- «Всю жизнь любил он
- рисовать войну.Беззвездной ночью
- наскочив на мину,Он вместе с кораблём
- пошел ко дну,Не дописав последнюю
- картину…»
-
К. Симон ов
Василий Верещагин
Верещагин Василий Васильевич родился в городе Череповец Новгородской губернии14 октября 1842 года. Живописец-баталист, литератор, мемуарист. Из дворян. Учился в Александровском кадетском корпусе (1850-1853), Морском кадетском корпусе (1853-1860), Петербургской академии художеств (1860-1863) и в мастерской Ж.Л. Джерома в Париже (1864-1865). В поисках впечатлений и сюжетов для картин много путешествовал по России, странам Европы, Азии, Америки. Участвовал в военных действиях в Туркестане (1867-1870; в 1868 г. награжден орденом Святого Георгия 4 степени. Это нашло отражение в «Туркестанской» серии картин (1871-1874). В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. также был в действующей армии, в 1877-1881 гг. создал «Балканский» цикл полотен. С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. отправился на Дальний Восток. Погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск» в виду Порт-Артура.
Василий Васильевич Верещагин – художник легендарной судьбы и славы. У этого человека выдающийся талант и выдающаяся натура. «Верещагин не просто только художник, а нечто большее», – записал Крамской И.Н. после первого знакомства с его живописью.
Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887 году он начал работу над циклом картин «Наполеон 1 в России. 1812 год».
Все картины посвящены судьбам участников франко-русской войны: Бородинское сражение, захват Москвы, пожар в столице, гибель французской армии в бескрайних снегах во время отступления из России. Эта серия была главным делом художника до конца дней и осталась не законченной.
В нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций.
Серия «Наполеон I в России» впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее.
Куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Тем не менее, многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность.
В конечном счете, именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года.
«Перед Москвой – ожидание депутации бояр»
Наконец настал тот день, которого с таким нетерпением ожидал Наполеон: они дошли до Москвы.
Москва! Наполеон соскочил с коня, взял подзорную трубу и принялся долго, внимательно рассматривать Москву с ее окрестностями, мечтая о том торжественном моменте, который должен наступить: сейчас явится депутация от этого знаменитого города с мольбой о пощаде. А он, император скажет им милостивые слова. Но никого не было, никто не встречал, никто не подносил ему ключей от столицы, как это бывало всегда прежде.
«Наполеон 1 на Бородинских высотах»
«Шахматы поставлены, игра начинается завтра» — сказал Наполеон накануне битвы. Рано утром, 26 августа, Наполеон со свитой подъехал к месту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император со свитой сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост.
Но прежде чем начаться задуманной игре, был прочитан перед войсками знаменитый приказ Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столь ждали. Победа зависит от вас. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день.
Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»
«В Кремле – пожар!»
2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву. А на другой день сам император въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремле.
Но едва только совершилось это занятие древней русской столицы неприятельской армией, как в городе начались пожары один за другим, и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать…
Среди всех бедствий Отечественной войны пожар Москвы как-то особенно привлекал внимание современников. В нем видели перст Божий.
«Зарево Замоскворечья»
Огненный ужас… Какой- то пламенный потоп. И на фоне его, окутанные столбами дыма, вырисовываются Спасская башня в Кремле и купола храма Василия Блаженного.
Что-то горит на Красной площади; там в ту пору находились разные старые деревянные постройки.
Дальше, позади Василия Блаженного, точно кровавый занавес развернулся от неба до земли, это пылает Замоскворечье, загоревшееся в ночь с 5-го на 6-е сентября, которое двести лет назад было сплошь деревянным…
«В Успенском соборе»
Прихоти войны способны достигать самых чудовищных размеров. Для победителя, занявшего чужой город, не существует ничего святого. Вглядитесь в воспроизводимую картину, и…
чье сердце не содрогнется при этом зрелище! На том самом месте, где во славу Бога тихо поднимался голубой кадильный дымок, и мощной волной разносились звуки торжественного песнопения, где с благоговением преклонялись колена верующих, и жаркая молитва неслась к небесному престолу, там неприятелем была устроена… полковая конюшня!
«Конец Бородинского сражения»
Вечером 26-го августа, около пяти часов, Бородинское сражение окончилось.
Каковы же были итоги этой кровопролитнейшей из битв? 80 000 павших смертью храбрых! 80 000 жизней во славу завоевательных стремлений Наполеона, только одного человек, который не мог сказать самому себе: «Довольно! Остановись»»… И вот трагический результат сражения.
Во рву около батареи буквально каша из человеческих тел; торчат руки, ноги, головы с лицами искаженными смертью. Страшно подумать, что среди этой кровавой каши, быть может, не только мертвые. Лежат здесь и тяжелораненые и взывают о помощи. Тщетно! Никто не услышит их жалобных стонов, никто не придет к ним на помощь!
«Поджигатели. Расстрел в Кремле»
Всякий город, очутившийся во власти неприятеля, подчиняется тому управлению, которое назначит победитель. В силу этого правила Наполеон, вступив в Москву, сейчас же избрал нескольких лиц, обязанных блюсти порядок в пределах нового французского владения. Началось поддержание порядка.
Пожар в Москве раздражал французов, и надо было на ком нибудь сорвать злобу. Наполеон приказал нарядить военные суды и расправляться с поджигателями без всякой пощады.
По всей Москве началась неутомимая ловля поджигателей, причем достаточно было оказаться по- близости от горящего дома, чтобы быть заподозренным, схваченным, приведенным на военный суд и… расстрелянным.
«Наполеон и маршал Лористон — мир, во что бы то ни стало»
Расчет на то, что после захвата Москвы император Александр запросит мира, не оправдался.
Целых 20 дней ждал Наполеон вестника мирных переговоров и… не дождался. А время шло, положение становилось все более неопределенным. Наконец гордость Наполеона поддалась, и он решил сам сделать мирные предложения. Он призвал к себе маршала Лористона, вручил ему письмо и сказал:»Я хочу мира, слышите, дайте мне его во что бы то ни стало! – только честь как-нибудь спасите!»
«На большой дороге — отступление, бегство…»
Большая дорога по направлению к Минску. Неподвижно стали по краям ее деревья, которые мороз сверху до низу одел плотным инеем. Далеко в стороны раскинулось необозримое поле, и чуть темнеет на горизонте узкая полоска леса. И куда ни кинь взор, везде снег, снег, снег…
Тихо кругом, полное безмолвие разлито в воздухе, что-то таинственное и жуткое чудится в нем: не слышно победных криков: «Да здравствует, император!» Император… Вот он, с головой закутанный в шубу, опираясь на палку, медленно движется по дороге.
За ним идет весь его штаб, виднеется карета, в которой Наполеон ехал во время своего отступления, а позади гвардия.
«Сквозь пожар»
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Но это было настоящим выходом из огня, да в полымя. Пожар превратил Москву в огненный лабиринт. В нем можно было заблудиться и стать добычею огня.
Улицы представляли собою коридор, где стены были из огня, потолок из огня, а пол был вымощен тлевшими и пылавшими головешками, раскаленными угольями, горячей золой. Эта масса огня… и в середине Наполеон.
Смотришь, и кажется, что не солдаты подхватили своего императора, а два демона тянут его, как величайшего грешника в огонь, и вот сейчас швырнут в пекло.
«Ночной привал Великой армии»
Весь день с раннего утра они шли, солдаты Великой армии, медленно, страшно медленно подвигаясь вперед к цели, отныне ставшей единственно заветной, — поскорее выбраться за пределы суровой страны, где ужас, холодный и безмолвный, сторожил их на каждом шагу.Медленно они двигались, ежеминутно спотыкаясь и падали, беспрерывно уменьшаясь в числе, ибо многие из тех, кто падал, уже не имели более сил, чтобы подняться…
«Не замай! — Дай подойти!»
Народная война сыграла выдающуюся роль при изгнании французов из России. На картине Верещагина изображен очень любопытный момент. Густой лес, где пройти и не заблудиться можно только очень бывалому человеку.
И в нем притаилась кучка крестьян. Впереди высокий старик, наверное, староста. Чего они ждут? Видимо, французы близко Староста, как опытный охотник, знает, что чем ближе подпустить врага, тем вернее можно нанести удар.
«С оружием в руках — расстрелять!»
Печальный миг настал. Не все только удача суждена была русским крестьянам в борьбе с врагом, разорявшим их родину. Не остерегся, видно, старый воин — доброволец, тот самый, которого мы видели на картине: «Не замай, дай подойти!» Вместе с двумя товарищами попал он в плен к французам. Как это случилось, едва ли герой—крестьянин и сам ведал…
1812 ГОД
Глазами В.В.Верещагина
Выставка – экскурсия
к 200летию Бородинского сражения
подготовила Скрипниченко И.Н.
2012-2013
Источник: https://infourok.ru/ekskursiya-god-glazami-vasiliya-vereschagina-2469461.html
Отечественная война 1812 года
Верещагин Василий Васильевич (14.10.1842, Череповец Новгородской губернии — 31.03.1904), живописец-баталист, литератор, мемуарист. Из дворян. Учился в Александровском кадетском корпусе (1850-1853), Морском кадетском корпусе (1853-1860), Петербургской академии художеств (1860-1863) и в мастерской Ж.Л. Жерома в Париже (1864-1865). В поисках впечатлений и сюжетов для картин много путешествовал по России, странам Европы, Азии, Америки. Участвовал в военных действиях в Туркестане (1867-1870; в 1868 г. награжден орденом Св. Георгия 4-го класса), что нашло отражение в «Туркестанской» серии картин (1871-1874). В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. также был в действующей армии, в 1877-1881 гг. создал «Балканский» цикл полотен. С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. отправился на Дальний Восток. Погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск» в виду Порт-Артура. Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»: «Не замай — дай подойти!», «С оружием в руках — расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне — пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887-1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе — 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе — 1896-1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897-1898 гг.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все — 1899-1900 гг.). Картины этой серии Верещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью-Йорке и др. (ныне большинство полотен — в Государственном историческом музее, в Москве). Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др. (замысел не осуществлен).
Художник-новатор, Верещагин отверг академические каноны батальной живописи с их парадной условностью, в своих полотнах обличал войну как мировое зло («Апофеоз войны», 1871-1872 гг.). Верещагин — автор двух книг о войне 1812 года («1812 год» и каталог с пояснением к его картинам: «Наполеон I в России»), в которых высказал свой взгляд на роль М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения, пожар Москвы и др.
«Шахматы поставлены, игра начнется завтра» — сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку, после объезда Бородинского поля накануне дня великой битвы. Ночь император провел в своей палатке почти без сна, мучимый припадками жестокой болезни и в крайне угнетенном состоянии духа.
Конец Бородинского сраженияВечером 26-го августа, около пяти часов, Бородинское сражение окончилось. Каковы же были итоги этой кровопролитнейшей из битв? Очень печальные для Наполеона, ибо здесь не было победы, которой в течение целого дня тщетно ждали от него все приближенные…
Перед Москвой — ожидание депутации боярНаконец настал тот знаменательный день, которого с таким нетерпением ожидал Наполеон, его маршалы, его солдаты: они дошли до Москвы.В два часа дня 2-го сентября Наполеон въехал на Поклонную гору, находящуюся в 3-х верстах от Москвы, и… остановился… Зрелище великолепное, не виданное прежде, развернулось перед его глазами… Протянувшись на возвышенности, разбегаясь широко в стороны домами, рисуясь в синеве неба, горя в солнечных лучах золотом куполов своих бесчисленных соборов, церквей, монастырей, увенчанная точно сказочной короной своим Кремлем, величественная в своей оригинальной красоте, таинственная, загадочная предстала взору завоевателя Москва, древняя столица России. Москва!…
- В Кремле — пожар!
Среди всех бедствий Отечественной войны пожар Москвы как-то особенно привлекал внимание современников и возбуждал фантазию каждого, кто обращал свою мысль к той великой эпохе. В нем видели перст Божий, и в самом деле это было знаменательно.2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместьи, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль. Но едва только совершилось это занятие древней русской столицы неприятельской армией, как в городе начались пожары один за другим, и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать…
Сквозь пожар
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Пожар достиг своего апогея, превратив Москву в подобие огненного лабиринта, в котором ничего не стоило заблудиться и стать добычею огня.
Улицы представляли собою корридор, где стены были из огня, потолок из огня, так как свивавшееся жгутом, бурлившее, метавшееся из стороны в сторону, пламя порою становилось сводом над головой, а пол был вымощен тлевшими и пылавшими головешками, раскаленными угольями, горячей золой.
..
Маршал Даву в Чудовом монастыреПочему маршал Даву, князь Экмюльский, избрал для своих письменных занятий именно алтарь Чудового монастыря? Да просто потому, что маршал Даву был не из тех людей, которые способны обращать внимание на окружающую их обстановку.
Даву был суровый, мрачный человек, великолепно знавший военное дело, непоколебимо преданный Наполеону, с которым он вместе воспитывался в Бриеннской военной школе, вечно занятый, сосредоточенный, и для него вопросы, хотя бы самых элементарных жизненных удобств, совершенно не существовали…
В Петровском дворце (в ожидании мира)
Наполеон, всегда отличавшийся необычайной быстротой мысли и действия, сейчас потерял бодрость духа и способность ясно определять ход событий.
Он, который в 1805 году был способен вдруг отказаться от Болонского предприятия, начавшегося со многих бед и издержек, чтобы с невероятной быстротой возглавить всю свою действующую армию против Австрии; он, который последний год без ошибок и просчетов определял все движения своей армии, равно как и Берлина; который не только устанавливал заранее дату своего входа в столицу Пруссии, но даже назначал губернатора, — теперь находил себя, после сожжения Москвы, уничтожившего все его надежды и планы, в плачевном состоянии нерешительности…
Возвращение из Петровского дворца
К вечеру 4-го сентября Наполеон добрался до Петровского дворца, где очутился в полной безопасности от огня, заливавшего Москву. Неистовый пожар между тем продолжал свирепствовать, и Москва буквально таяла в его пламени.
Наполеон из окон Петровского дворца с тяжелым сердцем должен был созерцать эту вакханалию огненной стихии, в которой, казалось, гибли все его честолюбивые мечты. Наступило 6-е сентября. Пожар начал утихать, потому что, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь.
Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда…
Поджигатели. Расстрел в КремлеВсякий город, очутившийся во власти неприятеля, подчиняется тому управлению, которое назначит победитель. В силу этого правила Наполеон, вступив в Москву, сейчас же избрал нескольких лиц, обязанных блюсти порядок в пределах нового французского владения. Он назначил маршала Мортье генерал-губернатором, генерала Дюронеля — комендантом столицы, а бывшего французского консула в Петербурге, Лессепса — интендантом московской провинции…
- Наполеон и маршал Лористон — мир во что бы то ни стало
(Ошибка В. В. Верещагина. Лористон стал маршалом Франции значительно позднее 1812 г.)В то время как французская армия расположилась в Москве и ее окрестностях, русская сосредоточилась в лагере при Тарутине в Калужской губернии, отстоящем от Москвы на 166 верст. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Это были его собственные слова. И действительно для французов уже наступали черные дни…
- В Городне — пробиваться или отступать?
В маленькой деревушке Городне, в нескольких верстах от Мало-Ярославца, решалась участь Великой армии, в дни, непосредственно следовавшие за сражением при Мало-Ярославце, 12-го октября. Картина В. В.
Верещагина воспроизводит по истине драматический момент.
Низкая, тесная, крестьянская изба; «старая, развалившаяся деревянная хижина ткача», как разсказывает граф Сегюр; простой стол, такие же скамьи; уронив голову на руки, склонившись в тяжелом раздумьи над картой, сидит Наполеон…
На этапе — дурные вести из ФранцииБлизился конец октября. Зима понемногу устанавливалась, и хотя морозы не достигали больше 10—12 градусов, но сильныя вьюги делали невыносимым положение французов, не привыкших к такой погоде.
Отступление Великой армии было в полном разгаре; все более и более оно начинало преобретать характер безпорядочного бегства, осложняемого невозможностью добывать провиант в количестве, потребном для прокормления такого множества людей.
Ужасы голодовки уже легли тяжелым камнем на плечи этих когда-то великолепных воинов…
На большой дороге — отступление, бегство…
Большая дорога из Красного по направлению к Минску. Неподвижно стали по краям ее деревья, которые мороз сверху до низу одел плотным инеем. Далеко в стороны раскинулось необозримое поле, и чуть темнеет на горизонте узкая полоска леса.
И куда ни кинь взор, везде снег, снег, снег… А воздух тих; на небе ни облачка; красноватые лучи солнца играют на деревьях, сверкают на белом поле, и от них на снегу дрожат и переливаются бриллиантовые искры.
Мороз сковал землю, и снег, сухой и твердый, хрустит под ногами…
Наполеон в зимнем одеянии
Во всем XIX веке не найдется другой исторической личности, которая так-же сильно, как Наполеон, привлекала бы воображете художников всех стран.
Нет числа картинам и портретам, начиная с больших масляных полотен и кончая гравюрами, изображающими Наполеона в разнообразнейшие моменты его полной грандиозных событий жизни, от самых счастливых и до самых несчастных.
Знаменитейшие живописцы его времени, Давид, Жерар, Гро, увековечили каждый по своему черты императора в своих произведениях…
Ночной привал Великой армииВесь день с раннего утра они шли, солдаты Великой армии, медленно, страшно медленно подвигаясь вперед к цели, отныне ставшей единственно заветной, — поскорее выбраться за пределы суровой страны, где ужас, холодный и безмолвный, сторожил их на каждом шагу.Медленно они двигались, ежеминутно спотыкаясь и падая, безпрерывно уменьшаясь в числе, ибо многие из тех, кто падал, уже не имели более сил, чтобы подняться…
- Источник
Источник: https://gbou-school-2.ucoz.ru/index/vasilij_vasilevich_vereshhagin/0-59
Картина
Искусство и развлечения 21 декабря 2017
Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.
Историческая битва
На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю.
Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов.
Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.
Непобедимые
Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи.
Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу.
Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.
По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.
Документы времени
Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.
Французский взгляд
Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А.
Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах.
Потом они были воссозданы в литографии.
Русская правда Верещагина
Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.
) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам.
Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.
Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно.
Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.
В начале xx столетия
В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.
Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.
Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).
Советские художники о битве под Москвой
Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.).
Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли.
Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.
Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку.
Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра.
На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо
Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах.
Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте.
Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.
Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.
Легенды нашего века
Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.
На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников.
Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия.
Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/264851/
Описание картины Конец Бородинского сражения – Василий Верещагин
Эту картину Верещагин нарисовал в период с 1899 по 1900 года. Само название, говорит нам о содержании этого произведения. Бородинская битва окончена.
Художник без страха и сомнения стремится с максимальной реалистичностью воссоздать картину сражения. Для этого ему даже пришлось изучить военные карты, гравюры, рисунки, и прочую литературу. В итоге художник создает гармоничную картину.
На полотне изображены воины французской армии, которые прославляют своего императора. На первый взгляд картина может показаться месивом из оружия, обмундирования, боевых припасов вперемешку с человеческими телами. Если приглядеться, то видно, что некоторые из этой “каши” живы, они раненные и ждут, когда им окажут помощь.
Их лица искорежены болью мукой, но вряд ли кто-то услышит их мольбы о помощи. Итогом гражданской войны 1812 года стала гибель 80 тысяч человек. И Верещагин, на мой взгляд, дает свое видение этой проблемы, как бы намекая нам, что война большое зло, что гибель такого количества человек лишь игры амбициозного Наполеона.
Картина написана в ярких тонах, что бы передать весь масштаб трагизма, художник использует темные и красные цвета.
Глядя на картину, я на минуту почувствовал запах пороха. Услышал свист пуль и выстрелы. Страшнее всего мне стало, когда я представил, что где-то люди просят о помощи, а я не знаю чем можно помочь смертельно раненому солдату.
Обидно за то, что эти люди пострадали ни за что, а ведь их дома ждут, матеря, жены и дети. На войне все равны, и молодые парни лет 20 и взрослые мужчины и старики. Война не щадит никого
Картина этого художника заставляет задуматься о ценности своей жизни. Неважно на сколько богато живут ваши родные, главное, что бы они все были живы и здоровы. И главное что бы друзья были верными и в трудной ситуации не бросили, а помогали.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Наполеон на Бородинских высотах – Василий Верещагин Около 20 картин Верещагин посвятил Отечественной войне 1812 года. Все свои картины, относящиеся к этой тематике, он написал в период……
- У крепостной стены. Пусть войдут – Василий Верещагин В некоторых источниках сообщается, что Верещагина пригласили в Туркестан, в тот момент, когда шли военные действия, для создания военной хроники……
- Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой – Василий Верещагин Эта картина была написана в 1878 году, отнести ее можно к Балканскому циклу написанных картин. В ней художник нам показывает……
- В Кремле – пожар! – Василий Верещагин Картины Верещагина В. В. это всегда сочетание точно продуманных портретов, где живописец рассчитывает каждую деталь, от схожести с оригиналом, подходящего……
- Подавление индийского восстания англичанами – Василий Верещагин За две поездки в Индию, Верещагин успел написать ряд картин, посвящая их, культуре, природе и быте ее народов. Верещагин реалистично……
- Нападают врасплох – Василий Верещагин Картина “Нападают врасплох” была написана художником в 1871 году. Эта работа входит в семь этюдов про неравные бои русского отряда……
- В штыки! Ура! Ура! – Василий Верещагин Снова зима, и снова французская армия, запечатленная на картине Верещагина. Что не хватало этим некогда бравым солдатам, что они пришли……
- Продажа ребенка-невольника – Василий Верещагин 1872. Холст, масло. 123 x 92,4. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 1870 годах Верещагин вновь путешествовал по Туркестану. В результате этих……
- У дверей мечети – Василий Верещагин Василий Васильевич Верещагин – уникальный живописец, много путешествовавший, сопровождавший русскую армию в военных действиях на Балканах, в Средней Азии и……
- Гималаи вечером – Василий Верещагин Чисто пейзажные образы характерны для индийского цикла. В этюде “Гималаи вечером” Верещагин передает поразившее его ощущение двух миров, которое позже……
- Горный ручей в Кашмире – Василий Верещагин Неутомимый путешественник, Василий Васильевич Верещагин весной 1874 года отправился в первую поездку в Индию и пробыл здесь два года, изучая……
- После удачи – Василий Верещагин Верещагин дважды был в Средней Азии, что вдохновило его на написание Туркестанской серии картин. Привычные верещагинские пейзажи сменились кровавой военной……
- Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд – Василий Верещагин Характерно, что, постоянно работая под открытым небом, Верещагин подмечал и цветные тени, и игру рефлексов на предметах, и голубые тона……
- Первые христиане в Киеве – Василий Перов Перов Василий Григорьевич известный русский живописец. Считается основателем критического реализма. Большинство его картин относятся к бытовому жанру, но в последние……
- Суд Пугачева – Василий Перов Картина Перова была написана, видимо, под влиянием исторических событий. Пугачев известен как организатор восстания. Он хотел, чтобы крестьяне не были……
- Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков) – Аполлинарий Васнецов Одна из самых драматических по содержанию картин Аполлинария Васнецова – его известное полотно “Московский застенок. Конец XVI века”, исполненное в……
- Утопленница – Василий Перов В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину “Утопленница”. В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к……
- Шарманщик – Василий Перов Василий Перов – выдающийся живописец, его мастерство, вклад в развитие русского изобразительного искусства и отечественной культуры трудно переоценить. Он был……
- Старик ямщик, опирающийся на кнутовище – Василий Тропинин Тропинин, пребывая в качестве крепостного, был дворовым человеком. Считается, что дворовые люди имели к крестьянскому миру довольно далекое отношение и,……
- Ночь – Василий Кандинский Большинство сохранившихся работ Кандинского периода 1900-1908 годов выдержаны в импрессионистическом стиле. Они во многом вторичны и не представляют особого интереса…….
Описание картины Конец Бородинского сражения – Василий Верещагин.
Источник: https://art.goldsoch.info/konec-borodinskogo-srazheniya-vasilij-vereshhagin/
Сочинение по картине Верещагина «Конец Бородинского сражения»
Великие битвы всегда останутся в памяти народа, поэтому уже чуть более двухсот лет Бородинское сражение волнует умы историков и простых граждан.
Ведь не зря проводят масштабные исторические реконструкции этого боя.
Верещагина долгое время интересовала Отечественная война 1812 года, поэтому он решился на создание серии картин, посвященных этой тематике. Одна из них «Конец Бородинского сражения».
Вечером 26 августа 1812 года Бородинское сражение было завершено победой Наполеона. Но так ли это? Более восьмидесяти тысяч погибших, огромное число раненых, боевой дух сломлен – это лишь небольшие итоги кровопролитной битвы. Именно после нее наполеоновская армия стала неумолимо клониться к своему разгрому. Василий Верещагин выделил эту тему как основную задумку картины.
Конец Бородинского сражения на картине предстает поистине ужасающим. От огромного количества пушечных снарядов все виднеется как в дымке.
Горы тел, торчащие штыки, переплетение русских и французов, дым, порох, поваленные кони – в этой неразберихе Наполеон решает объехать поле брани и возвестить победу своего войска. Выжившие победоносно вздымают вверх свои головные уборы, они приветствуют императора.
Конечно, среди этого месива есть раненые, но в данный момент они никому не нужны, в пылу битвы никто не слышит их призывного стона.
Верещагин с точность изобразил форму французов, их обмундирование. Ведь не зря он долгие годы посвятил изучению этой темы. Каждая черточка и линия дышат жизнью, дымовая завеса как будто мешает рассмотреть детали происходящего.
Картина отличается правдивой цветопередачей, гармоничной композицией и четкими линиями.
Главный вопрос, который тревожит Верещагина: почему из-за захватнических амбиции одного человека, Наполеона, полегло столько невинных жизней? Зачем один народ идет войной на другой? Ответить на него автор предлагает всем, кто посмотрит на его полотно. Именно поэтому художник решает изобразить не начало, а конец битвы, чтобы все поняли масштаб трагедии.
Василий Верещагин – мастер батальных сцен, но, несмотря на то, что он изображает, главным вопросом для него остается морально-этический. Это не просто полотно, показывающее Бородинское сражение, а призыв к людям одуматься и не повторять ошибок истории.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-vereshhagina-konec-borodinskogo-srazheniya.html