Скульптуры для парка Вигеланда создавались в период с 1907 по 1942 года, хотя отдельные фрагменты стали доступны для посещения намного раньше.
Так, первую часть парковой зоны — стометровый Мост — открыли для посетителей в 1940 году, а последние композиции были установлены лишь в 1947 году.
Всего же здесь 227 скульптурных групп, которые вместе представляют отражение философских убеждений мастера, своего рода его «Библию».
Но начать рассказ об истории парка стоит с биографии автора. Густав Вигеланд — один из самых продуктивных норвежских скульпторов — появился на свет в 1869 году. Он с раннего возраста обучался резьбе по дереву, а до совершеннолетия успел стать настоящим профессионалом также и в гипсовой лепке.
Свою первую значительную работу мастер представил на суд зрителей в 20 лет — это была композиция Хагар и Ишмаэль по мотивам древнееврейской Торы.
После скульптор много раз выезжал из родного Осло для учебы у иностранных мастеров, в частности, он изучал работы лучших представителей Ренессанса в Италии, был учеником Родена во Франции.
В 1905 году, когда Норвегия стала независимой, Вигеланд получил большой правительственный заказ на изображения великих норвежцев, прославивших себя в науке, искусстве и культуре. А в 1924 году он приступил к созданию парка — главного дела своей жизни (хотя некоторые скульптуры были выполнены ранее).
Дело было так: в начале 20-х годов 20-го века на месте дома, где жил Густав Вигеланд, городская администрация решила возвести библиотеку.
Взамен скульптору было предоставлено другое жилье, но он также добился выделения ему для работы большого участка в парке Фрогнер. Власти пошли навстречу при условии, что все последующие работы норвежского гения будут принадлежать городу.
Вот так и появился Вигеланд-парк, который для скульптора стал площадкой творческих экспериментов, а для города — интересным туристическим объектом.
Над созданием парка Вигеланд работал вплоть до своей смерти. Он старался отобразить в бронзе и камне всю человеческую жизнь с ее страстями, взаимоотношениями, борьбой с грехами и стремлением к чему-то высшему. Многие фигуры по сей день вызывают споры по поводу того, что именно хотел сказать мастер.
Есть даже мнение, что в некоторых композициях отразились элементы нацистской философии, ведь они были открыты в разгар оккупации Норвегии фашистскими войсками. Но вряд ли это соответствует действительности — идея парка появилась у Вигеланда задолго до того, как представилась возможность воплотить ее в жизнь. Да и многие скульптурные группы были созданы за годы до своей установки.
Например, ворота, выкованные еще в 1933-1937 годах, заняли свое место только в 1943 году.
Но как бы там ни было, неоднозначный парк вот уже более чем полстолетия продолжает удивлять, интриговать и восхищать туристов. Для местных же норвежцев он — просто красивое и приятное место отдыха, где хорошо прогуляться в выходные или устроить пикник.
Как добраться
Парк Вигеланда находится в западной части Осло, посреди большой зеленой зоны Фрогнер-парка. Главный вход расположен со стороны улицы Киркевейен (Kirkeveien).
Точный адрес: Nobels gate 32, Осло.
-
- Вариант 1
- Метро:по любой ветке до станции Majorstuen.
- Пешком:пройти 7 минут вдоль улицы Киркевейен до входа в парк.
-
- Вариант 1
- Автобус:маршруты № 20 и N12 до остановки Frogner stadion.
- Пешком:пройти 3 минуты вдоль улицы Киркевейен до входа в парк.
-
Вариант 1
Трамвай:маршрут № 12 до остановки Vigelandsparken.
Для путешествующих на автомобиле: парковки есть как у главного входа, так и с западной стороны парка.
Вигеланд-парк на карте
Особенности парка
Вигеланд-парк — одна из круглосуточных и совершенно бесплатных достопримечательностей Осло. Он открыт 24 часа в сутки, а билет понадобится, только если вы хотите посетить расположенный в отдельном здании музей с гипсовыми слепками, набросками и другими работами Густава Вигеланда.
Сам парк представляет собой музей под открытым небом площадью около 30 гектаров. Все скульптуры здесь расположены по одной оси, которая тянется от центрального входа через стометровый мост к фонтану и оттуда к холму с композицией «Монолит». Завершается же ось парка философской скульптурой «Колесо жизни», что символизирует непрерывность цикла рождения и смерти.
Также есть несколько композиций и отдельных статуй, расположенных в удалении от центральной оси.
Наиболее крупной из них является скульптурная группа «Клан» из 21 фигуры, однако она не входила в первоначальный замысел парка и была установлена лишь в 1988 году. До того композиция, выполненная из гипса, находилась в музее.
Если же поставить своей целью осмотр главных скульптур в том порядке, какой был изначально задуман Вигеландом, самый короткий туристический маршрут составит 850 метров.
На входе, сразу за главными воротами, находится административный центр для посетителей, где можно увидеть карту парка и узнать всю необходимую информацию. Также здесь расположен сувенирный магазинчик и небольшое кафе.
А первой скульптурой, которую увидят гости, будет памятник основателю — Густаву Вигеланду. Забавно, что его фигура является единственной, которая изображена в одежде — остальные статуи парка полностью обнажены.
Мастер одет в рабочий костюм, а в руках держит свои основные инструменты — молоток и долото.
На что обратить внимание
Главные ворота парка — это целый комплекс из гранитных опор и ажурных кованых решеток, включающий 5 больших ворот и 2 входа поменьше для пешеходов.
Вся эта композиция была спроектирована еще в 1926 году, выкована в 30-х годах, позже много раз дорабатывалась и окончательный свой вид приобрела лишь спустя десятилетие.
По обе стороны от ворот есть два домика с флюгерами на крыше — это контрольно-пропускные пункты.
Стометровый мост — одно из главных сооружений, которым начинается центральная ось парка. На гранитных парапетах моста установлено 58 скульптур. По замыслу автора они отображают разные типы и проявления человеческого темперамента.
Здесь можно найти статуи, символизирующие сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Самый знаменитой фигурой моста является так называемый «Сердитый малыш» — скульптура топающего ногой мальчика, который сжимает кулаки в бессильной ярости.
Есть мнение, что Вигеланд хотел показать этой фигурой состояние всей Норвегии в период фашистской оккупации. Но как бы там ни было, сегодня «малыша» можно считать неофициальным символом парка. О его популярности легко сделать вывод по отполированным до блеска ладошкам — все посетители стремятся взять его за руку для фото.
Также стоит обратить внимание на 4 гранитные колонны моста, на которых установлены фигурки людей, борющихся с ящерами — это символизирует борьбу человека с «внутренними демонами» и грехами.
Детская площадка — следующая зона парка Вигеланда, посвященная тематике детства.
Здесь можно увидеть 8 фигурок играющих детей, а в центре композиции на гранитном постаменте — скульптуру еще не рожденного ребенка в позе эмбриона.
Изначально автор планировал устроить около площадки небольшую пристань для детского парома, и какое-то время здесь плавала лодка, катая юных посетителей парка. Но сейчас водоем полностью отдан лебедям и уткам.
Фонтан Вигеланд-парка — одна из центральных композиций, работа над которой велась более 30 лет.
У этого ансамбля из 60 скульптурных элементов самая давняя история, ведь первоначальный эскиз Густав Вигеланд выполнил еще в 1906 году, после чего вносил в него многочисленные изменения.
Гипсовый макет фонтана сразу понравился властям города, однако найти для него место оказалось не так легко — вначале его хотели установить у здания парламента, потом у Королевского дворца. Но ни одна из идей так и не была воплощена вплоть до появления парка.
Фонтан представляет собой величественную композицию, обрамленную гранитным парапетом с изображениями жизненного цикла человека. Вокруг установлены бронзовые статуи деревьев с вплетенными в них фигурами — считается, что они символизируют эпохи человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость.
Плато «Монолит» — архитектурная доминанта парка и самая высокая точка его оси. Расположенный на холме «Монолит» установлен на каменной площадке, к нему ведут ступени и восемь оригинальных кованых ворот. Вокруг центрального обелиска находится 36 скульптурных групп, каждая со своей тематикой.
Общая идея этих композиций — отображение разных сторон человеческих взаимоотношений и разных периодов жизни. Сам же «Монолит» является наиболее загадочной фигурой парка — Вигеланд называл его «своей религией». Первые эскизы обелиска из сплетенных человеческих тел появились еще в 1919 году, а глиняный макет скульптор создавал в 1924-1925 годах, после чего задумал воплотить идею в камне.
Для этого в парк была привезена огромная глыба, над которой в течение 14 лет трудились три резчика по камню. Лишь в начале 1944 года, уже после смерти Густава, работу окончили, и 14-метровый обелиск открыли для зрителей. Что хотел сказать мастер этой скульптурой — осталось неизвестно.
Согласно общепринятой точке зрения, «Монолит», как самая высокая фигура парка, воплощает стремление человека к богу, к наивысшей чистоте. На его вершине находится фигурка младенца, и это символично.
Колесо жизни — скульптура в конце центральной оси парка, выполненная в 1933-1934 годах. Она представляет собой венок из тел нескольких взрослых и ребенка, сплетенных в виде гирлянды. Это символ вечности и непрерывного круговорота жизни — той идеи, что всегда занимала скульптора и не раз находила воплощение в его творчестве.
Советы путешественникам
- Парк Вигеланда очень красив по вечерам, когда здесь загорается подсветка и скульптуры смотрятся особенно загадочно. Поэтому, если вы ограничены во времени, можно оставить прогулку по нему на вечер, когда музеи и большинство других достопримечательностей Осло уже закрыты. Но все же мы рекомендуем заглянуть сюда при свете дня и увидеть необычные фигуры во всей красе.
- Поскольку площадь парка — около 30 гектаров, туристам лучше надевать удобную обувь без каблука. Чтобы осмотреть все скульптурные группы, придется много ходить. Правда, здесь есть скамейки для отдыха, и если вы не рассчитали свои силы — ничего страшного.
- Туристам стоит учесть, что все статуи в парке, за исключением памятника Вигеланду, представляют собой обнаженные человеческие тела. Местные жители приходят сюда всей семьей, в том числе и с детьми, но не надо забывать о разнице в менталитете. В Европе и более откровенные памятники — отнюдь не редкость.
- Парк стоит воспринимать не столько как архитектурный ансамбль, сколько как отражение философских воззрений художника. Все скульптуры здесь аллегоричны, все изображают те или иные эмоции, страдания, устремления. Если помнить об этом, даже самые необычные статуи вдруг обретают смысл.
Сегодня парк Вигеланда является самым большим в мире собранием творчества одного автора под открытым небом. Он единственный в своем роде, и уже потому стоит того, чтобы его посетить. А еще это приятное место, где можно устроить пикник на зеленой лужайке или просто любоваться зеленью и цветами.
Здесь же можно продолжить экскурсию по интересным местам Осло, ведь на территории парка Фрогнер, кроме оригинальных скульптур, расположен Музей Осло, два красивых водоема и оригинальный Skøytemuseet — музей катания на коньках.
Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/vigeland-park/
GARDENER.RUЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА
Уникальный парк скульптур в Осло — дело всей жизни знаменитого на весь мир норвежского скульптора Густава Вигеланда. Здесь демонстрируется более чем 200 скульптур из бронзы, гранита и кованого железа. На сегодняшний день, это самое большое в мире собрание скульптур одного художника под открытом небом.
Густав Вигеланд родился 11 апреля 1869 г. в семье ремесленников в маленьком прибрежном городке Мэндал на юге Норвегии. Когда он достиг юношеского возраста, родители отправили его в Осло для обучения грамматике и искусству резьбы по дереву. Вскоре его отец скоропостижно умер и Густаву пришлось вернуться в родной город, чтобы помогать своей семье по хозяйству.
В возрасте 19 лет он снова отправился в Осло, твердо поставив перед собой задачу, стать профессиональным скульптором. Уже через год после начала обучения Густав сделал свою первую большую работу «Хагар и Ишмаэль». Несколько раз он выезжал для обучения за границу – в Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию.
