Эта картина создана в период признания и наивысшего расцвета творчества Шагала. Она возникла как отражение любви к жене, Белле. Она предстает как муза, гармоничная и изящная. В отличие от изображения мужской фигуры, женская нисколько не кубизирована, напротив, плавна и тонка.
Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Его взгляд устремлен мечтательно в небо, тогда как другая половина его души воплощена в Белле и шлет привет земле.
Последняя предстает в живом разнообразии витебского ландшафта и быта, и поэтический строй картины не нарушают низменные детали, такие как человек, отправляющий естественные потребности. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.
Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.
Однако сила, которая решительно отрывает влюбленных от земли – не просто сила любви и искусства. Картина писалась в годы революции. Позже Шагал скажет, что она взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв и помог взлететь шагаловским персонажам и придал монументальный размах его полотнам.
1914–1918 г. 141 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея.
Марк Шагал. Картины
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Пред. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. Картины След. стр.: Александр Шевченко. Биография и картины.
Источник: http://www.avangardism.ru/mark-shagal-nad-gorodom.html
Марк шагал по небу — Православный журнал "Фома"
Марк Шагал. 1920. Париж
«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать».
Эти слова принадлежат Марку Шагалу (1887–1985) — автору известной каждому картины «Над городом».
К 130-летию со дня рождения знаменитого художника «Фоме» о значении Библии в жизни и творчестве Шагала рассказал искусствовед, кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова.
Над городом. Марк Шагал. 1914–1918 г.
«Библейское послание»
«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию.
К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг.
Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию.
Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.
Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956
Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет.
А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику.
В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».
Можно сказать, что все творчество Шагала было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданных Богом на радость людям.
Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67
Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью.
Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.
Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963
Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.
«Почему корова зеленая, а лошадь летает»
Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование.
В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина.
Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком, и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.
Над Витебском. Марк Шагал. 1914
Его ранние работы хорошо передают быт Витебска и жизнь его жителей: портрет отца, мытье ребенка, парикмахерская, ворота еврейского кладбища, ландыши на подоконнике, лес за окном и т. д. При этом привычные вещи и явления обретают по рукой художника иное, духовное, измерение. Довольно скоро Шагал уходит от И. Пэна и начинает самостоятельный художественный поиск.
В 1906 г. Марк Шагал едет в Петербург, ему всего 19 лет, но самые знаменитые художники признают в нем собрата по кисти. В 1910 г. Шагал попадает в Париж, и здесь тоже оказывается в гуще художественной жизни.
Целое десятилетие он живет между Петербургом, Парижем и Витебском. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Это случилось в 1922 г.
Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911
Правда, до этого он успел послужить в Витебске комиссаром искусств. К первой годовщине Октября он разукрасил город так, что даже привыкшие к левацкому искусству комиссары были шокированы — на плакатах демонстрантов летали крылатые быки, белоснежные ангелы, райские птицы и обнявшиеся влюбленные.
Шагал понимал революцию как преодоление всего косного, тяжелого, закрепощающего, в том числе и силы земного притяжения. Большевикам не понравилось его искусство:
«Начальство не понимало, почему корова зеленая, а лошадь летает, и какое все это имеет отношение к Марксу»,
— писал художник в книге «Моя жизнь».
Художник над Витебском. Марк Шагал. 1982-1983
Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь — он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Между этими датами без малого сто лет, и практически до последнего дня художника не покидало ощущение чуда, происходящего с ним и вокруг него.
В Советском Союзе его имя долго замалчивалось, ведь он был эмигрантом.
Только в 1973 г., будучи уже всемирно известным художником, он посетил в Москву, подарив семьдесят своих графических листов Третьяковской галерее. А первая выставка Шагала в России состоялась после его смерти, в 1987 году, когда мир отмечал столетие мастера.
Очарованный Библией
Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.
Песнь Песней. Марк Шагал. 1958
Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией, даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.
Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», — говорит Екклезиаст).
Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно.
Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета.
На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.
Влюбленные. Марк Шагал. 1929
Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.
Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.
Белое распятие. Марк Шагал. 1938
Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).
Да, для Шагала Христос — это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Но невозможно не видеть здесь образ Того, Кто берет на себя грех мира, Кто разделяет с нами наши скорби, тем самым скрепляя мир и не давая ему окончательно погибнуть.
Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.
Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979
Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии.
Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни.
Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.
На заставке: Ангел коснулся Илии (фрагмент). Марк Шагал
Читайте по теме:
Чем закончилось купание красного коня?
Источник: https://foma.ru/mark-shagal-po-nebu.html
Шагал Марк Захарович
Русский живописец и график, гротескный художник, так же многие его считают французским художником, авангардистом. Писал иллюстрации в стиле экспрессионизма к театральным постановкам. Ирреальные произведения художника колоритны и выразительны.
Марк Шагал выходец из бедной еврейской семьи. Отец работал складским грузчиком. С самого детства мальчик обладал неуёмной фантазией и в возрасте 15 лет твёрдо решил стать живописцем, что не приветствовали родители. Будучи глубоко верующими, они следовали законам иудаизма, в котором изобразительное искусство считается грехом и неподобающим ремеслом.
В 1900 году Марк Шагал зачисляется в Витебское училище, рассчитанное на четыре года обучения. В 1906 году учится в витебской художественной школе Ю.М. Пэна. Юный художник вознамерился продолжить учёбу в Петербурге, куда и отправляется с приятелем. Отец был против, но дал ему на художественное образование 27 рублей.
В Петербурге Марк Шагал обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поступив без экзаменов он попал в третий класс. Школу возглавлял Н.К. Рерих. Приятель Виктор Меклер и Тая Брахман, дочь витебского врача помогли Шагалу войти в круг молодой интеллигенции. С 1909 по 1911 год русский художник учился в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, под руководством Л.С. Бакста.
Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. Об этой встрече художник пишет позднее в своей книге «Моя жизнь».
В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства.
В 1914 году молодой художник возвращается на Родину, к близким и родным людям. Начало Первой Мировой войны препятствовало возвращению Шагала в Европу. В 1915 году Марк Шагал жениться на Белле.
Год спустя у них родилась дочь Ида, посвятившая в дальнейшем свою жизнь исследованию творчества отца.
В 1915 году Шагал в Петрограде поступает на службу в военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал становится членом Еврейского общества поощрения художеств. Когда революция окончилась русский художник со своей семьёй едет в Витебск, где его учредили уполномоченным комиссаром по делам искусств.
С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию.
И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет.
Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства.
После смерти Беллы Резенфельд Марк Шагал женился на Валентине Бротской. Этот брак также послужил взлёту в искусстве.
В это время художник получил всемирное признание, высокие награды, множество выставок работ: картин, графики, витражей, скульптур, керамики и мозаики… По масштабности с Марком Шагалом не может сравниться не один художник 20 века. Марк Шагал расписывает Гранд Оперу, витражи средневековых соборов.
Известные произведения Марка Шагала
Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке. Над городом в небе летят мужчина и женщина.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.
Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.
kulturologia.ru/news/5024/
Источник: http://rus-artist.ru/shagal-mz.html
История одного шедевра: «Над городом» Шагала
О любви немало песен сложено, да и картин написано предостаточно. Казалось бы, еще одну — полотно «Над городом» — нам представляет Марк Шагал, художник с тонкой душевной организацией, преданностью первой жене и нежным взглядом на мир. Но не тут-то было.
«Над городом» Марка Шагала, 1918 год. (wikipedia.com)
Сюжет
Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).
Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Макс и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.
Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами.
Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи.
Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).
Витебск в первой четверти XX века. (wikipedia.com)
О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.
Контекст
Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.
Шагал пишет Беллу. (m-chagall.ru)
Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже.
Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза.
Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.
Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».
«Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. (wikipedia.com)
Судьба художника
Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог добиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.
А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может.
Для молодого амбициозного Марка и этого было достаточно, чтобы очертя голову броситься в круговерть петербургской богемной жизни.
Надо сказать, что где бы он не жил, никогда не терял времени даром: учился, знакомился с тусовкой, одним словом — нетворкинг. Даже со своей первой женой он познакомился на одной из таких вечеринок «для своих».
На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии».
Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость. Образы и объекты на холсте не детализированы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики — вот основные принципы творчества художника.
Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть.
Ученики Шагала вспоминали, как он рассказывал им необыкновенные истории о взаимоотношениях предметов в композиции, об их любви и вражде. Нравилось художнику наделять неодушевленный предмет свойственными человеку чувствами и мыслями.
«Еврейская свадьба», Марк Шагал, 1910 год. (wikipedia.com)
В начале 1920-х он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жен после смерти незабвенной Беллы.
Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был ее гражданином 62 года (из 97-ми прожитых).
Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое. Шагал не тот и не другой. Его больше беспокоили еврейские корни, культура.
Сюжет большинства его картин — переведенный на язык живописи еврейский фольклор.
В одном из эссе он говорит: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».
Источник: https://diletant.media/articles/29060436/
Марк Захарович Шагал Над городом: Описание произведения
«Над городом» — одна из самых знаменитых картин Марка Шагала. На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись.
Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.
Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полет влюбленных.
В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».
В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».
Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека.
Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнаженной женщине или еврее, пролетающем над Витебском.
Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.
Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу. Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду.
Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы.
Если фигура самого художника кубизирована, то Белла написала мягкими округлыми линиями.
Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.
Алена Эсаулова
Источник: https://artchive.ru/marcchagall/works/366251~Nad_gorodom
Описание картины «Над городом» Марка Шагала
Художник: Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал Название картины: «Над городом» Картина написана: 1914—1918 г. Холст, масло.
Размер: 45 x 56 см
Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.
До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.
Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.
Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.
Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста.
Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку.
Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.
Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.
Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы.
Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.
Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.
Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.
Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.
Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.
Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке.
Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием.
Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.
Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.
Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу.
Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит.
Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь.
М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего.
Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъяснимо и в то же время просто такое чувство, как настоящая любовь?
Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-shagala-nad-gorodom/
Шагал Марк (1887 — 1985) (сюрреализм)
Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.
В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке.
У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.
Марк Захарович Шагал — один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в «местечковой» семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.
Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами.
Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма.
Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не «с натуры», а из собственного духовного мира.
Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало.
Так, в картине «Я и деревня» энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.
Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера — радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.
В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.
Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции — красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы.
С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом.
Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.
В 1933 году пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.
После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией — все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное «мифотворчество». Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность.
Общая окраска искусства Шагала — жизнеутверждающая.
Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.
В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).
Источник: http://cvetamira.ru/shagal-mark-1887-1985-syurrealizm
Шагал Марк Захарович
Шагал Марк Захарович (1889-1985) — художник, сценограф, эмигрант. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и в школе Званцевой Петербурге. С 1910 г. жил в Париже. Выставлялся в салоне Независимых и в Осеннем салон. В 1914 г. прошла персональная выставка Шагала в Берлине. В 1914 г. вернулся в родной Витебск. В 1915 г.
призван в армию, службу проходил в Петрограде. С 1917 г. жил в Витебске, где стал народным комиссаром губернского отдела народного образования. В 1919 г. организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, к преподаванию в которой привлёк М.В. Добужинского, И.А. Пуни, К.С. Малевича и др. В 1919 г. уехал в Москву где до 1922 г.
работал в Государственном еврейском Камерном театре. С 1922 г в эмиграции, первоначально в Берлине, затем в Париже. В 1937 г. принял французское гражданство. В 1941 г. выехал в США. Вернулся во Францию в 1947 г. и поселился в Оражевале под Парижем. В 1950 г. купил виллу в Ницце. С 1966 г. жил в Сен-Поль-де-Ванс. В 1973 г.
по приглашению министерства культуры СССР побывал в Ленинграде и Москве.
Использован материал с сайта «Русское зарубежье» — http://russians.rin.ru
Европейский художник
Шагал Марк (Chagall, Marc) (1887–1985), европейский художник, график, театральный художник. Родился 7 июля 1887 в Витебске, где начал учиться живописи в мастерской И.Пэна, позже учился в Петербурге у Л.Бакста.
С 1910 до 1914 жил в Париже, затем до 1922 – в России, после чего уехал через Берлин в Париж.
В 1941 Шагал эмигрировал в США, 1942 провел в Мексике, создавал декорации для балета Леонида Мясина Алеко, в 1948 вернулся во Францию.
Уже в 1908 он познакомился с работами постимпрессионистов и фовистов, а позже – с творчеством Пикассо. Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита.
В произведениях Шагала реальные формы часто оказываются в фантастических сочетаниях и ситуациях, противоречащих логике и равновесию; поэтому его творчество иногда сближают с сюрреализмом, однако художник никогда не принадлежал ни к какой группе.
Его произведения – это создания впечатлительного и чувственного творческого воображения, склонного к чудесному, магическому и иррациональному.
Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930–1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Шагал работал в разных областях искусства; в частности, он создал 12 витражей, изображающих колена Израилевы. В 1961 они были установлены в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима.
В 1964 он расписал плафон Парижской оперы, в 1966 сделал два больших панно для оперного театра Нью-Йорка. Шагал иллюстрировал несколько книг, в том числе Басни Лафонтена, Библию, Мертвые души Гоголя.
Умер Шагал в Сен-Поль де Ванс (Франция) 28 марта 1985.
Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».
Российский живописец
ШАГАЛ (Chagall) Марк (1887—1985) — российский живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства.
Началом своей художнической биографии считал картины «Покойник (Смерть)» (1908), «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. В 1910—1914 гг. жил в Париже, испытал влияние кубизма. В 1912 г.
впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913).
Центральные работы первого парижского периода: «Я и деревня» (1911), «России, ослам и другим» (1911—1912), «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку» (все — 1912), «Молящийся еврей» (1912—1913) — выведшие его в художественные лидеры еврейской культуры. В июне 1914 г. в Берлине организовал первую персональную выставку.
Летом 1914 г. вернулся в родной Витебск, с осени 1915 по ноябрь 1917 г. жил в Петрограде. Создал серию из 70 работ, включающую пейзажи и жанровые сцены, эпически типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все — 1914; «Красный еврей», 1915) и цикл («Голубые любовники», 1914; «Зеленые любовники», 1914—1915; «Розовые любовники», 1916).
После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Витебск, получив мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище. Под его руководством в 1918— 1920 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска; написал полотна «Над городом» (1914—1918), «Венчание» (1918), «Прогулка» (1918) и др. Из-за конфликта с К. С.
Малевичем ушел из училища и уехал в Москву (июнь 1920). Здесь исполнил семь монументально-декоративных панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, изготовил декорации для нескольких спектаклей; работал учителем в колонии для малолетних беспризорников; выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 г. имел персональную выставку в Еврейском Камерном театре.
Летом 1922 г. уехал в Берлин. Там обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; создал серию офортов — иллюстраций к его книге «Моя жизнь». В 1923 г. переехал в Париж, где выполнил цикл иллюстраций к роману Н. В.
Гоголя «Мертвые души» (1923—1927; получил за них Гран-при XXIV Биеннале в Венеции, 1948), к басням Лафонтена (1927—1930), серию гуашей «Цирк Воллара» (1927) с образами клоунов, арлекинов, акробатов. В 1920—1930-х гг.
много путешествовал по Франции, гражданство которой получил в 1937 г.
После поездки в Сирию и Палестину (1931) создал серию иллюстраций к Библии и большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, которые составили колоссальное «Библейское послание». В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938; «Распятый художник», 1938— 1940; «Мученик», 1940; «Желтый Христос», 1941 и др.).
С мая 1941 г. жил в США, в основном работал для театра: оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина (1942) и балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица» (1945).
В 1948 г. вернулся во Францию. В 1950-х гг. приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману греческого автора Лонга (Longus) «Дафнис и Хлоя» (1960—1962).
В последний этап жизни живописец-станковист работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960- х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. В 1960—1970-х гг.
изготовил многочисленные витражи для католических соборов, лютеранских храмов и синагог, общественных зданий Европы, Америки и Израиля. В 1964 г. по заказу президента Франции Ш. де Голля расписал плафон парижской Гранд-опера; в 1966 г. — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В июне 1973 г.
приезжал в СССР в связи с организацией выставки его литографий.
В течение своей жизни получил множество мировых знаков отличия, в том числе в 1977 г. Большой крест Почетного легиона — высшую награду Франции.
Выходец из России, М. Шагал называл себя русским художником, подчеркивая родовую общность с российским искусством.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 565-566.
Эмигрант
ШАГАЛ Марк Захарович (24.6.1887, Витебск — 28.3.1985, Сен-Поль де Ване, Франция) — художник. Старший из десяти детей мелкого торговца.
Окончил в 1905 4-классное городское ремесленное училище. Первыми шагами будущего художника руководил Ю.Пэн. С 1907 Ш. в Петербурге, 2 года занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Н.Рерихом, затем в мастерской С.Зайденберга и в частной школе Е.Званцевой, где его наставниками были М.Добужинскай и Л.Бакст.
Начало художнической биографии Ш. картина «Смерть» (1908) — переплетение фантастики и реализма. Для продолжения образования в августе 1910 уехал в Париж; поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный деятель М.Винавер.
В Париже художественным школам предпочитал музеи и выставки, творчески усваивая достижения кубизма.
В 1911 поселился в артистической колонии «La ruche» («Улей») в квартале Монпарнас: дружба с Гийомом Аполлинером, Блэзом Сандраром, Максом Жакобом, Андре Сальмоном была увековечена в стихах, рисунках, полотнах, статьях, в частности, Ш. создал картину «В честь Аполлинера (Половина четвертого)» (1912).
В 1912 Ш. впервые показал свои полотна на Осеннем салоне и в Петербурге, с группой «Мир искусства», в 1913-в Москве, на выставке «Мишень», организованной М.Ларионовым. До конца своих дней Ш. называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с русской художественной традицией (иконопись, творчество Врубеля, произведения безымянных вывесочников, живопись крайне левых).
Вместе с тем творчество Ш. принадлежит в равной степени еврейской и французской культурам. Главная его особенность — сплав фантасмагории и быта, прошлого и будущего, мистики и реальности («сюрнатурализм», по определению Аполлинера), экспрессивность цвета и рисунка, что сделало Ш. предтечей экспрессионизма и сюрреализма. По словам Ш.
, он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился».
Художественно-поэтическая система Ш. определилась уже в ранних полотнах 1911-13 («Я и деревня», «Солдат пьет», «Россия. Ослы и другие», «Автопортрет с семью пальцами» и др.
), они знаменовали рождение и зрелость новейшего еврейского искусства. В июне 1914 в берлинской галерее «Der Sturm» открылась первая персональная выставка Ш., устроенная Г.
Вальденом; представленные здесь картины и рисунки дали импульс экспрессионизму немецких художников.
1-я мировая война заставила Ш. остаться в Витебске, куда он отправился на каникулы после берлинского вернисажа. В 1914-15 много писал Витебск, его жителей, бытовые сценки, свою семью: эта серия обеспечила запас убедительности его будущих полотен, неотделимых от реалий родного города.
Летом 1915 женился на Берте (Белле) Розенфельд; в его картинах она стала воплощением Вечной женственности. Осенью они уехали в Петроград. В ноябре 1917 вернулись с дочерью в Витебск.Ш.
воспринял революцию прежде всего как установление национального равенства, открывающее неограниченные возможности культурного возрождения народа.
Получив в августе 1918 мандат «уполномоченного по делам искусств г.
Витебска и Витебской губернии», оформил город к 1-й годовщине Октября огромными панно с «летающими евреями» и «зелеными козами».
Организовал музей и народное художественное училище, в котором преподавали Ю.Пэн, М.До6ужинский, И.Пуни и К.Богуславская, а затем К-Малевич, вытеснивший Ш. из училища.
Покинул Витебск в июне 1920. В Москве познакомился с руководителем Еврейского камерного театра А.Грановским, нарисовал панно для зрительного зала театра, оформил три миниатюры Шолом-Алейхема. Летом 1922 направился в Берлин, чтобы узнать об участи своих произведений, оставленных на Западе. В течение многих лет длился судебный процесс, в ходе которого Ш.
пытался вернуть хоть что-нибудь из 40 полотен и 160 графических произведений, выставленных летом 1914; обратно удалось получить меньше 10 работ. В Берлине овладел новыми видами техники — офортом, сухой иглой, ксилографией. Пытался издать книгу «Моя жизнь», написанную в Москве, но талантливая проза Ш.
оказалась слишком трудна для переводчика, свет увидел тогда лишь цикл офортов под этим названием (впервые книга опубл. в 1931 на франц. яз.), С 1923 Ш. в Париже, где вошел в европейскую художественную элиту (Пикассо, А.Матисс, Ж.Руо, Ж.Бернар, П.Элюар и др.). По заказу маршана А.
Воллара избрал для иллюстрирования «Мертвые души» Гоголя (96 офортов, концовки и заставки, 1923-27), затем исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (100 офортов, 1927-30). Путешествия по Франции вдохновили Ш. на создание радостных и светлых пейзажей.
В 1931 он впервые побывал в Сирии и Палестине, в связи с работой над иллюстрациями к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56), они стали фундаментом огромного цикла, над которым Ш. трудился почти всю жизнь, — «Библейского Послания» (гравюры, рисунки, картины, витражи, шпалеры, керамические скульптуры, рельефы).
Публичное сожжение произведений Ш. в нацистской Германии, гонения на евреев, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Ш. в апокалиптические тона.
В 1930-е ведущей темой его искусства стало Распятие: горящий Витебск служил фоном многочисленных композиций с умирающим на кресте мучеником-земляком. В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства Ш.
переехал с семьей в США; дружескую поддержку оказал ему философ Жан Маритен: близкие отношения возникли у Ш. с искусствоведом Лионело Вентури. В США в 1943 произошла последняя встреча Ш. с давним московским другом С.Михоэлсом. В сентябре 1944 Ш.
пережил внезапную смерть жены: огромной силой любви были продиктованы композиции «Моей жене посвящается» (193344), «Вокруг нее» и «Свадебные свечи» (обе 1945). В 1945 Ш. написал три полотна-задника, занавес и костюмы для балета И.Стравинского «Жар-птица» в «Ballet Theatre».
Окончательно вернулся во Францию в 1948. Тогда же получил Гран-При за иллюстрации к «Мертвым душам» на 24-й биеннале в Венеции: затем последовал ряд др. знаков отличия.
В 1952 вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Из циклов цветных литографий, станковых и книжных работ 50-60-х, созданных после путешествия .
по Греции и Италии, наиболее известны иллюстрации к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (42 цветных литографии, 1960-62).
Постепенно Ш. все больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой, с 1957 витражами; изготовил витражи для католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.
Небывалый резонанс вызвал плафон Парижской «Grand-Opera», завершенный в 1964 по заказу президента Ш. де Голля и министра культуры А.Мальро.
С 1966, после создания нового шедевра — панно для «Metropolitan-Opera» в Нью-Йорке, Ш. жил в Сен-Поль де Ване близ Ниццы, где построил дом-мастерскую.
В июне 1973 посетил Москву и Ленинград. В следующем месяце присутствовал на торжественном открытии государственного Музея Ш. в Ницце, сосредоточившего внушительную часть «Библейского Послания». По случаю 90летия Ш. была оказана редкая честь — уникальная выставка его работ была развернута в Лувре (окт. 1977 — янв. 1978): он был награжден Большим Крестом Почетного легиона.
Материал из кн.: В.Шелохаев.Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г. Электронная версия фрагмента с сайта http://interpretive.ru/
Далее читайте:
Художники (биографический справочник).
Литература:
Апчинская Н.В. Марк Шагал: Графика. М., 1990
Сарабьянов Д.В. Марк Шагал [Альбом]. М., 1992
Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Шагал, Сутин. М., 1993
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shagal_mark.php