Люди ничего не узнают, макс эрнст — описание картины

Главная » Современник » Прогуливаясь в таинственных и тёмных лесах Макса Эрнста…

Рубрика «Современник»

В своей статье «Дадаизм — разочарование культуры» я лишь слега выделила основные черты этого направления. Данная статья написана Марией Трудлер, она художник и ведёт блог-дневник «Планета искусства». Мария поделилась своими чувствами и мыслями от картин художника Макса Эрнста, для меня эти картины стали открытием. Особенное воздействие произвела картина «Лес и птица».

В сети жизни твоей попалась природа.
Дерево — твоя тень — обнажает плоть свою: небо
У дерева голос песка, жесты ветра.
И все, что ты говоришь, у тебя за спиною дышит.
Поль Элюар

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

«Долго я не могла подступиться к рассказу о своих впечатлениях от картин одной загадочной лесной серии Макса Эрнста. Он использовал настоящие куски дерева в их создании. И случай — в качестве провожатого в своем художественном исследовании чистого вдохновения.

Техника автоматического письма, наложенная на метод свободных ассоциаций — непредсказуемая формула его работы. Макс Эрнст граттажем переводил на холст чувство леса — этого «последнего прибежища Чудесного». Я выбрала семь, на мой взгляд, самых воздействующих и тревожащих картин этой серии. Смотрела на них и молчала.

Они меня притягивали и отталкивали одновременно. Его леса — «голые, они одеваются только в своем величестве и своей тайне». На первый взгляд все так просто — повторяющиеся элементы композиции: много мрачного, непроходимого, густого леса, мало ночного или вечернего неба, круг солнца, иногда птица… Но как сильно это ощущение страха перед входом в неизвестное.

И я все откладывала и откладывала описание своих странных ощущений… Как-будто стояла перед входом в темный, дремучий лес и не решалась войти.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Жутко заходить в заброшенный, заросший мир собственных страхов и необъяснимых кошмаров. Ведь лес — это символ подсознания. Лестницы-деревья поднимаются к небу, почти касаясь диска солнца… или луны. До сих пор не разобралась что же это. Рассказывать о картинах — это все равно, что интерпретировать свои сны.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Лес выглядит таким непроницаемым. Диким. И глухо озвучивает, отражает мои мысли. Деревья напоминают канатные лестницы на невидимом корабле. Или рыбацкие сети, которые вот-вот проглотят луну.

Я начинаю считать ступеньки, поднимаясь вверх — к серому, сиротливому небу. Что за спектакль разыгрывается тут? Я не знаю сценария… Лучше вверх, чем в чащу непроходимого леса. И солнце-луну возьму в спутники.

Хотя как-то неприветливо светит этот темно-оранжевый круг.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Кромка леса оборвана резко, как-будто ее обрубил великан. Небо в морщинах краски. Потрескалось и проглядывает слегка сквозь обнаженные деревья. Точка в центре солнца сигналит об опасности. Предупреждая доверчивую жертву. Это я что ли? Нет, конечно. Воображение разыгралось.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Макс Эрнст „Лес и птица“

Темный лес и птица. Диск белого солнца. Хочется раздвинуть руками эти густые, плотные заросли и войти. Отблески холодного света на деревьях. Которые кажутся досками, сбитыми в одно место. Птица близко к земле, еще немного и рухнет. А может, она приклеена? И это театр моего подсознания, куда я сама себя не пускаю?

  • Я топчусь на месте, озираясь вокруг. И звуки ветра доносят мне напевы Поля Элюара, как вырванные из полусна:
  • Я скрываю печальные клады
    Уединенных убежищ
    Сердце лесов сонливость
    Раскаленной ракеты
    И ночной горизонт что меня
    Короной своей венчает
    Я шагаю вперед упрямо
    Приветствуя новой тайной
  • Рождение образов.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Макс Эрнст „Лес и чёрное солнце“

Лес и черное солнце? Я скрылась сама в себе. Лес чудится свирепой скалой, на поверхности которой время высекло свои знаки. Отпечатки причудливых форм проглядывают в узорах деревьев. Раскрытые пасти невиданных зверей. Запутываясь в извилистых линиях, я путешествую в лабиринте леса. По его застывшей поверхности. Он не пускает меня войти в его тайны.

Тени стволов нависают, охраняя свои глубины от не прошенных гостей. От кого? От меня? Фигурки птиц, их клювы… Диск солнца стал огромный. Почернел, почти исчез. И светит таким холодом. Расчерчивая ночь отблесками ветвей. Их контуров. Прозрачный круг почти спустился к земле.

Подпрыгну к нему, сяду и буду болтать ногой, напевая и подглядывая сверху на то, что творится внизу, в темноте леса.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Макс Эрнст „Забальзамированный лес“

Солнце опускается. Я спрыгнула. Все еще не решаюсь зайти. В последний, забальзамированный лес Макса Эрнста. Но что я хотела? Я сама выбрала это место для прогулок… Без вчера или завтра. Время уснуло. Мачты деревьев качаются, скрипят и пугают меня. Стемнело все больше. Синий клочок неба оставил еще надежду.

Что путешествие состоится. Начался ветер. Ветви-волосы леса спутываясь, шумят и играют. С моими нервами. С моими предчувствиями. Это не волосы, а руки. Тянутся ко мне. Еще немного и схватят. Жуть какая. Надо бежать. Но вот контур птицы, как видение. Пусть подсознание еще подождет. Я лучше еще послушаю музыку леса в сторонке…

»

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

Источник: http://kaplyasveta.ru/sovremennik/progulivayas-v-tainstvennyx-i-temnyx-lesax-maksa-ernsta.html

авангард XX века | Макс Эрнст / 2 апреля 1891 г-1 апреля 1976 г /

li_ga2014Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Распятие

В этой работе чувствуется не только любовь к экспрессионизму, но и стойкая симпатия к средневековой/возрожденческой немецкой живописи, что, впрочем, было характерно и для экспрессионизма.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картиныУкраденное зеркало — Макс Эрнст. 1941. Холст, маслоЭта фантасмагорическая картина создана в период охватившей всю Европу страшной войны, поэтому красота пейзажа в ней сочетается со странными, извращенными и противоестественными мотивами.

На картине изображен фантастический несуществующий город

Он стоит у моря и как будто весь состоит из отдельных элементов, увенчанных крупными, а подчас и просто гигантскими фигурами. Следуя правилам перспективы, зрителя уводит в даль длинная дорога, ограниченная с двух сторон стенами.

Низкая широкая стена ограждает город от моря, а со стороны строений она становится высокой, тонкой и фигурной.  Расположенные вдали строения имеют ступенчатую конусовидную форму.

Они увенчаны крупными статуями, в которых можно с определенной натяжкой опознать фигуры Будды, древнегреческого Сфинкса, колосса Родосского, статую Свободы и даже силуэт Эйфелевой башни. Эта картина дает каждому человеку возможность проверить собственное воображение.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Женщина, старик и цветок — Макс Эрнст. 1923-1924. Холст, масло. 96,5 х 130,2 см

Фон картины – морской пейзаж с очень далеким расплывчатым берегом.Фигуры на полотне удивляют еще больше.

Практически в центре странный образ, изображенный со спины – обнаженное тело с веером вместо головы, схематично изображенными руками и загадочным жилетом со сквозными «окнами», через которые виден пейзаж.

Вторая фигура одета, но в очень странные вещи, она приземистая, ширококостная, держит в больших натруженных руках загадочный белый объект.   На берегу стоит еще одна странная вещь – красно-желтый объект в виде трех цилиндров на ножках.

Возникает вопрос – а не это ли нечто непонятное художник назвал цветком? Эта картина дает простор фантазии.Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Люди ничего не узнают — Макс Эрнст. 1923. Холст, масло. 80,3 х 63,8 см

  Картина интересна тем, что каждый смотрящий на нее видит разные образы. Они рождаются в его мозге под влиянием изображения и имеющегося жизненного опыта.контрастность и выразительность картины, где каждая деталь имеет четкую форму и идеально прописанные очертания. С этой же целью используются и открытые, локальные цвета почти без полутонов, из-за чего все произведение кажется написанным гуашью или темперой, а не маслом.Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картиныОдинокое дерево1940, 81×100 см • Масло, Холст

«Будучи человеком заурядной конституции, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца». Макс Эрнст

Сон как источник вдохновения – это не все, что Эрнст принес в сюрреализм. Он принес туда ту самую достоверность нереального, которую взял у него потом Дали и которую, в свою очередь, сам Эрнст приобрел у Кирико, обогатив ее тем самым сочетанием несочетаемого.

Есть версия, что к технике коллажа Эрнст обратился из-за комплекса неполноценности – он не был уверен в себе как график и живописец. Не учился же нигде.

Родился  в скромной и очень религиозной семье Эрнстов в маленьком городке Брюль,гдек увлечениям типа живописи относились снисходительно, но никогда серьезным занятием для жизни не считали. Отец семейства, учитель из школы для глухонемых, в свободное время любил рисовать картинки духовного содержания.

Однажды он изобразил своего сына в виде младенца Христа. Картинка удалась, друзья хвалили. Но ни папаша, ни сам сынок не знали тогда, насколько далека по своему содержанию окажется эта картинка от жизни.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины   Макс Эрнст оставил после себя обширное не только художественное, но и литературное наследие. Его писательские опыты и сегодня позволяют зрителям точнее понимать его сложные картины, от которых невозможно оторвать взгляда.   Еще в детстве Макс полюбил леса, которые окружали его родной городок. В детском сознании огромные пространства запечатлелись в виде страшных клеток, в которые заключена многочисленная живность. Позже эти детские страхи найдут свое воплощение во многих работах художника, а эксперименты с пространством сделают творчество Эрнста по-настоящему уникальным и революционным.   Второй случай произвел настолько сильное впечатление, что образы картин Макса Эрнста всю его творческую жизнь носили отпечаток этой детской трагедии и первых философских опытов. В день рождения младшей сестры будущего художника умер любимый попугай Макса. Ребенок связал эти два события воедино, посчитав, что новорожденная забрала жизнь птицы. Люди-птицы — любимые аллегории картин Эрнста.   Родители видели сына психологом или философом. Поэтому он был отправлен на учебу в университет Бонна. Макса психология интересовала лишь из-за возможности посещать клиники душевно больных. Любителя живописи заинтересовало творчество людей с больным воображением. Именно в это время Макс выбирает живопись в качестве основного занятия в жизни. До поры до времени, молодой художник вынужден свой выбор скрывать, чтобы сохранить материальную помощь от отца.   Германия начала 20 века не была законодателем мод в искусстве, уступив это первенство Франции. Несмотря на это, Эрнст находит на родине единомышленников. Молодые и творческие люди выбирают дадаизм, хулиганское направление модернизма, популярное во Франции и Испании. Одна из выставок, размещенная в известной пивной Кельна, закончилась скандалом. Посетители потребовали убрать «неприличные картинки». История попала в газеты, отец узнал, что его сын оставил университет и прекратил всякую поддержку. Наступили непростые времена для Макса.   За свою долгую жизнь Эрнст успел поработать с Бретоном и Дали, Браком и Пикассо. Он оформлял декорации для «Русских сезонов Дягилева», снимался в кино у Бунюэля.   Долгие годы Макс Эрнст вынужден был жить на положении нелегального эмигранта во Франции. А после начала Второй Мировой войны и вовсе покинуть континент, переехать в Америку. К этому времени среди его друзей были уже не только бедные художники и профессиональные критики. Судьба свела его с Пегги Гугенхайм, богатой владелицей галерей по всему миру. Отношения мецената и талантливого «сумасшедшего» переросли в супружеские, правда, не надолго…   После войны Макс Эрнст возвращается в Европу уже известным и признанным мастером. На родину художник не поехал, обосновавшись во Франции. Там же он и умер.

   В историю мировой живописи Макс Эрнст вошел, как создатель целого ряда техник современной живописи, нескольких направлений искусства, которые до сих пор существуют, не потерявшись в тысячах постмодернистких стилей.

Признанный гений коллажа, Эрнст первым стал использовать в создании композиций «переводные картинки».

Его умение «соединять несоединимое» до сих пор восхищает зрителей, а его работы украшают коллекции не только галереи современного искусства, но и самые консервативные музеи мира.

Читайте также:  Кот-де-бёф близ понтуаза, писсарро, 1877

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/533632.html

Ретроспектива Макса Эрнста в Базеле

Макса Эрнста часто называют сюрреалистом, сравнивая с Сальвадором Дали. Само определение верно, но требует уточнений. Немец за свою долгую 60-летнюю творческую карьеру успел попробовать себя в самых разных жанрах и художественных направлениях, одним из которых и был сюрреализм, но по-своему понятый.

Чтобы разобраться в тонкостях стиля, стоит отправиться в Базель. Впервые в Швейцарии проходит выставка, позволяющая в полной мере проследить эволюцию художника: 160 картин, эскизов, скульптур и фотографий раскрывают перед зрителем полное разнообразие методов и техник, которыми искусно владел Макс Эрнст.

Будущий художник родился в 1891 году в Брюле, тихом уютном городке в 15 минутах езды от Бонна. Здесь он изучал философию, психологию и историю искусств. Сохранились дневниковые записи, в которых Эрнст признается, что наибольший интерес у него вызывают Новалис, Гегель и Ницше.

На эстетические принципы юноши также повлияли Каспар Давид Фридрих и Ван Гог.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Несколько лет спустя после первой персональной выставки Эрнст едет в Мюнхен, чтобы встретиться с Паулем Клее. Швейцарец окажет на него сильное влияние, и Эрнст пересмотрит свой подход к живописи.

Если бы не было этой встречи, возможно, Хансу Арпу не удалось бы в 1920-м году увлечь его своими идеями.

Да-да, Эрнст был дадаистом, и надо сказать, очень ярым последователем этого провокационного течения, родившегося в тихой Швейцарии.

Некоторые критики считают, что благодаря этому опыту Эрнст позднее разработал технику фроттажа (от фр. frotter – «натирать»).

Принцип прост и сегодня хорошо знаком каждому школьнику: если под лист положить обычную монету и начать как бы натирать бумагу незаточенным карандашом, то текстура проявится на поверхности.

Такая техника сродни по своим принципам автоматическому письму, самопроизвольному созданию текстов, отражающих работу подсознания. Получить полное представление о технике фроттажа лучше от самого Эрнста, рассказывающего, как именно он подходит к работе над картиной.  

От попыток ухватить сущность вещей, схватить их, передав текстуру на холсте, Эрнст переходит к работе с сюрреалистическими образами. В это время еще чувствуется влияние дадаизма, часто использовавшего провокацию как художественный метод.

Так, в 1926 году Эрнст пишет одну из своих самых знаменитых картин – «Мадонна, шлепающая младенца Христа перед тремя свидетелями: Полем Элюаром, Андре Бретоном и художником». Из-за этой работы Эрнста отлучили от церкви. Картина композиционно напоминает знаменитый образ Венеры, аналогичным образом наказывающей Купидона.

Эрнст явно просчитывал возможный эффект, так как вместо привычных для него экспериментальных приемов он использовал технику традиционной масляной живописи, что вызвало еще большее негодование со стороны представителей духовенства, но при этом позволило в один миг заработать всеевропейскую славу. Все описанное относится к ранним периодам творчества.

В зрелых работах сюрреалистические образы приобретут полное завершение. А из эпатажной тематической эклектики сформируется самостоятельный стиль.

Выставка, посвященная Максу Эрнсту, идет в музее Fondation Beyeler до 8 сентября. Дополнительная информация на сайте.

Люди ничего не узнают, Макс Эрнст - описание картины

Источник: https://nashagazeta.ch/news/15590

Описание картины «Постоянство памяти» С.Дали

Художник: Сальвадор Дали Название картины: «Постоянство памяти» Картина написана: 1931 г. Холст, гобелен ручной работы

Размер: 24 × 33 см

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Постоянство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу.

Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали.

Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало.

Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина.

Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство.

Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности.

Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира.

По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит.

Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех.

Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом.

Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-dali-prostranstvo-pamyati/

Макс Эрнст. Окончание

Сюрреализм и живопись. 1942

(Начало здесь) В начале двадцатых годов, переселившись в Париж, Макс Эрнст отходит от де Кирико и начинает создавать сюрреалистические образы, не существующие в природе, но выглядящие как вполне достоверные. Нереальные, но вполне достоверные образы помогали художнику всматриваться внутрь себя, во многом следуя алхимической философии, символику которой он постоянно использует в своих коллажах и картинах.

Химеры и скрытые фигуры

Макс Эрнст визуализирует свои травмы и комплексы, вынося их на поверхность в  образе чудовищ, в которых кроме всего прочего  при соединении несоединимого рождалась настоящая поэзия в духе поэтики Лотреамона. Все искусство художника  – это сны и сновидения (у Дали – бредовые состояния). В его снах наяву проявлялось невидимое, скрываемое от внешнего взгляда и табуируемое сознанием.

Мастер вводит в искусство квазинаучные образы и антропоморфные существа  — химеры, позволявшие  изживать собственные страхи и комплексы. Химера – это существо, состоящее из разных элементов, подобно тем, что  можно видеть на Соборе Парижской Богоматери.

Молодая химера 1921

Макс Эрнст сделал химеры главными героями своих картин-сновидений. Есть такая игра, с которой с детства знакомы все. На листочке бумаги один пишет какие-то слова, потом закрывает их, скручивая бумажку, второй пишет свое, не видя предыдущей записи, то же самое делает третий и т.д. Такая же игра только с рисованием («Изысканный Труп») часто практиковалась сюрреалистами.

В ней один рисует, например, голову, потом лист подворачивается; второй дорисовывает туловище, снова лист подворачивается; третий дорисовывается ноги и т.д..  В результате получается невиданное ранее существо – химера. Именно так рождались коллажи Макса Эрнста.

У художника есть несколько ключевых химер. Одна из часто повторяющихся – человек-птица, женщина-птица, люди-птицы. Птица в его работах – символ его личной биографии. Образ связан с детскими воспоминаниями. Макс очень любил птиц, у него была с ними, по его словам, интимно-мистическая связь

Читайте также:  Музей автоэкзотики в петербурге, россия

Птицы, рыбы-змеи и Пугало 1921.

Но есть и конкретный эпизод: однажды у него умерла любимая птичка — соловей. И именно  в этот момент в комнату вошел отец и сообщил, что у Макса родилась сестра. Для мальчика это было таким потрясением, что он невольно связал эти два события, уверенный в том, что душу птицы забрала его  новорожденная сестра.

Птицы, природа, особенно не тронутая цивилизацией, всегда волновали художника и были излюбленными темами.  В них есть то, что притягивало его в картинах  Гогена, писавшего первозданную природу, и в картинах Анри Руссо, примитивиста и самоучки, писавшего волшебные джунгли, в которых, впрочем, никогда не был.

В тот период, Макс Эрнст делает коллажи, используя вырезки из научных журналов,  иллюстраций к книгам Жюля Верна, технических энциклопедий, фотографиий и графических работ, внося в искусство квази-научную струю. Так появляются человеко-машины и киборги, в которых соединяются в единое целое человек, машина, механизмы, дома. Ярким примером такого коллажа является его «Император» (1923).

Император 1923

В центре картины башнеобразное существо с поднятыми вверх руками и головой. Башня, хоть и распространяет командный дух, его положение очень неустойчиво. Император похож на остановленный волчок, который вот-вот упадет на бок. Массивность башни с одной стороны и ее неустойчивое основание отражают внутренний конфликт императора, который находится в голой пустыне и полном одиночестве.

Рядом с императором —  коса, символ смерти. Император — это главнокомандующий, у которого нет ни устойчивости, ни авторитета.

 Другой любимый образ Макса Эрнста – забор,  за которым скрываются табуируемые  фигуры, невидимые глазу, но составляющие сущность внутреннего мира человека.

Суть забора хорошо передает русская пословица «Чужая душа – потемки». Мы слишком часто совершаем тактическую ошибку, доверяясь своему глазу.

У сюрреалистов был технический прием автоматического рисования, аналогичный автоматическому письму. Надо было рисовать очень быстро с закрытыми глазами, чтобы глаз не мог контролировать нарисованное. Прием позволял визуализировать сновидческие образы. Примером картины на тему забора у Макса Эрнста является коллаж с корявым названием «Дети, угрожаемые соловьем» (1924).

Дети, угрожаемые соловьем 1924

Здесь на переднем плане — красный деревянный забор, который открывается и можно увидеть то, что за ним скрывается, что недоступно и невидимо глазу. Первоначально картинка кажется идиллической, но чем больше вглядываешься в нее, тем становится страшнее. На фоне голубого неба разыгрывается сцена террора.

На крыше домика фигура, которая тянется к звонку, пытаясь подать предупреждающий сигнал. Во дворе видим сумасшедшую женщину в серо-белых цветах с ножом в руке. Она пытается с его помощью отбиться от соловья, который на нее вовсе не нападает. Вторая женщина, тоже в серо-белом, лежит наземле, похоже — в обмороке.

У Макса Эрнста есть два автобиографических эпизода, связанных с соловьем. Это, уже упоминавшаяся, история с рождением сестры, а второй – отроческая галлюцинация с сучком на деревянной панели, находившейся у его кровати.

Лоплоп представляет Лоплопа 1930

Сучок представился ему угрожающей головой птицы со страшным  глазом и острым клювом. В этом отразилось его восприятие воображаемого как образа, который может угрожать и терроризировать, что является универсальным явлением. Именно это и и изображает в данной картине художник, освобождаясь от детского страха.

Позднее у Макса Эрнста появится мифическое существо – птица Лоплоп, в которой он воплотил самого себя. Упомяну еще одну картину, 'Царь Эдип', написанную в то же время и на ту же тему — забора.

В ней художник ставит вопрос, следует ли доверять глазу, который скрывает то, что находится за этим забором, высвечивая лишь то, что хочет человек видеть.

В картине слепой человек (Царь Эдип был слепым) познает мир на ощупь и в его воображении он выглядит совсем иначе, чем если бы человек видел его глазами.

Сюрреализм и новые техники

Дерево. Выполнена в технике фроттажа.

В 1924 году дадаизм перестал существовать, а дадаисты влились в сюрреалистическое движение, объединившись вокруг Андре Бретона, написавшего манифест сюрреализма. Начинается период более методичного исследования бессознательного с выработкой особых техник.  Макс Эрнст изобрел четыре новых техники, с помощью которых он изображал скрытое бессознательное.

Сначала появилась техника фроттажа. Она многим известна как способ, когда под бумагу подкладывается дерево или монетка и натирается карандашом или грифелем.

На бумаге проступает образ, который потом художник обрабатывает и получает нечто совершенно новое, чем то с помощью чего он его получил.

Позднее Макс Эрнст раскроет секрет этого метода, изобразив дерево, с помощью которого он получал свои картины.

Затем он изобрел технику граттажа. В этом случае бумага или холст накладываются на предмет и краска втирается во все впадины. На холсте проявляются самые загадочные ландшафты, леса, моря, города. Граттаж позволял Максу Эрнсту окунуться в немецкую романтику волшебного леса, так характерную для Германии. В основном эти техники рождали таинственные образы природы, леса, деревьев.

Лес. 1927. Техника граттажа

Потом изобрел технику декалькомании, когда две поверхности, на которые нанесена краска, накладываются друг на друга. В результате получается совершенно фантастический цвет и богатая текстура. В этой технике выполнено несколько работ, например, 'Наряд невесты' (см. ниже).

В конце двадцатых годов Макс Эрнст выпускает книги с графическими коллажами. Одна из них «Женщина со 100 головами», в которых художник меняет головы женщин, в результате чего рождаются различные химеры. Так что книгу вполне можно было бы назвать  «Женщина без головы».

Наконец, уже будучи в эмиграции в США, он изобретает  еще один метод – разбрызгивания краски по холсту. Для этого он подвешивал банку с краской, в дне которой проделывал дырку, и раскачивал ее. При раскачивании она создавала разные фигуры.

Наряд невесты, выполненный в технике декалькомании. 1940

Так Макс Эрнст довел технику автоматического рисования до своего логического завершения. Позднее эту технику перенял Поллок. В двадцатые годы художником были написаны такие значимые для него картины, как «Пьета или Революция Night» и «Порка Богоматерью Младенца Христа с тремя свидетелями» (1926).

В них он аллегорически изображает сложные отношения, в которых были отец и сын, тем самым изживая еще один комплекс — вины перед отцом. Вторая картина вызвала настоящий скандал, поскольку, хоть и носила иронический характер, но явно имела антиклерикальную направленность.

Фашизм и война

Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма. 1937

В тридцатые годы  появляются работы, отражающие реакцию художника на надвигающийся фашизм. Наиболее известная из них картина «Ангел домашнего очага» с параллельным саркастическим названием «Триумф сюрреализма». Картина — единственная на политическую тему, которой Эрнст откликнулся на поражение республиканцев в гражданской войне в Испании.

На ней изображен монстр, иронично названный «ангелом домашнего очага».  С корявыми когтистыми руками, острым хищным клювом, зубастой пастью,вытянутыми ногами и радостным выражением лица он похож на огненную хищную птицу, напоминающую танец огня в  домашнем очаге, только в данном случае — это жуткая пляска  смерти.

Фигура уродливая, из ее правой ноги рождается новое существо, как раковая опухоль захватывающая другие части тела. Так художник воспринимает фашизм, который постепенно захватывал всю Европу. Во время войны Макс Эрнст был дважды арестован как немецкий гражданин, и ему чудом, с помощью друзей, удалось эмигрировать вместе с другими авангардистами в Америку.

Там его приняли с восторгом и он оказал очень сильное влияние на американское искусство. В США Макс Эрнст закончил еще одну, очень важную, антивоенную работу

'Европа После дождя II'.

Европа после дождя II 1940-1942

Это — картина выжженной земли, в которую превращается Европа в результате военного Апокалипсиса. Война только-только начиналась, но художник уже предвидел все ее последствия. Этот образ послевоенной разрухи — один из самых сильных и позднее будет использован фантастами и кинематографистами. Равных ему по антивоенной направленности и силе интерпретации ужасов войны в мире нет.

Эпилог

В Америке Макс Эрнст наконец-то нашел единственную женщину, Доротею Таннинг, которая сделала его счастливым после трех неудачных браков и нескольких любовных историй.

Они поселились в уединенном месте в горах Аризоны, где художник спокойно работал в своем отшельничестве, наслаждаясь природой и уединением.

Здесь он своими руками построил дом, который украсил необычными скульптурами, сделанными из подручных материалов и мусора.

Праздник Бога 1948

В этот период его картины становятся мягче, цвет светлеет, на смену апокалиптическим сюжетам приходят умиротворяющие образы, грёзы и фантазии, вовсе не похожие на те, что рождались в ранний период его творчества. Можно сказать, что он достиг берега земли Обетованной и его алхимическая работа на протяжении шестидесяти лет увенчалась  успехом: он смог переплавить свои страхи и комплексы в золото и свет.

В середине пятидесятых годов Макс Эрнст с женой перебирается в Париж, где в 1976 году (ровно сорок лет назад), не дожив до своего восьмидесятипятилетия одного дня, он скончался.

Его прах покоится на  кладбище Пер-Лашез. Доротея Таннинг переживет супруга на 36 лет и умрет в Америке на сто втором году жизни. Его сын станет художником, как и внук.

Сын напишет прекрасные мемуары о своем отце и художнике Максе Эрнсте.

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/maks-ernst-2/

7 художников, вдохновивших Дэвида Линча

Возвращение на экраны агента Купера, Лоры Палмер и прочих обитателей самого известного в мире выдуманного города Америки стало одним из наиболее волнующих телесобытий года.

Фанаты по косточкам разбирают каждую новую серию, находя очевидные и скрытые головоломки, густо посеянные озорником Линчем по всему хронометражу.

Как и 25 лет назад, хватает пищи для размышлений и любителям живописи.

От картин — к движущимся картинкам

Аллюзий на произведения художников разных эпох и стилей хватает с головой и в старых, и в новых сериях «Твин Пикса». Только в одной лишь 8-й части последнего сезона — переломной, знаковой, ставшей мгновенной классикой сразу по окончании ее выхода в эфир — сходу считываются с добрый десяток.

Создатель нидерландского ресурса VoorDeFilm Менно Куистра посвятил короткое видео-эссе влиянию любимых художников Линча на его кинотворчество как раз после появления 8-й серии.

Такое засилье живописных отсылок в фильмах режиссера — явление неслучайное и даже закономерное. Дэвид Линч начинал искать свое место в искусстве именно с рисования.

Он обучался в художественной школе в Бостоне, после чего провел пару недель в Австрии в надежде попасть в ученики к экспрессионисту Оскару Кокошке.

Потерпев неудачу, будущий режиссер продолжает обучение в Академии изящных искусств в Пенсильвании, штат Филадельфия. Там он занимается живописью, скульптурой и фотографией.

Дэвид Линч. Мальчик зажигает огонь, 2010В интервью Линч любит рассказывать историю, как на него снизошло озарение о том, что ему стоит иметь дело с движущимися, а не статичными картинами — что называется, ветром надуло. Однажды он вглядывался в холст, который только что покрыл черным слоем краски с зелеными листьями поверх него, как вдруг порыв ветра прошел сквозь нарисованную листву, оживив изображение.Дэвид Линч. Боб находит себя в мире

Читайте также:  «слепая», джон эверетт милле — описание картины

Это происшествие подвигло юного художника сначала на эксперименты с анимацией, затем и кинематографом, а грант Американского института киноискусства приводит его в Лос-Анжелес, где Линч осядет навсегда. Но даже став одним из знаменитейших режиссеров своего времени, он не оставит живопись. Сегодня на его счету более 500 работ: картины, фотографии, скульптуры, литографии.

В 2016 году вышел документальный фильм «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» (David Lynch: The Art Life). На одном из кадров над рабочим столом мэтра проглядывает краешек репродукции «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха. К его коллеге-сюрреалисту мы вернемся чуть позже.

Ты узнаешь ее из тысячи

Кто убил Лору Палмер? Выйди сериал на пару десятков лет позже, этот запрос вышел бы в топы всех поисковиков мира. Изначально Линч не планировал давать на него ответ, но под давлением общественности и руководства телеканала все-таки пришлось. Мы же ответим на вопрос, где он черпал вдохновение для создания одного из самых узнаваемых женских образов в сериальном пространстве.

Подозрительно много общего с Лорой было у первой жены Клода Моне, Камиллы Донсье. Не достигнув совершеннолетия, они обе состояли в отношениях с мужчинами гораздо старше их (по этой причине художник поначалу даже скрывал связь с будущей женой от родных). Камилла тоже умерла в жутких муках, будучи еще очень молодой: в 32-летнем возрасте, предположительно от рака.

Она также позировала, но только не в качестве модели журналов для взрослых, но была одной из самых востребованных натурщиц в среде французских импрессионистов. Помимо мужа, который не переставал писать ее вплоть до смертного одра, она служила моделью и для Мане, и для Ренуара.

Во взгляде Камиллы читалось такое же беззащитное, отчаянное и одновременно обезоруживающее выражение девушки в беде, от которого невозможно отвести глаз на протяжении полнометражного фильма «Огонь, иди со мной» — приквеле сериала, рассказывающем о последних днях жизни Лоры Палмер.Пьер Огюст Ренуар. Камилла Моне,1872

Моне был настолько заворожен ликом почившей Камиллы, что не смог не запечатлеть его, причем в лучших традициях импрессионизма. «Я поймал себя за разглядыванием трагического выражения ее лба, — писал он позже другу. — Почти механически наблюдал последовательность меняющихся цветов, которые смерть накладывала на ее неподвижное лицо. Синий, желтый, серый и так далее… Мои инстинкты одержали верх надо мной, вынуждая к бессознательному порыву против собственной воли».

Камилла на смертном одре, 1879

Посмертный образ Лоры почти наверняка вдохновлен картиной Моне. Воссозданный Линчем в похожих импрессионистских тонах, он производит такое же магнетизирующее воздействие. И даже стал обложкой одного из номеров журнала Esquire: фотография мертвого тела, обернутого в полиэтилен, вышла с подписью «Женщина года».

А вот актрису на роль Лоры-Камиллы Линч подбирал, кажется, под впечатлением от картины Магритта. Такое чувство, что даже прическу героини создатели сериала позаимствовали у «Невежественной феи». Есть на картине и красные шторы — один из главных визуальных символов «Твин Пикса».

Рене Магритт. Невежественная фея,1950

Еще одну метафорическую рифму, касающуюся Лоры Палмер, содержит картина Магритта «Коллективное изобретение». Ее безжизненное тело выброшено на берег подобно магриттовской полуженщине-полурыбе.

Смерть девушки — в определенной мере результат коллективных действий родных и близких людей, игнорировавших ее стремительное падение в пропасть, хотя происходило оно практически под самым носом у всех.

Коллективное изобретение, 1934

Люди и звери

Будучи в прошлом студентом художественной академии, Линч, безусловно, хорошо знаком с историей искусства и работами живописцев разных эпох. Немудрено, что образы с той или иной картины часто и густо находят воплощение в его фильмах. Остается лишь гадать, привносит он их туда умышленно или они всплывают из глубин подсознания независимо от замысла режиссера.

Девушка, 1916

У актрисы Шерилин Фенн, сыгравшей Одри Хорн — избалованную и скучающую дочь богатейшего жителя городка Твин Пикс — даже родинка (настоящая) расположена практически в том же месте, где и у поразительно похожей на нее героини с портрета Густава Климта.

Воспроизведение запрещено, 1937

А рафинированный, временами напоминающий кукольного Кена (друга Барби) агент Купер будто бы сошел с еще одного из полотен Магритта.

Возможно, из тех же степей прискакала в видения матери Лоры Палмер внезапная белая лошадь.

Она настолько же уместно смотрится в домашнем интерьере, как и конь на фоне красных штор — кажется, общего на двоих фетиша Магритта и Линча.

Рене Магритт. Чистый разум, 1948Фанаты сериала так и не сошлись во мнениях, считать ли белую лошадь простой галлюцинацией или важным символом

Говоря о животных в сериале, сложно обойти вниманием сов.

Даже человек, не видевший ни одной части «Твин Пикса» в курсе, что совы — не то, чем они кажутся: Линчу удалось запустить этот мем задолго до начала эпохи интернет-мемов. Кстати, и в этом случае мы снова приземляемся на территории Магритта.

Именно ему принадлежит внедрение метода отрицания очевидного, сделавшегося настолько популярным, что художник тиражировал его самым бессовестным образом вновь и вновь.

Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка), 1929Рене Магритт. Сила привычки, 1960 Рене Магритт. Спутники страха,1942

А вот сов он называет своими именами — теми самыми, что подразумеваются, но умалчиваются в иконографии вселенной Линча.

Совы — неизменные постояльцы и сюрреалистических фантасмагорий Босха.

Хотя в «Твин Пиксе» сложно отыскать прямые отсылки к нидерландскому живописцу, в умении созидать выворачивающие мозг наизнанку образы режиссер мог бы с ним посоперничать.

«Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — отзывался о фильме «Синий бархат» один из его звукорежиссеров.Иероним Босх Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент, 1500-еИероним Босх. Гнездо сов

Теория относительности по Линчу

Пространство и время — не те категории, которыми мыслит режиссер. Точнее, они трансформируются настолько причудливым образом, что течение жизни в «Твин Пиксе» подчиняется скорее законам сновидений. Лесная опушка может быть одновременно входом в Черный вигвам или Белый — как повезет. А из Вигвама можно попасть в нашу реальность через розетку, например.

Ощущение зыбких границ действительности и искаженного, словно в кривом зеркале, времени Линч передает средствами, которые черпает из бездонного источника вдохновения — творчестве своего любимого художника Фрэнсиса Бэкона.

Фрэнсис Бэкон. Сидящая фигура,1961

Интерьер Черного вигвама, самого загадочного и глючного места дейстивия в фильме, — прямой и явный оммаж кумиру режиссера. Вообще во многих картинах Бэкона мерещатся обитатели «Твин Пикса», даже если лица на них пропущены через фирменный дисторшн, искажающий их до неузнаваемости.

Фрэнсис Бэкон. Три этюда Изабель Фрэнсис Бэкон. Три этюда для портретаФрэнсис Бэкон. Мужчина в черном

Еще один из любимцев Линча — Макс Эрнст. У него режиссер не только позаимствовал коллажную технику для создания собственных картин, но и сюрреалистичные мотивы для кино.

Темный, потусторонний дух работы Эрнста «Лес и черное солнце» созвучен мрачной метафоре лесного массива, сжимающего в зловещих объятьях городок «Твин Пикс». Всякий раз, когда в кадре появляются окутанные дымкой деревья, это не сулит ничего хорошего.

В одной из серий нового сезона Линч выстраивает занимательный парафраз одной из работ Эрнста (с участием бывшего психиатра Лоры Палмер, а теперь ведущего собственного подкаста, известного как Доктор Усилок) — настолько же сложносочиненный, как и сам оригинал.

Макс Эрнст. Двое детей, испуганных соловьем, 1924

Многоэтажные наслоения одноэтажного Хоппера

Улицы Твин Пикса словно сошли с полотен урбаниста Эдварда Хоппера: заправки, аптеки, жилые дома — такое чувство, будто декорации к фильму воздвигали по собственноручным эскизам американского художника.

Эдвард Хоппер. Заправка, 1940Заправка Большого ЭдаЭдвард Хоппер. Аптека, 1927Лопата с золотым напылением от Доктора Усилка

Объединяет улицы Твин Пикса с картинами Хоппера и особая атмосфера, из-за которой, увидев однажды, сложно выбросить из головы и те, и другие.

Звенящая пустота и открыточная красота, за фасадом которой прячутся самые мрачные проявления человеческой природы.

Такая уютная и такая притягательная меланхолия одноэтажной Америки, где каждый идеально подстриженный газон или розовый девичий дневник скрывает тайны, в которые лучше не лезть, чтобы ненароком не стать следующим пристанищем злого духа на ближайшие 25 лет.

Эдвард Хоппер. Дом Дэвиса, 1926Дом семейства Палмеров, из которых выжила одна мать Сара, да и то из ума

И если в «Твин Пиксе» прошлого века Линч еще, кажется, сдерживал свои порывы, то сегодня он пускается во все тяжкие, буквально покадрово переснимая картину за картиной любимого художника.

Эдвард Хоппер. Офис ночью,1940Существует красивая легенда, которую якобы поведал Дэвиду Линчу лично сэр Пол Маккартни. Он рассказал, что королева Елизавета однажды вежливо отказалась посетить его живое выступление, сославшись на выход очередной серии «Твин Пикса», которую она не могла пропустить.Эдвард Хоппер.

Летний вечер, 1947Первая носительница злого духа, рожденного ядерным взрывомЭдвард Хоппер.

Комната в Нью-Йорке, 1932Одри не может ни выйти из комнаты, ни совершить ошибку

Что же, и по сей день режиссеру удается смешивать болезненно притягательный и визуально совершенный микс из лучших образцов изобразительного, музыкального и литературного искусства последних нескольких столетий, достойный внимания королей. Особо преданные фанаты разглядели в сцене с состарившейся Одри Хорн скрытый смысл: довольно убедительное хитросплетение аллюзий на пьесу Сартра «За закрытыми дверями», «Божественную комедию» Данте и «Улисса» Джойса указывают, что прошлые дерзкие выходки отправили ее в личный ад на земле. О том, что это не пустые домыслы, может свидетельствовать хотя бы факт, что один из создателей сериала и соавтор сценария Марк Фрост удостоил лайка одну из записей автора этой теории в Твиттере. Так что да, Линч таки действительно имел всех в виду.

Наталья Азаренко, artchive.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/599d18c08139ba476bb47c12

Макс Эрнст. Жизнь и творчество

Жизненный путь живописца, оказавшего сильное влияние на авангард и сюрреализм.

Макс Эрнст

Становление художника

Эрнст появился на свет в местечке Брюле, местечке недалеко от Кельна (Германия). Он был воспитан в католической семье со строгим уставом, оба родителя работали надсмотрщиками. Несмотря на то, что отец был глухим, Эрнест узнал от него много интересных фактов и мыслей, касающихся живописи.

Первые творческие годы прошли как раз под влиянием отца. В 1914 году Эрнст учился в Боннском университете, где был заинтересован философскими специальностями. Тем не менее, в конце концов он бросает школу, так как начинает увлекаться искусством. Помимо этого художник увлекался изучением психологических дисциплин.

В ранние годы Макс знакомится с полотнами некоторых величайших художников всех времен, включая Клода Моне, Поля Сезанна и Ван Гога. В то же время Эрнст был заворожен образами из сновидений, темой, которая близка этим художникам и сюрреалистам.

Во время 1-й мировой войны Эрнст был вынужден присоединиться к немецкой армии и служил в артиллерийской дивизии. На войне в значительной степени проникается драматичностью происходящего и настороженным отношением к западной культуре.

Стиль и творчество

Художественное видение Эрнеста созвучно дадаизму и сюрреализму. Живописец был пионером обоих движений.

Воспоминания о детстве и войне помогли ему создать абсурдные, но все же интересные сцены в своих работах.

Вскоре, всерьез увлекшись искусством, вместе с поэтом и живописцем Жаном Арпом, Эрнст создает группу для художников в Кельне. Он также поддерживал тесные отношения с другими авангардистами.

В 1919 году Макс, одним из первых, начал составлять коллажи, используя различные материалы, в том числе иллюстрации из каталогов и руководств.

Уникальные шедевры позволили Эрнсту создать свой мир мечты и фантазии, в котором он мог залечивать свои личные проблемы и травмы. Помимо живописи и создания коллажей Эрнст создал несколько давольно странных скульптур.

 В 1923 году Эрнст пишет картину «Люди ничего не узнают», которая становится первым произведением в живописи жанра сюрреализма.

Глаз тишины

Это был первый художник, который исследовал «Толкование сновидений» (Фрейд), чтобы глубже узнать психологию и отразить это в творчестве.

Несмотря на свой странный стиль, Эрнст заработал неплохую репутацию, а его популярность дала толчок нескольким подражателям.

Макс сформировал тенденции американского искусства в середине века, благодаря блестящим и экстраординарным идеям, которые значительно отличались от мыслей современников.

Источник: https://artrue.ru/style/surrealism/maks-ernst-zhizn-i-tvorchestvo.html

Ссылка на основную публикацию