Картина «синдики», рембрандт — описание

   Среди многочисленных голландских художников XVII столетия, на века прославившихся своим мастерством, первое место принадлежит Рембрандту. Он велик удивительной простотой и человечностью своего искусства. Средствами живописи он сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные душевные переживания.

   Родился Рембрандт в Лейдене в семье мельника Харменса ван Рейна. Очень рано обнаружилась у мальчика склонность к живописи. Недолго проучившись в Лейденском университете, молодой Рембрандт всецело отдался искусству.

Три года пробыл он в мастерской живописца Сваненбурга, а затем несколько месяцев у амстердамского художника Питера Ластмана. Но больше, чем у них, учился Рембрандт у самой жизни: он пытливо всматривался в окружающий мир, наблюдал за мимикой, жестами людей, изучал эффекты освещения.

Он писал жанровые и религиозные сцены, портреты близких, многочисленные автопортреты (так как собственное лицо казалось художнику удобным объектом для наблюдения и экспериментов). Рембрандт работал масляными красками, карандашом, тушью и пером, большое внимание уделял офорту.
Картина «Синдики», Рембрандт — описание    Урок анатомии доктора Тульпа    В 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и скоро завоевал там известность. Число заказов непрерывно росло. Подобно другим голландским художникам, Рембрандт умел передать реальный мир во всей его конкретности: живо написать человеческое лицо, воспроизвести мягкие складки тканей и холодный блеск металла. Но уже в этот период он во многом превосходит собратьев по кисти не только все растущим мастерством, но и необычайной широтой и разнообразием поставленных задач.

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

   Автопортрет с Саскией

   Традиционная для голландского искусства тема группового портрета в картине Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) приобретает новый характер: единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа; заинтересованные его словами, они сравнивают вскрытый труп с рисунками анатомической книги. Картина воспринимается не как тщательно продуманный по композиции портрет, а как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод. Эта же черта присуща и «Автопортрету с Саскией» (1634), в котором Рембрандт изобразил себя со своей молодой женой. Поднимая бокал и обратившись к тем, кто смотрит на картину, он как бы предлагает разделить с ним его безмерную радость и счастье, делая зрителя невольным участником происходящей сцены.    Все больше и больше отходил Рембрандт от общего уровня и устремлений большинства голландских художников, все чаще приводил в недоумение современников смелостью и новизной своих замыслов. Картина «Синдики», Рембрандт — описание    Ночной дозор    Написанная им в 1642 г. большая картина, получившая впоследствии название «Ночной дозор», должна была представлять собой групповой портрет членов стрелковой гильдии. Однако Рембрандт, отказавшись от принятого в ту пору спокойного расположения фигур и равного изображения всех участников, дал сцену, полную движения. Он остановился на моменте, когда по сигналу тревоги, поспешно и беспорядочно выходят на площадь стрелки, на ходу поправляя оружие. Впереди группы торжественно выступают капитан Банинг Кок и его помощник. Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление подвижной толпы. В результате получился не обычный по типу групповой портрет, а полная жизненной убедительности сцена. Этого-то и не поняли заказчики, крайне недовольные тем, что одни лица видны хорошо, а другие почти скрыты от зрителя. Они считали, что, уплатив художнику равные суммы, должны быть изображены им с равным вниманием. С годами непонимание амстердамскими бюргерами творческих устремлений Рембрандта усилилось. Все меньше получал он крупных официальных заказов. Картина «Синдики», Рембрандт — описание

                                                   Святое семейство

   В том же 1642 г. художник пережил большое личное горе – умерла его любимая Саския, он остался с годовалым сыном Титусом. Много писал его Рембрандт в разных возрастах, отмечая с большой теплотой растущую вдумчивость и пытливость мальчика. В красочной гамме на картинах художника все больше начинают преобладать теперь золотисто-коричневые тона, удивительно богатые своими оттенками. Образы становятся глубже и задушевнее.    В картине Рембрандта «Святое семейство» (1645), хранящейся в Эрмитаже, герои евангельской легенды – Мария, младенец Христос и Иосиф – воплотили по замыслу художника самые обычные и в то же время прекрасные и своей искренности и чистоте человеческие чувства: заботливую нежность матери, ощущение домашнего покоя и уюта, во все времена попятные и дорогие людям.
Картина «Синдики», Рембрандт — описание     Портрет старушки    Огромное место на всем протяжении творчества художника занимает портрет. Вереница лиц: мужских и женских, молодых и старых, почти всегда серьезных и сосредоточенных – возникает перед нами, когда мы рассматриваем обширное портретное наследие Рембрандта. Хранящийся в московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина «Портрет старушки» (1654) – типичный для поздней манеры художника. Скорбный взгляд старой женщины приковывает внимание зрителя безысходностью горя, глубиной мысли, заставляя задуматься над смыслом человеческого существования. Картина «Синдики», Рембрандт — описание    Синдики    Вершиной в развитии голландского группового портрета являются «Синдики» (1661) Рембрандта. Старшины цеха суконщиков изображены в момент обсуждения каких-то важных вопросов. Как индивидуально различны их лица, хотя все они, кажется, охвачены какой-то одной мыслью, одним устремлением! Это впечатление возникает потому, что художник придал общее направление взглядам. Оно подкрепляется удивительным красочным единством коричневато-красных тонов, светом и воздухом, которые, наполняя всю картину, объединяют разные детали произведения в одно неразрывное целое. Картина «Синдики», Рембрандт — описание

                                                Возвращение блудного сына

Картина «Синдики», Рембрандт — описание    Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта. Его офорты на самые различные темы (портреты, пейзажи, бытовые сцены и т. д.) отличаются смелостью и разнообразием художественных приемов.

   Слепой Товий

   Богатые голландские бюргеры – основные заказчики Рембрандта – не поняли и не оценили гениального художника.    Трагически одинокий, почти нищий, Рембрандт умер в 1669 г. Художника похоронили на кладбище для бедняков на общественные средства. Но справедливость восторжествовала: Рембрандта высоко чтут потомки, им гордится не только его родина, но и все человечество.

Источник: http://journal-shkolniku.ru/rembrandt.html

Рембрандт

Творчество гениального Рембрандта (1606—1669) — одна из вершин мировой живописи.

Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени.

Колорит картин Рембрандта зрелого и позднего периода, построенный на сочетании теплых сближенных тонов, переливающихся тончайшими оттенками, свет, трепещущий и концентрированный, как будто излучаемый самими предметами, способствуют необычайной эмоциональности его произведений.

Но особую ценность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту. Рембрандт писал (картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка.

Но в какой бы технике Рембрандт ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями. Своих героев Рембрандт часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство.

Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. Она помогла ему до последних дней создавать произведения, выражающие лучшие устремления голландского народа.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене, в семье владельца мельницы. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман. С 1625 г. Рембрандт начал работать самостоятельно.

Ранние его работы носят следы воздействия Ластмана, иногда — утрехтских живописцев, последователей Караваджо. Вскоре молодой Рембрандт нашел свой путь, ярко обозначившийся в портретах, сделанных главным образом с самого себя и своих близких. Уже в этих произведениях светотень стала для него одним из основных средств художественной выразительности.

Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику, индивидуальные черты.
В 1632 г. Рембрандт перехал в Амстердам и сразу же завоевал известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс).

По существу, это большой групповой портрет врачей, окруживших доктора Тульпа и внимательно слушавших его объяснения на анатомированном трупе. Такое построение композиции позволило художнику передать индивидуальные черты каждого портретируемого и связать их в свободную группу общим состоянием глубокой заинтересованности, подчеркнуть жизненность ситуации.

В отличие от групповых портретов Хальса, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, в картине Рембрандта все персонажи психологически подчинены Тульпу, фигура которого выделена широким силуэтом и свободным жестом рук. Яркий свет выявляет центр композиции, способствует впечатлению собранности группы, повышает экспрессию.

Успех первой картины принес художнику множество заказов, а с ними и благосостояние, которое увеличилось с его женитьбой на патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Одну за другой пишет Рембрандт большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама» (1635, Ленинград, Эрмитаж), парадные портреты.

Его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Он часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Таковы «Портрет Саскии» (ок. 1634 г., Кассель, Картинная галерея), «Автопортрет» (1634, Париж, Лувр), «Автопортрет с Саскией на коленях» (ок.

1636 г., Дрезден, Картинная галерея).

Читайте также:  Любительница абсента, пабло пикассо, 1901

Рембрандт много работал в области офорта, увлекаясь жанровыми мотивами, портретами» пейзажами, создал целую серию изображений представителей социальных низов.

Уже к концу 1630-х гг. обнаружилось тяготение художника к реалистическим образам в картинах большого масштаба. Необычайно жизненное и убедительное решение приобрела мифологическая тема в картине «Даная» (1636, большая часть картины переписана в середине 1640-х гг.

, Ленинград, Эрмитаж). Отказавшись от бурной патетики и внешних эффектов, Рембрандт стремился к психологической выразительности. Богаче стала теплая цветовая гамма, еще большую роль приобрел свет, сообщающий особую трепетность и взволнованность произведению.

С углублением реалистического мастерства художника нарастали его разногласия с окружающей буржуазно-патрицианской средой. В 1642 г.

по заказу роты стрелков он написал большую картину (3,87X-5,2 м), в связи с потемнением от времени красок получившую позже название «Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум).

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Рембрандт. Ночной дозор

Вместо традиционной пирушки с портретами ее участников, где каждый запечатлен со всею тщательностью индивидуальной характеристики, как это делалось ранее, художник изобразил выступление стрелков в поход. Подняв знамя, во главе с капитаном идут они под звуки барабана по широкому мосту у здания гильдии.

Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения.

Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщенным образом голландского народа, воодушевленного сознанием единства и верой в свои силы. Так, групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой художник стремится дать оценку современности.

Он воплощает свое представление о высоких гражданских идеалах, о народе, поднявшемся на борьбу за свободу и национальную независимость. В годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу.

Он стремился создать образ героической Голландии, воспеть патриотический подъем ее граждан. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.

На протяжении 1640-х гг. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.

На смену эффектным драматическим сценам ранних его картин приходит поэтизация повседневного бытия: преобладающими становятся сюжеты лирического плана,, такие, как «Прощание Давида с Ионафаном» (1642), «Святое семейство» (1645,.

обе — Ленинград, Эрмитаж), в которых глубина человеческих чувств покоряет удивительно тонким и сильным воплощением.

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Рембрандт. Святое семейство

Казалось бы, в простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах и движениях художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей, героев.

Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь овеяна дыханием поэзии, подчеркивает настроение тишины, покоя, умиротворенности.

Этому способствуют мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки теплого золотистого колорита.
Глубокой внутренней значительности полны образы графических работ Рембрандта — рисунков и офортов.

С особой силой демократизм его искусства выражен в офорте «Христос, исцеляющий больных» (ок. 1649 г., «Лист в сто гульденов», назван так вследствие высокой цены, которую приобрел на аукционах).

Поразительна проникновенность трактовки образов больных и страждущих, нищих и бедняков, которым противопоставлены самодовольные, богато одетые фарисеи. Подлинный монументальный размах, живописность, тончайшие и резкие контрасты светотени, тональное богатство отличают его офорты и рисунки пером, как тематические, так и пейзажные.

Огромное место в поздний период занимают простые по композиции, чаще всего поколенные портреты родных и близких, в которых художник сосредоточивает вниманий на раскрытии душевного, мира портретируемых.

Много раз он пишет Хендрикье Стоффелм, выявляя ее душевную доброту и приветливость, благородство и достоинство — такова, например, «Хепдрикье у окна» (Берлин, Музеи). Часто моделью служит его сын Титус, болезненный, хрупкий юноша с нежным одухотворенным лицом. В портрете с книгой (ок. 1656 г.

, Вена, Художественно-исторический музей) образ будто пронизан солнечными лучами.

К числу самых проникновенных относятся портрет Брейнинга (1652, Касеель, Галерея), молодого златокудрого человека с подвижным лицом, озаренным внутренним светом, и портрет замкнуто-печального Яна Сикса (1654, Амстердам, собрание Сикса), словно остановившегося в раздумье, натягивая перчатку.

К этому типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик, выражением самых неуловимых движений души. Благородной простоты и величественности исполнен «Автопортрет» Венского музея (ок. 1652 г.); в «Автопортрете» из Лувра (1660), художник изобразил себя размышляющим, сосредоточенно печальным.

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Рембрандт. Автопортрет. Лувр

В это же время был написан портрет старушки, жены брата (1654, Ленинград, Эрмитаж), портрет-биография, который говорит о трудно прожитой жизни, о суровых днях, оставивших свои красноречивые следы на морщинистом лице и натруженных руках этой много видевшей и пережившей женщины. Концентрируя свет на лице и руках, художник привлекает к ним внимание зрителя, раскрывая духовное богатство и человеческое достоинство портретируемых. Почти все эти портреты не заказные: с каждым годом заказов становилось все меньше.

Последнее десятилетие — самая трагическая пора жизни Рембрандта; объявленный несостоятельным должником, он поселяется в беднейшем квартале Амстердама, теряет своих лучших друзей и близких. Умирают Хендрикье и сын Титус. Но обрушившиеся на него несчастья не могли остановить развития творческого гения художника.

Самые глубокие и прекрасные произведения им были написаны именно в это время. Групповой портрет «Синдики» (старейшины цеха суконщиков, 1662, Амстердам, Рейкс-музеум) завершает достижения художника в этом жанре.

Его жизненная сила — в глубине и характерности каждого из портретируемых, в естественности композиции, ясной и уравнове¬шенной, в скупости и точности отбора деталей, в гармонии сдержанного цветового решения и вместе с тем в создании цельного образа группы людей, объединенных общностью интересов, которые они защищают.

Необычный ракурс подчеркивает монументальный характер изображения, значительность и торжественность происходящего.

К позднему периоду относится и ряд больших по размеру тематических полотен мастера: «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, Стокгольм, Национальный музей), историческая композиция, изображающая вождя племени батавов, которые считались предками нидерландцев, поднявшего в 1 в. народ на восстание против Рима, а также картины на библейские сюжеты: «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, Москва, ГМИИ).

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Рембрандт. Возвращение блудного сына

Сюжет библейской притчи о блудном сыне привлекал художника и раньше, он встречается в одном из его офортов. Но только к концу жизни пришел Рембрандт к глубочайшему его раскрытию.

В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.

Потрясающе просто решение этой большой по размеру композиции, где главные герои словно озарены внутренним светом, где жест рук отца, вновь обретшего сына, выражает его бесконечную доброту, а сникшая фигура странника в грязном рубище, прильнувшего к отцу,— всю силу раскаяния, трагедию исканий и потерь.

Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям, как завет, великий голландский художник.
Влияние искусства Рембрандта было громадным.

Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карель Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.
В то время как величайший голландский художник, вступив в конфликт с буржуазным обществом, умер в нужде, другие живописцы, овладев мастерством правдивой передачи изображаемого, сумели добиться прижизненного признания и благополучия.

Сосредоточив свои усилия в области того или иного жанра живописи, многие из них создали в своей области значительные произведения.

Источник: https://artiques.ru/content/rembrandt

Рембрандт Харменс вам Рейн (1606-1669)

Как ни велико значение творчества Халса в истории голландской живописи,
но его славу в глазах потомства затмевает другой голландский художник —
Рембрандт Харменс ван Рейн. Его произведения, живописные и графические,
разнообразные по сюжетам и глубине характеристик, составляют одну из вершин
европейского и мирового искусства, одно из наиболее высоких достижений
в развитии реализма.

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Рембрандт. Автопортрет с Саскией. Ок. 1635. Холст, масло. Картинная
галерея. Дрезден.

Родился Рембрандт в Лейдене в семье мельника Харменса ван Рейна. Очень
рано обнаружилась у мальчика склонность к живописи. Недолго проучившись
в Лейденском университете, молодой Рембрандт всецело отдался искусству.

Три года пробыл он в мастерской живописца Сваненбюрха, а затем несколько
месяцев у амстердамского художника Питера Ластмана.

Но больше, чем у них,
учился Рембрандт у самой жизни: он пытливо всматривался в окружающий мир,
наблюдал за мимикой и жестами людей, изучал эффекты освещения.

Он писал
жанровые и религиозные сцены, портреты своих близких и портреты богатых
заказчиков, многочисленные автопортреты (собственное лицо казалось художнику
удобным объектом для наблюдения и экспериментов). Рембрандт работал масляными
красками, карандашом, пером и кистью, а также в совершенстве владел техникой
офорта (см. ст. «Графика»).

В 1632 г. Рембрандт переехал в Амстердам и скоро завоевал там известность.
Число заказчиков непрерывно росло. Подобно другим голландским художникам,
Рембрандт умел живо написать человеческое лицо, воспроизвести мягкие складки
тканей и холодный блеск металла. Но уже в этот период он во многом превосходит
по глубине и разнообразию замыслов своих собратьев по кисти.

Читайте также:  Брак в кане галилейской, паоло веронезе

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Рембрандт. Ночной дозор. 1642. Холст, масло. Рейксмюсеум. Амстердам.

В традиционный для голландского искусства жанр группового портрета Рембрандт
своей картиной «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Музей Маурицхейс, Гаага)
вносит новые черты: единое чувство внимания и интереса объединяет слушателей
доктора Тюлпа. Увлеченные его словами, они сравнивают вскрытый труп с рисунками
в анатомическом атласе. Картина воспринимается не как тщательно продуманный
по композиции портрет, а как убеждающий своей непосредственностью жизненный
эпизод.

Эта же черта присуща и «Автопортрету с Саскией» (ок. 1635, Картинная
галерея, Дрезден), в которой Рембрандт изобразил себя со своей молодой
женой за пиршественным столом.

Поднимая бокал, он как бы обращается к тем,
кто смотрит на картину, и предлагает разделить с ним его безмерную радость
и счастье. Он делает зрителя невольным участником происходящей сцены.

Потоки
света, играющие на лицах и дорогих тканях одежд, нежные переливы золотистых
и красноватых тонов усиливают праздничное настроение картины.

Задачи, которые ставит перед собой Рембрандт, не похожи на устремления
большинства других голландских художников. Он все чаще поражает современников
смелостью и новизной своих замыслов.

Стремясь ко все большей и большей
одухотворенности образов, Рембрандт жертвует внешними подробностями и декоративными
эффектами, пренебрегая подчас и требованиями заказчиков.

Показательна в
этом отношении история с картиной, получившей впоследствии название «Ночной
дозор» («Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга»,
1642, Рейксмюсеум, Амстердам). Эта большая картина должна была представлять
собой групповой портрет членов стрелковой гильдии.

Однако Рембрандт, отказавшись
от принятого в то время равного расположения фигур и статичного изображения
всех участников, задумал сцену, полную движения. Он остановился на моменте,
когда как бы по сигналу тревоги поспешно и беспорядочно выходят на площадь
стрелки, на ходу поправляя оружие. Впереди группы торжественно выступают
капитан Баннинг Кок и его помощник.

Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление подвижной толпы.
Не столько портретные характеристики отдельных персонажей стремится передать
здесь художник, сколько хочет создать впечатление взволнованности, внезапности
события.

Этого-то и не поняли заказчики, недовольные тем, что одни лица
видны хорошо, а другие почти скрыты от зрителя. Заказчики считали, что
если они уплатили художнику равные суммы, то должны быть изображены им
с равным вниманием.

Начиная с этой картины непонимание амстердамскими бюргерами
творческих устремлений Рембрандта будет усиливаться все больше и больше.

Все реже будут обращаться к нему с крупными официальными заказами. Но
конфликт с господствующей средой не уменьшит творческой энергии мастера
и вплоть до последнего года своей жизни он будет создавать замечательные
по силе эмоционального воздействия и правдивости реалистические произведения.

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Ок. 1668 — 1669. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Ленинград.

В год создания картины «Ночной дозор» художник пережил большое личное
горе — умерла его любимая жена Саския. Он остался один с годовалым сыном
Титусом. Рембрандт много писал его в разном возрасте, отмечая с большой
теплотой растущую вдумчивость и пытливость мальчика.

В 40-х годах в картинах Рембрандта преобладают золотисто-коричневые
тона, удивительно богатые по своим оттенкам. Трактовка сюжетов и характеристики
людей становятся глубже и задушевнее.

В картине Рембрандта «Святое семейство» (1645), хранящейся в Эрмитаже,
в образах героев евангельской легенды — Марии, младенца Христа и Иосифа
— воплощены самые обычные и прекрасные в своей искренности и чистоте человеческие
чувства — нежность и заботливость матери, ощущение домашнего покоя — то,
что во все времена понятно и дорого людям. Обстановка комнаты предельно
проста, это жилище бедного плотника, который тут же занят своим ремеслом.
Не только в подобных картинах, но и в своих многочисленных рисунках Рембрандт
всегда с огромной симпатией изображал людей из народа, всегда сочувствовал
старости и одиночеству.

Огромное место в творчестве художника занимает портрет. Рембрандт оставил
нам замечательную галерею лиц — мужских и женских, молодых и старых, но
почти всегда серьезных и сосредоточенных.

В отличие от Франса Халса, как
бы мгновенно фиксирующего в своих портретах определенное выражение лица
человека, Рембрандт в облике портретируемого обобщает свои наблюдения и
размышления над его переживаниями и над жизнью. Это своего рода портрет-биография.

Таков, например, «Портрет старушки» (1654, ГМИИ им. Пушкина, Москва). Свет
выделяет в картине лицо старой женщины, ее скорбный взгляд приковывает
внимание зрителя безысходностью горя, глубиной мысли, заставляет задуматься
над смыслом существования.

Рембрандт показывает доброту и человечность
ничем не знаменитого человека. Красота душевная преображает усталое, морщинистое
лицо и делает его привлекательным.

Вершина в развитии голландского группового портрета — картина «Старейшины
суконного цеха, или так называемые синдики» Рембрандта (1662, Рейксмюсеум,
Амстердам). Старейшины цеха суконщиков изображены в момент обсуждения каких-то
важных вопросов.

Как различны их лица, хотя все они охвачены какой-то одной
мыслью, одним устремлением! Это впечатление возникает прежде всего потому,
что все, кого изобразил художник, смотрят в одном направлении. Они смотрят
на тех, кто как бы находится перед картиной и к кому обращены слова синдика,
помещенного в центре группы.

Таким образом, зритель, рассматривающий эту
композицию, становится своего рода участником происходящего: ведь на него
обращено внимание действующиих лиц. Причем все они по-разному смотрят,
слушают выступающего, по-разному выражают свои чувства жестами и мимикой.
Все пространство картины наполнено светом и воздухом.

Единая коричневато-красная
гамма, то затухающая, то вспыхивающая местами тончайшими оттенками цвета,
объединяет все части произведения в одно неразрывное целое.

К последним и наиболее совершенным картинам художника принадлежит большое
полотно, хранящееся в Эрмитаже, — «Возвращение блудного сына» (ок. 1668
— 1669). Евангельская притча о юноше, который ушел из родительского дома,
растратил свое состояние и жалким, униженным вернулся к отцу, вырастает
у Рембрандта в большую общечеловеческую тему.

Нельзя без волнения смотреть
на лицо полуслепого отца, его дрожащие старческие руки и фигуру сына, выражающую
глубокое и искреннее раскаяние. Благородная идея любви к униженному и страдающему
человеку раскрыта здесь в поразительных по жизненной убедительности образах.

Личные невзгоды не сломили мастера, а придали особую силу и мастерство
его поздним произведениям.

Помимо живописи на всем протяжении своего творчества Рембрандт уделял
большое внимание офорту (см. ил. на с. 19). Ив этой области круг
тем его был тоже чрезвычайно разнообразен.

Исполненные им в технике офорта
портреты и пейзажи, бытовые и религиозные сцены всегда отличались смелостью
и новизной художественных приемов. Художник добивается в них замечательного
богатства светотени, исключительной выразительности в лаконизма линий.

В небольших по размерам офортах Рембрандт создал сложные, глубоко реалистические
образы.

Богатые голландские бюргеры — основные заказчики Рембрандта — не поняли
и не оценили гениального художника. Трагически одиноким, почти нищим умер
Рембрандт в 1669 г. Художника похоронили на кладбище для бедняков на общественные
средства. Но справедливость восторжествовала: Рембрандта чтут потомки,
им гордится не только его родина, но и все человечество.
 

Источник: http://ickust.claw.ru/shared/icks/1610.htm

Синдики цеха суконщиков

1661. Рейксмузеум, Амстердам.

Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины ►

Живопись эпохи барокко Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Синдики цеха суконщиков». Размер группового портрета 191,5 × 279 см, холст, масло. «Ни символа, ни драмы, ни малейшего повествовательного элемента: пятеро мужчин, сидящих за покрытым красной скатертью столом и беседующих о своих делах… Прощай идеал…

Здесь – только живопись! Ей одной принадлежит первенство в этом произведении, она одна возвышает картину до вершин художественного совершенства.

Что же особенного в этой картине? А то, что живописец Рембрандт чисто художественными средствами – краской, светом, тенью – создал пространство на гладкой поверхности холста, пластически изобразил фигуры, размышляющие и беседующие между собой, неся в себе пламя бессмертия…

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Их называют шталмейстерами, синдиками или хранителями свинцовой печати цеха суконщиков. Собрались они для обсуждения цеховых дел, но с таким же успехом они могли бы обсуждать судьбы мира, проблемы реформации веры, политики Европы, торговли с Ост-Индией, вопросы науки или изящных искусств.

Такие личности противостояли королевскому дому Австрии и Испании» (Теофиль Бюргер-Торе).

Вокруг книги с образцами тканей (она – одновременно и аллегория бюргерских достоинств и справедливого правления) собрались уверенные в себе представители власти, обязанные этим не княжеской благосклонности, а собственной решительности, собственной смышлённости, собственной сноровке.

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

«То, что придаёт этим головам особую привлекательность, это – нечто затаённое, некий вид собственного мышления, особый взгляд на внешне-зримое, индивидуальный, в зависимости от темперамента: иронически и высокомерно смотрит сидящий на левом краю, серьёзно и с плохим настроением – изображённый рядом с ним, несколько привставший. Некий налёт благосклонности в лице сидящего в центре, безразличен, с отвлечёнными мыслями, далёкий от всего меркантильного сидящий рядом с ним юноша с большими глазами и полными чувственными губами. Последний, наконец, изображён со скучающе-презрительной миной» (Рихард Гаманн). Перед нами – пользующиеся достижениями всех страданий и побед народа, легендарный прообраз которых возвышенная ирония Рембрандта воплотила в том же году в «Заговоре батавов», превратив их в этой картине в яркое олицетворение крупной буржуазии своего времени.

Читайте также:  Амедео модильяни, биография и картины

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_35.html

Рембрандт

Рембрандт Харменс Ван Рейн (родился 15 июля 1606 г. в Лейдене; умер 4 октября 1669 г.

в Амстердаме), как и фламандец Питер Пауль Рубенс, считается величайшим живописцем эпохи барокко к северу от Альп и одним из самых плодовитых художников в истории искусства.

Помимо бесчисленных работ его мастерской и учеников (например, «Человек с золотым шлемом»), часто в совершенстве имитирующих руку мастера, «подлинное» наследие художника составляют более 250 картин, почти 300 гравюр и около 1000 эскизов.

Творчество Рембрандта пришлось на «Золотой век» Голландии, когда в XVII в. происходил бурный расцвет экономики, культуры и торговли.

Отличительная черта почти всей станковой живописи Рембрандта – кроме новых композиционных схем. новой интерпретации традиционных, часто библейских тем и большой эмоциональной выразительности жестов и лиц, – это так называемая живопись светотени.

Эту технику Рембрандт перенял у итальянского мастера Караваджо (1571-1610) при изучении творчества его последователей, «утрехтских караваджистов».

Они создавали такие картины, как «Фома неверующий» (Хендрик Тербрюгген) или «Терновый венец Иисуса» (Герард ван Хонторст; обе находятся в Королевском музее).

Рембрандт добивался глубокого эмоционального воздействия при помощи приема, называемого «кьяроскуро» (светотень), при котором неясный источник света, обычно чисто условный, создает контраст между большими площадями темного, почти черного фона и яркими освещенными пятнами.

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

Уличный артист изображает живой памятник Рембрандту.mp1

Ниже дается краткое описание самых знаменитых произведений Рембрандта в Королевском музее:

Автопортрет молодого человека

Чаще, чем какой-либо другой художник XVII в., Рембрандт изображал самого себя: известны свыше 40 картин маслом, по меньшей мере 31 гравюра и бесчисленные рисунки на эту тему.

«Автопортрет молодого человека» (1628 г.) был создан им по возвращении в Лейден после шестимесячного обучения у амстердамского художника Питера Ластмана, писавшего на исторические темы.

В Лейдене Рембрандт открыл собственную художественную мастерскую.

Ночной дозор

Известнейшая картина Рембрандта и одна из самых знаменитых картин во всем мире – это «Ночной дозор» (1642 г.).

Это название может ввести зрителя в заблуждение, ведь первоначально картина называлась: «Капитан Франц Баннинг Кок отдает своему лейтенанту приказ к выступлению отряда горожан» – неуклюжее, но абсолютно точное описание сюжета, которое после окончания работы было отклонено заказчиком. Тема произведения взята из старой традиции групповых портретов гильдии стражников.

Но вместо того, чтобы искусно и ярко изобразить поставленных рядом отдельных людей (как в «Синдиках цеха суконщиков»), Рембрандт создал новаторское, сюжетное произведение, резко отличающееся от обычных групповых портретов, в котором общая взаимосвязь персонажей преобладает над отдельными характерами.

Так, многие фигуры сильно укорочены в перспективе и загорожены руками и оружием; некоторые стоят на заднем плане или находятся в движении, например, заряжают ружья или взводят курки. Чтобы придать действию больше динамичности, мастер вместо 19 членов роты рисует более 30 фигур, среди которых выделяется маркитантка с чертами лица, похожими на Саскию ван Эйленбург первую жену Рембрандта.

Группа людей с фигурой капитана посередине смотрится сейчас довольно статично, что не было предусмотрено Рембрандтом: картина размером 359×438 см была сначала значительно больше, и для того, чтобы она могла помещаться в небольшом зале ратуши, ее сильно обрезали по сторонам (например, справа, возле барабанщика). Прежде центральная ось картины была значительно смещена вправо, что создавало иллюзию приближения стражников.

Синдики цеха суконщиков

Последний групповой портрет, написанный Рембрандтом в традиционной манере, «Синдики цеха суконщиков» (1662 г.), как и «Ночной дозор», отражает стремление голландской зажиточной буржуазии увековечить себя.

Читающие свои отчеты начальники гильдии суконщиков изображены на картине рядом, равноценно и очень индивидуально.

Очень скупо использованы средства перспективы, разве что в изображении стола снизу и около панели уходящей назад стены.

Еврейская невеста

Одно из выдающихся поздних произведений, очень часто упоминаемых среди работ Рембрандта, – это картина «Еврейская невеста» (1666 г.). В середине XIX в.

существовала версия, что на картине изображен еврей, отец невесты, отдающий свою дочь замуж; в наши дни картина воспринимается как интерпретация сюжета из Ветхого Завета, а именно «Исаак и Ребекка».

Рембрандт почти полностью отказывается от внешнего фона, архитектурного или ландшафтного – только полные чувственности жесты новобрачной пары притягивают взгляд.

Источник: http://indbooks.in/mirror3.ru/?p=183036

Картина Синдики

Картина «Синдики», Рембрандт — описание

  • Кто автор: Рембрандт
  • Как называется картина: Синдики
  • Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
  • В каком году написана(когда): в 1662
  • Оригинальное название картины на английском: De Staalmeesters
  • Холст
    Рейксм.
  • юзеум

Описание картины «Синдики»

«Синдики» (нидерл. De Staalmeesters) — групповой портрет из Рейксмюзеума, написанный в 1662 году Рембрандтом по заказу раз в год выбираемых членов амстердамской гильдии суконщиков, призванных смотреть за качеством тканей, сделанных и окрашенных в городке.

В доме, где собирались текстильные цехи (изготовители шелка, саржи, сукна) был собственный зал совета. Синдики заказали Рембрандту портрет для зала суконщиков.

Группа синдиков состояла из членов различных религиозных общин и включала в себя 2-ух католиков, ремонстранта, кальвиниста и меннонита, избранных на свои должности со страстного четверга 1661 года по страстной четверг 1662 года.

Синдики пожелали, чтоб портрет был выполнен в классическом стиле, когда все персонажи посиживают за столом с обязательным слугой и изображаются анфас. Рембрандт выполнил все требования заказчиков, и картина провисела в зале суконщиков больше века — до 1771 года, после этого она переехала в ратушу.

Набросок Рембрандта к «Синдикам»

Но живописец, находясь в жестких рамках, смог проявить своё мастерство.

Сохранилось огромное количество предварительных рисунков, Рембрандт находил и нашёл необыкновенное решение: стол развернут под углом, с него свешивается шикарное сукно.

Синдики в шапках с широкими полями и слуга размещены вокруг 2-мя треугольниками. Они заняты очень принципиальным делом и только зритель принудил их всех повернуть головы и посмотреть на вошедшего.

Все лица кропотливо выписаны и просто узнаваемы. В центре за бухгалтерской книжкой председатель Виллем ван Дуйенбург (Willem van Doeyenburg 1616—1687). Вперед наклонился меннонит Волькерт Янс (Volckert Jansz 1605—1681).

Последний слева — католик Якоб ван Лоон (Jacob van Loon 1595—1674). Йохим де Неув (Jochem de Neve 1629—1681) держит страничку бухгалтерской книжки. Кошель с монетами в руке Арнаута ван дер Мия (Aernout van der Mye 1625—1681).

Слуга — Франс Бель (Frans Hendricksz. Bel 1629—1701).

На картине, кроме бухгалтерской книжки и набитого кошеля, есть ещё один принципиальный знак. На стенке висит картина с изображением маяка, роль которого в гильдии играют синдики.

Литература

Поль Декарг. Рембрандт. «Молодая гвардия», 2000.
Мелисса Рикетс. Рембрандт. «Айрис-Пресс», 2006.
А. Вержбицкий. Творчество Рембрандта

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-sindiki.html

Синдики — это… Что такое Синдики?

«Синдики» (нидерл. De Staalmeesters) — групповой портрет из Рейксмюзеума, написанный в 1662 году Рембрандтом по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков, призванных следить за качеством тканей, произведенных и окрашенных в городе.

В доме, где собирались текстильные цехи (изготовители шелка, саржи, сукна) был свой зал совета.

Группа синдиков состояла из членов разных религиозных общин и включала в себя двух католиков, ремонстранта, кальвиниста и меннонита, избранных на свои должности со страстного четверга 1661 года по страстной четверг 1662 года.

Эта группа заказала Рембрандту портрет для зала суконщиков. Они пожелали, чтобы портрет был выполнен в традиционном стиле, когда все персонажи сидят за столом с непременным слугой и изображаются анфас.

Рембрандт выполнил все требования заказчиков, и картина провисела в зале суконщиков больше века — до 1771 года, после чего она переехала в ратушу.

Рисунок Рембрандта к «Синдикам»

Однако художник, находясь в жестких рамках, сумел проявить своё мастерство.

Сохранилось множество подготовительных рисунков, Рембрандт искал и нашёл необычное решение: стол развернут под углом, с него свешивается роскошное сукно.

Синдики в шляпах с широкими полями и слуга расположены вокруг двумя треугольниками. Они заняты очень важным делом и только зритель заставил их всех повернуть головы и взглянуть на вошедшего.

Все лица тщательно выписаны и легко узнаваемы. В центре за бухгалтерской книгой председатель Виллем ван Дуйенбург (Willem van Doeyenburg 1616—1687). Вперед наклонился меннонит Волькерт Янс (Volckert Jansz 1605—1681).

Крайний слева — католик Якоб ван Лоон (Jacob van Loon 1595—1674). Йохим де Неув (Jochem de Neve 1629—1681) держит страницу бухгалтерской книги. Кошель с монетами в руке Арнаута ван дер Мия (Aernout van der Mye 1625—1681).

Слуга — Франс Бель (Frans Hendricksz. Bel 1629—1701).

На картине, помимо бухгалтерской книги и набитого кошеля, есть ещё один важный символ. На стене висит картина с изображением маяка, роль которого в гильдии играют синдики.

  • Поль Декарг. Рембрандт. «Молодая гвардия», 2000.
  • Мелисса Рикетс. Рембрандт. «Айрис-Пресс», 2006.
  • А. Вержбицкий. Творчество Рембрандта
  • Картина на сайте Рейксмюзеума

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1627857

Ссылка на основную публикацию