Джотто ди Бондоне стал первым живописцем, преодолевшим каноны византийской иконописи (строгие правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа, Богоматери, святых), чтобы открыть миру новую эпоху — эпоху Проторенессанса.
Джотто Ди Бондоне
Его работами вдохновлялись такие титаны мировой живописи, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо.
Джотто жил на рубеже 13 и 14 веков. Середина его жизни пришла ровно на слом двух столетий. Это время называют эпохой Данте и Джотто, ведь Джотто Ди Бондоне был современником Данте.
Он поставил своеобразную «точку невозврата» в истории мировой живописи: именно ему впервые удалось разорвать тесные связи итальянской школы с искусством Византии, позволив появиться на свет одному из самых ярких и глубоких направлений в истории искусства – Ренессансу.
Хронологические рамки эпохи Ренессанса в Италии
1 период | Дученто (от итальянского ducento — двести) — название произошло от сочетания двух слов Ду (то есть 2) и ченто (сто) — это итальянское название XIII века. | 1200-е гг. | Проторенессанс (прото – пред) |
2 период | Треченто (Трече́нто от итальянского trecento — триста) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. — название произошло от сочетания двух слов тре (то есть 3) и ченто (100 — сто) | 1300-е гг. | Ранее Возрождение |
3 период | Кватроченто название произошло от сочетания двух слов Кватро (то есть 4) и ченто (сто в переводе с итальянского языка). Кватроченто — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века. | 1400-е гг. | Высокое Возрождение |
4 период | Чинквеченто — название произошло от сочетания двух слов Чинквеченто (то есть 5) и ченто (сто). Чинквеченто в переводе с итальянского буквально пятьсот, а также 1500-е годы) — итальянское название XVI в. | 1500-е гг. | Позднее Возрождение |
Разобравшись в формировании названия того или иного периода, можно легко атрибутировать произведение, увидев дату его создания. Например, диптих «Мадонна с младенцем», датируется 1340 годом, значит речь идет о треченто или Раннем Возрождении.
Биография художника Джотто ди Бандоне
Тайна рождения Джотто ди Бондоне окутана тайной: однозначно ответить на вопрос «когда» и «где» историки искусства не могут до сих пор. Но общепринятым годом рождения художника считается 1267 год. Скончался Джотто в 1337 году.
Таким образом, его творческий путь объединяет период дученто (проторенессанса) – времени, когда Италия только нащупывала ренессансную почву, пытаясь преодолеть каноны готического и византийского искусства, и треченто – раннее Возрождение, в котором закладываются основные художественные особенности итальянского Ренессанса.
В мире искусства хорошо известна легенда, согласно которой Джотто был учеником Чимабуэ – известного мастера проторенессанса.
Эта версия впервые была озвучена в книги Джорджо Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»: по его словам, Чимабуэ сразу оценил талант молодого пастуха, рисующего овцу углем на камне, которого Чимабуэ случайно встретил, возвращаясь в город.
Правда ли это или же вымысел сейчас сказать сложно, однако, выдающийся талант мастера отрицать не приходится: к первому крупному заказу он приступает, будучи совсем молодым мастером 22 лет от роду.
Картины Джотто ди Бондоне
Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).
Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)
Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.
Церковь Сан-Франческо в Ассизи
Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку.
Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук».
В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).
Вид верхней церкви Сан-Франческо
К другим крупным работам Джотто относятся:
- Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
- Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
Церковь Флорентийского аббатства во Флоренции
- Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции
Церковь Святого Креста во Флоренции
Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции
Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте).
Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.
К самым известным относят:
- Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
Полиптих Барончелли
- Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
Триптих Стефанески
- Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
Алтарь Перуцци - Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.
Расписной крест
Фреска «Бегство в Египет»
Фигура Джотто ди Бондоне важна для истории мирового искусства.
Но в чем проявилось новаторство Джотто и его абсолютно новый подход к живописи? В чем же заключаются изменения, которые вывели итальянскую школу живописи на абсолютно новый уровень, ведь сами фрески – это искусство, которое существовало и в Древнем Египте, и в античном Риме.
Обратимся к одному из известнейших образов кисти Джотто ди Бондоне – фреску «Бегство в Египет» из падуанской Капеллы Скровеньи.
Бегство в Египет
- На фреске имеется обрамление: Джотто имитирует инкрустацию цветным мрамором, чтобы создать эффект рамы. Для художника важно показать самостоятельность каждого произведения, поэтому фресковую сцену он видит отдельным произведением, своеобразной картиной, выполненной, однако, в формате монументальной живописи.
- Джотто впервые в истории мировой живописи дополняет композицию пейзажем, чтобы работа выглядела более полной, законченной и интересной для зрителя. Художник очень часто думают о том, как же заинтересовать нас с вами и заставить задержаться перед картиной как можно дольше. Скалы с одинокими деревьями – фирменный почерк Джотто. Благодаря введению такого мотива, композиция становится более глубокой и объемной – художник уходит от византийской плоскостности и упрощенности трактовки.
- Джотто пытается победить некую застылось и статичность готических и византийских шедевров. Для этого он вводит в композицию мотив движения, который раскрывается здесь дважды:
- мотив мерного шествия (обратите внимание, что он специально уходит от симметричного расположения стоп, как это было принято в эпохах античности и средневековья: здесь четко прослеживается, что каждый герой идет в своем собственном ритме).
- мотив летящего ангела, который, обогнав процессию, поторапливает ее, понимая, что в случае промедления их ждет неминуемая гибель.
Джотто находил важным вдумчиво прописывать детали, которые помогают сделать его работу еще более реалистичной и интересной: лицам он придает индивидуальные, портретные характеристики, складки и драпировки он пишет гораздо более тонко и мягко, пытается натуралистично изобразить ту или иную фактуру (например, каменные разломы скал или ткани плащей).
А еще Джотто был очень тонким колористом, который видел в каждом оттенке свои эмоциональные нюансы. На многих фресках маэстро — невероятно насыщенный синий фон, который придает композициям особую драматичность и затрагивать самые глубинные эмоциональные струны зрителей, переживающих за судьбы героев.
Источник: https://shkolnaiapora.ru/izo/dzhotto-di-bondone.html
Национальная галерея искусств (Вашингтон) — Лучшие картины известных художников 15-20 века
Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Национальная галерея искусств (Вашингтон) ~ Джотто ди Бондоне — Мадонна с Младенцем
Описание: Предположительно 1320/1330. Темпера, панель, 85.5 x 62 см. Джотто (Италия, probably 1266 — 1337). Полный размер: 2156 х 3000 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Национальной галереи искусств»:
Диана, Бенедетто — Введение во Храм, бракосочетание и благовещение Марии
Диас де ла Пенья, Нарсис — Опушка леса в Ле Мон-Жирар, Фонтенбло
Диллис, Иоганн Георг фон — Et in Arcadia Ego (И в Аркадии я есть)
Диллис, Иоганн Георг фон — Королевская свита любуется закатом на вершине горы Хессельберг
Дитш, Иоганн Кристоф — Путешественники в широкой долине
Домье, Оноре — Совет молодому художнику
Досси, Досо — Святая Лукреция
Досси, Доссо — Эней и Ахат на ливийском побережье
Доу, Герард — Отшельник
Дрильст, Эгберт ван — У Дондерена, в лесах Дренте
Друэ, Франсуа-Юбер — Семейный портрет
Дуччо ди Буонинсенья — Призвание апостолов Петра и Андрея
Количество просмотров: 131 Количество комментариев: 0
© Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/national/21602/
Картина "Мадонна с младенцем": описание и фото :
В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
Христианские традиции
Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении.
Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года.
Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.
На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.
Ренессанс
В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его «Мадонна Брера», в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.
Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции – Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.
«Мадонна с младенцем на троне со святыми»
Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.
Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.
Картины Леонардо
Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор.
Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.
Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».
Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.
Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх — между их глазами нет контакта.
В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой – так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике – символу исцеления, покрытому тенью.
Миланский период
В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.
В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.
В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо.
Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны.
Все покрывает легкий флер сфумато.
Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.
Шедевр да Винчи из Петербурга
В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.
На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.
Заключение
Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.
Источник: https://www.syl.ru/article/298071/kartina-madonna-s-mladentsem-opisanie-i-foto
Татьяна Сидоренко : Мадонна с младенцем и двумя ангелами — Джотто. Галерея Уффици. Флоренция
Естественно, о Джотто Ди Бондони я знаю достаточно давно, с тех пор, как еще в школьные годы стала интересоваться итальянскими художниками.
И так же естественно, приехав во Флоренцию и попав в знаменитую Галерею Уффици, я некоторое время любовалась одной из самых известных работ Джотто Ди Бондони «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Эта работа находится буквально в первых залах Галереи и не отпускает… Она не дает себя забыть.
Ее невозможно забыть. Возде этой работы всегда стоит толпа туристов. Среди них и художники, и искусствоведы, и студенты, и такие же, как и я, любители искусства.
- Джотто Ди Бондони. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» или «Мадонна Оньисанти»
- Примерно 1310 год
- Галерея Уффици, Флоренция
Знаменитое изображение Мадонны, сидящей на троне, было написано во Флоренции искусным живописцем Джотто Ди Бондони. Как установили историки, работа над фреской была завершена примерно в 1310 году. Художник изготовил ее специально для францисканской церкви.
Создавая «Мадонну Оньисанти» автор придерживался традиционных иконописных канонов в создании ее образа. Облик и поза младенца также были схожи с подобными изображениями. Но единственное отступление от иконографии тех времен все же было.
Святые люди и ангелы, расположившиеся вокруг трона, изображены с лицами, повернутыми в профиль. Благодаря такому приему композиция больше не напоминала моленное изображение. В нее добавилась действенность и драматичность.
На фреске Святая богородица изображена сидящей к зрителю в пол оборота. Величественную фигуру подчеркивают глубокие складки ее одеяния. Ее образ наполнен весомостью и реалистичностью. Он говорит о том, что Мадонна – это, в первую очередь, земная женщина из плоти и крови, а не обитательн6ица поднебесья.
На левом колене у нее находится младенец Иисус – будущий Спаситель человечества. Мать и дитя восседают на золотом троне, символизирующем божественное царство.
Этот трон окружен множеством второстепенных персонажей. Среди них небесные ангелы и святые. По плотности и масштабам их фигуры значительно уступают Богородице. Одежды их более легкие и светлые, чем у нее. Героев, окружающих Мадонну, объединяет одно. Их лица преисполнены благоговейными чувствами. Они с надеждой обратили свои взоры на деву Марию и ее дитя.
Фреска «Мадонна Оньисанти» является одной из самых красивых и величественных работ автора. Он смог совместить в ней тонкую божественную энергию с плотностью мира материального. Каждый изображенный герой здесь имеет объем и энергию, что является редкостью для иконографии тех времен.
Информация частично взята на сайте opisanie-kartin.com
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone)
(Виккьо, июль 1266 — Флоренция 8 января 1337) — итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.
Джотто родился в июле 1266 года в городке Веспигниано, ныне Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции в семье кузнеца Бондоне.
Ещё по одной версии, Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как «del popolo di Santa Maria Novella». Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто, но также возможно, что это самостоятельное имя художника
Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
- Путешествие
- Европа
- Впечатления
- Факты
Источник: https://cont.ws/post/631019
Джотто ди Бондоне – биография и картины художника в жанре Проторенессанс – Art Challenge
Итальянский живописец, основоположник проторенессанса. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане.
Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. В начале 14 века Джотто посетил Рим.
С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.
Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308).
Фрески Джотто, посвященные жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами, отличаются драматизмом и жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства, почти скульптурной лепкой пластического объема, простотой и в то же время выразительностью жестов и ракурсов, светлым, праздничным колоритом.
Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов.
Воздействие его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее и реалистичнее были художественные приемы Джотто, поставившего перед собой задачу изображения реального трехмерного пространства, построенного на перспективно-линейном основании.
Не обладая знанием научной перспективы, примитивными, казалось бы, средствами Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера.
Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью.
Собственно, росписи капеллы дель Арена в Падуе в творческом наследии Джотто занимают центральное место.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.
В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици). По стилю она непосредственно связана с фресками капеллы Дель Арена, поэтому может быть отнесена к 1306-1310 годам.
Францисканская базилика Санта Кроче, капеллы Перуцци и Барди во Флоренции хранят основные произведения позднего периода творчества Джотто.
Роспись капеллы Перуцци, представляющая сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотря на это, она и сегодня еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха.
Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее. На некоторых картинах представлено по две сцены, как, например, рождество и наречение Иоанна Крестителя. Все достигается сильным укорачиванием перспективы.
Сдержанность, экспрессивная драматическая выразительность образов знаменуют собой дальнейшее развитие художественных тенденций фресок капеллы Дель Арена. Цвета здесь более глубоких тонов и более мягкие, чем на падуанских фресках. В капелле Барди в сценах жития св.
Франциска архитектурные формы стройнее, скульптурность контуров несколько смягчается. В изображениях в большей мере ощущается готический стиль, чем в капелле Перуцци, где наследие античности играет более заметную роль. Свет в обеих капеллах падает на изображения со стороны окна, источника естественного света. Укорачивание перспективы ориентировано на зрителя, стоящего у входа в капеллу
В алтарных образах Джотто, сохраняя во многом традиционную композиционную схему, по-новому строил пространственные отношения фигур, стремился к внутренней значительности образов («Мадонна во славе» или «Мадонна Оньиссанти», 1310–е, Уффици).
В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320–1325) в церкви Санта-Кроче во Флоренции мастер достиг органической связи живописи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, благородной сдержанности колорита
В 1328-1332 годах Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены.
В 1334 году Джотто вновь работает во Флоренции, где руководит строительством собора. По его проекту было начато возведение знаменитой флорентийской звонницы, Кампанилы, и сегодня являющейся символом и гордостью Флоренции.
Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.
Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н.
античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры.
Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.
Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора.
Состоящее из пяти ярусов, это стройное и легкое сооружение, украшенное рядом рельефов, над некоторыми из которых Джотто работал совместно с Андреа Пизано, является одним из лучших украшений архитектурного ансамбля Флоренции. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции.
Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 века, прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.
Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны, и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками.
В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное», и следовал в своих изображениях природе. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов.
Итальянский живописец, основоположник проторенессанса. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане.
Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. В начале 14 века Джотто посетил Рим.
С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.
Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308).
Фрески Джотто, посвященные жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами, отличаются драматизмом и жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства, почти скульптурной лепкой пластического объема, простотой и в то же время выразительностью жестов и ракурсов, светлым, праздничным колоритом.
Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов.
Воздействие его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее и реалистичнее были художественные приемы Джотто, поставившего перед собой задачу изображения реального трехмерного пространства, построенного на перспективно-линейном основании.
Не обладая знанием научной перспективы, примитивными, казалось бы, средствами Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера.
Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью.
Собственно, росписи капеллы дель Арена в Падуе в творческом наследии Джотто занимают центральное место.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.
В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици). По стилю она непосредственно связана с фресками капеллы Дель Арена, поэтому может быть отнесена к 1306-1310 годам.
Францисканская базилика Санта Кроче, капеллы Перуцци и Барди во Флоренции хранят основные произведения позднего периода творчества Джотто.
Роспись капеллы Перуцци, представляющая сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотря на это, она и сегодня еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха.
Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее. На некоторых картинах представлено по две сцены, как, например, рождество и наречение Иоанна Крестителя. Все достигается сильным укорачиванием перспективы.
Сдержанность, экспрессивная драматическая выразительность образов знаменуют собой дальнейшее развитие художественных тенденций фресок капеллы Дель Арена. Цвета здесь более глубоких тонов и более мягкие, чем на падуанских фресках. В капелле Барди в сценах жития св.
Франциска архитектурные формы стройнее, скульптурность контуров несколько смягчается. В изображениях в большей мере ощущается готический стиль, чем в капелле Перуцци, где наследие античности играет более заметную роль. Свет в обеих капеллах падает на изображения со стороны окна, источника естественного света. Укорачивание перспективы ориентировано на зрителя, стоящего у входа в капеллу
В алтарных образах Джотто, сохраняя во многом традиционную композиционную схему, по-новому строил пространственные отношения фигур, стремился к внутренней значительности образов («Мадонна во славе» или «Мадонна Оньиссанти», 1310–е, Уффици).
В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320–1325) в церкви Санта-Кроче во Флоренции мастер достиг органической связи живописи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, благородной сдержанности колорита
В 1328-1332 годах Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены.
В 1334 году Джотто вновь работает во Флоренции, где руководит строительством собора. По его проекту было начато возведение знаменитой флорентийской звонницы, Кампанилы, и сегодня являющейся символом и гордостью Флоренции.
Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.
Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н.
античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры.
Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.
Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора.
Состоящее из пяти ярусов, это стройное и легкое сооружение, украшенное рядом рельефов, над некоторыми из которых Джотто работал совместно с Андреа Пизано, является одним из лучших украшений архитектурного ансамбля Флоренции. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции.
Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 века, прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.
Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны, и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками.
В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное», и следовал в своих изображениях природе. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/41.html
Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи
Художник: Леонардо да Винчи Название картины: «Мадонна Литта» Картина написана: 1490—1491 г. Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см
Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.
Картина названа по фамилии своего прежнего владельца — герцога Антуанна Литта.
Краткая история создания
Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо.
Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна.
Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.
Описание и анализ
Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.
В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.
У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным.
Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным.
Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.
Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.
Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств.
В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.
Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.
Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать.
Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке.
Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.
В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений.
Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.
Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.
Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.
Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-madonna-s-mladencem-madonna-litta/