Мадонна в скалах, леонардо да винчи

Знаете сколько картин великого Леонардо да Винчи сохранилось до наших дней? Всего пятнадцать! Каждая картина на вес золота, причем в буквальном смысле.

В 2018 году картина Леонардо «Спаситель мира» была продана за 450 млн долларов и стала самой дорогой в истории. Не удивительно, что Национальная галерея гордится крупной и к тому же прекрасно сохранившейся картиной «Мадонна в скалах» авторства Леонардо.

Вот только… писал ли ее Леонардо? Сегодня речь об одном из самых неоднозначных шедевров из собрания лондонского музея.

Художник и контракт

История создания «Мадонны в скалах» была весьма драматичной. Началось все с того, что в 1483 году францисканское братство Непорочного зачатия Девы Марии заказало Леонардо икону. Контракт был составлен очень тщательно.

В нем были оговорены не только сроки работы, но и сюжет, действующие лица и даже манера письма. Заказчики непременно хотели, чтобы картина выглядела «богато»: лазурь, золото и ярко-синий ультрамариновый плащ Богородицы.

Леонардо подписал этот контракт, но следовать ему не стал.

Во-первых, художник не смог предоставить картину в срок, но самое главное, он нарисовал совсем не то, что от него ждали братья-францисканцы. Вместо всем привычного полуфантастического образа Мадонны с младенцем в окружении ангелов художник написал вполне достоверный скалистый пейзаж и реалистические фигуры библейских героев.

Причем своды скал, растения, цветы – все это было воспроизведено художником с поразительной точностью. Как будто это не икона, а учебник по ботанике. Вместо ярких красок Леонардо выбрал более естественные для пещеры приглушенные сумеречные цвета, которые создавали подобие дымки. Этот эффект называется «сфумато».

Для Леонардо настоящая ценность заключалась не во внешнем блеске, а в реалистическом видении.

Мадонна в скалах, Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи, «Мадонна в скалах». 1486. Лувр, Париж

Увидев картину Леонардо, заказчики пришли в ярость – что за грязь? Где обещанное сусальное золото и ультрамарин? Почему над головами святых нет нимбов? Возник конфликт: францисканцы отказались оплачивать покупку дорогих красок для картины, а Леонардо отказался отдавать им свою работу за копейки. Началась многолетняя тяжба между художником и заказчиками.

Две Мадонны

Почти двадцать лет продолжалось разбирательство – кому же должна принадлежать картина великого мастера.

В конце концов было найдено компромисное решение: неугодную картину Леонардо оставил себе (она впоследствии оказалась в собрании парижского Лувра), а специально для францисканского братства была написана вторая картина, в которой были учтены все его пожелания.

Именно эта вторая картина, написанная спустя двадцать лет после первого варианта, находится в Лондоне. Впрочем, вопрос, кто ее написал, по сей день остается открытым.

На первый взгляд обе «Мадонны» очень похожи друг на друга: общие очертания пейзажа, главные действующие лица. Но если присмотреться ко второй версии повнимательнее, то оказывается, что изменилось буквально все! Исчез таинственный указующий жест ангела, поменялись элементы пейзажа, появились совсем другие камни и растения, а цвета стали яркими и ирреальными.

Мадонна в скалах, Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи, «Мадонна в скалах». 1508. Национальная галерея. Лондон

Долгое время считалось, что более позднюю версию картины писал не сам великий мастер, а его ученик Амброджо де Предис, а Леонардо лишь руководил процессом.

И вот в 2010 году после реставрации картины лондонская Национальная галерея обнародовала сенсационную новость: хранящаяся в ней «Мадонна в скалах» написана самим художником! Неужели действительно Леонардо поступился своими принципами верности природе и пошел на поводу у заказчиков?

Ботаник

Впрочем, сомнений сенсационное открытие исследователей из Национальной галерея не развеяло. По сей день многие искусствоведы ставят под сомнение авторство Леонардо. Кстати, не только искусствоведы.

Одну из самых любопытных теорий о «Мадоннах» придумали …геологи! Геолог и специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо проанализировала природный ландшафт на обеих версиях «Мадонны в скалах» и пришла к неожиданным выводам.

Первый вариант картины Леонардо написал в 1480-е годы в Милане. В то время художник много времени посвящал естественно-научным исследованиям, он целыми днями бродил в горах неподалеку с блокнотом и карандашом.

Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике.

Сохранились его заметки и натурные зарисовки местности – описания местных цветов и трав, наблюдения за альпийской природой.

Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике.

Подмеченные Леонардо черты миланской природы превратились в тщательно прописанный пейзажный фон «Мадонны в скалах». Художник устраивает зрителям настоящий тур в музей естественной истории – местные растения и даже структура камней переданы до мельчайших подробностей.

Леонардо учел даже то, что в холодном и темном гроте могут расти лишь определенные виды трав, которые не требуют солнечного света и выживают среди камней.

Такой подход вполне соответствовал представлениям художника о живописи, Леонардо был убежден, что хороший художник должен уметь воспроизвести любую форму, встреченную им в природе.

«…ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, бродя по полям», – писал он.

Что случилось двадцать лет спустя?

В 1492-1502 годах, когда создавалась вторая версия картины, художник будто бы забыл о всех своих исследованиях и принялся рисовать выдуманные растения! На смену реальному пейзажу приходит выдуманный. В гроте появляются растения, которые не растут в таких условиях.

Сложно себе представить, что Леонардо, с таким трепетом относившийся к окружающему миру и его природной красоте, просто-напросто проигнорировал его и быстренько намалевал невыразительный пейзаж, отдаленно напоминающий грот из первого варианта картины.

Может быть, все дело в том, что вторую картину написал не Леонардо? Это вопрос, на который исследователи еще не нашли однозначного ответа.

Источник: https://zimamagazine.com/2019/01/art-likbez-madonna-v-skalah/

«Мадонна в скалах»

«Мадонна в скалах» – первая большая работа Леонардо, которую он довел до конца. Более того, он, так часто не заканчивавший работу над сюжетом, написал два варианта этой картины с разницей примерно в двадцать лет. Но скольких трудов ему это стоило!

Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Обычно церковь диктовала художникам, как рисовать, что рисовать, сколько фигур должно быть на картине, где стоять и что изображать.

Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Неудивительно, что дело закончилось склокой. В украшении часовни были заняты и другие художники – братья Амброджо и Эванджелиста де Предис. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан.

Да Винчи поручалась роспись центральной части алтаря, Амброджо де Предис должен был расписать боковые створки, а его брат Эванджелиста – отретушировать и позолотить изображения.

Согласно договору картина должна была быть написана в сжатые сроки – монахи рассчитывали получить готовую работу через семь месяцев, к празднику 8 декабря. Как они ошиблись! «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины.

До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. Есть версия, что лондонский вариант принадлежит, в основном, кисти Амброджо де Предиса, а Леонардо написал только часть картины.

Дело в том, что, начав работу, Леонардо и братья Предис пришли к выводу, что монахи жмотничают и пообещали за столь сложный заказ до смешного мало денег. Художники обратились к братству с требованием увеличить гонорар более чем вдвое. Монахи были скуповаты и накинули от щедрот сотню лир (это немало, но все равно гораздо меньше справедливой по тем временам цены). Обращение к

Лодовико Сфорца как к арбитру в споре мало помогло, монахи по-прежнему крепко держались за кошельки. В итоге договорились, что работа будет оценена после выполнения заказа. При этом Леонардо пригрозил оставить картину у себя, если ему не заплатят те деньги, что он потребовал.

Мадонна в скалах, Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Голова ангела. Эскиз для картины «Мадонна в скалах» выполнен серебряным карандашом на коричневой бумаге. Обратите внимание на направление штрихов – слева направо.

Это характерный стиль Леонардо. Сравните этот рисунок, сделанный с натуры, с фрагментом картины на цветной вклейке.

Перед вами – наглядный пример, как художник осмысливает натуру и превращает лицо конкретного человека в обобщенный образ

Так что первая картина в самом деле так и осталась у него, а монахи стали судиться с художниками, и тяжба эта длилась много лет. В итоге Леонардо написал второй вариант картины, вернее, скорее всего, сделал картон и написал некоторые детали, основную же работу выполнил Амброджо де Предис.

Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Но, как показывают последние исследования в рентгеновских лучах и в инфракрасном свете, картина все же частично принадлежит кисти Леонардо.

При этом под верхним слоем краски можно рассмотреть другой вариант композиции – коленопреклоненную женщину в центре.

По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины.

Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Кеннет Кларк, автор капитального труда о Леонардо, считает, что Мастер привез эту картину из Флоренции уже готовой.

Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя», и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122 см).

В конце концов обе картины покинули Италию. Одна (считается написанной первой) оказалась в Лувре, во Франции; другая – в Лондонской национальной галерее. В Лондоне же находятся изображения ангелов, написанные Амброджо де Предисом как боковые части триптиха.

Но оставим гадания о причинах появления двух вариантов и обратимся непосредственно к работам Мастера.

В канонических Евангелиях нет эпизода встречи Иисуса с Иоанном Крестителем в детстве. Но этот сюжет был распространен в эпоху Возрождения. Флорентийские художники любили изображать Мадонну с двумя детьми – Иоанном Крестителем и Христом. Иоанн считался покровителем Флоренции, так что неудивительна его популярность у флорентийских художников.

Теперь о работе Леонардо. У обеих картин одинаковая композиция. Четыре фигуры вписаны в пирамиду, вершина которой – лицо Девы Марии. Правда, в лондонском варианте фигуры кажутся больше и приближены к зрителю. Изменено и положение руки ангела (он больше не указывает на Иоанна Крестителя), взгляд ангела обращен не ко зрителю, а как бы погружен в себя.

Луврский вариант написан с использованием техники сфумато, фигуры и скалы погружены в дымку. В лондонском фигуры и пейзаж прописаны контрастнее и резче. Нельзя установить, появились ли нимбы и крест на картине во времена Леонардо или это «добавка» другого художника в более позднее время.

Различаются на картинах и растения. На первой они изображены с ботанической точностью, на второй картине растения – фантастическое изобретение художника, что совсем не в стиле Леонардо.

При сходной композиции у картин разный колорит. На второй он куда более холодный, одеяние Мадонны светлее, скалы написаны в более светлых тонах, одежда ангела синяя, а не красная, как на первой картине.

На первой картине лица детей явно написаны с натуры, у них живые правдивые выражения, по ней наверняка можно было узнать, какой именно младенец стал Иоанном, а какой – маленьким Христом. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику.

Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй.

Но, при всех различиях, достоинствах и недостатках, обе эти картины остаются примерами высочайшего мастерства.

В книге на цветной вклейке приведены оба варианта картины. Вы сами можете «сыграть» в игру: найдите отличия на двух картинах. И конечно же, каждый читатель имеет право согласиться или не согласиться с автором в оценках – ведь в этом одна из отличительных особенностей искусства: каждый видит в великой картине и великой книге что-то свое.

Читайте также:  Музей естествознания в вене, австрия

Вот как русский писатель Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» описывает свое впечатление от картины:

«Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою – Сына, как будто желая соединить обоих – человека и Бога – в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.

По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что Он еще не умеет ходить – только ползает. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.

Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно-голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты.

Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов.

Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское-полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри».

  • А еще сохранился прекрасный рисунок женской головы, как эскиз для ангельского лица.
  • Так что настала пора рассказать в этой книге о рисунках Мастера.
  • Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/31650

Леонардо да Винчи Мадонна в скалах (Мадонна в гроте): Описание произведения

Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом «Мадонна в скалах».

Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а второй – в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века? Это и многое другое – в описании картины да Винчи «Мадонна в скалах». В начале ХХ века в итальянских архивах обнаружен контракт, подписанный 25 апреля 1483 года.

Одна из сторон в лице Леонардо да Винчи и еще двух художников — братьев Амброджио и Еванджелисты де Предисов – обязывалась выполнить заказ на написание алтарного образа для церкви Сан-Франческо Гранде, втором по величине после собора религиозном сооружении в Милане.

Срок окончания работ оговаривался конкретно: 4 декабря, через восемь месяцев, когда католики празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы (по григорианскому календарю). Вторая сторона – члены Братства Непорочного зачатия, куда входили представители наиболее уважаемых фамилий города – обязывалась выплатить художникам за выполненную работу 800 лир.

Но, как это довольно часто случалось с Леонардо, что-то пошло не так. Результат совершенно не соответствовал требованиям, прописанным в договоре. Так, на центральной панели заказчики ожидали увидеть Мадонну с Иисусом в окружении ангелов и двух пророков. А на боковых панелях – по четыре ангела с музыкальными инструментами, поющих хвалебные гимны.

Как видим, из всех задумок клиентов Леонардо оставил одну: Мадонну с младенцем. Вместо сонма ангелов и пророков он изобразил еще одного младенца – Иоанна Крестителя, плюс архангела Уриила. Даже боковые панели, предположительно принадлежащие кисти Амброджио де Предиса, не соответствуют предписаниям: на них в музицировании упражняются лишь по одному ангелу вместо четырех (1, 2). Стоит ли говорить, что и со сроками выполнения заказа да Винчи традиционно опоздал – года эдак на два?

Некоторые исследователи предполагают, что художник всего лишь решил продолжить работу над уже ранее начатой картиной, решив, что она вполне впишется в рамки, оговоренные братством. Либо же рассчитывал, что заказчики не в силах будут отвергнуть его шедевр, лишь единожды взглянув на него, несмотря на расхождения во взглядах.Но он не учел, что алтарный образ – не просто картина, задуманная чтобы поразить воображение своей искусностью и красотой. Алтарь призван выполнять совершенно конкретные функции и в полной мере отражать догматы заказавшей его церковной общины. Примечательно, что несмотря на тяжбу с братством, в результате которой Леонардо пришлось даже обращаться к своему влиятельному покровителю – миланскому герцогу Лодовико Сфорца, – чтобы таки взыскать с клиентов причитающийся ему гонорар, сюжет и действующие лица второй картины, которая все же займет полагающееся ей место в алтаре церкви Сан-Франческо Гранде в начале 16 века, будут практически идентичными (теперь эта версия в Лондоне).Различия присутствуют в нюансах: видимо, пойдя на уступки, Леонардо сделал лики Мадонны, младенцев и архангела неотмирными, словно залитыми лунным сияниям, плюс дорисовал нимбы. Богоматерь на лондонской версии выглядит отстраненной, лица обоих младенцев – не по возрасту взрослыми; исчез загадочный указующий перст архангела Уриила.Надо полагать, более холодная, серьезная и менее земная «Мадонна в скалах» больше соответствовала представлениям братства об алтарном образе и должным образом настраивала на молитвенное предстояние. Теплая, наполненная нежностью и пасторальным очарованием луврская версия пропадет с радаров вплоть до 1625 года. О ее местонахождении и судьбе неизвестно ничего до момента, пока картина не засияла в королевской коллекции во Франции. Живописец интересовался практически всеми сферами науки и естествознания. Он исследовал анатомию человека, животных, геологию, формы растительной жизни. Все это добавляло искусности и реализма его работам, благодаря чему растения, окружающие персонажей картины, легко идентифицируются. В традиции религиозной живописи различным цветам часто присваивались определенные значения, и они редко появлялись на картинах случайным образом. Верующие хорошо владели словарем растительных символов, и для просвещенных считывать их не составляло большого труда.

Так, с правой стороны от лика Богоматери изображен водосбор, иначе именуемый «голубкой Святого Духа». Над ее правой рукой – подмаренник. «В английском языке это растение называют «постельной соломкой Богоматери» и традиционно ассоциируют с яслями, – сообщает историк Чарльз Николл.

– У ног младенца Христа мы видим цикламен, сердцевидные листья которого символизируют любовь и преданность, а под его коленом – розетку примулы, символ добродетели (недаром Верроккьо изобразил примулу в своей «Женщине с букетом цветов»).

Еще одно знакомое растение мы видим за преклонившим колени святым Иоанном Крестителем. Это акант (Acanthus mollis), который традиционно сажают на могилах. Акант – символ воскресения, поскольку ранней весной у него очень быстро отрастают блестящие зеленые листья. На скальных карнизах Леонардо изобразил зверобой.

Мелкие красные пятнышки на желтых лепестках этого растения символизируют кровь святого Иоанна Крестителя».

Что касается топографических нюансов – скал и грота на заднем фоне – то их совершенство отметила профессиональный геолог и одновременно специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо, изучавшая картину в 1996 году. Ее вердикт мастерству да Винчи звучал так: «Геологический шедевр, в котором Леонардо с особой точностью воспроизводит сложные географические формации».

Основой для сюжета картины послужило жизнеописание Иоанна Крестителя, составленное в 15 веке неким Доменико Кавалькой. В нем повествуется о том, что во время встречи младенцев Иоанна и Христа в пустыне, последний находился под покровительством архангела Уриила.

Что касается Иосифа, мужа Марии, Чарльз Николл в книге «Леонардо да Винчи. Загадки гения» отмечает, что его отсутствие не выглядит случайностью, поскольку на всех картинах с участием Святого семейства живописец исключает Иосифа.

Так, на разных версиях «Мадонны с младенцем и святой Анной» Леонардо заменяет Иосифа бабушкой, матерью Марии.

«Не нужно быть фрейдистом, чтобы почувствовать глубокую психологическую подоплеку подобного подхода», — пишет автор, намекая, вероятно, на особый статус Леонардо в семье отца, сера Пьеро, который принимал участие в его жизни, хоть и не признавал незаконнорожденного сына своим наследником.

Другой исследователь жизни и творчества да Винчи – писатель Росс Кинг – обращает внимание на женственность внешности ангела Уриила и считает, что моделью для его написания «почти наверняка служила женщина».

Зато о том, кто был моделью для написания Мадонны, он не спешит делать выводы: «Впрочем, вопрос о половой принадлежности модели запутался еще сильнее, когда под слоем краски на другой работе Леонардо, лондонском варианте «Мадонны в скалах», был обнаружен ранее неизвестный рисунок.

Это портрет Богоматери, и черты Ее в точности совпадают с чертами Филиппа из «Тайной вечери» – из этого можно заключить, что для образов Марии и апостола Леонардо использовал один и тот же набросок и одну и ту же модель. Вопрос о том, женщина это или мужчина, остается открытым».

Наталья Азаренко

Источник: https://artchive.ru/leonardodavinci/works/376963~Madonna_v_skalakh_Madonna_v_grote

Мастер и «Мадонна в гроте» — Легендарный да Винчи и его загадка

Этот человек – культовая и чуть ли не самая загадочная персона Средневековья.

Все его творения окутаны тайнами и легендами и до сих пор вызывают споры в кругах учёных мужей. Одни говорят, например, что в своих произведениях Леонардо закодировал тайный смысл Библии и раскрывает истинную историю Христа.

Другие считают, что полотна да Винчи усеяны символами, которые приведут к немыслимым сокровищам и святыням, например, к Святому Граалю.

Некоторые убеждены: художник на всех своих знаменитых картинах изображал лик бога! Стоит только поднести зеркало к определенному участку полотна, на который могут указывать руки персонажей, как из него на нас посмотрит грозный иудейский бог Яхве, или христианский Господь, а может быть даже и Сатана…

Ещё в совсем юном возрасте, Леонардо начал упражняться в живописи в мастерской художника Андреа Веррокио. Позже он переехал из маленького городка на западе Флоренции в Милан, где его талант развился до невероятных высот.

Все, к чему только прикасались руки гения, становилось бесценным творением искусства или науки.

В его рукописях встречаются технические и анатомические чертёжи, схемы невиданных доселе аппаратов и машин, которые впоследствии помогли Человечеству сделать шаг в сторону прогресса.

Леонардо исследовал мир во всех его проявлениях: увлекался ботаникой, геологией, анатомией, физикой, астрономией, механикой, благодаря чему сделал много открытий. Но мир знает его, прежде всего, как великого художника, архитектора и скульптора.

За свою жизнь Леонардо да Винчи создал бесценные шедевры. Многие из низ них ныне принадлежат мировому искусству и хранятся в лучших музеях мира: знаменитая фреска «Тайная вечеря», алтарный образ «Мадонна в гроте», идеальный в своих пропорциях «Витрувианский человек», картина «Мадонна с младенцем», и, пожалуй, самый потрясающий и загадочный портрет – «Мона Лиза» …

Множество противоречий вызвал первый коммерческий заказ да Винчи – алтарный образ для капеллы Непорочного зачатия – «Мадонна в гроте».

Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты.

Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины. А в 1508 году, при участии свого ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же закончил второй вариант картины, которая ныне и находится в Лондоне. Изображения на этих двух полотнах во многом отличаются.

Луврский вариант:

На картине изображена встреча Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни. Святое Семейство предположительно скрывалось здесь от царя Ирода. Этот эпизод не описан в Евангелии, но он является неотъемлемой частью христианской мифологии.

В центре пещеры мы видим Деву Марию, возле которой находятся два младенца. Считается, что ребёнок, который сидит справа от Марии, и которого она обнимает за плечо, — это Иоанн Креститель.

С другой стороны от нее — маленький Иисус. Он сидит со скрещенными ножками, и правой рукой как будто благословляет второго мальчика.

У Иисуса над головой нависает ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила.

Лондонский вариант:

Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.

Любители разгадывать коды и тайны узрели в первом варианте картины тайное послание: младенец возле Марии не Иоанн, а Иисус и именно он поклоняется Иоанну Крестителю, а не наоборот! Это соответствует традиции тамплиеров, которые, прежде всего, чтили Иоанна и поклонялись ему. А значит, и сам Леонардо был приближенным к этому таинственному ордену. Ну или его Магистром, как считает писатель Дэн Браун и его последователи.

Читайте также:  Святой себастьян, андреа мантенья

https://www.youtube.com/watch?v=KuNUi6JwbcI

Если вернуться к теории зеркал, то её последователи намекают: взгляните-ка пристальнее на «Мадонну в гроте», вооружившись волшебным стеклышком, и увидите много интересных библейских персонажей…

Правда это или нет, пока не известно, но, зная любовь Леонардо к зеркалам и его страсть к тайным шрифтам, которые читаются только в отражении, предполагать можно что угодно.

В целом, картина «Мадонна в гроте», как и другие шедевры да Винчи, ничуть не приближает нас к разгадке его тайны. Напротив – усугубляет пелену загадочности его персоны. И это побуждает учёных всего мира, равно как и обычных людей, исследовать, расследовать, угадывать, разгадывать, и просто восхищаться великим искусством Мастера.

Ну а желающие воочию увидеть это и другие таинственные полотна, и выдвинуть свою теорию, могут отправляться в парижский Лувр и прикоснуться к этим творениям в любое время (только руками не трогать!).

Ирина Кондратенко © Gallerix.ru

Источник: https://gallerix.ru/lib/master-i-madonna-v-grote-legendarnyy-da-vinchi-i-ego-zagadka/

Сюрприз под картиной Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах"

Ученые обнаружили, что знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» содержит скрытый рисунок. Его обнаружили исследователи, используя инфракрасную рефлектографию.

«Мадонна на скалах» была написана в 1483 году, когда Братство Непорочного Зачатия поручило Да Винчи предоставить картину как часть алтаря для своей часовни в церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане.

Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 — 1519), который также был известным изобретателем, использовал масла для создания этой картины, одного из великих ранних шедевров. Он поместил несколько фигур в основную пирамидальную композицию, и картина получилась великолепной. Но, похоже, он сделал немного больше, чем это.

 Факты о картинах Да Винчи, обучении, интересах, произведениях искусства

Согласно данным Национальной галереи, Да Винчи начал с другого рисунка Девы Марии, но он отказался от первоначальной картины для существующей. Теперь, спустя 15 лет после обнаружения части скрытого рисунка под «Мадонной в скалах», ученые и консерваторы раскрыли тайны.

Новое изображение открыло более ранний дизайн Леонардо для ангела и младенца Христа, которые показывают существенные различия к тому, как они выглядят в законченной картине. В композиции, которая была нарисована первой, обе фигуры кажутся выше, а ангел, смотрящий наружу, смотрит на младенца Христа с тем, что выглядит более плотным объятием.

Ученые также обнаружили отпечатки человеческих рук, но неизвестно, кому они принадлежали. Могли ли это быть собственные руки Леонардо да Винчи? Кто знает…

 Раскрыта еще одна из многих тайн Леонардо да Винчи

Также неизвестно, почему Да Винчи решил отказаться от своего первого рисунка.

Известно, что «Мадонна в скалах» была написана для Братства Непорочного Зачатия в Милане, и что это на самом деле вторая версия картины.

Более ранняя версия сейчас находится в Лувре, в Париже, и считается, что Леонардо продал версию «Парижа» частному клиенту, когда Братство не смогло предложить ему достаточно щедрый гонорар.

С помощью этих научных изображений мы можем предположить, что Леонардо начал работу над новой композицией, но затем передумал и воспроизвел свою оригинальную композицию, возможно, после того, как разногласия были урегулированы.

Однако эта вторая версия не является простым воспроизведением: наряду со значительными изменениями в рисунках, он также использует эту версию, чтобы исследовать новые виды световых эффектов на основе своих собственных исследований оптики и физиологии человеческого зрения.

Это потрясающее открытие. К сожалению, до сих пор не удалось найти «Битву за Ангиари», потерянную картину Леонардо да Винчи, которая остается одной из величайших загадок истории искусства.

 dataspot.biz

 Леонардо да Винчи: гений, опередивший свое время

Источник: http://www.glavtema.ru/articles/2019-09-03/leonardodavinchi/5517/

Картины «Мадонна в скалах»

Версия из Лувра.
Дата создания: 1483–1486 годы.
Тип: масло на панели (позже перенесена на холст).

Габариты: 199*122 см.

Версия из лондонской галереи.
Дата создания: 1495–1508 годы.
Тип: масло на панели.

Габариты 189,5*120 см.

Синопсис

«Мадонна в скалах» — имя пары похожих картин, авторства да Винчи, демонстрирующие одну и ту же композицию и персонажей и отличающиеся лишь несколькими деталями, например различиями в цвете, освещении или растительности. Изначально, обе работы создавались на деревянной панели, но в Лувре более раннюю версию перенесли на холст. Обе панели изображают Мадонну с младенцем Иисусом, Иоанном Крестителем и ангелом на фоне скалистого пейзажа, откуда работы и берут свое название.

Мадонна в скалах

Версия Лувра

Большинство исследователей полностью приписывают авторство работы Леонардо. Принято считать, что панель создавалась в Милане. Существует несколько гипотез, объясняющих существование двух картин, например, теория о продаже первой версии частному лицу и создание второй версии для сдачи заказа. Эта работа считается потрясающим примером техники сфумато, разработанной Леонардо.

Версия Лондона

Недавняя реставрация показала, что большая часть работы была сделана рукой Леонардо. Произведение создавалось для церкви Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан). В национальной галерее этот труд оказался в 1880 году.

Фрагмент лондонской версии.

Ангелы

Считается, что два изображения ангелов, играющих на музыкальных инструментах, являлись частью композиции в алтаре. В настоящее время они также хранятся в Лондоне, а их авторами считаются Амброджо де Предис и Франческо Наполетано.

Оплата

Вероятно, в мае 1483 года, Леонардо сделали первый взнос в объеме 100 лир. Затем, каждый месяц с июля 1483 по февраль 1485, мастеру выплачивали 40 лир в месяц, что в итоге составило около 800 лир.

Окончательная оплата должна была состояться по завершению работы, но заказчики в лице братства Непорочного Зачатия не смогли предложить столько, сколько требовал дуэт Леонардо и Амброджо, в результате чего работа была завершена последним за 200 лир.

Сюжет

Небиблейский сюжет, изображающий Богоматерь с сыном и Иоанном Крестителем, был распространен в искусстве Флоренции эпохи ренессанса. Появление Иоанна тут связанно с тем, что он являлся покровителем Флоренции. Среди мастеров, обращавшихся к этому сюжету, были Рафаэль, Филиппо Липпи и Микеланджело.

Анализ

В июне 2005 года, когда лондонская версия была рассмотрена под инфракрасной рефлектограммой, выяснилось, что под ней скрыто изображение женщины, вероятно стоящей на коленях.

Ее правая рука была протянута вперед, а левая лежала на груди. Некоторые исследователи предполагают, что первоначально Леонардо планировал изобразить Мадонну, склонившуюся над младенцем Иисусом.

В 2010 году были изложены все результаты последней реставрации и данные о ее исследовании.

Картины «Мадонна в скалах» обновлено: Сентябрь 15, 2017 автором: Глеб

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartini-madonna-v-skalax.html

Мадонна в скалах

Янина БЕЛОШАПКИНА

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ МАДОННА В СКАЛАХ 1483–1486. Лувр, Париж

Картина была написана на переломном этапе деятельности Леонардо, когда он только что перебрался в Милан. Для нас она важна прежде всего тем, что это первое абсолютно достоверно его произведение и к тому же полностью законченное. Ученые рассматривают «Мадонну в скалах» как связующее звено Раннего и Высокого Возрождения.

