Картина троица, эль греко

Итальянцы и испанцы называли художника Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства.

Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего.

Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.

Картина Троица, Эль Греко

Толедо — город инквизиции и бесчисленных монастырей, высокомерных аристократов и фанатичных монахов.

Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана».Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко.

Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.

Картина Троица, Эль Греко

«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» Ок. 1580 Музей Санта Крус, Толедо

Картина Троица, Эль Греко

Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.

) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что «Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь.

Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.

Картина Троица, Эль Греко

Lady with a Flower in Her Hair. c. 1590-1600. Private collection.

Картина Троица, Эль Греко

St. Louis King of France Louis IX

Картина Троица, Эль Греко

Портрет художника Джулио Кловио, хорвата по национальности (Неаполь, Национальный музей Каподимонте)

Картина Троица, Эль Греко

«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1577—1579)

Картина Троица, Эль Греко

Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

Картина Троица, Эль Греко

Portrait of a Lady, approx. 1594-1601, Philadelphia

Картина Троица, Эль Греко

  • The Virgin Mary 1590s Musée des Beaux-Arts, Strasbourg.
  • «Аллегория испанской пословицы»
  • «Тайная вечеря» Болонская национальная картинная галерея.

Это одна из первых работ Эль Греко маслом, до этого он писал темперой на деревянных досках. Так и не была завершена художником. Период его ученичества в Венеции.

«Погребение графа Оргаса» (1586—1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной.

Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св.

Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.

https://www.youtube.com/watch?v=tZ-SlYecfBA

Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города.

Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты «знаменитых людей нашего времени».

«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1610-1614) Из серии апостолов «Апостоладос» Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них: «Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир» Иоан.17:18.

  1. Эль Греко было написано двенадцать изображений «Апостоладос»
  2. Stigmatization of St. Francis (1585-1590) (102 x 97) (Baltimore, Walters Art Museum)
  3. Portrait of Pius V
  4. Св Идельфонс (ок 1607) (Вашингтон, Нац галерея)
  5. Saint Martin and the Beggar, c. 1597-1600
  6. Монах-доминиканец
  7. Christ with a square halo, by El Greco, (1595 Ntl Gallery, Prague)

Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо.(1577—1579) Это его первые заказы в Толедо. Они исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо; с его братом Луисом де Кастильо Эль Греко был знаком еще в Риме.

Дон Диего де Кастильо был исполнителем завещания умершей незадолго до приезда Эль Греко одной знатной португальской дамы, согласно которому все ее состояние передавалось монастырю Санто Доминго эль Антигуо для восстановления разрушавшейся монастырской церкви.

Перестройка церкви была осуществлена в 1576 году по плану Хуана де Эрреры архитектором Николасом де Вергарой. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. На боковых алтарях изображены сцены «Поклонение пастухов» (сейчас в частной коллекции) и «Воскресение Христа» (сохранились на месте до наших дней).

Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте.

В центре алтаря размещалась самая большая картина алтаря — сцена «Вознесение Марии», подписанная автором и датированная 1577 годом.

Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Бенедикта и Св.

Бернарда, были впоследствии заменены на копии, благодаря чему запрестольный образ сохранил свой первоначальный облик.

«Воскресение Христа» (1577-1579) Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.

Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика — дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо.

«Пьета», или «Оплакивание Христа»

Картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом», или «Пьета Бандини» (1547-1555), ныне хранится в Флорентийском соборе. Вторая подобная картина «Пьета» — в коллекции Испанской общины Америки (Нью-Йорк). Отличие состоит в том, что она большего размера, написана маслом на холсте, а филадельфийская версия на эту же тему, темперой на деревеартине

  • «Крещение Христа» Моденский триптих (часть передней стороны)
  • «Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины Моденский триптих ( часть задней стороны)
  • Моденский триптих (ок. 1567-68) (передняя сторона)
  • Моденский триптих (ок. 1567-68) (задняя сторона)

Триптих называется Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай».

Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу.

Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.

  1. View and Map of Toledo

«Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость.

За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами.

Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко, но по-своему:

В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город, и где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера. Для него злой рок всегда живой.

  • Возвращение из Египта, 1567

«Святое семейство» Госпиталь Сан Хуан де Афуэра. Толедо.

«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода — икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). По всей вероятности, ее перевезли из монастыря Святой горы Успения Богородицы о.

Псара во время Греческой революции в 1824 г. Икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви. Эту икону идентифицировали как раннее произведение Эль Греко после того, как в 1983 г.

была обнаружена подпись автора на подставке канделябра в центре картины.

  1. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.
  2. «Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко
  3. Фотография с аукциона Sothebys
  4. Толедо

Источник  http://www.liveinternet.ru

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/13111797/

Доменико Эль Греко [Доменикос Теотокопулос] (ок. 1541 — 1614)

14.07.2008

Публикации

Итальянцы и испанцы называли Доменикоса Теотокопулоса, живописца греческого происхождения, Греком. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.

Оно сочетает традиции трех великих художественных культур — византийской, итальянской и испанской.

Работая первоначально на своей родине — острове Крите, он овладел в Италии достижениями живописи Позднего Возрождения, а, поселившись в Испании, нашел там не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для расцвета своего искусства.

Картины Эль Греко, написанные почти исключительно на религиозные сюжеты, не похожи на традиционные произведения церковной живописи. Среда, в которой он помещает какую-либо сцену, превращается в фантастический мир, где происходят чудеса и возникают видения.

Художник использует эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельном пространстве. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.

Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.

Скрытый драматизм жизни сопряжен у Эль Греко с темой неба. К небу устремлены все помыслы живущих на земле, охваченных состоянием единого духовного озарения. Небо в его картинах, напоенное сиянием мерцающего света, с парящими фигурами ангелов и святых, или драматически сумрачное, подобное бездонной темносиней бездне, воспринимается как олицетворение высшей божественной силы.

Как ни экспрессивны в искусстве Эль Греко композиция, рисунок, пространство, ритм, самое важное в его образное системе — это колорит. Мастер достигает исключительной светозарности красок. Рядом с картинами Эль Греко другие полотна кажутся словно потускневшими.

Искусство Эль Греко, в котором возобладало ирреальное, воображаемое начало, словно порождено велением времени. Субъективную линию восприятия мира он предельно заостряет и как бы исчерпывает до конца, находя при этом возможности для выражения истинной красоты.

Картина Троица, Эль Греко

Кающаяся Мария Магдалина. 1577

Картина Троица, Эль Греко

Троица. 1577–1579

О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки), испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.

Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты.

Здесь Эль Греко обрел признание, славу, избранный круг друзей, дом с ценнейшей библиотекой и семью. Склонность просвещенного толедского общества к духовному самоуглублению отвечала внутренним устремлениям художника.

Немалую роль в его религиозно-философских воззрениях играла философия неоплатонизма, распространенная и в той интеллектуальной среде, с которой он был тесно связан.

Картина Троица, Эль Греко

Эсполио (Срывание одежд с Христа). 1577–1579

Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.

В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. В особенностях колорита, в образе атлетического Христа живут отзвуки венецианской живописи.

На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят крупные пятна красного, синего, желтого, зеленого. Но многие приемы совершенно необычны. Художник применяет столь высокий горизонт, что земля поднимается отвесно, а изображенные на ней фигуры словно соскальзывают вниз.

Читайте также:  Картина "вокзал монпарнас", джорджо де кирико, 1914

Пропорции фигур вытянуты, они приобретают повышенную динамику, хотя сами по себе не наделены активным действием.

Картина Троица, Эль Греко

Погребение графа Оргаса. 1586–1588

Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».

Средневековая легенда о погребении именно в этой церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни.

Чуду, происходящему во время траурной церемонии, сопутствует чудо на небе, которое разверзается над головами присутствующих, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Изображение участников погребальной мессы — монахов, духовенства, дворян Толедо, где многие узнавали себя, — вносит в картину ощущение реальности.

Но участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду, происходящему ночью, в неясной таинственной обстановке, где нет внешних примет действия. В образах святых, бережно поддерживающих тело усопшего, выражены глубокая скорбь, нежность, печаль; вместе с тем они — само воплощение высшей духовной красоты.

Обращение мастера к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеального преображения придает картине исключительную содержательность и многозвучность. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме она напоминает гигантский драгоценный узор. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.

Конец 1580-х — начало 1600 годов — период высокой творческой активности Эль Греко. Он создает многофигурные алтарные ансамбли, изображения святых, серии апостолов, сцены экстазов и покаяний, замечательные портреты.

Картина Троица, Эль Греко

Сошествие Святого Духа. 1596–1600

Цикл картин, предназначенных для мадридской коллегии августинцев, основанной придворной дамой Марией де Арагон, с течением времени оказался разрозненным, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588; Мадрид, Прадо).

Приметы реальности здесь сохраняются в некоторых деталях, и прежде всего в образе самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки.

К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.

Картина Троица, Эль Греко

Мадонна с Младенцем, Святыми Инессой и Мартиной. 1597–1599

Исполненные живописцем в те же годы алтарные картины для церкви Сан Хосе в Толедо связаны с той линией его творчества, в которой преобладают лирическое и гармоническое начала.

Композиция с изображением «Марии с Младенцем, Святых Инессы и Мартины» (1597—1599; Вашингтон, Национальная галерея искусства) создает не только торжественное зрелище небесного апофеоза, но и настроение затаенной мягкой печали.

В сиянии красок, певучести жестов и движении света есть что-то завораживающее.

Картина Троица, Эль Греко

Святой Мартин и нищий. 1597–1599

К поэтическим шедеврам мастера принадлежит картина этого алтарного цикла «Святой Мартин и нищий» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).

Картина Троица, Эль Греко

Святое Семейство со Святой Анной. 1590–1595

В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты. В вытянутой по вертикали композиции господствует изображение Святого Мартина — прекрасного юноши-всадника на медленно идущем белом коне.

Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Ясный холодный дневной свет усиливает интенсивность красок — ослепительно-белых, густо-черных, голубых и изумрудно-зеленых. Весь ушедший в себя, изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, созданному воображением художника.

Новый для Эль Греко сюжет основан на средневековой легенде о христианском святом Мартине, который жил в IV веке и, по настоянию отца, служил в римской императорской кавалерии. Находясь во Франции, однажды в холодный зимний день он встретил на дороге обнаженного нищего, ударом меча рассек свой плащ и отдал нищему половину.

В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня».

К произведениям лирической линии относятся написанные в 1590-е годы варианты Святого Семейства. В «Святом Семействе со Святой Анной» в толедском госпитале Сан Хуан де Афуэра господствует пленительный образ Марии.

Взрослые окружают младенца Христа лаской и заботой; вокруг его обнаженного тельца тонкие кисти их рук плетут нежный узор.

Полотно дошло в прекрасной сохранности, его звонкий колорит напоминает краски стеклянных витражей.

Картина Троица, Эль Греко

Святой Доминик перед распятием. Ок. 1595—1600

Глубокий интерес Эль Греко к интенсивной жизни человеческого духа проявился в его многочисленных изображениях святых. Ему принадлежат серии апостолов, называемых по-испански «апостолодос», сцены религиозных покаяний и экстазов. Он создал новый тип изображения философов, пророков, мыслителей, подвижников, божьих избранников, которых объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины.

Картина Троица, Эль Греко

Апостолы Петр и Павел. 1587–1592

Среди умудренных жизнью аскетических старцев хрупкой красотой привлекает образ юноши Иоанна Евангелиста (Мадрид, Прадо).

В парных изображениях мастер обычно сопоставляет два внутренне различных типа характера, то страстно-порывистого, то более углубленно-созерцательного.

Тема напряженного внутреннего диалога воплощена в полотне «Апостолы Петр и Павел» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), где представлены кроткий Петр и убежденный проповедник Павел с огненным взором.

Между образами святых Эль Греко и его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.

Художник писал портреты своих толедских современников — представителей знатных аристократических родов, духовенства, писателей, поэтов, ученых. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.

Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Будучи чужестранцем, Эль Греко остро почувствовал характерный тип толедцев и их манеру держаться.

Евангелист Иоанн. 1602–1605

Портрет кавалера с рукой на груди. 1577–1579

Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.

Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства.

По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.

С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.

Знаменитый портрет «Главного инквизитора Ниньо де Гевары» (1600; Нью-Йорк, Музей Метрополитен) написан в реальном интерьере, в традициях парадного портрета.

Его сила — в достоверности, и вместе с тем это редкий в истории живописи портрет, обладающий столь захватывающей напряженностью.

Устремленный на зрителя искоса, сквозь темные роговые очки пронизывающий взгляд обнаруживает то скрытое, что таится в этом человеке, не знающем снисхождения.

Портрет Фра Ортенсио Парависино. Ок. 1609

Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко.

Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.

Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.

Эль Греко, по-видимому, не писал автопортретов, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях.

Встреча Марии и Елизаветы. Ок. 1610

Вознесение Марии. 1612–1613

Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.

Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.

Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины «Пир у Симона-Фарисея» (Чикаго, Институт искусств), «Вознесение Марии» (Толедо, церковь Санта Крус), «Встреча Марии и Елизаветы» (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера «Снятие пятой печати» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.

Лаокоон. 1613–1614

Единственную в своем творчестве картину на мифологический сюжет «Лаокоон» (1613—1614, Вашингтон, Национальная галерея искусства) художник написал, по-видимому, для самого себя, и отпечаток его личного мироощущения именно этих поздних лет лежит на всем ее образном строе. Интерес к истории троянского жреца Лаокоона и его сыновей значительно возрос в европейской художественной среде после того, как в 1506 году в Риме была раскопана знаменитая эллинистическая скульптурная группа, которую Эль Греко там несомненно видел.

Возврат к воспоминаниям молодости не стал, однако, главным импульсом для создания этого во многом загадочного произведения. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Здесь можно найти лишь внешние приметы мифа: изображение Лаокоона и его сыновей, двух змей, богов-мстителей, троянского коня, города на дальнем плане. Но все неузнаваемо преображено художником.

Боги — те же призрачные существа, что и на других его полотнах, олицетворение обреченной Трои — образ раскинувшегося на горе Толедо. Античные герои-атлеты превращены в христианских мучеников, с покорным смирением принимающих божественную кару. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны.

Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Гибель Лаокоона и его сыновей, как и гибель Трои-Толедо, уже заранее предопределена высшей мистической силой. На тела жертв совершенно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.

Ее скрытный иносказательный язык, возможно порожденный идеями неоплатонизма, вызвал немало разноречивых интерпретаций.

Вид Толедо. 1610–1614

На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.

Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости.

Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.

«…Но никто не сможет ему подражать», — писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.

В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=545

10 известных картин Эль Греко

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков.

Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Год создания: около 1570

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Год создания: 1612–1614

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.

#7 Успение Богородицы

Год создания: 1577–1579

Читайте также:  Музей пикассо, малага, испания

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко.

Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда.

«Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Год создания: 1610–1614

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона.

Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания.

Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Год создания: около 1580

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Год создания: 1577–1579

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Год создания: 1608–1614

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет.

На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды.

Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.

#2 Вид Толедо

Год создания: 1596–1600

Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле.

Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью.

Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.

#1 Погребение графа Оргаса

Годы создания: 1586–1588

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием.

Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.

10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Подборки

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/10-izvestnyx-kartin-el-greko.html

Описание картины Святая Троица – Эль Греко

Картина “Троица” была написана Эль Греко в 1577 г., и относится к одной из первых произведений художника, созданных после его переезда в Испанию. Она изначально была создана для аттика главного алтаря церкви Санто Дминго ель Антигуо, и располагалась вторым ярусом над грандиозным полотном “Вознесение Марии”. Это произведение обеспечило немалую славу молодому иностранцу в Толедо, архаичном провинциальном городке.

“Троица” Эль Греко скорее наследует художественные традиции Рима, чем Венеции. Ее экспрессия близка к микеланжделовской “Пьете”. Хотя общая схема заимствована из гравюры Дюрера той же тематики.

Бог-Отец поддерживает безжизненное тело Своего Сына, над ними парит голубь – символ Святого Духа. Божественную Троицу окружает сонм ангелов. Голова Бога-Отца увенчана тиарой.

Его скорбный лик обращен к Сыну, Он словно отгораживает Своей фигурой Христа от ангелов. Золотистый плащ, окутывающий божественную фигуру, усиливает впечатление отстраненности.

Уже в этом произведении можно наблюдать удлиненные пропорции фигур, изломанные позы, эмоциональную напряженность, все то, что стало усиливаться в произведениях более поздних периодов творчества художника.

Торжественная, уравновешенная композиция “Троицы” продолжает восходящее движение сцены “Вознесение Марии”, расположенной под ней. Однако в верхней картине движение замедляется, и окончательно завершается на изломанной линии поддерживаемых плеч Христа. Обнаженная фигура Сына Божьего еще более напоминает произведения Микеланждело, особенно близка к рисунку “Пьета” для Виттории Колонна.

В более поздних произведениях Эль Греко изображает фигуры столь же свободно, как и драпировки. Однако в “Троице” ощущается материальность мертвого тела Христа.

Создается впечатление, что Его изогнутая фигура обладает значительным весом.

Эта трагическая выразительность образа Христа, цвета, характерные для маньеристов, свободное расположение фигур, придает произведению вместе с цельностью, высокое пафосное воздействие.

Не смотря на то, что художник неоднократно любил возвращаться к своим излюбленным темам в произведениям, неизвестно ни одной картины, посвященной теме “Троицы”.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Воскресение – Эль Греко Картина “Воскресение” была написана Эль Греко для бокового алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо, вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения……
  2. Крещение Христа – Эль Греко Огромное, вытянутое в высоту полотно “Крещение Христа” – единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному……
  3. Мария Магдалина – Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко “Мария Магдалина”. Размер картины 157 х 121 см, холст, масло. Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц,……
  4. Непорочное зачатие – Эль Греко Художественный стиль позднего Эль Греко уникален и динамичен. Его характеризует явное движение от натурализма к мистической проникновенности. Усилилась тяга художника……
  5. Моденский триптих – Эль Греко Доменико Теотокопули, известный нам под именем Эль Греко, написал триптих, который называли Моденским по месту его хранения, или “Благовещение на……
  6. Аллегория испанской пословицы – Эль Греко “Аллегория испанской пословицы”, – одна из “ночных” картин, написанных Эль Греко в Италии. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы……
  7. Автопортрет – Эль Греко Автопортрет испанского художника Эль Греко. Размер картины 53 x 47 см, холст, масло. Эль Греко Доменико, испанский художник. Грек по……
  8. Исцеление слепого – Эль Греко Произведения на сюжет Исцеления слепого Эль Греко писал, по крайней мере, три раза. Все картины имеют схожую композицию, но различаются……
  9. Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский – Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из……
  10. Святые Апостолы Петр и Павел – Эль Греко Эль Греко – автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов “апостоладос” . К ним тесно примыкает эрмитажная картина……
  11. Похороны графа Оргаса – Эль Греко Икусство прославленного испанского художника, крупнейшего представителя маньеризма Эль Греко долго пребывало в забвении и лишь в начале XX в. было……
  12. Апостол Иаков Зеведеев – Эль Греко Апостол Иаков, сын Зеведеев, был одним из первых учеников, призванных Иисусом. Как и его брат Иоанн, а также Петр и……
  13. Моление о чаше – Эль Греко Художники часто переносят на полотно не то, что видят, а то, что рисует им их собственное воображение. Но живописное пространство……
  14. Троица – Икона Икона точно воспроизводит иконографию и декоративное убранство чудотворного образа работы преподобного Андрея Рублева. Его знаменитый оклад является самостоятельным произведением лучших……
  15. Вид и план Толедо – Эль Греко Особого внимания заслуживает пейзаж из Дома-музея Эль Греко “Вид и план Толедо” , последнее значительное произведение мастера. Панорамное изображение города,……
  16. Вознесение – Эль Греко На сороковой день после Воскресения собрались апостолы в одном доме, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он……
  17. Апостол Павел – Эль Греко Апостол Петр не был призван Христом, как Его 12 учеников, во время земного служения. Сначала в Новом Завете его называют……
  18. Дама в мехах – Эль Греко Вероятно, “Дама в мехах” – первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма……
  19. Успение Богородицы – Эль Греко Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию……
  20. Троица Ветхозаветная – Симон Ушаков Внизу на лицевой стороне иконы греческая надпись: “…в лето от Адама 7180, а от Рождества Христова 1671, октября 16, тщание……

Описание картины Святая Троица – Эль Греко.

Источник: https://art.goldsoch.info/svyataya-troica-el-greko/

Эль Греко

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Художник стоял на пороге нового коренного перелома в своей жизни. В расцвете творческих сил тридцатишестилетний Эль Греко весной 1577 года уехал в Испанию.

Существуют разные предположения о причинах этого переезда. Несомненно, что он связывал честолюбивые мечты с работой в Эскориале, строительство которого было в ту пору в самом разгаре.

Путь Эль Греко в Испанию был предначертан самой судьбой.

Огромная колониальная держава Габсбургов переживала упадок. Долгие годы деспотии Филиппа II внесли в испанское искусство чувство трагического разлада.

Именно в Испании, центре Контрреформации и католической реакции, создавалась почва для наиболее острого выражения того дисгармонического ощущения мира, которое знаменовало собой кризис гуманистического идеала Возрождения.

Заложенный в искусстве Эль Греко заряд необычайного достиг в Испании наивысшего творческого выражения.

Испания предстала перед ним страной совершенно неведомой; не зная испанского языка, он объяснялся через переводчика.

Прожив некоторое время в Мадриде, в ту пору невзрачной, хаотично застраивающейся новой столице, не получив ни одного значительного заказа в Эскориале, Эль Греко переехал в Толедо, где его ждала интересная работа.

Он получил от Диего де Кастильо, декана капитула Толедского собора, с сыном которого Луисом подружился в Риме, два почти одновременных крупных заказа.

Эти первые работы — алтарные картины для церкви Санто Доминго эль Антигуо (1577-1578) и Эсполио (1578) для сакристии Толедского собора — еще хранили отзвуки итальянской традиции, но уже обнаружили необычность изобразительных приемов.

Венчавшая когда-то алтарь церкви композиция большого и высокого полотна Троица (1577-1578) следует тому типу изображения этого сюжета, который называется «Престол милосердия».

Осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, величественный Бог-Отец восседает на престоле и держит на коленях словно опадающее вниз безжизненное тело Христа. Эль Греко использовал здесь гравюру Альбрехта Дюрера 1511 года.

Но в атлетически сильной и пластически совершенной фигуре Христа заметно влияние Микеланджело. Картина создает настроение возвышенной и сдержанной скорби. Мертвый Христос сохраняет идеальную красоту, следы его крестных мук почти незаметны.

Горестное отчаяние ангелов выражено условной мимикой лиц. Опорой им служат достаточно плотные облака. В цветовом решении художник в значительной мере еще следует венецианской системе колорита.

В главной картине алтаря Вознесение Марии (1577-1578) Эль Греко использовал некоторые композиционные элементы венецианской Ассунты (1518, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) Тициана.

Но в отличие от редкой соразмерности, всепроникающей гармонии знаменитого полотна Тициана здесь все кажется словно смещенным, проникнутым внутренним беспокойством.

Фигура Марии, еще венецианская в своей основе, не подхвачена общим мощным движением, а довольно крупная и массивная, как бы балансирует на столь неустойчивой опоре, как узкий полумесяц. Пространство затеснено, изображение подчинено плоскости первого плана.

Сохраняя телесность, формы приобрели неожиданную линейную резкость; что-то угловатое и острое угадывается в очертаниях фигур апостолов, в их длинных одеждах с негнущимися складками, в жестких косых линиях втиснутого между ними пустого открытого саркофага. Напряженность всей группы оттеняется ликующей красочностью светлого и звонкого колорита, превосходящего венецианцев интенсивностью цветового звучания.

Исходивший от капитула Толедского собора заказ на картину Эсполио для ризницы сакристии стал почетным для неизвестного живописца, ибо этот знаменитый огромный готический собор издавна считался сокровищницей художественной культуры Испании.

В этом произведении особенно заметно нарушение классических норм. Редкий сюжет, когда перед казнью солдаты-палачи срывают с Христа одежды, лишен внешнего действия. Гибель главного героя неотвратима. В центре композиции атлетическая фигура Христа в винно-красной одежде плотно окружена взволнованной толпой.

Сжатые стеной человеческих тел два разбойника запечатлены как бы в состоянии душевной невменяемости. Сопоставление их странных полубезумных лиц и светлого, обращенного к небу лика Христа составляет психологическую кульминацию картины.

Читайте также:  Литературный музей, украина, одесса - расположение на карте и описание

Художник стремится увидеть не столько близкое и далекое, сколько низкое и высокое.

Горизонт приближен почти к уровню верхней рамы, земля поднимается отвесно, и фигуры словно соскальзывают вниз; толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним, головы разномасштабны, расположенные сзади подчас крупнее передних. Приближенные к плоскости холста фигуры усилены цветом.

На фоне общей сумрачно-сизой тональности горят крупные пятна красного, синего, зеленого, желтого. Яркие, звучные краски сочетаются с приглушенными, изысканными полутонами, которые достигают редкой красоты в золотистом плаще и серо-сиреневом платье Марии Магдалины.

Мерцающие рефлексы на доспехах стоящего рядом с Христом военачальника как бы фокусируют богатство красок; пурпур хитона Христа угасает в холодном сиянии металла. Отмеченный почти портретной достоверностью образ рыцаря загадочен.

Грубоватый и прозаичный, возможно, он олицетворяет жесткую и непреложную силу закона, но его лицо печально и безучастно, глаза окутаны глубокой тенью, и взор обращен словно в свой собственный мир. Оттенок происходящей драмы, но в более земном и человечном преломлении, виден в нижней зоне картины.

В левом нижнем углу помещены три Марии, справа им противостоит сильная фигура солдата, который приготавливает крест для распятия. Внешне наиболее активный среди остальных, солдат своим полным безразличием к происходящему оттеняет то состояние подавленности, в котором находятся женщины.

Не отрывая глаз, смотрит прекрасная белокурая Мария Магдалина на методическую работу солдата, слегка отстраняя Богоматерь от вида этого страшного зрелища. Эсполио обнаружило присущее Эль Греко стремление к многоплановому решению темы и сложной образной взаимосвязи, к ощущению таинственной и безграничной беспредельности мира — качества, которые отличают его подлинно великие произведения.

После завершения Эсполио соборный капитул затеял длительную судебную тяжбу с живописцем. Почти все его крупные работы, когда дело доходило до их материальной оценки, сопровождались судебными разбирательствами. В спорах с заказчиками сталкивались два разных взгляда на искусство, на труд живописца.

Эль Греко сформировался в итальянской художественной среде с ее традициями высокого представления о назначении искусства и развитым творческим самосознанием мастеров.

Иначе обстояло дело в Испании, где за исключением королевского двора с его придворной школой основными заказчиками были различные монастыри и религиозные братства. В испанском обществе XVI века искусство еще не вышло из границ средневековых представлений о ремесленном мастерстве. Профессия живописца расценивалась как далеко не почетная для человека благородного происхождения.

Высокая оценка произведений Эль Греко вызывала протест церковников Толедо, она была им просто непонятна. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.

С необычным упорством, обнаруживая незаурядную волю и присущую ему живую находчивость ума, он вступал в длительные тяжбы с заказчиками и обычно выходил из них победителем.

Следует подчеркнуть, что возражения священнослужителей порождались, по их мнению, нарушениями традиционной иконографии, тогда как необычные изобразительные приемы Эль Греко не вызывали сомнения или неприязни.

Жизнь Эль Греко в Толедо требовала от него как бы постоянного самоутверждения. Сам образ этой жизни, его привычки, поведение, траты, судебные процессы с заказчиками — все вызывало удивление его сограждан, кое-что казалось чудачеством, а многое, возможно, осуждалось и порождало зависть. Художник и в самом деле вел себя независимо.

Уже в 1578 году родился его любимый и единственный сын Хорхе Мануэль, матерью которого была, видимо, молодая аристократка Херонима де Куэвас. Их союз не был освящен церковью, что было большой смелостью в католической Испании. История этой любви окружена тайной.

Имя Херонимы де Куэвас упомянуто только в завещании Эль Греко как матери его сына-наследника. О том, что Херонима могла быть женой Эль Греко и жить в его доме, нет никаких свидетельств. Нет и ее достоверных портретных изображений.

Одно время в научной литературе об Эль Греко существовало устойчивое представление, что прелестная Дама в мехах (Глазго, собрание Максвелл) написана художником при первых встречах с Херонимой. За последние десятилетия автором портрета был признан итальянский мастер.

Исследователи с сожалением восприняли новую атрибуцию, все уже привыкли, что именно такой спокойной, несколько холодноватой красавицей выглядела таинственная толеданка. О том, что она была другой, свидетельствуют работы самого Эль Греко.

Тип женственной Херонимы, ее утонченной натуры преломился художником в условном плане, во многом определил идеал узкого лица с высоким лбом, острым подбородком, разлетом темных бровей, крошечным ртом и огромными глазами. Не следует искать во всех героинях Эль Греко изображение его подруги. Но образ любимой женщины прошел через его творчество, привнеся в него впечатление кротости, серьезности и нежности.

Сыну Эль Греко дал свою фамилию Теотокопули в ее итальянском варианте. Он страстно и слепо любил сына, сделал своим главным помощником, заботился об его карьере, в том числе архитектурной, где Хорхе Мануэль проявил себя плодотворнее, чем в посредственной живописи.

Во многих персонажах мастера угадываются черты Хорхе Мануэля, но специально его портретов он, по-видимому, не писал. Не существует и достоверных автопортретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Таких предполагаемых автопортретов насчитывается более десятка.

Все они спорны, довольно непохожи друг на друга и до сих пор вызывают множество разногласий.

Источник: http://art.liim.ru/hz/hz09_02.html

Эль Греко

Доменикос  Теотокопулос  или  иначе Эль Греко был потомственным византийским богомазом.  Грек по происхождению, но испанец душою, своим трудолюбием и яркой индивидуальностью он при жизни завоевал восхищение и славу. 

Его полотна невозможно спутать ни с какими другими.  Этот художник нашёл свои собственный, неподражаемый  стиль, свою манеру, благодаря которым мы с лёгкостью узнаём  работы его кисти. У персонажей Эль Греко удлиненные лица и тела.

  Как будто какая-то высшая сила вытягивает их к верху. Картины художника выполнены в характерной цветовой гамме, в которой преобладают белый, черный,  синий и голубой цвета.

Его работы очень насыщенны и контрастны, контуры очертаний ярко выделены.

Доменикос Теотокопулос, получивший позднее имя Эль Греко родился и вырос  в королевстве Кандия (так в то время назывался Крит). Тогда остров принадлежал наисветлейшей венецианской республике,  и поэтому Крит  был воплощением определённого духа: сплава  греческой  европейской культур.

Несмотря на то, что первичную школу своего становления как живописца он прошёл в Кандии и в Италии, будучи учеником такого выдающегося мастера возрождения, как Тициан  Тинторетто, свою истинную художественную родину и свое художественное имя Эль Греко он обрёл в Испании.

Сюда он переехал в 1577 году уже достаточно опытным мастером. Испанцы, вдохновлённые гением художника, тут же прозвали его Эль Греко, что с их родного языка переводилось легко, понятно и просто: “грек”.

И, хотя он всё продолжал подписывать свои работы как Доменико Теотокопулос, мировое искусство и мировая культура запомнили его как Эль Греко.

Маленький грек Доменикос, как и большинство гениев мирового изобразительного искусства, проявил  интерес к живописи с ранних лет.

Отец мальчика был весьма состоятельным по тем меркам человеком, а потому мог позволить себе отдать сына на обучение в лучшую художественную мастерскую.

Когда юному греку исполнилось двадцать, он был уже, как сейчас бы сказали, дипломированным специалистом.  Его художественная отрасль касалась миниатюр и фресок.

Уже одна из первых его работ, икона “Успение Богородицы”  отразила процессы, происходившие в культурной и общественной жизни Крита во второй половине XVI века. Когда строгие религиозные традиции Византии соединились с западным искусством, готовым на эксперименты.  Среди канонических православных образов художник написал голубя. Так католики часто изображали святого духа.

Увлечение итальянской живописью побудило юношу покинуть Крит. В ту пору первым художником Венеции считался 80-летний Тициан, которого восторженно называли избранником небес.

  Доменикос поступил в его мастерскую, где освоил технику масляной живописи и основы перспективы, а позднее вошёл в аристократический круг Венеции, а затем и Рима.

  Покровитель талантливого грека, известный художник-миниатюрист Джулио Кловио рекомендовал молодого коллегу кардиналу Фарнезе, и у иностранца появилось множество заказов.

Но однажды заносчивый и самоуверенный Доменикос заявил, что может написать фрески лучше, чем “Страшный суд” Микеланджело.

Конечно же, такое дерзкое, неслыханное заявление вызвало недовольство папы Григория XIII, и коллег по цеху.

Произошёл всплеск негодования общественности Рима из-за которому самонадеянному греку, поправшему итальянское самолюбие пришлось уехать. Но нет худа без добра. Впереди художника ждёт, полюбившая его гостеприимная Испания.

В Толедо, бывшем некогда испанской столицей, и ещё сохранявшем атмосферу особенного города, Эль Греко просят расписать алтарь церкви Санто-Доминго.

  Картины, “Святая Троица” и “Поклонение пастухов” были вышедшие из-под кисти мастера  произвели фурор, после чего эмоциональные испанцы признали Эль Греко талантливейшим живописцем современности.  В Толедо художник нашёл не только славу, но и любовь.

Неизвестно, почему он так и не скрепил браком отношения со своей испанской возлюбленной. Её, красавицу Херониму  де Куэвас художник предположительно изобразил на полотне “Дама в горностаевых мехах”.

Невиданный успех выпал на долю картины Эль Греко “Эсполио”, изображающей Христа перед распятием. Впрочем, заказ доставил художнику и массу неприятностей. Священники кафедрального собора отказались заплатить обещанную крупную сумму.

Они заявили, что некоторые детали картины не соответствуют традиционному толкованию евангелия.

Тем не менее, получив лишь некоторую, небольшую часть денег, художник изменять картину не стал, и принципиально заявил о том, лучше быть бедным, чем не свободным.

Из-за непомерной гордости Эль Греко никогда не писал при дворе. Кланяться и заискивать было не в его стиле. Король, не привыкший к чудачествам и экспериментам, был недоволен новаторской картиной “Мученичество Святого Маврикия”.

Но испанский народ любил и уважал художника. Иностранцу даже присвоили статус жителя.  Он стал учить испанский язык, открыл собственную мастерскую.

Эль Греко оформлял местные храмы, выполняя не только живописные, но и скульптурные, и архитектурные работы.

Художник пользовался доверием толедской знати. Члены именитых семей, писатели и учёные охотно позировали художнику. Их привлекал необычный стиль живописца, за который его прозвали странным художником.  Удлинённые фигуры, вытянутые лица, отказ от  твёрдых правил рисунка и анатомических пропорций.

  Своеобразная манера исполнения  Эль Греко наиболее ярко  раскрывается в  алтарной картине “Погребение графа Оргаса”, ставшей  украшением капеллы Консепсьон при церкви Сан-Тодо.  За 400 с лишним лет полотно ни разу не вывозили за пределы храма.

  Множество людей, приезжающих в Толедо восхищаются этой грандиозной картиной и той тщательностью, с которой художник выписал многочисленные детали.  Безжизненное тело Оргаса, облачено в блестящие рыцарские доспехи.

В них отражается склонившийся над графом Святой Стефан, святой которого побили камнями за веру.  Лики святых полны умиротворения, глубокого сострадания и любви.

Многие церкви Толедо и Мадрида были обязаны Эль Греко своим скульптурным и живописным убранством.  Отдавая дань таланту художника, духовенство смирилось с тем, ч то у Эль Греко есть внебрачный сын и невенчанная жена.

  Благодаря причудливой фантазии Эль Греко, церемония погребения графа, скончавшегося за 250 лет до написания картины, присутствуют современники художника. Многие знакомые живописца с удивлением узнавали себя на этом групповом портрете.

  Эль Греко удалось раскрыть их индивидуальность и богатый внутренний мир.  Среди благородных испанских грандов стоит и сам живописец. Все присутствующие замерли в глубокой задумчивости.

Над головами скорбящих распахиваются небеса и златокудрый ангел уносит  ввысь душу усопшего, изображенную в виде призрачной фигурки. На небесах её примет Иисус Христос. Земное сливается с небесным. Зритель чувствует себя сопричастным происходящему.

Рассказывают, что когда художник-сюрреалист Сальвадор Дали впервые увидел эту картину, он упал в обморок. А Пабло Пикассо, изучая работы испанского грека, испытал настоящий эстетический шок.

Полотно великого Эль Греко “Погребение графа Оргаса” неисчерпаемо по своей глубине.

Это синтез живописи и философии, исторических фактов и преданий, необыкновенной эмоциональности и мастерства художника.

Наталья Орехова

Источник: http://AboutEspana.ru/str/74/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector