Мужчина-модель (натуршик) — анри матисс, 1900

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Любимой музой, другом и помощником французского художника Анри Матисса более двадцати лет жизни оставалась  Лидия Делекторская.

Осенью 1932 года, Лидия Делекторская пришла в мастерскую знаменитого художника Матисса по объявлению: «Художнику требуется ассистент», в то время Анри Матисс работал в Ницце над большим полотном «Танец»….

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

22-летняя девушка уже успела испытать голодное и сиротское детство на родине в Томске в годы русской революции и Гражданской войны, пожить в семье тётушки в Харбине, в Маньчжурии и, переехав во Францию, неудачно выйти замуж за русского эмигранта, с которым его связывал только родной русский язык и тоска по России.

Оказавшись в мастерской и доме Матисса, Лидия Делекторская готова была выполнять любую работу по дому, быть ассистенткой и натурщицей французского художника.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Обладающая естественной красотой Лидия, уроженка Сибири, вскоре стала олицетворением идеала женской красоты Анри Матисса, тонкого ценителя женственности и красоты, воспетой на его чувственных полотнах.

Если первые модели Матисса были смуглые и темноволосые южанки, то появившаяся в его доме белокожая, тихая голубоглазая блондинка, ошеломило его необычайной грацией неторопливых движений.

Художник вдруг неожиданно для себя прозрел, глядел и изумлялся, увидев в Лидии ту неизведанную и экзотическую, страстную красоту, что открылась ему, и которой он не переставал восторгаться до конца своей жизни.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Анри Матисс разглядел в этой юной молчунье, так естественно и непринуждённо умевшей класть голову на руки, скрещенные на спинке стула, умевшей с особой русской грацией рук подхватывать копну своих светлых, слегка вьющихся волос. Художника впечатлило её одухотворённое живое лицо, грустные глаза, в которых порой отражалась глубинная славянская грусть по родине, её ясный профиль и благородная грациозная осанка, увидев которую уже трудно забыть.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Лидия стала для Матисса не только терпеливой моделью, долгими часами безмолвно позирующей художнику, но и преданным другом, необходимым ему во всём. Лидия терпеливо ухаживала за его женой во время болезни, вела все домашние дела, создавая уют в семье и доме, была пунктуальным и аккуратным секретарём. Матисс не скрывал ни привязанности к Лидии, ни полной своей зависимости от неё.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Матиссу тогда было 63 года, а Лидии всего 22 года.

В молодости художнику Анри Матиссу тоже довелось испытать немало трудностей и лишений, он хорошо знал истинную цену деньгам, заработанным честным трудом.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Прекрасно понимая, что у Лидии нет больше никакого другого дохода, кроме работы в его доме и мастерской,  Анри Матисс ежегодно преподносил Лидии ко дню её рождения и Новому году в качестве подарка один из своих рисунков. Этими рисунками великий художник хотел обеспечить её будущее, ведь, он был уже немолод , а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же безо всякой материальной поддержки в чужой стране.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

С  начала 1935 года до лета 1939 года, Лидия почти ежедневно позировала для Анри Матисса,  и художник написал множество рисунков, эскизов, набросков и около 90 картин.

Во многих произведениях Анри Матисса мы легко узнаём воздушный образ прекрасной славянки с большими миндалевидными глазами, волевым подбородком, округлыми плечами, удивительной природной красотой лица и особой грацией движений.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Этот высоко духовный союз двух чутких, тонко чувствующих друг друга людей — юной Музы и  модели, боготворившей своего Мастера, и стареющего Художника, боявшегося спугнуть свою вдохновительницу Музу, обогатил мировое искусство десятками картин, рисунков, скульптур. Этот творческий союз славянской Музы и великого французского художника, невольно, но бескомпромиссно разделил жизнь Лидии на «до» и «после».

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

До встречи с Матиссом у Лидии было почти стершееся из памяти детские годы в Томске, раннее сиротство, эмиграция в чужую страну, жизнь впроголодь.

 А «после» встречи с Мастером в жизни Лидии был только Он и его Искусство, постепенно захватившее всю её жизнь.

Искусство переполняло Лидию настолько, что она просто не могла владеть им одна, и она щедро делилась тем, что имела со своей исторической родиной.

Всё, что выставлено сейчас в Двенадцати колонном зале Нового Эрмитажа, подарено Эрмитажу Лидией Николаевной Делекторской.

Многие задаются вопросом, была ли Лидия Делекторская женой художника Анри Матисса. На это она сама ответила в одном из своих писем.

«… Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».

  • Сказано это очень по-русски, известно, что на Руси муж называл жену «светом его очей», а жена называла мужа — «Душа моя», именно такую душевную связь с Мастером чувствовала Лидия всю жизнь.
  • Матисс дожил до 85-летнего возраста в гармонии с собой и миром, а когда он умер, смысл жизни для Лидии был потерян, но оставались его картины, рисунки, воспоминания, и духовная связь с Мастером.

Лидия Николаевна Делекторская умерла в 1998 году в Париже, урна с её прахом была привезена на родину, в Россию и покоится на сельском кладбище в Павловске под Петербургом. На памятнике Лидии Делекторской надпись: «Матисс сохранил её красоту для вечности».

Источник: http://www.evpatori.ru/russkaya-muza-francuzskogo-xudozhnika-anri-matissa.html

Лидия Делекторская и Анри Матисс: любовь-загадка

Их история любви — загадка. Подробности их отношений были тайной для современников — и остались тайной для потомков.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Французский художник Анри Матисс  умел радоваться жизни и изображал самые обыденные ее стороны через призму радости и красоты. Буйство красок и ощущение счастья и гармонии на его полотнах привносит покой и равновесие в сердца людей. Не зря великий Пабло Пикассо назвал его человеком с солнцем в крови.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900Мать Анри Матисса была швеей-надомницей, и его детство прошло среди пестрых лоскутков, ярких бантов, лент и дамских шляпок. Именно впечатления из детства в дальнейшем нашли отражение в его ярких, исполненных жизненной силы полотнах.

Юноша планировал стать юристом, однако в двадцать лет он всерьез увлекся живописью, оставил в прошлом мечты об адвокатской мантии и, перебравшись в Париж, поступил в Школу изящных искусств.

С тех пор его жизнь оказалась полностью посвящена искусству. Праздник души и ликование красок на его картинах с течением времени привлекли внимание русского коллекционера Сергея Щукина, который ценил талант художника и с радостью пополнял свою коллекцию его полотнами. Он даже пригласил художника в Россию.

Однако приехавшему в 1911 году в Москву Анри Матиссу досталась не только похвала со стороны ценителей, но и немало резкой критики от противников его таланта. Одни считали его «мэтром» от искусства, а другие всего лишь очередным «французиком из Бордо». Художник вернулся на родину и продолжил работу над полотнами, ставшими украшением частных коллекций Европы.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Оказавшаяся в доме Матиссов на правах сиделки для жены художника, девушка уже успела испытать голодную жизнь на родине, пожить в Маньчжурии и неудачно выйти замуж во Франции. Обладающая естественной красотой уроженка Сибири стала для Матисса олицетворением того женского идеала, который ему так и не посчастливилось встретить среди окружающих его представительниц прекрасного пола.

Вдохновляющие Матисса модели-южанки были смуглы и темноволосы, поэтому появление в доме двадцатилетней яркой блондинки с небесными глазами не вызвало с его стороны восторга. И не смотря на тонкое понимание Лидией чувствительной души Анри, сначала он не проявлял к девушке никакого интереса.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

Девушке импонировало предложение Анри позировать для его новых картин, давшее толчок к их сближению. Делекторская впоследствии вспоминала, что семейство Матиссов прониклось к ней настоящей теплотой и любовью, а отношения с Анри становились все более сердечными.

Великий Анри с восторгом отзывался о натурщице и не скрывал своей привязанности к ней. Он садился за написание портретов Лидии, чтобы справиться с тоской по ней. Она же стала для него не только терпеливой моделью, но и настоящим другом, поддерживающим художника во всем.

Мужчина-модель (Натуршик) - Анри Матисс, 1900

В знак признательности дважды в год на протяжении всех двадцати лет пребывания Лидии в доме Матиссов, она получала от художника написанные его рукой собственные портреты, которые, по словам Анри, должны были обеспечить ее будущее.

Между тем среди друзей Матисса поползли сплетни о тайной связи русской натурщицы с художником, которые девушка неустанно отвергала. По утверждению Лидии Делекторской в ее отношениях с Анри Матиссом не было чего-либо, переходящего границы дозволенности.

Матисс дожил до 85-ти летнего возраста в гармонии с собой и миром. После его смерти интерес к натурщице великого Матисса только возрос, однако Лидию Делекторскую во Франции более ничто не удерживало. Она вернулась в Россию и подарила несколько картин Матисса русским музеям.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  История любви: МАРИЯ КАЛЛАС и АРИСТОТЕЛЬ ОНАССИС

Однако свою историю любви с Анри она так и не раскрыла…

Источник: https://personallife.ru/love-story/lidiya-delektorskaya-i-anri-matiss-lyubov-zagadka/

Читать онлайн Матисс страница 20. Большая и бесплатная библиотека

В 1900 году он начал работать над мужской фигурой, для которой ему позировал тот самый натурщик-итальянец, этюд с которого еще недавно так взбудоражил класс Каррьера.

Если «Ягуар» Матисса олицетворял кровожадность и свирепость, то фигура стоящего мужчины — обычно называемая «Раб», — воплощала стоицизм и выносливость.

Натурщик Пиньятелли, прозванный Бевилаква (по-итальянски «трезвенник»), когда-то был любимой моделью Родена, лепившего с молодого Пиньятелли «Иоанна Крестителя» и знаменитого «Шагающего человека».

Матисс на протяжении трех последующих лет без конца рисовал, писал и лепил старого мускулистого Бевилакву в самых различных позах (порой заставляя его менять их в течение сеанса от трех до пяти раз). Никогда больше он не будет с такой тщательностью изучать мужское тело — в будущем его вниманием безраздельно завладеют модели-женщины.

Начав лепить «Раба», Матисс попытался «опереться» на Родена, но так ничего для себя и не нашел в необычайно изобретательном натурализме мастера.

Читайте также:  Мученичество святого стефана, джорджо вазари

Жан Пюи, наблюдавший за созданием «Раба», вспоминал, что вначале скульптура «по концепции была близка Родену, но потом превратилась во что-то совсем другое, более грубое и неоформленное, но исключительно выразительное».

Продолжая работать над «Ягуаром», Матисс сражался с «Рабом», все более уходя от натурализма к смелым пластическим обобщениям.

Почти потеряв надежду найти учителя, Матисс неожиданно обрел его в лице Антуана Бурделя, несколько лет работавшего у Родена в качестве «пратисьена» (помощника, переводящего работы мэтра в камень, увеличивающего их, и т. д.). Родившийся на Юге Франции, Бурдель был земляком Амели Парейр.

Худощавый, с копной курчавых черных волос, он был таким же пылким и прямолинейным, как и отец Амели. Бурдель был изумительным преподавателем. «Ваша рука никогда не будет неуклюжей, если замысел точен и разум лишен сомнений, — говорил он студентам.

— Вы должны создавать между собой и своим объектом все более прочную связь… всегда помня о той истине, что идею следует искать не в модели, а в собственной эмоции». Бурдель развивал эти теории в сотрудничестве со своим другом Мечиславом Гольбергом, русско-польско-еврейским анархистом, дважды депортированным французскими властями, разрешившими ему вернуться во Францию лишь при условии отказа от политики. Гольберг, умевший убеждать и вести за собой, был харизматичной фигурой; его острый аналитический ум и поразительная восприимчивость сыграли важную роль в создании нового искусства нового столетия.

Новое искусство, которое, как предсказывал Гольберг, должно было родиться в студии Бурделя, призвано было выражать эмоции, а не копировать натуру. «Движущая сила искусства заключена в упрощении форм… — писал Мечислав Гольберг. — Чем больше художник заботится о форме, тем больше он способен выразить свои ощущения».

Матисс разовьет эту тему в «Заметках живописца», написанных в 1907 году по просьбе Гольберга, почувствовавшего направление, в котором двигался художник, еще до того, как тот сам осознал это. Они познакомились в скульптурном классе Бурделя, где медленно умиравший от чахотки, уже харкавший кровью Гольберг из-за нужды позировал обнаженным.

И этот живой скелет бесчувственные студенты, верные традициям Школы изящных искусств, заставили принять позу сражающегося гладиатора. По правде говоря, спровоцировал их сам же Гольберг, относившийся к своей болезни как к досадной помехе, которую надлежит осмеивать посредством подобных жутких экзерсисов.

В этом-то и заключалось новаторство — изображать модель в любой, проявлявшейся естественным путем позе. «Изображайте, как он падает на пол, — настаивал Бурдель. — Вместо плохого рисунка гладиатора у вас выйдет отличный рисунок умирающего». Именно Бурдель дал Матиссу то, что тот искал.

«Раб», которого Анри одержимо переделывал (и в конце концов в 1908 году отрубил статуе руки), стал, в сущности, собирательным автопортретом художника.

В нем было что-то от плененного орла — alter ego Бурделя; скульптор рассказывал, что ребенком в горах Русильона видел мрачно съежившегося на насесте орла, который вдруг расправил крылья и улетел. «Только после напряженного труда, — говорил Бурдель, — идеи настолько овладевают человеком, что дух может воспарить ввысь».

В 1900 году Матисс написал два автопортрета. На одном он изобразил себя с засученными рукавами, смотрящим на свою работу оценивающим взглядом (таким исследователем, измеряющим все, что только можно было измерить, запомнил его в классе Каррьера Пюи).

Картина была полна света: лимонно-желтый и теплая охра окутывали фигуру, багровая полоса делила пополам белую манишку, пятна зелени падали на лоб и левое плечо, а темно-красные мазки энергично ползли вверх по брюкам.

На втором автопортрете мрачная темная масса фигуры выглядела угрожающей из-за буйства пурпурно-синего и темно-красного. Именно эти сочетания современники находили особенно вызывающими.

Сорок лет спустя, когда Матисс давал указания относительно развески своих картин в музее в родном Ле-Като, он повесил этот мрачный автопортрет прямо над «Ягуаром», объяснив, что скульптура и картина выражают одни и те же чувства — «эмоции дикого зверя» (fauve).

Эта «звериная сторона» собственной натуры пугала его, но он зашел уже слишком далеко, чтобы повернуть назад. «Поэтому я пошел напролом, упрямо нагнув голову, руководствуясь принципом, вбивавшимся в меня все детство и сформулированным в одной фразе: «Работай несмотря ни на что!» Подобно моим родителям, я продолжал работу, движимый… той силой, которая, как я понимаю сейчас, была мне несвойственна…»

Сомнения по поводу собственной ненормальности стали одной из профессиональных фобий Матисса, с которыми он жил десятилетиями. Весной 1901 года он выставил в Салоне Независимых семь картин и не продал ни одной. Марке тоже ничего не продал.

Когда, расстроенные, они тащились домой, а Бевилаква шел впереди, толкая тачку, полную никому не нужных холстов, Марке вслух пожелал, чтобы их сбила машина, — это, по крайней мере, давало надежду на материальную компенсацию. Поздней весной или в начале лета Матисс поехал к своим боэнским родственникам, отдыхавшим в Швейцарии.

В номере гостиницы он написал свою будущую невестку Жанну Тьери сидящей у письменного стола вполоборота к зрителю. «Швейцарский интерьер», полный света и воздуха, состоял из вибрирующих мазков розового, голубого и серого с яркими фиолетовыми и лимонно-желтыми вкраплениями, выделявшимися на темном фоне.

Картину освещал яркий голубой прямоугольник высокого окна, открытого на веранду; плетеное кресло, вернее, россыпь оживляющих холст желтых и розовых мазков, уравновешивало композицию. Тот же прием через двадцать лет Матисс использует, когда будет писать в Ницце своих «одалисок».

К 1901 году стало ясно, что после десятилетних занятий живописью Анри как никогда далек от официального признания. Тогда же выяснилось, что ежемесячное пособие в сто франков более ему выделяться не будет. На июль была назначена свадьба брата Огюста с мадемуазель Тьери.

Родственники невесты и будущие партнеры по торговле зерном выказывали крайнюю неприязнь к безработному деверю, чей образ жизни угрожал финансовому благополучию молодой пары. Справедливость требовала, чтобы доля Огюста в семейном деле соответствовала 15 тысячам франков — как раз ровно столько и было затрачено к тому времени на обучение Анри. Сумма выходила солидная.

И, как назло, Ипполит Анри Матисс только что дал в долг своему шурину 10 тысяч франков (Эмилю Жерару грозило разорение и судебное разбирательство в связи с громким скандалом по поводу качества продукции его маргаринового завода). Никакой возможности долее помогать старшему сыну у отца не было, как бы он того ни желал.

Десятилетнее стипендиатство Матисса на этом закончилось, но что-либо менять или сдаваться он не желал. «A têtu, têtu et demi», как выразился один из поклонников художника (что означало: отец, упрямый как осел, произвел на свет сына, в полтора раза более упрямого).

Анри попытался устроиться рабочим сцены в «Опера-Комик», но даже такую работу, как, впрочем, и любую другую, получить не удалось. Оставалось рассчитывать только на выручку шляпного магазина Амели и не тешить себя надеждой заработать чем-то иным, кроме живописи, так как жена сочтет это предательством.

В ту самую неделю, когда 8 июля на Севере справляли свадьбу младшего брата, шестилетняя дочь Матисса заболела дифтерией.

Маргерит посинела, начала задыхаться и наверняка умерла бы, если бы доктор не сделал срочную трахеотомию (во время операции, которая проходила на кухонном столе на улице Шатоден, 25, Анри держал дочку за руку). Потом девочку поместили в госпиталь Бретонно на Монмартре, где она к тому же заразилась брюшным тифом.

Чтобы скрыть огромный шрам на шее, ей придется годами носить черную ленту, но не это будет самое страшное — гораздо серьезнее окажутся проблемы, связанные с поврежденной трахеей, которые будут преследовать ее почти всю жизнь.

После выхода из больницы Матисс написал Маргерит в полосатом переднике, смотрящей прямо на зрителя впалыми черными глазами. Портрет производил сильное впечатление. Простой и выразительный, как рисунок ребенка, он сочетал непосредственность юной модели с пронзительной хрупкостью этого по-взрослому чувствующего существа.

Источник: https://dom-knig.com/read_184463-20

Анри Матисс: 7 фактов биографии художника

Анри Матисса считают одним из величайших художников мира всех времен. Его работы хранятся лучших музеев планеты. Матисс родился 31 декабря 1869 года и умер 3 ноября 1954 года. Его полное имя — Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр.

Henri Émile Benoît Matisse). В основном он известен как художник, хотя он также был скульптором, делал гравюры и литографии. Матисс внёс свой вклад развитие новой скульптуры и живописи вместе с Пабло Пикассо.

Вот некоторые интересные факты о биографии Анри Матисса.

1. Матисс собирался стать адвокатом

Многие великие художников знали о своем даре и пристрастии к искусству с молодых лет. У Матисса был совсем другой опыт. Он хотел работать в сфере юриспруденции. Он окончил юридическую школу в Париже и в 1889 году, когда ему был 21 год, начал работать юристом в адвокатской конторе.

«Читающая женщина» (1894)

2. Тягу к изобразительному искусству в Матиссе открыла болезнь

В 1889 году в возрасте 21 года Матисс страдал от острого аппендицита. Врачи смогли сделать ему операцию и снять воспаление, но восстановление продолжалось длительное время. Для борьбы со скукой, мать подарила Анри коробку с красками и предложила попробовать рисовать. Матисс обнаружил, что ему это нравится.

После того, как выздоровел, он вернулся на работу в адвокатское бюро, но уже не мог отказаться от рисования. Каждое утро перед работой он учился рисованию и постоянно практиковался во время обеденных перерывов и по ночам. Его поглотило искусство. Преодолев возражения отца, который видел его успешным адвокатом, он стал художником.

«Ваза с подсолнухами» (1899)

3. Художник как губка впитывал разные стили

Многие художники склонны придерживаться любимого стиля на протяжении всей своей жизни, но не Матисс. Он жаждал знаний и позволял величайшим художникам мира влиять на его стиль. Вначале Анри в основном рисовал пейзажи и натюрморты в более традиционном стиле. Позднее Матисс создавал крупномасштабные бумажные коллажи.

Читайте также:  Балаганы, кустодиев, 1917

После знакомства с будущим другом австралийским художником Джоном Питером Расселом, который даже подарил Матиссу два рисунка Винсента Ван Гога, он начал создавать работы, которые показали влияние импрессионистического движения. Анри приобретал понравившиеся ему работы художников-импрессионистов, чтобы изучить структуру живописи и работу с цветом.

Считается, что особенное влияние на его творчество оказал французский художник Поль Сезанн.

«Роскошь, спокойствие и удовольствие» (1905)

В итоге он стал лидером движения фовистов, чьи работы превозносили живописные качества и сильный цвет над реалистическими ценностями, сохраненными импрессионизмом. Матисс выставлял свои картины на Осенних салонах в Париже вместе с такими художниками, как Жорж Брак, Рауль Дюфи и Густав Моро, их яркие, броские краски поразили зрителей и вызвали негодование у критиков.

«Женщина в шляпе» (1905)

4. Соперничество Пикассо и Матисса

Матисс был «заклятым врагом» Пабло Пикассо. У них много картин, имеющих похожие названия и выполненные в одном стиле. Некоторые из этих произведений даже были вместе показаны на одной из выставок в Тейт Модерн в Лондоне.

Они не любили картины друг друга; однако они оба, казалось, чувствовали силу другого, которая бросала вызов и стимулировала развитие творчества. На протяжении всей своей жизни каждый из них внимательно следил за работой другого.

Их отношения можно охарактеризовать как соревнование или тщательно спланированную шахматную партию. Матисс однажды описал их отношения как боксерский поединок.

«Молодой моряк» (1906)

Пикассо и Матисс никогда не встречались лицом к лицу до 1906 года. Встречу организовала известный американский коллекционер и писатель-авангардист Гертруда Штайн, которая была коллекционером работ обоих художников. Не смотря на конкуренцию, оба художника выразили уважение как к личности, так и к творчеству друг к друга.

«Танец II» (1910)«Урок музыки (Портрет семьи)» (1917)«Автопортрет» (1918)

5. Упрощение стиля в конце жизни

В 72 года Матисс перенёс хирургическую операцию на кишечнике из-за рака. После этого его здоровье стало сильно ухудшаться и он все меньше двигался. Матисс использовал инвалидную коляску, это вынудило его изменить стиль рисования.

Иногда он просто рисовал карандашом или углем, прикрепленным к длинному шесту. Он не просто рисовал по вдохновению, но также выполнял заказы, рисовал иллюстрации для книг и эскизные проекты, чтобы принести в дом дополнительные деньги.

«Девушки на жёлто-красном фоне» (1942)

После того, как он уже не мог стоять в течение продолжительного времени, Матисс начал создавать работы, применяя ножницы и бумагу. Анри использовал длинную палку, чтобы собирать коллажи на своих стенах. Он назвал эту технику «живопись ножницами».

Художник разрезал листы бумаги, предварительно расписанные гуашью помощниками, на фигуры разных цветов и размеров и расставлял их так, чтобы получились живые композиции.

Изначально эти произведения были скромных размеров, но со временем трансформировались во фрески.

Коллаж «Печали короля» (1952) создан из раскрашенной гуашью бумаги

6. Дети Матисса

В 1894 году модель художника Каролина Жобло родила от него дочь Маргариту.В 1898 году Анри Матисс женился на Амели Парейр, которая впоследствии родила ему двух сыновей: Жана-Жерара и Пьера. Его незаконнорождённая дочь также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Дочь Анри, Маргарита, была членом французского Сопротивления во время Второй мировой войны . Её схватили, подвергли пыткам и отправили в концентрационный лагерь Равенсбрюк. К счастью, ей удалось сбежать из поезда. Если смотреть на работы Матисса, собранные в хронологическом порядке, в этот период времени появляется определенная злость и печаль.

«Маргарита» (1906)

Пьер Матисс, открыл галерею в Нью-Йорке в 1931 году. Пьер был очень близок с отцом, жил в окружении художников, среди искусства и хотел связать с ним жизнь, но понимал, что ему не стать великим живописцем.

В галерее Пьера многие люди впервые видели картины художников, ставших классиками.

Он показал работы многих великих современных мастеров (в дополнение к работам своего отца), таких как: Джоан Миро, Альберто Джакометти, Марк Шагал и др.

«Спящая обнаженная на красном фоне» (1917)

7. Всегда простая форма

Матисс никогда не беспокоился о реальных деталях картин, которые он создавал. Важно лишь, что простые формы были правильными. Именно из-за стилизации его работы относят к фовизму.

«Голубое окно» (1913)

За более чем 60 лет творчества Матисс работал над скульптурой, гравюрами и другими формами искусства. Его работы отличают яркие цвета и преувеличенные формы. Они так выражают эмоции, как немногие художники когда-либо были в состоянии передать. Именно поэтому его часто считают одним из самых выдающихся художников двадцатого века.

Матисс умер от сердечного приступа в возрасте восьмидесяти четырех лет 3 ноября 1954 года в Ницце.

Подборка интересных книг про Матисса:➜ «Анри Матисс» Тумакова И., Филиппова М.➜ «Анри Матисс» Эссерс В.➜ «Matisse» Radulescu N.➜ «Анри Матисс», роман о художнике (2 книги)

Смотрите также на канале «Истории художников»:➜ «Анре Матисс: 11 избранных работ»➜ «7 удивительных мифов и фактов о Ван Гоге»➜ «Первый русский импрессионист»➜ «Экспрессионизм, который стоит увидеть: Франц Марк»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa95e2779885e988bf9bc91/5b5309f39b38ef00a9d99dad

NeWestMuseum Музей нового западного искусства

Анри Матисс, старший сын состоятельного торговца из города Боэн-ан-Вермандуа на севере Франции, учился в лицее в Сен-Кантене. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура.

В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись.

Отец, хотя и не одобрял его выбор, оплатил курс подготовки к Школе изящных искусств и назначил сыну скромное содержание.

Провалив вступительные экзамены (1892), Матисс стал приходить в застекленный двор Школы, чтобы рисовать скульптуру.

Там его заметил и пригласил в свой класс Гюстав Моро — на тот момент единственный преподаватель Школы, кто дополнял студийные занятия посещением Лувра и беседами у картин старых мастеров, с которых его студенты делали копии. В классе Моро началась дружба Матисса с Жоржем Руо, Анри Мангеном и Альбером Марке.

Летом 1896 года, работая с австралийским художником Джоном Расселом [John Russell] на острове Бель-Иль в Бретани, Матисс открыл для себя импрессионизм и начал писать в этой стилистике.

В начале 1898 года Матисс женился на Амели Парейр [Amélie Parayre]. В свадебное путешествие чета отправилась в Лондон, где, по совету Камиля Писсарро, молодой художник изучал живопись Уильяма Тёрнера.

По возвращении в Париж Матисс начал посещать класс Эжена Каррьера [Eugène Carrière] в Академии Камилло, где познакомился с Андре Дереном и Жаном Пюи.

В его семье родилось двое сыновей (дочь Маргерит появилась на свет от связи с натурщицей Камиллой Жобло [Camille Joblaud] — именно она позировала для картины «Читающая женщина»).

  • Анри МатиссМадам Матисс (Японская леди)1901Холст, масло. 116,8 х 80Частная коллекция
  • © Bridgeman / Fotodom

Женившись, Матисс приобрел вид степенного, солидного господина, которого в личном общении, по воспоминаниям современников, отличали неотразимое обаяние и доброжелательность. Только близкие люди знали о постоянном внутреннем напряжении и приступах тревоги художника, настойчиво искавшего собственный пластический язык и стремившегося создать «искусство уравновешенное, чистое, спокойное».

В 1901 году картины Матисса впервые были экспонированы в Салоне Независимых, а в 1904 Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку.

Лето того года Матисс провел в Сен-Тропезе с Полем Синьяком, осваивая дивизионизм.

Но уже в Осеннем салоне 1905 года он — вместе с Дереном, Марке, Шарлем Камуэном, Кеесом ван Донгеном, Морисом Вламинком и другими — показал работы, провозгласившие принципиально новые художественные задачи.

19 05

  1. Галереи в Гран-Пале во время Осеннего Салона в Париже 1905
  2. © Bridgeman / Fotodom

Матисс, в котором персонально обостренное чувство цвета соединялось с французской утонченностью, стал негласным лидером фовистов (от фр. les fauves — «дикие», как окрестила их критика); цель своего творчества он формулировал так: «перевести…

эмоции… в цвет и рисунок» и «заставить… краски петь». Увидев картину Матисса «Радость жизни» весной 1906 года, С. И. Щукин узнал у Воллара адрес автора и на несколько лет, вплоть до начала Первой мировой войны, стал его постоянным заказчиком.

  • Анри МатиссРадость жизни1905–1906Холст, масло. 175×241
  • Фонд Барнса, Филадельфия

В 1908 году Матисс открыл художественную школу, так называемую «Академию Матисса» (Academy of the French Painter, Henri Matisse, Boulevard des Invalides, 1910 875930); в этом же году в свет вышли его «Заметки живописца».

В январе Анри Матисс открывает свою школу-студию (Academie Matisse)

19 08

  1. Академия Анри Матисса на бульваре Инвалидов в Париже 1910
  2. © Bridgeman / Fotodom

Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910–1911). По приглашению Щукина осенью 1911 года он провел три недели в России, где на него произвела сильное впечатление русская и византийская иконопись.

В 1912 и 1913 годах Матисс дважды побывал в Марокко, написав там одну из своих лучших живописных серий.

Африканская скульптура, восточные ткани, искусство древних египтян и греков, рисунки детей, картины Винсента Ван Гога и Поля Гогена — все эти образы вплеталось в живописную ткань картин Матисса, для которого декоративное и выразительное были неразрывными понятиями.

1 / 2

Анри Матисс в московском особняке С. И. Щукина на фоне картины «Дама в зеленом» 1911

Анри Матисс с женой в Марокко1912

Годы Первой мировой войны были отмечены меньшей производительностью работы художника, но одновременно и напряженным поиском новых приемов: Матисс без конца перерабатывал огромное панно «Купальщицы у реки» [Baigneuses a la riviere] (Художественный институт, Чикаго) — третью часть ансамбля с «Танцем» и «Музыкой», которая не понадобилась Щукину.

В 1917 году Матисс обосновался в Ницце, где не раз встречался с Огюстом Ренуаром. По инициативе Гийома Аполлинера [Guillaume Apollinaire] состоялась первая совместная выставка Матисса и Пабло Пикассо (1918). В следующем году С. П.

 Дягилев уговорил Матисса заняться сценографией балета «Песнь соловья» на музыку И. Ф. Стравинского. Почти через 20 лет (1938) Матисс создаст эскизы декораций и костюмов для еще одного русского балета — «Красное и черное» Л. Ф. Мясина на музыку Д. Д.

 Шостаковича.

1 / 3

  • Костюм мандарина к балету «Песнь соловья», дизайн Анри Матисса 1920
  • Музей Виктории и Альберта, Лондон
Читайте также:  Портрет сумасшедшей, теодор жерико, 1822

Анри Матисс с Л. Ф. Мясиным и механическим соловьем во время работы над балетом «Песнь соловья» 1919

Алисия Маркова в костюме работы Анри Матисса в балете «Красное и черное» 1939

В конце 1920-х годов Матисс сосредотачивается на графике и скульптуре. В 1930 году он совершает поездку в США и два с половиной месяца проводит на Таити. В 1932 году в свет вышли иллюстрированные Матиссом «Стихотворения Стефана Малларме» [Stéphane Mallarmé, poèmes], а через два года – «Улисс» Джеймса Джойса [James Joyce, Ulysses].

В 1932 году в свет вышли иллюстрированные Матиссом «Стихотворения Стефана Малларме» [Stéphane Mallarmé, poèmes], а через два года – «Улисс» Джеймса Джойса [James Joyce, Ulysses]

Иллюстрация Анри Матисса в сборнике стихов Стефана Малларме Издание 1932 года

С 1935 года постоянной моделью, а затем и секретарем Матисса стала его русская помощница Лидия Делекторская. В январе 1941 года художник, страдавший раком двенадцатиперстной кишки, перенес серьезную операцию, после которой подолгу оставался прикованным к постели.

В периоды улучшения Матисс занимался иллюстрацией и декупажем, а после окончания войны работал в основном над декоративными проектами.

Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе [Chapelle du Rosaire, Vence], близ Ниццы (1948–1951).

Весь ансамбль: от архитектуры и мебели до росписей, витражей и облачений священнослужителей, — был выполнен по эскизам Матисса. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.

1 / 3

Интерьер Капеллы Четок в Вансе© Bridgeman / Fotodom

  1. Анри Матисс в инвалидном кресле у витража в Капелле Четок 1951
  2. © Bridgeman / Fotodom
  • Матисс работает над макетом Капеллы Четок1949
  • © Роберт Капа / Magnum Photos

Умер Матисс 3 ноября 1954 года в своей квартире-мастерской в Симьезе, на окраине Ниццы. Похоронен в Симьезе.

Источник: http://www.newestmuseum.ru/data/authors/m/matisse_henri/index.php

Анри Матисс, Изображений: 495

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.

Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.

Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.

По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.

Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.

Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.

Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.

По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка».

Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета.

Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.

Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1258822127/

Описание картины Натурщик – Анри Матисс

Полотно “Натурщик” было написано Матиссом во времена увлечения импрессионистами. Особенно его привлекал Поль Гоген с его простыми формами, локальными цветами и грубоватыми четкими контурами. Все это мы можем заметить в данном полотне Матисса.

Однако, искусствоведы утверждают, что “Натурщик” несет в себе еще один отпечаток – и это характерный стиль еще одного Поля, но на этот раз Сезанна.

Точная проработка форм, препарирование элементов, “раскладывание” тела на отдельные объекты, характерное для аналитического направления, певцом которого станет Пабло Пикассо, впервые появляются в письме именно Сезана.

Зритель может видеть как свободно пользуется живописец находками своих кумиров.

Также примечателен ракурс, который выбрал Матисс, уделяющий важное значение постаменту и ногам героя, а также поза натурщика – уставшая и поникшая. Однако, несмотря на особенность фигуры, опущенные руки, чуть горбатый силуэт, мужчина выглядит достаточно монументально и могуче – его ноги будто вросли в пол.

Фон написан нарочито грубовато, даже неряшливо. Автор использует локальные пятна, написанные широкими мазками, при этом светотень написана немыслимыми сочетаниями оттенков – так не писали ни классики, ни даже импрессионисты. Художник не стремился передать реальные цвета, скорее его цель была атмосфера, настроение.

Мы явственно ощущаем тяжеловесность, брутальность, грубость, какое-то дикое, ни чем неприглаженное мужество.

Сегодня картина представлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке, и не теряет своей актуальности, приковывая к себе взгляды.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Гармония в красных тонах (Десерт) – Анри Матисс Одной из самых ярких, даже ослепительных картин Матисса является “Красная комната”. На ней изображен интерьер комнаты, в которой женщина накрывает……
  2. Разговор – Анри Матисс Сначала может показаться, что Матисс изображает совершенно банальную сцену, которая может происходить в любой день. Мы видим, как утром муж……
  3. Обеденный стол – Анри Матисс Картина “Обеденный стол” относится к раннему периоду творчества Анри Матисса, когда он, как и большинство молодых начинающих художников, был “заражен”……
  4. Купальщицы у реки – Анри Матисс Сам автор считал данную картину “Купальщицы” одной из самых важных в карьере и работал над ней на протяжении восьми лет,……
  5. Натюрморт с букетом – Анри Матисс На квадратной салфетке круглый поднос, на котором ваза с цветами – тюльпанами, ромашками. Сочетание ярких, сочных мазков желтого, красного, синего……
  6. Голубая обнаженная – Анри Матисс Во время работы над этой скульптурой Матисс случайно разрушил заготовку, и ее осколки вдохновили мастера на создание наиболее спорной работы……
  7. Окно в Танжере – Анри Матисс Впервые Матисс посетил Северную Африку в 1906 году – по его собственному признанию, чтобы “увидеть своими глазами пустыню”. В 1912……
  8. Художник и его модель – Анри Матисс Мастерская художника, в которой сам художник сидит за мольбертом к нам спиной и лица его мы не видим. А перед……
  9. Мастерская художника – Анри Матисс Картина, похожая на детский рисунок – яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица,……
  10. Натюрморт с апельсинами – Анри Матисс Здесь художник отклонился от своей обычной манеры живописи и больше склоняется к натурному изображению. Натюрморт представляет собой стол, на котором……
  11. Молодые женщины в саду – Анри Матисс Матисс часто писал сад, деревья в саду или, как здесь, молодых женщин под сенью деревьев. На переднем плане, на скамье,……
  12. Тюльпаны и устрицы на черном фоне – Анри Матисс На фоне черного плиточного пола стол под красной скатертью. На нем блюдо с устрицами, бутылка. желтые лимоны, чашка с голубым……
  13. Заклинательница змей – Анри Руссо Первой картиной Руссо, экспонировавшейся в Лувре, является полотно “Заклинательница змей” – работа, которую во многом считают поворотной в сторону сюрреалистического……
  14. Нападение в джунглях – Анри Руссо По-детски наивного и романтичного Руссо постоянно привлекали таинственные земли, дикая неизведанная природа, а тема джунглей многие годы занимала в его……
  15. Крестьянские дети – Владимир Маковский Перед нами знаменитая картина известного живописца. При взгляде на нее не ощущается никакой парадности. Художник стремится к максимально естественному изображению……
  16. Вид с моста в Севре – Анри Руссо Картина “Вид с моста в Севре” – вторая по известности работа художника из серии городских пейзажей. Также полотно известно как……
  17. Тапье де Селейран – Анри де Тулуз-Лотрек В то же лето 1889 года Лотрек провел несколько недель в Мальроме, где встретился со своим отцом и кузеном Габриэлем……
  18. Мать художника, графиня Адель де Тулуз-Лотрек за завтраком – Анри де Тулуз-Лотрек В юношестве, когда художник пытался найти свой стиль, он часто рисовал членов семьи, а также домашних животных, при этом старался……
  19. Сон – Анри Руссо Только горячей верой в свое предназначение и истинной любовью к искусству можно объяснить терпение и упорство, с которым Руссо осваивал……
  20. День без богов (День божества – Махана но натуа) – Поль Гоген Полотно “День Божества” написано Гогеном в промежутке между двумя периодами творчества, которые искусствоведы именуют таитянскими. Даже находясь во Франции, живописца……

Описание картины Натурщик – Анри Матисс.

Источник: https://art.goldsoch.info/naturshhik-anri-matiss/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector