к его книге «Моя жизнь». В 1923 г. переехал в Париж, где выполнил цикл иллюстраций к роману Н. В.

Гоголя «Мертвые души» (1923—1927; получил за них Гран-при XXIV Биеннале в Венеции, 1948), к басням Лафонтена (1927—1930), серию гуашей «Цирк Воллара» (1927) с образами клоунов, арлекинов, акробатов. В 1920—1930-х гг.

много путешествовал по Франции, гражданство которой получил в 1937 г.

После поездки в Сирию и Палестину (1931) создал серию иллюстраций к Библии и большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, которые составили колоссальное «Библейское послание». В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938; «Распятый художник», 1938— 1940; «Мученик», 1940; «Желтый Христос», 1941 и др.).

С мая 1941 г. жил в США, в основном работал для театра: оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина (1942) и балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица» (1945).

В 1948 г. вернулся во Францию. В 1950-х гг. приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману греческого автора Лонга (Longus) «Дафнис и Хлоя» (1960—1962).

В последний этап жизни живописец-станковист работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960- х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. В 1960—1970-х гг.

изготовил многочисленные витражи для католических соборов, лютеранских храмов и синагог, общественных зданий Европы, Америки и Израиля. В 1964 г. по заказу президента Франции Ш. де Голля расписал плафон парижской Гранд-опера; в 1966 г. — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В июне 1973 г.

приезжал в СССР в связи с организацией выставки его литографий.

В течение своей жизни получил множество мировых знаков отличия, в том числе в 1977 г. Большой крест Почетного легиона — высшую награду Франции.

Выходец из России, М. Шагал называл себя русским художником, подчеркивая родовую общность с российским искусством.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 565-566.

Эмигрант

ШАГАЛ Марк Захарович (24.6.1887, Витебск — 28.3.1985, Сен-Поль де Ване, Франция) — художник. Старший из десяти детей мелкого торговца.

Окончил в 1905 4-классное городское ремесленное училище. Первыми шагами будущего художника руководил Ю.Пэн. С 1907 Ш. в Петербурге, 2 года занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Н.Рерихом, затем в мастерской С.Зайденберга и в частной школе Е.Званцевой, где его наставниками были М.Добужинскай и Л.Бакст.

Начало художнической биографии Ш. картина «Смерть» (1908) — переплетение фантастики и реализма. Для продолжения образования в августе 1910 уехал в Париж; поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный деятель М.Винавер.

В Париже художественным школам предпочитал музеи и выставки, творчески усваивая достижения кубизма.

В 1911 поселился в артистической колонии «La ruche» («Улей») в квартале Монпарнас: дружба с Гийомом Аполлинером, Блэзом Сандраром, Максом Жакобом, Андре Сальмоном была увековечена в стихах, рисунках, полотнах, статьях, в частности, Ш. создал картину «В честь Аполлинера (Половина четвертого)» (1912).

В 1912 Ш. впервые показал свои полотна на Осеннем салоне и в Петербурге, с группой «Мир искусства», в 1913-в Москве, на выставке «Мишень», организованной М.Ларионовым. До конца своих дней Ш. называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с русской художественной традицией (иконопись, творчество Врубеля, произведения безымянных вывесочников, живопись крайне левых).

Вместе с тем творчество Ш. принадлежит в равной степени еврейской и французской культурам. Главная его особенность — сплав фантасмагории и быта, прошлого и будущего, мистики и реальности («сюрнатурализм», по определению Аполлинера), экспрессивность цвета и рисунка, что сделало Ш. предтечей экспрессионизма и сюрреализма. По словам Ш.

, он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился».

Художественно-поэтическая система Ш. определилась уже в ранних полотнах 1911-13 («Я и деревня», «Солдат пьет», «Россия. Ослы и другие», «Автопортрет с семью пальцами» и др.

), они знаменовали рождение и зрелость новейшего еврейского искусства. В июне 1914 в берлинской галерее «Der Sturm» открылась первая персональная выставка Ш., устроенная Г.

Вальденом; представленные здесь картины и рисунки дали импульс экспрессионизму немецких художников.

1-я мировая война заставила Ш. остаться в Витебске, куда он отправился на каникулы после берлинского вернисажа. В 1914-15 много писал Витебск, его жителей, бытовые сценки, свою семью: эта серия обеспечила запас убедительности его будущих полотен, неотделимых от реалий родного города.

Летом 1915 женился на Берте (Белле) Розенфельд; в его картинах она стала воплощением Вечной женственности. Осенью они уехали в Петроград. В ноябре 1917 вернулись с дочерью в Витебск.Ш.

воспринял революцию прежде всего как установление национального равенства, открывающее неограниченные возможности культурного возрождения народа.

Получив в августе 1918 мандат «уполномоченного по делам искусств г.

Витебска и Витебской губернии», оформил город к 1-й годовщине Октября огромными панно с «летающими евреями» и «зелеными козами».

Организовал музей и народное художественное училище, в котором преподавали Ю.Пэн, М.До6ужинский, И.Пуни и К.Богуславская, а затем К-Малевич, вытеснивший Ш. из училища.

Покинул Витебск в июне 1920. В Москве познакомился с руководителем Еврейского камерного театра А.Грановским, нарисовал панно для зрительного зала театра, оформил три миниатюры Шолом-Алейхема. Летом 1922 направился в Берлин, чтобы узнать об участи своих произведений, оставленных на Западе. В течение многих лет длился судебный процесс, в ходе которого Ш.

пытался вернуть хоть что-нибудь из 40 полотен и 160 графических произведений, выставленных летом 1914; обратно удалось получить меньше 10 работ. В Берлине овладел новыми видами техники — офортом, сухой иглой, ксилографией. Пытался издать книгу «Моя жизнь», написанную в Москве, но талантливая проза Ш.

оказалась слишком трудна для переводчика, свет увидел тогда лишь цикл офортов под этим названием (впервые книга опубл. в 1931 на франц. яз.), С 1923 Ш. в Париже, где вошел в европейскую художественную элиту (Пикассо, А.Матисс, Ж.Руо, Ж.Бернар, П.Элюар и др.). По заказу маршана А.

Воллара избрал для иллюстрирования «Мертвые души» Гоголя (96 офортов, концовки и заставки, 1923-27), затем исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (100 офортов, 1927-30). Путешествия по Франции вдохновили Ш. на создание радостных и светлых пейзажей.

В 1931 он впервые побывал в Сирии и Палестине, в связи с работой над иллюстрациями к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56), они стали фундаментом огромного цикла, над которым Ш. трудился почти всю жизнь, — «Библейского Послания» (гравюры, рисунки, картины, витражи, шпалеры, керамические скульптуры, рельефы).

Публичное сожжение произведений Ш. в нацистской Германии, гонения на евреев, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Ш. в апокалиптические тона.

В 1930-е ведущей темой его искусства стало Распятие: горящий Витебск служил фоном многочисленных композиций с умирающим на кресте мучеником-земляком. В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства Ш.

переехал с семьей в США; дружескую поддержку оказал ему философ Жан Маритен: близкие отношения возникли у Ш. с искусствоведом Лионело Вентури. В США в 1943 произошла последняя встреча Ш. с давним московским другом С.Михоэлсом. В сентябре 1944 Ш.

пережил внезапную смерть жены: огромной силой любви были продиктованы композиции «Моей жене посвящается» (193344), «Вокруг нее» и «Свадебные свечи» (обе 1945). В 1945 Ш. написал три полотна-задника, занавес и костюмы для балета И.Стравинского «Жар-птица» в «Ballet Theatre».

Окончательно вернулся во Францию в 1948. Тогда же получил Гран-При за иллюстрации к «Мертвым душам» на 24-й биеннале в Венеции: затем последовал ряд др. знаков отличия.

В 1952 вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Из циклов цветных литографий, станковых и книжных работ 50-60-х, созданных после путешествия .

по Греции и Италии, наиболее известны иллюстрации к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (42 цветных литографии, 1960-62).

Постепенно Ш. все больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой, с 1957 витражами; изготовил витражи для католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.

Небывалый резонанс вызвал плафон Парижской «Grand-Opera», завершенный в 1964 по заказу президента Ш. де Голля и министра культуры А.Мальро.

С 1966, после создания нового шедевра — панно для «Metropolitan-Opera» в Нью-Йорке, Ш. жил в Сен-Поль де Ване близ Ниццы, где построил дом-мастерскую.

В июне 1973 посетил Москву и Ленинград. В следующем месяце присутствовал на торжественном открытии государственного Музея Ш. в Ницце, сосредоточившего внушительную часть «Библейского Послания». По случаю 90летия Ш. была оказана редкая честь — уникальная выставка его работ была развернута в Лувре (окт. 1977 — янв. 1978): он был награжден Большим Крестом Почетного легиона.

Материал из кн.: В.Шелохаев.Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г. Электронная версия фрагмента с сайта http://interpretive.ru/

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Литература:

Апчинская Н.В. Марк Шагал: Графика. М., 1990

Сарабьянов Д.В. Марк Шагал [Альбом]. М., 1992

Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Шагал, Сутин. М., 1993

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shagal_mark.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector