Купидон жалуется венере, лукас кранах — описание картины

В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина открыта потрясающая масштабная выставка, которую никак нельзя пропустить, — «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом».

Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего и его сыновей Ганса и Лукаса Младшего неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, от культуры страны в период Возрождения и Реформации в Европе.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранахи

Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.

Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами.

 В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.

Появлению эрмитажной картины «Венера и Амур» предшествовали композиции Дюрера «Ева и Адам», находящиеся сейчас в Музее Прадо в Мадриде. Кранах заимствовал у Дюрера черный фон, эффектно оттеняющий светлую кожу человеческого тела.

Но если Дюрер был первым немецким мастером, изобразившим обнаженных библейских персонажей в рост, то Кранах стал первым художником севернее Альп, создавшим изображение языческой богини.

В Германии начала XVI века такая композиция на светский сюжет была революционной.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранахи. Женский портрет

Меня привлек «Женский портрет» работы Кранаха Старшего. Предполагают, что это Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха.

И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника.

Девушка стоит на фоне темного занавеса, сложив перед собой руки с переплетенными пальцами, украшенными массивными кольцами. На шее ожерелье в форме обруча с драгоценными канями, на грудь спускаются стружечные деревянные цепи.

Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. Прага. Картинная галерея Пражского града

Обратите внимание, мои любезные читатели, на «Портрет дамы с яблоком». Есть различия: на голове дамы — украшенный жемчужными нитями чепчик, признак замужней женщины, на шее и груди золотые цепи.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Богатый крестьянин и молодая куртизанка). Москва, собрание Светланы Антоновой

Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Куртизанка протягивает руки к дорожной сумке поклонника, и тот достает из нее деньги.

Кранахи. Мадонна с Младенцем

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы

Картина «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» из собрания Музея Тиссена-Борнемисы занимает почетное место среди кранаховских изображений Мадонны с Младенцем на фоне пейзажа. В сочетании красного и синего цветов одеяния Мадонны угадывается хорошее знакомство с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

А вот посмотрите на «Мадонну с Младенцем под яблоней». Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками.

Живописец и его мастерская едва справлялись с заказами, хотя в Виттенберге у Кранаха работали до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика.
Распущенные вьющиеся волосы Мадонны лежат на плечах, словно накидка. Лицо с узкими глазами и широким открытым лбом выработанному в Виттенберге идеалу женской красоты.

Мадонна нежно прижимает к себе ребенка, как бы опасаясь выпустить его в мир.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике). Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Каждая деталь картины «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» исполнена глубокого иносказательного смысла, хорошо понятного современникам художника. Виноград в руке Богоматери говорит о человеческом воплощении Христа. Гора означает духовное возвышение над мирской суетой.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Будапешт, Музей изящных искусств

Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.

Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью.

Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн

Христос и Дева Мария

Совершенно необычна для нашего взгляда картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)».

Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии.

Поэтому в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной, и в целом картина символизирует их мистический брак.

Кранахи. Грехопадение

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Картина «Адам и Ева. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.

В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.

Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.

Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Гота, Фонд замка Фриденштайн

На картине «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового завета) Лукас Кранах Старший изобразил эпизоды из Ветхого и Нового Завета и пояснил их фрагментами библейских текстов. Эта работа служит назидательной иллюстрацией основополагающей идеи лютеранского учения о греховности человечества, когда строгое следование десяти заповедям Моисея не в состоянии противостоять первородному греху.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина

История происхождения картины «Плоды ревности (Серебряный век)» символична. В середине XIX столетия она находилась в веймарском собрании Христиана Шухардта, выдающего немецкого ученого. В 1891 году, сменив нескольких владельцев в Вене, была приобретена Дмитрием Ивановичем Щукиным — известным московским коллекционером.

На картине обнаженные фигуры размещены на переднем плане, в передаче их поз и жестов видны элементы аристократической манерности.

Видимо, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай.

Кранахи. Библейские истории

Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн

Парные картины «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» и «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах.

Иоганн Ганс Кранах умер в возрасте 24-х лет в Болонье во время путешествия по Италии.

Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней.

В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.

Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн

На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.

Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. Будапешт, Музей изящных искусств

Картина «Христос и грешница» ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази. Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна:

Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?.. Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

Христианские богословы обычно трактовали этот евангельский эпизод как проявление Божественной милости и всепрощения искренне раскаявшихся, как победу добра над злом. Особое значение такая интерпретация имела для лютеранской морали.

Последователь Лукаса Кранаха Старшего (Лукас III Кранах). Поклонение волхвов. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Лукас Кранах Старший

Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку.

Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.

Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» открыта до 15 мая, а затем она продолжит работу в Эрмитаже с 8 июня по 11 сентября 2016 года.

Читайте также:  Портрет даниэля анри канвейлера, пикассо, 1910

Прошу вас, не тяните до закрытия выставки, а то получится, как на выставке Валентина Серова — придется ломать двери музея.

Если вы приобретете билет на выставку через систему электронного заказа, то сможете пройти в музей без очереди в течение пяти дней, начиная с даты, указанной на билете.

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom

Лукас Кранах и покусанный Амур

Вчера долго возвращалась на машине из Женевы. Болела голова и боролась со сном. Долго плелась за длинным грузовиком на подъеме к Монте Бьянко. Выскочила из тоннеля в яркое солнце и сверкающий снег. Еще долго в заднем зеркале сверкали белоснежной пилой Альпы. Аппенины тоже в снегу.

В Коголето твердые 15 тепла, цветет мимоза и мои нарциссы. Разбираю и перевариваю фламандскую живопись, читаю про Мемлинга, Боутса, Родригера ван ден Вейдена, а Лена nelenaaзадала справедливый вопрос про немца, про Кранаха и я отвлеклась. Напишу отдельным постом, чтобы не забыть, потому что очень любопытно. Кранахом совсем недавно любовалась в Ваймаре. Там поселились его анемичные немки. Не умею вставлять картинки, чтобы показать 27 Венер, которых наплодил Лукас. В каждом музее есть. И в Эрмитаже.

Лене могла бы тут же ответить. Я сфотографировала крупным планом пчел, жалящих бедного мальчика, который держит в руках соты с медом. И как удачно: заодно завистливо полюбоваться ножками, эротично прикрытыми прозрачной вуалью.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

А вот что я прочитала.

Что эта голая тетка- первое изображение мифологической героини. После долгого темного средневековья. ( первая Венера датируется 1509) И скорее всего Лукас вместо натурщицы использовал мраморную греческую статую. А уж с руками сам фантазировал. Да и голову что- то не всегда удачно прикреплял.

Не умею с айпада вставлять картинки, вот здесь можно посмотреть, отключив звук: www.youtube.com/watch?v=4SNgRsqwbU0 А источник вдохновения Идиллии Феокрита «Похититель меда», рассказывающая об Амуре, которого покусали пчелы, когда он пытался украсть соты с медом.

Он пожаловался своей матери, богине Венере, но она, рассмеявшись в ответ, показала, сколь незначительно то, что с ним произошло, и насколько больший вред он сам может причинить своими стрелами.

«Кранах был сторонником Реформации, другом Мартина Лютера и поддерживал отношения с крупнейшими протестантскими мыслителями эпохи.

Согласно их представлениям, рассматриваемый сюжет об Амуре и Венере трактуется как назидательный символ человеческих влечений и склонностей, говорящий о том, что удовольствие наносит вред и связано со страданиями.

Поэтому в верхнем углу картины расположена латинская фраза: «Пчела ужалила сына Венеры, когда он пытался украсть мед, — из этого следует, что приятные вещи связаны с несчастьями».»

Вот не знаю, насколько действенным могло быть это предупреждение.

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Posted via LiveJournal app for iPad.

Источник: https://vincenati.livejournal.com/280782.html

Описание картины лукаса кранаха «венера» — Описание картин

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Дух эксперимента, династическое искусство и женская сила на выставке «Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом»

В Государственном Эрмитаже открывается выставка «Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом», посвященная Лукасу Кранаху Старшему и его династии —  более 80 живописных и графических работ, которые до этого выставлялись в Пушкинском музее в Москве. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять эрмитажную выставку.

Эксперимент

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация.

Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные.

Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.

Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу.

Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

  • СВЕРХУ СЛЕВА: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536
  • СВЕРХУ СПРАВА: «Мартин Лютер», 1529
  • Girl power

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания — в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль.

В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе — имеется в виду сила женской сексуальности.

Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.

Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа.

«Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Эрмитаже, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге.

Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.

Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».

Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз — совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

  1. СВЕРХУ СЛЕВА: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)
  2. СВЕРХУ: «Лукреция», 1532
  3. Эффект коллажа

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.

В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём.

Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская.

Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.

Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

Портреты-шаржи

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза.

Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом.

По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего — то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку — той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция составлена так, что вы этого не заметите.

Ужасы

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём — идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её.

В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.

Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, — такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

Отвратительное приобретает у Кранаха самые разные формы — от обглоданной тушки на блюде в сцене пикника и отрезанной головы Олоферна до уродливых старческих тел в небольших сатирических картинках, посвящённых продажной любви.

А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, в барокко с его бесконечным vanitas и memento mori. И уже Лукас Кранах Младший будет работать в по-настоящему мрачном жанре заказного портрета-эпитафии, изображая скорбящую семью у гроба.

Так что, если вы всё ещё полагаете, что выставка Кранахов — это череда похожих друг на друга заказных портретов, и подумываете пойти вместо неё в кино на свежий хоррор, бросьте: тут есть чем пощекотать нервы.

Ну а если вы не любитель ужасов, обратите внимание на то, с каким трепетом Кранах Старший рисовал животных — от похожих на собак львов в библейских сценах до вполне реалистичных иллюстраций, которые можно обнаружить в разделе гравюр. В музее вас даже встретит огромная проекция дракончика в короне и с кольцом в пасти, которого художник использовал в качестве подписи, — эмблема, ради которой в Хогвартсе стоило бы открыть пятый факультет.

Читайте также:  Блудный сын, джорджо де кирико - описание картины

Источник:

Кранахи: между Ренессансом и Маньеризмом • ARTANDHOUSES

Купидон жалуется Венере, Лукас Кранах - описание картины

Впервые в залах ГМИИ им. А.С.

Пушкина собираются вместе произведения великой династии мастеров, ознаменовавших переход от Северного Возрождения к маньеризму: сорок восемь живописных полотен и полсотни графических работ семейства Кранахов предоставлены музеями Готы (замок Фриденштайн), Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и несколькими российскими коллекционерами.

Основатель династии — Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный живописец саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Кранах Старший немало преуспел в карьере.

Будучи одним из самых зажиточных горожан Виттенберга, он неоднократно избирался бургомистром этого городка в Саксонии. И все же прославился он прежде всего как художник, замечательный портретист и величайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур и пейзажа.

Лукас Кранах СтаршийМоление о чаше

Лукас Кранах дружил с Мартином Лютером, и именно благодаря портрету его кисти мы сегодня знаем, как выглядел знаменитый деятель немецкой Реформации. Живописец основал семейную художественную мастерскую, процветавшую более сотни лет.

  • Среди самых известных работ Лукаса Кранаха: «Юдифь с головой Олоферна», «Мадонна с младенцем», «Венера и амур», «Плоды ревности.
  • Серебряный век», «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
  • Лукас Кранах СтаршийМадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)

Продолжатель дела отца — Лукас Кранах Младший (1515–1586). В доставшейся ему по наследству мастерской он занимался, прежде всего, тиражированием отцовских оригиналов, религиозных сцен, мифологических аллегорий и парадных портретов.

С наступлением творческой зрелости, Кранах Младший от копирования отказался, отчасти следуя изменениям моды, происходящим при саксонском дворе.

  1. Художник пристрастился к крупноформатным полотнам и картинам-эпитафиям, которые заказывали представители богатых семей, исповедовавших лютеранство.
  2. Лукас Кранах СтаршийПлоды ревности (Серебряный век)

Его младший брат, Ганс Кранах (1513—1537), также стал живописцем и трудился в мастерской отца. Семейную традицию продолжили также внук Август Кранах, сын Лукаса Кранаха Младшего (1554—1595) и правнук, Лукас Кранах III (1586—1645).

Северное Возрождение — термин, описывающий эпоху Возрождения в северной Европе, во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.

Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — художественный стиль XVI — первой трети XVII века,  считающийся ранней стадией стиля барокко. Характеризуется метафорической насыщенностью, пристрастием к гротеску, утратой гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. 

Гмии  им а.с.пушкина: главное здание, волхонка, 12

Источник:

10 неизвестных: как отличить работы Лукаса Кранаха Cтаршего от его мастерской

Источник: https://infocentereurope.ru/drugoe/opisanie-kartiny-lukasa-kranaha-venera.html

Кранах Лукас Старший (1472 — 1553).Северное Возрождение

Кранах Лукас Старший

Последний художник немецкого Ренессанса, живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Он рано приобрел популярность и был приглашен ко двору курфюста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Витенберге. Имел обширную мастерскую и множество учеников.

Лукас Кранах писал в основном на религиозные сюжеты. Его картины полны движения, красок,света,но в центре их — всегда человек. Особенно часто писал женщин — их мягкие, изысканные фигуры на его картинах причудливо вытянуты, грациозны. Лица на его полотнах округлы, с чуть раскосыми глазами, приподнятыми к вискам — по ним легко можно узнать почерк художника Кранаха.

Святое семейство (1509)

Отдых на пути в Египет (1504)

Христос на кресте (1552 — 1555)

Мученичество святой Екатерины (1506)

Это третья часть триптиха «Мученичество святой Екатерины».
Сюжет из известной христианской легенды. Одно время в Александрии правила царила Екатерина, которая хотела стать христианкой. Ее желание исполнилось: она была крещена отшельником.

В то же время в Александрии находился император Максенций, который стремился подорвать истинную веру женщины. Он подослал к ней 50 ученых мужей, но они не смогли поколебать преданность Екатерины христианству.

Более того, Екатерина сама смогла так убедить этих мужей в правдивости христианства, что эти мудрецы сами решили стать христианами. Однако, жестокий Максенций казнил их всех до одного. Теперь император приказал изготовить Екатерине колесо с шипами, в котором ее будут пытать, пока она не отречется от веры.

Но замысел императора так и не воплотился в жизнь: ударила молния и разрубила адское приспособление на две части. Разгневанный император приказал Екатерину обезглавить.

Художник изобразил этот самый страшный момент в судьбе отважной женщины — вот-вот она будет обезглавлена стоящим за нее палачом, но лицо Екатерины спокойно, она уверена в правильности своего поступка.

Венера и амур (1509)

Эффектная картина, выполненная в гамме желтых и золотистых тонов, благодаря чему фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы. Выделяются лишь красные бусы на шее Амура.

 Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой придерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить. Венера Кранаха — рослая, длинноногая женщина, ее жесты как изысканны, так и несколько неуклюжи, скованны.

Кранах, изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера».

Расплата (мезальянс) 1532

Меланхолия (1532)

Портрет молодой дамы (1526)

Красивая молодая женщина изображена в свободной, спокойной позе. Она задумчива, ее фигура грациозна, очерчена гибкими, плавными линиями. Женщина полна достоинства, даже высокомерия. Угадывается властный характер высокородной дамы, роскошно одетой по моде того времени; на ней множество украшений.

Портрет написан яркими, праздничными красками.

Портрет герцога Генриха Благочестивого Саксонского и герцогини Екатерины Макленбургской (1514), диптих

Перед нами парные портреты герцога Генриха Благочестивого Саксонского и его супруги герцогини Екатерины Макленбургской. Вместе они смотрятся очень эффектно.
Оба изображены на черном фоне, что особенно подчеркивает золото экстравагантных костюмов, придающих портретам изысканную декоративность. Рядом с ними собаки — у герцогини маленькая, ручная, у герцога — сильная охотничья гончая.

Нимфа фонтана (1534)

Иоганн Фридрих Великолепный (6 лет) 1509

Адам и Ева (1526)

В ветвях дерева познания и зла спрятался змей и стал искушать наивную, доверчивую Еву, что несмотря на наказ Бога не есть плоды с этого дерева, стоит их попробовать, т.к. от этого они не умрут, но у них на многое откроются глаза, и они станут сами как боги, научившись отличать добро от зла.
Эти слова разбудили у Евы любопытство.

Она подошла к дереву ближе и увидела прекрасные плоды, которые своим внешним видом вызывали желание их попробовать. Она сорвала плод и съела его. Он так понравился Еве, что она дала его попробовать и Адаму. И он тоже съел.
Так впервые люди поддались искушению дьявола в виде змея и согрешили, нарушив одну из главных Божеских заповедей.

Когда Адам и Ева съели плод, то сразу заметили, что они наги, на них нет одежды. Им стало стыдно. Они сшили из листьев смоковницы опоясания и надели их.Так был совершен первородный грех.

Борьба Самсона со львом (1525)

Здесь изображен сюжет из христианской мифологии. Самсона, обладающего огромной силой, часто отождествляют с Давидом и Гераклом, которые боролись со львом.

Как гласит мифология, Самсон, когда подходил с отцом своим и матерью своею к виноградникам Финафским, молодой лев, рыкая, вышел навстречу ему.

И сошел на него Дух Господень, и он разорвал льва как козленка, хотя в руках у него ничего не было.

На самом деле Самсон разорвал именно льва, а не пасть его, однако, в некоторых рассказах сюжет отклоняется, описывая, как Самсон разорвал пасть льву.

Венера и Амур (1530)

На небольшом полотне художник изобразил прекрасную женщину и маленького Амура, подающего ей медовые соты. Эта навеянная литературными источниками и двусмысленная в своем эротизме сюжетная композиция имела большой успех и неоднократно варьировалась художником.

Особую пикантность Венере придает то, что на ней, обнаженной, роскошная, опушенная перьями шляпа. Ее шею украшают цепи. Венера держится за ветку, на которой висят прекрасные яблоки.

Художник будто намекает, что это, может быть, и не Венера, а Ева. Фигуры Венеры и Амура смотрятся светлыми силуэтами на фоне темной листвы леса, в которой можно разглядеть головы оленя и косули.

Правый край картины занят чудесным пейзажем, написанным с точностью миниатюриста.

Эдем (1536)

Христианская религия гласит, что Бог создал как первого человека. так и позаботился о том, чтобы человеку жилось вольготно на земле, и создал на востоке рай, или сад, в Эдеме, в нем имелось все, что требовалось для приятной и вольготной жизни. Человеку не нужно было трудиться.

В Эдеме по Божьему повелению стали произрастать разные деревья, приятные на вид и с плодами, годными для пищи.
В самом центре Эдема он посадил еще одно дерево, которое называлось деревом познания добра и зла. Он сделал это с целью испытать послушание человека, его следование Божеским заповедям.

Поселив человека в саду Эдемском, Бог сказал ему: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания и зла не ешь ничего; ибо в тот день, когда ты вкусишь от него, смертию умрешь».
И тогда же понял Бог, что нехорошо быть человеку одному, нужен ему помощник.

он собрал всех полевых животных, всех птиц небесных, привел к человеку, чтобы тот дал название каждому. И человек дал названия всем скотам и птицам и всем зверям, но сам по-прежнему был один.
Понял Бог, что человеку нужна пара. И навел Он на Адама крепкий сон, взял одно из его ребер и создал из него женщину.

Он привел ее к Адаму и сказал, что это кость от кости его, плоть от плоти его и называться она будет его женою, потому что взята от мужа. Адам назвал жену Евой, что на иудейском языке означало «жизнь», и она должна была стать прародительницей всех людей на земле.

Адам и Ева жили в спокойствии и радости, они были нагие и не стыдились своей наготы. Они не боялись ни болезней, ни голода, ни смерти. И окружавшие их животные были ласковы с ними, сильные не трогали слабых, и все питались травой и плодами с деревьев, и всем всего хватало.

Читайте также:  Музей виктории и альберта, лондон, англия

Курфюстр Фридрих Мудрый на охоте (1529)

С одной стороны, это историческая картина, потому что изображает конкретный случай — охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве.

Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой; в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей; на холме возвышается гордый замок.

Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Один за другим чередуются эпизоды охоты, и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины.

Нимфа источника (речная нимфа) 1518

Ева (1528)

Святые Женевьева и Аполлония (1506)

Изображения служили внешними створками знаменитого алтаря Святой Екатерины. На темном фоне изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, выразил свой идеал женской красоты. Над Святыми — золотой орнамент из плодов и листьев.

Христос и грешница

Мадонна с младенцем под яблоней (1530)

Поза молодой женщины, отдыхающей под яблоней в саду, полна безмятежного покоя и умиротворенности. В ее лице нет той тревоги и печали, которые трогают нас в русских иконах. Младенец Христос, стоящий в полный рост на коленях у матери, кажется нам обыкновенным играющим ребенком, он изображен без нимба — сияния над головой, символа святости.

Природа на дальнем плане дышит величием и покоем. Но не все в картине так просто. В те времена многие вещи и предметы на картинах имели еще другой, тайный смысл.

Яблоки здесь — это не просто вкусные фрукты, это напрминание о райском саде, где жили Адам и Ева, где Ева нарушила запрет бога, вкусив яблоко. Яблоки означают также дары жизни, изобилие земли, плоды знания. Христос держит в одной руке яблоко, словно протягивая его людям.

Адам и Ева, диптих (1528)

Оплакивание Христа (1538)

Юдифь с головой Олоферна

Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел скорую победу, но этому помешала жившая в городе богатая вдова Юдифь.
Юдифь призывала людей не сдаваться, подбадривала их. как могла.

а затем сама решила спасти свой город и осажденных в нем людей.
Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Она оделась в богатые одежды и вместе со своей служанкой пошла к великому полководцу Олоферну, сказав его слугам, что несет ему дары. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу.

Они долго беседовали, пировали. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Слишком много выпив, он быстро уснул. Тогда Юдифь помолилась,попросив у Господа прощения, схватила Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом по его шее. Брызнула кровь, и голова Олоферна оказалась в ее руках.

Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.

Осторожно подошли Юдифь со служанкой к воротам своего города и показали осажденным жителям голову жестокого Олоферна. Восторг и ликование охватил всех жителей города. А ассирийские воины утром обнаружили труп обезглавленного полководца. Панический ужас охватил воинов и, прихватив тело Олоферна, они бежали из города Ветилуя.

Венера и купидон (1520)

Двор немецких курфюстов не любил унылых, церковных проповедей, поэтому им нравились сюжеты, близкие итальянскому Ренессансу.

С восхищением пишет художник пленительную фигуру юной Венеры. Чтобы подчеркнуть ее целомудренную красоту, он одевает богиню в прозрачную накидку, добавленную легкой, зеленой. Только бусы украшают женщину. Образ полон любви и нежности.

Оленья охота короля Карла V близ замка Торгау (1544)

Одна из заказных работ мастера, своеобразная по жанру картина, изображающая любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.

Опушка леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей, извилистая речка, виднеющийся вдали замок — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Скачущие всадники, преследуемые гончими псами олени, в страхе бросающиеся в воду, поджидающие их на другом берегу знатные охотники с арбалетами.

лодки на реке — одни подбирают убитых оленей, на других — придворные дамы, любующиеся столь завлекательным зрелищем, — вся композиция пронизана движением, звуками гона. лаем собак.

Портрет юриста (Иоганн Стефан Реус) 1503

Закон и Благодать (1529)

Святые Кристина и Оттилия

Источник: http://cvetamira.ru/kranah-lukas-starshiy-1472-1553severnoe-vozrozhdenie

Описание картины Венера и Амур – Лукас Кранах

Известная картина “Венера и Амур” написана художником Лукасом Кранахом Старшим в 1509 году. Размер 213 x 102 см, холст, дерево, масло. Картину относят к началу зрелого периода творчества художника. Полотно “Венера и Амур” является первой картиной эротического содержания в искусстве немецкого ренессанса.

Одна из важных особенностей художника Лукаса Кранаха заключается в том, что он принадлежит к числу тех немецких живописцев 16 века, которые проявляли интерес к достижениям современного им классического искусства Италии.

В целом ряде своих произведений Лукас Кранах обращается к классическим приемам передачи пространства и трактовки человеческой фигуры. Художник создает изображения мадонны, уподобляющиеся по типу итальянским образцам, вводит в фигурные композиции элементы ренессансной архитектуры, пытается воплотить идеальные пропорции обнаженного тела в картине “Венера и Амур”.

В 1509 году Лукас Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура.

Художник сознательно отказался от цвета, эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы; выделяются лишь красные бусы на шее Амура.

Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой удерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце.

Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить.

Для Кранаха это была первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: “Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера.

” Венера Кранаха – рослая, длинноногая женщина, в ее образе сочетается архаизм старого немецкого искусства с изысканностью итальянского вкуса, ее жесты грациозны и одновременно несколько неуклюжи – в этом и заключается неповторимое своеобразие произведения Лукаса Кранаха.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Обиженный Амур и Венера – Лукас Кранах Картина “Обиженный Амур и Венера”, размер 81,3 x 54,6 см, дерево, масло. Мифологические и исторические сюжеты в картинах позднего периода……
  2. Геракл у Омфалы – Лукас Кранах Картина “Геракл у Омфалы” создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе……
  3. Отдыхающая нимфа – Лукас Кранах Картину “Отдыхающая нимфа” или иначе “Нимфа источника” художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах. Размер работы 77 x 121,5 см,……
  4. Двойной портрет Иоганн Твердый и его сын Иоганн Фридрих – Лукас Кранах Лукас Кранах написал много портретов своих современников. Особенно популярны в этот период были двойные портреты. Двойной портрет в искусствоведении называется……
  5. Аллегория меланхолии – Лукас Кранах Картина “Аллегория меланхолии” создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Размер доски 113 x 72 см,……
  6. Портрет Фридриха Мудрого – Лукас Кранах “Портрет Фридриха Мудрого”. Своего покровителя Лукас Кранах Старший запечатлел в прекрасном гравированном портрете. Скромные черты этого сильного и мужественного человека……
  7. Курфюстр Фридрих Мудрый на охоте – Лукас Кранах С одной стороны, это историческая картина, потому что изображает конкретный случай – охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора……
  8. Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского – Лукас Кранах Кардинал Альбрехт Бранденбургский – курфюрст, архиепископ Майнцский и Магдебургский, известный политический деятель эпохи Реформации, примас католической церкви в Германии. Альбрехт……
  9. Юдифь с головой Олоферна – Лукас Кранах Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел……
  10. Оленья охота короля Карла V близ замка Торгау – Лукас Кранах Одна из заказных работ мастера, своеобразная по жанру картина, изображающая любимое развлечение его августейших покровителей – охоту на оленей. Сильная……
  11. Марс и Венера, застигнутые Вулканом – Франсуа Буше Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться……
  12. Венера бесчувственная – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Венера бесчувственная”. Размер картины 142 x 184 см, холст, масло. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает……
  13. Венера и матрос – Сальвадор Дали Ранняя работа Сальвадора Дали “Венера и матрос” написана в стиле, редко используемом автором. Это аппликативность деталей более похожа на кубизм,……
  14. Парочка шалунов – Ханс фон Аахен Картина немецкого художника Ханса фон Аахена “Парочка шалунов”. Размер картины 25 x 20 см, масло, медь. Живописец Ханс фон Аахен……
  15. Смерть Адониса – Питер Рубенс Адонис – в переводе “господь”, “владыка”. Родился от кипрского царя Киниры и его дочери Мирры. Богиня Венера была разгневана на……
  16. Положение во гроб – Сандро Боттичелли В мюнхенском “Положении во гроб” Боттичелли угловатость и некоторая деревянность фигур, заставляющие вспомнить об аналогичной картине нидерландского художника Рогира ван……
  17. Похищение Ганимеда – Питер Рубенс В 1636 году Рубенсом был получен заказ на большой цикл полотен на сюжеты “Метаморфоз” Овидия. На большой вертикальной картине по……
  18. Старик и юноша со снопом – Карл Брюллов Слабо проработана спина и колени наклонившегося старца в рисунке “Старик и юноша со снопом”, искривлен рот у смеющегося Вакха, неправильно……
  19. Единородный Сын Слово Божие – Виктор Васнецов Неоднократно В. М. Васнецов прибегал в религиозной тематике в своих работах. Картина “Единородный Сын Слово Божие” представлена и в виде……
  20. Мадонна во славе – Сандро Боттичелли Опираясь на пример Филиппе Липпи и Верроккьо, художник дает обновленную интерпретацию образа Мадонны. Он удлиняет пропорции фигуры, подчерки вает тонкость……

Описание картины Венера и Амур – Лукас Кранах.

Источник: https://art.goldsoch.info/venera-i-amur-lukas-kranax/

Ссылка на основную публикацию