Во французской столице он посещал семинары Огюста Родена, а в Италии — экспериментировал и учился на работах мастеров эпохи Ренессанса. Уже в эти годы он проявлял большой интерес к темам, которые в дальнейшем заняли доминирующее положение в его творчестве, — темам жизни и смерти, взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
В 1894 и 1896 годах Вигеланд провел в Норвегии первые выставки своих работ, получив при этом одобрение и похвалу от критиков.
До 1902 года Вигеланд активно участвовал в работах по восстановлению большого исторического собора в Тронхейме.
Изучение средневекового искусства оказало влияние на другую тему в искусстве Вигеланда, — в его работах стали появляться образы драконов и ящеров.
Иногда они были символами греха и демонического начала, но чаще олицетворяли могущественные силы природы в борьбе с человеческим началом.
Поселившись в Осло, Вигеланд получил от городского правительства небольшую студию, где и продолжил свои работы. В 1905 году Швеция признала независимость Норвегии и Вигеланду, как самому талантливому норвежскому скульптору, поступил заказ от правительства страны на создание статуй и бюстов, изображающих его известных соотечественников: Генрика Ибсена, Нильса Хенрика Абеля и других.
В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер, где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы, включая наброски, рисунки, гравюры и модели.
На новое место жительства Вигеланд переехал в 1924 году. В течение последующих двадцати лет, до своей смерти (1943 г.), мастер создал настоящую выставку своих работ под открытым небом, умело вписав их в окружающий ландшафт. Сегодня это место известно на весь мир как Парк Вигеланда.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Первое, с чего начинается знакомство посетителей с парком — Главные Ворота из гранита и кованого железа — это начало оси длиной в 850 метров, на которой расположены основные достопримечательности парка: Мост с Детской площадкой, Фонтан, Плато Монолита и Колесо Жизни.
Главные Ворота состоят из пяти больших и двух маленьких, пешеходных ворот из кованого металла, а по обе стороны от ворот установлены домики с медными крышами, которые венчают флюгера. Ворота были спроектированы в 1926 году.
Дорабатывались и реконструировались они долго, — окончательный вариант был построен при поддержке Норвежского банка в 1942 году.
Мост шириной около 15 м и длиной около 100 м, украшенный фонарями и скульптурами на гранитных парапетах, построен на основаниях старого моста, возведенного в 1914. Вигеланд спроектировал новый мост и занимался его оформлением в период с 1925 по 1933 гг.
За это время здесь появилось 58 бронзовых скульптур детей, женщин и мужчин различных возрастов, стоящих одиночно или группами. Доминирующие мотивы, которые здесь четко прослеживаются — отношения между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми.
Скульптуры людей в движении разбавлены правильными геометрическими фонарями прямоугольной формы.
Центральная часть этого необычного моста имеет расширение – площадку, с торцов которой по обе стороны установлены необычные массивные бронзовые колеса с фигурами людей внутри и небольшая, но очень популярная скульптура рассерженного мальчика, являющаяся своеобразным символом парка. В этом же месте моста, но уже под основанием площадки расположен водопад.
Мост со скульптурами был открыт для посещения летом 1940, когда остальная часть парка все еще строилась.
В этот же период здесь были установлены четыре высоких гранитных колонны, увенчанных скульптурами людей, борющихся с ящерами.
Ящеры — это демоны, держащие под полной властью свои жертвы, — драматический контраст с беззаботностью и радостью жизни, которые олицетворяют другие изображений на мосту.
Ниже уровня моста расположена круглая детская площадка с восьмью бронзовыми скульптурами маленьких детей. Особо привлекает внимание центральная скульптура — бронзовая фигура ещё не родившегося ребенка, увековеченного в позе эмбриона вниз головой.
Вигеланд также разработал детский паром для развлечения маленьких посетителей парка, — небольшая лодка причаливала к гранитной пристани в нескольких шагах от этого места.
Многие годы после второй мировой войны лодка была украшением парка и развлечением для его юных посетителей, но сейчас здесь плавают только лебеди и утки.
Вдохновленный другими общественными парками в Европе, Вигеланд также хотел пустить гребные лодки в верхнем водоеме, но эта его задумка так никогда и не была воплощена в жизнь..
Среди скульптур парка самую давнюю историю имеет Фонтан. Идея относительно строительства монументального бронзового сооружения появилась у Густава Вигеланда в самом начале XX столетия.
Эскиз в гипсе, по образу и подобию которого и был построен фонтан, вызвал огромный интерес в 1906 года, когда был представлен властям города. Муниципалитет Осло сначала распорядился установить фонтан на площади перед Парламентом страны, однако, вскоре это местоположение было отклонено.
Позже планировалось также использовать фонтан для украшения садов при Королевском Дворце, но и этим идеям не суждено было воплотиться…
В период Первой мировой войны и далее Вигеланд несколько раз перепроектировал фонтан. Только в 1924 году, после переселения в новый дом на территории парка, Фонтан нашел свое окончательное местоположение.
20 бронзовых деревьев, расположенных по периметру Фонтана создавались в период между 1906 и 1914 годами. Вигеланд по-своему интерпретирует и показывает нам этапы жизни человека, от колыбели до самой смерти.
Время человека на земле – лишь часть вечного цикла движения времени без начала и конца. Так, например, за пугающей скульптурной группой, изображающей дерево с распадающимся скелетом, установлена скульптура дерева, под пологом которого резвятся дети.
Конец и начало новой жизни совсем рядом…
Внешняя массивная бронзовая окантовка фонтана также состоит из небольших изображений вечного цикла жизни человечества, но здесь он показан подробнее, с большим количеством деталей.
Вигеланду потребовалось очень много времени, чтобы завершить это невероятно сложное творение – автор постоянно дорабатывал проект, стремясь довести его до совершенства. Окончательный монтаж фонтана был закончен уже после смерти художника – в 1947 году.
Большая территория вокруг фонтана была вымощена мозаикой из черно-белого гранита. Линии замысловатого рисунка формируют здесь лабиринт общей протяженностью почти 3 километра.
На самом высоком месте в парке, установлена внушительных размеров скульптура – Монолит. Первые эскизные наброски будущей гигантской колонны датируются 1919 годом. Вигеланд сконструировал её в полном размере в глине в его новой студии в 1924 -1925 гг. На работу у художника ушло 10 месяцев. После этого скульптура была выполнена в гипсе…
Осенью 1926 года гранитный блок, весящий сотни тонн, транспортировался сюда по морю из каменного карьера, расположенного около Холдена. В самом начале 1927 года блок был доставлен по назначению и в следующем году установлен на свое постоянное место.
Вокруг огромного камня были сооружены леса и навес, а модель из гипса была установлена рядом в качестве образца. К 1929 году камню была придана форма ровной колонны и началась самая сложная и кропотливая работа. Три резчика по камню в течение 14 лет трудились над этой грандиозной скульптурой.
В 1943, сразу после завершения работ, последняя часть модели колонны из гипса была демонтирована и транспортирована в Музей Вигеланда, где и сейчас можно её увидеть.
В рождественские дни 1944 года, прежде, чем строительные леса и навесы, окружающие монумент были убраны, любопытствующей публике, наконец, позволили зайти внутрь. Почти 180 000 посетителей, поднявшись по крутым ступеням, смогли в подробностях изучить новое творение Густава Вигеланда.
Переплетение поднимающихся к небесам людских тел на колонне наводит на совершенно разные мысли. Люди ведомы не только печалью и отчаянием, но также восхищением и надеждой, чувством близости, они цепляются друг за друга и переплетаются телами, напряженными в переполненными чувством спасения.
В 1947 году на ступенях, примыкающих к монументу (так называемом Плато Монолита) было установлено 36 гранитных групп фигур. Вигеланд начал работу над этими скульптурами в период первой мировой войны, а закончил работу в 1936 году.
Как и в Фонтане, основная тема всей композиции — цикл человеческой жизни, в которой человек изображен в разнообразии типичных жизненных ситуаций и отношений. Плато Монолита по периметру окружено невысокой гранитной стеной, а войти сюда можно через восемь кованых ворот с контурами человеческих фигур.
Эти ворота, изображающие человека в разные его возрастах, были задуманы Вигеландом между в 1933-1937 гг., но воплотить в жизнь задумки художника удалось только после его смерти.
Двигаясь по основной оси парка дальше, мы попадаем на площадку, где установлена солнечные часы (1930 г.), а чуть далее еще одна достопримечательность парка – бронзовая скульптура Колесо Жизни. Вигеланд начал конструирование небольшой гипсовой модели Колеса Жизни зимой 1933-1934 гг.
Затем кузнецы сделали железный каркас в полном масштабе (три метра в диаметре), используя линии разметки на модели. Этот, первоначальный вариант скульптуры, был сделан из глины, которая крепилась к каркасу с помощью деревянных зажимов и проволоки. Глина всегда была любимым материалом Густава Вигеланда.
В мягкой глине он мог работать быстро, давая волю своей огромной энергии и вдохновению. Из глины он мог моделировать скульптуры в полном масштабе, основываясь на маленьких трехмерных эскизах. Художник наносил глину вручную, в редких случаях используя самые простые инструменты.
На завершающей стадии, скульптура доводилась до совершенства с помощью более точных инструментов.
Колесо Жизни, по задумке художника, – это символ вечности, воплощенный здесь в виде гирлянды держащихся друг за друга женщин, детей и мужчин. В некотором смысле, эта скульптура подводит итог драматической теме, которая встречается повсеместно в парке: жизненный путь человека от колыбели до могилы, через счастье и печали, через фантазию, надежды и мечты о вечности. Несмотря на то, что подавляющее количество объектов парка размещено Вигеландом на одной оси, некоторые скульптуры всё же находятся на некотором от нее отдалении.
Пожалуй, самой известной из таких отдаленных скульптурных групп, является монументальная бронзовая группа Клан (1934-36) в северной части парка.
По величине эту скульптуру превосходит только Монолит, а сама она состоит из 21 фигуры.
Первоначальная модель, сделанная из гипса, до 1985 года хранилась в Музее Вигеланда, и лишь в 1988 году на денежные субсидии от IBM скульптура не была отлита в бронзе и установлена в парке.
Ну, и конечно, какой же скульптурный парк без автопортрета его создателя? Незадолго до своей смерти Густав Вигеланд установил у входа в парк свою скульптуру. Он одет в простую, рабочую одежду, а в руках художник держит молоток и долото.
- Текст и фото: Михаил Щеглов
- GARDENER.ru
|
Источник: https://www.gardener.ru/gap/garden_guide/page276.php?id=1757
Парк скульптур в Осло – грандиозное творение Густава Вигеланда
Норвегия представляется холодной страной с чарующими видами и скандинавским колоритом. Страна фьордов и троллей, гор и водопадов.
Туристы со всего мира приезжают сюда за пейзажами, свежим воздухом и, конечно, впечатлениями. Большинство туристов начинают знакомство со столицы – Осло.
Именно там и находится самая неоднозначная достопримечательность всей Скандинавии – парк скульптур Вигеланда.
Редкий турист, посетивший Осло, обойдет его стороной. Ведь это крупнейший и интереснейший парк Норвегии. У большинства, посетивших это место, остаются неоднозначные впечатления. И неудивительно, ведь скульптурный комплекс, представляющий эпоху Третьего Рейха, видишь не каждый день.
Чем интересен парк Вигеланда?
Вигеланд парк находится в сердце Норвегии, его столице – городе Осло. Расположился он в районе Фрогнер. Место является частью центрального королевского парка Фрогнер.
Уникальность этого комплекса под открытым небом в том, что он не является привычным для нас парком, возносящим силы и красоту природы.
Парк скульптур Вигеланда в Осло – это музей с сакральным смыслом, объекты, которого отражают сатанинские силы и являются квинтэссенцией грехопадения человека.
Есть и другое видение: некоторые исследователи считают, что экспонаты тесно связаны не с христианской символикой, а со скандинавской мифологией, отображая круговорот жизни и смерти такой, какой ее видели во времена язычества. С уверенностью можно сказать одно – каждая скульптура пропитана образностью и символичностью разных культур. Это главная причина, по которой он отличается от тысяч других парков скульптур по всему миру.
История создания
Парк был спроектирован и создан Густавом Вигеландом в период с 1907 по 1942 год. Началась история парка с того, что получил от правительства заказ на изготовление скульптур, изображающих великих личностей Норвегии.
К тому времени Вигеланд был уже довольно известным и перспективным скульптором со своим стилем работы. Еще в ранние годы в его творчестве начали прослеживаться символы греха и сатанинских сил, которые отображали суть человека.
1921 год был переломным в работе мастера. Дом в Осло, в котором он жил и творил, городские власти предназначили под снос. В ходе продолжительного судебного разбирательства власти выделили Густаву другое здание и часть территории Фрогнера, но с условием, что все будущие работы мастера будут принадлежать городу. Так и родился парк Густава Вигеланда.
За следующие 20 лет скульптор основательно переделал Фрогнер и создал совершенно новый музей своих работ под открытым небом. За эти годы парк многократно видоизменялся и переделывался, некоторые скульптуры меняли свое местоположение. Вигеланд работал над ним до самой смерти.
Парк Вигеланда сегодня
Сейчас парк занимает внушительную площадь в 30 Га. Большая часть проекта осталась неизменна со времен Густава. Власти Осло стараются всеми возможными способами сохранить аутентичность места. На территории комплекса находится 277 изваяний, отражающих многообразие состояний человека и отношений между людьми.
Вообще, главной темой парка смело можно назвать состояния человека. Большая часть монументов изображают людей в моменты разных состояний, в динамике, что позволяет раскрыть их истинные эмоции.
В плане психологичности своих работ, Вигеланда можно сравнивать с такими исследователями психологии человека, как Юнг и Фрейд.
Он не просто с помощью скульптур передавал свое видение человеческих эмоций, а предварительно подвергал их глубокому анализу для максимально точного выражения задуманного.
Психологичность скульптуры – это то, что подвластно только виртуозу и настоящему мастеру своего дела. А если добавить к этому глубину анализа и жуткий демонический символизм всех скульптур – выходит по истине восхитительно ужасная коллаборация.
Самые знаменательные скульптуры парка
Невозможно передать сложность и многогранность каждой скульптуры словами. Даже фото парка скульптур Вигеланда не смогут отразить и половины грандиозности этой работы. Но рассказать про несколько самых известных и монументальных скульптур мы все-таки попробуем.
Главные ворота – это первый экспонат, с которого начинается знакомство с парком Густава Вигеланда. Выполнены они из гранита и кованного железа. Проект был создан в 1926 году, но окончательный вариант увидел мир только в 1942 и был проспонсирован государством.
Вся конструкция включает в себя пять больших ворот и двое маленьких. Кованые створки украшены, такими же, коваными изображениями Змия, который в библейской традиции является символом нечистого и самого дьявола. Этот первый экспонат выступает своеобразным предостережением для посетителей, для того, чтоб они еще «с порога» понимали куда идут.
Экспонат поражает масштабами композиции. Сам мост в длину не превышает 100 м, а в ширину 15 м, но его главной особенностью являются скульптуры, которые установлены на парапетах вдоль него. Построена конструкция была в период с 1925 по 1933 год.
На гранитных парапетах расположилось 58 бронзовых фигур. Там есть и группы людей, и одиноко стоящие женщины, дети и мужчины. Как у античных мастеров все фигуры обнажены, но если греки воспевали красоту человеческого тела, то у Вигеланда они изображены с ярко выраженными недостатками. Скульптуры на мосту являются отражением страстей и прихотей человека.
Расположение каждого экспоната парке неслучайно, так, на уровень ниже моста находится детская площадка, окруженная фигурами детей. Она символизирует зарождение жизни на границе миров: ниже река и путь в мир мертвых, а выше мост с людьми и их страстями.
Экспонат, если следовать миру, построенному Густавом, находится уже на другой стороне – в потустороннем мире. Фонтан – это символизирует источник мудрости Урд из скандинавской мифологии. По легенде, этот источник давал мудрость богам. Поэтому и скульптура выглядит мрачно, величественно и внушительно, как сама Скандинавия.
Окружают Фонтан 20 деревьев из бронзы, которые пародируют Эдемский сад. Но если в христианском писании люди населяют Эдем, то в видении Вигеланда деревья сада и есть люди. Проект фонтана был создан еще в 1924 году, но окончательное местоположение и вид он получил в 1924 году.
Плато Монолита возвышается над территорией парка. Скульптура изображает переплетение человеческих тел, которое поднимается к небу. Каждая фигура монумента проработана с удивительной тщательностью и мастерством.
Символическую составляющую этого экспоната можно трактовать множеством способов. Это и новая Вавилонская башня, и штурм небесных врат, осуществляемый человечеством.
Очевидным остается то, что в своих самонадеянных попытках человечество потерпело поражение.
Первый проект Монолита был нарисован в 1919 году. Однако его реализация заняла долгих 14 лет, за которые три мастера и выполнили эту потрясающую работу.
В 1947 году на ступенях, ведущих к изваянию, было дополнительно установлено еще 36 скульптур из гранита.
Монолит, как и многие другие скульптуры парка Вигеланда, отображает цикл человеческой жизни со всем разнообразием ситуаций и эмоций, испытываемых в них.
Экспонат представляет собой фигуры людей, сплетенных в окружность. Выполнен он из бронзы, а диаметр составляет три метра. Эта гирлянда из тел символизирует жизненный цикл, путь от рождения до могилы и от смерти к новому перерождению. Жестокий цикл перерождений в этом мире без надежды на покой или другой исход.
Скульптура не что иное, как солнечные часы монументальных размеров, с изображенными на них знаками Зодиака. Возведена скульптура была еще в 1940 году, в это время гороскопы, да и знаки Зодиака вообще не были популярны, среди населения. Часы Зодиака являются символом новой религии, которая создана дьяволом, чтоб отвлечь человечество от Бога и его истины.
Когда и как добраться до парка Вигеланда
Как правило, Осло первый город, который посещают туристы в Норвегии. Поэтому и осмотр достопримечательностей страны начинается отсюда. Но в незнакомом городе довольно трудно сориентироваться с транспортом и добраться до места назначения, даже если приблизительно знаете где находится нужное место.
Парк Вигеланда в Осло на фото выглядит менее масштабно, чем на самом деле, поэтому проехать его будет сложно
Удобнее всего добраться до парка на трамвае 12. Его маршрут проходит через сердце города Осло, поэтому искать долго не придется. Проще всего сориентироваться от набережной Акер Бриге. В этом районе вы легко сможете найти Нобелевский центр как раз напротив которого проходят трамвайные пути.
Нужно лишь пройтись до остановки и дождаться трамвая номер 12. Ехать около 15 минут до остановки Vigelandsparken. Как альтернативный вариант, можно пройтись до места назначения пешком. Если следовать по маршруту трамвайных путей – точно не заблудитесь.
Парк скульптур Густава Вигеланда открыт для посетителей круглосуточно и летом и зимой. Вход в него бесплатный. Однако стоит учитывать, что осмотр парка займет много времени и лучше всего направляться туда утром, чтоб к вечеру вернуться в отель. Booking.com
Парк Вигеланда в Осло – это уникальный пример парковой архитектуры, который вы сможете увидеть только в Норвегии. Нельзя приехать в Осло и оставить без внимания столь масштабную и интересную достопримечательность. Поэтому обязательно сходите в парк скульптур Вигеланда, если будете в Норвегии.
Татьяна Курбакова
Источник: https://kuku.travel/country/norvegiya/goroda-i-kurorty-norvegiya/oslo/park-skulptur-v-oslo-grandioznoe-tvorenie-gustava-vigelanda/
Парк скульптур и его автор Густав Вигеланн
Рубрика:
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала:
Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ — РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР
Густав Вигеланн (Вигеланд) (1869-1943) — вероятно, самый известный среди норвежских скульпторов. Это в основном объясняется наличием в Осло обширного парка Вигеланна.
В этом пространстве в 340 акров, спланированном и обустроенном самим Вигеланном, размещено более двухсот его скульптур. С момента своего создания в 50-х годах ХХ века парк стал весьма популярным как среди жителей Осло, так и среди туристов.
Несмотря на это, нельзя сказать, чтобы Вигеланн оказал особое влияние на скульптуру Норвегии.
В этом смысле его нельзя поставить рядом со знаменитым современником художником Эдвардом Мунком (1863-1944). Вигеланн вышел из скромной среды, испытывал немало трудностей и лишений в студенческие годы и на заре своей профессиональной карьеры, однако в конце концов стал всеми признанным скульптором.
СЕМЬЯ И ЮНЫЕ ГОДЫ Его отец плотник Элисеус Торсен держал собственное дело в городе Мандал. Семья жила в трехэтажном доме неподалеку от центра города. Отец был весьма религиозным, но, к сожалению, не был трезвенником. В какой-то момент он вложил практически все состояние семьи в морское дело.
Когда судно затонуло, семья осталась ни с чем. Позже г-н Торсен открыл в своем доме на нижнем этаже паб. С годами он сам до того пристрастился к алкоголю, что жена в конце концов оставила его, забрав с собой троих детей.
Они перебрались в дом ее отца — на небольшую ферму к западу от Мандала, в местечко Вигеланн, от норвежского — «земля викингов».
ЖИЗНЬ В ОСЛО Когда в середине 8о-х годов XIX века Густав Вигеланн перебрался в Осло в надежде выучиться на художника, ему удалось лишь поступить в учение к действующим скульпторам. Больше учиться было негде: Академия художеств была создана лишь в 1909 году.
Но Вигеланну повезло: из сравнительно небольшого количества скульпторов, работавших в Осло, он сумел выбрать себе в учителя таких авторитетных мастеров, как Брийнульф Бергслин и Матиас Скейброк.
Самая известная работа Бергслина — конная статуя короля Карла Юхана напротив королевского дворца в Осло.
Вигеланн не сразу решился обратиться к Бергслину. Однако в начале 1889 года он все-таки сделал это, и Бергслин, посмотрев его рисунки и наброски, якобы сказал, что никогда не видел ничего столь впечатляющего.
Он даже оставил их у себя на несколько дней, чтобы показать своему другу Лоренцу Дитрихсону, профессору истории искусств в университете Осло. Тот также был весьма впечатлен увиденным.
Бергслин и Дитрихсон сообща обратились к друзьям и знакомым, чтобы собрать средства для Вигеланна.
В результате на какое-то время его финансовые проблемы были решены, хотя будучи вынужденным ежемесячно наносить визиты своим благотворителям, он чувствовал себя попрошайкой.
Вигеланн получил возможность работать в мастерской Бергслина, где одновременно помогал мастеру и учился у него.
Эти отношения оказались плодотворными: уже осенью 1889 года, спустя всего 9 месяцев после начала работы в мастерской Бергслина, Вигеланн дебютировал на ежегодном Осеннем салоне (Statens kunstutstilling) в Осло, где представил работу «Агарь и Измаил».
Той же осенью Вигеланн стал посещать занятия в художественной школе. В своем классе он оказался единственным скульптором. Одним из его преподавателей был скульптор Матиас Скейброк (1851-1896).
Скейброк учился в Копенгагене и Париже, он считается основоположником натурализма в скульптуре Норвегии.
Художественные воззрения Скейброка, конечно, до определенной степени повлияли на его учеников, хотя Вигеланн впоследствии решительно отрицал какое бы то ни было воздействие натуралистической школы на его творчество. Молодой Вигеланн был в то время ориентирован на символизм и неоромантизм.
Несмотря на то, что Вигеланн не стремился идти в своей стилистике по стопам учителей, Бергслин и Скейброк не сомневались в его таланте и оказывали ему всевозможную поддержку. Особо значимую роль сыграл здесь Скейброк — он входил в различные комитеты, ведавшие вспомоществованием для молодых художников. В мае 1890 года Вигеланн получил 2000 норвежских крон от своего родного города Мандал.
В следующем году он получил государственный грант. В 1891 году Вигеланн отправился для продолжения учебы в Копенгаген. Там его учителем стал скульптор Вильхельм Биссен (1836-1913). Здесь он впервые увидел музей, посвященный жизни и творчеству скульптора Бертеля Торвальдсена.
Впечатление от музея вдохновило Вигеланна в отличие от произведений Торвальдсена, которые оставили его довольно равнодушным.
На протяжении всей жизни очень многие оказывали ему помощь и поддержку. Характер у Вигеланна был вспыльчивый, и не все его выдерживали. Здесь надо упомянуть еще одного человека по имени Йенс Тиис.
В 90-х годах XIX века он был директором Музея прикладного искусства в Тронхейме и был связан также с реставрацией Нидаросского собора.
Для этой работы требовались квалифицированные скульпторы, и Тиис пригласил Вигеланна.
ПОЕЗДКИ ПО ЕВРОПЕ Благодаря государственным и частным вспомоществованиям, в 90-х годах XIX века и в начале ХХ века Вигеланн получил возможность совершить несколько путешествий по Европе. Особенно сильное впечатление на него произвели Париж, Реймс, Флоренция, Рим и Лондон.
В 1895 он провел некоторое время в Берлине — этот город был тогда очень популярен у норвежских художников. Во время пребывания там Вигеланн завязал тесные профессиональные отношения с Эдвардом Мунком — они, помимо прочего, делили кров и мастерскую.
Все, однако, закончилось разрывом — ходили слухи, что в пылу спора Вигеланн швырнул в Мунка глиняный бюст, Мунка же изображавший. Бюст был уничтожен, а новый портрет Мунка Вигеланн так никогда и не сделал.
Одним из самых заметных людей в тогдашнем Берлине был польский интеллектуал Станислав Пшибышевский.
Он имел некоторое представление о норвежской художественной среде со слов своей жены — норвежской писательницы Дагни Юль.
Пшибышевский первым опубликовал статью о творчестве Вигеланна в одном из европейских журналов. Эта статья оказала определенное влияние на молодых польских скульпторов рубежа столетий.
ПОРТРЕТЫ Вигеланн был личностью весьма сложной: с одной стороны, он был замкнут и застенчив, а с другой — обладал в высшей степени практическим мышлением.
Последнее особенно заметно, если принять во внимание количество скульптурных портретов, исполненных им на рубеже XIX и XX веков.
Вигеланн сам обращался к известным лицам с предложением сделать их портрет, а в процессе позирования заводил разговоры на разные темы, переходя в конце концов к просьбам о советах и о помощи.
Показателен случай с композитором Эдвардом Григом, чей портрет долгое время оставался лишь в прожектах Вигеланна. В 1902 году композитор дал согласие на просьбу Вигеланна — по правде говоря, предложение от столь талантливого скульптора ему даже польстило. Однако в силу расписания своих концертов Григ смог начать позировать лишь зимой 1903 года.
Вигеланн воспользовался случаем и заговорил о сложностях, связанных с воздвижением памятника знаменитому норвежскому математику Абелю. Григ предложил дать концерт в пользу этого проекта (что, правда, так и не осуществилось). Писатель Кнут Гамсун оставался в дружеских отношениях с Вигеланном до конца его жизни.
В юные годы они нередко отправлялись развлекаться вместе.
Считается, что из них двоих наиболее лихим гулякой был Гамсун: нередко он нарушал договоренности, не являясь в мастерскую Вигеланна. Получить согласие писателя Генрика Ибсена Вигеланну удалось далеко не сразу. Сделать его портрет скульптор смог лишь в последние годы жизни Ибсена.
Писатель, перенесший два инсульта, не мог вести разговоры с Вигеланном, а сеансы позирования продолжались лишь по 10 минут. Хотя Вигеланн получил разрешение лишь на 6 визитов, он остался очень доволен выполненной работой.
Эдвард Мунк и Густав Вигеланн были примерно ровесниками, и часто утверждается, что друг к другу они относились с исключительным пренебрежением, хотя это явное преувеличение. Возможно, они и не были лучшими друзьями, но по отношению друг к другу проявляли взаимное уважение.
МАСТЕРСКАЯ ВО ФРОНЬЕРЕ В феврале 1921 года между Вигеланном и властями города Осло было достигнуто особое соглашение.
Скульптор получил обширную мастерскую в пригороде Осло, а в обмен должен был передать городу все исполненные им к тому времени произведения, а также все, что он еще сделает до конца своей жизни.
В предоставленном ему здании, помимо собственно мастерской, нашлось место и для проживания Вигеланна и его семьи — в жилом помещении площадью примерно 300 кв. м разместились библиотека, столовая, гостиная, две спальни и даже ванная комната с ванной и туалетом, что в начале 20-х годов ХХ века было редкостью.
В этом соглашении о мастерской есть два интересных момента. Во-первых, Вигеланн был решительно намерен создать музей собственных произведений, который должен был открыться после его кончины. Во-вторых, он давно уже решил, что его тело после смерти должно быть кремировано, а урна с прахом помещена в заранее избранную для этого комнату на третьем этаже дома, напоминавшую башню.
Заключив такое соглашение, Вигеланн смог полностью отдаться работе. Однако договоренность с городскими властями не предусматривала никаких гонораров или регулярного жалованья. Правда, скульптор имел право принимать участие в конкурсах или выполнять частные заказы. Стоит заметить, что за всю профессиональную карьеру у него были лишь две персональные выставки — в 1894 и в 1899 году.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В квартире Вигеланна выставлены замечательные образцы, свидетельствующие о его интересе к дизайну и декоративно-прикладному искусству — их можно определить как своего рода «Gesamtkunstwerke». Это относится прежде всего к лампам и канделябрам, исполненным кузнецами из кованого железа под его непосредственным руководством. Кроме того, он разрабатывал рисунки для скатертей, подушек и ковров.
ПАРК Свои идеи Вигеланн обдумывал и разрабатывал на протяжении многих лет, и результаты можно сегодня увидеть в парке его скульптур. Если перейти к истории создания парка, то мастерская во Фроньере была условием «sine qua non» — без нее бы ничего не вышло.
А вот парк, каким мы его видим, не входил в первоначальные замыслы Вигеланна. Подписав в 1921 году соглашение с городом Осло, он предполагал разбить что-то вроде небольшого парка перед входом в свою мастерскую. Судя по макету музея, речь шла об установке фонтана и стелы-монолита.
Однако в окружении Вигеланна нашлись люди, подсказавшие для этого другую территорию — пустовавшее пространство близ усадьбы Фроньер. Этот участок был приобретен городом Осло в 1899 году для создания там общедоступного парка.
По разным причинам проект так и не был осуществлен, и после большой выставки 1914 года участок представлял собой большой пустырь. К концу 1924 года удалось прийти к окончательному решению, в результате Вигеланн получил возможность установить стелу-монолит и фонтан на выбранном им месте.
Сначала общественное мнение в отношении установки скульптур Вигеланна на этом участке было скорее положительным — главное, скульптор не претендовал более на территорию близ королевского дворца.
Фонтан был в планах Вигеланна с момента проведения конкурса в 1907 году. В конце концов он получил для его установки гораздо большую территорию. Над монолитом же он работал на протяжении многих лет. У него были разные мысли по поводу его размещения — так, в 1919 году речь шла о Центральном вокзале.
Однако после того как с местом окончательно определились, у скульптора ушло примерно 11 месяцев на создание полноразмерной гипсовой модели — подобную работоспособность вполне можно назвать профессиональным подвигом.
Дальше работа пошла, разумеется, медленнее: известно, что три каменотеса трудились над изготовлением стелы с лета 1929 года до лета 1942 года. Работая над планом парка, скульптор нашел также место для небольшой бронзовой скульптуры «Сердитый малыш». Первый эскиз ее датирован 24 (29?) июля и был сделан в Лондоне.
Позже, в 1913 году, Вигеланн сделал его уменьшенную версию. Однако та скульптура, что стоит на мосту, датирована 1938 годом.
КОММЕНТАРИИ Уже говорилось, что в стилистическом плане Вигеланн ориентировался на символизм и неоромантизм. Определенную дань он отдал и реализму — во всяком случае, некоторые из его ранних произведений — например, «Изгнанный» (1892) или «Нищие» (1894) — являются сугубо реалистическими.
Не составляет секрета, что на раннем этапе творчества Вигеланн находился под определенным влиянием Огюста Родена. Известно, что Вигеланн посетил мастерскую Родена во время своего пребывания в Париже, но с самим Роденом так и не встретился. Его работы раннего периода характеризуются экспрессией, в них ощутима внутренняя сила и борьба.
Поворот в стилистике Вигеланна происходит незадолго до начала Первой мировой войны. Он по-прежнему ощущает влияние великого француза, но его скульптуры приобретают более обобщенные формы, в них ощущается меньше экспрессии. В какой-то мере они начинают напоминать работы Аристида Майоля с характерным для этого мастера синтетизмом.
Новый стиль Вигеланна явственно ощутим в работах, стоящих на мосту в парке, а также в окружающих стелу-монолит скульптурах.
Стоит, однако, подчеркнуть, что все это тем не менее не свидетельствует о решительном изменении стиля: к примеру, окружающие фонтан скульптуры воспринимаются прежде всего как выражение личного, внутреннего чувства и стилистически отсылают разве что назад — к Родену.
Во всех наличествующих в парке произведениях отчетливо проведена определенная тема, которая визуализируется как в целом, так и во множестве деталей. Тем не менее интерпретировать Вигеланна — нелегкая задача.
Так что нижеследующее — скорее попытка выразить словами индивидуальное восприятие художника и его творчества. Причем Вигеланн никогда — или почти никогда — не давал своим произведениям названий. Они обычно обозначаются описательно.
Автор поступал так намеренно, чтобы не направлять восприятие зрителем скульптуры лишь в одном конкретном направлении.
Если посмотреть на парк с птичьего полета, становится очевидным, что его очертания напоминают католический крест. Главная ось идет от главного входа через мост, далее к монолиту — и завершается «Колесом жизни» в качестве апсиды. Точка пересечения осей обозначена фонтаном.
Скульптуры можно подразделить на группы — среди них мост, фонтан и монолит, а также две меньшие группы: «Колесо жизни» и «Клан». Скульптуры в парке объединены общей темой — это отношения между людьми. В визуальном плане представлена вся человеческая жизнь от зачатия, рождения, взросления, брака и совместной жизни до, в конце концов, смерти. Но и смерть — не конец.
Жизнь циклична, это становится очевидным при даже беглом взгляде не только на скульптуры, окружающие фонтан, но и на работу «Колесо жизни».
Еще одну главную для Вигеланна идею раскрывает его стела-монолит. Она объединяет суммарно 121 фигуру, среди них как взрослые, так и дети, и все они в равной степени стремятся вверх. На вопрос, что означает его монолит, скульптор ответил: «Это моя религия». Честно говоря, этот ответ ничего не проясняет, но лично для меня проблемы в этом нет.
Среди скульптур в парке есть и другие примеры с достаточно тонким подтекстом. Один из них связан с фонтаном. Скульптура «Девушка на дереве» — это изображение молодой девушки, словно зависшей в воздухе среди ветвей дерева. Она прикрывает руками грудь, как бы защищаясь от чего-то.
Эту работу можно трактовать как иллюстрацию перехода девочки от детства к отрочеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Жизнь и творчество Вигеланна — тема не только интересная, но и сложная. Он был застенчивым и замкнутым, одновременно упрямым и расчетливым, а также увлекающимся и великодушным.
Конечно, все сказанное о нем сильно зависит от того, кто именно говорит.
Однако его практичность несомненна, и благодаря этому качеству Вигеланна мы располагаем сегодня и прекрасным музеем, представляющим его творчество, и великолепным парком.
Вернуться назад
Источник: https://www.tg-m.ru/articles/norvegiya-rossiya-na-perekrestkakh-kultur/park-skulptur-gustav-vigelann