Заказчики хотели, чтобы Леонардо написал композицию с большим количеством фигур, но он предпочел ограничиться четырьмя. В мягком полусумраке пещеры с небольшими просветами на далекий, окутанный дымкой пейзаж разворачивается загадочное действо, наполненное сложной жестикуляцией. Леонардо снова использует пирамидальную композицию, так удачно найденную в «Поклонении волхвов».

Центром картины, без сомнения, является Мадонна – одну руку она простирает над своим Сыном, как бы стараясь благословить и уберечь его, а второй обнимает маленького Иоанна Крестителя, преклонившего колено перед Христом. Нежный пленительный ангел смотрит с картины на зрителя, указывая пальцем на Иоанна.

Благословение, защита, поклонение – такой разнообразной игры рук итальянское искусство еще не знало!

Эскиз головы ангела

В этой небольшой картине Леонардо удается объединить мир мистический и реальный. Базальтовые глыбы, растущие среди них фиалки, ирисы, анемоны выписаны настолько подробно, как будто бы их зарисовывал самый дотошный геолог и ботаник.

Однако многие исследователи замечают, что эта самая обычная пещера напоминает материнскую утробу, символизируя, таким образом, начало новой жизни.

Мальчик же Иоанн, которого Мадонна так бережно укрывает полой своего плаща, олицетворяет все человечество.

Все фигуры представляются неразрывно слитыми в пространстве при помощи светотени, знаменитого сфумато. В своих более поздних записях Леонардо замечал: «Моделировка есть душа живописи», и «Мадонна в скалах» блестящим образом демонстрирует этот постулат.

Мало того, отныне светотень создает не только форму, но и окружающее пространство. Контуры растворяются в неуловимом мягком сфумато, превращающем реальный мир в мистический. Солнечная живопись Кватроченто сменилась сумерками, наполненными игрой рефлексов.

Мадонна в скалах (Мадонна с младенцем, св. Иоанном и ангелом) 1508. Национальная галерея, Лондон

«Мадонна в скалах» интересна еще и тем, что существует в двух вариантах, хранящихся теперь в Лувре и Лондонской национальной галерее. Долгое время ученые пытались решить, какой из них оригинал, а какой – копия. Луврская картина выглядит более архаичной по манере написания, но в то же время более одухотворенной и глубокой.

В лондонском варианте персонажи выглядят старше, рисунок мягче, а колорит менее пестрый, все это несомненные признаки сформировавшегося классического стиля. Однако нельзя не обратить внимание на некоторую вялость форм и отсутствие того духовного единства, которое так поражает в луврской картине.

На основании этих наблюдений был сделан вывод, что оба произведения, бесспорно, принадлежат кисти Леонардо, но «Мадонна» из Лувра была написана в самом начале пребывания художника в Милане, тогда как лондонский вариант появился во время его второго приезда.

Первую картину выкупил Франциск I, и недовольные заказчики обратились к Леонардо с требованием написать для них новую. Художнику пришлось согласиться, но большую часть работы он все же передоверил своим ученикам.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200900206

Мадонна в скалах. Описание картины Леонардо да Винчи

  • Эта картина так же загадочна и странна, как и сама личность Леонардо да Винчи – неординарного художника, скульптора, инженера и естествоиспытателя, написавшего ее.
  • Талантливый итальянец сумел полностью завершить лишь очень малое количество работ, но тем не менее написал две картины под одним названием, практически одинаковые, различающиеся лишь незначительными деталями.
  • Авторство Леонардо да Винчи, тем не менее, несомненно, потому как только он мог так превосходно проработать такие детали как ангел и голова Мадонны.

В основе композиции – четыре фигуры, размещенные так, что сидящая на коленях дева Мария, являет собой вершину пирамиды. Слева от нее младенец Иоанн Креститель, удерживающий длинный тростниковый крест и протягивающий руки с мольбой в лице к другому ребенку. Вероятно, он просит благословения у младенца Иисуса.

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Мадонна смотрит на юного Иоанна с нежностью и покровительственно придерживает его за плечо. Вторую руку она держит над головой своего сына. Ее синие одежды перекликаются по цвету с голубизной неба и далеких гор, а также с одеждами сидящего неподалеку от нее божьего ангела.

Леонардо достигает эффекта необычайного объема не только самой композиции, но и моделей, моделируя лоб, щеки и подбородок Марии, детей и ангела с помощью передачи светотени.

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Младенец Иисус сидит, придерживаемый ангелом, на голом полу пещеры внутри скалы. Левой рукой он опирается на камень, помогая удерживать вес, а вторую руку Мессия поднял с благословляющим жестом.

Вероятно, Иоанн просил благословения, а Иисус удовлетворяет его просьбу. Ангел созерцает эту умиротворяющую сцену, ощущая себя счастливым, будучи сопричастным этому благочестивому моменту. Огромные белоснежные крылья ангела полусложены и удивляют зрителя своего естественностью.

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (фрагмент)

Гений художника мастерски передал озаренные светом вьющиеся волосы ангела, напоминающие переплетения золотых нитей.

Примечательным есть и сам грот. Скалы имею причудливые острые формы, а у ног Иоанна зеленым ковром раскинулась темно-зеленая растительность с яркими белыми цветами.

Загадочный горный пейзаж и полумрак в пещере создают особый ореол таинственности, столь характерный для произведений Леонардо, испытывающего одновременно и жгучий страх перед зловещей темнотой, и томное желание проверить, нет ли внутри чего-либо необычного.

Контраст между умиротворенной и таинственной атмосферой исходящей из группы и холодностью и грубыми формами горной породы очень необычный. На заднем плане находится четкий и темный абрис скального свода, который также контрастирует с туманными очертаниями далеких голубоватых гор.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/madonna-v-skalax-opisanie-kartiny-leonardo-da-vinchi.html

Статья по МХК (10 класс) на тему: Анализ картины Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах" | Социальная сеть работников образования

Анализ картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»

Читайте также:  «морской берег в дьеппе», константин коровин — описание картины

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»  в настоящее время находится в Париже в галерее Лувра. Другое её название – «Мадонна в гроте». Время её создания приходится на 1483-1486 годы.

Существует ещё один вариант этой картины, написанной, как предполагают учёные, чуть позже в 1508 году для капеллы церкви Сан-Франческо Гранде в Милане. Считается, что принадлежит исключительно кисти Леонардо картина, находящаяся в Лувре.

Вторая картина обитает в Лондоне, она на восемь сантиметров ниже парижской версии.

Мнения учёных по поводу происхождения лондонской картины разделились – одни считают, что она была написана при помощи учеников великого мастера, другие склонны думать, что она также принадлежит кисти Леонардо. В своей работе я буду анализировать картину, которая находится в Лувре, так как к её происхождению вопросов не возникает.

В 1483 году табернакль (сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное резьбой, скульптурными украшениями) с изображением этого библейского сюжета заказало монашеское братство «Непорочного зачатия» для капеллы церкви Св. Франциска.

Братству показалось, что в произведении недостаточно религиозности, христианской нравственности, например, отсутствие Иосифа. Так картина была передана королю Франции Людовику XII и оказалась в Лувре.

Другая версия говорит о том, что Леонардо сам передал картину королю в благодарность за разрешение спора об оплате работы.

Картина является станковой, её размер 199*122 сантиметра. Она написана на религиозный сюжет и относится к историческому жанру.

Формат картины представляет собой вытянутый по вертикали прямоугольник со скруглённым завершением верхней части, что было очень типично для итальянского Ренессанса. Этот тезис подтверждает и картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком».

Во флорентийском искусстве такой формат символизировал подобие окна. Живопись выполнена масляной краской на деревянной панели. Произведение очень хорошо сохранилось, не считая потемнения красок.

На картине изображён евангельский сюжет о том, как Святое семейство, спасаясь от царя Ирода на пути в Египет, нашло прибежище в пещере пустыни Синай. В пещере впервые встретились младенцы Иисус и Иоанн Креститель.  

На картине на переднем плане изображены четыре фигуры – по центру Дева Мария, младенец Иисус, слева от Марии архангел Уриил, а справа маленький Иоанн Креститель, на вид ему не более трёх лет. Иоанн Креститель, приклонивший правое колено, протягивает руки к младенцу Иисусу, который изображён с благословляющим жестом.

Это символизирует передачу духовной «власти» над людьми Иоанну. Архангел поддерживает Христа, обхватив за спинку. Дева Мария простирает руку во властном жесте над Иисусом, правой рукой она обнимает маленького Иоанна.

Уриил также изображён коленопреклоненным, указующим перстом он направляет взгляд зрителя на Иоанна Крестителя, как бы предвидя его судьбу, о чём говорит его полный скорби взор. Он как молчаливый свидетель и живое напоминание о трагичности сюжета. Именно архангел находится в самом тесном контакте со зрителем.

 Иисус изображён нагим младенцем, он ещё не умеет ходить, но на его лице уже видна печать мудрости. Со всей серьёзностью он смотрит на Иоанна, всецело вверяя тому судьбу людей. Марию Леонардо рисует молодой девушкой, лицо которой также говорит нам о её мудрости.

Она взирает с грустью на своего сына, зная о его предназначении, лицо полно тихой скорби, но смиренной и кроткой. И всё же оно не лишено нежности, хотя и не такой трогательной и идеализированной, как это было в ранних работах художника.

Здесь она воспевает не радость и красоту материнства, но заставляет задуматься о жертвенности и смысле человеческой жизни. Перед нами непорочная дева, избранная богом для спасения людей, которое должно прийти через её сына.  Иоанн взирает с благоговением на младенца Христа, полностью подчиняется его воле  и даёт молчаливый обет выполнить возложенную на него миссию.

Главные действующие лица изображены на фоне пейзажа. Острые высокие скалы, тяжёлое небо, почва с очень разнообразным растительным покровом, пруд с чистой водой у ног сидящих. В гроте мы можем видеть несколько просветов, через которые видно, как далеко простираются скалы. Жёлтое небо на горизонте нагнетает обстановку. Слабый свет едва освещает фигуры, пробиваясь сквозь камни сбоку и сверху.

Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. Прежде никто не уделял ему столько внимания, пейзаж выполнял лишь роль необязательной декорации, лишённой подробностей и не привлекающей внимания. Леонардо возводит пейзаж в ранг такого же полноправного элемента картины, как и фигуры, символические предметы и прочее.

Фигуры очень органично вписаны в окружающее пространство, составляют единое целое с пейзажем, что становится принципиально новым в живописи. Необычайно ярко представлено знаменитое леонардовское сфумато —  пространство кажется очень глубоким, по мере удаления границы становятся всё менее чёткими, а цвета чуть более холодными.

Световоздушная среда дребезжит и живёт своей жизнью, мы чуть ли не наблюдаем передвижение воздушных масс, тяжёлый воздух пустыни, а на переднем плане свежесть и прохлада от небольшого водоёма в глубине пещеры. Для того, чтобы с большой точностью изобразить каждую травинку, Леонардо отвёл немалое количество времени на зарисовки различных видов растительности и скальных образований.

На картине сложно найти две одинаковые кувшинки и вообще пару одинаковых растений, все скалы имеют свой неповторимый узор, почва покрыта влажным мхом. Общая колористическая гамма также связывает фигуры и пейзаж, мы находим зеленоватые и желтоватые рефлексы и на одеждах, и на коже людей.

Фигуры раскованы, в них нет напряжённости, неестественности, внутреннее и внешнее приведено в равновесие, они находятся внутри пейзажа, а не на его фоне. Таким образом, пейзаж выступает как своеобразная эмоциональная среда, активно связанная с человеком.

По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души».

Вопреки сложившемуся обычаю фигуры располагаются крестообразно, все они указывают на четыре направления пространства. Венчает их фигура Марии, напоминая купол. Свет распространяется сообразно этому размещению. Мы можем различить пирамиду, объединяющую четыре фигуры. Все они объединяются также расположением и направлением взглядов.

Взгляд архангела вводит зрителя в картину, взаимодействует с ним, вызывая ощущение сопричастности. Композиция является статично-динамичной: фигуры, вписанные в пирамиду, находятся в движении, однако вся пирамида находится в устойчивом равновесии и располагается статично на плоскости холста.

В картине ничего не хочется ни убрать, ни добавить, что говорит о её уравновешенности и гармоничности.

Происходит чередование ритма светлого и тёмного во всех элементах картины (лики детей – драпировки; освещённая часть пространства – масса неосвещённых скал; вокруг светлого лика Марии тень; освещённое пятно уравновешивается большой массой тёмного сверху и т.д.).

Композиционное размещение растительности активизирует творческое воображение – глаз дорисовывает недостающие элементы, травинки. Композицию пейзажа можно охарактеризовать как «пространство – бесконечный простор». Направление движения справа налево и снизу вверх – от младенца Христа к архангелу, деве Марии, затем взгляд уходит в пространство, что достигается благодаря применению воздушной перспективы.

 Художник выбрал угол зрения чуть сверху над изображаемыми объектами. Мы как бы наблюдаем через некое отверстие за тем, что происходит в гроте, тем не менее, нисколько не нарушая тёплой идиллии и умиротворения, обволакивающих присутствующих, становясь соучастником события.

Главные действующие лица расположены на среднем плане картины, они сидят у водоёма с чистой прозрачной водой, на голой земле. Пространство решается посредством освещения, техники сфумато, применения воздушной и тональной перспективы.

Благодаря формату, напоминающему окно, зритель вовлекается в картину.

Остановимся подробнее на графических приёмах выразительности. Контуры всех предметов и объектов скрадываются, контур списывается с окружающим пространством фона. Этим достигается единство.

Чёткие контуры можно увидеть на освещённых и приближенных к зрителю частях композиции, что отвечает требованиям перспективы.

Иллюзия объёма создаётся посредством тончайшей светотональной моделировки формы, а также применения закона контрастов.

Пятна света в картине отвечают художественному замыслу – они не только указывают нам положение источника освещения, но также выделяют ключевые точки, на которые должен обратить внимание зритель, «лепят» объём. В первую очередь это лики собравшихся.

Главным образом при помощи такого расположения освещения читается прямоугольник композиции. Затем мастер «ударяет» по самым светлым частям одежд Марии и Уриила. Ярче всего освещены фигурки Иисуса и Иоанна – двух главных персонажей картины.

Пейзаж освещён на переднем плане так, чтобы не отвлекать внимание от персонажей, света приглушённые, более обобщённые, мы видим меньше бликов, меньше ярких пятен. Мастер решает освещение пейзажа через тональные обобщения и локальное наложение тона.

Ярко освещённые лица людей являют собой довольно резкий контраст с окружающей средой – это единственное, что с ней не сливается. Леонардо списывает с пространством теневые участки фигур, освещённые же части выходят вперёд, ближе к зрителю.  Источник освещения легко прочитывается.

Силуэты фигур кое-где пропадают, но в целом хорошо читаются, несмотря на списанность контуров. Это достигается в первую очередь при помощи тона и различной насыщенности цвета одежд и драпировок и фона, а также степенью их проработки.

Одежда девы Марии имеет гораздо более глубокий тон и цвет, чем окружающие детали пейзажа. На освещённой части одежды прописаны с особым тщанием, говоря о таланте рисовальщика.

Большее внимание мастер уделил рукам и лицам, поэтому они приковывают внимание и заставляют следовать за направлением движения, служат центрами выразительности.

Если рассматривать отдельно пейзаж, то мы можем сказать, что пейзаж в этой картине представляет самостоятельную ценность. При всей обобщённости заднего плана каждый цветок, каждый лист, каждый камень прописан так, что видны жилки, лепестки и поросшие мхом полянки.

Скалы на выходе из пещеры испещрены выбоинами, разломами, верхушки их ясно видны. Совсем на горизонте Леонардо изображает туман, зыбкую дымку, словно бы скрывающую вход от возможных преследователей и от чужих глаз.

 В картине прекрасно передано всё разнообразие фактур, имеющих место в композиции.

Если  говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Тёплый камертон говорит нам о том, что рефлексами на тёплых предметах будут холодные оттенки, а в холодных цветах обязательно будут присутствовать тёплые оттенки.

 Например, плащ Марии в тенях содержит помимо изумрудных мазков,  кадмий красный, землистые оттенки и охру. На одеянии архангела заметны мазки краплака, изумрудной зелёной, кобальтовых красок,  на свету горят тёплые кадмий красный, охра светлая, возможно, кадмий оранжевый и жёлтый палевый. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию.

Преобладает тональный колорит. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. Леонардо оперирует большими цветовыми отношениями, мы видим большие цветовые пятна, а не множество отдельных мелких мазков.

В картине практически нельзя найти резких цветовых контрастов, все цвета сближенные, со множеством рефлексов, с использованием дополнительных цветов для расширения гаммы красок. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты.

Все цвета очень спокойные, плавные, без резких переходов, постепенно удаляют задний план от зрителя. Насыщенные и ярки на свету и сдержанные в тени и по мере удаления цвета организуют пространство. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков.

Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Например, на дальнем плане при изображении почвы художник берёт ту же гамму красок, что и при изображении почвы у ног Марии.   От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. В качестве примера стоит рассмотреть такой повтор, как скала под водой и часть скалы за спиной Уриила .

Используется одна и та же гамма, однако, во втором случае появляются более глубокие оттенки ультрамарина, сиреневые оттенки холоднеют; предположу, что красную охру заменяет сиена. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок.

Леонардо да Винчи не пользуется пастозной манерой письма, предпочитая ей лессировки. Живопись гладкая, самые глубокие тени прописаны жидко, поэтому сохраняют прозрачность. Вся картина живёт и дышит светом и цветом. Можно видеть, как движется горячий воздух пустыни, и как ему на встречу рвётся прохлада из глубины грота.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2014/01/28/analiz-kartiny-leonardo-da-vinchi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector