Маковский владимир егорович — биография и картины

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года. Его отцом был Е.И. Маковский, ставший одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. Дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие разговоры и споры об искусстве.

Заниматься живописью Маковский начал рано, обучаясь у В.А. Тропинина. Под его руководством пятнадцатилетний Маковский пишет этюд «Мальчик, продающий квас». Уже в этой картине проявляется характерное для Маковского обостренное восприятие социальных проблем.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Маковский продолжил обучение под руководством С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. В это время появляются работы «Приезд станового в деревню», «Мастерская художника», «Домашняя сцена».

В них прорисована каждая деталь, конкретно показана обстановка, изображение героев портретно.

В 1869 году у Маковского рождается сын. Появление первого ребенка сказалось на работах художника: в них проявился отчетливый интерес к детской теме. Появляются картины «Ночное», «Пастушки», «Крестьянские мальчики».

Первой картиной Маковского, которую приобрел П.М. Третьяков, стало полотно «Игра в бабки». Эта картина показывает, какой интерес к подробностям, деталям проявляет художник.

Позднее творческая манера Маковского претерпит некоторые изменения: появится большая гибкость, эмоциональность, выразительность.

Детали, которые раньше мешали общему восприятию сюжета, теперь будут подчиняться общей композиции.

В 1873 году Маковский стал академиком благодаря картине «Любители соловьев». В это же время была создана серия жанровых картин, опубликованных в альбоме «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов». Маковский очень ответственно отнесся к этой работе, тщательно изучив необходимые материалы.

С 1872 года Маковский становится активным участником Товарищества передвижных художественных выставок. Художник выступал за стремление к реалистичности во всем, представляя на выставках Товарищества различные полотна.

С 1882 года Маковский стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1894 года – в Академии художеств в Петербурге. Маковский продолжает заниматься живописью, обращаясь к историческим темам («Девятое января 1905 года на Васильевском острове»).

Однако в истории живописи он навсегда остался мастером живого и правдивого изображения различных слоев общества.

Маковский умер 21 февраля 1920 года.

Лучшие картины Маковского В.Е.

Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины
Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины
Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/makovskij-v-e/

Маковский Владимир ЕгоровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Маковский Владимир Егорович (Makovsky Vladimir Yegorovich) – русский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи. Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца Константина Маковского. Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством Василия Андреевича Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был Сергей Константинович Зарянко. В 1870 году Маковский выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Свидание, 1883

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

На бульваре, 1887

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Объяснение, 1889-1891

Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека».

Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-1873).

Художник часто посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879), в том числе деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; «Крестьянские дети», 1890; и другие картины).

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Ночлежный дом, 1889, Русский музей, Санкт-Петербург

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Перед объяснением, 1900, Художественный музей, Самара

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Две матери. Мать приемная и родная, 1906, Самарский музей

Со временем в тонких психологических мизансценах Владимира Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея). Наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера».

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Самые качественные свои вещи Маковский написал в 1880-90-х годах: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) – многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891).

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Оправданная, 1882

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Две сестры, 1893

Императрица Мария Фёдоровна

В 1893 году Владимир Егорович Маковский был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению.

Посещение бедных, 1874, ГТГ

Мать и дочь, 1886, ГТГ

Крестьянские дети, 1890, ГТГ

Целый ряд своих произведений художник посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем.

Этапной в данном плане явилась картина «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов».

Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс.

Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 году поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого Максима Горького. Однако общественная актуальность уже не всегда сопровождалась большими художественными успехами.

Крах банка, 1881, ГТГ

Приезд учительницы в деревню, Третьяковская галерея

Сельская школа, 1883, Тульский музей

Рыбачки, 1886

Кухаркины гости, 1913

Молебен на Пасху, 1887–1888

К началу 20 века живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма. Успешно выступал Владимир Маковский также и как портретист («Художник И. М.

Прянишников», 1883; «Императрица Мария Фёдоровна», 1912; и другие портреты), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в Академии художеств).

Владимир Егорович Маковский скончался 21 февраля 1920 года в Петрограде.

Ожидание, 1875, ГТГ

Малороссия, 1885

В трактире, 1887

Девочка с гусями, 1875

Прощание. К венцу, 1894

Беседа. Идеалист и материалист

Первый фрак, 1892

Оптимист и пессимист, 1893

Вечеринка, 1875-1897

Источник: http://smallbay.ru/makovsky.html

Биография художника Маковский Владимир Егорович

Живописец, график

Родился в Москве в семье Е. И. Маковского — художника-любителя, коллекционера искусства и общественного деятеля, одного из основателей МУЖВЗ. Младший брат художников Александры, Константина, Николая Маковских. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1858 поступил в МУЖВЗ, учился у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.

В 1866 за картину «Литературное чтение» был награжден большой золотой медалью и выпущен из Училища со званием классного художника 3-й степени. В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Советом ИАХ удостоен золотой медали М.-Л.-Е.

 Виже-Лебрен «за экспрессию» и звания классного художника 1-й степени; в 1873 — звания академика за картину «Любители соловьев».

Жил в Москве. В 1867 совместно с В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, П. М. Шмельковым, А. К. Саврасовым, В. В. Пукиревым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни». В том же году создал иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина.

В 1871 экспонировал свои работы на Первой выставке ТПХВ, в 1872 стал членом и постоянным участником выставок Товарищества до 1918 (с перерывами).

Многие картины с выставок ТПХВ, в том числе «Любители соловьев», «Посещение бедных», «Ожидание», «Крах банка», «На бульваре» и другие, купил в свое собрание П. М. Третьяков.

В первой половине 1870-х имел собственную литографскую мастерскую. Много работал в области книжной графики, иллюстрировал сочинения И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.

В 1872 по заказу Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии выполнил цикл работ маслом по картону, которые впоследствии были изданы в составе альбома «Эпизоды Севастопольской жизни.

1854–1855 года».

В 1874 путешествовал по Европе, посетил Германию, Францию, Италию, Англию. В 1880-х неоднократно бывал на Украине, жил в имении Масловых в Орловской губернии.

В 1870-х участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве, в 1888–1889 создал эскизы росписей для храма на станции Борки под Харьковом, на месте крушения царского поезда.

С 1884 осваивал технику офорта под руководством Л. М. Жемчужникова.

С 1880 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств. В 1885 на Всемирной выставке в Антверпене получил высшую почетную награду.

В 1890 совершил поездку в Тифлис, в 1891 путешествовал по Крыму и Кавказу. Много работал на собственной даче в Финляндии. С 1882 по 1894 преподавал в МУЖВЗ. В 1893 был избран действительным членом ИАХ.

В 1894 переехал в Петербург, где был назначен руководителем мастерской жанровой живописи в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, в 1894–1896 занимал также должность ректора Училища.

В конце 1890-х — 1910-х активно участвовал в общественной деятельности: входил в наблюдательный совет, ведающий педагогическими курсами при ИАХ; участвовал в комиссии по составлению новых проектов устава Казанской художественной школы и Пензенского художественного училища им. Н. Д.

 Селиверстова, состоял в комиссии по покупке картин с выставок в Петербурге для Русского музея и музеев провинции. В 1909 стал одним из основателей Общества Куинджи.

В 1902 в Петербурге состоялась первая персональная выставке мастера (совместно с Е. Е. Волковым). После Октябрьской революции Маковскому Советским правительством была назначена пенсия, он оставил работу в Академии.

Читайте также:  «смерть прокриды», пьеро ди козимо — описание картины

Ретроспективная выставка произведений художника прошла в 1947 в Центральном доме работников искусств в Москве. В 1997 в залах Государственной Третьяковской галереи была показана выставка «Семья Маковских».

Владимир Маковский — один из ведущих мастеров жанровой живописи второй половины XIX века. В своем творчестве он выступал продолжателем традиций критического реализма, заложенных П. А. Федотовым и В. Г. Перовым. В произведениях Маковского обличительная интонация часто соседствовала с мягким юмором, интересом к повседневной жизни во всем ее многообразии.

Художник чутко реагировал на исторические и общественные события, будь то громкие судебные процессы 1870-х — «Процесс ста девяносто трех» в Петербурге и «Процесс пятидесяти» в Москве, банкротства и закрытия банков, прокатившиеся по стране в конце 1870-х — 1880-х, трагедия на Ходынском поле в 1901, революции 1905 и 1917. Ярко выразил себя в жанре портрета.

Для его работ раннего периода характерны повествовательность, тщательная выписанность деталей, сдержанность колорита, стремление к предельной завершенности. С годами в его живописной манере появились большая свобода, гибкость и эмоциональная выразительность.

Творческое наследие Владимира Маковского чрезвычайно велико — свыше четырехсот картин, множество рисунков, литографий, офортов. Произведения художника украшают музейные и частные собрания, в том числе коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/1000/biography.html

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) ПортретноЖанровое из разных музеев (часть-2)

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2018-04-09 14:56:00 kolybanov kolybanov 2018-04-09 14:56:00 Category: Автор — Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщенияВладимир Егорович Маковский (1846-1920) ПортретноЖанровое из разных музеев (часть-2)

Художники Маковские — здесь

Наведите курсор, чтобы увидеть название и музей

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

К. Е. Маковский, портрет Владимира Егоровича Маковского

Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член петербургской Академии Художеств (1893). Брат К. Е. Маковского.

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Отец художника

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр). Брат художника Маковского Константина Егоровича

Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

«Семья художника», 1893; Национальный музей искусств Азербайджана

Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

Императрица Мария Фёдоровна

С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и самого В. А. Тропинина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.

  • Маковский Владимир Егорович — биография и картины
  • Умер Владимир Маковский 21 февраля 1920 и был похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.

«Крестьянка с детьми», 1883 Екатеринбургский музей изобразительных искусств В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще». В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов». В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления. С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов. С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. С 1905 года — действительный статский советник

Могила Маковского В.Е. (1846-1920)

    Серия сообщений «МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, ТЕАТРЫ»:МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, ТЕАТРЫ Часть 1 — Художник-акварелист Гау Эдуард Петрович | Эрмитаж. Виды залов Зимнего дворца.Часть 2 — Музей восковых фигур мадам Тюссо….

    Часть 33 — Художники Брюловы: Мл. брат Карл Брюллов (1799–1852)… ПортретноМужское (3)

    Часть 34 — Художники Брюловы: Мл. брат Карл Брюллов (1799–1852)… ПортретноЖенское (4)Часть 35 — Владимир Егорович Маковский (1846-1920) ПортретноЖанровое из разных музеев (часть-2)

    Часть 36 — Владимир Егорович Маковский (1846-1920) ПортретноЖанровое из Третьяковской галереи (часть-3)

    Серия сообщений «ХУДОЖНИКИ МАКОВСКИЕ»:ХУДОЖНИКИ МАКОВСКИЕ Часть 1 — Аукционное | Константин Маковский (1839-1915) Портрет молодой дамы.Часть 2 — Аукционное в коллекцию. | Константин Маковский (1839-1915) Портрет молодой дамы….

    Часть 20 — Alexander Vladimirovich Makovsky (Russian, 1869-1924)… ЖанровоПортретное с аукционов и музеев.

    Часть 21 — РусскоУкраинский колорит от Владимира Егоровича Маковского (1846-1920)… ЖанровоПортретное с аукционов и частных коллекций (часть-1)Часть 22 — Владимир Егорович Маковский (1846-1920) ПортретноЖанровое из разных музеев (часть-2)

    Часть 23 — Владимир Егорович Маковский (1846-1920) ПортретноЖанровое из Третьяковской галереи (часть-3)

    Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

    Источник: https://kolybanov.livejournal.com/19155492.html

    Маковский Владимир Егорович, картины с названиями, биография

    Владимир и Константин Маковские: два брата, два мира и кое-что общее

    Владимир и Константин Маковские — оба художники, работали в разных стилях. Старший, Константин, был признанным салонным художником, писал портреты аристократов, император его величал «мой живописец», а русская старина представала на его полотнах идиллической.

    Младший же, Владимир, постоянно бродил по ночлежкам, блошиным рынкам и дешевым трактирам в поисках натуры. Константин очень недолго состоял в Товариществе передвижных выставок, а Владимир был с ним связан все годы его существования.

    Павел Третьяков — мерило успеха русских художников того времени, меценат и коллекционер, которому мы обязаны Третьяковской галереей, практически не приобретал картины Константина, считая цену на них завышенной.

    А вот картин Владимира Маковского в его коллекции было множество, да и отношения с младшим художником сложились теплые и дружеские. Впрочем, несмотря на все эти различия кое-что Маковских объединяло: оба были дорогими для своего времени художниками.

    Правда, старший — запредельно дорогим, а Владимир — просто дорогим, ровно настолько, чтобы вести достаточно обеспеченную жизнь и преуспевать. Похожи они были еще и потому, что обоим при жизни немало доставалось от критиков. В упрек им ставили разное, но упрекали обоих.

    Художник Владимир Маковский: происхождение и образование

    Семья Маковских в свое время была одним из культурных центров Москвы. Мать обладала прекрасным голосом, преподавала в Московской консерватории. Отец — художник, коллекционер, музыкант Егор Маковский — один из основателей Московского «натурного класса», хорошо известного как Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

    Там начинали свое обучение и Владимир, и Константин. Также у них был брат, художник-архитектор Николай и две сестры — художница Александра и артистка Мария. Владимир, как и Константин, называл своим первым учителем отца. По некоторым сведениям, его в детстве также обучал Тропинин.

    А официально учебу оба начали в Московском училище. С передвижниками Владимир Маковский связался в 1872 году, через два года стал одним из организаторов их выставок.

    В 70−80-е годы написаны самые лучшие его произведения. Большинство из них так или иначе связаны с жизнью бедных.

    Максимально талант Владимира Маковского проявился в изображении жанровых сцен, его называли художником-новеллистом. Глядя на его картины, мы «считываем» с каждой целую повесть, знаем, что было с героями до этого момента, предполагаем, что будет с ними после.

    Причем если бедные люди на картинах Константина Маковского иногда при смене наряда могли показаться завсегдатаями аристократического салона, то Владимир Маковский весьма убедителен в изображении низов — похождения по дешевым районам и ночлежкам не прошли даром.

    «Он посещает все богадельни… Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре», — вот что о нем писали современники.

    Его малые истории, небольшие картины на бытовые темы отличаются удивительной теплотой и человечностью. При этом нередко им свойственна тонкая ирония, которая никогда не доходит до уровня сатиры (1, 2).

    Маковский вёл в Московском училище живописи, ваяния и зодчества натурный класс, а в 1894 году его пригласили преподавать в Академию художеств, ради чего он переехал в Петербург. Идеолог передвижников критик Владимир Стасов считал это решение большой ошибкой, уверяя, что в отрыве от московских корней Маковский превратился в салонного живописца.

    Личная жизнь, художественные взгляды и «скрипка Маковского»

    Владимир Маковский в 22 года женился на Анне Герасимовой, певице, дочери архитектора Московской дворцовой конторы. Их сын Александр стал художником-пейзажистом, а второй, Константин — архитектором. Маковский — плодовитый художник. Известно около полутора тысяч его картин.

    Некоторые современники считали, что столь активно он работал для того, чтобы обеспечивать супруге образ жизни, к которому она стремилась. Это тоже верно, однако его финансовое положение хотя и не было столь блестящим, как у старшего брата, нельзя было сравнить его, например, с плачевным положением дел Ивана Крамского, который оказался практически в портретном рабстве.

    Похоже, Маковскому просто самому нравилось быть в гуще событий, постоянно учиться, схватывать на лету, немедленно воплощать свои впечатления на холсте. Впрочем, не только на холсте — применительно к Владимиру Маковскому нередко поминают и «скрипку Энгра» (см. биографию Энгра).

    Русский художник был большим поклонником музыки и даже приобрел весьма дорогостоящую скрипку работы Гварнери.

    Если верить воспоминаниям передвижника Якова Минченкова, музыкальные таланты Маковского предстают весьма сомнительными (потому и скрипка Энгра вспоминается!), а сам Маковский — человеком чрезвычайно меркантильным, холодным, лишенным увлеченности и подразумевающим лишь выгоду.

    Однако не будем забывать обстоятельства их знакомства: Минченков провалился при поступлении в Училище живописи, искал протекции бывшего тогда старшим преподавателем Владимира Маковского, но не добился ее. Училище он позже окончил и в Товариществе передвижников состоял, но, похоже, злые чувства к Маковскому затаил.

    По крайней мере, в его мемуарах добрых слов в адрес художника мы не найдем. А вот Поленов с удовольствием вспоминал музицирование Владимира Маковского. Впрочем, Минченков не пощадил и преподавательской деятельности Маковского, заявляя, что тот не мог ничему научить учащихся. Между тем, его учениками были такие представители Союза русских художников как Архипов, Головин, Бакшеев, Мешков, Аладжалов. А вот к новым веяниям в искусстве Владимир Маковский оказался категорически нетерпим. Хорошо известно его высказывание о картине Серова «Девушка, освещенная солнцем». Он возмущенно спросил Павла Третьякова: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис»?

    Революцию Маковский принял, но после нее прожил всего лишь два года, получая, кстати, пенсию от советского правительства.

    Алена Эсаулова

    +59

    В 7 коллекциях и 78 подборках
    Вся лента Посмотреть 117 работ художника

    Источник: https://artchive.ru/artists/486~Vladimir_Egorovich_Makovskij

    Владимир егорович маковский

    Владимир егорович маковский

    (1846–1920)

    Маковский – один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени.

    Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича Маковского, известного художника-любителя и коллекционера, одного из основателей Московского училища живописи и ваяния. В их доме часто бывали известные художники, музыканты и писатели, в том числе В.А. Тропинин.

    В пятнадцатилетнем возрасте Владимир уже написал под руководством отца картину «Мальчик, продающий квас» (1861), в которой ясно ощущается преемственная связь молодого художника с живописью Тропинина, его первого учителя.

    В 1861 году Владимир начинает обучение в Московском училище живописи и ваяния. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен Большой серебряной медали и звания классного художника за картину «Литературное чтение».

    Продолжая свое образование в Академии художеств, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался русский сельский пейзаж.

    Следующая картина молодого художника – «В приемной у доктора» (1870) – привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал: «Нынешняя его «Приемная у доктора» – я надеюсь, все со мной согласятся – одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

    В 1872–1873 годах художник пишет одну из своих лучших картин «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика. Ф.М.

    Достоевский, увидевший «Любителей соловьев» на Всемирной выставке в Вене (1873), в статье «По поводу выставки» писал: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

    Тем же мягким юмором, настроением благодушия и довольства, трогательной дружбы стариков проникнуты такие более поздние картины Маковского, как «Поздравление с ангелом» (1878), «Варят варенье» (1876), «Друзья-приятели» (1878).

    О подобного рода работах художника очень хорошо сказал художник И.Н. Крамской: «Русский художник смотрит с добродушной иронией на маленьких людей, выставляет все смешное, т.е.

    человек-то, с которого художник работает, делает свое дело серьезно, а художник как-то так умеет распорядиться, что зритель ясно чувствует – пустяки».

    Однако юмор Маковского далеко не всегда добродушен: иногда он становится средством показа никчемности жизни, прозябания мещанства в картинах «Потихоньку от жены», «Мухолов» (1875), «Друзья-приятели» (1878), «Оптимист и пессимист» (1893).

    В 1872 году Маковский вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Художник активно участвовал на всех выставках Товарищества, до конца своей жизни горячо отстаивал идеи передвижников.

    Видимо, не случайно в 1874 году появляется картина яркой социальной направленности – «Посещение бедных». Мир бедных людей беспощадно и без прикрас раскрывает художник в этой картине.

    Еще через год Маковский написал картину «Ожидание» («У острога»).

    Своеобразным откликом на громкий судебный процесс над народовольцами и начавшийся новый революционный подъем стали картины художника «Осужденный» (1879), «Узник» (1882) и тематически тесно с ними связанная «Вечеринка» (1875–1897).

    О картине «Осужденный» много писали в газетах тех лет. Стасов, страстный защитник и пропагандист демократического искусства, отмечал, что в ней художник «глубоко и сильно копнул современную жизнь».

    Восьмидесятые – начало девяностых годов – период расцвета творчества художника, им создаются лучшие произведения. В «Крахе банка» (1881) В. Маковский изобразил момент, когда вкладчики ринулись в банк, надеясь спасти хоть часть денег, не веря в возможность столь наглого ограбления.

    Холодный тусклый свет заполняет тесное от шумной толпы помещение. В композиции картины очень верно передано общее смятение. Каждое лицо, поза, жест неповторимо индивидуальны.

    Художник мастерски передает разнообразную реакцию на одно и то же событие: отчаяние, скорбь, гнев показаны им с исключительной психологической глубиной…

    Все краски приглушены, в картине преобладают темные, серые, синие и черные цвета. Внимание концентрируется на психологической выразительности лиц, поз, жестов. В этом проявилось мастерство Маковского-психолога, запечатлевшего типичное для буржуазного общества явление.

    В эти годы творчество Маковского все сильнее пронизывается подлинным драматизмом. Тема человеческого страдания и горя находит воплощение в таких великолепных произведениях, как «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886–1887), «Ночлежный дом» (1889).

    «Светлый женский образ запечатлел художник в картине «Оправданная», – пишет С.Б. Петрова. – На лице молодой женщины видны следы перенесенных тяжелых душевных переживаний, незаслуженной обиды.

    Еще не сняв арестантского халата, она в зале суда горячо и нежно прижимает к себе ребенка… Художник не скрывает сочувствия к своей героине, пережившей тяжелую душевную драму, он всецело на стороне пострадавшей женщины и громко протестует против готовой было совершиться несправедливости».

    Огромной силой воздействия обладает знакомая каждому с детства картина «Свидание».

    «Лаконично изображает в ней Маковский грустную сцену свидания матери-крестьянки с отданным в обучение ремеслу сыном.

    С материнской жалостью смотрит она на босоногого одетого в лохмотья изголодавшегося мальчика, с жадностью набросившегося на принесенный ею калач.

    В этом скромном произведении с чеховской простотой, содержательностью и лаконизмом раскрывается несчастная судьба детей бедняков, безысходность их положения.

    Другого рода семейная драма показана Маковским в картине «На бульваре».

    Превосходная по мастерской передаче городского (московского) пейзажа с мокрыми крышами больших домов и чахлыми деревцами, с дальним планом, окутанным влажным воздухом осеннего дождливого дня, написанная с той свободой живописных приемов, которые характеризуют работы Маковского 80–90-х годов, эта картина принадлежит к числу лучших произведений художника.

    В позе ссутулившейся от безрадостных дум, забитой молодой женщины, приехавшей с грудным ребенком к мужу в город, в нагловато-безразличном отношении к ней играющего на гармошке подвыпившего мастерового раскрыта ее трагическая судьба, ее горькая женская доля.

    А немногими штрихами – фигурой даже не оглянувшегося равнодушного прохожего, безлюдностью самого места и, главное, общей атмосферой унылого городского пейзажа – показано холодное безразличие большого города к драмам и переживаниям попавших в его недра «маленьких» людей» (В.

    А. Прытков).

    Как отмечает Т. Горина: «В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту. В ряде его работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности воздуха.

    Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная».

    Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…»

    До 1894 года Маковский жил и работал в Москве. С 1882 по 1894 год он вел натурный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Активно работающий художник, человек передовых взглядов, он пользовался большим авторитетом среди учеников.

    Московский дом Маковских, как это было и во времена его отца, притягивал к себе лучших представителей творческой интеллигенции – художников, артистов, музыкантов, ученых. Живой, общительный, Владимир Егорович был к тому же неплохим музыкантом-любителем, хорошо играл на гитаре, но особенно любил скрипку.

    Перебравшись в 1894 году в Петербург, он не оставлял своих занятий музыкой. В столице с 1894 по 1918 год Маковский руководил мастерской жанровой живописи в Академии художеств.

    В числе лучших картин позднего периода следует назвать «Приезд учительницы» (1896) и «Вечеринку», в которой художник дает яркое представление о страстных спорах, которые происходили среди революционно настроенной интеллигенции в период начавшегося раскола.

    Тонкий психолог, Маковский немало сил отдал и портрету. Его наиболее значительные работы в этом жанре относятся к восьмидесятым–девяностым годам – это портреты И.М. Прянишникова (1883), И.Е. Цветкова (1890 и 1912–1913), Е.С. Сорокина (1891), Д.А. Ровинского (1894).

    Одна из лучших работ художника – портрет друга-художника Прянишникова. В облике художника переданы внутренняя сосредоточенность, обаяние, душевная мягкость.

    Маковский был замечательным рисовальщиком. Об этом говорят его «Московские типы», «Разговор», «Портрет А.К. Саврасова», акварели «Любитель старины», «Починка халата». Маковский известен и как иллюстратор произведений русских классиков: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.

    Насколько искренним и серьезным художником был Маковский, можно судить по следующим фактам. В 1896 году ему было поручено выполнить ряд рисунков для коронационного альбома Николая II. Художник сделал несколько натурных зарисовок, но когда разразилась страшная трагедия на Ходынском поле, он пишет потрясающее своим драматизмом полотно «Ходынка».

    «Я не сгущал красок действительности. Я и не писал бы картины, если бы не имел непосредственных наблюдений… я не считал бы себя художником, если бы не воплотил в образах глубоко поразивших меня впечатлений», – говорил Маковский. По цензурным соображениям картину долгие годы не разрешали показывать на выставках.

    На рост революционно-демократического движения в начале двадцатого века Маковский откликается картинами: «Ходынка» (1901), «Допрос революционерки» (1904), «9 января 1905 года.

    Васильевский остров» (1905), последняя особенно ценна тем, что Маковский, будучи непосредственным свидетелем трагического события – расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года, – создал произведение необычайно впечатляющей силы.

    В русском искусстве это одна из лучших работ на эту тему.

    В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии: «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885–1914).

    Октябрьскую революцию 1917 года Маковский встретил уже на склоне лет. В 1918 году, получив пенсию, он покидает Академию художеств. 21 февраля 1920 года Маковский умер.

    Следующая глава

    Источник: https://info.wikireading.ru/20342

    Маковский Владимир Егорович (1846 — 1920)

    Маковский Владимир Егорович

    Маковский — это фамилия трех братьев-живописцев: Константина, Владимира и Николая. Среди них Владимир — самый известный художник, мастер бытового жанра. закончил Академию художеств, получил звание классного художника 1-й степени и золотую медаль.

    А за картину «Любители соловьев» получил звание академика. Маковский принял активное участие в организации Передвижников с самого его начала. Его картины отличаются глубоким знанием народной жизни, как крестьянской, так и городской.

    Сцены быта полны правды, остроумия, добродушного юмора, а порой и острой сатиры.

    Две матери

    В господский дом, полный достатка, уюта и покоя приходит женщина, перед которой, возможно, бессильны и покой, и достаток….Перед нами драма двух матерей, родной и приемной.

    Кто знает, по какой причине ребенок оказался в чужой семье, скорее всего, от глубокой нужды пришлось оторвать от себя свою кровиночку. Но мальчика явно любят здесь, и он совсем не чувствует себя чужим.

    Родная мать пришла увидеть сыночка, а, возможно, и забрать его, принесла ему гостинец, но ребенок пугается незнакомой женщины и жмется к той, кто его вырастила, к своей маме.

    Художник очень ярко показал чувства, эмоции героев картины: родная мать и взволнована, и растеряна, что ее сын не бежит к ней, отталкивается от нее. Приемная мать тоже взволнована, она испугана и хочет знать, зачем та пришла, уж не хочет ли забрать ставшего родным им ребенка? Тот же вопрос задает муж, приемный отец. А няня пытается успокоить пришедшую мать.

    Комната залита ярким летним солнцем, но драма. разыгравшаяся на наших глазах, совсем не соответствует радостному состоянию природы, в то же время это как знак надежды, что все уляжется, люди поймут друг друга, если они любят этого славного мальчугана.

    Идеалист-практик и материалист-теоретик (1900-е)

    Картина наполнена юмором, улыбку вызывают образы двух о чем-то спорящих мужчин. Один, повар, скорее всего, практик, он твердо сидит на своем стуле и это указывает на его твердую позицию в споре.

    Второй,робкий теоретик, сидит на самом краешке табурета, чувствуя себя не очень уверенно в своих доказательствах.

    Юмор картины заключается в том, что по закону жанра практик должен быть материалистом, а теоретик идеалистом.

    Объяснение (1891)

    Вот молодая пара — она, сидя за роялем, он, облокотившись на него,-объясняются в любви. Чувствуется, что объяснение дается не просто, разговор трудный…

    Посещение бедных

    А вот богатая помещица в сопровождении чиновника пришла посетить бедную семью, вероятно, с благотворительной целью. Она рассматривает в лорнет хозяйку дома, а та подобострастно и робко ей улыбается с надеждой на помощь.

    Скудная, нищенская обстановка комнаты, плохо одетые домочадцы, взрослая девушка у двери с безысходной печалью на лице — все говорит о том, что эта семья действительно нуждается в поддержке.

    Только вот глядя на холодное выражение лица благотворительницы, вряд ли она будет серьезной.

    Художник для передачи замысла картины использует гамму мрачных, серо-коричневых тонов.

    Свидание. (1883)

    Сюжет картины немногословен и прост. К сыну, отданному в город в подмастерья, из деревни пришла мать. Она сидит возле босого оборванного мальчика, жадно набросившегося на принесенный ею калач.

    Они не смотрят друг на друга, но весь облик женщины, ее сосредоточенно-грустное лицо выдают глубокое горестное чувство, которое она испытывает при встрече с сыном. Только крайняя нужда заставила эту крестьянку разлучиться с ним и отпустить из родного дома.

    Образ хмурого, забитого, голодного мальчика запоминается надолго. жизнь в неволе, в чужих людях, тоска по дому наложили на него тяжелый отпечаток.

    Молчаливая сцена проникнута любовью художника к народу. Тон картины мягкий и задушевный благодаря скупым и скромным краскам убогой обстановки и одежды.

    Пастушки (1903)

    А это картина из детства. Детство — это всегда беззаботность, радость, игра. Игра есть и здесь: мальчишка постарше, вероятно, пастушок, показывает рогатку, которую смастерил сам. С интересом рассматривают ее двое младших детей, подпасков.

    Однако, дети на работе, они пасут коров, оттого и не видно на их лицах следов беззаботности и радости, скорее, видна усталость, ведь начинают пасти дети затемно, когда им надо бы еще спать.

    В то же время краски художник использовал яркие, это краски лета, и картина не вызывает уныния, она полна надежды на будущее.

    В приемной доктора

    В этой картине художник показал разные образы, разных людей, которые собрались в приемной врача, чтобы излечиться от недуга. Вот молодая женщина с больной девочкой на руках, с любовью смотрит на своего ребенка.

    Рядом с нею пожилой мужчина, облокотившись на свои колени, грустно размышляет, вероятно, о своей болезни. В центре картины женщина со страданием на лице рассказывает о зубной боли батюшке, а тот дает совет, как от нее избавиться.

    Внимательно , от нечего делать, прислушиватся к их разговору молодой юноша, он держит в руках носовой платок, вероятно, у него простуда. С любовью художник описывает обстановку комнаты: комнатные цветы, картину на стене, зеркало.

    На паркетном полу богатая ковровая дорожка — все говорит о достатке, о том, что врач, видимо, пользуется успехом у больных.

    Любители соловьев (1873)

    За эту картину художник получил звание академика. Сюжет картины очень прост. В деревенской избе трое мужчин, засидевшись за разговорами, с бутылочкой водки, не заметили, как пришел рассвет, встало солнце. Закипел самовар.

    Налили по последней на посошок, и вдруг…раздались трели соловья…Мужчины застыли в восторге, вслушиваясь в переливчатые рулады.

    Художник показывает, что несмотря на внешнюю крестьянскую грубость, эти мужчины умеют тонко чувствовать, слышать звуки природы…

    На бульваре (1887)

    Скрытая драма, завязка трагедии звучит в этой картине. Здесь изображена сцена свидания мастерового, бывшего крестьянина, уехавшего в город на заработки, с молодой женой, приехавшей из деревни с ребенком навестить мужа. Жена привезла своего первенца, чтобы показать его мужу.

    Молодой глава живет, скорее всего, в рабочей казарме, поэтому бульвар оказался наиболее уединенным местом. Для женщины все здесь представляется чужим: снующие прохожие, однообразные здания, обступившие островок чахлой зелени, и даже любимый человек, неузнаваемо изменившийся в городе. Подвыпивший, он, небрежно развалясь, тихонько «играет песни» на гармошке.

    Все в нем бесконечно далеко от забот, принесенных приездом жены: ему безразличны ее нужды, как стала безразличной она сама и опостылевшая деревня. И вот они сидят вместе на скамейке, но некогда близким людям не о чем больше говорить: мастеровому откровенно скучно, а женщина сжалась, замкнулась.

    Скорбно ссутулясь, крестьянка никак не может понять — что же произошло, отчего тот, кто еще недавно покинул родное село лишь ради ее блага и блага будущего ребенка, теперь так равнодушен к их судьбе?.

    Осенняя цветовая «моросящая» гамма содержит в себе резко звучащие пятна, разбросанные в одежде мужа и жены, в лоскутном одеяле, укутавшем ребенка.

    Психолгическому состоянию персонажей вторит природа — зябкая осень, пришедшая на московские бульвары.

    Источник: http://cvetamira.ru/makovskiy-vladimir-egorovich-1846-1920

    Ссылка на основную публикацию