Картина «тройка», перов, 1866

Сюжет

Морозная зима. Хозяин отправил своих мастеровых за водой. Совсем подростки, слабые, плохо одетые, тащат они тяжелую бочку. В названии не только и даже не столько горькая ирония — уж настоящая-то тройка лошадей вмиг довезла бы бочку, — сколько рассказ о том, как хозяин относится к подмастерьям — как к ломовым лошадям, которых нужно гнать, пока пена не пойдет.

Кстати, полное название картины — «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Конечно, ничему их хозяин не учил. На зиму крестьяне — от мала до велика — отправлялись в города на заработки. Детей брали в мастерские, лавки, магазины и держали на побегушках, заставляя делать работу, которая по уровню тяжести больше подходила взрослым. И вот таких-то детей и называли мастеровыми и учениками.

Нагнетают атмосферу и те цвета, которые выбрал художник: мрачные, приглушенные, серые. Улица, на которой в этот час уже нет никого, проходит мимо монастыря, чьи высокие крепкие стены давят и нависают. Тут невольно вспоминается другая троица — ветхозаветная.

Картина «Троица» Рублева. (Pinterest)

Контекст

Об истории создания картины Перов даже написал рассказ «Тетушка Марья». Дело было вот как. Художник долго не мог найти натурщика для мальчика в центре.

Как-то весной бродил он недалеко от Тверской заставы и увидел фабричных и мастеровых, которые после Пасхи возвращались из своих деревень в город на работу. В этой разномастной толпе и разглядел Перов своего мальчика.

Подросток шел вместе с матерью из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру. По пути они хотели переночевать в Москве.

«Я сразу высказал ей, что мальчик мне очень нравится и мне бы хотелось написать с него портрет… Старушка почти ничего не понимала, а только все более и более недоверчиво на меня посматривала. Я решился тогда на последнее средство и начал уговаривать пойти со мною. На это последнее старушка согласилась. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил в чем дело.

Она, кажется, поняла, но тем не менее упорно отказывалась от моего предложения, ссылаясь на то, что им некогда, что это великий грех, да, кроме того, она еще слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают.

Я по возможности старался уверить ее, что это неправда, что это просто сказки, и в доказательство своих слов привел то, что и цари, и архиереи позволяют писать с себя портреты, а св.

евангелист Лука был сам живописец, что есть много людей в Москве, с которых написаны портреты, но они не чахнут и не умирают от этого».

Картина Крестьянские дети. 1860-е. (Pinterest)

Поколебавшись, женщина согласилась, и Перов сразу же принялся за работу. Пока художник писал, тетушка Марья рассказывала о житье-бытье. Мужа и детей похоронила, остался у нее только сын Вася, и любила она его безмерно. Волей-неволей вспомнишь «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (поэма, к слову, была написана позднее картины):

Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!..

Через 4 года после того, как картина была закончена, представлена публике и куплена Третьяковым для своей коллекции, вновь встретился Перов с тетушкой Марьей. «…она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, прошлый год заболел оспою и умер.

Она рассказала мне со всеми подробностями о его тяжелой болезни и страдальческой кончине, о том, как опустили его во сыру землю, а с ним зарыли и все ее утехи и радости. Она не винила меня в его смерти, — нет, на то воля Божия, но мне казалось самому, как будто в ее горе отчасти и я виновник.

Я заметил, что она так же думала, хотя и не говорила», — писал Перов.

Художник отвел Марью к Третьякову — показать картину. Женщина проревела несколько часов, стоя на коленях перед полотном, как перед иконой. Перов написал для крестьянки портрет Васеньки, который та повесила к образам.

Судьба художника

За недолгую жизнь — Василий Григорьевич скончался от чахотки, когда ему не было и 50 лет, — художник успел совершить своего рода революцию. Он принес в галереи жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищету, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе.

Сам Перов, хотя и был незаконнорождённым сыном губернского прокурора, жил скромно. Прав на имя и титул отца он не имел. Фамилию Перов получил как прозвище от дьяка, у которого брал первые уроки грамоты: «Вон как буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке. А посему его я буду звать Перовым».

Вася решил стать художником довольно рано. Дело было вот как. У барона была солидная псарня, а в кабинете на самом видном месте висел портрет родителя вместе с любимым псом.

После смерти собаки барон пригласил художника, которому поручил прямо на портрете зарисовать умершее животное и изобразить на его месте новое.

Маленький Василий был так впечатлен произошедшим на картине волшебством, что упросил художника оставить ему кисти и краски.

Картина Автопортрет, 1851. (Pinterest)

В арзамасской школе живописи, куда его вскоре отправили учиться, Василий задержался недолго. У подростка не сложились отношения с однокашниками — после очередного обидного прозвища Перов запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей. В тот же день Василия исключили из школы и отправили домой.

Свое образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. Денег на жизнь не было, Перов даже думал бросить учебу. Но помог преподаватель Е. Я. Васильев, который поселил молодое дарование у себя и отечески заботился о нём.

Перова волновали народные типажи. Порой он брал сюжеты у Некрасова или Тургенева, но в основном, конечно, из жизни. Даже в Европе, куда он отправился в начале 1860-х в качестве пансионера Академии художеств, художник писал людей улиц: торговцев, шарманщиков, нищих, зевак, музыкантов. Из Европы он вернулся раньше времени и жил в Москве до конца дней своих.

Источник: https://diletant.media/articles/31990653/

Василий Перов "Тройка"

Одним из украшений знаменитой Третьяковской галереи является картина Василия Перова «Тройка». Работа принесла художнику звание академика, всенародную славу и неожиданную встречу…

 Картина

В 1866 году Перов создал одну из своих самых знаменитых картин — «Тройка».

Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика – центрального в тройке. Такого, который сразу бы привлек внимание.

Как-то, гуляя по Москве, Перов увидел бедно одетую женщину с ребенком, именно таким, которого хотел изобразить.

Он подошел, познакомился, и женщина (Марья) рассказала, что она и ее сын Васенька пришли пешком из Рязанской области паломниками в монастырь и им негде остановится в Москве. Перов пригласил их к себе и попросил разрешения написать Васеньку. В мальчике Перов увидел будущего героя своей картины.

Женщина поначалу не соглашалась позволить сыну позировать художнику. «Он у меня единственный кормилец, — говорила она. — А ну как после этого на него найдёт порча и он умрёт?» Среди крестьян в то время бытовало мнение, что изображённого на рисунке человека обязательно постигнет какое-нибудь несчастье.

Но после долгих уговоров Василий Григорьевич всё-таки убедил её, и картина была закончена.

Картина

Так этот мальчик и появился на картине. Характерной особенностью его были — отколотые передние зубы.

  • Картина
  • В контексте картины этот штрих говорил о жестоком обращении с детьми-мастеровыми.
  • «Тройку» тут же купил Третьяков и повесил в своей галерее.

«… Прошло около четырех лет. Я забыл и старушку и мальчика, — вспоминал позже Перов, — картина давно была продана и висела на стене Третьяковской галереи… Однажды кто-то постучал ко мне. Я вышел и увидел перед собою маленькую, сгорбленную старушку… тонкие губы ее были сухи, маленькие глазки глядели грустно.

Она беззвучно шевелила губами, бесцельно суетилась и, наконец, вытащив из кузова яйца, завязанные в платок, подала их мне и сказала, что знает меня давно, что я списывал ее сына.»Батюшка, сынок-то мой», — начала она, а слезы текли обильно и не давали ей говорить…

Наконец, наплакавшись и немного успокоившись, она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, заболел и умер».

Старушка сказала художнику, что хочет купить картину, где нарисован ее сын. Художник ответил, что картина продана и висит в Третьяковской галерее, но что ее можно посмотреть.

О том, что произошло далее, Василий Григорьевич написал в письме другу.

«Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол…

Старушка стояла на коленях и молилась на картину: «Прости меня, дорогое дитя, прости, мой милый Васенька!»Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошёл наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит… Старушка стояла на коленях и молилась на картину.

Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение её дорогого и незабвенного сына». 

(В.Перов, «Рассказы художника»)

Став свидетелем подобного зрелища, Перов пригласил женщину в свою мастерскую и специально для неё написал портрет её мальчика, который она потом повесила среди икон…

Источник: sadalskij.livejournal.com

Источник: https://tunnel.ru/post-vasilijj-perov-trojjka

Василий Перов "Тройка": история создания, описание картины

Картина

(«Ученики мастеровые везут воду»; изображен склон Рождественского бульвара)

Картина охватывает склон Рождественского бульвара, фоном картины стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря, в центре трое детей, изможденные, усталые, везут воду. Картине было суждено стать одним из самых значимых работ Перова.

Работа очень эмоциональна, даже столько лет спустя оно находит отклик в сердцах людей, вызывая сострадание, сожаление о тяжкой судьбе бедняков. Художник старался максимально отразить не только внешний вид детей и ситуацию, но и атмосферу, которая характерна для бедняков.

Это обреченность, обездоленность.

История создания

«Тройка» была создана Перовым в 1866 году, тот период был сложным для Московских жителей, и всей России.

Тогда уже произошла отмена крепостного права, но сразу ситуация не исправилась, люди жили в нищете. Неравенство все также было актуальным, привлекая мастеров.

Детский труд и слезы были неизбежны, и обменивались на минимально необходимые блага. Именно такую ситуацию художник показал на картине.

При написании Перов долго не мог найти персонажа для центрального размещения, и наткнулся на мальчика случайно. Его мать не соглашалась, но после долгих уговоров дала согласие. Спустя три года мальчик умер, а женщина мечтала купить полотно, но оно уже было продано Третьякову. Проникнувшись горем одинокой женщины, он написал портрет ее сына, и отправил безутешной матери.

Описание картины

Центром изображения являются трое детей, они везут большую бочку с водой. Мальчики и девочка идут по зимней Московской дороге, видна гололедица, снег, ветер. На улице уже наступают сумерки, а от ветра их тонкая и сношенная одежда развевается. При расплескивании вода из бочки становится сосульками, это говорит о сильном морозе.

Картина

Дети очень измотаны, практически отчаяние читается на их личиках, сзади кто-то помогает втолкнуть поклажу на пригорок. Также на полотне присутствует собака, она бежит чуть впереди. Тона картины темные, здесь нет никакой надежды, даже снег выглядит грязным, мрачным. Это сделано намеренно, поскольку позволило показать неправильность такой тяжелой работы для детей.

Дореволюционный период Москвы имел разные стороны, здесь показана будничная, тяжкая жизнь бедняков, когда использовался детский, труд.

Подъем со стороны Трубной площади определяется по изображению стен Богородицы-Рождественского женского монастыря. Тогда тысячи детей трудились на фабрике, возили воду.

Автор взял историческую тематику, с 1804 года люди действительно возили воду с Трубной площади, где был фонтан-хранилище.

По названию можно сделать вывод о сравнении детей с работой для лошадей, их нелегкая судьба полностью раскрывается в изображении. Автор привлек внимание к труду в России в те годы. Даже название картины вызывает горечь, а ведь тогда в Москве такая адская работа часто доставалась мастеровым. Пренебрежительное отношение к детям приводило к их тяжелому бедному существованию.

Художественные приёмы

Картина написана на холсте с помощью масла. Ее выделяет отсутствие чистых и светлых тонов. Абсолютно все изображение писалось с помощью серых, мрачных, темных, приглушенных оттенков, это позволило точно отразить трагичность.

Также для того, чтобы подчеркнуть тяжесть ситуации, Московская улица нарисована пустынной, мрачной. Скорее всего, по задумке дети являются деревенскими, и пригнанными в Москву только ради промысла.

Вся их жизнь показана в усталости, ободранной, холодной одежде, и безысходности.

Источник: https://MoscowChronology.ru/Perov_Troyka.html

Перов В.Г. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»)

Зал 17

Картина Василия Перова «Тройка» не оставит равнодушным ни одного зрителя. Жалость и сострадание, возмущение несправедливостью и невозможность как-то помочь детям, — эти чувства испытает любой человек, увидевший картину.

На полотне Перова мы видим, как девочка и два мальчика, выбиваясь из последних сил, везут бочку воды.  Ветер пронизывает насквозь их ветхую одежду. Мороз, пролитая вода тут же превращается в сосульки.

Жалостливый прохожий помогает детям преодолеть пригорок, покрытый коркой льда. Впереди бежит собака, но и она не прибавляет радости происходящему.

Картина написана в серо-коричневых тонах, тем самым автор хотел передать серость и низость того бездушного времени.

Картина написана в 1866 году и хотя к этому времени крепостное право было уже отменено, положение крестьян оставалось бедственным. Большинство из них жило в нищете, голодало, а детский труд использовался повсеместно.

Название работы «Тройка» вызывает мысль о тройке лошадей и невольно добавляет драматичности в картину. Действительно, трое изможденных детишек, запряженных в повозку, подобно тройке лошадей, в ужасных условиях выполняют тяжелую непосильную физическую работу.

Другое название картины — «Ученики мастеровые везут воду». Отдать детей в город, к мастеровому, считалось большой удачей. Но часто мастеровые нагружали детей непосильной работой. Именно такой случай и изобразил художник.

Василий Перов очень тщательно подбирал натурщиков. Девочку и мальчика, изображенного с края, Перов нашел сразу. А вот мальчика, нарисованного в центре композиции, ему долго пришлось искать.

Как-то раз он встретил женщину с сыном 10-12 лет, подходившего для картины, которую уже наполовину написал художник. Женщину звали Марьей, она рассказала, что ее муж и все дети, кроме Васи, умерли и вся ее надежда была только на единственного оставшегося ребенка. С разрешения матери художник изобразил мальчика в центре композиции.

Читайте также:  Картина «дама с горностаем», леонардо да винчи — описание

Через несколько лет Марья нашла Перова и рассказала ему, что Вася заболел и умер. Она продала всё, что у нее было и собрала немного денег. Марья умоляла художника продать ей картину.

К тому времени полотно находилось в Третьяковской галерее и выкупить его было невозможно. В память о сыне Василий Перов написал для матери портрет Васи.

Своей картиной «Тройка» Василий Перов обращает внимание общества на судьбу обездоленных детей, поднимает вопрос о неравенстве, бесправии и бедноте крестьян.

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_21386.htm

СРОЧНО!!!!Составьте рассказ по картине В.Г. Перова “Тройка.Ученики мастеровых везут воду” — Школьные Знания.com

Картина «Тройка» Василия Перова — одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи. Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду. Другое название картины — «Ученики мастеровые везут воду».

В те тяжелые времена народ в своей массе был беден, практически не имел никакого выбора. Голод, холод, нужда — вот что ожидало большую часть детей. Во многих семьях детей попросту не могли прокормить, даже если ребята трудились наравне со взрослыми.

Считалось большой удачей, если находилась возможность отдать ребенка в подмастерье к ремесленнику в город: там ребенок получал жилье, еду, он помогал мастеровому в работе и таким образом овладевал профессией, которая впоследствии могла его прокормить.

На самом деле многие мастеровые нагружали детей таким адским трудом, что они просто не выживали, болели и умирали от адской работы. Один из таких примеров мы видим на картине художника.

Раннее морозное утро, город покрыт густым серым туманом, по снежной улице трое изможденных детей тянут на санях бочку с водой . Видно, мастер пораньше разбудил их и отправил на речку за водой.

День только начинается, но дети уже уставшие. Они продрогли, их одежда плохо защищает их от холода, но деваться некуда — надо тянуть сани. Мальчик, который впрягся с левой стороны, уже почти падает.

Мороз такой, что вода, выплескиваясь, сразу замерзает в сосульки, это только подчеркивает, как замерзли юные работники. Они тянули свои сани в гору, видно, было так тяжело, что какой-то прохожий решил им помочь, подтолкнуть повозку сзади.

Дальше дорога идет под горку, будет легче.

Рядом бежит собачка, но и она не добавляет радостных чувств в картину. Все написано серо-тусклыми красками, даже снег. Все подчеркивает безысходность ситуации. У этих детей явно нет будущего, они обречены.

Эта обреченность подтверждается реальной историей, связанной с картиной. Художник искал натурщиков — детей, которые ему позировали для этого произведения.

В качестве натурщика для фигуры среднего мальчика, художник пригласил крестьянского мальчика Васю, крепкого и смышленого — на картине он выглядит самым сильным.

Этот мальчик, натурщик, умер через несколько лет после написания картины — суровая жизнь не пощадила и его.

Картина «Тройка» — не просто произведение искусства, она — суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни народа. Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание.

Источник: https://znanija.com/task/25980086

Картина Тройка Василий Григорьевич Перов 1866 г

Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью.

Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены.

Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу.

Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

На этапах создания картины, как не редко бывает Перов столкнулся  с проблемой подбора одного натурщика, а если точнее ее центрального персонажа, самого старшего мальчика в этой тройке.

Живописец уже и с ног сбился в поисках подходящей модели, и вот благодаря случаю, как то раз, прогуливаясь по улице он примечает крестьянского мальчишку по всем характерным данным подходящего для задуманного сюжета, мальчик был не один а с его мамой.

После мимолетного знакомства живописец узнал, что мальчишку зовут Васей, вдохновленный находкой Перов попытался убедить женщину для позирования сына в его картине, пообещав ей небольшое вознаграждение, недолго думая женщина согласилась.

Как известно крестьянка была вдовой и недавно она похоронила возможно по болезни других ее детишек и Вася для нее был последней надеждой в этой не простой жизни, ради которого она и жила. Когда в 1866 году произведение было закончено и выставлено на всеобщее обозрение, картину заинтересовался купить известный Меценат Павел Третьяков.

Все бы ничего, но через ряд лет к Перову  пришла крестьянская женщина, в которой художник не сразу узнал мать Васи. Она  рассказала живописцу о ее горе, то было год назад после тяжелой болезни  умер ее Васенька.

Его образ по ее мнению остался только на той картине, которую тогда писал Перов и она за последние свои небольшие крестьянские сбережения просила и умоляла мастера продать ей это полотно с образом ее сына.

Художник с огромным сожалением смотрел на женщину и попытался ей объяснить, что его работа уже куплена и находится в Галерее у Павла Третьякова.

Недолго думая Перов решил проводить бедную крестьянку в галерею, увидев картину женщина в слезах упала на колени и долго молилась и рыдала. Вся эта сцена произвела на художника большое сожаление и он твердо решил написать портрет ее сына и в последствии подарил его ей.

Сегодня картина Тройка находится в Третьяковке, в Москве, Размер холста 123,5 на 167,5 см

Источник: https://www.art-portrets.ru/kartina_troyka.html

Описание картины «Тройка» В. Перова

Что в отечественном понимании ассоциируется с «тройкой»? Скорее всего, народные песни о тройке резвых коней, былины о трех богатырях или лихой тройке добрых молодцев. Картина «Тройка» В. Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые стереотипы этого слова.

«Ученики-мастеровые везут воду» — вот скупая ремарка самого художника, которая заставляет каждого человека содрогнуться от одной мысли о том, что кто-то может использовать детский труд.

А тогда, во времена Перова, запряженные в сани мальчики и девочка, которые тащат огромную обледеневшую бочку, были такой же нормой, как дети их возраста, в наше время играющие в песочнице.

1866 год для России был сложным и трагичным. Прошло шесть лет после отмены крепостного права, а этот факт дал людям свободу лишь формально. По сути, они были свободными лишь на бумаге, а не в действительности.

Многие думали о том, как прокормить семью и просто выжить в повальной нищете. Деятели искусства, между тем, как могли, старались донести тему народного страдания небезразличным к судьбе других.

Самой главной была идея эксплуатации несовершеннолетних, ведь, согласно статистике того времени, детская смертность была просто запредельной.

Перов любил тематику детства, причем он писал не отпрысков дворян и мещан, а детей бедных сословий, которые в то время работали «учениками». Зверское обращение, каторжное детство – вот что старался показать художник.

Морозное утро только наступило, город еще спит в сером тумане, а по заснеженной улице трое детей везут, даже тащат огромную бочку. Их не поленились поднять и отправить за водой.

Измученные, уставшие лица, одежда, которая давно превратилась в лохмотья, еще больше отражает несправедливость жизни того времени. Промозглый ветер раздувает ветхую одежду детей, а мальчик с левой стороны, кажется, вот-вот упадет от его порывов.

Вода, которая выливается из бочки, превращается в сосульки и попадает на «учеников». Вот откуда самая распространенная причина смертности среди детей – чахотка – от холода, влаги и мороза.

Есть еще в мире «Тройки» справедливость – какой-то человек помогает им, толкая бочку, а собачонка, бегущая рядом, словно хочет оказать им поддержку.

Посмотрите на цветовую палитру полотна – тут нет ни одного яркого оттенка, лишь мрачные серо-коричневые тени, даже снег мышиного цвета, а пустынная улица, покрытая льдом, только нагнетает обстановку. Такая же у детей и жизнь – серая и безысходная.

Что может быть хуже того, когда труд ребенка приравнивается к службе лошадей? Пожалуй, только детская смертность в результате такой работы, ведь ни о каких «Конвенциях о правах ребенка» или о социальных службах в то время не было и речи.

Поколению, которое должно идти в будущее, оставалась только безысходность бытия и жалость окружающих.

Такая обреченность вполне реальна не только для отражения на картине, а и для ее истории. Детей-натурщиков художник так и не нашел, пока случай не свел его с мальчиком Васей, изображенном посередине группы.

Он умер через несколько лет после того, как была написана картина. Его мама продала все и отправилась к Перову просить полотно, чтобы «смотреть на Васеньку».

В то время оно уже стало собственностью Третьякова, но художник нарисовал ребенка по памяти и подарил картину убитой горем женщине.

Обращаясь к фигурам «Тройки», стоит сказать, что на Васе как раз лежит самая главная смысловая нагрузка, остальные дети лишь дополняют его. Он – не только самый старший, но и лидер, который не дат себе повода показать, что устал.

Для младших товарищей он должен быть примером, так что превозмогая боль и холод, мальчик тащит бочку. Он поднял голову и устремил ее в даль – типичный жест человека, который несет непосильную тяжесть.

Поражает взгляд этого ребенка – в нем странно сочетаются безысходность и вера в лучшее, которые, по сути, не могут существовать вместе.

Единственная в упряжке девочка невольно заставляет задуматься о ее будущем.

Сможет ли эта «тягловая сила» в дальнейшем прожить жизнь и стать любимой женой и матерью? Да и сможет ли эта девчушка в распахнутом тулупчике и застиранной юбке вообще стать матерью, выполняя нечеловеческую работу? Глаза ее полузакрыты, но в них выражается столько боли и муки, что она кажется хрупкой и невесомой. Тяжелые ботинки, грубые и мужские, не дают малышке упасть под порывами ветра.

Самый младший ребенок – это крайний мальчик слева. У него больше нет сил, он запрокинул голову с тонкой бледной шеей и закатил глаза. Этот ребенок уже не живой, хоть и пытается тащить повозку.

У этих ребят никогда не было детства, они даже не знают, что это такое. Глаза их уже потеряли способность смотреть на мир с удивлением и радостью, а одежда, больше на несколько размеров, дает понять, что они останутся в числе тех миллионов детей, которые так и не смогут выбраться из нищеты.

Окружающий «тройку» пейзаж трудно назвать унылым – он просто безысходен. Пустынная улица с монастырской стеной, закутанный в шубу мужчина, который помогает детям изображены нечеткими и туманными мазками. Это словно подчеркивает сознание детей, где закрепилась лишь бочка, которую нужно дотащить, причем ценой собственной жизни.

Собака, которая бежит рядом с ними – не просто спутник или товарищ по играм. Он скалиться на сумеречное утро, холод и скользкий снег, словно старается защитить детей от всех лишений и трудностей. Пес словно охраняет «Тройку» от всемирного зла, но это ему практически не по силам.

Самые мрачные, самые невыразительные краски полотна лишь акцентируют летящие черные птицы на заднем плане. Почему-то они напоминают ворон и вызывают не самые лучшие ассоциации.

Раскиданные ветви, обледеневшие сани, грязный снег, замученные дети – вот только часть деталей, которые придают картине обреченность и безысходность. «Тройку» В.

Перова сложно назвать произведением искусства, достойным Третьяковки.

Оно, словно документ того времени, рассказывает о эксплуатации детей теми, кто должен их защищать: оно нагоняет страх от того, сколько потерянных и растоптанных судеб остались после отмены крепостного права.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-perova-trojka/

Картина В.Г. Перова «Тройка» в Третьяковской галерее

Картина Перова Василия Григорьевича ((1833/1834—1882) «Тройка» — наиболее узнаваемое среди полотен художника и по совместительству одна из самых эмоционально полноценных работ школы передвижников в рамках русской живописи. Второе название полотна — «Ученики-мастеровые везут воду» — содержит явный намек на социально-драматическую подоплеку.

Огромный резонанс, который был вызван тем, что холст увидел свет, становился еще больше, разрастался с чудовищной силой по мере того, как о картине узнавали широкие круги почитателей искусства реализма. «Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— риторически вопрошал В. В.

Читайте также:  Портрет струйской, рокотов - описание

Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой». Известный петербургский критик одним из первых обратил внимание общественности на героев картины, трех измученных трудной дорогой ребят, разглядев на их недетских лицах «выражения безысходных страданий» и «следы вечных побоев».

И действительно, в те нелегкие для русской глубинки времена вопиющая бедность подчиняла себе всё и вся, рождавшихся в семьях детей ожидала незавидная участь: существование в холоде, голоде и нужде.

Единственной путевкой в жизнь считалась возможность уехать из деревни в город и податься в мастеровые: ученик ремесленника мог рассчитывать на ужин и кров, к тому же путем практических занятий он постигал азы профессии, с помощью которой впоследствии и учился добывать себе на хлеб.

Композиция и идея картины

В центре холста располагаются три детские фигуры, лица двух главных героев композции обращены вперед и вбок, третья героиня, хрупкая темноволосая девочка, ближе к зрителю, она выписана чуть более детально.

Подобно упряжке лошадей или ватаге бурлаков на реке, пытаются они увезти несоразмерный груз — тяжелый чан. На лицах ребят — невыносимая мука, боль страдания, отпечаток лишений и жизненных невзгод.

По подтекам замерзшей воды можно понять, что на улице лютая стужа, а по жалким лохмотьям и стоптанным ботинкам, что рабский труд в тяжелых условиях для этих детей — не редкость.

Краски нарочито мрачны, будто берега во время бури: полотно давлеет над зрителем, заставляя его всеми фибрами души прочувствовать вопиющую несправедливость детских лишений. Свинцовое небо с неясными силуэтами птиц, пес, застывший в оскале, — все говорит об одной большой беде. И лишь сердобольный прохожий, который также сер и угрюм, пытается помочь ребятам справиться с непосильной ношей…

История создания полотна

Говорят, что больше всего времени художник потратил на написание центрального персонажа: никак не получалось лицо. Отчавишись закончить полотно, Перов принялся искать варианты.

Решение пришло неожиданно: живописец случайно встретил деревенскую женщину с маленьким мальчиком, шедшую в монастырь. Тетушка Марья — так ее звали — рассказала о тяготах вдовьей жизни и единственной отраде — сыночке Васеньке.

Живописец долго уговаривал странницу, и в конце-концов та дала согласие: Василий Григорьевич повел маленького тезку в мастерскую и написал мини-портрет. Так мальчик на картине обрел лицо.

Полотно стало знаменитым, автор получил звание академика, а шедевр приобрел сам Третьяков. Однако через четыре года тетушка Марья вновь возникла на пороге мастерской: Васенька скоропостижно скончался.

Она просила живописца продать ей картину, которая ему на тот момент уже не принадлежала. Перов отвел ее к Третьякову — взглянуть на полотно, а сам клятвенно пообещал написать портрет ее умершего сына.

Обещание мастер вскоре исполнил: картину для женщины он отправил в деревню в золоченой раме.

Картина «Тройка» в Третьяковской галерее

Увидеть знаменитую картину «Тройка» можно, посетив Третьяковскую галерею по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10. Картина «Тройка» в Третьяковке располагается в семнадцатом зале. Год написания — 1866 (масло). Полотно имеет размеры 123,5 х 167,5 см.

Источник: https://vtbrussia.ru/info/culture/gtg/perov_troyka/

«Тройка» — самое эмоциональное полотно Василия Перова: трагичная история создания

?

Карл Кори (karhu53) wrote, 2016-12-01 16:42:00 Карл Кори karhu53 2016-12-01 16:42:00 «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» — невероятно эмоциональное полотно, созданное русским художником Василием Перовым.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). В. Перов, 1866 год.Трое деток, запряженные в сани, обреченно тянут огромную бочку с водой. Очень часто картину приводят в пример, говоря о нелегкой крестьянской судьбе. Вот только создание этой картины стало настоящим горем для обычной деревенской женщины.Василий Григорьевич Перов — российский живописец XIX века. Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который позднее будет приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагменты картины В. Перова.В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Третьяковская галерея. Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» — причитала она.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент картины В. Перова.Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.

Оригинал взят у astori_18 в «Тройка» — самое эмоциональное полотно Василия Перова: трагичная история создания.

Оригинал взят у rama909 в «Тройка» — самое эмоциональное полотно Василия Перова: трагичная история создания.via

Источник: https://karhu53.livejournal.com/20552210.html

"Тройка". Ученики мастеровые везут воду. Описание картины Перова

Василий Перов. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду.
1866. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всего его творческого пути.

Уже в одной из своих ранних картин — «Проповедь в селе» — художник уделил крестьянским ребятишкам существенное место.

Большую роль детские образы играют и в картинах «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Очередные у бассейна». Им же посвящены «Тройка» и «Спящие дети».

Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова. Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов.

Его, бытописателя народа, волновали те поистине ужасающие условия, в которых протекало утро жизни простого русского человека.

В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.

Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка», или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу наиболее известных.

Она получила всеобщее признание современников и вместе с другой работой — «Приезд гувернантки в купеческий дом» — принесла Перову звание академика. Но лучшей похвалой художнику был все же восторженный отзыв В. В.

Стасова и приобретение картины Павлом Михайловичем Третьяковым.

… Зимний вьюжный вечер.

По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей глухой стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой.

Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в маленьком, чуть виднеющемся кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове!

Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее темных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки.

Сзади какой-то человек — то ли старший мастеровой, то ли сердобольный прохожий — пытается помочь детям вытянуть бочку из рытвины, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.

«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой.

Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел.

Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах…»

Много позже, почти десятилетие спустя, Перов написал рассказ «Тетушка Марья», который до некоторой степени освещает длительный путь творческих исканий художника.

В этом рассказе Перов описывает свои поиски подходящей натуры и свою работу над образом среднего мальчика, «коренника» изнуренной «тройки». Он умер вскоре, этот мальчик, и его мать, тетушка Марья, пришла как-то к Перову, чтобы еще раз взглянуть на сына, запечатленного художником.

Она была поражена сходством своего ребенка с маленьким мастеровым, настолько жизненно правдивым был созданный художником образ…

Главное внимание Перова при работе над «Тройкой» было обращено на изображение детей. Он отводит им центральное место; они написаны особенно тщательно, любовно, бережно. Художник вложил в образы детей-тружеников свое горячее сочувствие бедному люду.

В ряде своих произведений, желая вызвать у зрителя чувство жалости, Перов всячески подчеркивал в детях черты болезненности. Дошедшие до нас подготовительные материалы к «Тройке» свидетельствуют, что и в работе над этой картиной Перов первоначально пошел по тому же пути.

И в карандашном и в масляном эскизах лица детей почти уродливы в своем крайнем истощении, ребячьи фигурки угловаты, а острые линии лохмотьев еще более подчеркивают их худобу.

Не удивительно, что оба эскиза не удовлетворили Перова. Он выбрал путь поэтизации детских образов, придал им черты миловидности и выражение страдания.

«Тройка», подобно «Проводам покойника», находит себе целый ряд аналогий в русском искусстве второй половины XIX столетия. У Мусоргского вы встречаете живой аккомпанемент ко всему этому,— писал Стасов.— его романсы «Сиротка»… и его «Спи- усни, крестьянский сын»… столько же трагичны и столько же чудесны по красоте, как картина Перова.

«Холодом-голодом греюсь, кормлюся я»,— со щемящим выражением и прерывающимся голосом лепечет «Сиротка». «Бранью-побоями, страхом-угрозою добрые люди за стон голодный мой потчуют… . Нет моей силушки…» Та же доля и у «крестьянского сына» А. Н. Островского, которого стихи передал Мусоргский с неподражаемым выражением тяжелого горя, чувства и музыкальной красоты…»

Родственно «Тройке» и замечательное стихотворение Н. А. Некрасова «Плач детей», в котором перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей капиталистического города.

Несмотря на то, что Перов никогда не претворял свои творческие замыслы в серии картин, логическая связь между отдельными его холстами объединяет их в своеобразные живописные повествования.

В произведениях Перова разных лет можно прочитать и сатирический рассказ о монашеском чревоугодии, и трагическую повесть о судьбе русской женщины (прекрасно дополняемую литературными заметками художника «На натуре. Фанни под № 30»), и грустный рассказ о жизни крестьянских детей.

Художник начинает его картиной «Проводы покойника», продолжает в «Тройке». Ту же тему он очень тонко раскрывает в картине «Спящие дети», изображающей убогое нищенское ложе, на котором по-детски сладко спят одетые в лохмотья мальчик и девочка. И, наконец, она же затрагивается в уничтоженной Перовым картине «Очередные у бассейна» — работе, во многом напоминающей «Тройку».

«Тройка» не только сюжетно связана с «Проводами покойника». Большую роль в обеих картинах играют психологические характеристики, а также эмоциональный строй пейзажа и колорита.

Удачно использует здесь Перов и то противопоставление, которое было однажды найдено им в «Проводах покойника»: весело бегущая собачка, храбро вступающая в поединок с ветром, здесь также подчеркивает по контрасту основную мысль произведения.

Конечно, «Тройка» несколько уступает «Проводам покойника» в лаконичности и благородной простоте выражения авторского замысла. Она более однообразна и по колориту.

В какой-то мере снижают художественную ценность картины элементы сентиментальности, особенно в обрисовке крайнего мальчика справа.

Тем не менее, большой социальный смысл, который художник вложил в эту работу, глубокий драматизм ее жизненного содержания и мастерство исполнения ставят «Тройку» в ряд выдающихся полотен русского искусства.

Читайте также:  «блудный сын», иероним босх — описание картины

Замечательные полотна. Л., 1966. С.214

Картина «Ученики-мастеровые», получившая впоследствии название «Тройка», была достаточно велика по своим размерам. По приезде в Москву [в 1866 году] Перову удалось снять одну из немногочисленных в Москве мастерских, поэтому он имел подходящие условия для работы.

В какой-то степени «Тройка» варьировала построение картины «Проводы покойника». И тут и там присутствовал мотив движения — в данном случае он был выражен через изображение скользящих саней.

Но в новой картине движение происходило по диагонали справа налево к переднему плану, и дети-мастеровые, везущие сани, были обращены лицом к зрителю. Они спускаются с пригорка, прилагая все усилия к тому, чтобы втащить на пригорок санки с огромною бочкой, наполненной водой.

Дети не замечают, что бочка опрокинулась бы непременно, если бы не подоспевший прохожий, который, навалившись на нее всей тяжестью, пытается ее выпрямить.

Вся группа изображена на фоне заиндевевшей стены Китай-города. Даль тонет во вьюжном тумане, где чуть различима сгорбившаяся фигура другого, удаляющегося путника. Снежный покров взрыт колеями. По-видимому, мороз очень силен, так как расплескивающиеся струи воды замерзают на поверхности бочки.

Перов в ранних работах обычно строго соблюдал чередование планов, четко отделяя главную группу от фона. Мы видели, что это разделение было преодолено в картине «Проводы покойника».

Того же впечатления глубины пространства хотел добиться Перов и в картине «Тройка», изображая вдали снежную муть, не имеющую четкой границы. Это не вполне удалось художнику, поскольку зритель привлечен прежде всего передним планом с фигурами детей, которые изображены на фоне стены.

Интересно, что Перов все же наметил фигуру удаляющегося вглубь прохожего — старый прием передачи глубины, использованный уже в «Савояре».

Картина написана в коричневато-серых оттенках, подчеркнутых черной одеждой мальчика, изображенного в профиль, и сиреневатой юбкой девочки. Гамма нюансирована, но без учета изменения тонов в зависимости от освещения.

Картина в живописном отношении противоречива. Она написана в мастерской, едва ли ей предшествовали многочисленные натурные этюды, общая тональность взята по памяти.

Лица детей проработаны с натуры, но художника прежде всего интересовало выражение измученных детских лиц.

Ветер бьет детям в лицо: это видно по тому, как разметались волосы девочки, шарф мальчика, но их лиц метель как будто бы совершенно не коснулась.

Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979. С. 63—64

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/trojka-ucheniki-masterovye-vezut-vodu-opisanie-kartiny-perova.html

Василий Перов. "Тройка". Ученики мастеровые везут воду. Описание картины. Шедевры русской живописи. | Русские художники. Russian Artists


Василий Перов. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду.

1866.
Холст, масло.

Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всего его творческого пути.

Уже в одной из своих ранних картин — «Проповедь в селе» — художник уделил крестьянским ребятишкам существенное место.

Большую роль детские образы играют и в картинах «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Очередные у бассейна». Им же посвящены «Тройка» и «Спящие дети».

Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова. Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов.

Его, бытописателя народа, волновали те поистине ужасающие условия, в которых протекало утро жизни простого русского человека.

В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.

Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка», или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу наиболее известных.

Она получила всеобщее признание современников и вместе с другой работой — «Приезд гувернантки в купеческий дом» — принесла Перову звание академика. Но лучшей похвалой художнику был все же восторженный отзыв В. В.

Стасова и приобретение картины Павлом Михайловичем Третьяковым.

.. Зимний вьюжный вечер.

По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей глухой стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой.

Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в маленьком, чуть виднеющемся кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове!

Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее темных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки.

Сзади какой-то человек — то ли старший мастеровой, то ли сердобольный прохожий — пытается помочь детям вытянуть бочку из рытвины, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.

«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой.

Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел.

Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах…»

Много позже, почти десятилетие спустя, Перов написал рассказ «Тетушка Марья», который до некоторой степени освещает длительный путь творческих исканий художника.

В этом рассказе Перов описывает свои поиски подходящей натуры и свою работу над образом среднего мальчика, «коренника» изнуренной «тройки». Он умер вскоре, этот мальчик, и его мать, тетушка Марья, пришла как-то к Перову, чтобы еще раз взглянуть на сына, запечатленного художником.

Она была поражена сходством своего ребенка с маленьким мастеровым, настолько жизненно правдивым был созданный художником образ…

Главное внимание Перова при работе над «Тройкой» было обращено на изображение детей. Он отводит им центральное место; они написаны особенно тщательно, любовно, бережно. Художник вложил в образы детей-тружеников свое горячее сочувствие бедному люду.

В ряде своих произведений, желая вызвать у зрителя чувство жалости, Перов всячески подчеркивал в детях черты болезненности. Дошедшие до нас подготовительные материалы к «Тройке» свидетельствуют, что и в работе над этой картиной Перов первоначально пошел по тому же пути.

И в карандашном и в масляном эскизах лица детей почти уродливы в своем крайнем истощении, ребячьи фигурки угловаты, а острые линии лохмотьев еще более подчеркивают их худобу.

Не удивительно, что оба эскиза не удовлетворили Перова. Он выбрал путь поэтизации детских образов, придал им черты миловидности и выражение страдания.

«Тройка», подобно «Проводам покойника», находит себе целый ряд аналогий в русском искусстве второй половины XIX столетия. У Мусоргского вы встречаете живой аккомпанемент ко всему этому,— писал Стасов.— его романсы «Сиротка»… и его «Спи- усни, крестьянский сын»… столько же трагичны и столько же чудесны по красоте, как картина Перова.

«Холодом-голодом греюсь, кормлюся я»,— со щемящим выражением и прерывающимся голосом лепечет «Сиротка». «Бранью-побоями, страхом-угрозою добрые люди за стон голодный мой потчуют.. . Нет моей силушки…» Та же доля и у «крестьянского сына» А. Н. Островского, которого стихи передал Мусоргский с неподражаемым выражением тяжелого горя, чувства и музыкальной красоты…»

Родственно «Тройке» и замечательное стихотворение Н. А. Некрасова «Плач детей», в котором перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей капиталистического города.

Несмотря на то, что Перов никогда не претворял свои творческие замыслы в серии картин, логическая связь между отдельными его холстами объединяет их в своеобразные живописные повествования.

В произведениях Перова разных лет можно прочитать и сатирический рассказ о монашеском чревоугодии, и трагическую повесть о судьбе русской женщины (прекрасно дополняемую литературными заметками художника «На натуре. Фанни под № 30»), и грустный рассказ о жизни крестьянских детей.

Художник начинает его картиной «Проводы покойника», продолжает в «Тройке». Ту же тему он очень тонко раскрывает в картине «Спящие дети», изображающей убогое нищенское ложе, на котором по-детски сладко спят одетые в лохмотья мальчик и девочка. И, наконец, она же затрагивается в уничтоженной Перовым картине «Очередные у бассейна» — работе, во многом напоминающей «Тройку».

«Тройка» не только сюжетно связана с «Проводами покойника». Большую роль в обеих картинах играют психологические характеристики, а также эмоциональный строй пейзажа и колорита.

Удачно использует здесь Перов и то противопоставление, которое было однажды найдено им в «Проводах покойника»: весело бегущая собачка, храбро вступающая в поединок с ветром, здесь также подчеркивает по контрасту основную мысль произведения.

Конечно, «Тройка» несколько уступает «Проводам покойника» в лаконичности и благородной простоте выражения авторского замысла. Она более однообразна и по колориту.

В какой-то мере снижают художественную ценность картины элементы сентиментальности, особенно в обрисовке крайнего мальчика справа.

Тем не менее, большой социальный смысл, который художник вложил в эту работу, глубокий драматизм ее жизненного содержания и мастерство исполнения ставят «Тройку» в ряд выдающихся полотен русского искусства.


Замечательные полотна. Л., 1966. С.214

Николай Алексеевич Некрасов. Плач детей 1860. Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей? «В золотую пору малолетства
Всё живое — счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!

Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, —
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
«Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!»
Бесполезно плакать и молиться —
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться, —
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»

Картина
«Ученики-мастеровые», получившая впоследствии название «Тройка», была достаточно велика по своим размерам. По приезде в Москву [в 1866 году] Перову удалось снять одну из немногочисленных в Москве мастерских, поэтому он имел подходящие условия для работы.

В какой-то степени «Тройка» варьировала построение картины «Проводы покойника». И тут и там присутствовал мотив движения — в данном случае он был выражен через изображение скользящих саней.

Но в новой картине движение происходило по диагонали справа налево к переднему плану, и дети-мастеровые, везущие сани, были обращены лицом к зрителю. Они спускаются с пригорка, прилагая все усилия к тому, чтобы втащить на пригорок санки с огромною бочкой, наполненной водой.

Дети не замечают, что бочка опрокинулась бы непременно, если бы не подоспевший прохожий, который, навалившись на нее всей тяжестью, пытается ее выпрямить.

Вся группа изображена на фоне заиндевевшей стены Китай-города. Даль тонет во вьюжном тумане, где чуть различима сгорбившаяся фигура другого, удаляющегося путника. Снежный покров взрыт колеями. По-видимому, мороз очень силен, так как расплескивающиеся струи воды замерзают на поверхности бочки.

Перов в ранних работах обычно строго соблюдал чередование планов, четко отделяя главную группу от фона. Мы видели, что это разделение было преодолено в картине «Проводы покойника».

Того же впечатления глубины пространства хотел добиться Перов и в картине «Тройка», изображая вдали снежную муть, не имеющую четкой границы. Это не вполне удалось художнику, поскольку зритель привлечен прежде всего передним планом с фигурами детей, которые изображены на фоне стены.

Интересно, что Перов все же наметил фигуру удаляющегося вглубь прохожего — старый прием передачи глубины, использованный уже в «Савояре».

Картина написана в коричневато-серых оттенках, подчеркнутых черной одеждой мальчика, изображенного в профиль, и сиреневатой юбкой девочки. Гамма нюансирована, но без учета изменения тонов в зависимости от освещения.

Картина в живописном отношении противоречива. Она написана в мастерской, едва ли ей предшествовали многочисленные натурные этюды, общая тональность взята по памяти.

Лица детей проработаны с натуры, но художника прежде всего интересовало выражение измученных детских лиц.

Ветер бьет детям в лицо: это видно по тому, как разметались волосы девочки, шарф мальчика, но их лиц метель как будто бы совершенно не коснулась.


Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979. С. 63—64.

Источник: http://www.tanais.info/art/perov2more.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector