Мадонна с младенцем, бартоломео эстебан мурильо

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 16.03.2017 16:33 Просмотров: 1476

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Его творчество завершает «золотой век» испанской живописи. 

Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льородился в 1617 г. в Севилье и был четырнадцатым ребенком в семье севильского цирюльника Гаспара Эстебана. Рано остался полным сиротой и воспитывался в семье тётки (сестры матери). Став знаменитым художником, он взял фамилию матери – Мурильо. 

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Бартоломео Эстебан Мурильо. Автопортрет (1670-1673). Холст, масло. 122 x 107 см. Лондонская Национальная галерея

Этот портрет в стиле фламандских и голландских художников XVI в. был выполнен художником по просьбе его детей, о чём говорит надпись на латинском языке.

Детство и начало творчества

С детства увлекался рисованием, и это увлечение в довольно обеспеченной семье, где он рос, поощрялось. Учился живописи у Хуана де Кастильо, затем самостоятельно переехал в Кадис (Андалусия) – город, считавшийся в то время культурным центром страны.

Там он занялся созданием картин религиозного содержания, которые были в то время самым ходовым товаром.Но это занятие мало походило на творчество, и Мурильо едет в Мадрид, чтобы заняться самосовершенствованием.

И это была судьба: здесь молодой художник встречается с Веласкесом, который помог ему получить разрешение на копирование полотен Тициана, Рубенса, Ван Дейка, находящихся в королевских дворцах. Здесь Мурильо прошёл хорошую школу. В 1645 г. он возвратился в Севилью совсем другим художником.

После выполнения заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев к Мурильо пришла известность. Его задачей было показать историю нищенствующего ордена с первых дней его основания. Основные из них: «Св. Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо св.

Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина св. Клары» (Дрезденская галерея) и др. Уже в этих работах виден национальный характер Мурильо: религиозные и мифологические персонажи у него все без исключения имеют вид простых севильских жителей – он брал натурщиков и натурщиц из народа.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Бартоломео Эстебан Мурильо «Св. Диего насыщает нищих» (ок. 1655). Холст, масло. 134 x 100 cм. Академия Сан Фернандо (Мадрид, Испания)

Это одна из 11 картин цикла. Все персонажи картины – севильцы, его современники. Все образы картины реалистичны.

Мадонны Мурильо

Изображение Богоматери составляют значительную группу произведений Мурильо. Мадонна изображена то в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе среди облаков, то окруженной ангелами, иногда с лунным серпом или земным шаром под ногами…

Но всегда в Её позе и лице передано состояние девственной чистоты, кротости, умиления и неземного покоя.Но Матерь Божья у Мурильо – это всегда прекрасная испанка, смуглая девушка с миндалевидными глазами.

Он сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Бартоломео Эстебан Мурильо «Непорочное зачатие» (1645-1650). Холст, масло. 222 x 118 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Непорочное зачатие Христа – важный, но таинственный момент Священного Писания. История Его земной жизни начинается с Благовещения и Непорочного зачатия Девы Марии. Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо – он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находятся ещё две картины на эту тему.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Бартоломео Эстебан Мурильо «Святое Cемейство с птичкой» (1650). Холст, масло. 144 x 188 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Счастье материнства у Мурильо передано с особой теплотой. Сам художник был счастлив в браке, эта тема была ему близка. Но, как уже было сказано выше, художник религиозные темы часто решал через жанровое повествование, это его ничуть не смущало.Вот и на данной картине изображена сцена обычной жизни очень небогатой семьи.

Святой Иосиф поддерживает маленького Иисуса, играющего с птичкой и собакой. Причём Иосиф показан не старым, а средних лет мужчиной с испанскими чертами лица. Слева Дева Мария перематывает нитки, но вся она поглощена игрой ребёнка.Справа композицию завершает столярный верстак, что напоминает зрителю о роде занятий Иосифа (он был плотником).

Все полотно проникнуто теплом домашнего уюта и семейного счастья.

  • Вот ещё несколько изображений мадонн.
  • Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Младенцем» (1660-1665). Холст, масло. 151 x 103 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Mладенцем, с чётками» (1650-1655). Холст, масло. 164 x 110 cм. Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мария с Младенцем и играющие ангелы» (ок. 1675). Холст, масло. 137 x 104,5 cм. Музей изобразительных искусств (Будапешт, Венгрия)

Много картин религиозной тематики Мурильо пишет на заказ: для архиепископов, кафедральных соборов, монастырей.

Признание

Истинное признание пришло к художнику в 1656 г., когда церковный совет собора назвал Мурильо лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение святого Антония Падуанского», за которую он получил огромную сумму.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Бартоломео Эстебан Мурильо «Видение Св. Антония из Падуи» (ок. 1660-1680). Холст, масло. 250 x 167 cм. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Святой Антоний Падуанский (XIII в.) родился в Лиссабоне и получил воспитание в церковной школе. Он первым присоединился к ордену св. Августина, но, узнав о житии св. Франциска, решил разыскать его. Святой Франциск встретил Антония как обыкновенного юношу, но, когда услышал, как Антоний проповедует, доверил ему большую часть просветительской деятельности ордена.

Вскоре Антоний стал любимым учеником и близким другом Франциска. Он снискал большую любовь у народа, учил богословию в Болонье, Монпелье, Тулузе и Падуе, где умер в возрасте 36 лет.Об этом святом существует несколько легенд.

Среди них история о еретике из Тулузы, который отказывался поверить в то, что Святые Дары причастия – это кровь и плоть Христовы, пока его осел не выйдет сам из конюшни и не поклонится им. Через несколько дней это и произошло. Поэтому рядом со св. Антонием часто изображают коленопреклоненного осла.На св. Антонии обычно надета ряса ордена францисканцев.

Иногда у него в руках другие атрибуты: лилия, украшенный цветами крест, рыба, книга и огонь. Его также изображали с Младенцем Христом на руках.Святой Антоний Падуанский – покровитель города Падуи.Теперь Мурильо – преуспевающий человек. Он открывает торговое предприятие в Америке, берёт в аренду для своей семьи роскошный особняк. В его доме появляются рабы.

Известно, что в 1660 г. после смерти великого Веласкеса король пригласил на вакантное место придворного художника Мурильо, но тот отказался.В январе 1664 г. он похоронил жену. Это было для него страшным ударом. На руках у него осталось пятеро детей. Два года после её смерти Мурильо практически не рисовал.

Свой огромный особняк он сменил на скромное жилище при госпитале Ла Каридад.Но жизнь продолжалась. В 1665 г. Мурильо был принят в Братство Милосердия. Он написал несколько картин для этого духовного учреждения.

В последние годы жизни художник много писал. Но трагические нотки, появившиеся в его творчестве после смерти жены, снова и снова «звучат» на полотнах. Мурильо обратился к теме мученичества.

Тема мученичества

Бартоломео Эстебан Мурильо «Раскаяние св. Петра» (1670-e гг.). Холст, масло. 330 x 300 cм. Музей Лувр (Париж, Франция)

Апостол Петр прежде был рыбаком из Галилеи, как и его брат Андрей Первозванный. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.

Но позже он искренне покаялся, был прощён Господом, но всю жизнь плакал о своём поступке.Петр пронес слово Спасителя по всей Малой Азии. Затем прибыл в Рим, где, как считается, он основал первую общину христиан.Согласно традиции, св. Петр продолжал свою деятельность в Риме на протяжении 20 лет, пока не был обвинен одним из приближенных императора.

Последователи христианства убедили апостола покинуть город, но по дороге его посетило видение Христа. Петр спросил: «Господи, куда Ты идешь?». Иисус ответил: «В Рим, чтобы быть заново распятым».Петр понял слова Христа и вернулся в Рим, где его арестовали и бросили в тюрьму. Его избили плетью и распяли вниз головой.

Он эту казнь выбрал добровольно, ибо не видел для себя смерти более достойной, чем умереть так же, как Христос.

В искусстве его внешний облик легко узнаваем: он всегда изображается пожилым, но крепким мужчиной, с короткими седыми вьющимися волосами и короткой, обычно вьющейся бородой, грубыми чертами лица. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубого.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Христос в Гефсиманском саду» (1670-e гг.). Холст, масло. 350 x 260 cм. Музей Лувр (Париж, Франция)

После Тайной Вечери Христос с одиннадцатью учениками пошел в Гефсиманский сад и просил учеников, чтобы они оставались здесь, пока Он будет молиться: «… душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Но ученики уснули. И так повторилось трижды.Но явился Ему ангел с неба и укреплял Его.

Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва – так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.Этот момент Страстей (страданий) Христовых и запечатлел Мурильо на своей картине.Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников.

Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».

И ещё одну тему в творчестве Мурильо следует выделить. Это тема «Уличные ребятишки».

Уличные ребятишки

Мурильо любил изображать реалистические картинки из севильской простонародной жизни: мальчики и девочки, занятые едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Художник изображал и нищих детей, наводнивших севильские улицы, — загорелых оборванцев, веселых и прекрасных, несмотря на бедность.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчики с фруктами» (ок. 1650). Холст, масло. Старая Пинакотекa (Мюнхен, Германия)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой» (1655-1660). Холст, масло, 77,5 x 61,5 cм. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Маленький нищий» (ок. 1645-1650). Холст, масло. 134 x 100 cм. Лувр (Париж, Франция)

Картина «Маленький нищий» (Вшивый нищий) относится к ранним работам мастера. В ней правдиво изображена сидящая фигура уличного мальчишки. Луч света, проникающий в открытую дверь, ярким пятном выхватывает эту фигурку из мрака помещения.

Мальчик внимательно высматривает закопавшееся в лохмотья насекомое. Реалистично изображены его загорелые руки, грязная рубашка, худые колени, грязные ноги…

А на первом плане художник расположил натюрморт из глиняного кувшина, соломенной сумки с яблоками и несколькими валяющимися на полу креветками.

  1. В этой и последующей картинах художник предвосхищает реализм XIX в.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Дети, играющие в кости» (ок. 1665-1675). Холст, масло. 140 x 108 cм. Баварский национальный музей (Мюнхен, Германия)

Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью.

Конец жизненного пути

Жизненный путь Мурильо оборвался внезапно. Он отправился украшать собор в Кадисе и во время работы сорвался с лесов и сильно ударился. Художник еще успел вернуться в Севилью, где и умер 3 апреля 1682 г.Говорили, что художник умер в бедности. И это странно. Он выполнял большое количество заказов и вёл умеренный образ жизни. Скорее всего, он жертвовал деньги.

Читайте также:  Музей транспорта в стокгольме: фото и описание, адрес, карта

После смерти он оставил очень скромное состояние, но много учеников и последователей. Его творчество оказало большое влияние на искусство Испании, оно было признано в Европе.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/679-murilo-master-religioznoj-i-zhanrovoj-zhivopisi

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 — 1682)

20.07.2008

Публикации

Мурильо, младший современник Веласкеса, Сурбарана, Риберы, в XVIII—XIX веках стал самым известным художником Испании. Его называли испанским Рафаэлем, его картины копировали в музеях и охотно приобретали, благодаря чему большинство их находится за пределами Испании. Так, прекрасная коллекция произведений Мурильо украшает петербургский Эрмитаж.

В конце XIX столетия слава художника постепенно померкла, критике подвергались слабые стороны его творчества, обозначаемые как «приторная слащавость», «поверхностность», «приглаженность».

Прошли долгие годы, и во второй половине XX века популярность Мурильо заметно выросла. Отмеченный в 1982 году трехсотлетний юбилей со дня смерти художника способствовал возрождению интереса к его произведениям.

Одной из главных задач стало более углубленное исследование его жизни и творчества, освобождение их от груза легенд и ошибочных представлений.

Жизнь Мурильо, о которой известно мало, не отличалась яркими событиями и была достаточно заурядна. Он родился в Севилье, в многодетной семье цирюльника, рано лишился родителей и был воспитан своей теткой — женой уважаемого севильского хирурга.

Вся жизнь Мурильо прошла в Севилье, по-видимому, дважды он совершал поездки в Мадрид, но придворная карьера его не привлекала. Мурильо стал первым президентом учрежденной в 1660 году севильской Академии.

В этой свободной, недолго просуществовавшей организации художников, которая содержалась на средства ее членов, молодые мастера могли изучать технику живописи и скульптуры под руководством опытных педагогов.

От позднейших испанских академий ее отличало требование тщательного изучения натуры.

Получая все больше заказов, Мурильо много и плодотворно работал для различных монашеских орденов, церквей и госпиталей города. Деловитый и практичный, он знал цену своего труда.

Вместе с тем этого мягкого и приветливого человека всегда окружали друзья и ученики. Художник ушел из жизни внезапно и драматично.

Редко покидавший родной город, он был приглашен в Кадис для росписи алтаря в монастыре капуцинов, упал с лесов и вскоре умер в Севилье.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Автопортрет. 1670

Среди многих превосходных портретов Мурильо, составлявших в его искусстве все же боковую ветвь, особенно интересен поздний и необычный автопортрет (1670, Мадрид, Прадо), написанный по просьбе детей, о чем свидетельствует надпись по-латыни, как бы прибитая к раме. Его приятное поблекшее лицо с серьезным взглядом темных глаз спокойно и доброжелательно. С оттенком мягкой иронии Мурильо словно представляет себя зрителю.

Искусство Мурильо принадлежит новому историческому этапу, связанному с активным развитием в испанском обществе второй половины XVII столетия барочной церковной живописи.

Он стремился сохранить приверженность демократическим традициям своих старших современников, обращаясь к тем же жанрам, вводил в религиозные композиции бытовые мотивы, типы улицы и не случайно в возглавляемой им Академии защищал принцип работы с натуры. Но спокойное и гармоничное искусство Мурильо тяготело к идеальной трактовке образов.

Художник лирического плана, он вносил в свои произведения немало искреннего, проникновенного, светлого чувства. Образы Мурильо, чуждые драматизма, напряжения, яркости характеров, как правило, жизнерадостны, душевно открыты, трогательно непосредственны, подчас сентиментальны. Мурильо, как все великие испанцы, — замечательный мастер колорита.

Поэтическому настроению его картин способствует мягкая цветовая гамма, красота форм и композиционных решений. Его большие циклы, состоявшие из многих картин, часто исполнялись при помощи учеников. В неравноценном наследии Мурильо высокие художественные достижения соседствовали со штампами барочного академизма.

Одна из главных тем Мурильо — видения, чудеса, небесные апофеозы. Чудесные явления Христа, Мадонны с Младенцем святым монахам подчинялись традиционной композиции. Восседающие на облаках небожители окружены сияющим потоком парящих ангелочков. Коленопреклоненные монахи обращают к ним взоры, воздевают руки в экстатическом восторге.

К числу первых картин молодого Мурильо этого типа принадлежит еще несколько тяжеловатая и многословная Мадонна, передающая четки Святому Доминику (1642, Севилья, Архиепископский дворец). Художник наивно расшифровывает название ордена (доминиканцы — псы господни) включением в композицию лежащей собаки.

Творческой зрелостью отличается эффектное полотно 1656 года для севильского собора Видение Святого Антония Падуанского, прославившее Мурильо в родном городе.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню

Изображение этого францисканского монаха, уроженца Пиренейского полуострова, как и других, почитаемых в Севилье святых, было особо важным заказом. Мурильо создал для ризницы собора величественные идеальные портреты Святых Леандра и Исидора. Образ епископа VII века, ученого и писателя Исидора Севильского воскрешал в памяти жителей города далекое прошлое.

Но в начале XVII века иконография католических святых пополнилась именами тех, кто жил не в столь отдаленные времена. Среди заказов Мурильо, исполненных в расцвете творчества, один из самых крупных исходил от монастыря ордена капуцинов в Севилье. Он был посвящен жизни Святого Фомы Вильянуэвы, архиепископа Валенсии, деятельность которого протекала в XVI веке.

К числу лучших произведений мастера принадлежит картина «Святой Фома Вильянуэва, раздающий милостыню» (Севилья, Музей изящных искусств). В торжественном пространстве храма с идущими между колоннами лучами солнца высится строгая, полная достоинства и сострадания фигура святого, его окружают нищие и калеки.

В левом углу в полумраке помещена живая группа женщины с ребенком: к сидящей на полу матери подбегает радостный малыш, показывая ей полученную монету.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Мадонна с Младенцем. 1650—1660

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Непорочное зачатие (Инмакулада маршала Сульта). 1678

Тема милосердия, преломленная через религиозные сюжеты, получила активное распространение в творчестве Мурильо. Здесь сказались условия заказов, исходившие от монашеских орденов, благотворительных братств, сыграли роль и личные побуждения самого художника, который сблизился с Братством милосердия, основанным доном Мигелем де Маньярой, мистиком и теологом.

Мурильо стал членом братства, написал в 1674—1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия (Ла Каридад) в Севилье. В конечном счете идея Милосердия, восходившая к Евангелию, порождалась жестокой реальностью. Тяжелейший кризис, охвативший испанское государство во второй половине XVII века, достиг и жизнерадостной Севильи. Все это косвенно коснулось творчества Мурильо.

Мир его образов оставался светлым и гармоничным, в нем господствовал идеал красоты, воплощенный в образе Мадонны, божественного Младенца, счастья материнства. Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений. Излюбленные им чудеса, небесные видения особенно эффектно выглядели в больших композициях Непорочного зачатия — инмакулада консепсьон.

Популярный в XVII столетии тип испанской религиозной картины основывался на католическом догмате о непорочном зачатии самой Марии ее родителями. Но значение этого образа, связанного с испанским культом Девы Марии, был гораздо шире: по королевскому указу начала века образ Непорочного зачатия провозглашался защитой Испании. Непорочное зачатие писали все испанские живописцы.

Вершиной этих изображений признаны феерические видения Мурильо. В его картинах юная прекрасная Мария, стоящая на полумесяце или земной сфере, легко возносится на небо в окружении гирлянд парящих, тающих в туманном золотистом свете миловидных ангелочков.

Славу Мурильо принесли многочисленные изображения Мадонны с Младенцем, в которых, при всем их различии, воплощен распространенный в Андалусии тип южной женской красоты. Трогательное материнское чувство художник подчеркивал в Святых Семействах.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Святое Семейство с птичкой

Стремление к жанровой трактовке отличает известное «Святое Семейство с птичкой» (Мадрид, Прадо), где несколько приукрашено представлена семья простого ремесленника.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Добрый пастырь. Ок. 1660

Особое место в творчестве Мурильо занимают изображения детей, они пользовались самым большим успехом. Великолепно написан маленький Христос в картине «Добрый пастырь» (ок. 1660, Мадрид, Прадо), красивый чернокудрый андалусский мальчик.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Мальчики с виноградом и дыней Ок. 1645—1646

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Мальчик с собакой. 1650-е

Острее и реальнее в искусстве Мурильо предстают новые для испанской традиции жанровые картины, в которых изображены нищие ребятишки севильских улиц. Они едят, болтают, играют в кости, их радости просты, огорчения мимолетны.

В ранних картинах («Мальчик с собакой», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) больше жизненной прозы, дети некрасивы, естественны. Картины 1670-х годов более действенны, сюжетно занимательны, безупречны и свободны по живописи.

Многие персонажи правдивы, но иногда приукрашены. Старые испанские авторы называли эффектные приемы живописи позднего Мурильо — «вапоросо» (от слова пар), т. е. насыщенными переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени.

Утонченностью прозрачного колорита, измельченностью форм и миловидностью детских персонажей Мурильо отчасти предвосхитил искусство рококо.

Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо

Отдых на пути в Египет. 1665—1670

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=569

Эстебан Бартоломео Мурильо «Мадонны»

Главная — Рассказы о шедеврах — 100 картин

В конце 1617 года в севильской церкви Сан-Мигель состоялось венчание маэстро Диего Веласкеса и Хуаны Пачеко. Счастливый для них, день этот стал счастливым и для всей Испании. В это солнечное утро в другой севильской церкви (в старой церкви Магдалены) был крещен мальчик, который впоследствии стал гордостью страны.

Его имя Эстебан Бартоломео Мурильо, и именно его назовут истинным представителем севильской школы живописи, «главой испанских колористов». Но это все в будущем, а пока он был четырнадцатым ребенком в скромной семье цирюльника.

Рано лишившись родителей, маленький Эстебан воспитывался в семье свой сестры — жены хирурга. Семья была довольно зажиточной, и его даже отдали в ученики к одному из дальних родственников — художнику.

От него он перешел к другому учителю, а потом и сам стал думать, где бы увидеть и изучать картины великих живописцев.

У юного Бартоломео не было средств для поездки в Италию, и тогда он купил полотно, разрезал его на кусочки и принялся день и ночь расписывать их всякими сюжетами, какие только представлялись его взору. Кроме того, он стал писать и маленькие образа для ежегодной ярмарки в Севилье, где их покупали купцы для отправки в Новый Свет, чтобы раздавать там новообращенным христианам.

Когда у Мурильо завелись деньги, он (чтобы не тратиться на дорогу) пешком пошел в Мадрид, намереваясь оттуда отправиться в Италию.

Но в Мадриде случай свел его с Веласкесом, Бартоломео Мурильо объяснил придворному художнику-вельможе свои намерения и нашел в его лице истинного покровителя.

Веласкес отговорил его от поездки в Италию, раскрыв взамен сокровища Эскориала, где можно было изучать Тициана, Рубенса, Веронезе, Рафаэля, Тинторетто и других живописцев.

В действительности же, как теперь установили искусствоведы, никакой первой поездки в Мадрид не было, но введение ее в канву легенды в высшей степени логично: после легендарного возвращения из Мадрида севильский живописец совершает в своем творчестве скачок, который открывает ему путь к славе.

В Севилье жизнь била ключом, к ее портам причаливали многочисленные суда, груженные золотом и серебром Нового Света. Свободно и весело текла в Севилье жизнь — в городе, «таком удобном для всяких приключений».

На ее улицах можно было встретить испанцев, немцев, англичан, голландцев, мавров, негров, индейцев, и все они перемешались в пестрой говорливой толпе.

Здесь были представители всех слоев испанского общества: чопорные гранды; бедные, но гордые идальго, пытающиеся скрыть свою бедность под изысканной роскошью костюмов; солидные горожане, купцы, ремесленники, монахи из многочисленных монастырей; пестро одетые, веселые гитаны и пикарес — бродяги и шарлатаны, ищущие легкой наживы.

Читайте также:  «калеки», питер брейгель старший — описание картины

Оживленно текла в Севилье и художественная жизнь. По ее улицам были разбросаны многочисленные мастерские живописцев, скульпторов, золотых дел мастеров: в богатой Севилье легко находилась работа.

Расположенная далеко от столицы, где творчество художников было сковано вкусами придворной знати, Севилья имела свои преимущества.

Здесь свободнее и независимее развивалась художественная мысль, а мастера ее были теснее связаны с народом.

Мурильо узнал, что настоятель францисканского монастыря намеревается расписать монастырские стены картинами, которые бы иллюстрировали жизнь их ордена.

Сумма, которую назначили за 11 больших полотен с фигурами в натуральную величину, была довольно скромна, и потому ни один художник не хотел браться за эту работу.

Только молодой Мурильо был исполнен желания проявить себя и предложил свои услуги. За неимением лучших предложений францисканцы приняли их.

Первые картины Мурильо, которые вызвали общий восторг («Вдохновение монаха», «Милостыня святого Диего» и «Кухня ангелов»), были написаны им для Малого монастыря Святого Франциска. Монастырь этот до нашего времени не сохранился: в XIX веке во время перестроек в Севилье его разрушили, а во времена Мурильо это был самый большой монастырский ансамбль в городе.

  • Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо
  • Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо
  • Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо
  • Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо
  • Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо
  • Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо
  • Мадонна с Младенцем, Бартоломео Эстебан Мурильо
Картины вызвали всеобщее удивление и восторг, ничего подобного по красоте и смелости замысла Севилья еще не видела. Никто не понимал, как мог этот «мазилка», еще совершенно не известный три года назад, так быстро усвоить столь мощную и благородную манеру письма. Вскоре художник стал получать многочисленные заказы и писал для всех. Зато и не было в Испании ни одного собора, ни одного монастыря, ни одного значительного частного собрания, которые не владели бы хоть одним произведением знаменитого мастера. По отзывам современников Мурильо обладал легким, ровным, добрым характером. Неисчислимы достоинства дона Эстебана и как художника. Одаренный самым блестящим воображением, чувством нежным — полным грации и восторга, он особенно склонен был к сюжетам религиозным, где искусство может обратиться к миру идеальному. В особенности неподражаемы у него лики Христа и Богородицы. В каком бы возрасте он не писал их, везде у него выходят изображения, приводящие зрителя в благоговейный восторг. Мурильо весьма редко ставил дату на своих картинах, но всякий раз, когда он это делал, как правило, за датой скрывалось важное событие в жизни художника. Так было и на этот раз: 1652 год застал его за работой сразу над двумя первыми полотнами «Непорочное зачатие», так как в основном Мурильо прославлял Богородицу. В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. В это время благочестивый король Филипп III объявил все свои государства, находящимися под защитой Непорочного зачатия, тем самым предупредив на два столетия провозглашение этого догмата, утвержденного папой Пием IX только в 1855 году. Конечно, не только этот факт стал поводом для создания великим мастером своих знаменитых мадонн. Мурильо всегда имел желание художественно разработать одно место из Священного Писания, где говорится о появлении на небе женщины, облеченной в солнечные ризы, с луной под ногами и венцом из двенадцати звезд на голове. Все его картины (за редким исключением) изображают Мадонну в радостном сиянии, возносящейся среди прозрачных облаков к небу. Ее кроткий лик с увлажненными глазами, красными, как вишня, губами, нежным и радостным выражением лица окаймлен роскошными золотистыми волосами, волнами рассыпающимися по ее плечам. Ее детские руки, нежные и тонкие, обычно скрещены на груди, как будто сдерживают волнение. Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую. Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном. Одно из первых «Непорочных зачатий» было заказано архиепископом Севильи, и этот факт говорит о возросшей репутации Мурильо: ему стали верить без боязни, что он ошибется. Столь лестному для художника мнению послужил отчасти и такой случай. «Непорочное зачатие», заказанное монахами францисканского монастыря для главного алтаря, должно было висеть высоко, на большом расстоянии от зрителя. Не искушенные в живописи монахи однажды увидели полотно в мастерской художника на близком расстоянии, ничего не разобрали в показавшейся им бесформенной массе крупных, сочных мазков и отказались от заказа. Только по настоянию Мурильо они разрешили «для пробы» повесить картину на место и… были поражены необычайной красотой как центральной фигуры, так и всех ее деталей. Художник наказал их тем, что согласился вторично продать картину за двойную против прежней цену. Это заставило его последующих критиков осторожнее судить о том, чего они не понимают. На картине для францисканского монастыря нижний край композиции начинается тенями разной глубины. Чуть выше густой пелены облаков открывается молочной белизны сфера. Тени, набегающие на ее края из облаков, придают ей состояние независимого движения в пространстве. Розовато-желтые фигурки ангелов обходят сферу и наплывающие на нее облака, увеличивая это впечатление. Правой ногой Мадонна опирается на шар, другая скрыта облаком, которое служит как бы подставкой для пышных драпировок ее платья. Взор зрителя неудержимо устремляется ввысь, пока не достигает вытянутых в молитвенном жесте рук, прекрасной головы, обрамленной развеваемыми ветром волосами. Наклон головы возвращает движение вниз, Мария заглядывает туда, будто боясь высоты. Физическую весомость ее фигуре придает иссиня-черный плащ, золотисто-сочный фон которого вторит складкам ее белого платья. После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т.д.). По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе). У ног ее, под пятой, извивается змий — символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных). В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею. По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании. Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника. В лице многочисленных испанских евреев он мог бы иметь прекрасных натурщиков, но ему и в голову не приходило воспользоваться ими. Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов. Его Мадонны («Благовещение», «Мадонна в облаках», «Мадонна с четками», «Воспитание Марии» и другие картины) — это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец. Эта особенность Мурильо создавать Мадонн с ярко выраженными чертами испанки постепенно развилась настолько, что некоторые его Мадонны вызывают весьма специфические ассоциации. Например, знаменитая картина «Мадонна-цыганка». Про «Непорочные зачатия» исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля». А отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д'Амигис выразил так: «Для испанцев Мурильо — святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: «Он — наш!» И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения».

по материалам «Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г

Рассказы о шедеврах

Источник: https://nearyou.ru/100kartin/100karrt_33.html

Мурильо барталоме эстебан

Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; 1617-18 — 1682) — знаменитый испанский живописец «золотого века», глава севильской школы. 

  • АВТОПОРТРЕТ

В картинах Мурильо религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах). Мурильо создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери , с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины.

Испанский живописец XVII века Мурильо был художни­ком лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широ­ко вводил жанровые мотивы в композиции.

Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Он рано потерял отца и воспитывался у сестры, которая дала ему хорошее об­разование. Живописи Мурильо учился у Хуана де Кастильо — поклонника романистов XVI века.

К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650).

Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Се­вильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе.

Картина имела большой успех. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.

В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и из­бирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила пе­ред собой цель — направить молодежь на путь тщательно­го изучения натуры.

В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капел­лы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).

Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал жен­ственность, нежность, национальный облик испанок.

Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейза­жа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цик­ла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 года­ми. Они отличаются богатством светотени, гармоничным со­четанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздуш­ного пространства.

Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко про­явились в бытовом жанре. Художника влекло к изображе­нию простой, обыденной жизни народа.

Читайте также:  «вступление крестоносцев в константинополь», эжен делакруа — описание картины

Его лирический та­лант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.).

Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.

Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных де­тей, представляли собой новый этап развития испанской бы­товой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо на­ложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, худож­ник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.

Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его рабо­ты, исполненные в мягкой живописной манере, изобража­ют преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.

Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придет­ся отнести на долю его помощников.

  1. АНГЕЛ СПАСАЕТ СВ. ПЕТРА ОТ ТЮРЬМЫ
  2. АПОСТОЛ ЯКОВ
  3. БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
  4. БЛАГОВЕЩЕНИЕ
  5. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ОК 1660 Г
  6. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА ИСААКОМ
  7. БРАТ ЖЮНИПЕРО И НИЩИЙ
  8. ВИДЕНИЕ СВ АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО
  9. ВИДЕНИЕ СВ ФРАНЦИСКА
  10. ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА
  11. ВЫПЕЧКА ЛЕПЁШЕК
  12. ДВЕ ЖЕНЩИНЫ В ОКНЕ
  13. ДВЕ ЖЕНЩИНЫ ЗА РЕШЁТКОЙ
  14. ДЕВА С МЛАДЕНЦЕМ И ЧЁТКАМИ
  15. ДЕВА МАРИЯ И СВ. РОЗАЛИНА ИЗ ПАЛЕРМО
  16. ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
  17. ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
  18. ДЕВУШКА С МОНЕТОЙ (ГАЛИСИЙКА)
  19. ДЕВУШКА С ЦВЕТАМИ
  20. ДЕТИ ИГРАЮЩИЕ В КОСТИ
  21. ДОБРЫЙ ПАСТУХ ХРИСТОС
  22. ЕДОКИ ПИРОГА
  23. ИОСИФ И ЖЕНА ПОТИФАРА
  24. ИСЦЕЛЕНИЕ ПАРАЛИТИКА
  25. КАЮЩАЯСЯ МАГДАЛИНА
  26. КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА
  27. КРЕСТЬЯНСКИЙ МАЛЬЧИК ОБЛАКАЧИВАЮЩИЙСЯ НА ПОДОКОННИК
  28. КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
  29. КУХНЯ АНГЕЛОВ
  30. МАЛЕНЬКИЙ ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ
  31. МАЛЕНЬКИЙ НИЩИЙ
  32. МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ
  33. МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И АНГЕЛОМ ИГРАЮЩИМ МУЗЫКУ
  34. МАТЕРЬ СКОРБЯЩАЯ
  35. МАЛЬЧИКИ ПОЕДАЮЩИЕ ВИНОГРАД И ДЫНЮ
  36. МЛАДЕНЕЦ ИИСУС ДАЁТ ВОДУ МЛАДЕНЦУ ИОАННУ
  37. МЛАДЕНЦЫ ИИСУС И СВ ИОАНН
  38. МУЧЕНИЧЕСТВА СВ АНДРЕЯ
  39. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
  40. НИКОЛАС АМАЗУР
  41. ОБРАЩЕНИЕ СВ ПАВЛА
  42. ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ
  43. ОСНВАНИЕ ЦЕРКВИ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В РИМЕ
  44. ОТДЫХ НА ПУТИ В ЕГИПЕТ
  45. ПОКАЯНИЕ СВ ПЕТРА
  46. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
  47. ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ
  48. ПОКЛОНЕНИЯ ПАСТУХОВ 2
  49. ПОРТРЕТ АНДРЕАСА ДЕ АНДРЕДЕ
  50. ПОРТРЕТ ДВОРЯНИНА
  51. ПОРТРЕТ ДЖОШУА ТОРГОВЦА ИЗ ИСПАНИИ
  52. ПОРТРЕТ ДОНА АНТОНИЯ МАРКИЗА ЛЕГАРДА
  53. ПРОВОДЫ ЩЕДРОГО СЫНА
  54. РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС
  55. РЕБЕККА И ЭЛИЗАР
  56. СВ АВГУСТИН МОЮЩИЙ ХРИСТУ НОГИ
  57. СВ АННА И СВ МАРИЯ ОБУЧЕНИЕ МАРИИ
  58. СВ ИЕРОНИМ ЧИТАЕТ
  59. СВ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ДЕТСТВЕ
  60. СВ СЕМЕЙСТВО С ПТИЧКОЙ
  61. СВ ЮСТА И РУФИНА
  62. СВ ЧЕЛОВЕК
  63. СВ РОЗА ЛИМСКАЯ
  64. СВ СЕМЕЙСТВО СО СВ ИОАННОМ
  65. СВ. ФОМА РАЗДАЁТ МИЛОСТЫНЮ
  66. СВ ФОМА ДЕЛЕТСЯ СВОЕЙ ОДЕЖДОЙ
  67. СВ ФРАНЦИСК АЗИСКИЙ В МОЛИТВЕ
  68. СМЕЮЩИЙСЯ МАЛЬЧИК
  69. СТАРАЯ ЖЕНЩИНА
  70. СТАРАЯ ЖЕНЩИНА С КУРИЦЕЙ
  71. ТУАЛЕТ
  72. УБИЙСТВО ИНКВИЗИТОРА ПЕДРО ДЕ АРБУЭСА
  73. ЩЕДРЫЙ ПОКИНУТЫЙ СЫН
  74. ЯВЛЕНИЕ ДЕВЫ СВ БЕРНАРДО

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43536817148/MURILO-BARTALOME-ESTEBAN

Описание картины Мадонна с Младенцем – Бартоломе-Эстебан Мурильо

Тема милосердия, преломленная через религиозные сюжеты, получила активное распространение в творчестве Мурильо. Здесь сказались условия заказов, исходившие от монашеских орденов, благотворительных братств, сыграли роль и личные побуждения самого художника, который сблизился с Братством милосердия, основанным доном Мигелем де Маньярой, мистиком и теологом.

Мурильо стал членом братства, написал в 1674-1680 годах серию картин для госпиталя Милосердия в Севилье. В конечном счете идея Милосердия, восходившая к Евангелию, порождалась жестокой реальностью. Тяжелейший кризис, охвативший испанское государство во второй половине XVII века, достиг и жизнерадостной Севильи. Все это косвенно коснулось творчества Мурильо.

Мир его образов оставался светлым и гармоничным, в нем господствовал идеал красоты, воплощенный в образе Мадонны, божественного Младенца, счастья материнства.

Именно эти стороны искусства Мурильо вызывали восхищение последующих поколений. Славу Мурильо принесли многочисленные изображения Мадонны с Младенцем, в которых, при всем их различии, воплощен распространенный в Андалусии тип южной женской красоты.

(No Ratings Yet)

  1. Маленький нищий – Бартоломе Эстебан Мурильо Мурильо по праву называют последним мастером “золотого века” испанской живописи. Он был младшим современником Сурбарана, Веласкеса, Риберы, но в отличие……
  2. Мадонна с четками – Бартоломе Эстебан Мурильо Эта картина – яркий пример того, как художник “вписал” анахронизм в библейский сюжет. Мадонна изображена на полотне с четками розарио……
  3. Святой Франциск, обнимающий Христа – Бартоломе Эстебан Мурильо Сохранившиеся рисунки Мурильо позволяют нам говорить о том, что он был превосходным рисовальщиком. То, что он относился к искусству рисунка……
  4. Мария Магдалина – Бартоломе Эстебан Мурильо К образам святых Мурильо приходилось обращаться па протяжении всего своего творческого пути. Внизу воспроизведена относительно ранняя работа мастера “Мария Магдалина”,……
  5. Игроки в кости (Уличные мальчишки) – Бартоломе Эстебан Мурильо Большое место в творчестве Мурильо занимают жанровые сцены. Художник создал целую серию картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей…….
  6. Едоки дыни и винограда – Бартоломе Эстебан Мурильо “Едоки дыни и винограда” относятся к лучшим картинам Мурильо. Здесь он попытался решить задачу, которую еще не ставил перед собой,……
  7. Спящий Младенец Христос с ангелами – Бартоломе Эстебан Мурильо Несомненно, Мурилъо далеко не всегда работал только над теми сюжетами, которые были близки его сердцу, тревожили его. В молодости ему……
  8. Девушки в окне – Бартоломе Эстебан Мурильо В этой живой сцепке, похожей на моментальный снимок, Мурильо проявил себя внимательным и – что, возможно, даже более важно –……
  9. Бегство в Египет – Бартоломе Эстебан Мурильо Исполненное сдержанного драматизма, это полотно можно считать одним из лучших у Мурилъо. Понуро бредет усталый ослик. Богоматерь и Христос, тихо……
  10. Девочка-продавщица фруктов – Бартоломе Эстебан Мурильо Небольшие жанровые картины художника совершенно с другой стороны раскрывают его многогранный талант. На них вы не найдете ни богато одетых……
  11. Непорочное зачатие (Уолпола) – Бартоломе Эстебан Мурильо Эта картина относится к числу типичных барочных изображений святых, во множестве написанных художником за свою жизнь. Но полотно немного удивляет……
  12. Мадонна в розовой беседке – Стефан Лохнер Стефана Лохнера называют одним из самых обаятельных и изысканных мастеров поздней готики Германии. Он принадлежал к кельнской школе. С начала……
  13. Дети с овечкой – Бартоломео Эстебан Мурильо Жанровая сцена – два играющих мальчика. Лишь овечка и крест в руках одного из них, подсказывает, что это Младенц Христос,……
  14. Кухня ангелов – Бартоломео Эстебан Мурильо Эта работа – одна из 11 картин, показывающего историю нищенствующего ордена францисканцев. Все картины цикла иллюстрируют удивительные эпизоды из жизни……
  15. Портрет Николаса Омаcура – Бартоломео Эстебан Мурильо Дон Николас де Омасур, большой друг художника, уроженец Антверпена, богатый торговец шелком и очень увлеченый поэзией. Этот портрет парный с……
  16. Сон Иакова – Эстебан Мурильо В Эрмитаже хранится картина испанского художника Эстебана Мурильо “Сон Иакова”, В которой переданы сказочность и волшебство сновидения Иакова. Создается впечатление,……
  17. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем – Сандро Боттичелли Имя Боттичелли обычно вызывает в памяти образ Мадонны. Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, что наложило……
  18. Мадонна с младенцем – Алессандро Аллори Картина флорентийского художника Алессандро Аллори “Мадонна с младенцем”. Размер картины 131 x 117 см, холст, масло. Картина имеет и другое……
  19. Св. Августин, моющий ноги Христу – Бартоломео Эстебан Мурильо Тема символизирует готовность Cв. Августина Служить Христу. Ее смысл изложен в Евангелии. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он……
  20. Мадонна с Младенцем, Святыми и донатором – Давид Герард Картина Мадонна с Младенцем, Святыми и донатором написана художником около 1510 года. На самом деле сюжет работы – Мистическое обручение……

Источник: https://art.goldsoch.info/madonna-s-mladencem-bartolome-esteban-murilo/

Мадонна с младенцем

Андреа ди Бартоло «Мадонна с младенцем» (1380-1390-ее)Панель, темпера. 30 × 18.6 см Национальная галерея искусств, Вашингтон

Когда художник пишет на холсте женщину и показывает одну грудь, более благоприятное впечатление от образа складывается в тех случаях, когда на модели надето что-нибудь свободное и неопределенное по форме, и тогда только от мастерства самого живописца зависит, насколько изящно ткань будет вести себя на полотне.

Но тщательным образом скроенные и подогнанные по фигуре одежды эпохи Ренессанса уводили базовые эстетические импульсы далеко в сторону от той свободы и бесформенности, которая была характерна для средневекового костюма, и соответствовали той общей тенденции к четким и резким репрезентативным стилям, которая воцарилась по всей Европе. 

Мода XV века — как в искусстве, так и в одежде — препятствовала развитию каких бы то ни было вкусов, мирящихся с беспорядком в области женского лифа. И при всем этом корсет тогда поднимал грудь вверх, дамы, как правило, носили довольно глубокое декольте, а в светской поэзии прекрасная грудь была вполне устойчивым объектом восхищения. 

Тем не менее вплоть до самого конца XV века одинокая обнаженная грудь — грудь сугубо материнская.

Когда в искусстве раннего итальянского Возрождения Дева Мария обнажала грудь, чтобы дать ее младенцу Иисусу, грудь эта появлялась из разреза на платье этакий бледный одинокий холмик возникающий из безбрежного моря ткани.

Фламандская мадонна того же периода кормила младенца поверх верхнего обреза роскошного платья и грудь у нее была реалистичнейшим образом выписана, но непропорционально мала в сравнении с телом.

Эту единственную кормящую грудь не обрамлял ни единый сантиметр голой плоти сверх необходимого кормление имело серьезный и возвышенный характер, в нем не было ровным образом ничего чувственного, и одежда, которую носили Мадонны в искусстве начала XV века, тоже была весьма строгой.

Платья эти были того же кроя, что и реальные современные им вещи, но для создания подобающей священной атмосферы их украшали сверх обычного и изображали в наиболее выгодны ракурсах.

Фигуры, изображающие Деву, могли быть облачены в подобные же платья и во время торжественных шествий, но платья эти в равной мере и не стилизовались, и не должны были выглядеть как повседневные.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мадонна с Младенцем» (около 1670) Холст, масло. 166 х 115 см. Дрезденская галерея, Германия 

Дрезденская картина необычайно красива. Это один из лучших образцов позднего периода творчества художника. В указанное время Мурильо создал большое количество картин на темы непорочного зачатия Девы Марии, Мадонны с Младенцем и другие религиозные сюжеты. 

Женские и детские образы мастера всегда необычайно трогательны. При всей очевидности религиозной природы и предназначения этих картин они демонстрируют обычные человеческие типы — во всей их безыскусности, естественности, непосредственности. Мадонна на этих полотнах и дрезденской, быть может, в первую очередь, — еще совсем юное создание.

Она трогательно защищает Сына, хотя ясно, что сама нуждается в защите — удивительное художественное воплощение силы, заключенной в слабости.

И поскольку мы можем констатировать эту особенность и в других картинах Мурилью на этот сюжет, то, очевидно, можно говорить об определенной религиозно-философской концепции художника, воплощенной необычайно ярко.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Madonna_s_mladentsem25/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector