Библейские пророки — разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога слова предвозвещения будущего, наставления или утешения.
В Ветхом Завете описаны и чудеса, совершенные пророками, даже случаи воскресения из мёртвых. Пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы (3Цар. 17:17-24), пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (4Цар.
4:18-37) и один человек воскрес, коснувшись костей Елисея, когда погребавшие бросили его в гроб пророка (2Цар. 13:20-21).
В священной истории пророки упоминаются с ранних времен, Священное Писание пророками именует первых ветхозаветных патриархов Еноха, Ноя, Авраама, Иакова, Моисея.
В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля, наравне с царем и священником до времени Боговоплощения.
Эта традиция отразилась в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать – малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софронии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (I Макк. 9.
27), Израиль воспринимает это как “великую скорбь” и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования.
Христос, а затем и апостолы, постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”.
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Влияние К. П. Брюллова очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на Большую золотую медаль «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы», 1856, ГРМ).
Драматический сюжет (тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), динамика жестов и мимики героев, особенное звучание пурпурного цвета и другие особенности заставляют вспомнить автора «Последнего дня Помпеи» с его романтической патетикой.
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6).
Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней. „И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.
Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.
И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду.
Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“ Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“.
(1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).
***
Пророк Илия встречает сарептскую вдову у ворот города. Илия возвращает воскрешенного сына матери Александр Андреевич Иванов. 1840-ые, конец — 1857. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 29,5х23,9. Третьяковская галерея, Москва На листе авторские надписи — указание на источники. Относится к циклу библейских эскизов (конец 1840-х-1857), которые поступили в галерею в 1927 году из Московского Румянцевского музеи, куда были подарены С.А. Ивановым, братом художника, в 1877 году. Источники: А. Иванов. Из собрания государственной Третьяковской галереи/Изобразительное искусство: Москва — 1984
painting.artyx.ru
***
Библейское предание повествует, что сына Сарептской вдовы воскресил пророк Илия, а его последователь пророк Елисей воскресил сына Сонамитянки.
Сонамитянка, веря в силы пророка Елисея, отправилась к нему. По её просьбе пророк пришёл к ней в дом «запер дверь за собою, и … Воскрешённого ребенка Елисей вернул Сонамитянке, «она упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла» (4 Цар.4:37).
***
Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа, близ Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках.
К пророческому служению был призван Господом на 15 году своей жизни и 23 года пророчествовал, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. За грозные предсказания иудейские старейшины бросили его в зловонный ров.
При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает.
Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества, а через некоторое время был насильно уведен иудеями, искавшими спасения от междоусобиц, в Египет. Там за предсказание, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось.
Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию. Еще одно предание гласит, что пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.
***
Видение Пророка Эзекиля (Иезекииля). Михаил Врубель. 1906 г. Бумага, уголь
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Видение пророка Иезекииля — насыщенная мистической символикой картина явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, открывающая одноимённую книгу в составе пророческих книг Библии. Книга была составлена Иезекиилем во время т. н. вавилонского плена, после того как Иудейское царство было в 587 до н. э.
завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II и многие иудеи уведены в плен. Рассказывается, что видение было пророку, когда он находился «среди переселенцев при реке Ховаре» (Иезек.
1, 1), оно сопровождалось всевозможными природными потрясениями: «бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (1, 4).
Среди этого огня Иезекиилю явились четыре таинственных животных, каждое из которых имело четыре лица — человека, льва, тельца и орла, и четыре крыла, два из которых покрывали их тела и руки, два же других, скрещиваясь, скрывали от взора нечто, что они одновременно защищали и несли и откуда исходил огонь и сияние молнии.
Животные двигались с быстротой молнии, «каждое по направлению лица своего», никогда во время своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них пророк увидел колёса с «высокими и страшными» ободьями, полными глаз, устроенные как «колесо в колесе» и двигающиеся вместе с животными во все стороны.
Над головами животных было «подобие свода, как вид изумительного кристалла», откуда раздавался голос; над сводом было подобие престола, на котором пророк узрел сияющее радужным огнём подобие человека. «Такое было видение подобия славы господней», — заключает Иезекииль, после чего он «пал на лицо своё и услышал глас глаголющего», призывавший его на пророческое служение (2, 1-5). dic.academic.ru
***
Сусанна, застигнутая старцами в купальне. Басин Петр Васильевич. 1822 г.
www.artsait.ru
Сусанна и старцы. Лапченко Г. И. (1796-1876). 1832 г. Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Сусанна и старцы» — вершина творчества Григория Игнатьевича Лапченко. После ее демонстрации художник стал широко известным и получил официальное признание — живописцу присвоили звание академика. Вполне заслуженно. Позировала для картины будущая жена художника — итальянка Виттория Кальдони. Вскоре после написания картины художник ослеп. Nearyou.ru
Сюжет спасения от смерти благочестивой жены Сусанны, оклеветанной двумя старцами-судьями, связан с пророком Даниилом. Старцы возымели похоть к Сусанне и, спрятавшись, дожидались ее в купальне в саду, куда она ходила каждый день после обеда.
Когда она заперлась, чтобы искупаться, судьи вышли из укрытия и поставили ее перед выбором: либо удовлетворить их страсть, либо идти на казнь, потому что они всем расскажут, что она заперлась с молодым человеком. Сусанна выбрала смерть, но не грех.
Когда толпа собралась на казнь, голос в защиту невинной поднял Даниил. Народ позволил Даниилу допросить судей. На вопрос, под каким деревом они застали Сусанну с любовником, они дали разные ответы. Клеветники были сами умерщвлены, а невинная жена спасена.
С этого дня пророк Даниил стал велик перед народом.
Сусанна и старцы Егоров А.Е. 1814 г. Гравюра
- Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Государственный Русский музей
Пир Валтасара Суриков Василий Иванович. 1874 г. Холст, масло. 81 x 140.
Одно из пророчеств Даниил сделал внуку вавилонского царя Навуходоносора, разрушившего Иерусалим, Валтасару. Однажды во время пира тот приказал принести сосуды, вынесенные его дедом из Иерусалимского храма.
Валтасар со своими гостями стал пить из них вино, прославляя идолов, а не Истинного Бога. И вдруг увидел, как из воздуха появилась рука, писавшая слова на стене царского чертога. Никто из призванных мудрецов не мог прочесть и понять написанное.
Когда послали за Даниилом, он прочитал надпись «мене, текел, фарес», и растолковал эти слова: мене — значит исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел
— ты взвешен на весах, и найден очень легким; фарес — разделено царство твое и
дано Мидянам и Персам.
В ту же ночь, предсказание сбылось, Валтасар был убит, а Дарий Мидянин вместе с Киром Персидским принял
царство.
Пророк Даниил обличает жрецов бога Вила перед царем Навуходоносором. Николай Петрович Ломтев. 1858 г. Холст, масло. 43 х 35,7.
Слева внизу подпись: N. Л.
Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 300.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Название не совсем точно отражает время очередного пророчества Даниила. На самом деле оно было сделано не Навуходоносору, а царю Киру, сменившему Дария Мидянина, унаследовавшего царство от внука Навуходоносора Валтасара.
Кир почитал дар Даниила и однажды спросил его, почему он отказывается поклоняться вавилонскому богу Вилу. Даниил ответил, что он верует в Бога Живого, а не в глиняного идола, сверху медного.
На это царь ответил, как же Вил не живой, если каждый день ему подносят двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец
и вина шесть мер, и все это исчезает утром. Жрецов было 70 кроме жен и детей, они и предложили царю храм опечатать и убедиться, что подношения за ночь исчезнут.
Тогда Даниил повелел насыпать на пол храма пепел в тайне от жрецов. Когда утром царь вошел в храм, Даниил обратил его внимание на следы, которыми был усеян пол. оказалось, что жрецы через потайной подземный ход приходили за дарами. По приказу Кира жрецов казнили, идола уничтожили.
Пророк Аввакум, несомый ангелом, и Даниил во рву львином.
Владимир Лукич Боровиковский. Икона. Южная дверь иконостаса. Не окончена. Дерево, масло. 282 х 72 Поступила: в 1906 из Троицкой церкви на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-3187.
Государственный Русский музей Каталог 138-145.
Иконостас из придела Святого Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. 1824-1825. Деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы на Смоленском кладбище в Петербурге была построена в первой половине 1820-х на месте деревянной церкви во имя Святого Архистратига Михаила, где ранее стоял деревянный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (1756-1792).
Троицкая церковь имела три придела: главный — во имя Святой Троицы; второй — во имя Святого Архистратига Михаила; третий (под сводами) — во имя Святых. мучеников Сергия и Вакха. Иконы и резьба иконостаса, предназначавшиеся Боровиковским в дар строящейся церкви, исполнялись на средства художника.
Работа была начата в 1824, однако четыре из шести икон остались незавершенными и после смерти художника находились в его мастерской.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36677.html
Источник: http://www.ippo.ru/christian-culture/bibliya-izo/vz/4
Ге Н.Н. «Суд царя Соломона». Описание картины
1854 г. Холст, масло. 147×185 см. Киевский государственный музей русского искусства, Киев, Украина.
Описание картины Ге Н.Н. «Суд царя Соломона»
В 1850 году Николай Ге поступает в Академию художеств, наконец, выбрав между математикой и искусством, к коим у него в равной степени имелись незаурядные таланты.
Надо отметить, что попал в академию живописец в очень неудобный момент – в обучении царила непоследовательность и нетребовательность. Политика заведения загоняла юных художников в строгие рамки, предлагая классические сюжеты и образцы.
Такая вот подражательность неизменно губила творческую индивидуальность.
Николай Ге решил сразу – если уж подражать, то лучшим художникам. Одним из его авторитетов был Карл Брюллов – живописец, который первым прославил русскую живопись на всю Европу. Картина «Суд царя Соломона» — яркий пример работы «под Брюллова».
Сюжетная линия полотна очень известна – эта библейская притча, повествующая о том, как две женщины пришли делить младенца.
Каждая доказывала, что именно она является настоящей матерью, и тогда мудрый Соломон стал вершить свой суд: пусть ребёнка рассекут на две части, и каждой достанется поровну.
Первая женщина оступилась, пусть другая забирает малыша, лишь бы он не был погублен, а вторая согласилась с решением царя. Так стало понятно, кто есть истинная мать ребёнка, ей и был он отдан.
Вся картина написана в ярком, красочном стиле. Композиция, жесты, мимика, «говорящие» фигуры – в каждом элемента работы читается строгое следование классическим канонам.
В картине много ярких контрастных цветов, которые позволяет выстроить колористическую гармонию – белые одеяния царя, голубое платье второй женщины, которая перекликается с подушкой под ногами Соломона.
Самыми эмоциональными героями картины являются два младенца – один мертвый, а другой живой, над которым и вершил свой провокационный суд мудрый царь.
Кульминация полотна – настоящая мать в белом одеянии и красной накидке с разведёнными руками, которая согласна отдать своё дитя другой, лишь бы сохранить ему жизнь.
Николая Ге называли «брюлловистым студентом», при этом в прозвании читался комплимент, нежели усмешка. Однако уже очень скоро, Ге отойдёт от подражания кому бы то ни было, найдя свой авторский стиль и неповторимую манеру, сохранив при этом почтение и уважение к Карлу Брюллову на всю жизнь.
Лучшие картины Ге Н.Н.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/ge-n-n/ge-n-n-sud-carya-solomona/
Царь соломон в живописи и графике
?
Category: Оригинал взят у vanatik05 в Царь соломон в живописи и графике.Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.
(Экклезиаст, 4)
Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, но и просто всем образованным людям, далеким от религии, но знающим историю. Образ третьего царя объединенного Израильского царства, при котором оно достигло своего наивысшего расцвета, всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов. Сцены из его жизни и деяний встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, в произведениях многих великих художников.
Я уже писала пару лет назад об отце Соломона, великом царе Давиде, смелом воине и строителе Иерусалима, талантливом музыканте и неистовом любовнике, суровом правителе и коварном искусителе. (http://vanatik05.livejournal.com/13262.html).
Помните, как он, увидев моющуся Вирсавию (Бат Шеву), жену одного из своих военачальников Урии Хаттеянина, воспылал к ней любовью и возжелал ее, велел привести к нему, а мужа отправил на верную смерть.
От любви этой и родился Соломон (Шломо) или Иедидия (Возлюбленный Богом), которому Давид по просьбе Вирсавии и по настоянию пророка Натана обещал передать царствование, в качестве искупления своего греха, совершенного по отношению к Вирсавии и ее мужу.
По правилам царем должен был стать Адония, старший сын от Хагит, но он был замешан в заговоре, и после воцарения Соломона был убит за попытку переворота. Еще при жизни Давид выполнил свое обещание и передал власть своему младшему сыну Соломону в 965 году до н.э.
Соломон стал третьим царем государства, объединявшего Израиль и Иудею и простиравшегося от Египта на юге до середины нынешней Сирии на севере. Он был очень молод и попросил Бога дуть ему мудрость для успешного царствования и достижения процветания своего государства. Ответил ему Бог так: «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои.» (Книга Царств. 3.12).
И мудрый Соломон стал царствовать, используя не столько силу оружия, сколько торговлю и «брачную дипломатию», так для установления хороших отношений с Египтом он сделал дочь фараона своей первой женой, закончив таким образом пятисотлетнюю вражду между евреями и египтянами. И впоследствии Соломон брал в жены представительниц других народов для поддержания добрососелских отношений. Считается, что его гарем состоял из 700 жен и 300 наложниц, и был он неутомим в любви, «потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных».Тут надо упомянуть одно имя, до сих пор вызывающее споры, воспетое самим Соломоном и многими великими мыслителями, поэтами, писателями, художниками — Суламифь, Суламита (שולמית)
Главный источник, дающий нам представление о Суламифи, воспевающий ее и прославляющий в веках — Книга «Песнь Песней» Соломона — 30-я часть Танаха, 4-я книга Ктувим. «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! …Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!..»
Cуществовала ли такая девушка на самом деле, действительно ли Соломон увидел ее в винограднике, влюбился без памяти и описал свою любовь в «Песне Песней», не является ли этот образ собирательным и не отсылает ли нас к имени Соломона само имя Суламифи?»Весенних токов хмель, и цвет, и ярь.Холмы, сады и виноград, как рама.Со смуглой Суламифью — юный царь.Свистит пила, встают устои храма…»Максимилиан Волошин («Соломон».1924)Во всяком случае в еврейской традиции «Песнь песней» входит в канон и основным ее смыслом является любовь Бога к еврейскому народу и каждому еврею в отдельности. В таком случае не очень понятны многочисленные упоминания в тексте частей человеческого тела и описания ласк, но оставим это на совести интерпретаторов, вспомним строчки Пушкина, навеянные великим текстом: В крови горит огонь желанья,Душа тобой уязвлена,Лобзай меня: твои лобзаньяМне слаще мирра и вина.1825. А.С.ПушкинЧерез царство Соломона проходили важные торговые пути, что помогало налаживать связи с соседними и даже дальними государствами и развивать мореходство. Соломон приступил к строительству Храма в Иерусалиме, что из-за божеского запрета не посмел когда-то осуществить Давид.Кедры для строительства, кипарисы и золото Поступали из Тира финикийского (город на юге нынешнего Ливана), а туда вывозили растительное масло и зерно. Унаследовав от отца большую и сильнуью, но в основном земледельческую страну, Соломон превратил ее в мощное экономически развитое государство с разветвленными международными связями, расширил Иерусалим и возвел в нем главную святыню еврейского народа — Храм, дважды разрушенный впоследствии врагами (Первый Храм — в 586 г.до н.э. вавилонянами и Второй — в 70 г.н.э. римлянами)Слухи о богатстве и мудрости Соломона достигли ушей прославленной властительницы легендарной страны Сабы на Аравийском полуострове — царицы Савской, и она решила своими глазами удостовериться в правдивости слухов о необычайной мудрости царя, подготовив для него загадки. Например, в еврейском источнике «Мидраш мишлей» упоминается такая загадка: «Женщина сказала своему сыну: „твой отец — мой отец, твой дед — мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра». Ответ Соломона: «Эта мать — одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца». Снарядив корабли многочисленными дарами, пряностями и благовониями, которыми славилась Саба, црица (а по другим источникам просто посланница, которой для переговоров с царем придали временно статус правительницы) отправилась к Соломону, от воли которого зависело безопасное прохождение караванов по торговым путям.Этот сюжет использовали в своем творчестве многие великие художники, он — один из самых распространенных, приведу несколько примеров, а остальные можно увидеть в прилагаемом видеоролике.Легенды говорят, что любвеобильный царь Соломон не смог устоять пеоед чарами царицы, страстно влюбился в нее, а она ответила ему взаимностью, забыв о мудрости и цели своего визита. «Что тут Савская царица,Соломонова подруга,Эфиопская педантка,Что умом блистать стараласьИ загадками своими,Наконец, уж надоела!» (Г.Гейне «Принцесса Шабаш») Но ходили слухи, которые вначале мешали Соломону приблизить к себе царицу, будто бы у нее вместо ног козлиные копыта, что свидетельствовало о ее дьявольском происхождении. Поэтому якобы Соломон специально в зале, где он должен был принять царицу, сделал прозрачный пол с водой и рыбками под ним. Царица должна была пройти по нему, обязательно подняв платье и обнажив ноги.В результате она так и сделала, оказалось, что у нее обычные ножки, только очень волосатые. Соломон сказал «Красота твоя — красота женщины, а волосы — волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается». Но это не помешало ему не только полюбить ее но и стать отцом их общему сыну. Царица Савская уехала через некоторое время к себе на родину, где и родила сына, которого в эфиопских легендах считают родоначальником общины «фалашей» — эфиопских евреев, потомков царя Соломона и некоторых его вельмож, уехавших вместе с царицей Савской.Широко известен сюжет о Суде царя Соломона, он вдохновил многих художников разных эпох и стилей. Вкратце история такова. У двух блудниц, живших в одном доме, почти одновременно родились младенцы. Одна из них нечаянно придавила во сне ребенка, он умер, и обезумевшая мать подложила его спящей подруге, забрав у нее ее сына. Обнаружив утром подмену, мать обратилась за помощью в суд, где царь Соломон велел подать меч и сказал: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин не могла допустить гибели малыша и готова была уступить его другой, лишь бы он был жив. «Вот настоящая мать!» провозгласил Соломон, указав на нее, и велел отдать ей младенца.И не раз еще приходилось Соломону решать возникающие споры , мудр был царь. Но со временем начал он подпадать под влияние своих многочисленных жен, привезенных из разных стран и поклонявшихся разным божествам и идолам. И случилось так, что Соломон в угоду одной из жен, на то время любимой, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный им Богу, ведь именно верное служение Богу было условием наделения Соломона мудростью, богатством и славой.Прогневался Бог за это, но не стал наказывать народ его до окончания царствования Соломона, как он обещал некогда Давиду. В последние годы царствования Соломона, а был он властителем почти 40 лет, наметился экономический спад, строительство Храма и дворцов, расширение Иерусалима, содержание большой армии слуг, чиновников, управляющих и надсмотрщиков истощало казну. Он даже вынужден был расплатиться не золотом и товарами, а несколькими городами на севере страны с Хирамом Тирским. Соломон все чаще уединялся, предавался размышлениям, подводил итоги.Он царь, он маг, он зодчий, он поэт…Но достиженья жизни — иллюзорны,Нет радости: «Всё суета сует».Максимилиан Волошин («Соломон».1924)«И предал я сердце мое тому,чтобы познать мудростьи познать безумие и глупость;Узнал, что и это — томление духа.Потому что во многой мудрости много печали;И кто умножает познания, умножает скорбь».( 33-я часть Танаха, 7-я книга Ктувим)Соломон умер по некоторым сведениям в возрасте 52 лет (это несколько не соответствует утверждениям, что он правил 40 лет), и почти сразу же после его смерти начался экономический и политический кризис, на севере страны вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). По преданию, в соответствии с притчей, когда-то Соломон попросил одного придворного мудреца помочь ему справиться с гневом и унынием, которые его иногда охватывали. Мудрец дал ему кольцо, на которое он должен был в такие минуты посмотреть. На нем было написано: «Все проходит» (הכל עובר), а на внутренней стороне «Пройдет и это» (גם זה יעבור)В мае 2012 года в 30 км к юго-западу от Иерусалима, на общей площади в 23 гектара обнаружены во время раскопок остатки древнего города времен царя Давида. Обнаруженные там строения и предметы 3000-летней давности являются самым ранним свидетельством Иудейского царства и показателем еврейской веры в тот библейский период.»Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.»Книга Притчей Соломоновых ( 28-я часть Танаха, 2-я книга Ктувим)Как и всегда, предлагаю посмотреть музыкальный видеоклип по теме:
Ссылки: 1.http://www.jearc.info/wiki
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Queen_of_Sheba?uselang=ru2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8C_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0http://www.erusalim.ru/solomon.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0
Источник: https://picturehistory.livejournal.com/1903583.html
Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах
Посреди классического православного иконостаса расположен образ «Спас в силах». Как и следовало ожидать, Христос находится в центре внимания христиан.
Господь восседает на царском троне в окружении бесплотных сил – святых ангелов. Не все знают, что корни у этой иконы ветхозаветные.
Икона передает нам то, что было когда-то открыто пророку Иезекиилю в мистическом видении. Рассказывает диакон Павел Сержантов.
Книга Иезекииля не из легких даже на фоне других библейских книг. Она дошла до нашего времени со многими разночтениями. Впрочем, пусть этими тонкостями занимаются специалисты, я к их числу не принадлежу.
Пророк Иезекииль
Диакон Павел Сержантов
Лучше я подчеркну, что именно с Иезекииля начинается жанр апокалиптической литературы. Самый знаменитый Апокалипсис, конечно, принадлежит апостолу Иоанну, – насколько трудно он читается, многие могут подтвердить. Весь жанр апокалиптики заставляет читателя усердно потрудиться и впоследствии признать, что мы пока многие апокалиптические тексты не можем понять.
Пророк Иезекииль описывает свой высокий мистический опыт. Старается подобрать подходящие для этого слова и образы из нашей обыденной жизни. Ему трудно. И нам тоже. С этими образами у читателей постоянно возникают трудности.
Посмотрим, как пишет сам пророк, пишет и тут же оговаривается: «Над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем (греч. омиома ос идос анфропу анофен)» (Иез. 1:26).
Конечно, это не был обыкновенный человек, даже если он имел царское достоинство и потому восседал на престоле. Его мистический трон Сидящего несли высшие ангельские силы. Значит, Он выше ангелов. Но Кто выше ангелов? Один Бог. Значит, на престоле Иезекииль как бы видел Бога? Да.
И в то же время Сидящий на престоле назван «подобием человека». То есть Сидящий одновременно является Иезекиилю как Бог и как Человек. Для христиан понятно, отчего такое может быть. Иезекииль видел Богочеловека и записал пророчество о Христе. Вот почему в Церкви пророчество Иезекииля запечатлено на иконах «Спас в силах».
Образы пророческой книги
Многое в книге Иезекииля объясняет то обстоятельство, что книга родилась в Вавилонском плену. Иезекииль был священником, но в Вавилоне он не мог священнодействовать, ведь Иерусалимский храм остался где-то на родине, где-то далеко. Во время плена Господь не только попустил народу Своему пострадать за грехи, но и утешил. Видение Иезекииля как раз утешало отягченные сердца.
Иерусалимский Соломонов храм был построен как преемник скинии Господней, возведенной пророком Моисеем. Слава Господня, как облако, наполняла святую скинию, с которой люди совершали исход, и наполняла храм, выстроенный в Святом граде. Иезекиилю тоже открылась слава Господня, на чужой земле он молился Создателю, и ему отверзлись небеса.
В пророчестве Иезекииля мы читаем о священном шествии ангелов с престолом Божиим: «Идеже аще бяше облак, тамо бяше и дух (греч. пневма), еже шествовати: шествоваху и животная, и колеса воздвизахуся с ними» (Иез. 1: 20) [1]. Колеса и животные окружают престол Божий, на котором сидит Спаситель.
Знакомые библейские образы: дух, который властно действует, как движущая сила, как мощный ветер; облако нисходит с неба на иссохшую землю и дает всем прохладу и животворную влагу.
Образ колес не такой уж знакомый. Ясно, что колесница служит символом быстроты и силы. Колесницы в войнах того времени – аналог наших танков в годы Великой Отечественной войны.
Пророк Иезекииль видит Господа на престоле, который движется подобно боевой колеснице. Колеса престола не бездушные механизмы, а некие ангельские силы. Они могут мгновенно двигаться во все стороны, они «исполнены очей», то есть все видят. Это отнюдь не слепая сила.
Что всё перечисленное значит? – Господь не остался где-то далеко позади, в Иерусалиме, Он не порвал отношения со Своим народом. Он скоро приходит к людям повсюду, Он близко. Вот великая утешительная весть!
Посмотрите на икону Спаса, престол Божий носим ангелами, престол находится на бесплотных колесах. Рядом с ним и другие ангельские силы. Например, животные, упомянутые в приведенной по-славянски цитате. «Подобие четырех животных» (Иез.
1:5) обозначает некие живые существа (греч. зоон), тоже бесплотные, хотя и имеющие облик человека, скота, зверей земных и птиц небесных. Как известно многим, человек, орел, телец и лев – символы четырех евангелистов.
На иконе «Спас в силах» они тоже есть.
Число четыре традиционно обозначает весь мир, вселенную. В самом деле, весь мир можно мысленно обойти, если двигаться: 1) вперед, 2) назад, 3) направо, 4) налево. Вот почему у ангелов в пророчестве четыре крыла, четыре лика… Это означает всесторонность их ангельского служения.
Пророк созерцал в Вавилоне престол Божий, объятый Светом, пламенем, блеском молнии. На православной иконе «Спас в силах» отображено много пламенно-красного цвета и еще золотого, к ангелам на иконе простерты лучи Божества.
Сферу тварного бытия, наполненного ангельскими силами, на иконе прорезывает «подобие ромба» – пространство, в которое вписан престол с Сидящим Творцом. Бог присутствует в мире, но Он превосходит наш мир. Он больше мира. Бог всеобъемлющий, Он держит мир в Своей власти.
Спас в силах. Икона Андрея Рублева
Что потом?
Увидел пророк великую Божию славу, услышал «яко глас Бога Саддаи» (Иез. 1:24) [2]. Пал ниц, поклонился Создателю. Получил повеление встать и принять трудную и благодатную миссию пророка.
Бог послал Иезекииля помогать людям – отыскать выход из духовного тупика, вернуться из плена на свободу.
1. Я привел цитату из славянского текста. Он следует греческой Септуагинте и в этом стихе расходится с еврейским текстом. Ср. Синодальный перевод: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах» (Иез. 1:20).
2. Славянский текст дает еврейское имя Божие в греческом прочтении, с заменой звука «ш» на «с». Эль Шаддай (евр.: Бог Крепкий, то есть Бог Всемогущий) – одно из библейских имен Божиих.
Согласно изданиям Немецкого библейского общества в Септуагинте и в еврейском Танахе нет этого имени у Иез. 1:24. Ср.
с Синодальной Библией, где имя присутствует, переведенное на русский язык: «Я слышал… как бы глас Всемогущего» (Иез. 1:24).
Вы прочитали статью Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах.
Источник: https://www.pravmir.ru/prorok-iezekiil-uvidel-spasa-v-silah/
Суд царя Соломона | Великие художники
11.10.2015
- Николай Ге «Суд царя Соломона», 1854
- Музей Русского Искусства, Киев
- Романтизм
Во времена учебы Николая Ге в Академии художеств многие студенты подражали Карлу Брюллову , и Николай тоже преклонялся перед творчеством этого великого мастера, особенно любил его знаменитую «Помпею», считая ее идеалом. Первые картины, созданные под влиянием любимого живописца, оказались великолепны.
Не зря юношу в Академии называли самым «брюлловистым» из студентов, и это была отнюдь не насмешка. Два художника ни разу в жизни не встречались лично, но Ге подробно изучал творчество Брюллова и пользовался его рекомендациями, услышанными от позировавших тому натурщиков.
Эту любовь Николай Николаевич сохранил до конца своих дней, хотя вскоре перестал кому-либо подражать.
Полотно «Суд царя Соломона» написано в абсолютно брюлловском, ярком и красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты – произведение выполнено по всем академическим канонам.
Соломон был сыном прославленного царя Давида и правил Иудейским царством в 10 веке до рождества Христова. Именно Соломон построил первый Иерусалимский храм. Но особенно прославился этот царь свой мудростью.
Однажды во сне услышал Соломон голос Бога, который сказал ему: «Проси, что дать тебе». Царь попросил мудрости, чтобы справедливо управлять своим народом. И потому, что Соломон не попросил себе никаких личных благ, таких, как долголетие или богатство, Бог исполнил его просьбу, сделав Соломона мудрейшим из царей.
Однажды привели на суд к Соломону двух женщин с грудным младенцем. Они жили в одном доме и с разницей в три дня родили сыновей. Но у одной из них ночью ребенок умер. Первая женщина утверждала, что ее соседка подменила детей, забарав ее живого ребенка себе.
Вторая утверждала, что ничего такого не делала, а ночью умер ребенок первой женщины.
Как в этой ситуации было разобраться, кто из двух женщин говорит правду и является настоящей матерью ребенка? Без свидетелей истину было установить невозможно, а генетического анализа в то время не существовало.
Тогда Царь Соломон велел принести меч и разделить ребенка между двумя женщинами, разрубив его пополам. Услышав о таком решении, первая женщина закричала, чтобы ребенка не убивали, а отдали ее соседке. Вторую же это решение удовлетворило. «Пусть будет ни мне, ни тебе» – сказала она.
Источник: https://greatartists.ru/sud-tsarya-solomona/
Соломон — это… Что такое Соломон?
Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб.
سليمان Сулайман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н.
э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.
Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов[1].
Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом — «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем — «совершенный», «цельный»).
Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») — символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией[2].
Библейское повествование
Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чем пишет Иосиф Флавий[3].
Прямых археологических свидетельств, рассматривающихся как исторические свидетельства его существования не обнаружено, его имя связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором и нескольких городов, строительство которые связывали с его именем[4].
За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет[5][уточнить] после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой[6]. По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр.
При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями[7][8]. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира — богатство, женщины, недюжинный ум[9][10].
Приход к власти
Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.
Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида.[11] Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар.1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал.
[12] После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах.
Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.
Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.
Внешняя политика
Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск[9].
Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финийским царём Хирамом.
Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом[9]. Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.
Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками». В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила».
После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном.
Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см. Соломонова династия).
Считается, что Соломон покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона.
Конец царствования
Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки.
Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли.
За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.
Соломон умер в 928 году до н. э. в возрасте 62 лет. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.
Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя[9].
Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).
Соломон в исламе
Основная статья: Сулайман
Согласно Корану Сулейман (Сулайман) был сыном пророка Давуда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над всеми существами, включая джиннов.
Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя.
Неслучайно многие мусульманские монархи носили его имя.
Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, понимавший язык зверей, которые подчинялись ему»[13]. В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.
Символика
Основные статьи: Звезда Давида, Печать царя Соломона
Звезда Соломона
По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.
В оккультизме пентаклем с названием «Звезда Соломона» принято считать 12-и конечную звезду. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ, благодаря чему пентакль помогал в интеллектуальной работе и усиливал таланты. Эти знаки широко использовались в магии, алхимии, Каббале и прочих мистических учениях.
Образ в искусстве
Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г.
Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно — оперу. А. И.
Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).
Примечания
- ↑ Эти тексты находятся в русле древневосточной литературы мудрости (en) и имеют соответствия в Древнем Египте. Вероятно, в создании этих текстов принимали участие писцы, знавшие иностранные языки и знакомые с литературными традициями соседних народов.
- ↑ 2Пар.12:24,25
- ↑ Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона.
- ↑ В середине XX века раскопками в нескольких городах Израиля были обнаружены фрагменты сооружений, которые стали связывать с именем Соломона. Однако на рубеже XX и XXI века эта связь была опровергнута.
- ↑ The Age of Solomon: Scholarship at the Turn of the Millenium (ed. Lowell K. Handy). Brill Academic Publishers, 1997. ISBN 9789004104761. Page 49.
- ↑ Solomon (king of Israel) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ Roger S. Nam. Portrayals of Economic Exchange in the Book of Kings. Brill Academic Publishers, 2012. ISBN 9789004223936. Page 133.
- ↑ Megan Bishop Moore, Brad E. Kelle. Biblical History and Israel's Past.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12249