Главная » Здоровье » Кто такие передвижники и почему их так называют? История возникновения «товарищества передвижных художественных выставок», его устав и организация Какие особенности свойственны живописи передвижников.
Товарищество передвижных выставок возникло в 1870 году. Группа молодых художников бросила вызов академическому искусству. Которое призывало к изображению лишь оторванных от реальности мифов и исторических сюжетов.
К тому же такое искусство было доступно лишь избранным людям из дворянства и богатого купечества.
Передвижники же хотели нести искусство более широкому кругу зрителей. Организовывая выставки в разных городах России.
А ещё они хотели писать жизнь простых людей. Судьбы униженных и оскорбленных.
Их сюжеты были обличительны и драматичны. Классовое неравенство, социальная несправедливость, нищета.
Вот 5 самых ярких художников-передвижников, в работах которых жизнь бедных предстаёт перед нами без прикрас.
1. Василий Перов (1834-1882 гг.)
. Портрет Василия Перова. 1881 г. , Санкт-Петербург
Главные шедевры Перова были созданы ещё до официального образования Товарищества передвижных выставок. Но именно он был одним из главных вдохновителей и организаторов движения. Ведь Перов как никто другой был сосредоточен на сюжетах об обездоленных.
Пожалуй, самая эмоциональная его работа – это картина «Тройка». У кого есть дети, не могут без тоски смотреть на нее. Это сейчас детский труд нам кажется дикостью. А каких-то 100-150 лет назад это было нормой.
Жуткая погода. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без варежек!) тянут бочку с водой до мастерской.
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Конечно, на работу в мастерскую они попали не от хорошей жизни. Родители, не имея возможности прокормить нескольких детей, одного могли отдать в услужение.
Приглушенные серые, белые, бежевые краски картины подводят нас к ощущению холода. А вот лица детей на таком фоне четкие и живые. Зрителю нет возможности их не разглядеть. И увидеть страдание в глазах, в которых должна быть лишь беспечная радость.
Еще до «Тройки» Перов создал ряд антиклерикальных работ. Одна из самых интересных картин на эту тему – «Чаепитие в Мытищах».
Василий Перов. Чаепитие в Мытищи. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Могла ли такая сцена возникнуть в реальности? Вполне. Представьте, этого солдата взяли служить когда-то на целых 20 лет. Конечно, по возвращении домой родители уже вряд ли были живы. Ни жены, ни детей. Мизерная пенсия.
Только – свобода передвижения (отслуживший крестьянин переставал был крепостным). Что оставалось, как не бродяжничать и просить милостыню.
Перов был гениальным «сценографом». Он так удачно подбирал позы и жесты героев, что его сюжеты читаются с первого взгляда. Понятны и неловкость служанки, и смиренность солдата, и равнодушие церковника.
2. Илья Репин (1844-1930 гг.)
Илья Репин. Автопортрет. 1887 г. , Москва
Репин официально стал передвижником в 1878 году. И тоже не удивительно. Его «Бурлаки на Волге» с явным социальным подтекстом не «оставляли ему выбора».
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сейчас нас оторопь берет от того, что наемный работник может вот так жалко выглядеть. 11 тянущих лямку людей выглядят темным, грязным пятном на фоне светлого летнего пейзажа. Да ещё вдалеке пароход виден. Который вполне мог тянуть корабль вместо несчастных людей.
На самом деле бурлачество было неплохой возможностью заработка для людей, выброшенных на обочину жизни. Для бывших моряков, безземельных раскрепощенных крестьян. Поработав один летний сезон, они могли прокормить себя в течение предстоящей зимы.
«Проводы новобранца» – менее известная картина Репина. Но она очень ярко показывает один из моментов жизни крестьян. Семья и соседи провожают на службу молодого человека. Репин сам наблюдал эту сцену.
Илья Репин. Проводы новобранца. 1879 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В это время срок службы уже был сокращён с 20 лет до 6. Но это, увы, не облегчает участи новобранца. Идёт Русско-Турецкая война (1877-1878 гг.), и родные не знают, увидят ли его живым. Поэтому мы и наблюдаем такое смятение окружающих. Даже дети замерли, прекратив игры и смех.
Репин поражает своей всеохватностью. В одной картине он умудрялся показать и характер каждого отдельного персонажа, и ключевые моменты целой эпохи.
3. Владимир Маковский (1846-1920 гг.)
Владимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Маковского можно назвать баловнем судьбы. Он родился и вырос в обеспеченной и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как и его старший брат Константин Маковский.
Но Владимир любил побродить по ночлежкам и базарам. Он искал яркие типажи. Ведь он предпочитал жанровые сценки о тяготах простых людей. Поэтому его герои такие правдивые и эмоциональные.
На картине «Свидание» мы видим мать и сына. Сын был отдан в подмастерье. Мать навещает его, купив в подарок калач.
Владимир Маковский. Свидание. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Босой мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится понятно, в каких ужасных условиях живет и работает ребёнок. Мать это понимает. В ее грустных глазах все легко читается. Но сделать она ничего не может.
Нищета не позволяет ей забрать сына. А может ещё теплится надежда, что однажды сын сможет стать мастером и «выбьется в люди». Но в любом случае, настоящего детства у мальчика нет.
А вот ещё одна история «На бульваре». После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам достались земельные наделы. И уезжали работать в города, чтобы прокормить семью.
Молодой парень так и сделал. Устроился дворником. И вот через какое-то время к нему приехала молодая жена с младенцем. Вот их мы и видим на скамье на Сретенском бульваре Москвы.
Владимир Маковский. На бульваре. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Муж уже привык к вольной жизни. Поэтому жена для него лишь помеха. Понимая это, девушка сидит как оглушенная, пытаясь осознать своё несчастье. И пейзаж соответствующий: ноябрь, опавшая листва, одинокие прохожие.
Картины Маковского очень литературны. Это скорее истории. По ним мы понимаем всю жизненную ситуацию героев: что предшествовало запечатлённому моменту. И что их ждёт впереди.
4. Сергей Иванов
Осип Браз. Портрет Сергея Иванова. 1903 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам досталась земля, которая могла их прокормить. Миллионы из них решили переселиться в Сибирь, на свободные земли. И главным летописцем этого сложного периода их жизни был Сергей Иванов.
Он следовал с ними за Урал. Сначала на поезде до Тюмени. Затем на плотах до Барнаула. А потом пешком и в кибитках до свободных участков земли.
Весь путь занимал несколько месяцев. Путь тяжёлый и даже опасный для жизни. 7% переселенцев погибали в дороге. Одну из таких трагедий и изобразил Иванов.
Сергей Иванов. Смерть переселенца. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Глава семьи скоропостижно скончался в пути. Жена рухнула на землю оплакивать своё горе. Что ее ждёт? Если она выйдет замуж (а в Сибири женщин не хватало), то у неё есть шанс выжить. Если нет, то участь ее – попрошайничество или тяжкий наемный труд. Имея ребёнка на руках. Очень печально.
Иванов сыграл немалую роль в судьбе переселенцев. Ведь его картины видели многие благодаря передвижным выставкам.
Уже в 90-х годах 19 века переселенцев стали поддерживать власти. Худо-бедно заботясь об их пропитании и здоровье в дороге. И таких страшных сцен, как на картине «Смерть переселенца», уже не встречалось.
Конечно, такой борец за справедливость, как Сергей Иванов, просто не мог пройти мимо стихийных событий восстания в декабре 1905 года.
Сергей Иванов. Расстрел. 1905 г. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Вновь мы видим униженных и оскорбленных. На этот раз расстрелянных на одной из площадей Москвы. Иванов будто написал звук смерти. В пустом пространстве звучат выстрелы, стон умирающих и рёв толпы.
5. Абрам Архипов
Абрам Архипов. Автопортрет. Частная коллекция
Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.
Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.
Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.
Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».
Абрам Архипов. Прачки. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.
Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.
Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.
В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.
Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919 г. Нижегородский художественный музей
Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.
А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.
Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.
В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Источник: https://vakta.ru/health/kto-takie-peredvizhniki-i-pochemu-ih-tak-nazyvayut-istoriya-vozniknoveniya/
Кто такие художники передвижники?
В XIX веке в России Императорская Академия художеств (высшее учебное заведение в области изобразительных искусств) фактически была единственной законодательницей вкусов в области живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства.
Традиционно в Академии проходил конкурс самых талантливых выпускников на Большую Золотую медаль. Победители получали право 6-летней поездки в Италию с полным пансионом.
В 1863 году Совет Академии изменил условия конкурса, приравняв выпускников исторического класса и жанровой живописи, без выбора свободной темы.
Конкурсанты во главе с Иваном Крамским подали несколько прошений с просьбой пересмотра условий конкурса. Но эти прошения остались без ответа.
Тогда в день конкурса 9 ноября 1863 года 14 из 15 конкурсантов отказались от участия в конкурсе. Эта акция выпускников получила название «Бунт четырнадцати».
Именно эта дата стала считаться началом эпохи «передвижников».
«Бунтовщики» во главе с И.Крамским организовали «Артель художников», которая явилась первым коммерческим предприятием людей искусства. Спустя 7 лет Артель развалилась, и на принципиально иных творческих основах было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Членов «Товарищества» стали называть «передвижники».
В «Товарищество» объединялись русские художники реалистического направления. Русский реализм предполагал изображение современной жизни народа, страны, природы родного края.
За время существования «Товарищества» было проведено 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Казани и других городах.
Первая выставка «передвижников» открылась в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств 29 ноября 1871 года. Представленные на ней картины поразили публику своей простотой и необыкновенной выразительностью.
Не было пышных античных сюжетов, богатых одежд, ярких красок итальянской природы. Но были русские леса, сосны, березки, опушки в исполнении Ивана Шишкина, портреты Ивана Крамского. Большинство картин ныне составляют золотой фонд русской живописи.
Среди них были: «Охотники на привале» Василия Перова (1871, холст, масло. 119х183 см)
«Грачи прилетели» Алексея Саврасова (1871, холст, масло. 62?48,5 см)
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге (1871. Холст, масло. 135,7 x 173см)
Начиная с 1900-х годов деятельность «Товарищества» стала идти на спад, стало возникать много местечковых проблем между Санкт-Петербургом и Москвой, конфликтов старых членов с новыми. Так в 1901 году из «Товарищества» вышли сразу 11 художников.
Последняя выставка была проведена в 1922 году, а в 1923 году «Товарищество» прекратило существование.
За все время членами «Товарищества» были 109 человек. Полный список можно посмотреть тут.
Основная заслуга в основании «Товарищества» принадлежит Ивану Николаевичу Крамскому.
Наиболее известные члены «Товарищества»:
- Брюллов Павел Александрович (племянник живописца Карла Брюллова)
- Васнецов Аполлинарий Михайлович
- Васнецов Виктор Михайлович
- Ге Николай Николаевич (член-учредитель)
- Каменев Лев Львович (член-учредитель)
- Клодт Михаил Константинович (член-учредитель)
- Клодт Михаил Петрович (член-учредитель, двоюродный брат Клодта М.К.)
- Корзухин Алексей Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)
- Крамской Иван Николаевич (член-учредитель)
- Кузнецов Николай Дмитриевич (одессит, наиболее яркий представитель украинских «передвижников», один из основателей Товарищества южнорусских художников)
- Куинджи Архип Иванович
- Левитан Исаак Ильич
- Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (член-учредитель)
- Маковский Александр Владимирович (сын Маковского В.Е.)
- Маковский Владимир Егорович (младший брат среди детей Маковского Е.И.)
- Маковский Константин Егорович (член-учредитель, старший брат)
- Маковский Николай Егорович (член-учредитель, средний брат)
- Мясоедов Григорий Григорьевич (член-учредитель)
- Перов Василий Григорьевич (член-учредитель)
- Поленов Василий Дмитриевич
- Прянишников Илларион Михайлович (член-учредитель)
- Репин Илья Ефимович
- Репин Юрий Ильич (сын от 1-го брака Репина И.Е.)
- Савицкий Георгий Константинович (сын Савицкого К.А.)
- Савицкий Константин Аполлонович
- Саврасов Алексей Кондратьевич (член-учредитель)
- Серов Валентин Александрович
- Суриков Василий Иванович
- Шишкин Иван Иванович (член-учредитель)
- Якоби Валерий Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)
- Ярошенко Николай Александрович
Особо следует сказать о Константине Коровине, который работал в разных жанрах и художественных направлениях: от реализма до импрессионизма.
Он был частым гостем «передвижников», участвовал в выставках, сделал для развития русской художественной школы живописи, и в частности русского реализма, больше, чем многие члены «Товарищества», хотя сам никогда членом «Товарищества» не был.
Более подробно — тут.
В 2008 году зарегистрировано Творческое объединение «Новые передвижники» — традиции возрождаются.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/340628-kto-takie-hudozhniki-peredvizhniki.html
11 декабря в истории, или то, чего вы не знали о русской живописи
Кто такие «передвижники»? Что это, социальная группа, политическое движение, или, может быть, советская рок-группа? На деле все гораздо проще и, в то же время глубже и сложнее. Передвижниками называли художников, которые противостояли на тот момент основному, академическому стилю живописи. Какова же история этого протеста? Обратимся к истории.
Как это началось?
60-е годы XIX века. Российская империя. Эпоха великих реформ! Эти годы знамениты отменой крепостного права, реорганизацией армии, существующей на тот момент, смягчением цензуры. Всё это вы наверняка читали в учебниках по истории, однако, не во всех пособиях рассказывается про реформирование Императорской Академии Художеств.
Прежде всего, академия славилась своей консервативностью, что ограничивало свободу творчества её учеников. Именно такое влияние она оказала и на соревнования за золотую медаль — студенты могли конкурировать друг с другом за звание классного художника I степени, что позволяло поехать за границу и там продолжить обучение.
Совет Академии ввёл основное правило конкурса: работы должны быть на религиозные или мифологические темы. Это однажды заставило участников конкурса уйти из Академии, так как Совет отказал им в просьбе изменить правила и разрешить писать одно из заданий на вольную тему. «Бунт четырнадцати», так их называли.
Эти 14 бывших студентов и организовали «Санкт-Петербургскую Артель художников», позже переименованную в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Чем же занимались передвижники?
А чем могут заниматься художники, собранные в одном коллективе? Конечно, продвигать в массы искусство! К слову, у них даже был свой устав, в котором четко говорилось об обязанностях передвижников:
- а) Предоставление жителям провинций возможности ознакомления с русским искусством.
- б) Развитие любви к искусству в обществе.
- в) Облегчение для художников сбыта их произведений.
На счету товарищества 47 передвижных выставок за 53 года существования. Первая выставка передвижников была открыта в 1871 году 11 декабря в Петербурге, и где бы вы думали? В здании Академии Художеств! А одной из самых успешных картин стала «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.
Помимо ежегодных выставок в таких городах, как Москва, Киев и Петербург передвижники организовывали, так называемые параллельные выставки. Их целью было показать произведения искусства в других городах России. Так, первая параллельная выставка была проведена в 12 городах нашей необъятной страны.
Работы каких художников можно было встретить на выставках?
У большинства Россиян имена знаменитых передвижников всегда на устах, однако, не все знают, что их сделало знаменитыми именно Товарищество передвижных художественных выставок.
На выставке картин в разные годы можно было встретить работы таких виртуозов своего дела, как Илья Репин, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Иван Крамской… И этот список можно продолжать и продолжать.
Огромную роль в развитии выставки передвижников оказали исследователь искусства и критик Владимир Стасов, а также Павел Третьяков, который не нуждается в представлении.
И по сей день Третьяковская галерея и её архивы полны работами членов «Товарищества передвижников». Большинство художников вдохновлялось идеями народничества, тягой к исконным корням, а ведущими стилями считаются реализм и импрессионизм.
Товарищество просуществовало относительно недолго – всего 50 лет. Виной тому была нехватка молодых дарований. Это происходило из-за появления разнообразных художественных объединений.
Но даже этого хватило, чтобы наполнить сокровищницу русской живописи такими драгоценными каменьями, как представители этого общества.
Полюбоваться на произведения искусства великих художников и ознакомиться с их историей можно в Третьяковской Галерее и на частных выставках.
Анна Макрищева
Источник: http://dailyculture.ru/stati/art/11_dekabrya_v_istorii_ili_to_chego_vy_ne_znali_o_russkoy_zhi
Кто такие художники-передвижники?
Передвижники – сокращенное названия объединения российских художников, которое появилось во второй половине девятнадцатого века. Основателями были Иван Крамский, Григорий Мясоедов, Николай Ге.
Главная цель создания общества – организация во всех городах художественных выставок. Делалось это для того, чтобы люди из провинций тоже имели возможность познакомиться с русским искусством. В 1870 году был создан устав, в котором прописывалось, какими делами товарищества заведует общее товарищество, какими способами решаются общие вопросы, связанные с работой организации.
Четырнадцать лучших выпускников «Императорской академии художеств» предпочли золотой медали свободу творчества. Они отказались писать картину на указанную тематику, считая ее слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему, на что получили отказ. Со временем они направили прошение выдать дипломы, соответствующие уже полученным медалям.
В 1863 году молодые живописцы под руководством Ивана Крамского создали первое в истории русского искусства объединение. Главной идеей стал реализм и социальная направленность вместо театральности и идеологии.
Художники принимали заказы на картины, давали уроки рисования, собирались для обсуждения насущных проблем. Самой большой проблемой стал финансовый вопрос и факт возобновления отдельными личностями общения с членами академии.
Крамский по этим причинам покинул общество.
Через семь лет на смену пришло товарищество передвижных художественных выставок. Оно объединило московских, петербургских живописцев. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Устав нового общества был утвержден в 1870 году.
Первая выставка была открыта через год в Петербурге, за два месяца побывала в Москве, Киеве, Харькове. Уже до начала работы экспозиции была куплена практически половина всех имеющихся картин и рисунков.
За время существования товарищества были проведены выставки:
- В Москве;
- Риге;
- Курске;
- Воронеже;
- Полтаве;
- Одессе и других городах.
Одним из учредителей был Алексей Саврасов. Художник-пейзажист прошел обучение вопреки воле отца. В основе его творчества находились работы немецких и английских живописцев. Был удостоен различных премий, но последние годы своей жизни художник жил в острой нужде.
Имена художников-передвижников были известны далеко за пределами нашего государства. Примерном является Иван Шишкин. С его творениями связана история русского пейзажа, а произведения искусства этого передвижника стали национальной классикой и приобрели популярность во всем мире.
Русские художники создали огромную портретную галерею. Возможно это стало благодаря Ивану Николаевичу Крамскому. Именно ему принадлежит известный во всем мире портрет Льва Толстого, написанный в 1873 году. На картине отчетливо видны не только внешние качества писателя, но и особенности его характера.
Одним из значимых явлений в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Илья Репин колоритно показал в ней образ простого народа. До этого художника данная тематика оставалась недоступной. С особой любовью он рисовал образы обычных крестьян. В 80-е годы 19 века художник обращается к портретному жанру, изображая различных известных деятелей той эпохи.
К художникам-передвижника относятся:
- Василий Максимов;
- Василий Перов;
- Абрам Архипов.
Участники работали по разным художественным направлением, но объединяло их одно – идея народничества. Они противопоставляли свое творчество представителям официального академизма.
В 2008 году была зарегистрирована некоммерческая ассоциация деятелей искусства и культуры «Новые передвижники». Участники продолжают творческие традиции ранее сформированного товарищества. Они занимаются:
- организацией выставок;
- проведением мастер-классов;
- изданием каталогов, альбомов;
- популяризацией живописи.
В 2009-2017 годы проведено около 60 российских и международных выставок. Сегодня в проектах принимают участие больше 1000 художников разного направления. Основателем является генеральный директор, почетный член Союза художников России Олег Максименко.
Источники:
- Кто такие художники передвижники?
- Бунтари от живописи
- Творческое объединение «НОВЫЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ»
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-953751-kto-takie-hudozhniki-peredvizhniki
Русские художники-передвижники: в чем была идея движения
9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств произошло событие — бунт, скандал — давшее жизнь знаменитому на весь мир «Товариществу передвижных художественных выставок».
В тот день 14 лучших выпускников Академии отказались от участия в посвященном ее столетию конкурсе на большую золотую медаль. По заданию, каждый из 14 обладателей малой золотой медали «За успехи в рисовании» должен был представить картину на тему «Пир в Валгалле». Однако молодые бунтари во главе с Иваном Крамским сочли германо-скандинавский сюжет архинесовременным и оторванным от реальности. Один за другим они покинули академическую аудиторию, сорвав юбилейный конкурс и оставив вице-президенту Академии князю Гагарину бумаги с прошениями выдать каждому диплом, «соответствующий тем медалям, которыми я награжден». Ратуя за реализм и остросоциальную направленность живописи, разорвавшие отношения с Академией, сторонники Крамского создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников». Спустя некоторое время она переродилась в «Товарищество передвижных художественных выставок» или движение передвижников.
Те самые «четырнадцать»
На протяжении всего XIX века Императорская Академия художеств имела своего рода монополию на любую художественную деятельность, однако, многие ученики и выпускники Академии не разделяли убеждений ее ректоров и преподавателей — сюжеты на библейские и мифологические темы казались несовременными; подвергалась сомнению и главенствующая роль формы по отношению к содержанию. Однако, до «Бунта четырнадцати» мало кто заявлял об этом в открытую.
Фактически именно «Бунт четырнадцати» — срыв юбилейного конкурса Академии художеств — стал первой предпосылкой появления движения передвижников.
Василий Перов. «Охотники на привале», 1871 год
Ни один период истории русской живописи не был отмечен таким яростным отрицанием академизма и концепции «искусство ради искусства», как период, начавшийся в 60-е годы XIX столетия. Вдохновленные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания. Эти стремления были выражены в уставе товарищества:
- § 1. Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах (для):
- а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;
- б) развития любви к искусству в обществе;
- в) облегчения для художников сбыта их произведений.
- § 2. С сею целью Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу как художественных произведений, так и художественных изделий, а равно и фотоснимков…
- Помимо всего этого, устав товарищества оговаривал правила управления его делами и кассой, а также условия приема в его ряды новичков.
- Илларион Прянишников. «Порожняки», 1871
Первая выставка передвижников, путешествовавшая по России в течении без малого двух месяцев, открылась 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге и успела побывать также в Москве, Киеве и Харькове. Среди ее участников были Михаил Клодт, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов.
Выставка вызвала широкий общественный резонанс, а общий доход от нее составил около 4400 рублей. Полученные деньги были разделены между всеми участниками товарищества в соответствии с его уставом; без заслуженного заработка не остался ни один художник — и эту ситуацию тоже можно было считать абсолютным прорывом.
Дело в том, что годовой (!) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша — все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора.
«Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок. Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще…», — писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.
Участники товарищества требовали друг от друга неукоснительного следования принятому ими уставу и в особенности той его части, которая касалась финансовых вопросов — 5% от стоимости каждой проданной картины, а также все деньги, полученные за билеты на ту или иную передвижную выставку, отправлялись в кассу товарищества, остальное же поступало «в раздел между экспонентами, сообразно произведенной правлением оценке их произведений».
Идеальная дисциплина во всем, что касалось денег и организационных моментов, сослужила передвижникам неплохую службу — их дело процветало. К середине 70-х годов XIX века большинство художников, выставлявших свои картины на переезжающих с места на место выставках передвижников, обрели всероссийскую известность, а вместе с ней и долгожданную финансовую стабильность.
Василий Суриков. «Боярыня Морозова», 1887 год
Вскоре после фантастического успеха первой выставки передвижников, преподаватели Академии художеств во главе с ее вице-президентом Григорием Гагариным забили тревогу. Бывшие наставники решили, что новорожденное товарищество под руководством Крамского и Мясоедова подрывает авторитет Академии и лишает ее выставки заинтересованной публики.
Так началось многолетнее противостояние товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат и собиратель русского искусства Павел Третьяков.
«Кто действительно прав покажет только время» — говорил он.. «Я не вижу особой благодати в борьбе с Академией, на это тоже время требуется, а его так мало, — писал он Ивану Крамскому в 1879 году — Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость — вот это благодать!»
Третьяков играл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины передвижников были написаны по его заказу.
Исаак Левитан. «Тихая обитель», 1891 год
Закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет. К концу своего существования, товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт. К примеру, молодым передвижникам было запрещено выставляться где бы то ни было, кроме выставок товарищества; вступление в его ряды также превратилось в достаточно формальную процедуру.
Вот как вспоминал об этом моменте в истории передвижничества живописец Леонид Пастернак: «Старшие члены Товарищества находились в резком противодействии по отношению к более молодым.
Нас, молодых художников, презрительно именовали „экспонентами“, так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри; с нами обращались вообще самым строгим образом.
Дошло до того даже (в наши дни это кажется невероятным!), что Ярошенко, этот столп передвижничества, рассылал „экспонентам“ официальный „циркуляр“ с наивнейшим, чтобы не сказать больше, перечислением сюжетов, какие можно писать для присылки на передвижную выставку, с указанием особо „желательных“, с определением даже манеры и техники исполнения… Главным в картине был сюжет. Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая „как надо и как не надо писать картины“, — быль, а не сказка-выдумка. Это исторический документ поздней стадии передвижничества».
Источник: https://weekend.rambler.ru/places/40073121-russkie-hudozhniki-peredvizhniki-v-chem-byla-ideya-dvizheniya/
Создание товарищества передвижников 1870
Учащиеся Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств ежегодно принимали участие в конкурсе на соискание денежных премий и наград. Премий три: 100, 75 и 50 рублей. Наград две: 25 и 15 рублей. Работы предоставлялись под девизами, на собственные темы. Конкурс проводился два раза в году: в январе и в апреле.
ЗОЛОТЫЕ ИМЕННЫЕ МЕДАЛИ, УЧРЕЖДЕННЫЕ НА ПОЖЕРТВОВАННЫЕ КАПИТАЛЫ:
В конце учебного года двум ученикам архитектурного отделения, показавшим отличные успехи в механике, выдавались по постановлению Совета золотые медали имени Н.А. Демидова (медаль учреждена 9 января 1771 г.).
Осенью в октябре проводились три конкурса на золотые медали:
1. Золотая медаль имени А.Ф. Ржевской (учреждена 29 января 1771 г.) присуждалась за работу по заданию Академического совета: для живописцев – голова красками в натуральную величину, для скульпторов – круглая голова в натуральную величину.
2. Золотая медаль имени Лебрен (учреждена 18 марта 1843 г.).
Почетная вольная общница Императорской Академии художеств французская подданная, художница Виже-Лебрен по смерти завещала по 100 франков ежегодно «на выбитие золотой медали с надписью на одной стороне «В воспоминание признательной Лебрен», с другой стороны – с палитрой с кистями, осененной солнечными лучами для награды одного из учеников по классу живописи за написанную голову, особенно выразительную».
3. Золотая медаль имени А.А. Иванова, учрежденная в 1906 г. коллежским асессором А.С. Раевским в ознаменование столетия со дня рождения художника А.А.
Иванова […] присуждалась не только «ученикам Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, но и вольнослушателям за отличающийся безукоризненной правильностью рисунка и живостью красок этюд человеческой фигуры под открытым небом (безразлично – одетой или обнаженной, целой или бюстом, любого размера)».
Учредители этих медалей вносили в Академию значительные капиталы, с которых на награды расходовалась только часть процентов, а основной капитал с годами увеличивался.
Так, капиталы Ржевской и Демидова, составлявшие 2000 рублей в 1771 году, к 1 января 1914 года составляли 5448 рублей 62 копейки, капитал А.Ф.
Раевского, составлявший 1000 рублей в 1906 году, к 1 января 1914 года составлял 1286 рублей 58 копеек и т.п.
ПОСОБИЯ И СТИПЕНДИИ:
На основании прошений по постановлению Совета училища «недостаточным учащимся» выдавались пособия в сумме от 10 рублей. Количество выдаваемых пособий определялось необходимостью.
Ежегодно в ноябре Совет присуждал наиболее прилежным и успевающим учащимся 43 стипендии, общая сумма которых составляла 12 904 рубля. Стипендии выдавались только на 1 год, по истечении которого Совет училища в зависимости от успешности занятий стипендиата либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному.
Наиболее значительными стипендиями были: Е.И.В. Государя Императора, Царства Польского, Министерства государственных крестьян, а также стипендии со вкладов жертвователей, например:
Стипендия имени профессора Императорской Академии художеств И. К. Айвазовского, учрежденная в 1900 г. Феодосийским городским общественным управлением в ознаменование шестидесятилетней художественной деятельности почетного гражданина города Феодосии;
И.К. Айвазовского.
«Капитал в размере 6000 рублей на вечное время хранится в Феодосийском отделении Государственного банка и проценты с него, за удержанием сбора в пользу казны, ежегодно обращаются в стипендию для возможности получить специальное образование тем юношам из числа жителей города Феодосии и его уезда, которые проявят свои выдающиеся способности в области искусства, прославившего И.К. Айвазовского. Право назначения стипендиата предоставляется Феодосийскому городскому общественному управлению»;
Стипендия живописца И.А. Акимова, адъюнкт-ректора Императорской Академии художеств учреждена в 1814 г. по завещанию, в котором говорилось: «В Императорскую Академию художеств оставляю 15000 рублей, с тем чтобы из этой суммы, вечно хранящейся в банке или ломбарде, содержались три воспитанника моего имени из бедных художнических детей, коих отцы воспитывались в Академии»;
Стипендия имени Н.Л. Бенуа учреждена в 1886 г. Санкт-Петербургской Городской Думой, собрание гласных которой постановило: «В ознаменование 50-летнего юбилея государственной служба члена Городской управы и гласного Городской Думы Н.Л.
Бенуа и во внимание к его продолжительной и полезной для городского населения деятельности, ассигновать из городских средств ежегодно по 300 рублей на стипендию имени Н.Л. Бенуа в Императорской Академии художеств, с предоставлением самому Н.Л. Бенуа права назначения стипендиата его имени». По смерти Н.Л.
Бенуа назначение стипендиата перешло к комиссии по благотворительности.
Володина С. Система поощрений в Императорской Академии художеств. Российская академия художеств
«БУНТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ»
14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н.
Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль.
Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.
«Академисты и их профессора жили в одно время, но существовали в разных регистрах. Конкурсанты хотели в своих будущих работах ответить на насущные вопросы, здесь и сейчас вставшие перед обществом. Их интересовало малое время истории.
Профессора, абстрагируясь от животрепещущих проблем современности, мыслили иными временными категориями: они были озабочены проблемой создания «большого стиля» в монументальном искусстве и, хотя не были чужды творческих исканий, реализм считали делом преходящим.
Они жили большим временем истории, ибо прекрасно понимали, что монументальное искусство созидается десятилетиями и переживает свое время и своих творцов, а вот творцам, к сожалению, редко удается дожить до завершения своего замысла. […]
Коллизия была драматическая. И у конкурсантов, и у профессоров были свои резоны, в истинности которых они были убеждены.
С одной стороны, игнорирование художниками злободневных и назревших проблем современности отчуждало отечественное искусство от русского общества, превращая Академию художеств в досадный и весьма тягостный для общества анахронизм.
Если художник не отвечает на волнующие зрителей вопросы, то зачем он им вообще нужен? Общество, например, сильно волновало, можно ли сечь розгами воспитанников средних учебных заведений и не будет ли это насилием над их личностью, нужны ли древние языки в реальной жизни или, может быть, вместо латыни и древнегреческого стоит изучать новые языки. Зрителей прежде всего интересовало, что изображено на полотне, а уже потом – как оно написано. Содержание картины превалировало над формой, поэтому любые творческие искания в области «большого стиля» и осознанное стремление Совета оградить высокое искусство от вторжения «низменных элементов» – все это не могло претендовать на зрительские симпатии и интерес публики. С другой стороны, распад связи времен между учителями и учениками лишал отечественную школу монументального искусства будущего, угрожал самому факту дальнейшего существования высокого искусства, адресованного не столько современникам, сколько потомкам».
И Совет отказал своим выпускникам. Тогда 14 выпускников отказались от участия в конкурсе и попросили выдать им дипломы с присвоением звания «свободных художников», что лишало их в будущем возможных заказов, получаемых через Академию. Вышедшим из Академии были вручены дипломы классного художника II-й второй степени.
О «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру II – высочайшее повеление последовало незамедлительно.
2 декабря 1863 года министр Императорского двора генерал-адъютант граф Владимир Федорович Адлерберг, в чьем ведении находилась Академия художеств, направил санкт-петербургскому военному генерал-губернатору князю А.А. Суворову официальное письмо […].
Аналогичное письмо было тогда же отправлено из канцелярии Министерства Императорского двора шефу жандармов и главноначальствующему Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии князю Василию Андреевичу Долгорукову.
С 13 декабря 1863 года все участники «бунта четырнадцати» находились под двойным негласным наблюдением: за Артелью художников присматривала обычная городская полиция и параллельно с ней шпионили «голубые мундиры» из Третьего отделения – так тогда называли тайную политическую полицию.
Это было сделано по высочайшему повелению. Однако до выстрела Каракозова в государя оставалось еще несколько лет, и времена были «вегетарианские». Власть ограничилась надзором и не стала предпринимать никаких репрессивных мер против артельщиков». В этом же году художники объединились в «Петербургскую артель художников», дело которой впоследствии было продолжено «Товариществом передвижных художественных выставок».
Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., 2008
ПИСЬМО В.Ф. АДЛЕРБЕРГА ПО ПОВОДУ «ЧЕТЫРНАДЦАТИ» 2 ДЕКАБРЯ 1863 Г.
Министр Императорского двора генерал-адъютант граф В.Ф. Адлерберг – санкт-петербургскому военному генерал-губернатору князю А.А. Суворову:
«Милостивый Государь Князь Александр Аркадьевич.
Поименованные в прилагаемом списке тринадцать учеников Императорской Академии Художеств и один скульптор, приглашенные в Собрание Академического Совета для объяснения им программ конкурса на золотые медали 1-го достоинства, по взаимному между собою соглашению отказались участвовать в конкурсе и предпринимают ныне, как в недавнем времени дошло до моего сведения, составить особое общество, под видом занятия художествами, независимо от Академии, в противодействие начальству оной. По высочайшему повелению, имею честь сообщить об этом Вашей светлости для зависящего распоряжения о негласном наблюдении за действиями сих молодых людей и направлением составленного общества… Примите, Милостивый Государь, уверения в совершенном моем почтении и преданности». Подписал Гр. В. Адлерберг.
Экшкут С.А. Шайка передвижников. История одного творческого союза. М., 2008
ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ПЕРЕДВИЖНИКОВ В АКАДЕМИИ
29 ноября (11 декабря) 1871 г. в Петербургской Академии художеств открылась первая выставка передвижников – живописцев и скульпторов реалистического, демократического направления, входивших в крупнейшее российское творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). […]
Артель свободных художников в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии. В конце 1869 г. Московские художники (В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К.
Саврасов) предложили петербургской Артели соединиться вместе и образовать новое общество. В 1870 г.
«Товарищество передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем которого стал Крамской, утвержденное правительством, начало свою деятельность.
В Уставе ТПХВ говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта стали определяющими в формировании принципов и стиля деятельности художников, делая искусство независимым от власти и приближая его к населению всей страны.
Первое общее собрание Товарищества состоялось 6 (18) декабря 1870 г., а первая выставка открылась 29 ноября (11 декабря) 1870 г. и действовала по 2 (14) января 1871 г. На выставке выступило 16 художников (В. Ф. Аммон, С. Н. Аммосов, А. П. Боголюбов, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Л. Л.
Каменев, Ф. Ф. Каменский (скульптор), М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.), показавших 47 произведений. Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный, портретный.
В своем письме молодому художнику Васильеву, вынужденному по болезни жить в Крыму, Крамской писал: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом.
Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин.
Но это все деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»«.
Первая выставка ТПХВ произвела небывалое впечатление и вызвала очень большой по тому времени приток зрителей. Выставка была воспринята как программное выступление художников-демократов; печать приветствовала именно его просветительный, идейно-демократический характер, активность вторжения художников в жизнь, связь их с освободительным движением.
После Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков. В дальнейшем выставки передвижников проводились ежегодно во многих городах России, а последняя, 48-я, состоялась в Москве в 1923 г. […]
В 1870-80-е гг. деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Оно объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. […].
Президентская библиотека
КРИТИК В.В. СТАСОВ О ВЫСТАВКЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ
«Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге – передвижная выставка.
С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников, которым никто извне не задавал тона, и изумительное собрание превосходных произведений, в числе которых блещет несколько звезд первоклассной величины, – все это не слыхано и не видано, все это новизна поразительная.
Кому еще недавно могло притти в голову, что настанут – и настанут даже очень скоро – такие времена, когда русские художники не захотят более ограничиваться одним личным своим делом, не захотят более сидеть только по своим мастерским, вынося оттуда по временам картины и статуи, чтобы их продать, и потом снова запираясь в мастерские, – далекие для света, глухие ко всему, что в нем творится, и не знающие, как в нем бьется жизнь; что они, эти художники, которых всякий представлял себе беззаботными гуляками, наивными ребятами, знавшими только «божественного Рафаэля» и будущего покупщика, занятыми только гипсовым Геркулесом и своею картиной, или туманными разглагольствованиями с товарищем об «идеале» и «искусстве», – что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни, примкнуть к его порывам и стремлениям, задумаются о прочих людях, своих товарищах! Не раз, правда, приходило это иным в голову, и мы сами, пишущие эти строки, не раз призывали к этому наших художников, пробовали наметить им их задачу; но никто, конечно, не думал, что так скоро художники откликнуться на призыв и, кроме палитры и резца, возьмут еще и общее, и свое собственное дело в руки.
Всего важнее нам кажется именно последнее – решимость художников соединиться, образовать свою собственную среду и массу […]».
Стасов В.В. Передвижная выставка 1871 года. Избранные сочинения в трех томах. Т. 1. М., 1952
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/sozdaniie-tovarishchiestva-pieriedvizhnikov